Российская Федерация. Российский парламент


Парламент России Википедия

Тип Тип Палаты Руководство Председатель Совета Федерации Председатель Государственной думы Структура Членов Совет Федерации Фракции Государственная дума Фракции Совет Федерации Комитеты Государственная дума Комитеты Выборы Совет Федерации Система голосования Государственная дума Система голосования Совет Федерации Последние выборы Государственная дума Последние выборы Сайт
Федеральное собрание Российской Федерации
двухпалатный парламент
Совет ФедерацииГосударственная дума
Валентина Матвиенко с 21 сентября 2011
Вячеслав Володин, Единая Россия с 5 октября 2016
620(в т. ч.: 170 в Совете Федерации,450 в Государственной думе)
     Внефракционные (170)

10 комитетов и 3 комиссии

Комитеты

  • по конституционному законодательству и государственному строительству
  • по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
  • по обороне и безопасности
  • по международным делам
  • по бюджету и финансовым рынкам
  • по экономической политике
  • по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
  • по социальной политике
  • по науке, образованию и культуре
  • по Регламенту и организации парламентской деятельности

Комиссии

  • по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых членами Совета Федерации
  • временная комиссия по развитию информационного общества
  • временная комиссия по вопросам совершенствования законодательства России о СМИ
  • временная комиссия по вопросам развития законодательства России об инженерной и инжиниринговой деятельности
  • временная комиссия по мониторингу реализации ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты России по вопросам обеспечения транспортной безопасности»
  • временная комиссия по вопросам подготовки и проведения в 2018 году в России чемпионата мира по футболу
  • временная комиссия по мониторингу экономического развития
  • временная комиссия по подготовке предложений по совершенствованию семейного кодекса России
  • по конституционному законодательству и государственному строительству
  • гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
  • по труду, социальной политике и делам ветеранов
  • по бюджету и налогам
  • по финансовому рынку
  • по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
  • по вопросам собственности
  • по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
  • по энергетике
  • по транспорту
  • по земельным отношениям и строительству
  • по промышленности
  • по науке и наукоёмким технологиям
  • по образованию
  • по культуре
  • по физической культуре, спорту и делам молодёжи
  • по охране здоровья
  • по делам женщин, семьи и детей
  • по аграрным вопросам
  • по обороне
  • по безопасности и противодействию коррупции
  • по международным делам
  • по делам СНГ и связям с соотечественниками
  • по Регламенту и организации работы Государственной думы
  • по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
  • по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
  • по природным ресурсам, природопользованию и экологии
  • по делам общественных объединений и религиозных организаций
  • по делам национальностей
назначается по территориальному признаку
смешанная
12 декабря 1993
18 сентября 2016
www.gov.ru

Федеральное собрание Российской Федерации — парламент Российской Федерации, представительный и законодательный орган государственной власти России.

Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции России. Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой (нижняя палата Федерального собрания Российской Федерации) и Советом Федерации (верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации), согласно статье 95 Конституции Российской Федерации. Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации). Палаты заседают в различных зданиях, но могут собираться совместно для заслушивания посланий президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации).

Структура Федерального собрания России

Федеральное собрание состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации.

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта России: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 85 субъектов, следовательно, 170 членов Совета Федерации). При этом, одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы.

Согласно новой редакции ст. 95 (ч. 2, 3, 4) Конституции России, в Совет Федерации входят теперь и, так называемые, представители Российской Федерации, назначаемые Президентом, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов России.

Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — пять лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.

Федеральное собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

  1. Для заслушивания посланий Президента Российской Федерации;
  2. Для заслушивания посланий Конституционного суда Российской Федерации;
  3. Для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Денежное содержание парламентариев

В законе о статусе депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации сообщается, что денежное содержание депутатов и сенаторов приравнивается к денежному содержанию министров.

Парламентский центр

С середины 2000-х годов в России обсуждается идея объединить в одном здании Парламентского центра Государственную думу и Совет Федерации[1][2]. В 2012 году идею поддержал президент Дмитрий Медведев[3]. Причинами для строительства нового здания назывались теснота рабочих кабинетов парламентариев, удалённое расположение необходимых для их работы служб по десяти адресам в Москве и желание руководства страны перенести органы власти из центра города для уменьшения дорожных заторов[3].

Для размещения рассматривались разные районы Москвы: Кутузовский проспект, Фрунзенская набережная, «Москва-Сити», Тушинский аэродром, Красная Пресня (на месте стадиона), Москворецкая набережная (на месте Военной академии Ракетных войск или гостиницы «Россия»), площадка у посёлка Коммунарка[2], парк «Музеон» и Софийская набережная. В сентябре 2014 года была выбрана территория в Мнёвнической пойме, что опротестовали экологи[4].

Выбрать проект будущего здания предлагалось членам обеих палат парламента, Федеральной службе охраны, Управления делами президента России на основе архитектурного конкурса[5]. Но поданные работы вызвали у парламентариев эстетические разногласия, разрешить которые не помог и повторно проведённый конкурс[6].

Сложности вызвал и вопрос финансирования. Изначально предполагалось строить Парламентский центр на средства частного инвестора, который затем получит в собственность здания Государственной думы и Совета Федерации с возможностью возведения на их месте гостиниц или других объектов. Однако по замечанию архитектурного критика Григория Ревзина, Государственная дума расположена в здании Совета труда и обороны 1935 года постройки, авторства Аркадия Лангмана, памятника архитектуры, который охраняется государством и не может быть снесён[6].

Начать работу Парламентский центр может к 2020 году[7]. По другим данным, строительство отложено на неопределённый срок из-за сложной экономической ситуации в стране[5].

Издания Федерального собрания

Для освещения своей деятельности издаются:

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Российская Федерация

Родился 4 февраля 1964 года в рабочем поселке Алексеевка Хвалынского района Саратовской области.

В 1986 году окончил Саратовский институт механизации сельского хозяйства имени М.И.Калинина, факультет организации и технологии ремонта машин по специальности «инженер-механик». В конце 80-х годов аспирант, ассистент, старший преподаватель, доцент института.

В 1990 году избран депутатом Саратовского городского совета.

В 1992 году назначен управляющим делами, заместителем главы администрации Саратова.

В 1993 году перешел на работу в Поволжский кадровый центр (с 1995 года – Поволжская академия государственной службы).

В 1994 году избран депутатом Саратовской областной Думы, избран заместителем председателя Саратовской областной Думы.

С апреля 1996 года – вице-губернатор, первый заместитель председателя правительства Саратовской области.

В декабре 1999 года избран депутатом Государственной Думы третьего созыва.

В сентябре 2001 года возглавил фракцию «Отечество – Вся Россия».

В декабре 2003 года избран депутатом Государственной Думы четвертого созыва по Балаковскому одномандатному избирательному округу (Саратовская область).

В декабре 2007 года избран депутатом Государственной Думы пятого созыва от Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

С 2003 по 2010 год – заместитель Председателя Государственной Думы, первый заместитель руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

С 2005 по 2010 год – секретарь президиума Генерального совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

В октябре 2010 года назначен заместителем Председателя Правительства – руководителем Аппарата Правительства.

С 27 декабря 2011 года – первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

В сентябре 2016 года избран депутатом Государственной Думы седьмого созыва.

iacis.ru

Парламент России - это... Что такое Парламент России?



Смотреть что такое "Парламент России" в других словарях:

dik.academic.ru

Парламент РФ

Дисциплина: Культурология Тип работы: Курсовая Тема: Парламент РФ

План. Введение ……………………………………………………………………………. 3 1. Правовой статус и структура парламента Российской Федерации. ………. 6 2. Руководящие органы Российской Федерации. ……………………………... 9 3. Основные полномочия палат Федерального Собрания. ………………….. 11 § 4. Назначение и основные полномочия внутренних органов парламента Российской Федерации. ………………………………………………………….. 13 § 5. Осуществление законодательной деятельности парламента Российской Федерации. ……………………………………………………………………….. 19 Заключение ………………………………………………………………………. 28 Список использованной литературы …………………………………………… 29 Введение. Конституционное право России представляет собой ведущую отрасль национальной системы права Российской Федерации, нормы которой регулируют наиболее важные, принципиальные общественные отношения, связанные с организацией основ конституционного строя нашей страны, взаимоотношениями между государством и личностью, федеративным устройством России, порядком формирования и деятельностью системы органов государственной власти и местного самоуправления. Законодательную власть на высшем, федеральном , уровне представляет Федеральное собрание Российской Федерации (парламент). Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли ещё в XIII веках. Однако история современного парламента как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времён феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм – особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента. Парламент и парламентаризм – понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся прежде всего разделение властей, представительность и законность. Одной из главных функций Федерального Собрания является рассмотрение и принятие законов. Ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и её Конституции компетенцией в сфере законодательства. Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку. Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет всё население Российской Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения. Вместе с тем Совет Федерации – государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России. Принятие бюджета и иные финансовые полномочия, это важное направление законодательной деятельности парламента. Как правило, в компетенцию парламента входит утверждение отчётов правительства об исполнении бюджета. К числу иных финансовых полномочий относятся: налоговые полномочия (установление налогов), принятие решения о внутренних и внешних займах, создание различных внебюджетных фондов и т.п. Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них которые в сегодняшний ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны. § 1. Правовой статус и структура парламента Российской Федерации. Конституция Российской Федерации статья 94 определяет, что парламент России – Федеральное Собрание – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. В соответствии со статьёй 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, каждая из которых формируется с учётом необходимого представительства. Так, в верхнюю палату парламента – Совет Федерации – входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Этим обеспечивается представительство в Российском парламенте интересов каждого из субъектов Федерации, также обеспечивается реализация интересов и законодательной, и исполнительной ветвей государственной власти этих субъектов. В нижней палате парламента Российской Федерации – Государственной Думе – представлены интересы политических партий, движений и различных групп населения. Этому способствует реализация права выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы как по партийным спискам (в федеральном избирательном округе), так и группами избирателей (в одномандатных избирательных округах). Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Сущность Федерального Собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент Российской Федерации обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны правовые акты – федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции. В отличии от ранее действовавших Конституций Российской Федерации, парламент России не именуется в Конституции 1993 г. «единственным законодательным органом» страны, так - как в условиях реализации принципа разделения властей, правом принимать нормативные акты равной с законами юридической силы обладает Президент России. Принятые в пределах полномочий главы государства, они также имеют общеобязательный характер на территории России. Кроме того, ряд важнейших законов в соответствии со статьёй 3 Конституции Российской Федерации может быть принят путём референдума. Право Федерального Собрания принимать решения по важнейшим вопросам государственной жизни, отнесённым Конституцией и другими законами Российской Федерации к его ведению, обеспечивается постоянно действующим характером его работы. В соответствии со статьёй 99 Конституции Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. С целью обеспечения своевременного начала работы Российского парламента установлено правило, что вновь избранная Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Однако в случае необходимости Президент России может созвать заседание Государс...

Забрать файл

Похожие материалы:

www.refland.ru

Парламент — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Парла́мент (англ. parliament) — высший представительный и законодательный орган государственной власти. Собственно парламентом этот орган называется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии. В США и большинстве стран Латинской Америки он называется конгрессом, в Российской Федерации — Федеральным Собранием, в Литве и Латвии — сеймом. Парламенты бывают однопалатными и двухпалатными. Впервые парламент был образован в Англии в 13 веке как орган сословного представительства. Как правило, парламент избирается населением по установленной конституцией системе и выполняет законодательные функции. Члены парламента называются парламентариями (англ. parliamentarian). В Российской Федерации парламентариями являются депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации. Обычно парламентарии пользуются правом парламентского иммунитета (депутатского иммунитета), которое означает неприкосновенность депутатов парламентов и других представительных органов власти. Парламентский иммунитет запрещает арест или привлечение к судебной ответственности депутата за все его действия, в том числе совершенные не при исполнении парламентских обязанностей. Парламентским иммунитетом депутат пользуется только во время действия депутатского мандата. Представительный орган власти имеет право лишить неприкосновенности своего члена. Пределы парламентского иммунитета регулируются конституциями, регламентами палат, конституционными обычаями, конституционной и парламентской практикой.Еще одной формой защиты депутатов является парламентский индемнитет (от лат. indemnitas — безущербность) — принцип неответственности парламентариев. Индемнитет выражается в запрете преследования депутата за действия, совершенные им при исполнении депутатских обязанностей: произнесения речи в парламенте, голосовании, участии в работе комиссий. Никто, в том числе и сам парламент, не может привлечь депутата к ответственности за эти действия даже после того, как он перестал быть членом парламента. Индемнитетом называют также вознаграждение депутатов за парламентскую деятельность, включая возмещение расходов на переписку, поездки, связь.Номинальный или фактический срок полномочий представительного органа власти называется парламентским созывом. Во многих странах нумерация парламентских созывов ведется с момента учреждения представительного органа. Обсуждение депутатами законопроектов или проектов резолюций на пленарном заседании парламента или его отдельной палаты называется парламентскими прениями или парламентскими дебатами. Парламентские прения проводятся в порядке, устанавливаемом регламентом. Совместные заседания палат являются формой работы двухпалатных парламентов. Совместные заседания предусмотрены для решения наиболее важных вопросов, входящих в компетенцию парламента: объявление состояния войны или мобилизации, утверждение государственного бюджета, избрание президента. В некоторых странах совместные заседания палат собираются только для торжественных случаев. Согласно Конституции Российской Федерации палаты Федерального Собрания совместно заслушивают послания президента Российской Федерации, Конституционного суда Российской Федерации, выступления руководителей иностранных государств.Периоды времени между парламентскими сессиями называются парламентскими каникулами. Они используются депутатами для отдыха и работы с избирателями в своих округах. В случаях, предусмотренных регламентом Государственной думы Российской Федерации, в период парламентских каникул могут быть созваны внеочередные заседания думы.Парламентской оппозицией (лат. oppositio — противопоставление) называют группу депутатов парламента или парламентскую фракцию, не участвующую в формировании правительства и в целом выступающую против его политики. В ряде стран (например, в Великобритании) регламент парламентов или нормы обычного права закрепляют статус и права парламентской оппозиции, в частности определяют квоту представительства членов парламентской оппозиции в органах парламента или его палаты, устанавливают права и привилегии ее лидера. Парламентская оппозиция является элементом демократического общества, основу жизнедеятельности которого составляет политический плюрализм.Роспуск парламента является элементом конституционного механизма государственной власти в парламентарных государствах и полупрезидентских республиках. Право роспуска парламента, то есть объявления досрочных парламентских выборов, принадлежит главе государства и является противовесом институту парламентской ответственности правительства. Традиционный для европейских конституций роспуск парламента в Российской Федерации впервые введен Конституцией 1993 года. Отсутствие этого института способствовало затянувшемуся противостоянию законодательной и исполнительной властей и привело к политическому кризису в сентябре-октябре 1993 года.

В отличие от многих европейских конституций, не устанавливающих конкретных ситуаций, оснований для роспуска, Конституция Российской Федерации ограничивает возможность роспуска парламента. Государственная дума не может быть распущена в течение первого года ее деятельности. Президент Российской Федерации не может распустить Государственную Думу в случае возбуждения Государственной думой процедуры отрешения президента Российской Федерации от должности и в последние шесть месяцев до окончания срока президентских полномочий. Нельзя распустить Государственную думу, если на всей территории России введено военное или чрезвычайное положение.

megabook.ru

Парламент в России

курсовая

Парламент в России

СодержаниеВведение………………………………………………………………….с.3

Глава 1. Федеральное собрание в системе разделения властей………..с.7

Глава 2. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания

              России

2.1 Федеральное Собрание – представительный и

      законодательный орган власти…………………………………с.13

2.2 Порядок формирования Государственной Думы и Совета

     Федерации………………………………………………………..с.17

Глава 3. Компетенция палат Федерального Собрания России………….с.25

Заключение………………………………………………………………….с.39

Источники и литература……………………………………………………с.42

ВведениеРоссийская Федерация определена в ст. 1 Конституции Российской Федерации как демократическое федеративное правовое государство. Формирование и деятельность высших органов государственной власти осуществляется в соответствии с принципом разделения властей и принципами федеративного устройства, к которым в соответствии со ст. 5 Конституции РФ относятся: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Среди высших органов государственной власти, формирование которых обусловлено федеративной природой России, особое место занимает Парламент  Российской Федерации. Парламент – это избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государственного строя.[1]

 Роль парламента в России  с момента его появления в нашей новейшей истории  стала объектом пристального внимания отечественной науки конституционного права. При этом актуальность этой темы не снижается. Напротив, события последних лет свидетельствуют о возрастании ее значимости благодаря появлению новых аспектов, нуждающихся в углубленном, системном исследовании.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года Президентом Российской Федерации среди приоритетных направлений развития федеративных отношений особо выделена задача повышения роли Совета Федерации в отражении интересов субъектов Российской Федерации, координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В законодательном порядке реализовано предложение Президента РФ о новом порядке формирования Совета Федерации только из числа лиц, избранных в представительные органы власти и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации, осуществлена отмена «ценза оседлости», позволяющая дополнительно вовлечь в работу граждан, прошедших процедуру публичного избрания, имеющих опыт работы с избирателями и представляющих не только органы власти субъекта Федерации, но и, самое главное, непосредственно его население[2].

Парламент, в соответствии с теорией разделения властей – представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти.

Российский Парламент, в своем нынешнем облике, функционирует относительно небольшой промежуток времени - с момента принятия Конституции 1993 года – до сегодняшних дней.  Поэтому, можно с уверенностью говорить о том, что он далеко не совершенен.

Данная тема сегодня особенно актуальна в связи с предстоящими в 2011 году  выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Однако, главным моментом, обусловливающим особую актуальность данной проблемы, является, конечно, то место, роль и значение, которые занимает и играет в конституционной системе государственной власти России Федеральное Собрание.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе осуществления деятельности Федеральным Собранием.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие формирование и функционирование Федерального Собрания Российской Федерации. Исходя из выше изложенного, можно определить цель работы, которая состоит в анализе сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ на основе действующих законов. Достижение указанных целей обеспечивается путем решения следующих задач:

1.     определить место Федерального Собрания в системе разделения властей

2.     охарактеризовать  особенностей правового статуса Федерального Собрания;

3.     определить порядок  формирования Федерального Собрания;

4.     выяснить компетенции палат Федерального Собрания.дательства.

Данная работа написана на основе российского законодательства, базовым из которого являются: Конституция РФ; Регламент Государственной Думы[3]; Регламента Совета Федерации[4]; Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации[5]»; Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федераль­ного Собрания РФ»[6].

Среди теоретиков права, исследовавших проблемы парламентаризма, необходимо выделить С.С.Алексеева[7], М.В.Баглая[8], М.Н.Марченко[9] и других. Работы этих ученых стали отправной точкой для последующей более детальной разработки данных проблем такими авторами, как С. А. Авакьян[10], П.П.Глущенко[11] и многими другими.

Кроме того, при написании работы использовались материалы, опубликованные в сети Интернет[12]

Структура работы:

Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность темы, степень изученности проблемы; определяются предмет и объект, цель и задачи исследования; трех глав, в которых раскрываются поставленные задачи и заключения, в котором делаются выводы по теме работы.

Глава 1. Федеральное собрание в системе разделения властейПринцип  разделения  властей  является  одним  из  основных  принципов организации государственной власти и  одним  из  основополагающих  принципов организации   и   функционирования    демократического,    конституционного, правового государства.

      Принцип разделения властей означает, что законодательную  деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное  управление,  государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды,  при  этом «ветви власти» самостоятельны,  организационно  и  функционально  независимы друг от друга, что не  исключает  их  взаимодействие  и  взаимный  контроль.

Разделение властей основывается на естественном  разделении  таких  функций, как    законотворчество,     государственное     управление,     правосудие, государственный  контроль.  Политическое  обоснование  принципа   разделения властей состоит в том, чтобы распределить и  сбалансировать  государственно-властные  полномочия  между  различными  государственными  органами,   чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей  их  части  в  ведении единого органа государственной власти или  должностного  лица  и  тем  самым предотвратить произвол. Три независимые «ветви  власти»  -  законодательная, исполнительная   и   судебная   -    могут    сдерживать,    уравновешивать, контролировать  друг  друга,  не  допуская  нарушения   законов,   это   так называемая «система сдержек и противовесов».

      Принцип  разделения  властей  закреплён и в Конституции РФ 1993 года[13]

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Теория разделения властей появилась во Франции в середине XVIII века и явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в XVII веке в Англии. Теория разделения властей была создана Дж. Локком, Ш. Монтескье, А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем. Классической теорией разделения властей считается теория Ш. Монтескье. Ядро концепции Ш.Л. Монтескье составляет следующая мысль: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга[14]».

 Целью теории разделения властей является создание эффективного механизма функционирования государственных органов, создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.

Согласно классическому принципу разделения властей в государстве действуют три ветви власти: законодательная, издающая законы; исполнительная, осуществляющая управление на основании изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законов и осуществляющая правосудие.

Согласно теории разделения властей:

1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией;

2) все власти равны перед законом и собой;

3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти;

4) судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону[15].

Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обуславливается необходимостью:

1) четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов;

2) обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе;

 3) эффективной борьбы со злоупотреблениями властью[16].

Принцип разделения властей подчинен задаче создания противовеса каждому виду власти. Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, столкновение, соперничество и т.п. Законодательная власть вторгается в полномочия исполнительной и наоборот. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможности каждой из них оставаться бесконтрольной. Другими словами, в самой идее разделения властей заложено их противостояние. Необходимо отметить, что элементом системы сдержек и противовесов является и оппозиция.

Большой вклад в творческое развитие идеи сдержек и противовесов и воплощение ее на практике внес американский государственный деятель Джеймс Мэдисон (1751-1836 гг.). Он изобрел такую систему сдержек и противовесов, благодаря которой каждая из трех властей (законодательная, исполнительная и судебная) является относительно равной. Этот механизм сдержек и противовесов Мэдисона до сих пор действует в США.

Сдержками и противовесами Мэдисон называл частичное совпадение полномочий трех властей[17].

Так, несмотря на то, что Федеральное Собрание - законодательный орган, Президент России  может наложить вето на законы[18], Конституционный  суд может объявить закон, принятый Государственной Думой недействительным, если он противоречит Конституции[19]. Судебная власть сдерживается назначением    Советом Федерации  судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда на должность в органы судебной власти[20]. Государственная Дума  сдерживает президента своим правом давать согласие на  назначение Председателя Правительства РФ[21]

Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демократических государств. Как один из принципов организации государственной власти в современной России, он был провозглашен Декларацией «О государственном суверенитете Российской Федерации» 12 июня 1990 г.[22], а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, которая гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Разделение властей в России заключается в том, что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы принимаются Государственной Думой[23], а по вопросам, перечисленным в ст. 106 - Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ[24]; органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ[25].

Такое разделение властей направлено на то, чтобы не допустить узурпации всей власти одним человеком или органом; и способствует повышению эффективности управления государством, предотвращает ошибочные решения. Система сдержек и противовесов заключается в том, что права и полномочия органов одной ветви власти определяются и контролируются другими ветвями. Разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Обострение отношений между законодательной и исполнительной властями способно ослабить и даже парализовать управление страной.

Президент как глава государства в России не входит в систему разделения владей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции.

Исполнительная власть представлена Правительством, которое самостоятельно и действует наряду с Президентом. Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган исполнительной власти государства и субъектов Федерации, который осуществляет государственную власть на всей российской территории.

В России федеральное Правительство несет политическую ответственность перед Федеральным Собранием, прежде всего в плане разработки и исполнения федерального бюджета. Недоверие Председателю Правительства, по существу, влечет за собой значительные перестановки в составе Правительства. Вместо ухода в отставку члены Правительства могут обратиться к Президенту, чтобы он воспользовался своим конституционным правом распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Законодательная власть воплощена в Федеральном Собрании. Из определения Федерального Собрания как парламента следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли российского народа, который являйся носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. Исходя из принципа разделения властей, российский парламент представляет законодательную ветвь государственной власти в России. Главная функция – законотворческая деятельность.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Депутаты Госдумы избираются населением, а членами Совета Федерации (в соответствии с новым законом о порядке формирования СФ) являются представители законодательных и исполнительных органов регионов (или их нынешние главы до истечения полномочий).

Глава 2.Конституционно-правовой статус Федерального собрания России2.1 Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган власти

Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве.

Институт парламента имеет многовековую историю. Родиной парламента считается Англия, где уже в XVII веке королевская власть была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства, представителей графств и городов. Впоследствии подобные представительные учреждения возникли в Испании, Франции и в ряде других европейских стран. Однако все они носили сословный характер, поэтому считается, что история развития современных парламентских учреждений берет начало с эпохи буржуазных революций XVIII в.

Конституция РФ 1993 года учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации.

Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путем проведения периодических   и  свободных выборов. Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей[26].

Характеристика Федерального Собрания в качестве законодательного  органа означает, что федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

наименование представительного и законодательного органа Российской Федерации – «Федеральное Собрание» - подчеркивает его федеративную природу, обязанность осуществлять свои полномочия в системе федеративных отношений и установленного Конституцией в ст. 71-73 разделения законодательных прерогатив.

Конституция отказалась от наименования Федерального Собрания, как высшего органа Государственной власти. Понятия «высший» и «низший» вообще в ней не присутствуют. Это отражает принципиальную позицию законодателя, состоящую в том, что в системе подлинно федеративных отношений и реального разделений властей не может быть раз и навсегда установленных высших или низших. Во взаимоотношениях государственных органов власти, осуществляющих полномочия непосредственно от имени Российской Федерации, отсутствует соподчиненность. В рамках собственной компетенции каждый из них является высшим органом[27].

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума является палатой общенародного представительства, а в Совете Федерации реализуется представительство субъектов Федерации.

Двухпалатная структура парламента - относительно новое для России явление. До 1990 года в РСФСР действовал однопалатный высший орган государственной власти - Верховный Совет РСФСР. В 1990 г. в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы две палаты - Совет Республики и Совет Национальностей. Однако на практике Верховный Совет продолжал функционировать как однопалатный орган: большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, доминирующая роль принадлежала общим для всего Верховного Совета руководящим органам - Председателю и Президиуму Верховного Совета.

Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает самостоятельность палат по отношению друг к другу, которая выражается в различном порядке образования Государственной Думы и Совета Федерации, в различной компетенции каждой из палат (ст. 102, 103), разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального Собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 1 ст. 100). Конституция РФ (ч.3 ст. 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.

Конституционно – правовой статус  Федерального Собрания складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации;

2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания;

3) правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания.

В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

en.coolreferat.com

Парламент в России

курсовая

Парламент в России

Содержание

Введение………………………………………………………………….с.3

Глава 1. Федеральное собрание в системе разделения властей………..с.7

Глава 2. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания

России

2.1 Федеральное Собрание – представительный и

законодательный орган власти…………………………………с.13

2.2 Порядок формирования Государственной Думы и Совета

Федерации………………………………………………………..с.17

Глава 3. Компетенция палат Федерального Собрания России………….с.25

Заключение………………………………………………………………….с.39

Источники и литература……………………………………………………с.42

Введение

Российская Федерация определена в ст. 1 Конституции Российской Федерации как демократическое федеративное правовое государство. Формирование и деятельность высших органов государственной власти осуществляется в соответствии с принципом разделения властей и принципами федеративного устройства, к которым в соответствии со ст. 5 Конституции РФ относятся: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Среди высших органов государственной власти, формирование которых обусловлено федеративной природой России, особое место занимает Парламент Российской Федерации. Парламент – это избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государственного строя.[1]

Роль парламента в России с момента его появления в нашей новейшей истории стала объектом пристального внимания отечественной науки конституционного права. При этом актуальность этой темы не снижается. Напротив, события последних лет свидетельствуют о возрастании ее значимости благодаря появлению новых аспектов, нуждающихся в углубленном, системном исследовании.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года Президентом Российской Федерации среди приоритетных направлений развития федеративных отношений особо выделена задача повышения роли Совета Федерации в отражении интересов субъектов Российской Федерации, координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В законодательном порядке реализовано предложение Президента РФ о новом порядке формирования Совета Федерации только из числа лиц, избранных в представительные органы власти и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации, осуществлена отмена «ценза оседлости», позволяющая дополнительно вовлечь в работу граждан, прошедших процедуру публичного избрания, имеющих опыт работы с избирателями и представляющих не только органы власти субъекта Федерации, но и, самое главное, непосредственно его население[2] .

Парламент, в соответствии с теорией разделения властей – представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти.

Российский Парламент, в своем нынешнем облике, функционирует относительно небольшой промежуток времени - с момента принятия Конституции 1993 года – до сегодняшних дней. Поэтому, можно с уверенностью говорить о том, что он далеко не совершенен.

Данная тема сегодня особенно актуальна в связи с предстоящими в 2011 году выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.Однако, главным моментом, обусловливающим особую актуальность данной проблемы, является, конечно, то место, роль и значение, которые занимает и играет в конституционной системе государственной власти России Федеральное Собрание.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе осуществления деятельности Федеральным Собранием.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие формирование и функционирование Федерального Собрания Российской Федерации.

Исходя из выше изложенного, можно определить цель работы, которая состоит в анализе сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ на основе действующих законов. Достижение указанных целей обеспечивается путем решения следующих задач:

1. определить место Федерального Собрания в системе разделения властей

2. охарактеризовать особенностей правового статуса Федерального Собрания;

3. определить порядок формирования Федерального Собрания;

4. выяснить компетенции палат Федерального Собрания.дательства.

Данная работа написана на основе российского законодательства, базовым из которого являются: Конституция РФ; Регламент Государственной Думы[3] ; Регламента Совета Федерации[4] ; Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации[5] »; Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федераль­ного Собрания РФ»[6] .

Среди теоретиков права, исследовавших проблемы парламентаризма, необходимо выделить С.С.Алексеева[7] , М.В.Баглая[8] , М.Н.Марченко[9] и других. Работы этих ученых стали отправной точкой для последующей более детальной разработки данных проблем такими авторами, как С. А. Авакьян[10] , П.П.Глущенко[11] и многими другими.

Кроме того, при написании работы использовались материалы, опубликованные в сети Интернет[12]

Структура работы:

Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность темы, степень изученности проблемы; определяются предмет и объект, цель и задачи исследования; трех глав, в которых раскрываются поставленные задачи и заключения, в котором делаются выводы по теме работы.

Глава 1. Федеральное собрание в системе разделения властей

Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды, при этом «ветви власти» самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль.

Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые «ветви власти» - законодательная, исполнительная и судебная - могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

Принцип разделения властей закреплён и в Конституции РФ 1993 года[13]

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Теория разделения властей появилась во Франции в середине XVIII века и явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в XVII веке в Англии. Теория разделения властей была создана Дж. Локком, Ш. Монтескье, А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем. Классической теорией разделения властей считается теория Ш. Монтескье. Ядро концепции Ш.Л. Монтескье составляет следующая мысль: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга[14] ».

Целью теории разделения властей является создание эффективного механизма функционирования государственных органов, создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.

Согласно классическому принципу разделения властей в государстве действуют три ветви власти: законодательная, издающая законы; исполнительная, осуществляющая управление на основании изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законов и осуществляющая правосудие.

Согласно теории разделения властей:

1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией;

2) все власти равны перед законом и собой;

3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти;

4) судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону[15] .

Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обуславливается необходимостью:

1) четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов;

2) обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе;

3) эффективной борьбы со злоупотреблениями властью[16] .

Принцип разделения властей подчинен задаче создания противовеса каждому виду власти. Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, столкновение, соперничество и т.п. Законодательная власть вторгается в полномочия исполнительной и наоборот. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможности каждой из них оставаться бесконтрольной. Другими словами, в самой идее разделения властей заложено их противостояние. Необходимо отметить, что элементом системы сдержек и противовесов является и оппозиция.

mirznanii.com