Как написать правильный и хороший сценарий к фильму? Сценарии как писать


Как написать сценарий к фильму с чего начать

К счастью для нас есть дельные советы. Конечно это Джон Труби, Александр Митта.

Посмотрите данное видео и очень многое станет для вас понятным. Джон Труби (его советы приведены ниже)  даст вам советы и шаги, как проверить свой сценарий на «хорошесть».

И много видео в нашей группе ВК — ТВ Среда Уроки Кино вступайте и всегда сможете его найти.

Когда ознакомитесь с теорией, скачайте пару образцов сценариев к фильмам. Посмотрите как их пишут профессионалы. И напишите свой.

Образцы сценариев к фильмам — посмотреть

Прочитать  книгу  «Форма разметки сценария»  Ольга Смирнова. — СКАЧАТЬ

Для начинающих сценаристов она обязательна к прочтению!

Строгость структуры киносценария не ограничивает возможностей и фантазии сценариста, не препятствует творческому полету и проявлению литературного дара. Но она крайне важна для организации работы, чтобы не запутаться во всем многообразии сцен, персонажей, реплик и перипетий сюжета. Шаблон сценария не мешает, а помогает написать сценарий к фильму.

1 Описание проекта, титул: название, указание жанра. Это вводная информация, которая еще до прочтения текста позволяет составить представление о тематике, формате, целевой аудитории и общих задачах киносценария и будущего фильма.

2. Акты – действие на экране. Каждое событие и история в целом разбиваются на отдельно подробно описанные части. Действие – это любое событие в сюжете, развивающее его и приближающее героев к развязке. И в сценарии эти действия должны быть оговорены и расписаны по времени.

3.Сцена — время и место действия. Это смена декораций, новые обстоятельства, в который действуют персонажи. В полнометражных фильмах сцен может быть множество, и каждая из них прописана в сценарии с указанием всех сопутствующих обстоятельств в жизни героев.

4.Герой, персонажи, которые действуют в описываемой истории. Их биографии, внешность, характерные особенности, повадки, привычки и еще множество нюансов, позволяющих прорисовать живые характеры, которые воплотят на экране актеры.

5. Реплики – персонажи разговаривают между собой, если только вы собираетесь снимать не немое кино. Диалоги главных героев могут составлять львиную долю сценария, кроме того, общаются второстепенные персонажи, а главные герои обращаются к эпизодическим. Все это должно быть прописано в сценарии в форме диалогов.

6.Ремарки, пояснения, любые уточняющие детали, важные для правильного и полного воплощения сюжета. Информативность ремарок в киносценарии может быть очень высокой и всегда остается важной. По сути, это рассказ о происходящем, но между строк и/или за кадром.

Еще интересные статьи:

Мастер — класс сценариста Александра Молчанова — как стать сценаристом ЧИТАТЬ

Шпаргалка для писателя ЧИТАТЬ

Секреты написания сценария. «Кристалл Героя» ЧИТАТЬ

Как написать сценарий к фильму. Очень хорошие советы дает Джон Труби.

22 шага к написанию сценария Джона Труби — уроки кино

На его курсах учились создатели «Шрека» и «Звездных войн» «Неспящие в Сиэтле». 22 шага к написанию сценария Джона Труби.

Уроки Кино — Тв среда (tvsreda) cайт о том как делать кино     urokikino.ru

Эти советы стали самой большой палочкой — выручалочкой для сценаристов.  Их следует воспринимать как «скелет» произведения, на который вы «нарастите мясо».

Труби предлагает последовательно пройти 22 шага, контролируя свою историю при помощи вопросов. Текст, лежащий ниже, состоит из:

После 22-го, заключительного шага, идёт разбор ошибок для других аспектов истории.  Если написано противник, то это ТОТ САМЫЙ противник, а не просто кто-то на пути героя.

Шаг 1: Саморазоблачение, Недостаток, Желание

Саморазоблачение, недостаток и желание представляют полный диапазон изменения вашего герояв истории. На них основано «путешествие», которое совершает ваш герой. Поэтому важно определить эти элементы с самого начала, чтобы герой пришёл именно туда, куда нужно.

Возможные ошибки:

Шаг 2: «Призрак» и контекст

«Призрак»– событие из прошлого, которое все еще часто посещает героя. Это – открытая рана, которая обычно является источником психологических и моральных недостатков героя. «Призрак» также может рассматриваться как внутренний противник героя; страх, который удерживает героя от совершения поступка. Контекст– мир, в котором живёт ваш герой. Контекст включает в себя место действия, природную среду, погоду, социальные институты, интерьеры, экстерьеры и так далее. Контекст выполняет двойную функцию: он не только взаимодействует с героем, но и показывает, кем является герой.

Возможные ошибки

Контрольные вопросы:

Шаг 3: Проблема и недостаток

В начале истории герой появляется со своей проблемой. Он осознает, что проблема есть, но не знает, как её решить. Герою необходимо что-то сделать, чтобы его жизнь стала лучше. Как правило,герой должен преодолеть свои слабости, чтобы исправить свой недостаток.

Разница между психологическим и моральным недостатком:

Разные возможные сочетания у героя«призрака», контекста, проблемы и недостатка обуславливают три возможных завязки истории:

Возможные ошибки:

Вопросы:

Шаг 4: Побуждающее происшествие

Это событие извне, которое побуждает героя начать движение к цели. Основное правило: идеальное побуждающее происшествиесоответствует поговорке «Из огня, да в полымя».

Возможные ошибки:

Контрольный вопрос:

Шаг 5: Желание

Желание— то, чего герой хочет добиться в истории, его особая цель. Желание героя интригует аудиторию: зрители ждут, когда и как желаемое будет достигнуто.

Мотив: Вы не только должны дать понять зрителям, чего герой хочет добиться, вы также должны объяснить, почему. Мотив — является оправданием героя к действию.

Ставки:желание также определяет ставки в истории. Если цель является действительно ценной, и если герой прилагает все силы для достижения этой цели, то зритель будет переживать любой успех и любую неудачу героя на его пути.

Возможные ошибки:

Контрольные вопросы:

Шаг 6: Союзники

Те, кто помогают герою одолеть врага. Союзники также помогают раскрыть характер героя.

Возможные ошибки:

Контрольный вопрос:

Шаг 7: Противник и тайна

Противник– персонаж, который более всех хочет, чтобы герой не получил желаемое. Но противник не должен просто блокировать героя. Он должен хотеть то же самое, что и герой. Таким образом, герой и противник должен вступают в прямой конфликт на протяжении всей истории. Противник использует слабости и пороки героя. Герой либо преодолеет свои слабости и недостатки, либо погибнет.

Тайна необходима противнику по следующим причине: таинственного соперника гораздо труднее победить.

Уровни конфликта

В хорошей истории конфликт развивается на нескольких уровнях. Не только по линии герой-противник. Каждый уровень представлен соперничеством между разными людьми, территориями, идеями, направлениями деятельности или образа жизни.Определить уровни противостояния очень важно, поскольку они позволяют разрабатывать конфликт в полном объёме и понять, о чём на самом деле история. Вы должны добраться до самого глубокого уровня конфликта.

Возможные ошибки:

Контрольные вопросы:

Шаг 8: Скрытый враг

Враг, который прикидывается союзником героя. Может быть как основным противником, может быть подручным противника или быть сам по себе. Имеется не в каждой истории, но наличие желательно.Скрытый враг увеличивает силы противника и придаёт истории новое измерение.

Возможные ошибки:

Контрольные вопросы:

Шаг 9: Первое открытие

Момент в истории, когда герой получает важную информацию, которая вынуждает его принять решение и двигаться в новом направлении. Эта информация также заставляет героя корректировать линию желания и мотивацию.

Конструктивно состоит из:

Возможные ошибки:

Контрольные вопросы:

Шаг 10: План героя

План – набор директив, которые должен выполнить герой, чтобы одолеть врага и достичь цели. Это кажется простым, пока противник не заставляет героя корректировать план.

Возможные ошибки:

Контрольные вопросы:

Шаг 11: План противника

У противника тоже есть план. Противник приходит в историю, уже имея план. Собственно, выполнение противником своего плана и даёт толчок к началу истории.

Возможные ошибки:

Контрольные вопросы:

Шаг 12: Действия героя (Hero’s Drive)

Последовательность действий героя, которые он предпринимает, чтобы победить противника и выиграть. Обычно это самый большой раздел истории. Эти действия начинаются с момента разработки героем своего плана и продолжаются вплоть до явного поражения. Действуя,герой, как правило, проигрывает противнику. В результате герой становится отчаянным и часто предпринимает аморальные действия, чтобы выиграть. Важно: Действия героя не должны повторяться.

Возможные ошибки:

Контрольные вопросы:

Шаг 13: Атака союзника

Герой становится отчаянным. Он действует аморально. Это приводит к ссоре с союзником.

Союзник становится совестью героя.»Я пытаюсь помочь вам достичь ваших цели, но то, что вы делаете, это неправильно». Как правило,герой не принимает критику союзника.

Атака союзника обеспечивает историю со вторым уровнем конфликта. Это осложняет положение героя, а также подталкивает его к размышлениям «как он дошёл до жизни такой».

Возможные ошибки:

Контрольные вопросы:

Шаг 14: Явное поражение

Герой проигрывает противнику. Герой считает, что цель потеряна и противник выиграл. Это самая низкая точка в истории для героя. Явное поражение является важным пунктом в общей структуре любой истории. Важно:Явное поражение должно быть взрывным, разрушительным моментом для героя. Аудитория должна почувствовать, что герой проиграл.

Возможные ошибки:

Контрольный вопрос:

Шаг 15: Второе открытие

Сразу же после явного поражения, герой почти всегда приходит ко второму основному открытию. Он должен понять, что победа все ещё возможна. Герой решает вернуться в игру и возобновить поиски цели.Герой одержим в своём стремлении к победе. Поэтому моральное падение, начавшееся до атаки союзника, продолжается.

Второе открытие, также как ипервое, приводит героя к решению измененить цель и мотивы. История получает импульс в новом направлении. Конструктивно состоит из:

Возможные ошибки:

Контрольные вопросы:

Шаг 16: Открытие аудитории

Когда герой получает новую информацию, аудитория тоже делает открытие для себя. Обычно (но не всегда), зритель узнает, что персонаж, который, как представлялся союзникомгероя, на самом деле является противником или даже самым главным врагом. Если в истории нет скрытого врага, то открытием могут стать какие-то обстоятельства истории, ранее покрытые мраком. Становится видна подоплёка событий, скрытые механизмы.

Самое главное, чтобы зритель сделал сделал это открытие не одновременно с героем. Таким образом, впервые зритель узнает о чём-то раньше героя.

Возможные ошибки:

Контрольные вопросы:

Шаг 17: Третье открытие

Момент, когда герой узнает всё, что он должен знать о противнике, чтобы победить. Если история имеет скрытого врага, то герой в этой точке его вычислит.

Конструктивно состоит из:

Возможные ошибки:

Контрольные вопросы:

Шаг 18: Ворота / Визит смерти

В конце истории конфликт между героем и противником усиливается настолько, что давление на героя становится невыносимым.Герой «проходит врата смерти», аналогично героям мифов, котором приходилось спускаться в ад.

Возможные ошибки:

Контрольные вопросы:

Шаг 19: Битва

Битва– заключительный конфликт, определяющий, кто преуспеет в достижении цели. Битва должна ясно показать, за что сражаются обе стороны. Борьба идёт «на пятачке». Герой преодолевает свою слабость, свои недостатки. Герой больше всего подобен противнику. Но в этом сходстве яснее всего проявляется разница между ними. Тема истории достигает подсознания аудитории.

Возможные ошибки:

Контрольные вопросы:

Шаг 20: Саморазоблачение

Пройдя через горнило битвы, герой претерпевает изменения. Он узнаёт, кто он на самом деле. Это знание либо уничтожает его, либо делает сильнее. Саморазоблачение является значительным, если:

Эффективность истории в значительной мере зависит от качества саморазоблачения. Внимание: Убедитесь, что герой получает действительно важный опыт, а не просто красивые слова или банальности.

Возможные ошибки:

Контрольные вопросы:

Шаг 21: Моральный выбор

Когда в результате саморазоблачения герой понимает, как следует действовать дальше, он должен сделать и моральный выбор. Моральный выбор происходит в тот момент, когда герой стоит на развилке, где каждая из дорог обозначает определённую систему ценностей и образ жизни.

Моральный выбор является выражением того, что герой узнал в процессе саморазоблачения. Его действия показывают, кем он стал.

Возможные ошибки:

Контрольные вопросы:

Шаг 22: Новое равновесие

После того, как недостаток героя был преодолён, а желание героя было исполнено, все возвращается в нормальное русло. Но есть одна большая разница. Из-за саморазоблачения герой в настоящее время находится либо на более высоком, либо на более низком уровне.

Возможные ошибки:

Контрольный вопрос:

 

Возможные ошибки по другим аспектам истории

Состав персонажей

Вопрос:

Связь между персонажами

Вопросы:

Мир персонажа

Вопросы:

Контекст / Общество / Институты

Вопрос:

Социальная среда

Вопрос:

Символика мира

Вопрос:

Время года / Праздник

Вопрос:

Диапазон изменения мира

Вопрос:

Визуальные семь шагов

Вопрос:

Диалоги
Моральные действия

Вопросы:

Предпосылка

Вопросы:

Список сцен
Еще по этой теме:

Мастер — класс сценариста Александра Молчанова — как стать сценаристом ЧИТАТЬ

Шпаргалка для писателя ЧИТАТЬ

Секреты написания сценар

urokikino.ru

Как написать сценарий?

Для того чтобы написать отличный сценарий вовсе не обязательно быть гениальным писателем, так как кино дает больше возможностей донести до зрителя то, что Вы хотите, нежели литература. В этой статье поговорим о том, как написать сценарий, и какие есть особенности в написании сценариев для фильмов.

Пишем сценарий: с чего начать

Идея для фильма найдена, нужно написать сценарий, и тут возникает вопрос: как написать правильно? Сценарий лучше писать по принципу: от общего к деталям.

Для начала запишите историю, которая должна уместиться примерно на альбомный лист, в которой будет описано содержание фильма, как будто Вы его уже видели, и пересказываете. Так у Вас уже будет сюжет, и концовка фильма. Благодаря чему, Вы будете понимать, в каком стиле стоит описывать события, как для комедии или триллера, ведь Вы уже знаете и жанр фильма, и его целевую аудиторию.

Персонажи

Затем прорабатываем характер персонажей, как главного, так и второстепенных. Это очень важно для дальнейшего написания сценария, ведь персонажи с разными характерами ведут себя в соответствии с ним в различных ситуациях. Хотя конечно, Вы можете удивить зрителя его неординарным поведением, или свести фильм к тому, как главный герой изменился благодаря событиям, описанным в фильме. Но Вы должны это сделать осмысленно, а не потому, что Вы не знаете, на что способен Ваш герой. Кроме того в сценарии можно использовать вспомогательных персонажей и персонажи-функции. Их обычно вставляют в сценарий для осуществления какой-либо задачи, отличие между ними состоит в том, что на вспомогательных персонажах акцентируют внимание с помощью какой-либо выдающейся особенности их внешности или действий.

Наравне с главным героем, очень важно иметь хорошо прописанного антигероя. Причем это не обязательно должен быть человек, это может быть как животное, так и явление, с которым герой борется в фильме, то есть в сценарии обязательно должен присутствовать конфликт.

Структура сценария

Далее приступаем к написанию сценария, в общих чертах, то есть описание конкретных эпизодов, сцен, действий. Тут лучше придерживаться следующей структуры:

    elhow.ru

    Как правильно оформить сценарий | Сей-Хай

    Как только кино перешло от простого запечатления происходящего на плёнку к рассказу историй, которые когда-либо случались наяву и в воображении автора, появилась необходимость в упорядочивании того, что хотел сказать режиссёр. Делалось это для того, чтобы не запутаться в истории и донести до публики то, что задумывалось.

    Именно таким образом возникла необходимость в сценариях. Понятное дело, что до этого существовало огромное количество произведений, которые были уже записаны и, фактически, готовы к экранизации, но что же делать с идеями у автора в голове? Вряд ли при этом изложении режиссёр сможет запомнить все детали и донести их до всей съёмочной группы…

    Итак, киноделы пришли к тому, чтобы записывать свои идеи на бумагу. Так родилась классическая (позже её стали называть «русская» из-за приверженности советских киношников этой манере записи) запись сценария.

    Ничем особенным, что выделяло бы её на фоне обычных повестей и романов, она собой не представляла. Возможно, немного меньше метафоричности и размышлений, а больше конкретики и действия, но в целом сценарий, написанный согласно классической записи, спокойно можно было отнести к литературным произведениям. Кстати, именно так многие авторы и делали — в литературе появился даже отдельный раздел произведений готовых для экранизации (ярким представителем данного жанра можно считать Александра Довженко, чья проза во многом была отнесена к жанру киносценариев).

    Надо признать, что русскую запись легко и интересно читать и, возможно, она доносит гораздо больше «характера», нежели современная. Да и особых правил написания она не подразумевает. Однако, при выделении основного сюжета и фабулы, вся образность сего произведения все равно исчезнет — как известно, в сценариях не работают аллегории и другие литературные приёмы (они полезны разве что режиссёру, чтобы уловить общий настрой персонажа или же выделить атмосферу происходящего).

    Тогда-то американцы и пришли к выводу, что форму записи сценариев необходимо упростить и немного поменять — чем легче написано, тем понятнее его можно перенести на экран. От них и пошла «американка» — или американская запись сценариев.

    «Американка» по манере написания очень схожа с пьесой. Выделяются разного вида ремарки и диалоги, которые, по сути, и несут на себе всю повествовательную функцию.

    Однако, если у пьесы более «мягкие» правила в написании, то международный стандарт написания сценариев признан во многих странах (конечно, он не догма, но продюсеры все же предпочитают читать сценарии, что написаны именно этой формой, так что, для увеличения шансов на прочтение сценария и того, что ваш сценарий дойдёт до «финиша», этих правил стоит придерживаться).

    Таким нехитрым образом мы подобрались к главной теме нашего с вами консилиума — правила записи сценария на американский манер.

    Правил достаточно много и все они иногда путаются в голове, поэтому мы пойдём с вам по порядку.

    Итак, начнём.

    1. Весь сценарий пишется шрифтом Courier New размером 12. Почему именно им? Все потому, что именно с этим шрифтом (если, конечно, вы все напишете более или менее вменяемо) каждая страница будет соответствовать 1 минуте экранного времени (в классической форме написания используется несколько иная формула — каждую страницу можно умножать на 2,5). Также, этот шрифт максимально похож на тот, что в свое время был присущ печатным машинкам… Дань истории и моде, если пожелаете. Также стоит отметить, что в сценариях никогда не используются выделение жирностью или подчёркивание текста (печатная машинка же этого не могла делать)

    2. Весь текст выравнивается по левой стороне (кроме диалогов и титульной страницы).

    3. Поля страницы также подгоняются под формат печатной машинки:

    Верхнее -2,5 см; Нижнее — 1,25 см; Левое — 3,75 см; Правое — 2,5 см.

    4. У каждого сценария должна быть титульная страница. На ней мы пишем название сценария, автора и контактные данные (одного автора, если в соавторстве — всех, если есть сценарный агент, то и его данные).

    5. С чего же начать сценарий…. Американка предполагает вот что:

    ИНТ./ЕКСТ./НАТ. — определяем место; КОМНАТА — локация, УТРО — время действия.

    Далее описываем сцену и, возможно, сразу же знакомим с персонажами. Имена персонажей выделяем ЗАГЛАВНЫМИ буквами (это наше первое знакомство с ними — далее в ремарках можно спокойно использовать обычные буквы).

    Восемь мужчин, одетых в ЧЁРНЫЕ КОСТЮМЫ, сидят за столом в кафе. Это МР. БЕЛЫЙ, МР. РОЗОВЫЙ, МР. СИНИЙ, МР. БЛОНДИН, МР. ОРАНЖЕВЫЙ, МР. КОРИЧНЕВЫЙ, ХОРОШИЙ ПАРЕНЬ ЭДДИ КЭБОТ и большой босс, ДЖО КЭБОТ. Большинство уже закончили есть и теперь наслаждаются кофе и разговорами. Джо смотрит поверх маленькой записной книжки. Мр. Розовый рассказывает длинную историю о Мадонне.

    Как мы помним, все действия описываем в реальном времени (ходит, сидит, видит, стреляет…). Это, кстати, ещё одно отличие от классической формы написания (там все идёт в повествовательной форме и часто описывается в прошлом времени).

    Бывший красноармеец Федор Сухов двигался по пустыне походным шагом, оставляя за собой лунки следов, которые горячий ветерок старался побыстрее засыпать песком.

    Тёмные пятна пота на выгоревшей гимнастёрке с белым как иней налётом соли говорили о том, что Сухов не первый день идёт по песчаным барханам, тянущимся от горизонта до горизонта, словно волны застывшего моря.

    Абзацы обычно должны занимать не больше 5-6 строк и показывать одно точное действие без «новеллистических» изысков.

    6. Далее возможен переход в другую локацию или время (опять же указываем все заглавными буквами как название сцены).

    И, предположим, здесь и начинаются диалоги главных героев. И тут начинается самое интересное.

    Имя персонажа всегда пишется перед самим диалогом, всегда заглавными буквами. Оно не должно меняться на протяжении всей истории.

    *Совет: называйте своих персонажей как можно более разными именами, чтобы потом было легко идентифицировать персонажа в диалогах.

    Далее аккурат под именем пишутся сами реплики. Диалоги (монологи) не отцентрированы, как может показаться на первый взгляд — расстояние от края до имени персонажа, например, многие специалисты просят делать — 6,75 см. Также, есть расхождения в самой записи — англичане, американцы и другие забугорные друзья диалоги пишут колонками, однако, встречаются случаи, когда весь текст пишется «сплошняком».

    КАМЕРА даёт панораму пустого склада. Затем открывается дверь, и Мр. Белый втаскивает окровавленное тело Мр. Оранжевого.

    Мр. Оранжевый продолжает кричать из-за пулевого ранения.

    Мр. Белый кладёт его на пол.

    МР. БЕЛЫЙ

    Просто держись друг. Держись и жди, пока Джо приедет сюда, а это может произойти в любой момент, он поможет тебе. Мы просто будем сидеть здесь и ждать Джо. Кого мы будем ждать?

    МР. ОРАНЖЕВЫЙ

    Джо.

    МР. БЕЛЫЙ

    Можешь поставить свой зад на то, что так оно и будет.

    Мр. Белый встаёт и начинает расхаживать по складу.

    Если необходимо перенести диалог на другую страницу то:

    1. Переносим только после окончания предложения; Также добавляем ремарка (ДАЛЕЕ).
    2. На следующей странице дублируем имя персонажа для того, чтобы читающий не запутался и ремарку (ПРОД.)
    3. Если персонаж говорит «где-то там» — указываем в скобочках ВПЗ — вне поля зрения.
    4. Если в диалоге необходима пауза — так и указываем посреди текста (пауза).

    МР. РОЗОВЫЙ

    А ты ещё сомневаешься? Я не думаю, что это подстава. Я уверен в этом. Я говорю серьёзно, откуда по-твоему взялись все эти полицейские. Одна минута — их там нет, другая — они уже там. Я не слышал сирен. Включилась сигнализация, хорошо. Хорошо, но всё равно ещё четыре минуты до приезда полиции. Даже если рядом оказалась патрульная машина, ещё четыре минуты до приезда подкрепления. А тут через минуту семнадцать легавых, увешанных оружием. Они знали, что мы делаем, и они были там. Помнишь вторую волну, тех которые приехали на патрульных машинах, так вот это были те самые, которые ответили на вызов, но те другие скоты уже были там, они ждали нас.

    (пауза)

    Ты сам не думал об этом?

    Также стоит отметить, что после диалога всегда ставится двойной интервал.

    7. Если в сцене необходимо показать телефонный разговор, то можно исполнить её несколькими вариантами — первый последовательно записать сначала одни реплики, а после отдельной сценой другую часть разговора (если персонаж на «другой части» появляется в кадре), если персонаж является просто «голосом в трубке», что можно использовать ремарку ЗК (за кадром). А можно при помощи обозначения «МОНТАЖ с» переноситься то в одно место, то в другое.

    8. Львиную долю характера истории представляют собой ремарки (что делает персонаж во время диалога) и расширения (эмоции), что пишутся под именем персонажа в диалогах — именно здесь можно добавить, с какой интонацией говорит персонаж, его настроение или что он делает во время разговора.

    *Совет: если ваш герой иностранец и говорит на другом языке — не пишите его реплики на том самом языке — читающий хочет понимать, что говорит персонаж. Используйте ремарку, например — (говорит на английском) и продолжайте писать текст на русском. Если же очень необходимо все-таки писать на языке оригинала — укажите вначале, что диалог на иностранном языке и что сцену будут сопровождать субтитры.

    9. Если вы используете Флешбеки и Флешфорварды — указывайте, где он начинается и где заканчивается (обычно это отдельные сцены, что «врезаются» в повествование).

    10. Нумерация страниц обычно делается в правом верхнем углу (левый верхний угол чаще всего используется для скрепления — логично).

    11. Есть также обозначение ЗТМ (затемнение)- в него можно уходить и из него выходить. Их также можно спокойно использовать, однако, перебарщивать не стоит — во время обучения режиссёрскому мастерству учителя, обычно, преподносят ЗТМ как монтаж для «чайников» — самый простой способ для перехода между сценами.

    Если же вы боитесь, что не сможете правильно отредактировать свой сценарий (или же просто ленитесь это делать) — существуют доступные и понятные специальные программы, которые все сделают за вас. Среди них: Celtx, Fade in, Sophocles, Final draft, Countour 1.0, Gramatica Pro и т.д.

    Что же, напоследок стоит сказать, что правила варьируются — некоторые студии добавляют свои, некоторые продюсеры вообще меняют правила игры, но быть в курсе общих канонов никогда не помешает.

    Надеюсь, статья кому-нибудь будет полезной и поможет в его начинаниях.

    Приятной писанины.

    Читайте также:

    Написание сценария: 6 кругов ада

    20 полезных лекций для режиссеров и сценаристов

    Экранизировать или не экранизировать? Вот в чем вопрос

    say-hi.me

    Как написать сценарий. Часть 1: разработка истории | Проза жизни

    Автор — Александр Астремский

    Многие сценаристы тратят недели и месяцы работы впустую, не имея ясного представления о том, с чего НАЧИНАЕТСЯ работа над любым сценарием. В таком случае их долгое колдовство над клавиатурой обычно заканчивается грустной мыслью, что «это не история, а полная ерунда».

    Вот наиболее распространённые проблемы, которые могут возникнуть у вас, если вы не владеете технологией создания сценария:

    1. Вы имеете хорошую идею, но никак не можете разработать на её основе интересную историю.2. Вы устраиваете многочасовой «мозговой штурм», но дело всё равно не движется с места.3. Приступаете к написанию сценария, но понимаете, что вам не хватает «системы».4. Полсценария уже написано, потрачены недели работы, и вдруг вы осознаёте, что «можно было сделать гораздо лучше» и «опять придётся всё переписывать!».

    Если вам знакомы такие проблемы, то эта статья для вас. Она о том, какую подготовку необходимо провести, включая разработку истории и написание поэпизодного плана, чтобы потом вы могли написать сценарий быстро и при этом на 100% остались довольны созданным продуктом.

    Конечно, кто-то может сказать: «Да что там подготавливать, что там разрабатывать. Просто берёшь и пишешь». Но это так же глупо, как строить дом без архитектурного проекта. Будет затрачено много времени и денег, а в результате вход в подвал будет через чердак.

    В то же время, если перед строительством дома сделать максимум предварительной работы (подробный проект, закупка стройматериалов и др.), то девятиэтажный дом вырастет «как на дрожжах» за короткий срок.

    Именно такой подход необходимо использовать в работе сценариста: сначала подготовка и планирование — и только потом написание сценария.

    Технология подготовки и планирования сценария состоит из двух основных этапов:

    1. Разработка ИСТОРИИ. На этом этапе создаётся сама история: главные события, персонажи и конфликты.2. Написание ПОЭПИЗОДНОГО ПЛАНА (или «поэпизодника»). На этом этапе тщательно прорабатываются все ключевые детали и сюжетные ходы.

    В этой статье речь пойдёт о первом этапе, то есть о разработке истории.

    Конечно же, в первую очередь Вам нужно:a) Точно определиться, о чём Вы будете писать;b) Записать вашу сценарную идею в нескольких предложениях.

    Например, у вас давно крутится в голове мысль — написать сценарий фантастического триллера «Мир насекомых». Ну что ж, опишите эту идею. Это может быть так же просто, как записать: «Мир будущего. Животные на планете вымирают. Развлекательная корпорация придумывает новый вид развлечений под названием „Мир насекомых“. Описание развлечения: а.) в огромном, заброшенном парке водится бесчисленное множество насекомых; б.) участников развлечения уменьшают до размеров мизинца, дают микрооружие и отпускают в приключение, в котором насекомые по размеру являются для них такими, как тигры или даже динозавры для обычного человека; в.) суть развлечения заключается в охоте на „гигантских“ насекомых. Главный герой, по профессии биолог, отправляется в уменьшенном виде в парк с насекомыми, но не на охоту, а для биологических исследований. Неожиданно у него ломается датчик, и сотрудники корпорации теряют его из вида. Выживет ли он в одиночку в смертельно опасном окружении?».

    Когда вы это сделали, можно переходить к следующему шагу, выполнение которого может занять у вас много часов, но если вы всё сделаете правильно, то ваша история потенциально будет глубокой и интересной. Этот шаг называется «Исследование темы». Здесь имеется в виду «тема», как общее содержание чего-либо.

    Например, исходя из обозначенной выше идеи о выживании в мире насекомых, основное, что нам нужно исследовать — это насекомые, развлекательные шоу, выживание в трудных условиях (например, в джунглях) и тому подобное. Исследуйте выбранную тему вдоль и поперёк — читайте книги, штудируйте справочники, бороздите просторы интернета, смотрите фильмы, собирайте фотографии и видеосюжеты, но соберите максимум нужной вам информации. Важно: на этом шаге записывайте ВСЕ идеи, которые приходят вам в голову. Бывает такое, что та мысль, которую вы записали «на всякий случай», в дальнейшем приводит вас к гениальному сюжетному повороту. Итак, изучайте выбранную тему, записывайте и сохраняйте всё, что вам хоть как-то может пригодиться в последующей работе.

    Этот шаг можно считать завершённым тогда, когда у вас появляется полная уверенность, что вы сориентировались в выбранной теме и твёрдо знаете, из какого «материала» вы будете создавать своё произведение.

    И только теперь, тщательно выполнив предыдущие действия, мы подходим к самому интересному — РАЗРАБОТКЕ ИСТОРИИ.

    Сначала хочу подчеркнуть три важных данных, которые необходимо знать и использовать при работе над любой историей:

    1. Нулевым шагом перед разработкой истории идёт определение того, что вы хотите сказать зрителю своим сценарием, что вы хотите донести до него. В нашей истории с «миром насекомых» могло бы содержаться такое послание: «Никогда не отчаивайся, даже если ситуация кажется совсем безвыходной».2. Следующее, решите какой эффект на зрителя вы хотите произвести. Например: насмешить до слёз, поднять настроение, вдохновить, поразить масштабами происходящих на экране событий и т. д.3. В процессе написания истории необходимо записывать всё, что приходит вам в голову (следуя шагам описанным ниже). Не пренебрегайте идеями, так как лучше потом 50% написанного материала вырезать, чем жалеть, что «зря я ту идею не записал, сейчас бы пригодилась».

    И теперь я представляю вашему вниманию всю технологию разработки истории по шагам. После каждого шага я буду приводить пример его выполнения на основе идеи «Мир насекомых».

    СХЕМА СОЗДАНИЯ ИСТОРИИ:

    ШАГ 1. Опишите в нескольких предложениях ЦЕНТРАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ, в которую попал герой и из которой ему нужно выбраться победителем. Центральная ситуация — это то, вокруг чего строится вся история.

    ПРИМЕР: Главный герой, по профессии учёный-биолог, и его помощница отправляются проводить опасное биологическое исследование в «Мир насекомых» с целью получить необходимый материал для своих опытов. Неожиданно они обнаруживают, что потеряли связь с реальным миром и руководством развлекательной корпорации — их датчики и рации не работают. Теперь им нужно выбраться из сложившейся ситуации живыми и невредимыми.

    ШАГ 2. Создайте ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. Основное, что вы должны знать на данном этапе работы — персонаж строится на его целях и намерениях. Можно много говорить о его характере и увлечениях, но сейчас главное — над достижением какой цели он будет работать в вашей истории.

    ПРИМЕР: Назовём главного героя — Стив. Его основная цель в сложившейся ситуации — остаться живым и выбраться со своей помощницей из «Мира насекомых».

    ШАГ 3. Затем опишите уровень его «пробивной силы» или, другими словами, сколько энергии и настойчивости он готов вложить в противостояние противникам и обстоятельствам.

    ПРИМЕР: Стив готов на всё ради спасения — то есть «победить или умереть в атаке».

    ШАГ 4. Обязательно отметьте его знания, навыки и умения (всё, что относится к его способности решать проблемы).

    ПРИМЕР: Так как Стив биолог, он обладает глубокими познаниями о насекомых, их повадках, а также об их сильных и слабых сторонах. Он очень умен и способен быстро анализировать ситуации.

    ШАГ 5. Придумайте инструменты для героя, которые помогут ему в достижении целей (это может быть как прибор, приспособление, оборудование, так и просто какая-либо ярко выраженная способность).

    ПРИМЕР: Отправляясь на исследования, Стив захватил с собой подробный справочник о насекомых. Также руководством развлекательной корпорации ему и его помощнице было выдано оружие для охоты на насекомых и противоядие для излечения возможных заражений (через укусы).

    ШАГ 6. Далее, в процессе разработки истории придумайте «душевную рану» для главного героя. Его внутренний конфликт, по поводу чего он переживает и что не даёт ему жить спокойно. Это сделает персонаж живым, глубоким и понятным для зрителя, иначе он останется «сырым» и поверхностным. Кстати, если вы хотите убедиться, как такой ход углубляет сценарий, можете взять своего героя (если у вас есть сценарий в разработке) и придумать ему душевную рану (если у него ещё такой нет). Вы будете удивлены, как ваш герой на глазах станет «трёхмерным».

    ПРИМЕР: У Стива есть подозрения, что у его жены есть любовник, и он пытается сбежать от этой жестокой реальности, решив проводить опасное исследование в мире насекомых.

    ШАГ 7. Наделите героя недостатком. Это что-то такое, что может сорвать весь план главного героя, что-то, что поставит под угрозу его победу.

    ПРИМЕР: Стив очень любит насекомых и обнаруживает, что даже при самообороне ему трудно их убивать.

    ШАГ 8. Теперь создайте основного АНТИГЕРОЯ, то есть того человека (существо), который будет противостоять главному герою. Создавайте его так же, как описано в шаге два.

    ПРИМЕР: Антигероем является парень по имени — Майкл. Он оказывается любовником жены Стива, и, к несчастью, одним из владельцев развлекательной корпорации «Мир насекомых». Его цель — любыми способами в тайне от своей любовницы (т.е. жены Стива) уничтожить Стива, он же и подстраивает внезапное отключение датчиков и раций.

    ШАГ 9. Наделите антигероя силой. Он должен казаться непобедимым, быть непредсказуемым, хитрым и способным.

    ПРИМЕР: Так как Майкл стоит в управлении корпорацией, под его началом находятся все ключевые люди, влияющие на «Мир насекомых», в который попали Стив и его помощница. Майкл знает все нюансы этого мира и может оказывать прямое влияние на происходящие там события.

    ШАГ 10. Опишите, почему антигерой оказывает сопротивление главному герою. На этом шаге должен ярко проявиться основной КОНФЛИКТ сценария. Это основное трение, которое будет постоянно нарастать, и в конце фильма вспыхнет ярким всепожирающим огнём, поставив под вопрос жизнь и будущее главного героя.

    ПРИМЕР: Жена Стива (назовём её Мэри) забеременела от Майкла, в то время как её муж Стив не способен иметь детей. Мэри скрывает свою беременность и отношения на стороне от мужа, но любовник Майкл уже знает о будущем ребёнке и очень хочет его рождения. Также он хочет жениться на Мэри. Для этого он делает всё, чтоб Стив якобы случайно «исчез».

    ШАГ 11. Опишите все варианты проблем, препятствий и трудностей, которые мог бы создать антигерой для главного героя.

    ПРИМЕР: Майкл может специально натравливать на Стива опасных насекомых и создавать для него природные катаклизмы. Также он направляет поисковую группу, которая разыскивает Стива, по ложному пути. Поисковая группа — это специально обученные люди также в уменьшенном виде. Из-за влияния Майкла на главу поисковой группы, эти люди каждый раз как бы «случайно» обходят Стива и его помощницу стороной.

    ШАГ 12. Разработайте остальных персонажей, как описано в шаге два. Все они делятся на друзей и врагов главного героя. Каждый должен будет как-то повлиять на развитие сюжета. По определению — друзья помогают в достижении целей, а враги мешают.

    ПРИМЕР: Жена Стива, она же любовница Майкла — Мэри. Её цель, после исчезновения Стива, найти его и признаться в своей нечестности, после чего она сможет с чистой совестью выйти замуж за Майкла. Помощница Стива — назовём её Джулия. Она влюблена в Стива, но давно скрывает это, т.к. не в её принципах разбивать семью. Во время их нахождения в «Мире насекомых», она узнаёт от Стива, каково настоящее положение дел в его семье, и что, кроме этого, он подозревает, что у его жены есть любовник. Джулия решает для себя, что она обязана сделать счастливым Стива. Теперь её цель — не только спастись из мира насекомых, но и выйти за Стива замуж.

    ШАГ 13. КАЖДАЯ ИСТОРИЯ ИМЕЕТ ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ: начало, середину и конец. После того, как вы выполнили все предыдущие шаги, вы можете обрисовать каждую из этих трёх частей сценария хотя бы в нескольких предложениях. На данном шаге особенно важно точно решить, каким будет конец. Точное знание конца истории — это один из секретов эффективной проработки ВСЕЙ истории.

    ПРИМЕР: Начало: Посредственная семейная жизнь Стива и Мэри не предвещает никаких улучшений. Стив замкнут в себе, и работает над своим новым исследованием. Мэри уже давно не интересуется Стивом и её раздражает его работа. На стороне у неё развивается бурный роман с Майклом. Он очень богат и даёт Мэри, как ей кажется, всё, что нужно женщине для счастья. Стив подозревает о связях жены на стороне и, пытаясь спрятаться от мыслей об этом, отправляется проводить биологические исследования в «Мир насекомых». Он берёт с собой Джулию.

    Середина: У Стива и Джулии перестают работать датчики и рации. Начинают происходить непредвиденные и опасные события. Они никак не могут связаться с руководством корпорации. Мэри начинает беспокоиться об исчезновении Стива, просит Майкла, чтобы он лично занялся его поисками. Мэри знает, что она беременна от Майкла и принимает решение — развестись с мужем и выйти замуж за Майкла. Но хочет сделать это только после того, как найдёт мужа и попросит у него прощения. В это время Стив и Джулия воюют с опасными насекомыми. После долгих поисков Стива и Джулии поисковой группой, Мэри решает лично отправиться на поиски Стива в «Мир насекомых». Но Майкл не отпускает её и идёт вместе с ней. Перед тем, как сделать это, он даёт своим помощникам распоряжение следующего содержания: «От Стива, и его подружки должны остаться только кости к тому времени, когда мы с Мэри до них доберёмся». Майкл и Мэри отправляются на поиски, а Стива и Джулию одолевают опасности на каждом шагу.

    Конец: Переживая и задавая вопросы Майклу об исчезновении Стива, Мэри начинает узнавать своего любовника с другой стороны. В «Мире насекомых» он начинает проявлять себя как жестокий человек, он раздражён по поводу вопросов Мэри, периодически призывает её бросить поиски Стива. Она же впадает в депрессию, начинает сомневаться в своём выборе, понимая истинную ценность супружеских отношений и то, что её нынешний муж и есть тот человек, который ей нужен. В это же время Стив и Джулия, на фоне войны с насекомыми, сближаются и понимают, что они идеально подходят друг другу. В конце концов, Майкл и Мэри находят их. Майкл лично вступает в борьбу со Стивом, пытаясь убить его. Мери понимает, почему у Стива и Джулии перестали работать датчики. Кроме этого, на всех героев нападают специально натравленные насекомые, которые были выпущены Майклом для убийства главного героя. Джулию ранит смертельное насекомое, и она начинает умирать, т.к. всё противоядие уже было использовано ранее. Неожиданно Майкла съедает насекомое во время разборок со Стивом. Мэри также попадает в лапы насекомого и понимает, что живёт последние секунды. Видя, как Стив разрывается между ней и умирающей Джулией, она бросает ему вакцину и просит прощения. Её съедает насекомое. Стив спасает Джулию, вкалывая ей противоядие.

    ШАГ 14. На шаге № 11 мы рассмотрели основной конфликт истории, теперь придумайте несколько второстепенных конфликтов.

    ПРИМЕР: В начале сценария Стив и Мэри конфликтуют по поводу их отношений. В конце сценария, Мэри уже конфликтует с Майклом. Стив и Джулия в постоянном противостоянии насекомым. Также можно показать конфликты внутри поисковой группы, когда её глава (по указанию Майкла) умышленно обходит стороной цель, а другие члены группы подозревают, что тут что-то нечисто.

    ШАГ 15. Изобретите несколько способов — как сделать так, чтобы зритель почувствовал неприязнь к антигерою. Как он должен себя вести, что должен делать для этого?

    ПРИМЕР: Майкл скрывает от Мэри то, что случилось на самом деле со Стивом. Он подкупает главу поисковой группы. Наносит вред Стиву и Джулии, устраивая на месте их нахождения природные катаклизмы.

    ШАГ 16. Опишите, как вы в конце сценария накажите антигероя. Это должно быть такое наказание, чтобы при его осуществлении зритель ликовал. Причём он будет ликовать тем больше, чем успешнее вы сможете выполнить предыдущий шаг (вызвать неприязнь).

    ПРИМЕР: Майкла неожиданно для всех съест насекомое, похожее на чудовище.

    ШАГ 17. Опишите — как и чем вы наградите главного героя в конце фильма. Что он получит в результате своей победы?

    ПРИМЕР: Получит превосходную заботливую жену. Найдёт материал для исследований, который искал всю жизнь, и тем самым воплотит свою давнюю мечту.

    ШАГ 18. Определите, что случится с героем, если он не достигнет цели. Это та угроза, которая должна нависать над героем на протяжении всего сценария, с каждой страницей становясь всё реальней и опасней.

    ПРИМЕР: Насекомые, натравленные Майклом, всё ближе и ближе подбираются к Стиву и Джулии. Противоядие заканчивается, и шансы погибнуть возрастают с каждой секундой. Кроме того, с другой стороны героев настигает глава поисковой группы, подкупленный Стивом, который лично собирается уничтожить главного героя и его помощницу.

    ШАГ 19. Опишите, каким будет изменение героя. Нельзя сказать, что это необходимый шаг для разработки каждой истории, но такая вещь как «изменение героя» — это один из секретов того, как вызвать у зрителя МОЩНУЮ ЭМОЦИЮ и оставить неизгладимое впечатление от просмотра фильма. Для понимания этого шага вспомните или посмотрите фильмы: «Человек за бортом», «Красотка», «Матрица», «Особо опасен» или шедевр сценарного мастерства «Отпуск по обмену», в котором потрясающе показано изменение сразу нескольких героев.

    ПРИМЕР: Изменение Мэри — из капризной, эгоистичной женщины, она превращается в человека, который спасает жизнь тому, кто этого действительно заслужил. Даже ценой своей жизни. Изменение Стива — он начинает смотреть трудностям в глаза, и понимает, что теперь всё зависит только от него. Он перестаёт плыть по течению и старается установить контроль над ситуацией, в которую он попал. Он проявляет всё своё мужество и мужскую силу.

    ШАГ 20. Создайте вторую линию. Вторая линия — это еще одна (второстепенная) сюжетная линия с участием героя или антигероя. Это один из способов придать дополнительную глубину вашей истории.

    ПРИМЕР: Вторая линия — Стив и Джулия завязывают отношения. Он узнаёт, что настоящая суть отношений мужчины и женщины заключается в постоянной взаимопомощи и искренней поддержке друг друга в трудную минуту.

    ШАГ 21. Определить, у кого или чего главный герой может чему-то научиться. То есть должен быть какой-то человек, который будет способствовать тому, что наш герой начнёт становиться способнее, и всё лучше и лучше будет преодолевать возникающие на его пути препятствия.

    ПРИМЕР: Джулия будет оказывать огромную поддержку Стиву, будет вдохновлять его и открывать для него новые истины.

    ШАГ 22. Определить — какой образ жизни главный герой покидает, и в какой вступает (из старой тихой жизни в новое захватывающее приключение). Обычно «старая жизнь» показывается в начале фильма.

    ПРИМЕР: Из тихого кабинета — в реальную опасную жизнь.

    ШАГ 23. Создайте загадочную и захватывающую ЛЕГЕНДУ (другими словами — предысторию). Это какой-то миф, это «что-то», что произошло гораздо раньше происходящих в настоящий момент событий, но… то, без чего события, описываемые в сценарии, не были бы настолько интересными и завораживающим. Грамотно проработанная ЛЕГЕНДА — один из главных секретов «полного погружения зрителя в фильм». Чтобы понять, о чём я говорю, проанализируёте на наличие «легенды» такие фильмы, как: «Гарри Поттер», «Звёздные войны», «Трансформеры», «Особо опасен», «Матрица» и «Дозоры». Все эти фильмы содержат ярко выраженную легенду.

    ПРИМЕР: В начале истории, перед тем, как Стив попадает в мир насекомых, Джулия рассказывает ему, что из засекреченных источников слышала, будто по статистике в «Мире насекомых» без вести пропадает около пятнадцати человек в год. Но эта информация мало кому известна и не выносится на обсуждение и расследование. Куда исчезают эти люди? Может их съедают насекомые, а корпорации не выгодно это афишировать? Или это не простая случайность?

    Тайну данной легенды я раскрою уже в следующей статье под названием «КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ. Часть 2: ПОЭПИЗОДНЫЙ ПЛАН».

    Также в следующей статье: а.) технология проработки ключевых деталей сценария;  б.) технология проработки главных и второстепенных сюжетных ходов;в.) принципы создания эпизодов и основы конструирования цельного сценария.

    Кстати, история о приключениях Стива была разработана за пару дней во время написания этой статьи для того, чтобы предоставить вам понятные примеры.

    Так что данная технология работает. Убедитесь в этом сами, выполняя вышеописанные шаги в том порядке, в котором они здесь изложены. Последовательно записывая все мысли и идеи на бумагу, буквально через пару часов вы увидите, как история, которая могла бы взращиваться месяцами, как «по волшебству» оживёт у Вас прямо на глазах.

    Итак, ПРИМЕНЯЙТЕ ТЕХНОЛОГИЮ и до скорой встречи на страницах следующей статьи!

    Автор статьи — Александр Астремский, киносценарист, руководитель Сценарной студии «ASTORIES» (при участии Наталии Астремской).

    © 2009 Александр Астремский. Все права защищены.

    shkolazhizni.ru

    Как написать первый сценарий?

    Нам во ВГИКе мастер все четыре года повторял формулу: сценарий - это либо история, либо характер.

    Если нет ни того, ни другого, а есть просто желание написать крутое кино "о любви" или "о преданности", то, скорее всего, все быстро заглохнет.

    Например: в сериале Girls сюжета почти никакого нет - это обычная жизнь среднестатических двадцатипятилетних девушек из США - ни интриги, ни какой-то специальной сверхидеи. Но сериал классный за счет характеров - эта взбалмошная эгоистка, эта закопмлексованная контрол-фрик, и так далее.

    И напротив, во многих голливудских фильмах - почему-то в голову пришел "Интерстеллар", но таких сотни - у героев нет какой-то ярко выраженной "самости" (или она сведена к одной фишке, об этом пишут во всех американских учебниках по сценарному мастерству - типа, хотите сделать вашего персонажа живым - придумайте ему страх, цель и причуду, что-то такое). Зато там есть захватывающий сюжет, неожиданные повороты, классная идея, которая очень логично поэтапно развивается.

    Для начала нужно на чем-то зациклиться. То есть чтобы это прямо покоя не давало и зудило. Это может быть какая-то необычная ситуация, странный человек, даже абстрактная идея (но с абстрактной идеей будет сложнее, потому что сценарий - это действие, и без действия все может развалиться).

    Если у вас есть характер главного героя, он будет вам подсказывать и даже диктовать развитие сюжета. Исходя из того, как может и как не может вести себя ваш герой, в каких ситуациях он будет чувствовать себя комфортно, а какие для него ужас и кошмар, преодоление (главное слово сценариста - КОНФЛИКТ) - можно построить историю, имея даже одну исходную сцену. И в зависимости от героя из одной и той же исходной точки могут получиться совершенно разные сценарии.

    Если вы начинающий сценарист (ну и вообще, я вот всегда так делаю, и считаю, что это самое настоящее) удобно и здорово подсматривать характеры в жизни. То же касается и ситуций, из которых потом может вырасти история - слушайте людей, поглядывайте за ними, запоминайте, записывайте все интересное, что видите и слышите, это может неожиданно удачно вписаться куда-нибудь. Придуманный человек у вас, скорее всего, будет вести себя странно и подрывать доверие предполагаемого зрителя или читателя. А если вы пишете про лучшего друга, у которого есть энное количество любопытных для вас паттернов в поведении и заморочек - то шансы на создание достоверного персонажа увеличиваются. К тому же, вы будете относиться к нему с любовью)

    Если есть готовая история (например, тоже из жизни), можно сверить ее с настольной книгой всех сценаристов - "Тысячеликий герой" Джозефа Кэмпбэла. Ставка на сюжет - прерогатива коммерческого кино, и тут важны правила, потому что рынок и бизнес не терпят никаких "я так вижу".

    В "Тысячеликом герое" эти правила создания крепкого сюжета описаны классно и ненавязчиво, к тому же это не какая-то подозрительная новая теория от успешного чувака с модной прической, а вдумчивое культурологические исследование мифов, то есть как бы коллективного бессознательного, общей для всех системы символов.

    Важно понимать, что это все "костыли" для будущего сценария - вы можете что-то выкинуть, что-то переделать под себя, не существует ничего абсолютного. Но общее понимание того, как строится сюжет, обязательно пригодится.

    Каждая сцена должна быть абсолютно самостоятельной. В каждой сцене должны быть конфликты, перепетии (от счастья - к несчастью по Аристотелю) и какой-то интерес. Представьте, что по одной сцене будут судить о сценарии в целом. Не должно быть ничего проходного - ради информации, ради хронометража, ради того, что потом была вот эта охренительная сцена.

    Это нудно и долго, иногда нужный ход не приходит неделями, лично я на этом всегда запарываюсь - терпения не хватает, но только так будет действительно круто.

    И последнее: будьте внимательны к диалогам - есть множество отличных "болтливых" фильмов (весь Вуди Аллен, как минимум)), но для новичка велика вероятность пропасть в разговорах.

    Кино - визуальное искусство. То, что может быть понятно без слов, из картинки - должно быть сделано без слов, должно быть выражено визуально, если только вы не ставите себе обратной цели. В таком случае - оттачивайте диалоги, не должно быть ни одного лишнего слова. В идеале - каждая фраза должна быть потенциальной цитатой.

    thequestion.ru

    Как пишутся сценарии к фильмам? И что именно там пишут?

    Толчком к написанию сценария может стать, что угодно. Мысль, которой хочет поделиться автор; проблема, которая его волнует; главный герой, которого он придумал во время бессонной ночи; даже интересная локация, которую увидел во время путешествия. Вдохновление приходит у всех по-разному. Но дальше существует определенный перечень действий, которые выполняют большинство сценаристов. 

    (Важное пояснение: здесь и дальше я говорю о сценаристе, как о самостоятельной творческой единице. В случаях, когда сценариста нанимает студия, часто автором идеи является продюсер. Также процесс работы меняется во время написания ситкомов или литературных адаптаций.) 

    Сначала в общих чертах придумывается сюжет и персонажи. Кто главный герой, в чем заключается конфликт, какой будет развязка фильма и многое другое. Если мы говорим о полнометражном кино, то все это помещается на листе формата А4. Сценарист создает структуру истории, на которую будет опираться дальше. Пусть вас не смущает тот факт, что вся работа на этом этапе помещается лишь на одном листе бумаги. Эта сжатость оправдана: сценаристу нужно понять суть истории, которую он придумывает. Если сценарий будет захватывать в таком формате, то велик шанс, что когда сюжет обрастет деталями, история останется интересной.

    Дальше сюжет разбивается на акты, а акты на эпизоды. Обычно это выглядит так. 

    Каждая карточка на доске - один эпизод. Одна линия карточек - один акт. Все что написано на карточке - то, что происходит в этом эпизоде. 

    Как мы видим, описания эпизодов достаточно сжаты. Это позволяет не потерять логику повествования и наглядно "видеть" перед собой фильм целиком. На этом этапе сценарий напоминает мозаику: автор может менять эпизоды местами, убирать или добавлять их. До тех пор пока повествование не сложится в то, что задумал сценарист.

    Этот этап самый долгий. Автор может не раз возвращаться к общему сюжету, менять, например, его завязку или отдельных персонажей. 

    И только после того, как все эпизоды прописаны и расставлены по своим местам, начинается написание сценария. Именно на этом этапе пишутся диалоги, описания и вся литературная составляющая. 

    Когда сценарий готов, автор может еще вносить в него изменения по просьбе режиссера или продюсера и иногда это может занять даже больше времени, чем сам процесс создания истории. Но об этом в другой раз.

    p.s. Часто люди считают что сценарист=писатель. Это не совсем так. Сценарии лишены многого того, что есть в литературе. Например, мыслей героя (закадровый голос не в счет) или красивой описательной части. Там где писатель напишет: за окном кружился пушистый, холодный, как сердце героини, снег. Сценарист просто укажет: шел снег. Описания достойно только то, что важно для развития действия или для раскрытия характера персонажа. Сценарий это не самостоятельное произведение, он не предназначен для посторонних, да и большинству будет совсем не интересно его читать. Сценарий это основа для фильма, план действий для режиссера. Его красота будет видна в действиях актеров, в реакции зрителей на сюжетные повороты снятого фильма. 

    thequestion.ru

    Как написать правильный сценарий к фильму?

    В XXI веке большая часть людей из цивилизованных стран смотрит фильмы или сериалы. Если вы находитесь на этом блоге, то скорее всего и вы тоже любите их смотреть. Многие из нас хоть раз задавались вопросом: «Всё здесь неправильно! Я бы сделал совсем иначе!», но зачастую этот возглас так и остается лишь словами.

    Но не хотите ли вы по-настоящему погрузиться с головой в удивительный мир захватывающих историй и удивительных персонажей?

    Еще в детстве я задался этим вопросом, и, в конце концов, оказался  на режиссерском отделении киношколы. Там я принялся упорно писать сценарии, набирать опыт, снимать короткометражные фильмы, постоянно развиваясь.

    На данный момент мой путь всё равно еще где-то в начале. В этой статье, я хотел бы поделиться тем опытом, который уже успел наработать за 6 лет и рассказать вам свои умозаключения и измышления по поводу сценарно-режиссерского ремесла. Возможно, даже отвечу на вопрос «Как правильно написать сценарий?». Хотя, пожалуй, звучит слишком самонадеянно. Цикл этих статей будет отнесен к рубрике «Снимаем фильм».

    В чем же состоит мое предложение? В том, что я приглашаю нас вместе взглянуть на этого дикого зверя под названием «сценарий». Ведь он такой большой и страшный. Как нам его приручить? И как в этой борьбе ненароком не уничтожить его живую суть? Вот предмет нашей беседы.

    С чего не надо начинать писать сценарий к фильму!

    Итак, в какой-то неожиданный момент вам в голову пришла гениальная мысль — хочу написать сценарий! Но с чего же начать? Нас поразило побуждение действовать, но что писать — мы понятия не имеем.

    Некоторые  кидаются читать публицистическую литературу, к примеру «Историю на миллион долларов» Роберта Макки или «Как хороший сценарий сделать великим» Линды Сегер.

    Я считаю, что на первом этапе — это пустая трата своего времени. Почему? Я сам читал эти книги перед поступлением в институт, и вообще прежде, чем написал самостоятельно хоть одну строчку сценарного текста. К чему это привело? Да ни к чему не привело.

    Вооруженный до зубов такими терминами как «макгаффин», «катализатор действия», «первое поворотное событие» и пр. ты садишься и... и почему-то всё равно не знаешь, что надо писать!

    А все потому, что не стоит забивать голову такими книгами, по крайней мере, пока вы не написали самостоятельно пару сценариев и не набьете шишек на своем опыте.  Хотя  «Историю на миллион долларов» всё равно стоит прочитать после своих творческих мучений.

    Но это будет потом. Когда-то, когда уже хотя бы парочка десятистраничных аккуратно отформатированных стопочек текста с названиями будут лежать завершенными.

    Что же может помочь написать сценарий к фильму на первых порах?

    Для начала нам нужно сделать изначальный рывок. Неужели нужно ждать вдохновения? Безусловно, без вдохновения работать очень трудно. В определенной степени это топливо сценариста. Но только я категорически против позиции, что его нужно ждать.

    Возможно вдохновение – это составляющая таланта? Можно и так сказать, но подобное определение было бы несколько высокомерным. Значит, талантливый может написать, а не талантливый не может.

    Научиться писать профессионально и качественно может каждый!

    Поверьте, каждый сможет написать крепко сделанное произведение. Это лишь вопрос упорной подготовки и практики.

    На первом курсе мне потребовалось написать 18 короткометражных сценариев, чтобы начать понимать что-то в сценарном мастерстве. Как минимум половина этих работ не выдерживает никакой критики, и иначе, как полная ерунда, я не могу их охарактеризовать. Но каждый из этих коротких метров продвигал меня на сантиметр вперед в понимании того, как следует конструировать кино.

    Но вернемся к вдохновению. Его необязательно ждать (хотя бывает, оно сваливается на нас, как кирпич на голову). Его можно у себя вызвать. С моей точки зрения, вдохновение — это вылезающее на поверхность наше подсознание.

    Ведь чтобы облечь вдохновение в конкретную форму, мы используем какие-то слова, описываем какие-то события, создаем каких-то персонажей. Всё это не может возникнуть из вакуума. Это не марсиане спускают нам информацию путем гамма-излучения. Это подсказывает наше подсознание, обращаясь к внутренней библиотеке воспоминаний, наблюдений, выводов и т. д.

    Откуда брать идеи для сценария к фильму?

    Основная задача начинающего сценариста — научиться работать с подсознанием. Как это сделать?

    Идя по улице — учитесь замечать любопытных персонажей вокруг, обрывки интересных диалогов, обращайте свое внимание на мелкие детали. Когда вы вспоминаете что-то из своей жизни — старайтесь ловить эмоцию и понять, почему именно она возникла при воспоминании.

    Когда вы смотрите фильм или читаете книгу, которые вам нравятся — нужно анализировать, по каким причинам оно вызывает удовольствие. То же самое с отрицательной реакцией.

    Например, вы смотрите «Терминатора», и понимаете, что картина вам нравится. Почему? Может быть, там увлекательный и динамичный сюжет? Может быть, там зашкаливающий уровень жестокости? Или вас интересует противостояние человека и машины?

    Все эти вопросы надо постоянно себе задавать. Это помогает в последствии лучше ориентироваться в собственных идеях, да и вообще может быть чуть ли не их источником.

    Немаловажно быть крайне внимательным к собственным эмоциям. Что бы вы хотели рассказать себе, другу, первому встречному, миру, наконец? Причем совсем необязательно искать какую-то великую идею об экзистенциальной сущности человека или что-нибудь в этом роде.

    Может, вы хотите рассказать что-то о взрослении, дружбе, насилии, сексе, о чем угодно — о чем-то, что кажется вам удивительным. Сильвестр Сталлоне, к примеру, живший чуть ли не на улице и в постоянной нужде взял и написал сценарий под названием «Рокки» — историю, в которой рассказан сюжет об обыкновенном боксере, свойском не очень умном парне, который мечтает о том, чтобы ему выпал шанс выбиться в люди. Тема шанса идет рефреном через все повествование. По сути Сталлоне написал о собственных чувствах, просто сделал героя боксером.

    И действительно, как правило, оказывается недостаточно просто зафиксировать свои переживания на бумаге.

    Я, как и многие мои коллеги, во время учебы сталкивался с проблемой — ты пишешь о том, о чем знаешь, а на выходе получается нечто невразумительное. Это связано с тем, что мы сделали всё слишком личным.

    Мы знаем столько всего об объекте рассказа, что упускаем важнейшие вещи, считая их очевидными — но для зрителя-то они совсем не очевидны. Поэтому, я полагаю, требуется искать художественное облачение наших мотивов и побуждений.

    Выбор направления при написании сценария

    В данном случае необходимо определиться с жанром. Если идея, которая меня охватила, агрессивна, жестока (а так зачастую бывает в моих сценариях), то явно не подойдет форма мелодрамы или комедии.

    Можно рассматривать жанры драмы, боевика, вестерна, триллера. Выбор очень велик. Тут большую роль, опять же, могут сыграть ваши любимые фильмы. Подробнее о жанрах и направлениях мы поговорим позже, в одной из последующих статей.

    Итак, предположим, вы сумели выудить из своего подсознания подходящую вам идею и, после пары дней/недель/месяцев размышлений пришли к выводу, какой должна быть форма подачи.

    Основные мероприятия по написанию сценария или синдром белого листа

    И вот оно – самое страшное! Белый лист бумаги перед собой!  Ужасный монстр, которому нет равных.

    В отличие от писателей, сценаристу не стоит просто пересиливать себя и начинать писать на этом белом листе. Вряд ли получится что-то путное. Потому как киносценарий гораздо более требователен к драматургии, к рассказу истории. Необходимо очень хорошо продумать свой сценарий.

    Как победить этот белый лист? Существует несколько способов. Самый эффективный, по крайней мере, для меня — разработка синопсиса (краткого пересказа сюжета).

    Мы можем активно обсуждать сюжет с друзьями, или крутить-вертеть его у себя в голове.

    Эффективно всегда задавать себе вопрос «А что, если...?». Всё это приводит к тому, что можно записать историю коротко, буквально на одну-две странички. И там будет нечто вроде «Это история о человеке, с которым произошло то-то и то-то, он встретил тех-то и тех-то, и в итоге произошло следующее». Но об этом более подробно в последующих статьях

    Если вам не подходит вариант с синопсисом — рисуйте схему на бумаге со стрелочками, кружочками и звездочками. Нет? Расклейте по стенке стикеры, поясняющие сюжет, героев, события и т. д. Всё это отличное оружие сценариста. Эти мероприятия должны существенно облегчить ваш труд при написании сценария.

    Рекомендации для написания хорошего сценария к фильму

    • Тренируйтесь вызывать вдохновение.
    • Избегайте пособий к сценарному мастерству. Не устраивайте себе кашу в голове!
    • Определитесь с формой и жанром направления
    • Не забывайте про разработку плана

    Более подробно об основах кинематографа мы поговорим в следующих статьях. Поэтому подписывайтесь на обновления блога.

    Появились  предложения о том, что бы вы хотели узнать или увидеть в этом цикле статей — пожалуйста, делитесь в комментариях. Есть идеи по сценариям или возможно у вас появились вопросы,  также оставляйте комментарии к статье. Либо воспользуйтесь формой обратной связи.

    Об авторе: Влад Дикарев

    Независимый режиссёр и сценарист Мой профиль в социальной сети ВКонтакте

    craftkino.ru