Кто открыл Cеверный полюс — известно ли имя героя? Северный полюс дата открытия


Открытие Северного полюса. Даты открытия, кто открыл Северный полюс?

Открытие Северного полюса

Памятные даты открытия Северного полюса

1827: Уильям Эдвард Пэрри, английский контр-адмирал, попытался достичь Северного полюса от северной оконечности Шпицбергена, сумев дойти до 82°45’ с. ш.

1871 - 1881: экспедиции американцев Чарльза Ф. Холла (1871) и Джорджа В. ДеЛонга (1881) окончились неудачей, причем оба исследователя погибли.

1893 - 1895: Фритьоф Нансен и Ялмар Йохансен на специально сконструированном судне "Фрам" намеревались достичь Северного полюса, используя дрейф арктических льдов. После того как корабль затерло льдами северо-западнее Новосибирских островов, путешественники дрейфовали 35 месяцев, пока 8 апреля 1895 не достигли крайней северной точки с координатами 86°14' с. ш. и 98° в. д., где Нансен принял решение возвращаться в направлении Шпицбергена.

Случайные фото природы

1897, июль: Соломон Андре и 2 его спутника попытались долететь до Северного полюса на воздушном шаре с острова Датский на западе Шпицбергена. Известно, что они пролетели около 475 км и сели на паковые льды, откуда пытались двигаться в восточном направлении, но вынуждены были повернуть обратно. После долгих мытарств они смогли добраться до острова Белый (Kvitшya норвеж) немного восточнее Шпицбергена, где и погибли.

1899, 12 июля: Луиджи Амедео, герцог Абруцци, снарядив корабль "Полярная звезда", отплыл из Архангельска, намереваясь достичь Земли Франца-Иосифа и зазимовать там, чтобы затем добраться до Северного полюса на собачьих упряжках.25 апреля 1900 капитан Умберто Каньи достиг точки 86°34’ с. ш., побив рекорд Нансена на 40 км.

1908, 21 апреля: Фредерик Кук утверждал, что первым в истории человечества достиг географического Северного полюса. Его приоритет оспорил Роберт Пири, побывавший на Северном полюсе 6 апреля 1909 и обвинивший Кука в обмане, утверждая, что только ему принадлежат лавры первооткрывателя. В настоящее время подвергается сомнению приоритет обоих полярных исследователей.

1926, 9 мая: Американские летчики Ричардм Бэрд и Флойд Беннет утверждали, что они достигли Северного полюса, но тщательное изучение дневников Бэрда показало, что записи отличаются от его официального отчета о путешествии.

1926, 12 мая: Руаль Амундсен из Норвегии с командой из 15 человек на дирижабле "Норвегия" пролетел над Северным полюсом со Шпицбергена до Аляски.

1937, 6 июня: над Северным полюсом был поднят флаг СССР, официально учреждена самая первая в мире станция на полюсе - "СП-1".

1948, 23 апреля: "прыгающая" экспедиция "Север-2" впервые измерила глубина в точке Северного полюса (4039 м).

1949, 9 мая: участники экспедиции В.Г. Волович и А.П. Медведев впервые в истории опустились на Северный полюс с парашютами.

1958, 3 августа: первая подводная лодка (атомная субмарина США "Наутилус" SSN-571) достигла под водой Северного полюса, зайдя под лед со стороны Берингова пролива.

1962, 17 июля: первая советская атомная подводная лодка К-3 "Ленинский комсомол", под командованием Л.М. Жильцова (руководитель похода А.И. Петелин) достигла Северного полюса, на следующий день всплыв и водрузив Государственный флаг СССР.

1968,19 апреля: Ральф Плестед с командой из 4 человек впервые достиг Северного полюса, выступив с острова Уорд Хант (Канада).

1969, 6 апреля: Вальтер Герберт из Великобритании, возглавлявший трансарктическую экспедицию, впервые достиг Северного полюса, пройдя пешком от Аляски до Шпицбергена.

1977, 17 августа: первое в мире достижение Северного полюса советским атомным ледоколом "Арктика".

1988, 25 апреля: совместная лыжная советско-канадская команда достигла Северного полюса, впервые пройдя от мыса Арктического (остров Комсомолец, Северная Земля, Россия) до острова Элсмир (Нунавут Канада).

2006, 16 апреля: Альбер II, князь Монако, первым из монархов побывал на Северном полюсе

2007, 2 августа: первое в мире глубоководное погружение в точке Северного полюса на российских батискафах "Мир-1" и "Мир-2".

История

Возможно, первыми достигли Северного полюса после перехода по паковым льдам на собачьих упряжках экспедиции американцев Фредерика Кука 21 апреля 1908 и Роберта Пири 6 апреля 1909, хотя доказательств достижения ими заявленной цели не имеется. Впервые доказано достигли Северного полюса после перехода по паковым льдам члены группы Уолли Герберта 6 апреля 1969 г., в 60-летнюю годовщину похода Пири.

В мае 1937 при помощи самолёта в районе Северного полюса (в момент высадки примерно в 30 километрах) была организована первая научно-исследовательская дрейфующая станция "Северный полюс-1" (СССР) под руководством Ивана Папанина. Однако высадка непосредственно на полюсе была осуществлена лишь 23 апреля 1948 года другой советской экспедицией в составе Павла Гордиенко, Павла Сенько, Михаила Сомова и Михаила Острекина. Они были доставлены самолетом на точку 90°00’00" северной широты, а затем, самолетом же, забраны оттуда.

Американская подводная лодка SSN-578 всплыла у полюса в 1959, а в 1962 - советская атомная подводная лодка "Ленинский комсомол".17 августа 1977 советский атомный ледокол "Арктика" впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса в надводном плавании. Первым человеком, достигшим Северного полюса в одиночку, в 1978 году стал японский путешественник Наоми Уэмура.

Согласно данным "Российской газеты", к 19 сентября 2006 г. на полюсе побывало 66 ледоколов и специальных судов ледового класса, из которых

54 были под советским и российским флагом, 4 раза здесь работал шведский ледокол Oden, 1 раз канадский ледокол Louis S. St Laurent, 3 раза германский Polarstern, 3 раза американские ледоколы Healy и Polar Sea и норвежское буровое судно Vidar Viking.

2 августа 2007 года впервые в мире было достигнуто морское дно северного полюса глубоководными аппаратами "Мир", которые разместили на глубине 4261 метров Российский флаг и капсулу с посланием будущим поколениям.

Полёты над Северным полюсом

Впервые документированная попытка проникнуть в пространство над Северным полюсом принадлежит шведу Соломону Андре и его двум спутникам, которые в июле 1897 года отправились на воздушном шаре с острова Датский архипелага Шпицберген в сторону Северного полюса. Известно, что экспедиция преодолела 475 километров, села на льды, после чего была вынуждена отправиться обратно. Им удалось добраться до острова Белый, где они и погибли .

Первой удачной попыткой полёта над Северным полюсом стала в 1926 году экспедиция норвежца Руаля Амундсена на дирижабле "Норвегия".

В 1928 году полёт над Северным полюсом совершил итальянец Умберто Нобиле на дирижабле "Италия". К сожалению, недалеко от Северного полюса дирижабль потерпел крушение. Из 16 участников экспедиции выжили только восемь, семерых из них спас советский ледокол "Красин".

В 1935 году советский лётчик Сигизмунд Леваневский в команде с Георгием Байдуковым и Виктором Левченко совершил попытку перелёта из Москвы в Сан-Франциско через Северный полюс. Попытка окончилась неудачей по причине неполадок с маслопроводом.

Первые удачные авиаперелёты через Северный полюс из СССР в Америку были осуществлены в 1937 году экипажами сначала Валерия Чкалова (18-20 июня), а затем и Михаила Громова (12-14 июля).

Экспедиции на полюс

21 сентября 2007 года в Арктике была открыта дрейфующая научная станция "Северный полюс-35". В составе экспедиции 22 человека. В составе участников, помимо специалистов ААНИИ, есть иностранный учёный - сотрудник Института полярных исследований Альфреда Вегенера (Германия). По традиции открытие станции ознаменовывается поднятием российского флага, и также участники экспедиции поднимут флаг города Санкт-Петербурга, поскольку в составе коллектива в основном сотрудники ААНИИ. Флаги на СП-35 подняты в 18: 00 мск в точке с координатами 81 градус 26 минут северной широты и 103 градуса 30 минут восточной долготы.

Астрономические особенности

Северный полюс имеет координаты 90 градусов с. ш. Долготы полюс не имеет: фактически Северный полюс - это точка, которая принадлежит любому меридиану.

День на полюсах длится около 187 суток. Ночь - 178 суток, из которых в течение 15-16 суток до восхода и после заката наблюдается белая ночь. При этом день и ночь сменяются только за счёт вращения Земли вокруг Солнца, а не Земли вокруг своей оси, в течение суток Солнце ходит по небосводу горизонтальными кругами, точнее, по пологой спирали. Выйдя из-под горизонта, Солнце в течение чуть более 3 месяцев (до летнего солнцестояния) поднимается, в момент солнцестояния достигает наибольшей высоты (продолжая горизонтально кружить по небу), затем в течение ещё чуть более 3 месяцев опускается, пока не уйдёт под горизонт. Из-за вариаций атмосферной рефракции при восходе или заходе Солнца на полюсе в ясную погоду можно наблюдать одну-две "попытки".

Максимальная высота Солнца над горизонтом на полюсе не превышает склонения Солнца в день летнего солнцестояния: ≈23°26′. Это относительно немного, примерно на такой высоте Солнце находится на широте Москвы в полдень 21 февраля или 21 октября.

Видимое движение Луны по небосводу на полюсе напоминает таковое для Солнца с той разницей, что полный цикл занимает не год, а тропический месяц (приблизительно 27,32 суток). Луна выходит из-под горизонта, в течение недели по пологой спиральной траектории поднимается до высшей точки, в течение следующей недели опускается, а затем почти две недели находится под горизонтом. Наибольшая возможная высота Луны над горизонтом на полюсе равна 28°43′.

Видимая фаза Луны на полюсе зависит от времени года:

Зимой Луна восходит в первой четверти, проходит высшую точку в полнолуние и заходит в последней четверти.

Весной Луна восходит в новолуние (рядом с Солнцем), проходит высшую точку в первой четверти и заходит в полнолуние.

Летом Луна восходит в последней четверти, проходит высшую точку в новолуние и заходит в первой четверти.

Осенью Луна восходит в полнолуние, проходит высшую точку в последней четверти и заходит в новолуние.

Небесный экватор на Северном полюсе совпадает с линией горизонта. Все звёзды к северу от небесного экватора не заходят, а все южные - не восходят, так как нет изменений высоты звёзд над горизонтом. В зените находится Полярная звезда (а точнее - Северный полюс мира), в надире - Южный полюс мира. Высота звёзд над горизонтом постоянна и равна их склонению (если пренебречь рефракцией).

Дрейфующая станция "Северный полюс"

("Северный полюс-1", "СП", "СП-1") - первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция.

Официальное открытие "СП" состоялось 6 июня 1937 года (вблизи Северного полюса). Состав: руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Константинович Фёдоров, радист Эрнест Теодорович Кренкель, гидробиолог и океанограф Петр Петрович Ширшов.

Созданная в районе Северного полюса станция "СП" через 9 месяцев дрейфа (274 дня) на юг была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2000 км.

Ледокольные пароходы "Таймыр" и "Мурман" сняли четвёрку зимовщиков 19 февраля 1938 года за 70-й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии.

Подготовка

13 февраля 1936 года в Кремле на совещании об организации транспортных полётов Шмидт изложил разработанный план воздушной экспедиции на Северный полюс и основании станции в его районе. Сталин и Ворошилов на основании плана приняли правительственное постановление, поручавшее Главному Управлению Северного морского пути (Главсевморпуть) организовать в 1937 году экспедицию в район Северного полюса и доставить туда на самолётах оборудование научной станции и зимовщиков. Руководство возложили на Шмидта.

Для выбора места (аэродрома) создания промежуточной базы для штурма полюса на о. Рудольфе (Земля Франца-Иосифа) весной 1936 года в разведку отправились лётчики Водопьянов и Махоткин. В августе туда направился ледокольный пароход "Русанов" (начальник экспедиции И.Д. Папанин) с грузом для строительства новой полярной станции и оборудования аэродрома. На станции о. Рудольф осталось 24 человека, Папанин вернулся в Москву.

Палатку для жилого лагеря строил московский завод "Каучук". Её каркас сделан из легко разбирающихся алюминиевых труб; стены - брезентовые, между ними проложено два слоя гагачьего пуха, пол - резиновый, надувной. К палатке пристроен тамбур.

Центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила две радиостанции - мощную на 80 ватт и 20 ваттную аварийную. Основным источником питания служили 2 комплекта щелочных аккумуляторов, заряжающихся от небольшого ветряка или от динамо лёгкого бензинового двигателя (имелся и движок с ручным приводом). Все оборудование, начиная от антенны и кончая мельчайшими запасными деталями, было сделано при личном наблюдении Кренкеля, и при непосредственном руководстве радиотехника Николая Николаевича Стромилова. Вес всего радиооборудования укладывался в полтонны.

По специальным чертежам судостроительный завод им. Каракозова (Ленинград) построил специальные нарты из ясеня, они весили 20 кг. Институт Инженеров общественного питания приготовил дрейфующей станции обед на полтора года, который весил около 5 тонн.

Зимовщики не брали с собой врача, его обязанности были возложены на Ширшова.

13 февраля 1937 года на заседании в Кремле (Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов, Орджоникидзе, Микоян, Ежов) Шмидт отчитывается о проделанной работе и о подборе участников экспедиции. Правительство дало согласие на участие в экспедиции самого Шмидта.

Эскадра воздушной экспедиции состояла из 4 четырёхмоторных самолётов АНТ-6-4М-34Р "Авиаарктика" и двухмоторного разведчика Р-6 (АНТ-7).

Зам. Шмидта - начальник полярной авиации (зам. нач. Главсевморпути) Марк Иванович Шевелёв. Командир лётного отряда - Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов, флагштурман экспедиции - Герой Советского Союза комбриг Иван Тимофеевич Спирин.

Флагманский самолёт вёл Водопьянов (второй пилот - М.С. Бабушкин). Вторым самолётом управлял Герой Советского Союза комбриг Василий Сергеевичй Молоков. Третьим - Анатолий Дмитриевич Алексеев. Четвёртым - Илья Павлович Мазурук. Самолётом-разведчиком - Павел Георгиевич Головин.

Синоптик экспедиции - Дзердзеевский. Специальный корреспондент "Известий" Э. Виленский (шеф-повар экипажа Алексеева). Кинооператор экспедиции - Марк Трояновский.

Дрейф Размер льдины: 3x5 км, толщина 3 м. Каждый месяц в Москву отправлялись отчёты о проделанной научной работе.

С конца января 1938 года льдина непрерывно уменьшалась, и вскоре полярникам пришлось послать радиограмму:

"В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоится".

На спасение отважной четвёртки были направлены пароход "Мурманец", а затем и "Мурман" с "Таймыром". Последние два и сняли папанинцев с льдины. "… В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой,19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надёжную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу".

Вскоре полярники пересели на ледокол "Ермак", который 15 марта доставил их в Ленинград.

Итоги

Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Общему Собранию АН СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов. Научному составу экспедиции были присвоены учёные степени. Иван Дмитриевич Папанин и Эрнест Теодорович Кренкель получили звания докторов географических наук.

За выдающийся подвиг, совершённый во славу советской науки и в деле освоения Арктики, четырём полярникам было присвоено звание Героя Советского Союза. Также это звание было присвоено лётчикам - А.Д. Алексееву, П.Г. Головину, И.П. Мазуруку и М.И. Шевелёву.

Самолёты для экспедиции (5 штук) формально были взяты в аренду у Правительства, по рассказу М.И. Шевелёва, когда после окончания экспедиции обсуждался вопрос, что делать с оплатой самолётов, ему было сказано, что кинофильм "На Северном полюсе", снятый М. Трояновским принёс доход в валюте, несколько раз покрывающий все затраты на экспедицию и, таким образом, финансовый вопрос далее не обсуждался.

Фото природы

Назад в раздел

Новый год и Рождество

Праздничные и активные туры на Новый год и Рождество по России. Средняя полоса, Карелия, С.Петербург, Север, Юг России, Урал, Алтай, Байкал, Камчатка, Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова и другие районы России.

Экскурсии по Москве

Пешие, автобусные экскурсии на автомобиле по Москве. Во время экскурсии по Москве Вы сможете познакомиться с самыми интересными уголками города, сможете сделать красивые фотографии и услышать подробный рассказ о достопримечательностях от опытного гида. Вы сможете увидеть Красную площадь, ГУМ, Храм Христа Спасителя и многое другое.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, все ночёвки в стационарных приютах.

www.svastour.ru

Кто открыл Северный полюс, открытие Северного полюса

Главной целью своей жизни американский полярный путешественник Роберт Эдвин Пири всегда считал достижение Северного полюса. На осуществление этой мечты он затратил 23 года, 18 из которых провел в тяжелых странствиях по льдам Арктики. Пять раз он стартовал к полюсу, увы, безрезультатно, и лишь на шестой ему удалось достичь, наконец, самой северной точки нашей планеты.

Роберт Эдвин Пири

Выше всех!

Никто из полярных исследователей не может сравниться с Пири в настойчивости, с которой он добивался намеченной цели. Что же им двигало? Пири и сам не скрывал: непомерное, всепоглощающее честолюбие и жажда славы! Эти черты характера проявились в нем с юношеских лет.

Однако до 30 лет ничего героического в жизни Пири не происходило. Он работал скромным чертежником в геодезической службе Америки. Его самолюбие страдало неимоверно. В свободное время он зачитывался книгами о полярных исследованиях и представлял себя в роли покорителя арктических просторов.

В 1886-м Пири впервые приехал в Гренландию и совершил тяжелое путешествие в глубь этого закованного в лед гигантского острова. Гренландский поход принес Пири известность полярного путешественника. В последующие годы он не раз возвращался в Гренландию. В одной из этих экспедиций участвовал молодой врач и этнограф Фредерик Кук. Пири хорошо отзывался о Куке, еще не зная, какую ужасную роль сыграет этот человек в его жизни.

Попытка, еще попытка…

После гренландских походов Пири счел, что может замахнуться на Северный полюс. И до него путешественники разных стран безуспешно пытались достичь этой заветной точки Земли. Роберт Пири сумел привлечь на свою сторону богатых и влиятельных людей. Был даже основан Арктический клуб призванный всемерно помогать исследователю в достижении цели.

В начале 1898-го Пири вышел на паровой яхте «Винворд» в свой первый поход к заветной цели. Он думал пройти основную часть пути, а затем продолжить движение на санях с собачьими упряжками. Тяжелые льды сбили эти планы. Пришлось остановиться на зимовку значительно раньше намеченного срока.

Для Пири эта зима оказалась чрезвычайно несчастливой. Однажды во время дальней санной поездки он отморозил себе ноги. Семь пальцев пришлось ампутировать. Пири по существу стал инвалидом. И все же дух его не был сломлен. В течение следующих десяти лет отважный полярник предпринял еще четыре попытки дойти до полюса, каждый раз продвигаясь все дальше и дальше на север. Пири понял, что успех зависит не только от его настойчивости, но и от счастливого стечения обстоятельств.

В 1905-м он в пятый раз отправился на штурм полюса. В его распоряжении было превосходное, специально построенное полярное судно «Рузвельт», которое названо так в честь тогдашнего американского президента. Продолжая путь на собачьих упряжках, Пири записал в дневнике: «Битва подходит к концу. Мы идем по люду Северного ледовитого океана, взяв напрвление прямо на цель».

Арктическое судно — Рузвельт

«Я верю в вас, Пири!»

Но и на этот раз пришлось отступить. За 20 дней тяжелейшего путешествия люди и собаки вымотались невероятно, а до полюса оставалось еще 320 км.

Пири шел уже 53-й год — возраст для полярного исследователя солидный. Однако он не думал сдаваться. В 1908-м неутомимый путешественник снова отправился в Арктику. Его провожал сам президент США Рузвельт! «Я верю в вас, Пири!» — воскликнул он.

Судно «Рузвельт» остановилось на зимовку у северных берегов острова Элсмир. На пути к полюсу оборудовали несколько промежуточных складов. Пири тщательно готовился к очередной битве за полюс.

В конце февраля 1909-го он с двумя эскимосами покинул судно. Впереди двигались три вспомогательные партии, прокладывавшие дорогу сквозь ледяные торосы и строившие эскимосские снежные хижины для отдыха основной партии. Вся экспедиция включала 24 человека и 19 собачьих упряжек. Стоял 50-градусный мороз. Временами температура опускалась до 60 градусов! То и дело попадались большие полыньи, затянутые неокрепшим людом.

В марте, побив все прежние рекорды, Пири достиг широт, где еще нена ступала нога человека. До полюса осталось 240 км. Здесь Пири простился с последним вспомогательным отрядом. Дальше он решил идти лишь в сопровождении мулата Хенсона и 4-х эскимосов.

Приз — Северный полюс!

Погода благоприятствовала последнему броску к цели. В апреле 1909-го оставалось пройти каких-нибудь полсотни км. И в один апрельский день отважные путешественники достигли Северного полюса, где Пири установил флаг США. В своем дневнике он написал, что главная жизненная целю достигнута, географический приз получен.

Обратный путь был намного легче. Он продолжался всего 16 дней. А все путешествие к полюсу и обратно заняло 53 дня. Достигнув обитаемых мест, Пири узнал ошеломляющую новость: его соотечественник, врач Фредерик Кук значительно раньше, еще год назад, достиг Северного полюса! Подробности же стали известны Пири после возвращения на родину. Как уже говорилось, Пири и Кук были знакомы. Вместе они путешествовали по Гренландии. Позже Кук участвовал в бельгийской экспедиции к берегам Антарктиды.

Возможно, вам также будет интересна статья:  История исчезнувшей Атлантиды

Рассказ Кука о покорении им Северного полюса вызвал сильное недоверие. Подозрительно легко, с первой попытки, ему дался полюс. Без вспомогательных отрядов, с небольшим запасом продовольствия, в сопровождении всего лишь двух эскимосов. К тому же его путевые записи странным образом исчезли где-то на севере.

При поспешил расспросить свидетелей похода своего соперника — эскимосов. По их рассказам, Кук далеко на север не ходил. Он якобы остановился на льду, когда до цели оставалось еще добрых 900 км. Здесь Кук построил снежную хижину, установил американский флаг и сфотографировался. «Примите к сведению, — телеграфировал Пири в газету, — что Кук просто обманул публику. На полюсе его никогда не было!»

Незавершенный спор

Между двумя полярниками разгорелся яростный спор, какого еще не знала географическая история открытий. И он не разрешен до наших дней.

Доверие к Куку еще больше упало, когда вспомнили о его призрачном восхождении в 1906-м на вершину Мак-Кинли. Он заверял, что покорил ее, хотя его спутники решительно опровергали это.

В дискуссию о полюсе втянулись многие известные ученые и полярные исследователи. Мнения разделились. Положение еще более осложнилось, когда Кук издал книгу «Мое достижение полюса» с такими подробными описаниями природы центральной Арктики, которые, казалось, нельзя было выдумать.

Роберт Пири, уже будучи контр-адмиралом, скончался в Вашингтоне в феврале 1920-го в возрасте 64-х лет от злокачественной анемии. Он адмиральское звание и наивысшую пенсию он получил за исследования Арктики и покорения Северного полюса. Но слово «первым» было все-таки опущено. Тем не менее во всех энциклопедиях Роберт Пири почитается первооткрывателем Северного полюса.

Фредерик Кук на много лет пережил Пири. Он умер в августе 1940-го с клеймом лгуна и мошенника.

factstore.ru

Олег Бундур “Кто был первым на Северном полюсе’

Эта книга – про Северный полюс. Про то, как люди на протяжении пары столетий пытались покорить самую северную координату земли.  Некоторые достигли своей цели, но большинство – все-таки нет. Дело в том, что дойти до Северного полюса – это как догнать мечту. Она все время ускользает. Ведь эта точка пересечения меридианов находится не на твердой земле, а на дрейфующей льдине. Вот и поди найди ее в бескрайнем ледяном просторе. Без четких навигационных приборов это сделать невозможно!

Олег Бундур “Кто был первым на Северном полюсе”

Автор книги Олег Бундур  суммирует опыт ученых, путешественников, летчиков и полярных исследователей и рассказывает детям, а заодно и нам с вами, кто, когда и как побывал на Северном полюсе. И о тех, кто не дошел, но очень, очень туда стремился.

Немного сухих цифр, которые привели меня в изумление, когда я вникла, что они означают. Пик экспедиций к Северному полюсу пришелся на конец XIX и начало XX века.

Это время научно-технического прогресса, когда невозможное казалось возможным. Но пресловутый Северный полюс не открыли. А все почему? Потому что  ввели в заблуждение вот эти американские граждане:

1908 год – якобы открытие Северного полюса американцем Фредериком Куком

1909 год – якобы открытие Северного полюса американцем Робертом Пири

Они даже судились, кто же был первым. Ирония судьбы была в том, что, видимо, сами они искренне верили в то, что открыли полюс.

И если бы не их уверенность, то первым, кто вступил бы на Северный полюс, был бы Руаль Амундсен. Целеустремленный был человек. Вместо этого он открыл Южный полюс, а над Северным пролетел на дирижабле “Норвегия”. Но не высадился на полюс, не потоптался на нем, не водрузил флажок. Так что не считается.

Не считается и полет дирижабля “Италия”, и высадка первой станции “Северный полюс – 1” всего-то в 20 км от пресловутой точки.

Кто открыл Северный полюс?

И вот …. 1948 год. Год реального открытия Северного полюса. Но и тут и википедия, и все научные книги сообщают эту дату как бы с оговорочкой. Дата первого научно задокументированного пребывания человека на Северном полюсе. Нормально, да? Видимо, сомнения все же остаются. А вдруг кто-то там все же побывал?! Зато эти кто-то были из засекреченной советской экспедиции “Север-2” .

Новинка издательства “Паулсен”

Это такая своеобразная сводка многих книг “Паулсена”. Мы уже читали и про Нансена, и про экспедицию Нобиле, и про Амундсена, и про станцию Северный Полюс – 1 (Папанинцы), и про Матвея Шпаро, и про самого Фредерика Паулсена. Не было только детских книг про ледоколы, но, думаю, это нас ждет в будущем.

Так, последовательно, “Паулсен” закрывает белые пятна в наших полярных знаниях. А мы – только рады. Ведь делают они это в доступной, легкой, не морализаторской и не героической форме. Чего стоят вечные шуточки на полях книг!

А вот посмотрите на яркий красочный разворот про прибытие ледокола “Арктика” на Северный полюс. Представьте себе, какой прорыв. Не надо тащиться на собаках, на лыжах, и пешком тоже не надо. Не надо мучиться в дороге, питаться пеммиканом и есть убитых животных. Сел на комфортабельный транспорт, и он все делает за тебя. А “утомленному” путешественнику только и остается, что хоровод водить вокруг полюса и фотки делать.

Сейчас можно купить билет на рейс ледокола “50 лет Победы” и побывать на самой северной точке нашей планеты. Не удивлюсь, если после прочтения книги многие дети захотят прокатиться на настоящем ледоколе. Что ж, прекрасная мечта! Только дорогая.

Но есть такие люди, и про них тоже рассказано в книжке Олега Бундура, которые не хотят пользоваться всеми благами цивилизации, а только той ее частью, которая касается новых технологий в одежде и связи. Они идут на Северный полюс на… лыжах. Например, Дмитрий Шпаро. Он и его экспедиция шли 76 дней! Прошли 1450 км! Мне, человеку, который ходит в среднем 7000 шагов в день, это сложно представить.

А его сын, Матвей Шпаро, вместе со своим другом Борисом Смолиным дошли до Северного полюса на лыжах полярной ночью! Это чтобы посложнее было, наверное. Об этом, кстати, тоже есть книга издательства “Паулсен”.Текст и фото: Таня Белкина

(4)(0)

kaknado.su

Кто открыл Cеверный полюс — известно ли имя героя? — журнал "Рутвет"

Вероятно, в вас дремлет тяга к исследованиям и дальним странствиям. Кажущаяся недосягаемой самая северная точка Земли привлекала многих смельчаков, но не все смогли осуществить свою мечту — добраться до Северного полюса.

Северная макушка Земли

Географический Северный полюс – это точка в Северном полушарии, где пересекаются воображаемая земная ось и поверхность суши. Северный полюс расположен в Арктике, посреди Северного Ледовитого океана, в месте непрерывного дрейфа льдов. Максимальная глубина здесь превышает 4000 метров. Координаты – 90° северной широты. Северный полюс удален от ближайшей земли – мыса Морриса-Джесупа в Гренландии – на 37 километров.

Географические особенности Северного полюса таковы, что, когда в течение полугода верхнее полушарие повернуто к Солнцу, здесь не наступает ночь. Но зато на протяжении следующих шести месяцев светило вовсе не появляется на горизонте, и все погружается во тьму.

Интересно, что на Северном полюсе невозможно определить время, так как все меридианы смыкаются в одной точке. Полярники, находясь здесь, используют часовые пояса своей страны.

Неудачные попытки исследовать Северный полюс

Таких путешествий с начала 19 века было предпринято немало. Так кто же открыл Северный полюс?

Два претендента на роль первооткрывателя

Несмотря на то, что речь идет о событиях начала 20 века, исследователи не могут прийти к единому мнению о том, кто открыл Северный полюс Земли. Чаще всего называют имена двух путешественников: американцев Фредерика Альберта Кука (1856-1940) и Роберта Эдвина Пири (1856-1920). Однако обоих подозревают в фальсификации сведений.

Экспедиция Фредерика Альберта Кука

1 сентября 1909 года по телеграфу из города Упернавика в Гренландии Кук сообщил, что добрался до Северного полюса 21 апреля 1908 года. Почему же первенство Кука вызывает столь бурные споры? Во-первых, о достижении известно лишь со слов путешественника. Во-вторых, как отмечают специалисты, он не имел достаточно опыта для точного вычисления географических координат и мог допустить ошибку.

Экспедиция Роберта Эдвина Пири

Роберт Пири прибыл в точку с координатами 90° северной широты 6 апреля 1909 года. Его команда состояла из 24 человек, все они были эскимосами. Единственный канадец, капитан Роберт Бартлетт, хорошо знающий правила пользования секстантом, сначала согласился идти вместе с Пири, но затем был отправлен обратно. Как и Кук, Пири не был силен в определении географических координат. Какие факты свидетельствуют о фальсификации Пири? Его экспедиция, снабженная 19 санями, запряженными 133 собаками, слишком быстро вернулась в Гренландию — уже 4 сентября 1909 года. Кажется неправдоподобным, как путешественникам удалось пройти сложный и опасный путь среди дрейфующих арктических льдов за 5 месяцев.

Разоблачение Пири

Есть сведения, что 80 лет спустя были обнаружены экспедиционные дневники Пири. Из них следует, что его команда не дошла до Северного полюса 195 километров. Записки Пири содержат подробные сведения о первой части путешествия, но последняя треть страниц, где, казалось бы, должно быть зарегистрировано главное событие — открытие полюса — осталась чистой. Видимо, Пири впопыхах забыл придумать и записать хронику.

Кто же является первооткрывателем?

Ни Фредерик Кук, ни Роберт Пири не получили официального титула первооткрывателя Северного полюса. Пири все же был удостоен звания контр-адмирала и получил хорошее вознаграждение от Конгресса США. Но репутация путешественника непоправимо пострадала, так как он не стеснялся всячески чернить Кука, опровергая его открытие. Многие исследователи истории Арктики ныне убеждены, что ни один из американских исследователей не достиг Северного полюса. Была ли тому причиной фальсификация результатов или неточность в расчетах широты – сейчас определить сложно, ведь прошло более 100 лет.

Впечатляюще: самые необычные места земли .Три способа добраться до Петергофа — читайте здесь.

Не вызывает сомнения данные Уолтера Герберта, организовавшего экспедицию к Северному полюсу на санях в 1969 году. От Аляски до Шпицбергена его команда двигалась пешком. Абсолютно известно, что искомая цель была достигнута 6 апреля 1969 года. Возможно, Герберт и был первым исследователем, ступившим на самую северную точку Земли. Но вопрос, кто открыл Северный полюс Земли и в каком году, остается по-прежнему открытым, так как могут быть обнаружены документы,подтверждающие первенство Кука или Пири, или еще какого-либо путешественника.

www.rutvet.ru

Северный полюс (станция) - это... Что такое Северный полюс (станция)?

Дрейфующая станция «Северный полюс» («Северный полюс-1», «СП», «СП-1») — первая в мире советская дрейфующая на льдине полярная научно-исследовательская станция.

Официальное открытие «СП» состоялось 6 июня 1937 года (вблизи Северного полюса). Руководил станцией Иван Дмитриевич Папанин, состав: геофизик Евгений Константинович Фёдоров, радист Эрнест Теодорович Кренкель, гидролог Петр Петрович Ширшов. Созданная в районе Северного полюса станция «СП» через 9 месяцев дрейфа (274 дня) на юг была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2000 км Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман» сняли четвёрку зимовщиков 19 февраля 1938 года за 70-й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии.

Подготовка

13 февраля 1936 года в Кремле на совещании об организации транспортных полетов Шмидт изложил разработанный план воздушной экспедиции на Северный полюс и основании станции в его районе. Сталин и Ворошилов на основании плана приняли правительственное постановление, поручавшее Главному Управлению Северного морского пути (Главсевморпуть) организовать в 1937 году экспедицию в район Северного полюса и доставить туда на самолетах оборудование научной станции и зимовщиков. Руководство возложили на Шмидта.

Для выбора места (аэродрома) создания промежуточной базы для штурма полюса на о. Рудольфе (Земля Франца-Иосифа) весной 1936 года в разведку отправились летчики Водопьянов и Махоткин. В августе туда направился л/п «Русанов» (начальник экспедиции Иван Дмитриевич Папанин) с грузом для строительства новой полярной станции и оборудования аэродрома. На станции о. Рудольф осталось 24 человека, Папанин вернулся в Москву.

Палатку для жилого лагеря строил московский завод «Каучук». Её каркас сделан из легко разбирающихся алюминиевых труб; стены — брезентовые, между ними проложено два слоя гагачьего пуха, пол — резиновый, надувной. К палатке пристроен тамбур.

Центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила две радиостанции — мощную на 80 ватт и 20 ваттную аварийную. Основным источником питания служили 2 комплекта щелочных аккумуляторов, заряжающихся от небольшого ветряка или от динамо легкого бензинового двигателя (имелся и движок с ручным приводом). Все оборудование, начиная от антенны и кончая мельчайшими запасными деталями, было сделано при личном наблюдении Кренкеля, и при непосредственном руководстве радиотехника Николая Николаевича Стромилова. Вес всего радиооборудования укладывался в полтонны.

По специальным чертежам завод им. Каракозова (Ленинград) построил специальные нарты из ясеня, они весили 20 кг. Институт Инженеров общественного питания приготовил дрейфующей станции обед на полтора года, который весил около 5 тонн.

Зимовщики не брали с собой врача, его обязанности были возложены на Ширшова.

Герои Советского Союза: И. Т. Спирин, М. И. Шевелев, М. С. Бабушкин, О. Ю. Шмидт, М. В. Водопьянов, А. Д. Алексеев, В. С. Молоков

13 февраля 1937 года Кремль (Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов, Орджоникидзе, Микоян, Ежов) — Шмидт отчитывается о проделанной работе и о подборе участников экспедиции. Правительство дало согласие на участие самого Шмидта.

Эскадра воздушной экспедиции состояла из 4 четырех моторных самолетов и двухмоторного разведчика. Зам. Шмидта — начальник полярной авиации (зам. нач. Главсевморпути) Герой Советского Союза Марк Иванович Шевелев. Командир летного отряда — Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов, флагштурман экспедиции — Герой Советского Союза комбриг Иван Тимофеевич Спирин. Флагманский корабль вел Водопьянов. Второй самолет шел под управлением Героя Советского Союза комбрига Василия Сергеевича Молокова. Третий — ГСС Анатолий Дмитриевич Алексеев. Червертый — ГСС Илья Павлович Мазурук. Двухмоторный разведчик (АНТ-7) — ГСС Павел Георгевич Головин.

Синоптик экспедиции — Дзердзеевский. Специальный корреспондент «Известий» Э. Виленский (шеф повар экипажа Алексеева). Кинооператор экспедиции — Марк Трояновский.

На штурм полюса

Шмидт разработал математические методы определения направления и скорости дрейфа льдов. Уже тогда наблюдая характер дрейфа Шмидт сделал вывод, что льдину вынесет к берегам Гренландии.

Самолеты возвращаются

Из Амдермы на Архангельск вылетели в тот день когда управляемый Чкаловым АНТ-25 пересек Северный полюс.

Дрейф

Размер льдины: 3x5 км, толщина 3 м. Каждый месяц в Москву отправлялись отчеты о проделанной научной работе.

С конца января 1938 года льдина непрерывно уменьшалась, и вскоре полярникам пришлось послать радиограмму:«В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоится».На спасение отважной четвертки были направлены пароход «Мурманец», а затем и «Мурман» с «Таймыром». Последние два и сняли папанинцев с льдины. «… В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой, 19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надежную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу».

Вскоре полярники пересели на ледокол «Ермак», который 15 марта доставил их в Ленинград.

Папанинская четверка

Итоги

Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Общему Собранию АН СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов. Научному составу экспедиции были присвоены ученые степени. Иван Дмитриевич Папанин и Эрнест Теодорович Кренкель получили звания докторов географических наук.

За выдающийся подвиг, совершённый во славу советской науки и в деле освоения Арктики, четырем полярникам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Литература

Ссылки

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dal.academic.ru

Северный полюс-3 - это... Что такое Северный полюс-3?



Смотреть что такое "Северный полюс-3" в других словарях:

dvc.academic.ru

Северный полюс-29 - это... Что такое Северный полюс-29?

 Северный полюс-29

Северный полюс-29 (СП-29) — советская научно-исследовательская дрейфующая станция. Открыта 10 июня 1987 года.

Ссылки

Категории:

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое "Северный полюс-29" в других словарях:

dvc.academic.ru