Как составить схему предложения с прямой речью. Схема прямой речи в русском языке с примерами
Как составить схему предложения с прямой речью
Прямая речь применяется в художественных, публицистических, научно-знаменитых текстах для буквальной передачи высказывания либо мыслей какого-нибудь лица. Предложения с прямой речью состоят из 2-х частей: реплика персонажа и пояснения автора. Объединение частей происходит без вступления союзов. В зависимости от места нахождения в предложении слов автора существует несколько методов оформления прямой речи на письме. Для всего из них дозволено составить специальную схему.
Инструкция
1. Прочитайте текст, для которого требуется составить схему. Обнаружьте прямую речь. Для наглядности ее дозволено выделить, скажем, подчеркнуть красным карандашом. Определите, где начинаются и заканчиваются слова автора. Их подчеркните карандашом синего цвета. Обратите внимание, продолжается ли прямая речь позже слов автора. Она может состоять из одного либо 2-х предложений, связанных между собой интонационно.
2. Подметьте, какую чувствительную окраску имеет прямая речь. Предложение может быть восклицательным, повествовательным, вопросительным. В конце его ставится соответствующий знак препинания, что значимо отразить в схеме.
3. Используйте условные обозначения для составления схемы. Слова автора, как водится, обозначают заглавной либо строчной буквой «а», высказывание персонажа – заглавной либо строчной буквой «п». Речь персонажа заключается в кавычки. От слов автора ее отделяет тире. Впрочем тире не ставится перед прямой речью, начинающей предложение.
4. Проверьте составленную вами схему. Она должна соответствовать одному из приведенных ниже примеров. Если ваш вариант отличается от стандартного, допустимо, вы допустили ошибку при определении места прямой речи и слов автора, либо пропустили нужный знак препинания.
5. Схема №1: прямая речь перед словами автора. Высказывание персонажа пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки. В конце него ставится запятая, восклицательный либо вопросительный знак в соответствии с интонацией предложения. Слова автора пишутся со строчной буквы и отделены от прямой речи тире. Примеры: 1. «Гости пожаловали», — сказал папа.2. «Гости пожаловали!», — обрадовался папа.3. «Гости пожаловали?» — поразился папа. Для этих предложений схемы будут выглядеть дальнейшим образом:1. «П», — а.2. «П!» — а.3. «П?» — а.
6. Схема № 2: прямая речь позже автора. Слова автора пишутся с заглавной буквы. Позже них ставится двоеточие. Дальше в кавычках с заглавной буквы следует прямая речь. Примеры:1. Отец сказал: «Гости пожаловали».2. Отец обрадовался: «Гости пожаловали!»3. Отец поразился: «Гости пожаловали?»Схемы сходственных предложений имеют вид:1. А: «П».2. А: «П!»3. А: «П?»
7. Схема № 3: слова автора внутри прямой речи. В этом случае в кавычки заключается все предложение. Позже первой части прямой речи ставится запятая. Авторская часть пишется со строчной буквы. Перед словами автора и позже них ставится тире. Вторая часть прямой речи может быть продолжением первой, тогда она пишется со строчной буквы. Если же это независимое предложение, позже слов автора ставится точка и дальше текст начинается с заглавной буквы. Примеры:1. «Гости пожаловали, — сказал папа, — пойду им насупротив».2. «Гости пожаловали, — сказал папа. – Пойду им насупротив».Положительные схемы предложений в этом случае:1. «П, — а, — п».2. «П, — а. – П».
8. Схема № 4: прямая речь внутри слов автора. Первая часть слов автора пишется с заглавной буквы, вторая – со строчной. Прямая речь заключается в кавычки. Перед ней ставится двоеточие, позже нее – интонационно нужный знак препинания и тире. Примеры:1. Отец сказал: «Гости пожаловали», — и пошел им насупротив.2. Отец обрадовался: «Гости пожаловали!» — и пошел им насупротив.3. Отец поразился: «Гости пожаловали?» — и пошел им насупротив.Для таких предложений подходят следующие схемы:1. А: «П», — а.2. А: «П!» — а.3. А: «П?» — а.
Схема предложения — не примитивно прихоть преподавателей. Она дозволяет отличнее осознать конструкцию предложения, определить его специфику, наконец, стремительней разобрать. Любая схема — это раньше каждого наглядность; согласитесь, что когда имеешь дело, скажем, с Львом Николаевичем, наглядность для понимания предложения дюже необходима.
Инструкция
1. Начать необходимо с определения, какими членами предложения являются слова. Сперва определите подлежащее и сказуемое — грамматическую основу. Так у вас теснее будет абсолютно определённая «печка», от которой дозволено будет «танцевать». После этого распределяем по членам предложения остальные слова, рассматривая то, что все они делятся на группу подлежащего и группу сказуемого. В первую группу входит определение, во вторую — дополнение и обстоятельство. Учтите и то, что некоторые слова не являются членами предложения (скажем, союзы, междометия, вводные и вставные конструкции), а бывает и так, что сразу несколько слов все совместно составляют один член предложения (деепричастные и причастные циклы).
2. Выходит, у вас теснее есть какая-то исходная схема предложения. Если вы уберёте сами слова и оставите только линии, которыми подчёркиваются члены предложения, то это теснее дозволено считать схемой. Впрочем, представим, в вашем случае всё труднее. У вас, скажем, предложение осложнённое, то есть, скажем, в нём есть деепричастный цикл. Такой цикл всецело подчёркивается как обстоятельство, а на схеме будет отделяться от остальных линий вертикальными чёрточками: ,|_._._._._|,
3. Если у вас трудное предложение, то на схеме надобно будет отразить все предикативные части, которые вы найдёте в этой громаде. Предикативную часть дозволено выделить посредством поиска в предложении всех грамматических основ: одна грамматическая основа — одна предикативная часть. То есть, если у нас сложносочинённое предложение (то есть, части в нём равноправны и одна от иной никак не зависит), то обе части мы будем выделять квадратными скобками, а между ними разместим знак препинания и союз, тот, что их соединяет: [], и [].
4. Если же у вас трудное предложение, то вам придётся показать все связи между частями, от того что в таком предложении одна часть подчиняется иной. Та, которой подчиняются, — основная, та, которая подчиняется, — придаточная. Основная обозначается квадратными скобками, придаточное — круглыми: [], (тот, что… ). Такая схема будет уместна для предложения, скажем: «Мы увидели дом, тот, что возвел Джек», и предложение будет сложноподчинённым с придаточным определительным.
5. При составлении схемы рассматривайте требования вашего преподавателя, от того что требования эти могут различаться. Также не забывайте, что схема — это как бы прелюдия к разбору предложения, следственно чем огромнее вы напишете в схеме, тем огромнее сумеете осознать и потом сказать. Но не перегружайте схему: скажем, нередко ни к чему показывать на схеме большого сложноподчинённого предложения все члены предложения, которые там есть. Дозволено подметить только грамматическую основу.
Видео по теме
jprosto.ru
Схема разбора предложения с прямой речью
схема разбора предложения с прямой речью
- Инструкция1Прочитайте текст, для которого требуется составить схему. Найдите прямую речь. Для наглядности ее можно выделить, например, подчеркнуть красным карандашом. Определите, где начинаются и заканчиваются слова автора. Их подчеркните карандашом синего цвета. Обратите внимание, продолжается ли прямая речь после слов автора. Она может состоять из одного или двух предложений, связанных между собой интонационно.2Отметьте, какую эмоциональную окраску имеет прямая речь. Предложение может быть восклицательным, повествовательным, вопросительным. В конце его ставится соответствующий знак препинания, что важно отразить в схеме.3Используйте условные обозначения для составления схемы. Слова автора, как правило, обозначают заглавной или строчной буквой «а», высказывание персонажа – заглавной или строчной буквой «п». Речь персонажа заключается в кавычки. От слов автора ее отделяет тире. Однако тире не ставится перед прямой речью, начинающей предложение.4Проверьте составленную вами схему. Она должна соответствовать одному из приведенных ниже образцов. Если ваш вариант отличается от стандартного, возможно, вы допустили ошибку при определении места прямой речи и слов автора, либо пропустили необходимый знак препинания.5Схема №1: прямая речь перед словами автора. Высказывание персонажа пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки. В конце него ставится запятая, восклицательный или вопросительный знак в соответствии с интонацией предложения. Слова автора пишутся со строчной буквы и отделены от прямой речи тире. Примеры: 1. «Гости пожаловали», - сказал отец.2. «Гости пожаловали!», - обрадовался отец.3. «Гости пожаловали?» - удивился отец. Для этих предложений схемы будут выглядеть следующим образом:1. «П», - а.2. «П!» - а.3. «П?» - а.6Схема № 2: прямая речь после автора. Слова автора пишутся с заглавной буквы. После них ставится двоеточие. Далее в кавычках с заглавной буквы следует прямая речь. Примеры:1. Отец сказал: «Гости пожаловали».2. Отец обрадовался: «Гости пожаловали!»3. Отец удивился: «Гости пожаловали?»Схемы подобных предложений имеют вид:1. А: «П».2. А: «П!»3. А: «П?»7Схема № 3: слова автора внутри прямой речи. В этом случае в кавычки заключается все предложение. После первой части прямой речи ставится запятая. Авторская часть пишется со строчной буквы. Перед словами автора и после них ставится тире. Вторая часть прямой речи может быть продолжением первой, тогда она пишется со строчной буквы. Если же это самостоятельное предложение, после слов автора ставится точка и далее текст начинается с заглавной буквы. Примеры:1. «Гости пожаловали, - сказал отец, - пойду им навстречу».2. «Гости пожаловали, - сказал отец. – Пойду им навстречу».Правильные схемы предложений в этом случае:1. «П, - а, - п».2. «П, - а. – П».8Схема № 4: прямая речь внутри слов автора. Первая часть слов автора пишется с заглавной буквы, вторая – со строчной. Прямая речь заключается в кавычки. Перед ней ставится двоеточие, после нее – интонационно необходимый знак препинания и тире. Примеры:1. Отец сказал: «Гости пожаловали», - и пошел им навстречу.2. Отец обрадовался: «Гости пожаловали!» - и пошел им навстречу.3. Отец удивился: «Гости пожаловали?» - и пошел им навстречу.Для таких предложений подходят следующие схемы:1. А: «П», - а.2. А: «П!» - а.3. А: «П?» - а.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
noobito.ru
Предложения с прямой речью. Примеры. Правила русского языка :: ashanet.ru
Чаще всего, дословно передавая чьи-то слова, люди и не задумываются, что используют в своем высказывании предложения с прямой речью. Если их перенести на бумагу, то они потребуют правильного схематического написания с оформлением с помощью специальных знаков препинания – кавычек.
Любое высказывание, будь то мысленное или озвученное, можно записать в виде предложения с прямой речью либо повествования. В современном русском языке различают конструкции с прямой, несобственно-прямой речью, косвенной и диалог.
Что такое прямая речь?
В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание. В словах автора всегда присутствует глагол, показывающий, каким именно способом передается речь или с какой эмоциональной окраской. Например, сказал, подумал, произнес, утвердил, подсказал и другие:
- «Что-то похолодало, может, неподалеку град прошел», - подумал Петр.
- Я тебе приказываю: «Оставь брата в покое, пусть сам разбирается со своей жизнью».
- «Почему здесь никого нет, - удивилась Аленка, - я пришла раньше или опоздала?»
- «Вот так всегда», - тяжело вздохнула бабушка.
Мало кто знает, что первые книги печатались без знаков препинания, а такое понятие, как «кавычки» впервые применили в литературе в конце 18 века. Считается, что этот символ ввел в употребление для письменной речи Карамзин Н. М. Свое название они получили, скорее всего, от диалектного слова «кавыш», которое означало «утенок». Похожие на следы от утиных лапок, кавычки прижились и стали знаком препинания при написании названий и передаче чужих слов.
Оформление конструкций, передающих чужую речь
Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и высказывание. Для их разделения применяют кавычки, запятые, тире и двоеточия. Только в том случае, если не указывается говорящий, кавычки не ставят, например, это пословицы и поговорки (Без труда не вытянешь рыбку из пруда), у которых автор народ, лицо собирательное.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью ставятся в зависимости от того, где именно находятся слова автора.
- Когда авторские слова в начале предложения, после них ставится двоеточие, а высказывание оформляется с двух сторон кавычками. Например, "Учительница напомнила классу: «Завтра в школе субботник»". В конце предложения с прямой речью (примеры ниже) ставится знак, в зависимости от интонации. Например:1) Маша удивилась: «Ты откуда здесь взялся?»2) Испугавшись темноты, малыш закричал: «Мама, я боюсь!»
- Если такое предложение начинается с абзаца, перед ним ставится дефис, но не используют кавычки. Например:
- Мальчишки бежали по улице и кричали:- Кому свежая газета! Покупайте свежие новости!
- Когда прямая речь идет до слов автора, то она берется в кавычки со знаком препинания, соответствующим интонации, после чего обязательно ставится тире. Лучшим примером являются предложения с прямой речью из литературы русской классики:«Я в театр не пойду», – неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот (Булгаков).«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).
- Прямая речь может прерываться словами автора, и в этом случае в конце ее первой части ставится знак, в зависимости от повествования, за ним тире и слова автора, которые могут заканчиваться точкой (законченное предложение) или запятой. После авторских слов также обязательно ставится тире. Если «разорванные» предложения с прямой речью берутся в кавычки, то их ставят в начале и в самом конце фразы:«Я никуда с тобой не поеду! – крикнула Маша. – Не приходи сюда больше».
- В том случае, если в словах автора применяются два глагола, то они могут относиться к первой и второй части предложения с прямой речью. Примеры: «Все способы лечения уже попробовали, - вздохнул доктор, а затем с надеждой спросил. – А, может, забыли какой-то?»- Ты зачем меня позвал? - спросил Голос и добавил. – Думаешь, я тебе одному нужен?
- Знаки препинания в предложениях с прямой речью без указания автора, идущие в одной строке, разделяются друг от друга с помощью тире. Например:«Ты куда сейчас идешь?» – спросил я насупившегося друга. – «А тебе зачем знать?» – «А вдруг нам по пути?» – «Вряд ли».
Каждое предложение с прямой речью можно изобразить в виде схемы.
Схемы предложений
Схема предложения с прямой речью состоит из условных обозначений и знаков препинания. В ней буквой «п» или «П» обозначается прямая речь, а буквой «А» или «а» слова автора. В зависимости от написания букв, слова автора или прямая речь пишутся с заглавной или маленькой буквы.
- «П», - а. «Здесь надо было повернуть налево», - сказала пассажирка водителю.
- «П!» - а. «Вы тут не стояли, молодой человек!» - закричала бабка с конца очереди.
- «П?» - а. «Ты зачем за мной увязался?» - спросил я старого пса.
- А: «П». Мама повернулась к сыну: «После школы зайди в магазин за хлебом».
- А: «П!» Бабушка подвинула тарелку назад к внуку: «Ешь, а то гулять не пойдешь!»
- А: «П?» Учитель удивленно поднял глаза: «Ты как с такими отметками поступать будешь?»
Это примеры цельных прямых предложений
Схемы «разорванной» прямой конструкции
- "П, – а, – п". «Подумаешь, укол, - сказала девочка медсестре, - раз и готово».
- "П, – а. – П". «Сообщи, когда доберешься, - сказала мама. – Мне будет спокойней».
- А: "П" – а. Диктор сообщил: «Это были последние новости» - и передал слово синоптикам.
- А: "П!" – а. Девочка крикнула в отчаянии: «Все равно у меня будет собака!» - и убежала в слезах.
- А: "П?" – а. Женщина вскрикнула: «Как такое возможно?» – и рухнула на скамейку.
- "П, – а, – п. П". «Нам так хорошо вместе, - сказала Ира, - как раньше. Давай больше не будем расставаться».
- "П, – а. – П". «Мало приготовить вкусную еду, - сказал шеф-повар. – Ее нужно еще правильно подать».
Схема предложения с прямой речью наглядно показывает, как следует расставлять знаки препинания.
Применение прямой речи
Множеством способов изложения повествования обладает русский язык. Предложения с прямой речью - один из них. Чаще всего их используют в художественных текстах и в газетных статьях, где требуется дословная передача чьих-то высказываний.
Без передачи человеческих мыслей и слов художественная литература носила бы только описательный характер и вряд ли имела успех у читателей. Больше всего их интересуют чужие мысли и чувства, которые вызывают положительный или отрицательный отклик в сознании. Именно это «привязывает» читателя к произведению и определяет его как понравившееся или нет.
Еще один прием, применяемый в русской литературе и повседневной жизни, - это косвенная речь.
Что такое косвенная речь?
Легко запомнить, чем отличаются предложения с прямой речью от косвенной речи. В ней нет дословной передачи чужих слов и интонации. Это сложноподчиненные предложения с придаточной и главной частями, объединенными с помощью союзов, местоимений или частицы «ли».
Предложения с прямой и косвенной речью в русском языке передают чужие слова, но звучат они при этом по-разному. Например:
- Доктор предупредил: «Сегодня процедуры начнутся на час раньше». Это прямая речь с дословной передачей слов доктора.
- Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше. Это косвенная речь, так как слова доктора передает кто-то другой. В предложениях с косвенной речью слова автора (главная часть) всегда стоят перед самим высказыванием (придаточная часть) и отделяются от него запятой.
Строение косвенных предложений
Как все сложноподчиненные предложения, косвенные состоят из главного и одного или более подчиненных:
- Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше, поэтому надо раньше встать.
Также косвенная речь может передаваться в простом предложении с помощью второстепенных членов, например:
- Доктор предупредил о начале процедур на час раньше.
В этом примере слова доктора передаются без построения сложноподчиненного предложения, но при этом их смысл передан правильно.
Важным показателем при изменении прямой речи в косвенную является то, что в сложноподчиненном предложении от главной части к второстепенной всегда можно поставить вопрос:
- Доктор предупредил (о чем?), что сегодня процедуры начнутся на час раньше.
Для построения косвенной речи используют союзы и местоимения. В этом различие предложения с прямой и косвенной речью.
Союзы и союзные слова для передачи чужих слов
В том случае, если косвенная речь носит повествовательный характер, используют союз «что»:
- Мама сказала, что лучше взять зонт.
Когда предложение побудительного характера, используют союз «чтобы»:
- Бабушка велела, чтобы я вымыла посуду.
При создании вопросительного косвенного предложения сохраняются те же местоимения, что имеют вопросительные предложения с прямой речью:
- Я спросил у прохожего: «Как мне пройти на Дерибасовскую?»
- Я спросил у прохожего, как мне пройти на Дерибасовскую.
Если в прямой речи отсутствуют вопросительные местоимения, в предложении с косвенной речью используют частицу «ли»:
- Я спросил: «Ты будешь доедать борщ?»
- Я спросил, будет ли он доедать борщ.
При передаче чужих слов в косвенной речи не передается интонация говорящего.
Несобственно-прямая речь
Еще один вид косвенных предложений - несобственно-прямая речь. В ней сочетается одновременно речь автора с персонажем.
Чтобы лучше понять разницу, следует сделать разбор предложения с прямой речью, косвенной и несобственно-прямой.
- Приехав из Греции, мои друзья сказали: «Мы обязательно туда вернемся». Это предложение с прямой речью, разделенной на слова автора и само высказывание.
- Приехав из Греции, мои друзья сказали, что они обязательно туда вернутся. Это предложение с косвенной речью, в котором от главной части можно поставить вопрос к подчиненной (сказали о чем?)
- Мои друзья приехали из Греции. Они обязательно туда вернутся! Это несобственно-прямая речь, основная функция которой - передача основного смысла сказанного, но не от имени персонажей, которые побывали в Греции, а автора повествования, их друга.
Главное отличие несобственно-прямой речи - это передача чужих эмоций с помощью своих слов.
Диалог
Еще один вид передачи чужой речи в литературе - это диалог. Он применяется для передачи слов нескольких участников, при этом реплики пишутся с новой строки и выделяются тире:
Учитель спросил:
- Почему тебя не было на уроке?
- Я ходил к врачу, - ответил ученик.
Диалог применяется в художественной литературе в произведениях с большим количеством персонажей.
ashanet.ru
Схема предложения: пример. Схема предложения с прямой речью
Схемы предложений в русском языке необходимы для объяснения постановки знаков препинания. Также они незаменимы при анализе данной синтаксической единицы, особенно если речь идет о сложном предложении. Прямая речь вызывает трудности почти у каждого школьника. Если на этапе изучения этой темы научиться составлять соответствующее графическое объяснение – совершенно не возникнет проблем в пунктуации. Разберем, что представляет собой схема предложения, пример простого рассмотрим, всех типов сложных, а также единиц с прямой речью. Это поможет наиболее глубоко вникнуть в тему.
Что включает в себя схема предложения
Для начала разберемся, что такое схема предложения и для чего она нужна. Многие считают этот элемент синтаксического разбора лишь прихотью преподавателя, не имеющим никакого смысла. Это не так. Правильно составленное графическое начертание поможет в дальнейшем анализе синтаксической единицы.
Что же должно быть указано при составлении схемы?
- Предикативная основа. Главные члены необходимо указывать для того, чтобы доказать, что перед нами действительно предложение (ведь по этому признаку его и отличают от словосочетания), правильно определенные подлежащее и сказуемое помогут отнести синтаксическую единицу к односоставным либо двусоставным.
- Если предложение сложное, то указываются союзы, соединяющие его части. Эти же объекты отмечаются, если они употреблены при однородных членах.
- Схемы предложений в русском языке могут содержать осложняющие элементы. В следующем разделе разберем, какие именно.
Также стоит сказать, что графическое отображение предложения принято заключать в скобки. В них заключается каждое простое предложение. В квадратные скобки заключаются собственно простые предложения и они же в составе сложносочиненного и бессоюзного. Если речь идет о сложноподчиненной синтаксической конструкции, то главная ее часть заключается в квадратные скобки, а придаточная - в круглые.
Чем осложняется предложение
Как говорилось выше, схема простого предложения может включать осложняющие его элементы. Перечислим их, приведем примеры.
- Однородные члены. Они в схеме заключаются в круги. Кроме того, при однородных членах может быть обобщающее слово. Оно обозначается буквой "о", заключенной в круг.
- Обособленные определения (причастные обороты): "Растения, требующие тщательного ухода, необходимо раздать на каникулы ученикам". В данном предложении имеет место причастный оборот, стоящий после определяемого слова "растения". Соответственно, он должен быть отражен в схеме, также как и член предложения, к которому относится. [Х, |П.О.|, =]. Это могут быть не только причастные обороты, так же несогласованные определения, согласованные, одиночные и распространенные. А также приложения.
- Обособленные обстоятельства (уточняющие члены предложения, деепричастные обороты, одиночные деепричастия): "Сделав работу по дому, Маша села читать любимую книгу". В данном предложении имеет место деепричастный оборот, который необходимо внести в схему. [|ДО|, - =]. Приведем пример и с уточняющим оборотом. "В деревенском доме, в прохладном погребе, хранились вкусные бабушкины соления". Уточняющее обстоятельство места выделяется запятыми и обозначается на схеме. [Х,|УО|, = -].
- Вводные слова и обращения. Эти синтаксические элементы выделяются запятыми, их также необходимо вносить в схему. Приведем примеры. "Сергей, принеси мне глоток воды". Обращение "Сергей" отображаем так: [О, =]. Также и с вводными словами: "Они, конечно, не послушались родителей". Отражаем вводное слово "конечно" так: [-,ВВ.СЛ, =].
Простое предложение
Схема разбора предложения простого будет нагляднее на примере. Составим ее и дадим полную характеристику синтаксической единицы. "Мы, хромая, подошли к ветхому дому, прятавшемуся среди пышущей зелени".
Для начала необходимо определить грамматическую основу, от этого зависит как характеристика, так и схема предложения. Пример – простое двусоставное предложение с основой "мы подошли". Вносим основу в схему.
Далее необходимо посмотреть, осложнена ли синтаксическая единица. По наличию знаков препинания можно смело сказать – да. Здесь имеется обособленное одиночное деепричастие "хромая" и причастный оборот "прятавшемуся среди пышущей зелени". Эти элементы и отражаем в схеме.
[-,|Д|, = Х,|П.О.|]. Вот схема предложения, пример которого мы привели в начале раздела. Однако, следует оговориться, что академически она составлена верно, но некоторые преподаватели могут вносить свои требования. Например, независимо от однородности, вписывать все второстепенные члены предложения. Схема тогда разрастается и становится громоздкой. Хотя, порой это необходимо на начальном этапе изучения синтаксиса.
Сложносочиненное предложение
Теперь разберем, что представляют в графическом отображении сложные предложения. Единственная трудность в составлении их схем – определить границы простых частей. Кроме того, необходимо хорошо знать разницу между сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями, потому что схемы их кардинально различны. Для начала разберем первый тип. Определим отличительные черты всех схем:
- В сложносочиненном предложении части равноправны, соответственно, они обозначаются квадратными скобками.
- Союз не является частью простых предложений в составе сложносочиненного, поэтому выносится за скобки.
- Дается характеристика каждой простой части.
Разберем, что представляет собой схема предложения. Пример такой: "Дождик уже заканчивался, и на небе, блестя неяркими лучами, выглядывало солнышко, дающее надежду на хороший день".
Для начала докажем, что перед нами сложносочиненное предложение. Первая часть имеет предикативную основу "дождик закончился"; вторая – "выглядывало солнышко". Между частями стоит соединительный союз "и", сочинительный. В данном случае он передает значение последовательности событий. Первая часть, хоть и распространенная, ничем не осложнена. Вторая осложнена деепричастным и причастным оборотами. Они обязательно будут внесены в схему. [- =], и […,|Д.О.|,= -,|П.О.|]. Сделаем пояснение: необходимо было в начале второй части поставить многоточие, так как деепричастный оборот расположен в середине (перед ним обстоятельство места "на небе").
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение имеет совершенно иную схему, ее отличия в следующем:
- Существует разделение на главную часть и придаточные, причем последние могут находиться в любом месте и даже разрывать главную.
- Союз входит в состав простого предложения (вносится в скобку).
- Связь между частями может быть различной, поэтому помимо горизонтальной схемы иногда составляется вертикальная.
Разберем конкретные примеры: "Через несколько минут исчезли все домики, которые еще недавно казались сказочными избушками, стоящими на зеленом лугу".
Главную часть от придаточной отличает два аспекта: во-первых, от нее задается вопрос к придаточным, во-вторых, она не содержит в составе союза. Соответственно, первое простое предложение именно такое. Заключаем его в квадратные скобки. Второе же предложение – придаточное: в его составе союз (в данном случае союзное слово). Также именно к нему задаем вопрос от слова главной части: "избушки (какие?) которые недавно казались…". Придаточная часть осложнена причастным оборотом. Схема будет такой: [= -], (которые = Х,|П.О.|).
Другой пример: "Дача, где мы отдыхали летом, располагалась в живописном месте, окруженном богатым лесом".
В данном предложении сложность в том, что придаточное «разрывает» главное. В придаточной части есть осложнение – причастный оборот. Схема будет такой: [-, (где - =), = Х,|П.О.|].
Прямая речь в конце предложения
Что представляет собой схема предложения с прямой речью? Как известно, такая синтаксическая единица состоит из собственно чужой речи и слов автора. В зависимости от того, как расположены по отношению друг к другу эти части, и будет выглядеть схема. Скобки квадратные у каждой составляющей единицы – они равноправны.
В предложении: Он сказал: «Пойдем поговорим с глазу на глаз» сначала идут слова автора, а потом прямая речь. Схема будет выглядеть так: [А]: «[П.Р]», так как данная конструкция передает непосредственную речь человека, в конце предложения нередки вопросительные и восклицательные знаки, которые обязательно должны отражаться в схеме.
Примеры: Девушка, повернувшись, спросила: «Который час?». Обратим внимание, что слова автора в данном случае осложнены одиночным обособленным деепричастием. [-,|Д|,=]: «[П.Р.?]».
Юрий громко крикнул: «Спускайся вниз!». [А]: «[П.Р.]!».
Прямая речь в середине предложения
Схема предложения с прямой речью, стоящей в середине, будет такой:
Она встала и громко сказала: «Я не хочу участвовать в этом беспределе!» - после этого покинула гостиную.
[А: [«П.Р.!»] - а].
Обратим внимание, что после прямой речи слова автора необходимо писать с маленькой буквы.
Также, если вопросительного либо восклицательного знака не требуется, после прямой речи ставится запятая.
Пример: Маша прочитала: «Вытирайте ноги», - и вошла в прихожую. [А: «[П.Р.]», - а].
Прямая речь в начале предложения
Прямая речь может начинать предложение. В таком случае схема такая:
«Послушай тихую музыку», - сказал композитор и начал наигрывать неторопливую мелодию.
«[П.Р.]», - [а].
Если прямая речь представляет собой восклицательное или побудительное предложение – запятая не нужна:
«Можно войти?» - послышалось за дверью. «[П.Р.?]» - [а].
«Мы будем пытаться снова и снова!» - подбадривал меня тренер. «[П.Р.!]» - [а].
Теперь вы знакомы с основными типами предложений и их схемами.
4u-pro.ru
Знаки препинания при прямой речи
Прямая речь – это чьё-либо высказывание, дословно введённое в авторскую речь. Прямая речь требует от пишущего правильной постановки знаков препинания в каждом конкретном случае.
Так, прямую речь мы можем оформлять двумя способами – либо «в строчку», либо с «новой» строки; от этого зависит набор знаков препинания – кавычки, тире и запятые (многоточие, вопросительный и восклицательный знаки и их комбинации) в первом случае, тире и запятые (многоточие, вопросительный и восклицательный знаки и их комбинации) во втором.
Постановка знаков препинания при прямой речи зависит не только от способа оформления, но и от взаимного расположения слов автора и непосредственно прямой речи. Рассмотрим традиционные схемы прямой речи.
А: «П». А: «П!». А: «П?».
«П», – а. «П!» – а. «П?» – а.
«П, – а, – п». «П, – а. – П». «П! – а. – П». «П? – а. – П».
С трудностями при постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью мы сталкиваемся в двух случаях:
1. при использовании в предложении двух глаголов говорения (второй со значением добавления, присоединения):
«Не сердись, – повторил он шепотом и добавил: – Плакать тоже не надо».
!!! в таком случае после второго глагола мы ставим двоеточие и тире.
2. при оформлении диалога одним из способов:
– Спешишь?
– Спешу.
– А нам что делать? – проворчал Олег.
– Ждать! – прошептал Петр.
!!! Реплика каждого лица начинается с новой строки, перед нею – тире.
«Здорово, парнище» – «Ступай себе мимо» – «Уж больно ты грозен, как я погляжу».
!!! Речь каждого лица берется в кавычки и отделяется от речи другого тире.
Успешного изучения русской пунктуации!
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
blog.tutoronline.ru
Прямая речь – точно переданная чужая речь от лица того, кто её произнёс.Предложение с прямой речью состоит из двух частей: слов автора и прямой речи. Знаки препинания при прямой речи Обозначения:А – слова автора с большой буквыа – слова автора с маленькой буквыП – прямая речь с большой буквып – прямая речь с маленькой буквы
|
pospelova.ucoz.ru