24) Естественно-научное и социально-гуманитарное знание и познание: сходства и различия. Сходства и различия естественных и гуманитарных наук


Ответы на вопрос "5. В чем сходство и различие гуманитарной ..."

Сходство и различие этих оттенков общечеловеческой культуры с одной стороны очевидны, с другой – совершенно неявны. Действительно гуманитарная культура человеческого общества всегда опирается на материальные возможности (например, краски – техническое средство). Естественнонаучная культура вряд ли возможна без гуманитарного начала, хотя бы морали. Например, уничтожение части человечества (неизлечимо больных и т.п.) может быть полезно с точки зрения выживания человечества, но аморально по гуманитарным соображениям.

Гуманитарное познание невозможно без учета субъективных мотивов людей, поступки которых подлежат изучению. Поскольку чужие мысли и дела не даны исследователю непосредственно, он должен реконструировать их по текстам, предметам искусства, быта и т.д. Такое познание мира принципиально невозможно без учета личности исследователя, так как разные люди, скорее всего, воспримут одни и те же предметы по-разному.

Гуманитарная культура ориентирована на общечеловеческие ценности, такие, как гуманизм, демократия, мораль, права человека и т.п. Но исследователь этой культуры находится внутри рассматриваемых проблем. Философские системы, религии, филологические исследования включают в себя особенности, присущие их творцу. Вся его жизнь часто неразрывно вплетена в "ткань" этих систем, религий и т.п. Поэтому и методы исследования, используемые в области гуманитарного знания, разительно отличаются от естественнонаучных и сводятся преимущественно к интерпретациям, толкованиям, сравнениям.

Большое значение в гуманитарных сферах имеют телеологические или финалистские объяснения, цель которых – раскрытие мотивов и намерений в деятельности людей. Интерес к подобным объяснениям усилился в последнее время, он был обусловлен результатами, полученными в синергетике, экологии и других естественных науках. Но еще большее значение в гуманитарных сферах имеет исследовательский метод, связанный с истолкованием, который обычно называют герменевтическим.

При сравнении естествознания и гуманитаристики следует, на наш взгляд, уделять особое внимание принципу гносеологического актуализма, согласно которому предпочтение отдается наиболее развитому и совершенному знанию. Суть дела в том, что нельзя к культуре причислять все что угодно. Зачатки естественнонаучного и гуманитарного знания присущи каждому человеку, но не каждому удается возвыситься до уровня культуры. Принцип гносеологического актуализма нацеливает на непременное усвоение достижений современных наук. Недопустимо удовлетворяться суррогатами знания. Это относится в равной степени как к естествознанию, так и к гуманитаристике.

Особое место в гуманитарной культуре занимает философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. При этом свойственный философии обобщающий характер свидетельствует, что по своей сути она представляет собой организованную систему взглядов на окружающий мир и место в нем человека. Таким образом, философия вынуждена затрагивать, объяснять с общих позиций окружающий физико-биологический мир природы и его основные законы развития. Кроме того, один из разделов философии - гносеология - изучает также особенности адекватного научного познания этих законов человеком. Тем самым философия осуществляет реальную и органичную взаимосвязь между естественнонаучной и гуманитарной культурами, всемерно содействуя их синтезу и взаимодействию.

Специфика явлений, изучаемых соответственно в естествознании и гуманитаристике, позволяет очертить особенности воспроизведения этих явлений на перцептуальном (чувственном), когнитивном (мыслительном), и лингвистическом (словесном) уровнях науки.

Культура – это проявление креативного (творческого начала) в человеческой личности, раскрытие ее возможностей, ее общественной значимости, синтез ее способностей и функций. Вот почему в настоящее время происходит сближение естествознания и гуманитарных областей человеческой деятельности, что не только естественно, но и объективно закономерно, так как в их основе лежит единое начало - творчество. Взаимодополнительность естествознания и гуманитаристики проявляется также в том, что в реальной жизни они тесно переплетены друг с другом.

Гуманитарные и естественные науки, а также формирующиеся на их основе типы культур разделены, но вместе с тем они нуждаются друг в друге и они не столько противоположны, сколько взаимодополнительны. Такое неразрывное единство двух культур может быть обусловлено несколькими соображениями.

Во-первых, традиционная дифференциация научного знания, характерная для естественных, технических и гуманитарных наук, подготовила основание для междисциплинарной взаимосвязи сложившейся их системы.

Во-вторых, аппарат современного научного знания фактически приспособлен для реализации интегративных представлений, которые обусловлены внутренней логикой формирования науки, универсальностью структур и приемов научного мышления.

В-третьих, разрешение общечеловеческих (глобальных) проблем возникающих в рамках цивилизаций в конце XX века, требует активизации процессов, связанных с интегративными тенденциями в структуре науки.

Следует заметить, что понятие культура чрезвычайно сближается, но, по-видимому, все-таки не может быть полностью отождествлено с еще более общей категорией - цивилизация.В философии, политологии, истории и культурологии последняя трактуется с достаточно разных, но, в конечном счете, с взаимодополняющих позиций, а именно как:

· социально обусловленный нормативный базис для формирования культуры;

· достигнутый уровень общественного развития и культуры;

· обобщенный исторический этап развития человеческого общества;

· географически определенная устойчивая общность сопредельных культур.

Таким образом, на основе приведенных определений можно сделать вывод о взаимообусловленности понятий культура и цивилизация. Действительно, с одной стороны, культура является следствием, или продуктом, определенного уровня развития цивилизации, но, с другой стороны, она же в конечном счете и характеризует эту цивилизацию с точки зрения стороннего наблюдателя или последующих поколений всего человечества в целом.

При этом выделяют следующие основные типы цивилизационных культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, майя и западноевропейскую. Предсказывают и будущий интенсивный расцвет русско-сибирской культуры. Другие исследователи насчитывают около двадцати типов исторических цивилизаций, в том числе, в дополнение к уже названным выше, такие как шумерская, минойская, хеттская, эллинская, юкатанская, дальневосточная, индуистская, андская, мексиканская, православно-христианская и др.

В настоящее время культурно-цивилизационный научный подход различает (с учетом конфессиональной принадлежности) следующие обобщенные типы современных цивилизаций: западноевропейскую, российскую, исламскую, индо-буддийскую, конфуцианскую.

Достаточно широкое распространение получила также технократическая классификация, согласно которой выделяют всего три основных типа цивилизаций: аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную).

Процессы овладения культурой новыми поколениями, механизмы приобщения к достижениям культуры выявляются в виде трех типов трансляции культуры.

www.konspektov.net

Чем отличаются гуманитарные науки от естественных

Ожидаемым результатом любой целенаправленной деятельности является какой-либо продукт. Наука сегодня представляет собой разновидность интеллектуальной деятельности людей, назначением которой является получение знаний о реальном мире. Наука дает людям возможность создавать свою собственную культуру, приспосабливаться к жизни в окружающем мире. Поэтому люди изучают закономерности как окружающего пространства, так и самого Человека.

В настоящее время наука включает в себя около 15 000 дисциплин, которые взаимосвязаны и взаимодействуют.

Подобно тому, как с древнейших времен принято делить мир на физическую и духовную составляющие, научные дисциплины разделяют на естественные и гуманитарные. Это разделение известно еще с античных времен.

Отличия

Науки, которые принято называть гуманитарными, занимаются изучением среды, созданной Человеком и изучают самого Человека в аспекте его мыслительной, духовной, общественной и культурной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что гуманитарные науки изучают все, что делает человека именно человеком, личностью. Все, что связано со смысловыми аспектами отношений Человека и Общества, Человека и Природы.

Естественные науки занимаются изучением окружающих Человека явлений. Предмет изучения естественных наук — это естество, природа, то есть действительная реальность, которая всегда существовала, которая есть и которая будет существовать независимо от человека.

Само существование человечества предполагает непрерывную борьбу за выживание. Человека преследуют болезни, голод, неприемлемые природные условия. Естественные науки помогают людям получить знания, которые впоследствии возможно использовать при создании новейших технологий, закреплении человечества в агрессивной окружающей среде.

Именно естественные науки создают материальную базу общества. Без минимального набора естественнонаучных знаний человечество попросту бы не выжило. Считается, что именно этот вид знаний появился у человека раньше, еще до того, как человек освоил способы передачи этих знаний.

С момента, когда было изготовлено (скорее всего — случайно) первое орудие труда, человеком были начаты эксперименты, направленные на повторение успешного опыта, изучение закономерностей материального мира. К этому людей подталкивало банальное желание продолжить жизнь. Поэтому принято считать, что бытие определяет сознание, материальная составляющая позволяет человеку развиваться и духовно.

Развитие знаний об окружающем мире позволило человеку научиться разводить огонь, стрелять из лука, приручать диких животных и, наконец, сеять злаки. Причем в разных уголках Земли знания эти были получены людьми почти одновременно. Математика, физика, химия, биология, информатика, кибернетика и многие другие столпы прогресса являются неотъемлемой частью культуры человечества — культуры естественнонаучной.

Функции

Из определений естественных и гуманитарных наук становятся понятными и их функции. Естественным наукам присуще описание, разъяснение и прогнозирование явлений объективной реальности, познание фактического положения вещей.

При этом учеными используется весь наработанный человечеством совокупный объем знаний о природе, о конкретных плоскостях бытия. Ученые исследуют связи и отношения в объективном мире. Это дает возможность человеку не только стать «своим» в окружающей реальности, но и целенаправленно подстраивать действительность под свои нужды.

Естественные науки — это прежде всего точность, доказанная многочисленными экспериментами. Гуманитарные же науки дают человеку ответы на вопросы смысла того или иного явления, раскрывают суть предназначения человека, смысл бытия, нравственные ориентиры. Гуманитарные науки, получившие мощное развитие в эпоху Ренессанса, в основе своей имеют философию.

Гуманитарная культура представляет собой совокупность знаний в области религии, права, искусства, истории, психологии. Границы и общепринятые различия между гуманитарными и естественными науками достаточно условны. На сегодняшнем витке развития научных знаний они характеризуются обоюдным обогащением предметными методологиями и критериями оценки разнообразных научных результатов. Например, законы диалектики используются и в гуманитарных, и в естественных науках.

Вывод

Основным отличием между гуманитарными и естественно-научными дисциплинами можно определить следующее: целью существования естественных наук является познание фактов, в том числе и в основном путем измерения, а исследования гуманитарных наук направлены на познание сущности явлений и места человека в окружающей реальности.

vchemraznica.ru

Различия естественных и гуманитарных наук

Роль математики и физики

В современной системе знания мы можем выделить, как минимум, четыре относительно самостоятельных типа: гуманитарное знание, техническое знание, математическое знание и естествознание. Наиболее специфичным среди этих типов знания является математика. Она одновременно универсальна для прочих типов знания и зависима от них, поскольку в любом случае имеет смысл, если только определяет и описывает закономерности безотносительно к предмету исследования. Сегодня вряд ли можно представить развитие техники, естествознания и даже гуманитарного знания без математики.

Привычка математического мышления строить чисто формально-логические системы, пользуясь конечным арсеналом средств и без требования проверять модель на какую-то адекватность и согласованность с посторонними требованиями - ведь формально непротиворечивая система сама по себе правильна, - эта гипертрофированная привычка, некритически примененная к рассуждениям о реальности, обычно приводит к ложным, нереалистическим выводам. При такой методике, во-первых, "логическое" построение начинается с чрезвычайно примитивных и обрывочных постулатов, весьма слабо связанных с положениями и выводами соответствующей науки и даже с обычным здравым смыслом и преувеличивающих значение отдельных частных особенностей и фактов. Во-вторых, раз уж выводы получены логично, то не возникает сомнений в их правильности, а посему ни исходное, ни логика, ни выводы не анализируются на предмет их соответствия реальности, тем более что факты можно подобрать в соответствии с выводами, да и степень соответствия всегда может быть объявлена удовлетворительной. Если же реальность все же пытается сопротивляться - то тем хуже для нее.

Подобной опасности подвергается и физика при вторжении в нее исследователей и рецензентов с гипертрофированно-математическим инструментарием.

В математике доказательство заканчивается точкой и остается в таком качестве верным навсегда, как бы сильно ни развилась математика впоследствии. А в физике и во всех науках о реальности, решающих обратные (и всегда конечные) задачи в неисчерпаемо сложной реальности, доказательство не заканчивается никогда. Оно бывает лишь относительно законченным.

Чтобы "компенсировать" принципиальную неполноту формально-логических систем необходима другая форма познания Реальности, основанная на совершенно иных принципах (если о ней вообще уместно говорить, что она основана на каких-то "принципах").

Это гуманитарное, образное мышление, которое видит в богатстве ассоциаций и связей аморфных образов возможность для более тонкого изучения таких проблем, в которых применение "жестких" образов выглядит грубым, даже вульгарным, и совершенно неприемлемым. Сердце и интуиция с успехом ведут нас к таким высотам, где слова и логика бессильно замолкают.

Заметим в заключение, что принципиальное отличие задачи математики от задачи физики (и других наук о реальности) отчетливо и существенно разводит математические и физические критерии и идеалы научности при сближении физических с общими идеалами и критериями научности при изучении реального мира. И это сближение таково, что даже философия подобно бесспорно научной физике оказывается научной в той степени, в какой и поскольку в ней научными методами систематически изучаются вопросы о том, что и в каком смысле существует в мире и как мы это познаем, а не высказываются, к примеру, пожелания к природе.

Отношение к природе в естественных и гуманитарных науках

Природа и культура противопоставляются друг другу. Это фиксируется в радикальном различении науки и искусства, естественных и гуманитарных наук. В природе человек теперь имеет дело с принципиально дегуманизированным, трансцендентным бытием, которое подлежит бесконечному процессу познания.

Если природа - объект и выступает как внешнее по отношению к естествознанию, то внутреннее содержание естествознания составлено дисциплинами, обращёнными к отдельным частям - предметам природы - объекта. Совокупность дисциплин естествознания рассматривает сумму предметов - частей природы, но является ли получаемое ими знание действительным представлением природы? Различные этапы развития естествознания по-разному представляют природу. Причём отличие этих представлений друг от друга зависит от того, в какой степени в этом участвует наука.

Объект обладает практически неисчерпаемым содержанием. В свою очередь, предмет - это то, что конкретно определяет содержание природы как объекта, например, совокупность физических закономерностей, химических, или биологических и т.д. Соответственно, естествознание предметно представлено в виде различных дисциплин, исследующих указанные закономерности и, в конечном счете, через научную парадигму, формирующих общее представление о природе как объекте. Понятие "природа" может употребляться в нескольких смыслах. Например, можно говорить о "природе" человека, рассматривая его в качестве объекта естествознания. В этом случае такие дисциплины, как физиология, анатомия, психология и другие в качестве предметов выделят для изучения.

Возникает внутренняя несогласованность идеи природы с собой. Она одновременно определяется как предмет принципиально инородный человеку (предмет познания) и не менее принципиально как предмет однородный человеку (предмет практического освоения). Всякому естественнонаучному пониманию природы как всецело идеализируемой субстанции, противопоставляется гуманитарное понимание невместимости природы в формы человеческого освоения её. Научному пафосу познания и овладения противопоставляется художественный пафос вещественной самобытности природного. Деление природы как единого объекта на множество предметов обусловлено направленностью практической деятельности человека, которая, в свою очередь, вытекает из естественных условий его существования. Человек является частью эволюционного процесса природы, он наделён способностью осознавать этот процесс и поэтому ему в принципе доступно практическое освоение и преобразование природы. Адаптивной способностью обладают все виды, но только человек совершает освоение и на теоретическом, и на практическом уровнях, что меняет ситуацию. Вне зависимости от того, что на самом деле представляет собой природа, для её освоения и преобразования оказывается достаточным дробление её на части и последовательное изучение отдельных фрагментов. Эта ситуация и выражается фразой об объектном и предметном рассмотрении природы. На практике же это означает, что, в зависимости от степени "онаученности" естествознания, в природе выделяется в качестве предмета определённая совокупность устойчивых связей, которая ведет, в конечном счете, к формированию дисциплины, предстающей как совокупность теоретических установок и практических методологий, направленных на освоение выделенного предмета. Таким образом, можно сделать следующий вывод: исследование природы составляет смысл существования естествознания. В то же время это исследование должно исходить из понимания невозможности "прямого", "нечеловеческого" обращения к природе, оно должно быть гуманным. Между ней и естествознанием всегда будет стоять человек со своей культурой, историей и языком. "Чистое", равно как и "абсолютное" знание - иллюзия.

Религия и наука

Проблему противостояния науки и религии сегодня вряд ли можно назвать актуальной. Все "великие битвы" между ними остались в истории, и граница определилась. Преимущество на стороне науки. Но оно не абсолютно. Естественнонаучный опыт не в состоянии полностью заменить мировоззрение и вот здесь религия едва ли не на равных начинает конкурировать с естествознанием. Научная картина мира не в состоянии удовлетворить все умы. В ней много пробелов.

Знание научное и знание религиозное несовместимы, так как их познавательные установки совершенно противоположны. Можно привести много примеров, подтверждающих этот тезис. Противоположность проявляется во всём: в процедурах познания, в отношении к исследованию, к его эмпирическим и теоретическим основаниям, в трактовке истины и т.д. Но попробуем выделить наиболее простое и общее различие религии и естествознания. Полагаю, что его можно выразить следующим тезисом: в научном естествознании не существует абсолютной истины. Любая истина только результат, который преодолевается. В религии есть абсолютная истина, которая не может быть ни преодолена, ни отменена, ни при каких условиях - это Бог.

Кроме того, наука - это такая сфера деятельности, которая в силу интеллектуальной сложности не может быть делом многих. Попытка популярно представить научное мировидение также имеет свои пределы, выход за границы которых недопустим.



biofile.ru

24) Естественно-научное и социально-гуманитарное знание и познание: сходства и различия.

В основе любого, в том числе и естественно-научного, познания действительности лежит сложный творческий процесс ученого, включающий прежде всего творческий анализ, который, по мнению А.Пуанкаре, состоит из чередования не только сознательных, но и подсознательных элементов. Для подтверждения влияния подсознательных элементов на творческий процесс Пуанкаре приводит примеры, когда после долгих бесплодных усилий работа откладывалась и затем внезапно возникала идея решения. Сознательные и подсознательные элементы творческого процесса придают индивидуальный характер решению даже одной и той же научной проблемы разными учеными.

Несмотря на индивидуальность решения научных задач, можно назвать некоторые общие правила, лежащие в основе исследовательского процесса и составляющие сущность метода Декарта для получения нового знания:

Данные правила в одинаковой мере применимы для естественнонаучных и гуманитарных знаний. Однако многие авторитетные ученые видят важную, перспективную роль естественных наук в реальном познании действительности.

Цель естествознания - описать, систематизировать и объяснить совокупность природных явлений и процессов. Слово объяснить в методологии науки само требует объяснения. В большинстве случаев оно означает "понимать". Что обычно подразумевает человек, говоря "Я понимаю"? Как правило, это означает: "Я знаю, откуда это взялось" и "Я знаю, к чему это приведет". Так образуется причинно-следственная связь: причина - явление - следствие. Расширение такой связи и образование многомерной структуры, охватывающей множество явлений, служат основой научной теории, характеризующейся четкой логической структурой и состоящей из набора принципов или аксиом и теорем со всеми возможными выводами. По такой схеме строится любая математическая дисциплина, например, Евклидова геометрия или теория множеств, которые могут служить характерными примерами научных теорий. Построение теории, конечно, предполагает создание особого научного языка, специальной терминологии, системы научных понятий, имеющих однозначный смысл и связанных между собой строгими правилами логики.

Подводя итог, сформулируем кратко три основных принципа научного познания действительности.

1. Причинность. Первое и достаточно емкое определение причинности содержится в высказывании Демокрита: “Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в сипу необходимости.”

2. Критерий истины. Естественно-научная истина проверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью. Если научная теория подтверждена практикой, то она истинна.

3. Относительность научного знания. Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т.п.) всегда относительно и ограничено.

Гуманитарные науки в их дискурсивно-текстовых выражениях имплицитно содержат в себе многочисленные моменты неопределенности и неоднозначности, требующие для их прояснения приложения определенных усилий. Этот модус напряжения сохраняется и в естественных науках, где присутствует субъективность с ее неоднозначными трактовками. Показательно, что Гадамер все-таки находит «путь примирения», некий связующий мост, считая, что «солидарность обоим научным направлениям следует искать на только в их методике, но и в особом методе, дисциплине, необходимой каждому исследователю, — называемой человечностью» (Gadamer H.-G. Ibid. S. 103.). Последнее является тем, к чему должна стремиться система образования, содержащая в своей структуре определенную долю гуманитарного знания.

Гуманитарное познание является также той сферой, где компоненты мышления складываются в своего рода мозаику и не является универсально логическими либо иррационально размытыми в отличие от естественнонаучного познания с превалированием в его структуре строго логических компонентов. Формирование нового склада мышления, нового типа рациональности в современном гуманитарном образовании способствует наиболее полной реализации творческих потенций человека в современном быстро меняющемся мире.

studfiles.net

24) Естественно-научное и социально-гуманитарное знание и познание: сходства и различия.

В основе любого, в том числе и естественно-научного, познания действительности лежит сложный творческий процесс ученого, включающий прежде всего творческий анализ, который, по мнению А.Пуанкаре, состоит из чередования не только сознательных, но и подсознательных элементов. Для подтверждения влияния подсознательных элементов на творческий процесс Пуанкаре приводит примеры, когда после долгих бесплодных усилий работа откладывалась и затем внезапно возникала идея решения. Сознательные и подсознательные элементы творческого процесса придают индивидуальный характер решению даже одной и той же научной проблемы разными учеными.

Несмотря на индивидуальность решения научных задач, можно назвать некоторые общие правила, лежащие в основе исследовательского процесса и составляющие сущность метода Декарта для получения нового знания:

Данные правила в одинаковой мере применимы для естественнонаучных и гуманитарных знаний. Однако многие авторитетные ученые видят важную, перспективную роль естественных наук в реальном познании действительности.

Цель естествознания - описать, систематизировать и объяснить совокупность природных явлений и процессов. Слово объяснить в методологии науки само требует объяснения. В большинстве случаев оно означает "понимать". Что обычно подразумевает человек, говоря "Я понимаю"? Как правило, это означает: "Я знаю, откуда это взялось" и "Я знаю, к чему это приведет". Так образуется причинно-следственная связь: причина - явление - следствие. Расширение такой связи и образование многомерной структуры, охватывающей множество явлений, служат основой научной теории, характеризующейся четкой логической структурой и состоящей из набора принципов или аксиом и теорем со всеми возможными выводами. По такой схеме строится любая математическая дисциплина, например, Евклидова геометрия или теория множеств, которые могут служить характерными примерами научных теорий. Построение теории, конечно, предполагает создание особого научного языка, специальной терминологии, системы научных понятий, имеющих однозначный смысл и связанных между собой строгими правилами логики.

Подводя итог, сформулируем кратко три основных принципа научного познания действительности.

1. Причинность. Первое и достаточно емкое определение причинности содержится в высказывании Демокрита: “Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в сипу необходимости.”

2. Критерий истины. Естественно-научная истина проверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью. Если научная теория подтверждена практикой, то она истинна.

3. Относительность научного знания. Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т.п.) всегда относительно и ограничено.

Гуманитарные науки в их дискурсивно-текстовых выражениях имплицитно содержат в себе многочисленные моменты неопределенности и неоднозначности, требующие для их прояснения приложения определенных усилий. Этот модус напряжения сохраняется и в естественных науках, где присутствует субъективность с ее неоднозначными трактовками. Показательно, что Гадамер все-таки находит «путь примирения», некий связующий мост, считая, что «солидарность обоим научным направлениям следует искать на только в их методике, но и в особом методе, дисциплине, необходимой каждому исследователю, — называемой человечностью» (Gadamer H.-G. Ibid. S. 103.). Последнее является тем, к чему должна стремиться система образования, содержащая в своей структуре определенную долю гуманитарного знания.

Гуманитарное познание является также той сферой, где компоненты мышления складываются в своего рода мозаику и не является универсально логическими либо иррационально размытыми в отличие от естественнонаучного познания с превалированием в его структуре строго логических компонентов. Формирование нового склада мышления, нового типа рациональности в современном гуманитарном образовании способствует наиболее полной реализации творческих потенций человека в современном быстро меняющемся мире.

studfiles.net

Лекция - Вопрос 33. Естественные, технические и социально-гуманитарные науки: сходство и различие

Сходства между всеми этими науками в общих требованиях к науке как к социальному институту, т. е.:

1. Составление целостной картины знаний

2. Доказанность положений

3. Достоверность знаний

4. Методы, используемые научны: эксперимент, наблюдение, моделирование, суждение.

В общем, наука и есть наука, а вот различия кроются в предметах изучения, отсюда — различия методологии и результатов.

 

Естественные науки — имеют дело с общими законами природы. Поэтому основные методы — эксперимент, наблюдение, суждение. Особенности результатов — однозначность, емкость. Формулы физики, химии, законы биологии — вот все это и есть результаты естественных наук. Все современные естественные науки так или иначе используют математический аппарат для описания рассматриваемых явлений.

Таким образом, естественные науки предполагают точное формульное определение закономерностей, описывающих рассматриваемые природные явления; а также формульную запись новых гипотез и теорий.

В результате, обеспечиваемые естественными науками описания содержат численные значения. Кроме того, благодаря точным математическим выкладкам любая гипотеза может быть проверена и при необходимости скорректирована.

 

Социально-гуманитарные науки: предмет изучения — психика человека, общество, строй, государство. Проблема в том, что по методам практически невозможно проводить эксперименты, посему ограничиваются наблюдением и моделированием. Результаты весьма объемны и неточны в своей массе. К тому же с трудом и проверяются.

Технические науки — технология. То есть, мы имеем дело с практическим внедрением знаний из естественных и социально-гуманитарных наук. Эксперименты и моделирование, суждение и наблюдение там на фиг не сдались. А результаты — технология, изобретение, практическое воплощение мысли теоретиков.

Также не все методологи и философы науки считают объяснение всеобщей функцией научного знания. Так, например, философская герменевтика (греч. hermeneuti — разъяснение, объяснение) строго ограничивает объяснение и как функцию, и как методологический прием рамками естествознания. Согласно концепции понимания, разработанной в свое время немецким протестантским теологом и философом Эрнстом Шлейермахером (1768-1843 гг.) и всесторонне развитой впоследствии другим немецким философом и социологом Вильгельмом Дильтеем (1833-1911 гг.) абсолютизируется различие между наукой о природе (естествознанием) и «наукой о духе'' (гуманитарным знанием). В соответствии с данным подходом философская герменевтика объявляет объяснение познавательной функцией лишь естествознания. Что же касается гуманитарного знания, то оно, согласно герменевтической традиции, имеет своей познавательной задачей именно понимание. Данная традиция исходит при этом из того, что, в отличие от объектов естествознания, объекты гуманитарного знания созданы человеком. Именно поэтому без установления замысла непосредственного создателя этих объектов невозможно в принципе их понимание.

 

 

www.ronl.ru

Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их сходство и различие

Ошибка! Элементы оглавления не найдены. Рассмотрим различия двух культур (естественнонаучной и гуманитарной) и сходства между ними. Между естественным и гуманитарным познанием существуют немалые различия. Первое ориентировано на повторяющееся, общее, универсальное, а гуманитарное – на специальное, конкретное, неповторимое. Цель естествознания – описать и объяснить объект и явления вне зави-симости от общественно-исторических факторов, выразив знание с позиций вневременных принципов бытия, описав их не только качественно, но и ко-личественно. Гуманитарные науки пытаются понять свой объект познания, найти способы конкретно-исторического, личностного переживания, толко-вания и отношения к нему. В проблеме, поставленной Ч. Сноу, можно выде-лить два аспекта. Первый связан с закономерностями взаимодействия науки и искусства, а второй – с проблемой единства науки [5].Художественно-образный и научно-рациональный способы отражения мира не исключают друг друга. По мнению Е.Л. Фейнберга ученый должен обладать способностью не только к понятийному, но и к образному творчест-ву, а значит, обладать тонким художественным вкусом. Более того, само на-учное творчество выступает для него как некий вид искусства. В любых, да-же исключительно абстрактных отраслях физико-математического естество-знания, познавательная деятельность содержит в себе художественно-образные моменты, поэтому справедливо говорят иногда о «поэзии науки» [7]. С другой стороны, художник, деятель искусства творит не произвольные, а типические художественные образы, предполагающие процесс обобщения, познания действительности. Таким образом, познавательный процесс орга-нично присущ искусству, вплетен в производство способов образного пере-живания мира. Интуиция и логика свойственны как науке, так и искусству. В системе духовной культуры наука и искусство не исключают, а предполага-ют и дополняют друг друга, где речь идет о формировании целостной гармо-нической личности, способной к полноте мироощущения.Второй аспект данной проблемы связан с единством науки. Наука в це-лом – это многогранное и, вместе с тем, системное образование, все отдель-ные компоненты которой (конкретные науки) теснейшим образом связаны. Различные науки постоянно взаимодействуют, они взаимно обогащают друг друга, обмениваются идеями между различными, кажущимися на первый взгляд далекими, областями знания.По словам В.Н. Лавриненко к взаимопониманию между естественнона-учной и гуманитарной культурами можно прийти, осуществив анализ причин и условий различий между ними. Почему, например, конфронтация естест-веннонаучной и гуманитарной культур обострилась именно в XX в., причем во второй его половине? Ответ на этот вопрос очевиден. Это время отмечено грандиозными успехами естествознания и практических его воплощений. Создание атомных реакторов, телевидения, компьютеров, выход человека в космос, расшифровка генетического кода - эти и другие выдающиеся дости-жения естественнонаучной культуры зримо меняли стиль и образ жизни че-ловека. Гуманитарная же культура предъявить что-нибудь равноценное в те годы не могла. Вместе с тем, принять стандарты и образцы мышления есте-ствоиспытателей она упорно отказывалась. В итоге гуманитарная культура, культивируя свою специфику и обособленность, все больше производила впечатление какой-то «архаики», имеющей разве что музейную ценность и пригодной лишь для развлечения и досуга уставшего от практических забот человека - носителя естественнонаучной культуры.Во всем, что делает человек, ему нужно отчетливо видеть, прежде всего, смыслы и ценности, проясняющие смысл бытия человека, общества, Вселен-ной, а порой ценности их, соподчинения именно гуманитарных областей зна-ний. Таким образом, они «очеловечивают», наполняют смыслом и ценностью окружающий человека природный мир. Для человека важно знать, и из ка-ких клеток и тканей он состоит, и в чем смысл его существования. Однако спор этот достаточно четко высвечивает разницу в компетенции естествен-ных и гуманитарных наук и культур [2]. Впервые проблема различия «наук о природе» и «наук о духе» была по-ставлена во второй половине X?X в. таким философскими направлениями, как неокантианство (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт) и «философи-ей жизни» (Вильгельм Дильтей). Позже эти направления развиваются в ра-ботах философов, психологов, дидактов, последовательно формируя дуаль-ность этих понятий, которая предполагает не только различие, но и их един-ство. Выделим основания для классификации культур на гуманитарную и естественнонаучную на основе понятия «дуальность» [2].Объяснение – понимание. Природа для нас есть нечто внешнее, матери-альное, чуждое. Ее явления безгласны, немы и холодно равнодушны по от-ношению к нам. Их исследование поэтому сводится к столь же бесстрастно-му расчленению на причины и следствия, общее и особенное, необходимое и случайное. Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Явления духа даны нам непосредственно, поэтому мы их переживаем как свои собственные, глубоко личные. Гуманитарии счита-ют, что дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пони-манию, т.е. такой познавательной процедуре, в которой мы можем, как бы поставить себя на место другого и «изнутри» почувствовать и пережить, ка-кое-либо историческое событие, религиозное откровение или эстетический восторг. Именно поэтому истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. Истины же в науках о духе лишь истол-ковываются, интерпретируются. Мерой понимания служит чувствование, сопереживание, а поэтому не может быть одинаковой для всех.Генерализация – индивидуализация. Другим существенным основанием для выделения специфики наук о природе и наук о духе являются особенно-сти методов исследования. Для первых характерен метод генерализирующий (выделяющий общее в вещах), для вторых – индивидуализирующий (подчер-кивающий неповторимость, уникальность явления).Отношение к ценностям. Следующим параметром, разводящим гумани-тарные и естественные науки по разные стороны «баррикад», является их отношение к ценностям. А точнее, степень влияния человеческих ценностей на характер и направленность научного знания.Под ценностями обычно понимают общественную или личностную зна-чимость для человека тех или иных явлений природной и социальной реаль-ности. Это могут быть и конкретные предметы жизненного обихода (пища, кров, достаток), и высокие идеалы добра, справедливости, красот и т.д. В науке высшей ценностью можно смело объявлять истину.Естественные науки добровольно принимают «диктатуру фактов», кото-рые должны найти свое объяснение совершенно независимо от каких бы то ни было предпочтений и приоритетов познающего субъекта. У истин гумани-тарных, благодаря их связи с ценностями, отношения с опытом сложнее. Ведь они раскрывают не только то, что в социальном мире реально есть, но и то, что в нем должно быть. Таким образом, ценностная составляющая знания оказывается сущест-венной в основном для гуманитаристики. Из естествознания ценности упор-но изгонялись. Антропоцентризм. Признание ценностной природы гуманитарного зна-ния имеет и ряд других важных следствий для проблемы различия гумани-тарных и естественных наук. В частности, естествознание потратило немало усилий, чтобы избавиться от присущего ему на первых порах антропоцен-тризма, т.е. представления о центральном месте человека в мироздании в це-лом. Более точно представляя реальные масштабы и бесконечное разнообра-зие форм существования мира в целом, некоторые нынешние естествоиспы-татели даже позволяют себе сравнивать человечество со случайно возникшим налетом плесени где-то на задворках одной из мелких галактик, затерявшейся на просторах необъятной Вселенной.Идеологическая нейтральность – нагруженность. Еще одним важным следствием ценностной деформации научного знания является его идеологи-ческая нагруженность. Теоретическое знание, в котором представлен тот или иной социально-групповой интерес, называется идеологией. Идеология не тождественна науке, но частично с ней совпадает, так как использует знание теоретического, научного уровня. Расхождение же между ними лежит в об-ласти целей и задач: наука ищет истину, идеология стремится обосновать и оправдать какой-либо социальный интерес. А поскольку истину в области обществознания ищут вполне конкретные представители определенных со-циальных групп (наций, классов), то происходит взаимоналожение научных и идеологических устремлений, а поэтому гуманитарные науки невольно оказываются идеологически нагруженными.В естествознании картина иная. Его объект – мир природы, - по счастью, не является полем столкновения противоречивых общественных интересов; и его конечные выводы практически не затрагивают интересы конкурирующих социальных групп. Поэтому естественные науки идеологически нейтральны. А если в них и представлен какой-либо социальный интерес, то, наверное, общечеловеческий.Субъектно-объектное отношение. Различия в объекте познания (мир природы и мир человека) являются, конечно, главным основанием выделения специфики гуманитарных и естественных наук. Но оказывается, в обоих слу-чаях не менее важны и отношения объекта познания и его субъекта (того, кто познает). В области естествознания субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены. Человек как бы наблюдает природный мир «со стороны», отстраненно. В сфере же гуманитарной субъект (человек) и объект познания (общество) частично совпадают. Это ведь, по сути, самопознание общества. Устойчивость – подвижность объекта. Наверное, заслуживает упомина-ния и разница в степени устойчивости природных и социальных объектов. Изучение первых – дело необычайно благодарное. Физик вполне может быть уверен, что какая-нибудь элементарная частица или целая звезда практически на изменились со времен древних греков. Для появления нового вида расте-ний или животных тоже требуется не одна сотня, а то и тысяча лет. По срав-нению с масштабами человеческой жизни природные объекты необычайно стабильны. Постоянство же объектов социальных иное. Их динамика вполне сопос-тавима с протяженностью жизни отдельного человека. Среднее и старшее поколения нынешних россиян, например, с некоторым изумлением конста-тируют, что они живут совсем в другой стране по сравнению с той, в кото-рой прошла их молодость.Таким образом, обособление гуманитарных и естественных наук не слу-чайно. Основания их специфики глубоки и разнообразны.Итак, гуманитарные и естественные науки, а также формирующиеся на их основе типы культур разделены весьма фундаментально. Не означает ли это, что их нужно рассматривать как антиподы, полностью несовместимые друг с другом способами освоения человеком реальности? Конечно же, нет. Размежевание естественнонаучного и гуманитарного типов культур, хотя и приняло драматические формы, все же не может отменить факта их исходной взаимосвязи и взаимозависимости. Они нуждаются друг в друге как наши правая и левая руки, как слух и зрение и т.д. они не столь противоположны, сколько, как сказал бы Нильс Бор, взаимодополнительны. Обобщая все выше сказанное, дуальность признаков, характеризующих различия естественнонаучной и гуманитарной культур можно представить в виде следующий схемы (рис 1).Таким образом, культура объединяет два мира: природу и общество. Ос-новой этого объединения становится человек как субъект деятельности в процессе познания, преобразования, ценностной ориентации, общения, в ко-торых он развивает себя как личность. То есть культура представляет собой результат объективизации сущностных сил человека (природных, социаль-ных, духовных) и в то же время способ овладения человеком природы и со-циального мира.Учитывая все выше описанное можно заключить, что прежде чем изу-чать отдельные вопросы по физике в рамках естественнонаучной картины мира, необходимо показать студентам взаимосвязь двух культур, их «дуаль-ность». Это понятие составляет методологическую основу культуры вообще, естественнонаучной и гуманитарной в частности. Выделенные признаки ду-альности позволяют рассматривать основные вопросы физики, составляющие базис естественнонаучной картины мира с новых позиций - мировоззренче-ских.Литература:1. Горбачев В.Г. Основы философии: Учеб. для студ. образоват. учреж-дений средн. проф. образования.- М.: Издательство ВЛАДОС: ПРЕСС, 2003. – 336 с.2. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2003, - 317 с.3. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы фи-лософии: Учебное пособие для средних специальных учебных.- Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 320 с.4. Кохановский В.П. Философия: учебник для высших учебных заведе-ний. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – 576 с.5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: Альфа – М; ИНФРА – М, 2003. -622 с.6. Сноу Ч. Две культуры. М., 1973.7. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.

coolreferat.com