Социология - это наука, изучающая общество, его функционирование и развитие. Социология о чем наука


это наука, изучающая общество, его функционирование и развитие

Слово "социология" происходит от латинского "societas" (общество) и греческого слова "hoyos" (учение). Из этого следует, что социология - это наука, изучающая общество. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой интересной областью знания.

Кратко о развитии социологии

Человечество на всех этапах своей истории пыталось осмыслить общество. Многие мыслители древности говорили о нем (Аристотель, Платон). Однако понятие "социология" в научный оборот было введено только в 30-х годах 19 века. Его ввел Огюст Конт, французский философ. Социология в качестве самостоятельной науки активно формировалась в Европе в 19 веке. Наиболее интенсивно в ее развитии участвовали ученые, пишущие на немецком, французском и английском языках.

Основатель социологии и его вклад в науку

Огюст Конт - человек, благодаря которому произошло возникновение социологии как науки. Годы жизни его - 1798-1857. Именно он впервые заговорил о необходимости выделения ее в отдельную дисциплину и обосновал такую необходимость. Так возникла социология. Кратко характеризуя вклад этого ученого, отметим, что он, кроме того, впервые определил ее методы и предмет. Огюст Конт является создателем теории позитивизма. Согласно этой теории, необходимо при изучении различных общественных явлений создать доказательную базу, подобную той, что имеют естественные науки. Конт считал, что социология - это наука, изучающая общество лишь с опорой на научные методы, с помощью которых можно получить эмпирическую информацию. Это, например, методы наблюдения, исторический и сравнительный анализ фактов, эксперимент, метод использования данных статистики и др.

Возникновение социологии сыграло важную роль в изучении общества. Предложенный Огюстом Контом научный подход к его осмыслению противостоял умозрительному рассуждению о нем, которое в то время предлагала метафизика. Согласно этому философскому направлению, реальность, в которой живет каждый из нас, является плодом нашего воображения. После того как Конт предложил свой научный подход, были заложены основы социологии. Она сразу же начала развиваться в качестве эмпирической науки.

Переосмысление содержания предмета

До конца 19 века точка зрения на нее, как на тождественную обществознанию, господствовала в научных кругах. Однако в исследованиях, проведенных в конце 19 - начале 20 века, теория социологии получила дальнейшее развитие. В ней стал выделяться вместе с правовым, демографическим, экономическим и другими аспектами и социальный. В этой связи предмет интересующей нас науки постепенно стал менять свое содержание. Он начал сводиться к изучению общественного развития, его социальных сторон.

Вклад Эмиля Дюркгейма

Первым ученым, который определил эту науку в качестве специфической, отличной от обществознания, был французский мыслитель Эмиль Дюркгейм (годы жизни - 1858-1917). Именно благодаря ему социология перестала рассматриваться как тождественная обществознанию дисциплина. Она стала самостоятельной, встала в ряд других наук об обществе.

Институционализация социологии в России

Основы социологии были заложены в нашей стране после того, как в мае 1918 года было принято постановление Совнаркома. В нем было указано, что проведение исследований общества является одной из главных задач советской науки. В России с этой целью был основан социобиологический институт. В Петроградском университете в этом же году было создано первое в России социологическое отделение, которое возглавил Питирим Сорокин.

В процессе развития в этой науке, как отечественной, так и зарубежной, выделилось 2 уровня: макро- и микросоциологический.

Макро- и микросоциология

Макросоциология - это наука, изучающая общественные структуры: институты образования, социальные, политики, семьи, экономики с точки зрения их взаимосвязи и функционирования. В рамках этого подхода также изучаются люди, которые вовлечены в систему социальных структур.

На уровне микросоциологии рассматривается взаимодействие индивидов. Основной тезис ее состоит в том, что явления в обществе можно понять, проведя анализ личности и ее мотивов, поступков, поведения, ценностных ориентаций, определяющих взаимодействие с другими. Эта структура позволяет определить предмет науки как изучение общества, а также его социальных институтов.

Марксистско-ленинский подход

В марксистско-ленинской концепции возник другой подход в понимании интересующей нас дисциплины. Модель социологии в ней является трехуровневой: эмпирические исследования, специальные теории и исторический материализм. Этот подход характеризуется стремлением вписать науку в структуру мировоззрения марксизма, создать связи между историческим материализмом (социальной философией) и конкретными социологическими явлениями. Предметом дисциплины в этом случае становится философская теория развития общества. То есть социология и философия имеют один предмет. Ясно, что это неправильная позиция. Данный подход изолировал социологию марксизма от мирового процесса развития знания об обществе.

Интересующую нас науку нельзя сводить к социальной философии, так как особенность ее подхода проявляется в других понятиях и категориях, соотносимых с проверяемыми эмпирическими фактами. Прежде всего, особенность ее как науки заключается в возможности рассматривать существующие в обществе социальные организации, отношения и институты как подлежащие изучению с помощью эмпирических данных.

Подходы других наук в социологии

Отметим, что О. Конт указывал на 2 особенности этой науки:

1) необходимость применять по отношению к изучению общества научные методы;

2) использование полученных данных на практике.

Социология при анализе общества использует подходы и некоторых других наук. Так, применение демографического подхода позволяет изучать народонаселение и деятельность людей, связанную с ним. Психологический же объясняет поведение индивидов с помощью социальных установок и мотивов. Групповой, или общностный подход связан с исследованием коллективного поведения групп, общностей и организаций. Культурологический изучает человеческое поведение через общественные ценности, правила, нормы.

Структура социологии сегодня обусловливает наличие в ней множества теорий и концепций, связанных с изучением отдельных предметных отраслей: религии, семьи, взаимодействий людей, культуры и др.

Подходы на уровне макросоциологии

В понимании общества как системы, то есть на уровне макросоциологическом, можно выделить 2 основных подхода. Речь идет о конфликтологическом и функциональном.

Функционализм

Впервые функциональные теории появились в 19 в. Идея самого подхода принадлежала Герберту Спенсеру (на фото выше), сравнивавшему человеческое общество с живым организмом. Подобно ему, оно состоит из множества частей - политической, экономической, военной, медицинской и др. При этом каждая из них выполняет специфическую функцию. Социология имеет свою особую задачу, связанную с исследованием данных функций. Кстати, само название теории (функционализм) именно отсюда.

Эмиль Дюркгейм предложил развернутую концепцию в рамках данного подхода. Ее продолжили развивать Р. Мертон, Т. Парсонс. Основные идеи функционализма следующие: общество в нем понимается как система интегрированных частей, в которой присутствуют механизмы, благодаря которым сохраняется его стабильность. Кроме того, обосновывается необходимость эволюционных преобразований в обществе. Его стабильность и целостность формируются на основе всех этих качеств.

Теории конфликтов

Как функциональную теорию (с определенными оговорками) можно рассматривать также марксизм. Однако он анализируется в западной социологии с другой точки зрения. Так как Маркс (фото его представлено выше) основным источником развития общества считал конфликт между классами и проводил на этой основе свою идею его функционирования и развития, подходы такого рода получили в западной социологии особое название - теории конфликтов. С точки зрения Маркса, классовый конфликт и решение его - движущая сила истории. Из этого следовала необходимость переустройства общества путем революции.

Среди сторонников подхода к рассмотрению социума с точки зрения конфликта можно отметить таких немецких ученых, как Р. Дарендорф и Г. Зиммель. Последний считал, что конфликты появляются из-за существования инстинкта враждебности, который обостряется, когда происходит столкновение интересов. Р. Дарендорф утверждал, что основной их источник - власть одних над другими. Между обладающими властью и не имеющими ее и возникает конфликт.

Подходы на уровне микросоциологии

Второй уровень, микросоциологический, развивался в так называемых теориях интеракционализма (слово "интеракция" переводится как "взаимодействие"). Важную роль в его развитии сыграли Ч. Х. Кули, У. Джеймс, Дж. Г. Мид, Дж. Дьюи, Г. Гарфинкель. Те, кто разрабатывал интеракционистские теории, считали, что взаимодействие между людьми можно понимать, используя категории поощрения и наказания - ведь именно это определяет человеческое поведение.

Теория ролей занимает особое место в микросоциологии. Чем же характеризуется это направление? Социология - наука, в которой теорию ролей развивали такие ученые, как Р. К. Мертон, Я. Л. Морено, Р. Линтон. С точки зрения этого направления, социальный мир - сеть социальных статусов (позиций), связанных между собой. Именно они объясняют поведение человека.

Основания классификации, сосуществование теорий и школ

Научная социология, рассматривая процессы, происходящие в обществе, классифицирует его по различным основаниям. Например, изучая стадии его развития, за основу можно брать развитие технологий и производительных сил (Дж. Гелбрейт). В традиции марксизма в основе классификации - идея формации. Общество можно классифицировать также на основе господствующего языка, религии и др. Смысл любого такого деления состоит в необходимости понять, что оно представляет собой в наше время.

Современная социология строится так, что в ней существуют на равных разные теории и школы. Другими словами, идея универсальной теории отрицается. Ученые начали приходить к выводу, что жестких методов в этой науке нет. Однако от их качества зависит адекватность отражения происходящих в обществе процессов. Смысл данных методов состоит в том, что самому явлению, а не породившим его причинам, придается главное значение.

Экономическая социология

Это направление исследований общества, которое предполагает анализ с позиций социальной теории экономической деятельности. Ее представителями являются М. Вебер, К. Маркс, В. Зомбарт, Й. Шумпетер и др. Экономическая социология - это наука, изучающая совокупность общественных социально-экономических процессов. Они могут касаться как государства или рынков, так и отдельных людей или домохозяйств. При этом используются различные методы сбора данных и их анализа, в том числе и социологические. Экономическая социология в рамках позитивистского подхода понимается как наука, которая изучает поведение каких-либо крупных социальных групп. При этом ее интересует не любое поведение, а связанное с использованием и получением денег и других активов.

Институт социологии (РАН)

Сегодня в России действует важное учреждение, относящееся к Российской академии наук. Это Институт социологии. Его главная цель - осуществление фундаментальных исследований в области социологии, а также прикладных разработок в данной сфере. Институт был основан в 1968 году. С этого времени он является основным учреждением нашей страны в такой отрасли знания, как социология. Исследования его имеют очень большое значение. С 2010 года он издает "Вестник Института социологии" - научный электронный журнал. Общее количество сотрудников составляет около 400 человек, из них примерно 300 научных сотрудников. Проводятся различные семинары, конференции, чтения.

Кроме того, на базе этого института действует социологический факультет ГАУГН. Хотя на этот факультет зачисляют всего примерно 20 студентов в год, о нем стоит задуматься тем, кто выбрал направление "социология".

fb.ru

Социоло́гия

© А.С. Горохов.

Социоло́гия (от лат. socius — общественный; др.-греч. λόγος — наука)— это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ».

По определению Ядова В.А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.

Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».

Вследствие разнообразия подходов, характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным».

Основоположник «социологии»

Основоположником социологии принято считать французского философа Огюста Конта (1798-1857). В своей важнейшей работе "Курс позитивной философии" (в 6-ти томах - 1830-1842), в опубликованном в 1839 г. 3-ем томе он впервые использовал термин "социология" и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.

Истоки понимания причин возникновения социологии как самостоятельной науки об обществе неразрывно связаны с философской системой позитивизма, который, в свою очередь, возник на волне бурного развития естествознания (физики, химии, биологии) в конце XVIII - начале ХIХ вв.

Предмет социологии

Предмет – определенное социальное явление, рассматриваемое как ключевое. Например, групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь (закономерности их развития, функционирования, тенденции).

Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии.

1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер)

2) Социология изучает социальное (взаимодействие между людьми, социальными группами). Согласно данному подходу социология не имеет специально отведенной сферы социальной явлений (в отличие от политологии, экономики, юридической и т.д.). С другой стороны, она не является всеохватывающей наукой об обществе. Социология стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях общественной жизни (экономическая, духовная, политическая, социетальная).

3) Социология это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы). Социальная общность – различные формы организации, взаимодействие социальных субъектов: индивидов, групп, слоев, классов, этносоциалных, территориальных, государственных образований и человечество в целом).

В узком смысле под предметом социологии понимают:

1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний мир.

2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий. И другие уровни организации общественной жизни.

3) Отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающее неодинаковое участие в экономической и духовной жизни. Различающиеся уровнями и источниками своих доходов, структурой личного развития, типом общественного сознания.

4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты): социально-демографические, национальные; социально-профессиональные и т.д.

5) С точки зрения глобалистов современный мир описывается с геноэкономических, геополитических, транс-культурных позиций; изучаются: исторические системы (цивилизации; культурно-исторические типы).

6) Реальное общественное сознание – деятельность и поведение людей, как воплощение из знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, закрепленных в коллективном сознании.

В самом широком смысле, социология – это наука об обществе, и закономерностях, проявляющихся в общественных явлениях, в предметной области социологии оказываются: общество как целостность; социальные общности, институты и организации; личности, взаимодействие личности и общностей; социальные действия; социальные процессы и изменения.

Объект социологии - то, на что направлено социологическое внимание и исследование. Но это не просто общество, или некая совокупность общественных отношений людей. Во-первых, это прежде всего современное общество. Во-вторых, отчасти это и прошлое общество, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современности. В-третьих, и это особенно важно, объектом социологии выступает информация об обществе: объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов, на основании различных источников.

Вопрос 2 «Структура и функции социологии»

В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:

1) теоретическая социология, дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур).

2) прикладная (эмпирическая) социология - изучает практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических материалов.

3) социальная инженерия - уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем. Кроме того, социология имеет и внутреотраслевое и отраслевое деление (социология труда, экономическая социология, социология досуга, семьи, образования, религии, малых групп, молодежи, пола, поселений и т.д.)

Функции социологии

1. Познавательная - как наука социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития.

2. Прикладная (практическая) функция в том, что социологическая наука не только познает социальные реальность, но и обладает управленческим потенциалом.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки - социальной деятельности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и специальным социологическим теориям, дающим глубокое системное отражение сущности и закономерности развития общества. Прикладная (практическая) функция социологии в том, что наука не только познает социальную реальность но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления обществом.

3. Функция социального контроля позволяет снять социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя властные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе.

4. Идеологическая функция в том, что данные социологии (знания) используются для выработки определенного менталитета, ценностных ориентаций, стереотипов поведения , имиджей. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей, либо данные полученные социологами могут быть средством достижения общественного консенсуса.

5. Прогностическая (футурологическая) функция социологии состоит в способности вырабатывать прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем.

Итак, социология играет ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимает центральное место в социальных науках.

Вопрос 3 «Место и роль социологии в системе общ наук»

Место социологии в системе наук

Специфика положения социологии в системе социогуманитарных наук заключается в следующем:

1) Социология является наукой об обществе в целом, его явлениях и процессах.

2) Социология включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других социогуманитарных наук.

3) Все социальные и гуманитарные науки изучающие различные стороны деятельности жизни общества всегда затрагивают социальный аспект, т.е. те законы и закономерности, которые реализуются посредством деятельности людей.

4) Техника и методика изучения человека и человеческой деятельности, методы социального измерения и т.д., разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими социальными и гуманитарными науками.

5) Сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук, которые получили название социальных исследований.

Между тем социология не претендует на роль философии в отношении социогуманитарных наук. Она дает научно обоснованную теорию общества, его структуры, дает понимание законов и закономерности развития и функционирования этих структур. Взаимодействия субъектов и общества.

При сопоставлении социологии с другими науками, можно выявить следующую специфику:

1) Социология – социальная философия

Сходство в объекте заключается в том, что обе науки осмысливают своеобразие общества, его отличие от природы и следуют цели его существования и развития. Предмет социальной философии, в отличие от социологии, заключается в изучении общественной жизни сточки зрения, мировоззренческих проблем, главные из которых – смыслообразующие. Если у философии основной метод познания – это умозрительный анализ на основе цепи логических заключений, то для социологии – это эмпирические методы данных статистики, демографии и других дисциплин.

2) Социология и психология

Сфера психологии – изучение индивидуального «Я», т.е. выявление индивидуальных психологических особенностей (инстинкты, желания, темперамент), психика человека как неповторимый уникальный мир, а также иррациональное бессознательное. Сфера социологии – проблема межличностных взаимодействий, взаимодейтвие личности и групп, в личности социолога интересуют ценностей ориентации, его социальные позиции, ролевые ожидания.

3) Социология и история

Общим предметом данных наук является анализ социальных фактов – общей проблемой необходимость учитывать как наличие определенных социальных закономерностей, так и существования индивидуальных неповторимых процессов, которые влияют на направление развития общества. Специфика заключается в следующем: науки разделяют на две группы:

a) номотеические, которые ищут в социуме общие законы функционирования и изменения общества исследует повторяющееся, неизменное в событиях, это науки о законах, и к которым относятся социология. Главный метод социологии – обобщающий, отыскивающий главные тенденции.

б) Идиографические – это науки о событиях, которые описывают единичные, с точки зрения его неповторимых индивидуальных характеристик.

4) Экономика и социология

Общее в этих науках – понимание того, что материальное производство и экономическую деятельность человека, это основные формы деятельности общества. Экономика изучает формы математического производства и его средства. Социология изучает положение человека в этих экономических условиях; каковы отношения между людьми в разных экономических условиях.

5) Социология и политология

Политология изучает политическую сферу, политической структуры, режимы, влияние государства на общество. Социология исследует политическую сферу через призму отношений между людьми и полагает, что выявить закономерности политической жизни, можно только учитывая особенности общества как социальной системы.

Составил: Артур Сергеевич Горохов.

©

6

studfiles.net

это наука, изучающая ... ? Предмет социологии, возникновение и развитие науки :: SYL.ru

В этой статье мы ознакомимся с тем, что изучает наука социология, кратко и по существу. Рассмотрим ее определение, структуру, предметы исследований и дилеммы, общие исторические сведения и многое другое.

Ознакомление с понятием

Социология – это наука, изучающая общество и системы в нем, а также его составные закономерности функционирования, развитие социальных институтов, общности и отношения в них.

В широком понимании эта наука занимается исследованием общества, раскрывает его механизмы действия, строение и эволюцию структуры, ее составных элементов, а также обращает внимание на закономерность действий социального характера человека в массах и личное отношение к этим массам.

Предметом социологии может выступать любое социальное явление. Данная наука собирает их вместе и обобщает. Прикладное эксплуатирование позволяет создавать социальные прогнозы и при их помощи управлять явлениями такого характера.

Социология взаимодействует тесно с психологией, культурологией, антропологией и т.д.

Исторические сведения

Момент возникновение социологии трудно определить, а ее проявление можно наблюдать еще в начале истории человечества. Ибн Хальдун (1332-1406) считается одним из отцов-основателей социологии, так как он был одним из первых людей, попытавшихся объяснить с научной точки зрения причины явлений социального характера в обществе и занимавшийся их сравнением с разными цивилизациями.

Очень часто социологию определяют, как современную науку, возникшую на Западе. Ее расценивают как форму знания, повествующую о проблемах морального характера в мире нашего времени. Предположительно, в восемнадцатом веке произошло разделение общей области исследований этой науки на теоретическую и политическую. Это было обусловлено спадом развития придворных мужей и появлением общества в гражданской форме, а также открытием социальности как специфической формы реальности в частных сферах. Развитие социологии совпало с возникновением объектов, изучением которых она занимается. Понятие социологии было впервые использовано французским политическим деятелем Э.-Ж. Сийейсом в 1780г. Однако научным термином его определил Огюст Конт, а произошло это 27 апреля 1839 г.

Социология в России начала зарождаться в середине девятнадцатого века. В связи с наличием и возрастанием острых общественных проблем была создана социологическая теория, которая в скором времени не уступала европейским. Огромное влияние на эту науку в России оказали работы Конта, Вебера и Дюркгейма. Среди известных отечественных ученых можно выделить Ковалевского, Мечникова и Михайловского.

Понятие о социологическом подходе

Социология – это наука изучающая общество, в его широком понимании. Взгляд на мир сквозь призму данной науки имеет свои особенности и довольно сильно отличается от стандартного набора представлений. Питер Бергер описывал социологические подходы, как умение видеть общее в частной форме.

Каждый человек является индивидуальной личностью, но всем нам свойственны и общие поведенческие характеристики и модели. Другими словами, мышление социального характера появляется в момент понимания принципов воздействия общих категорий на личную жизнь. Социологическое воображение определяется, как умение мысленно отвлекаться от личного повседневного опыта. Такая способность помогает по новому оценивать те вещи, которые мы воспринимаем как очевидные и вследствие отказываться от общепринятых представлений. Другой особенностью является умение осознавать причины возникновения социальных и культурных различий в социумах, а также оценка возможностей и препятствий, регулярно появляющихся в жизни. Кроме того, социологическое воображение побуждает индивид к деятельности в рамках социума и политики, дает возможность воспринимать чужой образ жизни и понимать его.

Области изучения и существующие дилеммы

Предметом социологии можно определить общее количество существующих отношений социального характера. Однако даже на этом пункте появляются расхождения в суждениях фундаментального характера.

Такие явления представляют собой социологические дилеммы теоретического типа. Главной проблемой социологии можно назвать изучение соотношения человеческого действия со структурой общества, в котором оно наблюдается.

То, что стало дилеммой в социологии, занимается отражением базового противостояния детерминизма и свободы, субъективизма и объективизма, макро и микро. Главный вопрос в том, может ли индивид самостоятельно контролировать условия своей жизни или его действие это лишь следствие влияния внешнего социального вмешательства. Также постает вопрос о том, является ли социум результатом деятельности людей, или наоборот, социум создает определенный род намерений и возможностей группового и индивидуального характера. Проблема социологии здесь раскрывается в двойственности суждений, что обусловлено наличием у каждого человека, индивидуальной формы восприятия этой реальности и трактовки информации получаемой из нее. Сторонники интеракционизма считают, что социологическим предметом выступает действие социального характера. Последователи Дюркгейма воспринимают структуру общества, как модель общепринятых поведенческих и формальных правил, которые вызывают ограничение в свободе действия.

Суть второй дилеммы заключается во взаимосвязи разности способов решения используемых по отношению к конфликтам в общественных массах. Некоторые ученые считают, что в обществе постулируют гармония, упорядоченность и преемственность, а другие убеждены в том, что социум представляет собой конфликтное поле, где часто сталкиваются скрытые интересы индивидов.

Еще одной проблемой считается взаимоотношение социальной структуры и изменениями проблем, обусловленных социальным развитием общества.

Из этого следует, что социология – это наука, изучающая общество и разнообразные явления в нем, их влияние и воздействие на структуру социума и индивида. Однако, по факту, нет точного определения этой науки, которое могло бы удовлетворить способ ее восприятия сразу всех субъектов исследующих ее и исследуемых.

Парадигмы социологической науки

Социология, как наука, изучающая человека, имеет определенные методологические свойства и особенности. Здесь нет сменяющихся парадигм, как в экономике или антропологии. Эта наука пользуется понятийными рамками и методологическими подходами, для того чтобы изучить социальную природу человека. Любое исследование направлено на получение ответа на вопросы: о форме познания реальности социального типа и об ее происхождении.

Соц. реальность определяется рядом явлений материального типа, или общей совокупностью идей. Восприятие с материальной точки зрения свойственно натурализму, а с идейной, указывает на идеалистические позиции, постулирующие о способностях человека размышлять.

Часто выделяют некоторое количество парадигм в социологии, среди которых 3 или 4 считаются основными. В соответствии с классификациями, можно выделить: парадигму структурного функционализма, конфликты социальной природы и теорию соц. действия. Первая и вторая парадигмы являются составными компонентами макросоциологии, а третья относится к микросоциологии. Другой способ определения парадигм, по Джорджу Ритцеру, включает в себя явление социального фактора, базирующегося на структурном функционализме, теорию конфликта и системы, а также теорию символического интеракционизма, этнометодологии и социальных поведенческих реакций.

Существует мнение, что не существует общей теории в социологии, как логической последовательности связанных между собой дедуктивных законов об обобщающих приемов. Парадигмы разделяются на 2 направления – макросоциологическое и микросоциологическое.

Макросоциологические и микросоциологические проблемы

Если социальная реальность детерминирована, то как в ней может образоваться и пребывать свобода индивидуальности? Главная проблема макросоциологии заключается именно в этом вопросе.

Социология – это наука, изучающая социальную жизнь. С точки зрения П. Сорокина, она определяет эту жизнь, как сложный механизм, своего рода систему, строящуюся благодаря подсистемам, которые относятся к культуре, политике, теологии, научным исследованиям, этическим нормам и т. д. Такая форма восприятия социологии свойственна последователям функционалистов. Их традиция появилась благодаря работам Дюркгейма и О. Конта. Это холистический подход, внимание которого централизованно на обществе, как сложной системе элементов, позволяющих пребывать в стабильности и солидарности целого общества.

Макросоциология рассматривает соц. структуру и ее компоненты:

  1. социальную общность;
  2. соц. институт;
  3. соц. организацию;
  4. соц. группу.

Как проблему, макросоциология рассматривает причину неравенства в обществе, которая определяется разностью при помощи анализа ресурсов, возможностей и результатов.

Микросоциология занята поиском ответа на вопрос о том, существуют ли общее количество значений, обусловливающих взаимосвязь между субъектами, если каждый из них является уникальным и индивидуальным. Микросоциология занимается рассмотрением социализации, действия соц. характера и взаимодействия в обществе.

Взаимосвязь с культурой

Культура является одним из сложнейших понятий в науках любой отрасли человеческой деятельности. Социология – это наука, изучающая общество, и она неразрывно связана с явлением культуры. Подход к ее изучению возник благодаря восприятию культуры в качестве деятельности интеллектуального и художественного характера. Однако, с другой стороны, культура противопоставляется природе.

Положение современного мира обуславливает появление двух подходов в социологии. Первый базируется на рассмотрении культуры в качестве соц. структуры, а второй расценивает структуру в роли составного элемента культуры.

Стыковка с культурой позволила появиться культурсоциологии, которая анализирует символические посылы и ее смысловую ценность. С точки зрения этой науки, культура и социальное измерение разделены, но отношения между ними чрезвычайно сложные, так что это отделение носит сомнительный характер.

Позитивизм настоящего времени

В одном из направлений социологии изучается явление позитивизма. Во времена Конта это понятие потеряло изначальное значение. В настоящее время позитивизм рассматривается в роли парадигмы основанной на натурализме, эволюционизме и органицизме.

Лоик Вакан выделил в этом явлении три разновидности позитивизма: логический, дюркгеймовский и инструментальный. В настоящее время, среди выделенных видов, преобладает инструментальный. Его характерной чертой можно назвать отстранение от рассуждений метафизической и эпистемологической природы. В определенной мере, его можно определить, как синоним количественным исследованиям. Считается, что П. Лазарсфельд институционализировал эту обширную ветвь социологии. Он разработал методы широкомасштабного анализа социологических исследований и создал статистические инструменты для анализа их конечных показателей, вследствие чего появилась мезотеория.

Общий вид структуры

Рассматриваемая в этой статье наука, имеет сложное устройство, которое включает в себя:

  1. теоретическую – изучающую общество для получения определенной информации с целью ее сбора, анализа, эксплуатации;
  2. эмпирическую – основанную на совокупности исследований, во время которых использовались методические и технические приемы;
  3. прикладную социологию – выражающую себя в практическом применении.

Ее структура включает в себя 3 уровня:

К тому же социология разделяется на, как было указано выше, макро- и микросоциологию.

Методы исследований

Социология, как и любая другая наука, включает в себя ряд способов исследования различных явлений.

К ним относятся:

  1. Наблюдение – совокупность собранной информации путем визуального созерцания происходящего события. Условно разделяется на научный и обыденный, включенный и не включенный.
  2. Эксперимент – собирает информацию, полученную путем внедрения конкретного индикатора в общественную среду, с целью наблюдения за его показаниями и их изменения.
  3. Опрос – собирает данные с опросных процедур. Бывает письменным и устным. Состоит из вводной, основной и заключительной части.
  4. Интервью – носит опросный характер и предполагает устную вербальную форму взаимодействия между интервьюером и респондентами.
  5. Документальный анализ – метод сбора данных при помощи изучения автобиографии индивида, произведений творчества, данных из СМИ и т.д. Здесь в качестве документа может выступать любая бумага с фиксированной информацией об исследуемом субъекте.

Способ анализа данных

Главной задачей анализа социологических данных является обнаружение явлений и закономерностей, способных заинтересовать исследователя. Методологический анализ данных состоит из взаимосвязанных элементов, а именно:

Учение об обществе тесно связано с различными отраслями человеческой деятельности. Так какие науки изучают социологию? В первую очередь, она связана с антропологией, психологией, политологией и многими другими, но это только взаимосвязь, а сама наука рассматривается только в пределах рамок собственного определения, соответствующего субъективной форме ее восприятия. Так что нельзя сказать, что другие науки заняты изучением социологии, так как это отдельная наука об обществе, сформировавшая собственную сложную структуру и превратившуюся в самостоятельную отрасль человеческой деятельности.

www.syl.ru

Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии.

  1. Предмет и объект познания социологии. Что изучает социология.

  2. Структура социологии.

  3. Социология и другие науки об обществе. Задачи, функции, значение социологии.

  4. Предпосылки возникновения социологии.

1. Предмет и объект познания социологии. Что изучает социология.

Вопрос «Что такое социология?» до сих пор оказывается слож­ным для многих, а в нашей стране — для большинства людей. В обы­денном представлении социология чаще всего ассоциируется с про­ведением опросов, изучением общественного мнения и сообщениями в средствах массовой информации, в которых говорится о том, сколько процентов населения думают так, а сколько — иначе. Однако исследовательский интерес социологов не ограничивается прове­дением опросов, выявляющих общественное мнение по той или иной проблеме. Он простирается от сбора информации о предпочтениях разных людей до изучения причин и последствий безработицы, преступности или внутрисемейных конфликтов и до разработки теорий, объясняющих особенности исторического пути народа, страны, цивилизации. Широта сферы интересов социологов приводит к тому, что социо­логию путают с психологией, демографией, философией и т. д. Поэтому из­учение социологии следует начинать с определения ее научного статуса, предмета и структуры.

Начнем с этимологии. Термин «социология» - производное от двух слов: латинского - societas- общество и греческого – logos - слово, наука. Это понятие возникло в 30-40-е годы ХIХ века. Его автором, равно как и основателем новой науки явился французский философ Огюст Конт (1798- 1857).

Однако, как часто бывает с первопроходцами, О. Конт намного опередил свое время. Только в конце ХIХ века появляется плеяда великих ученых - прежде всего это Герберт Спенсер (1820-1903), Карл Маркс (1818-1883), Эмиль Дюркгейм (1858-1917), Макс Вебер (1864-1920), воплотивших его замысел в жизнь. Ведь Конт, будучи первооткрывателем социологии, не провел ни одного анкетного опроса, не проверил на практике ни одной научной гипотезы. Хотя этим в массе своей занимаются социологи всего мира.

Современная социология - это множество течений и научных школ, которые по-разному отвечают на вопрос, что такое социология. Приведем несколько примеров: «Социология представляет собой науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». (Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. - М, 1994. С.8).

«Социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений». (Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994. С.14).

«Социология – наука о социальной жизни человека, групп и обществ». (Гидденс Э. Социология.- Челябинск,1991. С.18).

«Социология - это познание ассоциированных (совместных) форм человеческой жизнедеятельности, или социальных организаций». (Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998. С.69).

Объект и предмет.

Чтобы дать определение науке нужно выяснить, каков её объект и предмет. Под объектом обычно понимают определенную часть окружающего нас природного или социального мира. У объектов, изучаемых естественными науками и биологией, имеется одно важное свойство: они существуют вне нас, независимо от нашего сознания и воли. Объектом социологии является общество, т.е. люди, объединенные в нем, и протекающие в обществе многообразные процессы между людьми, объединенными в различные группы. Общество, как и физические или биологические явления существует вне сознания людей, т.е. объект социологии в данном смысле объективен. Но в отличие от физического мира, процессы, происходящие в обществе, связаны с сознанием людей. Они осуществляются только через деятельность людей, через их поступки, которые частично совершаются неосознанно, но большей частью осознаются людьми. Именно этим и определяется своеобразие объекта социологии.

Вернемся к дословному переводу названия новой науки - социологии. Определение социологии как науки об обществе не совсем правильно. Общество является объектом изучения многих наук - истории, философии, экономических теорий, политологии, культурологии, психологии и других, называемых общественными науками. Это не означает, что каждая из гуманитарных наук не имеет своего объекта изучения. Поэтому, строго говоря, объектом большинства общественных наук является не все общество, а та или иная его сторона, форма проявления и т.д.

Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности - социума как объекта социологии. Для того, чтобы правильно уяснить суть и значение этого положения, необходимо, прежде всего, выяснить, что такое социальное.

Термин «социальное» ис­пользуется в двух значениях. В широком смысле это понятие объединяет все разновидности явлений совмест­ной жизни людей — экономические, политические, религиозные, правовые и т. д. Но социальное в широком смысле означает не просто сумму эконо­мических, политических, правовых, религиозных и т. п. явлений и процессов, а связи, взаимозависимость между ними. Например, об экономиче­ских явлениях и процессах мы говорим как о социальных, когда хотим подчеркнуть, например, что способы организации бизнеса в стране зависят не только от представлений об экономической эффективно­сти, но и от политического строя и этических норм, характерных для господствующей в стране религии.

В узком смысле оно выделяет особую наряду с поли­тикой и экономикой сферу общественной жизни — социальную, включающую образование, здравоохранение, помощь неимущим и т. д. Социальное в узком смысле означает не просто часть общест­венной жизни, включающей все то, что не вошло в сферу политики и экономики, но те явления и процессы совместной жизни людей, кото­рые обусловлены не стремлением к власти и управлению друг другом, не стремлением к богатству и конкуренции друг с другом, а стремлением принадлежать к общности, стремлением к солидарности друг с другом. Образование, например, мы относим к социальной сфере, поскольку осознаем его роль в формировании знаний и навыков, позволяющих человеку быть полезным другим людям, успешно взаи­модействовать с ними и добиваться признания с их стороны. О системе пенсионного обеспечения, помощи неимущим мы рассуждаем как о компоненте социальной сферы, когда стремимся подчеркнуть ее роль в оказании взаимной помощи, в поддержании у людей чувства справедливости и солидарности.

Таким образом, использование понятия «социальное» предполагает рассмотрение явлений и процессов с особой точки зрения, предпола­гающей, что они социально обусловлены, т. е. обусловлены связями, складывающимися между различными видами деятельности, собы­тиями и ситуациями в ходе совместной жизни людей; тем, что люди следуют ценностям, моральным нормам, обычаям, привычкам, свя­занным с принадлежностью к общности — этнической, религиозной, профессиональной и т. п.

Выяснив особенности объекта, можно определить, что составляет предметсоциологии.Предмет науки – те стороны объекта, которые наука изучает (закономерности, особенности объекта).Если объект социологии находится вне сознания человека, его изучающего, то с предметом дело обстоит иначе. Он находится всецело в голове того человека, который его изучает. Нельзя забывать, что выделение предмета науки может занимать длительный период времени. Общество в качестве объекта предстало перед выдающимися философами античности еще 2,5 тысячи лет тому назад. И лишь О. Конт четко сформулировал, что социология должна быть наукой об обществе и социальных отношениях, которые связывают людей друг с другом и обществом в целом. Таким образом,предметом социологииявляетсяисследование взаимодействия лично­стей и социальных общностей в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их измене­ния и развития в обществе.

Исходя из сказанного, можно дать следующее определение социологии:

Социология - наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и общества в целом, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями и внутри их.

Определив, таким образом, социологию, нам становится понятным, что же она изучает.

Во-первых, личность. Каждый человек имеет черты и свойства, отличающие его от других людей. Но гораздо больше общего, того, что делает их похожими. Эти качества и черты изучает социология. (Индивидуальное является предметом изучения психологии).

Во-вторых, это социальные общности и группы (то, из чего состоит общество). Каждый человек одновременно входит в несколько групп - социальных, территориальных, этнических, производственных, политических.

В-третьих, социальные институты. Они регулируют определенные сферы жизни общества, обеспечивают его прочность, воспроизводство человеческих отношений. В качестве основных социальных институтов выступают государство, образование, религия и культура, производство, семья.

В-четвертых, социология изучает системы социальных отношений и взаимодействий, которыми связаны друг с другом отдельные индивиды, их общности (отношения кооперации – разделения труда, интеграции - сотрудничества, дивергенции - конфликта).

В-пятых, социология изучает социальные изменения (развитие общества).

И, наконец, предметом социологии выступает все общество в целом, общество как система.

studfiles.net

Социология как наука

Функции социологического знания

Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы.

Идея родилась во Франции в середине XVIII века. Она (Фр.) перенесла за короткий срок 3 революции -это предпосылки для изучения общества и его изменения. Так же повлияло развитие естествознания: если люди научились понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества.

Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.

Проект социологии был результатом соединения 4х фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий:

Термин функция в социологии подразумевает:

 

Функции социологии:

Теоретико-познавательная. Подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.

Практически-преобразовательная (в т.ч. организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная). Подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды.

Мировоззренческая. Подразумевает, что соц. знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

Общая характеристика предметной области социологии.

Объект науки -то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения (для социологии - общество).

Специфика социологии в том, что она изучает общество как целостность.

Предмет науки (предметная область) -те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.

Поиски предмета социологии на протяжении всей истории ее развития могут быть связаны с вопросом "Как возможно общество?". Многообразие ответов на этот вопрос представлено в многообразии социологических концепций.

Макс Вебер (начало XX века), немецкий социолог, сказал, что главная задача социологии - отыскание смысла человеческих действий. Он стал основоположником "понимающей социологии". Задача - понимание социологических действий людей.

Социология - область научного знания, связанная с изучением соц. взаимодействия и его результатов (соц. отношений и институтов, соц. общностей и личностей, а также самого общества, как целостности).

Специфика социологического объяснения.

Она связана с определенным подходом к объяснению человеческих (социальных) действий и их результатов. Объяснение социологического типа можно свести к объяснению поведения людей, различиями в культурной принадлежности и различным положением в социальной структуре.

Культурная принадлежностьсвязана с усвоенными целями, нормами поведения, языком, идентификацией.

Идентификация -отождествление человеком себя с какой-то общностью.

Местоположение действующих в соц. структуре связано с формальными и неформальными стандартами ресурсов, доступных человеку (например, директор и секретарша). Т.о., с точки зрения социологии, люди действуют таким образом потому, что принадлежат к определенной культуре и потому, что обладаю определенными ресурсами для этого. Социологические объяснения связывают действия индивидов с развитием общества в целом.

Система социологического знания.

Система - упорядоченная определенным образом совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность.

Основные признаки соц. систем:

Система социологического знания в качестве элементов включает:

studfiles.net

Социология - это... Что такое Социология?

Запрос «Социологические исследования» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Социоло́гия (от лат. socius — общественный + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Термин «социология» впервые был введён в научный оборот О. Контом в 1832 году в 47-й лекции «Курса позитивной философии»[1]. По мнению ряда исследователей, О. Конт не был первым, кто ввёл и применил этот термин — известный французский политический деятель и публицист эпохи Великой французской революции и Первой империи аббат Э.-Ж. Сийес на полвека раньше (1780 г.) О. Конта использовал его, вкладывая в термин «социология» (по-французски — «sociologie») несколько иной смысл[2]. В «Курсе позитивной философии» О.Конт обосновывает новую науку — социологию. Конт считал, что социология — это наука, занимающаяся, как и другие науки (формы «позитивного знания»), наблюдением, опытом и сравнением, которые адекватны новому социальному порядку индустриального общества. По мнению Г.Спенсера, основной задачей социологии является изучение эволюционных изменений в социальных структурах и институтах. В. И. Ленин полагал, что только с открытием материалистического понимания истории социология впервые была возведена на ступень науки[3]. Несмотря на политическую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших социологическую мысль.

По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ»[4]. По определению Ядова В. А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком она складываются в ходе социального взаимодействия»[5].

Вследствие разнообразия подходов (см. мультипарадигматизм), характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным»[6].

Классификация социологии

В структуре социологии принято выделять три уровня:

Социологию также подразделяют на макросоциологию и микросоциологию — в зависимости от того, на каком уровне изучается общество — макроуровне или микроуровне. На макроуровне изучаются большие социальные системы и процессы в рамках целого общества, на микроуровне — малые социальные системы и социальные взаимодействия. Макросоциология изучает большие социальные структуры — социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них, микросоциология — малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми.

Понятие социальной реальности и социального пространства

Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство — самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей. Например, Пьер Бурдье считает, что социальное пространство — систематизированные пересечения связей между социальными позициями, обладающими силовым воздействием на людей, занимающих данную социальную позицию. Пётр Штомпка полагает, что социальное пространство — сеть событий в определённый момент времени.М.Фуко создал концепцию дисциплинарного пространства: способ организации социального пространства есть способ проявления социального контроля, форма власти.Ю.Лотман рассматривал социальное пространство как разграничения на внутреннее и внешнее. Это семиотический процесс. Внутреннее пространство воспринимается как упорядоченное, организованное, значимое, а внешнее — наоборот. Граница носит символический характер и проявляется через язык, знания, ритуалы.И.Гофман анализировал микросоциальные пространства и поделил социальное пространства на два плана — передний, соответствующий нормам, и задний, ненормативный.

Социология как полипарадигмальная наука

Парадигма — теоретико-методологическая основа и принцип социологии. Большинство парадигм делится на два направления — макросоциологию и микросоциологию, которые основаны на различном представлении о природе социальной реальности.

Микро- (субъект) Макро- (объект)
1. Понимание социальной реальности
Индивидуальная (номинализм) Надиндивидуальная(холизм)
2. Значение объективных и символических аспектов жизни
Субъективизм (феноменологическое понимание) Объективизм (позитивистское понимание)
3. Значение внешних и внутренних факторов
Внутренние факторы (действие) Внешние факторы (структура)
4. Преобладающие подходы к социальным механизмам
Деятельностно-активистский Структуралистский
5. Степень свободы индивида
Индетерминизм (случайность, абсолютная свобода) Детерминизм (причинная обусловленность)

Социология в рамках позитивизма

С точки зрения методологии позитивизма социология является естественной наукой. Упор на эмпиризм и научные методы даёт основание социологическим исследованиям, предполагая, что единственное аутентичное знание — это научное знание, которое может быть получено путём положительного подтверждения.

«Наша главная цель — расширить научный рационализм, применив его к человеческому поведению… То, что называют нашим позитивизмом, есть не более чем следствие этого рационализма.»

— Эмиль Дюркгейм, «Правила социологического метода» (1895).

В оригинальной контовской трактовке, «позитивизм» означает применение научных методов к раскрытию законов физической и человеческой реальности, тогда как «социология» является более всеобъемлющей наукой, синтезирующей знания о путях улучшения общества.

«Наиболее важным представляется установить иерархию наук — не то как они могут быть упорядочены, но как они должны быть упорядочены, вне зависимости от чьих-либо пристрастий… Конт делает это, используя критерий „позитивности“, или степени определённости наблюдаемых феноменов. Это также является мерой относительной сложности, поскольку точность науки обратно пропорциональна её сложности. Более того, степень этой точности или позитивности, соответственно которой предмет науки может быть описан математически, является индикатором её положения на общей шкале. Обобщая это правило, Конт выделяет пять групп феноменов в порядке уменьшения их позитивности. Эти группы он называет: астрономия, физика, химия, биология и социология.»

— Лестер Уорд, Очерки социологии (1898).[8]

С тех пор понятие позитивизма утратило своё первоначальное значение: существует не менее дюжины различных эпистемологических подходов, относящих себя к позитивизму. Тем не менее, в современной социологии позитивизм (понимаемый как научный подход к изучению общества) остаётся доминирующей парадигмой, особенно в США.

Французский социолог Луис Вокант выделяет три главные разновидности позитивизма: Дюркгеймовский, логический и инструментальный. Хотя Дюркгейм отвергает большую часть философии Конта, он оставляет и совершенствует её метод. Дюркгейм поддерживает утверждение о том, что науки об обществе являются логическим продолжением естественных наук в сферу человеческой активности, и настаивает на том, что они должны сохранить свои объективность, рационализм и взгляд на причинность. Он разработал понятие объективного «социального факта» sui generis, для того, чтобы выделить уникальный эмпирический объект, подлежащий изучению в рамках социологии.

Разновидностью позитивизма, которая остаётся преобладающей в наши дни, является инструментальный позитивизм. Этот подход сторонится эпистемологических и метафизических рассуждений о природе социальных фактов в пользу методологических дебатов, касающихся ясности, воспроизводимости, надёжности и достоверности. Такой позитивизм в некоторой степени является синонимом количественных исследований. Институционализация этой ветви социологии часто ставится в заслугу Полу Лазерсфельду, проводившему широкомасштабные социологические исследования и разработавшему статистический инструментарий анализа их результатов. Результатом этого подхода является создание мезотеорий, если пользоваться терминологией Роберта Мертона: абстрактных утверждений, следующих из отдельных гипотез и эмпирических закономерностей, нежели абстрактных идей об устройстве общества в целом.

Макросоциология

Главной проблемой макросоциологии можно считать вопрос, каким образом в полностью детерминированной социальной реальности может существовать индивидуальная свобода?Основные концепции: Эмиль Дюркгейм (Структурный функционализм), Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), К. Леви-Стросс, М. Фуко (Структурализм), Р. Дарендорф (системный конфликт).

При макросоциологическом подходе применяются различные концепции социальных изменений — теория прогресса и циклические теории; теории линейной и нелинейной социальной динамики (теории катастроф, экстремальных ситуаций,хаоса, социальной синергетики и др.).На макросоциологическом уровне анализируется социальная структура общества и её основные элементы:

В макросоциологии рассматриваются проблемы социального неравенства в связи с неравенством социальных позиций:

Микросоциология

Главной проблемой микросоциологии можно считать вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами?Теории разрабатывали: Макс Вебер (Понимающая социология), Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (Интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).Подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков.

В рамках этой парадигмы сформулирована теорема Томаса: Если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям.

Во всех макросоциологических моделях не принимаются во внимание индивидуальные черты личности. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет.

Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:

  1. Диспозиционная структура личности (Уильям Томас, Флориан Знанецкий).
  2. Я-концепция, Зеркальное "Я" (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон).
  3. Ролевая концепция, теория ролей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули).

В рамках микросоциологии рассматриваются также социализация, социальное действие, социальное взаимодействие, изучаются малые группы.

Методы социологии

Теоретические концепции — основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.

Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.

Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология и другие гуманитарные дисциплины.

Социология как наука использует ряд методов:

1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включённым и не включённым. Научное наблюдение доказывается на практике. Включённое наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри». Также наблюдение может быть скрытым или открытым, в зависимости от того, знает ли объект наблюдения об этом.

2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографий, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка[9].

Социологические труды

Переводные

Отечественные

Социологические организации

Организации в России

Научно-исследовательские институты
Исследовательские центры
Ассоциации и общества
Профессиональные журналы
Социологическое образование

Организации в других странах

Научно-исследовательские центры
Ассоциации и общества
Профессиональные журналы

Направления социологии

См. также

Связанные дисциплины
Центральные понятия

Примечания

  1. ↑ О. Конт
  2. ↑ Кутуев П. Социология: исторические истоки и современные трансформации
  3. ↑ http://ecsocman.hse.ru/data/292/684/1219/92_plekhanovx20-x20lenin.doc
  4. ↑ Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — С. 24.
  5. ↑ Социологический словарь: Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. — М.: ЗАО "Издательство «Экономика», 2004. — С. 304.
  6. ↑ Там же, С. 449.
  7. ↑ Глоссарий. Определение понятия «Теоретическая социология»
  8. ↑ Лестер Уорд, Очерки социологии. КД Либроком, 2009. ISBN 978-5-397-00888-4
  9. ↑ Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.— Самара: Издательство «Самарский университет», 1995.— С.135

Ссылки

dic.academic.ru

Что такое социология науки?

В простом понимании социология науки — это раздел социологии, изучающий научные практики и научное знание социологическими методами. В рамках этой дисциплины рассматриваются два класса социологических феноменов: 1) положение и функция науки в обществе и 2) социальная организация самой науки. В рамках первого направления исследуются взаимоотношения науки и других социальных институтов (например, религии), взаимосвязи между наукой и технологией, влияние науки на социальные практики (скажем, роль ученых как экспертов), отношения науки и государства. В рамках второго направления изучается внутренняя организация самой науки: как работают научные коллективы и лаборатории, как устроена система научных публикаций и наград, каким образом ученые цитируют друг друга, как складываются карьеры ученых, как возникают и разрешаются споры внутри науки, как конструируются научные факты, какую роль в науке играют научные инструменты.

В социологии науки как дисциплине принято выделать две большие «волны». Первая волна ассоциируется, прежде всего, с Робертом Мертоном и его последователями. Конечно, и до Мертона изучались социальные аспекты науки (вспомнить хотя бы опубликованную в 1935 году работу микробиолога Людвига Флека «Возникновение и развитие научного факта»), но именно Мертон стал основателем социологии науки как дисциплины. Мертон предложил рассматривать науку как социальный институт, в основе которого лежат определенные ценности. Он выделил четыре такие ценности: универсализм, «коммунизм», организованный скептицизм и беспристрастность. На основе этих ценностей ученые оценивают свою и чужую работу. Тот, кто следует этим нормам, считается ученым. Одним из подходов, легко вписывающихся в данную традицию, хотя и складывавшихся независимо, является исследование сетей цитирования в науке. (Поэтому можно сказать, что за современную вакханалию вокруг индексов цитированию частично несут ответственность социологи.) Проблема с подходом Мертона, с точки зрения следующего поколения социологов науки, состоит в том, что он утверждает несоциальный характер самого содержания науки. Научное знание считается делом ученых. Мы не можем социологически объяснить, скажем, теорему Гёделя о неполноте. Мертоновский социолог должен прояснить лишь позицию ученого внутри социальной структуры в целом и научного сообщества в частности.

В 1970-е годы появляется плеяда социологов, неудовлетворенных сложившейся к тому моменту социологией науки. Это прежде всего Дэвид Блур, Гарри Коллинз, Тревор Пинч, Стив Вулгар, Барри Барнс, Майкл Малкей, Карин Кнорр-Цетина, Стивен Шейпин. Их называют второй волной социологии науки. Позже некоторые из них стали обозначать свой подход как STS (расшифровывают либо как Science and Technology Studies — исследования науки и технологии, либо как Science, Technology and Society — наука, технология и общество). Дэвид Блур назвал новый подход «сильной программой» в социологии науки, поскольку, в отличие от мертоновской традиции, новое поколение социологов поставило перед собой задачу показать социальный характер самого содержания науки. Такая переориентация социологии науки была связана с двумя большими трансформациями внутри социологии. С одной стороны, начали появляться исторические исследования, показывающие, что в возникновении и развитии науки значительную или даже решающую роль играли социальные факторы (самый известный пример — исследование Стивена Шейпина и Саймона Шеффера «Левиафан и воздушный насос», где показывается, что научные идеи Роберта Бойля формировались под влиянием специфической социальной среды, характеризующейся, в частности, борьбой государства с различными религиозными сектами и джентльменскими отношениями между «людьми знания»). С другой стороны, представители второй волны пошли в научные лаборатории, чтобы изучить, как реально делается наука. Эти лабораторные исследования (речь идет прежде всего о книгах Брюно Латура и Стива Вулгара «Лабораторная жизнь» и Карин Кнорр-Цетиной «Производство знания») показали, что наука может быть описана социологически даже там, где, казалось бы, есть только приборы и «природа». При внимательном изучении деятельности ученых выяснилось, что даже то, что буквально «видят» ученые, — это социальная практика. Разумеется, после такого «открытия» представителям второй волны пришлось потратить много сил на то, чтобы показать: социальный характер научного знания не означает, что ученые создают фикции. То, что научные факты и знания конструируются, не значит, что ученые не могут претендовать на «объективность». Скорее, нам нужно поменять свое представление об объективности. Вместо понимания объективности как соответствия высказываний реальности нужно понимать ее как неустойчивый продукт определенной конфигурации теорий, оборудования, текстов, финансов, фотографий, технических навыков, связей с другими учеными и т.д.

Собственно, из такой постановки вопроса об объективности вытекает целая серия принципиальных для социологии исследовательских проблем, которые сегодня делают социологию науки чем-то большим, нежели просто разделом социологии. Социология науки, поскольку она вынуждает социологов менять свои представления о социальном действии, социальном знания и социальном порядке в целом, трансформирует сами основания социологии.

Наконец, следует указать еще на одну проблему, которая приобретает особое значение в случае социологии науки. Изучаемые социологами ученые сами имеют определенные взгляды на то, как функционирует наука и как она встроена в общество. Эти взгляды часто расходятся со взглядами социологов. Что делать в этой ситуации — непонятно. Радикальные представители социологи науки (вроде Серджио Сисмондо) говорят, что представления самих ученых о науке нужно игнорировать. Менее радикальные призывают договариваться с учеными.

thequestion.ru