Самые известные еврейские обычаи и традиции. Традиции и обычаи иудаизм


Самые известные еврейские обычаи и традиции

Большинство еврейских обычаев связано с религиозными праздниками. Переживший множество горестей и лишений народ умеет не только плакать и печалиться, но и радоваться.

С религией тесно связана вся история еврейского народа. Описанным в Священных книгах событиям посвящены праздники, оттуда берут свое начало и многие обычаи.

В Израиле принято праздновать в году целых 4 Новых года, причем ни один из них не приходится на 1-ое января. Согласно еврейским обычаям, праздниками являются также последний день недели и начало каждого месяца.

Праздничная суббота

В субботу никому нельзя работать, даже животным. Шаббат является временем отдыха и общения с друзьями и родственниками. В этот праздник нельзя даже включать свет, свечи зажигаются женщинами вечером в пятницу и ставятся на праздничный стол. Над вином и угощением перед трапезой читаются молитвы. Вино принято наливать всем присутствующим.

В пятницу по традиции готовится чолент — национальное кушанье из бобов или фасоли со специями и мясом. Блюдо до подачи на стол все время стоит в духовке, отчего приобретает особый вкус. В субботу едят также фаршированную рыбу.

Праздники и обычаи

Новый год

Новый год евреями начинает праздноваться в сентябре-октябре, этот период — время добрых намерений и раскаяния в прошлых дурных поступках. Во время новогодних праздников принято осмысливать прошедшие события и свои отношения с Богом и окружающими. В Новый год принято есть символические блюда. Чтобы наступающий год стал сладким и щедрым, на стол подают яблоки с медом. Рыбью голову едят, чтобы в поступках руководствоваться головой, а не чувствами, а гранат с многочисленными зернами символически означает множество ожидаемых добрых дел и заслуг.

Йом-Кипур

Самым святым днем в году является Йом-Кипур. Верующие евреи в течение 25-ти часов постятся, не надевают кожаную обувь и не моются. В это время принято усердно молиться в синагоге. Завершается «день искупления» протяжным звуком «шофара» — бараньего рога.

Ханука

В ноябре-декабре отмечается Ханука. При наступлении вечера на подоконнике или на входе в дом зажигается светильник (ханукие). Ежедневно добавляется новый огонек, пока их общее число не достигнет 8-ми. В Хануку по обычаю готовят картофельные оладьи и пончики. Детей отпускают на каникулы.

Пурим

Пурим — самый веселый праздник, который отмечается в конце февраля. В это время веселятся, танцуют и устраивают карнавалы. На праздничный стол ставят торты, вино и сладости, главным блюдом праздника является гоменташен — пирожки треугольной формы, с изюмом и маком.

Песах (Пасха)

В марте-апреле евреи празднуют Песах (Пасху), к которому готовятся заранее. Из дома выносятся кушанья, приготовленные из квашенного теста. На стол подается маца (пресные лепешки), которые едят в течение 7-ми дней.

Свадьбы и похороны

Свадьба в Израиле называется «кидушин», которое переводится как «посвящение». Это означает, что невеста во время торжества посвящает себя жениху. Праздновать свадьбу принято на свежем воздухе, над женихом и невестой держат хулу — специальный навес, символизирующий их общий дом. Пир продолжается 7 дней.

В старые времена похороны были очень сложной процедурой. Из дома покойного нужно было выносить всю мебель, родственники рвали одежду на себе, а соседи выливали имеющуюся у них воду. В настоящее время все значительно упрощено — над покойником в синагоге и дома просто читаются молитвы, а на лацкане делается надрез. Цветы носить на могилу не принято, согласно обычаю на нее кладут камешек.

ritualshik.ru

Обычаи иудеев - Атрибуты и обряды праздники

Иудаизм – это образ жизни, который нуждается в соблюдении ритуалов. Любые обычаи иудеев напоминают, какое место в их жизни занимает Бог. Религиозная практика, первым делом, рассматривается в качестве дисциплины, которая способствует совершенствованию каждого характера. Это форма наставления. Обычаи позволяют заново переживать опыт своего народа, усиливать преданность. Это такой способ выживания народа, сохранения веры.

Молитва. Каждый день еврей обязан молиться по три раза. Предполагается, что молитвы еврея нравственные, не враждебные по отношению к другим. Твориться должна молитва в глубокой погруженности в себя, сосредоточенности. Молиться предпочтительно в синагоге. Общественная молитва будет действеннее.

Пищевые запреты – это часть особого прописанного кодекса святости. Он применяется исключительно по отношению к евреям. Запреты не рассматриваются как обязательные или желательные для всего человечества.

Праздники

Среди главных священных дней и праздников выделяют Шабат – Субботу. Это еженедельный день покоя, как память о сотворении мира, выходе евреев из Египта. Новый год – Рош ха-Шана – это годовщина сотворения мира, день морального, духовного обновления. Судный день – Йом-киппур – день для покаяния, возвращения к Богу через добрые дела и духовное обновление. Кущи – Суккот – восемь или девять дней, которые посвящаются сбору осеннего урожая. Эти дни напоминают о странствиях в пустыне. Последним днем праздника является Симхат Тора или Радость Торы. Пасха или Песах говорит о наступлении весны, полного освобождения от египетского рабства. Пятидесятница или Шавуот считается отчасти праздником земледелия. Но в первую очередь, это воспоминание о дне, когда Моисею в руки дали Тору на горе Синай. Праздник Освящения, Огней – Ханукка отмечают в честь получения победы Маккавеев над врагами - войсками Антиоха Эпифана. В итоге, евреи получили свободу своей религии. Праздник Жребиев, Есфири – Пурим ознаменовал поражение Амана, который хотел уничтожить евреев. Девятое ава или Тиша бе-Ав – день траура, как память о разрушении Первого, Второго храма.

Обряды совершеннолетия, рождения

При рождении младенца мужского пола, ему обрезают крайнюю плоть. Так отмечается союз-договор с Богом - знаком на теле. При обрезании мальчикам дают имя. Девочку нарекают именем в синагоге. После рождения на 30-й день проводят обряд выкупа мальчиков-первенцев. Начало обучения детей проводится с посвятительными обрядами. Когда мальчикам и девочкам исполняется по 13 лет, то они участвуют в церемонии бар-мицва, бат-мицва. Эти церемонии позволяют им войти в еврейскую общину в качестве состоявшихся полноценных членов, которые несут ответственность за свои помыслы и поступки. Для девушек, юношей в реформистских и консервативных общинах в 19-м веке была введена церемония по конфирмации. Она совершается, как правило, в день празднования Шавуот.

Брачная церемония. Сначала будущая пара торжественно обручается. Так происходит помолвка. После, в субботу, которая предшествует свадьбе, жених приходит в синагогу для чтения Торы. Свадебная церемония проходит для жениха и невесты под хуппой. Это такой балдахин. Стоя под хуппой, невеста с женихом отпивают вино из одного бокала. Кольцо одевает жених невесте на указательный палец, произнося при этом древнюю формулу. Так провозглашается, что мужчина берет в жены женщину. Далее произносятся 7 благословений во славу Бога. Жених разбивает бокал с вином, из которого они пили с невестой, в память о разрушении Храма. У реформистов принято заключительное благословение. Брачный контракт зачитывается на церемонии в ортодоксальных общинах.

threeda.ru

Обычаи иудеев - Атрибуты и обряды праздники

Иудаизм – это образ жизни, который нуждается в соблюдении ритуалов. Любые обычаи иудеев напоминают, какое место в их жизни занимает Бог. Религиозная практика, первым делом, рассматривается в качестве дисциплины, которая способствует совершенствованию каждого характера. Это форма наставления. Обычаи позволяют заново переживать опыт своего народа, усиливать преданность. Это такой способ выживания народа, сохранения веры.

Молитва. Каждый день еврей обязан молиться по три раза. Предполагается, что молитвы еврея нравственные, не враждебные по отношению к другим. Твориться должна молитва в глубокой погруженности в себя, сосредоточенности. Молиться предпочтительно в синагоге. Общественная молитва будет действеннее.

Пищевые запреты – это часть особого прописанного кодекса святости. Он применяется исключительно по отношению к евреям. Запреты не рассматриваются как обязательные или желательные для всего человечества.

Праздники

Среди главных священных дней и праздников выделяют Шабат – Субботу. Это еженедельный день покоя, как память о сотворении мира, выходе евреев из Египта. Новый год – Рош ха-Шана – это годовщина сотворения мира, день морального, духовного обновления. Судный день – Йом-киппур – день для покаяния, возвращения к Богу через добрые дела и духовное обновление. Кущи – Суккот – восемь или девять дней, которые посвящаются сбору осеннего урожая. Эти дни напоминают о странствиях в пустыне. Последним днем праздника является Симхат Тора или Радость Торы. Пасха или Песах говорит о наступлении весны, полного освобождения от египетского рабства. Пятидесятница или Шавуот считается отчасти праздником земледелия. Но в первую очередь, это воспоминание о дне, когда Моисею в руки дали Тору на горе Синай. Праздник Освящения, Огней – Ханукка отмечают в честь получения победы Маккавеев над врагами - войсками Антиоха Эпифана. В итоге, евреи получили свободу своей религии. Праздник Жребиев, Есфири – Пурим ознаменовал поражение Амана, который хотел уничтожить евреев. Девятое ава или Тиша бе-Ав – день траура, как память о разрушении Первого, Второго храма.

Обряды совершеннолетия, рождения

При рождении младенца мужского пола, ему обрезают крайнюю плоть. Так отмечается союз-договор с Богом - знаком на теле. При обрезании мальчикам дают имя. Девочку нарекают именем в синагоге. После рождения на 30-й день проводят обряд выкупа мальчиков-первенцев. Начало обучения детей проводится с посвятительными обрядами. Когда мальчикам и девочкам исполняется по 13 лет, то они участвуют в церемонии бар-мицва, бат-мицва. Эти церемонии позволяют им войти в еврейскую общину в качестве состоявшихся полноценных членов, которые несут ответственность за свои помыслы и поступки. Для девушек, юношей в реформистских и консервативных общинах в 19-м веке была введена церемония по конфирмации. Она совершается, как правило, в день празднования Шавуот.

Брачная церемония. Сначала будущая пара торжественно обручается. Так происходит помолвка. После, в субботу, которая предшествует свадьбе, жених приходит в синагогу для чтения Торы. Свадебная церемония проходит для жениха и невесты под хуппой. Это такой балдахин. Стоя под хуппой, невеста с женихом отпивают вино из одного бокала. Кольцо одевает жених невесте на указательный палец, произнося при этом древнюю формулу. Так провозглашается, что мужчина берет в жены женщину. Далее произносятся 7 благословений во славу Бога. Жених разбивает бокал с вином, из которого они пили с невестой, в память о разрушении Храма. У реформистов принято заключительное благословение. Брачный контракт зачитывается на церемонии в ортодоксальных общинах.

www.threeda.ru

Некоторые из традиций и обычаев иудеев

Еврейский народ считается одним из самых древних в мире, его история длится уже 4000 лет. Это очень сильный и религиозный народ, который, несмотря на все пережитые трудности, сумел сохранить веру, свои традиции и обычаи, которые выделяют их национальную сущность. Рассмотрим некоторые из них, а именно национальные еврейские традиции в еде и одежде.

Одежда

Несмотря на исторический период, нелегко было отличить еврея по одной лишь одежде, так как они старались перенимать одежду тех мест, в которых они проживали, но, все-таки, некоторый характер их одежда имела. Например, в 3-м веке евреи носили длинные платья и шляпы в форме конуса. В таких одеждах евреи были изображены на мозаиках и фресках того времени.

Очень важной частью в одеянии мужчин был Талит. Так называется специальный молитвенный шарф, у которого на углах имеются кисти с полосами синего или черного цвета. Талит-катон или маленький Талит предназначен для того, чтобы носить его под одеждой в течение всего дня.

На голове еврейские мужчины носят небольшой головной убор, который называется кипой или ермолкой. Часто мужчины нарушают законы и носят модные головные уборы. Молодые люди, придерживающиеся законов, одевают кипу под бейсболку. Женщины также обязаны носить головные уборы, так как это выражает их скромность. Также еврейские женщины могут одевать накидки и шали. Сегодня еврейкам не обязательно на протяжении дня носить головной убор, они могут одевать его, только придя в синагогу. Ультраортодоксальные еврейки, соблюдая древние традиции, продолжают брить головы и носить платки.

Еврейская кухня

Блюда, которые готовятся в еврейской кухне, рассказывают о многовековой истории этого народа, образе жизни людей, и вкусах этого народа. Большой след на еврейской кухне оставили различные религиозные обычаи, из-за которых появились ограничения на смешивание определенных продуктов. Например, в еврейских блюдах нельзя сочетать мясо и молоко. Нельзя употреблять в пищу свинину и кровь. Также в еврейской кухне можно заметить элемент правильного питания. Основными продуктами животного происхождения у евреев являются мясо птицы и рыба, а, как известно, эти продукты имеют высокую пищевую и биологическую ценность, так как в них много белков, минеральных веществ и витаминов, которые легко усваиваются организмом.

В кулинарии евреев наблюдается строгое ограничение пряностей, причем не только по ассортименту, но и по количеству. Это делается для того чтобы сохранить естественный вкус блюда. Когда евреи готовят блюдо, они используют в основном щадящие приемы обработки теплом, отваривают, тушат на слабом огне под крышкой, припускают. Отличительная черта еврейской кухни – это использование куриного или гусиного жира. Этим жиром заправляются холодные закуски, пассеруют овощи, добавляют в фарш.

Самые любимые и традиционные еврейские блюда – это фаршированная рыба, домашняя лапша и бульон с гренками. Летом евреи часто готовят холодные супы. Излюбленными вторыми блюдами являются цимес, кисло-сладкое мясо и фаршированные блюда. Особо ярким проявлением еврейкой кухни является выпечка, которая довольно разнообразна по форме и начинкам. Часто при выпекании используют мед, мак и корицу. Вообще, традиционная еврейская кухня своеобразна тем, что состав ее блюд несложен, и готовятся они все достаточно быстро.

www.threeda.ru

Некоторые из традиций и обычаев иудеев

Еврейский народ считается одним из самых древних в мире, его история длится уже 4000 лет. Это очень сильный и религиозный народ, который, несмотря на все пережитые трудности, сумел сохранить веру, свои традиции и обычаи, которые выделяют их национальную сущность. Рассмотрим некоторые из них, а именно национальные еврейские традиции в еде и одежде.

Одежда

Несмотря на исторический период, нелегко было отличить еврея по одной лишь одежде, так как они старались перенимать одежду тех мест, в которых они проживали, но, все-таки, некоторый характер их одежда имела. Например, в 3-м веке евреи носили длинные платья и шляпы в форме конуса. В таких одеждах евреи были изображены на мозаиках и фресках того времени.

Очень важной частью в одеянии мужчин был Талит. Так называется специальный молитвенный шарф, у которого на углах имеются кисти с полосами синего или черного цвета. Талит-катон или маленький Талит предназначен для того, чтобы носить его под одеждой в течение всего дня.

На голове еврейские мужчины носят небольшой головной убор, который называется кипой или ермолкой. Часто мужчины нарушают законы и носят модные головные уборы. Молодые люди, придерживающиеся законов, одевают кипу под бейсболку. Женщины также обязаны носить головные уборы, так как это выражает их скромность. Также еврейские женщины могут одевать накидки и шали. Сегодня еврейкам не обязательно на протяжении дня носить головной убор, они могут одевать его, только придя в синагогу. Ультраортодоксальные еврейки, соблюдая древние традиции, продолжают брить головы и носить платки.

Еврейская кухня

Блюда, которые готовятся в еврейской кухне, рассказывают о многовековой истории этого народа, образе жизни людей, и вкусах этого народа. Большой след на еврейской кухне оставили различные религиозные обычаи, из-за которых появились ограничения на смешивание определенных продуктов. Например, в еврейских блюдах нельзя сочетать мясо и молоко. Нельзя употреблять в пищу свинину и кровь. Также в еврейской кухне можно заметить элемент правильного питания. Основными продуктами животного происхождения у евреев являются мясо птицы и рыба, а, как известно, эти продукты имеют высокую пищевую и биологическую ценность, так как в них много белков, минеральных веществ и витаминов, которые легко усваиваются организмом.

В кулинарии евреев наблюдается строгое ограничение пряностей, причем не только по ассортименту, но и по количеству. Это делается для того чтобы сохранить естественный вкус блюда. Когда евреи готовят блюдо, они используют в основном щадящие приемы обработки теплом, отваривают, тушат на слабом огне под крышкой, припускают. Отличительная черта еврейской кухни – это использование куриного или гусиного жира. Этим жиром заправляются холодные закуски, пассеруют овощи, добавляют в фарш.

Самые любимые и традиционные еврейские блюда – это фаршированная рыба, домашняя лапша и бульон с гренками. Летом евреи часто готовят холодные супы. Излюбленными вторыми блюдами являются цимес, кисло-сладкое мясо и фаршированные блюда. Особо ярким проявлением еврейкой кухни является выпечка, которая довольно разнообразна по форме и начинкам. Часто при выпекании используют мед, мак и корицу. Вообще, традиционная еврейская кухня своеобразна тем, что состав ее блюд несложен, и готовятся они все достаточно быстро.

threeda.ru

Рождение ребенка: традиции и обычаи иудаизма

История еврейского народа, насчитывающая несколько тысячелетий, полна драматических и трагических коллизий. Свыше четырех тысячелетий евреи жили (и поныне живут) в соседстве с самыми разными народами. Неудивительно, что они волей-неволей перенимали чужие обычаи. Удивительно другое: во всех еврейских общинах — от России до Австралии, от Америки до Китая — очень многие обряды, ритуалы и фольклорные представления сходны. За четыре тысячелетия успела взойти и закатиться звезда не одной цивилизации. (Вспомним курс школьной истории: Египет и Древняя Греция, Древний Рим и Византия…) Как же удалось этому небольшому, рассеянному по всему миру народу сохранить незыблемыми свои традиции и обычаи? Может быть, дело в том, что еврейский народ с самых древних времен был народом книжным. Практически вся еврейская культура — в том числе и фольклор, и ритуальная практика — зиждется на священных книгах, общих для всех евреев, где бы они ни жили.

      Мы хотим рассказать здесь о традициях и ритуалах, связанных в иудаизме с беременностью, родами и первыми днями жизни ребенка. Однако в таком рассказе нам неизбежно (по указанным выше причинам) придется ссылаться на еврейские священные книги — например на Тору и Талмуд. Наверное, не все знают, что это за книги, и мы сочли возможным предпослать этой статье небольшой очерк, который позволит любознательным читателям немного сориентироваться в еврейской религиозной литературе, служащей истоком и основой всех ритуалов, обрядов и традиций еврейского народа.

      Еврейскому народу человечество обязано одним из древнейших в истории человечества литературно-исторических памятников — Библией. Библию считают своим священным писанием две религии — иудаизм и христианство. Согласно иудаистскому вероучению, еврейский народ заключил с Богом Завет — своего рода договор между Богом и людьми. Вся религиозная жизнь евреев пронизана напряженным ожиданием прихода Мессии — Божьего посланника, который избавит наконец еврейский народ от тяжких страданий, преследующих его на протяжении всей его истории. Христиане же считают, что Спаситель — Иисус Христос — уже был послан человечеству (а не одним только евреям). Именно об этом повествует Новый Завет, не признаваемый иудаистами. (Т.е. христианская Библия, в отличие от еврейской, состоит из двух частей — Ветхого Завета и Нового Завета.) Ядро Ветхого Завета составляет так называемое Пятикнижие, состоящее, как легко догадаться, из пяти книг: Книга Бытия, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Пятикнижие по-еврейски — Тора. С тех пор как Моисей заключил Завет с Господом, жизнь правоверного еврея строжайшим образом регламентирована. Что, как и когда есть? Как жениться, выходить замуж, рожать, хоронить? Ответ на все эти вопросы иудаисты находят — наряду с Торой — в Талмуде. После бегства еврейского народа из египетского рабства, во время сорокалетних странствий по пустыне пророк Моисей взошел однажды на гору Синай, где принял от Бога каменные скрижали с высеченными на них заповедями, данными Богом своему народу. Однако считается, что Моисей удостоился еще и беседы с Богом и получил от него некие устные указания, которые и стали позднее основой Талмуда.

      Итак, что делают и чего не делают правоверные евреи в связи с беременностью, родами и в первые дни жизни новорожденного? Расскажем обо всем по порядку.

Беременность

      Никаких магических или мистических ритуалов, связанных с беременностью (как, впрочем, и с родами), в Библии нет, зато ими изобилует Талмуд.

      Считалось, что беременную женщину постоянно подстерегают злые духи, от которых ее всячески старались оберегать. В доме вывешивали амулеты со стихами из Библии. В восточных еврейских общинах существовал обычай, называвшийся «хадаш» («новый»), когда за неделю до родов к беременной приходили девушки-подруги и пели специальные песни, в которых просили дарования счастливой судьбы новорожденному. В еврейских общинах Германии было принято очерчивать мелом или углем круг на стенах помещения, где должны были проходить роды. Здесь тоже за несколько дней до родов беременную женщину непременно навещали каждый вечер — правда, приходили не девушки, а мальчики, — чтобы читать специально предписанные для этого случая псалмы. Иногда гости оставались на ночь и «охраняли» беременную. Дело в том, что у постели беременной, согласно Талмуду, должны безотлучно присутствовать три человека, призванные оградить ее от козней злых демонов. Иногда в доме будущей матери с той же целью вешали полоски бумаги с текстом одного из псалмов — над окнами, дверью, отверстием печной трубы и другими отверстиями, через которые, как полагали, в дом может проникнуть нечистая сила.

Роды

      Уже в Торе — самой древней из всех известных нам еврейских священных книг — есть заповедь «плодиться и размножаться» — первое повеление, данное человечеству Богом. И там же сказано, что родовые муки — это наказание за грехопадение человечества. Интересно, что в дальнейшем это представление получило логическое развитие: если тяжелые роды — это кара за непослушание, то, соответственно, легкие роды, без боли и мучений, — это награда за праведность. Не случайно в Талмуде приводится история о том, что мать Моисея была избавлена от проклятия Евы благодаря своему благочестивому поведению. В Библии упомянуты и повивальные бабки. Проанализировав библейские описания родов, ученые пришли к выводу, что в те времена женщины рожали, сидя на особом стуле, который назывался «машбер», или на коленях мужа, а повивальные бабки помогали принимать роды. Роженица в Талмуде называется «хайта» («ожившая») или «махбалат» («залог»): по талмудическим представлениям, в момент родов она как бы временно умирает и находится во власти смерти, а потом возвращается к жизни.

      У евреев, как и у многих других народов, в частности у славян, считалось, что облегчению родов способствует отсутствие любого рода застегнутых и закрытых предметов в одежде роженицы и в помещении, где происходят роды. Женщине расстегивали все пуговицы и застежки на платье, снимали пояс, распускали волосы. В доме открывали все окна и двери. Помимо этого, завешивали зеркала, так как верили, что в них скрывается Сатан и другие демоны. Талмудисты полагали, что страдания женщины при рождении девочки сильнее, чем при рождении мальчика. При особенно трудных родах в руку роженицы вкладывали ключ от синагоги, а рядом с ней клали ленты, которыми опоясывают свиток Торы. В некоторых еврейских общинах (например, на Украине) в особенно тяжелых случаях родственники роженицы даже специально шли в синагогу и открывали ковчег, в котором хранится свиток Торы, — так называемый Арон Кодеш. Вероятно, этот обычай евреи заимствовали у соседей-христиан, поскольку у славян было повсеместно принято в подобной ситуации просить священника открыть Царские Врата в алтаре церкви. И священники, и раввины долгое время пытались (не очень успешно) бороться с этой традицией.

      Суббота для правоверных евреев — священный день, когда запрещена какая бы то ни было работа — нельзя даже зажигать огонь и включать/выключать электрический свет. Однако ради рождения ребенка и здоровья роженицы еврейский Закон разрешает нарушать субботу и все остальные праздники. Правда, если то или иное действие не диктуется непосредственной опасностью для жизни и здоровья роженицы или младенца, в субботу от этого действия все же старались воздержаться. Например, если роды проходили в будний день, «детское место», или послед, следовало сразу предать земле в виде залога того, что и человек со временем будет возвращен земле. В субботу послед не хоронили, но сохраняли кто где мог: знатные женщины — в чашах с оливковым маслом, победнее — в шерстяных лоскутках, а совсем бедные — в вате.

После родов

      После родов и роженица, и новорожденный продолжают пребывать в переходном, «пограничном» состоянии между жизнью и смертью, между тем миром и этим. В течение нескольких дней после родов разрешается нарушить субботу, чтобы развести огонь для роженицы, разогреть еду и т.д. Одни раввины полагают, что этот период исчисляется тремя днями, другие — семью, третьи — тридцатью. Характерно, что именно эти цифры — три, семь и тридцать — являются различными этапами траура по умершему человеку.

      Некоторое время после родов женщина считается ритуально нечистой. Согласно библейской заповеди, после рождения мальчика женщина остается нечистой семь дней, а потом еще 33 дня она должна «сидеть в очищении» — не прикасаться ни к чему священному. После рождения девочки все сроки увеличиваются вдвое: женщина считается нечистой две недели, а потом «сидит в очищении» 66 дней. В одной из книг это объясняется следующим образом: хотя мужчина и женщина были сотворены в один день, Адам был введен в райский сад через неделю, а Ева — лишь через две недели после появления на свет, поэтому у мальчиков есть преимущество в сроках перед девочками.

      В случае рождения мальчика самым тяжелым этапом для роженицы и ее сына считается период от родов до обрезания. В одной средневековой еврейской книге X века встречается интересный рассказ о женском демоне Лилит.       Первая жена Адама, Лилит, была, как и Адам, сотворена из земли. Они жили в райском саду и однажды решили заняться любовью. Лилит потребовала равноправия — она захотела лежать сверху. Адам ей этого не позволил, тогда она произнесла тайное имя Бога и исчезла. Адам возмутился, воззвал к Господу, и Господь создал ему из его собственного ребра вторую жену — Еву, «плоть от плоти», которая была во всем послушна Адаму. А вдогонку Лилит Господь послал трех ангелов — Санви, Сансанви и Самангелофа. Они нашли Лилит стоящей посередине моря и заключили с ней договор. Лилит пообещала, что будет вредить только маленьким детям до дня обрезания и не будет трогать тех детей, рядом с которыми она увидит этих трех ангелов или амулеты с их именами.

      С тех пор во многих общинах принято до обрезания класть в колыбель к младенцу амулеты с именами этих ангелов. Евреи верили, что злые духи становятся очень опасными накануне обрезания, тогда как после совершения этого обряда младенец значительно меньше может опасаться их власти. Чтобы отвести опасность, применяли всевозможные амулеты и совершали магические обряды. В европейских (ашкеназских) общинах в ночь накануне обрезания совершали «вахнахт» — «ночное бдение» у постели матери и младенца, во время которого зажигали как можно больше свечей, а родственники читали молитвы и устраивали особую трапезу.

Мальчики: обрезание

      Важнейшая веха в жизни мальчика (о девочках мы поговорим чуть позже) — обрезание. Обрезание — это удаление «крайней плоти», т.е. кожи на конце пениса. Оно практиковалось и практикуется у многих народов. Существуют резные изображения древних египетских жрецов в момент обрезания; у римлян певцы проходили эту операцию, считая, что это улучшает голос. Сегодня многие мужчины-неевреи делают обрезание просто потому, что полагают, что крайняя плоть легко становится источником инфекций, если не содержится в чистоте. Однако еврейское (и мусульманское) обрезание — это не просто хирургическая операция. Оно делается из религиозных, а не из медицинских соображений. Обрезание в иудаизме знаменует присоединение человека к Завету между Богом и еврейским народом. Согласно еврейской традиции, обрезание должно состояться на восьмой день — даже если этот день придется на субботу или на праздник. Однако если есть опасения за здоровье ребенка, обрезание переносится на более поздний срок. Обрезание — событие радостное, на эту церемонию приглашают много гостей, устраивают обильную трапезу, младенцу дарят подарки. По традиции европейских евреев (ашкеназов) перед обрезанием родители должны выбрать мужчину и женщину, обычно супругов, которые будут «кваттерами» («приносящими»). Кваттеры приносят ребенка к обрезанию. Их участие в дальнейшей жизни ребенка напоминает функцию крестных родителей в христианском мире. По Закону обрезание может сделать любой человек — неважно даже, мужчина или женщина, — однако в течение многих веков обряд обрезания по традиции исполняется человеком, специально обученным этому ремеслу. Такого человека называют «мохель». Когда он готов приступить к операции, женщина, кваттерин, берет младенца у матери и несет его на подушке в комнату, где собрались мужчины. Там она передает ребенка своему мужу, кваттеру, который относит его к мохелю.

      Отец ребенка стоит рядом. Прежде чем провести обрезание, мохель помещает ребенка вместе с подушкой на свободный стул, который называется креслом Ильи-пророка. Существует древнее поверье, что дух этого пророка присутствует на каждом обрезании. Затем младенца кладут на колени к человеку, выбранному на роль «сандака» («принимающего»).

      На протяжении всей процедуры сандак держит младенца на коленях. Миссия сандака считается очень почетной. Родители обычно просят стать сандаком дедушку ребенка или уважаемого члена общины. Как только обрезание сделано, отец произносит благословение, в котором говорится о том, что Бог повелел проделывать это, чтобы ребенок мог присоединиться к Завету. Потом мохель берет мальчика на руки, благословляет его и нарекает ему имя, заранее выбранное родителями.

Девочки: наречение имени

      Девочкам имена присваиваются по-другому. Обычно это происходит в синагоге, в первую субботу после рождения ребенка. Отца девочки просят при этом прочитать текст Торы.

      Евреи-сефарды, жители восточных общин, издревле называют детей именами ближайших родственников: отца, матери, бабки и т.д. Среди европейских евреев (ашкеназов) не принято давать ребенку имя человека, который еще жив. Широко распространен обычай называть детей именами праведников (цадиков). Считается, что праведность великого человека помогает тому, кто носит его имя, идти по верному жизненному пути.

Andrey Bayda / Shutterstock.com

www.9months.ru

Традиции и обычаи Евреев

Еврейский месяц определяется по луне, т. е. длина месяца равна времени оборота луны вокруг земли — между 29 и 30 днями. День, когда рождается новая луна, — новомесячье, рош-ходеш. Все время, пока она «живет», длится тот же месяц. Сам смысл слова ходеш (месяц) указывает на это: оно — однокоренное со словом хадаш (новый), т. е. месяц начинается вместе с новой луной. В последнюю субботу перед началом нового месяца молятся и совершают церемонию «Благословения месяца». В некоторых общинах устраивают и праздничную трапезу.

Великий праздник исторического Исхода евреев из Египта и возрождения природы подтверждает эту философскую мысль. Праздник называется Песах 14 Нисана (Пасха, март-апрель). Песах в переводе с иврита — «проходить мимо, миновать». По библейской легенде, смерть миновала евреев в ту ночь, когда гибли первенцы Египта.

 Песах — это праздник, в который евреи отмечают одно из наиболее значительных событий своей истории — освобождение из египетского рабства. Вот уже более трех тысяч лет, каждую весну, евреи всего мира как бы заново проходят путь от рабства к свободе, делая каждый шаг этого путешествия частью своей собственной жизни.

 По заповеди, на Песах запрещено употреблять квасной хлеб, изделия из злаков: пшеницы, ячменя, овса и проса. Один из наиболее известных пасхальных обычаев — есть мацу на протяжении семи дней. Маца готовится из муки и воды, без соли (опресняк). Маца — символ свободы и в то же время напоминание, что евреи были рабами.

 К празднику готовились за 10-15 дней. В более зажиточных домах пасхальная (каширная) посуда хранилась отдельно и использовалась только на Пасху. Бедные семьи «кашировали» к празднику свою обычную посуду: мыли, чистили, кипятили.

 Главным событием этого уникального торжества является семейная трапеза, называемая «Седер». Она проводится в первые два вечера праздника. Тщательно разработанный ритуал состоит из 15 этапов. Его кульминацией являются ответы на четыре вопроса (по сути, это один вопрос: «Чем отличается эта ночь от других ночей?»).

1.                  Почему во все ночи мы можем есть и хамец («заквашенное», «квасное» — любое мучное блюдо, в том числе хлеб, при приготовлении которого в тесте произошел процесс брожения), и мацу, а в эту ночь только мацу?

2.                  Почему во все ночи мы едим разную зелень, а в эту ночь — горькую зелень?

3.                  Почему во все ночи мы не обмакиваем еду, а в эту ночь обмакиваем дважды?

Почему во все другие ночи мы можем есть сидя, прямо и облокотившись, а в эту ночь все мы пьём облокотившись?

Пурим

Исторические события далекой древности стали основой весеннего праздника «Пурим». Этому празднику около двух с половиной тысяч лет. Он возник, когда еврейский народ был в изгнании, и посвящен чуду выживания еврейского народа. История этого праздника — это история встречи со жгучей ненавистью к евреям, с необузданным желанием уничтожить весь еврейский народ.

 Две важных заповеди, которые евреи исполняют в Пурим, это мишлоах манот (буквально — «посылка яств») и «подарки бедным». В Пурим на улицах можно видеть взрослых и детей, которые несут тарелки и подносы с пирогами, сладостями, бутылки вина. Заповедь эта дана, чтобы укрепить дружбу и братство среди евреев.

Глубокий смысл заповеди «подарков бедным» заключается в том, что именно в этот день всеобщей радости и веселья нужно помнить о нуждающихся братьях и постараться, чтобы и они приняли участие в веселье и ни в чем не испытывали недостатка. Принято поручать исполнение этой заповеди детям, чтобы приучать их к ней.

Другой древний обычай, придающий Пуриму его особое веселое настроение, — маски и маскарадные костюмы. Есть одно из объяснений этому обычаю: одна из важнейших заповедей, которые исполняют в Пурим, это заповедь «подарков бедным», т.е. цдаки, благотворительности. А лучший способ исполнять эту заповедь — давать деньги нуждающимся так, чтобы бедняк не знал, кто именно дал ему деньги. Поэтому и наряжаются в Пурим в маскарадные костюмы, чтобы бедняки не узнали своих благодетелей и не были смущены.

Обычные пироги и печенье пекут в виде крокодилов, черепах, зайцев и других забавных игрушек. Самое же известное блюдо Пурима — треугольные пирожки с маком — хоменташен (хоменташи).

Сукот-Кущи

В 15-й день месяца тишрей начинается праздник Сукот — самый веселый из главных праздников. В Торе праздник обозначен как «время радости» и время собирания плодов. Одновременно праздник связан и с памятью о 40-летнем странствовании евреев по пустыне. Когда еврейский народ ушел из Египта и двигался по пустыне, чтобы прийти в Страну Израиля, Всевышний окружил его со всех сторон чудесными облаками. Днем они защищали людей от палящего солнца, ночью — от стужи. В шалашах из зеленых ветвей (кущи) или в шатрах жили евреи и во время сбора урожая.

В память об этом 7 дней празднуется Сукот-Кущи. Когда человек покидает свой дом, свою крепость, и уходит вместе с семьей жить в шалаше, он выражает этим свою веру в то, что нет в этом мире другого укрытия, кроме Всевышнего.

Шавуот

Еврей наслаждается, живя в ногу со временем. Это означает, что еврей должен заглядывать в Тору каждый день, и его поступки, его поведение должно соответствовать той главе, которая относится к сегодняшнему дню, неделе, времени года. Другими словами, каждую неделю читая различные главы Торы в синагоге, (а каждая из них, в свою очередь, разделяется на 7 частей) мы должны выносить для себя определенные уроки. Поэтому в воскресенье мы должны брать урок из первой части, в понедельник из второй и т.д. Само слово «Тора» значит учение, поскольку она учит нас, евреев, как вести себя в жизни изо дня в день, от одного года до другого, от праздника до праздника.

Похороны

Количество различного рода поверий, находивших отражение в похоронном и поминальных обрядах иудаизма, поистине бесчисленно.

После сложной процедуры констатации смерти из дома покойника полностью выносили мебель. Его соседи выливали все запасы воды — считалось, что ангел смерти обмыл в ней свой меч. Оплакивание умершего сопровождалось стенаниями, родственники и близкие рвали на себе одежду.

Очень сложные поминальные установления предписывает Талмуд: «Следующие действия запрещаются носящему траур в первый день — законом, в последние же шесть дней книжниками: брить голову, стирать… мазать голову, исполнять супружеский долг, надевать сапоги, работать, читать закон, приготовлять пышную постель, обнажать голову и приветствовать других». Современный обряд похорон у приверженцев иудаизма сильно отличается от ортодоксального (ортодоксальный — неуклонно придерживающийся основ какого-нибудь учения, мировоззрения), и абсолютное большинство верующих сегодня не выполняют изнурительные установления. Религиозный обряд похорон чаще всего ограничивается чтением молитв над покойником, как правило, специально нанятыми чтецами, а поминальный цикл — заказами на чтение соответствующих молитв в синагоге. От обычая разрывать на себе одежду остался надрез на лацкане, который делают родственники покойного.

Еврейская свадьба: законы и обычаи

Брачная церемония называется у евреев кидушин, «посвящение». В ходе этой церемонии невеста посвящается своему жениху, и они объединяются неразрывными узами святости. Церемонию проводят обычно под открытым небом. Над женихом и невестой развертывают специальный балдахин, который называется хупа. Это символизирует собой, что невеста входит в дом своего жениха, и они становятся единой семьей под крышей своего дома.

Под хупой совершается обряд обручения – Кидушин, – который ведет раввин. Жених надевает на палец невесты золотое кольцо и произносит: «Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моисея и Израиля!». С этого момента невеста «отделена» от всех других мужчин и принадлежит только своему мужу, «посвящена» ему. Это и есть момент заключения брака.

Затем публично зачитывается Ктуба — договор об обязательствах жениха по отношению к невесте. В Ктубе расписаны обязательства, которые жених берет на себя на время супружеской жизни, а также устанавливается размер материального «страхования» на случай смерти мужа или развода. Ктуба должна быть составлена уже перед церемонией бракосочетания.

Далее читают Шева Брахот — семь свадебных благословений, а в конце церемонии жених разбивает бокал, ибо даже в самые радостные моменты жизни мы должны помнить о разрушении Храма и многовековом изгнании. После хупы жених и невеста на некоторое время уединяются в специальной комнате – Хедер Ихуд.

За этим следует праздничное застолье.

После завершения кидушин устраивают праздничную трапезу. Свадебный пир продолжается семь дней, которые так и называются: «семь дней пира», с приглашением «новых гостей», не присутствовавших на свадьбе. Каждый вечер во время праздничной трапезы произносят «Семь благословений», в которых возносят благодарность Всевышнему за то, что Он создал мужчину и женщину, и соединяет их браком.

Согласно обычаю, жених и невеста не должны видеться в последнюю неделю перед свадьбой.

Ханука

Во времена Второго Храма, во II в. до н.э., страну Израиля захватили греки. Они заставляли евреев отрекаться от своей веры, прекратить соблюдение субботы и изучение Торы и т. д. Греки осквернили Храм, унизив народ до крайности. Настал час, когда семья храмовых священнослужителей подняла восстание, к которому присоединились все, кто не хотел примириться с уничтожением еврейских традиций. Малочисленное войско восставших возглавил воин Йегуда Макаби. Оно разгромило могущественного врага. Когда воины освободили Храм и хотели вновь зажечь стоявший в нем золотой светильник Менору, оказалось, что все масло для Меноры осквернено греками. Нашли один-единственный кувшинчик чистого масла, которого могло хватить только на одну ночь. Однако Всевышний совершил чудо, и это масло горело целых восемь дней.

В память о победе над греками и о чуде, произошедшем в Иерусалимском храме после победы евреев в 164 г. до н.э., восемь дней празднуется Ханука — начиная с 25-го дня месяца кислев (ноябрь-декабрь).

Едва спускается вечер, зажигают свечи в светильнике у входа в дом или на подоконнике, чтобы объявить всему миру о чуде, совершенном Всевышним. Каждый день прибавляется один огонек, пока в восьмой вечер не горят все восемь. Поют традиционный гимн.Во время праздника принято есть пончики и картофельные оладьи, которые жарят на масле — это напоминает о чуде с кувшинчиком масла. У детей в Хануку веселые каникулы.

Шабат

Самым главным праздником является Суббота («Шабат») — покой. Этот праздник вселенский. Он напоминает о сотворении мира и возникновении народа Израиля. Уже с утра в доме праздничное настроение, накрыт стол по — особому: горят свечи, стоит вино в серебряном бокале, две халы (хлеб), прикрытые расшитой салфеткой. За столом собирается вся семья в праздничной одежде. На столе много еды: фаршированная и заливная рыба, мясо, приготовленное по разным рецептам, в зависимости от места проживания, всевозможные лакомства. Перед едой поют «Шалом-Алейхем». Затем освящается еда. За столом весело говорят о разных делах. После обеда снова молитва: «Господи, придай сил своему народу! Господи, благослови свой народ, даровав ему мир!». Праздничное настроение сохраняется весь день, а вечером — прощание с Субботой («Гавдалы»). Во время Гавдалы зажигается особая плетеная свеча, над которой произносится благословение, — «творящий свет огней». После вечерней молитвы желают друг другу Доброй недели («Шавус тови»), все вместе поют песни.

Ту би-шват

 Ту би-шват известен как праздник посадки деревьев (Новый год деревьев). Называется он по имени того месяца и дня, когда он отмечается: месяц — шват, а день пятнадцатый (на иврите — ту). Итак, Ту би-шват — это пятнадцатое швата, середина еврейского месяца.

 Впервые мы встречаемся с этой датой в Мишне (основной свод законов Галахи — древнего еврейского законодательства). Согласно Мишне, запрещается есть плоды дерева, пока оно не достигнет трехлетнего возраста, поскольку, согласно еврейской традиции, первые плоды посвящаются Богу. Плоды первых трех лет считаются «необрезанными», то есть некошерными, недозволенными к употреблению. Плоды четвертого года следует, согласно традиции, принести в Храм, а на пятый год земледелец может и сам есть плоды из своего сада.

По древнему обычаю в Ту би-шват устраивают особые трапезы — «фруктовый стол». Вся семья собирается вокруг стола, убранного цветами и украшениями, сделанными руками детей. В центре праздничного стола принято ставить блюдо с 15-ю видами плодов, которыми славится земля обетованная: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины, финики и др. Подготовка такого стола требует труда, да и денег, но стоит приложить усилие, чтобы сделать праздник для своей семьи.

В этот день принято выезжать за город, чтобы сажать новые деревья.

Рош-а-Шана (Рош-Гашана )

Новый Год («Рош-а-Шана») по еврейскому обычаю отмечается в сентябре. Празднуют его два дня. Уже собран урожай, можно отдохнуть и подвести итоги сделанного за год, простить тех, кто тебя обидел, и просить прощения у тех, кого обидел ты. Правоверный иудей верил, что Бог в этот день раскрывает книгу, в которой записаны дела каждого человека, и каждому выносится приговор

В этот праздник едят много и вкусно. На праздничном столе должно быть виноградное вино, хала с медом, голова рыбы, яблоки с медом. Обязательно нужно съесть гранат: «Пусть твои заслуги станут многочисленными, как зернышки в гранате». Едят рыбью голову, «чтобы мы были головой, а не хвостом». А когда макают в мед кусочек яблока, говорят: «Пусть Новый год будет добрым и сладким».

В этот день в синагоге сто раз трубят в ШОФАР (рог барана), и этот торжественный звук провозглашает власть Бога, дарования Торы и грядущей Мессии.

Существует очень древний обычай: в первый день Рош-а-Шана после полудня выходить на берег реки или озера, чтобы совершить там обряд ТАШЛИХ — «бросание» или «вытряхивание». В наше время существует обычай бросать в воду хлебные крошки — символ наших грехов и ошибок. После этого все ходят в гости, дарят друг другу подарки.

goldmuseum.ru