Умножение и деление степеней с одинаковым основанием. Умножение степеней с одинаковыми основаниями и разными показателями


Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Разработки уроков

Дополнительные сочинения

На этом уроке мы изучим умножение степеней с одинаковыми показателями. Сначала вспомним основные определения и теоремы об умножении и делении степеней с одинаковыми основаниями и возведении степень в степень. Затем сформулируем и докажем теоремы об умножении и делении степеней с одинаковыми показателями. А затем с их помощью решим ряд типичных задач.

Тема: Степень с натуральным показателем и ее свойства

Урок: Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями

1. Напоминание основных определений и теорем

Напоминание:

Основные определения:

Здесь a - основание степени,

n - показатель степени,

- n-ая степень числа.

Теорема 1. Для любого числа а и любых натуральных n иk справедливо равенство:

При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются, основание остается неизменным.

Теорема 2. Для любого числа а и любых натуральных n иk, таких, что n >k справедливо равенство:

При делении степеней с одинаковыми основаниями показатели отнимаются, а основание остается неизменным.

Теорема 3. Для любого числа а и любых натуральных n иk справедливо равенство:

Все перечисленные теоремы были о степенях с одинаковыми основаниями, на этом уроке будут рассмотрены степени с одинаковыми показателями.

2. Примеры на умножение степеней с одинаковыми показателями

Рассмотрим следующие примеры:

Распишем выражения по определению степени.

1)

2)

Вывод: из примеров можно заметить, что , но это еще нужно доказать. Сформулируем теорему и докажем ее в общем случае, то есть для любых а и b и любого натурального n.

3. Формулировка и доказательство теоремы 4

Теорема 4

Для любых чисел а и b и любого натурального n справедливо равенство:

Доказательство теоремы 4.

По определению степени:

.

Итак, мы доказали, что .

Чтобы перемножить степени с одинаковыми показателями, достаточно перемножить основания, а показатель степени оставить неизменным.

4. Формулировка и доказательство теоремы 5

Сформулируем теорему для деления степеней с одинаковыми показателями.

Теорема 5

Для любого числа а и b () и любого натурального n справедливо равенство:

Доказательство теоремы 5.

Распишем и по определению степени:

5. Формулировка теорем словами

Итак, мы доказали, что .

Чтобы разделить друг на друга степени с одинаковыми показателями, достаточно разделить одно основание на другое, а показатель степени оставить неизменным.

6. Решение типичных задач с помощью теоремы 4

Пример 1: Представить в виде произведения степеней.

Для решения следующих примеров воспользуемся теоремой 4.

а)

б)

       

в)

Для решения следующего примера вспомним формулы:

г)

д)

е)

ж)

7. Обобщение теоремы 4

Обобщение теоремы 4:

8. Решение примеров с помощью обобщенной теоремы 4

з)

и)

к)

л)

9. Продолжение решения типичных задач

Пример 2: Запишите в виде степени произведения.

а)

б)

в)

г)

Пример 3: Запишите в виде степени с показателем 2.

а)

б)

10. Примеры на вычисление

Пример 4: Вычислить самым рациональным способом.

а)

б)

11. Выводы

Список рекомендованной литературы

1. Дорофеев Г. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А. и др. Алгебра 7. 6 издание. М.: Просвещение. 2010 г.

2. Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Алгебра 7. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

3. Колягин Ю. М., Ткачёва М. В., Фёдорова Н. Е. и др. Алгебра 7 .М.: Просвещение. 2006 г.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Школьный помощник .

2. Школьный помощник .

3. ГДЗ. Видеоуроки по математике .

Рекомендованное домашнее задание

1. Представить в виде произведения степеней:

а) ; б) ; в) ; г) ;

2. Запишите в виде степени произведения:

а) б) в)

3. Запишите в виде степени с показателем 2:

а) б) в)

4. Вычислить самым рациональным способом.

а)

dp-adilet.kz

Свойства степеней с одинаковыми основаниями — Науколандия

Существует три свойства степеней с одинаковыми основаниями и натуральными показателями. Это

Будьте внимательны! Правил относительно сложения и вычитания степеней с одинаковыми основаниями не существует.

Запишем эти свойства-правила в виде формул:

Теперь рассмотрим их на конкретных примерах и попробуем доказать.

52 × 53 = 55 — здесь мы применили правило; а теперь представим как бы мы решали этот пример, если бы не знали правила:

52 × 53 = 5 × 5 × 5 × 5 × 5 = 55 — пять в квадрате — это пять умноженное на пять, а в кубе — произведение трех пятерок. В результате получилось произведение пяти пятерок, но это нечто иное как пять в пятой степени: 55.

39 ÷ 35 = 39–5 = 34. Запишем деление в виде дроби:

Ее можно сократить:

В результате получим:

Таким образом мы доказали, что при делении двух степеней с одинаковыми основаниями, их показатели надо вычитать.

Однако при делении нельзя, чтобы делитель был равен нулю (так как на ноль делить нельзя). Кроме того, поскольку мы рассматриваем степени только с натуральными показателями, то не можем в результате вычитания показателей получить число меньше, чем 1. Поэтому на формулу am ÷ an = am–n накладываются ограничения: a ≠ 0 и m > n.

Перейдем к третьему свойству:(22)4 = 22×4 = 28

Запишем в развернутом виде:(22)4 = (2 × 2)4 = (2 × 2) × (2 × 2) × (2 × 2) × (2 × 2) = 2 × 2 × 2 × 2 × 2 × 2 × 2 × 2 = 28

Можно прийти к такому выводу и логически рассуждая. Нужно перемножить два в квадрате четыре раза. Но в каждом квадрате две двойки, значит всего двоек будет восемь.

scienceland.info

Умножение и деление степеней с одинаковым основанием

Тема: «Умножение и деление степеней с одинаковым основанием»

2 урок по данной теме

Цели:

  1. Создать условия для закрепления умения выполнять умножение и деление степеней с одинаковым основанием, повторить  повторить определение степени числа с натуральным   показателем  n>1

  2. Развивать логические операции мышления: анализ, синтез, обобщение, умение делать выводы, вычислительные навыки

  3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, учить детей сотрудничать, оказывать помощь друг другу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, доска, мел.

Методы: словесные, практические

Формы: беседа, практикум.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, парная.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя и учащихся

Организационный момент

(2 мин)

Здравствуйте, ребята! Хочу обратить ваше внимание, что у нас сегодня с вами необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь с ними. Присаживайтесь. Положительный настрой на урок

Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всё для вас. Пожелаю всем удачи – За работу! В добрый час! 

(Объяснение работы с маршрутным листом и критериями оценивания.)Ребята, у каждого из вас лежит маршрутный лист. За каждый вид работы на уроке вы будете проставлять себе баллы. И в конце урока выставить себе отметку.

Актуализация знаний (2 мин)

Ребята, давайте вспомним, какую тему мы изучали с вами на прошлом уроке? ( Умножение и деление степеней с одинаковым основанием).

Чему мы научились?

Целеполагание

(2мин)

Сегодня мы продолжим работать по теме «Умножение и деление степеней с одинаковым основанием». Какие цели вы можете поставить исходя из темы урока? (Дети ставят перед собой цели). Учитель обобщает цели!

Устный счет

(3 мин)

  1. Дайте определение степени.

  2. Представьте произведения в виде степеней

9·9·9 = 9³

(-х)(-х)(-х)(-х)(-х) = (- х)⁵

(а-с)(а-с) = (а – с)²

  1. Найдите значение выражения

(-2)⁴ = 16

= -1/32

(- 0,1)³ = -0,001

Проверка домашнего задания.(5 мин)

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Что было задано на дом?

Сравните свое решение, с решением, которое представлено на слайде.

Какое правило вы применяли при выполнении №408, №409? (умножение степеней с одинаковым основанием). Как выполнить умножение степеней с одинаковым основанием?

Какое правило применяли при выполнении №414, №415? (деление степеней с одинаковым основанием). Как выполнить деление степеней с одинаковым основанием?

Оцените работу согласно критериям и проставьте баллы в маршрутный лист.

Закрепление

  1. ин)

  1. Работа по учебнику (с контролерами)

Откройте учебник на 95 стр. № 410.

Прочитайте задание. Чем данное задание отличается от тех,которые мы с вами уже выполняли? (разное основание). Подумайте в парах, как можно решить это задание. Один учащийся решают у доски с комментированием, остальные самостоятельно в тетрадях.

С.96, № 417. Прочитайте задание.

В чем особенность данного задания? (дробная черта). Что означает дробная черта? (деление). Обсудите в парах решение данного задания. Один учащийся решают у доски с комментированием, остальные самостоятельно в тетрадях. После проверка.

Физкультминутка

Чему равна степень числа с нулевым показателем? (степень числа а с нулевым показателем равна единице.)

№420 устно. Задание представлено на слайде.

Найдите значение выражение.

№418. Один учащийся у доски с комментированием, остальные в тетради.

Самостоятельная работа

(13 мин)

Переходим к выполнению самостоятельной работы. У каждого из вас лежит конверт с заданием. В каждом конверте 3 карточки разного цвета. Розовая карточка содержит задания на отметку «5», зеленая карточка на «4», желтая карточка на «3». Выберите ту карточку, с которой вы можете справиться.. После выполнения проверяют по готовым ключам и выставляют отметки согласно критериям. (самопроверка)

Подведение итогов

(3 мин)

1.. Выставление отметок.

2. Домашнее задание.

3. Подведение итогов.

4. Проведение рефлексии.

infourok.ru