Пошлость Пошлый Пошляк. В пошлое


это что такое? Значение, определение и синонимы слова "пошлость"

"Пошлость" – это слово, происхождение которого уходит своими корнями в историю, когда письменность была диковинкой. Его первые значения существенно отличались от современных, ввиду того что многих понятий в тот период не существовало вообще. За всю историю русского языка редко можно найти слово, которое в каждой эпохе приобретало новый смысл.

Историческая справка

Слово появилось от глагола «пойти» и до 17 века означало принадлежность к старине. Оно употреблялось в таких значениях, как старинный, исконный, дань, налог. С приходом к власти царя Петра І отношение к прошлому изменилось, и значение слова «пошлость» приобрело несколько иной смысл, более негативного характера. Появились такие его определения, как маловажный, простоватый, низкий, обычный. В 19-ом веке известный русский ученый и писатель Владимир Иванович Даль, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка», добавляет новые значения слова пошлость, большинство из которых употребляются до сих пор. Тогда и появляются понятия «вульгарность», «неприличие», «подлость», «тривиальность». Становятся более употребляемыми словоформы «пошляк», «пошлячка», «пошлятина».

В очерке С.М. Соловьева о писателях 18 века замечено, что как раз этот период ознаменовался окончательным отречением от старины, так как под использованием этого слова часто скрывали свои низменные побуждения. Сторонники новизны считали, что пошлость – это все, что идет врозь с их мировоззрением и понятиями о светлом будущем.

Во многих словарях «пошлость» исчезает до конца 18 - начала 19 века. Неизменной до нашего времени осталась лишь одна из его словоформ – «пошлина», означающая налог или денежный сбор.

Слово «пошлость» в литературе

В начале 19-го века слово «пошлость» получило второе рождение и начало широко использоваться не только обычными людьми, но и известными писателями и поэтами в своих произведениях, многие из которых стали классикой русской литературы. До данного времени употреблялось прилагательное «пошлый», к которому добавился суффикс «-сть», и получилось слово, популярное и поныне.

Такие писатели, как Петр Андреевич Вяземский, Николай Васильевич Гоголь, часто отзывались о своих соратниках по перу Александре Пушкине, Василии Жуковском, используя понятие «пошлость». Высказывая мнение, они описывали свое видение творений известных коллег, считая многие из них недостойными внимания. Попросту сказать, банальными и бездарными без какого-либо оттенка новизны. Со второй половины 19-го века значение слова «пошлость» опять изменяется. Появляются значения «заношенность», «затасканность», «стереотипность».

Синонимы слова «пошлость»

В современном русском языке к слову «пошлость» синонимы подобрать довольно просто. Однако они будут существенно отличаться в зависимости от сферы, в которой используются. Например, если речь пойдет о моде, то о нарядах часто говорят, что они «безвкусны», «бесцветны». Синоним «вульгарный» подойдет сразу как к моде, так и к речи или поведению. «Шаблонный» или «тривиальный» охарактеризуют любое применение стереотипа. По отношению к СМИ часто используют определение «бульварный», которое характеризует низкий рейтинг издания. Если речь идет о часто используемой фразе или шутке, говорят, что она «избитая». Человека с узким кругозором называют «ограниченным», что, по своей сути, также сходно с понятием «пошлость».

Пошлость сегодня

Сегодня ответ на вопрос о том, что такое пошлость, вряд ли будет однозначен, так как это понятие можно рассмотреть с нескольких сторон. Например, «пошлость», определение которой в общении ознаменовывается использованием нецензурной лексики, оскорбляющей честь и достоинство других людей. Однако бранные слова настолько плотно вошли в нашу жизнь и достигли такого уровня, что способны заменить некоторые общепринятые понятия, свойственные чистой литературной речи. Повсеместное их употребление пагубно влияет на развитие человека как личности, снижая словарный запас и делая более ограниченным. С другой стороны, слово «пошлость» имеет интимную подоплеку. Свободный доступ широких масс к самым сокровенным моментам жизни мужчины и женщины значительно опошлил взаимоотношения с противоположным полом.

Пошлость в обществе

Пошлость в обществе проявляется в первую очередь в поведении многих общественных деятелей, политиков, звезд эстрады, театра и кино. Сейчас в моде так называемый «черный пиар», благодаря которому многие из перечисленных выше благополучно поднимают рейтинг. Если проанализировать тематику скандалов вокруг известных людей, то их условно можно разделить на несколько категорий:1. Вызывающее поведение.2. Увлечение алкоголем или наркотиками.3. Нарушение закона (наиболее распространенные - драки и ДТП, чаще всего в нетрезвом виде).

В последнее время политические деятели с трибуны также не брезгуют использовать нецензурную брань или прямо в зале заседаний применять рукоприкладство, что с удовольствием транслируют все телеканалы как отдельно взятой страны, так и мирового уровня.

Пошлость в архитектуре

Что означает «пошлый» в архитектуре? Если рассматривать значение с точки зрения стереотипности, как оно определялось в конце 19 века, то многие города бывшего СССР подходят под эту категорию. Большинство муниципальных зданий и жилых массивов строилось по определенному шаблону.

Поэтому, приезжая в любую из республик, до сих пор чувствуешь себя, словно в родном городе, где все строения той эпохи на один манер. Тогда главным было количество, т. е. чем больше построят, тем лучше. Поэтому многие строения постепенно начали обрушаться под воздействием осадков.

Что такое пошлость в современных постройках? Это в первую очередь использование драгоценных металлов при изготовлении обычных бытовых вещей типа дверных ручек с вкраплением алмазов или золотой сантехники. Таким могут побаловать себя лишь единицы, однако, выставляя свои особняки на всеобщее обозрение, они вызывают скорее негативное отношение к себе со стороны окружающих.

Пошлые шутки – что это?

О том, что такое пошлость в анекдотах и различных шутках, сейчас сказать сложно, так как то, что считалось зазорным ранее, сейчас воспринимается как норма. К примеру, смех вызывают истории о наркоманах «под кайфом», сотрудниках ГАИ и милиции, не вовремя приехавших из командировки мужьях. В сравнении с шутками времен СССР, нынешние стали более жесткими, колкими, обидными. Пересматривая современные юмористические программы, приходишь к выводу, что многие из них готовы смеяться даже над человеческим горем. Часто пошлость граничит с остроумием, но редко кто улавливает эту грань. Из-за, казалось бы, невинной на первый взгляд шутки может затаиться обида на всю жизнь. Поэтому нужно предельно осторожно шутить над поступками людей или высмеивать внешний вид, чтобы не заработать в их лице врагов. Вот что такое «пошлость» в современном масштабе.

fb.ru

ПОДСЛУШАНО ПОШЛОЕ » Подборки приколов, дтп, фото и историй © YAUSTAL.com

У каждого человека есть своя любимая группа или любимое сообщество в какой-либо социальной сети. Иногда это группа не совсем приличная, поэтому нет возможности в открытом режиме подписаться на неё и прочитывать свежие посты. Мы предлагаем вам очередную порцию из серии интересных постов в группе «Подслушано пошлое». Сегодняшняя запись: Подслушано пошлое (20 фото) предлагает посмотреть несколько интересных и запоминающихся постов, вместе с комментариями из данной группы в социальной сети ВКонтакте.

Мы советуем Вам обратить внимание на комментарии к каждой картинке, ведь чаще всего много смешного именно в них. На нашем сайте Вы также можете ознакомиться с другими веселыми записями, в которых представляются прикольные картинки, какие-то странности в поведении пользователей социальных сетей, а также многое другое.

Должное место в этом богатом разнообразии занимают и записи в которых мы представляем самые интересное моменты, которые были опубликованы в течении определенного промежутка времени. Если Вы зарегистрируетесь на нашем сайте и картинки будут доступны в высоком разрешении, в более высоком, чем доступно обычным гостям портала.

123456789101112131415161718192021Предыдущая часть ТУТ

yaustal.com

пошлый - это... Что такое пошлый?

  • ПОШЛЫЙ — В истории некоторых слов отражается смена основных культурных эпох русской истории. В экспрессии слова бывает запечатлена оценка старого, отживающего историко бытового уклада и мировоззрения. Слово пошлый чисто русское, народное слово. Оно… …   История слов

  • ПОШЛЫЙ — ПОШЛЫЙ, пошлая, пошлое; пошл, пошла, пошло. Заурядный, низкопробный в духовном, нравственном отношении, чуждый высших интересов и запросов. Пошлый человек. Пошлая среда. Пошлые вкусы. || Безвкусно грубый, избитый, тривиальный. Пошлый комплимент.… …   Толковый словарь Ушакова

  • пошлый — Грубый, грубоватый, грязный, заурядный, низкий, низменный, плоский, площадный, безвкусный, бесцветный, балаганный, банальный, бульварный, вульгарный, тривиальный, шаблонный, неприличный; избитый, надокучивший, известный, общеизвестный. Избитая… …   Словарь синонимов

  • ПОШЛЫЙ — ПОШЛЫЙ, ая, ое; пошл, пошла, пошло. Низкий в нравственном отношении; безвкусно грубый. П. анекдот. Пошлая среда. Пошло (нареч.) выражаться. | сущ. пошлость, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • пошлый — пошлый, кратк. ф. пошл, пошла (допустимо пошла), пошло, пошлы и пошлы; сравн. ст. пошлее …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • пошлый — прил., употр. сравн. часто Морфология: пошл, пошла, пошло, пошлы и пошлы; пошлее; нар. пошло 1. Пошлым вы называете того, кто в духовном, нравственном отношении не вызывает у вас симпатии. Этот Петя довольно пошлый тип. = низкий, ничтожный 2.… …   Толковый словарь Дмитриева

  • пошлый — Искон. Возникло из пошлый «старинный, исконный» > «обычный» (еще в XIX в.). См. пошлина …   Этимологический словарь русского языка

  • пошлый — ая, ое.    Существующий издавна, стародавний; обыкновенный, обычный, банальный.    ► Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность. // Гоголь. Мертвые души //; Онегин с Ольгою пошел, Ведет ее …   Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

  • пошлый — др. русск. пошьлъ старинный, исконный; прежний, обычный ; см. Срезн. II, 1335 и сл. Ср. знач. нем. gemein общий, всеобщий; низкий, подлый . От по и ходить, шел (Преобр. II, 119) …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Пошлый — I прил. 1. Низкопробный в духовном, нравственном отношении, чуждый высоких интересов и запросов; заурядный. 2. Безвкусно грубый, избитый, банальный. 3. Вульгарный, содержащий что либо неприличное, непристойное. отт. Выражающий, обнаруживающий… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • popular.academic.ru

    ПОШЛЫЙ - это... Что такое ПОШЛЫЙ?

  • ПОШЛЫЙ — В истории некоторых слов отражается смена основных культурных эпох русской истории. В экспрессии слова бывает запечатлена оценка старого, отживающего историко бытового уклада и мировоззрения. Слово пошлый чисто русское, народное слово. Оно… …   История слов

  • пошлый — Грубый, грубоватый, грязный, заурядный, низкий, низменный, плоский, площадный, безвкусный, бесцветный, балаганный, банальный, бульварный, вульгарный, тривиальный, шаблонный, неприличный; избитый, надокучивший, известный, общеизвестный. Избитая… …   Словарь синонимов

  • ПОШЛЫЙ — ПОШЛЫЙ, ая, ое; пошл, пошла, пошло. Низкий в нравственном отношении; безвкусно грубый. П. анекдот. Пошлая среда. Пошло (нареч.) выражаться. | сущ. пошлость, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • пошлый — пошлый, кратк. ф. пошл, пошла (допустимо пошла), пошло, пошлы и пошлы; сравн. ст. пошлее …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • пошлый — прил., употр. сравн. часто Морфология: пошл, пошла, пошло, пошлы и пошлы; пошлее; нар. пошло 1. Пошлым вы называете того, кто в духовном, нравственном отношении не вызывает у вас симпатии. Этот Петя довольно пошлый тип. = низкий, ничтожный 2.… …   Толковый словарь Дмитриева

  • пошлый — ая, ое; пошл, пошла/, по/шлы 1) О человеке: ничтожный, мелкий в духовном, нравственном отношении. Пошлый тип. Пошлое окружение. Синонимы: бессты/дный, гря/зный, цини/чный 2) Свойственный такому человеку. Пошлая усмешка …   Популярный словарь русского языка

  • пошлый — Искон. Возникло из пошлый «старинный, исконный» > «обычный» (еще в XIX в.). См. пошлина …   Этимологический словарь русского языка

  • пошлый — ая, ое.    Существующий издавна, стародавний; обыкновенный, обычный, банальный.    ► Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность. // Гоголь. Мертвые души //; Онегин с Ольгою пошел, Ведет ее …   Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

  • пошлый — др. русск. пошьлъ старинный, исконный; прежний, обычный ; см. Срезн. II, 1335 и сл. Ср. знач. нем. gemein общий, всеобщий; низкий, подлый . От по и ходить, шел (Преобр. II, 119) …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Пошлый — I прил. 1. Низкопробный в духовном, нравственном отношении, чуждый высоких интересов и запросов; заурядный. 2. Безвкусно грубый, избитый, банальный. 3. Вульгарный, содержащий что либо неприличное, непристойное. отт. Выражающий, обнаруживающий… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • dic.academic.ru

    Качество личности Пошлость Пошлый Пошляк

             Пошлость – склонность с ложной претензией придерживаться такого образа жизни и мышления, который вульгаризирует человеческие духовные ценности.

           Составляя представление о пошлости, первое, что приходит на ум – тривиальность, избитость, банальность, обыкновенность, обыденность и подражание.  Даже вульгарность способна быть привлекательной и самобытной: «Великое искусство, — писал Б. Брехт, — всегда немного вульгарно». Пошлость начисто лишена оригинальности и очарования, она сера и уныла, как хмурое утро похмелья. Даже в дуальной паре «Безобразное – Прекрасное» первое понятие контрастирует со вторым, только углубляя наше понимание красоты и великолепия мира. Пошлость, с эстетическим апломбом пародируя и подражая прекрасному, изгаживает его отсутствием вкуса, уничтожает истинную смысловую нагрузку оригинала. Хороший вкус как раз и является антиподом пошлости. В. Набоков писал: «Пошлость — это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная,  поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность.  Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и  творим нравственный суд. Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым».

           В. Набоков точно подметил,  что определяющим для пошлости является ложная претензия: пошлость — это нечто «ложно значительное, ложно красивое, ложно умное, ложно привлекательное». Вредоносное влияние пошлости состоит в приписывание эстетической значимости объектам и обстоятельствам внешнего мира, которым выпало несчастье с ней столкнуться. Например, в живой, теплой и милой обыденности нет никакой пошлости, пока кто-то не начнет приписывать ей особой значимости и дополнительной эстетической ценности, а кто-то эту оценку не разделяет. Обои в цветочек, кремовые шторы и поход за грибами независимо от людских оценок не могут быть пошлыми, таковыми они становятся, когда в них видят избыточную эстетическую важность.

              В. Шукшин в «Любавиных» показывает, как насаждается пошлость: «Завтра, в воскресенье, мы, например, организуем рейд под названием: «Долой пошлость!» Будем заходить в дома и объяснять хозяевам, особенно молодым, что всякие картинки с лебедями, разные кошечки, слоники — все это ужасная безвкусица, мещанство. Это не красиво, а пошло. Надо объяснять людям, что это некультурно. Чем так засорять свои комнаты пестрым хламом, лучше купить две-три хорошие репродукции картин больших мастеров и повесить у себя. Это, кстати, будет и дешевле. И это будет культурно».

         Этот отрывок из «Любавиных» рисует порочный круг пошлости. Осуждая картинки с лебедями, как пошлость, «миссионеры» в своих глазах возвышаются над людьми, погрязшими в мещанстве. Снисходительно поглядывая на них, они думают: «Вот наши ценности – истинные, мы избранные, со своим социалистическим реализмом мы бесконечно превосходим таких отсталых и мелкобуржуазных людей».  «Миссионер» новых эстетических ценностей, вынося приговор пошлости мещанства, на самом деле крутится в порочном круге пошлости. Удовольствие, испытываемое от превосходства над мещанами, является одним из самых тривиальных и банальных путей, а это, как известно, неотъемлемые атрибуты пошлости.

          Пошлость бездумно заимствует внешние атрибуты не понятой ею моды, культуры или манер поведения. Поэтому выглядит перед окружающими как белая ворона, как помпезная пародия на изысканность и самобытность.   Характерный пример описал И. Бунин в рассказе «Митина любовь»: «Читала она с той пошлой певучестью, фальшью и глупостью в каждом звуке, которые считались высшим искусством чтения в той ненавистной для Мити среде, в которой уже всеми помыслами своими жила Катя: она не говорила, а все время восклицала с какой-то назойливой томной страстностью, с неумеренной, ничем не обоснованной в своей настойчивости мольбой, и Митя не знал, куда глаза девать от стыда за нее».

         В противовес пошлости изысканная простота при первом же на нее взгляде разоблачает фальшь пошлости.  В частности В. Набоков писал: «Я утверждаю, что простой, не тронутый цивилизацией человек редко бывает пошляком, поскольку пошлость предполагает внешнюю сторону, фасад, внешний лоск. Чтобы превратиться в пошляка, крестьянину нужно перебраться в город. Крашенный от руки галстук должен прикрыть мужественную гортань, чтобы восторжествовала неприкрытая пошлость». Иными словами, пошлость ассоциируется не с грубой телесностью, а с пародийными попытками демонстрации утонченности и возвышенности.

         Пошлость по своей сути повторяема и банальна, как «Собачий вальс», пошлый курортный роман или «любовь» между зятем и тещей. Она предсказуема и не оригинальна, как ежедневный поход детей в школу. Претендуя на оригинальность и эксклюзивность, пошлость на самом деле означает повторение одного и того же в разных интерпретациях.

         Когда речь заходит о непристойностях, пошлость попадает в одну компанию с вульгарностью, а это не совсем справедливо. Круг значений и пошлого, и вульгарного: 1) обыкновенный, простонародный; 2) безвкусный; 3) непристойный; 4) банальный, тривиальный. Однако пошлость в отличие от вульгарности ассоциируется с внутренним содержанием личности, его вкусовыми пристрастиями. Как-то язык не поворачивается сказать «пошло одет», скорее сочетается «вульгарно одет», «вульгарно покрашена», «вульгарная внешность». Кроме того, вульгарность созвучна с непристойностью, поскольку груба и телесна. Пошлость может быть лишена грубости, но компрометирует обладателя этого качества, так же сильно, как непристойное обращение с интимной стороной человеческой жизни.

        В басне Сергея Михалкова во всей «красе» показано пошлое поведение: «На свадьбу к молодым явился Гость с букетом и свой презент невесте преподнёс.  «Я шёл на кладбище, — он пошутил при этом, — да изменил маршрут и вам цветы принёс!..» Такой бестактности никак не ожидали! Невесту бедную пошляк довёл до слёз и вылетел за дверь – ему по шее дали! Бестактность с пошлостью – две стороны медали. Тактичных пошляков ещё мы не видали».

    Петр Ковалев Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

    (Просмотров 837 всего, 1 сегодня)

    podskazki.info

    Что такое пошлость

    Автор: Владимир Мананников

    Слово «пошлость» имеет множество толкований, но практически все они сводятся к категориям бездуховности, банальности, вульгарности и непристойности.

    Попробуем разобраться, что понимали под этим термином предки и как его значение изменилось в наши дни.

    Как распознать пошлость?

    Удивительный факт: определять, что такое пошлость, нам помогает внутреннее чутье – мы видим ее за версту. А вот дать конкретное описание явлению весьма проблематично.

    Нечто серое, скучное, банальное и безликое может быть настолько же пошлым, насколько и нарочито красивое, вульгарно-шикарное, претендующее на оригинальность, претенциозное и выставляемое напоказ.

    Кроме того, пошлым может быть нечто безвкусное или безнравственное, слишком «плоское» (на примере шутки) или скабрезное.

    В плане поступков пошлость, как правило, означает выход за рамки приличий, несоблюдение этикета, распускание двусмысленных комментариев и намеков.

    Сальные шутки на тематику «ниже пояса», популярные в банях, саунах и брутальных мужских компаниях, тоже считаются пошлыми.

    Однако стоит признать, что границы безнравственного и безвкусного у каждого свои.

    Кто-то зардеется и смутится от одного подобного анекдота, а другой, наоборот, скажет «Жизненно и метко!»

    Высшая пошлость – это полнейшая аморальность и бездуховность, лежащие в основе действий или слов.

    Это отсутствие культуры – как личное, так и массовое (касается всех потребителей опошленной продукции и ценителей псевдоискусства).

    Что такое пошлость – тогда и сейчас

    Пошлость ситуативна и неорганична: это всегда нечто неуместное, несвоевременное, неподобающее случаю.

    Когда бухгалтер приходит на респектабельный корпоратив в вульгарном наряде «женщины-кошки», едва втиснувшись в полупрозрачный латекс, и костюм ее, и поведение выглядят пошлыми, непристойными.

    Однако, решив порадовать своего мужа на 14 февраля, и в рамках ролевой игры, в интимной атмосфере облачившись в тот же наряд, она едва ли заслужит порицание.

    Чаще всего пошлость порождается глупой модой, грубоватой безвкусицей и дисгармонией. Ее верной последовательницей становится дама в возрасте, принарядившаяся в леопардовое платье-мини, обтягивающие кожаные лосины и красные ботфорты.

    Или домохозяйка, оформившая свою малогабаритную квартиру в стиле нарочитого барокко – с золотыми драпировками, стразами в потолке, бархатом и люрексом.

    Пошлости свойственен перебор всех мастей. Она всегда «чересчур». Немножко люрекса еще куда ни шло, но двадцать квадратных метров – уже слишком!

    Исконное значение слова «пошлость» - что-то давно известное, старое и уже наскучившее, вроде бородатого анекдота.

    Пошлым в этом смысле может быть тривиальный роман или заурядная песня. «Боже, какая пошлость!» воскликнет умная дама, услышав избитый комплимент.

    Пошлость в искусстве

    У некоторых чувствительных и высоконравственных натур из околокультурных кругов имеется особых нюх на пошлость.

    Придет такой критик-театрал на новый спектакль и выскочит в антракте с раздражением на лице. И всем, разумеется, расскажет, что и игра актеров, и работа художников, и режиссерские ходы были одной сплошной пошлостью.

    Однако он и сам не сможет объяснить, в чем именно она заключалась: это осознание пришло на уровне интуиции или иного седьмого-восьмого чувства. Вроде бы и не вульгарно, и ново, и не безнравственно, а все равно – пошло!

    Пошлость в искусстве, в целом, очень трудно поддается толкованию и не вмещается в конкретные границы.

    Для кого-то связка бананов, аляповато изображенная на холсте, покажется верхом бездарности, а кто-то вдумчиво скажет «Поп-арт!».

    Каждый чувствует пошлость, но любой – по-своему, считая от собственных нравственных и вкусовых координат.

    Есть и еще одна версия, в какой-то мере оправдывающая «вечных пошляков»: это промежуточное состояние между жанрами, неумелое скрещивание направлений, зависание посередине двух нормальных, привычных миру явлений или категорий. «Ни то, ни се» (и не классика, и не авангард).

    Самую меткую характеристику пошлости дал Набоков: «самодовольное мещанство», да не простое, а с претензией на величие.

    В его описании максимально точно уловлено современное значение слова: это «явная бездарность», «ложная значительность» и «поддельная красота».

    Иначе говоря, - дешевое ремесленничество, претендующее на звание «предмета искусства», кричащая глупая мода, манерное поведение некоторых особ.

    По сути, пошлость – это пустая, бездушная подделка, в которую не вложено ничего, ни таланта, ни души, ни мудрости, ни красоты.

    dobro.pw

    Литературный сайт Строка - О пошлости.

    "Пошлость есть совершенная удовлетворенность, довольство и даже веселье от плоскости небытия, окончательное выбрасывание на поверхность. Пошлость и есть этот мир, окончательно забывший об ином мире и почувствовавший довольство. Пошлость – есть потеря всякой оригинальности, определяемость жизни исключительно извне».Н.А.Бердяев, О назначении человека.

    «Дачи и дачники — это так пошло, простите»А.П.Чехов, Вишневый сад.

    * * * * *

    После некоторого раздумья решил посвятить отдельную статью пошлости в стихосложении.

     

    В русском языке есть слова, вызывающие головную боль у переводчиков своей непереводимостью: хам — хамство, жлоб, похабный, или еще лучше — похабень.Пошлость является одним из самых известных непереводимых русских слов.

    Слово «пошлый» — чисто русское, народное слово. Оно представляет собою отглагольное прилагательное, точнее, причастие от глагола пойти (ср. выражение «пошло» — «ведется исстари»), превратившееся в имя прилагательное. Это слово идет из дописьменной древности. В русских памятниках делового языка, в актах и грамотах до XVII в. оно употребляется в значениях: 1) исстари ведущийся, старинный, исконный; искони принадлежащий; 2) прежний, обычный (ср. значение слова пошлина в древнерусском языке).

    Оживление слова «пошлый» и широкое его распространение в стилях русского литературного языка с начала XIX в. было вызвано интересом к русской истории, к старинной письменности и ее языку.

    «Пошлость» обозначает не только свойство пошлого, но и пошлый быт, пошлый поступок, пошлые выражения, замечания. Экспрессивная окраска слов пошлый, пошлость становится к середине XIX в. все более резкой. В. И. Даль в своем словаре, указав старинные значения слова пошлый — в соответствии с словарем 1847 года, так характеризует современные, т. е. свойственные русскому языку 50—60-х годов, значения слова пошлый: «ныне: избитый, общеизвестный и надокучивший, вышедший из обычая; `неприличный, почитаемый грубым, простым, низким, подлым, площадным; вульгарный, тривиальный : «Эти пошлые романы надоели. Пошлые шутки или речи».

    В русском литературном языке второй половины XIX и начала XX века продолжают обостряться и определяются эти же значения и оттенки слова «пошлый». В словаре Д. Н. Ушакова слово пошлый толкуется так: «Заурядный, низкопробный в духовном, нравственном отношении, чуждый высших интересов и запросов. П. человек. Пошлая среда. Пошлые вкусы. // Безвкусно-грубый, избитый, тривиальный. П. комплимент. П. анекдот. Пошлая песенка. П. роман.».

    Особенно обостренное отношение к пошлости характерно для умонастроения, которое связывается с представлением о «левых» политических взглядах. Корней Чуковский в книге «Мастерство Некрасова» пишет, что слово «пошлый» (и «пошлость») «к шестидесятым годам все больше и больше окрашивалось политическим смыслом и приобретало оттенок: застой, оцепенелость, омертвение чувств, приверженность к старым порядкам». Далее он замечает, что основное отношение революционных демократов к пошлости — «активная, не знающая примирения ненависть». В противовес этому люди «правых» взглядов иногда готовы выступать с апологией пошлости.

    Характерно высказывание В. Шульгина, приведенное в его книге «Дни»: «все женщины жаждут самодержца... Я знаю, вы скажете, что это «пошлость»... Но заповеди «не убий» и «не укради» — тоже «пошлость»... Однако пошлости такого рода обладают таким свойством, что стоит только от них уклониться и начать «оригинальничать», как мир летит вверх тормашками».

    Главным борцом с пошлостью в истории мировой культуры является В.В.Набоков.Он писал: «У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольного величественного мещанства — пошлость. Пошлость — это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим нравственный суд. Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым»*.

    Образцом пошлости в русской культуре являются персонажи рассказа Чехова «Ионыч»: фразы «Мороз крепчал», «Умри, несчастная!», «Вы не имеете никакого римского права» являются пошлыми потому, что произносящие их персонажи приписывают им эстетическую ценность, каковой они, очевидно, не обладают.

     

    Салтыков-Щедрин и Чехов когда-то клеймили пошлость, имея в виду подлую обыденность, которая подобно зловонному болоту засасывает человека, постепенно убивая в нем высокие устремления, прекрасные мечты. Потом обличение мещанского уюта, особенно в лице канареек и гераней (вариант — фикусов), отвлекающих человека от движения к светлому будущему, стало обычным в советской культуре.

    Материализованное выражение пошлости представил Достоевский в форме «клетчатого господина» — знаменитого гостя Ивана Карамазова. И фантастически выпукло пошлость им изображена и выражена в знаменитом музыкальном пассаже Лямшина, когда грозное звучание «Марсельезы» вдруг превращается в издевательскую приторную «М ein lieber Augustin». Набоков своих в «Лекциях по русской литературе» полностью цитирует этот момент из «Бесов».

    ***

    Что такое пошлость в XXI веке?Некоторые специалисты полагают, что «пошлость не может быть определена и не поддается классификации. Пошлость эстетична, потому что по природе своей она средство выражения. Как инструмент выразительности, пошлость являет себя в слове и поступке. Как жест, она не только выразительна, но и изобразительна.»

    И всё же, обобщив различные определения пошлости, можно утверждать, что пошлость - это морально-эстетическое понятие, имеющее следующие характеристики:

    1. Образ жизни и мышления, который вульгаризирует человеческие духовные ценности, низводит их до уровня ограниченно-обывательского понимания, понижает саму идею достоинства личности.

    В основе представления о вульгарном и пошлом лежит одна и та же идея — идея обыкновенности, расхожести. И вульгарность, и пошлость присущи толпе или, как любил говорить Пушкин, черни.

    В пошлых анекдотах встречаются вульгарные выражения, а вульгаризаторы имеют обыкновение опошлять научные концепции. То есть у этих двух слов похожая структура многозначности. Круг значений и пошлого, и вульгарного: 1) обыкновенный, простонародный; 2) безвкусный; 3) непристойный; 4) банальный, тривиальный. 

    2. Действие, ситуация, предмет или высказывание, которым человек приписывает некую эстетическую значимость. Т.е. пошлость в данном контексте – это снобизм и, говоря словами В.Набокова, «ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность».Так, гриб, цветок или морская раковина — так же как и хождение на работу или в лес за грибами — сами по себе не могут быть пошлыми: они могут стать таковыми только в том случае, если кто-то приписывает им какую-то дополнительную эстетическую ценность, которая у данных объектов отсутствует.Неотъемлемой составляющей этой разновидности пошлости является пафос (греч. πάθος — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением.В данном случае пошлостью является псевдо-пафос.

    3. Штамп, клише, банальность, тривиальность (от латинского обозначения развилки трех дорог, где обычно стояли проститутки).

    Слово «пошлость» выражает самую убийственную эстетическую оценку, какая есть в русском языке. Это понятие, может быть, столь же всеобъемлющее как понятие прекрасного. Но пошлое гораздо хуже безобразного. Безобразное контрастирует с прекрасным, тем самым только подтверждая наше представление о красоте. Пошлость компрометирует прекрасное, потому что обычно подражает ему, и пародия иногда лишь неуловимо отличается от оригинала. Но пошлость убивает в каждом явлении то, что составляет его сокровенный смысл, и поэтому она невыносимо оскорбительна для вкуса.Пошлость всегда шаблонна, цитатна и вне творчества, т.к. берёт за основу уже существующие модели.

    Синонимы пошлости: безвкусный, вульгарный, скабрезный, моветон, мещанский, обывательский, филистерский; позже усвоено слово кич (китч), а иногда в близком к нему смысле используется слово лубок.

    Пошлым может быть что угодно. Пошлость неуловима, беспредметна и знаки ее аморфны. И поскольку это так, то пошлость по природе феноменальна. Она есть изнаночное состояние нормальных жизненных проявлений.

    Пошлость — характернейшая черта нашего мышления. Мы ее замечаем, наблюдаем в мире Другого, но в мире Себя, чаще всего из-за отсутствия самоиронии и излишне серьезного отношения к себе, не видим.

    Выдавить из себя пошляка еще труднее, чем раба. Для этого ты должен увидеть в себе пошлость. Поскольку же это связано с такой эфемерностью и летучей чувственностью, как вкус, а позывы к сладострастью забивают и убивают вкус, то это случается очень редко.

    К многообразным проявлениям пошлости относятся: - ограниченность интересов, - низменность мотивов, - мелочность в действиях, прикрываемые высокопарными рассуждениями и сентиментальной мечтательностью, - превращение обывательски понимаемой «мудрости жизни», себялюбивого благоразумия в жизненный моральный принцип, - самодовольная посредственность, утверждающая себя путем воинствующего отрицания и осмеяния всего истинно возвышенного, героического, великого, выходящего за рамки обыденного,- некритически-догматическое усвоение «прописных истин» и попытки с их помощью разрешать сложные жизненные проблемы, - узкий кругозор, упрощенное понимание действительности и предъявляемых ею требований, - отсутствие чувства юмора и остроумия и обусловленная этим способность постоянно попадать в комическое положение, - вульгарность во вкусах, рабское подражание моде и далеко не лучшим эстетическим образцам в одежде и манерах

    Пошлость как аромат летуча. Она нечто вроде дурного запаха. Скажем, при чтении графоманских стихов, «чернухи», халтуры кто не испытывал нечто, что выражалось в словах «вонючая книга». Пошлость именно заслуживает площадную брань: ведь иначе с ней не справишься.

    Обширный класс объектов, которые могут быть охарактеризованы как пошлые, составляют речевые произведения. Высказывание может быть названо пошлым, если в нем содержится претензия на остроумие, оригинальность или глубину мысли.

    Пошлость и снобизм – это две стороны одной медали.

    Если говорить о стихотворчестве, то поэт-пошляк - сторонник упрощенного подхода к написанию стихов, то есть «приземлённого», вульгарного, неприличного, грубого. Он не пытается выглядеть кем-то другим и не скрывает своего примитивизма и дурновкусия, не осознавая их или, наоборот, выпячивая и прикрываясь ими, как щитом принципа.Декларации некоторых поэтов: «Я не поэт», «Я графоман», «Я не поэт, но и не графоман», «Я не поэт, а мои сочинения не стихи», - безусловно, являются пошлостью.

    Поэт-сноб, напротив, оставаясь в душе пошляком, любит всё усложненное, ложно-возвышенное и витиеватое. Это у поэтических снобов можно встретить пустые и ни-о-чём-ные стихотворные имитации, с нагромождением «красивых» и сложнозакрученных по форме и смыслу словесных конструкций. Снобы намного хуже откровенных пошляков, т.к. из-кожи-лез-но мимикрируют под поэтов. А это вредит как всему литературному сообществу, так и отдельно взятым «незрелым» авторам, которые могут попасть под влияние псевдо-поэтов.

    Наиболее часто пошлость встречается в гражданской (патриотической), пейзажной и любовной лирике.

    Миллионы стихов посвящены действующему в стране политическому строю, органам государственной власти, их руководителям и т.д.Указанные сочинения изобилуют пошлостью в виде речевых штампов и псевдо-пафоса.

    Такая пошлость встречается и в пейзажной лирике. Когда поэт, например, описывая иву, возвеличивает её до такой степени, что чуть ли не наделяет её космическим разумом.Или когда используются заштампованные слова и выражения. Например, «девицы-берёзки», «белая берёза», "небо голубое", "белый снег" и т.д.

    Но хуже всего с пошлостью обстоит дело в любовной лирике. С одной стороны, это связано с тем, что за тысячи лет о любви уже столько всего сказано, что сказать нечто новое и оригинальное практически невозможно.С другой стороны, любовная лирика затрагивает такую сторону человеческих взаимоотношений, в которой грань между тем, что пошлО, и тем, что пОшло, весьма тонка.

    Снижают эстетическую и художественную ценность речевые трафареты:

    1) избитые рифмы:- любовь – морковь - кровь – вновь - новь.- мужчина - причина- местоименные рифмы: моей - твоей, его - твоего и т.п.- слёзы – грёзы – морозы - розы

    2) шаблонные слова и словосочетания:- страстный взгляд- страстная любовь- страстный поцелуй- страстная женщина и т.д. (вообще, надо быть очень осторожным с эпитетом «страстный», ибо почти всегда он пошлый)

    - сладострастье - томный взгляд- озёра глаз («твоих бездонных», конечно же)- знойная женщина («мечта поэта»; к данному эпитету относится то же, что и к эпитету «страстный»)- пантера, рысь (о женщине)- чувственные губы (сладкие, спелые, алые)- жаркие объятия- нежные ласки

    Неизбежно приводят к пошлости нецензурная и обесценная лексика, а также вульгаризмы, которыми изобилует эротическая лирика.

     Поскольку стиль художественной речи избегает терминов, поэтам приходится несладко в поисках эквивалентов тех слов, которыми обычно обозначают те или иные органы и части тела в медицине, а также всем известный физиологический акт продолжения рода.

    В результате стихи такого жанра изобилуют, следующими речевыми штампами-пошлизмами (в лучшем случае):- нефритовый стебель- жезл- цветок- девочка- киска- райские врата- сосочки (как правило «вишенки»)- нектар- мёд- роса- влага

    Некоторые поэты (я сознательно избегаю термина «графоманы») не осознают того факта, что стихотворная речь отличается от разговорной, в силу принадлежности первой к художественному стилю.Поэтому самые обычные слова, почти всегда уместные и благозвучные в нашей разговорной речи, в стихах могут превратиться в пошлость.Например:- тела влажные (мокрые, вспотевшие)- упругая грудь- член и его эквиваленты  

    - ягодицы 

    Можете сами дополнить этот список словосочетаниями и словами из своих стихов.

    Действительно «тяжела и неказиста жизнь поэта-эротиста».Многие поэты, вдоволь наэксперементировавшись в этом жанре, затем или вовсе отходит от него, или переходят на более высокий уровень изобразительный средств, прибегая к более закодированной лексике.

    Ницше когда-то признавался, что любит книги, написанные кровью.Думаю, редкий любитель литературы не согласится с ним.Но, согласитесь, мало кто из нас любит стихи, написанные продуктами выделительной системы человека.

    В.В. Набоков когда-то сказал: «книги, которые вы любите, нужно читать, вздрагивая и задыхаясь от восторга… Литературу надо принимать мелкими дозами, раздробив, раскрошив, размолов, — тогда вы почувствуете ее сладостное благоухание в глубине ладоней; ее нужно разгрызать, с наслаждением перекатывая языком во рту — тогда и только тогда вы оцените по достоинству ее редкостный аромат, и раздробленные частицы вновь соединятся воедино в вашем сознании и обретут красоту целого, к которому вы подмешали чуточку собственной крови».

    По-моему, замечательные слова, которые не имеют никакого отношения к пошлости.

    Полностью избежать пошлости невозможно, но давайте будем стараться.

    * В.В.Набоков, Гоголь.

    С уважением, Ваш Добрый Критик.

     Список использованных материалов:

    1. Адорно Т.В., Хрестоматия по эстетике, 20012. Анна А. Зализняк, А. Д. Шмелев, Пошлость3. Бердяев Н., О назначении человека4. Виноградов В.В., История слов5. Кругликов В., Незаметные очевидности, 20046. Левонтина И. Б., Осторожно, пошлость!7. Русский Викисловарь

     

    stpoka.ru