Компьютерная вышивка. Википедия вышивка


Что такое вышивка: основные виды и понятия

Существует множество видов рукоделия, но сейчас особую популярность набирает вышивание. Как столетия назад делали наши прабабушки, так и современные девушки находят успокоение и отдушину в этом непростом, но увлекательном занятии.

Вышивка как вид рукоделия

Что такое вышивка? Если вы спросите об этом молодого человека, он начнет рассказывать вам о специальной машинке, которая очень быстро и качественно наносит нужное изображение на ткань с помощью ниток. И он будет прав, но, чтобы по-настоящему понять, что такое вышивка, лучше обратиться к женщинам постарше или специалистам в этой области.

Они все в один голос скажут, что вышивка – это особый вид искусства, который позволяет собственноручно создавать красивые узоры и орнаменты на одежде, скатертях, полотенцах и других повседневных вещах. А можно даже вышивать картины, которые украсят стены вашего жилища и создадут уютную обстановку.

Конечно, многим людям ручная вышивка представляется пережитком прошлого. Однако даже ведущие дизайнеры мира весьма неравнодушны к этому рукоделию. Так, вещи от "Версаче", "Прада", "Шанель" украшены изысканной вышивкой ручной работы.

В настоящее время особой популярностью пользуется вышивка крестиком и гладью. Магазины по рукоделию предлагают широкий выбор наборов, схем и пособий по вышивке.

Как вышивать крестиком

Технология вышивки крестиком очень проста. Однако здесь, как и в любом деле, нужна усидчивость и аккуратность. Прежде всего нужно научиться правильно делать стежки. Лучше всего взять специальную ткань, предназначенную для вышивания. Она находится в каждом наборе, либо же можно попросить, чтобы вам отрезали кусочек нужного размера. Данная ткань разбита на маленькие квадратики, что значительно упрощает работу.

Вышивка крестиком достаточно проста в освоении, даже если вы никогда прежде не занимались такой работой.

Вышить крестик можно различными вариантами: сверху вниз, и наоборот, можно делать необходимое количество стежков по горизонтали, а потом вернуться обратно, дорабатывая крестики.

При первом варианте стежки выполняются с верхнего левого угла в правый нижний. Можно провести манипуляцию в обратном порядке. Самое главное правило – работать всегда в одном направлении.

Каждый крестик состоит из двух стежков. Очень удобно сразу выполнить элементы одной цветовой гаммы, а затем приступать к следующим составляющим картины. Если, следуя схеме, вам надо отступить несколько клеточек, то нитка проводится с изнанки. Следующие стежки совершаются в том же направлении, что и предыдущие.

Даже если в теории вышивка крестиком кажется вам чем-то сложным и трудновыполнимым, не расстраивайтесь. Ведь стоит только начать, и вы убедитесь, что все гораздо легче, чем кажется.

Вышивка крестиком - прекрасная тренировка перед освоением более тяжелых техник вышивания. Одну из таких рассмотрим подробнее.

Что такое вышивка лентами

Любительницы оригинального декора будут в восторге. Еще одним интересным видом рукоделия является вышивка лентами. Впервые это искусство зародилось в Италии, а позже распространилось по всему миру.

Перед тем как приступить к вышивке лентами, необходимо приобрести необходимый материал. Ленты различаются по материалу и ширине. Самыми качественными считаются шелковые, они красиво смотрятся, и благодаря им можно сделать очень мелкие детали. Сатиновые и атласные являются более дешевым вариантом, узор, выполненный такими лентами, смотрится эффектно, а детали делать очень легко.

Если для вышивки вы решили использовать атлас, то желательно не брать широкие, так как изображение может получиться грубым и не очень красивым.

Вышивка лентами получается особенно привлекательной, если использовать гофрированные разновидности, шириной от 6 до 25 мм.

Технические требования к работе

Ткань должна быть достаточно плотной, чтобы ленты прочно закреплялись и не нарушали рельеф материи. Для первого раза можно приобрести набор и вышивать по схеме. Набив руку и получив необходимый опыт, попробуйте свои силы в украшении готовой одежды и аксессуаров. Вышивка лентами способна оживить блузки, майки, сумки, перчатки, полотенца, скатерти и много чего еще. Можно вышить картину, она украсит ваш дом или станет отличным подарком.

Кроме лент и материи, вам понадобится игла с широким ушком и зажигалка для обработки срезанных кончиков ленты (необходимо, чтобы материал не распускался дальше). Для удобства обычно используются пяльцы. Если вам неудобно, можно отказаться от них.

Что подразумевает вышивка лентами? Существует несколько видов стежков, самым простым из которых считается прямой или ленточный. Он напоминает обычное шитье – иголка выводится на внешнюю сторону ткани, делается стежок нужной длины, и игла выводится на изнаночную сторону. Стежки можно делать разной длины, как того требует рисунок. Следите, чтобы лента ложилась ровно. Только с помощью этого стежка можно создать целую картину.

Осваиваем японский и закрученный швы

Еще один важный вид шва – японский. Повторяете все, как в предыдущем стежке, но перед тем, как вывести иглу на изнанку, продеваете ее в середину ленты (можно ближе к одному из краев, чтобы стежок получился острым).

С помощью этого шва вышивка лентами приобретает возможность изображения стебельков для цветов или красивой рамки. Данный шов очень прост в исполнении. Выводите ленту на лицевую сторону в месте, где планируется окончание стебелька, далее закрутите ленту несколько раз и выведите на изнаночную сторону под цветком. Получится красивый ''закрученный'' стебель.

Это основные швы, освоить которые необходимо, чтобы понять, что такое вышивка лентами.

Не бойтесь пробовать себя в освоении новых техник вышивания. Ведь что такое вышивка? Это прежде всего проявление ваших творческих способностей. Станет ли вам интересна вышивка крестиком или вы отдадите предпочтение лентам, главное, не бойтесь начинать, и у вас все получится.

fb.ru

Вышивка крестом — Википедия

Схема выполнения стежков

Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.

Вышивка крестом — один из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

Так как вышивание крестом производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бусин, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блёсток, а также и монет (реже всего).

Вышивки Ирана и Индии отличаются множеством растительных мотивов, изображением птиц, животных и классических национальных литературных сюжетов. Вышивки Византии, отличающиеся красотой шёлкового шитья (золото, серебро), разнообразными узорами, оказали значительное влияние на развитие искусства вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные расцветки, орнаменты, и техника вышивки крестом, индивидуальная для каждой национальности.

Канва

В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси и даже пластик), но главный её показатель — размерность канвы — идет из английских традиций и указывается числом, означающим число крестиков на дюйм ткани. Самые популярные размерности канвы — 14-я, 16-я и 18-я, то есть четырнадцать, шестнадцать и восемнадцать крестиков на дюйм или, соответственно, 5,5 кл./см, 6,3 кл./см и 7,2 кл./см.

Также есть более жесткая ткань с крупными дырочками. Называется страмин. Применяется для вышивания крестом шерстью или в технике ковровая вышивка. Очень хорош для начинающих из-за крупных дырочек, ниток и игл. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов и т. д.

Наравне с канвой популярна и ткань равномерного переплетения, основное отличие которой в том, что она не размечена в клетку. Лен и смешанные льняные ткани состоят из одиночных нитей, с переплетением, в котором нить проходит под перпендикулярной ей и над следующей перпендикулярной. Существуют ткани с переплетением 18,25,28, 32, 36 и 40 нитей на дюйм (2,54см). Вышивка на ткани равномерного переплетения получается более детализированной.

Накладная канва — это канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения. Также для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки её достаточно опустить в теплую воду и канва растворится.

В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест». Такой крест бывает водорастворимый и нет. Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется счётным крестом (приходится самостоятельно отсчитывать количество крестиков).

Видео по теме

Виды вышивальных техник

Методы вышивания

Главное, чтобы «крестики» были ровными, а изнанка — гладкой, без «протяжек» и узелков.

Математическое моделирование в вышивке крестом

Экранная форма программы Inkscape (7 типов симметрий бордюров)

Симметрия — это самое яркое композиционное средство, с помощью которого создают элементы вышивки (орнаменты). Изучение орнаментов вышивки не ограничивается знаниями об их видах, цветовом решении или других характеристиках внешнего вида.

Важной составляющей является способ образования композиций орнаментов и их размещение на плоскости. Для создания бордюров — линейных орнаментов используют такие преобразования: параллельный перенос; зеркальная симметрия с вертикальной осью; зеркальная симметрия с горизонтальной осью; вращающаяся (центральная симметрия).

Виды решетчатых орнаментов, созданных с помощью программы «Inkscape» (12 групп симметрии решетчатых орнаментов из 17, которые не приводят к изменению угла расположения крестов)

Наиболее распространены полосы орнаментов вышивок (бордюры). Всего существует 7 типов симметрий бордюров[1]. Создания бордюров (орнаментальных полос) можно выполнить с помощью программы Inkscape. Полученные бордюры можно использовать для отделки современной женской одежды.

Однако, кроме бордюров существуют орнаменты, которые заполняют всю плоскость, например, решетчатый орнамент. Его располагают по невидимой решетке с различными формами ячеек.

Чаще всего в народной одежде используют прямоугольную решетку. Это можно объяснить тем, что использование структуры ткани или канвы накладывали ограничения на расположение крестов (кресты не могли быть расположены под углом к ​​нитям основы и утка). То есть группы симметрии, которые приводят к изменению угла расположения крестов (например ячейка решетки, равносторонний треугольник) не используют.

Хотя различают 17 групп симметрии решетчатых орнаментов, определено, что при вышивке крестом используют только 12 групп[1].

Каждая из групп симметрии имеет свой код. Он характеризует симметрию с помощью которой, этот орнамент построен. Эти коды используют при «создании узоров из клонов» в программе «Inkscape».

Каждый из кодов группы симметрии может быть описан словесной формулой. С каждой группой симметрии связано своё зрительное восприятие.

Решетчатые орнаменты можно использовать для создания орнаментов вышивки, контуры которой соответствуют деталям швейных изделий.

Современный способ машинной вышивки двойными крестообразными элементами

Для повышения качества вышивания предложен новый способ заполнения орнаментов вышивки двойными крестообразными элементами (ДКЭ), которые позволяют вышивать орнаменты любой формы без образования стежков перехода[2]. Поскольку переход и закрепление осуществляется за счет стежков, входящих в состав ДКЭ[3]. На рисунках представлены схемы расположенных по диагонали крестов, образуемых стежками разной длины и образованных ДКЭ и их фотографическое изображение[4].

Схемы расположенных по диагонали крестов и их фотографическое изображение (образованы челночными стежками разной длины). Схемы расположенных по диагонали крестов и их фотографическое изображение (образованы двойными крестообразными элементам, челночные стежки одинаковой длины).

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Засорнова Ірина Олександрівна. Розробка процесу оздоблення вишивкою жіночих костюмів з урахуванням українських народних традицій.- Дисертація канд. техн. наук: 05.18.19, Хмельниц. нац. ун-т. — Хмельницький, 2012.- 210 с. : рис., табл.
  2. ↑ Розробка програмного модуля «Vishivanka» для заповнення довільної ділянки орнаменту вишивки подвійними хрестоподібними елементами і створення ПКВМ І. О. Засорнова, О. С. Засорнов // Вісник Хмельницького національного університету. Технічні науки. — 2014. — № 2. — С. 133—138.
  3. ↑ Пат. 65990 України, МПК D05C 17/00. Хрестоподібний елемент для заповнення орнаменту вишивки / Засорнова І.О., Засорнов О. С., Сарана О. М. заявник і патентовласник Хмельницький національний ун-тет. — №u201104894; заявл. 19.04.2011; опубл. 26.12.2011; бюл. № 24.
  4. ↑ Розробка процесу оздоблення вишивкою жіночих костюмів з урахуванням українських народних традицій : автореф. дис. … канд. техн. наук : 05.18.19 / І. О. Засорнова; Хмельниц. нац. ун-т. — Хмельницький, 2012. — 21 c. — укp.

wikipedia.green

Вышивка крестиком Википедия

Схема выполнения стежков

Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.

Вышивка крестом — один из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

Так как вышивание крестом производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бусин, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блёсток, а также и монет (реже всего).

Вышивки Ирана и Индии отличаются множеством растительных мотивов, изображением птиц, животных и классических национальных литературных сюжетов. Вышивки Византии, отличающиеся красотой шёлкового шитья (золото, серебро), разнообразными узорами, оказали значительное влияние на развитие искусства вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные расцветки, орнаменты, и техника вышивки крестом, индивидуальная для каждой национальности.

Канва[ | код]

В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси и даже пластик), но главный её показатель — размерность канвы — идет из английских традиций и указывается числом, означающим число крестиков на дюйм ткани. Самые популярные размерности канвы — 14-я, 16-я и 18-я, то есть четырнадцать, шестнадцать и восемнадцать крестиков на дюйм или, соответственно, 5,5 кл./см, 6,3 кл./см и 7,2 кл./см.

Также есть более жесткая ткань с крупными дырочками. Называется страмин. Применяется для вышивания крестом шерстью или в технике ковровая вышивка. Очень хорош для начинающих из-за крупных дырочек, ниток и игл. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов и т. д.

Наравне с канвой популярна и ткань равномерного переплетения, основное отличие которой в том, что она не размечена в клетку. Лен и смешанные льняные ткани состоят из одиночных нитей, с переплетением, в котором нить проходит под перпендикулярной ей и над следующей перпендикулярной. Существуют ткани с переплетением 18,25,28, 32, 36 и 40 нитей на дюйм (2,54см). Вышивка на ткани равномерного переплетения получается более детализированной.

Накладная канва — это канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения. Также для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки её достаточно опустить в теплую воду и канва растворится.

В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест». Такой крест бывает водорастворимый и нет. Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется счётным крестом (приходится самостоятельно отсчитывать количество крестиков).

Виды вышивальных техник[ | код]

ru-wiki.ru

Вышивка крестиком Википедия

Схема выполнения стежков

Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.

Вышивка крестом — один из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

Так как вышивание крестом производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бусин, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блёсток, а также и монет (реже всего).

Вышивки Ирана и Индии отличаются множеством растительных мотивов, изображением птиц, животных и классических национальных литературных сюжетов. Вышивки Византии, отличающиеся красотой шёлкового шитья (золото, серебро), разнообразными узорами, оказали значительное влияние на развитие искусства вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные расцветки, орнаменты, и техника вышивки крестом, индивидуальная для каждой национальности.

Канва

В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси и даже пластик), но главный её показатель — размерность канвы — идет из английских традиций и указывается числом, означающим число крестиков на дюйм ткани. Самые популярные размерности канвы — 14-я, 16-я и 18-я, то есть четырнадцать, шестнадцать и восемнадцать крестиков на дюйм или, соответственно, 5,5 кл./см, 6,3 кл./см и 7,2 кл./см.

Также есть более жесткая ткань с крупными дырочками. Называется страмин. Применяется для вышивания крестом шерстью или в технике ковровая вышивка. Очень хорош для начинающих из-за крупных дырочек, ниток и игл. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов и т. д.

Наравне с канвой популярна и ткань равномерного переплетения, основное отличие которой в том, что она не размечена в клетку. Лен и смешанные льняные ткани состоят из одиночных нитей, с переплетением, в котором нить проходит под перпендикулярной ей и над следующей перпендикулярной. Существуют ткани с переплетением 18,25,28, 32, 36 и 40 нитей на дюйм (2,54см). Вышивка на ткани равномерного переплетения получается более детализированной.

Накладная канва — это канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения. Также для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки её достаточно опустить в теплую воду и канва растворится.

В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест». Такой крест бывает водорастворимый и нет. Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется счётным крестом (приходится самостоятельно отсчитывать количество крестиков).

Виды вышивальных техник

Методы вышивания

Главное, чтобы «крестики» были ровными, а изнанка — гладкой, без «протяжек» и узелков.

Математическое моделирование в вышивке крестом

Экранная форма программы Inkscape (7 типов симметрий бордюров)

Симметрия — это самое яркое композиционное средство, с помощью которого создают элементы вышивки (орнаменты). Изучение орнаментов вышивки не ограничивается знаниями об их видах, цветовом решении или других характеристиках внешнего вида.

Важной составляющей является способ образования композиций орнаментов и их размещение на плоскости. Для создания бордюров — линейных орнаментов используют такие преобразования: параллельный перенос; зеркальная симметрия с вертикальной осью; зеркальная симметрия с горизонтальной осью; вращающаяся (центральная симметрия).

Виды решетчатых орнаментов, созданных с помощью программы «Inkscape» (12 групп симметрии решетчатых орнаментов из 17, которые не приводят к изменению угла расположения крестов)

Наиболее распространены полосы орнаментов вышивок (бордюры). Всего существует 7 типов симметрий бордюров[1]. Создания бордюров (орнаментальных полос) можно выполнить с помощью программы Inkscape. Полученные бордюры можно использовать для отделки современной женской одежды.

Однако, кроме бордюров существуют орнаменты, которые заполняют всю плоскость, например, решетчатый орнамент. Его располагают по невидимой решетке с различными формами ячеек.

Чаще всего в народной одежде используют прямоугольную решетку. Это можно объяснить тем, что использование структуры ткани или канвы накладывали ограничения на расположение крестов (кресты не могли быть расположены под углом к ​​нитям основы и утка). То есть группы симметрии, которые приводят к изменению угла расположения крестов (например ячейка решетки, равносторонний треугольник) не используют.

Хотя различают 17 групп симметрии решетчатых орнаментов, определено, что при вышивке крестом используют только 12 групп[1].

Каждая из групп симметрии имеет свой код. Он характеризует симметрию с помощью которой, этот орнамент построен. Эти коды используют при «создании узоров из клонов» в программе «Inkscape».

Каждый из кодов группы симметрии может быть описан словесной формулой. С каждой группой симметрии связано своё зрительное восприятие.

Решетчатые орнаменты можно использовать для создания орнаментов вышивки, контуры которой соответствуют деталям швейных изделий.

Современный способ машинной вышивки двойными крестообразными элементами

Для повышения качества вышивания предложен новый способ заполнения орнаментов вышивки двойными крестообразными элементами (ДКЭ), которые позволяют вышивать орнаменты любой формы без образования стежков перехода[2]. Поскольку переход и закрепление осуществляется за счет стежков, входящих в состав ДКЭ[3]. На рисунках представлены схемы расположенных по диагонали крестов, образуемых стежками разной длины и образованных ДКЭ и их фотографическое изображение[4].

Схемы расположенных по диагонали крестов и их фотографическое изображение (образованы челночными стежками разной длины). Схемы расположенных по диагонали крестов и их фотографическое изображение (образованы двойными крестообразными элементам, челночные стежки одинаковой длины).

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Засорнова Ірина Олександрівна. Розробка процесу оздоблення вишивкою жіночих костюмів з урахуванням українських народних традицій.- Дисертація канд. техн. наук: 05.18.19, Хмельниц. нац. ун-т. — Хмельницький, 2012.- 210 с. : рис., табл.
  2. ↑ Розробка програмного модуля «Vishivanka» для заповнення довільної ділянки орнаменту вишивки подвійними хрестоподібними елементами і створення ПКВМ І. О. Засорнова, О. С. Засорнов // Вісник Хмельницького національного університету. Технічні науки. — 2014. — № 2. — С. 133—138.
  3. ↑ Пат. 65990 України, МПК D05C 17/00. Хрестоподібний елемент для заповнення орнаменту вишивки / Засорнова І.О., Засорнов О. С., Сарана О. М. заявник і патентовласник Хмельницький національний ун-тет. — №u201104894; заявл. 19.04.2011; опубл. 26.12.2011; бюл. № 24.
  4. ↑ Розробка процесу оздоблення вишивкою жіночих костюмів з урахуванням українських народних традицій : автореф. дис. … канд. техн. наук : 05.18.19 / І. О. Засорнова; Хмельниц. нац. ун-т. — Хмельницький, 2012. — 21 c. — укp.

wikiredia.ru

Вышивка крестом - это... Что такое Вышивка крестом?

Схема выполнения стежков

Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.

История

Образец вышивки крестом Вышивка двойным(болгарским) крестом Болгарский крестик

Вышивка крестом — один из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

Так как вышивание крестом производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бус, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блёсток, а также и монет (реже всего).

Вышивки Ирана и Индии отличаются множеством растительных мотивов, изображением птиц, животных и классических национальных литературных сюжетов. Вышивки Византии, отличающиеся красотой шёлкового шитья (золото, серебро), разнообразными узорами, оказали значительное влияние на развитие искусства вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные расцветки, орнаменты, и техника вышивки крестом, индивидуальная для каждой национальности.

Канва

В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси и даже пластик), но главный ее показатель — размерность канвы — идет из английских традиций и указывается числом, означающим число крестиков на дюйм ткани. Самые популярные размерности канвы — 14-я и 18-я, то есть четырнадцать и восемнадцать крестиков на дюйм или, соответственно, 5,5 кл./см и 7,2 кл./см.

Также есть более жесткая ткань с крупными дырочками. Называется страмин. Применяется для вышивания крестом шерстью или в технике ковровая вышивка. Очень хорош для начинающих из-за крупных дырочек, ниток и игл. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов и т. д.

Наравне с канвой популярна и ткань равномерного переплетения, основное отличие которой в том, что она не размечена в клетку. Лен и смешанные льняные ткани состоят из одиночных нитей, с переплетением, в котором нить проходит под перпендикулярной ей и над следующей перпендикулярной. Существуют ткани с переплетением 18,25,28, 32, 36 и 40 нитей на дюйм (2,54см). Вышивка на ткани равномерного переплетения получается более детализированной.

Накладная канва — это канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения. Так же для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки ее достаточно опустить в теплую воду и канва растворится.

В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест». Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется счётным крестом (приходится самостоятельно отсчитывать количество крестиков).

Виды

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Компьютерная вышивка Википедия

Процесс машинной вышивки

Существуют два основных типа машинной вышивки:

Свободно-ходовая машинная вышивка выполняется на швейной машине после определенной её настройки (как для штопки). Ткань заправляется в пяльцы и вышивальщица двигает ими, создавая узор. От мастера требуются опыт и сноровка, чтобы стежки ложились равномерно.

Компьютерная вышивка — это вышивка, выполняемая специальными автоматическими вышивальными машинами, работа которых осуществляется по заданной дизайнером или конструктором программе.

По сравнению с ручной вышивкой, которой уже много сотен лет, машинная достаточно молода — первая машинка для вышивания появилась в 1821 году во Франции. На выставке в этой же стране в 1854 году большой ажиотаж вызвала машина Гейльмана, чьё появление стало толчком к развитию вышивальных производств. В современных условиях рисунок вышивки обычно формируется на компьютере, соединенном с вышивальным станком, который согласно командам может наносить единожды сформированный узор на подающуюся ткань. Узоры могут быть обработаны различными редакторами машинной вышивки и сохранены в файлах различных вышивальных форматов, например: FDR (Barudan), ART (Bernina), EMB, DST (Распространённый промышленный формат), PES (Brother), HUS (Husquarna), JEF (Janome), и т. д.

Сегодня спрос на машинную вышивку продолжает расти, это связано с тем, что автоматизация позволяет выпускать неограниченный тираж изделий, а само оборудование имеет большие возможности. Например, дизайны машинной вышивки размещаются на многочисленных сайтах (форумах) как платно, так и бесплатно.

История

До середины девятнадцатого века вышивку выполняли вручную. После изобретения станков с программным управлением вышивка выполнялась автоматом, в котором пяльцы перемещались по программе, заложенной в бумажных перфокартах в виде отверстий, расположенных в определённом порядке. Перфокарты применялись до семидесятых годов двадцатого столетия. После создания персональных компьютеров начали появляться редакторы компьютерной вышивки, например, WILCOM, TAJIMA, BARUDAN. Эти редакторы значительно упростили процесс программирования дизайнов, но использовались они только на больших производствах. Для переноса информации с компьютера на вышивальный автомат по-прежнему служила перфорированная лента. Редактор компьютерной вышивки в комплекте с насекателем лент был дорогим удовольствием. Поэтому выпускался один комплект редактора с насекателем на 5-10 многоголовочных вышивальных машин. Ситуация кардинально изменилась с выходом на рынок бытовых вышивальных машин, в них информация переносится с компьютера цифровым носителем или передаётся непосредственно с компьютера на машину электрическим кабелем.

Таким образом, технология машинной вышивки постоянно совершенствовалась: сначала источником информации были перфокарты, которые ограничивали скорость вышивки и не всегда давали качественный результат, а сегодня используется многоголовочное вышивальное оборудование на микропроцессорах.

Изделия. Сложности нанесения машинной вышивки

Список изделий, которые современные производители украшают вышивкой, очень большой: футболки, платья, рубашки, куртки, толстовки, головные уборы (вязаные шапки, кепки), шарфы, сумки, одежда для промоакций и даже обувь. Безусловно, все эти изделия могут иметь не совсем удобную для выполнения вышивки форму, поэтому производители используют разнообразные приемы адаптации одежды и её частей.

Любая вышивка требует свободного доступа с обеих сторон к рабочей зоне материала. Особую сложность представляет наличие швов, декоративных элементов, срезов и других сложных конструктивных участков непосредственно на рабочей зоне. Для адаптации к вышивке частей одежды производители делают цельнокроеные спинки, часто дублируется материал рабочей области, на многослойной одежде с подкладкой обязательно обеспечивается доступ к изнаночной стороне основного материала, для рабочей зоны может подбираться более плотный материал или даже другого цвета — с учётом возможного нанесения вышивки. Для вышивки на головных уборах, имеющих сложную форму — на кепках и бейсболках — используется специальное оборудование, при этом для нанесения вышивки чаще всего используются пятиклинные бейсболки.

Технология машинной вышивки

Сам процесс машинной вышивки с точки зрения технологии состоит из двух этапов, тесно связанных друг с другом и достаточно самостоятельных с точки зрения производственного процесса: конструкторского (создание программ для вышивальных машин) и технического (непосредственно изготовление вышивки). Сегодня существует множество производителей, специализирующихся только на одном направлении и имеющих развитую инфраструктурную систему.

Панчеры — создатели программ для вышивальных машин

Людей, создающих программы для автоматических машин, называют панчерами. Это название появилось от английского «puncher», что в переводе обозначает «перфоратор», «пробойник». Так сначала называли самых первых дизайнеров машинной вышивки, которые использовали перфокарты для задания машине рабочего алгоритма — они делали на них проколы, то есть перфорацию. Современные панчеры используют высокотехнологичную технику, поэтому одновременно выполняют работу художников, программистов и дизайнеров.

Виды вышивальных машин

Все вышивальные машины можно разделить на две большие группы — профессиональные и бытовые, различаются они, соответственно, своими габаритами и возможностями эксплуатации.

Профессиональные вышивальные машины

На профессиональных вышивальных машинах устанавливается несколько головок и несколько игл (от 1 до 24), что позволяет одновременно отшивать несколько изделий, а также большого размера пяльцы. У таких машин высокая скорость работы, а их стоимость зависит от степени автоматизации и возможностей оборудования и может находиться в пределах от 3 до 100 тысяч долларов. Одними из самых распространенных машин, имеющих высокое качество вышивки, являются машины TAJIMA -производит машины с 1944 года, а первая много головочная машина выпущена в 1964 году и Barudan- вышивальные машины производятся с 1959 года. Эти две компании остаются лидерами во всем мире и на сегодняшний день.

Бытовые вышивальные машины

Чаще всего бытовые швейные машины используются для работы в небольших ателье и в домашних условиях, так как имеют низкую производительность — одновременно можно работать только с одним образцом и необходимо постоянное присутствие человека, сменяющего нить.

Монограммные вышивальные машины.

Монограммными вышивальными машинами называют машины с небольшими пяльцами (не более 120 x 120 мм) и упрощенными возможностями редактирования. Такое оборудование используется для работы с небольшими вышивками. К недостаткам монограммных вышивальных машин относят маленькие размеры экранов, а также обязательность применения специальных программ при работе со своими образцами, например, PE-DESIGN. Скорость работы таких машин в среднем составляет 400—600 стежков в минуту.

Швейно-вышивальные комплексы.

Швейно-вышивальные комплексы - это многофункциональные машины, разработанные по принципу "два в одном". В результате выполнения несложных и простых действий, а именно, снятия швейного стола и установки вышивального модуля, пользователь легко перейдёт от швейных работ непосредственно к вышиванию дизайна.

Швейно-вышивальные комплексы имеют гораздо больше возможностей по сравнению с монограммными, обладают расширенным набором встроенных опций, а также настроек для выполнения качественных вышивок. Стоит отметить, что множество производителей на рынке швейно-вышивальных машин породило множество форматов файла машинной вышивки (почти у каждого производителя свой формат), но эта проблема решается с помощью специализированных программ-конвертеров ( Wilcom TrueSizer, Pulse Ambassador ) и программных комплексов ( Embird ), которые позволяют конвертировать дизайн в нужный формат. Ниже перечислены основные марки производителей швейно-вышивальных машин и разработчиков программного обеспечения в соответствии с форматами файла машинной вышивки:

  1. Ameco .NEW
  2. Babylock, Bernina, Brother .PEC .PES
  3. Bernina .ART
  4. Barudan .DAT .FDR .FMC .E?? .F?? .U?? (?? = 01-99)
  5. Bits and Volts .BRO
  6. Brother .PHB .PHC
  7. Compucon, Singer .XXX
  8. Data-Stitch .STX
  9. Elna Xquisite .EMD
  10. Garudan .SSP
  11. Gold Thread .GT
  12. Happy (HappyJapan) .TAP
  13. Inbro .INB
  14. Janome .JEF .JEF+ .PTN .SEW
  15. Juki .M1 .M2 .M3 .M4
  16. Melco .ASD .CND .EXP
  17. Mitsubishi .MIT
  18. Pfaff .9MM .KSM .MAX .PCD .PCM .PCQ .PCS .SPX .VIP .VP3
  19. Poem, SingerEU .CSD
  20. Proel(Proel TSI) .CXM .PMU .PUM
  21. Quilting: CompuQuilter .CMD CQP
  22. Quilting: HandiQuilter .HQF
  23. Quilting: IntelliQuilter .IQP
  24. Quilting: .PAT .SSD
  25. Quilting: Statler Stitcher, HQ Pro-Stitcher .QLI
  26. Quilting: PC Quilter .TXT
  27. Siruba .PLT
  28. Smarteer Sew Style .SSS
  29. Sunstar .DAT
  30. Sunstar SWF .SST
  31. Tajima .DSB .DST .DSZ .TBF
  32. Toyota .100
  33. Viking Designer 1 .SHV
  34. Viking Husqvarna .HUS
  35. Wilcom Barudan .T03
  36. Wilcom Pfaff .T09
  37. Wilcom Tajima .T01
  38. Wilcom Zangs .T04
  39. Wilcom ZSK .T05
  40. ZSK TC .Z?? (?? = 00-99)

Способы передачи данных в вышивальную машину

Использование USB-устройств на сегодняшний день — это, пожалуй, самый удобный из всех вариантов передачи данных в вышивальную машину. Машина может распознавать данные не только на обычных флешках, но и CD-дисках и даже работать с устройствами для беспроводной связи с компьютером. Кроме того, некоторые машины могут работать с такими носителями, как PCMCIA или картами CompactFlash.

В комплекте с такими машинами обычно идут соответствующие карты памяти, адаптеры и кардридеры. Этот способ неудобен в тех случаях, когда необходимые детали приходится искать отдельно, то есть когда оборудование не входит в заводскую комплектацию машины.

Этот способ удобен, когда есть возможность рядом с вышивальной машиной установить компьютер, однако если такой вариант единственный и других способов передачи данных нет, то он чреват разного рода неприятными ситуациями, связанными с неожиданными неисправностями компьютера.

Качество машинной вышивки

Для оценки качества машинной вышивки существует ряд критериев:

Примечания

wikiredia.ru

Вышивание — Википедия РУ

Страсть к украшению себя и своей одежды с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии; так, например, американские индейцы украшают одеяла различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые разнообразные узоры. Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. В Азии это искусство широко процветало уже гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве, Афине-Палладе.

Легенда об Арахне, подробно переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав её на состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богиней превращена в паука. В Одиссее упоминается о вышивании и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато разукрашена золотым шитьем. Точно так же у Гомера говорится, что Парисом привезены были в Трою богатые вышивки из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена своим искусством, а в III песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани битвы из-за неё троян и греков.

Более развитое искусство вышивания заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов. Страбон описывает удивление греков при виде одежд, покрытых золотыми вышивками и осыпанных драгоценными камнями, а также тонких индийских тканей, богато разукрашенных разноцветными вышивками. Победив Дария, Александр Македонский завладел его шатром и, придя в восторг от роскошных по нему вышивок, заказал себе великолепный плащ искусным киприоткам. Во времена Моисея, искусство В. было сильно развито, особенно славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аарона и сыновей его во время богослужений состояла из ткани, выделанной из полотна, вышитого разноцветными узорами. В книге Исхода мы видим также, что занавесь, скрывающая Святую Святых, была из льняной ткани с вышитыми по ней пунцовыми херувимами. Соломон заказал для своего храма вавилонянам, славившимися своим искусством, голубую занавесь с вышитыми по ней пурпуровыми херувимами. Ассирияне и евреи, вероятно, заимствовали вышивание из Египта. О значительном распространении вышивания в Египте свидетельствуют сохранившаяся, хотя и в редких случаях, вышитая одежда на мумиях и изображения древних египетских фараонов на саркофагах и на памятниках.

Так как древние народы были пастухами, то и первые ткани и вышивки выделывались из шерсти. Впоследствии, когда в Египте открыты были волокнистые свойства некоторых растений, преимущественно пеньки и льна, из них стали выделывать ткани, которые по своей белизне оказались особенно подходящими к великолепию религиозных обрядов и для этой цели употреблялись у всех древних народов. Позднее в Индии найдено было хлопчатобумажное растение, и там начали делать тончайшие ткани, по которым вышивали шерстяными, бумажными и, наконец, золотыми нитками.

Некоторые писатели приписывают фригийцам изобретение вышивания золотом. Достоверно только, что римляне познакомились с ним через Аттала, царя пергамского, умершего в 133 году до н. э.; поэтому первые вышивки золотом получили название атталинских; но так как по искусству исполнения самые лучшие вышивки вообще были фригийские, то римляне называли все вышивки «phrygionae», а вышивальщиков — «phrygio». Первый появившийся в Риме в вышитой золотом одежде, был, по словам Дениса Галикарнасского, Тарквиний Древний. Вообще, страсть к богатым вышивкам быстро распространилась в Греции и Риме и доходила до таких чудовищных размеров, что нередко правительством делаемы были попытки запретить или, по крайней мере, несколько сократить безумную роскошь, но безуспешно. Ещё и ранее того, у древних азиатских народов, эта страсть к богатым вышивкам была так развита, что против неё возникали нередко сильные протесты; так, напр., пророк Иезекииль осуждал женщин своего времени за их безумную роскошь в украшениях и вышивках. Шелк, происходя из Китая, стал известен на Западе гораздо позже; хотя Аристотель и упоминает о червяке, изменяющемся три раза, и о шелковой пряже, но это только исключительный факт, и всего вероятнее, что даже на Востоке, в Персии, Индии, Египте с шелком познакомились незадолго до Рождества Христова. В Риме он впервые появился во времена Юлия Цезаря: Вергилий первый говорит о шелке, но ещё при императоре Тиверии шелк считался большою редкостью и стоил чрезвычайно дорого. Так как китайцы ревниво оберегали вывоз в другие страны шелковичных червяков, то император Юстиниан, чтобы добыть их, должен был прибегнуть к хитрости: два монаха богомольца доставили ему в Византию в своих бамбуковых посохах несколько червяков; с тех пор разведение шелковичных червей и производство шелка стало быстро распространяться — сначала в Малой Азии, а потом и на юге Европы. Вообще, при византийских царях искусство В. достигло высокой степени совершенства, как по богатству, так и по исполнению. Вышивками не только покрывали одежду, но с особенною роскошью вышивали конские сбруи и седла. При византийских же царях введено было впервые в В. употребление серебряных ниток. Неизвестно, существуют ли византийские вышивки древнее VII века н. э.; это сомнительно, хотя в Петербурге, в Эрмитаже, хранится шерстяная материя с вышитыми по ней зелёными и жёлтыми пальмами, которая считается произведением III века христианской эры. В Бамберге, в Баварии, находится древняя византийская вышивка, найденная в могиле Гумберта, епископа бамбергского, умершего в 1062 году.

Эта вышивка представляет императора Константина (верхом на белом коне), которому поклоняются Запад и Восток в лице двух женщин, подносящих ему — одна шлем войны, другая лавровый венок. Когда в VII веке быстро распространяющийся ислам стал наносить жестокие удары могуществу Византийской империи, оно нисколько не повлияло на дальнейшее развитие и процветание искусства вышивания. Наоборот, роскошь калифов в этом отношении доходила до баснословных размеров: не только одежда, конская сбруя и седла, но и сапоги и ножны сабель были богато разукрашены вышивками. В числе подарков, посланных Гаруном аль-Рашидом Карлу Великому, был роскошно вышитый шатер. Во Франции ещё ранее того, благодаря установившимся частым торговым сношениям с греческими колониями, искусство вышивания стало быстро распространяться, но первые сюжеты вышивок были почти исключительно заимствованы из Св. Писания. Карл Великий, сам любивший роскошно одеваться, дал сильный толчок дальнейшему развитию этого искусства. При его дворе все женщины, начиная с жены его Берты и дочерей его, были искусными вышивальщицами. Сестра же его Гизелла основала несколько монастырей в Провансе и в Аквитании, где преподавались всякие рукодельные работы. Между замечательными вышивками особенно известна хранящаяся в музее в Байё (Bayeux), большая и искусная, хотя и наивная по исполнению, вышивка Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, изображающая все эпизоды завоевания Англии нормандским герцогом. В Англии ещё ранее того искусство В. уже стояло на высокой степени совершенства; в VII веке игуменьею монастыря св. Этельреда поднесена была богатая вышивка епископу св. Кутберту. На знамени, сопутствовавшем Альфреду Великому во всех его битвах, вышит был датскими принцессами великолепный ворон, а Эджита, жена Эдуарда Исповедника, была известна в Англии как искусная вышивальщица. Из Англии это искусство перешло в Германию, где вскоре получило широкое применение. Генрих Святой был особенным почитателем хороших вышивок, а Гизелла, жена короля Венгрии, св. Стефана, устроила вблизи своего дворца мастерские для тканья и вышивания; здесь изобретен был, так называемый венгерский шов, в котором весь фон вышивается зигзагами. Крестовые походы, близко познакомившие жителей Западной Европы с великолепием Востока, много способствовали широкому распространению богатых вышивок, заимствованных как с византийских образцов, так и у мусульман. Особенно занимались этим искусством в монастырях; также и знатные дамы, запертые в замках, во время походов и рыцарских похождений своих супругов, посвящали В. своё свободное время. Установившиеся торговые сношения Венеции, Генуи и других итальянских городов с азиатскими народами быстро вновь развили вкус к богатым украшениям в странах юга Европы. Особенно славились вышивки миланские, лукские, венецианские и генуэзские. В эпоху Возрождения, когда при великолепии двора Лоренцо Медичи дан был такой сильный толчок развитию всех искусств и художеств, В. наравне с другими достигло высокой степени совершенства; лучшие художники делали рисунки для В. и сам Рафаэль интересовался этим искусством. Испанцы, подражая итальянцам, также достигли большого искусства в вышивке; о том свидетельствуют некоторые вышитые картины и вышивки со священною целью, сохранившиеся во многих музеях и коллекциях.

Между ними особенно замечательна картина, изображающая Адама и Еву, в музее Клюни и церковный налой, подаренный Карлом V монастырю св. Юста (St. Just), куда он удалился в последние годы жизни и где он умер в 1558 году; эта вышивка находится в коллекции Spitzen. Следует заметить, что долгое время в одной Саксонии исполнялось вышивание белой нитью по белым тканям (broderie blanche), которое теперь так распространено везде, особенно на западе Европы. В остальных государствах почти исключительно вышивали по сукну или шелку золотыми, серебряными, шерстяными и шелковыми нитками. Заметим, что сверх того, многие знаменитые женщины во Франции были искусными вышивальщицами: Екатерина Медичи, окруженная своими дочерьми, их кузинами де Гиз и Мария Стюарт проводили свои досуги в рукодельных занятиях. Г-жа де Ментенон так любила вышивать, что даже во время прогулки, в карете, всюду можно было видеть её с работою в руках; она же ввела преподавание этого искусства в женской школе St.-Syr, ею основанной; когда эта школа находилась под её прямым заведованием, В. в ней было в особенном почете. Даже Мария-Антуанетта также много вышивала, особенно по канве мелким швом (au petit point).

Сначала узоры для вышивки переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры сделались более общедоступными, они собирались и издавались в специальных с этой целью книгах. Первый сборник такого рода издан был в Кёльне в 1527 году Петром Квинти (Pierre Quinty). В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений. Заметив это, некто Жан Робэн (Jean Robin) вздумал устроить специальный сад для этой цели и стал в нём разводить самые разнообразные чужестранные и редкие растения. Его затея имела громадный успех; вскоре его цветочное заведение куплено было Генрихом IV и, став принадлежностью правительства, стало называться «королевским садом». В 1626 году учёному Гюи де ла Бросс (Guy de la Bross) пришла счастливая мысль воспользоваться этим садом с его многочисленными растениями для научного обучения студентов-медиков. Так основан был первый ботанический сад (Jardin des Plantes) с его музеем естественных наук: вышивка косвенным образом оказала помощь и услугу науке.

http-wikipediya.ru