Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку. Язык сколько звуков и букв в этом


Фонетический разбор слова. Начальная школа.

Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.

Фонетика — раздел науки о языке,  в котором изучаются звуки речи.

Буквы –  это  графические   знаки,  с  помощью которых  звуки речи обозначаются при письме.

Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем. Читая слова,  мы видим буквы, а произносим звуки.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки.

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса,  который образуется при дрожании голосовых связок.

В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].

 

 

В состав слога обязательно входит гласный звук: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!»

Для малышей!  Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово.   На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

Согласные звуки.

При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы,  зубы и язык)  в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.

Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Для того чтобы определить,  звонкий или глухой согласный, ребёнок  закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.

Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно  различать для правильного произношения и написания слов:  мол [мол]  — моль [мол’],  угол [угол] — уголь [угол’], нос [нос] — нёс [н’ос].

 

 

ФОНЕТИЧЕСКИЙ  (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ  СЛОВА

  1. Запишите слово.
  2. Поставьте ударение.
  3. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
  4. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
  5. Напишите  справа от каждой буквы,  в квадратных скобках,  звук,  который эта буква обозначает.
  6. Опишите звуки:
    • Гласный, ударный или безударный.
    • Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
  7. Сосчитайте и запишите количество звуков.
  8. Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).

Примеры

ко|леч|ко — 3 слога, 7 б., 7 зв. Ель — 1 слог, 3 б. 3 зв.
К [к] согл., глух., тв.
О [а] глас, безудар.
Л [л’] согл.,  звон., мягк.
Е [э] глас, удар.
Ч [ч’] согл., глух., мягк.
К [к] согл., глух., тв.
О [а] глас, безудар.
Е [й’] согл.,  звон., мягк.
[э] глас, удар.
Л [л’] согл.,  звон., мягк.
Ь  [-] не обозначает звука, обозначает мягкость предыдущего согласного звука Л

Обратите внимание !

tutrus.com

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова онлайн

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слов онлайн. Транскрипция, слоги и цветовые схемы. Справочные материалы.

Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог. Освоив их, вы сможете делать фонетический разбор слова.

Фонетический разбор слова — определение количества букв, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных звуков, их классификация, то есть подробный анализ слова, с точки зрения его правильного произношения. Для проведения анализа необходимо знать, что такое гласные и согласные звуки, и как составляется транскрипция. Если вы не знакомы с этими понятиями, советуем прочитать материалы о звуках русского языка и правила фонетики. Фонетический разбор помогает определить состав слова с точки зрения букв и звуков, поэтому его ещё называют звуко-буквенным разбором.

Сайт phoneticonline.ru содержит примеры фонетического разбора слов русского языка всех частей речи. Воспользуйтесь формой поиска для просмотра фонетического разбора нужного слова. Разбор слова делается с помощью программы в автоматическом режиме. Советуем использовать фонетический разбор исключительно для самопроверки, так как он может быть неверным либо используемые нами правила могут отличаться от правил вашей учебной программы.

Будьте внимательны! Фонетический разбор различен для слов с одинаковым написанием и различным ударением: доро́га и дорога́ — различные слова, имеют разные значения, сне́га и снега́ — одно и то же слово, но записано в единственном и множественном числе.Часто вместо буквы ё пишут букву е: елочный, трехкомнатная. В фонетическом разборе есть разница между буквами. Для получения правильного разбора слова должны быть записаны через букву ё: ёлочный, трёхкомнатная.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

Смотрите план фонетического разбора с примерами в устной и письменной форме. Примеры также можно найти среди слов, которые проверяли посетители сайта: Рель, ма, существительным, идиотизм, норкам, делаюсь, отбирая, уношусь, щеглёнок, шутёнок, перепелёнок, пюпитр, тарлана, возникали, подзорная, сгонит, кексом, бетонные, комбайнам, уборочным и другие. За всё время посетители запросили более 600 тысяч слов в разных склонениях и формах. Среди них часто запрашиваемых — 125371 слово.

phoneticonline.ru — фонетический (звуко-буквенный) разбор слов

phoneticonline.ru

Звуки и буквы | Учим русский язык

Что такое звук? Что такое буква? Как они соотносятся? Как образуются звуки и какими они бывают?

Звуки

Звуки речи  отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со  словом, словосочетанием   и предложением. Но, в отличие  от них, звук   не имеет  смыслового значения.  Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом [дом] и ром [ром] — различие в одном звуке.  Звуки создают  звуковую оболочку слов и этим  помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию . С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое:  сук -лук — тук — ток — рок — рот — ром — том — ком -… (при изменении одного звука меняется слово).

Слова различаются:

Образование звуков и их классификация.

Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость.  Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.

В образовании звуков речи участвуют тоны (голос)  и шумы.  Когда  выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные  голосовые связки,   что вызывает  ритмические  колебания связок,  возникает голос (тон).  Шум образуется в ротовой полости,  когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.

Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость , которая может менять свою форму, образуются гласные звуки.   Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук [а],  [о], [у], [и], [ы], [э], то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.

Если выдыхаемый воздух встречает преграду в ротовой полости, то образуются согласные звуки. В их образовании уже участвует и голос, и шум.   Согласные звуки , в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими. Если в создании звука голос  преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки — сонорные.  Глухие звуки создаются только шумом  без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).

Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки ( звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума,  по способу образования  (встречаются  или не встречаются  препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха).

Голос (тон)  обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных. При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос  не образуется.

Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости — положения языка и губ.

Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные — звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются  также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).

Согласные  звуки делятся на твердые и мягкие . Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

Буквы

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы. Полного соответствия между буквами и звуками нет.

Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем.

Точная запись звуков речи называется транскрипцией, обозначается квадратными скобками […]. При записи транскрипции слова надо обозначить каждый звук отдельной буквой, поставить знак ударения, знак мягкости [‘].  Например, корова — [карОва], буква к передает звук [к], буква р обозначает звук [р] и т.д.

Как соотносятся буквы и звуки?

Буквы называют гласными или согласными потому, что ими обозначают гласные или согласные звуки.

Т.о. в слове может не совпадать количество букв и звуков,  их звучание и написание.  Между буквами и звуками нет однозначного соответствия.  Необходимо различать звуковой и буквенный состав слова.

Всего 33 буквы:

Звуков — 42 :

Различие количества согласных букв и звуков  связано со  способом отражения твёрдости и мягкости согласных на письме.

Звуки обозначаются буквами, но произношение и написание слова при этом  могут не совпадать.

 

Использованная литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 — 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. — 6-е изд., перераб. — М. Дрофа, 2008
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
  4. Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011

tutrus.com

Буквы, звуки. - Мои файлы - Каталог файлов

ЗВУКО-БУКВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВА.

Тема: «Звуки. Буквы».

 

1.Буквами обозначаем звуки речи. Буква – это знак. Звук – то, что мы произносим и слышим.

 

2.Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки поются.

Гласных букв - 10 (а,о,у,ы,э,я,ё,е,ю,и),  звуков - 6 (а,о,у,ы,и,э).

 

Не путать звуки и буквы.

 

 Гласные - А,О,У,Ы,Э - указывают на твёрдость предыдущего согласного звука.

Гласные - Я,Ё,Е,Ю,И - указывают на мягкость предыдущего согласного звука.

 

3.Гласные бывают или ударные, или безударные. Ударение в слове не обозначается, если в нём одна гласная или есть буква Ё.

 

4.Гласные : Е,Ё,Ю,И,Я обозначают 2 звука, если они стоят:

 

- в начале слова

- после Ь,Ъ знаков

- после гласных

(юла, вьюга, моя, объём).

 

5.Согласные звуки бывают:   -звонкие парные, непарные;

                                                - глухие парные, непарные;

                                                -твёрдые парные, непарные;

                                                -мягкие парные, непарные.

 

Букв согласных - 21, звуков - 36. Букв меньше, потому что одной и той же буквой могут обозначаться парные твёрдые  и мягкие солгласные:

 

р - руль, река.

Звук (р) в первом слове - твёрдый, во втором (р) - мягкий, а буквой в словах обозначен одинаковой.

 

6. Буквы Ь,Ъ звуков не обозначают.

 

7. Чтобы записать транскрипцию (запись звуков слова «понарошку»), надо произнести слово орфоэпически, т.е. так, как мы это слово говорим и слышим. Затем говорим его по слогам, и выделяем голосом нужный звук. Написание и произношение слова может расходиться.

 

8. Мягкость согласного в транскрипции обозначается  значком - , - "запятая над звуком справа".

 

9.Слог - это часть слова. Слог в русском языке могут образовывать только гласные звуки. Сколько в слове гласных, столько и слогов.   В слове может быть 1,2 и более слогов. 

 

Фонетический разбор слова.

 

1.Записать слово в строчку, указать количество слогов и ударный слог.

 

2. Записать слово в столбик. Через чёрточку от буквы в квадратных скобках написать звук, который обозначен этой буквой.

 

3. Дать характеристику звукам.

 

4.Провести горизонтальную черту и под ней указать количество букв и звуков в этом слове.

Образец:

Стена – 2 слога, 2-ой ударный.

с -[ с] - согласный, глухой парный, твёрдый парный.

т - [т] - согласный, глухой парный, мягкий парный.

е - [и] - гласный, безударный.

н - [н] - согласный, звонкий непарный, твёрдый парный.

а - [а] - гласный, ударный.

5 букв, 5 звуков.

 

Дети неплохо ориентируются по ленте букв (из букваря).

 

       Упражнения по теме "Фонетика и фонетический разбор слова"

Упражнение 1. Прочитайте слова и скажите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове. Почему в одних словах букв больше, чем звуков, а в других меньше?

Край, стал, сталь, краями, семья, семя, сильный, смелые, пенка, пенька, бьются, приехать, мой, моя, касса, бюро.

Упражнение 2. Перепишите, располагая слова по алфавиту, учитывая не только первую букву, но и все последующие.

Портрет, тетрадь, комбайн, веранда, бригада, воин, солдат, фигура, бюро, авангард, гарнизон, даль, история, лесник, слева, направо, брошюра, парашют, жюри, расчет, Маньчжурия, рассчитать, цыган, цапля, форма, щавель, юннаты, яблочко, экзамен, юла, ясень, чествовать, чувствовать, чересчур, фарфор, турист, филология, грамматика.

Упражнение 3. Произнесите несколько раз парные согласные, наблюдая за артикуляцией и силой выхода воздуха: б — п, в — ф, д — т, г — к, ж — ш, з — с. Прочтите следующие слова с соблюдением правил литературного произношения, обратите внимание на произнесение последних звуков. Хлеб, дуб, голубь, кровь, любовь, город, сад, дед, сапог, друг, нож, сторож, режь, мороз, грязь, мазь.

 

 

ТЕСТ 1.

1. В каком слове произносится мягкий глухой шипящий согласный?1) щека 2) пожалеть 3) шапка 4) желание

2. В каком слове произносится непарный звонкий мягкий согласный?

1) мыло 2) режим 3) луна 4) космос

3. В каком слове произносится звук [ а ] ? 1) вянуть 2) частичный 3) тянуть 4) щадить

4. В каком слове произносится 2 согласных звука? 1) солнце 2) возчик 3) мыться 4)поет

5. В каком слове произносится звук [й]? 1) тёрка 2) еда 3) сюда 4) прятать

6. В каком слове букв больше, чем звуков? 1) въедливый 2) юбиляр 3) местность 4) маячить

7. В каком слове все согласные звуки твёрдые? 1) рожь 2) память 3) пережить 4) воздвиг

8. В каком слове звуков больше, чем букв? 1) просьба 2) июльский 3) Якутия 4) яростный

9. В каком слове все согласные звуки мягкие?1)ключ 2) миля 3) жениться 4) портрет

10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?1)бледнЫ 2) нАчаты 3)дОговор 4)зАвидно

11. Укажите цифрами количество звуков в словах. Выберите правильный ответ.половодье шестая пекарня шлёпать

1)9677 2)8677 3)9676 4)9776

12. В каком слове все согласные твердые? 1) заживо 2) возможность 3) качество 4) решение

 

Тест  2:«Согласные твёрдые и мягкие» для начальной школы.

1. Укажите слово, в котором только твёрдые согласные звуки.1) книга2) мама3) сестра4) дочь

2. Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие.1) тетрадь2) лисица3) лютик4) ремень

3. Укажите слово, в котором только твёрдые согласные звуки.1) сюрприз2) перо3) руки4) мышь

4. Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие.1) ветер2) якорь3) мяч4) ёжик

5. Укажите слово, в котором только твёрдые согласные звуки.1) парк2) мёд3) герой4) берёза

6. Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие.1) магазин2) листья3) крыльцо4) море

7. Укажите слово, в котором все согласные звуки твёрдые.1) яблоко2) персик3) слива4) груша

8. Укажите слово, в котором только твёрдые согласные звуки.1) сирень2) хлеб3) астра4) щёки

9. Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие.1) кувшин2) щука3) цирк4) вещь

10. Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие.1) ягода2) пятно3) осень4) овощ

lyuceum7-1a.ucoz.ru

звук и буква | интернет проект BeginnerSchool.ru

Продолжаем тему русского языка в начальной школе. В предыдущей статье мы говорили о правильном списывании с учебника, подготовке к диктанту и письму по памяти. Давайте сегодня поговорим о том, как сделать звуко-буквенный разбор слова.

Итак, для начала вспомним, какими бывают звуки.

Звуки бывают гласными и согласными.

Буквы, которые обозначают гласные звуки, назовем гласными, буквы обозначающие согласные звуки – согласными.

Что такое согласные звуки, и какими они бывают?

Согласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха встречает различные препятствия. Согласные звуки бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими.

Многие согласные звуки образуют пары и называются парными. Пары бывают звонкие – глухие:

и твердые – мягкие:

Что такое гласные звуки

Гласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха не встречает препятствий, их можно пропеть.

Имеется шесть гласных звуков соответствующих шести гласным буквам:

В согласно – гласных слогах эти звуки, кроме звука И, обеспечивают твердое произношение впереди стоящих согласных букв: ДА, ДО, ДУ, ДЭ, ДЫ. Звук И обеспечивает мягкое произношение – ДИ.

Остальные гласные буквы имеют по два звука:

В согласно – гласных слогах эти звуки обеспечивают мягкое произношение: ДЕ, ДЁ, ДЮ, ДЯ.

Гласные звуки делятся на ударные и безударные. Тот звук, на который в слове падает ударение, называется ударным, если на звук не падает ударения, то он называется безударным.

Помним: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Как сделать звуко-буквенный (фонетический) разбор слова.

Пусть ребенок напишет слово и поставит знак ударения. Затем надо определить, сколько в слове слогов. Далее определяется, сколько в слове звуков и сколько букв. Затем ребенок определяет, сколько гласных букв, а сколько согласных. И наконец, какой звук обозначают согласные буквы.

Образец записи:

[л`д`и н к а]

2 – гласных, 4 – согласных;

л – [л`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный;

ь –

д – [д`] – согласный, мягкий, звонкий, парный;

и – [и] – гласный, ударный

н – [н] – согласный, твердый, звонкий, непарные;

к – [к] – согласный, твердый, глухой, парный;

а – [а] – гласный, безударный.

________________________________________________

6 – звуков, 7 – букв, 2 слога: льдин-ка

О том, что такое слог, ударение и как правильно переносить слова, мы поговорим в следующей статье.

Понравилась статья - поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru