Ошибкаадресациик веб-серверу. Жанр фантастика это
Фантастика – это увлекательный и популярный жанр кинематографа. Виды фантастических фильмов
Фантастика – это один из жанров литературы, кинематографа и изобразительного искусства. Свое начало он берет в глубоком прошлом. Еще на заре своего появления человек допускал наличие таинственных и могущественных сил в окружавшем его мире. Первая фантастика – это фольклор, сказки, мифы и предания. В основе этого жанра лежит некое невероятное, сверхъестественное допущение, элемент чего-то необычного или невозможного, нарушение границ привычной человеку реальности.
Начало развития фантастики в кинематографе
Из литературы жанр переместился в кино практически сразу после его возникновения. Первые фантастические фильмы появились во Франции в XIX веке. В те годы лучшим режиссером в этом жанре был Жорж Мельес. Его фантастическая лента «Путешествие на Луну» вошла в золотой фонд мировых шедевров кинематографа и стала первой картиной, рассказывающей о космических путешествиях. В это время фантастика – это возможность показать на экране достижения человеческого прогресса: удивительные механизмы и машины, средства передвижения.
С начала XX века фантастические фильмы начинают получать все большую популярность, и зрительский интерес к ним возрастает.
Виды фантастики
В кинематографе фантастика – это тот жанр, рамки которого сложно обозначить. Обычно это смешение разных стилей и форм кино. Деление на виды кинофантастики есть, но оно во многом условное.
Научная фантастика – это рассказ о невероятных технических и других открытиях человека: возможность путешествовать во времени, пересекать космические просторы, использовать генную инженерию, создавать искусственный интеллект.
Фильм «Прометей» – интересная картина с философским смыслом о поиске человеком ответа на главный вопрос: кто мы и откуда пришли? В результате археологических раскопок ученые получили доказательства того, что человечество было создано высокоразвитой гуманоидной расой. На поиски своих создателей к краю Солнечной системы отправляется научная экспедиция. У каждого члена команды свой интерес: кто-то хочет получить ответ, зачем было создано человечество, кем-то движет любопытство, а некоторые преследуют корыстные цели. Но и создатели оказываются вовсе не такими, какими их представляли люди.
Космическая фантастика
Этот вид очень тесно переплетается с научной фантастикой. Яркий пример – недавно вышедший на экраны и получивший восторженные оценки критиков фильм «Интерстеллар» о возможности путешествий сквозь черные дыры и возникающих при этом пространственно-временных парадоксах. Как и «Прометей», эта картина наполнена глубоким философским смыслом.
Фэнтези – это фантастика, которая тесно связана с мистикой и сказкой. Самый яркий пример фильма-фэнтези – знаменитая эпическая сага Питера Джексона «Властелин колец». Из самых последних интересных работ в этом жанре можно отметить трилогию «Хоббит» и последнюю работу Сергея Бодрова «Седьмой сын».
Ужасы – как ни странно, этот жанр тоже тесно соприкасается с фантастикой. Классический пример – серия фильмов «Чужой».
Фантастика: фильмы, ставшие классикой кинематографа
Кроме уже названных фильмов, существует еще большое количество великолепных картин, вошедших в список лучших работ в жанре фантастики:
- Космическая сага «Звездные войны».
- Серия фильмов «Терминатор».
- Цикл фэнтези «Хроники Нарнии».
- Трилогия «Железный человек».
- Серия «Горец».
- «Начало» с Леонардо Ди Каприо.
- Фантастическая комедия «Назад в будущее».
- «Дюна».
- Трилогия «Матрица» с Киану Ривзом.
- Постапокалиптическая картина «Я – легенда».
- Фантастическая комедия «Люди в черном».
- «Война миров» с Томом Крузом.
- Боевая космическая фантастика «Звездный десант».
- «Пятый элемент» с Брюсом Уиллисом и Милой Йовович.
- Серия фильмов «Трансформеры».
- Цикл «Человек-паук».
- Серия фильмов о Бэтмене.
Развитие жанра в наши дни
Современная фантастика – фильмы и мультипликационные ленты - продолжает быть интересной зрителю и сегодня.
Только на 2015 год анонсировано несколько масштабных и зрелищных фантастических картин. Из самых ожидаемых лент можно назвать заключительный фильм из цикла «Голодные игры», вторую часть «Бегущего в лабиринте», «Звездные войны, эпизод 7 – Пробуждение силы», «Терминатор 5», «Земля будущего», продолжение «Дивергента», новую кинокартину из серии «Мстители» и долгожданный «Мир юрского периода».
Заключение
Фантастика – это жанр искусства, который дает человеку возможность мечтать. Здесь можно представить себя супергероем, спасающим мир, допустить возможность существования других миров и совершить полет в глубины космоса. За это зрители и любят фантастические фильмы – в них сбываются мечты.
fb.ru
Особенности жанров фэнтези и научная фантастика
Чем отличаются фантастика от остальных жанров? Ведь и в детективе, и в любовном романе что персонажи, что миры – вымышленные.
Основную роль в классификации жанров играет то, на что сделан акцент. Например, в дамском романе ключевую роль играют романтические отношения, создающие любовные переживания. В детективе – загадка, любопытство и азарт, создаваемые для читателя.
В фантастике основной акцент делается на принципиально другую реальность, во многом отличную от нашей. Своё начало что фантастика, что фэнтези берут в народных сказках и легендах.
Особенности фантастического жанра
Фантастика как самостоятельный жанр сформировалась в середине 19-го века, когда миру явились произведения Жюля Верна.
Вся фантастическая литература условно разделяется на научно-популярную фантастику (НФ) и фэнтези. НФ – это то, что теоретически могло бы быть на самом деле; фэнтези – это сказка, то, чего быть точно не может (по-крайней мере не в нашем мире).
Мир фэнтези
Если в научной фантастике законы природы действуют, как им положено, то в мире фэнтези химия, физика и любая другая наука значения не имеют. Этот мир управляется магией и населен сверхъестественными существами.
Обычно основной темой фэнтези является борьба Добра и Зла. Сюжет выстраивается на архетипах Путешествия, Спасения, Загадки или Противостояния.
В каждой стране фэнтези, как правило, основано на местном фольклоре, но вне конкуренции всё-таки западно-европейский фольклёр.
Представители мира фэнтези:
- эльфы
- ведьмы и волшебники
- привидения
- оборотни
- вампиры
- тролли
- гномы
- орки и гоблины
- кентавры, минотавры и т.п.
- русалки
- волшебные животные: драконы, единороги, василиски, грифоны и т.п.
Поджанры фэнтези:
- Героическое фэнтези (главный герой бесстрашен, готов к подвигам и путешествиям)
- Эпическое фэнтези (обязательное условие – битвы, конфликты и противостояния народов)
- Историческое фэнтези (выдуманная история народа или мира + магия и т.д.)Темное фэнтези (Зло царствует, атмосфера готична и мрачна)
- Современное фэнтези (наши дни, героями выступают вампиры, оборотни и прочие паранормальные существа)
- Детское фэнтези (ориентировано на детей и подростков)
- Фэнтезийный детектив (магия, заговоры, преступления, дуэли на мечах и т.д.)
- Любовное или эротическое фэнтези
- Юмористическое или саркастическое фэнтези (вполне может высмеять все штампы жанра и рояли в кустах)
Мир фантастики
Помимо художественных достоинств качественный фантастический роман должны отличать яркая идея, вызывающая удивление, восхищение или страх, и хорошо продуманный мир, в котором читателю легко ориентироваться.
Если автор пишет произведение на основе чужих идей и миров, то это уже будет фанфик, а не оригинальное произведение.
Что такое идея в фантастике?
Это необычная концепция, на которой строится сюжет произведения. Идея начинается с вопроса «А что, если…?»
Например: идея книги «Человек-амфибия» А. Беляева началась с вопроса: «А что, если человек сможет свободно плавать под водой без специальных приспособлений?»
Идея фильмов серии «Звездные войны» началась с вопроса: «А что, если раньше в галактике была война?»
Идея книги «Мастер и Маргарита» М. Булгакова началась с вопроса: «А что, если в Москве появится сам дьявол?»
Фантастический мир – это альтернативная реальность со своими законами. Даже если это фэнтези, где правит магия, там должна быть чёткая структура и логика.
Прописать достоверный мир труднее, чем создать достоверного героя. Нужно продумать до деталей, как будет работать эта реальность, чем она будет отличаться от других и чем она привлечет внимание?
Напишите развернутую энциклопедическую сводку, придерживаясь этого плана:
- Время и место действия
- Размеры территории
- Деления территории: планеты, континенты, страны и т.п.
- Столица (-ы)
- Государственное устройство, политические партии и союзы, законы общества
- Внутренняя и внешняя политика
- Экономика, валюта, условия торговли
- Сведения о населении: национальности, языки, верования, расы и т.п.
- Законы физики и природы
- География: рельеф, климат, полезные ископаемые, береговая линия, почва, растительность, животный мир, экология
- Ключевые события в истории
- Уровень преступности
- Транспорт
- Сельское хозяйство и промышленность
- Вооруженные силы
- Медицина
- Социальное обеспечение
- Воспитание детей
- Образование
- Наука
- Средства связи
- Источники знаний: книги, библиотеки, интернет, медиа и т.п.
- Искусство: архитектура, театр, кино, живопись, музыка и т.п.
Поджанры в научной фантастике:
- Жесткая НФ (сюжет крутится вокруг научного открытия или технологии)
- Легкая НФ (основа сюжета – взаимоотношения героев или их приключения)
- Военная НФ (битвы основной расы с инопланетянами)
- Космоопера (место действия – космос и дальние планеты, сюжет – космические приключения)
- Киберпанк (описывается конфликт людей и техники)
- Путешествия во времени
- Апокалипсис
- Ужасы
- Параллельные миры и вселенные
- Затерянные миры и первопроходцы (открытие новых миров)
- Первый контакт (встреча людей с внеземными цивилизациями)
- Утопия и антиутопия (описание мира с идеальными или тоталитарными законами)
- Историческая фантастика (действие происходит в прошлом)
- Альтернативная история (что было бы, если бы события развернулись под другим углом)
- Детская фантастика (рассчитана на детей и подростков)
Как избежать ляпов и скуки в фантастике?
- Не объясняйте в деталях, как работают бластеры, средства связи и т.д., если это не имеет прямого отношения к сюжету.
- Следите, чтобы все сферы технологии были развиты примерно на одном уровне. Если ваши корабли летают со скоростью света, то и связь должна быть на уровне.
- Пришельцы должны отличаться от землян – мимикой, сленгом и т.д..
- Инопланетные меры весов, времени и длины должны отличаться.
- Не называйте обычные вещи инопланетными словами.
- У всякого Зла должен быть мотив.
- Если вы пишете средневековое фэнтези, тщательно изучите эту эпоху.
- Рассчитывайте силы героев и животных – всем нужены сон, отдых и пища.
статья Как набросать сюжет
Штампы в научной фантастике и фэнтези:
- Герой не помнит своих родителей. Затем выясняется, что они были королями, президентами или волшебниками. Герою сообщают, что он избранный, о котором говорилось в древнем пророчестве. А в конце выясняется, что Главный Злодей – это отец главного героя.
- Герой проснулся и понял, что захватывающие приключения – это всего лишь сон или видеоигра.
- Никто не может спасти мир от страшной катастрофы, кроме главного героя.
- Герой отправляется в прошлое, чтобы исправить будущее, и в итоге сделал всё ещё хуже.
- До появления героя обитатели планеты Х были полными невеждами. И тут появляется ОН…
- Единственная цель инопланетян — уничтожить Землю. Просто так, без мотива.
- Инопланетяне самоуничтожаются от контакта с земным воздухом, шампуне и т.д.
- Компьютеры или роботы подхватили вирус и взбесились.
- Герой и героиня постоянно ругаются. Потом они спасают друг друга, и тут начинается любоф…
- Герой попадает в странный мир и обнаруживает, что это наша Земля – это будущее.
- Вся планета населена людьми одной национальности, на ней существует один крупный город, одна культура и религия.
- Злодей подчиняет себе весь мир, но при этом убивает своих помощников направо и налево. Что ж, вскоре он станет королём себя самого…
- Злодей убивает родителей героя. Тот вырастает – и месть его страшна.
- Герой в одиночку легко расправляется с целым батальоном вооружённых сил противника.
- Магический артефакт, который решит все проблемы.
- Зло вырвалось на свободу, покрыло мраком весь мир и скоро приедет к нам. А зачем?
- Злодей несправедливо обижает своего соратника – и тот переходит на сторону Добра.
- Лучшие друзья Героя – это эльф и гном.
- Место битвы – лабиринты, обрывы, отвесные скалы и т.д.
- Герои скрываются в шахтах и канализациях или в заброшенном метро и подземных катакомбах.
- Злодей зловеще хохочет и носит чёрный плащ с капюшоном.
- Злодей мечтает жениться на принцессе, которая его ненавидит.
- Герой легко проникает во вражеский компьютер (штаб и т.д.) и узнаёт все планы наперёд.
статья САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
Как выбрать название для фэнтези и научной фантастики?
- Возьмите известное название и переделайте его, заменив одно-два слова.
- Добавьте пафоса и громких слов: Вечность, Бесконечность, Зло, Тьма.
- Постарайтесь использовать обиходные символы. Их не так уж много: Меч, Дракон, Клинок, Старая Таверна, Галактика, Звезда, Властелин, Владыка, Кровь, Любовь, Замок, Хранители, Бойцы.
- Остерегайтесь скромных и скучных названий.
- Дайте читателю понять, что его ждет встреча с Невероятным. Используйте фразы-парадоксы.
- Если не хватает слов, придумайте новые или используйте красивые непонятные.
- Неплохо назвать книгу каким-нибудь одним, но очень умным словом. К сюжету оно не должно иметь отношения, упоминаться тоже не должно. Например: «Преморбид», «Абсорбент», «Промискуитет», «Метеоризм».
- Возьмите слово «Хроники» или «Мир» — и первая половина названия готова.
Так же можно использовать сочетания:
- свершение + чего-нибудь («Покорение Мируса», «Свержение Лебона», «Воздание Гнома»)
- сделать + чего-нибудь («Полюбить Вампира», «Убить Симбозиум», «Победить Рамоссуру»)
- кто-то + такой-то («Демоны Преисподни», «Камни Красной Реки», «Эльфы Гор Эратуса»)
- какие + эффект вау («Обреченные жить», «Разорванные Клятвой», «Оскорбленные Нежитью»)
- «кто» («Богур ученик чародея», «Розмари колдунья Эльфов»)
- знамением + кого-то («Под флагом Рогуса», «Именем Ипалантуса»)
- такое + сякое («Арподиг и Минотавр», «Либом и Меч Славы»)
- дата + чья-то («Час Асгарда», «Год Рокуса», «Один День Бизима»)
- деятель чего-то там («Победитель Эдармхейша», «Заклинатель Мечей», «Победитель Волхвов»)
- «штука кого-то там» («Талисман Темного Господина», «Поступь Эмори», «Пустота Нордарма»)
- прилагательное + существительное («Багровые Врата», «Проклятый Дар», «Твердый Луч»)
- существительное + прилагательное («Дар Победоносный», «Дорога Изощрённая»)
www.emvlad.ru
Что такое фантастика?
Очень многие люди любят читать книги или смотреть фильмы, которые имеют в своей основе нечто фантастическое, что-то такое, что на самом деле никогда не случится. Именно такой жанр и называется фантастикой. Однако ответить на вопрос о том, что такое фантастика можно и по-другому. Фантастика – это всего лишь сказка. И это на самом деле так. Почему? Сейчас узнаете.
Что такое фантастика в литературе
Нам кажется, что фантастические рассказы и романы стали писать не так уж и давно. но на самом деле люди увлекались таким жанром ещё в те далёкие времена, когда рисовали рисунки на скалах. Уже по некоторым из них сегодня можно определить, что то, что там нарисовано – это нечто фантастическое, чего на самом деле просто не может произойти.
А потом фантастические книги стали писать очень и очень многие авторы. Чего только стоит «Приключение Гулливера» Д.Свифта или «Машина времени» Г. Уэлса. Но во все времена отношение к фантастике всегда было разное. Сегодня мы читаем фантастические книги о том, как происходит война между космическими мирами, а ведь всего пару столетий назад фантастикой считались сказки братьев Грим
Виды фантастики
- Футурологическая фантастика. К этому жанру можно отнести все книги и фильмы, которые описывают войны в космическом пространстве, инопланетян, невероятных космических кораблей.
- Фольклорная фантастика, которая иногда ещё называется фэнтези, допускает введение в мир человека каких-то явлений или существ, которые никогда не существовали.
- Миротворческая фантастика. Этот вид фантастики направлен на создание несуществующего мира. В пример можно привести фильмы «Аватар» или «Нарния».
- Мистическая фантастика, которая называется хоррор, допускает введение каких-то непонятных и мистических явлений.
- Фасматасмагорическая фантастика проявляется тем, что просто не имеет никакого логического основания или всего лишь объяснения.
- Научная фантастика приводит в своих произведениях те или иные несуществующие научные достижения, такие достижения, о которых нам остаётся только мечтать.
Теперь вы точно знаете, что такое фантастика, и никогда больше не спутаете этот привлекательный и очень интересный жанр ни с чем другим.
elhow.ru
ФАНТАСТИКА - это... Что такое ФАНТАСТИКА?
Фантастика — в литературе и др. искусствах изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, ясно ощущаемое нарушение художником естественных форм, причинных связей, закономерностей природы. Термин Ф.… … Литературная энциклопедия
ФАНТАСТИКА — ФАНТАСТИКА, форма отображения жизни, при которой на основе реальных представлений создается сверхъестественная, ирреальная, чудесная картина мира. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии. В художественной литературе, театре, кино … Современная энциклопедия
Фантастика — ФАНТАСТИКА, форма отображения жизни, при которой на основе реальных представлений создается сверхъестественная, ирреальная, “чудесная” картина мира. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии. В художественной литературе, театре,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ФАНТАСТИКА — (от греч. phantastike искусство воображать) форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними ( сверхъестественная , чудесная ) картина Вселенной. Распространена в фольклоре, искусстве,… … Большой Энциклопедический словарь
Фантастика — (греч. phantastike – искусство воображать) – форма отражения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая картина Вселенной. Распространена в мифологии, фольклоре, искусстве, социальной утопии. В ХIХ – ХХ… … Энциклопедия культурологии
фантастика — ФАНТАСТИКА в литературе, искусстве и некоторых др. дискурсах изображение фактов и событий, которые, с точки зрения господствующих в данной культуре мнений, не происходили и не могли происходить («фантастических»). Понятие «Ф.» является… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Фантастика — ФАНТАСТИКА означает особый характер художественных произведений, прямо противоположных реализму (см. это слово и сл. фантазия). Фантастика не воссоздает действительности в ее законах и устоях, но свободно нарушает их; она образует свое… … Словарь литературных терминов
ФАНТАСТИКА — ФАНТАСТИКА, и, жен. 1. То, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. Ф. народных сказок. 2. собир. Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. Научная ф. (в литературе,… … Толковый словарь Ожегова
фантастика — сущ., кол во синонимов: 19 • анриал (2) • вымысл (1) • здорово (143) • … Словарь синонимов
Фантастика — У этого термина существуют и другие значения, см. Фантастика (значения). Фантастика разновидность мимесиса, в узком смысле жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является… … Википедия
dic.academic.ru
Жанры фантастики в литературе «
Автор: Дементьева Светлана
Одним из самых любимых жанров в литературе остается фантастика. Полет человеческой фантазии настолько широк и разносторонен, что каждая книга этого волшебного жанра абсолютно неожиданна! Наверное, любой другой жанр не может дать столько разноплановых мыслей, настолько серьезно расширить границы нашего мышления и бежать в своих предположениях так далеко в пространстве и времени. Причем видеть не только наше будущее, но и прошлое, которое также загадочно.
Фантастика! Я с трудом могу подобрать слова восторга, который испытываю, когда произношу это слово. Я никогда не понимала и вряд ли когда-нибудь смогу понять людей, которые пренебрежительно отзываются об этом жанре в литературе, в кино, в искусстве в целом.
Человечество никогда бы не достигло положительных результатов в освоении космоса, в медицине, в науке и технике, если бы не умело мечтать. В наш 21 век мы замечаем, как многое невозможное когда-то, сегодня стало для нас привычным. Мы легко поднимаемся в небо, мы легко погружаемся под воду, мы выводим новые виды растений и животных… а ведь все это когда-то было фантастикой! В одной из книг Жюль Верна есть описание мясного дерева. Почти все из описанного этим удивительным человеком сбылось, осталось дождаться когда же человечество научится выращивать мясо на деревьях. И тогда книги Жюль Верна можно смело относить не к жанру фантастики, а поставить в один ряд с Нострадамусом.
Фантастика подобна бриллианту — в полете своих фантазий она имеет множество граней. Сейчас стало модным их переплетать между собой. В ряде случаев определить к какому же жанру фантастики относится произведение просто невозможно. Но предоставим это каждому отдельно взятому читателю. А сейчас поговорим о ярко выраженных и основных жанрах фантастики в литературе.
За основу классификации фантастики я взяла несколько статей из знаменитой Википедии. В результате получилось следующее:
— По содержанию произведений:
- научная фантастика (Представителями этого жанра являются книги Ивана Ефремова, Александра Беляева, Айзека Азимова, Рея Бредбери, Артура Кларка и др.)
- альтернативная история (примером могут послужить книги: «Да не опустится тьма» Лайона Спрэг де Камп, роман «Трансатлантический туннель! Ура!» Гарри Гаррисона, «Остров Крым» Василия Аксенова и др.)
- социальная фантастика (примером можно назвать следующие книги: роман «Мы» Евгения Замятина, «Град обреченный» братьев Стругацких, «Корпорация «Бессмертие»» Роберта Шекли, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери и др.)
- фэнтези (представители этого жанра: Андрей Белянин, Джон Р. Р. Толкин, Роберт Джордан и д.р.)
- Ужасы (хоррор), триллер (представители этого жанра: Стивен Кинг, Клайв Баркер, Энн Райс и др.)
— По стилю изложения:
- детективная фантастика (например, Станислав Лем «Дознание», Кир Булычев «Интергалактическая полиция», Борис Акунин «Детская книга» и др.)
- юмористическая фантастика (например, Андрей Белянин, Павел Марушкин, Олег Шилонин, Крэг Шоу Гарднер и др.)
— По роду литературы:
- Фантастическая проза (например, братья Стругацкие, Сергей Лукьяненко, Роберт Шекли и др.)
- фантастическая поэзия (например, Олег Тарутин «Зеница ока», Харри Мартинсона «Аниара», Кларк Эштон Смит (поэма «Любитель гашиша» и др.)
- фантастическая драматургия (Карел Чапек «R.U.R.», Генри Лайон Олди космическая оперетта-буфф «Чужой среди своих», братья Стругацкие «Жиды города Питера, или невеселые беседы при свечах» и др.)
Однако должна сказать, что споров относительно жанра фантастики и его подвидов по-прежнему предостаточно. Мнений среди людей с громкими именами и среди совсем простых людей из соседнего подъезда великое множество. Но никто так и не может четко разграничить произведения литературы по жанрам фантастики. На самом деле в этом нет особой необходимости. Один и тот же писатель мог создать произведения разных подвидов жанров фантастики, либо вообще смешать их между собой.
Если Вы никогда не читали фантастических книг, то я предлагаю воспользоваться списком литературы Бориса Стругацкого. В нем он собрал классику жанра фантастики. Каждая из предложенных книг совершенно не похожа на другую. Скажем так, в фантастике очень любят даже не сам по себе жанр, а стиль и полет мысли каких-то определенных авторов. Попытайтесь найти своего любимого писателя-фантаста.
А теперь обещанный список книг:
1. Д. Свифт, «Путешествия Лемюэля Гулливера».
2. Н. Гоголь, «Нос».
3. Э. А. По, «Приключения Артура Гордона Пима».
4. Ж. Верн, «Восемьдесят тысяч километров под водой».
5. Г. Уэллс, «Война миров».
6. Д. Лондон, «Алая чума».
7. Ф. Кафка, «Превращение».
8. А. Толстой, «Гиперболоид инженера Гарина».
9. К. Чапек, «Война с саламандрами».
10. А. Конан Дойл, «Затерянный мир».
11. А. Беляев, «Человек-амфибия».
12. М. Булгаков, «Мастер и Маргарита».
Я бы к этому списку добавила обязательно Сергея Лукьяненко с его знаменитыми Дозорами, Саймака с произведением «Почти как люди», Гарри Гаррисона с трилогией «Смертоносный мир», практически все произведения братьев Стругацких… замечательных книг так много, что даже давая просто списки книг, не хватит одной статьи.
А посему, я предлагаю остановится на уже предложенном. И если есть желание, то поделитесь с нами своими впечатлениями о прочитанной книге удивительного жанра фантастика!
demsvet.ru
Фантастический фильм - это... Что такое Фантастический фильм?
Кинофанта́стика — направление и жанр художественной кинематографии, который можно охарактеризовать повышенным уровнем условности. Образы, события и антураж фантастических фильмов часто намеренно отстранены от обыденной реальности — это может делаться как для достижения специфических художественных задач, добиться которых создателям фильма удобнее средствами фантастики, чем средствами реалистического кино, так и просто для развлечения зрителя (последнее характерно прежде всего для жанрового кино). Характер условности зависит от конкретного направления или жанра — научная фантастика, фэнтези, фильм ужасов, фантасмагория, — однако все они могут широко пониматься как кинофантастика. Существует также более узкое представление о кинофантастике как о массовом чисто коммерческом жанре кинематографа; согласно такому представлению кинофантастикой не является, например, «Космическая одиссея 2001». В настоящей статье используется широкое понимание кинофантастики, которое позволяет дать более полное представление о предмете.
Эволюция кинофантастики во многом следовала за эволюцией гораздо более динамично развивающейся фантастической литературы. Однако кинематограф с самого начала обладал свойством визуальности, которого письменная литература практически лишена. Движущееся изображение воспринимается зрителем как достоверное, существующее здесь и сейчас, причём ощущение достоверности не зависит от того, насколько фантастично разворачивающееся на экране действие. Это свойство восприятия зрителем кинематографа приобрело особое значение после появления спецэффектов.
История
Кинофантастика 1990-х годов
Экранизации комиксов
Неоготика
В 1990-х оформилось и обрело силу совершенно новое направление в фантастическом кинематографе, которое начали называть «неоготикой» («новой готикой»). Фильмы этого направления обычно использовали мотивы и антураж классической готики, однако изощрённое мастерство операторов и художников создавало на экране совершенно новое эстетическое пространство, которое невозможно соотнести с прежними готическими фильмами, тяготевшими к изобразительному аскетизму и нуару. В неоготику влились витиеватость фэнтезийных иллюстраций Фразетты и Уилэна, изобразительный фотогламур, художественные находки авторов паропанка и возможности современных технологий создания спецэффектов.
Неоготика, взаимодействуя с усиливающимися традициями экранизаций комиксов, вскоре породила ещё одно направление, для которого характерные для готики мотивы сочетаются с современным (в основном) антуражем. Взаимодействие этих эстетик впервые эффективно продемонстрировало «Интервью с вампиром», а наиболее яркими примерами такого кино являются фильмы «Блэйд» (Blade, 1998) и «Другой мир» (Underworld, 2003).
Важные фильмы
Фантастический «мэйнстрим» 1990-х
- «Вспомнить всё» (Total Recall, 1990)
- «Призрак» (Ghost, 1990)
- «Терминатор 2: Судный день» (Terminator 2: Judgment Day, 1991)
- «Парк Юрского периода» (Jurassic Park, 1993)
- «Звёздные врата» (Stargate, 1994)
- «Странные дни» (Strange Days, 1995)
- «Крикуны» (Screamers, 1995)
- «День независимости» (Independence Day, 1996)
- «Контакт» (Contact, 1997)
- «Сквозь горизонт» (Event Horizon, 1997)
- «Пятый элемент» (The Fifth Element, 1997)
- «Гаттака» (Gattaca, 1997)
- «Звёздный десант» (Starship Troopers, 1997)
- «Люди в чёрном» (Men in Black, 1997)
- «Чужой 4: Воскрешение» (Alien: Resurrection, 1997)
- «Армагеддон» (Armageddon, 1998)
- «Тёмный город» (Dark City, 1998)
- «В поисках Галактики» (Galaxy Quest, 1999)
- «Джуманджи» (Jumanji, 1995)
Фильмы о скрытном инопланетном вторжении
Философские притчи
«Виртуальность»
По мере того, как возникший в 1980-х годах киберпанк закреплялся и становился общепризнанным направлением в литературной фантастике и массовой культуре вообще, интерес к его образному ряду стал проявлять и кинематограф. Первым среди крупнобюджетных фильмов, сознательно сделанных в рамках этого направления, стал фильм Роберта Лонго «Джонни Мнемоник» (Johnny Mnemonic, 1995), поставленный по мотивам одноимённого рассказа классика киберпанка Уильяма Гибсона. Из-за целого ряда компромиссных и половинчатых решений, продиктованных коммерческим характером проекта, фильм, в отличие от оригинального рассказа, получился недостаточно радикальным и был раскритикован поклонниками киберпанка и весьма сдержанно воспринят массовым зрителем. Тем не менее, сейчас этот фильм признаётся существенной вехой в жанровом кинематографе, а его влияние на последующие более успешные проекты заметно хотя бы в том, что исполнивший в нём главную роль Киану Ривз был впоследствии приглашён на роль Нео в кинотрилогии «Матрица».
Развитие классических сюжетов
Артхауз
Фильмы ужасов
Кинофантастика 2000-х годов
Киноциклы
- «Люди Икс» (киноцикл, 2000—2006)
- «Властелин колец» (The Lord of the Rings, 2001—2003)
- «Гарри Поттер» (киноцикл, 2001-…)
- «Человек-паук» (киноцикл, 2002—2007)
- «Пираты Карибского моря» (киноцикл, 2003—2007)
- «Бэтмен» (киноцикл, 2005-…)
Другие фильмы
- «Донни Дарко» (Donnie Darko, 2001))
- «Я, робот» (I, Robot, 2004)
- «Ван Хелсинг» (Van Helsing, 2004)
- «Руководство» (Primer, 2004)
- «Небесный Капитан и мир будущего» (Sky Captain and the World of Tomorrow, 2004)
- «Вечное сияние чистого разума» (Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004)
- «Послезавтра» (The Day After Tomorrow, 2004)
- «Эффект бабочки» (The Butterfly Effect, 2004)
- «Зеркальная маска» (Mirror Mask, 2005)
- «Лабиринт Фавна» (el Laberinto del Faun, 2006)
- «Дитя человеческое» (Children of Men, 2006)
- «Престиж» (The Prestige, 2006)
- «Фонтан» (The Fountain, 2006)
- «Монстро» (Cloverfield, 2008)
Другие фантастические фильмы
Литература
- Ханютин Ю. Реальность фантастического мира: Проблемы западной кинофантастики. — М.: Искусство, 1977.
- Frederik Pohl, Frederik Pohl IV Science Fiction Studies in Film. — Reissue edition. — Ace Books, 1984. — С. 346. — ISBN 0-441-75434-1
- David G. Skal The Monster Show: A Cultural History of Horror. — Faber & Faber, 2001. — С. 432. — ISBN 0-571-19996-8
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Фантастика - эффектный жанр в кино
Кинофантастика в современном понимании — сравнительно недавно возникший жанр кино, хотя если рассматривать его в более широком понимании, то к фантастическому жанру можно отнести и фильмы ужасов, ведь фантастику отличает очень высокая условность происходящего на экране, то есть неправдоподобность явлений, по сравнению с реальной жизнью.
Естественно, никто никогда не видел «маленьких зеленых человечков» (хотя и пытались доказать обратное), и вряд ли кто-то действительно вызывал Дьявола у себя в комнате при использовании подручных средств и горсти кладбищенской земли.
Однако человеку свойственна фантазия и воображение, что отличает нас от животных (кстати, еще одна тема для фантастических фильмов — показать мир с точки зрения разумного животного, которое, как выясняется, и мыслит, и мечтает и переживает, подобно человеку).
Поэтому размышления о том «как могло бы быть, если бы…» никогда не оставляли в покое человечество, и если сначала появлялись фантастические и мистические литературные произведения, которые составляют огромный культурный пласт, то вслед за ними, когда стала возможной визуализация этих воображаемых событий, появилась и кинофантастика. Практически неисчерпаемы и пессимистические и оптимистические прогнозы и предположения кинематографистов по самым различным поводам.
Тематика этого жанра поистине огромна, ведь любую основу хочется иногда поколебать. Сюжеты в фантастике самые разнообразные, но наиболее часто используемыми являются:
- инопланетные вторжения на Землю
- космические путешествия
- люди, обладающие сверхъестественными способностями и спасающие всех, кто нуждается в этом
- пресловутые думающие звери
- волшебные замки, осаждаемые огнедышащими драконами и зловредными троллями
- потенциальные последствия техногенных и природных катастроф
- перемещения во времени
В 90-е годы с развитием спецэффектов, стало возможным весьма убедительно показывать невероятность происходящих на экране событий. Это ознаменовалось появлением таких кинолент как «Терминатор 2» (для 1991 года спецэффект с «жидким роботом» был просто уникален), «Пятый элемент», «Люди в черном».
Кстати, два последних фильма были выпущены в 1997 году, каждый из них стал знаковым, потому что именно с этого момента фантастика вышла на качественно иной уровень — возможность использования великолепных спецэффектов позволила сосредоточится не только на том, чтобы произвести впечатление на зрителя всевозможными трюками, но и поставить на первый план не только их, но и саму композицию фильма, и игру актеров.
В то же время, в 90-е годы появляются суперэкранизации комиксов о Бэтмене. Волнует также тема пришельцев из иных миров, которые производят скрытую интервенцию на Земле, и постепенно проникают в сознание и тела землян -это дало публике фильм «Факультет», «Особь», а немного ранее был снят фильм «Чужой», являющийся каноническим для подобного вида фантастики.
С другой стороны, фантастика необязательно характеризуется волнующими сценами межпланетных взрывов и чужеродными образами пришельцев — ведь предполагаемые события могут носить также и локальный, внутренний характер для какого-то одного человека.
Очень показателен в этом смысле фильм «День сурка», который носит с одной стороны, название комедии, а с другой стороны, все же заставляет задуматься о миссии каждого живущего. Это необязательно какой-то героический поступок для всего человечества, иногда бывает достаточно совершить свой маленький подвиг для самого себя и окружающих тебя людей -герою Билла Мюррея была дана такая возможность, и он ею воспользовался, когда осознал, что если живешь не напрягаясь и плывя по течению, то для тебя всегда будет День сурка, и неважно, что каждый день на календаре будет новое число.
В целом, жанр фантастики, это как правило синтез различных видов киноискусства, однако его позволяют выделить отдельные специфические черты, такие как максимальная неправдоподобность происходящего на экране, независимо от того, в каком ключе рассказана история — комическом, трагическом или же философски-отстраненном.
Июл 1, 2016Любитель фильмов
kinomoe.com