Михаил Васильевич Ломоносов как лингвист. Ломоносов о языке. Значение открытий ломоносова


Открытия Ломоносова и их значение

Опубликовано в Биографии, История Апр 4, 2012 | 1 коммент.

Какова роль роль открытий Ломоносова в науке?

Вопрос, казалось бы, тривиальный. Прежде всего Ломоносов был младшим современником Петра I - одним из заочных птенцов его гнезда, опоздавших попасть на глаза царю-революционеру и потому пробивавших свой путь в науке почти в одиночку. Поморский сын Михайло преуспел в этом тяжком деле, потому что созданная царем государственная машина автоматически забросила московского студента на учебу в Германию. Там он встретил физика Христиана Вольфа - ученика Лейбница, который составил для царя Петра проект Российской Академии наук. С момента встречи Петра и Лейбница (в 1714 году) началась история науки в России. С момента встречи Вольфа и Ломоносова определилась научная судьба русского самородка.

Вот именно! Петр и Ломоносов были самородки, но Лейбниц и Вольф самородками не были. У них за спиною лежала полуторавековая традиция протестантских университетов, начало которой положили Лютер в Германии, Кальвин и Цвингли в Швейцарии, король Генрих VIII в Англии. Эта четверка первопроходцев по характеру и нраву гораздо более похожа на царя Петра и помора Михайлу, чем современные им трижды академик Лейбниц и четырежды академик Эйлер. И тем большую ценность представляют открытия Ломоносова для всего российского народа.

Христиан Вольф

Действительно, на всем протяжении XVIII века в России сплетались ветви ДВУХ разновозрастных цивилизаций. Одна из них - новорожденная Петербургская Россия, сменившая вчерашнюю Московскую Русь. Другое культурное древо - протестантская Европа, выросшая в начале XVI века из руин католической империи франков, которую основали римские монахи и папы в конце XI века. Ее первым подвигом стали Крестовые походы в Испанию и Палестину. А Московскую Русь основали в начале XIV века пассионарные князья, дружинники и монахи Москвы и Твери, Суздаля и Переславля, готовые мечом, рублем и молитвой противостоять Орде.

Похоже, что именно раскол и перерождение католического Запада либо православного Востока Европы в присущий им век и час открыли путь вспышкам культурной революции вокруг Лютера (в 1517 году) и вокруг Петра (в 1700 году). В этих двух новых культурах (в отличие от их предшественниц) наука заняла ключевое место: почему так получилось?

В Петровской России все просто: сюда науку импортировали с Запада, чтобы не отстать от него навеки в технике, индустрии и военном деле. А что было на Западе в эпоху Лютера, который совсем не доверял вольным рассуждениям ученых мужей? Тогда в католической Европе процветали десятки университетов; первые из них возникли еще в эпоху крестоносцев, и сам Лютер был выпускник университета в Виттенберге. В этих вузах издавна велись религиозные диспуты интеллектуалов: их нетрудно было превратить в научные дискуссии. Ведь еще в XIII веке профессор Фома Аквинский предпочел четкого Аристотеля - заумному Платону, и тут же сам сочинил пять научных доказательств бытия Бога. Через полвека мудрецы в Сорбонне, споря с Аристотелем, придумали для физиков принцип инерции. Они же открыли аксиому выбора в логике, получили серную кислоту и спирт, доказали расходимость гармонического ряда и спроектировали механический арифмометр.

Все это сделали европейские современники Ивана Калиты и Сергия Радонежского. Не диво, что западные современники Ивана III открыли Америку и обогнули земной шар. Они же изобрели карманные часы со стальной пружиной и научились решать кубические уравнения - уже с десятичными цифрами, но еще без формул, по словесным алгоритмам. В следующем поколении Коперник заставил Землю вращаться вокруг Солнца; Бомбелли описал свойства комплексных чисел, а Тихо Браге попытался измерить расстояние до Сверхновой звезды. В этой компании молодой Ломоносов, несомненно, ощутил бы себя равным среди равных - хотя он родился в России на два века позже своих западных коллег.

Показательно, что Ломоносов всю жизнь на равных общался и спорил с ведущими химиками и физиками Европы, но не пытался встать вровень с ведущими математиками той поры. Почему-то Эйлер (всего на четыре года старше Ломоносова) всегда оставался для русского самородка «дружелюбным марсианином», у которого можно многому научиться - но встать с ним вровень невозможно! Он просто живет в другой Вселенной: то ли в ином пространстве, то ли в ином времени.

Так оно и было: благодаря предыдущим усилиям Декарта и Ферма, Ньютона и Лейбница, Бернулли и Эйлера европейская математика XVIII века оказалась примерно на два века впереди европейской химии или физики той же поры - или европейской математики XVI века. Но если так, то когда в России появились СВОИ математические «современники» Эйлера - точнее сказать, СИНФАЗНЫЕ (пусть НЕ синхронные) ему ученые мужи? Если наш хронометр не врет, и российская наука XVIII века была синфазна передовой европейской науке XVI века - тогда русских аналогов Эйлера следует искать в XX веке!

Тут сразу всплывает имя Андрея Колмогорова - самого блестящего питомца московской математической школы Николая Лузина. Если эта аналогия естественна - значит, сам Лузин был аналогом Иоганна Бернулли, воспитавшего Леонарда Эйлера в провинциальном Базеле. А сам Иоганн Бернулли - как он вырос в этой глуши? Вслед за своим старшим братом Якобом, он был заочный ученик Лейбница - по переписке, в ходе которой была выработана система понятий математического анализа функций. Аналогично, молодой аспирант Лузин вырос в самобытного ученого, проведя много месяцев на лекциях и семинарах у Гильберта в Геттингене и у Пуанкаре в Париже. После такой закалки Лузин, правда, сам не сумел стать ровней Эйлеру. Зато он сумел вырастить первого русского Эйлера (то бишь, Колмогорова), и вместе с ним - букет математиков, ничем не уступавших научным королям Европы XVIII века.

Леонард Эйлер

Кстати: а эти вундеркинды откуда а взялись? Ясно, откуда: из той образовательной реформы, которую дважды (на уровне олимпиад и физ-мат школ) запустил Колмогоров и которую не сумел в свое время запустить Ломоносов. Ведь Михайло Васильевич мечтал стать первым ректором Московского университета и вырастить в древней русской столице первое массовое поколение ученых, которые смогут на равных общаться с Эйлером и другими европейскими светилами. Но не вышло: и не пустили тогда петербургские чиновники российского Антея в колыбель Российского государства.

Колмогоров - новый Ломоносов СССР

Колмогоров же в 1930-е годы уверенно стал первым вождем московских математических олимпиад. Его студенты и аспиранты возглавили тогда первые кружки для одаренных школьников. В этой системе выросли сразу после войны Дима Арнольд, Сережа Новиков, Саша Кириллов и другие научные лидеры. После этого успеха Колмогоров сделал следующий шаг: в 1963 году он учредил в Москве физмат школу для одаренных ребят из российской глубинки. И опять был крупный успех: питомцы колмогоровского интерната сейчас ни в чем не уступают лучшим математикам Европы и США. Неужели можно таким путем преодолеть двухвековую разницу возрастов между российской и европейской наукой?

На отдельных участках научного фронта - несомненно, можно. Взять хотя бы знаменитого математического монаха из Петербурга - Григория Перельмана, достойного питомца школы 239 и матмеха СПбГУ. Он ничем не уступает своим европейским «синфазникам» из начала XIX века: Гауссу, Абелю и Галуа. Но они тогда (как и он сейчас) колоссально оторвались от «среднего» уровня мировой учености. Вспомним, как в 1970-е годы Колмогоров пытался распространить свою образовательную реформу с немногих физматшкол на тысячи массовых школ России - хотя бы во всех ее а крупных городах, где работают сильные вузы. Тут успех оказался не велик: инновациям воспротивились не только ленивые чиновники, но и большинство учителей России оказалось не готово к сверхусилиям во главе своей повседневной паствы. Несомненно, что педагогический опыт Колмогорова сыграл ничуть не меньшую роль, чем все открытия Ломоносова в деле просвещения.

Видимо, такова природная закономерность: прыжки через столетия или через океаны под силу лишь немногим. Перебросить через такую пропасть целый народ нельзя, пока он сам не вступит в свой век Просвещения. Например, Екатерина II - дочь европейского Просвещения - пыталась создать в России систему государственных школ прусского образца. В Петербурге и Москве получилось по одному хорошему Воспитательному дому; но в прочих губернских городах не вышло и этого. Всякому овощу - свое время! Через сто лет после Екатерины ее цель была достигнута и превзойдена. Но еще веком позже аналогичный опыт Колмогорова оказался столь же ограничен. Быть может, и тут желанный триумф придет веком позже?

Похоже, что крепкий помор Ломоносов угадал эту истину смолоду - и не рвался к недостижимым целям, хотя не упускал ни одной достижимой вершины в науке или рядом с нею. Так же вел себя его «марсианский» современник и коллега Эйлер. В наши дни так ведут себя почти все ученые россияне. Они либо двигают вперед пятисотлетнюю европейскую науку, либо просвещают трехсотлетнюю петровско-ломоносовскую Россию. Самым счастливым новаторам удается то и другое: так было с Лузиным и Колмогоровым, Ландау и Арнольдом. Но даже им приходилось чередовать два разных стиля работы: европейский поисковый и российский просветительский. Просвещение российского народа вот главная цель открытий Ломоносова.

Подражать этому стилю жизни никто не обязан. Но каждый гражданин XXI века вправе это сделать - если внутренний талант гонит тебя на новые подвиги, как гнал он Михайлу Ломоносова по бесконечной трассе: Холмогоры - Москва - Петербург - Фрейберг - Петербург - Москва - и так далее.

Журнал «Знание-сила», №8, 2011 год.

factsabout.ru

Значение научных открытий и материалистической философии М.В. Ломоносова для развития медицины.

Передовые идеи и многочисленные практические предложения русских врачей XVIII века, направленные на улучшение медико-санитарного обслуживания населения, в условиях самодержавно-крепостнического строя оставались в большинстве случаев нереализованными.

М. В. Ломоносов. Значение его естественнонаучных открытий и материалистической философии для развития медицины. Начало новой полосы в развитии науки и общественной мысли в России, возникновение цельной системы материалистической философии связано с именем великого М. В. Ломоносова.

Глубоко изучив и усвоив все ценное и положительное, что дали естествоиспытатели и философы в странах Европы, М. В. Ломоносов отверг идеализм и метафизические объяснения явлений природы, которые в XVII—XVIII веках давались многими учеными. М. В. Ломоносову была чужда средневековая схоластика. Слепое преклонение перед авторитетами, перед отжившими теориями он считал серьезным тормозом в развитии подлинной науки. М. В. Ломоносов был энциклопедически образованным естествоиспытателем-мыслителем, проложившим новые пути в самых различных областях научного знания. Его открытия и ббобщения намного опередили современную ему науку.

М. В. Ломоносов был выдающимся представителем естественнонаучного материализма XVIII века. Ломоносов считал невозможным существование пауки без опыта и наблюдения: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мыслей, рожденных только воображением». Однако не менее важно, по его мнению, осмысливание опыта и наблюдений, приведение в систему, построение теорий и гипотез. Он критиковал голый эмпиризм, неспособный из множества разрозненных фактов дать обобщение. М. В. Ломоносов разрабатывал материалистическую теорию познания.

Наиболее характерной чертой его творчества была гениальная способность к теоретическому мышлению, к широким обобщениям экспериментальных данных о явлениях природы. Выступая как новатор, смело ломающий существующие в науке ложные представления и устарелые традиции. М. В. Ломоносов закладывал основы нового, научного взгляда на природу, материю и движение. Он выдвинул гипотезу атомно-молекулярного строения вещества, причем не как отвлеченную натурфилософскую концепцию, что делалось и до него, а как естественнонаучную гипотезу, основанную на данных опыта. Эту гипотезу о строении вещества М. В. Ломоносов последовательно развил в стройную научную систему и распространил на все известные в то время физические и химические явления.

М. В. Ломоносов открыл закон сохранения вещества. Первоначальная формулировка была :им дана в письме к Эйлеру в 1748 г.. затем — в 1756 г. в «Размышлении о природе тепла». Окончательно закон сформултрован в речи «Рассуждение о твердости и жидкости тел» в 1760 г. Развив учение об атомах и их движении, открыв и научно обосновав закон постоянства вещества и движения, М. В. Ломоносов положил его в основу всеобщего закона природы и сделал из него многие естественнонаучные и философские выводы. Он дал естественнонаучное и философское объяснение положению материализма о единстве материи и движения.

Значение открытия М В. Ломоносова было поистине огромно не только для химии, но и для всего естествознания и материалистической философии. Открыв закон сохранения материи и движения, великий ученый отверг метафизическое положение о том, что движение есть нечто внешнее по отношению к материи и что поэтому оно может уничтожаться и возникать из ничего. Данная им формулировка закона сохранения материи и движения включает:

1) идею сохранения движения, под знаком которой развивалось в дальнейшем естествознание XIX века, когда был открыт закон сохранения и превращения энергии;

2) идею неразрывности материи и движения, под знаком которой развивается современное естествознание.

Материалистические философские воззрения М. В. Ломоносова были тесно связаны с его исследованиями и открытиями в области физики и химии. Эти исследования и открытия были естественнонаучным основанием материалистического мировоззрения М. В. Ломоносова. В свою очередь материализм М. В. Ломоносова неизменно служил теоретическим источником в его научных исследованиях, в обосновании и развитии нового направления в естествознании, сторонники которого придерживались стихийно-диалектического взгляда на природу.

Зачатки стихийной диалектики наряду с сознательным материалистическим пониманием природы ярко проявились в мировоззрении М. В. Ломоносова. Оставаясь в рамках механистического материализма, он вместе с тем нанес значительный удар метафизическому мировоззрению, рассматривая явления в природе в процессе их развития. Так, в работе «О слоях земли» в 1763 г. М. В. Ломоносов писал об эволюционном развитии животного и растительного мира и сделал важный вывод, что изменяются не только отдельные тела, но и природа в целом.

Выдающиеся открытия и смелые теоретические обобщения М. В. Ломоносова в естествознании были могучим идейным источником развития материалистического мировоззрения во второй половине XVIII века и в последующие периоды.

Материалистические философские, естественнонаучные воззрения и общественно-политические демократические взгляды Ломоносова оказали большое влияние на развитие естествознания и медицины в России. На долгие годы во второй половине XVIII века и в XIX веке они были у учеников и последователей М. В. Ломоносова научной основой развития отечественной медицины.

Ломоносов разъяснил процесс окисления и горения и этим установил природу дыхания. Он был убежденным противником теории «невесомого» флогистона, за 17 лет до Лавуазье впервые отчетливо сформулировал положение о химической природе окисления. Количественные исследования химического состава различных веществ во времена М. В. Ломоносова только начинались. Систематическое применение весов в химических опытах, которое началось в середине XVIII века, в лице М. В. Ломоносова нашло одного из пионеров и ярых приверженцев. Закон сохранения вещества, количественный анализ, разъяснение процессов горения являлись основой для будущих исследований физиологов и биохимиков.

М. В. Ломоносов подчеркивал значение химии для медицины. «Медик без довольного познания химии совершен быть не может. Ею познается натуральное смешение крови и питательных соков, ею открывается сложение здоровых и вредных пищей. В. Ломоносов также подчеркивал необходимость изучения анатомии.

Ломоносов редактировал сделанный его учеником, одним из первых отечественных анатомов А. П. Протасовым, перевод анатомических терминов для атласа.

Особенно важно для истории медицины написанное М. В. Ломоносовым в 1761 г. обращение к крупному государственному деятелю этого времени И. И. Шувалову письмо «О размножении и сохранении российского народа», в котором он обратил внимание на ряд вопросов, связанных с состоянием медицины в России в его время '. В этом письма М. В. Ломоносов показал патриотизм и глубокое понимание вопросов охраны народного здоровья и народонаселения. Он отметил низкую рождаемость РОССИЯ, плохую помощь при родах, высокую смертность детей при родах и в раннем детском возрасте, высокую заболеваемость и смертность детей и взрослых, недостаток медицинской помощи как гражданскому населению России, так и в армии.

Ломоносов не только указал на недостатки, но и поставил задачи улучшения медицинской помощи населению, увеличения числа врачей, лечебных учреждений, аптек, составления и издания доступных для широких кругов книг об оказании помощи при родах, о лечении детей. Он призывал улучшить уход за детьми, бороться с антигигиеническими обычаями в быту, в частности связанными с церковными обрядами, рассмотрел мероприятие по борьбе с детской смертностью.

Призывы М. В. Ломоносова во многом остались неосуществленными, но в ряде пунктов, например в отношении улучшения родовспоможения и подготовки повивальных бабок, передовые врачи второй половины XVIII века (Н. М. Максимович-Амбодик, Д. С. Самойлович, А. М. Шумлян-ский) в своей врачебной практической и санитарно-просветительной деятельности следовали заветам Ломоносова. М. В. Ломоносов боролся против иноземных ученых, тормозивших развитие русской науки. Разоблачая антирусские тенденции в исторических и этнографических трудах Г. Миллера, он писал, что этот автор «больше всего высматривает пятна на одежде российского тела, проходя многие истинные ее украшения».

 

stydopedia.ru

Михаил Васильевич Ломоносов как лингвист. Ломоносов о языке

Его, без сомнения, можно назвать отцом русской науки и культуры. В каждой отрасли, в которой Михаил Васильевич работал, он успел оставить свой яркий след и привнести в мир множество великих открытий.

К слову о Михаиле Васильевиче

Отличаясь от своих сверстников врожденной тягой к знаниям, еще в раннем возрасте он научился чтению и письму.

В 19 лет молодой человек направляется в Москву и, выдавая себя за приезжего дворянина, зачисляется в качестве студента в Славяно-греко-латинскую академию, где впоследствии получает хорошую теоретическую подготовку и в совершенстве овладевает латынью. Затем, в 1736 году, его переводят в Академический университет Петербурга, откуда по прошествии времени он будет отправлен в Германию учиться горному делу и металлургии. Свое образование М. В. Ломоносов продолжил во Фрайбурге, где принялся совершенствовать полученные знания на практике.

На протяжении своей научной деятельности он смело отстаивал интересы народа и требовал, чтобы образование стало доступным не только высшему сословию, но и крестьянству. Именно по инициативе Михаила Васильевича в Москве был создан университет, который и по сей день с гордостью несет имя основателя.

О лингвистической деятельности в целом

Михаил Васильевич привнес значительный вклад в развитие лингвистики. Несмотря на свою погруженность в специальные знания, он находил время и для филологических работ. По возвращении в Россию, в 1757 году он издал первую российскую грамматику, где раскрыл орфоэпические и грамматические нормы языка на основе полученных наблюдений за живой речью. Важно заметить, что первым, кто подошел к описанию грамматических особенностей русского, был Ломоносов. Как лингвист он занялся этим с научной точки зрения, именно им были также впервые рассмотрены понятия морфологии, синтаксиса и словообразования. На основе его «Российской грамматики» были впервые изданы учебники русского языка.

Ломоносовым был также внесен огромный вклад в развитие риторики. Его руководство к красноречию стало первой русскоязычной книгой такого рода. Также им была учреждена классификация частей речи, рассмотрены вопросы орфографии и пунктуации, переведены на русский язык многие научные термины.

Филологические заслуги Ломоносова

Весомый вклад в становление русского языка и литературы внесли труды Ломоносова. Как лингвиста, его волновали вопросы развития языка, систематизация его грамматических, орфоэпических и стилистических особенностей. Благодаря Михаилу Васильевичу была проведена важная реформа в отношении русского литературного языка, а также утверждена система стихосложения, дошедшая и до наших дней.

Будучи лингвистом, он рассуждал о русском языке, как о великом достоянии. Михаил Васильевич был первым, кто принялся читать академические лекции на родном языке.

Он стремился обогатить литературный язык, сделать его доступным, понятным и в то же время уникальным. Нами будет рассмотрен Ломоносов, как лингвист. Кратко о филологических заслугах этого великого человека мы сейчас и поговорим.

«Российская грамматика» М. В. Ломоносова

Основной заслугой Ломоносова является создание прочной почвы для становления нового русского языка. С его разработкой связано и знаменитое сочинение Михаила Васильевича под названием «Российская грамматика», увидевшее свет в 1755 году. Его составление есть воистину величайшая из заслуг, что привнес Ломоносов. Как лингвист он впервые в «Российской Грамматике» постарался разграничить такие понятия, как русский и церковнославянский языки.

Обособить каждый язык, признать его полностью самостоятельным в отношении другого - такого принципа в своей работе придерживался Ломоносов. Как лингвист, он опирался на определенные научные приёмы, которые помогали ему точно разграничить русский язык с церковнославянским. Это послужило достойному началу дальнейшего развития отечественной литературы. Как лингвист, Ломоносов основывался на исследованиях особенностей языка: он брал длинный перечень слов или словосочетаний, сравнивал и сопоставлял их между собой. И затем, уже на основании полученных результатов делал соответствующие выводы.

На исследовательских приемах Ломоносова, не претерпевших каких-либо весомых изменений, наука держится и по сей день.

Теория «трех штилей» М. В. Ломоносова

На основе своих исследовательских приемов великим русским реформатором была выпущена теория «трех штилей», нашедшая непосредственное применение при творении нового литературного языка. Михаил Васильевич учредил общий принцип взаимодействия различных стилей и жанров в лингвистике. Каждый «штиль» характеризовался непосредственной областью его применения. Своей теорией Ломоносов пользовался при описании стилистических процессов в языке. Как лингвист, он шел путем постоянного сочетания и уподобления того прекрасного и ценного, что есть в обоих языках.

«Высокий штиль»

Таким образом, к «высокому штилю» приписывались слова, которые использовали при создании всевозможных од, песен, поэм, выступлений или торжественных речей. Этот стиль можно по праву считать величественным. Однако слова такого штиля крайне редко использовались людьми в повседневной речи, но грамотному человеку понять их было под силу.

«Средний штиль»

«Средний штиль» предназначался для написания сатирических пьес, ироничных дружеских писем или исторических сочинений. Он характеризуется преобладанием русскоязычных слов с редким присоединением славянских.

«Низкий штиль»

«Низкий штиль» преисполнен русскими словами, которых нет в славянском языке. С помощью него создаются комедии, песни, описания «будничных дел». В данном стиле предпочтение отдавалось русским, простонародным словам.

Вся патетика вышесказанной теории Ломоносова характеризовалась необходимостью признания прав русского языка и литературы.

Вклад Ломоносова в литературу

Говоря о нем, как о выдающемся филологе, нельзя не упомянуть о литературных заслугах. Ведь изучением всевозможных теорий с дальнейшим применением их на практике Михаил Васильевич занимался наравне с другими науками.

Будучи в Германии, он пишет сочинение о нерешенных вопросах в отношении российского стихосложения. В этом письме он привносит свои поправки в реформу Тредиаковского, расширяя ее новыми стихотворными размерами, такими как анапест, дактиль и амфибрахий. В отличие от других поэтов того времени, он не пренебрегает использованием различных рифм в своих произведениях. Вторую часть его письма составляла ода на взятие Хотина, которую великий реформатор посвятил героизму русской армии. Она значительно отличалась от трудов его предшественников.

По прошествии лет он опубликовывает еще одно сочинение, где учреждает уже упомянутую теорию «трех штилей». Впоследствии она находит применение при становлении нового литературного русского языка.

Вклад Ломоносова в формирование научной терминологической базы русского языка

Ценный вклад в русскую науку внес Ломоносов. О языке он говорил как о великой ценности народа, его вечном достоянии. Михаил Васильевич был уверен в том, что русский язык очень богат и многогранен, что в нем всегда можно найти необходимые слова для обозначения тех или иных терминов или понятий.

Реформатор боролся за чистоту и совершенство русского языка, пытаясь избавить его от «иностранщины». Поэтому он либо дословно переводил понятие на русский язык, либо просто подбирал подходящие к нему эквиваленты. Благодаря ученому, такие слова, как энергия, величина, частицы, опыт, быстро закрепились в отечественной терминологии. Исключительной смелостью, упорством и бесконечной смекалкой отличался при создании научной терминологической базы Михаил Васильевич Ломоносов. Как лингвист он привнес огромный вклад учреждением русскоязычных терминологических понятий.

Прежде всего, Михаила Васильевича Ломоносова, как русского лингвиста, возмущало злоупотребление иностранными словами в литературе или в повседневной жизни. Его до глубины души сердили дворяне, которые, едва научившись понимать пару слов на французском языке, тотчас же начинали вставлять их там, где вздумается. Ломоносов указывал на то, что бесцельное перенимание слов иностранного происхождения представляет опасность для грамотного воспитания национальной культуры. Ввиду этого он настоятельно призывал чтить красоту, многогранность родного языка и противиться тем, кто вносит в него «оные непристойности».

И напоследок

Труды Ломоносова как лингвиста и известнейшего реформатора по сей день находят применение в научной деятельности. Этот великий человек был первым, кто по достоинству оценил глубину, богатство, мощь и уникальность русского языка. В своих сочинениях Михаил Васильевич Ломоносов о литературе отзывался как об искусстве слова.

Он предпринял множество шагов в формировании нового литературного языка и обозначил перспективы его дальнейшего развития.

Михаил Васильевич служил на благо народу. Именно по его идее был основан университет в Москве, который на сегодняшний день имеет мировую известность. Также ему удалось создать терминологическую базу, обогащением которой вслед за Ломоносовым занимались известные отечественные ученые последующих десятилетий. Именно таким был Ломоносов, русский лингвист. И по сегодняшний день мы помним этого великого человека и пользуемся его трудами.

fb.ru

Открытия Ломоносова

Образование 11 марта 2013

Оптика и электричество, тяготение и теплота, металлургия и метеорология, география и искусство, литература и история, философия и химия, астрономия и геология. Все мы знакомы с данными учениями, но не каждый знает, что Михаил Васильевич внес значительный вклад в эти области.

Важнейшие открытия Ломоносова касаются физики, химии и астрономии. Эти великие достижения превзошли научные труды западноевропейских ученых на целые десятилетия.

В начале тысяча семьсот сорок восьмого года Михаил Васильевич настоял на постройке и оборудовании согласно его чертежей химической лаборатории при Академии наук, где он стал проводить анализы образцов разнообразных минералов и руд. Эти экземпляры Ломоносов добывал с горных заводов всех уголков России.

Химические и физические опыты, проводимые Ломоносовым в личной лаборатории, всегда отличались непревзойденной точностью. Однажды, в тысяча семьсот сорок восьмом году, Михаил Васильевич провел такой эксперимент: взвесив запаянный сосуд из стекла со свинцовыми пластинками, он прокалил его, а затем определил массу ещё раз. Пластинки, таким образом, покрылись окислом, однако, суммарный вес сосуда после опыта остался неизменным. В результате был открыт один из важнейших законов природы - сохранения материи. Печатная публикация закона появилась лишь через двенадцать лет, в научной диссертации «Рассуждение о жидкости и твердости тел». Данное открытие Ломоносова по праву считается самым значительным в вышеназванном законе.

Михаил Васильевич был первым, кто сформулировал базисные положения о теории газов, относящиеся к кинетическому разделу. Ломоносов полагал, что любое тело состоит из микроскопичных подвижных частиц — атомов и молекул, движущихся быстрее при нагревании объекта, а при его охлаждении — значительно медленнее.

Научные открытия Ломоносова постоянно касались самых непредсказуемых областей и, таким образом, привели Михаила Васильевича в сферу изящных искусств. В пятидесятые годы 18-го века ученый начал проявлять особенный интерес к бисерным и стеклянным заводам. Именно благодаря Ломоносову появилась такая техника облицовки, как русская мозаика.

В тысяча семьсот шестьдесят первом году Михаил Васильевич наблюдал за прохождением Венеры между Солнцем и Землей. За этим весьма редким явлением следили ученые из многих стран, создававшие для этого дальние экспедиции. Но лишь гений Ломоносов, находясь у себя дома в Петербурге и наблюдая в трубу, сделал величайшее открытие, что атмосфера существует и на Венере, но более плотная, чем на нашей планете. Одного этого открытия Ломоносова было бы предостаточно, чтобы его имя помнили далекие потомки.

Без следующего изобретения Ломоносова астрономам было бы предельно сложно проникнуть вглубь Вселенной, ведь Михаил Васильевич создал мощный по тому времени тип отражательного телескопа. В рефлекторе было всего лишь одно зеркало, которое располагалось с наклоном. Оно давало возможность наблюдать за более ярким изображением предметов, потому что в данном случае свет не терялся.

Опережая современную на то время науку, Ломоносов самым первым из ученых осознал, что поверхность звезды, именуемой Солнцем, представляет собой неистовый огненный океан, ведь в нем даже «камни кипят как вода».

Открытия Ломоносова также коснулись создания научного русского языка. Он начал появляться лишь при царе Петре I и состоял исключительно из заимствованных иностранных слов. Для обозначения каких-либо технических вещей, все специалисты пользовались латинскими, голландскими, немецкими и польскими словами, и они, к сожалению, были непонятны другим.

Достижения Ломоносова ознаменовали упорядочение терминологии и ограничение количества иностранных выражений, заполнивших собою литературный и научный русский язык в начале восемнадцатого века.

Источник: fb.ru Автомобили Открытый шлем Schuberth: описание и отзывы. Открытый мотоциклетный шлем "Шуберт"

Немецкая фирма Schuberth – признанный лидер в производстве шлемов. Их экипировка считается лучшей в мире, они сродни BMW или Mersedes Benz, задают планку для других и создают модели, которые будут держать станда...

Автомобили Полноприводный автомобиль - открыты все дороги мира

Автомобили повышенной проходимости всегда вызывали особый интерес. В равной мере он затрагивает историю их появления, техническое устройство, результаты испытаний и всевозможные ралли с их участием. Тем более что числ...

Бизнес Торговый центр «Косино Парк»: открытие, адрес, магазины

ТЦ «Косино Парк» располагается на востоке Москвы при выезде из города. В районе, где находится он, на сегодняшний день проживает двести тысяч человек. Эта часть города активно расстраивается новыми микрора...

Бизнес Пример открытого вопроса в продажах. Как задать вопрос и разговорить клиента

Открытый вопрос – это один из способов получения информации. Человек, задающий открытые вопросы, обычно начинает их со слов: «кто...», «что...», «как...», «почему...&raq...

Бизнес Франшиза "Пятерочка": отзывы. Нюансы открытия бизнеса

Франчайзинг является современной и очень удобной формой взаимоотношений среди бизнесменов. Готовая модель значительно способствует реализации любой идеи.Особую популярность давно заслужила франшиза «Пятер...

Бизнес Бизнес-план пекарни. Открытие пекарни с нуля

Сегодня никто не может быть уверенным в стабильности своего финансового положения. Ни те, кто ходит каждый день на работу и получает ежемесячно зарплату, ни те, кто работает на себя, то есть имеет собственное дело. Сл...

Бизнес Семена свеклы: лучшие сорта для открытого грунта на Урале и в Подмосковье

Расскажем о свекле. Этот овощ был завезен в Россию еще в 10 веке из Византии. Он успешно прижился на новых землях и стал использоваться в качестве пищи для людей, а также как корм для крупного рогатого скота. Позднее ...

Бизнес Как открыть детский развивающий центр с нуля? Что нужно для открытия детского развивающего центра?

На сегодняшний день все большую популярность набирают товары и услуги, так или иначе связанные с детьми. Одно из первых мест в этой области занимают дошкольные развивающие центры. В связи с катастрофической нехваткой ...

Бизнес ПАО - что это? ПАО: расшифровка, определение, открытие и особенности

1 сентября 2014 г. осуществилась новая государственная реформа. Законодатель разделяет все общества на публичные и непубличные. Основным фактором, влияющим на дифференциацию, стал факт вовлечения неограниченного колич...

Бизнес Какую температуру выдерживает рассада помидоров в теплице, в открытом грунте, на балконе, под укрывным материалом, в парнике?

Очень популярной культурой для выращивания у владельцев дачных участков являются томаты. Большие урожаи полезнейшего овоща трудолюбивые огородники получают практически в любой климатической полосе. Первый вопрос для н...

monateka.com

Деятельность М. В. Ломоносова

Биография М. В. Ломоносова

Михаил Ломоносов родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии.

В представлении многих людей Ломоносов – сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая библиотека. Мать Михаила Ломоносова – Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно мать, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге.

Так что, отправляясь в Москву в 1730 году, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение в Москве. Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так писал И. И. Шувалову в 1753 году: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет (1731–1736), а наук не оставил».

Счастливая случайность – вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников – решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в Марбургский университет, к «славному» в то время профессору Вольфу, известному немецкому философу. Ломоносов занимался под руководством Вольфа математикой, физикой и философией. Затем он учился еще в Фрейберге, у профессора Генкеля – химии и металлургии. Вместе с похвальными отзывами о занятиях Михаила за границей, руководители его не раз писали о беспорядочной жизни, которая кончилась для Ломоносова в 1740 году браком в Марбурге с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью умершего члена городской думы.

В 1741 году Ломоносов возвращается на родину уже зрелым, высококвалифицированным ученым. Началась плодотворная научная деятельность в стенах академии, которая продолжалась почти четверть века.

В 1742 в Петербургской Академии наук Ломоносов сделан адъюнктом по физике, а в 1745 профессором химии, в этой должности оставался до конца жизни. Деятельность свою Ломоносов характеризовал сам в 1753, в письме к Шувалову: «ежели кто, по своей профессии и должности, читает лекции, делает опыты новые, говорит публичные речи и дессертации, и вне оной сочиняет разные стихи и проекты к торжественным изъявлениям радости, составляет правила к красноречию на своем языке и историю своего отечества, и должен еще на срок поставить, от того я ничего более требовать не имею и готов бы с охотою иметь терпение, когда бы только что путное родилось». В 1757 Ломоносов сделался членом Академической канцелярии и подключился к управлению академическими делами. В 1759 Ломоносову было поручено управление академической гимназией, университетом и географическим департаментом. В 1760 году избран почетным членом Шведской королевской АН. Но как достижение положения, так и деятельность Ломоносова сопровождались непрерывной борьбой с академической канцелярией, которая заведовала не только экономическими, но и учеными и учебными делами, с господствовавшей немецкой партией, «с неприятелями наук российских, которые не дают возрасти свободно насаждению Петра Великого».

Напряженная деятельность, продолжительная борьба с враждебной партией преждевременно расстроили здоровье Ломоносова. Весной 1765 Ломоносов простудился, заболел воспалением легких и 4 апреля (15 н.с.) скончался. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Научное наследие

Рукописное наследие М. В. Ломоносова представляет собой целый ряд работ по различным отраслям знаний, причем многообразие тематики не только удивляет, но и вызывает восхищение. Вклад М. В. Ломоносова в развитие русской науки поистине неоценим. Рассказать обо всех научных достижениях ученого в нескольких словах невозможно. Отмечу только основные результаты, полученные Ломоносовым.

Научные исследования Ломоносова по химии и физике основывались на представлениях об атомно-молекулярном строении вещества. В 1741–1750 годах в различных работах ученый изложил основы своего атомно-корпускулярного учения, объединяющего в одно стройное целое всю физику и химию. Ломоносов совершил целый ряд мировых открытий, и прежде всего открыл Закон сохранения энергии, имевший для развития науки такое же огромное значение, как теория относительности. «…Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому… Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своей силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает».

Очень высоко оценивал это открытие президент Академии наук СССР С. И. Вавилов, который писал: «Значение и особенность начала, провозглашенного Ломоносовым, состояли не только в том, что этим началом утверждались законы сохранения и неуничтожаемости материи, движения и силы в отдельности. Некоторые из этих истин издавна, еще в древности, угадывались передовыми умами… В отличие от своих предшественников Ломоносов говорит о любых «переменах, в натуре случающихся», об их общем сохранении, и только в качестве примеров он перечисляет отдельно взятые сохранение материи, сохранение времени, сохранение силы… Ломоносов на века вперед как бы взял в общие скобки все виды сохранения свойств материи. Глубочайшее содержание великого начала природы, усмотренного Ломоносовым, раскрывалось постепенно и продолжает раскрываться в прогрессивном историческом процессе развития науки о природе».

Михаил Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой обычно связывают с именем Д. Бернулли. Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц – молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении – медленнее. Согласно его механической теории теплоты, последняя есть внутреннее невидимое движение тел, именно движение составляющих их частичек; при помощи ее Ломоносов удовлетворительно объяснил все явления, связанные с теплотой, и совершенно отвергал существование тепловой материи или теплотвора, который признавался всеми учеными до 60-х годов XIX века. Лишь через 110 – 120 лет после Ломоносова начинает распространяться ныне общепринятое воззрение на теплоту как на движение частиц.

М. Ломоносова можно смело считать основателем русской химической школы. В 1745–1746 Ломоносов добился постройки первой в России Химической лаборатории при АН (открыта в 1748). Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. «Химия, – писал он, – есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях… Химия моя физическая». Ломоносов разработал приборы для физических исследований химических объектов (для измерения вязкости, для определения показателя преломления, прибор для определения твердости образцов).

Ученый уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород. Оказал значительное влияние на развитие отечественной металлургии (работы «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном», «Слово о рождении металлов от трясения Земли», «Первые основания металлургии или рудных дел». Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. Михаил Ломоносов первый понял, что животные и растения далеких геологических эпох не только сохранились в виде отдельных окаменелых остатков, но и участвовали в образовании некоторых слоев земли, например пластов каменного угля. Он правильно объяснял образование нефти и чернозема из остатков отмерших, разлагающихся растительных и животных организмов. Эта мысль получила подтверждение и признание только в XX веке.

Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества, проводившимся им совместно с Г. В. Рихманом. Ломоносов интересовался не только грозами, но и метеорологией в ее целом, вполне сознавал всю важность предсказания погоды и стремился устроить метеорологические станции, пытался при помощи самопишущих инструментов исследовать верхние слои атмосферы: эти мысли были осуществлены только в самом конце XIX столетия.

Одним из важных изобретений Ломоносова в области оптики была «ночезрительная труба» (1756–58), позволявшая в сумерки более отчетливо различать предметы. Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Михаил Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, – оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала. 26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца Ломоносов открыл существование у нее атмосферы, впервые правильно истолковав размытие солнечного края при двукратном прохождении Венеры через край диска Солнца. С помощью разработанной им конструкции маятника, позволявшей обнаруживать крайне малые изменения направления и амплитуды его качаний, Ломоносов осуществил длительные исследования земного тяготения. Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена Михаила Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.

В 1758 Ломоносову было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией при АН. Основной задачей Географического департамента было составление «Атласа Российского». Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для составления «Атласа» с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны. Тесно связан с этими работами Ломоносова его замечательный трактат «О сохранении и размножении российского народа» (1761), имеющий общественно-политический характер. В нем Ломоносов предложил ряд законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство.

Ломоносов был крупнейшим историком своего времени. Его основные сочинения – «Древняя Российская история» (ч. 1–2, 1766), замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского» (1749–50) и «Краткий российский летописец» (1760). Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Ломоносов разработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую роль Православия, Самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства; не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов.

Современники знали Ломоносова прежде всего как основателя русской поэзии и первого поэта Руси. В области русской словесности существенная заслуга Ломоносова – усовершенствование русского литературного, прозаического и стихотворного языка («Письмо о правилах российского стихотворства», «О пользе книг церковных в российском языке». Ломоносов написал грамматику русского языка и первую риторику на русском языке, дал образцы красноречия и поэзии в разных родах и формах (похвальные слова: похвальное слово Елизавете, Петру Великому, и др.; оды, духовные, похвальные надписи; стихотворения: экспромты, послания к имп. Елизавете, Екатерине и вельможам; эпическая поэма «Петр Великий»; трагедии: «Тамира и Селим», «Демофонт»).

Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Михаилу Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра – знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.

М. В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Свыше 40 известных нам работ творческой деятельности – таков итог его кропотливых трудов. Кроме этого М. В. Ломоносов переводил книги с иностранных языков, читал лекции, проводил бесчисленные эксперименты. Все научные труды Михаила Ломоносова при всей высоте своего теоретического содержания, имели и ближайшее, чисто практическое приложение. Свою «науку» Ломоносов старался обратить, прежде всего и больше всего на служение живым потребностям и нуждам «российского света» и «российского народа».

Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Он был единственным из русских ученых XVIII века, при жизни которого дважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая часть его трудов.



biofile.ru

Открытия ломоносова М. В. Ломоносов (1711-1765)

ОткрытИЯ Ломоносова

М.В.Ломоносов (1711-1765)

  • «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник»

А.С.Пушкин

химия

  • Прежде всего открыл Закон сохранения энергии, имевший для развития науки такое же огромное значение, как теория относительности.

химия

  • “...Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому... Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своей силою другое, столько же он у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает”

химия и металлургия

  • Именно М.В.Ломоносову принадлежит разработка основ химического производства глазури, стекла и фарфора. С помощью открытий Ломоносова в нашей стране началось производство цветных стекол, фарфоровой посуды и картин из стекла.

физика

  • Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества, проводившимся им совместно с Г.В. Рихманом. Ломоносов и Рихман придали своим экспериментам количественный характер, разработав для этой цели специальную аппаратуру — “громовую машину”. 

астрономия

  • Ломоносов сконструировал зеркальный телескоп для дополнительного плоского зеркала.

астрономия

  • 26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца Ломоносов открыл существование у нее атмосферы. Ломоносов осуществил длительные исследования земного тяготения.

Геология и минералогия

  • Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря

Геология и минералогия

  • Ломоносов в 1763 опубликовал руководство “Первые основания металлургии или рудных дел”, в котором подробно рассмотрел как свойства различных металлов, так и практически применяемые способы их получения.

Мореходство

  • В “Рассуждениях о большой точности морского пути” (1759) Ломоносов предложил ряд новых приборов и методов для определения долготы и широты места. В этом сочинении он впервые внес предложение об организации международной Мореплавательской академии для совместного решения наиболее важных научно-технических проблем мореплавания. Ломоносов исследовал морские льды и дал первую их классификацию

Русский язык

  • Ломоносов впервые написал грамматику русского языка (1755) и первую риторику на русском языке (краткую, 1748, и пространную, 1748)

литература

  • Показал образцы красноречия и поэзии в разных родах и формах (похвальные слова: похвальное слово Елизавете, 1749, Петру Великому, 1755, и др.; оды, духовные, похвальные надписи; стихотворения: экспромты, послания к императрице Елизавете, Екатерине и вельможам; эпическая поэма “Петр Великий”; трагедии: “Тамира и Селим”, “Демофонт”).

стихосложение

  • «Теория трех штилей»

  • Основы русского стихосложения значительно изменил: заменил силлабическую на силлабо-тоническую систему стихосложения.

Московский университет

  • Московский университет основан в 1755 году, благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).

  • М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. В университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.

Ломоносов-просветитель

  • Ломоносов - уникальное явление для мировой культуры, но прежде всего это русский человек - первый просветитель России, её "первый университет".

Создатели: Сюткина Анна

Создатели: Сюткина Анна

Овечкина Анна

Бугреева Евгения

Спасибо за внимание !!!

rpp.nashaucheba.ru

Труды Ломоносова в области языка и литературы

           У истоков новой русской художественной литературы высится исполинская по своей научной, культурной и общественной деятельности фигура Ломоносова. Поразительны были широта, глубина и разнообразие его научных интересов.           Он поистене был отцом новой русской науки и культуры. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия - вот основные отрасли, в которых он работал. И везде - он сказал своё слово, сделал много открытий. Ломоносов был гениальным сыном русского народа, горячо любящим свою страну. В нём вопло ­ тились лучшие черты, свойственные русскому народу: необык­ новенная энергия и работоспособность, железная сила воли, разносторонняя творческая одарённость, беззаветное служение народу.

           Разносторонней была деятельность Ломоносова в области культуры. Самым замечательным было в нем сочетание ученого, общественного деятеля и поэта.           В своей научной деятельности Ломоносова всегда стремился поставить науку на службу человечеству, своему отечеству в первую очередь, старался сделать науку достоянием общества. Так, например, он первый в России стал читать публичные лекции по физике.           Но основное внимание Ломоносова было уделено борьбе за просвещение. Он требовал, чтобы доступ к образованию был открыт всем сословиям, в том числе и крестьянству. Он глубоко верил в творческие силы и способности русского народа. По идее Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет, носящий теперь имя своего великого основателя.

 

Труды Ломоносова в области языка и литературы

           Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвёл существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней.           Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями.            Ломоносов и поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить литературный язык на народной основе. В этой своей работе Ломоносов пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и в русском народном языке.

           Ломоносов излагает свое учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757). Здесь он говорит, что в «российском» языке есть три рода «речений», т.е. три рода слов:

           - К первому относятся слова, которые являются общими и для славянского и для русского языка, например: слова, рука, ныне, почитаю.            - Ко второму принадлежат такие славянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например: отверзаю,господень, насаждённый, взываю. «Неупотребительные и весьма обветшалые отсюда выключаются, напр., обаваю (очаровываю), рясны (ожерелье), овогда (иногда), свене (кроме)».            - К третьему относятся слова, которых нет в церковнославянских книгах, например: говорю, ручей,который, пока, лишь, т.е. слова чисто русские. От различного сочетания слов этих трех групп рождаются три «штиля» - «высокий», «средний» (Ломоносов называл его «посредственным») и «низкий».

           «Высокий штиль» составляется из слов первой и второй групп. Это стиль торжественный, величественный, важный. Им должно писать героические поэмы, оды, а в прозе - ораторские речи «о важных материях».            «Средний штиль» должен состоять преимущественно из русских слов, т, е. слов первого и третьего рода, к которым можно присоединить слова славянские, т. е. второго рода, но делать не надо с большой осторожностью, «чтобы слог не казался надутым». Этим стилем нужно писать трагедии, стихотворные дружеские письма, элегии, сатиры, а в прозе - исторические, сочинения.            «Низкий штиль» состоит ис ключительно из русских слов, которых нет в славянском языке. Им надо писать комедии, эпиграммы, песни, а в прозе - письма, «описания обыкновенных дел».

            Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка иностранщиной. Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из оставленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени, например: земная ось, удельный вес, равновесие тел, кислота, квасцы, воздушный насос, магнитная стрелка и другие. Без перевода Ломоносов оставил те научные и технические выражения и слова, которые или затруднительно было перевести на русский язык, или они очень прочно с давних пор вошли в русский словарь, но и их он старался приспособить к правилам русского языка, например: вместо употреблявшегося до него и в его время слова квадратуум он писал квадрат, вместо оризонт - горизонт, вместо препорция - пропорция.

 

Реформа стихосложения

Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел вслед за Тредиаковским.           Появившаяся в XVII веке виршевая силлабическая поэзия перешла и в XVIII век. Но в 1735 году В.К Тредиаковский (1703 - 1769), поэт и учёный, опубликовал сочинение «Краткий и новый способ сложения стихов Российских». В этой книге он первый задался высокой целью: создать стих, соответствующий строю русского языка, отказаться от силлабического. Тредиаковский указывает, что «поэзия нашего простого народа довела» его до мысли, что русскому языку свойственно не силлабическое, основанное на количестве слогов в строке, а силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на одина ковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и неударных слогов. Это была очень важная и правильная мысль.

            Ломоносов оценил основную мысль Тредиаковского: русскому языку свойственно силлабо-тоническое стихосложение. Но Ломоносов развил это положение, довёл преобразование русского стиха до конца. В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал «Письо о правилах Российского стихотворства», в котором доказав (и теоретически, и отрывками из своих поэтических произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их. Ломоносов считал, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины - восьмисложные, шестисложные, четырёхсложные, а не только на одиннадцати и тринадцати сложные, как это делал Тредиаковский.

 

Поэтическая деятельность Ломоносова

           Ломоносов был не только великий учёный, но и лучший поэт своего времени. Гражданин-патриот Ломоносов ценил то искусство, которое слу жит пользе общества, народа. Он боролся за содержательность и идейность литературы. Сам Ломоносов в своей поэтической деятельности блестяще осуществил требования, которые он предъявлял к литературе и к поэту.

           Писать стихи Ломоносов начал рано. Но его поэтическое творчество развилось и расцвело после возвращения из заграничной командировки. Он писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Любимым его жанром "была ода".

           В своих одах Ломоносов прославляет победы русских над врагами" («Ода на взятие Хотина», посвященная взятию турецкой крепости Хотин в 1739 г.) или отмечает различные торжественные даты. Ломоносов писал и оды, посвященные религиозным и научным темам. Таковы, например, его два «Размышления»: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». Эти «Размышления» представляют собой образцы научной поэзии. В них он, как никто и после него, вплоть до наших дней, сумел дать сочетание науки и поэзии в едином целом. В образной, поэтической форме Ломоносов даёт в «Утреннем размышлении» научное описание физического строения солнца, а в «Вечернем размышлении» — свою теорию происхождения северного сияния.

           По самому складу своей натуры по своим взглядам Ломоносов был поэт гражданин. У него есть замечательное стихотворение «Разговор с Анакреоном», показывающее отношение Ломоносова к поэзии и понимание им задач поэта.

Ломоносов заявляет:

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славой вечной

Я больше восхищен,

противопоставляя певцу любви Анакреону себя как певца героев.

 

Ода «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы»

           Эта ода (1747) принадлежит к числу лучших од Ломоносова. Она посвящается императрице Елизавете и написана ко дню празднования ее восшествия на престол (25 ноября).           В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новые штаты Академии наук, по которым сумма денег, отпускавшихся Академии, была увеличена вдвое. В этом же году русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств. Эти обстоятельства и определяют содержание оды Ломоносова. Он приветствует Елизавету как поборницу просвещения, восхваляет мир и тишину как залог преуспевания наук. Свои основные мысли Ломоносов развивает в строгом и стройном плане. Ода начинается вступлением, содержащим хвалу тишине, т.е. мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа. Обращаясь далее к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол войну со шведами.           Затем он делает лирическое отступление, в котором предостерегает правительство от вмешательства в войну. Это отступление позволяет ему перейти к новой теме – прославлению Петра как творца новой России. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит его за создание могучей армии и флота, за распространение наук.           Кратко упомянув о царствовании Екатерины I , Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в которой ему хотелось бы видеть достойную дочь великого отца, такую же покровительницу науки и искусства. И дальше, как бы давая «наказ» императрице, Ломоносов рисует огромные пространства ее державы, дает географически точную картину России с ее морями, реками, лесами и богатейшими земными недрами. Этими огромными богатствами страны нужно овладеть и обратить их на пользу государства и народа. Сделав это могут люди науки, ученые. Так вводится новая тема в оду – тема науки, подготовки из среды русского народа ученых. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать.

(Имена древнегреческого философа Платона и великого английского математика Ньютона приводятся как имена подлинных ученых.)

           Призывая будущих ученых к плодотворной деятельности, Ломоносов в следующей строфе слагает восторженный гимн науке.            Заключительная строфа оды перекликается со вступительной: поэт вновь славит тишину и Елизавету и обращается с предостережением к врагам Росси.

           Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава – это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность, что Русская земля способна рождать собственных великих ученых, своих «российских колумбов», великих деятелей культуры.           Оды Ломоносова по звучности и музыкальности стиха, по легкости и понятности языка были для своего времени явлением исключительным. Можно с полным правом сказать, что впервые в русской книжной поэзии появились такие подлинно художественные произведения, в которых достигнуто было единство формы и содержания.

 

Значение Ломоносова в истории литературы

           1. Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе, довел до конца начатую Тредиаковским реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями.

           2. Ломоносов содействовал созданию русского классицизма, прогрессивного по тому времени направления, и был отцом той торжественной оды, которая после него становится популярным жанром в русской литературе XVIII – XIX века.

           3. Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы. И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Вся его жизнь была полна неуставных творческих исканий и героической борьбы с врагами, всячески препятствовавшими его преобразовательной деятельности в области просвещения. В своих предсмертных записях Ломоносов, между прочим, пишет: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют… »

lomonosovsvd.narod.ru