Организация то и ремонта авто


Методы организации производства по техническому обслуживанию ремонту автомобилей

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Техническая эксплуатация автомобилей

Методы организации производства по техническому обслуживанию ремонту автомобилей

В автотранспортных предприятиях применяются различные методы организации производства по техническому обслуживанию и эксплуатационному ремонту автомобилей. Наибольшее применение получили следующие методы:1) специализированных бригад;2) комплексных бригад;3) агрегатно-участковый.

Кроме перечисленных, применяются также методы, представляющие определенное сочетание метода комплексных и специализированных бригад и агрегатно-участкового метода.

Метод специализированных бригад. При этом методе весь производственно-технический персонал профилактория и мастерских разбивается на специализированные бригады. Одна из бригад (группа рабочих во главе с бригадиром) производит

ТО-1. вторая — ТО-2, третья — текущий ремонт, четвертая — ремонт агрегатов и узлов, снятых с автомобиля. При этом специа-пизированная бригада может обслуживать закрепленные и не закрепленные за ней автомобили.

Специализированные бригады состоят из рабочих различных профессий и квалификаций, необходимых для выполнения установленного комплекса работ (слесарей-регулировщиков, смазчиков, электриков, карбюраторщиков, шинников и т. п.). На каждую бригаду в зависимости от объема работ планируется свой штат и свой фонд заработной платы.

Рис. 1. Схема организации производства по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей методом специализированных бригад

При такой организации производства отсутствует персональная ответственность рабочих за надежную работу автомобилей на линии и техническую готовность парка. Результаты труда оцениваются лишь по количеству автомобилей, прошедших техническое обслуживание. Выполнение только своего определенного комплекса работ, без связи с другими бригадами и без анализа причин выхода из строя агрегатов, а также отсутствие материальной заинтересованности в повышении долговечности и эксплуатационной надежности автомобилей приводит к большим технико-экономическим потерям в автотранспортном предприятии (рис. 160).

Специфика производства по техническому обслуживанию автомобилей (большое количество операций, разномарочность машин и различный уровень их технического состояния) затрудняет эффективный контроль качества работ. В результате этого в ряде случаев техническое обслуживание выполняется формально и в неполном объеме, что приводит к резкому увеличению объемов текущих ремонтов и снижению коэффициента технической готовности парка.

Стремление автотранспортных предприятий повысить коэффициент выпуска автомобилей на линию обусловливает необходимость перераспределения рабочих, занятых на техническом обслуживании и ремонте автомобилей, в сторону увеличения количества рабочих, занятых ремонтом. В конечном счете это приводит к нарушению основнего принципа планово-предупредительной системы технического обслуживания автомобилей — ее профилактического характера со всеми вытекающими последствиями.

Метод комплескных бригад. При этом методе производства из рабочих профилактория и мастерских создаются комплексные бригады, в состав которых включаются рабочие различных профессий и квалификаций.

Рис. 2. Схема организации производства по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей методом комплексных бригад

Комплексные бригады занимаются выполнением работ по текущему ремонту автомобилей и одновременно одного или двух видов технических обслуживаний закрепленных или не закрепленных за бригадой автомобилей. В ряде случаев рабочие комплексной бригады выполняют все виды технических обслуживаний и ремонтов автомобилей, закрепленных за бригадой (рис. 2).

При таком методе организации труда также сохраняется обезличка в ответственности за качество технического обслуживания и ремонта. Однако она ограничивается размером бригады. Стремление каждой бригады иметь свои рабочие посты и оборудование для обслуживания и ремонта автомобилей приводит к распылению материально-технических средств автотранспортного предприятия и неэффективному их использованию. Затрудняется также применение поточного метода обслуживания автомобилей, рациональное использование запасных частей и агрегатов обменного фонда.

Агрегатно-участковый метод. В настоящее время широкое применение получил новый, агрегатно-участковый метод организации производства по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей, разработанный НИИАТ. При этом методе организации производства создаются специализированные производственные участки (группы рабочих во главе с механиком, мастером или бригадиром). Каждый из производственных участков выполняет работы по всем видам технического обслуживания и текущего ремонта деталей, агрегатов и механизмов, закрепленных за участком, и по всем автомобилям автотранспортного предприятия. Количество производственных участков зависит от размеров парка, типов автомобилей и их технического состояния. Обычно рекомендуется создавать восемь производственных участков, из них шесть — основных и два—вспомогательных: 7-й — слесарно-механический и 8-й — уборочно-моечный участки.

Рис. 3. Схема организации производства по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей агрегатно-участковым методом

При формировании участков предварительно составляется подробный перечень деталей, механизмов, агрегатов и систем, обслуживаемых и ремонтируемых на соответствующих участках. Затем, зная периодичность и трудоемкость работ, можно определить количество рабочих, необходимое на каждом производственном участке, их специальность и разряд. В небольших автотранспортных предприятиях допускается объединение производственных участков. Наиболее целесообразно объединить 6 и 3, 2 и 1, 7 и 5. В автотранспортных предприятиях, где нет необходимой производственной базы, участок 8 не создается, а все работы по уборке и мойке автомобилей выполняются шоферами. В крупных автотранспортных предприятиях для ремонта и обслуживания оборудования создается специальный отдел или участок.

Организацией работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту всех автомобилей руководит начальник производства. Для улучшения оперативного руководства работой производственных участков в помощь начальнику производства выделяется диспетчер производства.

При таком методе организации работ устанавливается четкая ответственность за качество выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту агрегатов и механизмов, что позволяет систематически анализировать состояние производства и вести целеустремленную работу по повышению долговечности и эксплуатационной надежности автомобилей.

Высокая специализация работ, выполняемых на участках, дает возможность применять высокопроизводительное гаражное оборудование, механизировать и автоматизировать работы, и на основе этого повышать качество работ и снижать их себестоимость.

Наряду с положительными свойствами агрегатно-участковому методу производства присущи и недостатки. Этот метод направляет основное внимание работников автотранспортных предприятий на совершенствование текущего ремонта автомобилей. В действительности основным содержанием технической службы автотранспортного предприятия должна быть работа по совершенствованию и внедрению рациональных приемов и методов технического обслуживания автомобилей, и особенно работа по профилактике.

При обслуживании автомобиля, у которого обнаружены одновременно неисправности по нескольким агрегатам и системам, неизбежно маневрирование автомобиля (по специализированным постам) или рабочих, что ведет к излишним затратам времени; не предусмотрен производственный участок для технического обслуживания и ремонта прицепов и полупринепов; не предусмотрена рациональная организация централизованного технического контроля и диагностики автомобилей; усложнена система учета.

Передовые автотранспортные предприятия непрерывно совершенствуют агрегатно-участковую организацию производства, используя все ее прогрессивные свойства с учетом специфики работы и развития материально-технической базы автомобильного транспорта.

Важное значение при внедрении агрегатно-участкового метода технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей имеет правильное комплектование оборотного фонда агрегатов, узлов, приборов и деталей.

Читать далее: Методы технического обслуживания автомобилей

Категория: - Техническая эксплуатация автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Основные принципы организации ТО и ремонта

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Организация ТО и ремонта строительных машин

Основные принципы организации ТО и ремонта

Техническое обслуживание и ремонт машин производится в соответствии с утвержденными годовыми и месячными планами. В течение месяца график может корректироваться с учетом фактической наработки и технического состояния машины. Дата фактической остановки и ее продолжительность доводятся до организации, эксплуатирующей машину, не позднее чем за 5 дней до остановки. Перед отправкой машины в капитальный ремонт создается комиссия под председательством главного инженера или главного механика организации. Комиссия решает вопрос о целесообразности проведения ремонта или дальнейшей эксплуатации машины и свои предложения оформляет актом.

Своевременное и качественное выполнение ТО и ремонтов машин обеспечивается: наличием нормативно-технической документации, местом проведения, оснащением технологических процессов оборудованием, оснасткой и инструментом; запасными деталями и сборочными единицами; материально-техническим обеспечением работ; подготовкой кадров, занятых обслуживанием и ремонтом.

Более высокий уровень организации ТО и ремонта достигается в результате территориального или ведомственного объединения мелких эксплуатационных организаций. В этом случае создаются специализированные ремонтно-меха-нические мастерские (РММ), в которых выполняется ремонт несложной техники и капитальный ремонт основных агрегатов машин.

Ремонт выполняется в полевых или стационарных условиях агрегатным методом. Все ремонтные работы можно разделить на две части: работы на рабочих постах и работы, выполненные на участках. К работам, выполняемым на рабочих постах, отнесены разборочно-регулировочные и крепежные операции, которые составляют 30-70% общего объема. Наибольшая доля производственно-цеховых работ падает на агрегатные (5-20%) и слесарно-механи-ческие (10-15%). Остальные виды работ составляют до 10% общего объема.

Текущий ремонт может осуществляться и индивидуальным методом. Недостаток его — длительные простои машин в ремонте и необходимость производить разборочные операции в полевых условиях. Агрегатный метод значительно сокращает время простоя в ремонте, отпадает необходимость транспортировки машин на ремонтную базу. При этом методе повышается и качество ремонта.

Место и способ выполнения ТО и ремонта зависят от вида технического воздействия и удаленности машин от РММ.

Для машин, возвращающихся в конце рабочего дня на базу, и машин на автомобильном ходу рационально проводить ТО и ремонты в РММ, особенно это важно для гидропривода и топливной аппаратуры дизельных двигателей. Технические обслуживания и ремонты машин на пневмоколесном ходу, удаленных от РММ на расстояние до 10 км, рекомендуется производить в стационарных условиях. Место проведения ТО и ремонтов машин с гусеничным движителем зависит не только от расстояния до РММ, но и от типа дорог. По дорогам с твердым покрытием эти машины могут транспортироваться только на трейлере (независимо от расстояния). При отсутствии на пути перемещения твердого покрытия рационально проводить техническое обслуживание в стационарных условиях (экскаваторов с гусеничным движителем — при расстоянии до базы не более 2 км, машин на базе гусеничных тракторов — 5 км).

Основой рациональной организации ТО и ремонта СДМ является технологический принцип организации производства при наличии соответствующего оборудования и материально-технического обеспечения планируемых работ.

При организации ремонта агрегатным методом создается оборотный фонд. Он поддерживается за счет новых и отремонтированных сборочных единиц. Номенклатура оборотного фонда определяется в зависимости от парка машин и условий их эксплуатации. В оборотный фонд включают, как правило, следующие агрегаты: двигатель, коробку отбора мощности, гидротрансформатор (сцепление), коробку передач, карданную передачу, ведущий мост, ведомый мост, движитель, рабочее оборудование, гидропривод.

При организации работ по ТО и ремонту грузоподъемных машин необходимо руководствоваться требованиями нормативной документации. Техническое обслуживание и ремонт грузоподъемных машин проводится строго в соответствии с требованиями инструкции предприятия-изготовителя. Выполнять работы по ремонту грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары с применением сварки выполняют предприятия и предприниматели, получившие лицензии на указанные виды деятельности.

Читать далее: Организация технологического процесса ТО и ремонтов

Категория: - Организация ТО и ремонта строительных машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Организация технического обслуживания автомобилей

Организация ежедневного обслуживания включает контроль технического состояния, уборку, мойку и заправку автомобилей топливом, маслом и т.д., а также дезинфекцию автомобилей (перевозящих продукты и др.). Перед выездом на линию и при возвращении контроль технического состояния подвижного состава осуществляется механиком контрольно-технического пункта (КТП), механиком автоколонны и водителем, а при работе на линии водителем. При этом проверяется комплектность автомобиля, внешний вид, действие приборов освещения и сигнализации, тормозов и рулевого управления, крепление колес, давление воздуха в шинах, количество топлива, токсичность отработавших газов.

Уборочно-моечные работы (УМР) выполняются в отдельном здании или в изолированной части производственного корпуса. Эти работы могут выполняться на отдельных постах при небольшом количестве ПС и суточной программе менее 50 обслуживаний, либо на поточных линиях. Автомобили-тягачи проходят уборочно-моечные работы вместе с прицепами и полуприцепами.

Наибольшее распространение получили линии, состоящие из трех рабочих постов, одного поста подпора и поста в выездном тамбуре. Пост подпора создает резерв автомобилей для ритмичной работы линии, обеспечивает подогрев автомобилей зимой перед мойкой и позволяет очистить автомобиль от крупных загрязнений до поступления на рабочие посты.

На первом рабочем посту производится уборка кузова, кабины, салона, на втором осуществляется мойка автомобиля, на третьем производится сушка автомобиля и протирка стекол. На посту в тамбуре линии производится дозаправка автомобилей маслом и водой и др. работы. Иногда пост подпора и тамбур не предусматриваются, а линия ЕО автомобилей состоит только из двух постов - уборки и мойки. В этом случае дозаправка автомобилей производится за пределами зоны ЕО автомобилей.

Контрольно-технический пункт предназначен для контроля технического состояния автомобилей при выезде на линию и возврате с нее, проверки и оформления документации (путевой лист и др.). Он располагается у въездных ворот АТП. КТП должен иметь помещение для дежурного механика, посты для осмотра автомобилей, оборудованные канавами или полуэстакадами, горизонтальную площадку, на которой при необходимости можно проверить исправность автомобиля на ходу, связь с диспетчером производства, набор приборов и инструмента, приборы для проверки технического состояния рулевого управления и фар, десселерометр, газоанализатор (дымомер), линейку для проверки количества топлива и др. Продолжительность осмотра автомобиля составляет 2 - 4 мин. Количество постов КТП можно определить по формуле

n = А × t ×а в / T × 60, (3.1)

где А - количество автомобилей в АТП;

t - время осмотра автомобиля; мин;

Т - время выпуска (возврата) автомобилей, ч;

а в – коэффициент выпуска автомобилей.

На КТП могут устанавливаться диагностические устройства для оценки технического состояния автомобилей и устройства учета и передачи необходимой информации о состоянии парка диспетчеру и в отдел эксплуатации АТП. Простейшие устройства учета и передачи информации о состоянии подвижного состава представляет табло с жетонами или лампами разного цвета, который соответствует определенному состоянию автомобилей (красный-автомобиль находится в ТР, зеленый - на линии, желтый - в ТО, синий - исправен, в АТП). Аналогичное табло устанавливается у диспетчера производства (в центре управления производством) и в отделе эксплуатации. Табло работают синхронно, что позволяет иметь постоянно информацию о техническом состоянии и местонахождении подвижного состава.

После осмотра автомобиля на КТП водитель получает путевой лист и выезжает на линию. Когда автомобили возвращаются в АТП, они снова подвергаются осмотру. При этом водитель сообщает механику о всех изменениях технического состояния автомобиля. Механик KТП в присутствии водителя устанавливает комплектность автомобиля, потребность в ТО или ТР, записывает показания спидометра и время возврата автомобиля. Одновременно с осмотром автомобиля оформляется принятая на АТП учетная документация. Осмотр автомобилей выполняется по определенному перечню работ, который составляется на АТП с учетом конструкции и условий эксплуатации автомобилей.

При неисправности выписываются листки учета их, которыепередаются диспетчеру производства и находятся у него до окончания ТО или ремонта соответствующего автомобиля.

Основным недостатком в организации работы КТП является неритмичность поступления автомобилей, что обуславливает иногда низкое качество контроля технического состояния автомобилей. Для улучшения работы КТП увеличивают время выпуска и возврата подвижного состава, изучают и устраняют причины неравномерного (несвоевременного) возврата автомобилей, обосновывают число постов и механиков.

В конкретных условиях эксплуатации число ТО зависит от пробега автомобилей. Расчет производственной программы позволяет определить число обслуживаний в год и в смену

NГТО-2= LГ / LТО-2, NГТО-1 =(LГ /LТО-1) –NГТО-2 (3.2)

NСТОi =NГТОi /DР.З, (3.3)

где LГ - годовой пробег автомобилей;

LТО-1, LТО-2 - периодичность ТО-1 и ТО-2;

ДР.З. - дни работы зоны ТО в году.

Это необходимо для проектирования предприятий, планирования затрат и средств на год и смену, организации труда и производства. Поясняет систему формирования программы ТО цикловой график, представленный на рис. 3.11. Цикл, это пробег автомобиля до КР или его списания. Целесообразно, чтобы периодичности пробегов между ЕО, ТО-1, ТО-2 и КР были кратными между собой.

Рисунок 3.11 – Цикловой график ТО автомобиля

Одним из основных условий качественного выполнения ТО является своевременное его выполнение через принятый пробег. Преждевременное выполнение обслуживания приводит к нерациональному расходованию труда, средств и материа­лов, а выполнение обслуживания через больший пробег по сравнению с принятой периодичностью приводит к тому, что обслуживание утрачивает свое профилактическое значение. Известны несколько методов оперативного планирования ТО автомобилей: по календарному времени, по фактическому пробегу и др. При первом методе составляется график выполнения ТО на определенный период времени по форме 1 (рис. 3.12). В нем выделяют день выполнения ТО по каждому автомобилю исходя из принятой периодичности и среднесуточного пробега, который может значительно отличаться от планового. Указанный метод приемлем при условии стабильных пробегов и коэффициента использования автомобилей. При втором методе на каждый автомобиль ведется лицевая карточка, в которую записывается ежедневный пробег и по нему назначается день фактического выполнения ТО. Недостатком его является сложность в планировании и организации ритмичной работы зоны ТО. В любом случае техник по учету сообщает в отдел эксплуатации, механику КТП, диспетчеру производства номера автомобилей, которые должны пройти на следующий день ТО-1 и через два дня -ТО-2.

 

Техник по учету в путевых листах этих автомобилей ставит штамп с указанием вида ТО и дня его выполнения (например, сегодня ТО-1, послезавтра ТО-2) и назначает такие автомобили на перевозки, при которых они своевременно могут вернуться в АТП. Механик КТП при возврате с линии автомобиля, нуждающегося в обслуживании, выписывает на него листок учета и передает его диспетчеру производства. Диспетчер на основании листка учета организует выполнение ТО автомобиля. Когда оно выполнено и записано в листок учета, последний передается механику КТП, а затем технику по учету, который на основании записи в листке учета отмечает выполнение обслуживания в зависимости от метода планирования на графике или в лицевой карточке.

Важным показателем загруженности производственных подразделений является режим работы производства. Это продолжительность и время работы производственных подразделений АТП за сутки, месяц и год. Он зависит от графика работы подвижного состава на линии, величины производственной программы, числа имеющихся постов, обеспеченности автохозяйства производственными помещениями и оборудованием.

Для снижения простоев автомобилей целесообразно ЕО и ТО-1 выполнять в межсменный период исходя из графика работы автомобилей на линии и времени пребывания их в АТП (рис. 3.13). ТО-2 обычно выполняют в одну дневную смену.

Рисунок 3.13 - Суточный график работы автомобилей и производства

 

При работе производства в одну первую смену достигается наилучшее использование рабочего времени всех специалистов. Однако в первую смену наблю­дается наибольшая потребность в автомобилях на линии, и поэтому обычно большая часть производственной программы выполняется во вторую и третью смены его работы.

В практике работы АТП применяются два метода организации технологического процесса ТО автомобилей: на универсальных и на специализированных постах (рис. 3.14). При обслуживании на универсальных постах весь объем работы данного вида ТО выполняется на одном посту. При таком методе организации обслуживания применяют преимущественно тупиковые параллельно расположенные посты. Въезд автомобиля на пост осуществляется передним ходом, а съезд с поста - задним ходом. Проездные посты обычно применяются для ТО автомобильных поездов и производства уборочно-моечных работ.

а, б, в – тупиковые: с канавой, с подъемником, напольный; г – проездной с канавой; д – специализированные на линии с канавой

Рисунок 3.14 - Схемы постов для выполнения ТО

На универсальном посту (рис.3.15) возможно выполнение различного объема работ, что позволяет одновременно обслуживать разнотипные автомобили и выполнять сопутствующий текущий ремонт. В этом заключается основное преимущество данного метода обслуживания. Основными недостатками тупикового расположения постов являются потери времени и загрязнение воздуха отработавшими газами в процессе маневрирования автомобиля при его установке на пост и съезда с поста. При выполнении обслуживания на специализированных постах на отдельном посту выполняется только часть работ, а весь объем любого вида обслуживания выполняется на нескольких постах (рис.3.16).

1 – верстак; 2 – ларь; 3 – тележка; 4 – розетка; 5, 12 –передвижной пост слесаря и электрика; 6 – воздухораздаточная колонка; 7 – стеллаж –вертушка; 8 – гайковерт; 9 – гидравлический подъемник; 10 – подставка под ноги; 11 – ящик для инструмента и деталей; 13 – отсос газов; 14 – переходный мостик

Рисунок 3.15 - Универсальный пост ТО-1

 

Специализированные посты располагаются последовательно по направле­нию движения автомобилей. Совокупность специализированных последовательно расположенных постов образует поточную линию ТО автомобилей. При организации труда методом специализированных бригад посты поточных линий специализируются по видам работ, а при агрегатно-участковой организации труда - по агрегатам и системам. Перемещение автомобилей по постам линии, как правило, осуществляется при помощи конвейера периодического действия со скоростью 10-15 м/мин. Необходимым условием ритмичной и эффективной работы поточной линии является одинаковая продолжительность пребывания автомобиля на каждом посту, ТО автопоездов производится в сцепке с прицепами и полуприцепами на поточных линиях или на проездных универсальных постах.

1 – направляющий ролик; 2 - конторский стол; 3 – верстак; 4 – подставка под ноги; 5 – стеллаж-вертушка; 6 – переходной мостик; 7, 15,21 – передвихные посты электрика, смазчика и слесаря; 8 – тележка; 9 – ящик для инструмента и крепежа; 10 –гидравлический подъемник; 11, 20 – гайковерты для гаек колес и стремянок; 12 – ванна; 13, 14, – воздухо- и маслораздаточная колонки; 16 – маслораздаточный бак; 17, 19 – ларь для материалов и отходов; 18 – привод ворот; 22 - воронка для слива масла; 23, 24 –передвижные нагнетатели смазки и масла; 25 – розетка; 26, 27 установка для тепловой завесы и отсоса газов

Рисунок 3.16 – Поточная линия ТО-1

 

Одним из возможных вариантов организации ТО автомобилей на специализированных постах является операционно-постовой метод, когда объем работ ТО также распределяется между несколькими специализированными постами, но посты тупиковые и обычно специализируются по агрегатам, например:1-й пост - передний и задний мосты и тормозная система; 2-й пост - коробка передач, сцепление, карданная передача, редуктор; 3-й пост - двигатель. Организация обслуживания по этому методу позволяет специали­зировать посты, оборудование постов и рабочих. Однако необходимость перестановки автомобилей с поста на пост вызывает потери времени и загазованность помещений. Поэтому по постам перемещаются не автомобили, а рабочие.Таким образом,каждый пост обеспечивает выполнение всего объема работ по ТО автомобиля и он является универсальным, а рабочие специализируются по агрегатам и системам автомобиля.

Основными преимуществами поточного обслуживания являются сокращение трудоемкости работ и повышение производительности труда за счет специализации постов, рабочих мест и исполнителей; снижение квалификации рабочих; лучшее использование производственных площадей. Однако улучшение этих и других показателей при поточном производстве возможно при условии ритмичной работы линий.

Выбор метода организации технологического процесса ТО зависит главным образом от производственной программы (числа автомобилей), структуры парка, постоянства содержания и трудоемкости работ Она зависит также от периода времени, отводимого на обслуживание, трудоемкости обслуживания и режима работы автомобилей на линии. Так, например, даже для крупного АТП, обслуживающего междугородные перевозки, из-за неопределенности времени возвращения автомобилей с линии организация ТО на потоке может оказаться нецелесообразной. Обслуживание по поточному методу обычно целесообразно при наличии на АТП большого числа однотипных автомобилей, при постоянном объеме и трудоемкости работ. Поточный метод обслуживания применим и при наличии на предприятии разнотипного парка автомобилей, если производственная программа по каждому типу автомобилей позволяет его применить. Для обслуживания автомобилей различною типа возможно использование одной и той же поточной линии, но в разное время суток. При обслуживании крупногабаритных автомобилей и автопоездов требуются большие площади для их маневрирования. Поэтому даже при небольшом парке таких автомобилей ТО-1 обычно производится на потоке. ТО на поточных линиях целесообразно, если число ТО-1 составляет более 15, a TO-2 - более 7 обслуживаний однотипных автомобилей в смену. Уборочно-моечные работы выполняются на поточных линиях при обслуживании более 50 автомобилей в смену. При малой производственной программе, разнотипных автомобилях, различных условиях эксплуатации, раз­личном режиме работы автомобилей, не обеспечивающем бесперебой­ную работу поточной линии, и т. д. целесообразнее применять метод обслуживания на универсальных постах.

Организация труда рабочих на постах ТО зависит от программы работ, принятого метода организации труда и технологического процесса производства. При ТО обычно выполняется сопутствующий текущий ремонт. До 80% автомобилей при ТО-2 нуждаются в ТР. Сопутствующий текущий ремонт может выполняться до и после обслуживания и одновременно с производством ТО-2. На специализированных постах поточных линий ТО-1 и ТО-2 рекомендуется выполнять только определенный перечень сопутствующего нетрудоемкого ремонта, выполнение которого не нарушает принятую синхронизацию работы линии. На линии ТО-2 рекомендуется выполнять сопутствующий ремонт суммарной трудоемкостью, не превышающей 20% нормативной трудоемкости ТО-2. Крупный текущий ремонт рекомендуется выполнять до постановки автомобилей на ТО-2. Для этого за два дня до ТО-2 ав­томобиль подвергается диагностированию. По результатам диагностирования принимается решение о времени выполнения ремонта и проводится подготовка необходимых для этого узлов, агрегатов и материалов. Однако нередко потребность в крупном ремонте устанавливается в процессе ТО. Тогда он выполняется одновременно с обслуживанием или после его выполнения на постах ТР автомобилей. Раздельное выполнение ТО-2 и сопутствующего ремонта значительно усложняет организацию производства. Поэтому на многих АТП большую часть сопутствующего ремонта выполняют одновременно с ТО-2, а чтобы не нарушать принятый режим работы линии, предусматриваются «скользящие» рабочие и привлекаются исполнители по ТР автомобилей и агрегатов.

Для улучшения использования рабочего времени постов работы должны выполняться в определенной технологической последовательности. Для этого составляются операционные технологические карты (табл. 3.1), которые содержат перечень и норму времени выполнения операций обслуживания в определенной технологической последовательности.

Таблица 3.1 - Операционная технологическая карта на ТО-2 автомобиля ГАЗ-33021. Сцепление

Распределение работ по постам и исполнителям указывается в картах расстановки исполнителей по постам и рабочим местам. На основании операционных технологических карт и карт расстановки исполнителей составляются постовые технологические карты. Номера операций в этих трех документах должны обязательно совпадать.

При эксплуатации разнотипных автомобилей в различных условиях при большом колебании трудоемкости работ обслуживание производится на универсальных постах и одновременно выполняется весь объем сопутствующего текущего ремонта. В этом случае технологические карты составляются отдельно по однотипным автомобилям и широко применяется взаимопомощь между рабочими для устранения неизбежной неравномерной загрузки отдельных рабочих при ТО разнотипных автомобилей. Типовая организация и технология ТО автомобилей на постах и поточных линиях представлена на рис.3.17.

у – универсальный; о – ожидания; з, б – обслуживание с запуском двигателя и без запуска; с, к – смазочные и контрольные работы схемы 1, 11,111 – соответственно обслуживание на постах, 4-х и 5-ти постовых поточных линиях

Рисунок 3.17 – Схемы организации ТО

Она включает типаж постов и поточных линий, технологические планировки линий с перечнем необходимого оборудования, операционно-технологические карты, постовые технологические карты, карты-схемы расстановки исполнителей по постам линий, рекомендации по отладке и синхронизации поточных линий.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

2.4 Организация проведения технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей

Принятая на автомобильном транспорте организация технического обслуживания и ремонта автомобилей предусматривает планово-предупредительную систему ТО и ремонта.

Принципиальные положения этой системы ТО и ремонта:

Выполнение в принудительном порядке постоянного комплекса работ по ТО через установленный период;

Выполнение ремонта автомобиля (агрегата) по потребности, которая определяется техническим осмотром после межремонтного пробега, устанавливаемого для каждого вида ремонта и модели автомобиля или принятая в процессе ТО, а также в результате контрольного осмотра по возвращении с линии.

Таким образом, ТО представляет собой обязательный объём работ, заранее установленный для данного типа и модели автомобиля в определённых условиях эксплуатации и выполненный периодически после установленного пробега.

В России на автомобильном транспорте используется "Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта". Основой положения является планово-предупредительная система с принудительным выполнением ТО.

Положением предусматривается:

Ежедневное обслуживание (ЕО)

Первое техническое обслуживание (ТО-1)

Второе техническое обслуживание (ТО-2)

Текущий ремонт (ТР)

Текущий ремонт включает в себя текущий ремонт автомобиля, агрегатов, узлов и механизмов.

Периодичность ТО нормируется в зависимости от категории эксплуатации. При среднемесячном пробеге подвижного состава меньше периодичности ТО-1, его проводят не реже одного раза в месяц, а ТО-2 не реже 2 раза в год.

2.5 Краткая характеристика каждого вида технического обслуживания и ремонта

Ежедневное обслуживание имеет своим значением контроль технического состояния автомобиля с целью обеспечения безопасности движения на дороге, заправку эксплуатационными материалами и поддержания надлежащего вида автомобиля. Ежедневное обслуживание, выполняется в межсменное время, включает контрольно-осмотровые работы по механизмам управления, приборам освещения и сигнализации, кузову, кабине, а также уборочно-моечные работы, заправку топливом, маслом, охлаждающей жидкостью.

Первое техническое обслуживание заключается в наружном осмотре всего автомобиля и выполнение в установленном порядке и объёме контрольных, крепёжных, регулировочных, смазочных, электрических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов на ходу автомобиля в обязательном порядке в межсменное время, периодически через установленный пробег.

Текущий ремонт включает в себя разборочно-механические, электротехнические, медницкие, сварочные, кузнечные и другие работы.

2.6 Организация контроля качества проведения технического обслуживания и текущего ремонта

Контроль качества проведения ТО и ТР является частью производственного процесса. Конечной целью контроля является предупреждение брака и повышение качества выполняемых работ. Объективными показателями качества работ являются продолжительность безотказной работы автомобиля на линии после ТО и ремонта.

Основные функции контроля качества ТО и ТР подвижного состава возлагаются на отдел технического контроля (ОТК). Специалисты ОТК на большинстве предприятий основное внимание уделяют проверке технического состояния автомобиля при выпуске на линию и возврате на предприятие, а также контролю качества работ, выполняемых непосредственно на автомобиле.

После выполнения ТО-1 и ТО-2 контролируется не только качество работы, но и выполнение принятого перечня операций. Контроль осуществляется визуально, с применением переносных приборов, а также с помощью имеющегося оборудования для диагностики. Применение средств диагностики позволяет при минимальных затратах времени объективно оценить качество выполняемых работ и готовность автомобиля к выпуску на линию.

studfiles.net


Смотрите также