Ремонт авто учет


как грамотно организовать работу СТО

Об услуге

На данный момент можно заметить то, как увеличивается количество самых разных автосервисов. Популярность этого бизнеса оправдана тем, что эта отрасль приносит владельцам СТО существенную прибыль. С каждым годом количество машин на дорогах увеличивается и автовладельцев, нуждающихся в обслуживании машин становится все больше. Нередко, автолюбители приобретают недорогие машины китайского производства, а они, как известно, нуждаются в частом ремонте. Таким образом, организация собственного СТО может стать отличным способом заработка. Самое главное — это грамотная организация автосервиса.

Прибыльность ниши автосервисов

Существует огромное количество мелких автосервисов, но, несмотря на это, определить точную их иерархию довольно сложно, так как мелкие автосервисы с легкостью конкурируют с сетевыми СТО. Как правило, организация, в штате которой находится небольшое количество сотрудников, может приносить прибыль не менее двух тысяч долларов ежемесячно.

Для грамотной организации автосервиса потребуется официальная регистрация, учет работы автосервиса, наличие всех необходимых документов, которые нужно получить из государственных органов и многое другое.

Что нужно учесть, собираясь открыть собственное СТО

Если вы решили открыть собственный автосервис, то должны как следует продумать основные нюансы.

Перечень предоставляемых услуг

СТО должно предоставлять своим клиентам следующие виды услуг:

Нельзя забывать и о том, что любая из перечисленных услуг может включать в себя огромный перечень дополнительных работ и операций. Все, услуги, которые вы хотите оказывать клиентам своего будущего автосервиса, необходимо подробно расписать, чтобы знать, какое оборудование вам необходимо будет приобрести и, какое помещение вам нужно искать.

Учет в автосервисе

Стоит иметь в виду, что в этой бизнес-отрасли существуют свои собственные особенности учета автосервиса. Достаточно лишь перечислить главные статьи бухгалтерского учета, после чего, вы придете к пониманию сложности работы в данной области. Многие новички задаются вопросом: «Как организовать бухгалтерский учет в автосервисе»?

Отвечая на вопрос: как организовать учет в автосервисе сложно сокращать понятия, так как данная часть бизнес-организации очень объемна. Лучшим выходом из ситуации, когда владелец не имеет должных бухгалтерских навыков, которые помогут ему вести учет клиентов СТО или пытаться начать учет в автосервисе с нуля и многое другое, будет принятие на работу бухгалтера-профессионала, который бы взялся вести учет СТО и следил за порядком в бухгалтерии вашего автосервиса.

Вне зависимости от того, какой вид учета вам надо произвести - учет клиентов автосервиса или учет автотранспортных средств в автосалонах, а также, учет запчастей в автосервисе — все эти вопросы лучше всего доверять специально обученному специалисту, таким образом, вы сэкономите собственное время, которое пришлось бы тратить на изучение основ бухгалтерии.

Помимо бухгалтеров, вы можете вести бухгалтерский учет, используя разнообразные системы учета СТО — существует достаточно большое количество программ, которые созданы для облегчения организации такой деятельности, как бухгалтерский учет.

Именно при помощи бухгалтерской отчетности владелец сможет следить за всей работой предприятия и сотрудников. Плюс ко всему, к такому предприятию, как СТО, налоговый учет имеет прямое отношение и нельзя относиться к данной части бизнеса несерьезно.

Выбор месторасположения

Не последнюю роль в организации автосервиса играет и такой фактор, как выбор наиболее подходящего места. Так, от СТО до жилых домов расстояние не должно быть меньше пятидесяти метров. Если вы хотите, чтобы автосервис еще и играл роль рекламы, то наиболее подходящий вариант — это выбрать место рядом с автомагистралями или гаражными кооперативами.

Подбор оборудования

Выбирать оборудование необходимо уже после того, как был составлен перечень оказываемых в автосервисе услуг. В зависимости от услуг подбирается техника и прочие инструменты, которые будут нужны для ремонтных работ.

Рабочий персонал

Огромную роль играет рабочий коллектив автосервиса. Важно, чтобы все сотрудники были высококвалифицированными специалистами в своей отрасли. Ведь именно от людей, которые будут заниматься ремонтом и обслуживанием автомобилей зависит прибыльности вашего бизнеса.

Рекламная кампания

Для того чтобы о вашем автосервисе узнало наибольшее количество человек, нужно позаботиться о проведении рекламной кампании. В качестве рекламы можно использовать как объявления на страницах газет, тематических сайтах, так и использование билбородов и прочего. Все зависит от ваших финансовых возможностей и от того, на какой контингент автомобилистов вы хотите повлиять.

После того, как автосервис начнет работать в отлаженном режиме, ни в коем случае нельзя расслабляться. В первые месяцы работы необходимо заниматься привлечением постоянных клиентов — находить разнообразные пиар-ходы и поощрительные бонусы для того, чтобы клиентская база автосервиса пополнялась. В качестве премиальной системы можно ввести дисконтные карты или какую-либо систему скидок, например, если клиент приехал заменить масло в автомобиле уже в десятый раз, то в десятый раз ему полагается бесплатное обслуживание.

Бизнес в отрасли автосервиса может приносить достаточно большое количество прибыли. Все зависит от того, как вы организуете, процесс работы своего автосервиса — при большом желании и любви к своей деятельности это не составит для вас труда, и вы обязательно добьетесь успеха.

Получите бесплатный демо-доступ

Подключитесь к нашему серверу удаленно и посмотрите сами, как работает интересная вам программа.

Результаты автоматизации: отзывы клиентов и истории успеха

История успеха

Роман Пашнин

руководитель автосалона ГК «Евразия-Моторс»

Переход со старой системы на «Альфа-Авто» был произведен с минимальными потерями. Мы получили прозрачный и интуитивно понятный учет нашей специализированной деятельности. Были переработаны и оптимизированы бизнес-процессы компании, что помогло сократить трудозатраты сотрудников. Механизм незавершенного производства позволил специалистам склада осуществлять постоянный контроль за движением запчастей в слесарном цехе. Появилась уникальная, адаптированная под наши требования CRM-подсистема. Мы довольны результатами перехода.

Отзыв

Полина Иосифовна Кацнельсон

главный бухгалтер ООО «Луидор-Тюнинг Нижний Новгород»

В системе «Альфа-Авто» формируются первичные документы по реализации оказанных услуг и запасных частей в оптовой и розничной торговле. По требованиям нашей организации совместно со специалистами «1С-Рарус» были реализованы доработки по учету восстановленного входного НДС на материалы, используемые при оказании услуг, освобожденных от уплаты НДС, и внесению записи в книгу продаж восстановленного НДС. Система имеет хорошие возможности для аналитического учета. Отчеты формируются достаточно быстро, что экономит время.

Статьи по теме «Автоматизация автосалонов, автосервисов»

Вне зависимости от того, каким направлением автомобильного бизнеса вы управляете — собственным СТО, автомойкой или автомобильным сервисом, в любом случае, в какой-то момент вы столкнетесь с рядом стандартных для этого бизнеса проблем.

Развитие большой сети автосалонов требует от их собственников грамотного и точного бухгалтерского и налогового учета.

Узнать больше об отрасли

rarus.ru

Статья: Ремонт автомобиля (Комлева А.А.) ("Бюджетный учет", 2010, N 8)

"Бюджетный учет", 2010, N 8РЕМОНТ АВТОМОБИЛЯБюджетные учреждения, имеющие на балансе автотранспортные средства, несут расходы на их содержание, в том числе на ремонт. Организовать ремонт автомобиля сегодня не проблема. А вот как правильно учесть ремонтные работы и запчасти - задача для бухгалтера непростая.Автомобиль давно перестал быть роскошью и является средством передвижения. В процессе эксплуатации он может потребовать ремонта. Кроме того, существует необходимость замены изношенных запасных частей.В зависимости от объема и периодичности выполняемых работ различают три вида ремонта: текущий, средний и капитальный.Основная задача текущего ремонта - профилактическая. Его проводят, чтобы предохранить транспортные средства от преждевременного физического износа.Средний ремонт делается с той же целью, что и текущий: он нужен, чтобы автотранспортные средства не изнашивались раньше времени. Отличие среднего ремонта от текущего в том, что он производится реже, как правило, раз в год. При этом в ремонтируемом объекте заменяется часть основных деталей.Когда полностью разбирается двигатель, а базовые и корпусные детали и узлы ремонтируются либо заменяются на более современные, такой ремонт считается капитальным. Насколько часто нужно делать капитальный ремонт, зависит от того, как интенсивно эксплуатируют данное транспортное средство. Как правило, такой ремонт производят не чаще одного раза в несколько лет.Ремонт автомобиля нужно проводить в соответствии с планом, который заранее разрабатывается с учетом технических характеристик машины, условий ее эксплуатации и других причин. В плане нужно расписать, что именно подлежит ремонту, какие запчасти будут заменены, и указать общую сумму расходов. Но нужно учитывать, что план составляется исходя из системы планово-предупредительного ремонта, утвержденной приказом или распоряжением руководителя организации. Эта система должна определять порядок обслуживания транспортных средств, проведение их текущего или среднего ремонта, а также капитального и особо сложного ремонта отдельных объектов.В зависимости от наличия ремонтной базы в учреждении ремонт автомобиля или замену запасных частей можно производить своими силами либо воспользоваться услугами сторонней организации.От того, каким способом производятся ремонтные работы, зависит, на какую статью КОСГУ будут отнесены потраченные средства.Ремонтируем своими силами...Для проведения ремонта своими силами учреждение приобретает у поставщиков запасные части. При поступлении на склад купленные детали на основании полученной накладной приходуются материально ответственным лицом в Книге (карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504042) по наименованию и количеству.В бухгалтерском учете запчасти приходуются по фактической стоимости с учетом НДС, предъявленного учреждению поставщиком, если запчасти предполагается использовать в деятельности, не подпадающей под обложение НДС. Об этом сказано в п. 52 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н (далее - Инструкция N 148н). Фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются в том числе суммы, уплаченные организациям за информационные и консультационные услуги, а также за доставку материальных запасов до места их использования. Следует также обратить внимание на то, что, если на оказание названных услуг заключены отдельные договоры, фактическая стоимость материальных запасов формируется на основании произведенных затрат с использованием счета 0 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" (п. 76 Инструкции N 148н). Учитываются запчасти на аналитическом счете 1 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов". По дебету счета 1 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" отражается стоимость поступивших запчастей, а по кредиту - стоимость запчастей, переданных в подразделение, которое осуществляет ремонт. Такое перемещение внутри организации происходит на основании Требования-накладной (ф. 0315006).Подтверждением произведенных ремонтных работ является дефектная ведомость, составленная технической службой организации, смета стоимости проведения работ, необходимых для ремонта, документы по приобретению необходимых запасных частей, акт выполненных работ, который составляется, когда работы по ремонту автотранспорта будут завершены, и подписывается лицом, проводившим эти работы, и лицом, принявшим их (водитель, работник, ответственный за содержание автотранспорта в учреждении), Акт на списание материальных запасов (ф. 0504230), отражающий расходование на ремонт транспортного средства запасных частей. В этом документе следует указать, какой автомобиль отремонтирован и какие запасные части были использованы. Стоимость списанных запчастей отражают по дебету счета 1 401 01 272 "Расходование материальных запасов".С 1 января 2010 г. в Инструкцию N 148н были внесены изменения, в соответствии с которыми в том числе в забалансовый счет 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" были внесены дополнения в описание счета. На этом счете учитываются материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных (двигатели, аккумуляторы, шины и покрышки и т.п.), для контроля за их использованием. Материальные ценности отражаются на забалансовом счете в момент их списания в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства. Списание материальных ценностей с забалансового счета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену. Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета (ф. 0504041) в количественном выражении с указанием должности и фамилии получившего ценности, даты получения, заводского номера.Бюджетный учетУчреждение имеет на балансе автомобиль. Для проведения ремонта своими силами были приобретены запчасти. Детали были оприходованы на склад материально ответственным лицом. Далее запчасти по требованию-накладной переданы в гараж под отчет водителю для ремонта автомобиля. По окончании работ был оформлен акт о выполненных работах. Записи по отражению данных операций будут следующими:Дебет 0 105 06 340"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"Кредит 0 302 22 730"Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"- оприходованы запчасти;Дебет 0 105 06 340"увеличение стоимости прочих материальных запасов"Кредит 0 105 06 340"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"- запчасти переданы со склада в гараж для ремонта в рамках внутреннего перемещения на основании Требования-накладной;Дебет 1 401 01 272, 2 106 04 340"Расходование материальных запасов", "Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)"Кредит 0 105 06 440"Уменьшение стоимости прочих материальных запасов"- списаны на расходы запчасти, использованные при ремонте.Одновременно делается запись по увеличению забалансового счета 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" на стоимость запчастей, использованных при ремонте....и в сервисеЕсли в автомашине произошла серьезная поломка, для устранения которой требуются специалист и особое оборудование, то учреждение, как правило, обращается в специализированную мастерскую. Для этого со сторонней организацией следует заключить договор, в котором необходимо прописать стоимость работ. При заключении договора со сторонней организацией необходимо обратить внимание не только на стоимость ремонтных работ, но и на стоимость запасных частей, которые будет использовать сторонняя организация при проведении ремонта. Кроме того, учреждение может само приобрести запасные части и передать их ремонтной организации.При проведении ремонтных работ необходимо оформить следующие документы:- дефектную ведомость на проведение ремонтных работ, в которой дается краткая характеристика основных узлов, агрегатов, описываются выявленные дефекты, приводятся все неисправности автомобиля и определяются меры для их устранения, указываются исполнители и сроки исполнения. Дефектная ведомость составляется и подписывается лицом, ответственным в организации за осуществление контроля по ремонтным работам. Форма дефектной ведомости официально не утверждена, поэтому она должна быть разработана и утверждена учреждением самостоятельно. Вместо дефектной ведомости можно воспользоваться Актом о выявленных дефектах оборудования (ф. ОС-16), утвержденным Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств";- смету на проведение ремонтных работ автотранспорта, составленную на основании дефектной ведомости. При поступлении автомобиля в организацию, которая будет проводить его ремонт, автомобиль осматривают и составляют смету, в которой указываются перечень ремонтных работ и стоимость услуг подрядчика. Смета обеспечивает выполнение требования документального оформления и обоснования затрат. Факт выявления принципиальных различий между дефектами, выявленными и описанными в дефектной ведомости и смете, представленных подрядчиком, должен быть документально объяснен и оформлен соответствующими работниками организации-заказчика;- приказ руководителя бюджетного учреждения на проведение ремонтных работ;- Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. N ОС-3). Акт подтверждает факт проведения ремонта. В нем приводятся сведения о произведенных затратах, связанных с ремонтом, полноте и качестве выполненных работ. Отдельно отражаются результаты испытания объекта после проведенных работ, а также дается характеристика изменениям, произошедшим в связи с ремонтными работами. Подписывается акт членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку автомобиля, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт. Далее он утверждается руководителем учреждения и сдается в бухгалтерию;- Накладная на отпуск материалов на сторону, Требование-накладная (ф. 0315006), в случае если ремонт автотранспорта осуществляется с использованием запасных частей заказчика (бюджетного учреждения). Их передача подрядной организации оформляется либо Накладной на отпуск материалов на сторону (ф. N М-15), либо Требованием-накладной (ф. 0315006). В акте приемки выполненных работ необходимо отразить, что ремонт осуществлялся с использованием материалов заказчика;- Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). На основании этого документа производится списание запасных частей, отпущенных заказчиком подрядной организации для проведения ремонтных работ.Бюджетный учетВариант 1. Запчасти ремонтной организацииУчреждение заключило договор с ремонтной мастерской на ремонт автомобиля по договорной стоимости (стоимость запасных частей включена в стоимость ремонта). По окончании ремонта подписан акт выполненных работ. В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующими записями:Дебет 0 302 08 830"Уменьшение кредиторской задолженности по оплате работ, услуг по содержанию имущества"Кредит 0 304 05 225"Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по оплате работ, услуг по содержанию имущества"- оплачены услуги по ремонту;Дебет 1 401 01 225, 2 106 04 340"Расходы на услуги по содержанию имущества", "Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)"Кредит 0 302 08 730"Увеличение кредиторской задолженности по оплате работ, услуг по содержанию имущества"- отражены услуги сторонней организации по ремонту автомобиля.Вариант 2. Запчасти учреждения-заказчикаУчреждение заключило с мастерской договор на ремонт автомобиля. Запасные части для ремонта учреждение приобрело самостоятельно. Запчасти были оприходованы на склад. Затем их передали в эксплуатацию согласно Требованию-накладной водителю, который доставил их в автосервис. По окончании ремонта подписан акт выполненных работ. Все эти хозяйственные операции в бухгалтерском учете будут оформлены следующими записями:Дебет 0 105 06 340"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"Кредит 0 302 22 730"Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"- оприходованы запчасти;Дебет 0 105 06 340"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"Кредит 0 105 06 340"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"- запчасти переданы со склада по требованию-накладной в мастерскую, которая будет производить ремонт;Дебет 1 401 01 225, 2 106 04 340"Расходы на услуги по содержанию имущества", "Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)"Кредит 0 302 08 730"Увеличение кредиторской задолженности по оплате работ, услуг по содержанию имущества"- отражены услуги сторонней организации по ремонту автомобиля на основании акта выполненных работ;Дебет 1 401 01 272, 2 106 04 340"Расходование материальных запасов", "Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)"Кредит 1 105 06 440"Уменьшение стоимости прочих материальных запасов"- списана на расходы сумма использованных запасных частей на основании акта выполненных работ и акта о списании материальных запасов.Одновременно делается запись по увеличению забалансового счета 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных".Дооборудование автотранспортаДооборудование - это дополнение основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять единое целое с этим оборудованием, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы, в результате чего раздельное их применение будет невозможно.Для классификации таких операций, как модернизация или дооборудование, в ряде случаев следует обратить внимание, как складывается арбитражная практика для целей налогообложения в вашем регионе. Например, часто осуществляется такая операция, как защита картера. В данной ситуации будет интересно Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 апреля 2007 г. N А33-26135/05-Ф02-1027/07. Из материалов дела следует, что поскольку установка защиты картера была вызвана необходимостью предотвращения механических повреждений узлов и агрегатов, расположенных в низших точках автомобиля, для предотвращения несанкционированного доступа к узлам и системам сигнализации снизу, защиты

Статья: Новое в системе планирования бюджетных и автономных учреждений (Колчина И.Н.) ('Бюджетный учет', 2010, n 8)  »

www.lawmix.ru

Программа для контроля и учета автотранспорта на предприятиях

Консультации по программетел: 8(3452) 500-837+7(912) 928-84-49 (Александр) ICQ 21941210  Email

Порядок на автопредприятии, а значит и производительность труда, во многом зависит от порядка в учете автотранспорта. Однако стоит признать, что вести многочисленные журналы и составлять отчеты — рутинная работа. Чтобы упростить этот процесс, мы создали для вас программу «Контроль и учет автотранспорта».

Путевые листы соответствуют Приказу Минтранса России № 476 от 07.11.2017.

Преимущества программы

  1. Простой и удобный интерфейс. Вы работаете с программой, специально адаптированной под учет автотранспорта в России. Это значит, что в ней нет ничего лишнего. Основные таблицы называются АТС (автотранспорт), Тракторы и ДСТ (дорожно-строительная техника), Персонал, Путевые листы. Вся информация в представлена компактно. При необходимости получения более подробных сведений Вы просто открываете интересующую вас запись таблицы.
  2. Информативность. К записи о транспортном средстве, тракторе, сотруднике вы прикрепляете фотографию. Если у вас большой автопарк, то это будет значительным подспорьем. К карточке транспортного средства можно добавить информацию о неисправностях. К записи о сотруднике можно добавить контактные данные. Все сведения, которые вам понадобятся, у вас всегда под рукой и запрашиваются в течение нескольких секунд.
  3. Быстрое формирование документов и отчетов. В программу загружены типовые формы журналов, путевых листов и всевозможных транспортных отчетов, начиная с лимитно-заборной карты и заканчивая отчетом по топливу. Если вовремя вносить информацию в программу, то отчет формируется за пару кликов. Формат отчетов — doc или xls. Некоторые поля можно заполнить или исправить вручную в печатной форме. Унифицированные формы отчетов составлены в соответствии с действующим законодательством.
  4. Важные напоминания. Программа автоматически будет оповещать вас о том, когда нужно пройти очередное техобслуживание, техосмотр или поменять страховку. Теперь вам не нужно выписывать всё это в отдельную тетрадь или постоянно просматривать журналы.
  5. Постоянная техническая поддержка и регулярные обновления версий. Мы даем быструю обратную связь по всем техническим вопросам, возникающим в связи с работой программы. Ваши конструктивные замечания помогают нам делать программу лучше.

Приобретая программу, вы:

При переходе на лицензионную версию вся введенная вами информация сохраняется в программе.

Схема работы программы в режиме разветвленной филиальной сети предприятия

Смотрите презентацию по программе: YouTube, PowerPoint, PDF-файл. Следует заметить, что текущая версия обладает большими возможностями.

Подумайте сколько ваше предприятие тратит в день только на бензин и сравните с ценой программы (3500 2800 руб - до 100 машин и 5000 4000 руб - свыше 100 машин)! Не отказывайте себе в возможности вести нормальный учет и контролировать ваш автопарк.

Есть вопросы?

Обращайтесь в службу поддержки или звоните 8(3452) 500-837Email: [email protected]

Системные требования

Операционные системы: Windows 2000/XP/2003/Vista/Windows 7/Windows 8. Не требуется дополнительных библиотек!

Новости

15.12.17 Выпущена 'Контроль и учет автотранспорта' 4.24.5

05.12.17 Выпущена 'Контроль и учет автотранспорта' 4.24.3

22.11.17 Выпущена 'Контроль и учет автотранспорта' 4.24.0 подробнее

15.11.17 Выпущена 'Контроль и учет автотранспорта' 4.23.1

25.10.17 Выпущена 'Контроль и учет автотранспорта' 4.23.0

10.10.17 Выпущена 'Контроль и учет автотранспорта' 4.22.1

20.09.17 Выпущена 'Контроль и учет автотранспорта' 4.22.0

07.09.17 Выпущена 'Контроль и учет автотранспорта' 4.21.2

www.avto-uchet.ru

Какими документами подтверждаются расходы на капитальный ремонт автомобиля в налоговом учете при условии, что ремонт выполняется сторонней компанией и организация применяет метод начисления?

 

 

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

 

Мы нашли выход!

 

 

Консультация предоставлена 16.09.2015 г.

 

Организация приобрела легковой автомобиль, который будет использоваться директором для рабочих поездок. Директор является единственным учредителем и единственным работником в организации.

Какими документами подтверждаются расходы на капитальный ремонт автомобиля в налоговом учете при условии, что ремонт выполняется сторонней компанией и организация применяет метод начисления?

Может ли путевой лист иметь свободною форму, содержащую все необходимые реквизиты?

 

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы на капитальный ремонт служебного автомобиля в налоговом учете могут быть подтверждены актом выполненных работ.

Если организация не является автотранспортной, то она вправе разработать свою форму путевого листа, содержащую все необходимые реквизиты.

 

Обоснование вывода:

 

Капитальный ремонт автомобиля

 

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными, в частности, в соответствии с законодательством РФ. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании п. 1 ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены (вне зависимости от их оплаты), в размере фактических затрат.

Поскольку понятие "капитальный ремонт" налоговое законодательство не содержит, суды с учетом ст. 11 НК РФ в целях налогообложения признали необходимым руководствоваться понятием указанного термина в том значении, в каком оно используется в соответствующей отрасли законодательства (смотрите постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2013 по делу N А19-3291/2013).

Так, п. 1.16 Руководящего документа РД 37.009.026-92 "Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, минитрактора)", утвержденного приказом по Департаменту автомобильной промышленности Минпрома России от 01.11.1992 N 43 (далее - Положение), определено: ремонт - это комплекс работ (операций) по устранению возникших отказов (неисправностей) и восстановлению полной работоспособности автотранспортного средства (агрегата, узла, системы) в пределах эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем.

При этом ремонт может быть как текущим, так и капитальным (п. 1.26 Положения).

Минфин России предлагает считать ремонтными работы, не влекущие изменений функций объекта и его эксплуатационных характеристик, осуществляемые с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии (письма Минфина России от 05.12.2012 N 03-03-06/1/628, от 13.12.2010 N 03-03-06/1/772, от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29, от 18.04.2006 N 03-03-04/1/358).

При этом налоговое законодательство при определении налоговой базы не ставит расходы, связанные с ремонтом, в зависимость от вида произведенного ремонта (текущего или капитального) или способа его осуществления (хозяйственный или подрядный) (письма Минфина России от 03.11.2006 N 03-03-04/1/718, от 02.06.2010 N 03-03-06/1/365).

При этом стоимость проведения работ в соответствии с главой 25 НК РФ не является критерием для их отнесения к ремонту (письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29).

 

Судебная практика

Аналогичный подход содержится и в арбитражной практике. Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 22.08.2013 N Ф09-7461/13 по делу N А47-13822/2012 указал, что налоговое законодательство разделяет только понятие ремонт, который может быть как текущим, так и капитальным, и понятие капитальные вложения.

В постановлении ФАС Уральского округа от 08.12.2008 N Ф09-9111/08-С3 суд счел необоснованной позицию налогового органа, указав, что налогоплательщик, в соответствии с законодательством, отнес к расходам на ремонт затраты по установке кузова и стоимость кузова. При этом было принято во внимание, что целью и итогом выполненных работ явилось приведение автомашины в надлежащее рабочее состояние, а не изменение ее технологического или служебного назначения, а именно, не изменилась грузоподъемность автомашины и иные технические характеристики, также основное средство не приобрело новых качеств. Если выполненные работы не привели к изменению технологического или служебного назначения объектов, не повысили технико-экономические показатели, то данные работы произведены в целях поддержания основных фондов в рабочем состоянии и являются ремонтом (постановление ФАС Уральского округа от 13.11.2008 N Ф09-8219/08-С3).

В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2007 N 09АП-5008/2007 также сказано, что "...работы по замене двигателя автокрана на двигатель с техническими параметрами, идентичными первоначальным, которые к моменту замены выработали свой ресурс, не относятся к реконструкции, достройке, дооборудованию, модернизации или техническому перевооружению. Произведенная операция по замене двигателя правильно квалифицирована как капитальный ремонт, а затраты правомерно включены заявителем в состав расходов по ст. 260 НК РФ".

Таким образом, у организации имеются основания для отражения затрат на капитальный ремонт собственного автомобиля в составе расходов при расчете налога на прибыль.

Для подтверждения необходимости ремонта и, соответственно, оправданности расходов можно применять смету и дефектные ведомости. Дефектная ведомость составляется при повреждении или поломке объектов основных средств. В ней указываются перечень выявленных дефектов объекта и рекомендации по их устранению. При ремонте оборудования вместо дефектной ведомости может быть использован акт о выявленных дефектах оборудования, составленный по форме N ОС-16, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 (далее - Постановление N 7). В акте дается краткая характеристика основных узлов и агрегатов, описываются выявленные дефекты. Форма дефектной ведомости утверждается в учетной политике. Кроме того, нелишним будет составить смету расходов, а также издать приказ, который подпишет руководитель, о направлении автомобиля в ремонт.

При проведении ремонта силами подрядчиков подтверждающим документом будет соответствующий акт выполненных работ. Унифицированная форма акта выполненных работ по капитальному ремонту автотранспорта Госкомстатом РФ не утверждена, поэтому его можно составить в произвольной форме с соблюдением перечня необходимых реквизитов (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

По окончании ремонта также может быть оформлен Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3, утверждена Постановлением N 7). Этот акт, согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации, служит для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. По нашему мнению, заполнять или не заполнять форму N ОС-3 при текущем ремонте, каждая организация решает самостоятельно в зависимости от характера произведенного ремонта. Форма N ОС-3 подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

Если ремонт автомобиля осуществляет специализированная сервисная мастерская, в качестве договора на оказание услуг (выполнение работ) по ремонту применяется заказ-наряд. Его оформление производится в соответствии с требованиями п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утверждены постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290, далее - Правила). Заказ-наряд должен содержать информацию о перечне запасных частей, предоставленных исполнителем (п. 16 Правил). Согласно п. 35 Правил потребитель обязан проверить с участием исполнителя объем и качество оказанной услуги (выполненной работы), исправность узлов и агрегатов, подвергшихся ремонту, и принять оказанную услугу (выполненную работу). При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат оказанной услуги (выполненной работы), подмены составных частей, некомплектности автомототранспортного средства и других недостатков потребитель обязан немедленно заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в приемо-сдаточном акте или ином документе, удостоверяющем приемку, который подписывается ответственным лицом исполнителя и потребителем.

Согласно п. 18 Правил передача автотранспортного средства на ремонт оформляется приемо-сдаточным актом. В нем указываются комплектность автомототранспортного средства и видимые наружные повреждения и дефекты, сведения о предоставлении потребителем запасных частей и материалов с указанием их точного наименования, описания и цены.

Напомним, что на основании ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы. При этом Минфин России в письме от 11.01.2006 N 03-03-04/2/1 указал, что в качестве первичных документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией служебного автотранспорта, служат первичные документы, используемые в бухгалтерском учете для учета указанных затрат, в частности, акты выполненных ремонтных работ.

Таким образом, расходы на капитальный ремонт служебного автомобиля в налоговом учете могут быть подтверждены актом выполненных работ, а целесообразность такого ремонта - дефектной ведомостью.

 

Форма путевого листа

 

Форма N 3 "Путевой лист легкового автомобиля", утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств, и носит обязательный характер для автотранспортных организаций.

Если организация не является автотранспортной, то она вправе разработать свою форму путевого листа, содержащую реквизиты первичного учетного документа, перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) (письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 20.09.2005 N 03-03-04/1/214).

Кроме того, представители финансового и налогового ведомства считают, что путевой лист, как документ, подтверждающий расходы на приобретение ГСМ, должен содержать также обязательные реквизиты, утвержденные приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Приказ N 152):

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе (письма Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139308).

В соответствии с требованиями п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" самостоятельно разработанную форму путевого листа необходимо утвердить учетной политикой организации.

При этом, как указано в п.п. 9, 10 Приказа N 152, путевой лист следует оформлять на каждый автомобиль, используемый хозяйствующим субъектом в служебных целях, на один день или срок, не превышающий одного месяца. То есть если ежемесячное составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода ГСМ, путевой лист, составленный с такой периодичностью, с приложением к нему кассовых чеков, отражающих приобретение указанных материалов, подтверждает расходы налогоплательщика (письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77).

 

К сведению:

Для подтверждения экономической обоснованности расходов на содержание служебного автомобиля в путевом листе целесообразно указывать маршрут следования автомобиля с указанием адреса и наименования организации.

 

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Гусихин Дмитрий

 

Ответ прошел контроль качества

 

garant-victori.ru


Смотрите также