Как восстановить емкость акб


Как реанимировать аккумулятор автомобиля в домашних условиях?

Наверное, каждый автолюбитель хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда аккумуляторная батарея по каким-то причинам отказывалась работать. Это серьезная проблема, если необходимо срочно куда-то ехать. Многие пойдут и приобретут новую АКБ. Но, зная, как реанимировать аккумулятор автомобиля в домашних условиях, можно не только восстановить батарею, но и продлить срок ее эксплуатации еще на несколько лет.

Как устроены аккумуляторы, принцип работы

АКБ представляет собой герметичную пластиковую емкость, внутри которой установлены отрицательные и положительные свинцовые пластины. В современных моделях пластины могут быть не только из свинца, но и никелевых, кадмиевых и других сплавов.

Внутри также находится серная кислота – благодаря ей образуется гальваническая пара. Когда к клеммам батареи будет подан ток, начнется накопление энергии. Когда предел емкости будет достигнут, АКБ превратится в источник энергии с напряжением в 12 В.

Каждый раз, когда автовладелец заводит свое авто, аккумулятор теряет часть энергии. Но как только двигатель запустится, генератор должен восполнить запасы энергии. Но это только в идеальном случае. Поэтому иногда батарея разряжается до предела, а как реанимировать аккумулятор, автолюбитель, особенно начинающий, не всегда знает. Причин, по которым АКБ выходит из строя, много. Статистика говорит, что большое количество батарей выходит из строя вследствие сульфатации и осыпания намазки.

Сульфатация – одна из причин выхода АКБ из строя

Итак, типичный аккумулятор – это пластины из свинца в серной кислоте. Данный металл легко разрушается воздействием слабых кислот, к примеру, уксусной. А вот серная для него совсем не опасна, даже если она будет очень концентрированной или нагретой. Пленка, которая образуется в результате реакции серной кислоты и свинца, защищает металл от разрушения.

Аккумуляторная батарея – это источник электричества химического типа. Если АКБ заряжена, то серная кислота – в электролите. При разряженной батарее она находится на электродах в виде сульфата. Операция обратима при заряде и это нормальный процесс.

Если оставить батарею надолго разряженной, то сульфаты свинца начнут растворяться, и в результате они начнут образовываться на электродах в виде больших нерастворимых кристаллов. Слой сульфатов – изолятор. В результате теряется часть емкости батареи, а если АКБ долго находилась в состоянии разряда, то она погибнет.

Диагностировать сульфатацию очень просто – быстро теряется емкость АКБ, недостаточно мощности для запуска двигателя, закипает электролит и перегреваются пластины. Также наблюдается более высокое напряжение на клеммах.

Кальциевые сульфаты

В современных аккумуляторах свинец легируется кальцием. Это позволяет свести практически к минимуму выкипание воды и снизить саморазряд. Однако если батарея разрядилась достаточно сильно, то электроды покрываются сульфатом кальция. Зарядить этот АКБ полностью уже не получится. Из-за того, что увеличивается внутреннее сопротивление такой батареи, считается, что ее нужно заряжать напряжениями от 15 В. Это ошибка. Нужно точно знать, как реанимировать аккумулятор, иначе можно его убить вовсе.

Осыпание угольных пластин

Это также довольно распространенная причина, по которой выходят из строя АКБ. Диагноз поставить легко – серная кислота потемнеет. В этом случае есть риск смерти батареи – к сожалению, такая задача, как реанимировать автомобильный аккумулятор, в данном случае не решаема.

Свинцовые АКБ в ходе эволюции много раз изменялись и модернизировались. Однако принцип действия остался все тем же. На пластины нанесена паста окиси свинца. Эта деталь или намазка удерживается на электродах благодаря сцепным свойствам и конструкции пластин. Осыпается она в результате вибраций, сульфатации, колебаний температур. Процесс осыпания вполне естественный. Это говорит о старении аккумулятора. Если обращаться с батареей аккуратно, то срок ее службы существенно увеличится.

Как реанимировать аккумулятор автомобиля

С причинами все понятно. В гарантийных талонах на автомобили на этот случай водитель найдет лишь рекомендацию по замене батареи. Но есть варианты восстановления источника питания.

Как поднять емкость и плотность

Главный способ, который используют для батарей самых разных модификаций, – это зарядка малым током. АКБ быстро заряжается и также разряжается. За короткий период времени источник питания перестает брать заряд. Здесь необходимо сделать паузу, а затем повторить цикл.

Необходимо точно знать, как реанимировать аккумулятор автомобиля – при выборе неверных параметров заряда можно полностью уничтожить АКБ. Так, сила тока должна составлять всего 4-6% от емкости батареи. К примеру, для аккумуляторов на 60 Ач допускается ток заряда не более 3,6 А. Зачастую, время одного такого цикла составляет около 6-8 часов. Пауза - от 8 до 16 ч. Для восстановления может понадобиться 5-6 таких циклов. Прекратить процедуру можно, если восстановилась плотность электролита, а уровень напряжений находится в допустимых для конкретной батареи пределах.

Восстанавливающие процедуры в домашних условиях

Этот вариант подойдет тем, кто не имеет времени. Опытные автолюбители используют его уже давно. Если кто не знал, как реанимировать аккумулятор, то этот метод предусматривает растворение сульфатов посредством промывки специальными растворами.

Первым делом батарея заряжается на максимум своих возможностей. Далее – сливается электролит, а внутренности промываются дистиллированной водой 2-3 раза. Затем в полость заливают раствор аммиака и трилона Б и оставляют батарею на час. Когда реакция закончится, то будет видно. Прекратится выделение газов. Затем следует повторить процесс, если пластины очистились недостаточно. После всего батарею снова промывают, заливают электролит и заряжают стандартным способом.

Как реанимировать старый аккумулятор автомобиля

Производители АКБ рекомендуют по окончании срока старые батареи выбрасывать. Не стоит с этим спешить – есть возможность оживить их. Сегодня во многих городах есть компании по скупке старых аккумуляторов – они их реанимируют и затем продают по приемлемой стоимости.

Если в гараже лежит один такой, можно попробовать вернуть ему былые возможности. Следует только знать, как реанимировать старый аккумулятор, чтобы все получилось. Ведь даже китайская батарея обойдется не менее 2000 р., а это какие-никакие, но все-таки деньги и их можно сэкономить.

Приступаем к процессу

Первым делом следует определить неисправности. Черный электролит – это разрушенные угольные пластины. Упала емкость – сульфатация. Также возможно замыкание пластин, но о том, как реанимировать аккумулятор с такой проблемой – расскажем ниже. Тяжелый случай – вздутые бока батареи. Здесь только замена.

Как лечить замыкание пластин

Для ликвидации этой проблемы поможет специальная присадка. Она добавляется в электролит, плотность которого составляет 1,28 г/куб см, и оставляется там на двое суток. После этого смесь заливают в батарею и измеряют плотность. Если показатель остался на том же уровне, то ее заряжают и разряжают. Если в процессе не наблюдается нагревания или кипения, то ток можно уменьшить в два раза.

Через два часа снова измеряют плотность электролита. Если она снова в норме, зарядку прекращают. Можно считать, что батарея восстановлена. Если плотность выросла, доливают воду. Когда снизилась, то серную кислоту. После этого снова проводят зарядку.

Ремонт замыканий: способ №2

Чтобы устранить замыкание, проблемную зону выжигают большими токами. Для этого достаточно подключать батарею к сварочному аппарату с выпрямительным диодом. Ток должен быть от 100 А. Цепь замыкают лишь на пару секунд.

О необслуживаемых АКБ

Производители сделали эти батареи, чтобы их просто меняли. О том, как реанимировать необслуживаемый аккумулятор, в инструкциях к ним не пишут. Но способ все-таки есть.

Первым делом сливают электролит, а заменяют его дистиллированной водой. Далее батарею заряжают на постоянном напряжении в 14 В. Через несколько часов следует слушать, что происходит внутри АКБ. Процесс должен сопровождаться образованием газов. При интенсивном выделении ток уменьшают.

За две недели батарея превратит воду в электролит, а сульфат свинца преобразуется в серную кислоту. Через две недели содержимое сливается и снова заливается вода, и снова повторяется этот процесс. Когда десульфатация полностью закончится, можно заливать нормальный электролит и заряжать аккумулятор со стандартными параметрами.

Как правильно реанимировать аккумулятор, современный производитель не рассказывает. Все эти способы автолюбители применяют сами, на свой страх и риск. Главное, в точности соблюдать эти рекомендации, и тогда есть шанс, что АКБ оживет и будет радовать своего владельца еще долгие годы.

Итак, мы выяснили, как реанимировать необслуживаемый аккумулятор автомобиля.

fb.ru

Способы восстановления автомобильного аккумулятора

Как и любой товар, кислотный свинцовый аккумулятор имеет свой срок годности и при правильной эксплуатации прослужит довольно долго. Вышедшие из строя источники питания автомобиля заменяют новыми, но в некоторых случаях возможен ремонт, после которого АКБ прослужит ещё некоторое время. Следует знать, что восстановленный аккумулятор автомобиля прослужит ещё какое-то время, но следует подготавливать себя к приобретению нового.

Основные неисправности аккумулятора

К основной и наиболее распространённой неисправности аккумулятора относится сульфатация пластин, при этом емкость АКБ сильно уменьшается. Полностью устранить эту неисправность возможно только на ранних стадиях, при этом не потребуется значительных усилий, а аккумулятор прослужит достаточно долго.

Следующей по распространённости неисправностью являются осыпание пластин и как следствие короткое замыкание. Самой большой неприятностью является обрыв пластин. Это явление достаточно редкое и обычно происходит при зарядке АКБ высоким напряжением, при недостаточном уровне электролита в банках. Следует знать, что сульфатация пластин возникает вследствие постоянного недозарядаАКБ, а переизбыток напряжения приводит к осыпанию, короткому замыканию и обрыву пластин. После ремонта или замены источника питания следует выявить и устранить причины, приведшие к выходу из строя аккумулятора. Попробуем разобраться, как восстановить аккумулятор автомобиля без особых затрат.

Материалы и приборы

Сульфатация пластин приводит к тому, что заряженный аккумулятор не выдает полную мощность, а разряд происходит очень быстро. Для проведения работ по восстановлению аккумулятора потребуется:

Устранение сульфатации

Аккумулятор полностью заряжается, после чего с него сливается электролит и он промывается. Как правильно это сделать, можно узнать на страницах нашего сайта в соответствующем разделе. В банки наливается новый электролит и добавляется соответствующая десульфатирующая присадка.

Правила её применения следует изучить до начала работ. Электролитом с присадкой следует полностью заполнить банку до рекомендованного производителем уровня. В течение двух суток аккумулятор должен настояться, за это время присадка должна устранить отложения на пластинах.

Восстановление емкости

После удаления отложений следует правильно восстановить емкость источника питания. Для этого зарядку следует проводить малыми токами, не выше значений 0,1А. Аккумулятор полностью заряжают, проверяют плотность и при необходимости выравнивают до требуемых значений. Далее проводим разрядку аккумулятора до напряжения 10,5 вольт, при этом напряжение в каждой банке не должно быть ниже 1,7 вольт.

В качестве нагрузки можно использовать последовательно соединённые между собой автомобильные лампы. После этого аккумулятор полностью заряжают, при этом зарядный ток не должен превышать половины обычных показателей при зарядке. Следует определить мощность ламп и время разрядки до указанных величин. По простой формуле рассчитывается емкость аккумулятора и в случае недостаточной емкости источника питания цикл «разряд – заряд» следует проводить до достижения приемлемых значений ёмкости аккумулятора. После выполнения работ в электролит можно добавить ещё небольшое количество присадки завернуть пробки и пользоваться восстановленным аккумулятором.

Глубокая сульфатация

Существуют еще способы, как восстановить аккумулятор автомобиля, который практически полностью засульфатировался. Однако эти способы достаточно опасны и потребуют специальных помещений для проведения работ

Восстановление обратным током

Для выполнения восстановления этим способом потребуется источник питания повышенной мощности. К примеру, для этого подойдёт сварочный трансформатор (не путать с инвертором). У этого источника выходное напряжение должно быть не менее 20 вольт, а сила тока более 80 ампер. Следует учитывать, что аккумулятор не должен иметь короткого замыкания пластин, в этом случае последствия могут быть непредсказуемыми. Восстановление проводится обратным током, для чего плюс трансформатора подключаем к минусу аккумулятора, а минус к плюсовой клемме АКБ.

Пробки восстанавливаемого источника питания должны быть вывернуты, а уровень электролита соответствовать норме. Включается зарядка на 30 минут, при этом образуется обильное газообразование и обильное выделение тепла, из горловин банок может даже выплёскиваться электролит. Поэтому меры безопасности следует соблюдать безукоризненно. По окончании зарядки обратным током сливают электролит, промывают дистиллированной водой и заливают новый раствор серной кислоты необходимой плотности.

Далее зарядку проводят обычным зарядным устройством правильной полярности минус к минусу, плюс к плюсу. По окончании зарядки можно провести несколько контрольно – тренировочных циклов. Следует помнить, что эти работы не гарантируют восстановления и могут привести к окончательному выходу аккумулятора из строя.

Восстановление раствором этилендиаминтетрауксуснокислого натрия

Данный метод, как и предыдущий, следует проводить на аккумуляторе, который в случае неудачи не жалко будет утилизировать. Аккумулятор максимально заряжают, сливают электролит и промывают дистиллированной водой. В освобождённую емкость заливают раствор этилендиаминтетрауксуснокислого натрия. Для его приготовления лучше воспользоваться химической лабораторией.

Время, которое необходимо для десульфатации аккумулятора, составляет от 40 до 60 минут, при этом происходит обильное выделение газа и нагревание емкости. По окончании газовыделения раствор сливают, промывают 2-3 раза дистиллированной водой, заливают новый электролит и заряжают аккумулятор. В случае удачи восстановленный аккумулятор прослужит ещё какое-то время.

Как восстановить автомобильный аккумулятор? Как восстановиить аккумулятор автомобиля? Восстановление свинцовых аккумуляторов Устройство и неисправности свинцовых аккумуляторов. Как восстановить емкость старого аккумулятора? Наши читатели рекомендуют автомобильный Видеорегистратор HD Smart. Этот девайс поможет Вам в спорных ситуациях и сэкономить на штрафах! Видеорегистратор имеет встроенный ночной режим, датчики движения, снимает в FULL HD/ А главное - никакой предоплаты! Подробнее здесь...

Похожие статьи

(проголосовало:3, оценка: 4,67 из 5) Загрузка... 19.03.2016 Top Gear Russia Автор

KiaRioInfo.ru

Восстановление и реанимация свинцово-кислотного аккумулятора

У всех аккумуляторов есть срок годности, с многочисленными циклами заряда-разряда и множеством проработанных часов аккумулятор теряет свою емкость и держит заряд все меньше и меньше. Со временем емкость аккумулятора настолько падает что дальнейшая его эксплуатация стает невозможна. Вероятно у многих уже накопились аккумуляторы от бесперебойников (UPS), систем сигнализаций и аварийного освещения. В множестве бытовой и офисной техники находятся свинцово-кислотные аккумуляторы, и в независимости от марки аккумулятора и технологии производства, будь то обычный обслуживаемый автомобильный аккумулятор, AGM, гелевий (GEL) или маленький аккумулятор от фонарика, все они имеют свинцовые пластины и кислотный электролит. По окончание эксплуатации такие аккумуляторы выбрасывать нельзя потому как они содержат свинец, в основном их ждет судьба утилизации где свинец извлекают и перерабатывают. Но все же, не смотря на то что такие аккумуляторы в основном "необслужываемые", можно попытаться их восстановить вернув им прежнюю емкость и использовать еще некоторое время.

В этой статье я расскажу о том как восстановить 12вольтовый аккумулятор от UPSa на 7ah, но способ подойдет для любого кислотного аккумулятора. Но хочу предупредить что данные меры не следует производить на полностью рабочем аккумуляторе, так как на исправном аккумуляторе добиться восстановления емкости можно всего лишь правильным способом зарядки.

Итак берем аккумулятор, в данном случае старый и разряженный, поддеваем отверткой пластмассовою крышку. Скорее всего она точечно приклеена к корпусу. Подняв крышку видим шесть резиновых колпачков, их задача не обслуживание аккумулятора, а стравливания образующихся при зарядке и работе газов, но мы воспользуемся ними в наших целях. Снимаем колпачки и в каждое отверстие, с помощью шприца, наливаем 3мл дистиллированной воды, следует заметить что другая вода не годится для этого. А дистиллированную воду можно легко найти в аптеке или на авторынке, в самом крайнем случае может подойти талая вода от снега или чистая дождевая. После того как мы долили воду, ставим аккумулятор на зарядку и заряжать его будем с помощью лабораторного (регулируемого) блока питания. Подбираем напряжения пока не появляются какие то значения зарядного тока. Если аккумулятор в плохом состояние то зарядного тока может не наблюдаться, поначалу, вообще. Напряжения надо повышать, пока не появится зарядный ток хотя бы в 10-20мА. Добившись таких значений зарядного тока нужно быть внимательным, так как ток будет со временем расти и придется постоянно уменьшать напряжение. Когда ток дойдет до 100мА дальше напряжения уменьшать не надо. А когда ток заряда дойдет до 200мА нужно отключить аккумулятор на 12 часов. Дальше снова подключаем аккумулятор на зарядку, напряжение должно быть таким чтоб ток зарядки для нашего 7ah аккумулятора был в 600мА. Также, постоянно наблюдая, поддерживаем заданный ток на протяжении 4 часов. Но смотрим за тем чтоб напряжение зарядки, для 12вольтового аккумулятора, было не больше 15-16 вольт. После зарядки, спустя примерно час, аккумулятор нужно разрядить до 11 вольт, сделать это можно с помощью любой 12вольтовой лампочки (например на 15ват). После разрядки аккумулятор нужно снова зарядить с током в 600мА. Лучше всего проделать такую процедуру несколько раз, то есть несколько циклов заряд-разряд.

Скорее всего вернуть номинальную емкость аккумулятору не получится, так как сульфатация пластин уже понизила его ресурс, а к тому же имеют место быть и другие пагубные процессы. Но аккумулятор можно будет дальше использовать в штатном режиме и емкости для этого будет достаточно.

По поводу быстрого износа аккумуляторов в бесперебойниках, было замечено следующие причины. Находясь в одном корпусе с бесперебойником, аккумулятор постоянно поддается пассивному нагреву от активных элементов (силовых транзисторов) которые кстати говоря нагреваются до 60-70 градусов! Постоянный прогрев аккумулятора ведет к быстрому испарению электролита. В дешевых, а порой и даже некоторых дорогих моделях UPSов отсутствует термокомпенсация заряда, то есть напряжение заряда выставлено на 13,8 вольта, но это допустимо для 10-15градусов, а для 25 градусов, а в корпусе порой и намного больше, напряжение заряда должно быть максимум 13,2-13,5 вольта! Хорошим решением будет вынести аккумулятор за пределы корпуса, если хотите продлить его срок службы. Также сказывается "постоянный маленький под заряд" бесперебойником, 13.5 вольтами и токе в 300мА. Такая подзарядка призводит к тому что когда кончается активная губчатая масса внутри аккумулятора  то начинается реакция в его электродах что призводит к тому что свинец токоотводов на (+) становится коричневым (PbO2) а на (-) стает "губчатым". Таким образом, при постоянном пере заряде, мы получаем разрушение токоотводов и "кипение" электролита с выделением водорода и кислорода, что приводит к увеличению концентрации электролита, что опять способствует разрушению электродов. Получается такой замкнутый процесс что призводит быстрому расходу ресурса аккумулятора. Кроме того такой заряд (пере заряд) большим напряжением и током от которого электролит "кипит" - переводит свинец токоотводов в порошковый оксид свинца который со временем осыпается и может даже замыкать пластины. При активном использование (частом заряде), рекомендуется раз в год доливать в аккумулятор дистиллированную воду.

Доливать только на полностью заряженный аккумулятор с контролем как уровня электролита так и напряжения. Некоем случае не переливать, лучше ее не долить потому как назад отбирать ее нельзя, потому что отсасывая электролит вы лишаете аккумулятор серной кислоты и в последствие концентрация меняется. Думаю понятно что серная кислота нелетучая поэтому в процессе "кипения" во время зарядки, она вся остается внутри аккумулятора - выходит только водород и кислород.

На клеммы подключаем цифровой вольтметр и шприцем на 5мл с иглой заливаем в каждую банку по 2-3мл дистиллированной воды, одновременно светя внутрь фонариком чтобы остановиться если вода перестала впитываться - после заливки 2-3мл смотрите в банку - увидите как вода быстро впитывается, а напряжение на вольтметре падает (на доли вольта). Повторяем доливку для каждой банки с паузами на впитывание по 10-20сек(примерно) до тех пор пока не увидите что "стекломаты" уже влажные - то есть вода уже не впитывается. После доливки  осматриваем нет ли перелива  в каждой банке аккумулятора, вытираем весь корпус, устанавливаем на место резиновые колпачки и приклеиваем на место крышку. Так как аккумулятор после доливки показывают примерно 50-70% зарядки, вам надо его зарядить. Но зарядку нужно осуществлять или регулируемым блоком питания или же бесперебойником или штатным устройством, но под присмотром, то есть во время зарядки необходимо пронаблюдать за состоянием аккумулятора (нужно видеть верх аккумулятора). В случае с бесперебойником, для этого придется сделать удлинители и вывести аккумулятор за пределы корпуса UPSa. Под аккумулятор подстелем салфетки или целлофановые мешочки, заряжаем до 100% и смотрим, не протекает из какой либо банки электролит. Если вдруг такое произошло, прекращаем зарядку и убираем салфеткой подтеки. С помощью салфетки смоченной в растворе соды - очищаем корпус, все впадины и клеммы куда попал электролит, для того чтоб нейтрализовать кислоту. Находим банку откуда произошло "выкипание" и смотрим, если в окошке видно электролит, отсасываем излишки шприцем, а потом аккуратно и плавно заправляем этот электролит обратно внутрь волокна. Часто случается что электролит после доливки не равномерно впитался и вскипел вверх. При повторной зарядке наблюдаем за аккумулятором как описано выше и если "проблемная" банка аккумулятора снова начнет "изливаться" при зарядке, излишки электролита придется удалить из банки. Также под осмотром следует проделать хотя бы 2-3 полных цикла разряда-заряда, если все прошло отлично и нет никаких подтеков, аккумулятор не греется (легкий нагрев при заряде не в счет), то аккумулятор можно собирать в корпус.

Ну а теперь рассмотрим особо кардинальные способы реанимации свинцово-кислотных аккумуляторов

Из аккумулятора сливается весь электролит, а внутренности промываются сначала пару раз горячей водой, а потом уже горячим раствором соды (3ч.л соды на 100мл воды) оставив в аккумуляторе раствор на 20 минут. Процесс можно повторить несколько раз, а вконце хорошенько промыв от остатков раствора соды - заливают новый электролит. Дальше аккумулятор сутку заряжают, а спустя, в течение 10 дней, по 6 часов вдень. Для автомобильных аккумуляторов током до 10 ампер и напряжением 14-16 вольт. Второй способ это обратная зарядка, для этой процедуры понадобится мощный источник напряжения, для автомобильных аккумуляторов например сварочный аппарат, рекомендуемый ток - 80ампер напряжением 20 вольт. Делают переполюсовку, то есть плюс к минусу а минус к плюсу и на протяжение пол часа "кипятят" аккумулятор с его родным электролитом, после чего электролит сливают и промывают аккумулятор горячей водой. Дальше заливают новый электролит и соблюдая новую полярность, на протяжение сутки заряжают током 10-15 ампер. Но самый эффективный способ делается с помощью хим. веществ. Из полностью заряженного аккумулятора сливают электролит и после неоднократной промывки водой, заливают аммиачный раствор трилона Б (ЭТИЛЕНДИАМИНТЕТРАУКСУСНОКИСЛОГО натрия), содержащий 2 весовых процента трилона Б и 5 процентов аммиака. Происходит процесс десульфатации на протяжение 40 - 60 минут, на протяжение которого с небольшими брызгами выделяется газ. По прекращению такого газообразования можно судить о завершение процесса. При особо сильной сульфатации аммиачный раствор трилона Б следует залить снова, убрав перед этим отработавший. Вконце процедуры внутренности аккумулятора тщательно промывают несколько раз дистиллированной водой и заливают новый электролит нужной плотности. Аккумулятор заряжают стандартным способом до номинальной емкости. По поводу аммиачного раствора трилона Б, его можно разыскать в химических лабораториях и хранить в герметичных емкостях в темном месте. А вообще если интересно то состав электролита которые выпускают фирмы Lighting, Electrol, Blitz, akkumulad, Phonix, Toniolyt и некоторые другие, это водный раствор серной кислоты (350-450гр. на литр) с прибавлением сернокислых солей магния, алюминия, натрия, аммония. В составе электролита фирмы Gruconnin кроме того содержатся калиевые квасцы и медный купорос. После восстановления аккумулятор можно заряжать обычным для данного типа способом (например в UPSe) и не допускать разряда ниже 11вольт. В многих бесперебойниках присутствует функция "калибровка АКБ" с помощью которой можно осуществлять циклы разряд-заряда. Подключив на выходе бесперебойника нагрузку в 50% от максимума ИБП, запускаем эту функцию и бесперебойник разряжает АКБ до 25% а потом заряжает до 100% Ну а на совсем примитивном примере зарядка такого аккумулятора выглядит так: На аккумулятор подается стабилизированное напряжение 14.5 вольта, через проволочный переменный резистор большой мощности или через стабилизатор тока. Ток заряда расчсчитывается по простой формуле: емкость аккумулятора разделяем на 10, например для аккумулятора в 7ah будет - 700мА. И на стабилизаторе тока или с помощью переменного проволочного резистора необходимо выставить ток в 700мА. Ну а в процессе зарядки ток начнет падать и нужно будет уменьшать сопротивления резистора, со временем ручка резистора придет до упора в начальное положение и сопротивление резистора будет равно нулю. Ток будет дальше постепенно уменьшатся до нуля пока напряжение на аккумуляторе не станет постоянным - 14.5 вольта. Аккумулятор заряжен.

Дополнительную информацию по "правильной" зарядке аккумуляторов можно найти здесь.

Для наглядности разберем старый аккумулятор от бесперебойника

Что здесь можно увидеть. Намазка (-) пластины (она "серая" по цвету) полностью высохла от постоянного под заряда, который производится в бесперебойнике. Светлая пластина вся в сульфате свинца, происходит такое от неравномерного использования емкости каждой банки аккумулятора и соответственно отсутствие добивки емкости.

светлые кристаллы на пластинах - это сульфатация

Отдельная "банка" батарея аккумулятора подвергалась постоянному недозаряду и в результате покрыта сульфатами, ее внутреннее сопротивление росло с каждым глубоким циклом, чтоб привело к тому что, во время заряда она стала "закипать" раньше всех, из-за потери емкости и выведения электролита в нерастворимые сульфаты. Плюсовые пластины и их решетки превратились по консистенции в порошок, в следствие постоянного подзаряда бесперебойником в режиме "стенд-бай". Свинцово кислотные аккумуляторы кроме автомобилей, мотоциклов и разнообразной бытовой техники, где только не встречаются и в фонариках и в часах и даже в самой мелкой электронике. И если вам попал в руки такой "нерабочий" свинцово-кислотный аккумулятор без опознавательных знаков и вы не знаете какое напряжение он должен выдавать в рабочем состояние. Это легко можно узнать по количеству банок  в аккумуляторе. Отыщите защитную крышку на корпусе аккумулятора и снимите ее. Вы увидите колпачки для стравливание газа. по их количеству станет понятно на сколько "банок" данный аккумулятор. 1 банка - 2вольта (полностью заряженная - 2.17 вольта), то есть если колпачка 2 значит аккумулятор на 4 вольта. Полностью разряженная банка аккумулятора должна быть не ниже 1.8 вольта, ниже разряжать нельзя! Ну а вконце дам небольшую идею, для тех кому не хватает средств на покупку новых аккумуляторов. Найдите в вашем городе фирмы которые занимаются компьютерной техникой и УПСами (бесперебойниками для котлов, аккумуляторами для систем сигнализаций), договоритесь с ними чтоб они не выбрасывали старые аккумуляторы от бесперебойников а отдавали вам возможно по символической цене. Практика показывает что половина AGM (гелевых) аккумуляторов можно восстановить если не до 100% то до 80-90% точно! А это еще пару лет отличной работы аккумулятора в вашем устройстве.

elektt.blogspot.ru

Можно ли восстановить кислотные аккумуляторы?

Если так произошло, что аккумулятор вашего автомобиля сел настолько, что лампочки перестали гореть, или за время простоя в зимнюю пору батарея недозаряжалась и села, после чего полной зарядки аккумулятора хватает на очень короткий срок, – это явный признак, что аккумулятор подвержен паразитной сульфатации. Но отчаиваться не стоит, так как есть несколько методов и способов, как восстановить свинцово-кислотную аккумуляторную батарею, в том числе даже не обслуживаемую.

Есть несколько причин, по которым ёмкость аккумулятора преждевременно начинает падать. Основная – это сульфатация пластин, которая растёт от частых недозарядов, глубоких разрядов или длительно хранящихся разряженных аккумуляторов. Порой восстановленные батареи, особенно из сегмента бюджетных, могут прослужить дольше, чем только купленные. Из данной статьи вы узнаете причины деградации аккумуляторных батарей, что позволит вам в дальнейшем правильно эксплуатировать их, значительно продлевая жизнь.

Почему деградируют аккумуляторы?

Каждый цикл заряда-разряда аккумуляторной батареи наносит разного рода структурные повреждения пластинам. В результате этого ёмкость аккумулятора постепенно снижается и с каждым разом это происходит всё больше, а она разряжается всё быстрее.

Как же происходит такой процесс деградации? Детальное изучение под электронным микроскопом выявило, что аккумуляторные батареи деградируют по принципу, схожему с распространением коррозии по металлу. Конкретнее она начинается в разных точках периметра пластин, а потом разрастается на всю поверхность. Если бы удалось получить точную карту распространения эрозии по материалу, тогда можно было бы разработать методы борьбы с данной проблемой, что в дальнейшем бы способствовало улучшению производительности аккумуляторных батарей.

Исследования показали, что аккумулятор разряжается значительно быстрее при эксплуатации на высоком напряжении. Например при 4,3 В батарея деградирует медленнее, чем при 4,7 В. Данная проблема и далее рассматривается более детально путём изучения химических реакций, происходящих в аккумуляторах.

Способы восстановления кислотных аккумуляторов

Начнём с наиболее серьёзных неисправностей и методов борьбы с ними. Аккумуляторную батарею с проблемой осыпания и замыканием пластин заряжать совершенно противопоказано, так как это не только не даст положительных результатов, но и, наоборот, ускорит процесс. Сначала нужно слить электролит, промыть ёмкости дистиллированной водой, пока вся грязь не будет вымыта. Тщательно проводите процедуру и не бойтесь переворачивать батарею. Если пластины осыпались очень сильно, на что указывает огромное количество мусора, тогда далее не стоит себя загружать бесполезной работой. Аккумулятору пора на покой. Но если же всё не так плохо, тогда продолжайте. Зачастую бывает так, что, устранив отпавшие частички, от короткого замыкания удается избавиться.

Далее необходимо провести десульфатацию пластин – удаление солевых отложений. Есть два способа её проведения. Первый – приобрести специальную десульфатизирующую присадку к электролиту. Второй – с помощью специального зарядного устройства. Если вы выбрали второй вариант, тогда уточните при покупке, предусмотрен ли в устройстве такой режим. Итак, перейдём к детальному рассмотрению технологии восстановления автомобильного кислотного аккумулятора.

1. Возьмите чистый электролит с плотностью 1,28 г/см3 и растворите в нём присадку для десульфатации. Это займёт двое суток. Касательно пропорций и других нюансов, вы всё сможете прочесть в инструкции.

2. Залейте электролит в батарею и проверьте плотность, она должна соответствовать вышеуказанному номиналу.

3. Выкрутите пробки банок аккумулятора и подключите зарядное устройство. Далее проведите несколько циклов заряда-разряда, чтобы ёмкость аккумулятора пришла в норму. Заряжать нужно небольшим током, примерно 10% от максимально допустимого. Проследите, чтобы в это время аккумулятор не грелся и не закипал. Когда напряжение на клеммах батареи стабилизировалось в пределах 13,8-14,4 В, уменьшайте ток до 5%. Если через пару часов плотность электролита не изменилась, значит, аккумулятор зарядился, можно завершать процесс.

4. Теперь наступает время для корректировки электролита. Если плотность его не номинальна, нужно довести до 1,28 г/см3, долив дистиллированную воду (если плотность выше необходимой) или более плотный электролит (если плотность ниже).

5. Следующий этап – разрядка. Подключите нагрузку и ограничьте ток до 1 А, и 0,5 А для 6-вольтового аккумулятора. Подождите, пока напряжение на клеммах не понизится до 10,2 В, для 6-вольтовой батареи - 5,1 В. Засеките время, так как этот параметр важен для измерения аккумуляторной ёмкости. Она вычисляется путём тока разряда, умноженного на время этого разряда. Если она ниже нормы, повторяйте цикл, пока ёмкость не приобретёт номинальный показатель.

6. Процесс подошёл к концу. Добавьте ещё немного присадки в банки и закрутите пробки. Поздравляем, такой аккумулятор прослужит ещё несколько лет. Существует и более быстрый способ восстановления автомобильных аккумуляторных батарей. Это займёт около часа. Делать нужно следующее:

1. Зарядите аккумуляторную батарею по максимуму.

2. Слейте электролит.

3. Несколько раз промойте дистиллированной водой.

4. Залейте специальный раствор трилона Б с содержанием 2% трилона Б и 5% аммиака.

5. Ждите минут 40-60. Будет видно, как происходит реакция. Если случай тяжёлый, процедуру нужно будет повторить несколько раз.

6. Слейте раствор и снова промойте раза три дистиллированной водой.

7. Залейте новый электролит и зарядите аккумулятор номинальным током.

Рекомендуем вам прочесть несколько полезных рекомендаций по правильному уходу за аккумуляторной батареей:

- чтобы аккумулятор прослужил дольше, проверяйте раз в квартал уровень и плотность раствора электролита. Он, как правило, выкипает от перезаряда или в жаркое время, следовательно, увеличивается и плотность. Доливайте дистиллированную воду, доводя её до номинала.

- в зимнее время поднимите плотность немного выше номинальной, до 1,40 г/см3, только не больше.

- проводите зарядку батареи номинальным током - 0,1 от его ёмкости в ампер-часах. Например, если его ёмкость 55 А/ч, то заряжайте его током 5,5 А.

- не оставляйте зимой аккумулятор в гараже, который не отапливается. Он может замёрзнуть и стать непригодным для использования. Сильные морозы не каждый аккумулятор выдержит, особенно, если он старый или полностью разряженный.

- поддерживайте батарею в чистом состоянии, чтобы уберечь от утечки тока и других неожиданных неприятностей. Это увеличит его эксплуатационный срок.

Замена электролита

Посетить ближайший сервисный центр и выложить некоторую сумму денег, или заменить электролит самостоятельно – дело ваше. Но приятнее будет, конечно же, сделать это своими руками. На подготовительном этапе вам потребуется следующее:

• Тара, куда будете сливать старый электролит.

• Ветошь.

• Резиновая груша для отсасывания остатков электролита.

• Зарядно-пусковое устройство с напряжением в 12 В.

• Аэрометр, которым будете замерять плотность электролита.

• Пластиковая или фарфоровая лейка (можно использовать самодельную).

• Длинные резиновые перчатки с повышенной защитой.

• Раствор электролита номинальной плотности.

Переходим непосредственно к самой процедуре:

1. Отсоедините аккумуляторную батарею от клемм и поставьте на ровную плоскость.

2. Снимите защиту и открутите крышки.

3. Резиновой грушей извлеките старый электролит.

4. Если электролит попал на открытые участки тела, немедленно промойте их мыльным раствором.

5. Промойте содержимое баночек дистиллированной водой до полнейшего удаления старого серного раствора.

6. Протрите чистой ветошью насухо.

7. Вскройте новый флакон с раствором и залейте до уровня пластмассовых фишек.

8. Замеряйте плотность электролита ареометром, она должна быть номинальной - 1,28 г/см3.

9. Подключите аккумулятор к зарядному устройству, и так, путем цикла «зарядка-разрядка», до полного восстановления плотности. Сила тока должна быть не более 0,1А.

10. Зарядка будет считаться успешно завершённой, когда все ёмкости будут выдавать ток в 2,4 В или на концах клемм 14 В.

Что делать в том случае, если аккумуляторная батарея неразборная? Всё достаточно просто. Выполняйте те же действия по порядку, что описаны ранее, только необходимо вычеркнуть пункт 2. На этом этапе возьмите дрель со сверлом 12 или 14 и над каждой банкой просверлите отверстия. Иного пути попросту нет, но слить старый электролит всё же нужно. После пункта 9, вырежьте небольшие пластмассовые круги чуть больше диаметра проделанных отверстий и разложите равномерно над ними. Газовой горелкой расплавьте пластмассу, чтобы она запечатала ёмкости максимально плотно, дабы не был разлит серный кислотный состав. Это может разрушить пластины, что приведёт к полной непригодности батареи.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

auto.today

4 способа восстановления аккумулятора авто

Восстановление малым током

Аккумулятор отвечает за процесс беспрерывных поставок требуемого напряжения. Соответственно, они являются незаменимой составляющей работы определенных механизмов машины и ее и приборов. Всем известно, что ничто не вечно. В итоге каждый автомобиль нуждается в регулярных техосмотрах с целью определить негодные детали. Как правило, любой аккумулятор (наиболее распространенные – кислотный щелочной и литиевый) можно отремонтировать. Этот вариант лучше, чем сразу бежать в магазин за новым.

Что же касается кислотно-щелочных (их также называют свинцово-гелиевыми), то их структура представлена следующим образом – пара пластинок типа «плюс-минус» из свинца в серной кислоте. Именно они наиболее распространены в сфере автомобилестроения и в производстве карманных фонариков. Тем не менее, служит такой аккумулятор относительно недолго.

Первый способом восстановление акб — использование неоднократной подзарядки при помощи тока небольшой силы. При этом зарядный процесс должен предусматривать временные отрезки между подзарядками. Таким образом, начиная от первой подзарядки и заканчивая последней, напряжение, находящееся в батарее, постепенно растет и как результат – она прекратит воспринимать сам заряд.

Паузы необходимы для того, чтобы потенциалы электродов, находящиеся в глубине массы самих пластин и на их поверхности, выровнялись, что делает восстановление более безопасным. Параллельно самый плотный электролит начинает течь непосредственно из пор самих пластин в пространство, расположенное между электродами.

Вместе с циклическим зарядом и вместе с ростом емкости батареи плотность самого электролита тоже повышается. Необходимо дождаться того момента, когда напряжение секции будет равно двум с половиной вольтам, а показатель плотности достигнет нормального уровня. Только тогда автомобильный аккумулятор должен «отдохнуть». Такой цикл следует повторять до восьми раз. Также сам ток заряда должен быть ровно в десять раз меньше самой емкости заряжаемой батареи.

Замена электролита

Непосредственное восстановление батареи можно провести и при помощи способа замены. Для этого нужно полностью слить электролит, а потом несколько раз тщательно промыть аккумулятор горячей водой. После этого потребуются три чайных ложки обыкновенной соды, которые нужно разбавить в ста миллилитрах воды. Полученную жидкость необходимо прокипятить, влить вместо электролита, а после двадцати минут – слить. Такое действие нужно повторить несколько раз, с последующим троекратным промыванием той же горячей водой.

Данный способ отлично подходит для батарей авто. Последний этап этого процесса оканчивается вливанием новенького электролита и суточной зарядкой. После этого аккумулятор заряжают по шесть часов десять дней подряд. Зарядное устройство должно иметь следующие характеристики – напряжение не больше шестнадцати вольт, но не меньше четырнадцати, а сила тока не больше десяти ампер.

Обратная зарядка

Восстановление при помощи обратной зарядки тоже возможно. Тем не менее, этот способ предусматривает наличие довольно мощного источника самого напряжения (тот же сварочный аппарат). Он должен обладать напряжением не менее двадцати вольт с силой тока не менее восьмидесяти ампер. Раздобыв необходимое устройство, следующим шагом становится открытие пробок банок и их обратная зарядка. Чтобы провести такую зарядку, нужно прикрепить «плюс» зарядного прибора к «минусу» батареи, а к ее «плюсу» — «минус» зарядного прибора.А это может продлить его жизнь на несколько лет и уберечь автовладельца от неожиданных финансовых расходов. 

Во время процесса зарядки акб будет кипеть, но ничего страшного. Сама зарядка должна длиться не меньше и не больше получаса, после чего старый электролит сливается, емкость промывается горячей водой и только тогда можно вливать новый электролит. Следующим действием становится использование иного зарядного прибора с током до пятнадцати ампер. Им заряжают акб целые сутки.

Восстановление заряда в дистиллированной воде

При помощи последнего, четвертого способа аккумулятор реально восстановить меньше чем через один час. Если он полностью разряженный, то его следует предварительно зарядить. После этого также полностью сливают электролит и промывают несколько раз водой. Дальше необходимо влить в промытую емкость аккумулятора раствор трилона Б аммиачного типа, который включает в своем составе два процента этого же трилона и пять процентов самого аммиака. При его помощи проводится процесс так называемой десульфатации, который длится до одного часа. Во время данного процесса происходит характерное выделения газа и возникновение небольших брызг на поверхности влитого раствора.

После всего вышеописанного необходимо промыть аккумулятор несколько раз простой дистиллированной водой с последующим влитием электролита приемлемой плотности. Потом проводится зарядка батареи и ее можно считать полностью отремонтированной. Подведя итоги можно сказать, что, в целом, восстановление автомобильного аккумулятора можно считать не очень сложным делом.

Я могу с уверенностью сказать, что прекращение выделение газа свидетельствует о завершении десульфатации. Если же сульфатация чересчур сильна, то необходимо повторить процесс обработки, чтобы восстановить акб полноценно. 

Видео «Как восстановить емкость старого аккумулятора»

На записи показан способ зарядки свинцового аккумулятора в домашних условиях.

MineAvto.ru


Смотрите также