Амортизаторы и рессоры


Амортизаторы и рессоры авомобиля

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Автомобильные неисправности

Амортизаторы и рессоры авомобиля

Если автомобиль на неровной дороге сильно бросает из стороны в сторону и после каждого толчка его долго качает, причиной этого может быть неисправность амортизаторов. Отказ амортизаторов в работе может произойти из-за недостаточного количества жидкости в нем, загрязнения каналов, износа или поломки клапанов, пружин сальников, штока, поршня.

Рабочую жидкость заливают в амортизаторы в строго определенных объемах, указанных в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Как при недостатке, так и при избытке жидкости нарушается работоспособность амортизатора.

Проверить наличие жидкости в амортизаторе и его работу довольно просто. Для этого надо снять амортизатор в сборе с его нижним кронштейном, установить вертикально и, поддерживая кронштейн ногами, вытянуть и опустить несколько раз шток. При исправном амортизаторе сопротивление перемещению штока вверх должно быть больше (примерно втрое), чем сопротивление перемещению вниз.

Рис. 1. Схема проверки развала колес

В положениях штока, близких к крайним, не должно ощущаться уменьшения сопротивления или упругости, свидетельствующего о наличии в рабочем цилиндре воздуха. Если шток перемещается свободно, значит рабочей жидкости мало и ее следует долить до нормального уровня (уровень жидкости в гидравлическом амортизаторе должен быть на 1 см ниже торца цилиндра), а при необходимости подтянуть ослабленную гайку резервуара.

Амортизатор должен быть всегда сухим, так как подтекание жидкости неизбежно ухудшает его нормальную работу, появляются стук и скрипы при ходе отдачи или при ходе сжатия. При обнаружении подтекания или потери эффективности действия амортизатора, а также при деформации его кожуха в результате ударов амортизатор следует заменить новым на СТО.

Рис. 2. Амортизатор передней подвески автомобиля ВАЗ

Проверяя амортизаторы, необходимо убедиться также и в исправности верхнего и нижнего их креплений, в которых не должно быть люфтов или износа и разрушения резиновых подушек и втулок в нижнем шарнире. Обнаруженные неисправные втулки следует заменить.

Если при движении автомобиль наклоняется в сторону, следовательно неисправна подвеска, а именно появилась поломка одного или нескольких листов рессоры, произошла односторонняя осадка задней рессоры или пружины передней подвески. В этом случае неисправные детали заменяют на СТО.

Рис. 3. Задняя подвеска автомобиля «Москвич-2140»

Нередко в ходовой части автомобиля появляются стуки или скрип рессор. Чтобы обнаружить их причины, необходимо проверить состояние резиновых буферов, резиновых втулок, кронштейнов крепления амортизаторов, серьги и кронштейна крепления концов рессоры, хомутов крепления листов рессоры, противоскрипных полиэтиленовых шайб, которые установлены между листами рессор, наличие смазки между листами. В этих случаях изношенные детали заменяют, листы рессор при необходимости смазывают.

Наибольшие удобства при движении автомобиля достигаются при наличии мягкой подвески. Удары и толчки, которые испытывают колеса автомобиля при движении по неровной дороге, передаются на раму тем меньше, чем мягче рессоры. Чем длиннее рессора и чем больше листов меньшей толщины в нее входит, тей она мягче. Но мягкие рессоры обладают существенным недостатком — их колебания, имеющие большую амплитуду, затухают очень медленно. Колебания рессор гасятся благодаря трению между их листами. Для более быстрого гашения собственных колебаний рессор и повышения их долговечности на,автомобиле устанавливают специальные устройства, называемые амортизаторами. Амортизаторы гидравлического типа ставят на всех легковых автомобилях и на большинстве грузовых.

Сопротивление колебательным движениям рамы в гидравлическом амортизаторе создается при перекачивании жидкости через небольшие отверстия в его корпусе. При увеличении скорости относительных перемещений оси и рамы резко возрастает сопротивление амортизатора. Амортизаторы заполняют специальной жидкостью, вязкость которой мало изменяется в зависимости от окружающей температуры.

Колебания рамы можно представить себе состоящим из двух следующих движений:— хода сжатия рессоры, когда рама и мост сближаются;— хода отдачи, когда рама и мост расходятся.

Амортизатор одностороннего действия гасит колебания лишь во время хода отдачи. Амортизатор двустороннего действия способствует более плавной работе подвески, так как поглощает энергию колебаний как при отдаче, так и при сжатии. Вследствие этого амортизаторы двустороннего действия почти полностью вытеснили амортизаторы одностороннего действия.

Сопротивление, создаваемое амортизатором двустороннего действия, неодинаково при сжатии и отдаче., Сопротивление при сжатии составляет 20—25% сопротивления при отдаче, так как необходимо, чтобы амортизатор гасил в основном свободное колебание подвески при отдаче и не увеличивал жесткость рессор при сжатии. В подвесках легковых автомобилей и автобусов ставят четыре амортизатора, а в подвесках грузовых автомобилей — два (только в передней подвеске).

Рис. 4. Схема передачи толкающего усилия от ведущего моста на раму автомобиля через механизм подвески

Рис. 5. Телескопический амортизатор; А — отверстие для слива жидкости в резервуар; Б — полость резервуара; 1 — проушины; 2 — гайка резервуара; 3 — сальник штока; 4 — сальник обоймы; 5 — перепускной клапан отдачи; 6 — отверстия наружного ряда; 7 — клапан- отдачи; 8, 11 а 22 — пружины; 9 — перепускной клапан сжатия; 10 — клапан сжатия; 12 — гайка; 13 — отверстия перепускного клапана; 14 — поршень; 15 — отверстия внутреннего ряда; 16 — поршневое кольцо; 17 — корпус резервуара; 18 — рабочий цилиндр; 19 — шток поршня; 20 — направляющая штока; 21 — сальник направляющей; 23 — обойма сальников; 24 — войлочные сальники штока

Рабочий цилиндр амортизатора и часть окружающего его наружного корпуса заполнены специальной жидкостью. Внутри цилиндра помещен поршень со штоком, к концу которого приварена проушина. Этой проушиной штока амортизатор соединен с рамой или кузовом, а проушиной корпуса — с балкой моста или рычагом колеса.

Сверху цилиндр закрыт направляющей штока, а снизу — днищем, являющимся одновременно корпусом клапана сжатия. В поршне по окружностям разного диаметра равномерно расположены два ряда отверстий. Отверстия на большом диаметре закрыты сверху тарельчатым перепускным клапаном отдачи. Отверстия на малом диаметре закрыты снизу дисками клапана отдачи, поджатого пружиной. В нижней части цилиндра запрессован корпус клапана сжатия, состоящий из тарельчатого перепускного клапана сжатия, пружины, дисков клапана сжатия и пружины. В корпусе клапана сжатия, аналогично клапану отдачи, имеются два ряда отверстий, расположенных на большом и малом диаметре. Отверстия на большом диаметре закрыты, сверху перепускным Клапаном, а отверстия на малом диаметре закрыты снизу дисками клапана сжатия. Для работы амортизатора большое значение имеет герметичность его полостей. Поэтому верхний конец штока уплотнен резиновыми сальниками.

Во время плавного хода сжатия рессоры в случае наезда колеса не небольшое препятствие, шток и поршень, опускаясь вниз, вытесняют основную часть жидкости из пространства под поршнем в пространство над поршнем через перепускной клапан отдачи, имеющий слабую пружину и незначительное сопротивление. При этом часть жидкости, равная объему штока, вводимого в рабочий цилиндр, через калиброванные отверстия клапана сжатия перетекает в полость резервуара. Сопротивление хода сжатия в основном пропорционально квадрату скорости перетекания.

При резком ходе сжатия и большой скорости движения поршня возросшее давление жидкости открывает клапан сжатия на большую величину, преодолевая сопротивление пружины, вследствие чего уменьшается нарастание сопротивления перетекания жидкости.

Во время хода отдачи поршень движется вверх и сжимает жидкость, находящуюся над поршнем. Перепускной клапан закрывается, и жидкость через внутренний ряд отверстий и клапан отдачи перетекает в пространство под поршнем. Необходимое сопротивление амортизатора создается жесткостью дискового клапана отдачи и его пружиной. При этом часть жидкости, равная объему штока, выводимого из цилиндра, через отверстия и перепускной клапан сжатия из полости П резервуара перетекает в рабочий цилиндр. При резком ходе отдачи жидкость открывает клапан отдачи на более значительную величину, преодолевая сопротивление пружины.

Сопротивление амортизатора определяется размерами отверстий в корпусах клапанов отдачи и сжатия и усилиями их пружин. Подвеска оказывает большое влияние на безопасность дорожного движения, поэтому на ее состояние всегда обращают самое серьезное внимание.

Читать далее: Шины колес автомобиля

Категория: - Автомобильные неисправности

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Как работают рессоры и амортизаторы автомобиля

Устройство ходовой части автомобиля влияет на удобство управления и комфорт пассажиров. Рессоры позволяют колесам мягко преодолевать неровности дороги и устраняют тряску, а амортизаторы сокращают вертикальные колебания. Для управления колесами используются различные приспособления.

Типы рессор

Листовая рессора

Листовая рессора представляет собой несколько стальных листов, которые в центре крепятся к оси хомутами. При разгибании листы выравниваются, лучше прилегают друг к другу, и рессора становится более жесткой. Кроме того, они удлиняются и цепляются одним концом к вращающейся петле.

Как правило, рессоры изготавливают из стали. Самым старым типом рессор является листовая рессора. Самый верхний и длинный (коренной) лист сильно скруглен в обоих концов и крепится к раме с помощью подвески. Нижние листы скруглены меньше и имеют меньшую длину.

Листовая рессора в движении

При разгибании рессоры второй лист распрямляется и соприкасается с самым нижним листом, третий лист соприкасается со вторым и т.д. Рессора становится более жесткой. Такое приспособление позволяет автомобилю передвигаться плавнее.

В некоторых автомобилях используются рессоры с одним листом, который имеет конусообразное сечение и потому обладает повышенной жесткостью при распрямлении.

Спиральная пружина

Спиральные пружины изготавливают из прочных стальных прутьев. Когда колесо двигается вниз, пружина распрямляется, а при движении вверх - сжимается, поэтому высота корпуса относительно земли практически не меняется.

Спиральная пружина представляет собой спираль из прочного стального прута. Она сжимается и распрямляется при движении колес в вертикальной плоскости.

Торсион

Торсион - это отрезок упругого стального стержня со шлицованным или квадратным основанием. Один из концов торсиона прикрепляют к плечу рычага, который образует часть подвески. При вращении плечо двигается вверх и вниз.

Торсион

Торсион состоит из упругой стали, один из его концов жестко крепится к раме. Торсион скручивается с другого конца при движении нижнего плеча рычага.

Второй конец шлицован и крепится к раме. Углубления не позволяют торсиону скручиваться по всей длине при отклонении подвески.

При любой конструкции стальная пружина блокирует толчки от неровностей дороги, а не передает их пассажирам, а полученная энергия используется для того, чтобы вернуть автомобиль в первоначальное состояние.

Ту же функцию могут выполнять резиновые пружины, но они не могут накапливать большое количество энергии, а потому применяются только в легковых автомобилях.

В некоторых автомобилях используется сочетание гидроподвески и резиновых пружин. Вертикальное движение колес перегоняет жидкость из одной камеры в другую через заслонку. Полость камеры разделена на две части нибкой мембраной, в одной из частей находится сжатый газ.

Когда через заслонку в камеру поступает жидкость, газ еще больше сжимается и имитирует эффект пневматической рессоры.

Как правило, в камерах у передних колес есть петлевые трубы, которые откачивают жидкость в камеры у задних колес, тем самым выравнивая подвеску.

К примеру, в автомобилях Citroen гидроподвеску можно поднимать и опускать, регулируя высоту корпуса.

Амортизаторы

Некоторые амортизаторы оснащены дополнительной камерой с газом, которая замедляет движение поршня.

Телескопический амортизатор складывается, когда колеса попадают на неровную поверхность. При движении поршня в цилиндр попадает масло, которое замедляет обратный ход.

В подвеске Мак-Ферсона телескопический амортизатор встраивается в складную стойку.

Когда автомобиль едет по неровной поверхности, пружины сжимаются, а затем возвращаются в исходное положение. Если бы не было устройств, поглощающих полученную энергию, автомобиль продолжал бы прыгать вверх и вниз.

Эту функцию берут на себя амортизаторы (они же гасители ударных нагрузок). В амортизаторе находится поршень, который двигается внутри герметичного цилиндра, заполненного маслом. Этот процесс запускается при вертикальном движении колеса.

В поршне есть тонкие каналы и односторонние клапаны, которые позволяют маслу перетекать из одной камеры в другую, однако это происходит очень медленно.

Ток масла замедляет колебания, и автомобиль возвращается в исходное состояние.

Существует три типа амортизаторов. Телескопические амортизаторы обладают складным корпусом, один из концов которого прикреплен к оси, а второй - к кузову автомобиля.

Аналогично работают амортизаторы на направляющих стойках (Мак-Ферсона).

Рычажные амортизаторы похожи на гидравлические дверные доводчики. Они содержат один или два поршня, крепятся к кузову или раме автомобиля и соединяются с осями поворотными рычагами.

В некоторых амортизаторах используется и масло, и газ. Они работают эффективнее, чем масляные амортизаторы.

Гидравлическая подвеска

Гидравлическая подвеска сочетает в себе резиновые пружины и систему амортизаторов, которые попарно соединяют передние и задние колеса.

Когда переднее колесо попадает на неровную поверхность, часть жидкости из передних камер перетекает в задние, поднимая задние колеса и выравнивая кузов.

В каждой камере жидкость проходит через двусторонний клапан, обеспечивая амортизирующий эффект.

Когда неровный участок дороги заканчивается, жидкость возвращается в передние камеры.

17koles.ru

Как работает подвеска, и как ее доработать с помощью регулируемых амортизаторов коиловеров

Понять принцип работы подвески нелегко, но не падайте духом. В этой статье я попробую максимально понятно объяснить вам, как работает подвеска, и каким образом её можно улучшить. В теории всё может быть довольно просто, но на самом деле, работа подвески – это совокупность бесконечного числа факторов, каждый из которых имеет как положительное, так и отрицательное влияние на поведение вашего автомобиля на дороге. Рассматривать эту систему мы будем по следующему плану:

1. Основы: рессоры и гасители колебаний.2. Подрессоренная и неподрессоренная массы.3. Улучшение подвески: стоит ли ставить регулируемые амортизаторы?4. Мягкая или твердая?5. Стабилизаторы поперечной устойчивости1. Основы. рессоры и гасители колебаний

С точки зрения производительности, необходимость подвески состоит в том, чтобы колёса стояли на земле. Практически каждая подвеска имеет две основные составные части: рессоры и гасители колебаний.

Рессоры:

Рессоры предназначены для накопления энергии. Они созданы для того, чтобы поглощать толчки и накапливать их в виде потенциальной энергии путём компрессии. При возможности рессора «расправляется» и проталкивает колесо вниз, тем самым превращая потенциальную энергию в кинетическую. Когда ваш автомобиль стоит на земле, его вес сжимает рессоры так, что любая яма в дорожном покрытии приведет к раскрытию рессоры, которая прижмет колесо к земле.

Гасители колебаний:

Гаситель колебаний – устройство, целью которого является рассеивание энергии. Их задача – устранить энергию, накопленную в рессоре, путём превращения её в тепло. Не будь гасителя колебаний в подвеске – после попадания в очередную яму, ваш автомобиль продолжал бы пружинить вверх-вниз до тех пор, пока импульс не пройдет сам. Наверняка вы встречали на дороге автомобили, которые шатались туда-сюда после попадания колеса в яму. Это результат отказа гасителей колебаний. Рассеивание тепла происходит путём впуска масла внутрь цилиндра гасителя колебаний. 2. Подрессоренная и неподрессоренная массы

В теории всё просто: подрессоренная масса – это всё, что поддерживается подвеской автомобиля (двигатель, шасси, водитель и т.д.). Неподрессоренная масса – это всё, что не поддерживается подвеской (колёса, шины, тормозные колодки и т.д.). Единственной загвоздкой являются детали, так же как и колёса, присоединенные к шасси. Эти детали являются комбинацией подрессоренной и неподрессоренной масс.

Распространенный миф

Если вы сидели на авто форумах, то вы наверняка знаете, что «удаление одного килограмма неподрессоренной массы соответствует удалению примерно десяти килограммов подрессоренной массы, что положительно влияет на ускорение и торможение». На самом деле это не так, никакой магической формулы не существует, и снижение неподрессоренной массы никакой роли в увеличении ускорения не сыграет. Это заблуждение бытует из-за того факта, что снижение массы вращения улучшает ускорение. В целях улучшения ускорения, однако, было бы наиболее целесообразно снизить вес маховика, вместо снижения веса тормозных суппортов. Вообще, по-моему, вся эта тема бесполезна.3. Улучшение подвески: стоит ли ставить регулируемые амортизаторы?

Как и у всего сущего, у регулируемых амортизаторов есть свои плюсы и минусы.

Достоинства:- Настраиваемый клиренс: автомобили с низким центром гравитации будут лучше управляться- Настраиваемое гашение колебаний: после схода с конвейера, далеко не все автомобили имеют эту возможность, так что если вы собираетесь ездить в различных условиях, настройка гашения колебаний придется очень кстати- Снижение крена кузова: регулируемые амортизаторы, как правило, имеют более жесткие рессоры, благодаря чему они способны снижать крен кузова. Более удачная геометрия подвески создает идеальный контакт с поверхностью земли.

Недостатки:- Пониженный ход подвески: если вы занижаете автомобиль, то расстояние от колеса до колёсной ниши значительно сократится. В связи с этим необходимо использовать более твёрдые рессоры. Естественно, это скажется на управляемости.- Шум, вибрация и жесткость: твёрдая подвеска = неприятная, грубая езда. Избежать этого практически невозможно. Как только вы установите регулируемые амортизаторы, вы сразу почувствуете разницу. Любая ямка на дороге приведет к сильной вибрации.

4. Мягкая или твердая?

Ответ на этот вопрос зависит от дорог, по которым вы ездите. Впрочем, есть один факт: чем мягче подвеска, тем лучше колёса стоят на дороге. Звучит немного парадоксально, поскольку большинство автомобилей оснащаются жёсткой подвеской. Так почему же?

- Предотвращение контакта днища с землей: автомобили с низким клиренсом нуждаются в более жёсткой подвеске, чтобы предотвратить контакт колёс с колёсными нишами, или, что еще хуже, контакт днища с землей.- Снижение крена кузова: жёсткая подвеска снижает крен кузова.- Аэродинамика - основная часть автомобильного спорта, и поддержание кузова на нужной высоте является одной из важнейших задач для создания идеальной аэродинамики. Установка жёсткой подвески ведет к снижению крена кузова, соответственно улучшает аэродинамику. К тому же, прижимная сила прямо пропорциональна скорости автомобиля, так что чтобы ваш болид не впечатался в землю, необходимо устанавливать более жёсткую подвеску - Отсутствие ям: в теории, гоночные треки имеют почти идеально ровное покрытие. Соответственно, необходимость в большом ходе подвески отпадает.

Если вы понимаете английскую речь, рекомендую посмотреть следующее видео, на котором автор рассказывает о плюсах мягкой подвески.

5. Стабилизаторы поперечной устойчивости

Как следует из названия, данное устройство создано с целью стабилизации поперечной устойчивости путём соединения двух передних или двух задних колёс. Когда автомобиль входит в поворот, амортизатор внешнего колеса сжимается из-за крена кузова. Затем стабилизатор поперечной устойчивости начинает вращаться, пытаясь поднять внутреннее колесо вверх, тем самым выравнивая кузов. Снижение крена кузова позволяет достичь идеального контакта с дорогой, а также делает автомобиль более управляемым на поворотах. В чем же секрет?

Подвеска работает лучше всего, когда каждое колесо имеет независимую систему подвески. Проще говоря, это значит, что всё то, что влияет на одно колесо, не затронет другие. Стабилизаторы поперечной устойчивости, в свою очередь, делают так, чтобы внешнее влияние происходило не на одно, а сразу на два колеса. По сути, чем жестче стабилизатор, тем менее независимой становится подвеска, соответственно сила, направленная на одно колесо, распространится и на другое.

Рекомендуем посмотреть видео, чтобы лучше понять принцип работы стабилизаторов поперечной устойчивости.

carakoom.com

Книга по ГАЗ-24  Задняя подвеска

< Задний мост                                                                                  Книга по ГАЗ-24

 

 

ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА

ГАЗ-24

РЕССОРЫ И АМОРТИЗАТОРЫ

 

Устройство задней подвески ГАЗ-24

Задняя подвеска (рис. 129) автомобиля выполнена на двух продольных несимметричных полуэллиптических листовых рессорах, работающих совместно с двумя телескопическими амортизаторами двустороннего действия. Кроме вертикальной нагрузки от подрессоренных масс автомобиля рессора воспринимает толкающее и тормозное усилия, а также крутящий и тормозной моменты.

Для повышения жесткости переднего конца рессоры, воспринимающего толкающие и тормозные усилия, задний мост смещен вперед относительно середины рессоры на 95 мм. Кроме улучшения условий работы рессор это смещение позволило существенно снизить туннель пола в задней части кузова, а также уменьшить на 2° наибольшие углы отклонений в заднем карданном шарнире. Благодаря несимметричному расположению заднего моста на рессоре при ходе моста вверх ось ведущей шестерни наклоняется вниз, и, наоборот, при ходе моста вниз она отклоняется вверх.

Для ограничения хода моста вверх установлены резиновые буфера 17. Кроме того, на кронштейне пола кузова установлен дополнительный буфер 11. Этот буфер при наибольших нагрузках (при дорожных толчках) ограничивает ход вверх заднего карданного шарнира, повышает жесткость рессор и не допускает чрезмерных напряжений в передних концах рессор в зоне ушка.

Передние концы рессор крепятся к кронштейнам 5, установленным на лонжеронах пола кузова, а задние соединены с серьгами 18, качающимися в отверстиях лонжеронов пола.

Каждая рессора автомобилей ГАЗ-24 и ГАЗ-24-01 состоит из шести листов прямоугольного профиля толщиной 6 мм, стянутые центровым болтом и охваченных по концам четырьмя хомутами. Длина рессоры в распрямленном состоянии равна 1350 мм, ширина листов 65 мм, стрела прогиба в свободном состоянии 245 мм, жесткость рессоры 20,6 кгс/см. Частота колебаний задней части кузова на подвеске с учетом трения в рессорах, а также сопротивления в амортизаторах составляет 72 колебания в минуту.

Рессоры автомобиля ГАЗ-24-02 состоят из семи листов. Пять листов имеют толщину 6 мм, два листа 7 мм. Стрела прогиба рессоры в свободном состоянии 230 мм, жесткость рессоры 27,6 кгс/см. Остальные параметры рессоры автомобиля ГАЗ-24-02 одинаковы с параметрами рессоры автомобиля ГАЗ-24.

С декабря 1974 г. используются рессоры из проката трапецеидального сечения: пятилистовые на автомобилях ГАЗ-24 и ГАЗ-24-01 и шестилистовые на автомобилях ГАЗ-24-02. Новые рессоры в сборе взаимозаменяемы со старыми. Гайки стремянок следует затягивать до размера 68 ± 1 мм между кожухом полуоси и подкладкой рессоры.

Для повышения долговечности листы рессор термически обработаны до твердости НВ 363 - 415; кроме того, верхняя (вогнутая) сторона листов подвергнута дробеструйной обработке. Для этой же цели, а также для устранения скрипа между четырьмя первыми (длинными) листами установлены по концам короткие полиэтиленовые прокладки 3. Эти прокладки в эксплуатации достаточно долговечны; они работают без смазки и без дополнительной защиты от грязи при пробеге более 50 тыс. км. Для их замены не требуется снимать рессору с автомобиля. Достаточно, предварительно приподняв заднюю часть автомобиля домкратом, разогнуть нижние концы хомута 5, снять его вместе с резиновой прокладкой, развести концы листов отверткой и заменить прокладки.

Все шарнирные соединения задней подвески выполнены на резиновых втулках (шарниры рессор и нижние крепления амортизаторов) и резиновых подушках (крепление верхних концов амортизаторов). Резиновые шарниры не требуют смазки, а также смягчают передачу на кузов дорожных вибраций и шумов. Для этой же цели крепление заднего моста к рессорам осуществляется через резиновые подушки 13, охваченные обоймами 12. Рессора зажата между площадкой, приваренной к кожуху полуоси заднего моста, и подкладкой 16 стремянками 15.

Правильная установка заднего моста на рессорах фиксируется отверстиями, имеющимися на площадках моста и подкладке 16, в которые входят выступы металлических обойм 12.

Для обеспечения надежного крепления заднего моста к рессорам стремянки автомобилей ГАЗ-24 и ГАЗ-24-01 следует затягивать до упора боковых стенок верхней и нижней обойм одна в другую (рис.130, а). На автомобиле ГАЗ-24-02 стремянки следует затягивать до размера 72±1 мм между кожухом полуоси заднего моста и подкладкой рессоры (рис.130, б). Чрезмерная затяжка стремянок приводит к повреждению резиновых подушек, повышению передачи в кузов дорожного шума и снижению долговечности рессор; при ослаблении затяжки может произойти сдвиг моста при наезде на дорожные препятствия.

Гайки стремянок нужно подтягивать поочередно, а окончательную затяжку следует делать при нагруженных рессорах. Заднюю часть автомобиля рекомендуется нагрузить настолько, чтобы рессоры выпрямились.

Крепление переднего и заднего концов рессоры показано на рис. 131. В каждый шарнир установлены по две одинаковые резиновые втулки 4, стянутые одинаковыми пальцами 5 в виде болтов. Для переднего крепления палец запрессован в шайбу 2, а для заднего - в щеку 8 серьги. Пальцы 5 имеют накатку на стержне около > головки, поэтому после запрессовки они сидят туго, без проворачивания. Шайба 2 установлена в кронштейне с тугой посадкой; поэтому для ее демонтажа (вместе с пальцем) предусмотрены два резьбовых отверстия, в которые ввинчиваются болты съемника.

"Качание рессор на пальцах осуществляется только за счет деформации резиновых втулок. Эти втулки не должны проворачиваться

в ушках рессор, в кронштейнах или на пальцах. Чтобы при работе резиновые втулки закручивались примерно одинаково, не следует затягивать гайки пальцев при ненагруженной рессоре. Когда рессора находится в свободном (изогнутом) состоянии, гайки нужно подтянуть только слегка, а затем, поставив автомобиль на колеса, затянуть окончательно.

При смене втулок для лучшего их прилипания рекомендуется тщательно очистить поверхности ушка и пальца и промыть их бензином. Втулки непосредственно перед постановкой следует также промыть в бензине и, не дав просохнуть, смонтировать в шарнир. Для этой же цели гайки пальцев нужно затягивать поочередно, чтобы избежать перекоса или изгиба щек серьги, очень туго, с приложением момента 7-8 кгс-м.

Амортизаторы задней подвески установлены наклонно впереди заднего моста. Нижний конец амортизатора крепится через две конические втулки, туго затянутые на пальце, приваренном к накладке рессоры. Верхний конец амортизатора закреплен к полу кузова через резиновые подушки. Эти подушки нужно затягивать до совпадения паза в гайке с отверстием под шплинт в штоке амортизатора.

 

Рис. 129. Задняя подвеска - рессоры

Рис. 130. Затяжка стремянок рессор

Рис. 131. Крепление концов рессор

 

Устройство амортизаторов ГАЗ-24

От исправного действия амортизаторов, гасящих многократные колебания автомобиля, в значительной степени зависит качество подвески автомобиля. При неисправных амортизаторах кузов автомобиля после наезда на дорожную неровность многократно раскачивается, что неприятно воспринимается пассажирами. Исправные амортизаторы гасят повторные колебания и уменьшают величину их амплитуды.

В передней и задней подвесках автомобиля установлены телескопические гидравлические амортизаторы двустороннего действия, создающие сопротивление раскачиванию автомобиля как при ходе отдачи, так и при ходе сжатия. Действие амортизаторов основано на принудительном перетекании жидкости через малые проходные сечения в клапанах. Характеристики амортизаторов, определяемые усилием сопротивления перемещению их поршня при растяжении или сжатии, подобраны в соответствии с упругими характеристиками пружин и рессор подвески. Повышение жесткости усилий амортизаторов приводит к усилению передачи на кузов дорожных толчков и вибраций, а ослабление усилий вызывает раскачку автомобиля. Нормально работающие амортизаторы должны успокаивать колебания автомобиля после переезда препятствия за два - три периода.

Передние и задние амортизаторы одинаковы по конструкции и имеют много общих деталей (рис. 132). Амортизаторы автомобиля ГАЗ-24 унифицированы с амортизаторами автомобиля ГАЗ-21Р.

Передний амортизатор отличается от заднего меньшей длиной, меньшим рабочим ходом штока и большим сопротивлением при растяжении (ходе отдачи). Кроме того, амортизаторы различаются способом крепления нижнего конца: передний амортизатор крепится с помощью резинового блока (шарнира) 30 (см. рис. 117) в сборе с осью, запрессованного в проушину нижней головки, а задний с помощью конических резиновых втулок (см. рис. 129) присоединяется к пальцу, закрепленному на подкладке рессоры.

Различаются и способы защиты амортизаторов от попадания большого количества грязи на штоки: передний амортизатор закрыт резиновым защитным кожухом 8 (см. рис. 117), укрепленным в передней подвеске; задний амортизатор имеет металлический защитный кожух 34 (рис. 132, б), надетый на шток и закрепленный с помощью напрессованного запорного кольца 33.

Для удобства обслуживания и ремонта амортизаторы без особых трудностей могут быть сняты с автомобиля и разобраны.

В качестве рабочей жидкости для амортизаторов используется масло АЖ-12Т, выпускаемое в соответствии с ТУ 38-101432-74. Можно также применять веретенное масло АУ. Маслом полностью заполняется рабочий цилиндр 15 (см. рис. 132, а) и частично резервуар 16. Масло в амортизаторы заливается в строго определенном объеме: в передние по 140 см3, в задние по 210 см3. При недостатке масла амортизатор работает ненормально, при избытке он может быть выведен из строя.

При ходе сжатия подвески, когда колеса идут вверх, приближаясь к кузову, поршень 4 (рис. 133) опускается и вытесняет жидкость, которая перетекает через его наружные отверстия в верхнюю часть цилиндра. При этом отжимается тарелка перепускного клапана 3, прижатая к поршню пружиной 2. Сопротивление перетеканию жидкости в данном случае очень мало, так как тарелка легко отжимается вверх, а отверстия в поршне имеют большое пропускное сечение.

Основное усилие, определяющее характеристику амортизатора на ходе сжатия, создается клапаном 9 и его пружиной 11 при перетекании избытка жидкости из нижней части цилиндра в полость резервуара 12. Избыток жидкости в нижней части цилиндра образуется вследствие того, что объем вытесняемой поршнем жидкости больше объема жидкости, перетекающей в верхнюю часть цилиндра, на величину объема части штока, входящей в верхнюю часть цилиндра. Чтобы толчки при наездах на дорожные препятствия не передавались на кузов, усилие сжатия амортизатора в несколько раз меньше усилия хода отдачи.

При ходе отдачи подвески, когда колеса перемещаются вниз, удаляясь от кузова, поршень идет вверх и шток выходит из цилиндра; жидкость из верхней полости цилиндра перетекает в нижнюю, проходя через внутренние отверстия в поршне, а наружные отверстия в поршне прикрыты тарелкой перепускного клапана. При плавных качаниях автомобиля на подвеске жидкость проходит через кольцевую щель между клапаном отдачи 6 и втулкой 5.

При резком ходе колес вниз, когда давление в амортизаторе возрастает, жидкость проходит дополнительно в зазор между тарелкой клапана 6 и нижним кольцевым выступом поршня; при этом пружина 7 клапана несколько сжимается. Недостаток жидкости в нижней полости цилиндра во время хода отдачи пополняется из резервуара через нижний перепускной клапан 8, тарелка которого прижата очень малым усилием конической пружины.

Таким образом, при работе амортизатора жидкость циркулирует не только между полостями в цилиндре, перегороженными поршнем, но и между цилиндром и резервуаром. Это способствует хорошему перемешиванию и охлаждению жидкости.

Чтобы уменьшить перетекание жидкости между цилиндром и поршнем, на последний надеты два чугунных уплотнительных кольца 13. Утечке жидкости из цилиндра препятствует весьма малый зазор между штоком и направляющей втулкой 14 (см. рис. 132, а). Вытеканию жидкости из амортизатора препятствует резиновая манжета 7, постоянно поджимаемая пружиной 13. Для лучшего удержания жидкости на внутренней поверхности манжеты сделаны три кольцевых выступа с острыми кромками, направленными вниз (внутрь цилиндра). Эта манжета разгружена от давления, так как жидкость, просочившаяся между штоком и направляющей втулкой, стекает в резервуар по наклонным каналам направляющей втулки.

Металлокерамическое кольцо 2, резиновая прокладка 4 и кольцо 6 из полиуретанового поропласта защищают амортизатор от попадания пыли, грязи и влаги. Сверху амортизатор затянут гайкой 5, сжимающей обойму 11 сальников, цилиндр и корпус клапана хода сжатия, а также уплотнительные резиновые кольца 9 и 12.

Какой-либо регулировки во время эксплуатации амортизаторы не требуют. Без действительной необходимости не следует снимать их с автомобиля, а также доливать в них жидкость.

После пробега 6 тыс. км полезно подтянуть гайку 3 резервура с приложением момента 6-7 кгс-м. Гайку следует подтягивать плавно, без рывков, усилием одной руки (приблизительно 30 кгс на плече 200-250 мм). Своевременная подтяжка этой гайки компенсирует первоначальную усадку резиновых уплотнительных колец, благодаря чему значительно повышается надежность дальнейшей работы амортизатора.

Один раз в три года или после пробега 100 тыс. км амортизаторы рекомендуется разобрать, промыть керосином и заполнить свежей амортизаторной жидкостью. Амортизатор следует разобрать также в том случае, если обнаружено сильное подтекание жидкости, не устраняемое подтяжкой гайки резервуара. Кроме того, необходимо периодически подтягивать крепление амортизаторов на автомобиле. Способы устранения некоторых неисправностей амортизаторов приведены ниже.

Рис. 132. Амортизаторы

Рис. 133. Схема работы амортизатора

 

 

Возможные неисправности задней подвески ГАЗ-24 и способы их устранения

Техническое обслуживание задней подвески в основном сводится к периодической подтяжке гаек стремянок, пальцев рессор и пальцев нижнего крепления амортизаторов.

Способы устранения некоторых неисправностей задней подвески или нарушений, вызванных этими неисправностями, приведены ниже.

  

 Скрип рессор

 

1. Отсутствие смазки между листами

рессор

 

1. Смазать рессоры

 

2. Износ   прокладок   между    листами

или под хомутами

 

2. Замени!ь прокладки

3. Износ резиновых втулок  

3. Изношенные втулки заменить

 

Крен автомобиля на какую-либо сторону

 

1. Поломка   одного   или    нескольких

листов рессор

 

1. Заменить рессору или поломан

ные листы

 

2. Односторонняя осадка  задней  рес

соры и пружины передней подвески

 

2. Поменять местами рессоры  или

пружины передней подвески

 

След задней колеи не совпадает со следом передней, автомобиль "ведет" в сторону

 

1. Смещение   заднего   моста     относи

тельно рессоры  из за ослабления креп

ления затяжки гаек стремянок

 

1. Ослабить  стремянки,   поставить

мост на место и снова затянуть стре

мянки, как показано на рис.130

 

2. Смещение    коренною   листа    (при

разрушении центрового болта)

 

2. Заменить центровой болт

   

Частые "пробой" задней подвески

 

1. Перегружена задняя ось автомобиля

 

1. Не следует превышать нагрузку

на заднюю ось автомобиля (три чело

века на заднем сидении и 50 кг груза

в багажнике)

 

2. Остаточная деформация рессор (рес

соры "просели") или одной из них

 

2. Деформированную рессору заме

нить. Правка листов рессоры не ре

комендуется

 

3. Поломка листов рессор

 

3. Заменить рессору или поломан

ные листы

 

4. Неудовлетворительная работа амор

тизатора

 

4 Неисправный амортизатор заменить или исправить (чаще всего - долить жидкость)

 

"Пробои" сопровождаются жестким металлическим стуком

 

1. Повреждение  или   разрушение   ос

новных буферов или одного из них

 

1. Поврежденный буфер заменить

 

2. Повреждение  или  разрушение  до

полнительного   буфера,    установленного

под полом кузова

 

2. Поврежденный буфер заменить

 

 Возможные неисправности амортизаторов и способы их устранения

  

Подтекание жидкости из амортизатора 

 

1. Усадка  уплотните л ьных  колец ре

зервуара или ослабление затяжки гайки

резервуара

 

1. Подтянуть гайку резервуара

 

2. Износ резиновых  сальников штока

 

2. Заменить сальники

 

3. Забоины или риски на штоке, Р1знос

штока до удаления слоя хрома

 

3. Заменить поврежденный или из

ношенный шток,  а также сальники.

Отсутствие хромированного слоя про

веряется по покраснению штока при

смачивании   его    раствором   медного

купороса

 

Неудовлетворительная работа амортизатора (частые "пробои", раскачка кузова автомобиля) 

Недостаточное   количество    жидкости в амортизаторе Снять амортизатор с автомобиля, заменить детали, вызвавшие утечку жидкости> долить жидкость

 

 Недостаточное усилие при ходе отдачи (при растяжении амортизатора)

1. Неплотное перекрытие клапана отдачи

1. Разобрать и промыть   амортизатор. Конец пружинки слегка отогнуть наружу

2. Поломка или большой износ поршневых колец

2. Заменить  кольца  в   случае поломки или если зазор  в стыке превышает  2,5 мм при установке колец в цилиндр амортизатора

3. Надиры  на поршне,   кольцах или цилиндре

3. Поврежденные  детали заменить

  

Недостаточное усилие (или "провалы") при ходе сжатия

1. Деформация тарелки перепускного клапана сжатия

1. Тарелку заменить

2. Наличие неровностей на посадочной поверхности   под    тарелку   на   корпусе клапана сжатия

2. Притереть тарелку к посадочной поверхности

3. Неплотное перекрытие клапана сжатия из-за попадания посторонних частиц

3. Промыть амортизатор

 

Стуки и скрипы амортизаторов

1. Ослабление затяжки или износ по душек верхнего  крепления передних и задних амортизаторов

1. Подтянуть ослабшие гайки или заменить поврежденные подушки

2. Износ или ослабление затяжки гаек нижнего крепления  задних амортизаторов

2. Подтянуть гайки крепления или заменить поврежденные втутки

3. Недостаточное усилие (или "провалы") при ходе сжатия

3. См. выше

4. Чрезмерное    количество   жидкости в   амортизаторе   (при    сжатии    снятого амортизатора до упора шток возвращается на некоторую величину)

4. Заливать       в       амортизаторы жидкость в строго определенных ко личествах, указанных выше

5. Ось отверстия направляющей штока не совпадает с осью цилиндра

5. Перебрать     амортизатор,    убедиться в правильности установки цилиндра. Направляющую втулку, имеющую перекос опорного торца относительно отверстия, заменить

 

  

 Книга по ГАЗ-24                                                                            Передняя подвеска  >

 

www.long-vehicle.narod.ru                                                     

long-vehicle.narod.ru

Рессорная подвеска УАЗ-469 с телескопическими амортизаторами

Рессорная подвеска автомобилей семейства УАЗ-469 состоит из четырех продольных полуэллиптических рессор, работающих совместно с четырьмя телескопическими гидравлическими амортизаторами, которые стали устанавливать на автомобили взамен рычажных амортизаторов начиная с 1980 года. 

Рессорная подвеска УАЗ-469 с телескопическими амортизаторами.
Рессора передней подвески.

Состоит из восьми листов. Первые два листа имеют толщину 7 мм, остальные листы — 6 мм. Листы стянуты центровыми болтами и хомутами. Длина рессоры 1100 мм, ширина листа 55 мм. Задний конец передней рессоры установлен на кронштейне рамы посредством резиновых втулок. Передний конец рессоры посредством серьги и резиновых втулок подвешен шарнирно. Наружная щека серьги с помощью шайбы и гайки затянута до упора в заплечики пальцев.

К переднему мосту рессора крепится с помощью двух стремянок, накладки и подкладки. Стремянки надо надежно закрепить гайками, которые затягивать моментом 10-12 кгсм. Наибольшее перемещение переднего моста вверх ограничивается резиновыми буферами.

Передняя рессорная подвеска автомобиля УАЗ-469.

Передняя рессорная подвеска автомобиля УАЗ-469Б.

Рессора задней подвески.

Для автомобилей УАЗ-469 и УАЗ-469Б выпускаемых для эксплуатации и применения в подразделениях силовых структур, состоит из девяти листов. На остальных автомобилях устанавливаются семилистовые рессоры. Листы имеют толщину 7 мм, длина рессоры 1250 мм. Листы стянуты центровыми болтами и хомутами.

Рессора к заднему мосту крепится с помощью стремянок охватывающих рессору с накладками и проходящих через отверстия в приливах картера редуктора моста у автомобиля УАЗ-469, или через отверстия прокладки у автомобиля УАЗ-469Б, и гаек. Момент затяжки гаек 10-12 кгсм. Прогиб рессор вверх ограничивается резиновыми буферами. Крепление задней рессоры к раме аналогично креплению передней рессоры.

Задняя рессорная подвеска автомобиля УАЗ-469.

Задняя рессорная подвеска автомобиля УАЗ-469Б.

Обслуживаемые амортизаторы рессорной подвески автомобилей семейства УАЗ-469.

Передние и задние амортизаторы одинаковы по конструкции и взаимозаменяемы. Амортизатор телескопического типа, состоит из рабочего цилиндра и узлов : штока с поршнем в сборе, клапана сжатия и резервуара в сборе. Верхней своей проушиной, соединенной со штоком, он крепится к кронштейну рамы, а нижней, соединенной с резервуаром — к мосту автомобиля.

Техническое обслуживание рессорной подвески автомобилей семейства УАЗ-469.

При каждом техническом обслуживании осматривайте рессоры и амортизаторы. Для предупреждения коррозии, являющейся основной причиной поломки рессор, и устранения скрипа рессор не реже одного раза в год смазывайте листы. Для смазки рессоры снимите ее с автомобиля, разберите, промойте в керосине, просушите и тщательно смажьте каждый лист графитной смазкой.

Стуки и скрипы в ушках рессор указывают на износ резиновых втулок или их неплотную затяжку. В этом случае замените втулки или увеличьте натяг во втулках путем установки между ними резинового кольца, вырезанного из листовой резины.

При установке передней рессоры на автомобиль загнутые ушки на первых двух листах должны быть обращены назад, а при установке задней рессоры — вперед. Окончательную затяжку гаек стремянок рессор производите при нагруженных рессорах.

Техническое обслуживание амортизаторов.

Заключается в периодической проверке их герметичности, надежности крепления и своевременной замене рабочей жидкости. Амортизатор во время эксплуатации автомобиля специальных регулировок не требует. Эффективность работы амортизаторов можно определить не снимая их с автомобиля. Быстрое прекращение колебаний кузова автомобиля при переезде неровностей дороги свидетельствует о нормальной работе амортизаторов.

Продолжительное колебание кузова автомобиля указывает на неисправность амортизаторов. В этом случае неисправные амортизаторы следует снять с автомобиля. Амортизатор должен оказывать сопротивление при его резком растяжении и сжатии. Легкое перемещение его поршня указывает на неисправность.

Разборку амортизаторов производите :

— при возникновении неустраняемой течи жидкости;— при потере усилий амортизатора при растяжении или сжатии;— при замене жидкости.

После первых 3000 километров пробега или при подтекании жидкости через сальник штока и уплотнительные кольца подтяните гайку резервуара. Если подтекание не прекратится, то снимите амортизатор, разберите, осмотрите уплотнительные кольца и отверстие направляющей втулки штока.

Изношенные по внутреннему диаметру сальник штока, направляющую штока, уплотнительные кольца резервуара и другие детали замените. При установке смажьте внутренние сопрягаемые со штоком поверхности рабочей жидкостью для уменьшения износа и предупреждения скрипа.

Снижение эффективности действия амортизатора или отказ в работе может вызываться засорением клапанных систем, осадкой пружин клапанов или поломкой деталей. В таких случаях амортизатор разберите, промойте и замените просевшие пружины или изношенные и поломанные детали.

Замена рабочей жидкости в обслуживаемых телескопических амортизаторах автомобилей семейства УАЗ-469.

После пробега 100 000 километров рекомендуется заменить жидкость в обслуживаемых амортизаторах. В амортизаторы заливайте только жидкость амортизаторную АЖ-12Т или масло веретенное АУ, или АУП. Жидкость меняйте в амортизаторе, снятом с автомобиля. Перед заливкой жидкости амортизатор поставьте вертикально, закрепив за нижнюю проушину, затем поднимите шток в верхнее положение, отверните гайку резервуара и выньте шток с поршнем.

Для амортизатора с цилиндром диаметром 35 мм объем рабочей жидкости — 320 см3, а с диаметром 30 мм — 210 см3. Заполните жидкостью рабочий цилиндр доверху. Оставшуюся жидкость слейте в резервуар амортизатора. Проверьте работу собранного амортизатора и установите его на автомобиль.

Прочитать еще про :

auto.kombat.com.ua

Подвеска автомобиля

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Автомобили и трактора

Подвеска автомобиля

Передний и задний мосты крепятся к раме или несущему кузову автомобиля, воспринимают от них вертикальную нагрузку, и передают от колес на раму продольные и боковые силы, вызываемые неровностями дороги.

Подвеска осуществляет упругую связь рамы или кузова с мостами или непосредственно с колесами,воспринимая вертикальные усилия и обеспечивая необходимую плавность хода. Кроме того, она служит для восприятия продольных и поперечных усилий и реактивных моментов, действующих между опорной плоскостью и рамой. Подвеска должна обеспечивать также передачу толкающих и скручивающих усилий.

Подвеска состоит из направляющего устройства, упругих элементов и устройства, гасящего колебания. С помощью направляющего устройства определяется характер перемещений (кинематика) колес относительно рамы или кузова автомобиля и передаются продольные усилия (толкающее или тормозное), боковые усилия, а также реактивные моменты .

По типу направляющего устройства подвески разделяются на зависимые и независимы. Независимые подвески получили широкое распространение на передних управляемых колесах легковых автомобилей, так как обеспечивают лучшую плавность хода. Подавляющее большинство автомобилей имеет подвеску с металлическими упругими элементами, главным образом рессорную и пружинную.

У автомобилей с зависимой подвеской передняя ось делается неразрезной, и при наездах на препятствие наклон одного колеса вызывает наклон другого, как показано на рис. 122, а. При независимой подвёске ось делается разрезной и каждое из колес может изменять свое положение при наездах на неровности пути независимо от положения другого колеса или рамы автомобиля (рис. 122, б).

Все отечественные грузовые автомобили и автобусы, а также большинство задних мостов легковых автомобилей имеют зависимую рессорную подвеску с расположением рессор вдоль рамы автомобиля. Иногда в подвеску входят дополнительные упругие элементы, удерживающие кузов автомобиля от крена на поворотах (стабилизаторы).

Упругий элемент служит для передачи в основном вертикальных усилий и смягчения ударной нагрузки при движении по дороге с неровной поверхностью, обеспечивая при этом необходимую плавность хода.

По типу упругого элемента подвески разделяются на рессорные пружинные, стержневые (торсионные), резиновые, пневматические, гидравлические и комбинированные (с несколькими упругими элементами).

Рессоры служат для смягчения ударов, воспринимаемых колесами при движении по неровной дороге, и подразделяются на листовые, пружинные и стержневые. Листовые рессоры позволяют не только осуществлять упругую связь рамы с мостами автомобиля, но и передавать через них силы и моменты на раму автомобиля при сравнительной простоте устройства подвески.

Листовая рессора представляет собой упругую балку, собранную из ряда тонких стальных листов. Листы рессоры различны по длине, но одинаковы по ширине. Чем больше листов и чем они тоньше, тем лучше эластичность рессоры.

На грузовых автомобилях задняя подвеска состоит из четырех рессор — двух основных и двух дополнительных. Дополнительные рессоры включаются в работу лишь при определенном прогибе основных рессор, поэтому улучшается эластичность подвески ненагруженного автомобиля и надежность его работы при полной нагрузке.

Гашение вертикальных колебаний в рессорной подвеске осуществляется за счет трения между листами рессор. Однако величина трения не постоянна, так как зависит от состояния поверхности листов, наличия смазки и других причин. Кроме того, трение вызывает износ листов рессор. В связи с этим для гашения колебаний обычно применяют гасящее устройство — амортизатор, в котором энергия колеблющихся частей преобразуется в тепловую вследствие трения в жидкости, возникающего при ее протекании через отверстие с малым проходным сечением.

По конструкции амортизаторы делятся на рычажные и телескопические, а по принципу работы — на амортизаторы двустороннего и одностороннего действия. Амортизаторы двустороннего действия гасят колебания как при сжатии, так и при распрямлении (отдаче) рессор, а амортизаторы одностороннего действия, применяемые весьма редко, — лишь при отдаче.

Наибольшее распространение получили телескопические амортизаторы, которые отличаются простотой конструкции, малой массой и размерами, удобством расположения на автомобиле, большой долговечностью и надежностью в работе.

Рис. 1. Схема подвесок колес

Телескопический гидравлический амортизатор состоит из резервуара, рабочего цилиндра, поршня со штоком и клапанов: перепускного, отдачи, впускного сжатия. Внутренняя полость амортизатора заполнена маловязкой жидкостью—-веретенным маслом АУ (ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-БЗА, ЗИЛ-130 и др.) или смесью 50% трансформаторного и 50% турбинного масла (МАЗ-500А и др.). Верхняя и нижняя части цилиндра сообщаются через два ряда отверстий и в поршне. Наружный ряд отверстий закрыт сверху перепускным клапаном, а внутренний ряд отверстий перекрывается снизу тонким дроссельным диском клапана отдачи. Клапан отдачи состоит из двух плоских стальных дисков, прижимаемых к поршню пружиной. В верхней части резервуара установлены манжеты — войлочная и резиновая, прижимаемые пружиной и гайкой, ввернутой в резервуар.

К штоку и резервуару приварены проушины. Верхней проушиной амортизатор крепится к кронштейну рамы или кузова, а нижней — к кронштейну оси.

Во время распрямления рессоры поршень (рис. 123, б) движется вверх, вытесняя жидкость из верхней полости рабочего цилиндра в нижнюю. При этом перепускной клапан закрывается и жидкость через внутренний ряд отверстий в поршне и клапан отдачи продавливается в полость под поршнем.

Жесткость дисков клапана и усилие пружины создают дополнительное сопротивление. В это время впускной клапан, расположенный на корпусе клапана сжатия, открыт и свободно пропускает через отверстие из полости резервуара в рабочий цилиндр часть жидкости, равную по объему той части штока, которая в данный момент выводится из цилиндра.

При сжатии рессоры поршень движется вниз, перепускной клапан открывается и жидкость через отверстия наружного ряда, а также (в незначительном количестве) через вырезы дроссельного диска и отверстия внутреннего ряда поступает в пространство над поршнем. При этом жидкость в объеме, равном вводимой части штока, вытесняется в пространство между цилиндром и резервуаром через отверстие, предварительно преодолев сопротивление клапана сжатия. Усилие пружины клапана сжатия создает необходимое сопротивление амортизатора в период хода сжатия. После этого основная часть жидкости перетекает через центральное отверстие с большим проходным сечением, и сила сопротивления амортизатора остается почти постоянной.

Таким образом, при работе амортизатора создается сопротивление, препятствующее как сжатию, так и распрямлению рессоры. Благодаря этому, колебания кузова и осей, возникающие при движении по неровной дороге быстро затухают.

На автомобилях ЗИЛ-130 устанавливается передняя подвеска, в которой рессоры (рис. 124, а) своими передними концами закреплены с помощью ушек и пальцев на кронштейнах рамы. Ушко крепится в рессоре через прокладку двумя болтами и стремянкой от смещений рессора удерживается выступами на коренном листе и прокладке. В ушко запрессована втулка из высокоизносостойкого материала.

Задние концы рессор опираются на сухари кронштейна и могут в них перемещаться при прогибе рессоры. На пальцы сухарей установлены вкладыши, которые предохраняют от износа стенки кронштейнов и закрепляются стяжными болтами, на которых установлены втулки. На скользящем конце коренного листа прикреплена двумя заклепками накладка, предохраняющая его от износа. Все детали, работающие на трение, проходят термическую обработку для повышения срока их службы. Средняя часть рессоры крепится к подушке передней оси двумя стремянками с накладкой. Накладка и подушка передней оси имеют фиксаторы. препятствующие продольному перемещению рессор. В подвеске установлены два телескопических гидравлических амортизатора двойного действия, которые верхней проушиной прикреплены к кронштейну рамы, а нижней к передней оси. Вертикальные перемещения рессор ограничены буферами, которые смягчают удары.

Рис. 2. Конструкция и схемы работы телескопического амортизатора

Задняя подвеска автомобиля ЗИЛ-130 состоит из основной и дополнительной рессор. Концы задней основной рессоры имеют такой же тип крепления, как и концы передней. Дополнительная рессора не соединена с рамой -она кренится как одно целое с основной теми же стремянками и вступает в работу при полной нагрузке автомобиля, опираясь кон нами на специальные кронштейны рамы.

Рис. 3. Подвеска автомобиля ЗИЛ-130:а — передняя: б — задняя

На автомобилях Г А – А передняя подвеска также выполнена на двух полуэллиптических рессорах с двумя телескопическими амортизаторами двойного действия. Крепление концов рессоры с рамой показано на рис. 4. В этом случае двойной коренной лист рессоры закрепляется концами в установленных на раме кронштейнах и с помощью толстостенных резиновых вкладышей (опорных и торцового). Концы коренных листов отогнуты вверх и вниз и охвачены обоймами. Необходимое продольное перемещение рессор при прогибах происходит за счет перемещения их задних концов. Прогибы рессор ограничиваются резиновыми буферами. Рессора стянута центровым болтом и хомутиками и крепится к передней оси стремянками. Амортизатор верхней проушиной прикреплен к кронштейну рамы, а нижний к передней оси.

Задняя подвеска автомобиля FA3-53A состоит из основных и дополнительных рессор. Основная рессора крепится к раме с помощью нижней и верхней резиновых подушек. Передний конец задней рессоры упирается в дополнительную резиновую подушку. Нагрузка на дополнителную рессору передается через кронштейны с резиновыми подушками.

На автомобилях семейства М А в передней подвеске передний конец рессоры крепят посредством накладного ушка, в отверстие которого входит палец, соединяющий рессору с кронштейном. Задний конец рессоры — плавающий. Ушко одной стороной прикреплено пальцем к коренному и второму листам рессоры. Диаметр отверстия во втором листе больше диаметра пальца, благодаря чему образуется зазор, позволяющий листам рессоры перемещаться в продольном направлении. Другой стороной ушко приклепано к коренному листу, и также посредством стремянки соединено с четвертым листом рессоры. Между накладкой и гайкой стремянки также имеется зазор, позволяющий листам рессоры перемещаться в продольном направлении. В средней части рессоры установлены две стремянки для крепления ее к передней оси автомобиля.

Задняя подвеска состоит из основной и дополнительной рессор. Передний конец основной рессоры имеет накладное ушко с втулкой и крепится пальцем в кронштейне. Задний конец основной рессоры и концы дополнительной рессоры плавающие.

У автомобилей самосвалов семейства БелАЗ грузоподъемностью 25 т и выше возможность подвески на листовых рессорах весьма ограничена. Особенностью таких автомобилей является значительное изменение массы подрессоренной части. Так, для автомобилей БелАЗ-540 масса передней подрессоренной части при полной нагрузке увеличивается в 1,7 раза по сравнению с ненагруженным автомобилем, а масса задней подрессоренной части увеличивается соответственно в 4,2 раза. Подвеска на листовых рессорах при таком изменении нагрузки не обеспечивает удовлетворительную плавность хода, в особенности при движении ненагруженного автомобиля.

Плавность хода автомобиля при значительном изменении нагрузки на упругий элемент можно улучшить путем применения подвески с нелинейной упругой характеристикой, у которой жесткость изменяется при изменении нагрузки.

Применительно к автомобилю-самовалу, особенно большой грузоподъемности, предъявленным требованиям наиболее полно удовлетворяет пневматическая подвеска поршневого типа. В конструкции подвески автомобилей БелАЗ пневматическая рессора объединена с гидравлическим амортизатором в одном узле — пневмогидравлическом цилиндре. Такая подвеска названа пневмогидравлической.

Передняя ось автомобиля БелАЗ-540 подвешена к раме на двух пневмогидравлических цилиндрах, расположенных сбоку лонжеронов рамы; задний мост подвешен на двух цилиндрах. расположенных в пределах ширины рамы.

Рис. 4. Передняя подвеска автомобиля ГАЗ-53А

На автомобилях ГАЗ-24 «Волга» установлена независимая рычажная подвеска на винтовых цилиндрических пружинах с телескопическими гидравлическим амортизатором двойного действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Узлы подвески с поперечным расположением рычагов закреплены на поперечине (рис. 127), которая жестко соединяется с подрамником. Масса автомобиля распределяется ни каждое колесо через пружину, верхний конец которой опирается на штампованную головку поперечины, а нижний— на опорную чашку нижнего рычага. Колесо подвижно на верхнем и нижнем рычагах, шарнирно соединенных с поперечиной и стойкой подвески. Стойки подвески соединены с рычагами и посредством резьбовых пальцев. Шкворень закреплен в поворотной цапфе с помощью штифта, входящего в полукруглую лыску на верхнем конце шкворня. Ступица вращается на двух радиально-упорных конических роликовых подшипниках, установленных на шейках поворотных цапф. Затяжку подшипников регулируют гайкой. Регулировочные прокладки, установленные между осью верхних рычагов и верхней полкой кронштейна поперечины. позволяют регулировать развал и продольный наклон шкворня. Амортизаторы установлены внутри пружин подвески. В нижний конец амортизатора запрессован резиновый шарнир, ось которого прикреплена к опорной чашке пружин подвески. Верхний конец штока амортизатора крепится через резиновые подушки к верхней штампованной головке поперечины, на которой закреплена ось верхних рычагов.

Для уменьшения бокового крена и колебаний кузова на повороте (без изменения мягкости подвески) на большинстве легковых автомобилей устанавливают стабилизаторы поперечной устойчивости.

Стабилизатор представляет собой П-об-разный стережень из пружинной стали, расположенный поперек автомобиля и скручивающийся при наклоне кузова. В укрепленных на подрамнике обоймах помещаются резиновые втулки, сквозь которые проходит П-образный стержень. Стойки, на которых закреплен этот стержень, установлены в опорных чашках пружины.

Рис. 5. Подвеска автомобиля МАЗ-500А:

При прямолинейном движении автомобиля но ровной дороге кузов совершает вертикальные колебания, при которых стабилизатор поворачивается во втулках, не влияя на работу подвески.

На поворотах происходит боковой крен кузова, деформация упругих звеньев подвесок получается различной, стойки сдвигаются в вертикальной плоскости одна относительно другой и стержень закручивается, что и препятствует наклону кузова.

Рис. 6. Независимая подвеска передних колес автомобиля ГАЗ-24 «Волга»

К раме автомобиля в специальных кронштейнах прикреплена ось, на концах которой во втулках установлена ступица, которая стремянками прикреплена к рессоре. Концы рессоры опираются на кронштейны полу-осевых рукавов задних мостов.

Ведущие мосты соединяются с рамой штангами, воспринимающими реактивный момент от мостов и передающими на раму толкающие усилия. Для этой цели каждый ведущий мост имеет на концах полуосевых рукавов нижние кронштейны, соединяемые с кронштейнами рамы двумя нижними штангами. Кроме того, на каждом ведущем мосту прикреплен верхний кронштейн, соединяемый верхними штангами с кронштейном рамы. Соединение штанг с кронштейнами осуществляется при помощи шаровых пальцев.

Рис. 7. Стабилизатор поперечной устойчивости кузова

При балансирной подвеске оба задних моста образуют общую тележку, которая может качаться вместе с рессорами на оси 6”, и, кроме того, вследствие прогиба рессоры каждый мост может иметь независимые перемещения, что обеспечивает хорошую приспособляемость колес к неровностям дороги и высокую проходимость автомобиля. При угловом смещении мостов концы рессор скользят в опорных кронштейнах.

Читать далее: Общие сведения и конструкция рулевого управления

Категория: - Автомобили и трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Амортизаторы и рессоры - Энциклопедия по машиностроению XXL

Многие механизмы приборов и машин содержат упругие элементы. Они служат для создания усилий постоянного прижима и натяжения, играют роль амортизаторов, аккумуляторов энергии, применяются в качестве чувствительных элементов измерительных устройств, упругих опор, для обеспечения силового замыкания кинематических пар и т. д. Используются упругие элементы нескольких типов плоские (прямые, спиральные, торсионные) и винтовые пружины, мембраны, сильфоны, манометрические трубчатые пружины. В машинах упругие элементы часто применяются в виде пружин и рессор. При расчете упругих элементов допускаемое напряжение определяется в зависимости от качества материала, характера нагрузки, ответственности прибора или механизма, качества обработки и т. д.  [c.397]

Решающими операциями для оценки качества изготовления всех видов пружин, рессор, амортизаторов и других подобных ответственных деталей и узлов машин являются их силовые характеристики.  [c.11]

Рессоры, амортизаторы и колеса. В результате длительной работы листы рессоры частично теряют упругость, изнашиваются пальцы и втулки. При неосторожной езде ломаются листы рессоры. Рессоры, потерявшие упругость, прогибаются больше обычного, в результате этого покрышки трутся о кузов и быстро изнашиваются, кроме того, такая рессора легко ломается. Движение автомобиля с поломанной рессорой может привести к перекосу моста и затруднению управления. Рессору, потерявшую упругость или с поломанными листами, заменяют.  [c.245]

Ежедневное обслуживание (ЕО). Проверить осмотром состояние рамы, рессор, подрессорников, амортизаторов и колес.  [c.245]

Подвеска - передняя и задняя - зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости.  [c.84]

В подвеске автомобилей наибольшее значение для безопасности движения имеют рессоры, пружины, амортизаторы и крепление всех деталей.  [c.687]

Для проверки рычажного амортизатора необходимо разъединить рычаг амортизатора и балку моста и, перемещая рычаг из одного крайнего положения в другое, установить характер сопротивления амортизатора. При движении рычага вниз, что соответствует отдаче рессоры, рычаг должен перемещаться со значительным сопротивлением при перемещении вверх (сжатие рессоры) сопротивление должно быть несколько меньшим.  [c.191]

При первом техническом обслуживании помимо работ, выполняемых ежедневно, проверить крепление стремянок рессор, рессорных пальцев и хомутиков, амортизаторов и их тяг, люфт в подшипниках ступиц колес и шкворней поворотных цапф, состояние рамы и балки передней оси.  [c.201]

Ходовая часть состоит из рамы, осей, подвески (рессор, амортизаторов) и колес.  [c.8]

Пружины — упругие детали, широко применяемые в машиностроении для амортизации ударов, виброизоляции, создания постоянных заданных сил (например, в передачах трением, тормозах), выполнения роли двигателя после предварительного аккумулирования энергии, измерения сил по величине упругих перемеш,ений и т. д. По виду воспринимаемой нагрузки пружины разделяют на пружины растяжения (рис. 16.1, а), сжатия (рис. 16.1, б, в, г), кручения (рис, 16.1, 5), изгиба (рис. 16.1, е). Упругие детали, составленные из листов одной ширины, но разной длины (рис. 16.1, ж), называемые рессорами, применяют в транспортном машиностроении. По форме пружины разделяют на витые цилиндрические (рис. 16.1, с, б), витые конические (рис. 16.1, е), тарельчатые (рис. 16.1, г). В качестве упругих элементов применяют также детали из резины (например, в упругих муфтах, амортизаторах и т. д.). Наибольшее распространение получили витые цилиндрические пружины из проволоки круглого сечения, При больших нагрузках применяют пружины с прямоугольным сечением витков.  [c.361]

Отсоединение рычагов подвески, поломка пружин подвески и рессор, неисправность амортизаторов.  [c.46]

Задний мост, передняя ось, карданный вал, рулевое управление, амортизаторы и рессоры должны окрашиваться алкидно-стирольной эмалью МС-17 (ВТУ УХП 105—59) или нитроэмалью № ббОсп (ТУ МХП 4509—59) или № 660 (ГОСТ 5753—51).  [c.118]

Упругие свойства пружин позволяют использовать их в следующих случаях чтобы обеспечить силы нажатия во фрикционных передачах, муфтах и т.п. для аккумулирования энергии с последующим использованием пружины как двигателя в часах, приборах и т.п. для виброизолящ1и и амортизации ударов (рессоры, амортизаторы и т.д.) для измерения сил в динамометрах и других приборах.  [c.336]

Круглые и плоские пружины различных размеров, пружины клапанов двигателя автомобиля, пружины амортизаторов и пр., рессоры, замковые шайбы, диски сцепления, эксцентрикп, шпиндели, регулировочные прокладки п другие детали, работающие в условиях трения и под действием статических и вибрационных нагрузок, а также прокатные валки (сталь марки 60), рессоры, пружины и бандажи трамвайных вагонов (сталь марки 70), крановые колеса (сталь марки 75), диски сцепления, выпускные клапаны компрессора и другие детали (сталь марки 85)  [c.254]

Амортнза торы. Открытие способов прочного крепления резины к металлу привело к производству разнообразных резино-металлических деталей, состоящих из двух металлических (плоских, трубчатых или фасонных) частей, между которыми расположена привулка-низированная к ним мягкая резина. Такие детали, применяемые в качестве подвесок и рессор, являются бесшумными амортизаторами колебаний.  [c.326]

Подвеска передняя задняя зависимая, на продольных параболических рессорах (по заказу - пневматическая), с телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости зависимая, на продольных рессорах или пневмоэлементах, с телескопическими амортизаторами, (по заказу - стабилизатор поперечной устойчивости)  [c.576]

Вес упругих элементов подвески — рессор, пружин, амортизаторов и других частей автомобиля, которые одновременно крепятся и к подрессоренным и непод-рессоренньщ частям, — условно делят между ними. К таким деталям относятся карданные валы, рычаги подвески, реактивные штанги.  [c.620]

Основным преимуществом листовых рессор является их способность выполнять одновременно функции упругого и направляющего устройств подвески. При отсутствии гидравлических амортизаторов листовые рессоры способствуют гашению колебаний кузова и колес автомобиля. Кроме того, листовые рессоры просты в изготовлении и легко доступны для ремонта в эксплуатации. По сравнению с упругими элементами других типов листовые рессоры имеют повышенный вес (наиболее тяжелые), менее долговечны, обладают сухим (межли-стовым) трением, ухудшают плавность хода автомобиля и требуют ухода (смазки) в процессе эксплуатации.  [c.196]

mash-xxl.info


Смотрите также