Состав охлаждающей жидкости


Что лучше тосол или антифриз: критерии выбора

Любой автомобилист хоть раз сталкивался с дилеммой «Что лучше – тосол или антифриз?». Это — тот самый компонент, обеспечивающий нормальный температурный режим и который предотвращает от перегревания такую важную деталь, как двигатель. Чтобы купить подходящую охлаждающую жидкость для своей машины, нужно сначала досконально изучить все её разновидности.

Содержание статьи

Виды охлаждающих жидкостей

А почему бы не залить вместо антифриза обыкновенную воду? – вопрос вполне логичный. В принципе это возможно, однако не очень полезно для внутренних деталей машины. Дело в крайних температурах кипения и кристаллизации. Вода превращается в лёд уже при нуле и далее имеет способность расширяться, вредя при этом конструкции. Закипает она, как нам всем известно, достигая температуры в 100 градусов, и затем оставляет на поверхности деталей вредоносный налёт. Все эти недостатки неизвестны охлаждающей жидкости, которая не кристаллизуется даже при температуре в – 65 градусов, и не кипит при 108.

Любой антифриз имеет в своём составе несколько компонентов: этиленгликоль (или пропиленгликоль), дистиллированная вода, а также специальные присадки и краситель. Основная разница между видами антифриза состоит в комбинации и типах присадок, которые призваны увеличить эффективность работы двигателя. Все они делятся на две группы: силикат и карбоксилат.

Первая разновидность считается устаревшей, поскольку в результате постепенного испарения оставляет после себя накипь, что не самым лучшим способом влияет на работу двигателя.

Отличить группу силикатов среди прочих можно даже не читая состава жидкости, ведь, как правило, при изготовлении она окрашивается в зеленый или синий цвет.

Группа карбоксилатов – это сравнительно новые и более совершенные в своих свойствах охлаждающие жидкости. Они экологические, имеют продолжительный срок эксплуатации и обладают полезными антикоррозийными свойствами. Именно поэтому профессионалы советуют по возможности отдавать предпочтение антифризам этого вида. Отличить их можно по характерному красному или розовому цвету.

По поводу вопроса, что лучше – тосол или антифриз, то здесь ответ неоднозначен. Антифриз – это техническое название охлаждающей жидкости, а тосол – одна из её разновидностей, которая состоит в группе силикатов. Тосол был изобретен еще при СССР, как альтернатива продуктам импортного производства, и по сей день применяется владельцами продуктов отечественного автопрома. Мало кто знает, что подобное разделение имеется только в странах Советского союза, и сам тосол получил своё имя от сокращенного названия всё той же лаборатории, где был разработан.

Кроме того, антифризы по своему составу имеют еще одну классификацию: традиционные, гибридные и карбоксилатные.

Можно сделать вывод, что вопрос о том, что лучше – тосол или антифриз, как минимум некорректен, ведь помимо всех своих недостатков и устаревшей формулы, тосол является всего лишь одним из видов антифриза.

Критерии для выбора

Подобрать качественную охлаждающую жидкость не так уж просто, ведь для того следует учитывать целых комплекс различных факторов, влияющих на её работу. Основные требования для антифриза всегда одинаковы, ведь качественная жидкость:

  1. эффективно охлаждает детали, подверженные трению;
  2. имеет достаточно высокую теплоёмкость;
  3. обладает высокой температурой кипения;
  4. не замерзает, и, соответственно, не кристаллизуется;
  5. имеет антикоррозийные свойства;
  6. характеризуется приемлемой ценой и экологической безопасностью.

На современном рынке довольно сложно выбрать охлаждающую жидкость, сочетающую в себе все вышеперечисленные полезные свойства. Однако, существуют некоторые нюансы, которые позволят хотя бы не ошибиться с покупкой:

В первую очередь, обратите внимание на состав. Существует целый ряд аргументов в пользу карбоксилатов. Имеющиеся в их складе органические кислоты образуют на поверхности деталей тонкий слой, который предупреждает коррозию металлов. В то же время силикаты сопротивляются коррозии намного хуже, что приводит к износу деталей. Также к свойствам карбоксилата причислят также смазочные и антипенные. Важно знать, что появление пены в местах перегрева означает, что жидкость плохо передаёт тепло.

Жидкости группы карбоксилата имеют намного более продолжительный срок эксплуатации, ведь расход состоящих в их составе присадок совсем невелик, и они служат намного дольше силикатов. Но срок службы охлаждающей жидкости не всегда зависит от её качества, ведь иногда старение провоцирует просочившиеся в систему газы или воздух. Вот почему так важно проверять герметичность шлангов и места вероятных утечек.

Если вы выбираете между такими типами хладагента, как этиленгликоль или пропиленгликоль, то вам следует знать, что каждый из них отличается своими эксплуатационными свойствами. К примеру, этиленгликоль хорошо отводит тепло, но при этом активно окисляет металлы системы охлаждения. Кроме того, он имеет свойство пенится в горячем состоянии. Родственный ему пропиленгликоль в том плане показывает результаты немного лучше: он активнее препятствует коррозии и увеличивает срок службы деталей.

Я советую обратить внимание на упаковку охлаждающей жидкости, ведь на стадии покупки только так можно отличить качественный продукт от подделки. Ни один уважающий себя производитель не станет использовать негерметичную ёмкость без специальной упаковочной пломбы. Кроме того, следует посмотреть срок годности покупаемой жидкости.

И всё-таки основным критерием выбора является требования, которые предъявляются производителем конкретной марки и модели вашего автомобиля. Вся эта информация изложена в паспорте, также её можно получить на СТО или в специализированных сервисных центрах.

О смешивании жидкостей

Охлаждающие жидкости, разработанные по новым технологиям, включают в список своих свойств возможность совместимости с антифризами других видов. Как правило, эта информация указывается на упаковке товара.

Многие водители полагают, что разные виды охлаждающих жидкостей совместимы на основе своего цвета. На самом деле это грубейшая ошибка, ведь изначально все антифризы бесцветны, а краситель добавляется производителем для различия жидкостей его собственной линии.

Значение имеют только компоненты в составе антифриза. На протяжении эксплуатации автомобиля крайне не рекомендуется менять марку антифриза, но если это неизбежно, то ориентироваться следует на химический состав жидкости, а также набор имеющихся в ней присадок. Если название, вид и состав предыдущего антифриза неизвестны, то лучшим выходом будет удалить остатки старой охлаждающей жидкости и залить новую, рекомендованную данным конкретным производителем. Это простое действие поможет избежать многих проблем в дальнейшей работе двигателя.

Таким образом, можно подытожить, что к выбору охлаждающей жидкости нельзя относиться с пренебрежением, ведь большинство поломок случаются именно по причине неисправной системы охлаждения двигателя. И в следующий раз, когда встанет вопрос о том, что лучше залить – тосол или антифриз, вы уже будете подкованы на все 100%.

Видео «Выбираем охлаждающую жидкость»

Посмотрев запись, вы узнаете, какую охлаждающую жидкость заливать в двигатель автомобиля.

mineavto.ru

Состав антифриза – на что обращать внимание при выборе? + Видео

1 Для чего используется антифриз?

Для обеспечения нормальной работы двигателя и других узлов системы необходимо качественное охлаждение. На современном этапе наиболее распространены системы принудительного непрерывного охлаждения с постоянной циркуляцией жидкости. В процессе работы мотора антифриз может нагреваться до 120–140 градусов, а во время стоянки принимать температуру окружающей среды. Таким образом, именно состав и свойства жидкости определяют эффективность системы охлаждения и степень надежности работы двигателя. Качественный антифриз должен иметь:

Способ узнать почему горит CHECK!

С помощью универсального автосканера можно самому сделать диагностику  за 2 минуты и узнать почему горит CHECK. Подходит для всех машин..." Читать далее >>

Качественный антифриз с высокой текучестью

Антифриз не должен способствовать коррозии металлов, вспениваться и разрушать другие элементы системы охлаждения. Практически все современные жидкости охлаждения изготавливаются на основе этиленгликоля с добавлением воды и различных присадок. Однако встречаются и антифризы на пропиленгликолевой основе. Смешивать эти два вида ОЖ между собой строго не рекомендуется!

2 Состав и основные свойства антифриза

Моноэтиленгликоль – жидкость желтого цвета без запаха с умеренной степенью вязкости с температурой кипения до 198 градусов и температурой начала кристаллизации от –11,5. При нагревании моноэтиленгликоль, смешанный с водой, очень сильно расширяется, поэтому современные системы охлаждения двигателя оснащены специальным расширительным бачком, который должен заполняться жидкостью на 92–95% от максимального объема.

Следует понимать, что сам по себе водный раствор на основе этиленгликоля химически токсичен и агрессивен и негативно воздействует на стальные, чугунные, алюминиевые и другие поверхности системы охлаждения.

Водный раствор на основе этиленгликоля

Пропиленгликоль – примерно равнозначное по свойствам вещество, которое имеет меньший показатель токсичности и большую вязкость при низких температурах. Из-за этого текучесть антифриза на основе пропиленгликоля и воды несколько ниже в зимнее время, поэтому используется такая смесь реже.

Таким образом, при смешивании этилен- или пропиленгликоля с водой в определенных пропорциях можно получить универсальную жидкость с температурой замерзания до –80 градусов. Как правило, антифриз состоит на 42–45% из воды. Такой состав наиболее выгоден производителям с экономической точки зрения. Соотношение воды и этиленгликоля определяется с помощью приборов ареометра или гидрометра, которые указывает проценты плотности жидкостей на специальной шкале.

Ареометр для измерения плотности антифриза

Присадки в антифриз – комплекс антипенных, антикоррозионных, красящих, стабилизирующих и других веществ, которые добавляются для уменьшения токсичности и предотвращения негативного воздействия на металлические, резиновые, пластиковые и другие поверхности в системе циркуляции жидкости.

Современный международный регламент запрещает использование в антифризах нитритов и нитратов, так как при взаимодействии с аминами, которые содержатся в жидкости, они образуют опасные токсические соединения.

ВАЖНО ЗНАТЬ!

У каждого автомобилиста должно быть такое универсальное устройство для диагностики своего автомобиля. Сейчас без автосканера просто никуда! 

Произвести чтение, сброс, анализ всех датчиков и настройку бортового компьютера автомобиля Вы сможете самостоятельно с помощью специального сканера... 

Читать далее.. »

3 Регламентируемые нормы при производстве охлаждающей жидкости

В нашей стране требования к составу охлаждающей жидкости нормируются по ГОСТу 28084-89. В стандарте прописаны главные показатели антифриза и тосола, который допускается к использованию: внешний вид, температурные режимы (показатель замерзания, кипения), плотность, вспениваемость, степень коррозионного воздействия и т. д. Сертификации в обязательном порядке охлаждающие жидкости не подлежат, при этом производители обязаны указывать все вышеперечисленные свойства на этикетках продукции или инструкции по использованию. Большинство жидкостей произведено по регламентированным стандартам качества, в которых оговаривается количество присадок, их состав, свойства и т. д.

Охлаждающие жидкости

Что касается антифриза европейского и американского производства, то требования к производству регламентируются международными стандартами качества SAE и ASTM. В этих стандартах прописаны основные требования к качеству и составу жидкости в зависимости из чего состоит антифриз (этиленгликоль или пропиленгликоль). Эти стандарты предусматривают использование жидкостей на основе этиленгликоля только для легковых автомобилей и грузовиков малой габаритности (стандарт ASTM D4576). Другие стандарты предусматривают состав антифриза, который используется на двигателях тяжелой техники, многотоннажных грузовых автомобилях, в промышленных условиях и т. д.). Состав антифриза в этом случае имеет несколько дополнительных сложных присадок. Таким образом, ОЖ стандарта ASTM D4576 могут использоваться для легковых автомобилей в нашей стране.

Жидкость для двигателей тяжелой техники

Существует также понятие спецификации производителя, когда конкретный изготовитель авто предъявляет дополнительные требования к антифризу, который используется на двигателях данной марки. Например, нормы General Motors или концерна Volkswagen запрещают использование в составе нитратов, аминов, фосфатов, ингибиторов коррозии, а также силикатов и хлоридов. Такое ограничение, по мнению инженеров этих компаний, позволяет увеличить срок службы двигателя и системы охлаждения путем уменьшения отложений накипи и коррозионного воздействия.

tuningkod.ru

Тосол или антифриз - разница жидкостей по химическому составу + Видео

1 Особенности составов

Отличие тосола от антифриза заключается в их составах. Первая жидкость состоит из этиленгликоля и воды. В нее добавляют специальные присадки, которые созданы на основе солей неорганических кислот. Состав антифриза отличается от тосола тем, что в него дополнительно входят следующие вещества:

Тосол и антифриз

Присадки, входящие в состав антифриза, увеличивают его антикоррозийные свойства. Их создают с помощью солей органических кислот. Как отличить рассматриваемые составы знают автомеханики. Они рекомендуют водителям обращать внимание на отличительные характеристики этих жидкостей. С помощью полученной информации, автовладелец сможет выяснить, что лучше тосол или антифриз.

Хладагент с антикоррозийными присадками

Тосол способствует формированию защитного слоя на поверхности. Его толщина составляет 0,5 мм. К минусам такой защиты специалисты относят сравнительно невысокую теплопередачу, что приводит к уменьшению срока службы мотора и повышению расхода топлива. Тосол отличается от антифриза продолжительностью выполнения своих функций - 30-40 тыс. км пробега. По истечении указанного срока жидкость заменяется новым аналогом.

Способ узнать почему горит CHECK!

С помощью универсального автосканера можно самому сделать диагностику  за 2 минуты и узнать почему горит CHECK. Подходит для всех машин..." Читать далее >>

2 Химический состав

Так как, тосол состоит из неорганических кислот, поэтому его применение приводит к появлению осадка в радиаторе. Жидкость охлаждает мотор машины до тех пор, пока его температура не превысит 105 градусов. Антифриз способствует формированию специального защитного слоя на участках с коррозией. На оставшихся элементах подобный налет отсутствует. Такая технология обеспечивает оптимальную теплоотдачу. Антифриз рекомендуется использовать в течение 250 тыс. км пробега. Жидкость закипает при температуре в 115 градусов.

Специалисты не рекомендуют смешивать разнородные жидкости.

Жидкость для охлаждения мотора машины

В противном случае, двигатель автомобиля быстро выйдет из строя, при этом полученная жидкость вспенится. Антифриз, в отличие от тосола, обладает следующими преимуществами:

  1. Защита алюминия при высокой температуре.
  2. Длительный эксплуатационный срок водяного насоса.
  3. Высокое качество и отсутствие образования гелей или осадков. Традиционные аналоги обладают отрицательным свойством образования гелей.
  4. Отсутствие агрессивности к пластику, силикону и другим подобным материалам.
  5. В радиаторе отсутствуют засоры и отложения.
  6. Экологичность.
  7. Стабильность при высоких температурах - современные моторы рассчитаны на высокую нагрузку в процессе их эксплуатации. Максимальная рабочая температура достигает 135 градусов, а давление 3 атмосфер. Полезные свойства традиционной жидкости теряются при достижении температуры в 105 градусов. При этом наблюдается распад ингибиторов, снижается защита мотора. Карбоксилатные антифризы не теряют своей стабильности при достижении максимальной температуры.

3 Правила самостоятельной замены

Автомеханики советуют заливать в транспортное средство качественный антифриз или тосол. Предварительно рекомендуется ознакомиться с существующими марками охлаждающей жидкости (Mobile Advanced, Shell, Motul).

Качественный антифриз марки «Mobile»

Прежде чем поменять тосол на антифриз, либо наоборот, потребуется промыть систему охлаждения. Для этого сливают старую жидкость из бачка, радиатора и блока цилиндров. Предварительно автомобиль ставят под наклоном. Затем в систему заливают дистиллированную воду с незначительным количеством очистительной смеси. Пробки закрывают, мотор и печку включают до момента, пока жидкость не пробежит по всем трубкам. Отработанная смесь сливается. Описанная процедура повторяется несколько раз.

ВАЖНО ЗНАТЬ!

У каждого автомобилиста должно быть такое универсальное устройство для диагностики своего автомобиля. Сейчас без автосканера просто никуда! 

Произвести чтение, сброс, анализ всех датчиков и настройку бортового компьютера автомобиля Вы сможете самостоятельно с помощью специального сканера... 

Читать далее.. »

Автомобиль ставят на наклонную поверхность. Передняя часть поднимается вверх. В машину заливают полный объем антифриза. Крышка радиатора должна быть открытой. Мотор запускают. Подобная технология способствует выгонке воздушных пробок изнутри. Затем мотор глушат, жидкость доливается доверху, крышка закрывается.

Перед покупкой охлаждающей жидкости водители должны учесть, что концентрат антифриза разводят с учетом пропорций, указанных на упаковке. Замена охлаждающего вещества производится после изучения руководства по его эксплуатации. В транспортное средство можно заливать охлаждающие жидкости следующих видов:

  1. Традиционные - присадки, в основе которых находятся соли неорганических кислот.
  2. Карбоксилатные - присадки из солей органических кислот.
  3. Гибридные - присадки, в основе которых находятся соли карбоновых кислот и добавки силикатов.

Большим спросом среди владельцев авто пользуются смазочно-охлаждающие составы, изготовленные по стандартной либо карбоксилатной методике.

tuningkod.ru

Как правильно выбрать и как поменять антифриз самому

Содержание статьи:

антифриз

Каждый автолюбитель понимает важную роль, которую играет антифриз в бесперебойной работе его автомобиля. Но для того, чтобы антифриз действительно обеспечивал комфортную и безопасную езду авто, следует научиться правильно его выбирать.

Как появился первый антифриз

Несколько десятилетий назад для системы охлаждения использовалась самая обыкновенная вода. Она, конечно, охлаждала в какой-то степени двигатель внутреннего сгорания автомобиля, но использовать ее в системе было очень неудобно.

Летом в жаркую погоду она быстро закипала, а в зимние холода – мгновенно замерзала. Чтобы избежать этого водителям приходилось вечером сливать воду из системы, а утром вновь ее туда заливать. Довольно неудобно и хлопотно. Особенно если какой-нибудь автолюбитель халатно забудет слить воду вечером, то утром машину просто было не завести, приходилось отогревать систему.

Впоследствии воду стали смешивать с глицерином. По своим химическим свойствам он приносил некоторое облегчение водителям, так как смесь замерзала уже при более низких температурах, нежели вода, да и закипала при температуре почти в 3000С. Однако, не обошлось и без недостатков. Смесь имела довольно большую вязкость, что негативно сказывалось как на работе самого двигателя, так и на циркуляции системы охлаждения.

Затем ученые-химики предложили добавлять в глицериновую смесь сначала этанол, потом чуть позднее этиленгликоль для улучшения эксплуатационных показателей. Так появились первые антифризные составы.

Antifreeze, его состав и свойства

К антифризам принято относить все жидкости, которые при низких температурах не замерзают. В переводе с английского языка этот термин и обозначает «незамерзающая жидкость».

В автомобилях антифриз принято использовать в системе охлаждения для бесперебойной работы двигателей внутреннего сгорания, для избегания его перегрева и последующего закипания.

С химической стороны антифриз представляет собой смесь этиленгликоля с дистиллированной водой. Также в некоторые антифризные составы может быть добавлен глицерин, спирт (одноатомный) и по усмотрению производителя некоторые другие присадки. Как правило, в качестве присадок выступают антивспенивающие, моющие, противокоррозийные и стабилизирующие составы.

Стоит отметить, что в производстве антифриз может различаться не только по долевому составу некоторых компонентов, но и по цвету. На прилавках автомагазинов можно увидеть зеленую, синюю, желтую и красную незамерзающую жидкость. На химические и эксплуатационные свойства цвет не имеет никакого существенного влияния.

Такое «цветовое разнообразие» введено в производство лишь для удобства потенциальных клиентов.

Основные характерные показатели антифриза

Точка кипения и точка замерзания являются основополагающими характеристиками эксплуатационных свойств любого антифриза.

Эти температурные критерии зависят, прежде всего, от химического состава жидкости, а именно от пропорционального соотношения входящих в него этиленгликоля и дистиллированной воды.

Если незамерзающая жидкость на 60% состоит из этиленгликоля, а оставшиеся 40% занимает вода, то такой антифриз замерзнет лишь при температурном показателе воздуха в -450С.

Если учитывать, что коэффициент замерзания антифриза гораздо меньше, чем тот же показатель у воды, то соотношение 40% к 60% является оптимальным решением. Потому как в этом случае коэффициент расширения будет равен 1,5%.

Именно такое пропорциональное соотношение химического состава незамерзающей жидкости обеспечивает бесперебойную работу двигателя автомобиля, предостерегая его от перегрева и закипания.

Виды незамерзающей жидкости (антифриза)

В химической автомобильной промышленности изначально было принято обозначать антифриз буквой G (G-11, G-12, G12+, G-12++ и G-13). Такая спецификация введена специалистами компании Volkswagen Audi Group и признана во всем мире.

Исходя из химического состава антифриза, можно выделить несколько основополагающих типов:

Антифриз на органической основе Такие охлаждающие жидкости называют еще карбоксилатными. В их состав входят ингибиторы, представляющие собой антикоррозийные добавки. Их производят на основе карбоновых (органических) кислот. Такие жидкости в процессе работы не образуют защитную пленку на металлических деталях системы, но при этом имеют высокие антикоррозийные показатели.

Благодаря таким эксплуатационным характеристикам антифризы с обозначением G-12 и G-12+ имеют достаточный срок службы.

Но есть и свои противопоказания. Такие охлаждающие жидкости следует с осторожность использовать в системе охлаждения двигателей, в которой присутствуют металлические детали или детали из сплавов (медь, латунь и др.).

Неорганические антифризы

Гибридные (неорганические) охлаждающие жидкости в своем составе кроме органических ингибиторов имеют еще и неорганические, такие как нитриты, фосфаты или силикаты. Антифризы такого состава имеют обозначение G-11 и рекомендованы для использования в любых двигателях.

Антифриз

Это объясняется тем, что данный тип антифриза в процессе своей работы образует защитную антикоррозионную пленку.

Одной стороны это хорошо для защиты металлических деталей. Но с другой стороны, по прошествии определенного количества времени толщина этой пленки заметно увеличивается, что сказывается на работе всей системы. Поэтому срок эксплуатации такой антифриз имеет меньший, чем у органических составов.

Тосол

Тосол также является незамерзающей жидкостью, просто его производство началось еще в СССР и не потеряло своей актуальности и в наши дни. Выпускается, как правило, в синем цвете, а в составе имеет силикаты, фосфаты, нитраты, нитриты, бораты и другую органику. Она то и предназначается для предохранения металлических составляющих системы от коррозии.

Российский тосол

Точка кипения тосола составляет чуть больше 1000С, а потому имеет непродолжительный срок эксплуатации. Еще одной неблагоприятной характеристикой является и тот факт, что при работе системы охлаждения с тосолом в ней образуется достаточный силикатный слой. Он в свою очередь негативно сказывается на показателях теплообмена и эффективности работы двигателя.

Критерии правильного выбора

Большой ассортимент выпускаемых типов охлаждающей жидкости многих автолюбителей ставит в тупик. Да и запутаться нетрудно. Ведь каждый производитель старается, как можно краше расписать все эксплуатационные свойства именно своего антифриза.

Но есть одно самое главное правило, которое не позволит совершить ошибку. Достаточно просто следовать рекомендациям производителя своего автомобиля. Всю необходимую информацию можно будет найти в руководстве пользователя. Если же на прилавках магазинов вашего города нет такого антифриза, то рекомендуется покупать аналог, максимально схожий по эксплуатационным характеристикам.

Но в любом случае, следует соблюдать предельную внимательность при покупке. Сегодня очень часто недобросовестные производители меняют состав охлаждающей жидкости, вместо основного элемента (этиленгликоля) вводят метанол, чтобы снизить затраты на изготовление. Но разрушительное действие метанола на металл довольно быстро может сказаться на работе всей системы.

Как и когда менять антифриз

Если вы хотите, чтобы ваш автомобиль служил долго и бесперебойно, следует внимательно относиться к соблюдению сроков замены охлаждающей жидкости в системе.

Практически все производители рекомендуют осуществлять замену антифриза, после того как будет пройден рубеж в 40 000 км. Последние марки антифризов, такие как G-12 и G-13, способны обеспечивать комфортную работу двигателя и до 100 000 км пробега. Однако многие опытные автовладельцы советуют делать это чаще, например, ежегодно, в независимости показателей одометра.

Если необходимо долить охлаждающую жидкость, то предварительно следует уточнить ее цвет и только после этого произвести доливку. Смешивать разно цветовые антифризы крайне не рекомендуется!

Если же определить цвет не представляется возможным, то необходимо полностью слить антифриз, а потом уже произвести заливку новой, выбранной охлаждающей жидкости.

Похожее

comments powered by HyperComments

autofeel.ru

Состав и свойста антифризов

Функции охлаждающей жидкости в ДВС.

Давным-давно (кажется, в прошлую пятницу©) я заинтересовался, каков же состав антифриза и какими свойствами обладает. Для того, чтобы упорядочить полученные в процессе получения ответа представления, и написана эта статья. Пользуйтесь. Если кого-то интересуют отличия тосола и антифриза, добро пожаловать на страницу, посвящённую разновидностям и классификации антифризов. А здесь будут рассмотрены вопросы, общие для всех видов автомобильных охлаждающих жидкостей.

Итак, для начала вспомним, а зачем вообще мы заливаем антифриз в автомобиль? Конечно же для того, чтобы отвести тепло от стенок камеры сгорания. Эта основная функция и выглядывает из-под термина «охлаждающая жидкость» (по-английски «coolant»). При этом выравнивается температурный режим деталей двигателя. Плохо, если в одной точке деталь имеет температуру 200 градусов, а в другой всего 50. Об этом говорит тот факт, что при поломке системы охлаждения часто «ведёт» головку блока цилиндров, именно из-за большой разности температур в разных частях детали и, соответственно, разного теплового расширения.

Ну и второстепенная, но тоже очень полезная функция, подогрев некоторых узлов автомобиля. Например, салона или дроссельного узла.

Схема системы охлаждения автомобиля

Раньше в качестве охлаждающей жидкости использовалась вода (про воздушное охлаждение говорить здесь не будем:)), которая имела несколько недостатков. Во-первых, вода замерзает при 0°C, а поскольку при замерзании она расширяется, то велика вероятность разрыва каналов циркуляции охлаждающей жидкости. Что и наблюдалось повсеместно лет 50 назад во время первых заморозков у машин, стоящих на улице с не слитой из системы водой.

Второй недостаток воды – кипение при 100°С. Конечно, в те стародавние времена моторы не были сильно форсированными, и в нормальных условиях мотор не нагревался до таких температур, но в жаркий день где-нибудь на подъёмах в гору машины «закипали» довольно часто.

И третий недостаток – высокая коррозионная активность воды. То есть мотор внутри попросту ржавел. При этом ухудшалась теплопроводность стенок деталей (у ржавчины примерно в 50 раз хуже, чем у металла), что со временем приводило к их перегреву. К тому же из-за частиц ржавчины могут засориться каналы системы охлаждения, или выйти из строя насос или термостат.

Состав антифриза и свойства его базовых компонентов.

Вышеуказанные недостатки воды заставили искать ей замену. Сейчас автомобильные антифризы состоят из двух базовых элементов – воды и этиленгликоля. В некоторых случаях (не в автомобилях) вместо этиленгликоля может использоваться пропиленгликоль, или соли.

Этиленгликоль — двухатомный спирт, в чистом виде имеющий температуру замерзания около -13°С и температуру кипения 197°С. Удивительное свойство водного раствора этиленгликоля заключается в более низкой температуре замерзания, чем каждого вещества в чистом виде. Так, смесь в пропорции 1 к 1 будет иметь температуру замерзания -38°С.

У ЭГ (или МЭГ – устоявшееся в среде производителей сокращение от слова моноэтиленгликоль, он же этиленгликоль) также есть недостатки. Во-первых, он токсичен, полстакана внутрь будут смертельны человека. Во-вторых, он более вязкий. Об этом свойстве мы поговорим ниже.

Однако, несмотря на недостатки водный раствор МЭГ решает две проблемы применения воды из трёх: температура замерзания при приемлемой вязкости гораздо ниже нуля, причём, в отличие от воды, замерзая, раствор практически не расширяется, что даёт гарантию сохранения в целости системы охлаждения автомобиля. Температура кипения того же раствора 1:1 выше ста градусов (около 106°С), а если учесть, что система герметична и в ней повышенное давление, то эта температура будет ещё выше. В общем, для обычного ДВС хватает с запасом.

Пропиленгликоль тоже штука хорошая, однако более вязкая, нежели МЭГ и на порядок более дорогая. Его основным достоинством является нетоксичность (отравиться им настолько непросто, что его используют в том числе и как пищевую добавку под номером E1520). Поскольку у автолюбителей нет привычки пить охлаждающую жидкость, то и в автомобильной системе охлаждения он не используется. К тому же высокая вязкость ухудшает теплоотведение (жидкость медленнее протекает по системе) и дополнительно нагружает насос, снижая его ресурс.

Говоря о вязкости нельзя не упомянуть ещё об одном компоненте, из которого иногда делают дешёвые отечественные тосолы (кстати, ТОСОЛ – это ставшее нарицательным название марки советского антифриза, изобретённого в 1969 году). Это глицерин. Вещество тоже не токсичное, по вязкости сравнимое с пропиленгликолем, однако существенно дешевле даже этиленгликоля. Отсюда и смысл его использования в производстве охлаждающих жидкостей для производителей. Как правило, глицериновый тосол имеет бо́льшую плотность (примерно 1.12-1.17г/см3 в отличие от МЭГовского 1.07-1.08 г/см3). Разброс значения плотности получается из-за того, что нередко производители смешивают этиленгликоль и глицерин в различных пропорциях балансируя между параметром плотности, температуры замерзания и себестоимости. О вреде высокой вязкости написано выше, хотя на этот параметр, как правило, никто внимания не обращает (в основном, просто не зная о нём). С себестоимостью всё понятно, чем дешевле, тем лучше, плотность желательно держать поближе к этиленгликолевой потому что потребитель может проверить тосол ареометром. При более высокой плотности он покажет фантастические цифры температуры замерзания в минус 54°С и ниже, что, естественно, не соответствует действительности. Саму же температуру замерзания проверить в бытовых условиях сложно. Нужен либо доступ к промышленным холодильникам, либо место жительства в Сибири с морозами ниже -40.

Ещё один негативный момент с глицерином в том, что он высокого качества достаточно дорог, поэтому в тосолах используется дешёвый и некачественный продукт, в котором обязательно выпадет осадок в процессе работы. Нерастворимые частицы осадка могут забить или сузить каналы системы охлаждения и привести как минимум к ухудшению теплоотведения, а как максимум (в случае с забитыми каналами) – к перегреву и поломке двигателя.

Состав пакета присадок и свойства антифриза, зависящие от них.

 

Остаётся проблема коррозии, которая МЭГом не только не решается, а и ещё больше усугубляется, поскольку МЭГ более активен в этом отношении, чем вода.

Для её решения в раствор добавляют присадки-ингибиторы коррозии, которые практически сводят на нет эту активность. Существуют несколько различных технологий производства антифризов, которые отличаются именно добавляемыми антикоррозионными присадками (базовые элементы, вода и моноэтиленгликоль, в составе антифризов почти у всех одинаковые). Подробнее об этом написано в этой статье.

Кроме этого в антифризы добавляют антикавитационные, антипенные и цветовые добавки. Первые минимизируют образование кавитационного износа (кавитация – это образование и схлопывание пузырьков с паром, в процессе которого образуется ударная волна, постепенно разрушающая твёрдые поверхности вплоть до сквозных дыр в гильзах), они особенно нужны в дизельных двигателях с гильзами цилиндров мокрого типа, а вот с антипенными присадками нас ждёт сюрприз: оказывается, их наличие или отсутствие в антифризе никак не сказывается на работе охлаждайки в двигателе по той простой причине, что при повышенном до 2-3 атмосфер давлении в замкнутой системе охлаждения (читай, в любом обычном автомобиле), пена не образовывается в принципе. А присадку эту добавляют для нужд производителя антифриза или завода-производителя автомобилей. При различных технологических манипуляциях антифриз и может запениться, усложняя работу конвейера.

Ну а цветовые добавки используются для «опознания» жидкости определённого вида (например, в некоторых странах цвета конкретных разновидностей тосола прописаны в законах), чтобы не залить случайно не то, что положено.

Однако в России таких нормативов нет, поэтому на практике у нас любой антифриз может быть любого цвета (обычно гибридный антифриз красят «под карбоксилатный» в красный цвет, опять же из экономических соображений).

Смешивать охлаждающие жидкости разных типов совсем не рекомендуется (нельзя, короче), потому что в этом случае присадки различных групп нейтрализуют друг друга, и вы получаете в моторе простой водный раствор этиленгликоля, иногда с осадком. На коррозионную активность такого раствора можно посмотреть в табличке выше по тексту.

Также цвет помогает понять, где протечка именно антифриза, а не моторного масла, или жидкости ГУРа, да просто уровень окрашенной жидкости лучше видно в расширительном бачке (без красителя антифриз был бы бесцветным). Кроме этого снижение интенсивности цвета и его изменение может говорить об истощении присадок в объёме антифриза. А это означает, что пора проводить его замену. Ну и для повышения лояльности потребителя тоже цвет можно использовать. Например, начать производить серо-буро-малиновый антифриз и использовать его для первой заливки на автозаводе. Автовладелец, исходя из соображения, что можно мешать зелёный с зелёным, красный с красным и т.д., будет искать именно серо-буро-малиновый антифриз. Ну и найдёт у одного единственного производителя, там и купит. За хорошие деньги, ибо эксклюзив:).

Чуть не забыл, иногда в состав антифризов добавляют вкусовую горькую присадку Bitrex, чтобы отбить охоту у детей и животных пить его. Напомню, этиленгликоль является ядом, при этом имеет сладковатый вкус. Кстати, этиловый спирт нейтрализует действие этиленгликоля (чем быстрее выпьете, тем больше вероятность, что останетесь в живых).

Итого.

masloteka.ru

Все об антифризах: состав, различия, классификация, популярные марки

Состав антифриза для системы охлаждения не менее важен, чем марка топлива для двигателя. Знания состава и видов помогут водителям подобрать качественную и, самое главное, подходящую охлаждающую жидкость для автомобиля. Какие бывают виды, чем отличается состав антифриза и тосола – все это читатели узнают после изучения данного материала.

Состав антифриза для автомобиля и его виды

Органические и неорганические антифризы

Сегодня охлаждающую жидкость можно разделить на два вида – силикатный и карбоксилатный антифриз. Что касается силикатного, то именно к нему относится «Тосол». В состав такой охлаждающей жидкости входят неорганические кислоты, бораты, силикаты, фосфаты, нитраты и нитриты. Силикаты являются основной присадкой в неорганической охлаждающей жидкости. Для современных автомобилей такой антифриз не подходит, так как имеет множество недостатков. Изготавливается на основе этиленгликоля.

Присадки оседают на внутренней поверхности трубопроводов, их основная задача – обеспечивать защиту от коррозии и нормальную проводимость. С первой задачей тосол справляется на «отлично», а со второй – ровно наоборот. Из-за низкой теплопроводимости теплообмен проходит очень вяло, что в результате приводит к частым перегревам мотора. Именно поэтому использовать тосол на иномарках не рекомендуется, так как износ двигателя происходит слишком быстро. Есть ещё один серьезный недостаток – менять силикатный антифриз нужно каждые 30 тысяч километров, в противном случае кроме перегрева появится и коррозия внутри системы охлаждения.

Что касается карбоксилатных антифризов, то в них используются только органические кислоты. Именно поэтому такой вид имеет значительно меньше недостатков, чем силикатный вариант. Органические присадки покрывают только те участки, где образуется коррозия, поэтому теплообмен практически не теряется. Это главное преимущество перед силикатным тосолом. Изготавливается карбоксилатный антифриз на основе этиленгликоля или пропиленгликоля.

Именно карбоксилатная жидкость стала называться антифризом после того, как её стали поставлять в СНГ. Но многие и сегодня называют её тосолом. Задача автомобилиста – выбрать подходящий вид для своей машины. Если это старое отечественное авто, то от тосола хуже не будет, да и стоит он заметно дешевле, чем органический антифриз. В других случая нужно приобретать карбоксилатную охлаждающую жидкость. Что касается замены антифриза, то она требуется только через 200 тысяч километров пробега. Добиться такого длительного срока получилось тоже за счет добавления органических присадок.

Классификация антифриза

На сегодняшний день существует три класса антифризов:

Популярные марки антифриза

Мы разобрались с классификацией, теперь можно пройтись по известным маркам, которые предпочитают водители по всей территории СНГ. К ним относятся:

Это наиболее оптимальные варианты по соотношению цена/качество. Итак, начнем с «Felix» – этот антифриз предназначен для всех грузовых и легковых авто. Способен нормально функционировать в тяжелых климатических условиях. В состав антифриза Felix входят специальные запатентованные присадки, которые продлевают ресурс трубопроводов системы охлаждения, защищают мотор от замерзания и перегрева. Состав антифриза Феликс содержит антипенные, антикоррозийные и смазывающие присадки, относится жидкость к оптимальному классу G12.

Состав и свойства антифриза феликс

Если же говорить о качественных жидкостях, которые относятся к Тосолу (G11 на основе неорганических присадок), то это Аляска. Акцент в этой продукции сделан на борьбу с холодом. К примеру, определённый состав антифриза Аляска может выдержать температуру до -65°С. Существуют варианты и для теплых регионов, где зимой стрелка термометра не опускается ниже 25°С. Разумеется, что виды антифриза с пометкой G11 имеют свои недостатки.

Состав и свойства антифриза аляска

Ещё один хороший вариант – это антифризы NORD. Фирма поставляет на автомобильный рынок все виды охлаждающей жидкости – от G11 до G13, поэтому нет смысла описывать состав антифриза NORD.

И последний вариант, который мы рассмотрим – это автомобильный антифриз Sintec. В основном компания занимается выпуском жидкости класса G12. Антифриз отлично подходит для всех современных двигателей. Многие профессиональные ремонтники рекомендуют пользоваться антифризом этой фирмы тем водителям, которые водят авто с алюминиевым двигателем. Состав антифриза Синтек включает в себя запатентованные присадки компании, они отлично защищают систему от образования отложений в водяном насосе, различных каналах, моторном отсеке и радиаторе. Также Синтек надежно защищает систему охлаждения от коррозии.

Состав и свойства антифриза синтек

blog-mycar.ru

Жидкости для системы охлаждения

Практически каждому человеку знакомы такие понятия как «тосол» и «антифриз», не говоря уже о владельцах автомобилей. Двигатель в результате эксплуатации выделяет тепло, образующееся при сгорании топлива и действия сил трения, поэтому ему необходима эффективная система охлаждения. Большая часть тепла отводится с помощью радиатора, теплоносителем является охлаждающая жидкость, циркулирующая через него и рубашку охлаждения двигателя.

Жидкости для системы охлаждения

Как правило, охлаждающая жидкость состоит из соединения воды, этиленгликоля и специальных присадок, предохраняющих систему охлаждения от коррозии, а саму жидкость от термохимического разрушения.

В большинстве случаев разницы между тосолом и антифризом не существует, за исключением тех, когда в состав жидкостей входят различные присадки.

Тосол – это автомобильная охлаждающая жидкость, разработанная в 1971 году специально для автомобилей ВАЗ, сотрудниками ГосНИИОХТа (Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии). Первые буквы названия жидкости «ТОС» расшифровываются как отдел Технологий Органического Синтеза, остальные буквы – «ОЛ» добавлены для получения слова, похожего на название спирта. Торговая марка «Тосол» не была запатентована, поэтому все охлаждающие жидкости в Росси стали называть «Тосол». Маркировки тосола легко поддаются расшифровке, цифры 30, 40, 65 – это температура начала замерзания охлаждающей жидкости, буквы: А – автомобильный, К – концентрат, М – модернизированный.

Антифриз – это зарубежное название охлаждающей жидкости, что в переводе означает «препятствующий замерзанию».

Главными эксплуатационными свойствами охлаждающих жидкостей являются:

Первоначально для систем жидкостного охлаждения в двигателях применяли воду, обладающую значительной удельной теплоемкостью. Однако у воды, как у охлаждающей жидкости, есть ряд недостатков.

Основной из них — кристаллизация (замерзание) воды при температуре ниже 0°С, при этом вода увеличивается в объеме, повреждая (разрывая) детали системы охлаждения. Еще один недостаток — высокая коррозионная активность к металлам, из которых изготовлены детали системы охлаждения. Поэтому в странах с теплым климатом в качестве охлаждающей жидкости используют воду с добавлением дополнительных компонентов, такую смесь называют антикоррозионной жидкостью.

В странах с холодным климатом уже в течение многих лег в качестве всесезонной охлаждающей жидкости применяют смесь воды с многоатомными спиртами, которую называют антифризом.

На сегодняшний день наибольшее распространение получили охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля.

Важно!

Необходимо отметить, что антифриз на основе этиленгликоля чрезвычайно опасен для организма человека. При попадании антифриза в органы пищеварения необходимо сразу обратиться за медицинской помощью. Токсическое действие антифриза в основном связано с этиленгликолем. Смертельная доза последнего – около 100 мл. Сам этиленгликоль малоядовит, тяжелые последствия вызывают продукты его распада в организме (метаболиты), в частности, щавелевая кислота. Она вызывает ацидоз (закисление крови), а образующиеся соединения кальция (оксалаты) повреждают почки. Необходимо отметить, что антифризы очень агрессивны к лакокрасочному покрытию автомобилей. При попадании антифриза на окрашенную поверхность его необходимо сразу же смыть водой. Использованный антифриз нельзя выливать в канализацию или на землю, его необходимо специальным образом утилизировать.

Большинство иностранных производителей высококачественных охлаждающих жидкостей производят антифриз в виде концентрата — этиленгликоля с пакетом высокоэффективных присадок. Состав концентрата примерно следующий: 95% — этиленгликоль, 3% — вода, 2% — пакет активных присадок.

Для получения охлаждающей жидкости с необходимыми характеристиками (температурой застывания) необходимо смешать концентрат антифриза с водой. Использовать концентрат антифриза в качестве охлаждающей жидкости без смешивания с водой нежелательно, так как теплоемкость его гораздо ниже, чем у воды, а температура застывания около минус 25°С. Применение в качестве охлаждающей жидкости только концентрата антифриза может ухудшить эффективность работы системы охлаждения.

Для концентратов антифриза обычная пропорция смешивания такая: примерно 50% концентрата антифриза на 50% воды. Температура застывания такой смеси около минус 37°С. При большем количестве воды или недостаточном количестве ингибиторов коррозии в концентрате значительно ускоряются процессы коррозии деталей.

Кроме антикоррозионных присадок, в состав антифриза также должны входить компоненты, защищающие детали системы охлаждения от разрушений. Особенно опасны для деталей системы охлаждения поддельные или низкокачественные антифризы, которые не содержат в достаточном количестве необходимые присадки, и разрушение деталей может произойти за очень короткий срок. К сожалению, определить некачественный антифриз можно только по результатам работы двигателя или лабораторным тестам.

Охлаждающая жидкость, готовая к применению и не требующая добавления воды, называется «Тосол» А-40 или «Тосол» А-65, температура замерзания которых соответственно — 40°С и — 65°С.

Охлаждающая жидкость в процессе эксплуатации вырабатывает свои присадки и изменяет свои характеристики, возрастает способность вызывать коррозию металлов, со временем испаряется вода, повышается плотность, снижается теплопередача. Срок службы охлаждающих жидкостей обычно указывается производителем на этикетке. Он может быть равным 5 лет. Однако, практика показывает, что ее лучше всего заменять не реже чем через 2 года или 40 тыс. км пробега.

Многочисленные испытания и опыты показывают, что через 2 года или с пробегом свыше 40 тыс. км любая, даже самая качественная охлаждающая жидкость вырабатывает присадки и происходит коренное изменение качественных показателей.

Если радиатор не подтекает, двигатель не перегревается, то антифриз можно поменять только после окончания срока эксплуатации. Но целесообразно раз в полгода проверить: сильно ли изменился его внешний вид, нет ли осадка и продуктов коррозии, если эти признаки присутствуют, то жидкость нужно заменить.

Несмотря на то, что основой всех охлаждающих жидкостей служит водный раствор этиленгликоля, каждая из них может содержать разный пакет антикоррозионных и противовспенивающих присадок.

Смешивать отечественные антифризы с импортными составами и продуктами, в которых используются зарубежные присадки, не рекомендуется.

Одним из признаков качества антифриза является наличие официального допуска и соответствие одному из зарубежных стандартов, например, американским ASTMD3306 и ASTMD4556, бельгийскому BT-PS-606A. английскому BS 6580, NATOS-759. Наличие на упаковке допусков BMW, DAEVolvo, Mercedes-Benz, VW, GM, Ford свидетельствует в пользу этого антифриза.

Взаимозаменяемы ли антифризы различных марок?

Следует знать:

На прилавках автомобильных магазинов появилось новое поколение антифриза, которое имеет название карбоксилатный антифриз или G12. На емкостях с данной незамерзающей жидкостью указаны большие сроки использования, а также другие преимущества «новинки». Чем же он отличается от обычного «тосола»?

Немного истории…

Автолюбители первоначально использовали воду для охлаждения двигателей своих автомобилей, поскольку зимой она замерзала, то решили снизить температуру кристаллизации, добавив в воду этиленгликоль. С ним жидкость не замерзала и не разрушала детали двигателя и его системы охлаждения. Так продолжалось бы долго, если бы не современный технический прогресс. Он потребовал снижения массы автомобиля и повышения качества деталей при снижении их себестоимости. Стали появляться детали системы двигателя из алюминиевых сплавов. Все бы хорошо, но этиленгликоль, который заливали в систему охлаждения, начал разрушать детали из алюминиевых сплавов, а именно, разъедать радиатор и соединительные трубки. Тогда был изобретен антифриз под маркой «Тосол», который содержал специальные присадки, противостоящие коррозии, создавая защитный слой против воздействия этиленгликоля. Позже был создан новый антифриз, который получил от компании «Фольксваген» название «антифриз G11». Данное обозначение стали использовать во всем мире.

Новый антифриз G11 имел несколько недостатков, основной — ограниченный срок службы, всего два года. Технический прогресс развивался дальше и в итоге был разработан новый карбоксилатный антифриз G12, особенность которого — увеличенный до пяти лет срок службы, что позволило применять его всеми мировыми автомобильными компаниями.

Как правильно выбрать и купить карбоксилатный антифриз G12? главное не нарваться на подделку. Если на упаковке написано что-то вроде; «соответствует требованиям завода-изготовителя», то это означает, что его состав аналогичен характеристикам антифриза завода-изготовителя, но никаких тестов он не проходил и его не испытывали автопроизводители.

Если у вас современный автомобиль, то рекомендуется применять только карбоксилатныйантифриз G12, что избавит вас от неприятных моментов, связанных с ремонтом автомобиля, и продлит срок службы вашей машины.

Самыми популярными стали следующие антифризы G12: SintecPremium, CoolStreamPremium и X-FreezeCarbox.

Важно!

Ошибочно полагать, что цвет охлаждающей жидкости соответствует конкретной марке. Производители придают жидкости яркие цвета для быстрого обнаружения утечки из системы охлаждения, легкого определения уровня жидкости в бачке, а также для напоминания об опасности. Разные по цвету жидкости смешивать разрешается, если их основа идентична. В противном случае свойства жидкости ухудшатся, и это приведет к ускоренному выходу из строя деталей двигателя.

По материалам: avto-opel.com

 Загрузка ...

Поделиться "Жидкости для системы охлаждения"

Жидкости для системы охлаждения

5 (100%) проголосовало 1

avto-opel.com


Смотрите также