Тормозная жидкость минеральная


DOT vs. Минеральное масло / Блог им. pashevich

Текст — Alex MansellПеревод – Павел СадовскийОригинал - www.epicbleedsolutions.com   Большинство из вас знает, что гидравлические велосипедные тормоза делятся на два типа в зависимости от используемой тормозной жидкости – минерального масла или DOT. Но какая из тормозных жидкостей лучше, и почему нам приходится выбирать один из двух типов тормозов?

    Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы. В статье ниже детально исследованы свойства минералки и ДОТа, приведены плюсы и минусы, а также дано объяснение, почему производители считают, что та или иная жидкость лучше для нас, райдеров.    Велкам под кат. Роль тормозной жидкости. Тормозная жидкость является одной и самых важных составляющих тормозной системы. Ее задача – передать усилие от тормозной ручки через мастер-цилиндр на поршни в калипере. Такая передача усилия возможно потому, что жидкость практически не сжимаема. Тормозная жидкость также должна противостоять сильному нагреву, возникающему из-за трения колодок и ротора при торможении.    Типы тормозных жидкостей. На сегодняшний день в велосипедных гидравлических тормозах используются два типа жидкостей: DOT и минеральное масло.  Тормозная жидкость DOT. Наиболее широко используемая тормозная жидкость на сегодняшний день, во многом благодаря использованию DOT в автомобильной индустрии. Все типа жидкостей DOT (за исключением DOT 5) изготавливаются на основе поли-гликолей.   Тормозные жидкости на основе гликолей состоят из 10 отдельных компонентов, которые можно объединить в 4 основные группы: •Смазывающие, такие как полиэтилен (polythene) и полипропилен, для того, чтобы снизить трение в подвижных деталях тормоза – 20-40% •Растворитель / разбавитель, обычно гликолевый эфир, который определяет температуру кипения жидкости и ее вязкость, обычно составляет 50-80%. •Модификаторы, предотвращающие разбухание резиновых уплотнений. •Ингибиторы, предотвращающие коррозию и окисление.    Тормозные жидкости DOT должны соответствовать строгим стандартам и спецификациям, установленным Обществом Автомобильных Инженеров и Департаментом по Транспорту (DOT), кстати отсюда и название тормозной жидкости. Эти стандарты связаны с работоспособностью тормозной жидкости в широких температурных пределах, а также определяют минимальную температуру кипения тормозной жидкости, которую должны обеспечить производители DOT-а.

Температура кипения.    Одно из главных отличий разных типов (стандартов) тормозных жидкостей DOT – температура кипения (или точка закипания). Нагрев и последующее кипение с выделением «пара» связано с интенсивным выделением тепла от трения ротора и колодок при длительных, жестких торможениях. При закипании тормозной жидкости тормоза могут полностью отказать.   Что происходит, когда тормозная жидкость начинает кипеть?   Достигнув определенной температуры – точки кипения, тормозная жидкость начинает кипеть, выделяется газообразная фаза. Поскольку газ очень хорошо сжимается, гидравлическая жидкость перестает быть несжимаемой, и не может передавать давление от мастер-цилиндра на поршни тормоза. Нажимая ручку тормоза, вы просто сжимаете пузырьки газа в жидкости, тормоза при этом работают плохо или не работают вовсе, ручка проваливается до грипсы без какого-либо эффекта.     В таблице представлены минимальные температуры кипения жидкостей DOT, в соответствии с технической спецификацией:  

  Обратите внимание, что в таблице представлены минимальные температуры кипения по требованиям DOT, реальные температуры кипения тормозных жидкостей некоторых брендов могут достигать и 300 градусов (при отсутствии влаги в жидкости).  Что значит «сухая» и «влажная» температуры кипения?   «Сухая» температура кипения тормозной жидкости относится к свежей, новой тормозной жидкости, только что разлитой из запечатанной тары, соответственно, «влажная» температура кипения DOT относится к жидкости, содержащей 3.7% воды (по объему). DOT набирает такое количество влаги примерно за 2 года использования, именно поэтому рекомендуется ежегодно менять DOT в гидравлических тормозах.    Влияние содержания влаги на температуру кипения проиллюстрировано на графиках ниже. Данные получены компанией Shell для тормозных жидкостей DOT 3 и DOT 4.
  Обратите внимание, что при содержании влаги в тормозной жидкости 8%, ее температура кипения критически снижается до 100 С, то есть фактически до температуры кипения воды.    Жидкости на основе гликолей являются гигроскопичными, то есть они поглощают влагу из окружающей среды со скоростью примерно 2-3% в год, причем во влажном климате это происходит еще быстрее. Влага попадает в казалось бы герметичную тормозную систему через микропоры в гидролинии, манжетах, уплотнителях и соединениях. Но постойте, не смотря на то, что влага – главный враг тормозной жидкости, снижающий ее температуру кипения, гигроскопические свойства жидкости DOT на самом деле являются преимуществом.

    При попадании влаги в гидравлическую систему она равномерно растворяется по всей тормозной жидкости, вместо того, чтобы скапливаться в нижних точках системы (вода тяжелее DOT). Это помогает поддерживать температуру кипения всей системы на приемлемом уровне, тогда как наличие скоплений воды в районе калипера привело бы к кипению этой воды уже при 100С. Растворение влаги также препятствует локальной коррозии внутренних частей тормоза из-за контакта с водой.  Почему DOT 5 отличается от остальных?  Тормозная жидкость DOT 5 (не путать с DOT 5.1) фундаментально отличается от остальных типов DOT, т.к. ее основа – силикон. Разработка DOT 5 велась с целью достижения более высоких температур кипения по сравнению с DOT 4, основанном на гликоле. Фиолетовая жидкость, иногда ее называют «синтетической тормозухой», DOT 5 не совместима ни с одним типом гликоль-эфирных DOT.   Хотя производители мтб-тормозов тестировали DOT 5, пока нет доказательства того, что эта жидкость превосходит основанные на гликоле DOT-ы. К тому же, DOT 5 более сжимаема, чем другие типы DOT, и ее использование в тормозах требует переработки дизайна всей системы, чтобы исключить ватное ощущение на тормозных ручках.   Фундаментальная особенность – DOT 5 является гидрофобной жидкостью и не поглощает влагу из атмосферы.     В чем преимущества DOT 5? Благодаря гидрофобности DOT 5 имеет более длинные сервисные интервалы. Также он менее химически активен по отношении к лако-красочным покрытиям, по сравнению гликольными DOT.   Хороший пример использования DOT 5 – военная техника, которая годами может храниться без действия, но должна быть готова к использованию в любой момент. Владельцы классических и раритетных машин также часто предпочитают DOT 5, поскольку их автомобили чаще стоят в гараже, чем ездят.    Минеральное масло.

В отличие от DOT, спецификации минерального масла для гидравлических тормозов не подлежат сертификации и соответствия стандартам, поэтому очень сложно найти техническую информацию о составе и отдельных компонентах «коктейля» разных производителей. Гиганты велоиндустрии Shimano и Magura, несомненно, потратили уйму времени и денег на улучшение свойств своих брендовых минеральных масел, так что совершенно понятно, откуда такая завеса секретности.   Не является ли отсутствие стандартов и спецификаций для минеральных масел чем-то плохим? Вот что говорят в Shimano по этому поводу:    «На самом деле мы видим в этом преимущество использования минерального масла. Нам не нужно доверять сторонним организациям тестирование тормозной жидкости. Поскольку во всех тормозах Shimano используется минеральное масло (тормозная жидкость) Shimano, мы полностью контролируем процесс производства и можем с уверенностью обеспечить наилучшую работу тормозов» — Nick Murdick, ведущий инженер Shimano.   Убедительный аргумент. Вполне разумно, что такая огромная компания, как Shimano, с огромным бюджетом, хотела бы полностью контролировать производство тормозной жидкости для своих же тормозов.    Температура кипения минерального масла.  Что ж, теперь мы подошли к самому интересному – именно здесь проявляется самое большое отличие минерального масла от гликольных тормозных жидкостей DOT.   В отличие от DOT, минеральное масло является гидрофобной жидкостью, то есть оно не впитывает влагу из окружающей среды. Значит, вам не нужно беспокоиться о «влажной» температуре кипения масла, температура кипения всегда «сухая» и не изменяется со временем. Это хорошая новость.   А плохая новость заключается в том, что вода все равно проникает в тормозную систему, через уплотнения, гидролинию и т.д. И поскольку попавшая влага не растворяется, то температура кипения «тормозной жидкости» падает до температуры кипения воды, то есть до 100 градусов. Происходит это потому, что гидрофобные свойства масла заставляют воду скапливаться в нижних точках гидравлической системы, к несчастью, как раз в калипере. И именно в районе калипера выделяется всё тепло при торможении.   Вы можете подумать, что поскольку  у минералки постоянная температура кипения, то по  законам Вселенной она должна быть ниже, чем у DOT, потому что нельзя в одной жидкости соединить оба преимущества (высокую температуру кипения и ее постоянство независимо от содержания влаги). Давайте посмотрим на некоторые доступные нам графики.  

  Да, мы тоже ошеломлены! Минеральное масло Magura Royal Blood имеет просто безумно низкую температуру кипения по сравнению с аналогами от конкурентов. Даже LHM+ превосходит королевскую кровь на 107% по температуре кипения. Причины такой низкой температуры кипения этой минералки неизвестны, мы лишь знаем, что Magura Royal Blood производится на основе гидравлической жидкости Castrol Vitamol V10.   Все графики были предоставлены производителями минеральных масел. Еще одна удивительная вещь, которую мы видим на графиках: минералка Lubes' Mineral Oil превосходит по температуре кипения даже оригинальную шимановскую  минералку, всего на пару процентов, но тем не менее.    Сроки годности тормозных жидкостей.
   Тормозная жидкость DOT.  Срок хранения тормозных жидкостей на основе гликолей очень ограничен из-за гигроскопических свойств DOT-а, именно поэтому тара с DOT всегда герметично заклеена металлической фольгой. Как только вы разгерметизировали бутылку с DOT – жидкость начинает впитывать влагу из воздуха, и температуры кипения вашей тормозной жидкости будет постепенно падать.   Компания Castrol рекомендует хранить тормозную жидкость в открытой таре не более 12 месяцев. Мы считаем, что неразумно прокачивать тормоза DOT-ом из открытой несколько месяцев назад тары, только если у вас нет иного выхода. Чтобы уменьшить потери «просроченного» DOT покупайте жидкость в небольших 100 мл бутылках, этого количество обычно хватает, чтобы прокачать пару тормозов 2-3 раза.    Минеральное масло.  Поскольку минералка гидрофобна, она может храниться в открытой таре очень долго, не теряя свойств.     Сравнение различных тормозных жидкостей  Так что с чем можно смешивать в тормозной системе, не рискуя вывести ее из строя? Посмотрим на таблицу ниже:

      Все жидкости DOT, основанные на гликолях (3, 4 и 5.1), полностью совместимы между собой, их можно смешивать в любых пропорциях, не опасаясь ухудшения характеристик. При смешивании различных типов DOT меняется лишь температура кипения смеси по сравнению с отдельными компонентами.    Например, если вы добавите DOT 3 в тормоз, прокачанный DOT 5.1, скорее всего вы снизите точку кипения смеси. Я пишу «скорее всего», потому что все зависит от «свежести» компонентов в смеси, но вы поняли идею – смешивать разные типы DOT в общем не очень хорошая идея.     Основанный на силиконе DOT 5 несовместим с другими типами DOT, а также с любыми минеральными маслами. Поскольку в природе нет велосипедных тормозов на DOT 5, то нам и нечего волноваться на счет его свойств. Главное, помните, что ни в коем случае нельзя лить DOT 5 в тормоза, работающие на DOT 5.1!  Что на счет совместимости минеральных масел для тормозов?  Тут все очень запутанно. С DOT все предельно ясно, а вот смешивание минералок – совсем другая история.   Мы считали, что все минеральные масла для гидравлических тормозов совместимы друг с другом, но после прочтения одной статьи в стиле «Вопрос – ответ» на BikeRumor у нас возникли некоторые  сомнения по этому поводу.    7 вопросов о тормозных жидкостях и их применении с шоссейной гидравлике были заданы ведущим производителям тормозов, и неотредактированные ответы были опубликованы.   Один представитель Shimano заявил, что ни одно минеральное масло сторонних производителей никогда не будет одобрено к использованию в тормозах Shimano. Ожидаемое заявление. Но он продолжил: «Вне всякого сомнения, минеральное масло Magura приведет к выходу из строя тормоза Shimano за очень короткий промежуток времени».    Мы задумались. Shimano просто пытается запугать пользователей, чтобы они использовали только брендовое минеральное масло? Я связался с Will Miles из Juice Lubes, компании-производителя широкого спектра смазок, очистителей и тормозных жидкостей (в том числе и минералки) и спросил, что он думает о совместимости и взаимозаменяемости минеральных масел.    «Наше мнение очень простое: мы протестировали наши тормозные жидкости во всех гидравлических системах (DOT и минерально-масляных), в том числе и в тормозах Shimano, и с уверенностью можем рекомендовать нашу продукцию всем пользователям тормозов. Мы продали тысячи единиц нашей продукции по всему миру, и у нас не было ни одного негативного отзыва. Производителей тормозов тоже можно понять, рекомендуя использовать только свое брендовое масло, он не только получает дополнительную коммерческую выгоду от розничной продажи масла, но и гарантирует идеальную работу гидравлической системы с теми характеристиками, которые были заявлены в рекламных проспектах. К тому же не стоит забывать про «защиту от дурака», ведь чего только не пытаются лить в тормоза». — Will Miles, Juice Lubes.     Менять или не менять оригинальное масло на LHM+ или подсолнечное – решать пользователю, но помните: в случае использования неоригинального масла гарантия на тормоза обычно аннулируется.    Какие тормоза работают на минералке, а какие – на DOT?   Естественно, это зависит от бренда и модели вашего тормоза, тип тормозной жидкости обычно указан на тормозной ручке, дабы пользователь случайно не напортачил, залив не ту жидкость в гидролинию, убив тем самым все уплотнения в тормозе.

      Таблица с предпочтениями разных производителей тормозов приведена ниже:       Очевидно, что большинство производителей используют DOT в своих гидравлических тормозах, но значит ли это, что DOT – лучший выбор для пользователей? Давайте поведем итоги и сравним основные преимущества и недостатки двух систем.    Преимущества и недостатки.  Начнем рассмотрение плюсов и минусов с DOT, подчеркну, что мы рассматриваем только гликоль-эфирные жидкости DOT, то есть все, кроме DOT 5.  Преимущества и недостатки DOT:  Преимущества •Высокая температура кипения (особенно у DOT 5.1) •Гигроскопичность – отсутствие скоплений влаги внутри системы •Строгая сертификация свойств •Доступность – продается в любом автомагазине •Низкая цена •Легко смывается и нейтрализуется водой  Недостатки: •Коррозионные свойства – разъедает краску и раздражает кожу, опасен для глаз •Гигроскопичность – уменьшение температуры кипения по мере поглощения влаги •Короткий срок хранения в негерметичной таре   Как видите, тормозная жидкость DOT обладает большим числом плюсов, и не последний из них – ее можно купить буквально везде, да и цена обычно вдвое ниже, чем на минералку. Но большой минус DOT – его гигроскопичность, хотя он же является и плюсом, мы писали об этом выше.   Лично мне кажется, что преимущества DOT перевешивают недостатки. Гигроскопичность и падение температуры кипения нивелируется ежегодной прокачкой тормоза свежей жидкостью, это совсем небольшая плата за отсутствие в системе скоплений воды, которая начнет кипеть уже при 100 градусах.   Спецификации DOT жестко регулируется государственными органами, и производители могут сосредоточиться на разработке и улучшении своих гидравлических тормозов, вместо того, чтобы химичить с составом тормозной жидкости. Второй плюс – свойства DOT практически не зависят от производителя, и вы можете уверенно покупать жидкость практически любого бренда.    Преимущества и недостатки минеральных масел:  Преимущества: •Высокая температура кипения (сравнимая с DOT) •Гидрофобность – постоянная температура кипения жидкости •Длительные сроки хранения в негерметичной таре •Нейтральность в отношении краски и кожи •Отсутствие строгих спецификаций, производители могут экспериментировать •Легко смывается тряпкой  Недостатки: •Высокая цена по сравнению с DOT •Гидрофобность – уменьшение температуры кипения по мере появления скоплений влаги в системе •Плохая доступность в магазинах •Отсутствие строгих стандартов, разные масла обладают разными свойствами     Самый большой недостаток брендовых минеральных масел – цена. Поскольку каждое масло «уникально», у него нет конкурентов, ведь гарантия на тормоз распространяется только при использовании родной «минералки». Производители могут заламывать за свое масло любую цену, и они это делают!   В отличие от DOT, свойства и спецификации минерального масла ничем не регулируются. Это дает производителям тормозов свободу эксперимента с составом и свойствами. Shimano считает это плюсом, так как ее инженеры сами контролируют свойства и качество минерального масла. Но отсутствие регулирования и конкуренции позволяет производителям минералки делать профит на розничной продаже масла.   Один из плюсов минералки – ее химическая нейтральность по отношению к лако-красочному покрытию и к вашей коже.    Примечание переводчика: не упомянуты плюсы и минусы жидкостей при случайном заливании колодок маслом или DOT-ом. Если на колодки попало масло – обычно спасает только прокаливание, и то не всегда. Я же полностью заливал колодки DOT-ом при прокачке, просто достал их, промыл водой, и поставил на место. Они тормозили практически так же, как и до инцидента, только при определенном усилии гудели. Но тормозили.    И победителем становится…  Так какая тормозная жидкость лучше? Что ж, почему бы вам самим не ответить на этот вопрос, проголосовав? Вы ознакомились со свойствами, преимуществами и недостатками обеих жидкостей, пришло время определить победителя. Голосуем!

п.с: напоминаю, переводчик несет ответственность только за правильность перевода, но не за правильность содержания статьи. прошу разделять эти претензии и не минусовать, если вы не согласны с правильностью содержания статьи. поправки по переводу принимаются. Спасибо, что дочитали :)     

twentysix.ru

Тормозные жидкости - Полезно знать - Журнал Club-Picanto - Статьи клуба

Безотказность тормозов — важнейшее условие безопасности управления автомобилем, поэтому к тормозным жидкостям предъявляются весьма жесткие требования. Но их свойства неизбежно ухудшаются в процессе эксплуатации, что требует полной замены с периодичностью, предусмотренной производителем.

Общие сведения

При нажатии на педаль тормоза усилие посредством гидравлического привода передается к колесным (рабочим) тормозным механизмам, останавливающим автомобиль за счет сил трения. Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза может «провалиться» и произойдет отказ в торможении. Для исключения этого явления в гидроприводах используются специальные тормозные жидкости. Их принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» – с содержанием воды 3,5%. Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°C и –40°C. Эти показатели, соответствующие американскому федеральному стандарту по безопасности автомобилей FMVSS № 116, представлены в таблице. Сходные требования содержат другие международные и национальные стандарты – ISO 4925, SAE J 1703 и т.д. В России нет единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, и отечественные производители работают по различным техническим условиям.

Тормозные жидкости различных классов в основном применяются:

DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами;

DOT 4– на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах;

DOT 5.1 – на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше.

Эксплуатационные требования

Кроме основных – по температуре кипения и величине вязкости, тормозные жидкости должны отвечать другим требованиям.

Виды тормозных жидкостей и их совместимость

Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%). По своему составу они делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые.

Минеральные, представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта, например бутилового (красно-оранжевая жидкость «БСК»). Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они не соответствуют международным стандартам по основным показателям – имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) и становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.

Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла.

Гликолевые, имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатоком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации это в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов.

Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства при этом могут ухудшаться.

На автомобилях, выпущенных более двадцати лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости (или придется менять все манжеты).

Силиконовые, изготавливаемые на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.

DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» - тормозная жидкость, не основанная на силиконе).

Проверка и замена

На современных автомобилях, в силу целого ряда преимуществ, применяются в основном гликолевые тормозные жидкости. К сожалению, за год они могут «впитать» до 2-3% влаги и их нужно периодически заменять, не дожидаясь когда состояние приблизится к опасному пределу (см. рис). Периодичность замены указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно составляет от 1 до 3 лет.

Зависимость температуры кипения тормозной жидкости от содержания воды в ней: пунктирные линии — условные типовые (наиболее распространенные) зависимости температуры кипения жидкостей ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5.1 от содержания в них воды; сплошные линии — пример зависимости от содержания воды температуры кипения одной и той же жидкости (одного изготовителя), но разных классов. Даже если значения температуры кипения у “сухих” ТЖ разных классов сделать близкими (точка А), при насыщении их водой этот параметр вернется на уровень, свойственный каждому классу.

Объективно оценить свойства тормозной жидкости можно только в результате лабораторных исследований. На практике состояние тормозной жидкости оценивают визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Существуют приборы для определения состояния тормозной жидкости по температуре кипения или степени увлажнения. Но поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) ее состояние может быть иным, чем в колесных цилиндрах. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах нет. Но там жидкость часто сильно нагревается, в результате ее изначальные свойства ухудшаются.

Добавление свежей тормозной жидкости при прокачке системы, осуществляемой после ремонтных работ, практически не улучшает ситуацию, поскольку значительная часть ее объема при этом не меняется.

Жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью. Последовательность и особенности этой операции, например прокачка с работающим двигателем, зависят от конструкции системы тормозов (типа усилителя, наличия антиблокировочных устройств и т.п.). Часто такая информация есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.

На отечественных автомобилях тормозную жидкость заменяют одним из следующих двух способов.

  • 1. Полностью сливают старую жидкость, открыв все клапаны (штуцеры) выпуска воздуха из гидропривода тормозов. Затем заполняют бачок свежей жидкостью и закачивают ее внутрь системы, нажимая на педаль тормоза. Клапаны последовательно закрывают при появлении из них жидкости. Затем удаляют воздух из каждого контура (ветви) гидропривода («прокачивают» тормоза). При таком способе новая жидкость не смешивается со старой. Часть вышедшей при прокачке свежей жидкости можно снова применить (дав ей отстояться и профильтровав).
      Примечание. До начала операции на каждый клапан нужно надеть отводящий шланг, опустив другой его конец в подходящую емкость – вытекающая тормозная жидкость может повредить шины и лакокрасочные покрытия на деталях подвески, тормозов, колес.
  • 2. По очереди прокачивают каждый контур, постоянно доливая в бачок главного цилиндра свежую жидкость и таким образом вытесняют старую, не допуская осушения системы. Это продолжают до тех пор, пока из клапана не потечет свежая жидкость.

    При этом варианте воздух в гидропривод не может попасть и контрольная «прокачка» не требуется. Но не исключено, что часть старой жидкости останется в системе. Кроме того, свежей жидкости потребуется больше, чем при прокачке предыдущим способом. Это связано с тем, что большая ее часть, удаленная из гидропривода, смешивается со старой и становится непригодной для дальнейшего применения.

    Меры безопасности

    Хранить любую тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой емкости, чтобы она не контактировала с воздухом, не окислялась, не набирала влагу и не испарялась. Тормозные жидкости, как правило, являются горючими или легковоспламеняющимися. Курить при работе с ними запрещено.

      Тормозные жидкости ядовиты – даже 100 смз ее, попавшие внутрь организма (некоторые жидкости пахнут спиртом и их можно принять за алкогольный напиток), могут привести к смерти человека. В случае заглатывания жидкости, например при попытке откачать часть ее из бачка главного цилиндра, нужно немедленно промыть желудок. Если жидкость попала в глаза, необходимо обильно промыть их струей воды. И в любом случае следует обратиться к врачу.

    "Полезные страницы", 2006, выпуск 19, стр. 231

    По материалам сайта http://zr.ru/

  • www.club-picanto.ru

    Как правильно и какую тормозную жидкость выбрать для авто?

    Содержание статьи:

    Тормозные жидкости для авто

    Тормозная жидкость — один из важнейших расходных материалов при эксплуатации автомобиля, обеспечивающий безопасность транспортного средства во время движения. В связи с этим к её качеству и работе предъявляются повышенные требования.Принцип действия тормозной жидкости очень прост. При нажатии водителем педали тормоза на механизмы, отвечающие за торможение, через гидравлический привод передаётся увеличенное во много раз усилие. В результате чего, тормозные механизмы посредством контакта тормозных колодок с дисками останавливают движение автомобиля.

    Из-за трения, возникающего при этом контакте, выделяется большое количество тепла, часть из которого поглощается окружающим воздухом, но основной объём тепла принимает на себя тормозная жидкость. В большинстве случаев её нагревание не оказывает влияния на работоспособность, но при продолжительных и часто повторяющихся торможениях температура жидкости может превысить допустимые значения, в результате чего возможно закипание и образование паровых пробок в системе.

    К каким последствиям это может привести при дальнейшей работе автомобиля?

    Смесь с образовавшимся паром, в отличие от чистой жидкости, способна сжиматься. В результате, при наличии паровых пробок в системе, педаль при торможении может «провалиться», что может привести к отказу всей системы и возникновению аварийной ситуации.

    Основные требования, предъявляемые при выборе тормозной жидкости

    Рассмотренная выше ситуация как нельзя лучше подтверждает, что к выбору тормозной жидкости необходимо подходить очень серьёзно. Фактическая температура закипания должна соответствовать той, которую обещает изготовитель.

    Кроме того, она должна сохранять свои рабочие характеристики не только при повышенных, но и при минимальных отрицательных температурах. К примеру, даже в сорокаградусный мороз, в ней не допускается образование осадка и нарушение консистенции, напротив, при экстремально низких температурах она должна обеспечивать устойчивую защиту металла от коррозии и расслоений.

    Из остальных предъявляемых требований стоит отметить отсутствие негативного воздействия на всевозможные резиновые уплотнительные элементы, которых в механизмах транспортных средств достаточно. Под действием некачественных жидкостей такие детали могут потерять свои характеристики в части эластичности и прочности, а нарушение уплотнения отрицательно скажется на работе всей системы.

    Также немаловажным фактором является влияние, которое тормозная жидкость оказывает на места соединения металлических деталей механизмов в части защиты их от коррозии.

    С целью борьбы с ней в состав жидкости производители добавляют специальные ингибиторы коррозии, которые защищают изделия из цветных металлов. Роль смазки в гидравлической системе тоже выполняет тормозная жидкость, степень износа поршней, цилиндров и манжет зависит именно от её качества.

    Разновидности тормозных жидкостей

    Любой из представленных на рынке продуктов является сочетанием материала-основы, содержание которого составляет 93-98%, и антикоррозионных присадок, добавляемых для защиты деталей от износа, ржавчины и расслоения.

    Минеральные тормозные жидкости, применявшиеся ранее, обладали превосходными защитными характеристиками, но сейчас их использование сошло на нет ввиду того, что они не отвечают современным мировым стандартам. Это объясняется тем, что температура их кипения сравнительно мала, а при небольших отрицательных температурах они густеют и становятся вязкими.

    Гликолевые, получаемые из многоатомных спиртов, прекрасно подходят для использования в качестве смазки и имеют превосходные показатели вязкости и температуры закипания. Однако и у них есть один существенный недостаток — гироскопичность. Происходящее с течением времени перемешивание с водой постепенно влечёт за собой значительное снижение всех показателей. Возрастает вязкость, быстрее протекает процесс коррозии металлических деталей системы, закипание происходит при меньшей температуре.

    Постепенно в группу лидеров на рынке выходят продукты, имеющие в своём составе силиконовую основу. Ко всем преимуществам гликолевых веществ у силиконовых добавляется то, что они почти не вступают во взаимодействие с водой и имеют более широкий диапазон рабочих температур, чем объясняется их применение в автомобильном спорте.

    Что касается физических характеристик жидкости, то единого нормативного документа, определяющего их оптимальные показатели, в России пока не существует, поэтому подавляющее большинство отечественных производителей в качестве эталона используют нормы DOT, разработанные, внедрённые и с успехом применяемые в США.

    Согласно этим нормам, все выпускаемые товары этой группы подразделяются на три класса — DOT3, DOT4 и DOT5.1. Жидкости класса DOT3 используется только для транспортных средств с барабанным тормозом, поэтому их применение в настоящее время практически равно нулю. А вот продукты класса DOT4, напротив, широко известны автолюбителям и профессионалам, именно они сейчас залиты в подавляющее большинство тормозных систем автомобилей всего мира.

    Эта закономерность не распространяется лишь на дорожные автомобили спортивного класса, для них гораздо больше подходят жидкости класса DOT5.1. Основным её отличием от DOT4 является показатель температуры закипания, который выше на 30 градусов. Особняком от перечисленных классов стоят жидкости группы DOT5, изготовленные на силиконовой основе и не сочетающиеся с гликолевыми. Их также легко отличить по внешнему виду, в отличие от остальных классов, имеющих цвет от светло-жёлтого до светло-коричневого, они тёмно-красные.

    Замена тормозной жидкости

    Большинство владельцев автомобилей не торопятся с заменой тормозной жидкости, даже не подозревая о том, что она способна поглощать воду, несмотря на то, что по нормам её необходимо менять с периодичностью в 1-3 года. При этом оценить реальные свойства бывшего в употреблении продукта можно только в лаборатории, на поведение автомобиля с этой целью лучше не ориентироваться, оно вполне может быть обычным.

    В кустарных условиях можно оценить состояние жидкости только визуально, на отсутствие в ней осадка или комков. Применяемые в мастерских специализированные приборы также не могут дать реальной картины, поскольку с их помощью можно проконтролировать лишь состояние проверяемого вещества в бачке, но не в самих механизмах, а отличия в данном случае могут быть существенными.

    Стоит помнить:

    Из вышесказанного нужно сделать один важный вывод — экономить на своевременной замене тормозной жидкости не стоит, при том, что и стоимость этой услуги в автосервисах не так уж высока. Тем более, что при желании это можно выполнить самостоятельно.

    Последовательность выполняемых операций при замене может варьироваться в зависимости от конструктивных особенностей транспортного средства, но в большинстве случаев она сводится к нескольким простым этапам:

    1. Необходимо полностью слить заменяемую тормозную жидкость, это выполняется путём открывания всех воздушных клапанов.
    2. Залить в бачок новую жидкость.
    3. Прокачать систему при помощи педали тормоза, подавая таким образом жидкость в систему до тех пор, пока она не покажется в клапанах выпуска воздуха.
    4. Поочерёдно закрывая клапаны, из которых уже показалась жидкость, полностью удалить воздух из системы.

    Эта процедура несложна, хоть и требует определённых навыков, зато, повторяя её с нужной периодичностью, вы можете быть спокойны за сохранность тормозной системы вашего автомобиля, а следовательно за безопасность вас, ваших пассажиров и остальных участников дорожного движения. Кроме того, выполняя её самостоятельно, вы действительно можете сэкономить немного денег и получить бесценную валюту — опыт.

    Похожее

    comments powered by HyperComments

    autofeel.ru

    Тормозная жидкость: от выбора до замены тормозной жидкости в автомобиле

    Тормозная жидкость – это одна из важнейших жидкостей автомобиля. От её качества зависит не только работа автомобильной тормозной системы, но и безопасность водителя и пассажиров. Тормозная жидкость мгновенно передаёт усилие от одного главного тормозного цилиндра к четырём тормозным цилиндрам колёс.

    В тормозной системе задействована жидкость из-за того, что она хорошо проводит давление, так как несжимаема. Казалось бы, нужно взять воду, но физические процессы в автомобиле не позволяют этого сделать. Здесь переходит энергия движения в тепловую энергию. Цилиндры подвергаются сильному нагреву, жидкость закипает и какая-то её часть переходит в пар. Но пар может сжиматься, поэтому такой переход жидкости в газообразное состояние недопустим. Вывод: чем выше температура кипения жидкости в тормозной системе, тем ниже вероятность отказа тормозов.

    Вода закипает при 100 градусах, а оптимальная тормозная жидкость при 200-300 градусах Цельсия. Вода со временем абсорбирует молекулы воды, что приводит к снижению температуры её кипения. Поэтому тормозную жидкость надо заменять каждые 2-3 года, а порой и раз в год.

    Основами для тормозной жидкости могут служить:

    Могут входить в состав тормозной жидкости антикоррозийные добавки и антиоксиданты.

    Свойства, которыми обладают тормозные жидкости:

    Жидкость не должна быть слишком вязкой, это затруднит её циркуляцию в тормозной системе. А чрезмерно густой тормозную жидкость делает низкая температура, особенно когда жидкость уже впитала в себя много воды. Следовательно, чем ниже гигроскопичность, тем качество тормозной жидкости выше.

    Какую тормозную жидкость выбрать?

    Существуют различные виды тормозных жидкостей, с их достоинствами и недостатками:

    Разные виды тормозных жидкостей смешивать в тормозной системе нельзя, можно только заменять одну на другую. В старых машинах сильно взаимодействует гликолевая тормозная жидкость с резиновыми деталями. Поэтому, чтобы не пришлось заменять эти детали, лучше заливать в такие автомобили минеральные тормозные жидкости.

    Как можно проверить уровень?

    Основной показатель – сработавший датчик на приборной панели. Но если он долго не срабатывает, это должно настораживать. Из-за плохих контактов он может быть неисправным. Поэтому лучше иногда открывать капот, заглядывать под него и проверять уровень жидкости в основном цилиндре тормозной системы. Он находится обычно в стороне водителя. Уровень жидкости должен находиться между минимальной и максимальной метками.

    Замена тормозной жидкости

    В автосервисе это очень быстро - минут 15. Если у автомобиля нет интегральной автоблокировочной системы, то возможна самостоятельная замена жидкости. Самому лучше это сделать на яме или эстакаде. Займёт пару часов. Понадобится помощник, который будет прокачивать тормоза. Заранее необходимо изучить схему системы торможения своего авто. Её описание можно найти в руководстве пользователя ТС. Последовательность действий определяется схемой контуров автомобиля.

    Сначала снимают колёса. Шприцем выкачивают всю жидкость из бачка и наливают новую. Сверху бачок накрывают плотной тканью, чтобы вода из воздуха не впитывалась жидкостью.

    Далее откручиваются ключом штуцеры на колёсах, сливается старая тёмная тормозная жидкость. Когда потечёт более светлая (свежая) жидкость, штуцер закручивают и теперь в бак доливают новую жидкость. Этот процесс повторяют на каждом колесе. После замены жидкости на колёсах, переходят к бачку главного тормозного цилиндра, доливают его, закрывают.

    После этого тормоза надо прокачать. Цель прокачки – спустить весь воздух, попавший в тормозную систему. О наличии воздуха свидетельствует большой и лёгкий ход педали тормоза.

    Открывается штуцер выпуска воздуха, на него надевается прозрачная трубка, другой конец которой опускается в банку с тормозной жидкостью. Помощник в это время нажимает на педаль до упора при отвёрнутом штуцере. Жидкость стекает в банку. Штуцер заворачивается и педаль отпускается. Затем жидкость снова доливается. Повторяется это, пока в стекающей жидкости не останется пузырьков воздуха. Затем снимется шланг, и штуцер закрывается колпачком. Все эти действия повторяют и на других колёсах в таком порядке: правое заднее, левое заднее, правое переднее, левое переднее.

    Что нужно знать о тормозной жидкости?

    В следующем видео вам ещё раз приведут схему и расскажут о принципе работы тормозной системы автомобиля, изложат основные требования к тормозным жидкостям и приведут полную классификацию по нескольким факторам. Все очень наглядно и интересно, буквально разложено по полочкам. Убедитесь сами:

    Также на эту тему вы можете почитать:

    Alexander Stepanoff Ноябрь 24th, 2014

    Опубликовано в: Полезные советы и устройство авто

    Метки: Как устроен автомобиль, Советы автомобилистам

    avto-all.com


    Смотрите также