О семиструнной гитаре и ее настройке! Аккорды для семиструнной гитары


Семиструнная гитара

Аккорды для семиструнной гитары представлены в небольшом количестве. Используется типичная аппликатура, свойственная для простого, "дворового" стиля. Так как для классической постановки используется другая аппликатура. В разделе Схемы аккордов вы можете посмотреть таблицу схем основных аккордов.

Для изучения строения аккордов посетите страницу Теория строения аккордов

Применяются следующие обозначения:

- Струна не звучит

- Струна открытая

- Струна зажата

      - Тоника, основной бас

Начнем с ноты До.

C          1    

Данный аккорд не вызывает затруднений, четвертую струну можно не зажимать и использовать сокращенный вариант аккорда:

C          1    

На V ладу этот аккорд выглядит так:  5   

Здесь можно не зажимать пятую струну -  5               

Cm       1                                                                       

И позиция на IV ладу:  4   

Септаккорд До-мажор быстро ставить не сразу получиться, но со временем можно научиться:

C7        1  

Аккорд Cm7 достаточно сложный, так как нужно хорошо растянуть пальцы

Cm7       3  

 Но можно и сокращенный вариант, но здесь нужно глушить средним пальцем сразу две струны - четвертую и пятую:

Cm7       3     

Аккорды ноты Ре.

D         2      

У аккорда D есть особенность при извлечении баса. Когда извлекается седьмая открытая струна Ре, большой палец поднят, как только нужно извлечь квинтовый бас Ля - большой палец опускается на второй лад шестой струны. Точно также и для Dm.

Dm       2    

D7       3    

Dm7    1  

В аккорде Dm7 четвертую можно не зажимать когда играется нота Ре на пятой струне на третьем ладу. А если играется седьмая струна Ре, то можно не зажимать пятую струну. Всё зависит от желания и удобства, кому как красивее.

D9        4  

Dm9     3    

В аккорде Dm9 не играется первая струна, поэтому нужно очень аккуратно извлекать его.

Аккорды ноты Ми.

E          1  

В аккорде Е пятая струна открытая.

Em       2   

E7        1  

Em7      2    

E9         1  

Em9      5   

Аккорды ноты Фа.

F           1    

Fm        1  

F7         2    

Fm7       1  

F9          2  

Аккорд F9 достаточно сложный, здесь нужно не только растянуть пальцы на четыре лада, но и приглушить три струны. Хотя эту аппликатуру можно не использовать, а выбрать простой вариант:                 

F9         5    

В этом аккорде указательный палец зажимает квинтовый бас До

Аккорды ноты Соль.

G           5     3 

Gm        3    

G7        3  

Gm7      3   

G9         4   

Gm9      8  

Аккорды ноты Ля.

 Am        1     

A7         2  

Am7       1    

A9          6    

Am9       5  

sevenstring.ucoz.ru

Русская семиструнная гитара - Сборники

Сборники

sevenstring.ru

Семиструнная гитара | Аккорды песен, подборки, табы, гитара для начинающих

Семиструнная гитара (также зовётся русской или цыганской), несмотря на своё прозвище, не популярна в России. Инструмент по сути уникальный и очень интересный для рассмотрения.

Семиструнка была изобретена Андреем Осиповичем Сихрой, известным гитаристом, написавшим для своего шедевра без малого тысячу песен. Этот инструмент был очень популярен на территории Российского государства до октября 1917 года (Октябрьская революция, кто не в курсе). Позже основные массы гитаристов страны взяли в руки популярную доныне шестиструнную гитару. На семи струнах продолжали играть лишь некоторые барды и цыгане. Сегодня основной спектр применения русской гитары это исполнение романсов.

Русские бродячие цыгане, обошедшие весь мир, как-то добрались до Бразилии. Разумеется, музыкальные инструменты (в том числе и гитару) они возили с собой. Местным жителям цыганская гитара пришлась по душе, вскоре став национально признанным инструментом.

Если честно, то к моему стыду я видел семиструнную гитару только в магазине и не разу не играл на ней. Надо бы исправить это недоразумение, в скором времени займусь. Пост подошёл к концу, я с вами не прощаюсь, до скорого.

gtars.ru

Семиструнная гитара и ее настройка, на гитаре

 В чем разница между семиструнной и шестиструнной гитарами?

На первый взгляд ответ очевиден. Разница в одной струне. Но это не так, потому что можно из шестиструнной гитары сделать семиструнную и без добавления седьмой струны.Например, Александр Розенбаум исполняет свои песни, как известно на семиструнке, но на сам деле на шести. Просто она настроена под семиструнную, но без пятой струны – Н (си).

Теперь смело делаем логичный вывод, что разница не в количестве струн, а в музыкальном строе. Открытые струны семиструнной гитары звучат в соль-мажоре. Отсюда и название данного строя “оpen G”.

Если вы уже играете на шестиструнной гитаре, то вам придется переучиваться при желании играть русским семиструнным строем, т.к. аккорды с такой настройкой зажимаются иначе.И немного лирики.:)Многие выросли на мелодиях семиструнки. Те, кто смотрел фильм «Неуловимые мстители», тот никогда не забудет исполнение Яшки-цыгана в кабаке. Играл он именно на родной русской - цыганской семиструнной гитаре!

Настройка 7-ми струнной гитары:

ГИТАРНЫЙ ТЮНЕР - ОНЛАЙН

Успехов вам! И до встречи на nagitaru.ru!

ЕЩЕ ПРЕДЛАГАЕМ ПОСМОТРЕТЬ:

nagitaru.ru

Семиструнная гитара

Перед начинающими обучаться игре на гитаре часто стоит задача освоения и запоминания аппликатурных форм и буквенно-цифровых обозначений различных аккордов. Это нужно для аккомпанемента, сочинительства, да и просто для более осознанного исполнения музыки по нотам, по слуху или "с рук". Кроме того, полезно знать некоторые термины, чтобы не "спотыкаться" о них при чтении различной литературы, особенно, если эти термины употреблены не совсем точно или не совсем уместно, что иногда встречается. Существует множество различных пособий, "таблиц аккордов" и т.п., касающихся этого вопроса. Как правило, предлагаются громоздкие по объёму и потому трудные для запоминания таблицы или наборы примеров без систематического объяснения сути вопроса, т.е. строения аккордов. Не лучше ли самому научиться составлять такие таблицы аккордов? Ведь достаточно понять один раз, чтобы запомнить навсегда. Для того, чтобы освоить предлагаемый ниже материал, нужно лишь одно условие — необходимо немного знать нотную грамоту. Материал преподнесён очень сжато — читайте, не торопясь.

 

Интервалы

Соотношение двух звуков по высоте называется интервалом. Единицей измерения интервала является тон. Один лад на грифе гитары равен 0,5 тона. Например, звук, взятый на пятом ладу первой струны, на один тон ниже звука, взятого на седьмом ладу той же струны. Названия интервалов и их величины:

прима 0 тонов

малая секунда 0,5 тона

большая секунда 1 тон

малая терция 1,5 тона

большая терция 2 тона

чистая кварта 2,5 тона

тритон 3 тона

чистая квинта 3,5 тона (малая терция + большая терция)

малая секста 4 тона

большая секста 4,5 тона

малая септима 5 тонов

большая септима 5,5 тонов

чистая октава 6 тонов

нона октава + секунда

децима октава + терция

ундецима октава + кварта

дуодецима октава + квинта

терцдецима октава + секста

Составные интервалы (больше октавы) могут называться "большими", "малыми" или "чистыми", в зависимости от тех простых интервалов, которые прибавляются к октаве для их получения.

Слова "уменьшенный" и "увеличенный", которые прибавляются к названию интервала, означают уменьшение или увеличение этого интервала на 0,5 тона. Например, "уменьшенная квинта" равна "увеличенной кварте" и тритону и равна 3 тонам. Если интервал бывает "большой" и "малый", а не просто "чистый", то "уменьшается" малый интервал, а "увеличивается" большой. Например, "увеличенная секунда" равна 1,5 тона, а "уменьшенная секунда" равна 0 тонов.

Важным является осмысленное правописание интервалов. Например, если мы говорим о малой терции от ноты "до", то обязательно записывается нота "ми-бемоль", но никак не "ре-диез", поскольку последняя является увеличенной секундой от "до". Несмотря на то, что увеличенная секунда равна малой терции, хаотичная запись может существенно осложнить восприятие нот. При отсчитывании интервала следует перебирать названия нот строго по порядку, приписывая знак альтерации уже после того, как название ноты определено. Таким образом, терцией (не важно, какой) от "до" всегда является "ми", т.к. терция — это "третья". До нужной величины (в данном случае — малой терции) мы "подгоняем" нашу терцию бемолем.

Обращением интервала является интервал, полученный при переносе на октаву какого-либо из звуков первоначального интервала, когда звуки "меняются местами" по высоте, сохраняя свои названия (для обращения составных интервалов перенос осуществляется на две октавы). Простые (не составные) интервалы, являющиеся обращениями друг друга, в сумме составляют октаву, поэтому, если первый интервал является обращением второго, то второй обязательно является обращением первого (взаимообратимость интервалов). Таблица пар взаимообратимых простых интервалов:

секунда — септима

терция — секста

кварта — квинта

Интервалы делятся на консонансы (более мягкие на слух) и диссонансы (более резкие). Совершенными консонансами являются прима, октава, квинта и кварта. Несовершенными консонансами являются большие и малые терции и сексты. Остальные интервалы — диссонансы. Равенство интервалов по их величине при различных названиях называется энгармонизмом интервалов. Например, увеличенная кварта и уменьшенная квинта энгармонически равны.

Аккорды

Аккордом в принципе можно назвать любое созвучие, но наибольшее распространение имеют аккорды, состоящие из трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям путём октавных переносов (о таких аккордах и пойдёт речь дальше). Например, "ля-до-ми" или "до-ми-ля". Естественно, аккорды могут содержать октавные удвоения, которые "не считаются". Например, вышеприведённый аккорд может содержать несколько "ля" в разных октавах (скажем, "ля-до-ми-ля"), но его суть от этого не изменится (как и от октавных перестановок звуков). Аккорд получает своё название от своего самого нижнего звука после расположения этих звуков по терциям. Например, аккорд "до-ля-ми" называется "ля". Звуки аккорда имеют свои названия по интервалам от нижнего звука, который называется основным тоном аккорда. Следующий по высоте за основным тоном звук называется терцовым тоном или терцией аккорда, за ним идут квинтовый тон или квинта, септима, нона, ундецима и терцдецима. Например, аккорд "ми-ля-до-ми" взят с удвоенной квинтой. Некоторые звуки в аккорде могут быть, наоборот, пропущены. Например, аккорд "до-ля-до" взят с пропущенной квинтой.

Аккорды классифицируются в зависимости от количества звуков, из которых они состоят:

3 — трезвучие

4 — септаккорд

5 — нонаккорд

6 — ундецимаккорд

7 — терцдецимаккорд

Поскольку терции бывают двух видов (большая или малая), трезвучия бывают четырёх видов:

мажорное трезвучие = большая терция + малая терция

минорное трезвучие = малая терция + большая терция

уменьшенное трезвучие = малая терция + малая терция

увеличенное трезвучие = большая терция + большая терция

Примечание: чтобы превратить минорное трезвучие в мажорное, достаточно повысить в нём терцовый тон на полтона.

Ещё одно примечание: уменьшенное и увеличенное трезвучия используются довольно редко.

Септаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к трезвучиям. К каждому из четырёх видов трезвучий можно надстроить большую или малую терцию. Однако, септаккордов существует только семь, а не восемь видов, поскольку при надстраивании большой терции к увеличенному трезвучию получится звук, октавно удваивающий по звучанию основной тон этого трезвучия.

малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд) — мажорное трезвучие + малая терция

большой мажорный септаккорд — мажорное трезвучие + большая терция

малый минорный септаккорд — минорное трезвучие + малая терция

большой минорный септаккорд — минорное трезвучие + большая терция

уменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + малая терция

полууменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + большая терция

увеличенный септаккорд — увеличенное трезвучие + малая терция

Примечание: большой минорный и увеличенный септаккорды используются крайне редко.

Нонаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к септаккордам. Свои названия имеют только два наиболее распространённых нонаккорда:

малый нонаккорд — доминантсептаккорд + малая терция

большой нонаккорд — доминантсептаккорд + большая терция

Ундецимаккорды и терцдецимаккорды образуются аналогично путём дальнейшего надстраивания терций и не имеют общепринятых названий.

Расположение аккордов и обращения

Обращением называется такое положение звуков аккорда, когда самым нижним из них (басом) является не основной, а какой-либо другой тон аккорда. Если в басу находится основной тон, говорят, что аккорд взят "в основном виде", в ином случае — "в обращении". При этом не рассматривается взаимное положение остальных звуков и их удвоения. Обращения трезвучий и септаккордов имеют свои названия:

трезвучие с терцовым тоном в басу — секстаккорд

трезвучие с квинтовым тоном в басу — квартсекстаккорд

септаккорд с терцовым тоном в басу — квинтсекстаккорд

септаккорд с квинтовым тоном в басу — терцквартаккорд

септаккорд с септимой в басу — секундаккорд

Обращения более сложных аккордов не имеют общепринятых названий.

Тон аккорда, соответствующий самому высокому звуку аккорда, определяет "мелодическое положение" аккорда. При этом не рассматривается взаимное положение остальных звуков и их удвоения. Например, аккорд "ля-до-ля-ми" находится в мелодическом положении квинты. Различают мелодию и её аккордовое (гармоническое) сопровождение, аккомпанемент. По отношению к одновременно звучащему аккорду каждый звук мелодии может быть аккордовым или неаккордовым. Аккордовый звук является основным тоном, терцией, квинтой и т.д. того аккорда, который в данный момент звучит (или должен звучать). Неаккордовым является любой другой звук. Задержание — неаккордовый звук, "оставшийся" от предыдущего аккорда и часто разрешающийся в аккордовый звук настоящего аккорда. Проходящий — неаккордовый звук, заполняющий интервал между аккордовыми звуками (иногда и двух разных аккордов) мелодическим движением по какой-либо гамме. Вспомогательный — это "проходящий" между повторениями аккордового звука. Предъём — неаккордовый звук, предвосхищающий звук следующего аккорда. В музыкальных произведениях часто применяется четырёхголосное изложение, т.е. аккорды берутся в виде сочетаний из четырёх звуков. На гитаре, например, на правой руке используются для звукоизвлечения чаще всего четыре пальца. В четырёхголосии самый нижний звук аккорда называется басом, далее по порядку — тенор, альт и сопрано (мелодия). Тенор, альт и сопрано называются "верхними голосами". Аккорд может иметь тесное, смешанное или широкое расположение. При тесном расположении каждый из трёх верхних голосов отстоит от своего соседнего на терцию или кварту (т.е. между ними нельзя вставить другие аккордовые звуки). При широком — на квинту, сексту или октаву. При смешанном — эти интервалы сочетаются. Как при тесном, так и при широком или смешанном расположении бас может находиться от тенора на любом расстоянии. Иногда аккорды в тесном расположении, у которых бас находится достаточно далеко от тенора, называют аккордами в широком расположении. Строго говоря, это не совсем верная терминология.  

Буквенно-цифровые обозначения звуков и аккордов

Обозначения звуков и названий аккордов:

A — ля

B — си или си-бемоль

C — до

D — ре

E — ми

F — фа

G — соль

H — си

Остальные звуки и названия аккордов обозначаются буквами с добавлением знаков альтерации, например: Ab — ля-бемоль, A# — ля-диез. Исторически есть некоторая путаница с обозначением си, т.к. "B" в различной литературе может означать как си, так и си-бемоль. Однако, H — это всегда чистое си, а Bb — это всегда си-бемоль (последнее обозначение будет верным признаком того, что "B" будет использоваться для обозначения чистого си). В принципе, использовать "B" для обозначения чистого си удобнее, и чаще всего так и делают. Буквенно-цифровые обозначения аккордов довольно разношёрстны и разнообразны в различных изданиях и странах, часто встречаются различные неточности. В общих чертах принципы обозначения следующие: мажорное трезвучие обозначается просто буквой без дополнительных пометок, минорное — с добавлением буквы "m". Остальные аккорды образуются как бы путём повышения или понижения тонов этих трезвучий и/или добавления дополнительных тонов, что обозначается в виде индекса соответствующими цифрами со знаками альтерации. Знаки альтерации могут заменяться на знаки "+" и "-". Например, если к ля-минорному трезвучию добавить малую септиму (взятую от основного тона), а квинтовый тон понизить на полтона, получится полууменьшенный септаккорд, который может быть обозначен как Am7b5 и т.п. Вместо цифр могут использоваться специальные символы или сокращённые слова, сразу определяющие интервальный состав аккорда. Значения цифр следующие:  

5 — чистая квинта

6 — большая секста

7 — малая септима

9 — большая нона

11 — чистая ундецима

13 — большая терцдецима

Встречающиеся обозначения, для примера взят аккорд "ля":

A мажорное трезвучие 

Am минорное трезвучие 

A#5, A5+, A+, Aaug увеличенное трезвучие 

Adim, Averm уменьшенное трезвучие 

A7 доминантсептаккорд 

Amaj7, A#7, A7+ большой мажорный септаккорд; иногда для обозначения этого аккорда используется символ "приращения" (похожий на треугольничек или греческую букву "дельта") в виде индекса рядом с самой буквой аккорда 

Am7 малый минорный септаккорд 

Am#7, Am7+, Am(maj7) большой минорный септаккорд 

Am7b5 полууменьшенный септаккорд; часто для обозначения этого аккорда используется символ перечёркнутого по диагонали кружочка в виде индекса рядом с самой буквой аккорда 

Ao, Adim7, Averm7 уменьшенный септаккорд 

A6 мажорное трезвучие с большой секстой 

Am6 минорное трезвучие с большой секстой 

A7b5, A7/5- доминантсептаккорд с пониженной квинтой 

A7#5, A7/5+ доминантсептаккорд с повышенной квинтой 

A6/9, A6(add 9) мажорное трезвучие с секстой и ноной 

A9 большой нонаккорд 

A7b9, A7/9- малый нонаккорд 

Amaj9 нонаккорд на основе большого мажорного септаккорда 

A11 ундецимаккорд на основе доминантсептаккорда 

Am11 ундецимаккорд на основе малого минорного септаккорда 

A13 терцдецимаккорд на основе доминантсептаккорда 

Amaj13 терцдецимаккорд на основе большого мажорного септаккорда 

Asus доминантсептаккорд с чистой квартой вместо терции 

 

Некоторые применяемые сокращения: 

verm — нем. "vermindert", уменьшенный 

dim — англ. "diminished", уменьшенный 

aug — англ. "augmented", увеличенный 

maj — англ. "major", больший 

add — англ. "add", присоединять sus — англ. "suspension", задержание

 

В аккордах сложнее септаккорда (нон-, ундецим- и терцдецимаккордах) указывается цифра, обозначающая "самую дальнюю" ступень аккорда, т.е., например, в терцдецимаккорде присутствие септимы, ноны и ундецимы специальными цифрами не помечается, а как бы подразумевается само собой. При этом подразумевается, что эти тона берутся так, как они были бы обозначены просто цифрами без знаков альтерации, если не оговорено иное. Например, в аккорде A13b9 надо брать малую септиму, малую нону (b9), чистую ундециму и большую терцдециму. Впрочем, многие тона часто пропускаются. В основном, могут быть пропущены без особого ущерба для звучания квинта (но только если она чистая) и тона, лежащие между септимой и "самым дальним" тоном аккорда, если они специально не альтерированы. Например, в аккорде A13b9 можно не брать квинту и ундециму. Пропуск этих тонов не страшен потому, что они не несут в данном случае особой "смысловой нагрузки". Например, терцию нельзя пропускать потому, что от этого сразу потеряется миноро-мажорная окраска звучания, аккорд станет нейтральным, невыразительным (поскольку минорное трезвучие отличается от мажорного только терцовым тоном). Нельзя пропускать специально альтерированные тона, поскольку ради них аккорд как бы и "задуман". Вообще, нельзя пропускать тона, отсутствие которых изменит вид (класс) аккорда или сделает этот вид (класс) неопределённым. Самыми важными в этом плане являются терция и септима аккорда. Обращения аккордов обозначаются с помощью дроби, в знаменателе которой указывается нота, лежащая в басу аккорда. Например, Am/C — это ля-минорный секстаккорд. Таким способом могут быть формально обозначены далеко не только обращения. Например, Am/F# — абсолютно то же самое, что и F#m7b5. Аппликатурные формы различных аккордов вы можете найти в огромном количестве источников, поэтому здесь этот вопрос рассматривать нет смысла.  

Понятие лада

Хроматический звукоряд состоит из 12 различных звуков: "до", "до-диез", "ре", "ре-диез" и т.д. Однако в мелодиях чаще всего используются не все из этих звуков, а только некоторые. Совокупность этих "некоторых" звуков с их взаимосвязями, отношениями и иерархией является ладом, который использует данная мелодия. Таким образом, звуки лада являются "кирпичиками", из которых строится мелодия. В музыке различных времён и народов сформировались разнообразные лады с разным количеством и взаимоотношениями звуков. В современной музыке получили наибольшее распространение так называемые натуральный минорный и натуральный мажорный лады. Необходимо заметить, что одна и та же мелодия может в процессе своего развития менять лады, переходя из одного лада в другой. Натуральный мажорный лад состоит из 7 звуков (ступеней) и выглядит следующим образом: "до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до". Натуральный минорный лад состоит также из 7 звуков (ступеней) и выглядит следующим образом: "ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля". Как видно, в натуральном мажорном ладу между парами ступеней 3-4 и 7-1 по полтона, а между всеми остальными — по тону. В натуральном минорном ладу между парами ступеней 2-3 и 5-6 по полтона, а между всеми остальными — по тону. Если взять за первую ступень натурального мажорного лада ноту "до", то мы получим звукоряд (гамму), состоящий из звуков "до-ре-ми-фа-соль-ля-си" без диезов и бемолей. Если наша мелодия использует этот звукоряд в качестве лада, то говорят, что мы играем в тональности "до-мажор". Таким образом, тональность — это фактическая конкретная высота звучания ("мажор" — сокращённое условное название натурального мажорного лада). Если же взять за первую ступень натурального мажорного лада ноту "ре", то мы получим звукоряд (гамму), состоящий из звуков "ре, ми, фа-диез, соль, ля, си, до-диез" (чтобы соблюсти интервалы между ступенями этого лада). Как видно, при ключе придётся выставить два диеза, фа и до. Если же взять за первую ступень натурального мажорного лада ноту "ми", то мы получим четыре диеза при ключе (фа-до-соль-ре). Отсюда ясно, что количество знаков альтерации при ключе и то, к каким нотам они относятся, возникает далеко не случайно. Если диезов два, то это обязательно фа-до, если три, то это обязательно фа-до-соль и т.д. Аналогично, если взять за первую ступень натурального минорного лада ноту "ре", мы получим один бемоль (си) при ключе в тональности "ре-минор". Иногда говорят, что тональности бывают "диезные" и "бемольные" (стоять вперемешку диезы и бемоли при ключе никогда не могут). При составлении гамм (звукорядов) описанным выше способом названия нот идут всегда строго по порядку, а для получения необходимых интервалов между ступенями лада используются знаки альтерации. Если в натуральном мажорном ладу назвать 6 ступень первой, 7 — второй, 1 — третьей и так далее, оставив все интервалы между ступенями неизменными, мы получим натуральный минорный лад. Отсюда ясно, что, например, гамма до-мажор состоит полностью из тех же самых звуков, что и гамма ля-минор (т.е. все все звуки будут без диезов и бемолей), только в другом порядке. Таким образом, по знакам при ключе тональности до-мажор и ля-минор отличаться не будут (знаков нет в обоих случаях). Такие пары мажорных и минорных тональностей называются параллельными тональностями. Ещё один пример: тональности ре-мажор и си-минор параллельны. Тональности, отличающиеся только наклонением лада (минор или мажор), называются одноимёнными. Например, это ре-мажор (два диеза при ключе) и ре-минор (один бемоль при ключе). Существуют две важные разновидности натурального минорного лада: это так называемый "гармонический минор", возникающий при повышении на полтона 7 ступени, и "мелодический минор", возникающий при повышении на полтона 6 и 7 ступеней. Существует также "гармонический мажор", возникающий при понижении на полтона 6 ступени. Если мелодия использует такие лады, это всегда отражается только случайными знаками альтерации в нотном тексте, и никогда — знаками при ключе. 

Аккорды, сопровождающие мелодию, составляются чаще всего из звуков того лада, который использует мелодия. При составлении аккорда от какой-либо ступени лада (или при "построении" аккорда на этой ступени) звуки лада выбираются по терциям, начиная от этой ступени. Например, трезвучие на первой ступени натурального мажорного лада окажется обыкновенным мажорным трезвучием. Можно построить трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т.д. от любой ступени любого лада, и каждый аккорд будет принадлежать к определённому виду (классу). Т.е., например, если строить септаккорды, где-то получится большой мажорный, а где-то — доминантовый септаккорд и т.д. Для построения аккордов в миноре часто используется гармонический минорный лад, о чём и говорит его название. Если в музыкальном произведении какой-то аккорд где-то "выбивается" из структуры лада (состоит как бы "не из тех" нот), то это может говорить о временной смене лада или тональности, либо о специальном украшении гармонии.  

Лад — это система взаимосвязей звуков, обусловленная тяготением части из них (неустойчивых) к другим звукам (устойчивым). Во всех выше рассмотренных ладах устойчивыми являются 1, 3 и 5 ступени, из них абсолютно устойчивая — 1. Остальные ступени являются неустойчивыми. Каждый неустойчивый звук тяготеет к соседнему устойчивому (к соседним устойчивым, если их два). Сила тяготений различна: 1 ступень обладает наибольшей силой притяжения как самая устойчивая; чем меньше интервал, отделяющий неустойчивый звук от устойчивого, тем сильнее тяготение. Ладовые тяготения определяют динамику развития мелодии.  

Функции аккордов в ладу 

Функцией аккорда называется роль этого аккорда в ладе, то есть его связи и взаимоотношения с другими аккордами данного лада. Аккорды могут выполнять функции тоники (T), субдоминанты (S) и доминанты (D) в зависимости от того, на какой ступени лада они построены. Главными трезвучиями называются трезвучия, построенные на 1 (тоника), 4 (субдоминанта) и 5 (доминанта) ступенях лада. В натуральном мажоре все главные трезвучия — мажорные, в гармоническом миноре — минорные, кроме доминанты (мажорное трезвучие). От функций аккордов зависят их возможные последовательности. В натуральном мажоре и гармоническом миноре обычные аккордовые последовательности в самом общем виде выглядят следующим образом:  

T - S - D - T 

T - S - T - D - T

Как видно, главные трезвучия берутся в любой последовательности, кроме D - S. Разумеется, это только общее правило, и всегда есть исключения. Музыкальное произведение расчленяется на отдельные разделы, называемые построениями. Момент, отделяющий конец одного построения от начала другого, независимо от их масштаба, называется цезурой. Простейшим образцом музыкального построения, излагающим одну тему, является период. Часто он состоит из двух равнодлительных четырёхтактовых предложений, которые ограничиваются цезурой и заключаются различными, функционально связанными каденциями. Каденциями или кадансами называются гармонические обороты (последовательности аккордов), завершающие музыкальное построение. Каденции разделяются на серединные (половинные; конец первого предложения) и заключительные (конец периода). Обычно серединные и заключительные каденции различаются по последнему аккорду. Например, первая каденция заканчивается на D, а вторая — на T. Это создаёт тяготение на расстоянии неустойчивой D к устойчивой T и связывает одну каденцию с другой, объединяя оба предложения в одно музыкальное целое, несмотря на цезуру. Предложения могут быть неравнодлительными, в том числе благодаря дополнительным каденциям. Сам период может состоять более, чем из двух предложений или вовсе не делиться на предложения. Кроме того, могут существовать музыкальные формы непрерывного развития, вообще не предполагающие деления произведения на периоды. Предложения могут делиться на двухтактовые фразы. В джазе, популярной и рок-музыке построения иногда называют "квадратами". Вообще, гармония (последовательность аккордов) неразрывно связана с логикой музыкальных построений. Гармония может буквально повторяться из построения в построение, или повторяться не совсем точно, варьируясь. В любом случае гармоническая пульсация произведения всегда логически связана с построениями. Соотношением аккордов называется интервальное расстояние между их основными звуками. Соотношение аккордов бывает кварто-квинтовое (например, T-S, T-D), секундовое (например, S-D) и терцовое. Соотношение трезвучий, септаккордов и т.д. обуславливает наличие и количество в этих аккордах общих звуков. Например, при кварто-квинтовом соотношении между трезвучиями имеется один общий звук, при терцовом — два, при секундовом — ни одного. При соединении аккордов образуется голосоведение, то есть бас первого аккорда переходит в бас второго, тенор первого — в тенор второго и т.д. Аккорды могут быть соединены гармонически, то есть с оставлением общих звуков на месте в тех же голосах, и мелодически, то есть при движении всех голосов, невзирая на наличие общих звуков. Правила и способы голосоведения рассматриваются в учении о гармонии. Вот некоторые из них в самых общих чертах: 

Не желательно перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше тенора, сопрано (мелодия) ниже альта и т.п.

Не желательно ложное перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше, чем был тенор в предыдущем аккорде, сопрано (мелодия) ниже альта в предыдущем аккорде и т.п. 

Не желательно повторение аккорда со слабого времени такта на следующее за ним сильное, если аккорд не вступил на предыдущем сильном времени, поскольку подобные переходы звучат очень вяло. 

Не желательно применять в басу два хода подряд на кварту или квинту в одном направлении ввиду явной немелодичности такого хода. 

Не желательно движение всех голосов в одну сторону (вверх или вниз) как нарушение самостоятельности голосоведения. 

Не желательно движение голосов "параллельными октавами" или "параллельными квинтами" (два голоса делают одинаковый ход таким образом, что между ними остаётся интервал квинты или октавы при смене аккорда) как нарушение самостоятельности голосоведения. 

Не желательно переченье, т.е. передача хроматического полутона между голосами. Например, "до" и "до-диез" в двух соединяемых аккордах должны быть в одном голосе, а не в двух разных. 

Не желательны любые ходы на увеличенные интервалы. 

Естественно, из этих правил всегда есть множество исключений. Особенно это касается гитары, где возможности голосоведения подчас довольно скромны (по сравнению, например, с фортепиано). Повторение аккорда с изменением его мелодического положения и/или расположения называется перемещением аккорда. Функции T, S и D могут выполнять не только главные трезвучия. На терцию выше и ниже каждого из главных трезвучий расположены побочные трезвучия, находящиеся в близком функциональном родстве с главными трезвучиями, которое обусловлено наличием у этих аккордов двух общих звуков:

II - IV - VI - I - III - V - VII

-----S------       ------D------

          -----T------ 

На схеме показаны три функциональные группы, из которых каждая имеет в центре своё главное трезвучие. Как видно, аккорды на некоторых ступенях (ступени лада, на которых построены аккорды, показаны римскими цифрами) входят одновременно в две группы (III и VI). 

sevenstring.ucoz.ru

Настройка семиструнной гитары - Настройка гитары онлайн через микрофон

Здесь Вы сможете настроить семиструнную гитару через микрофон используя онлайн тюнер.А также настроить гитару на слух, используя записанные звуки струн гитары в разных строях для 7-ми струнной гитары.

Как настроить 7- ми струнную гитару ?

Семиструнная гитара настраивается таким же образом, как и шестиструнная.Отличие только в том, что у 7-ми струнной гитары есть еще одна, самая толстая, струна — нижнее B (си).Для того чтобы настроить ее, необходимо зажать 6-ю струну Е (ми) на 5-м ладу, в результате чего, получим звучание открытой 7-й струны.

Инструкция по настройке гитары онлайн тюнером:

1.Подключите микрофон

2. Нажмите кнопку «Разрешить» на тюнере.

3. Возьмите одну ноту и посмотрите на тюнер.На тюнере отобразится название сыгранной ноты, и точность ее настройки.Если зеленый указатель на шкале отклоняется враво от буквы, то струна перетянута, если влево от буквы, то не дотянута.Вам необходимо изменить натяжение струны, отпуская или натягивая ее колками.

Если звучание струны гитары будет соответствовать эталону, буква станет зеленого цвета.И это значит, что данная нота звучит правильно, и можно будет настраивать другие струны.

Если вы обладатель классической гитары, рекомендуем воспользоваться данным тюнером.

Строй семиструнной гитары

Для семиструнной гитары существует много различных вариантов гитарного строя: основные — Cтандартный, Русский, а также — Пониженные строи, Dropped-строи и другие.

1.Стандартный строй семиструнной гитары — BEADGBE
2. «Русский» строй — d¹bgdBGD

В основном используется бардами. Гитара в этом строе настраивается в аккорде Соль-мажор на открытых струнах. Этот строй еще называется «Open G».

В этом строе струны настраиваются следующим образом:

3. Цыганский минорный строй — d¹b♭gdB♭GD

Его отличие от стандартного русского строя в том, что вместо мажорного квартсекстаккорда используется минорный: 2-я и 5-я струны опускаются на полтона.

В этом строе струны настраиваются следующим образом:

Естественно, что при таких строях аппликатуры аккордов будут отличаться от привычных для 6-ти струнных гитар.

4. Пониженные строи семиструнной гитары

Некоторые гитаристы настраивают свои инструменты ниже или выше стандартного, чтобы звучание инструмента при игре подходило к голосу исполнителя.

Bb строй — Bb-Eb-Ab-Db-Gb-Bb-Eb — Настраивается на полтона ниже стандартного. A строй — A-D-G-C-F-A-D — На тон ниже стандартного. G# строй — G#-C#-F#-B-E-G#-C# — На 3 полутона ниже стандартного. G строй — G-C-F-A#-D#-G-C — На 2 тона ниже стандартного. F# строй — F#-B-E-A-D-F#-B — На 5 полутонов ниже стандартного.

5. Dropped-строи семиструнной гитары

В этих строях седьмая струна настраивается на тон ниже, чем обычно.

Drop A — A-E-A-D-G-B-E — Такой же, как и стандартный, но с седьмой ниже на тон. Drop Ab — Ab-Eb-Ab-Db-Gb-Bb-Eb — На полтона ниже Drop A. Drop G — G-D-G-C-F-A-D — На тон ниже Drop A. Drop F# — F#-C#-F#-B-E-G#-C# — На 3 полутона ниже Drop. A

6. Другие строи семиструнной гитары

6.1.Строй Сергей Никитина (исполнитель, композитор) — d¹ b♭gdсGD:

1-я струна — нота d¹ (Ре) первой октавы2-я струна — нота b♭ (Си-бемоль) малой октавы3-я струна — нота g (Соль) малой октавы4-я струна — нота d (Ре) малой октавы5-я струна — нота с (До) малой октавы6-я струна — нота G (Соль) большой октавы7-я струна — нота D (Ре) большой октавы

6.2.Строй Булата Окуджавы и Веры Матвеевой — d¹bgdсGD:

1-я струна — нота d¹ (Ре) первой октавы2-я струна — нота b (Си) малой октавы3-я струна — нота g (Соль) малой октавы4-я струна — нота d (Ре) малой октавы5-я струна — нота с (До) малой октавы6-я струна — нота G (Соль) большой октавы7-я струна — нота D (Ре) большой октавы

6.2. И прочие:

Open E — BEBEG#BE Open A — AEAEAC#E Open D — ADADF#AD Open B — BD#BD#F#BD# Drop D Drop A — ADADGBE C 6th — CEGCGAE Jazz tuning — AEADGBE Lute tuning — BEADF#BE Blues tuning (Fourths tuning) — BEADGCF Jimmy Page tuning — ADADGAD Rain Song tuning — CDGCGCD Major 3rds — EAbCEAbCE GDAEBGbA — modified Robert Fripp New Standard Tuning

guitartun.com

Семиструнная гитара

Когда в конце восемнадцатого века в России к гитаре прибавили еще одну струну, это было не просто арифметическое действие, а преобразование, потому что одновременно с этим изменился общий строй инструмента. В этом-то и заключается разница между созданием семиструнной гитары и неудачной попыткой Наполеона Коста утвердить на классической гитаре седьмую струну. Строй шестиструнной гитары, если идти от первой, самой тонкой струны к шестой, таков: ми, си, соль, ре, ля, ми. Тот, кто знаком с нотной грамотой, сразу отметит, что интервалы между струнами равны кварте, с одним исключением - вторая и третья струны образуют интервал большой терции. Такой строй идеален для исполнения сложной полифонической музыки и вообще многих классических произведений, причем шесть струн, как показала двухвековая исполнительская практика, - оптимальное количество. Наполеон Кост, а до него и некоторые другие гитаристы, не меняли устоявшийся строй, добавляя седьмую струну, поэтому она и оказалась лишней, никак не расширившей возможности гитары. А строй семиструнки совершенно другой: ре, си, соль, ре, си, соль, ре. Интервал кварты остался только в двух местах, а все остальные интервалы равны малой или большой терции. Седьмая струна не увеличила общий диапазон - и в классической гитаре, и в семиструнке расстояние между крайними струнами равно двум октавам, и еще на обеих гитарах почти две октавы вверх можно взять на первой струне. Для тех, кто не знаком с нотной грамотой, скажем по-другому: на семиструнке интервалы между звуками соседних струн меньше - гитара настроена как бы теснее. В итоге получился инструмент с иными возможностями. Обратите внимание: иными, а не лучшими. На семиструнной гитаре удобнее брать аккорды, поэтому легче аккомпанировать. Но, обретя это преимущество, семиструнная гитара потеряла в другом: играть на ней полифонические произведения стало труднее, чем на шестиструнной. Правда, история семиструнки показала, что выдающиеся гитаристы успешно преодолевали этот барьер и исполняли сложнейший репертуар, но все-таки это были исключения. Семиструнная гитара прославилась в основном рядом с русским романсом и, конечно, с русской песней.

Кто же создал семиструнную гитару? Этого мы не знаем. Никаких сведений о том, кто впервые решительно изменил ее строй, не сохранилось. И, рассказывая сейчас о первом известном нам пропагандисте русской семиструнной гитары, мы можем только гадать, сам ли он был реформатором или перенял от кого-нибудь инструмент с новым, необычным для того времени строем.

Игнац Гельд, чех по национальности, приехал в Россию в 1786 году двадцатилетним юношей и вступил в русскую армию. Воевал, участвовал в штурме Очакова, стал офицером. Еще в детстве Гельд получил хорошее музыкальное образование, и теперь оно помогло ему добывать средства к существованию. Он стал преподавать игру на гитаре и фортепиано, выбрался из отчаянной нужды и, почувствовав в себе способности к композиции, начал сочинять музыку. В самом конце восемнадцатого века в Петербурге были опубликованы его первые произведения - три полонеза для фортепиано. А несколькими месяцами позже, обобщив свой опыт преподавания игры на гитаре, Гельд выпустил самоучитель, который стал вехой в истории семиструнной гитары. Самоучитель был написан на французском языке, и его название можно перевести так: «Легкий способ изучить без преподавателя игру на гитаре с семью струнами». Это был первый учебник для нового инструмента. Причем он оказался настолько удачным, что еще два-три последующих десятилетия создатели новых самоучителей брали за основу то, что было разработано Гельдом. Во времена Гельда зарождался русский городской романс, и аккомпанирующая семиструнная гитара пришлась как нельзя кстати. Хотя точнее было бы сказать по-другому: именно зарождение романса, потребовавшее удобного и легкого в освоении аккомпанирующего инструмента, вызвало к жизни семиструнную гитару. Сам Гельд, продолжая свою композиторскую деятельность, тоже сочинял музыку к песням и романсам. Не забывал Гельд и фортепиано - немалым успехом пользовались тогда его марши, вальсы, полонезы. Историю русской семиструнной гитары продолжил Андрей Осипович Сихра. Он был всего на семь лет моложе Гельда, и некоторое время их исполнительская, педагогическая и композиторская деятельность шла параллельно. Но Гельд умер, когда ему еще не было пятидесяти, а Сихра прожил долгую жизнь и всю ее посвятил гитаре.

Андрей Сихра, тоже чех по происхождению, родился в 1773 году в Вильно. Отец учил его играть на арфе, а гитару он освоил самостоятельно. В самом начале прошлого века Сихра приехал в Москву и стал давать уроки игры на гитаре. К тому времени сам он играл уже очень хорошо и, что было гораздо важнее для истории русской семиструнной гитары, умело передавал навыки владения инструментом своим ученикам. Впоследствии, когда музыковеды будут оценивать все сделанное Андреем Сихрой, они единодушно выдвинут на первый план его педагогическую работу. Выступал Сихра и как концертант, но довольно редко и в основном в молодые годы, а потом он охотнее организовывал выступления своих учеников, успехами которых очень гордился. Но при этом неизменно приписывал эти успехи только таланту молодого гитариста, а не собственным занятиям с ним. В воспоминаниях о своем учителе все ученики Сихры отмечали его исключительную скромность и полное равнодушие к славе. Был Сихра и композитором, он написал больше тысячи произведений, из которых около трехсот было опубликовано. Однако собственной музыки он писал мало - только этюды и упражнения для гитары, вальсы, польки, кадрили. Существенная часть его творчества - это переложения для гитары произведений композиторов-классиков, попурри на темы известных опер. Но главное и самое значительное — обработка русских народных песен. Тут фантазия Сихры не знала пределов. Его песенные вариации называли и узорчатыми, и кружевными, и бисерными. Сихра первым из гитаристов показал, как богато и вместе с тем тонко может звучать русская песня в чисто инструментальном исполнении. Эта часть его творчества и сегодня не утратила своего значения: до сих пор в репертуаре гитаристов-семиструнников сохранились песни и романсы в обработке Андрея Сихры. Можно уверенно сказать о том, что в пропаганде русской песни гитара сыграла не меньшую роль, чем вокальное исполнение. Сихра был и одним из крупнейших нотных издателей того времени. Уже вскоре после приезда в Москву он начал выпускать «Журнал семиструнной гитары». Потом издавал журналы и с другими названиями. Все они представляли собой в основном сборники нот для семиструнной гитары, но включали и статьи, и объявления. Журналы, издаваемые Сихрой, немало способствовали пропаганде семиструнной гитары, распространению ее популярности. Почти все ученики Сихры - Семен Николаевич Аксенов, Владимир Иванович Морков, Федор Михайлович Циммерман, Василий Степанович Саренко - были не только прекрасными исполнителями, но и педагогами, продолжившими дело своего учителя. Умер Андрей Осипович Сихра в 1850 году. Это было время, когда искусство гитары приходило в упадок. Падение интереса к классической шестиструнной гитаре отразилось и на русской семиструнке. Последние годы жизни Сихры были омрачены этими обстоятельствами. Его произведения почти перестали издаваться, все труднее было находить учеников, и Сихра едва-едва обеспечивал свое скромное существование. Он не мог предвидеть, что для гитары еще наступят золотые времена и что его имя будет вписано в историю этого инструмента навечно.

Андрей Осипович Сихра

Михаил Тимофеевич Высотский

Хранит история память и о другом гитаристе-семиструннике - Михаиле Тимофеевиче Высотском, которого поэт и литературный критик Аполлон Григорьев назвал гениальным самородком. Высотский был сыном крепостного и не получил никакого музыкального образования. Уже став известным гитаристом и композитором, он едва разбирался в нотах, и нередко другие помогали ему записывать его произведения. Интерес к гитаре пробудил в нем ученик Сихры Семен Николаевич Аксенов, приехавший погостить к помещику, которому принадлежали Высотские. Аксенов, заметив любопытство мальчика, показал ему несколько приемов игры и объяснил основы музыкальной грамоты. На этом уроки и закончились, все остальное Высотский постигал сам. Занимался он так много и интенсивно, что к двадцати годам его известность далеко перешагнула границы помещичьего имения. Хозяин был вынужден дать ему вольную. В 1813 году двадцатидвухлетний Вы-сотский приехал в Москву и начал с того же, с чего начинали Гельд и Сихра,- стал давать уроки игры на гитаре. Однако как педагог Высотский значительно уступал и Гельду, и Сихре, хотя бы потому, что плохо знал нотную грамоту. Поэтому он не столько учил владеть инструментом, сколько пробуждал интерес к гитаре, к русской песне. Есть предположение, что несколько уроков взял у Высотского Михаил Юрьевич Лермонтов. Может быть, оно вызвано тем, что Лермонтов посвятил Высотскому стихотворение «Звуки». Высотского часто приглашали играть в дома поэтов, музыкантов, актеров. Он не сразу стал принимать эти приглашения, так как был человеком стеснительным, робким, молчаливым. Из-за этих качеств своего характера Высотский и позже почти не давал публичных концертов, предпочитая узкий круг слушателей, к тому же хорошо знакомых. К сожалению, в последние годы жизни Высотский начал принимать приглашения не только истинных ценителей музыки, но и любителей лихого веселья под гитару. Лучшие качества знаменитого гитариста — скромность и застенчивость - не устояли перед совершенно иным образом жизни московских купцов. Умер Высотский сорока шести лет в отчаянной нужде. Всего около двадцати пяти лет длилось композиторское и исполнительское творчество Высотского, но сделать он успел очень много. Высотский не любил ни заранее составленные программы, ни затверженные до последней ноты произведения. Его композиции почти всегда рождались во время исполнения. И сейчас трудно уверенно сказать, лучшее ли из когда-либо сочиненного и сыгранного Высотским легло на нотные листы. Очень может быть, что многое так и осталось единожды исполненным и не записанным. Но и то, что дошло до нас, бесценно. Вариации Высотского на темы русских песен до сих пор остаются непревзойденными, никто после него не смог так полно раскрыть с помощью гитары глубину русского песенного творчества. На примере жизни и деятельности трех музыкантов - Гельда, Сихры и Высотского - мы увидели становление русской семиструнной гитары. Но так ли гладко оно шло, как может показаться? Между семиструнниками и приверженцами классической гитары всегда чувствовалось соперничество. Временами споры обострялись, временами затихали, но никогда не прекращались совсем. А правду в этих спорах нужно искать посередине. Каждый инструмент хорош в своей, присущей ему роли. Исполнители на семиструнной гитаре, пытающиеся перенять богатейший репертуар классической гитары, чаще всего терпят неудачу. А шестиструнники до сих пор не освоили обработки русских песен в той мере, в какой это сделали исполнители на семиструнной гитаре. Конечно, какое-то взаимопроникновение репертуара было всегда, но и оно подтверждало правило, что каждому инструменту - свое. И если вам когда-нибудь придется выбирать гитару, прежде всего задайте себе вопрос, что вы от нее хотите. Тогда будет ясен и выбор - шесть или семь струн.

Друзья-приятели - картина В. Маковского

Газарян С. Рассказы о гитаре. М., Детская литература 1987

Назад

guitara-class.narod.ru