Стопа (стихосложение). Что такое стопы в стихотворении


как определять? Названия стихотворных размеров

Прежде чем остановиться на вопросе о том, как определить размеры стихотворных строк, нужно отметить, что речь идет о силлабо-тонической системе стихосложения, где определяющим элементом является стопа. Это такой повторяющийся элемент, который состоит из одного ударного и определенного количества безударных слогов. Стопа была известна уже в античности, однако там она состояла не из ударного и безударных слогов, а из долгих и кратких.

Размеры определяются характером стопы и количеством стоп в стихе (стихотворной строке). Одна из типичных ошибок формулировки – это тавтологическое словосочетание «стихотворный размер стиха». Это словосочетание можно довольно часто слышать от школьников и даже от учителей, оно некорректно, хотя и очень распространено. Размер стиха по своей природе является стихотворным, поэтому некорректно спрашивать: «Как определить стихотворный размер стиха?», - правильно говорить: «Как определить размер стиха?»

Двусложные стопы

От характера стопы зависят стихотворные размеры. Как определять характер стопы, подскажет скандирование, запись стиха в виде схемы и определение того, какое место занимает ударный слог в каждом повторяющемся элементе стихотворения.

Двусложные стопы состоят из двух слогов (то есть элемент повторяется каждые два слога).

Если первый слог повторяющегося элемента ударный, а второй – безударный, то это хорей. Достаточно повторить несколько раз любое хореическое слово (лето, осень), чтобы почувствовать звучание хорея. Хорей очень распространен в поэзии и известен читателям как по произведениям современных авторов, так и по творчеству классиков. Хореические стихи очень характерны для поэзии, адресованной детям:

Как-то в осень ослик Ося

Ночью очень плохо спал.

И, когда пробило восемь,

Ослик Ося не вставал… (А. Чебышев)

Ежик Хоня был тихоня,

Ежик Хоня не спешил.

Вот однажды ежик Хоня

За водой сходить решил… (А. Чебышев)

Банный день у черепашки.

Очень хлопотно ему:

Надо выстирать рубашку

И помыться самому… (А. Чебышев)

Если ударным в стопе является второй слог, то это ямб. Ямбические стихи не менее популярны.

Котенок был пушистый

И очень озорной.

Он бегал быстро-быстро

За кошкой и за мной.

Еще к собачке Жучке

Он часто приставал…

А если взять на ручки,

Мурлыкал он и спал. (А. Чебышев)

Чтобы «услышать» звучание ямба, достаточно повторять любое ямбическое слово (весна, жара). Ямб обычно ассоциируется со звучанием пушкинского «Евгения Онегина».

Трехсложные стопы

Трехсложные стопы состоят, соответственно, из трех слогов, один из которых – первый, второй или третий – ударный.

Если ударный первый слог, то это называется дактилем. Чтобы «услышать» дактиль, достаточно повторить любое дактилическое слово (радостно, горестно). Дактиль очень распространен в русской поэзии, однако его можно встретить несколько реже ямба и хорея.

Три и четыре, и два бегемота

Встретили два и четыре слона.

Рядом – один – это было болото,

Два – это речка.

И пальма – одна.

Три и один бегемота сказали:

«Здравствуйте, два и четыре слона».

А остальные под пальмой лежали.

Их было много,

А пальма – одна. (А. Чебышев)

Если ударный слог – второй, то это амфибрахий. После повторения амфибрахического слова (родная, собака, природа) легко почувствовать особое звучание амфибрахия. Амфибрахическое имя вымышленного персонажа Пупусика определило звучание шуточного цикла стихов Андрея Чебышева «Хозяйственный пупусик и восемь пуклых нусик»:

…Однажды пупусик водичил цветочки,

А нусики мерили воду в горшочках,

Следили, чтоб он ничего не схимичил

И в каждый горшочек помногу водичил…

… Однажды пупусик кишмишил обед

И вспомнил, что соли ни горсточки нет.

А нусики сямкнули: «Не трумбамболь!

Еще в старой бубе зачухлилась соль…»

…Однажды пупусик кузюнился с другом,

Вдруг нусики взвякнули громким испугом:

«Пупусик! Пупусик! Он вовсе не друг!

Смотри, как он хищнит глазами вокруг!

Он съел три конфюшки и блямбочек шесть.

А нусики что будут вечером есть?..»

В том случае, если ударным является третий слог из трех, говорят об анапесте. Чтобы почувствовать анапест, можно несколько раз повторить любое анапестовое слово (города, вчетвером).

…а бывает еще воскресение.

А сегодня нельзя баловать,

Потому что, когда воскресение,

Нам не надо пораньше вставать.

Мама-папа не будут с будильником,

Как сегодня, ругаться с утра…

А зато у меня в холодильнике

Очень вкусная рыбья икра.

А вчерашней весной в воскресение –

Там еще продавали слонов –

С мамой-с-папой гуляли мы семьями,

А у них был Сережка Панов… (А. Чебышев)

Это пять самых распространенных, классических стоп. В русской классике в основном используются именно они, и именно они определяют самые известные и распространенные стихотворные размеры. Как определять сам размер, а не только тип стопы, будет описано ниже.

Четырехсложные стопы (пеоны)

Русская поэзия знает также четырехсложные стопы, их называют пеонами. Если ударный слог первый, то такую стопу называют пеон I, если второй, то, соответственно, пеон II, и так далее. Пеоны легко спутать с хореем или ямбом, однако, если прислушаться, то звучание их разное. В рамках школьной программы в основном говорят о классических стопах – двусложниках и трехсложниках.

Пятисложные стопы (пептоны)

Кроме того, возможны и пятисложные стопы, или пятидольники, или пептоны. Эти стопы можно встретить в русской народной поэзии или в ее стилизациях. Наибольшее распространение приобрели пятисложники с третьим ударным слогом: «Как во матушке, во сырой земле…» Звучание пептона III действительно очень характерно и незабываемо, знакомо многим по русским былинам.

Количество стоп в стихе

Стопой определяются стихотворные размеры. Как определять вид стопы, описано выше, однако для того, чтобы узнать, каким размером написано стихотворение, знания о типе стопы недостаточно. Стопа – это та единица, которой измеряется размер. Второе действие, которое нужно произвести – посчитать, сколько именно стоп образует стихотворную строку (стих).

Корректные названия стихотворных размеров поэтому звучат, например, так: «трехсложный хорей» (количество хореических стоп в строке – три), «пятисложный ямб» (количество ямбических стоп в строке – пять), «двусложный анапест» (количество анапестовых стоп в строке – две) и т. д. Типичную ошибку допускают многие школьники и студенты, отвечая на вопрос: «Какой это размер?» - называя лишь вид стопы. Неправильно говорить «Размер этого стихотворения – дактиль», правильно говорить: «Размер этого стихотворения – трехстопный (двустопный и т. д.) дактиль».

Определение количества стоп в стихе

Итак, от количества и характера стоп зависят стихотворные размеры. Как определять количество стоп? Оно зависит от количества ударных (схемных) ударений. Поясним это на примере хорея и амфибрахия.

Если я надену шляпу,

Стану я почти как папа.

Ну, а папа и без шляпы

Все равно похож на папу.

В этом стихотворении Андрея Чебышева «Про папину шляпу» размер определяется как четырехсложный хорей, так как стихотворная строка (стих) содержит четыре хореических стопы.

Лошадка по полю скакала, скакала,

По полю скакала и очень устала.

И в поле стояла, и травку щипала.

И снова скакала, скакала, скакала.

И в речке купалась, и гривой играла,

И снова по полю скакала, скакала.

Ни ветру, ни птице ее не догнать.

Никто не умеет так быстро скакать.

В этом стихотворении того же автора количество стоп тоже четыре, однако стопы, в отличие от предыдущего примера, не хореические, а амфибрахические, поэтому размер этого стихотворения – четырехстопный амфибрахий.

fb.ru

Стопа (стихосложение) - это... Что такое Стопа (стихосложение)?

Стопа́ (др.-греч. πούς, лат. pes, нога, ступня) — структурная единица стиха; группа слогов, выделяемая и объединенная иктом, ритмическим ударением в стихе. Стопу можно рассматривать как «квант» стиха, предел его ритмического деления; такой «квант» состоит из сильной доли, определяемой иктом, и слабой доли, смежной с сильной и заполняющей временно́е пространство по необходимости ритма. Термин восходит к периоду VIII—VII вв. до н. э. и указывает на первоначальное единство стиха, музыки и танца.

Сильная и слабая доля

Сильная доля стопы, которая определяется иктом, называется арсис (или арса; ἄρσις, поднятие ноги в танце), слабая — тесис/ тезис (или теса; θέσις постановка ноги в танце). До V—IV вв. до н. э. термины имели противоположные значения; арсисом называлось восходящее движение (нога поднималась), тесисом — нисходящее движение (нога ударяла о землю). В метрическом стихосложении в стопе сильная доля формируется как правило первым долгим слогом, или первым из долгих слогов, если долгих слогов несколько; напр. дактиль —́UU, амфибрахий U—́U, бакхий U—́ —, ионик восходящий UU—́ —.

Количество стопы

Один из принципов метрического стихосложения — фиксированное количество времени, отводимое установленному виду стиха — определяет первую характеристику стопы, ее длительность, или количество. Стопа делится на временны́е отрезки, посредством которых измеряется ее количество. Такой элементарный временной отрезок называется мора (лат. mora, соответствует др.-греч. χρόνος πρῶτος). Количество мор определяет просодическое время, необходимое для произнесения слога или стопы. При этом считается, что долгий слог занимает две моры, короткий — одну. Количественный состав стопы колеблется от двух до десяти мор.

Качество стопы

Этот же принцип, вместе с главным свойством квантитативных языков, оппозицией долгих гласных/слогов кратким, определяет вторую характеристику стопы — ее слоговый состав, или качество. Стопы одинакового количества могут иметь разное качество, то есть занимая одинаковое просодическое время, состоять из разного числа слогов. Например, количественно равны трибрахий (UUU) и ямб (U—), занимающие 3 моры, дактиль (—UU) и спондей (— —), занимающие 4 моры. Это свойство стопы определяет наличие таких фонетических явлений как, например, ипостаса (изменение длины стопы по слогам, но сохранение по морам).

Трансформация стопы

В некоторых случаях такие стопы как спондей (—́ —), дактиль (—́UU), анапест (UU—́), в своей номинальной длительности равняясь 4 морам, сводились к длительности ямба (U—́) или трохея (—́U), то есть произносились не в 4, а в 3 моры. При этом, вероятно, долгий слог произносился в 1½ моры, а краткий — в ¾ (так называемые, «иррациональные» стопы). Ускорение темпа таким образом представляется вполне естественным при музыкально-вокальном исполнении метрического стиха, особенно в хоровой лирике. К подобной трансформации поэт прибегал, как правило, по требованиям ритма (т. н. metri causa), либо с целью определённого художественного эффекта.

Наиболее распространенные стопы

Двух- и трёхсложные стопы, восходящие к простым двудольным и трехдольным музыкальным размерам (2/4 и 3/4) считаются простыми, остальные — сложными. Сложные 5-сложные стопы использовались главным образом в хоровой лирике и позже драме, часто формируя размер, уникальный для стиха и произведения.

Простые Сложные 2-сложные 3-сложные 4-сложные 5-сложные 2 моры 3 моры 4 моры 5 мор 6 мор 7 мор 8 мор 9 мор 10 мор
UU дибрахий (пиррихий)
-U трохей (хорей)U- ямб UUU трибрах
-- спондей U-U амфибрахийUU- анапест-UU дактиль UUUU прокелевсматик
-U- амфимакр (кретик)--U антанапестU-- триподий (бакхий) -UUU пеон 1-йU-UU пеон 2-йUU-U пеон 3-йUUU- пеон 4-й
--- молосс (экстенсипес) U--U антиспаст (ямбхорей)UU-- ионик восходящий--UU ионик нисходящий-UU- хориямб -UUUU промакрU-UUU парапикUU-UU месомакрUUU-U пиррихотрохейUUUU- пиррихиямб
U--- эпитрит 1-й-U-- эпитрит 2-й--U- эпитрит 3-й---U эпитрит 4-й UU--U антамебейUUU-- дасийU-UU- киприй
--UU- амебейU--U- дохмий---UU моллоссопиррихийU-U-- париамбод
U---- пробрахий--U-- месобрахий---U- моллоссиямб
----- молоссоспондей

Термин «стопа» (вместе с другими понятиями античной метрики), был адаптирован в русском стихосложении. Стопой обозначалась ритмическая группа из одного ударяемого и одного или двух (редко трех) неударяемых слогов. В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:

Хорей: —U → ÚU Ямб: U— → UÚ Дактиль: —UU → ÚUU Амфибрахий: U—U → UÚU Анапест: UU— → UUÚ

Особым случаем является адаптированный спондей: —— → ÚÚ. При адаптации спондея, при соблюдении принципа адаптации «долгий в ударный», возникает стопа с двумя ударениями, что нарушает определение стопы как группы слогов, объединенной одним ритмическим ударением. Тем не менее, теоретиками русского силлабо-тонического стихосложения такой спондей рассматривался наравне с прочими стопами.

В русском языке превалирующую частотность имеют слова в 3, 4 и 5 слогов; так как в пределах слова присутствует только одно главное ударение, представление русского стиха в адаптированных стопах нивелирует функцию стопы как конструктивного ритмического элемента стиха.

Напр. номинальный четырехстопный ямб UÚ|UÚ|UÚ|UÚ в стихе «Бы́л крокоди́л кня́зь, во́лхв, жре́ц, во́ждь» (Г. Р. Державин) приобретает вид ÚU|UÚ|ÚÚ|ÚÚ; ямб первой стопы заменяется трохеем, второй и третьей — спондеем, что приводит к нарушению ритма; в ст. «Адмиралте́йская игла́» (UU|UÚ|UU|UÚ) ямб первой и третьей — пиррихием; в ст. «Мой дя́дя, са́мых че́стных пра́вил, // когда́ не в шу́тку занемо́г» (А. С. Пушкин) (UÚ|UÚ|UÚ|UÚ|U // UÚ|UÚ|UU|UÚ) ямб восьмой — пиррихием; и т. п. При этом вторичные ударения слов, которые могут занимать сильные позиции в стопах, динамически несоизмеримы с главными и как элемент ритмообразующего механизма рассмотрены быть не могут. (Предпринимались попытки истолковать это явление, адаптируя понятие ипсотасы, в частности В. Я. Брюсовым. Однако в применении к силлабо-тонике концепция ипостасы приводила к нек-рым неразрешимым противоречиям; см. Ипостаса.)

Во всех таких случаях стих формально перестает быть ямбом; он может получать различное стоповое представление, напр. «Когда не в шутку занемог» можно представить как в виде UÚ|UÚ|UUUÚ (ямб + ямб + пеон 4-й), так в виде UÚ|UÚU|UUÚ (ямб + амфибрахий + анапест), так в виде UÚ|UÚUU|UÚ (ямб + пеон 2-й + ямб) и т. п. В этом случае более корректно утверждение, что стих является [адаптированным] логаэдом. Логаэд, являясь специфически силлабо-метрическим явлением, в античности рассматривался не как фиксированная группа определенных стоп, но как самостоятельная структурная единица, по аналогичной причине. Отсюда в современной теории русского стихосложения появляется тенденция отказаться от понятия стопы и считать основной ритмической единицей собственно стих.

Литература

dic.academic.ru

Люди! Объясните по-человечески, что такое стопа в стихе? Не надо опроеделений, объясните на примерах, своими словами.

Группа слогов, в котором один ударный, а остальные безударные, но при этом дополняют друг друга. Ритмическая единица. Например четырехстопный ямб: Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил… Четыре ударных слога, а остальные ритмический связаны и их можно обозначить ритмом на ударном инструменте или хлопая в ладоши.

Стих (вообще-то не всякий, но эти подробности оставим для простоты) строится на ритмическом повторении ударных и безударных слогов. В стихах они распологаются не абы как, а строго последовательно: либо идет чередование ударного и безударного слогов, либо - одного ударного и двух безударных. Опять-таки, более сложные варианты оставим. Пример чередования ударного и безударного (ударные гласные - большими буквами) : нАша тАня грОмко плАчет, УронИла в рЕчку мЯчик. мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил когдА не в шУтку зАнемОг.. . В этих стихах после каждого ударного слога следует безударный, а потом - опять ударный. Причем в первом стихотворении первый слог в каждой строке ударный, а во второй - каждый первый слог безударный. Стопа - это ритмическая единица стиха, то есть - повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. В обоих приведенных примерах стопа состоит из двух слогов, и в каждой строке содержится по четыре ударных слога, то есть - по четыре стопы. Поэтому оба приведенных стиха - четырехстопные, только первый - хорей (строка начинается с ударного слога) , а второй - ямб (строка начинается с безударного слога) . Стопы, стостящие из двух слогов, называются двудольными. А есть трехдольные, где на один ударный приходятся два безударных: тУчки небЕсные вЕчные стрАнники стЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною.. . не вЕтер бушУет над бОром, не с гОр побежАли ручьИ.. . если зАвтра войнА, если зАвтра в похОд, если тЕмная сИла нагрЯнет.. . В приведенных примерах стопа состроит из трех слогов, одного ударного и двух безударных. В первом примере строка начинается с ударного слога. Такой стих называется дактилем. Если ударный - между двумя безударными, это амфибрахий. Если ударный идет после двух безударных, то стих с такой стопой называется анапест. Но в любом случае стихи состоят из ритмически повторяющихся стоп - групп ударных и безударных слогов. Старался по-человечески, своими словами. Не знаю, понятно ли вышло.

touch.otvet.mail.ru

Стопа - это... Что такое Стопа?

  • СТОПА — стопы, вин. стопу, мн. стопы, стопам, жен. 1. (мн. стопы). Нижняя часть ноги, имеющая форму плоского свода, опирающегося на землю ступней (анат.). Плоская стопа. 2. (мн. стопы) перен. Нога, шаг (устар., поэт.). Направил свои стопы в город. «Не ты …   Толковый словарь Ушакова

  • СТОПА — жен. (стоять) нижняя часть ноги, от мыщелок, берца, до подошвы; ступня, лапа, плюсна, ножная кисть. Нога состоит из бедра (лядвея, стегна), берца (голени, будыля) и стопы (ступни, лапы). | Задняя, пяточная часть всей лапы или ступни, что запястье …   Толковый словарь Даля

  • стопа — 1. СТОПА, ы; мн. стопы; ж. 1. Нижняя часть ноги, от щиколотки вниз, служащая опорным и пружинящим органом при стоянии, ходьбе, беге и прыжках. Плоская с. Боли в стопе. Кости стопы. // Трад. поэт. и книжн. Вообще нога. 2. обычно мн.: стопы, стоп.… …   Энциклопедический словарь

  • Стопа —     СТОПА является первичной ритмической единицей в стихе и представляет собою объединение ударного слога с одним или двумя неударными. Поскольку ритм осуществляется делением речи на равновеликие интервалы, стопа и является тем, на чем… …   Словарь литературных терминов

  • стопа — СТОПА, ы, мн. стопы, стоп, стопам, жен. 1. Часть ноги, состоящая из предплюсны, плюсны и пальцев. Плоская с. (плоскостопие). 2. перен. Нога, шаг (устар. и ирон.). Направить куда н. свои стопы. Смелыми стопами отправиться куда н. • По стопам кого… …   Толковый словарь Ожегова

  • СТОПА — ступня (pes), дистальный отдел задней конечности наземных позвоночных, сочленённый вверху с голенью и выполняющий роль опорного элемента. С. состоит из 3 отделов: предплюсны, плюсны и фаланг жальцев. У большинства животных опора производится на… …   Биологический энциклопедический словарь

  • стопа — идти по стопам, припадать к стопам.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. стопа шаг, стаканчик, ступня, стопка, сосуд, нога, бокал, фужер, мера, походка, кубок Словарь русских… …   Словарь синонимов

  • СТОПА — (pes), дистальный отдел нижней конечности. Функционально С. представляет со^ бой орган, работающий как опорный и рессорный аппарат при различных положениях и движениях тела, напр. при схоянии, ходьбе, беге,. прыжке. Р а з в и т и е.… …   Большая медицинская энциклопедия

  • стопа — 1 іменник жіночого роду частина ноги * Але: дві, три, чотири стопи стопа 2 іменник жіночого роду купа; частина віршованого рядка * Але: дві, три, чотири стопи стопа 3 іменник жіночого роду стіс * Але: дві, три, чотири стопи рідко …   Орфографічний словник української мови

  • СТОПА 1 — СТОПА 1, Шы, мн. стопШы, стоп, стопам, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • dic.academic.ru

    что такое стопа в стихотворении?

    что такое стопа в стихотворении?

    1. Я уже несколько раз писал об этом здесь на "Ответах". Способ определения размера весьма прост. Попробуйте проскандировать, как на стадионе, знаменитый детский стишок Агнии Барто: "Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик" А теперь столь же известные строки из поэмы "Мцыри" Михаила Лермонтова: "Теперь один старик седой, Развалин страж полуживой... " Чувствуете разницу? Первое стихотворение написано четырхстопным хореем, а второе - четырхстопным ямбом. И в хорее, и в ямбе чередуются ударный и безударный слог, но в хорее ударный первый (второй безударный) , а в ямбе - наоборот - первый безударный, а второй ударный. Вот это и есть СТОПА (то есть, какое количество безударных слогов соответствуют одному ударному В ИДЕАЛЕ и как они расположены относительно друг друга) . А как их легче отличить на практике? Ведь это так трудно - высчитывать слоги, да ещ слова в русском языке то слишком длинные (и из-за этого соседствуют рядом два безударных слога, хотя один из них обязан быть ударным - это называется "пиррихий"), а то, наоборот, короткие слова дают два ударных слога подряд, хотя один должен быть безударным (это спондей) , а "удобных" строк, которые предлагают Вам искать в предыдущем ответе, может в стихотворении не быть вовсе. Я предлагаю Вам воспользоваться способом, который я придумал для себя ещ школьником, и который весьма эффективен после нескольких тренировок. Наверняка, он был известен и до меня, так что на приоритет претендовать не могу. Но давайте вернмся к стихам. Например, требуется определить, каким размером написана строка "Адмиралтейская игла". Не пытайтесь считать ударения - собьтесь и запутаетесь. Лучше обратим внимание на одну важную особенность: стопа хорея двусложная с ударением на первом слоге соответствует любому такому двусложному слову - например, слову "мама". Стопа ямба будет соответствовать двусложному слову с ударением на втором слоге - например, слову "Фома". Теперь давайте, не заботясь о смысле, подставим под строчку "Адмиралтейская игла" какое-то количество слов, соответствующих хорею, а потом - ямбу, и посмотрим, где совпадт ритм. Итак Адмиралтейская игла Мама Мама Мама Мама Совпадает ритм? Нет! Значит, это не хорей! Адмиралтейская игла Фома Фома Фома Фома Совпадает ритм? Да! Значит, это ямб! А сколько в этой строке стоп? Считаем, сколько раз нам пришлось поставить слово "Фома"? Четыре! Значит, это ЧЕТЫРХСТОПНЫЙ ЯМБ! Такой же принцип и определения трхсложных размеров ("бабушка" - для дактиля, "собака" - для амфибрахия, "молоко" - для анапеста) . Если схема "не работает" - значит, это дольник или иной вид тонического стиха. Как видите, вс просто! Сразу тут же добавлю, что пренебрежение формой и неряшливое отношение к законам стихосложения серьзно бьт и по содержанию стихов. Дело в том, что читателю (особенно если он читает стихи регулярно) , трудно воспринимать мысли и чувства поэта, а порой неряшливо срифмованные строки вызывают смех, хотя их содержание (по мысли автора) трагично. Законы поэтики объективны так же, как и законы физики, и обязательны как для поэта-профессионала, так и для любителя стихосложения на досуге!
    2. Группа слогов, в котором один ударный, а остальные безударные, но при этом дополняют друг друга. Ритмическая единица. Например четырехстопный ямб: Мой дя#769;дя са#769;мых че#769;стных пра#769;вил

      Четыре ударных слога, а остальные ритмический связаны и их можно обозначить ритмом на ударном инструменте или хлопая в ладоши.

    4u-pro.ru

    стихотворная стопа — что такое стопа в стихотворении? — 22 ответа

    стопа в стихотворении это

    В разделе Литература на вопрос что такое стопа в стихотворении? заданный автором Alex лучший ответ это Я уже несколько раз писал об этом здесь на "Ответах". Способ определения размера весьма прост.Попробуйте проскандировать, как на стадионе, знаменитый детский стишок Агнии Барто:"Наша Таня громко плачет,Уронила в речку мячик"А теперь столь же известные строки из поэмы "Мцыри" Михаила Лермонтова:"Теперь один старик седой,Развалин страж полуживой... "Чувствуете разницу? Первое стихотворение написано четырёхстопным хореем, а второе - четырёхстопным ямбом. И в хорее, и в ямбе чередуются ударный и безударный слог, но в хорее ударный первый (второй безударный) , а в ямбе - наоборот - первый безударный, а второй ударный. Вот это и есть СТОПА (то есть, какое количество безударных слогов соответствуют одному ударному В ИДЕАЛЕ и как они расположены относительно друг друга) .А как их легче отличить на практике? Ведь это так трудно - высчитывать слоги, да ещё слова в русском языке то слишком длинные (и из-за этого соседствуют рядом два безударных слога, хотя один из них обязан быть ударным - это называется "пиррихий"), а то, наоборот, короткие слова дают два ударных слога подряд, хотя один должен быть безударным (это спондей) , а "удобных" строк, которые предлагают Вам искать в предыдущем ответе, может в стихотворении не быть вовсе. Я предлагаю Вам воспользоваться способом, который я придумал для себя ещё школьником, и который весьма эффективен после нескольких тренировок. Наверняка, он был известен и до меня, так что на приоритет претендовать не могу. Но давайте вернёмся к стихам.Например, требуется определить, каким размером написана строка"Адмиралтейская игла".Не пытайтесь считать ударения - собьётесь и запутаетесь. Лучше обратим внимание на одну важную особенность: стопа хорея двусложная с ударением на первом слоге соответствует любому такому двусложному слову - например, слову "мама". Стопа ямба будет соответствовать двусложному слову с ударением на втором слоге - например, слову "Фома". Теперь давайте, не заботясь о смысле, подставим под строчку "Адмиралтейская игла" какое-то количество слов, соответствующих хорею, а потом - ямбу, и посмотрим, где совпадёт ритм. ИтакАдмиралтейская иглаМама Мама Мама МамаСовпадает ритм? Нет! Значит, это не хорей!Адмиралтейская иглаФома Фома Фома ФомаСовпадает ритм? Да! Значит, это ямб! А сколько в этой строке стоп? Считаем, сколько раз нам пришлось поставить слово "Фома"? Четыре! Значит, это ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ ЯМБ!Такой же принцип и определения трёхсложных размеров ("бабушка" - для дактиля, "собака" - для амфибрахия, "молоко" - для анапеста) . Если схема "не работает" - значит, это дольник или иной вид тонического стиха.Как видите, всё просто!Сразу тут же добавлю, что пренебрежение формой и неряшливое отношение к законам стихосложения серьёзно бьёт и по содержанию стихов. Дело в том, что читателю (особенно если он читает стихи регулярно) , трудно воспринимать мысли и чувства поэта, а порой неряшливо срифмованные строки вызывают смех, хотя их содержание (по мысли автора) трагично. Законы поэтики объективны так же, как и законы физики, и обязательны как для поэта-профессионала, так и для любителя стихосложения на досуге!

    22oa.ru

    стихотворная стопа - это... Что такое стихотворная стопа?

     стихотворная стопа

    стихотворный размер. стопа. метр.

    система стихосложения:, тоническая - основана на принципе соизмеримости строк

    по числу ударений.

    силлабическая - основана на равенстве количества

    слогов в стихе.

    силлабо - тоническая - основана на соизмеримости

    соотнесенных стихов по количеству и расположению ударных слогов.

    ямб - односложный стих. размер. ямбический.

    хорей. хореический.

    дактиль - двусложный стих. размер.

    амфибрахий.

    анапест.

    акростих. гекзаметр. пентаметр. октава. спондей.

    хориямб. трибрахий. пиррихий. пеон. газель.

    анакруза.

    гипердактилическая рифма.

    каталектический.

    античное стихосложение: антиспаст. бакхий. антибакхий. амфимакр. диподия.

    ↓ метрика стиха.

    Идеографический словарь русского языка. — М.: Издательство ЭТС. Баранов О.С.. 1995.

    Смотреть что такое "стихотворная стопа" в других словарях:

    ideographic.academic.ru