На какие вопросы отвечает и что такое обстоятельство в русском языке. Что является трудностью а что обстоятельством
Что такое обстоятельство - примеры в русском языке: характеристика видов
Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в предложении занимает обстоятельство: связывает части текста, дополняет и характеризует все члены, кроме подлежащего.
...
Вконтакте
Google+
Мой мир
Что обозначает
Насчитывает самое большое количество значений по сравнению с другими второстепенными группами слов. Обстоятельство в предложении отвечает на определенные вопросы, которые легко запоминаются с помощью стихотворной формы:
Где? (Место),
Куда? (Направление),
Когда? (Время),
Откуда? (Направление),
Почему? (Причина),
Зачем? (Цель),
и Как? (Способ).
Здесь перечислены не все, а только основные вопросы, но они помогают понять, что такое обстоятельство, какие из частей речи оно раскрывает и поясняет:
Внимание! Примеры обстоятельств в русском языке найти несложно. Любое распространенное сочетание слов может содержать несколько таких конструкций.
Классификация — деление на подгруппы – осуществляется по значению. Всего выделяют 8 видов, каждый из них отвечает на определенный вопрос и отличается по смыслу:
- Где, куда, откуда? – уточняют место расположения или направление.
- Когда, с каких пор, как долго? – уточняет временные параметры.
- Почему, отчего, по какой причине? – объясняет повод, вызывающий событие, указывает причину.
- Зачем, с какой целью, для чего? – какую цель преследует конкретное действие.
- Одна группа объединяет три характеристики: образа, меры и степени. Значение группы – качество и способ. Как, каким образом, каким способом? – что требуется для совершения, образ действия. В какой мере, насколько? В какой степени? – объем действия, его степень.
- Как, подобно кому (чему)? – используется сравнение.
- При каком условии? – объяснение условий.
- Вопреки чему, несмотря на что? – несмотря на какие проблемы, все произошло — уступка
Важно! Знание особенностей значения необходимо знать для правильного построения речевых оборотов.
Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов (места, времени, образа действия). Такое чаще наблюдается в текстах о природе. Их относят к отдельному типу — ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма — на солнышке), в тиши (усеченная форма — в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:
- где?
- когда?
- как?
- в какой обстановке?
К какой части речи относится
Роль обстоятельства могут выполнять такие части речи:
- Имя существительное – употребляется в речи в форме косвенного падежа, чаще требуется предлог, но можно обойтись и без него. Пример: Выступал (как?) с юмором, шел (где?) по лесу.
- Наречие. Наиболее часто используется для выражения обстоятельства образа действия. Отвечает на сходный вопрос: как? Пел (как?) звонко, двигался (как?) медленно.
- Местоимение: Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.
- Деепричастие: Лежал (как? что делая?) задумавшись, двигался (как? что делая?) прыгая.
- Неопределенная форма глагола: Отправился (с какой целью?) прогуляться.
Самым сложным для понимания является первый вариант.
С начальных классов учителя объясняют детям, что вопрос следует задавать от самостоятельной части речи, а не от предлога, но ошибки все равно встречаются.
Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно.
Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:
- шел по (чему?) дороге. Косвенный дат. падеж – дополнение (неправильное решение).
- шел (где?) по дороге. Обстоятельство со значением места.
Падежные вопросы можно поставить к любому имени существительному, но нужно научиться определять цель его употребления:
- для определения падежа;
- для уточнения роли слова в структуре предложения.
Встречаются и другие ошибки. К примеру, необходимо указать, в каком предложении обстоятельство выражено наречием. Сложность вызывают случаи, когда наречие образуется от существительного. Пример: Ночью стало страшно и холодно. Правильно поставленный вопрос подскажет ответ: Когда? Ночью. Если задать вопрос творительного падежа, то возможна ошибка. Чем в таком случае руководствоваться? Смысловым значением.
Обособление на письме
Учащиеся старших ступеней школы изучают синтаксические конструкции, которые требуют знания правил постановки запятых. Так, деепричастные обороты или одиночные деепричастия обязательно выделяются с двух сторон знаками препинания. Именно поэтому его называют обособленное обстоятельство, то есть выделенное знаками. Весь деепричастный оборот является одним членом — обстоятельством: Родственники собрались за ужином, заранее приготовив вкусные блюда.
Исключением, усложняющим изучение, является правило обособления фразеологических оборотов. Они считаются цельными выражениями, одним второстепенным членом, но не выделяются запятыми: Бежал сломя голову. Работал спустя рукава.
Распространенное обстоятельство образуют несколько слов, объединенных одним смысловым значением: Девочка, заблудившись в тайге, сильно испугалась.
Если оно состоит из одного слова, то является нераспространенным: Девочка, заблудившись, стала звать и кричать о помощи. Оба случая требуют выделения знаками с обеих сторон, поскольку в конструкции присутствует деепричастие. В этом случае можно будет задать вопросы: каким образом, как? и что делая? что сделав?
Важно! Благодаря присутствию обстоятельств речь становится ярче и выразительнее, не стоит бояться употреблять разные группы и правильно согласовывать все части текста.
Как грамотно охарактеризовать обстоятельство в предложении? Во-первых, нужно правильно поставить вопрос, во-вторых, разобрать все предложение по членам. Начинать следует с определения разряда, а затем части речи.
Примеры заданий и порядок выполнения работы
Задание 1. охарактеризуйте виды обстоятельств в предложении: Несколько месяцев назад мы узнали об особых случаях написания слов.
Узнали (когда?) несколько месяцев назад. Обозначает определенный период, значит имеет вид времени.
Определяем, какой частью речи является каждое слово: «несколько» – неопределенное местоимение, «месяцев» – форма род. пад. имени сущ., «назад» – наречие.
Задание 2. Охарактеризуйте виды обстоятельств: Несмотря на усталость, путники решили идти дальше.
«Решили идти» (несмотря на что?) несмотря на усталость – обособленное обстоятельство, выражено существительным с предлогом (производным). Вид – уступки. Роль в тексте – дополнительное уточнение характера действия.
Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в предложении занимает обстоятельство: связывает части текста, дополняет и характеризует все члены, кроме подлежащего.
Что обозначает
Насчитывает самое большое количество значений по сравнению с другими второстепенными группами слов. Обстоятельство в предложении отвечает на определенные вопросы, которые легко запоминаются с помощью стихотворной формы:
Где? (Место),
Куда? (Направление),
Когда? (Время),
Откуда? (Направление),
Почему? (Причина),
Зачем? (Цель),
и Как? (Способ).
Здесь перечислены не все, а только основные вопросы, но они помогают понять, что такое обстоятельство, какие из частей речи оно раскрывает и поясняет:
- глагол: думает (как?) правильно;
- прилагательное: красивый (насколько?) очень;
- наречие: сильно (как?) слишком.
Внимание! Примеры обстоятельств в русском языке найти несложно. Любое распространенное сочетание слов может содержать несколько таких конструкций.
Классификация — деление на подгруппы – осуществляется по значению. Всего выделяют 8 видов, каждый из них отвечает на определенный вопрос и отличается по смыслу:
- Где, куда, откуда? – уточняют место расположения или направление.
- Когда, с каких пор, как долго? – уточняет временные параметры.
- Почему, отчего, по какой причине? – объясняет повод, вызывающий событие, указывает причину.
- Зачем, с какой целью, для чего? – какую цель преследует конкретное действие.
- Одна группа объединяет три характеристики: образа, меры и степени. Значение группы – качество и способ. Как, каким образом, каким способом? – что требуется для совершения, образ действия. В какой мере, насколько? В какой степени? – объем действия, его степень.
- Как, подобно кому (чему)? – используется сравнение.
- При каком условии? – объяснение условий.
- Вопреки чему, несмотря на что? – несмотря на какие проблемы, все произошло — уступка
Важно! Знание особенностей значения необходимо знать для правильного построения речевых оборотов.
Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов (места, времени, образа действия). Такое чаще наблюдается в текстах о природе. Их относят к отдельному типу — ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма — на солнышке), в тиши (усеченная форма — в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:
- где?
- когда?
- как?
- в какой обстановке?
К какой части речи относится
Роль обстоятельства могут выполнять такие части речи:
- Имя существительное – употребляется в речи в форме косвенного падежа, чаще требуется предлог, но можно обойтись и без него. Пример: Выступал (как?) с юмором, шел (где?) по лесу.
- Наречие. Наиболее часто используется для выражения обстоятельства образа действия. Отвечает на сходный вопрос: как? Пел (как?) звонко, двигался (как?) медленно.
- Местоимение: Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.
- Деепричастие: Лежал (как? что делая?) задумавшись, двигался (как? что делая?) прыгая.
- Неопределенная форма глагола: Отправился (с какой целью?) прогуляться.
С начальных классов учителя объясняют детям, что вопрос следует задавать от самостоятельной части речи, а не от предлога, но ошибки все равно встречаются.
Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно. Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:
- шел по (чему?) дороге. Косвенный дат. падеж – дополнение (неправильное решение).
- шел (где?) по дороге. Обстоятельство со значением места.
Падежные вопросы можно поставить к любому имени существительному, но нужно научиться определять цель его употребления:
- для определения падежа;
- для уточнения роли слова в структуре предложения.
Встречаются и другие ошибки. К примеру, необходимо указать, в каком предложении обстоятельство выражено наречием. Сложность вызывают случаи, когда наречие образуется от существительного. Пример: Ночью стало страшно и холодно. Правильно поставленный вопрос подскажет ответ: Когда? Ночью. Если задать вопрос творительного падежа, то возможна ошибка. Чем в таком случае руководствоваться? Смысловым значением.
Обособление на письме
Учащиеся старших ступеней школы изучают синтаксические конструкции, которые требуют знания правил постановки запятых. Так, деепричастные обороты или одиночные деепричастия обязательно выделяются с двух сторон знаками препинания. Именно поэтому его называют обособленное обстоятельство, то есть выделенное знаками. Весь деепричастный оборот является одним членом — обстоятельством: Родственники собрались за ужином, заранее приготовив вкусные блюда.
Исключением, усложняющим изучение, является правило обособления фразеологических оборотов. Они считаются цельными выражениями, одним второстепенным членом, но не выделяются запятыми: Бежал сломя голову. Работал спустя рукава.
Распространенное обстоятельство образуют несколько слов, объединенных одним смысловым значением: Девочка, заблудившись в тайге, сильно испугалась.
Если оно состоит из одного слова, то является нераспространенным: Девочка, заблудившись, стала звать и кричать о помощи. Оба случая требуют выделения знаками с обеих сторон, поскольку в конструкции присутствует деепричастие. В этом случае можно будет задать вопросы: каким образом, как? и что делая? что сделав?
Важно! Благодаря присутствию обстоятельств речь становится ярче и выразительнее, не стоит бояться употреблять разные группы и правильно согласовывать все части текста.
Как грамотно охарактеризовать обстоятельство в предложении? Во-первых, нужно правильно поставить вопрос, во-вторых, разобрать все предложение по членам. Начинать следует с определения разряда, а затем части речи.
Примеры заданий и порядок выполнения работы
Задание 1. охарактеризуйте виды обстоятельств в предложении: Несколько месяцев назад мы узнали об особых случаях написания слов.
Узнали (когда?) несколько месяцев назад. Обозначает определенный период, значит имеет вид времени.
Определяем, какой частью речи является каждое слово: «несколько» – неопределенное местоимение, «месяцев» – форма род. пад. имени сущ., «назад» – наречие.
Задание 2. Охарактеризуйте виды обстоятельств: Несмотря на усталость, путники решили идти дальше.
«Решили идти» (несмотря на что?) несмотря на усталость – обособленное обстоятельство, выражено существительным с предлогом (производным). Вид – уступки. Роль в тексте – дополнительное уточнение характера действия.
Обстоятельство в русском языке, примеры
Обстоятельство в русском языке
Вывод
В течение школьного курса знания постепенно расширяются, все чаще в сочинениях и речи учащиеся используют обстоятельственные конструкции, так как это помогает сделать речь яркой, выразительной и богатой. Предложения с использованием образных выражений демонстрируют начитанность и понимание особенностей русского языка.
uchim.guru
Что такое обстоятельство?
Обстоятельство – это один из членов предложения, который отвечает на вопросы Когда? Как? Почему? Зачем? где? с какой целью? и обозначающее меру, степень, цель, время и место действия. Они характеризуют другие составляющие предложения, как правило, глаголы. Например: Он шел играючи за мной. Здесь в роли обстоятельства выступает слово «играючи», которое относится к глаголу шел и дает ему соответствующую характеристику: шел как? играючи.
Чем выражено обстоятельство
В предложении обстоятельства могут быть выражены такими частями речи как:
- существительное с предлогом и без: Мы идем в лес за грибами (в лес – обстоятельство (о.))
- наречие: Хорошо бродить по свету (хорошо – о.)
- глагол в неопределенной форме: Мы разместились у реки отдыхать и веселиться (зачем? отдыхать и веселиться – о.)
- сравнение: Бесполезные слова так пусты, как будто в них нет смысла (на сколько? как будто в них нет смысла – о.)
- деепричастие или деепричастный оборот: Гремят, бушуя, волны о причал (как? бушуя – о.)
- пословицы и поговорки: Рука руку моет
- фразеологизмы и их обороты: Вбежал на лестницу, едва дыша (как? едва дыша – о.)
Виды обстоятельств
- обстоятельства места. Они обозначают пункт назначения, направление движения. Они дают ответы на вопросы куда? где? откуда? Везде зеленая трава.
- времени. Говорят о времени действия. Их вопросы - с каких пор? когда? до каких пор? С детства помню запах новогодней елки вперемешку с ароматом апельсинов.
- образа действия и степени. Говорят о качестве или способе совершения того или иного действия, о его мере. Вопросы для этих характеристик: как происходит действие? каким образом оно происходит? какиспособом? в какой мере? по какой цене? Радостно проходят дни в преддверии учебного года.Или:Бешено воя, глядят на луну голодные волки.
- причины. Характеризуют причину того или иного действия. Вопросы таких обстоятельств -почему? отчего? зачем?
- условия. Говорят об условии, при котором совершается действие. Вопросы - в каких случаях? при каких условиях? Любишь кататься – люби и саночки возить.
- уступки. Действие таких обстоятельств совершается независимо от препятствий и отвечает на вопросы: несмотря на какие обстоятельства? вопреки каким событиям? Примеры: Мы работаем, несмотря на жгучие морозы.
- цели. Их роль - обозначить цель того или иного действия. Дают ответы на вопросы от чего? зачем? для чего? с какой целью? Родители сделали все для того, чтобы дочь получила достойное образование.
- сравнения. Служат для сравнительных характеристик. Их вопрос подобно чему? Она прошла, словно ангел, осветив всех своим сиянием.
Другие значения слова «обстоятельство»
В словаре С.И. Ожегова дается еще два определения слову «обстоятельство». Помимо части предложения, это:
elhow.ru
Ответы@Mail.Ru: что такое обособленное обстоятельство??
Обособленные обстоятельства могут быть выражены: одиночными деепричастиями; деепричастными оборотами; существительными в ковенных патежах с предлогами; наречиями. Обстоятельства обособляются в следующих случаях: 1) Если они выражены деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями (за исключением деепричастий, употребляющихся в речи как наречия образа действия) . 2) Если они выражены существительными с предлогами несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, при наличии, при отсутствии, за неимением, по причине,
На письме обособленные члены обычно выделяются запятыми, реже - скобками или тире. Но между обособлением и пунктуацией нет полного соответствия: пунктуация выражает лишь наиболее обычные случаи обособления. Обособленные обстоятельства 1. Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами (тут вё ясно) 2. Обстоятельства, выраженные существительными с предлогами а Всегда обособляются обстоятельства уступки, выраженные существительными с предлогами несмотря на, невзирая на, например: 1) Только Григорий Александрович, несмотря на зной и усталость, не хотел воротиться без добычи (М. Лермонтов) . 2) Но, несмотря на праздничный день, в саду было пустынно (М. Горький) . 3) Опять, невзирая на ночной час, освещены окошки, в доме не спят (В. Панова) . 4) Петухи, невзирая на дождь, кричали врастяжку и по очереди (М. Шолохов) . б Обособление других обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, не является обязательным и зависит от намерения автора выделить, подчеркнуть значение данного обстоятельства в предложении. Чаще всего происходит обособление следующих обстоятельств: 1) обстоятельств причины с предлогами благодаря, согласно, ввиду, вследствие или с предложными сочетаниями по причине, по случаю, за неимением, в силу и др. ; 2) обстоятельств условия с предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, при условии и др; 3) обстоятельств уступки с предлогом вопреки, например: 1) В прибрежном районе, вследствие длинной осени и запаздывания весны, перелёты птиц также запаздывают (В. Арсеньев) . Но: Пишу к вам из деревни, куда заехал вследствие печальных обстоятельств (А. Пушкин) . 2) К счастью, причине неудачной охоты, наши кони не были измучены (М. Лермонтов) . 3) Наша футбольная команда, при условии регулярных тренировок, может перейти в первую лигу. 4) Вопреки предсказаниям моего спутника, погоди прояснилась и обещала нам тихое утро (М. Лермонтов)!
Это деепричастный оборот, выделенный с двух сторон запятыми!! !Например: Я открыл дверь и, выходя на улицу, споткнулся о порог!! !"выходя на улицу" и будет обособленным обстоятельством!!!
Это деепричастный оборот, выделенный с двух сторон запятыми!! !Например: Я открыл дверь и, выходя на улицу, споткнулся о порог!! !"выходя на улицу" и будет обособленным обстоятельством!!!
деепричастный оборот отвечает на вопросы "что сделав? " и "что делая? "
Деепричастный оборот, который выделен с двух сторон запятыми . Я понял спс всем
Обстоятельство - второстепенный член, который в предложении отвечает на наречные вопросы и при этом выражается деепричастием, деепричастным оборотом, предложно-падежными конструкциями. Обстоятельства характеризуют действие, признак, способ совершения действия (Как? Каким образом?), место (Откуда? Где? Куда?), причину (Почему?), условие (Вопреки чему? При каком условии?), цель (Зачем?). По этим вопросам определяется разряд обстоятельства, его значение. Обстоятельства могут быть выражены предложно-падежными группами, фразеологизмами, инфинитивом.
Деепричастный оборот, он выделен с двух сторон запятой. Отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав? Как? Когда? Почему? При каком условии? С какой целью? Не смотря на что? Вопреки чему? Выделяется как обычное обстоятельство. Пример: Читая, ученик улыбался. - здесь деепричастием является слово "Читая", тк отвечает на вопрос Что делая? Мальчик улыбался (Что делая?), читая. Вот так вот.
Деепричастный оборот, он выделен с двух сторон запятой. Отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав? Как? Когда? Почему? При каком условии? С какой целью? Не смотря на что? Вопреки чему? Выделяется как обычное обстоятельство. Пример: Читая, ученик улыбался. - здесь деепричастием является слово "Читая", тк отвечает на вопрос Что делая? Мальчик улыбался (Что делая?), читая. Вот так вот.
Обособленные обстоятельства Обособляются, т. е. отделяются запятой, а в середине предложения выделяются запятыми, обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом
Что значит обособленный? Это значит выделенный знаками препинания: запятыми или тире. Если обособленный элемент находится в середине предложения, то он выделяется с обеих сторон, если в начале или в конце предложения, - с одной стороны. Т. о., ищем некий фрагмент предложения, окружённый знаками препинания. Обособленными могут быть обстоятельства, сравнительные обороты, дополнения, определения и приложения. Необособленные члены искать труднее, потому что они не окружены знаками препинания. Что значит распространённый? Распространённый член предложения состоит из нескольких слов, т. е. при нём имеются зависимые слова. Нераспространенный - это одно слово. Например: Маша, заблудившись влесу, стала звать на помощь. Она ушла в глубь комнаты, к стеллажу, и, встав на одно колено, нагнулась над нижней полкой. (В. Шефнер. «Сестра печали») К стеллажу — обособленное уточняющее обстоятельство.
Это деепричастный оборот, выделенный с двух сторон запятыми!! !Например: Я открыл дверь и, выходя на улицу, споткнулся о порог!! !"выходя на улицу" и будет обособленным обстоятельством!!!
1. Всегда обособляются обстоятельства уступки, выраженные существительными с предлогами несмотря на, невзирая на, например: 1) Только Григорий Александрович, несмотря на зной и усталость, не хотел воротиться без добычи (М. Лермонтов) . 2) Но, несмотря на праздничный день, в саду было пустынно (М. Горький) . 3) Опять, невзирая на ночной час, освещены окошки, в доме не спят (В. Панова) . 4) Петухи, невзирая на дождь, кричали врастяжку и по очереди (М. Шолохов) . 2. Обособление других обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, не является обязательным и зависит от намерения автора выделить, подчеркнуть значение данного обстоятельства в предложении. Чаще всего происходит обособление следующих обстоятельств: 1) обстоятельств причины с предлогами благодаря, согласно, ввиду, вследствие или с предложными сочетаниями по причине, по случаю, за неимением, в силу и др. ; 2) обстоятельств условия с предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, при условии и др; 3) обстоятельств уступки с предлогом вопреки, например: 1) В прибрежном районе, вследствие длинной осени и запаздывания весны, перелёты птиц также запаздывают (В. Арсеньев) . Но: Пишу к вам из деревни, куда заехал вследствие печальных обстоятельств (А. Пушкин) . 2) К счастью, причине неудачной охоты, наши кони не были измучены (М. Лермонтов) . 3) Наша футбольная команда, при условии регулярных тренировок, может перейти в первую лигу. 4) Вопреки предсказаниям моего спутника, погоди прояснилась и обещала нам тихое утро (М. Лермонтов) !
Правила учить надо!!!
touch.otvet.mail.ru
Определение, обстоятельство, дополнение. Вопросы определения, дополнения, обстоятельства
Когда отдельные слова объединяются в предложения, они становятся его членами, и у каждого из них появляется своя синтаксическая роль. Синтаксис изучает, как из слов создается связный текст. Определение, обстоятельство, дополнение – это наименования слов-участников предложения, которые объединяются в группу второстепенных членов.
«Господа и слуги»
Если в предложении есть второстепенные члены, значит, существуют и главные. Таковыми являются слова-подлежащие и слова-сказуемые. Каждое предложение имеет как минимум один из главных членов. Чаще синтаксические конструкции состоят из обоих – подлежащего и сказуемого. Они представляют грамматическую основу предложения. А что же делают второстепенные (определение, обстоятельство, дополнение)? Их задача – дополнять, уточнять, объяснять главные члены или друг друга.
Как в предложении отличить второстепенные члены от главных?
Во-первых, будем помнить о том, что главные члены предложения содержат основную информацию о предмете, лице, действии, состоянии. В предложении «Недавно прошел (сказуемое) дождь (подлежащее)» основу составляет словосочетание «прошел дождь», которое и заключает основной смысл высказывания.
Второстепенные члены (определение, обстоятельство, дополнение) не содержат утверждений о предметах, лицах, состояниях и действиях, они лишь поясняют те утверждения, которые содержатся в главных членах. «Дождь прошел (когда?) недавно».
Во-вторых, распознать главные ч. п. можно по вопросам, которые к ним задают. Подлежащее всегда ответит на вопрос «кто?» либо «что?». Сказуемое в предложении ответит на вопрос «что делает?», «кто такой?», «что такое?», «каков?». Члены предложения, которые называют второстепенными, тоже имеют свои, только им одним свойственные, вопросы. Поговорим о них детальней.
Вопросы определения, дополнения, обстоятельства
- Определением языковеды именуют член предложения, который описывает признак, качество предмета или лица. «Какой, который, чей?» - вопросы, задаваемые к определению.
- Дополнением называется тот второстепенный член, который содержит название лица или предмета, но не того, который совершает или испытывает действие, а тот, что стал объектом для действия. Вопросы косвенных падежей (сюда не входит именительный) – это вопросы дополнения (обстоятельства и определения никогда на них не отвечают).
- Обстоятельством именуют второстепенный член, обозначающий в предложении признак действия либо иного признака. «Где, откуда и куда, когда, как, зачем и почему?» - вот вопросы, которые можно задать к обстоятельству.
Мы рассмотрели вопросы определения, дополнения, обстоятельства. Теперь выясним, какими частями речи может быть выражен каждый из этих второстепенных членов.
Характеристика определения, примеры
По вопросам, которые задают к определению, видно, что в качестве этого члена предложения выступают имена прилагательные, порядковые числительные, причастия.
- «Послышался (какой?) нарастающий шум». Причастие «нарастающий» здесь является определением.
- «Я сдаю уже (который?) третий экзамен». Порядковое числительное «третий» исполняет роль определения.
- «Катя куталась в (чью?) мамину кофту». Прилагательное «мамину» - определение.
При синтаксическом разборе этот член предложения подчеркивают волнистой чертой.
Специфика обстоятельств
Группы слов, которыми может выражаться обстоятельство, огромны, а потому этот член предложения имеет несколько видов – места и времени, цели и причины, сравнения и образа действия, условия, а также уступки.
Обстоятельства места
Они характеризуют направление и место действия. К ним задают вопросы «куда, откуда и где»?
- «Человек еще не побывал (где?) на Марсе». Обстоятельство в данном случае выражено предлогом и существительным, пребывающим в предложном падеже: «на Марсе».
Обстоятельства времени
Они характеризуют временной промежуток, в котором происходит действие. К ним задают вопросы «с каких пор, до какого времени, когда?».
- «Мы не виделись (с каких пор?) с прошлой зимы». Обстоятельство выражено словосочетанием прилагательного и существительного, которое пребывает в родительном падеже и имеет предлог: «с прошлой зимы».
- «Я вернусь (когда?) послезавтра». В качестве обстоятельства используется наречие «послезавтра».
- «Нам надо успеть пересечь границу (до какого времени?) до вечера». Обстоятельство времени выражено существительным в родит. падеже с предлогом: «до вечера».
Обстоятельства цели
Они поясняют, для чего производится действие. «Зачем, с какой целью?» - его вопросы.
- «Раиса Петровна отправилась на море (зачем?) купаться». Обстоятельство выражается здесь инфинитивом «купаться».
- «Сергей приехал на съемочную площадку (для чего?) на пробы». Обстоятельством стало существительное, пребывающее в винительном падеже и имеющее предлог: «на пробы».
- «Маша изрезала коврик (зачем?) назло гувернантке». Обстоятельство выражено наречием «назло».
Обстоятельство причины
Оно характеризует причину совершения действия. «На каком основании, почему и отчего?» - вопросы этого вида обстоятельств.
- «Артем отсутствовал на репетиции (на каком основании?) из-за болезни». Обстоятельство выражено существительным в род. п. с предлогом: «из-за болезни».
- «Я наговорил ей глупостей (почему?) сгоряча». Обстоят. выражено наречием «сгоряча».
- «Алиса открыла двери, (отчего?) сжалившись над путником». В качестве обстоятельства используется деепричастный оборот «сжалившись над путником».
Обстоятельства образа действия
Они описывают, как именно, каким образом оно совершается, в какой степени выражено это действие. Соответственными являются и его вопросы.
- «Мастер работал (как?) легко и красиво». Обстоятельствами являются наречия «легко» и «красиво».
- «Платье было (в какой степени?) совсем старым». Обстоятельство выражается здесь наречием «совсем».
- «Мальчишки мчались (как быстро?) сломя голову». Обстоятельство выражено фразеологизмом.
Обстоятельства сравнения
К ним мы тоже задаем вопрос «как?», но выражают они сравнительную характеристику.
- «Паровоз, (как кто?) как зверь, мерцал огнями фар». Обст. выражено существительным с союзом: «как зверь».
Обстоятельства условия и уступки
Первое показывает, при каком условии возможно совершение действия, а второе описывает, вопреки чему оно происходит.
- «Он вспомнит все, (при каком условии?) если увидит Викторию». В качестве обстоятельства выступает сочетание «союз, глагол, существительное»: «если увидит Викторию».
- «Клуб не отменит соревнования, (вопреки чему?) несмотря на ливень». Обст. выражено деепричастным оборотом: «несмотря на ливень».
При разборе этот член подчеркивают линией «точка-пунктир».
Таковы определение и обстоятельство. Дополнение бывает выражено существительными либо местоимениями.
Примеры дополнений
- «Солнце осветило (что?) поляну». Дополнение выражено существительным в вин. п.
- «Марина вдруг увидела (кого?) его». Дополнение - местоимение в винительном падеже.
- «Дети остались без (чего?) игрушек». В качестве дополнения использовано существительное в род. п.
- «Мы узнали (кого?) Марфу по походке». Дополнением является существительное в род. п.
- «Ирина радовалась (чему?) морю, как дитя». В роли дополнения – существительное в дательном падеже.
- «Алексей отдал (кому?) мне рукопись» (выражено местоимением в дательном падеже).
- «Прошлым летом я увлекся (чем?) рисованием» (существительное в творительном падеже).
- «Иван стал (кем?) программистом» (существительное в творит. падеже).
- «Ребенок с увлечением рассказывал о (чем?) космосе» (существительное в предл. п.).
- «Не говори ему о (ком?) ней». В качестве дополнения употреблено местоимение в предложном падеже.
При разборе этот второстепенный член подчеркивают пунктирными черточками.
Место и роль второстепенных членов предложения
Второстепенные члены могут уточнять и объяснять главные в разной конфигурации, Пример: «Материнский взгляд согревал (кого?) малыша, (как?), как солнце, (какое?) ласковое и горячее». Схема данного предложения такова: определение, подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение.
А вот предложение, в котором в качестве основы присутствует только сказуемое: «Давайте проводим (что?) год (какой?) ушедший (как?) песней». Схема предложения: составное сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.
Мы можем убедиться в том, что второстепенными эти члены являются только грамматически, но не по содержанию. Порой смысл, который заключают определение, обстоятельство, дополнение, бывает важней, нежели информация, переданная сказуемыми и подлежащими.
fb.ru
Слово ОБСТОЯТЕЛЬСТВО - Что такое ОБСТОЯТЕЛЬСТВО?
Слово обстоятельство английскими буквами(транслитом) - obstoyatelstvo
Слово обстоятельство состоит из 14 букв: б в е л о о о с с т т т ь я
Значения слова обстоятельство. Что такое обстоятельство?
Обстоятельство
Обстоятельство Второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия или признака и обозначающий, при каких обстоятельствах совершается действие, или указывающий способ, меру, степень проявления действия и признака.
Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. - 1976ОБСТОЯ́ТЕЛЬСТВО — второстепенный чл. предложения, обозначающий дополнительную характеристику (признак) действия или признак др. признака; ср.: быстро бежит, гуляет по улице, очень красивый, не читай лежа, поехал учиться.
Гуманитарный словарь. — 2002ОБСТОЯТЕЛЬСТВО. Термин, употребляемый в грамматиках для обозначения. 525. тех отношений, которые выражаются в словосочетаниях наречиями и деепричастиями; т.-е. прежде всего так называются сами наречия и деепричастия, как члены предложения…
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминовМатериальное обстоятельство
Материальное обстоятельство - любое обстоятельство, которое может повлиять на решение страховщика о приеме риска на страхование или на установление соответствующей ставки премии.
Словарь финансовых терминовМатериальное обстоятельство - любое обстоятельство, которое может повлиять на решение страховщика о приеме риска на страхование или на установление соответствующей ставки премии.
glossary.ruФорс-мажорное обстоятельство
Форс-мажорное обстоятельство Форс-мажорное обстоятельство - чрезвычайное событие, которое невозможно было предвидеть и предотвратить. Ответственность на случай форс-мажорных обстоятельств может включаться в договоры.
Словарь финансовых терминовФорс-мажорное обстоятельство - чрезвычайное событие, которое невозможно было предвидеть и предотвратить. Ответственность на случай форс-мажорных обстоятельств может включаться в договоры.
Словарь финансовых терминовФорс-мажорное обстоятельство - чрезвычайное событие, которое невозможно было предвидеть и предотвратить. Ответственность на случай форс-мажорных обстоятельств может включаться в договоры.
glossary.ruОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СМЯГЧАЮЩИЕ НАКАЗАНИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СМЯГЧАЮЩИЕ НАКАЗАНИЕ - в уголовном праве РФ - обстоятельства совершения преступления, наличие которых допускает принятие решения о применении более мягкой меры наказания.
Словарь экономики и права. - 2005ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СМЯГЧАЮЩИЕ НАКАЗАНИЕ - по уголовному праву РФ обстоятельства, характеризующие преступление и личность виновного и обязывающие суд назначать в пределах санкции статьи Особенной части УК более мягкое наказание.
Словарь юридических терминов. - 2000Обстоятельства, исключающие преступность деяния
Обстоятельства, исключающие преступность деяния — это признаваемые уголовным правом условия, при которых деяния, формально содержащие в себе признаки объективной стороны предусмотренного уголовным законом преступления...
ru.wikipedia.orgОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ - это предусмотренные законом условия, при наличии которых действия лица, причинившие вред охраняемым уголовным законом интересам…
Словарь-справочник уголовного права. - 2000Обстоятельства, отягчающие наказание
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ОТЯГЧАЮЩИЕ НАКАЗАНИЕ I личности виновного, относятся: а) неоднократность преступлений - совершение общественно опасных деяний два и более раза, включая непогашенную судимость…
Энциклопедия юриста. - 2005ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ОТЯГЧАЮЩИЕ НАКАЗАНИЕ - перечисленные в уголовном законе (ст. 63 УК РФ) обстоятельства, подлежащие, согласно предписаниям общих начал назначения наказания, обязательному учету при выборе конкретной меры наказания.
Словарь-справочник уголовного права. - 2000Обстоятельства, отягчающие наказание — исчерпывающий перечень обстоятельств, предусмотренных ст. 63 УК, наличие которых влияет на размер назначаемого судом наказания в сторону увеличения.
Баранов А., Марфицин П. Словарь основных уголовно-правовых понятий и терминовОбстоятельства, смягчающие наказание
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СМЯГЧАЮЩИЕ НАКАЗАНИЕ - перечисленные в уголовном законе (ст. 61 УК РФ) обстоятельства, подлежащие, согласно предписаниям общих начал назначения наказания, обязательному учету при выборе конкретной меры. наказания виновному.
Словарь-справочник уголовного права. - 2000ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СМЯГЧАЮЩИЕ НАКАЗАНИЕ — по уголовно-му праву РФ обстоятельства, характеризующие преступление и личность виновного в его совершении, предусмотренные ст. 61 УК…
Энциклопедия юриста. - 2005Смягчающие обстоятельства в уголовном праве — юридические факты и состояния, которые позволяют назначить виновному менее строгое наказание ввиду того, что они положительно характеризуют его личность...
ru.wikipedia.orgПо семейным обстоятельствам
«По семейным обстоятельствам» — художественный фильм, комедия, по мотивам пьесы Валентина Азерникова «Возможны варианты, или По семейным обстоятельствам». Молодые супруги Лида (Марина Дюжева) и Игорь (Евгений Стеблов), обзаведясь ребёнком...
ru.wikipedia.org«ПО СЕМЕЙНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1977, цв., 137 мин. Лирическая комедия. По пьесе В.Азерникова «Возможны варианты». Героиня фильма, еще молодая женщина, становится тещей и бабушкой.
Энциклопедия кино. - 2010Предлагаемые обстоятельства
Предлагаемые обстоятельства — обстоятельства, жизненная ситуация, условия жизни действующего лица театральной постановки или фильма, в которые должен себя в своём воображении поместить актёр, исполняющий роль этого лица.
ru.wikipedia.orgПредлагаемые обстоятельства - в системе Станиславского - обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссером и созданные воображением актера.
glossary.ruРусский язык
Обстоя́тельств/о.
Морфемно-орфографический словарь. — 2002Обстоя́тельство, -а.
Орфографический словарь. — 2004Смягчающие ответственность обстоятельства
Смягчающие ответственность обстоятельства в уголовном праве, обстоятельства, наличие которых при совершении преступления свидетельствует о том, что данное преступное деяние или сам преступник являются менее общественно опасными…
БСЭ. — 1969—1978СМЯГЧАЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, в уголовном праве обстоятельства, понижающие ответственность виновного. Закон Российской Федерации относит к смягчающим ответственность обстоятельствам…
Современная энциклопедия. - 2000СМЯГЧАЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА - в российском уголовном праве смягчающими ответственность обстоятельствами считаются: совершение преступления вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; под влиянием угрозы, принуждения…
Большой энциклопедический словарьПримеры употребления слова обстоятельство
Компания даже засвидетельствовала это обстоятельство специальным сертификатом.
И это обстоятельство, к слову, интересовало многих не меньше, чем исход сюжета картины.
Правда, вывести в свет и попасть в светские хроники это обстоятельство ему не помешало.
Теперь, по словам Затулина, это обстоятельство довлеет над деятельностью правительства.
Собственно, именно на это обстоятельство Моня указывал арбитрам перед большим перерывом.
Более того, одно обстоятельство позволяет считать нынешний армейский успех уникальным.
- обстоятельствам
- обстоятельствах
- обстоятельственный
- обстоятельство
- обстоятельств
- обстоять
- обстоят
wordhelp.ru
Основная причина - затруднение - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Основная причина - затруднение
Cтраница 1
Основная причина затруднений при исследовании диэлектриков ( изоляторов и полупроводников) заключается в том, что необходимо создать электрический контакт между стандартным веществом и образцом, поверхность которого подвергается подзарядке в процессе эксперимента. [1]
Основная причина втих затруднений, по намему мнению, заключается в том, что автора указанных работ недостаточно корректно подошли к задаче извлечения информации о спектроскопических свойствах молекул в конденсированной среде иа результатов спектроскопического эксперимента. [2]
Целесообразно указать основные причины затруднений: во-первых, при строительстве первой очереди не всегда ясны полные перспективы развития предприятия; во-вторых, на некоторых предприятиях время от времени осуществляется реконструкция, в результате которой мощность производства и выбросы постепенно возрастают в несколько раз. [3]
Выявление резервов, а также основных причин затруднений в работе позволяет правильно определить те меры, которые должны быть приняты для использования внутренних ресурсов и обеспечения нормальной и бесперебойной работы, а также очередность и место проведения этих мер. [4]
В чем состоит основа наших хлебных затруднений, если иметь в виду длительные и основные причины затруднений, а не временные, конъюнктурные причины. [5]
Наиболее приемлемый метод анализа этого хаоса стал мне ясен, когда я увидел основную причину затруднений - неопределенность исходных условий, отсутствие, так сказать, точки опоры в массе сплошных относительностей - длины, времени, движения. Понять суть дела можно лишь применив метод от противного, то есть хотя бы одно что-то принять за абсолютное. [6]
При подготовке второго издания учебника перед автором стояла довольно трудная задача ответить на многочисленные пожелания рецензентов, Основная причина возникавших затруднений обусловливалась резким противоречием между возросшим за последнее время значением аналитической химии в науке, промышленности и технике, вызывающим обоснованные требования рецензентов расширить некоторые из разделов учебника, с одной стороны, и резким снижением в учебных планах времени, отводимого на этот предмет, - с другой стороны. [7]
Ряд работ посвящен исследованию гель-частиц. Эти частицы являются основной причиной затруднений при промышленном производстве вискозного волокна, поскольку наличие их в готовом волокне уменьшает его разрывную прочность. Очень важно знать размер п форму этих частиц, а также условия их образования. Обычно гель-частицы удаляют центрифугированием, фильтрованием или диализом, но они вновь появляются в растворе. Иногда гель-частицы в большом количестве образуются в растворах ксилана [208-210], что указывает на. [8]
Измеренные в реальных условиях характеристики течений, турбулентной диффузии и других динамических явлений представляются как суммарный эффект всех действующих на поток факторов и морфологии водоема в том числе. Эти обстоятельства и являются основными причинами затруднений в получении достоверных характеристик структуры отдельно взятого явления, не искаженного влиянием каких-либо других факторов. [9]
Повышение температуры дает смесь эмульсионного порядка. Свойства расслаиваться при отливке и давать неравномерное распределение свинца по сечению отливки является основной причиной затруднений в получении доброкачественного литья. [10]
Однако и в горячем состоянии она представляет большие затруднения в отношении двух видов пластич. Значительно легче протекает процесс прессования труб, прутков, профилей и фасонных деталей. Основная причина затруднений кроется в природе пространственной решетки магния, которая относится к гексагональной системе и имеет при нормальных t одну плоскость скольжения - в плоскости базиса гексагональной призмы ( фиг. [11]
Третий круг вопросов, которые возникают в связи с концептуализацией задачи - выяснение системы ценностей. Хотя многим кажется, что цели руководителя совершенно ясны и определенны, это, по-видимому, на деле редко имеет место. Основной причиной затруднений в выборе действий часто бывает необходимость выяснения цели того или иного действия и связи предполагаемых его последствий с заданными целями. В деловой сфере решение обычно связано с выбором между альтернативами с высокой прибылью при большом риске и альтернативами с низкой прибылью при малом риске. Для многих лиц, ответственных за принятие решения, трудность состоит как раз в определении того, какой долей возможной прибыли они готовы поступиться в обмен на повышение уверенности в получении прибыли. Каждому новичку, собирающемуся вложить капитал в акции, как правило, трудно отчетливо объяснить своему маклеру, какое соотношение между прибылью и риском он считает совместимым с целью своих вложений. Подобным же образом фирма, изучая вопрос о приобретении цифровой вычислительной машины, может испытывать трудности при сбалансировании возможной экономии финансовых средств с нежелательными последствиями недогрузки части своих конторских служащих. И снова коренной вопрос состоит в том, сколько усилий нужно посвятить выяснению системы ценностей перед тем, как перейти к другим реакциям на ситуацию принятия решения. [12]
Нашей задачей являлась разработка метода получения алкалоида лобелина из травы лобелии, в связи с тем, что он в СССР не производится. Существующие методы получения природного / - лобелина подразделяются на методы водной экстракции травы лобелии с дальнейшим выделением лобелина при помощи фракционного осаждения щелочью или экстрагированием его из водных экстрактов органическими растворителями [7, 8] и методы экстракции травы органическими растворителями [9, 10, 14] с дальнейшей многократной очисткой полученного лобелина. Осуществление и тех, и других методов происходит весьма медленно, и они мало экономичны. Основная причина затруднения в том, что в кислых водных экстрактах соотношение лобелии: экстрактивные вещества равно примерно 1: 200, и что значительная часть этих сопутствующих веществ не отделяется от лобелина при экстракции органическими растворителями. [13]
Вследствие недостаточных знаний структуры водных растворов диоксана интерпретация процессов переноса в них затруднительна. Однако исследования процессов переноса способствуют выяснению структуры этих растврров. Изучение водных растворов, содержащих диоксан, или смесей воды и диоксана дает также информацию о чрезвычайно сложной структуре воды как жидкости, поскольку в диоксане с небольшим количеством воды молекулы ее, несомненно, находятся в мономерном состоянии. Полимеры воды и характерная жидкая структура воды постепенно развиваются с повышением ее концентрации в смеси. Очевидно, взаимодействие молекул воды и диоксана - основная причина затруднений при интерпретации экспериментальных результатов. [14]
Страницы: 1
www.ngpedia.ru
Обстоятельства причины и цели | УроруЯ
Основные понятия
I. Пример обстоятельств причины и цели:
- Медведев (почему? отчего?) по болезни на месяц освобождён от занятий физкультурой.
- (Почему отчего?) За неимением времени мы не смогли пойти на стадион.
- (Почему? отчего?) Сгоряча он не почувствовал боли.
- (Почему? отчего?) Сжалившись над дрожащей собачонкой, девочка впустила её в дом.
Обстоятельства причины выражаются существительными в косвенных падежах, наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами.
Источник: «Учебник русского языка» С. Г. Бархударов и С. Е. Крючков, 1972
Обстоятельства причины, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами, выделяются запятыми.
II. Обстоятельствами цели называются второстепенные члены предложения, которые отвечают на вопросы зачем? для чего? Например:
- Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью (зачем? для чего?) напиться.
- Алексей Мересьев был направлен в Москву (зачем? для чего?) «а излечение.
- Здесь будет город заложён (зачем? для чего?) назло надменному соседу.
Обстоятельства цели выражаются неопределённой формой глагола, существительными в косвенных падежах и редко наречиями. Обстоятельства цели обычно относятся к членам предложения, выраженным глаголами.
Источник: «Учебник русского языка» С. Г. Бархударов и С. Е. Крючков, 1972
uroki-russkogo-yazyka.ru