Элективные курсы в системе школьного математического образования. Элективный курс в школе что это


Элективный курс - это дополнительные возможности

Элективный курс – это дополнительные обучающие занятия по выбору. «Электив» (англ. elective) – означает выборный, факультативный. Список таких курсов предлагается школьникам или студентам в начале учебного года. Они дополняют содержание дисциплины, считающейся профильной в данной школе или колледже, а также призваны актуализировать и индивидуализировать процесс образования. Как правило, эти занятия дают более глубокие знания, которые невозможно почерпнуть из стандартной программы.

Элективный курс выполняет несколько функций. Во-первых, в том случае, если он содержит углубленные знания по профильной дисциплине, то учебное заведение, где он практикуется, становится специализированным. Во-вторых, если курс направлен на закрепление и развитие базисной образовательной программы, то учащийся получает дополнительную подготовку. Это дает ему уверенность и повышает конкурентную способность при сдаче ЭГЕ и поступлении в вуз. В-третьих, если ученик или студент получает углубленные знания в определенном направлении, но при этом хочет  совершенствоваться и в другой дисциплине, факультатив может помочь в этом. Например, когда школьник углубленно изучает математику, но хочет научиться грамотно и без ошибок писать, элективные курсы по русскому языку дадут ему такую возможность. Чаще всего учащиеся выбирают языки, информатику, математику, физику. 

Элективные занятия по русскому языку дают возможность школьнику или студенту изучить один из разделов, например, стилистику. Они позволяют более подробно, чем в школьной программе, ознакомиться со многими филологическими дисциплинами. Среди них может быть история языка, языкознание или диалектология.

Элективный курс по стилистике русского языка способен совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, развить их речь, дать знания о функциональных стилях. Факультативные учебные занятия позволят преподавателю последовательно изложить полные сведения об этой стороне языка и на их основе сформировать у школьников и студентов различные речевые умения.

Основной частью курса является раздел, характеризующий разговорный, официально-деловой, научный и другие стили русского языка. Это, прежде всего, информация об основных признаках каждого из них, подробная их характеристика и примеры. Без этой базовой осведомленности сведения о языке и его нормах у учащихся будут неполными.

В рамках факультативных занятий школьники и студенты также смогут расширить свое представление о русской словесности, изучив стилеобразующие элементы, формирующие неповторимую  авторскую манеру изложения. В ходе исследования литературных произведений учащиеся узнают, например, что такое тропы, и как эпитеты, сравнения, гиперболы и другие подобные компоненты участвуют в создании особого стиля писателя. Ведь именно мастерством использования средств художественной выразительности достигается проявление собственной индивидуальности в тексте.

Элективный курс также может помочь ученику определиться с будущей профессией. Ведь он не только интегрирует стилистику в общее представление о языке, но связывает это направление в филологии с другими разделами и дисциплинами. Факультатив нацелит учащихся на выбор дальнейшего образования, на уяснение перспектив и значимости будущей деятельности.

fb.ru

Факультативы и элективные курсы, Формы обучения – “Навигатор Образования”

Факультативная и элективная форма обучения вызывает много сомнений и вопросов. А все из-за переживаний родителей, которые обеспокоены чрезмерной загруженностью своих детей. Предлагаем вам разобраться в этих формах дополнительного образования и их целях, чтобы помочь родителям преодолеть волнения, правильно включиться в воспитательный и образовательный процесс, стать помощником учителя в обучении своего ребенка.

Развитие общества и технический прогресс с каждым годом все больше расширяет знания человечества в самых разных областях науки. При этом программа общеобразовательной школы, состоящая из нескольких базовых предметов, рассчитана всего лишь на общий уровень подготовки, который уже не отвечает современным требованиям.

Специалисты уверены, что увеличение нагрузки по каждому из этих предметов в несколько раз, с учетом возрастающего уровня научных открытий, стало бы непосильной нагрузкой даже для самых способных детей. А чтобы подрастающее поколение "шло в ногу" последними достижениями науки, "расширенный" объем знаний школьникам предлагают получить на факультативах и/или элективных курсах.

Факультативы и элективные курсы – относительно новые вспомогательные формы обучения, задача которых состоит в расширении базовых знаний учащихся в соответствии с их интересами и способностями.

Отметим, что факультативная и элективная форма обучения вызывает много сомнений и вопросов. А все из-за переживаний родителей, которые обеспокоены чрезмерной загруженностью своих детей. Предлагаем вам разобраться в этих формах дополнительного образования и их целях, чтобы помочь родителям преодолеть волнения, правильно включиться в воспитательный и образовательный процесс, стать помощником учителя в обучении своего ребенка.

Что такое факультатив?

Многие родители, вспоминая свое школьное прошлое, считают, что факультатив – дополнительное занятие по предмету, где ребенка "подтягивают до среднего уровня". Пора устранить это заблуждение.

Факультатив – не повторение пройденного материала. Основная цель этих занятий –углубленное изучение предмета, а также знакомство с возможностями его применения в различных отраслях (прикладные науки). Знания, получаемые детьми в ходе факультативных занятий, выходят за рамки обязательной учебной программы, хотя нередко программа факультативных занятий синхронизирована с учебным планом.

Факультативы направлены, прежде всего, на расширение кругозора. Кроме того, они отчасти помогают получить представление о профессиях, имеющих отношение к выбранному курсу факультатива. Форма проведения таких занятий включает в себя теоретические, практические и исследовательские работы.

Каждый ребенок имеет возможность выбрать один или несколько факультативных курсов, чтобы, в конце концов, найти то, что его интересует больше всего. Факультативные занятия не предусматривают контролирование за уровнем усвоенного материала, поэтому оценивание знаний проводится, скорее, как форма поощрения за проделанную работу.

На факультативных занятиях учитель имеет возможность работать индивидуально с каждым учеником, подбирать для изучения темы, которые интересны ребенку. Посещение факультативных занятий не является обязательными.

Что такое элективные курсы?

В отличие от факультативной формы обучения, элективные курсы обязательны для посещения. Начиная с девятого класса, когда, как предполагается, ученик уже определился с будущей профессией, и знает, в каком направлении он хотел бы расширить свои знания, школьникам предлагают выбрать элективные учебные дисциплины, призванные повысить уровень освоения профильного предмета или его раздела.

Другими словами, профильные элективные занятия нацелены не столько на развитие кругозора школьников и закрепление его базовых знаний, сколько на приобретение знаний и навыков, которые помогут освоению профессии и их успешному продвижению на рынке труда.

Кстати, если факультативы проводятся преимущественно после окончания основного учебного процесса (то есть, после уроков или в выходные дни), то элективные курсы включены в расписание занятий общеобразовательной программы обучения и проводятся наравне с другими уроками. А поскольку программы элективных курсов, как правило, краткосрочны, каждый старшеклассник за два года должен выбрать и изучить порядка 5-6 элективов.

Нужны ли детям вспомогательные формы обучения?

Внеклассная работа и дополнительные занятия, в той или иной форме, в системе образования существовали всегда. Внеклассная работа была направлена преимущественно на всестороннее развитие и воспитание личности учащегося, раскрытие творческих способностей школьников. А дополнительные занятия по предметам помогали, в основном, "подтянуть" ученика до среднего уровня базовой программы, ориентированной на "среднего ученика".

Хорошо, что такой подход к обучению и развитию детей ушел в прошлое, а на первый план, наконец-то, вышли основные критерии оценки способностей ученика. Факультативы и элективные занятия в школе помогают педагогам выявить способности и интересы детей к определенным наукам, предоставить им возможность более глубоко изучить их, определиться с профессиональным выбором еще в школе.

Дифференцированный (индивидуальный) подход в обучении способствует улучшению усвоения базового уровня знаний. К сожалению, реализация такого метода непосредственно на уроках обусловлена объективными трудностями:

Поэтому не стоит сомневаться в целесообразности описываемых нами форм обучения. Факультативные и элективные курсы, кроме перечисленных выше задач, как раз и предназначены для целенаправленного распределения сил в соответствии с возможностями и интересами каждого ребенка.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

Элективные курсы

Министерство образования

Российской Федерации

(Минобразование Росси)

Департамент общего

и дошкольного

образования

№ 14-51-277/13 от 13.11.2003

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

Департамент общего и дошкольного образования направляет информационное письмо об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Приложение: на 3 л.

Руководитель Департамента А.В. Баранников

Элективные курсы в профильном обучении

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы- обязательны для старшеклассников.

В соответствии с одобренной Минобразованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономический профиль, «Компьютерная графика» для индустриально-технологического профиля или «История искусств» для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы «Делопроизводство» или «Деловой английский язык», курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа «Основы рационального питания» или «Подготовка автолюбителя».

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.

Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение – это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.

Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.

Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы.

Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования потребует новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.

Министерство проводит в настоящее время работу в этом направлении. По заданию Министерства Национальный фонд подготовки кадров провел конкурс учебно-методических пособий по элективным курсам. В результате конкурса подготовлены программы, учебные и методические материалы по 8-10 элективным курсам по каждому учебному предмету. В ближайшие месяцы готовится публикация сборника программ по этим элективам, которые будут разосланы в органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Заканчивается работа авторских коллективов над рекомендациями учебных и методических пособий и в начале 2004 года планируется их издание.

Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из них представляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью Региональных программ перехода к профильному обучению.

Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-методического обеспечения элективов будет широко освещаться в педагогической печати, прежде всего, в учрежденном Минобразованием России и Российской академией образования, журнале «Профильная школа».

studfiles.net

Элективные курсы в системе школьного математического образования

Важным аспектом организации профильного обучения в старшей школе является проектирование и реализация элективных курсов в образовательном процессе. Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения профильного обучения. Элективные курсы представляют собой обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Особенность элективных курсов состоит в том, что учащийся из предложенного набора курсов может выбрать те, которые ему интересны или нужны с точки зрения дальнейшей профессиональной деятельности. Как только курс выбран, он становится нормативным, то есть учащийся обязан его посещать и выполнить по нему соответствующую отчетную работу (сдать зачет, защитить проект и т.д.).

Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой. Элективные курсы должны быть построены на принципах: практической направленности и дифференцированного подхода, а также использования новых педагогических и информационных технологий в обучении.

Приведем существующие типы элективных курсов. По классификации В.А. Орлова среди элективных курсов можно выделить предметные, межпредметные (интегративные), а также курсы, не входящие в базисный учебный план [7].

Предметные элективные курсы по математике можно разделить на две группы. К первой группе относятся элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение математики и имеющие с ее базовым  курсом как тематическое, так и временное согласование. Выбор такого элективного курса позволит изучить математику не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы математики углубляются более или менее равномерно. Примером такого элективного курса может стать курс «Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)» или «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики». Содержание таких курсов рассчитано на учащихся физико-математического или естественнонаучного профилей, а также предъявляет к учителю требования знаний основ высшей алгебры, поскольку уровень сложности предлагаемых для решения задач в курсе очень высокий. Содержание курса может служить хорошей основой для обобщения и систематизации математических знаний учащихся и подготовки к единому государственному экзамену.

            Ко второй группе относятся элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы математики, входящие в обязательную программу. Примерами таких курсов могут быть: «Алгебра и теория пределов» [4], «Красавицы функции и их графики» [15], «Многогранники» [12], «Изображение пространственных фигур» [11], «Избранные вопросы геометрии: обобщения и применения теоремы Пифагора»,  «Основы комбинаторики», «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения» [3], «Элементы математической статистики», «Элементы теории вероятностей», «Элементы логики» и др.  Очевидно, что в элективных курсах данного типа выбранная тема изучается глубже, чем это происходит при выборе учеником элективного курса повышенного уровня.

Курсы, не входящие в базисный план делятся на:

ü    Элективные курсы, посвященные истории развития математики и основных ее разделов.Например: «История теории вероятностей» или «Мир, математика, математики (историческая реконструкция элементарной алгебры и математического анализа)», «Математический язык через призму естественного языка или язык математики». Содержание последнего посвящено истории написания цифр, способам изложения доказательств, а также элементам математического языка, вошедших в общую культуру человека.

ü    Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета. Например, «Табличные методы в логике» [2], «Графы», «Элементы теории множеств», «Элементы теории игр», «Формальная логика» [13], «Логика» [5], «Исследовательская и проектная деятельность школьников» [14], «Математическая культура школьника», «Методы оптимизации. Применение математических методов в экономике» [6] и др.

Межпредметные элективные курсы подразделяются на:

ü    Прикладные элективные курсы, цель которых – познакомить учащихся с важнейшими методами применения математических знаний на практике, а также развить интерес у учащихся к современной технике и производству. Приведем возможные примеры таких курсов: «Мировоззренческие аспекты математики» [9], «Геометрическое моделирование окружающего мира» [8], «Курс прикладной математики с изучением основ экономики», «Математика в архитектуре» и др.

ü    Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.Примерами таких курсов могут быть: «Дифференциальные уравнения как математические модели реальных процессов», «Геометрическое моделирование окружающего мира», «Математические модели и методы в естествознании и технике» и др.

ü    Элективные курсы, посвященные изучению методов решения математических задач,составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

ü    Междисциплинарные элективные курсы,например «Математические основы информатики» [1], который адресован учащимся классов физико-математического профиля, интересующихся информатикой и для старшеклассников информационно-технологического профиля. Содержание курса носит интегративный характер, а его освоение предполагает формирование системы междисциплинарных связей, например, как в элективном курсе «Основы компьютерной алгебры» [10].

Далее обратимся к функциям элективных курсов. Элективные курсы служат «надстройками» профильного курса математики. Именно за их счет такой дополненный про­фильный курс становится в полной мере углубленным (а школа (или класс), в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углуб­ленным изучением математики).

Элективные курсы призваны развивать содержание базового курса математики, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по математике. Они также способствуют удовлетворению познавательных интересов в раз­личных областях деятельности ученика и поддер­живают изучение основных профильных предметов на заданном государственным образовательным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математи­ческая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики.

И, наконец, элективный курс важен для внутрипрофильной спе­циализации обучения и для построения индивидуальных образователь­ных траекторий учащихся.          Элективные курсы дол­жны помочь учащемуся в решении двух важнейших задач. Первая из них - создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него.Вторая задача - помочь старшекласснику, совершившему первона­чальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней.

Развивающая функция элективного курса состоит в том,  что содержание курса не должно дублировать содержание учебной программы, что позволяет учащемуся изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Познавательная функция осуществляется через удовлетворение познавательных интересов старшеклассников в определенной образовательной области. Ориентирующая, или ориентационная функция элективного курса состоит в том, что он создает условия, для того, чтобы учащийся связал направление своего дальнейшего обучения с определенным видом профессиональной деятельности или отказался от него. Учащийся должен оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

По отношению к школьному учителю элективный курс выполняет стимулирующую функцию. Посредством повсеместного введения элективных курсов в учебный план школы в ближайшем будущем учителя будут поставлены перед необходимостью осваивать современные образовательные технологии, потому иного пути для проектирования и проведения элективных курсов нет. 

 

Литература:

1.                  Андреева Е.В. «Математические основы информатики: элективный курс», методическое пособие, Бином,2007, 312с.

2.                  Антонова О.А. «Табличные методы в логике», издательский дом Санкт-Петербургского университета, 2003, 254 с.

3.                  Гомонов С.А. «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения», Дрофа, 2007, 159 с.

4.                  Епихин В.Е. «Алгебра и теория пределов: элективный курс», методическое пособие, Бином, 2006, 352 с.

5.                  Ксенофонтов В. «Логика», изд-во РАГС, 2008, 91 с.

6.                  Монахов В.М., Беляева Э.С., Краснер Н.Я. «Методы оптимизации. Применение математических методов в экономике», 1978., 176 с.

7.                  Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения// http://www.college.ru. - [Электронный ресурс].

8.                  Орлов В.В., Подходова Н.С., Ермак Е.А., Иванова И.А. «Геометрическое моделирование окружающего мира 10-11 классы», хрестоматия, 2007, 176 с.

9.                  Павлова С.Н. Программа элективного курса для учащихся гуманитарных профилей 10-11-х классов «Мировоззренческие аспекты математики» //Практика административной работы в школе.-2007.-№1.-С.31-33.

10.              Поднебесова Г.Б. «Основы компьютерной алгебры», Элективный курс, методическое пособие, изд-во Бином, 2009. – 47 с.

11.              Смирнова И.М., Смирнов В.А. «Изображение пространственных фигур», элективный курс, М.Мнемозина,2007, 63 с.

12.              Смирнова И.М., Смирнов В.А. «Многогранники»: элективный курс. 10-11 кл.,  М. Мнемозина, 2007.

13.              Сухова Я.Ю. Формальная логика: элективный курс//Профильная школа.-2006.-№3.-С.31-33.

14.              Тлиф В.А. Программа элективного курса для профильных классов общеобразовательной школы «Исследовательская и проектная деятельность школьников» // Исследовательская работа школьников//2006.-№3.-С.109-116.

15.              Токарчук Н. «Красавицы функции и их графики», серия «Элективный курс», изд-во «Корифей», 2006, 80 с.

 

moluch.ru

§2. Элективные курсы в системе образования профильной школы. Элективные курсы

Похожие главы из других работ:

Апробация специального курса по обществознанию "Основы социально-гуманитарных дисциплин"

1. Элективные курсы

...

Изучение функций и их графиков на элективном курсе по алгебре в 9 классе

Глава I. Элективные курсы в профильном обучении

Элективные курсы (курсы по выбору) - новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, позволяющий удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе...

Организация и содержание элективного курса "Основы теории вероятностей и математической статистики" в классах оборонно-спортивного профиля

Глава 1. Элективные курсы в профильной школе

...

Организация и содержание элективного курса "Основы теории вероятностей и математической статистики" в классах оборонно-спортивного профиля

1.3. Элективные и факультативные курсы

Перспективы введения профильного обучения в старшей школе вызвали интерес к такой форме образовательной деятельности как элективные курсы. Это достаточно новый вид дополнительных занятий в школе, поэтому выясним...

Разработка элективного курса "Моделирование в среде Macromedia Flash" для профильного обучения в старших классах

1.3 Элективные курсы

...

Разработка элективного курса "Физические основы теории протекания" для старших классов профильной школы

Глава 1. Элективные курсы в современной школе

В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, сформулированы цели профильного обучения...

Реализация межпредметных связей на элективных курсах по началам математического анализа в классах гуманитарного профиля

1.1 Элективные курсы в современной школе

...

Решение уравнений и неравенств с использованием свойств функций на элективном курсе по математике в старших классах общеобразовательной школы

§1.Элективные курсы

Элективные курсы по математике (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы...

Элективные курсы в профильном обучении

Глава 1. Элективные курсы в профильном обучении

...

Элективные курсы в профильном обучении

1.3 Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки

Реализация идеи обязательной профильности старшей ступени, ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора...

Элективный курс "Средние величины и средние значения" для учащихся 9 классов

Глава I. Элективные курсы в системе предпрофильного обучения

...

Элективный курс "Средние величины и средние значения" для учащихся 9 классов

§ 2. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки

Среднее общее образование - это завершающая ступень общего образования, которая должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению...

Элективный курс по алгебре для 9-го класса на тему "Квадратные уравнения и неравенства с параметром"

Глава I. Элективные курсы в профильном обучении

...

Элективный курс по алгебре для 9-го класса на тему "Квадратные уравнения и неравенства с параметром"

1.3. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки

Реализация идеи обязательной профильности старшей ступени, ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора...

Элективный курс по алгебре для 9-го класса на тему "Квадратные уравнения и неравенства с параметром"

1.7. Элективные курсы в образовательной области «Математика»

Среди школьных предметов математика занимает совершенно особое место. В середине прошлого века в старших классах отечественной школы много внимания и как следствие учебного времени уделялось математике...

ped.bobrodobro.ru

Элективный курс: цели, предназначение, объём



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Элективный курс. Основы кросс- культурной коммуникации в англоязычной среде

 

Глава I. Теоретические основы по разработке элективного курса

Элективный курс: цели, предназначение, объём

Формирование элективных курсов является основополагающим звеном во введении профильного обучения. Разрабатываемый элективный курс посвящен основам кросс-культурной коммуникации в англоязычной среде и будет применим в программе соответствующего языкового профиля обучения в старшей школе.

Однако, прежде чем приступить к непосредственной разработке настоящего элективного курса, необходимо ознакомиться с соответствующими понятиями и теоретическими основами.

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников.[ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 13 ноября 2003 года N 14-51-277/13]

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы в первую очередь на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Прежде всего, цель элективных курсов состоит в удовлетворении индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы "компенсируют" во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. [same source]

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы "надстройкой" профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы "Делопроизводство" или "Деловой английский язык", курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих "внепредметный" или "надпредметный" характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа "Основы рационального питания" или "Подготовка автолюбителя".[same]

Получив представление о понятии, целях и предназначении элективного курса, необходимо рассмотреть его место и объём в учебном плане старшей школы.

Существенным моментом в организации профильного обучения является реализация элективных курсов. Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой (школьный компонент). [Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ Санкт-Петербург 2006]

Элективные курсы характеризуется тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный: с обязанностью посещать и отчитываться. Элективный курс в профильной школе краткосрочен, но его объем по часам (max 72 часов) выше, чем рекомендуемый объем курсов по выбору для девятиклассников (max 35 часов). [same]

Элективные курсы в старшей школе, когда учащиеся уже определились с профилем и приступили к обучению по конкретному профилю, должны быть более систематичными (раз или два раза в неделю), более долгосрочными (не менее 36 часов) и, что самое главное, ставить совсем другие цели, чем это было в 9 классах в рамках предпрофильной подготовки. В 10-11 классах целью элективного курса является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля. [same]

Таким образом, разрабатываемый элективный курс по основам кросс-культурной коммуникации в англоязычной среде позволит, во-первых, обеспечить повышенный уровень изучения английского языка для школьников, и, во-вторых, поможет приобрести дополнительные навыки для успешного продвижения выпускника на рынке труда. Объем данного элективного курса будет определён за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения. В следующем параграфе будет освещён теоретический материал по теме разрабатываемого электива.

 

 

megapredmet.ru

МБОУ Асекеевская СОШ - Элективные курсы

Что такое элективный курс?

Элективные курсы: понятие, виды, задачи и особенности.

 

Понятие «элективный» (от лат. Electus– избранный) избирательный. Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

Основная функция курсов по выбору - профориентационная, то есть ориентирующая в выборе будущего профиля обучения. Поэтому их число должно быть избыточным по сравнению с тем количеством элективных курсов, которые обязан выбрать учащийся. Они должны носить краткосрочный характер. Оптимальная продолжительность элективного курса в предпрофильной подготовке 8-12 часов. Максимальная продолжительность элективного курса - 34 часа, по 2 часа в неделю.

Курсы по выбору в предпрофильной подготовке подразделяются на предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные).

Предметно-ориентированные курсы решают следующие задачи:

  1. Реализация учеником интереса к учебному предмету.
  2. Уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне.
  3. Создание условий к сдаче экзаменов по выбору, то есть к наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Таким образом, предметно-ориентированные (пробные) курсы направлены на то, чтобы дать возможность ребенку попробовать сможет ли он осваивать знания на повышенном уровне по какому-то предмету, интересны ли ему виды деятельности, которые необходимы для обучения на этом профиле.

Задачи межпредметных (ориентационных) курсов:

  1. Создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий.
  2. Ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.
  3. Поддерживание мотивации к тому или иному профилю.

То есть ориентационные курсы должны помогать ребенку в самоопределении, вызывать интерес к определенной области знаний.

Особенностями курсов по выбору в 9 классах, являются нестандартизированность, вариативность и краткосрочность. Вариативность курсов по выбору предполагает, что в рамках предпрофильной подготовки ученик 9 класса, ориентированный на какой-то конкретный профиль (или наоборот еще колеблющийся в своем выборе), должен попробовать свои силы в освоении разных курсов, которых должно быть много как количественно, так и содержательно. Наличие большого числа курсов, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Временные рамки конкретных курсов по выбору могут быть разными.В 10-11-х классах количество элективных курсов определено учебным планом для каждого профиля. Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой.

Элективные курсы  в 10-11-х классах выполняют три основные функции:

  1. «надстраивают» профильный курс, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным;
  2. развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;
  3. способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Таким образом, можно условно выделить следующие типы элективных курсов:

  1. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы.
  2. Межпредметные элективные курсы, задача которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе.
  3. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Элективный курс, в профильной школе также краткосрочен, но его объем от 36 до 72 часов. Это главные отличия элективных курсов в 9-х классах и 10-11-х классах, а требования к их разработке и оформлению сходны.

 

Программы элективных курсов на 2017-2018 учебный год

  1. Рабочая программа элективного курса "Риторика" 1-4 класс
  2. Рабочая программа элективного курса "Секреты орфографии" 5 класс
  3. Рабочая программа элективного курса  "Занимательная математика" 6 класс
  4. Рабочая программа элективного курса  "Математика без границ" 6 класс
  5. Рабочая программа элективного курса "Математика учит рассуждать" 7 класс
  6. Рабочая программа элективного курса "Практикум по математике" 8 класс
  7. Рабочая программа элективного курса "Анатомия человека" 8 класс
  8. Рабочая программа элективного курса "В мире географии" 9 класс
  9. Рабочая программа элективного курса "Вероятность и статистика, комбинаторика" 10 класс
  10. Рабочая программа элективного курса "Теоретические основы биологии" 10 класс
  11. Рабочая программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности" 10 класс
  12. Рабочая программа элективного курса "Технология ведения дома и семьи" 10 класс
  13. Рабочая программа элективного курса "Способы решения уравнений и неравенств" 11 класс
  14. Рабочая программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности" 11 класс
  15. Рабочая программа элективного курса "Личность в истории" 11 класс
  16. Рабочая программа элективного курса "Человек и общество" 11 класс

 

    asosh07.ucoz.ru