Кий, князь киевский: биография и историческое свидетельство. Город киев кто основал


Кто и когда построил город Киев?

Легенда о Кие

Известное предание, которым «Повесть временных лет» предваряет историю о начале Русской земли, гласит, что у полян, «живущих особь и владеющих родами своими на своих местах», были три брата — Кий, Щек и Хорив, а сестра их звалась Лыбедь. Поначалу Кий сидел на горе, где впоследствии возник Боричев взвоз, Щек на горе, которая получила название Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по его имени Хоривицей. Затем младшие братья возвели град во имя брата своего старейшего и нарекли имя ему Киев.

Был вокруг города лес и бор велик, с охотничьими угодьями. Невегласы (несведущие люди), замечает летописец, говорят, что Кий не княжеского рода, а был простым перевозчиком на Днепре. Но это не так: если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы с войском к Царьграду, а ведь он ратовал многие страны и с константинопольским царем подписал мирный договор и великую честь принимал от него и ото всех. Ходил он также к Дунаю на болгар и возлюбил сии места и срубил град, желая сесть там с родом своим. Тамошние ратные люди прогнали его, но городок тот и доныне нарицается Киевец Дунайский. Ходил Кий после того на камских болгар, победил их, а возвратясь в Киев, помер; тогда же братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь скончались.

Легенда эта многократно исследовалась с самых разных позиций. Прежде всего историков интересовали имена братьев-основателей. Славянское происхождение имени старшего из братьев, Кия, устанавливается с достаточной степенью очевидности. Одно из значений древнерусского слова «кий» (в архетипе звучало как «кув») — палица, молот* — указывает на его связь с кузнечным ремеслом, секретами которого, в понятии людей архаичных обществ, владели боги, герои и кудесники. Не случайно впоследствии на Украине бытовала легенда о кузнеце-змееборце, который победил змея, обложившего страну поборами, впряг его в плуг и вспахал землю; из борозд возникли Днепр, днепровские пороги и валы вдоль Днепра (Змиевы валы) [Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 222].

*Б. А. Рыбаков замечает, что «…в этом смысле имя основателя Киева напоминает имя императора (правильнее, короля. – С. Ц.) Карла Мартелла – Карл Молот (Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 25).

В отношении Щека В. К. Былинин предложил тюркскую этимологию: «Имя Щек, Щека, возможно, — славянизированное произношение тюркской лексемы “cheka”, “chekan” (боевой топор, секира)…» [Былинин В. К. К вопросу о генезисе и историческом контексте летописного «Сказания об основании Киева» // Герменевтика древнерусской литературы X – XVI вв. М., 1992. Сб. 3. С. 18]. Действительно, известен болгарский вельможа Чок, живший в начале IX века. В венгерских хрониках также встречается имя Шок (Saac). Но еще более вероятно происхождение «горы» Щековица от славянского слова щеки в значении «крутые, гористые берега реки».

Наконец, Хорива языковеды связывают с ирано-авестийским словом huare — солнце [Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). М. 1999. С. 70]. Предлагается еще библейское прочтение этого имени — по названию горы Хорив в Аравийской пустыне, чьим восточным хребтом является Синай. Однако этот вариант маловероятен, поскольку предполагает совсем иной культурно-религиозный подтекст.

Таково «этимологическое» прочтение легенды об основании Киева.

Однако вряд ли можно говорить о подлинной историчности этих персонажей, особенно братьев и сестры Кия, которые не играют никакой самостоятельной роли и умирают скопом сразу после смерти старшего брата. Вероятнее всего, мы имеем дело с типичным случаем «народной этимологии» — стремлением объяснить происхождение Киева, местных урочищ (Щековицы, Хоривицы) и реки Лыбеди путем создания соответствующих мифологических героев.

На легендарные корни истории о Кие указывает и «История Тарона» (Тарон — историческая область Великой Армении, на территории современного турецкого вилайета Муш) — произведение VII или VIII в., приписываемое двум авторам: сирийскому епископу Зенобу Глаку и Иоанну Мамиконяну, настоятелю монастыря Сурб-Карапет. Здесь также содержится предание о трех братьях, причем имена двух из них покажутся нам удивительно знакомыми.

Итак, полулегендарный царь Валаршак (из парфянского рода Аршакидов, наместник провинции Армения, живший на рубеже III—II вв. до н.э) приютил в своих владениях двух братьев — Гисанея и Деметра, князей индов, изгнанных врагами из своей страны. Но спустя пятнадцать лет Валаршак сам казнил их за какую-то провинность. Убитым братьям наследовали их сыновья — Куар, Мелтей (Мелдес) и Хореан. «Куар, — говорится на страницах «Истории Тарона», — построил город Куары, и назван он был Куарами по его имени, а Мелтей построил на поле том свой город и назвал его по имени Мелтей; а Хореан построил свой город в области Палуни и назвал его по имени Хореан. И по прошествии времени, посоветовавшись, Куар и Мелтей и Хореан поднялись на гору Каркея и нашли там прекрасное место с благорастворением воздуха, так как были там простор для охоты и прохлада, а также обилие травы и деревьев. И построили они там селение…»

Замечательно, что летописное сказание не только сохраняет в узнаваемом виде имена двух братьев из армянской легенды, но, наряду с этим, точно воспроизводит этапы строительной деятельности армянской троицы (Кий, Щек и Хорив также вначале «сидят» каждый в своем «граде», а потом строят общий — в честь старшего брата, Кия) и даже копирует природные условия, среди которых возникает четвертый, главный город, и хозяйственные занятия его обитателей — «лес и бор велик» вокруг Киева, где Кий, Щек и Хорив «бяху ловяща зверь».

Вопрос о том, почему киевский и армянский летописцы, разделенные между собой тысячами верст и несколькими столетиями, рассказывали почти слово в слово одну и ту же историю, не имеет четкого ответа. Разумеется, не приходится говорить о заимствовании древнерусского предания армянскими летописцами. Изложенная в «Истории Тарона» легенда вполне самобытна, поскольку имеет неоспоримые местные корни. Уже в пантеоне Ванского царства (другое название — государство Урарту, IX–VI вв. до н. э.) известно божество Куэра/Куар, связанное, по-видимому, с культом грозы и плодородия [Арутюнова-Федонян В. А. Божество грома в Тароне // Вестник ПСТГУ III: Филология 2008. Вып. 4 (14). С. 16, 17, 20 – 22; Еремян С.Т. О некоторых историко-географических параллелях в «Повести временных лет» и «Истории Тарона» Иоанна Мамиконяна // Исторические связи и дружба украинского и армянского народов. Киев, 1965. С. 151 – 160]. Ономастика Переднего Востока сохранила и созвучные имена: Мелде (ныне село Мехди в Западной Армении), Харив (Герат), Хореан/Хоарена (в Мидии), города Мелитта и Кавар, библейский город Харран и народ хорреев, теофорное имя Малкату (дочь ассирийского бога Бел-Харрана), наконец, армянский княжеский род Палуни и одноименная историческая область в Великой Армении.

Однако таким же маловероятным выглядит и обратное предположение — о переносе легенды из Армении в древнюю Русь, в пользу чего нет решительно никаких исторических свидетельств. И главное, топоним «Киев» и производные от него названия относятся не к одному древнерусскому, а к общеславянскому ономастикону. Ведь помимо Киева на Днепре в Х – XIII вв. в землях южных, западных и восточных славян возникло более семи десятков Киевов, Киевцов, Киевичей, Киевищ и т.д. [Ковачев Н. П. Средновековното селище Киево, антропонимы Кий и отражението му в бъларската и славянската топонимия // Известия на Института за български език. Кн. XVI. София, 1968].

Стало быть, необходимо либо признать принадлежность предания о Куаре/Кие к общеиндоевропейскому мифологическому фонду, либо искать культурных посредников, которые могли содействовать распространению предания в Армении и среди славян. На эту роль подходят, например, венеты. Страбон упоминает не только о западном направлении миграции венетов из Пафлагонии в Европу, но также пишет о движении части венетских племен на восток. Его взгляд прослеживает их путь вплоть до Каппадокии, за которой в XIII – VII вв. до н. э. начиналась область, занятая урартскими племенами. В связи с этим обращают на себя внимание отцы Куара, Мелтея и Хореана из армянской легенды — князья-инды, которые напоминают о купцах-индах, плавающих, согласно римским писателям, на европейском севере по «Индийскому океану» («Венедскому морю»). Возможно, в обоих случаях речь идет о виндах, венетах.

Если интересующее нас предание входило в состав венетского эпоса, то славяне могли познакомиться с ним в период венетского господства в Польском Поморье (кстати, не исключено, что связь города Куара/Кия с землей Палуни/полян относится к архетипу легенды — еще одна причина появления летописных «полян» на киевских «горах», среди «бора и леса»). Став частью славянских преданий, легенда о трех братьях в дальнейшем подверглась переосмыслению применительно к истории древней Руси: замена Мелтея на Щека удостоверяет эту ее позднейшую «историзацию». Впрочем, все это на правах гипотезы.

Интересна и связь древнерусского Кия с Дунаем (походы на Царьград, основание Киевца Дунайского). Византийский памятник VII в. «Чудеса Димитрия Солунского» знает князя Кувера, князя славянской области Срем (Сирмий) в Хорватии, куда он был вынужден переселиться из Северного Прикарпатья. Будучи подданным аварского кагана, Кувер восстал против аваров, нанес им несколько поражений и попытался основать княжество на византийских Балканах в районе Фессалоник (Солуни), но потерпел неудачу.

Таким образом, похоже, что создатели древнерусского сказания о Кие использовали фрагменты эпоса дунайских славян о князе Кувере — возможном кандидате на роль основателя упомянутого в летописи Киевца Дунайского. Впрочем, попытки локализации этого топонима не имели успеха. Надо заметить, что средневековый Дунай и его притоки пестрели «Киевами», только на участке между городами Велико-Тырново и Русе их было несколько.

Возникновение Киева по археологическим данным

Археология древнего Киева также проливает весьма слабый свет на его возникновение в связи с тем, что историческая интерпретация большинства находок вызывает неутихающие споры.

Историческое ядро Киева состоит из нескольких культурных пластов, непосредственная преемственность между которыми, однако, не прослеживается. Это свидетельствует о том, что значительную часть своей ранней истории город существовал как дославянское поселение, принадлежавшее неизвестной этнической группе (или группам).

Древнейшие находки на территории Киева датируются римским временем (зарубинецкая культура). Но едва ли с них можно начинать отсчет истории города. В исторической части Киева они практически отсутствуют; кроме того, среди них нет доказательств наличия городских форм жизни. По всей видимости, в районе будущего города существовало неукрепленное селище, жители которого во II – III вв. занимались перевозом через Днепр и торговлей с римской Тавридой. С началом Великого переселения народов жизнь на поселении постепенно заглохла.

Следующий этап в становлении Киева был связан с поселением на Замковой горе — неприступном утесе, вознесшимся на 70 метров над уровнем Днепра. В VI— VIII вв. это место заселили немногочисленные славянские роды, происходившие из разных областей славянского ареала, что подтверждается массовыми находками славянской керамики. Впрочем, первая попытка славян закрепиться на Замковой горе не имела успеха. Древнейшие обитатели здешнего поселения не посчитали нужным возвести укрепления и в конце концов оставили его — раскопки выявили стерильный слой глины, отделяющий поселение VI—VIII вв. от культурных напластований более поздней эпохи.

Однако уже в IX в. северо-западную часть Замковой горы вновь обживают славянские поселенцы, сочетавшие занятия земледелием, охотой и рыболовством с ремесленной деятельностью.

С этого времени начинается и активное заселение окружающих возвышенностей. На соседней Старокиевской горе, расположенной южнее Замковой, появляется еще одно поселение площадью примерно 2 гектара. Надежно защищенное с трех сторон крутыми склонами, оно ограждается с юга искусственным оборонительным сооружением — валом и рвом четырехметровой глубины. Здесь же обнаружены остатки загадочного каменного сооружения, обычно интерпретируемого как языческое капище.

Примерно тогда же возникает городище на Лысой горе, обнесенное рвом и земляным валом. Не исключается появление ряда мелких усадеб и отдельных дворов на горах Детинка и Щекавица.

От Константина Багрянородного известно, что даже в середине Х в. одно из этих укрепленных городищ все еще имело отдельное название — Самватос, вероятно, образованное от славянского личного имени (под Константинополем найдена надгробная плита, датированная 559 г., с надписью: «Хильбудий, сын Самватаса»; Прокопий Кесарийский упоминает славянского (антского) вождя Хильбудия, благодаря чему можно предположить, что имя Самватас также относилось к славянскому именослову).

Таким образом, археологические исследования говорят о том, что догородской этап в развитии Киева продолжался по крайней мере до последней четверти IX в. Но даже для этого времени имеющиеся материалы все еще дают картину небольших, топографически обособленных поселений, чьи характер и функции остаются неясны.

sergeytsvetkov.livejournal.com

История Киева, Краткая история основания и возникновения города Киев история

Город Киев, один из крупнейших городов Европы, лежит на обоих берегах Днепра, ниже впадения левого притока Десны. Северная часть города расположена на Полесской низменности, юго-западная (правобережная) на Приднепровской возвышенности, юго-восточная (левобережная) — на Приднепровской низменности.

В летописях Киев упоминается с 860 года.

Первые поселения на территории современного Киева возникли от 1500 до 2000 лет тому назад. на Старокиевской горе (где сейчас Исторический музей). Согласно легенде, в конце V — начале VI в. нашей эры братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь облюбовали место на склонах Днепра и основали на крутом правом берегу город и назвали его в честь старшего брата, Киевом. Именно с этого времени прослеживается непрерывная история Киева, который к Х веку стал столицей огромного государства и превратился во влиятельный политический центр Европы. Место для города было выбрано удачно: высокие склоны Днепра служили хорошей зашитой от набегов кочевых племен. К ІХ в. город разросся: уже были обжиты все склоны вокруг Старокиевской горы и Подол. Богатство и влияние Киева было связано с торговлей. Он стоял на перекрестке международных торговых путей — легендарного «из варяг в греки», т.е. от Балтики к Константинополю, и второго крупнейшего — из Регенсбурга через Прагу, Киев и далее в Среднюю Азию и Иран. Активно торговал Киев и с Англией.

История города Киева — столицы Киевской Руси

С IX-го и до начала XIII века Киев — столица Руси, государственного образования восточных славян и руссов.

В 882 г. в Киеве происходит смена династий. В Киев со своим войском входит Олег (Вещий). Пригласив князей Аскольда и Дира на Угорскую гору пировать (это место находится под площадью Славы на Печерске, где и сейчас стоит Аскольдова могила), Олег убивает их и начинает править в Киеве. Он завоевал окружавшие Киев территории и подчинил себе жившие на них племена, тем самым объединив Русь.

В конце IX в. н.э., когда киевским князьям удалось, наконец, объединить под своей властью разбросанные и разрозненные племена, Киев становится политическим и культурным центром восточных славян, столицей Киевской Руси — древнеславянского феодального государства. В силу своего расположения на торговых путях «из варяг в греки», Киев долгое время поддерживал прочные политические и экономические связи со странами Центральной и Западной Европы. 

О влиянии и значении Киева свидетельствуют многочисленные родственные связи киевских князей с царствующими домами Европы. Царевна Анна, сестра византийских императоров, отказала императору Оттону II в пользу князя Владимира (980—1015), крестителя Руси. Киевский князь Ярослав Мудрый (1019—1054) был женат на дочери шведского короля, его сын Всеволод I — на дочери византийского императора Константина Мономаха. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла замуж за норвежского принца Гаральда. Анастасия вышла замуж за Андрея Венгерского, а Анна — за французского короля Генриха I. После его смерти Анна управляла Францией в качестве регента и вошла в историю Франции как Анна Русская, королева французская (Аnnе dе Russie Reine de France). Владимир Мономах (1113—1125) был женат па дочери английского короля.

Киев начинает особенно бурно развиваться во времена правления Владимира Великого (980—1015). В целях укрепления единства Киевской Руси и увеличения её влияния на международной арене, князь Владимир в 988 г. крестил Русь. Христианство принесло Киевской Руси значительные политические выгоды и послужило импульсом для дальнейшего развития письменности и культуры. При Владимире Великом в Киеве был сооружен первый каменный храм — Десятинная церковь. 

В ХІ в. площадь города стремительно увеличивается. Это век строительного бума на Руси. Основываются Киево-Печерский и Кловский монастырь, строятся укрепления вокруг Киева, Софиевский собор, Золотые ворота. ХІ—ХІІI века считаются расцветом города, несмотря на то, что сама Киевская Русь переживает уже не лучшие времена. Город насчитывает 50 тысяч жителей, что является отличным показателем его развития. Для примера: Лондон в то же время насчитывал 20 тысяч жителей, а Новгород — 35. Большинство европейских столиц достигли черты в 50 тысяч жителей только через 200-300 лет. В ХІІ в. Киев являлся одним из крупнейших и красивейших городов и столицей одного из самых сильных мировых государств на то время. В те времена город становится ареной борьбы за власть между князьями, постоянно переходит из рук в руки, но, несмотря на это, не подвергается разорению. Киев остается столицей Руси и обладание им чрезвычайно заманчиво для претендентов. 

При правлении Ярослава Мудрого Киев становится одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире.В те времена город насчитывал около 400 церквей, 8 рынков и более 50 000 жителей. Киев был в числе наиболее процветавших ремесленных и торговых центров Европы. Из западноевропейских городов по численности жителей он уступал только 100-тысячному Парижу. Бурное развитие Киева было прервано татаро-монгольским нашествием, в результате чего в 1240 г. город был разрушен и разграблен.

История Киева под татаро-монголами

Хан Батый, увидев Киев с горы, которая носит название Батыевой, был поражен величием и красотой города. 10 недель киевляне героически сражались с бесчисленными войсками Батыя. Золотые Ворота оказались им не по зубам. Татро-монголам удалось прорвать мощные укрепления Киева только со стороны ворот, расположенных в северной части современной площади Майдан Незалежности, в то время поросшую лесом и заболоченную долину. Но и тогда киевляне не сдались, а продолжали защищать город до последней цитадели — мощного каменного храма Богородицы Десятинной, построенного в 980 г. Однако татаро-монголам удалось метательными машинами разбить его стены. Храм рухнул, и под его руинами было погребено множество людей. 

После смерти князя Владимира Мономаха (1125) начался процесс дробления более или менее единого Киевского государства. К середине XII в. Киевская Русь распадается на множество самостоятельных княжеств. Ситуацией не замедлили воспользоваться внешние враги. Осенью 1240 г. бесчисленные полчища Батыя, внука Чингизхана, показались под киевскими стенами. Татаро-монголам удалось взять город после затяжной и кровопролитной битвы. Тысячи киевлян были убиты, большую часть города сровняли с землей. В истории города Киева наступил долгий и мрачный период упадка. Почти сто лет татаро-монголы господствовали на украинских землях. И все же Киеву удалось сохранить свои древние ремесленные, купеческие и культурные традиции и остаться важным политическим, торговым и экономическим центром. В XIV столетии Киевщина становится оплотом зарождавшейся украинской народности.

1362—1648 гг. Киев с Литвой и Польшей

Со второй половины XIV в. Киев входит в состав Литовского государства, хотя формально остается под властью Золотой Орды. В это время наблюдается значительный экономический подъем, но численность населения города увеличивается очень медленно из-за массовых и частых эпидемий чумы в городе. Особенно сильным был мор 1366 года, когда вся администрация покинула город на два года. В XIV веке в истории Киева начинается экономическое возрождение города, он становится центром формирования украинской народности. Происходит постепенное включение украинских земель в государство «Великое Княжество Литовское». С 1362 г. Киев — под властью Литвы, а в 1470 г. Киевское княжество превращается в воеводство в составе Литовского государства. Киев растет и развивается как экономический центр Украины.

Уже к середине XV в. Киев вновь становится одним из центров на Руси. Около 1499 года город получает магдебургское право — право на самоуправление, а также складское право, которое было очень важным в то время. Оно позволяло останавливать проезжающих через Киев купцов и вынуждать их продавать часть товара по выгодным для города ценам. 

В 1569 г., после подписания Люблинской унии, Польша и Литва объединились в одно государство, известное в истории как Речь Посполитая, и постепенно утвердили своё господство в Украине. Жестокость и произвол иноземцев приводили к многочисленным восстаниям украинского народа. 

Литовские и польские магнаты скупают все больше киевских земель. Одним из самых крупных землевладельцев в Киеве был Бискуп. В 1506 г. подольские мещане оградили Бискупщину от своих территорий высоким земляным валом, чтобы защитить свои земли от посягательств чужеземцев. Этот вал находился между современными улицами Нижний и Верхний Вал. 

В XVI—XVII вв. население города стремительно увеличивается. По переписи 1571 г. в Киеве насчитывается уже 40 тыс. домов. Увеличивается и территория города, но Киев все еще оставался разделенным на три исторические части: Верхний город, Подол и Печерск. Наиболее активно заселяемым в это время районом является Печерск, в особенности прилегающие к Печерскому монастырю области. Увеличивается торговый оборот, растет количество специальностей, которых насчитывается уже около ста. В первой половине XVII в. начинается активная отстройка Верхнего города. Восстанавливаются многие церкви и монастыри, разрушенные еще при татаро-монгольском нашествии. Выдающуюся роль в культурном подъеме Киева в первой половине XVII в. сыграл киевский митрополит Петро Могила. Именно он был инициатором восстановления Софиевского и Успенского соборов, церкви Спаса на Берестове — древнейших памятников Киева. Именно им было основано первое в городе высшее учебное заведение — теперь это Киево-Могилянская академия расположенная на Подоле. 

Первая половина XVII в. была отмечена бурным экономическим и культурным подъемом не только для Киева, а и для всей Украины. Это время ознаменовалось также особенно крупными казацкими восстаниями. После нескольких блестящих побед над поляками Хмельницкий с войском 23 декабря 1648 года вступает в Киев. После встреч с киевским высшим духовенством Хмельницкий начинает открыто говорить о выходе Украины из состава Речи Посполитой.

Под владычеством Российской империи

Встав перед необходимостью вести борьбу на нескольких фронтах — с польскими и литовскими рыцарями на западе, крымским ханом и турецким султаном на юге, — Хмельницкий был вынужден обратиться за военной помощью к русскому царю. Формально союз Украины с Россией был заключён в 1654 г. в Переяславе (Переяславская рада).

Украина надолго подпала под владычество Российской империи. Но несмотря на нещадный царский гнёт, в XVII—XVIII в.в. в Киеве все же оставались оплоты политического, экономического, культурного и религиозного развития нации. Украинская культура концентрировалась вокруг таких заведений, как Киево-Могилянская академия.Некоторые украинские учёные и просветители завоевали широкое признание и авторитет во всей Европе. И все же значительных уступок добиться не удавалось. 

Конец XVII в. был отмечен тяжелейшим кризисом для Украины, но на Киеве это не особенно отразилось. Город растет. Начинается застройка в Сторону Лукьяновки. Прокладывается Кирилловская улица). В конце XVII — начале XVIII вв. начинается новый всплеск строительства церквей. Строились они в основном на деньги богатых казаков. Архитектурный стиль этих построек так и стал называться — «казацкое барокко». Особенно много церквей на Украине было построено во время гетманства Мазепы. К сожалению, большинство этих построек было снесено по приказу Петра I, когда после Полтавской битвы уничтожали все связанное с Мазепой. 

С 1708 г. Киев становится центром Киевской губернии. Дальнейший история Киева характеризуется значительными успехами города в хозяйственном развитии, что положительно сказывалось на общем социально-экономическом положении всей Российской империи. В ее составе Киев находился до 1917 года. 

Киевско-Могилянская Академия, основанная в XVII-ом столетии Петром Могилой, стал первым университетом в Восточной Европе. В тот период, украинцы были наиболее образованы в мире, и почти все были грамотны. Печатались книги, изучались философия, музыка, литература и живопись процветали. Первая Конституция появилась в Украине в период казачества (1711). 

Правление Петра I было вехой — как для Киева, так и для всей Российской империи. В это время наблюдается резкий экономический подъем, увеличение военной мощи государства. Петр I считал Киев важнейшим стратегическим пунктом, поэтому в 1707 году при его непосредственном участии была заложена Печерская крепость. Уже в 1709 году там находилось до 5 тысяч войска.

В XVIII веке происходит объединение двух частей Киева: Печерска и остальной части города. Начинают застраивать Липки. С конца XVIII века и по сей день этот район считается элитным. В 1797 году появляется первое здание на Крещатике. С середины XIX века это центральная улица города В XIX в. продолжается территориальный и экономический рост города. Строятся новые дома, прокладываются улицы. Особенно бурно заселяются территории прилегающие к Крещатику. Как элитный район окончательно оформляются Липки. Наблюдается значительный рост производства. 

У Киева было всегда его главное и важнейшее предназначение — религиозный и духовный центр Российской империи. Митрополия уже давно была перенесена в Москву, но Киев по-прежнему привлекал десятки тысяч паломников каждый год. Город был Меккой православных христиан, поражал своим обилием церквей, монастырей, но самыми главными святынями православия по праву считались Киево-Печерская лавра и Софиевский собор. В лавре находилось большее количество мощей святых, чем в любом другом храме в мире. Но жемчужиной Киево-Печерской лавры и всего киевского зодчества был Успенский собор, именно с него подавляющее большинство паломников начинало знакомство с достопримечательностями Киева. Рядовому провинциальному жителю Российской империи на всю жизнь запоминался величественный город на горах.

После социальных реформ 1861 г. и отмены крепостного права в культурной и экономической жизни Киева произошли некоторые изменения к лучшему. Увеличилось число больниц, богаделен, образовательных учреждений. После сооружения в 1860-е гг. Одесско-Курской железнодорожной линии, с развитым к тому времени судоходством по Днепру, Киев становится крупным транспортным и торговым центром. Торги на киевской хлебной и сахарной биржах определяли мировые цены на эти продукты. Первый в России (и второй в Европе) электрический трамвай был пущен в Киеве в 1892 г. по маршруту, соединявшему Подол и Верхний город и проходившему по нынешнему Владимирскому спуску. Отечественные и зарубежные промышленники вкладывали в город значительные средства. Инфраструктура Киева стремительно развивалась. 

В 1871 году открыли первый постоянный цепной мост через Днепр, самый длинный на то время в Европе, появилось постоянное здание для цирка (на ул. Городецкого). Губернаторы постоянно пеклись о достойном виде города. В конце XIX — начале XX вв. Киев был одним из самых красивых и благоустроенных городов Европы.

В начале XX века ситуация в Киеве обостряется. В то время вся Российская империя переживает острый экономический кризис, связанный с русско-японской войной и неурожаями 1902—1903 годов. Но Киев по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом чувствует себя более спокойно. Волнения в среде рабочих были и в Киеве, но масштаб их был куда меньше, чем в столицах.

1917—1921 гг. Центральная Рада и Директория

Когда стало известно о Февральской революции 1917 года, в Киеве сразу началось формирование временного правительства, которое назвали Центральной радой. Президентом стал Михаил Грушевский. Но вместо того, чтобы формировать свою армию и пытаться отстоять Украину, Центральная рада выпускала универсалы, в которых провозглашала независимость Украины, законы о земле, объявляла о демобилизации, не обеспечивая выполнение этих документов реальными действиями. Когда Красная армия во главе с Муравьевым была под Киевом в 1919 году, Центральная рада не смогла организовать сопротивление большевикам, которые почти беспрепятственно заняли город и устроили погром. За первый день в Киеве было расстреляно более 3000 человек, среди которых были в основном высшее духовенство города и интеллигенция. На смену большевикам через три недели пришел гетманат. Гетманом был выбран Петр Скоропадский, власть которого длилась 7 месяцев — до декабря 1919 года. На смену ему пришла Директория — новая версия Центральной рады, власть ее также была не долгой. В течение 1920—1921 годов Киев десятки раз переходил из рук в руки. Его попеременно занимали петлюровцы, большевики, белогвардейцы, белополяки. Погромы в городе стали обычным делом. В зависимости от своих воззрений, армии вырезали ту часть населения Киева, которая им особенно не нравилась, особенно часты были еврейские погромы.

Между 1917 и 1921 гг. в Киеве сменили друг друга три правительства независимого украинского государства, разрываемого на части гражданской войной. 22 января 1918 г. Центральная Рада провозгласила независимость Украины. Первым президентом Украинской Республики был избран Грушевский. Но украинские политики не имели никакой власти, чтобы отстоять независимость украинского государства, и вскоре части Красной армии под предводительством Антонова-Овсеенко напали на Украину. 

В январе 1919 г. в обстановке большой торжественности Украинская Народная Республика во главе с Симоном Петлюрой формально объединилась с Западно-Украинской Народной Республикой, провозглашенной во Львове. Однако полки Западно-Украинской Народной Республики вскоре потерпели поражение от вторгшихся в Галицию польских интервентов, а войска Советской России вытеснили из Киева части Петлюры.

Столица Советской Украины

В 1921 году Украина входит в состав СССР. В 30-е годы начались массовые репрессии. Тогда же сильно пострадал сам город. Было уничтожено огромное количество прекрасных храмов (Десятинная, Никольская церковь, Флоровский монастырь, строения Выдубецкого монастыря). Общее количество потерянных культовых сооружений — около сотни. 

В 1922 году был создан Советский Союз, в состав которого вошла и Украинская Социалистическая Советская Республика. Формально — как суверенная держава в составе федерации, фактически же вся власть была передана центру, а СССР стал тоталитарной страной. 

При Сталине лучшие кадры украинской науки и культуры, многочисленные представители технической, творческой и военной интеллигенции попали под жернова ГУЛАГа и закончили свой жизненный путь на сибирских лесоповалах и в ледяных пустошах Магадана.

Во время Второй мировой войны Киев был почти полностью разрушен. 72 дня продолжалась героическая оборона Киева от фашистских оккупантов, но противник был сильнее. 19 сентября 1941 г. войска нацистской Германии вступили в город. Широко известна трагедия Бабьего яра, киевского урочища, который гитлеровцы превратили в место массовых казней. Кроме этого, нацисты построили ещё два концентрационных лагеря в окрестностях города. В них за годы войны в общей сложности было замучено более 200.000 человек — советских военнопленных и гражданских лиц. Более 100 000 человек было отправлено из Киева на принудительные работы в Германию. Город был освобождён 6 ноября 1943 г. ценой больших потерь и человеческих жизней.

При боях город сильно пострадал. Крещатик был практически полностью разрушен, сильно пострадали Подол, Печерск. 

После войны начинается восстановление города. Реставрируются старые здания, возводятся новые. В 50-60-х годах территория Киева значительно увеличивается. Появляется район Старая Дарница на левом берегу Днепра, построенная пленными немцами. В 70-х годах появляются Днепровский, Ватутинский район, Оболонь, Харьковский массив, Русановка. 

После падения СССР Киев вновь становится столицей Украины. Город начинают приводить в порядок. Восстанавливают и реставрируют церкви. Отстраивают Успенский собор. Но многое из исторического наследия прошлых веков в облике города оказалось безвозвратно утерянным.

Столица независимой Украины

Сейчас Киев — столица независимой Украины и крупнейшим административным центром. В Киеве находятся и работают Президент, Верховный Совет, Правительство, практически все министерства и ведомства Украины.

В Киеве сосредоточен мощный экономический потенциал, состоящий из многоотраслевой промышленности, строительного комплекса, развитой системы отраслей коммунального хозяйства, транспортных средств, систем современной связи и т.д. Работают более 485 крупных промышленных предприятий, тысячи малых и совместных предприятий, строительных организаций, организаций транспорта, связи, сформировался мощный строительный комплекс: действуют около 200 подрядных строительно-монтажных организаций, значительное количество проектных и изыскательских предприятий, почти полторы тысячи малых строительных предприятий и кооперативов. В Киеве функционирует широкая сеть городского транспорта. Экономическому развитию Киева, расширению внешнеэкономических связей способствует его расположение на перекрестке многочисленных транспортных путей сообщения: водных, железнодорожных, автомобильных, воздушных. Они проходят с запада на восток (из стран Западной и Центральной Европы в Россию, на Кавказ), а также с севера на юг (из России, Беларуси, стран Балтии и Скандинавии в Юго-Восточную Европу). В последнее время ускоренными темпами происходит преобразование Киева в крупный узел воздушного транспорта. Функционируют аэропорт «Киев» (Жуляны) и крупнейший международный аэропорт страны — «Борисполь».

В Киеве расположено значительное количество исторических, культурных и архитектурных памятников, которые заботливо охраняются городской властью, реставрируются и восстанавливаются. Столица Украины насыщена в большей мере, чем другие города нашего государства, учреждениями науки, образования, культуры и искусства. 

Город является одним из крупнейших научных центров Европы. В Киеве расположены Национальная академия наук Украины и большинство ее институтов, многие из которых имеют всемирно известные научные школы; здесь действует 277 самостоятельных научно-исследовательских и 38 самостоятельных конструкторских организаций, а также 18 ведущих вузов Украины. В Киеве функционирует 457 общеобразовательных заведений. 

Столица Украины имеет большой культурный потенциал: 31 музей, 33 театра, 36 кинотеатров, значительное количество постоянно действующих художественных выставок. Наиболее известные музеи: Национальный музей истории Украины, Музей украинского изобразительного искусства, Музей западного и восточного искусства.

Историческая застройка города занимает более 6 тыс. га. В центральной исторической части Киева сосредоточено три заповедника: Государственный историко-архитектурный заповедник «Древний Киев»; Национальный заповедник «София Киевская», Киево-Печерский национальный историко-архитектурный заповедник. Кроме того, на территории города находятся: 6 архитектурных и 8 археологических заповедников. Под охраной государства находятся 3736 памятников археологии, истории, архитектуры и градостроения, монументального искусства. Из их числа 243 памятника имеют статус памятников государственного значения, в том числе 51 памятник международного значения (по определению ЮНЕСКО).

Под редакцией: Коваленин В.А.

ukraine-in.ua

Основание города Киева - Хронтайм

На месте основания Киева находилось древнейшее поселение. После проведения археологических раскопок на месте современного Киева, было выявлено, что оно возникло около 3 тыс. лет до н.э. – городище- укрепление трипольской культуры на Кудрявце.

Под Киевом около 500 лет до н.э. размещалось Хотовское скифское городище, самое северное поселение скифов.

Согласно существующей легенде Киев был основан в 482 году полянским князем Кием, его братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбидью как центр племени полян. Назван в честь старшего брата. Об этих событиях рассказано в «Повести временных лет». Место для столицы первого русского государства, согласно легенде, было выбрано из-за красоты и величия окружающей природы.

С VI века началось активное строительство деревянных зданий в Киеве. Князья возводили свои дворцы на высокой Старокиевской горе, купцы и ремесленники селились возле Днепра, на территории нынешнего Подола.

Во времена княжения Олега, в 882 году Киев, расположенный на торговых путях «из варяг в греки», получил столичный статус, став, по словам летописцев, «матерью городов русских».

В 988 году произошло крещение Руси. Князь Владимир, который в те времена княжил в Киеве, крестил своих сыновей, а затем киевлян, а языческих идолов велел кинуть в Днепр. Первый киевский храм - Десятинная церковь, строили в 989-996 годах.

Одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире, процветающим торговым и ремесленным центром Киев стал в период правления Ярослава Мудрого (1019-1054гг). В этот период в городе насчитывалось около 400 церквей, 8 базаров Проживало более 50 тыс. жителей, для сравнения, в то же время в Гамбурге и Лондоне жило по 20 тыс. жителей. В эти время (1020-1040) был построен Софийский собор, Золотые ворота, открылась первая в Киевской Руси библиотека, а в 1051 году была основана Киево-Печерская лавра. В 1133 году был сооружен храм Богородицы Пирогощей, ставший, наряду с лаврой, центром православия в Киеве.

Однако, во времена княжения Юрия Долгорукого, произошло ослабление Киева и одновременно происходило возвышение Владимиро - Суздальского княжества. В 1169 году Киев был захвачен и разграблен войсками князя владимиро-суздальского Андрея Боголюбского.С этого периода Киев перестает быть центром и столицей Киевской Руси, поскольку князь Андрей Боголюбский перенес столицу Руси во Владимир.

Ссылка на источник: http://ukrainian.su/istoriya-kieva/osnovanie-kieva.html

chrontime.com

Кто основал Киев?

Кто основал Киев?

Легенда о том, что Киев был основан братьями Кием, Щеком и Хоривом с сестрой Лыбидь зафиксирована в Повести временных лет и отражает новую социальную идеологию - князей как основы общества. Что де не происходит на земле, то никак не без князей. На самом деле всё гораздо прозаичнее. Сам по себе холмистый правый берег Днепра привлекателен для поселения. И оно тут было с незапамятных времён. Возможно раньше чем был основан Рим. Это поселение с VI в до н.э. (так называемый скифский период) представляет собой большое Ходосовское городище. Ниже по Днепру Каратульское городище. За порогами Каменское городище. Перед порогами, возможно, тоже было городище, но сейчас оно залито водой водохранилища Запорожской ГЭС.

Таким образом, эта цепь городищ обеспечивала водный путь от славян к грекам. Этот путь стал образовываться с тех пор, когда только началась формироваться греческая цивилизация. То есть с гомеровских времён. Когда велась война между троянцами и греками за проливы Босфор и Геллеспонт (Дарданеллы). Можно предполагать, что уже тогда начались формироваться поселения по Днепру. Вполне возможно, что Киеву уже более 3 тысяч лет.

По этому водному пути, естественно, плыли челны. Перед порогами они выгружались, товары посуху перевозились к Каменскому городищу и снова грузились на лодьи, на которых прибывали в Ольвию. И наоборот. Естественно требовался ремонт и кораблей, и телег. Поэтому селились в этих поселениях кузнецы, плотники и прочие мастеровые. Оставались передохнуть и покушать торговцы, моряки, воины из охраны и путешественники. Жили и грузчики-амбалы. Так много остановок на Днепре было связано как с порогами, так и с тем, что подниматься вверх по течению было трудно. Тяжело было и на вёслах, и тащить канатами с берега.

Первые поселенцы, кузнецы и плотники, давали названия своим поселениям, а вовсе не князья. Так Киев был назван по слову КЫЙ, которым в древности называли молот. (Колчин Б.А. Техника обработки металлов в древней Руси) Отсюда киянка, кий в бильярде. Городок который был на холме ограждался валом и частоколом. Но те, кто подъезжал к городу, слышал звон ударов киями по наковальням издалека. Потому и прозвали город городом молотов. Городом Киев.

А рядом, на другом холме возле затона, на Днепре был другой город. Город и холм были прозваны Щековицей. Щековицей до сих пор называется боковая ЩЕКА топора. Плотники Щековицы ремонтировали лодьи в затоне и строили новые. В том числе и корабли для Аскольда, Дира, Олега, Игоря и Святослава.

Так было до возникновения Хазарского каганата. Когда этот хазарский каганат образовался, Вятичи, Сиверяне и Поляне оказались в области его влияния. Как известно хазары приняли иудаизм. Они расположены были на древних торговых пулях: Шёлковом пути, Великом волжском пути, оседлали и путь из варяг в греки. Поэтому, на холме за Киевом они обосновались в виде торговой фактории. Этот холм называется и до нашего времени "Гора". На хазарском языке гора значит ХОРИВ. Поселение евреев было обнесено также защитными валами и имело ворота. Главные ворота назывались Жидовскими.

Ниже по течению от киевского холма протекает речушка. Небольшая, тихая, с заросшими камышом берегами, образуя иногда пруды. Там были гнездовья лебедей. Потому она была с древности прозвана Либидь. Сейчас это вонючая канава, в которую сбрасывают разные стоки, в том числе и химические. Поэтому вода у неё имеет зелёно-голубой цвет. Речка вонючка, прообраз Лыбиди, сестры князей - основателей Киева.

 

Вот вам и весь комплект для легенды: КИЙ, ЩЕК, ХОРIВ i ïх сестра ЛИБIДЬ.

Это нам даёт основание полагать, что и название Киева так же древнее, как и сам город. Ещё в те времена, когда основан был Илион, когда на Апеннинском полуострове только обосновались этруски, уже стояли города Киев (молотов) на Днепре, Голунь на притоке Днепра (Гелон у Геродота, на который напал Дарий) и Донец (нынешний Харьков) на Сиверском Донце. Я не знаю, какой из живых городов на Земле древнее Киева.

Слава Киеву, древнейшему городу, городу герою! УРА!!!

grigam.narod.ru

Возникновение Киева

Когда возник Киев? Вопрос этот относится к числу наиболее запутанных и спорных в литературе. Некоторые историки без достаточных к тому оснований утверждают, будто Киев был основан князем Кием в V в. н.э. Археологические данные исключают столь раннюю дату. Киев был намного моложе таких городов, как Ладога в Северной Руси, которая существовала уже в VII в.

Летописные предания о Киеве были записаны лишь в XI-XII вв. К более раннему времени относятся иностранные свидетельства о Киеве (X в.). Это прежде всего Записки императора Константина Багрянородного, составленные не позднее 952 г., а также письмо на древнееврейском языке X в., подписанное членами еврейско-хазарской общины Киева. Оба источника одинаково передают славянское наименование города: Киоава, Киав - в Записках и Кийув - в еврейском источнике. Еврейское письмо было сугубо деловым документом, Записки - политико-географическим трактатом. Неудивительно, что в Записках приведены географические подробности, не нужные в деловой переписке. Из материалов, подобранных для императора его канцелярией следует, что Киев имел, помимо славянского также хазарское название. В Записках фигурируют данные о "крепости Киоава, назывваемой Самватас". Слово "sam" ("высокий") присутствовало в наименовании ряда хазарских крепостей. Применительно к Киеву "sam" указывало на то, что хазарское укрепление располагались на высоком месте - на киевских "горах". Отсутствие хазарского наименования в хазарско-еврейском письме X в. не подрывает доверия к византийскому свидетельству. К X в. Киев превратился в обширное поселение, а название "Самватас" сохранила, видимо, лишь та часть, где располагалось небольшое хазарское укрепление.

Обращение к наиболее ранним и достоверным источникам дает основание связать возникновение Самватаса-Киева с хазарским завоеванием нижнего Поднепровья. Как полагают, основателями Киева были хазары (Г. Вернадский, О. Прицак). Малочисленное племя полян не могло расположить свою "столицу" на самой границе с "великой степью", так как их город был бы немедленно сметен кочевниками. Норманны, не опасаясь нападений, основывали свои неукрепленные "торговые места" - вики посреди славянских земель. В отличие от виков хазарская фактория на Днепре была крепостью. Однако безопасность Киева обеспечивалась не хазарскими укреплениями, а военной мощью Хазарии, контролировавшей причерноморские степи. Собирая дань со славян, Хазарский каганат ограждал свою днепровскую факторию от набегов степняков.

Описывая пороги на Днепре, Константин Багрянородный приводит их скандинавские и славянские названия. Среди городов лишь один фигурирует в Записках под двойным названием. Это Киев. Но в этом случае употреблен не скандинавский, а хазарский топоним. Хотя информаторами Константина были норманны-русы и их подданные славяне, скандинавские наименования "Каенугард" (Киев) и "Хольмгард" (Новгород) остались ему неизвестны. Упомянутое императором название "Немогард" близко к славянскому "Новгород" и не имеет ничего общего со скандинавским топонимом "Хольмгард". (Происхождение названия "Хольмгард" не поддается объяснению, поскольку "хольм" обозначает остров, между тем как Новгород стоит на берегу, но никак не на острове.)

В ранний период ни скандинавы, ни хазары не склонны были предавать исключительное значение днепровской фактории Самватасу. По традиции Хазария использовала древние пути в Византию, пролегавшие через хазарские города в Крыму, а со Скандинавией торговала через Верхнюю Волгу. В географическом комментарии к письму хазарского царя Иосифа, составленном в неизвестное время, приведены важные сведения о многих городских и торговых центрах Хазарии, но наименование "Самватас" в нем отсутствует.

По летописи, власть Хазар распространялась на земли полян, радимичей и вятичей, иначе говоря, охватывала преимущественно область расселения лендзян. Хазарам не удалось покорить ни одно крупное племя (кривичей, словен, уличей, древлян), жившие за пределами территории лендзян. Исключение составляли северяне, располагавшиеся к югу от радимичей, непосредственно на хазарской границе.

Для русов хазарский пост Самватас-Киев имел значительно более важное значение, чем для хазар, но лишь до той поры, пока он оставался крайним торговым пунктом на пути "в греки". Как только "царь" русов Хельг утвердился в Крыму, он тотчас перенес свою ставку из Поднепровья в старинный и богатый город Таматарху, откуда можно было торговать с Византией по морю. Сподвижник Хельга Игорь остался в Киеве, но его не титуловали ни "хаканом", ни "царем".

Судя по скандинавским источникам, Киев пользовался значительно меньшей известностью, чем Новгород. В рунических надписях и памятниках древнескандинавской письменности топоним "Хольмгард" появляется уже в первой половине XI в., тогда как "Кайенугард" - лишь во второй половине XII в.

Скандинавы освоили Северную Русь много раньше, чем Южную. В их глазах Хольмгард сохранил значение главного города даже после того, как он утратил значение основной базы норманнов в Восточной Европе. Исландские саги нередко изображали всю Русь как владения конунга Хольмгарда.

Хорошо известна традиция, в силу которой киевские князья сажали на княжение в Новгород старшего сына наследника. Традиция, без сомнения, восходила к тому времени, когда Новгород оставался основным опорным пунктом русов в их походах на юг. Судя по Запискам Константина Багрянородного, к середине X в. архонты русов имели ставку в Киеве, но при этом старший из них, князь Игорь, продолжал держать сына-наследника в Новгороде. Отмеченный факт не означает того, что Новгород остался "столицей" Руси. Ни Новгород, ни Киев, не один другой город не были и не могли быть княжеской столицей в собственном смысле слова, поскольку в середине X в. само Древнерусское государство еще находилось в процессе становления и не имело ни сформировавшейся княжеской династии, ни столицы.

Согласно русским летописям, Олег пришел в Киев, не задерживаясь в Смоленске. В действительности Верхний Днепр был важнейшим рубежом на пути продвижения норманнов к границам Восточной Римской империи.

У русов, значится в Записках Константина Багрянородного, есть данники-славяне, "а именно, кривитеины, лендзянины и прочии славинии". Информаторы византийских чиновников называли кривичей первыми среди "прочих славиний" не случайно. Кривичи жили в центральной полосе на огромном пространстве от Смоленска до Полоцка и Изборска. В городище у Гнездово под Смоленском располагалось крупнейшее поселение русов. Земля кривичей могла стать ядром "Росии". Однако норманнское завоевание бесповоротно раскололо племя кривичей на три части: кривичей смоленских, полоцких (они были включены в состав норманнского Полоцкого княжества и стали именоваться полочанами) и изборских (вошли в состав Псковского княжества). Уже ко времени византийских походов Игоря центр жизнедеятельности норманнов переместился в Южную Русь. Гнездово уступило первенство Киеву. Смоленская округа стала обычным районом полюдья для русов.

Игорь был первым из известных по имени конунгов, не покинувшим свои славянские владения. Причина была та, что он был убит своими данниками. Игорю наследовал Святослав (945-972). Но даже он не сознавал себя киевским князем по преимуществу.

Источники:

1. Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв. (www.lants.tellur.ru)

См. также:

www.world-history.ru

Кий, князь киевский: биография и историческое свидетельство

Князь Кий – легендарный основатель города Киева, который через несколько столетий станет центром Древнерусского государства. Насчет реальности этой личности ходит много споров: одни историки считают его деятельность абсолютно легендарной, другие заявляют, что легенды, возможно, имеют под собой фундамент реальных событий. Так кто же был князь Кий? Биография, различные версии его жизни, а также их интерпретации станут предметом нашего обсуждения.

Свидетельство «Повести временных лет»

Первый источник, который следует упомянуть при поисках истины, кем же был основатель Киева князь Кий, это летопись «Повесть временных лет».

Согласно летописным данным, братья Кий, Щек и Хорив, а также их сестра прекрасная Лыбедь принадлежали к племени полян. Щек жил на горе, которая в будущем была названа Щековицей, а Хорив – на возвышенности, получившей название Хоривицы. В честь Лыбеди была названа река, впадающая в Днепр. Три брата и сестра основали город, которому по имени старшего из них было дано название Киев.

В то же время летописец приводит и другую версию основания города, согласно которой Кий - вовсе не князь, а простой перевозчик через Днепр. Поэтому данная местность стала называться «перевоз Киев». В будущем это название закрепилось и за основанным в этих местах городом. Но летописец сам же и опровергает эту версию, говоря о том, что Кий посещал Царьград (столица Византии Константинополь) и был принят императором, а простой перевозчик этого сделать бы не смог, поэтому он однозначно – князь.

Далее в летописи говорится, что, возвращаясь назад, князь Кий основал на берегах Дуная небольшой городок, в котором решил осесть. Но местные жители невзлюбили пришельцев, а поэтому те вынуждены были вернуться на берега родного Днепра, в Киев. Но тем не менее на Дунае осталось городище, которое получило название Киевец. Кий, как его братья и сестра, умер в основанном им городе Киеве.

Именно эта легенда о князе Кие является наиболее авторитетной.

Версия Новгородской летописи

Новгородская летопись является своеобразным продолжением «Повести временных лет». Тем не менее в ней однозначно говорится, что Кий никакой не князь, а именно перевозчик. Там же повествуется о том, что он был ловцом зверей.

Данная летопись также привязывает деятельность Кия к конкретному времени – 854 году. Но большинство историков считают, что если он и существовал, то жил гораздо раньше. Ведь получается, что всего через 28 лет Киев захватил правитель Новгорода Олег. Князь Кий должен был основать Киев не позже конца VIII века. Так, во всяком случае, считал известный советский историк Михаил Николаевич Тихомиров.

Польская хроника Яна Длугоша

Кий упоминается не только в отечественных летописях, но и в источниках других стран. Например, упоминание о нем имеется в польской хронике XV века Яна Длугоша. Впрочем, Длугош, упоминая о Кие, опирался в первую очередь на все те же русские летописи, о которых мы говорили выше, так что его сообщение является вторичным.

Так как же представлен в данной хронике Кий? Князь упоминается лишь связи с тем, что назван родоначальником династии, которая правила в Киеве вплоть до братьев Аскольда и Дира. Но «Повесть временных лет» считает последних не потомками Кия, а варягами. Более того, арабские хроники и некоторые современные историки вообще сомневаются, что Аскольд и Дир могли править в одно время, считая их либо отцом и сыном, либо вообще не связанными друг с другом людьми.

Армянская интерпретация

В Армении также существует легенда, которая не просто перекликается с сообщением из «Повести временных лет», но даже оперирует идентичными именами. Она дошла к нам через «Историю Тарона» Зеноба Глака (приблизительно VI-VIII в.). В легенде говориться о двух братьях, которые вынуждены были бежать из родных мест в Армению. Местный царь сначала их жаловал и одарил землями, но через 15 лет убил, а имущество предал их сыновьям – Куару, Мельтею и Хореану. Каждый из братьев основал город и назвал его собственным именем. Между поселениями они основали языческий храм.

В именах братьев Куар и Хореан легко угадываются Кий и Хорив. Название города Куары идентично Киеву. Но как же быть с Мельтеем? Дело в том, что это имя переводится с армянского как «змей». Такой же перевод с древнеславянского имеет имя Щек.

Но как связаны между собой армянские и славянские сказания? Существует версия, что их объединяет древняя общеиндоевропейская легенда. Также высказывается предположение, что оба народа переняли её у скифов.

Данные археологии

Как же сопоставляются эти сведения из легенд с реальными материальными данными, добытыми в результате археологических раскопок? Ведь только легенда, подтвержденная археологией, может претендовать на историчность.

Однако есть археологические находки, свидетельствующие о наличие поселения на месте современного Киева ещё в конце V века н. э. Поэтому в 1982 году условно-официально отпраздновали 1500 лет со дня основания Киева. На момент закладки поселения оно находилось на границах одновременно трех археологических культур: колочинской, пеньковской и пражско-корчакской. Все три культурных группы большинство ученых относят к славянским племенам. Ещё ранее, со II по V века, на месте будущей столицы Украины располагалась киевская культура. Её непосредственным продолжателем является указанная выше колочинская культура, а предшественником – зарубинецкая.

Но археологи нашли только остатки обычного славянского поселения V века. Ни о каком полноценном городе с постоянным населением тогда речь не шла. Лишь только начиная с VIII века можно с уверенностью сказать, что на месте Киева возник полноценный город, с укреплениями и с городским стилем жизни, естественно, с корректировкой на эпоху. В это время, с VIII по X века, на этом месте пересекались волынцевская культура и луки-райковецкая. Волынцевскую культуру обычно связывают со славянскими племенами северян, которые имели центр в Чернигове. Луки-райковецкая культура являлась продолжателем корчакской культуры, и возможно, связана с племенами полян, которые собственно и основали Киев, согласно теории принятой большинством историков. Нужно отметить, что представители волынцевской культуры оттесняли своих соседей на запад.

В 1908 году знаменитым археологом Хвойка В. В. на Старокиевской горе был обнаружен комплекс, который он сам трактовал, как языческий алтарь князя Кия. Ориентировочно эта находка датируется VIII—X веками. Впрочем, позже выводы Хвойка о предназначении данного сооружения некоторыми специалистами были поставлены под сомнение.

Поиски истины в византийских источниках

Как было сказано выше, в «Повести временных лет», в Константинополе был Кий. Князь был принят византийским императором. Поэтому, если это не выдумка летописца или просто легенда, данный факт мог бы послужить хорошей зацепкой, чтобы выяснить, кем был Кий и в какое время он жил.

Некоторые средневековые историки пытались даже связать это событие с сообщением византийца Никифора Григоры, который жил в XIII-XIV веках. Согласно его словам, во время правления римского императора Константина великого в IV веке, к нему приходили в Константинополь правители разных стран. Среди них также был назван «повелитель Руси». Нужно заметить, что данное сообщение в средние века воспринималось довольно серьезно. В одном из летописных сводов XVIII века, опираясь на это византийское свидетельство, был указан год основания Киева – 334 от Рождества Христова.

Но при более тщательном подходе свидетельство Никифора Григоры не выдерживает никакой критики. Во время правления Константина Великого никакой Руси быть ещё не могло, а славяне представляли собой разрозненные племена, не объединенные даже в подобия государств. Впервые термин «Русь» появился только в IX веке, то есть через пятьсот лет. Кроме того, это событие нигде больше не упоминалось, а сам Никифор Григора жил на 1000 лет позже описываемых событий. Скорее всего, чтобы подчеркнуть величие Константина Великого, он сочинил это сообщение о посольстве, вставив туда название современных Никифору государств.

Более реалистичной выглядит попытка связать правление основателя Киева со временем Юстиниана I. Именно тогда жил человек, с которым может быть сопоставлен Кий. Князь совершил путешествие к Царьграду. Возможно, это был военный поход, который часто в ту пору совершали славяне из союза антов. Один из них, Хильбудий, был даже назначен императором правителем провинции Фракия. Некоторые современные ученые пытаются сопоставить Хильбудия и Кия. Дословно в «Повести временных лет» указывается, что Кий «великую честь принял от царя». Слово «честь» для древних славян означало также переход на службу. Так что Кий вполне мог служить у Юстиниана в качестве федерата или даже занимать пост в византийской армии, как это делал Хильбудий. Кроме того, в византийских источниках указано имя отца Хильбудия – Самватас. Таким же было одно из наименований Киева.

Исторический Хильбудий был убит в 533 году в битве с одним из славянских племен.

Ещё одна из версий сопоставляет Кия с предводителем болгар Кубером, который жил в первой половине VII века.

Хазарская версия

Существует также гипотеза, по которой Кий – князь Киева - имел хазарское или мадьярское происхождение. Данную версию впервые выдвинул известный историк Вернадский Г. В. Он считал, что Киев был основан сравнительно поздно, не раньше 830 года. Это случилось тогда, когда границы Хазарской державы продвинусь к Днепру. По этой версии Кий, Щек и Хорив были либо хазарами, либо предводителями мадьярских племен на службе у хазар.

Имя «Кий» Вернадский выводил от тюркского слова, которое означало берег реки. Кроме того, византийский император Константин Багрянородный называет Киев Самватасом, а, по мнению лингвистов, этот топоним имеет хазарское происхождение.

Время правления

Так когда же жил Кий-князь? Годы правления в точности не назовет никто. Даже век, в котором он правил, если существовал в действительности, назвать очень трудно. Но можно очертить некоторые временные рамки.

Согласно различным свидетельствам и интерпретациям, Кий жил в отрезке с IV по IX века. Впрочем, если откинуть самые крайние и маловероятные, как, например, свидетельство Никифора Григора, то получим временной промежуток с VI по VIII века.

Выводы ученых

Большинство современных ученых считают личность Кия абсолютно легендарной. Его имя они определяют как эпоним. То есть легенду о Кие, по мнению академической науки, придумали для того, чтобы дать объяснение названию города, происхождение которого забыли.

Но все-таки не хочется верить в такое скучное и банальное объяснение, ведь легенда намного интереснее.

Кий в современной культуре

В настоящее время Кий считается покровителем столицы Украины. Памятник основателям Киева Кию, Щеку, Хориву и Лыбедь был установлен в 1982 году, в честь празднования 1500-летия основания города.

В 1980 году была написана книга «Князь Кий». Она принадлежит перу украинского писателя Владимира Малика.

Кий: история и легенда

В повествовании о князе Кие очень трудно отделить реальную историю от легенды. Более того, большинство историков считают, что этот правитель никогда не существовал.

Тем не менее с основанием города Киева навсегда останется связан в представлении многих людей Кий – князь, имя которого вошло в легенду.

fb.ru

Отцы-основатели. Кто же все-таки стоял у истоков появления Киева?

Мать городов русских. Одно из прекраснейших поселений на всей земле, величайший Град над Днепром, столетиями оказывавший огромное влияние на всю Европу.

Когда он появился на карте? Кто поспособствовал рождению Киева, и что осталось в сегодняшней столице с тех незапамятных времен?

Согласно археологическим раскопкам люди жили на киевских горах еще в эпоху палеолита, 20–15 тысяч лет назад, но, понятное дело, называть эти крохотные сообщества городом было бы некорректно. Хотя часть исследователей настаивает на том, что историю Киева нужно вести от поселений, появившихся здесь на рубеже нашей эры.

Норманны или славяне?

Теорий об основании Киева, мягко говоря, хватает. В 19 веке, во время рассвета «норманнской теории», популярно было одарять этой честью разнообразные племена, несущие «свет цивилизации» с запада. Сарматы (версия В. Н. Татищева, выводит название нашей столицы от сарматского слова «кивы» – «каменные горы»), гунны (М. М. Щербатов, Г. Миллер), авары (М. Болтин, сперва «голосовавший» за сарматов), готы (Г. Байер), вездесущие норманны, некоторые исследователи называли основателем Города датского короля Книве. Даже хазары, ведь название Киева – Самватас, приведенное в 948 году византийским императором Константином Багрянородным, скорее всего, хазарского происхождения, и означало «верхнюю крепость». В общем, кто угодно, только не сами славяне.

Князь или перевозчик?

После развала российской империи, в советское время, официальной стала теория, изложенная в несторовской «Повести временных лет».

«И  были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра  их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев».

ПВЛ была известна с 12 века, но среди многих историков империи хорошим тоном считалось сомневаться в словах Летописца. Конъюнктурщик, мол, да и жил гораздо позже.  

Меж тем, дискутируя с новгородскими коллегами, называвшими 854 год как дату основания Киева и презрительно именовавшими Кия «перевозчиком», Нестор провел целое исследование, посвященное легендарному основателю.

«Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де  тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего  и  говорили:  "На перевоз на Киев". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот  Кий княжил в роде своем, и когда ходил он  к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил».

Правда, будем честными, к какому именно царю ходил Кий в Царьград, Нестор так и не выяснил, но сам факт поездки вроде как Летописец установил точно.

Увековеченные основатели

Памятников основателям Киева в Городе нынче две штуки. Первый был открыт в 1982 году в Наводницком парке, прямиком на набережной Славутича, и является одним из любимейших мест фотосессий новобрачных. Второй появился в 2002 году на центральной площади Независимости, и был неоднозначно воспринят частью киевлян. Потом, правда, привыкли.

Если верить этой самой теории, позднее названной «юбилейной», Киев основан местным князем (вождем) Кием в 5 веке. К этому же периоду (плюс-минус лапоть, то бишь столетие) приходят ученые (наиболее известен из них академик Борис Рыбаков), которые основываются на легенде из армянской «Истории Тарона» (8 век), и том самом упомянутом Нестором визите Кия в Царьград.

Согласно этой концепции, именно в 5–6 веках, кроме отдельных поселений, пристани и места торга, на киевских горах возникает укрепление, хозяин которого (скорее всего им был Кий) берет под свою руку торговые потоки, позднее названные «Путем из варяг в греки».

А теперь пройдемся по историческим местам, помнящим основателей Города, и попробуем ощутить время на вкус.

Колыбель Города

Начнем наш путь с горы Замковая (450 на 200 м, наивысшая точка – 80 м над уровнем Днепра), дающей приют человеку еще с бронзового века.

Именно здесь, если верить уже упомянутому Рыбакову, находился городок Кия, до того как князь переселился на более обширную Старокиевскую гору. Замковая (она же Киселевка, Фроловская), с крутыми, практически отвесными склонами представляла собой идеальное место для небольшого детинца, контролирующего все окрестные земли. Это прекрасно осознавали и последующие хозяева края. Здесь строили замок литовские и польские властители в 14–17 веках. Позднее на горе было организовано кладбище для подолян и обитателей Флоровского женского монастыря. С 40-х по 90-е годы 20 века на Замковой расположилась вышка и радиостанция, глушащая сигналы злокозненных вражеских радиоголосов.

Нынче гора широко известна остатками того самого кладбища, легендами, рассказывающими о его обитателях, склепом, по слухам, популярным среди любителей темных сил.

Самым настоящим языческим капищем, посвященным божеству Ярило (если его еще не изничтожили противники неоязычников). И, конечно, уникальной атмосферой довольно большого участка посреди Города, где не возвышается ни одного жилого строения.

Старинное сердце Киева

Теперь переместимся на другую гору – Старокиевскую, настоящее сердце Города, долгие столетия центр его политической и общественной жизни. Здесь исторические места на каждом шагу.

Вот контуры фундамента Десятинной церкви, первой каменной церкви Киевской Руси (строительство завершили в 996 году). Почему Десятинная – известно еще со школы – князь Владимир Святославич выделил для этого храма десятую часть своих доходов. Разрушена Десятинка монголо-татарами в 1240, в 1842 году построена новая Десятинная церковь, абсолютно в ином стиле, чем ее предшественница. Этот храм уничтожен в 1928, в разгар антирелигиозной борьбы.

С тех пор разнообразные церковные деятели активно пытаются «застолбить» место, где возвышалась Десятинка, для строительства новой церкви, чему активно противится общественность, считающая что «новоделов» и без того достаточно, а вот возможность почувствовать энергетику тысячелетнего храма, пройдясь вдоль его фундамента (пускай условного) выпадает только здесь.

Вот 400-летняя липа Петра Могилы (1635), посаженная митрополитом в честь постройки небольшого храма на месте Десятинки. Впрочем, есть версия, что дерево гораздо старше и является ровесником первой церкви.

Вот остатки валов и рвов, окружавших детинец града Кия, а вот фундамент княжеского дворца (10 век), предположительно принадлежавшего самой княгине Ольге.

Вот Национальный музей истории Украины (1937–1939), один из богатейших «домов муз» во всей стране, место, где вы сможете вплотную познакомиться с прошлым Киева, Киевской Руси и Украины.

А у его стен копия языческого капища, обнаруженного еще в 1907–08 годах археологом Викентием Хвойкой.

Вот памятный камень с надписью «Откуда есть пошла земля русская?», поставленный в начале 1980-х, к 1500-летию Города. Автор – архитектор Авраам Моисеевич Милецкий, принимавший участие в разработке облика площади Славы и Пейзажной аллеи.

А вот убегает вдаль лента Пейзажной аллеи, проложенная по месту расположения еще одного вала древнего Киева. Аллея ставшая в последние годы любимейшим местом отдыха киевлян и гостей Города.

Урочище рабочего люда и аристократии

Внизу виднеются новые яркие домики, заполонившие старинное урочище Гончары-Кожемяки.

Место, где во времена основателей Города селились различные ремесленники (что увековечено в названии урочища) и которое фигурирует в легенде о Никите Кожемяке, ратоборствующем со Змеем. Нынешнее название главной улицы урочища – Воздвиженской – появилось в 18 веке после постройки Крестовоздвиженской церкви – храма, где крестили маленького Мишу Булгакова.

Родился будущий Мастер также здесь, на Воздвиженской. Нынче – «аристократический» микрорайон элитной недвижимости.  С красивыми, будто пряничными, домиками, далеко не все из которых отыскали себе новых хозяев (больно дорого).

Гора среднего брата

В паре шагов еще одна знаковая для Киева гора – Щекавица (172 м над уровнем моря), названная в честь одного из основателей Города.

Она известна одним из крупнейших городских некрополей – кладбищем, основанным еще в 8–9 веках (согласно легенде где-то здесь покоится Олег Вещий). Продолжило оно свою заупокойную деятельность после длительного перерыва, в 1700-м. А через 72 года здесь организовано центральное киевское кладбище, работавшее аж до 30-х годов 20 века, несмотря на переполнение погоста. Сейчас от некрополя остались лишь холмики да разрушенные надгробные плиты. Также гора известна необорудованной смотровой площадкой с углом обзора 270° и мечетью Ар Рахма – первой мечетью Города.

Культурный предок Арбата и Монмартра

А вот и знаменитый Андреевский спуск. Духовный предок Арбата, старший родственник Монмартра.

Ущелье, испокон веков облегчавшее путь с Горы на Подол. Есть также версия, что спуск возник лишь в 17 веке, после уничтожения перемычки между Уздыхальницей и Замковой горами. До этого, по мнению Николая Закревского, существовал лишь проход в середине Киевского замка. Спуск – абсолютно уникальная улица, родина Булгакова и Турбиных, место многочисленных вернисажей, ежедневных выставок народных умельцев, дважды в год становящаяся ярмаркой для мастеров со всей страны.

Увенчанная волшебной Андреевской церковью и оттеняемая мистическим замком Ричарда. Улица театров, музеев, уютных кофеен и арт-галерей. Самая киевская улица, в полной мере способная порадовать гостей настоящей киевской атмосферой, все реже встречающейся в новых районах Города.

Низинная местность подле Почайны

Ну и как пройти мимо Подола, места ничуть не менее важного для Киева, чем аристократическая гора. Гомо сапиенс обитали здесь со времен каменного века, но до 9 столетия, скорее всего, поселения возникали редко и хаотично – наводнения и оползни не очень способствовали уверенной оседлой жизни. Археологи уверены в регулярном заселении «Низины» с 887 года, и с той поры Подол становится неотъемлемой частью Города. Ремесленники, торговцы  и прочий люд, селящийся подальше от начальства, поближе к кухне (то бишь Днепру).

А также к речке Почайне, протекающей буквально у подножья Старокиевской горы и играющей в Древнем Киеве не меньшую роль, чем Славутич. Эта полноводная и бурная река, вытекавшая из оболонского озера и впадавшая в Днепр в районе современной Почтовой площади, рядом с колонной Магдебургского права, была настоящей кормилицей горожан. А также местом крещения киевлян Владимиром. Почайна оставалась с нами долгие века, исчезнув как река в середине 19 столетия, после серьезного изменения гидрорежима Днепра.

Время на Подоле вы проведете не зря. Низинная местность порадует вас массой церквей, среди которых древнейшая – Свято-Ильинская церковь, скорее всего первый храм Киевской Руси.

Узкими улочками с относительно небольшим потоком машин и интересными домами. Зданием Киево-Могилянской академии. Речным вокзалом и набережной Днепра. Уютными кафе и удобными скамейками.

И еще многими и многими изюминками древнего и такого прекрасного Киева.

В статье использованы фото автора.

Самые интересные места Украины. Подписывайтесь и будьте в курсе.

Если статья понравилась, расскажите друзьям :)

ua.igotoworld.com