ИЕЗУИТЫ. Иезуиты это


ИЕЗУИТЫ - это... Что такое ИЕЗУИТЫ?

  • Иезуиты — Полное название …   Википедия

  • Иезуиты — члены католического монашеского ордена (самоназвание Общество Иисуса). Основано в 1534 г. в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой. В 1540 г. папа Римский Павел III утвердил орден, а папа Юлий III значительно расширил его привилегии.… …   Исторический словарь

  • ИЕЗУИТЫ — члены реакц. организации католич. церкви – монашеского нищенствующего ордена, основанного Лойолой под назв. Общество Иисуса ( Societas Jesu ). И. подчиняются уставу, построенному на принципах строгого единоначалия и безусловной дисциплины. В… …   Философская энциклопедия

  • ИЕЗУИТЫ — (общество Иисуса) католически религиозный орден, основанный в 1539 г. Игнатием Лойолой для распространения католицизма. Прославились своей моралью (пробабилизм), которая допускает гнуснейшие средства ради благой цели распростран. католицизма.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ИЕЗУИТЫ — члены католического монашеского ордена ( Общество Иисуса , лат. Societas Jesu ), основан в 1534 в Париже И. Лойолой. Орден стал главным орудием Контрреформации. Иезуиты утвердились не только в европейских государствах, но проникли в Индию, Японию …   Большой Энциклопедический словарь

  • Иезуиты — (лат. societas Jesu общество Иисуса) католический монашеский орден, основанный в 1537 году Игнатием Лойолой. Утвержден папой Павлом III в 1540 году, в 1550 году от папы Юлия III получил детальное описание своих целей и структуры. В условиях… …   Политология. Словарь.

  • ИЕЗУИТЫ — ИЕЗУИТЫ, члены католического монашеского ордена ( Общество Иисуса , латинское Societas Jesu ), основанного в 1534 в Париже Игнатием Лойолой. Для ордена И. характерны жёсткая дисциплина, централизация, беспрекословное подчинение главе ордена и… …   Русская история

  • Иезуиты — ■ Замешаны во всех революциях. ■ Им нет числа. ■ Не говорить о «споре между иезуитами» …   Лексикон прописных истин

  • ИЕЗУИТЫ — [офиц. название Societas Jesu (SJ), Об во Иисуса], католич. орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католич. св. Игнатием Лойолой и утвержденный 27 сент. 1540 г. папой Римским Павлом III буллой «Regimini… …   Православная энциклопедия

  • Иезуиты — (Орден Иезуитов) неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. «Societas Jesu») религиозного ордена Римско католической Церкви, члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому. Этот монашеский орден был основан в 1534 году …   Католическая энциклопедия

  • иезуиты — члены католического монашеского ордена («Общество Иисуса», лат. «Societas Jesu»), основанного в 1534 в Париже Иг. Лойолой. Орден стал главным орудием Контрреформации. Иезуиты утвердились не только в европейских государствах, но и проникли в Индию …   Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Иезуит - это... Что такое Иезуит?

    Иезуи́ты (Орден Иезуитов) — неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. Societas Iesu) — религиозного ордена Римско-католической церкви, члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому.

    Этот монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждён Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времён протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam», что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

    Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни.

    Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР, за исключением стран Балтии, относятся к Независимому Российскому Региону.

    В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

    История ордена

    Игнатий де Лойола, основатель Общества Иисуса, родился в 1491 году в замке Лойола в стране Басков в Испании. В молодости он бывал при испанском дворе и поступил на службу к вице-королю Наварры. Раненый во время осады Памплоны 28 марта 1521 года, он был перевезён в замок Лойола. Там он обратился, читая книгу «Жизнь Христа», и решил отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником. Вылечившись, он покинул замок, по пути остановился в бенедиктинском аббатстве Монсеррат в Каталонии, потом провёл некоторое время в городе Манреза, где и получил свой решающий духовный опыт. Впоследствии этот опыт ляжет в основу текста Духовных упражнений. 1523 год он провёл в Иерусалиме, исследуя пути Иисуса, «Которого он желал все лучше узнавать, Которому стремился подражать и следовать». По возвращении он учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Сложные отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) заставили его покинуть Алькала и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Ему в это время было 37 лет.

    Мало-помалу вокруг этого человека собирается небольшая группа студентов. Это Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, некоторые испанцы. Один за другим они решают под руководством Игнатия выполнить духовные упражнения. Они часто встречаются, они озабочены состоянием Церкви, идейными движениями, которые волнуют мир парижских студентов. Они беседуют о «божественном» и часто молятся вместе.

    Две вещи кажутся им необходимыми и неотложными в современной им ситуации: «знать Иисуса Христа, подражать ему и следовать за ним» и вернуться к подлинной евангельской бедности. Они составляют план, который намерены осуществить сразу же по окончании своей учёбы: они вместе отправятся в Иерусалим. Но если они не смогут этого сделать, они пойдут в Рим, чтобы предоставить себя в распоряжение папы для «всякой миссии среди верных или неверных».

    15 августа 1534 года, ранним утром семеро сотоварищей взбираются на холм Монмартр, возвышающийся над Парижем, и в часовне Мучеников запечатлевают свой план личными обетами, во время мессы, которую служит Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами ранее.

    В конце 1536 года сотоварищи, которых теперь уже десять, отправляются из Парижа в Венецию. Однако из-за войны с турками в Святую Землю не отплывает ни одно судно. Тогда они идут в Рим и, в ноябре 1537 года, принятые папой Павлом III, поступают на службу Церкви для выполнения любой её миссии.

    Теперь, когда их могут разослать «по всему миру», сотоварищи предчувствуют, что их группа может распасться. Перед ними встаёт вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Напрашивается очевидное решение: раз Господь собрал их из столь разных стран, людей столь различного образа мыслей, то «лучше было бы для нас быть таким образом объединёнными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, сколь бы велико оно ни было, не могло нас разделить».

    Regimini militantis Ecclesiae

    Однако в ту эпоху отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления принято решение основать новый монашеский орден. Написан проект устава, который представлен папе. Последний утверждает его 17 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избирают его своим настоятелем («praepositus»).

    В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководит Обществом (он поддерживает впечатляющую переписку: 6.800 писем) и составляет Конституции нового института. К дню его смерти они практически завершены. Первая Конгрегация, которая изберёт его преемника, внесёт в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.

    Члены Общества, число которых стремительно растёт, разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправляется в Индию, потом в Японию и умирает у врат Китая. Нобрега в Бразилии, прочие — в Конго и Мавритании служат зарождающейся Церкви. Четыре члена Общества участвуют в Тридентском соборе, который занимается реформой Церкви.

    Золотой век

    Первое столетие существования Общества отмечено замечательным развитием, в частности, в области науки. Коллегии множатся. В 1565 году орден насчитывал 2 000 членов; в 1615, когда умер пятый генерал ордена, — 13 112.

    Продолжается миссионерская деятельность. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете. Основаны «редукции» Парагвая.

    В Азии иезуиты пользуются большим успехом. В 1614 году более миллиона японцев — христиане (до того как Общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получают от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

    Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточённой, что орден едва не прекратил своё существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм.

    Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

    Общество в XIX и XX веках

    Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы.

    Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

    Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъём в XX веке. Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.

    Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

    Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где её не было.

    Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

    Другая важная сфера — экуменическая деятельность. Второй Ватиканский собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был о. Августин Беа (впоследствии кардинал).

    Общество пришло к необходимости видоизменить свой образ деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, о. Педро Аррупе и задумалась над некоторым необходимыми изменениями (формация, образ апостольства, функционирование Общества и т. п.)

    Через 10 лет о. Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-ой Конгрегацией, выдвинула и другую задачу — участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что в прошлом считалось делом отдельных членов, отныне, после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией, носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».

    В количественном плане послевоенный период был эпохой стремительного развития. Но в 60-е годы заметно значительное уменьшение числа членов, особенно в странах «первого мира» (максимальное число было достигнуто в 1965 г. — 36.038) Сегодня ситуация несколько стабилизировалась. Надо добавить, что на бывших территориях миссий, в частности, в Азии и в Африке, возникли новые провинции.

    Иезуиты в России

    После роспуска Общества в Европе и первого раздела Речи Посполитой, двести один иезуит в четырёх колледжах и двух резиденциях польских и литовских областей оказались на территории Российской Империи под покровительством Екатерины II. Последняя, по доставке в Польшу в сентябре 1773 года буллы Dominus ac Redemptor, повелела считать буллу несуществующей.

    Возглавлявший иезуитов ректор полоцкого колледжа литвин Станислав Черневич, который незадолго до публикации папской буллы в Польше был назначен вице-провинциалом иезуитов в Белоруссии, обратился к Пию VI, изложив тому ситуацию, в которой оказались иезуиты в России и прося дать каким-либо образом знать о своей позиции. 13 января 1776 года Папа дал загадочный ответ: «Пусть плод ваших молитв, как предвижу я и желаешь ты, будет благоприятен». Белорусские иезуиты продолжили служение в своих школах и церквах.

    В 1800 году новый Император Павел I передал Обществу церковь святой Екатерины в Санкт-Петербурге и дал свое согласие на устройство колледжа при ней. В ряды Общества вступали русские, как-то князь Иван Гагарин (1814—1882), публицисты Иван Мартынов (1821—1894) и Евгений Балабин (1815—1895)‚ основатели существующего ныне журнала «Etudes».

    7 марта 1801 года Папа Пий VII издал документ Catholicae fidei, в котором официально утвердил Общество Иисуса, продолжавшее существовать в Российской Империи, что в частности было сделано по личной письменной просьбе Императора Павла I. Подтверждение стало предтечей последовавшего в 1814 году полного восстановления Ордена иезуитов во всём мире.

    16 декабря 1816 года был опубликован указ о высылке иезуитов из Петербурга и запрещении им въезда в обе столицы; иезуиты были вывезены в Полоцк.

    13 марта 1820 года Император Александр I, ввиду прозелитизма иезуитов, по докладу князя А. Н. Голицына, подписал указ о высылке иезуитов из Российской Империи. Все их учебные заведения закрывались, имущество конфисковывалось. Российским подданым, если они покидали Орден, дозволялось остаться в России. За 1820—1821 годы было выслано 317 иезуитов, 23 российских подданных порвали с орденом[1].

    Запрет деятельности иезуитов действовал до падения монархии в марте 1917 года.

    Советская власть и ее идеология относилась к иезуитам крайне негативно, подавая их как некую аморальную шпионскую спецслужбу католической церкви. В частности, им приписывался принцип «Цель оправдывает средства» (на деле изречение принадлежит Никколо Макиавелли).

    21 июня 1992 года Министом РФ был зарегистрирован Независимый Российский Регион Общества Иисуса.

    В конце октября 2008 года в Москве, в квартире на улице Петровка, были убиты иезуиты Виктор Бетанкур и Отто Мессмер. Последний, уроженец Караганды, из семьи немецких католиков, с 2002 года был настоятелем Независимого Российского Региона «Общества Иисуса»[2]. Уголовное следствие склонялось к бытовой версии убийства[3]

    Известные иезуиты

    Образование в иезуитских школах получали Декарт, Корнель, Мольер, Лопе де Вега, Дж. Джойс и многие другие видные писатели и учёные.

    Иезуиты в мировой литературе

    Согласно исследованию философа и историка Ханны Арендт, именно иезуитское влияние было причиной распространения антисемитизма в Европе. Так, например, иезуитский журнал «Civiltà Cattolica», бывший одним из наиболее влиятельных католических журналов, в то же время «был в высшей мере антисемитским». [4]

    См. также

    Библиография

    Примечания

    Ссылки

    Католические религиозные ордены

     

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru

    Иезуит - кто это? История иезуитов

    Сегодня у многих на слуху слово «иезуит», значение его давно успело обрести дополнительные грани, обозначая не только принадлежность к одному из самых известных и по-прежнему влиятельных орденов католической церкви, но и человека лукавого и изворотливого, которому нельзя верить. Впрочем, эти «псы Господни» сами к тому и побудили, создав уникальную, по сути, систему, до крайности простую в своей основе, но приобретшую весьма хитроумную и интересную форму.

    Иезуит, кто это? Немного истории

    Как и многие ордена, этот имеет своего основателя, который причислен в данное время к лику святых. История иезуитов насчитывает уже не одно столетие, отсчет которых начался с первой половины XV века, когда испанский рыцарь-мечтатель Игнатий Лойола принял решение кардинально изменить свою жизнь и посвятить оставшиеся годы вопросам церкви, религии, веры, создать своеобразное войско рыцарей духовных. И если вначале пути практически никто не знал, что собой представляет каждый иезуит, кто это, и каковы цели всего ордена, то теперь их след в истории всех последующих эпох не заметить невозможно, причем не то что профессиональному историку либо церковнику, но и дилетанту-любителю.иезуит кто это

    Истоки ордена

    Имеется у «псов Господних» и своя история. Орден иезуитов зародился в 1534 году, когда его основатель Лойола вместе со своими верными друзьями и духовными рыцарями дали обеты нищеты, целомудрия и служения во славу Церкви, а еще спустя три года приняли сан и стали проповедниками, твердо решив следовать по пути обращения неверных и опекания их верующими. К 1539 году священники этого ордена (будущего) уже были в Риме, где и привлекли всеобщее внимание своими идеями и верой в них, что было уникально во время упадка монастырей и самой католической церкви в целом. Возможно, именно не самое выгодное положение последней и побудило папу Павла III достаточно быстро дать добро на официальное создание ордена, а в дальнейшем и всячески покровительствовать тем, кто назвали себя Обществом Иисуса, а в реальности стали воинами Христовыми во всех смыслах.история иезуитов

    Кадровая подготовка

    Однако попасть в ряды иезуитов просто было, пожалуй, лишь в самом начале. Прозорливые церковники быстро поняли, что миром правит информация, и не жалели времени на обучение своих адептов. Именно поэтому учили не менее 12 лет: сначала минимум два года новициата или послушания. Затем следовало принятие стандартных монашеских обетов: послушания, нищенства и целибата, еще два года учили языки – латынь, древнегреческий (с обязательным чтением античных авторов – разумеется, в подлиннике), год – науки точные (математика, физика). Далее шла философия, и лишь затем еще 4 года послушники учили историю церкви, теологию, право, становясь коадъюторами (духовные лица, имеющие право вернуться к светской жизни). Только проявленное на протяжении всех этапов рвение к учебе, старание, природные способности и успешные выпускные экзамены позволяли гордо заявить о том, что вчерашний ученик коллегии теперь - священник-иезуит, со всеми правами и обязанностями.коллегиум иезуитов

    Последний обет

    Теперь можно было принять четвертый и последний обет, от которого уже невозможно было отказаться до конца дней своих, – обет беспрекословного подчинения папе и только ему. Иезуиты по мелочам не разменивались и подчинялись исключительно уставу ордена либо непосредственно понтифику. Другой власти над собой они не признавали.

    Распространенность и упразднение

    Ордену хватило чуть больше столетия на то, чтобы сплести свои сети как в европейских государствах того времени, так и в Китае, Японии, Индии, Парагвае, на Филиппинах, не забыли обосноваться и в императорской России, что оказалось весьма дальновидным. Когда в 1773 году папа Климент XIV все же был вынужден принять волевое решение и повсеместно запретить «Общество Иисуса» буллой Dominus ac Redemptor Noster, только Екатерина II не пожелала слушаться и позволила иезуитам продолжать свою деятельность на подвластной императрице территории. Само упразднение ордена длилось четыре десятилетия, в ходе которых они были причислены к приходскому клиру. Но уже в 1814-м иезуиты вернули себе свои права и регалии.история орден иезуитов

    Устав и дисциплина

    Устав иезуитов состоял из 9 пунктов, суть которых сводилась к тому, что его участники, кроме обязательных монашеских клятв, принимали еще и обет беспрекословного послушания настоятелю общества, а также главе католической церкви. Причем путей к отступлению фактически не было – становясь иезуитом, человек терял право самостоятельно распоряжаться собой и был одним из звеньев великой системы, впрочем, работавшей безукоризненно.

    Орден также отличался очень жесткой дисциплиной и строжайшей централизацией, в рамках которой верховная власть была в руках у генерала (от «генеральный наставник», не путать с военными), который еще негласно считался «черным папой» и избирался пожизненно.

    Роль в образовательном процессе

    Одной из главных задач, которую ставили перед собой иезуиты и успешно реализовывали, были многочисленные учебные заведения, созданные практически во всех миссиях. Так, именно коллегиум иезуитов готовил для себя образованных и отлично подготовленных послушников, которых многолетняя "муштра" превращала в послушных кукол в руках руководства. Кстати, к концу XVIII века под их неусыпным контролем находилась большая часть высших и средних учебных заведений в Европе.

    Как выйти сухим из воды – учимся у иезуитов

    Но иезуиты запомнились не только благими намерениями и просветительской деятельностью, но и оригинальной теорией, позволяющей «оправдываться» при совершении любых поступков, даже весьма и весьма греховных, достаточно лишь считать, что это делалось во имя другой, благой цели. А еще можно было использовать «мысленную оговорку» и давать ложные обещания. Потому и не мудрено, что на вопрос: «Иезуит – кто это?» - можно было услышать в ответ, что это лжец, плетущий сеть интриг.иезуит значение

    День сегодняшний в жизни ордена

    Прошли века, Игнатия Лойолу давно канонизировали и причислили к лику святых, а нынешний Папа Римский Франциск (Хорхе Марио Бергольо) как раз является представителем этого ордена. Кроме того, в мире насчитывается порядка 17,7 тысяч иезуитов, которые по-прежнему подчиняются жесткой дисциплине и иерархии. Готовят сотрудников католической церкви в специальных коллегиях, подконтрольных «Обществу Иисуса». Впрочем, меняется лишь время, люди-то остаются прежними. И теперь вопрос о том, иезуит - кто это, практически никто уже не задает, так как ответ всем известен.

    fb.ru

    Иезуиты - это... Что такое Иезуиты?

    Иезуи́ты (Орден Иезуитов) — неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. «Societas Jesu») — религиозного ордена Римско-католической Церкви, члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому. Этот монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержден Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времен протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam», что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

    Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Этот самый большой орден Католической Церкви разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Их работа сосредоточена на образовании и интеллектуальном развитии, прежде всего в школах (коллегиях) и университетах. Они также продолжают свою миссионерскую деятельность и активно вовлечены в решение проблем, связанных с правами человека и социальной справедливости.

    Впервые в истории Церкви религиозный орден соединил в своем служении две миссии: защиту веры и защиту достоинства человека во всех частях света, среди любых народов, независимо от вероисповедания, культуры, политического строя, расовой принадлежности.

    В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

    История ордена

    Игнатий де Лойола, основатель Общества Иисуса, родился в 1491 году в замке Лойола в стране Басков в Испании. В молодости он бывал при испанском дворе и поступил на службу к вице-королю Наварры. Раненый во время осады Памплоны 28 марта 1521 года, он был перевезён в замок Лойола. Там он обратился, читая книгу «Жизнь Христа», и решил отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником. Вылечившись, он покинул замок, по пути остановился в бенедиктинском аббатстве Монсеррат в Каталонии, потом провёл некоторое время в городе Манреза, где и получил свой решающий духовный опыт. Впоследствии этот опыт ляжет в основу текста Духовных упражнений. 1523 год он провёл в Иерусалиме, исследуя пути Иисуса, «Которого он желал все лучше узнавать, Которому стремился подражать и следовать». По возвращении он учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Сложные отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) заставили его покинуть Алькала и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Ему в это время было 37 лет.

    Мало-помалу вокруг этого человека собирается небольшая группа студентов. Это Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, некоторые испанцы. Один за другим они решают под руководством Игнатия выполнить духовные упражнения. Они часто встречаются, они озабочены состоянием Церкви, идейными движениями, которые волнуют мир парижских студентов. Они беседуют о «божественном» и часто молятся вместе.

    Две вещи кажутся им необходимыми и неотложными в современной им ситуации: «знать Иисуса Христа, подражать ему и следовать за ним» и вернуться к подлинной евангельской бедности. Они составляют план, который намерены осуществить сразу же по окончании своей учёбы: они вместе отправятся в Иерусалим. Но если они не смогут этого сделать, они пойдут в Рим, чтобы предоставить себя в распоряжение папы для «всякой миссии среди верных или неверных».

    15 августа 1534 года, ранним утром семеро сотоварищей взбираются на холм Монмартр, возвышающийся над Парижем, и в часовне Мучеников запечатлевают свой план личными обетами, во время мессы, которую служит Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами ранее.

    В конце 1536 года сотоварищи, которых теперь уже десять, отправляются из Парижа в Венецию. Однако из-за войны с турками в Святую Землю не отплывает ни одно судно. Тогда они идут в Рим и, в ноябре 1537 года, принятые папой Павлом III, поступают на службу Церкви для выполнения любой её миссии.

    Теперь, когда их могут разослать «по всему миру», сотоварищи предчувствуют, что их группа может распасться. Перед ними встаёт вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Напрашивается очевидное решение: раз Господь собрал их из столь разных стран, людей столь различного образа мыслей, то «лучше было бы для нас быть таким образом объединёнными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, сколь бы велико оно ни было, не могло нас разделить».

    Однако в ту эпоху отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления принято решение основать новый монашеский орден. Написан проект устава, который представлен папе. Последний утверждает его 17 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избирают его своим настоятелем («praepositus»).

    В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководит Обществом (он поддерживает впечатляющую переписку: 6.800 писем) и составляет Конституции нового института. К дню его смерти они практически завершены. Первая Конгрегация, которая изберёт его преемника, внесёт в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.

    Члены Общества, число которых стремительно растёт, разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправляется в Индию, потом в Японию и умирает у врат Китая. Нобрега в Бразилии, прочие — в Конго и Мавритании служат зарождающейся Церкви. Четыре члена Общества участвуют в Тридентском соборе, который занимается реформой Церкви.

    Золотой век

    Первое столетие существования Общества отмечено замечательным развитием, в частности, в области науки. Коллегии множатся. В 1565 году орден насчитывал 2.000 членов; в 1615, когда умер пятый генерал ордена, — 13.112.

    Продолжается миссионерская деятельность. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете. Основаны «редукции» Парагвая.

    В Азии иезуиты пользуются большим успехом. В 1614 году более миллиона японцев — христиане (до того как Общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получают от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

    Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточённой, что орден едва не прекратил своё существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм.

    Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

    Общество в ХIХ и XX веках

    Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы. Много усилий было предпринято Обществом Иезуитов на территории Российской империи, чтобы оно могло дальше существовать и действовать.

    Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

    Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъём в XX веке. Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.

    Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

    Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где её не было.

    Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

    Другая важная сфера — экуменическая деятельность. Второй Ватиканский собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был о. Августин Беа (впоследствии кардинал).

    Общество пришло к необходимости видоизменить свой образ деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, о. Педро Аррупе и задумалась над некоторым необходимыми изменениями (формация, образ апостольства, функционирование Общества и т. п.)

    Через 10 лет о. Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-ой Конгрегацией, выдвинула и другую задачу — участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что в прошлом считалось делом отдельных членов, отныне, после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией, носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».

    В количественном плане послевоенный период был эпохой стремительного развития. Но в 60-е годы заметно значительное уменьшение числа членов, особенно в странах «первого мира» (максимальное число было достигнуто в 1965 г. — 36.038) Сегодня ситуация несколько стабилизировалась. Надо добавить, что на бывших территориях миссий, в частности, в Азии и в Африке, возникли новые провинции.

    Известные иезуиты

    * Св. Франциск Ксаверий (1506—1552) — миссионер и проповедник, проповедовал в Азии — от Гоа и Цейлона до Японии.

    * Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1600—1658) — известный испанский писатель и мыслитель.

    * Антонио Поссевино (1534—1611) — папский легат, посещал Россию.

    * Хосе де Акоста (1539—1600) — исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континета переселенцами из Азии.

    * Св. мученик Иоанн де Бребёф (Жан де Бребёф) — исследователь Сев. Америки, замучен индейцами.

    * Франсиско Суарес (1548—1617) — испанский теолог и философ.

    * Маттео Риччи (1552—1610) — основатель иезуитской миссии в Пекине.

    * Мансиу Ито (1570-1612) — глава первого японского посольства в Европу.

    * Адам Коханский (1631 — 1700) — учёный, математик.

    * Жан Франсуа Жербильон (1631 — 1707) — французский учёный иезуит-миссионер в Китае.

    * Джованни Саккери (1667—1733) — учёный, математик.

    * Лаврентий Риччи (1703—1775)— генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в крепость св. Ангела, где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint».

    * Мишель Корретт (1707-1795) - французский композитор и органист.

    * Джерард Мэнли Хопкинс (1844—1889) — английский поэт.

    * Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) — французский теолог, философ, палеонтолог.

    Образование в иезуитских школах получали Декарт, Корнель, Мольер, Лопе де Вега, Дж. Джойс и многие другие видные писатели и учёные.

    Иезуиты в мировой литературе

    * Беранже — «Святые отцы»

    * Бласко Ибаньес — «Отцы иезуиты»

    * Стендаль «Красное и черное» — рисует картину иезуитской школы

    * Дюма, Александр (отец) — «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»

    * отец д'Оржеваль - роман "Анжелика" из 13 томов Анн и Серж Голон

    Католическая энциклопедия. EdwART. 2011.

    dic.academic.ru

    ИЕЗУИТ - это... Что такое ИЕЗУИТ?

  • иезуит — См …   Словарь синонимов

  • ИЕЗУИТ — и езуит, езуита, муж. (от лат. Jesus Иисус) (книжн.). 1. Монах, член воинствующего католического духовного ордена (общества Иисуса), целью которого является пропаганда и утверждение клерикализма. 2. перен. Хитрый, двуличный человек, лицемер.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ИЕЗУИТ — ИЕЗУИТ, а, муж. 1. Католический монах, член «Общества Иисуса» одной из реакционных воинствующих организаций католической церкви. 2. перен. О хитром, двуличном, коварном человеке. | жен. иезуитка, и (ко 2 знач.; разг.). | прил. иезуитский, ая, ое …   Толковый словарь Ожегова

  • Иезуит — (Jesuit), член «Общества Иисуса», католич. ре лиг, ордена, основанного в 1534 г. св. Игнатием Лойолой и в 1540 г. утвержденного папой Павлом III. Пер вонач. целью об ва было обращение мусульман в христианство, однако гл. внимание члены ордена… …   Всемирная история

  • иезуит — (иноск.) хитрый, лукавый, проискливый, фальшивый Иезуитский поступок. Ср. У одного рожа то мне совсем не нравится... язовитское в нем обращение. Лесков. Грабеж. 9. Ср. Что он поляк и езовитской веры, Вот это верно, Бог тебе порукой. Островский.… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Иезуит — Иезуиты Полное название Общество Иисуса Латинское название Societas Jesu Сокращение S.J …   Википедия

  • иезуит — Это название основанного в XVI в. монашеского ордена восходит к латинскому Societas Jesu, что означает общества Иисуса . Иезуит, таким образом, – член общества Иисуса …   Этимологический словарь русского языка Крылова

  • иезуит — а, м. 1) Член католического монашеского ордена, деятельность которого направлена на упрочение католицизма и власти папы, на борьбу с Реформацией и ересями. 2) перен. Лицемер, коварный и двуличный человек. Ты иезуит: показывая при людях к ней… …   Популярный словарь русского языка

  • иезуит — ИЕЗУИТ, а, м Монах, член «Общества Иисуса» самого могущественного монашеского ордена в католической церкви. // ж иезуитка, и, мн род. ток, дат. ткам. Иезуит был обучен всем приемам духовного воздействия на верующих мирян (Е.Черняк) …   Толковый словарь русских существительных

  • Иезуит — Іезуитъ (иноск.) хитрый, лукавый, проискливый, фальшивый. Іезуитскій поступокъ. Ср. У одного рожа то мнѣ совсѣмъ не нравится... язовитское въ немъ обращеніе. Лѣсковъ. Грабежъ. 9. Ср. Что онъ полякъ и езовитской вѣры, Вотъ это вѣрно, Богъ тебѣ… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • dic.academic.ru

    Иезуиты - это... Что такое Иезуиты?

  • Иезуиты — Полное название …   Википедия

  • ИЕЗУИТЫ — члены реакц. организации католич. церкви – монашеского нищенствующего ордена, основанного Лойолой под назв. Общество Иисуса ( Societas Jesu ). И. подчиняются уставу, построенному на принципах строгого единоначалия и безусловной дисциплины. В… …   Философская энциклопедия

  • ИЕЗУИТЫ — (общество Иисуса) католически религиозный орден, основанный в 1539 г. Игнатием Лойолой для распространения католицизма. Прославились своей моралью (пробабилизм), которая допускает гнуснейшие средства ради благой цели распростран. католицизма.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ИЕЗУИТЫ — члены католического монашеского ордена ( Общество Иисуса , лат. Societas Jesu ), основан в 1534 в Париже И. Лойолой. Орден стал главным орудием Контрреформации. Иезуиты утвердились не только в европейских государствах, но проникли в Индию, Японию …   Большой Энциклопедический словарь

  • Иезуиты — (лат. societas Jesu общество Иисуса) католический монашеский орден, основанный в 1537 году Игнатием Лойолой. Утвержден папой Павлом III в 1540 году, в 1550 году от папы Юлия III получил детальное описание своих целей и структуры. В условиях… …   Политология. Словарь.

  • ИЕЗУИТЫ — ИЕЗУИТЫ, члены католического монашеского ордена ( Общество Иисуса , латинское Societas Jesu ), основанного в 1534 в Париже Игнатием Лойолой. Для ордена И. характерны жёсткая дисциплина, централизация, беспрекословное подчинение главе ордена и… …   Русская история

  • Иезуиты — ■ Замешаны во всех революциях. ■ Им нет числа. ■ Не говорить о «споре между иезуитами» …   Лексикон прописных истин

  • ИЕЗУИТЫ — [офиц. название Societas Jesu (SJ), Об во Иисуса], католич. орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католич. св. Игнатием Лойолой и утвержденный 27 сент. 1540 г. папой Римским Павлом III буллой «Regimini… …   Православная энциклопедия

  • Иезуиты — (Орден Иезуитов) неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. «Societas Jesu») религиозного ордена Римско католической Церкви, члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому. Этот монашеский орден был основан в 1534 году …   Католическая энциклопедия

  • иезуиты — члены католического монашеского ордена («Общество Иисуса», лат. «Societas Jesu»), основанного в 1534 в Париже Иг. Лойолой. Орден стал главным орудием Контрреформации. Иезуиты утвердились не только в европейских государствах, но и проникли в Индию …   Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Иезуиты - это... Что такое Иезуиты?

            члены католического монашеского ордена [самоназвание — «Societas Jesu» (лат.) — «Общество Иисуса»], основанного в 1534 в Париже мелким испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержденного папой Павлом III в 1540. Орден был создан в период значительных успехов Реформации, став главным орудием контрреформации (См. Контрреформация). Имея своей целью защиту и распространение католицизма, упрочение власти папства, И. активно вмешиваются в область науки, образования, воспитания юношества, широко развивают миссионерскую деятельность. Основные принципы построения ордена: строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому. Система морали, разработанная И., ими самими называлась «приспособительной» (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования, совершать любое преступление во имя «высшей цели» — «вящей славы божьей». Такое служебное значение морали получило отражение в приписываемом И. девизе «цель оправдывает средства». Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим И. вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством И. (право ношения светской одежды, освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.), в сочетании с обязательным взаимным шпионажем внутри ордена и т. п. способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны. В 16 в. И. утвердились не только в европейских государствах, но проникли в Индию, Японию, Китай, на Филиппины. В начале 17 в. было создано Иезуитское государство в Парагвае. Миссионерская деятельность И. немало способствовала колониальному порабощению и ограблению народов Азии, Африки, Южной Америки. И. выступали как враги идей Просвещения. Вмешательство ордена в политическую жизнь европейских стран было столь велико, что в 18 в. правительства ряда государств (Португалии, Франции, Испании и др.) прибегли к изгнанию И. В 1773 папа Климент XIV вынужден был формально ликвидировать орден. В эпоху Реставрации, когда были возрождены реакционные феодальные режимы, орден И. был официально восстановлен папством (1814), перед ним была поставлена задача борьбы с революцией. В 20 в. И. сохраняют значение ведущего отряда воинственного клерикализма, выступают союзниками наиболее реакционных кругов империализма в их борьбе с социализмом и коммунизмом. Орден сотрудничал с Муссолини, Гитлером. И. — активные участники идеологической борьбы против СССР и социалистических стран. Ведут ожесточённую борьбу против марксизма, объявляя его «устарелым» (Г. Веттер и др.), или, пытаясь «приспособить» марксизм к католицизму, извращают и выхолащивают его содержание (И. Кальвез, П. Биго и др.). Вместе с тем среди И. усиливается стремление добиться более умелого приспособления католической церкви к изменяющимся условиям в современном мире.

             В 1971 орден И. насчитывал около 34 тыс. членов, наибольшее число их в США (около 8,5 тыс.). В руках И. свыше 1300 газет и журналов, многие высшие и средние учебные заведения. Орден имеет капиталовложения в промышленности многих стран, оцениваемые в 5 млрд. долларов (1958).

             Б. Я. Рамм.

             Иезуиты в России. Первые попытки проникновения И. в Россию были предприняты в связи с Ливонской войной 1558—83. И. сначала появились в Литве (1569). В 1570 они основали учебные заведения в Вильнюсе, Полоцке и др. В 1581 в Россию прибыл папский посол иезуит Антонио Поссевино, выступивший в роли посредника между двумя воюющими державами — Речью Посполитой и Русским государством. Поссевино предпринял безуспешную попытку получить разрешение на постройку католических церквей в России. Два десятилетия спустя И. принимали активное участие в организации польско-шведской интервенции начала 17 в., но даже поддержанный ими Лжедмитрий 1, оказавшись на русском престоле, не впустил И. в Россию. В начале 18 в. И. в числе многих других иностранцев сумели проникнуть в Россию. Однако указом Петра I от 18 апреля 1719 были изгнаны из пределов Русского государства. После первого раздела Речи Посполитой (1772) И. опять появились в России, так как на территории Белоруссии и Украины, вошедших в состав Российской империи, существовали их организации. За ревностную службу царскому правительству императрица Екатерина II сохранила организации И. в России. Император Павел I даже добился в 1801 от папы признания существования И. в пределах Российской империи. В начале 19 в. иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе и других городах. Однако оживлённая деятельность И. по пропаганде католицизма привела к тому, что в 1815 им было запрещено жить в Петербурге и Москве, а 13 марта 1820 император Александр I запретил их деятельность в России, распустил организации И. и конфисковал принадлежавшее им имущество.

             Лит.: Михневич Д. Е., Очерки по истории католической реакции. (Иезуиты), 2 изд., М., 1955; Беликович Л. Н., Иезуиты вчера и сегодня, «Новая и новейшая история», 1967, №4; Stierli J., Les jesuites, P., 1967: Hollis Ch., A history of the Jesuits, L., [1968]; Foss M., The founding of the Jesuits. 1540, L., [1969].

    dic.academic.ru


    Смотрите также