Как с помощью компаса определяется азимут. Как брать азимут по компасу


Как определить азимут по компасу?

Понятие азимута — одно из основных в ориентировании. Без знания того, что такое азимут и как с ним обращаться, человек не сможет в полном объеме использовать информацию, предоставляемую ему картой и выбрать правильное направление движения при отсутствии ориентиров. Соответственно, уметь определить азимут по компасу, а в лучшем случае — и без него — это необходимый навык для человека, с той или иной частотой бывающего в безлюдной местности.

Определить азимут по компасу - одна из самых простых задач в ориентировании.

Азимут позволяет правильно сориентировать карту и выбрать направление движения и определить собственное местоположение.

Далее попытаемся коротко пройтись по основным моментам, которые позволят разобраться в вопросах, связанных с азимутами. А начнем разговор с определения.

Азимут и его виды

Азимут — это угол, отмеренный от северного направления. Отмеряется этот угол всегда по часовой стрелке.

Азимут в основном применяется для того, чтобы:

Азимут бывает двух типов — истинный и магнитный. Отличие первого от второго заключается в том, что истинный азимут определяется относительно направления на географический север, а магнитный — относительно направления на магнитный север, то есть тот север, на который указывает стрелка магнитного компаса. Именно со вторым типом приходится иметь дело, если в работе используется магнитный компас.

Разницу между истинным и магнитным азимутом учитывают, вводя специальную поправку.

В большинстве случаев магнитный азимут отличается от истинного, поскольку направление на магнитный полюс обычно не совпадает с направлением на полюс географический.

Напомню, что направления на географический и магнитный север чаще всего не совпадают. Об этом подробно мы рассказывали здесь…

Для того, чтобы из истинного азимута вывести магнитный, нужно знать величину магнитного склонения. Именно оно показывает разницу между этими двумя величинами.

Кроме того нужно посмотреть на то, с каким склонением приходится иметь дело — с восточным или западным. Если магнитное склонение восточное, это означает, что северная часть стрелки магнитного компаса будет отклоняться вправо по отношению к географическому северу, если же склонение западное, то влево, то есть указывать на северо-восток или северо-запад соответственно.

Итак, как же перевести истинный азимут в магнитный? Все просто… Если магнитное склонение западное, значит к истинному азимуту нужно прибавить величину склонения, если восточное — отнять.

Кроме истинного и магнитного азимута существует такое понятие, как дирекционный угол. Этот угол — аналог азимута, но отмеренный не от истинного или магнитного меридиана, а от северного направления километровой сетки.

Чтобы, зная дирекционный угол, узнать истинный азимут, нужно знать величину сближения меридианов.

Сближение меридианов — это угол между истинным меридианом и северным направлением линии километровой сетки.

Если километровая сетка наклонена влево от направления истинного меридиана, то угол считается отрицательным, если вправо — то положительным.

Таким образом, для перевода дирекционного угла в истинный азимут от полученного значения дирекционного угла отнимается величина сближения меридианов. Если сближение меридианов отрицательное, то минус на минус дают плюс, а значит полученное значение увеличивается на величину сближения меридианов.

Магнитное склонение и дирекционный угол раньше указывались на топографических картах в нижней части на рамке. В последнее время, к сожалению, все чаще приходится видеть карты без каких-либо намеков на такие данные. И если сближение меридианов можно измерить по карте самостоятельно, но с магнитным склонением все немного сложнее.

Если магнитное склонение на карте не указано, его значения для конкретной местности можно поискать в Интернете. Использовать же очень старые значения магнитного склонения не всегда хорошо, поскольку его величина со временем меняется.

Как определить азимут по карте

Рассмотрим способы нахождения истинного и магнитного азимутов по карте. Тут возможны три варианта.

Вариант №1. С помощью транспортира.

Для этого:

  1. Берется стандартная карта.
  2. Карта кладется на ровную поверхность.
  3. На карте выбирается точка, от которой будет откладываться азимут.
  4. Через эту точку простым карандашом проводится еле заметная вертикальная линия.
  5. Выбирается вторая точка, по отношению к которой будет измеряться азимут.
  6. От первой точки ко второй простым карандашом проводится вторая еле заметная линия.
  7. С помощью транспортира по часовой стрелке отмеряется угол между двумя линиями. Результатом окажется истинный азимут.
  8. При необходимости истинный азимут переводится в магнитный.
Если вы думаете, что транспортир - это только прибор для решения школьных задач, то сильно ошибаетесь.

В ориентировании транспортир — необходимая вещь, и потому его иногда полезно сделать даже из подручных материалов.

Этот вариант хорош, когда под рукой не оказалось компаса. Если же компас имеется в наличии, можно воспользоваться одним из следующих способов.

Вариант №2. С помощью магнитного планшетного компаса.

Для этого способа понадобится компас с прозрачной колбой, на которую нанесены параллельные друг другу линии, расположенные в направлении север-юг. Алгоритм следующий:

  1. Карта кладется на ровную поверхность.
  2. Отмечается точка, от которой будет откладываться азимут.
  3. Выбирается вторая точка, в которую нужно прийти, выходя из первой, или просто необходимое направление движения.
  4. Компас прикладывается боковой рамкой к первой и второй точкам или просто располагается вдоль линии предполагаемого движения. Важно, чтобы нижняя часть компаса при этом располагалась ближе к первой точке, иначе будет измерен обратный азимут, о котором поговорим чуть позже.
  5. Колба компаса вращается до тех пор, пока прочерченные на ней линии не станут параллельны одной из вертикальных линий километровой сетки. При этом северная часть колбы компаса должна быть направлена в сторону северного конца километровой линии.
  6. После того, как все сделано, указатель компаса покажет дирекционный угол. Это значение для удобства дальнейшего использования можно перевести в истинный или магнитный азимут.
Наручный компас менее функционален и может применяться, когда не требуется высокая точность измерений.

Отчасти благодаря простоте этого способа для туристов рекомендуется именно планшетный компас.

Этот вариант удобен для использования почти в любой ситуации, поскольку независим от показаний стрелки магнитного компаса, на работу которой влияют магнитные девиации, о которых будет рассказано чуть позже. Однако он может применяться, только в тех случаях, когда есть данные о магнитном склонении. Если же таких данных нет, можно воспользоваться следующим способом.

Вариант №3. С помощью магнитного планшетного компаса и ориентированной карты.

Перед тем, как описать этот способ, стоит пояснить, что означает словосочетание «ориентированная карта».

Ориентировать карту — значит расположить ее на горизонтальной поверхности так, чтобы ее северная рамка указывала строго на географический север. Это можно сделать с помощью компаса, если известно магнитное склонение. Однако мы рассмотрим вариант, когда таких данных нет.

В этом случае можно ориентировать карту по сторонам света с помощью ориентира, обозначенного на карте и видимого на местности, при условии, что известно, где в данный момент находится человек, ориентирующий карту.

Рассмотрим пошагово весь процесс ориентирования карты:

  1. Карта располагается горизонтально.
  2. На карту кладется линейка таким образом, чтобы одна ее сторона «прикасалась» одновременно к обозначенным на карте ориентиру и точке, в которой находится человек, например, перекрестью дорог.
  3. Карта располагается на уровне глаз так, чтобы точка стояния человека на карте оказалась ближе к глазу, а ориентир — дальше.
  4. Человек с картой и лежащей на ней линейкой поворачивается так, чтобы линейка оказалась направлена на видимый на местности ориентир — тот ориентир, к обозначению которого была приложена линейка. В этот момент можно говорить о том, что карта ориентирована по сторонам света.

Теперь перейдем непосредственно к описанию алгоритма определения азимута:

  1. Карта ориентируется по сторонам света и располагается строго в горизонтальной плоскости, чтобы стрелка компаса впоследствии могла свободно вращаться внутри колбы.
  2. Магнитный планшетный компас прикладывается к карте так, чтобы его боковая рамка соприкасалась с точкой стояния человека и ориентиром, по отношению к которому нужно найти азимут. Здесь такие правила, как и в предыдущем варианте: нижняя часть компаса должна быть ближе к точке стояния человека.
  3. Колба компаса вращается до тех пор, пока северный конец стрелки не укажет на обозначение севера на колбе, то есть 0° или 360°, что по сути одно и то же.
  4. С этого момента указатель компаса будет показывать магнитный азимут, который при необходимости можно перевести в истинный.

Главный недостаток этого способа — зависимость от магнитных девиаций и движения. Так, например, не удастся воспользоваться этим способом в машине или на морском корабле.

Обратный азимут

Для удобства передвижения по местности во время ориентирования часто пользуются понятием обратного азимута. Это направление диаметрально противоположное «прямому» азимуту, то есть отличающееся от него на 180 градусов.

Обратный азимут при необходимости позволяет вернуться к тому месту, откуда было начато движение, а также может применяться при обходе препятствий.

Представим, что человек движется строго на север. Для того, чтобы ему двигаться по обратному азимуту, он должен повернуться на 180 градусов. Причем без разницы, сделает он поворот по часовой или против часовой стрелки: направление обратного азимута при этом по понятным причинам останется одним и тем же. То есть конкретно для рассматриваемого случая обратным азимутом будет являться направление движения строго на юг.

Как определить азимут на местности

На местности с помощью компаса можно определять азимут на выбранное направление или объект (ориентир), а можно наоборот — по известному азимуту, например, найденному по карте, определить направление на местности. Рассмотрим оба варианта.

Задача №1. Нужно определить магнитный азимут на объект (ориентир).

В этом случае компас располагается в направлении ориентира. Чтобы более точно выставить компас по отношению к ориентиру в некоторых моделях имеются мушка и целик, а также зеркало с прорезью.

После этого колба компаса вращается до тех пор, пока северный конец стрелки не укажет на обозначение севера на колбе (обычно «N» или «С»). Указатель компаса при этом покажет азимут на выбранный объект.

Задача №2. Нужно, зная магнитный азимут, определить направление на местности.

Для этого колба компаса поворачивается до тех пор, пока указатель не укажет на шкале колбы цифру, соответствующую значению магнитного азимута. После этого компас поворачивается в горизонтальной плоскости, пока северная сторона стрелки не совпадет с символом севера на колбе. Как только это произошло, можно утверждать, что компас указывает искомое направление, то есть располагается вдоль него.

Если с помощью компаса понадобится определить обратный азимут, то не обязательно заниматься арифметикой, отнимая или прибавляя к известному азимуту 180 градусов. Куда удобнее и легче просто выбрать направление движения, повернув компас таким образом, чтобы на месте северной стороны стрелки оказалась ее южная сторона.

Аварийный азимут

Аварийный азимут — это направление на какой-либо линейный (например, трасса или железная дорога) или площадной (например, населенный пункт) ориентир, замеряемое с целью выхода к этому ориентиру в случае, если человек заблудился.

Аварийный азимут не может быть отмерян на точечный ориентир (например, колодец или домик лесника), поскольку выйти к такому ориентиру в случае необходимости вряд ли удастся из-за его малых размеров.

Аварийный азимут определяется до выхода на маршрут, например, перед тем, как зайти в лес. Для этого человек становится лицом к ориентиру и замеряет с помощью компаса азимут на него, после чего записывает полученное значение, например, на листе бумаги, который прячет в карман одежды.

Класть записку в рюкзак я бы не рекомендовал, поскольку иногда снаряжение, в том числе и рюкзак, может быть утеряно, например, унесено течением быстрой реки во время переправы.

Но не стоит полностью полагаться на записку. Для перестраховки лучше еще и запомнить полученные значения.

После того как аварийный азимут был определен, записан и сохранен в памяти, можно выходить на маршрут.

На заметку

Определяя аварийный азимут, следует помнить, что линейный объект может сворачивать и менять направление — река может делать изгиб, дорога может поворачивать, линия электропередачи также имеет свои углы. Есть риск, что взяв аварийный азимут перед выходом на маршрут, человек сместится существенно относительно такого поворота, а в случае необходимости выхода на трассу или к реке затем будет идти по азимуту параллельно самому линейному объекту за его поворотом. Поэтому перед выходом на маршрут нужно изучить карту местности, направление линейных ориентиров и масштабы. Если дорога или река тянется примерно в одном направлении десятки километров, а маршрут планируется всего на 2-3 километра, эта информация не существенна. Если же речь идёт о походной группе на маршруте на несколько сотен километров, местность и ориентиры предварительно нужно изучать очень тщательно.

Если по какой-либо причине человек потеряется, и применение различных способов не помогло ему выйти на прежний маршрут, тогда он может воспользоваться аварийным азимутом, двигаясь по которому рано или поздно окажется возле того ориентира, на который был взят аварийный азимут. А уже двигаясь вдоль этого ориентира, человек сможет добраться до того места, откуда начинал свой путь.

Составление маршрута движения по азимуту

Имея в наличии карту местности, часто при планировании маршрута можно обойтись без использования азимутов, например, если на карте видны тропинки, дороги и просеки. В этом случае обычно движение к цели осуществляется по ним.

Однако бывают ситуации, когда без азимутов не обойтись, например, при пересечении пустыни или дикой лесистой местности. Рассмотрим алгоритм действий в таких ситуациях.

Для того, чтобы максимально быстро и точно выйти к заданной цели, очень желательно выстроить маршрут на карте. Важно понимать, что движение напрямик может привести к большой ошибке, а значит человек может попросту промахнуться мимо цели, тем более, если ориентироваться приходится в местности со сниженной видимостью, например, в лесу.

Для того, чтобы уменьшить указанную ошибку, лучше весь путь поделить на отрезки меньшей длины, соединяющие ориентиры, лежащие по пути к цели. Таким образом, подходя к каждому ориентиру, человек будет корректировать свое движение, устраняя ошибку, возникающую при перемещении от одного ориентира к другому.

Путь с переходами между множеством ориентиров будет несколько длиннее, поскольку ломанная линия, соединяющая две крайние точки, всегда длиннее прямой. Однако, и ошибка при этом значительно уменьшится, что в некоторых ситуациях очень важно.

Для планирования «ломанного» маршрута:

  1. На карте находится точка выхода на маршрут.
  2. Находится лежащий по ходу движения ориентир.
  3. От первой точки замеряется азимут и расстояние до середины найденного ориентира.
  4. Возле этого ориентира указывается азимут и длина пути.
  5. Теперь вся процедура повторяется, но в качестве начальной точки берется край найденного ориентира, откуда будет выполнено движение к середине следующего ориентира.
  6. В конце от последнего ориентира, лежащего на пути, замеряется азимут и расстояние на цель и также подписывается.

При желании измеренное расстояние можно перевести в пары шагов и написать цифры рядом с каждым ориентиром. Но это имеет смысл лишь в том случае, когда человек знает длину своей пары шагов.

Хождение по азимуту

Некоторые люди полагают, что ходить по азимуту нужно, непрерывно держа перед собой компас и постоянно отслеживая его показания. Однако такой метод хождения, вопреки ожиданиям, даст большую ошибку и потребует больше времени по сравнению с тем методом, о котором пойдет речь дальше.

Чтобы уменьшить ошибку, следует использовать следующий алгоритм действий:

  1. С помощью компаса по заданному азимуту на местности находится ориентир (например, дерево, куст, какая-нибудь особенность рельефа или сооружение). Чем дальше этот ориентир будет находиться, тем меньше действий придется совершить, и тем точнее будет результат.
  2. Человек идет к выбранному ориентиру. При этом неважно, как именно он будет подходить к ориентиру, главное — не потерять выбранный ориентир и не спутать его с другими. Это удобно, поскольку иногда по прямой дороге к ориентиру лежат труднопреодолимые препятствия (например, колючие заросли или бурелом) поэтому проще и быстрее их обойти, чем пытаться двигаться по прямой напролом.
  3. Подойдя к ориентиру, человек должен стать позади него и повторить операцию с компасом, выбрав новый ориентир.

Иногда в условиях отсутствия природных ориентиров в качестве ориентира может выступать один из участников похода. Для этого он отправляется в ту сторону, в направлении которой указывает человек, работающий с компасом. Когда «живой ориентир» сместился на достаточное расстояние, человек с компасом жестами указывает помощнику, где именно он должен стать, чтобы оказаться как раз на линии направления, определенного по азимуту. Далее все делается так, как если бы пришлось работать с местными ориентирами.

Если же на пути к выбранному ориентиру возникло препятствие, например, крутой холм, из-за которого нет возможности рассмотреть следующий ориентир и на который не получится взобраться, тогда можно воспользоваться одной из двух схем.

Схема №1. Упрощенная.

Это наиболее простой алгоритм действий, позволяющий выйти на прежний путь, обойдя препятствие. Для этого:

  1. На некотором расстоянии от препятствия выбирается направление его обхода и замеряется азимут этого направления. Предположим азимут оказался равен 60 градусам.
  2. Определяется разница между азимутом основного направления движения (предположим, что движение совершалось по азимуту 105 градусов) и азимутом выбранного направления. Получается, что обход препятствия осуществляется слева, а разница в начальном направлении и направлении обхода составляет 105 – 60 = 45 градусов.
  3. Человек начинает двигаться по азимуту 45 градусов, считая шаги, и двигается до тех пор, пока справа не увидит конец препятствия.
  4. Рассчитывается азимут направления возвращения на прежний путь. Для этого к азимуту основного направления прибавляется рассчитанная ранее разница, то есть 105 + 45 = 150 градусов.
  5. Человек начинает идти в новом направлении с азимутом 150 градусов и считает шаги.
  6. Когда это количество шагов совпадет с количеством шагов, сделанных во время смещения с основного пути, движение продолжается по азимуту основного направления (для данного случая — 105 градусов).

В этой схеме также возможен вариант, когда сместившись в сторону, человек не сразу возвращается на прежний путь, а проходит некоторое расстояние по основному азимуту до того. Это может понадобиться в тех случаях, если препятствие вытянуто вдоль основного направления.

Схема№2. Для учета пройденного расстояния.

Это более сложная схема, позволяющая обходить препятствия с подсчетом общего количества шагов. Таким образом, количество посчитанных шагов после обхода препятствия будет равно тому количеству шагов, как если бы препятствия не было вовсе, и человек двигался напрямую.

Для этой схемы:

  1. На некотором расстоянии от препятствия замеряется азимут направления обхода. Предположим, что он будет такой же, как в предыдущей схеме, то есть равный 60 градусам.
  2. Человек движется в этом направлении и считает шаги.
  3. После того, как по правую сторону препятствие «закончится», человек начинает двигаться в первоначальном направлении (пускай, как и в предыдущем случае, это будет 105 градусов) и считает шаги. Посчитанные при движении по основному направлению (105 градусов) шаги прибавляются к тем, что были посчитаны до начала обхода препятствия.
  4. Через некоторое время человек выбирает новое направление — обратный азимут тому направлению, по которому совершался обход препятствия. Для этого случая: 60 + 180 = 240 градусов.
  5. Человек двигается в новом направлении (240 градусов) и считает шаги. В этом направлении человек должен двигаться, пока посчитанное количество шагов не совпадет с количеством шагов, проделанных в направлении с азимутом 60 градусов.
  6. Как только нужное количество шагов пройдено, человек находит направление первоначального движения (105 градусов) и продолжает двигаться по нему, прибавляя шаги к тем, чтобы были сделаны в этом направлении ранее.

Таким образом можно обходить различные препятствия. Однако в некоторых случаях могут возникнуть сложности, связанные в основном с особенностями местности.

Например, может случиться так, что обход препятствия в начале будет совершаться по местности с большим количеством подъемов и спусков, а потом по ровной местности. В этом случае при одинаковом количестве шагов при уходе от основного направления движения и возвращении к нему человек пройдет разное расстояние, а значит сместится в сторону от первоначального пути.

Ошибки и их причины

Основные ошибки, возникающие при ориентировании с помощью компаса, связаны в основном с тремя факторами — магнитным склонением, магнитными девиациями и неисправностью компаса.

Ошибка, связанная с магнитным склонением, появляется в основном, если на карте не указано магнитное склонение, либо человек не умеет делать на него поправку. Также встречаются районы так называемых магнитных аномалий, где магнитное склонение может колебаться в довольно широких пределах, что осложняет задачу ориентирования.

В некоторых ситуациях, когда приходится преодолевать большие расстояния исключительно по азимутам, имеет смысл самостоятельно рассчитать магнитное склонение, используя карту и магнитный компас.

Магнитной девиацией называется отклонение магнитной стрелки от направления магнитных линий Земли. Такие магнитные девиации возникают вблизи различных объектов, обладающих магнитными свойствами, либо из-за протекания поблизости электрического тока.

Так, магнитные девиации могут оказать заметное влияние на показания компаса, приводя к возникновению ошибки, вблизи железнодорожных путей, внутри или возле транспорта, а также, если компас находится возле таких предметов, как рация, мобильный телефон, нож, пила или другой компас.

Неисправность компаса — еще одна причина ошибок, причем не такая редкая, как хотелось бы.

Чтобы проверить компас на исправность, нужно к нему сбоку поднести магнит — стрелка отклонится в сторону. После того, как магнит будет убран, стрелка должна вернуться на прежнее место. После этого следует поднести магнит с другой стороны — стрелка отклониться в другую сторону. Устранение магнита должно привести к возврату стрелки на прежнее место. Если же стрелка не вернулась на прежнее место, то компас можно считать неисправным.

Вместо обычного магнита в полевых условиях вполне можно обойтись ножом или мобильным телефоном, поскольку они в той или иной степени обладают магнитными свойствами, достаточными для тестирования компаса.

Все эти нюансы нужно учитывать, чтобы получить наиболее корректные показания компаса, ведь в том числе и от этого зависит, выйдет ли человек к заданной точке или промахнется мимо нее.

Какой компас брать в поход

На сегодняшний день известно большое разнообразие компасов. Для туристов и других любителей активного отдыха в дикой природе наиболее подходящими являются магнитные компасы и программы-симуляторы компаса для телефонов. Первые показывают направление магнитных линий Земли, а работа вторых основана на определении координат с помощью спутниковых навигационных систем.

Программы-«компасы» для телефонов не реагируют на магнитные девиации и для них не имеет значения магнитное склонение — они всегда показывают направление на географические (истинные) север и юг. Эти программы могут обладать рядом функций, позволяющих их использовать быстрее, более эффективно и с большим комфортом, нежели магнитные компаса. Но есть у этих программ и свои недостатки:

В отличие от программ для телефонов, обычные магнитные компаса более пригодны для большинства ситуаций, в которых может оказаться турист или человек, переживший аварийную ситуацию вдали от цивилизации, так как:

Все это делает их надежными спутниками не только туристов, но и военнослужащих.

Но и среди обычных магнитных компасов встречается множество моделей, отличающихся не только внешним видом и размерами, но и строением. Какой же компас выбрать из всего этого разнообразия?

Из всего разнообразия магнитных компасов я мог бы порекомендовать планшетные жидкостные модели с прозрачной колбой, наличием целика, мушки, зеркала и функции измерения наклона. Желательно, чтобы ключевые обозначения на таком компасе были покрашены светящейся в темноте краской. У таких компасов есть ряд преимуществ перед другими моделями:

Многие модели компасов со светящимися элементами содержат специальную краску, которая в начале поглощает свет от посторонних источников (например, солнечный свет или свет фонаря), а затем сама излучает свет в видимом спектре. Свет от таких моделей поначалу хорошо заметен, но уже некоторое время спустя тускнеет и может быть распознан исключительно глазами, привыкшими к темноте. Так, элементы, покрашенные составом, содержащим алюминат стронция, теряют около 90% яркости уже в первые 60 минут.

В других, как правило, более дорогих моделях компасов, в качестве светящихся элементов используются камеры с тритием, покрытые люминофором. Тритий, распадаясь, возбуждает атомы люминофора, которые, переходя из возбужденного состояния в обычное, излучают свет. Такие компасы светятся в полной темноте без «подзарядки» от посторонних источников света, и полностью «выдыхаются», спустя не один десяток лет, хотя, конечно, на протяжении службы яркость их постепенно снижается. Тут еще важно отметить, что, несмотря на опасения людей, такие компасы безопасны для здоровья.

На корпусе такого прибора имеется шкала, выполняющая функции планшета.

Компас с тритиевой подсветкой — его показания легко считывать даже в темноте.

При этом не обязательно покупать дорогой компас. В большинстве случаев достаточно недорогого исправного компаса, соответствующего некоторым либо всем приведенным выше критериям.

Подводя итог всему вышесказанному, нетяжело заметить, что умение определять азимут на карте и на местности, а также умение правильно двигаться по нему — один из основных навыков, необходимый для ориентирования. Также становится понятно, что без исправного компаса такой навык будет малополезен.

Посему, для того, чтобы уверенно ориентироваться и снизить до минимума риск потеряться в незнакомой местности, следует придерживаться двух рекомендаций: почаще практиковаться в ориентировании и в работе с азимутами в частности, а также всякий раз перед выходом на маршрут проверять исправность компаса, а лучше двух — основного и запасного.

Автор: Максим Чечетов

Узнайте также:

vijivaka.com

Как определить азимут по компасу?

Буквально пару недель назад ездили коллективом в лес за грибами. Мы с подругой, как и в прошлом году, вышли на незнакомое шоссе и долго искали наш автобус. Второй раз на те же грабли. Благо, мобильники дома зарядить не забыли. Жаль, что у нас не было карты, компаса и человека, который бы умел всем этим пользоваться.

Что такое азимут и зачем его определять при помощи компаса

Все, что я сейчас расскажу, пригодится любому туристу-пешеходу, который любит варить чай на костре и спать под звездами, укутавшись в спальник. Но не горит желанием, чтобы его искали по лесу сотрудники МЧС.

Немножко терминологии:

Карта – подробный план местности, отображенный на бумаге. В углу есть расшифровка условных обозначений. Сравнивая окружающие ориентиры и точки на карте, можно понять, из какой точки вы пришли и где находитесь сейчас. На туристических картах отмечены пешеходные маршруты, обозначенные зелеными, синими и другими линиями. Такого же цвета отметки вы можете увидеть на деревьях. Если на карте сплошной лес или поле, сориентироваться помогут горизонтальные и вертикальные линии на карте – параллели и меридианы, соответственно.

Компас – удобный предмет, если он исправен, который поместится в карман куртки. Благодаря компасу можно определять север, юг и азимут. Хороший компас необходим для ориентирования на местности.

Азимут – угол между точкой ориентирования и северным полюсом. Найдя азимут, вы выберете правильное направление для передвижения.

Визир – оптическое приспособление на компасе, похожее на прицел. Используется для фиксации направления.

Инструкция

Если один раз научитесь пользоваться картой, компасом или навигатором и будете применять это на практике, то вы забудете страшное словосочетание "топографический кретинизм".

  1. Становитесь к выбранному ориентиру лицом.
  2. Снимите компас с тормоза и кладите его на карту, чтобы направления севера на компасе и карте совпадали.
  3. Ищете ориентир на карте. Смотрите на деления от 0 до 360 градусов. Значение угла между ориентиром и севером и есть азимут.
  4. Визиром выставьте нужное направление и двигаетесь дальше по маршруту.

travelask.ru

Как определить азимут компасом, как найти азимут по компасу?

#1

Для того чтобы ориентироваться на местности с помощью компаса, нужно уметь находить направление по магнитному азимуту на карте и на местности. Для начала карта располагается так, чтобы ее верхний абрис был направлен строго на север, проверяется с помощью компаса. Если карты нет, то ориентирование и дальнейшее движение ведется по выбранным объектам – одиноко стоящим деревьям, сооружениям. Сначала надо выяснить, какие бывают азимуты.

#2

Прямой азимут это угол, который измеряется в горизонтальной плоскости между направлением на север (N) и направлением на выбранный предмет. Угол нужно отсчитывать по направлению движения часовой стрелки. Измеряется прямой азимут в градусах от 0 до 360. Редко измеряют прямой азимут против часовой стрелки. Тогда угол будет отрицательным. Например 300 градусов = - 60 градусов. Азимут направления на восток (E) – 90 градусов, на юг (S) – 180, на запад (W) – 270.

#3

Для того чтобы двигаться по компасу в обратном направлении, используется обратный магнитный азимут. Вычисляется он следующим образом. Если прямой азимут окажется меньше 180 градусов, то к нему нужно добавить 180 градусов, иначе нужно вычесть 180 градусов. Обратный магнитный азимут и прямой азимут еще называют взаимными азимутами. При ориентировании на местности применяют оба вида азимутов, но первый предпочтительнее.

#4

Для того чтобы ориентироваться на местности, необходимо произвести правильное определение магнитного азимута. Порядок действий следующий. Необходимо стать в направлении выбранного предмета. Установить компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с делением 0. Направить визир компаса на выбранный предмет. Обычно это делается вращением крышки компаса. Прочесть показания компаса. Можно поступить наоборот. Установить визир на необходимый азимут, а по нему выбрать ориентир.

#5

Движение и ориентирование по компасу дело интересное и несложное. Существуют и другие способы ориентирования – по солнцу, по звездам, но ими не всегда можно воспользоваться. Несмотря на то, что в наше время быстрыми темпами внедряются GPS-навигаторы, эта тема остается актуальной. Например, в авиации. Нужно помнить, что географический и магнитный полюса не совпадают.

uznay-kak.ru

Как определить азимут компасом | Сделай все сам

Для положительной ориентации на местности и приобретения необходимого направления движения с поддержкой компаса нужно определить магнитный азимут . Магнитный азимут – расположенный горизонтально угол, измеренный по часовой стрелке от магнитного меридиана (направленного на северный магнитный полюс) до направления на объект. Величина магнитного азимут а может быть от 0 до 360 градусов. Есть прямой и обратный магнитный азимут , применяется соответственно для движения к выбранному объекту либо от него в обратном направлении.

Инструкция

1. Для приобретения магнитного азимут а удерживаете компас горизонтально в левой руке. Правой рукой снимите тормоз, удерживающий стрелку компаса. Вращая корпус компаса, добейтесь совпадения северного (подмечен синим цветом) конца стрелки с нулевой отметкой шкалы. После этого вращайте кольцо с визиром до совпадения линии взора с удаленным и классно видимым предметом, строением либо деревом. Произведите отсчет азимут а на данный предмет. Отсчет делайте от нулевого значения шкалы по часовой стрелке до цифры на шкале, расположенной наоборот указателя визира.

2. Положительное совмещение линии визира с линией направления на выбранный объект делайте, несколько раз переводя взор с линии визира на объект и обратно. Не поднимайте компас к глазам, так легко ухудшить точность определения азимут а. Применяйте особые компасы, скажем системы Андрианова, для приобретения большей точности магнитного азимут а.

3. Если необходимо двигаться от выбранного объекта в обратном направлении, определите обратный магнитный азимут . Для этого прибавьте 180 градусов к прямому азимут у, если его цифровое значение поменьше 180 градусов либо отнимите 180 градусов, если его цифровое значение огромнее 180 градусов.

4. Для верного определения направления по ранее полученному магнитному азимут у, вращая кольцо визира, совместите его указатель с цифрой на шкале, равной определенному ранее значению магнитного азимут а. После этого снимите тормоз стрелки компаса и вращая корпус компаса, добейтесь совпадения северного края стрелки с нулевой отметкой шкалы. Линия визира будет определять необходимое направление. Для последующего движения подметьте по линии визира классно приметный отдельно стоящий цель.

Всему хоть раз в своей жизни доводилось гулять в лесу и задумываться о том, что делать, если заблудишься. Ориентироваться на местности дозволено по-различному, методов много, самые распространенные — компас и классно просматриваемые предметы окружающей местности.

Инструкция

1. Азимут — это угол, тот, что образуется между направлением на какой-нибудь отменно просматриваемый предмет местности и направлением на север. Азимут ы вычисляются по ходу часовой стрелки и величина их — от 0 до 360 градусов. Дабы определить магнитный азимут объекта, возьмите компас и встаньте лицом к обозначенному объекту.

2. Положите компас на горизонтальную ровную поверхность лицевой стороной вверх и поворачивайте то налево, то вправо, пока стрелка компаса синим намагниченным концом не установится наоборот буквы С. Это и есть направление на север.

3. Сейчас на стеклянную крышку компаса положите спичку таким образом, дабы один конец ее прошел через центр компаса, а иной был бы направлен на выбранный предмет местности. Посмотрите через стекло на дно компаса и прочтите цифру, которая находится под внешним концом спички. Эта цифра показывает величину азимута.

4. Азимут дозволено определять еще и на карте. Для этого положите на боковой край карты компас, поверните карту так, дабы ее боковой обрез совпал с направлением магнитной стрелки компаса на север. Верхний обрез карты должен находиться над буквой С. После этого обнаружьте на карте точку, с которой начнется движение, объедините ее прямой линией с предметом, к которому нужно прийти. Позже передвиньте компас таким образом, дабы его центр оказался на начальной точке. Черта на карте расположится наоборот определенной цифры на компасе, которая и покажет значение азимута.

5. Азимут , рассчитанный с точки стояния на предмет местности, именуется прямым магнитным азимутом. Дабы обнаружить обратную дорогу, неоднократно пользуются представлением обратного азимута, тот, что на 180 градусов отличается от прямого. Дабы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180 градусов, если он поменьше 180 градусов; либо вычесть, если он огромнее 180 градусов.

Полезный совет Не рекомендуется поднимать компас до яруса глаз — снижается точность измерения.

Магнитные азимуты измеряют от направления магнитного меридиана, тот, что указывается направлением магнитной стрелки компаса. Условным азимут называют тогда, когда для его счета принимают воображаемый меридиан.

Инструкция

1. Направления правдивого и магнитного меридианов в определенной точке не совпадают. Следственно правдивый и магнитный азимуты друг от друга отличаются на определенный угол – так называемый угол склонения.

2. Если вы знаете угол склонения для определенной точки в определенную эру, вы можете с знаменитой точностью определить по магнитному азимуту правдивый и, напротив, по правдивому — магнитный. Сходятся все меридианы в одной и той же точке – полюсе. Угол между двумя меридианами носит наименование угла сближения меридианов. Если прямой линией пересечь несколько меридианов, в точках их пересечения образуются азимуты , друг от друга отличающиеся на данный самый угол сближения меридианов. Его величина 2-х точек одной прямой линии будет зависеть от ее длины, направления, а также широты места. Азимут, тот, что измеряется в исходной точке линии, называют прямым. Обратный азимут (a2) равняется азимуту прямому (a1) плюс либо минус 180 градусов, а также плюс угол сближения меридианов (t). Получается: a2=a1±180°+t.

3. Для линии в 15 км в средних широтах угол сближения меридианов приблизительно равняется 10’ в повседневной практике, как водится, таким маленьким углом пренебрегают, считая, что прямой и обратный азимуты отличаются друг от друга на 180о (a2=a1±180о). Это принимается в низшей геодезии в случаях с небольшими площадями земной поверхности.

4. Для огромных же расстояний, а также высокоточных измерений вычисления производят по каждым правилам высшей геодезии, рассматривая угол сближения меридианов и сферический эксцесс, выражаемый в сантиметрах. Формула в таких случаях используется дальнейшая: a2=a1±180°+t-e, где t – это угол сближения, тот, что вычисляется по специальным формулам, e – сферический эксцесс, тот, что также вычисляется по специальной формуле.

Видео по теме

Слово «азимут» случилось от арабского «ас-сумут», что обозначает «путь», «направление». Самые употребляемые словосочетания со словом азимут – это азимут небесного светила и азимут земного предмета. Азимут – это угол между меридианом, проходящим через точку нахождения наблюдателя, и направлением на определенный объект. На практике — это угол между здешним предметом, отсчитываемый по направлению на север по часовой стрелке в градусах, и направлением на север.

Инструкция

1. Азимуты имеют следующую систематизацию: азимут правдивый либо астрономический, азимут геодезический, азимут магнитный. Астрономический азимут – это угол между вертикальной плоскостью, проходящей через светило, и плоскостью меридиана. Геодезический азимут – это двугранный угол, тот, что отсчитывается по часовой стрелке до типичной плоскости, которая содержит данное направление от плоскости, ее северной части, геодезического меридиана точки. Магнитный азимут – это угол между плоскостью магнитного меридиана места и любым направлением.

2. В военной топографии практикуется порядок движения по азимутам и организация порядка движения. Армейский азимут — это угол, образуемый направлением на север и установленным направлением движения. Идти по азимуту — обозначает идти, руководствуясь компасом и высчитанным углом, то есть азимутом, по заданному направлению. Сущность движения по азимутам является в неизменности направления на местности, определенных магнитными азимутами, и расстояний, подмеченных по карте. Направления движения определяют с подмогой гирополукомпаса (устройство для определения углов поворота объекта вокруг вертикальной оси и углов метаморфозы курса) либо магнитного компаса. Расстояния измеряют по спидометру либо шагами.

3. Зачастую применяют вспомогательные ориентиры (помимо промежуточных целей), дабы легче было вынести направление движения.Прямым азимутом называют азимут с определенной точки на другую точку. Обратным азимутом называют азимут направления с иной точки на определенную точку. Эти азимуты называют взаимными азимутами.Азимуты рассчитываются от нулевого градуса до прохождения полного круга по градусной шкале компаса, то есть от точки севера — 0 градусов к востоку до 360 градусов. В астрономии рассчитывают азимут в этом же направлении от точки юга к западу. Азимуты измеряются угломерными инструментами.

Видео по теме

jprosto.ru

Компас Азимут

В СССР наряду с широко известным компасом Адрианова также выпускался ряд других профессиональных компасов. Одним из таких изделий был жидкостный компас Азимут, имевший несколько отличительных особенностей, но, тем не менее, вполне подходивший для туризма и спортивного ориентирования. Давайте посмотрим на него в общем и оценим его достоинства и недостатки.

Одно только зеркало на крышке чего стоит!

Компас Азимут, достаточно простой, но имеющий по сравнению с компасом Адрианова несколько дополнительных функций

Устройство компаса Азимут

Рассматриваемый компас, как и другие жидкостные компасы, имеет герметичную колбу, заполненную специальной вязкой жидкостью. Эта жидкость необходима для быстрой стабилизации стрелки. Эта жидкость не замерзает при относительно сильных морозах, что важно для работы компаса в зимнее время года.

Колба компаса Азимут полностью прозрачна, а в ее донной части имеется ряд параллельных линий. Такая конструкция удобна для работы с картой в случаях, когда приходится строить маршрут, находясь вблизи источника магнитных девиаций, например, в автотранспорте.

Производитель решил сделать стрелку данной модели в «классическом» стиле: часть стрелки, покрашенная в красный цвет, является северной, белая часть — южной.

В то же время, Азимут нельзя надеть на руку.

Один из концов стрелки имеет фосфоресцирующее покрытие, что позволяет видеть её даже в темноте.

Над колбой компаса находится черно-белый лимб с градусной шкалой.

Внешняя часть лимба окрашена в черный цвет и размечена белой шкалой через каждые 5°.

Внутренняя часть лимба окрашена в белый цвет. На нее нанесены цифры (градусы) с шагом 30°. Вместо значения 0°/360° на белой части лимба указан румб «N», что означает «North», т.е. «Север».

Лимб может поворачиваться. Его можно вращать, как по часовой, так и против часовой стрелки. Это необходимо для основной задачи компаса — определения азимутов и направлений.

На корпусе компаса имеются целик и мушка для более точной работы с компасом. Во время определения азимута они визуально совмещаются с ориентиром на местности, на который нужно измерить азимут, либо же по ним находится сам ориентир, если в качестве начальных условий был задан азимут.

У компаса Азимут имеется шнурок для подвешивания его на шею. Благодаря своей компактности, данный компас вполне комфортен при движении по маршруту и извлекается из-под одежды в считанные секунды.

Этот компас не обладает линейкой и предназначен больше для работы на местности, нежели для работы с картой. Тем не менее, всем необходимым для измерения углов по карте он оснащен. Например, в видео ниже показано, как работать с ним и с картой:

На что следует обратить внимание при покупке?

Поскольку производство компаса Азимут давно прекращено, в обиходе имеются лишь старые модели, в конструкции которых с большой вероятностью могут присутствовать дефекты и неисправности.

На что же в первую очередь нужно обратить внимание, собираясь купить этот компас, ведь вероятность приобрести нерабочий прибор не такая уж и маленькая?

Во-первых, нужно посмотреть, имеется ли воздух в колбе. Компас, внутри колбы которого имеется пузырек воздуха, лучше не брать.

Воздух в колбе не критичен, но при возможности выбора брать стоит компас без него.

Случайно попавший под стекло воздух может сказаться на скорости работы и стабилизации стрелки

Во-вторых, нужно проверить ход лимба. Лимб должен без особого труда поворачиваться в обоих направлениях. Однако при этом он не должен поворачиваться слишком свободно, иначе во время движения по маршруту он может сместиться с заданного положения.

В-третьих, нужно проверить исправность компаса. Для этого поочередно то с одной, то с другой стороны к северной части магнитной стрелки компаса необходимо поднести, а затем убрать магнит либо намагниченный предмет (например, нож или мобильный телефон). Стрелка при этом будет отклоняться то в одну, то в другую сторону. Если после каждого раза она будет возвращаться в исходное положение, компас можно считать исправным. Если же стрелка после отклонения не вернется в точности на то место, где была изначально, такой компас лучше не покупать.

Также необходимо осмотреть компас на наличие брака и повреждений.

Желательно проверить прочность веревочки, на которой будет висеть компас, и при необходимости заменить ее на более надежную, ведь падение этого прибора с высоты человеческого роста точно не добавит ему долговечности.

Компас изначально комплектовался инструкцией по эксплуатации и коробкой. Хотя их наличие, в принципе, не обязательно, но все же для хранения этого средства навигации было бы неплохо приобрести и их.

В поход коробку, конечно же, брать не стоит.

В целом, Азимут компактен и поместится в любой карман.

Преимущества и недостатки

Если рассматривать компасы времен СССР, то компас Азимут по сравнению с компасом Адрианова имеет два преимущества: благодаря жидкости внутри колбы он быстрее стабилизируется, а пометки на дне колбы позволяют эффективно работать с картой.

Вместе с тем, есть у него и ряд недостатков. Например, цена деления у этого жидкостного компаса больше, чем у компаса Адрианова, а значит сам компас менее точен. Кроме того, компас Азимут лишен светящихся в темноте элементов, а значит и работать с ним в темное время суток без подсветки будет сложнее.

Однако не стоит забывать, что на сегодняшний день за те же деньги можно купить неплохой современный жидкостный компас с зеркалом, меньшей ценой деления шкалы, светящимися элементами и линейкой, что позволит эффективнее работать с картой и проводить более точные измерения на местности. Поэтому Азимуты сегодня можно рассматривать лишь в качестве своеобразного раритета.

Автор: Максим Чечетов

vijivaka.com

Как ориентироваться по компасу и азимуту

Так бывает, что во время путешествия, можно заблудиться и не знать как выбраться из этой местности. Что же делать в таких ситуациях? Как найти дорогу назад? В этой статье, мы вам подробно все расскажем!

Ориентирование по азимуту

Для чего нужно умение найти азимут? Разберемся для начала, что же такое азимут. Азимут – это угол между нужным вам объектом и севером. Поэтому умение находить путь через азимут, это очень важно. С помощью этого метода, вы можете выбраться из любой ситуации без компаса и остальных ориентиров!

azimut

Азимут

Чтобы двигаться по азимуту , нужно соблюдать некие правила. Для начала нужно изучить на карте дорогу, которая будет соединять старт и финиш вашего пути. Также следует сделать разметку на ваш путь, который можно определить по определенным предметам. Используя карту, отметьте самые яркие фрагменты местности. Это может быть речка, родник, горка, ягодная полоса в лесу, все что угодно, что сразу бросается в глаза.

Стоит отметить и азимуты на карте, для пущей уверенности. Сделать примерную разметку времени пути на дороге, это служит тоже неким ориентиром и подтверждение правильных действий в дороге. Все эти данные стоит перенести в отдельную тетрадь, блокнот, можно в нескольких экземпляров , чтобы быть начеку.

Определение азимутов по местному предмету

Как же определить азимут по местным предметам? А вот сейчас и расскажем. Для начала необходимо определить на шкале компасного предмета против мушки отсчет, отличающийся от азимута. Следующим шагом, отпускаем магнитную стрелку так, чтобы северная часть ее была по противоположную сторону нуля шкалы. Потом, внимательно смотрите по линии через мушку яркий ориентир. Он и будет нас направлять в нужном направлении.

Также вам может быть полезна информация о том, как ориентироваться по природным признакам.

Обход препятствий и нахождение обратного пути

Чтобы определить обратный путь, воспользуемся способом параллелограмма. Для этого нужно, всего лишь навсего к прямому азимуту, приплюсовать сто восемьдесят градусов или вычесть, в зависимости от того, сколько было градусов раньше.

Практическое выполнение движения по азимутам днем

В начале движения определяем компасом азимут, для ориентирования пути. Нужно выбирать какой-то ориентир, это может быть как природный, так и построенный человеком, главное – очень яркий, чтобы со всех точек его было видно. Дойдя до него, делаем повторный выбор ориентира и идем дальше. Сравнивайте свое местоположение с картой.

Особенности ориентирования на местности в условиях ограниченной видимости

Ориентиров

mir-tourista.ru

Как определить азимут без компаса по карте и найти объект по известному азимуту

Измерение азимута — одна из основных задач в ориентировании. Без решения этой задачи выдержать правильное направление движения при отсутствии заметных ориентиров вряд ли получится, как и не получится решить ряд других задач, связанных с ориентированием.

Если в данном случае шкала ориентирована по направлению предполагаемого движения, азимут её -20°.

С компасом высчитать азимут достаточно просто. А вот сделать это без компаса значительно сложнее…

Обычно азимут определяется с помощью транспортира или компаса. Как это сделать, мы рассказывали в отдельной статье. А что делать, если ни того, ни другого инструмента под рукой не оказалось? Можно ли определить азимут без компаса по карте? Имеет ли вообще смысл определять азимут и, если имеет, то каким образом это можно осуществить?

Далее попытаемся разобраться и ответить на эти вопросы.

Нужно ли определять азимут, если нет компаса?

Нужно, но не всегда.

Если у человека есть карта местности, а сама местность богата на хорошо заметные ориентиры, тогда в большинстве случаев можно обойтись вовсе без измерения азимута. В таких случаях удобнее всего передвигаться по обозначенным на карте дорогам и тропам, а если и двигаться напрямик, то к хорошо заметному объекту, нанесенному на карту.

Как правило, движение по азимуту происходит в лесу, где тяжело выбрать направление на удаленный объект.

Азимут требуется в том случае, если человек вообще не может определить требуемое направление его движения.

Однако в некоторых ситуациях без азимута обойтись будет очень сложно. Рассмотрим несколько таких ситуаций:

К слову, некоторые люди полагают, что при отсутствии карты, определение сторон света и азимута — занятие абсолютно бесполезно. Но, как видим, это не так.

Как найти азимут без компаса и транспортира

Для того, чтобы измерить азимут, нужно вспомнить, что по сути азимут — это угол, отмеренный по часовой стрелке относительно направления на север. Это значит, что все методы, которые здесь разберем, сводятся к определению сторон света и углов без специальных инструментов.

В большинстве случаев требуется решение обратной задачи: по известному азимуту определить направление.

Определив направление на север, например, по Солнцу, можно с определенной точностью вычислить и азимут на нужный объект.

О том, как найти направление на север, юг, восток и запад без компаса и навигатора, мы рассказывали здесь и здесь. Теперь же задача заключается в том, чтобы зная направление на север, определить угол между ним и нужным направлением движения.

Проще всего это сделать с помощью транспортира. В этом случае транспортир кладется так, чтобы его основание совпало с направлением на север, а центральная точка — с точкой, от которой будет определяться азимут. Какой-то тонкий длинный предмет (например, палочка или спичка) укладывается на транспортир так, чтобы вершина его лежала в центральной точке транспортира, а вторая вершина указывала на выбранное для движения направление или на объект, на который определяется азимут. Угол, на который укажет палочка на транспортире, и будет азимутом.

Аналогично решается обратная задача: если известен азимут, транспортир укладывается основанием в направлении севера, спичка кладется одним концом в центр, вторым — на угол, равный азимуту. Второй конец в этом случае указывает направление, соответствующее азимуту.

Фактически, теперь задача сводится к тому, чтобы найти транспортир: все-таки, этот предмет не так часто оказывается в рюкзаке туриста. Тем не менее, это не проблема: транспортир можно быстро сделать из подручных материалов.

Способ №1. Самодельный транспортир из бумаги.

Такой транспортир может быть сделан в течение одной минуты и не требует от человека особых знаний и навыков. Для того, чтобы его изготовить, необходимо:

  1. Лист бумаги не обязательно ровной формы сложить в два раза — получается угол 180°.
  2. Полученную фигуру согнуть перпендикулярно предыдущему сгибу — получается угол 90°.
  3. Сложенный лист согнуть, деля образовавшийся угол (90°) напополам — получается угол 45°.
  4. Самый кончик острого угла полученной бумажной фигуры отрезать или оторвать, чтобы получилось отверстие.
  5. Лист развернуть.

В результате получается своего рода бумажный транспортир, у которого в центре имеется отверстие. Это отверстие прикладывается к точке, от которой необходимо будет измерять азимут. В разные стороны от отверстия отходят «лучи» — намины — угловое расстояние между которыми равно 45°. В видео показано, как это сделать:

Способ №2. Самодельный транспортир из бумаги и наручных часов.

Расчертить лист бумаги на сектора по 15 ° помогут часы с круглым циферблатом. Для этого:

  1. Лист бумаги складывается аналогичным предыдущему способу образом, пока на нем не образуется крест из двух перпендикулярных наминов.
  2. На лист кладутся часы циферблатом вверх.
  3. Часы смещают и поворачиваются так, чтобы вертикальный намин на бумаге пересекал цифры «6» и «12», а горизонтальный — цифры «3» и «9» на циферблате часов. Таким образом, можно говорить, что пересечение наминов совпадает с центром циферблата часов.
  4. На листе бумаги возле каждой цифры на циферблате часов ставится точка.
  5. Часы убираются в сторону, и все точки на бумаге соединяются отрезками, образуя 12-тиугольник.
  6. На середине каждого отрезка ставится точка.
  7. Из точки пересечения наминов в сторону каждой из отмеченных точек (к каждому углу многоугольника и точке, разделяющей отрезки пополам) с помощью линейки проводятся лучи. Получается 24 луча.
  8. В центре полученного рисунка делается небольшое отверстие для удобства эксплуатации самодельного транспортира.

Получившийся транспортир отличается от предыдущего меньшей ценой деления (15°), а значит с его помощью можно измерять азимуты более точно.

Такие транспортиры можно быстро изготовить, но, к сожалению, азимуты, отличные от значений кратных 45° и 15°, могут быть измерены лишь на глаз, а значит большой точности от таких измерений ждать не придется.

Очевидно, что если на таких транспортирах сделать отметки примерно посередине между наминами, расстояния между ними аналогично рассечь надвое, а затем повторить это снова и снова, можно получить углы в 22,5°, 11,5°, 7,5°, 3,75° и так далее. Для условий ориентирования на местности этого будет достаточно.

Если точность определения азимута не критична, то эти методы вполне пригодны для использования. В случаях, когда необходимо сделать упор на точность, их можно уточнить с помощью способа, о котором и пойдет речь дальше.

Способ №3. Уточняющий.

Этот способ является дополнением к первым двум. С его помощью можно уточнить угол, если он лежит за пределами шкалы деления самодельного транспортира.

Этот способ основан на знании того, что на расстоянии 57 сантиметров от наблюдателя расстояние в 1 сантиметр имеет угловую длину, соответствующую примерно 1°.

Таким образом, для того, чтобы уточнить азимут, нужно:

  1. От центра транспортира провести отрезок длиной 57 сантиметров через деление транспортира, максимально приближенное к искомому азимуту.
  2. Аналогичный отрезок проложить по искомому азимуту, то есть от центра транспортира до ориентира, на который необходимо измерить азимут.
  3. Отмерить расстояние между концами полученных отрезков.
  4. Полученную длину перевести в градусы с расчетом на то, что 1 сантиметр равен 1 градусу.
  5. Рассчитать азимут, отнимая либо прибавляя полученное значение к значению деления транспортира, относительно которого уточнялся азимут. Если искомое направление смещено против часовой стрелки от отметки, тогда от значения отметки отнимается полученное значение, если же смещено по часовой стрелке, тогда прибавляется.

Для того, чтобы получить более-менее точные значения азимута, для этого способа не обязательно расчерчивать лист бумаги с помощью часов: вполне достаточно просто согнуть лист так, как это было рассказано в первом способе.

Принцип, заложенный в уточняющем способе, также лежит в основе определения направления движения на местности по известному азимуту. Так, линейка, удерживаемая на расстоянии вытянутой руки, может стать неплохим угломером, помогающим человеку выбрать направление, соответствующее измеренному на карте. Об этом способе мы во всех подробностях рассказывали в отдельной статье…

В целом, выбирая способ измерения азимута без помощи специальных средств навигации, нужно обращать внимание на то, какой именно метод ориентирования применяется.

Например, не стоит гнаться, сломя голову, за большой точностью, если переход по местности предстоит в светлое время суток, так как ориентирование по Солнцу — это в большинстве случаев весьма приблизительный метод, а значит и небольшими ошибками, полученными при измерениях азимутов, можно пренебречь. Если же передвижение по маршруту запланировано на ночь, а в качестве метода ориентирования был выбран метод определения сторон света по Полярной звезде, тогда при необходимости можно постараться сделать расчеты более тщательно.

В любом случае, лучше не допускать ситуаций, когда придется ориентироваться без компаса. Для профилактики таких ситуаций в поход нужно брать два компаса — основной и запасной — а также следить за тем, чтобы у каждого участника похода был свой прибор навигации.

Автор: Максим Чечетов

vijivaka.com