Частотный баланс - FAQ. Низкие частоты высокие частоты


Восприятие звуков и музыки: важность очень высоких и очень низких частот.

Есть такой параметр: основная частота работы слуха. Обычно находится в пределах 1-2кГц, но порой и доходит до 4кГц. Смысл этой частоты состоит в том, что всё, что находится рядом -- слышно максимально подробно и детально. Казалось бы, причём тут очень высокие и очень низкие звуки?

Человек оценивает громкость по звучанию частот около 1-2кГц. Сама ушная раковина такова, что лучше всего слышны такие звуки. Общая идея состоит в том, что таким образом лучше всего слышно речь на расстоянии, что есть правда. А так ли на самом деле, истинная ли это (эволюционная) причина такого вот слуха -- это не важно.

Внезапно  оказывается, что привычная всем гитара вовсе не имеет нот около 1-2кГц. Как и голоса людей на самом деле сильно ниже. И тут нужно вспомнить про обертона и гармоники: если упростить, то любой звук имеет составляющие на очень разных частотах. Классический пример: гитара мебельной фабрики и просто добротная среднего ценового диапазона -- звучат сильно по-разному, хотя играть на них можно те же самые ноты.

Если построить график на подобии аудиограммы, то окажется, что человек слышит лучше всего около 1-2кГц. А вот все остальные частоты – хуже: грубо говоря, падение больше, т.е. слышны более громкие звуки. Фактически, никто не проверяет ниже 125Гц по одной причине: чем ниже частота звука -- тем больше падение, что нормально. И около 20кГц -- всё точно также: чем выше частота, тем больше падение. Причем, важно, чтобы обрыв был достаточно резкий, а не плавное ухудшение.

Untitled-2.jpgЕсть, правда, проблема. Существуют люди, которые хорошо слышат и за 20кГц. А это значит, что они требуют деталей и чистоты звучания и на высоких частотах. Фактически, очень многие люди обращают внимание на крайне узкий диапазон, поближе к 1-2кГц. И вообще не замечают огрех на очень низких и очень высоких частотах.

Исходя из этого, становится ясно, что качество воспроизводимой хорошей аудиосистемы гораздо проще оценить по высоким частотам (коварная дополнительная причина данного факта состоит в том, что гармонические искажения слышны сильно проще на «верхах»). А если с ними всё хорошо -- то ещё и по низким. Этим, собственно, и отличается человек с хорошим или даже идеальным слухом.

Очевидно же, что если человек слышит максимум до 16кГц, то внимание на небольшой громкости вряд ли превышает диапазон до 12000Гц. И не стоит думать о том, что и около 40-100Гц не будет подобного. Вот так многие и оценивают звучание: не замечая ошибок ни в области «баса», ни на высоких частотах. И совсем другая ситуация поджидает в случае, когда отлично слышно даже 20000Гц.

Untitled-6.jpgЗаодно становится очевидным, что именно сабвуферы и высокочастотные динамики нередко делают сильно громче, чем динамики средних частот. Причина проста: человек ориентируется по громкости около 1-2кГц. Все остальное -- кажется более тихим звуком. Кому не лень, может убедиться сам: взять добротные наушники и запустить генератор синусоидального сигнала: даже 7кГц будут казаться тише, чем 2кГц, хотя звуковое давление должно быть одинаковым.

Выясняется, что прежде, чем начать жаркие обсуждения, нужно узнать возможности слуха. А также не забывать, что чем ближе к краю диапазона -- тем хуже слышно. Да, и нередко возможности слуховые предопределяют любимые жанры: если в музыкальном произведении есть смысловые звуки до 20кГц, а слышно даже на максимуме лишь до 15кГц – итог (не) любви нетрудно.

simkinbh.livejournal.com

Звучат ли низкочастотные звуки на больших расстояниях?

У низких частот несут более высокие частоты? Да. Причина связана с тем, что останавливает звук. Если бы не звук затухания (поглощения) не соответствовал закону обратного квадрата.

Помните, что звук представляет собой вибрацию волн давления в молекуле. Всякий раз, когда вы даете молекулам «толчок», вы теряете энергию для нагрева. Из-за этого звук теряется для нагрева среды, через которую он распространяется. Затухание звуковых волн зависит от частоты в большинстве материалов. См. Википедию о технических деталях и формулах акустического затухания.

Здесь приведен график ослабления звука на разностных частотах (с учетом атмосферного давления и влажности):

поглощение звука на разных частотах

Как вы можете видеть, низкие частоты также не поглощаются. Это означает, что низкие частоты будут двигаться дальше. Этот график исходит из этой чрезвычайно подробной статьи о распространении звука на открытом воздухе .

Еще один эффект, влияющий на распространение звука, особенно через стены, наушники и другие относительные твердые поверхности, является отражением. Отражение также зависит от частоты. Высокие частоты лучше отражены, тогда как низкие частоты могут проходить через барьер:

передача звуковой частоты по сравнению с отражением

Это и затухание на основе частоты - вот почему низкочастотные звуки гораздо легче слышать сквозь стены, чем высокочастотные.

Частотная громкость в наушниках: вышеприведенное описание относится к звукам, которые движутся либо на большие расстояния, либо в противном случае сильно ослаблены. Наушники начинают с таких низких интенсивностей, что они не путешествуют достаточно долго, чтобы затухание было доминирующим фактором. Вместо этого кривая частотного отклика человеческого уха играет большую роль в воспринимаемой громкости.

Кривые, которые показывают частотную характеристику человеческого слуха, называются кривыми Флетчера-Мансона :

Fletcher-Munson_curves

Красные линии - это современные данные ISO 226: 2003. Все звуки вдоль кривой имеют «равную громкость», но, как вы можете видеть, низкие частоты должны быть намного более интенсивными, чтобы звук был столь же громким, как и более высокие звуки частоты. Даже если низкие частоты достигают вашего уха, вам будет тяжелее их слышать.

Звук наушников вдвойне усугубляется сложностью создания наушников с хорошей низкочастотной характеристикой. С громкоговорителями вы можете разделить работу по производству частот между сабвуфером, среднечастотным динамиком и высокочастотным динамиком. Для низких частот сабвуферы большие и имеют резонирующую камеру, которая просто не является вариантом с наушниками, которые должны создавать большой диапазон звуковых частот в небольшом пространстве. Даже хорошая пара наушников, таких как Sennheiser HD-650, сражается с более низкими частотами :

частотная характеристика наушников

Так что, если это звучит так, как высокие частоты движутся дальше с наушниками, это связано с тем, что наушники плохо работают при низких частотах, и ваше ухо плохо подбирает их.

Brandon Enright

Поняты конструктивные комментарии к нисходящей линии.

innisfree

Не могли бы вы объяснить, почему мы обычно слышим только высокочастотные шумы от чужих наушников?

Max

Спасибо за ваш очень хороший ответ @BrandonEnright, но это не объясняет, почему звук наушников сбалансирован (я имею в виду правильный баланс между низкими и высокими частотами) от очень близко (наушники), а не на большем расстоянии. С вашей первой диаграммы выше мы ожидаем, что более высокие частоты должны быть ослаблены больше, чем низкие частоты, поэтому я должен слышать только низкие частоты, когда наушники находятся дальше. не так ли?

Brandon Enright

@innisfree Я добавил некоторые подробности о наушниках

leftaroundabout

@ChrisWhite: такие эффекты, безусловно, актуальны во многих приложениях, но они едва измеримы для слышимого звука в воздухе на уровнях, которые вы можете безопасно подвергать своим ушам ...

askentire.net

Низкие частоты и их качественное усиление

Низкие частоты – понятие, включающее в себя спектр слышимого человеческим ухом звука. В среднем он находится в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Аудиограммы, определяющие способность ощущать нижний порог каждой частоты, имеют свои индивидуальные особенности, поэтому можно говорить о среднестатистическом слухе. Обычно частоты ниже 40 герц и выше 16 килогерц влияют скорее на окраску звука, чем ощущаются сами по себе.

Низкие частоты

Диапазон звуковоспроизводящей и передающей аппаратуры различен, поэтому отличаются и требования к ней. К примеру, обычный телефон воспроизводит звуки частотой от 200 Гц до 3 кГц, и этого достаточно, чтобы отчетливо разбирать все сказанное в трубку на другом конце провода или, в случае с использованием мобильного аппарата, в микрофон. Это же касается и так называемых «колоколов» - трансляционных громкоговорителей. Тем не менее, в отношении частотного диапазона принят мировой стандарт, согласно которому аппаратура класса Hi-Fi должна обладать частотной полосой от 20 до 20 000 Гц и шире.

Усилители низкой частоты применяются повсеместно как часть электронных схем различных промышленных и бытовых приборов, как отдельный вид радиотехники. Они есть в компьютерах, телевизорах, радиоприемниках, CD-плеерах, рациях, мобильных телефонах, переговорных устройствах и во многих других привычных для нас предметах.

Усилители низкой частоты

Основными характеристиками усилителя являются следующие:

- Выходная мощность. В наши дни ее считают по-разному. К примеру, для того, чтобы создать у малопонимающего человека представления о высокой громкости, которой он сможет наслаждаться, на упаковке с приемником или усилителем можно увидеть совершенно чудовищные четырехзначные цифры с пометкой «PMPO». Эти буквы в принципе должны означать пиковую нагрузку, которую может кратковременно выдать аудиоаппаратура. Реальная мощность - это та величина, которая обеспечивает неискаженную форму синусоиды при частоте в 1000 Гц, поданной на вход усилителя.

- Коэффициент нелинейных искажений - величина, показывающая, насколько низкие частоты по своей форме на выходном каскаде отличаются от входного сигнала. Это, пожалуй, самый главный параметр, говорящий о том, насколько качественно сделан и настроен усилитель низкой частоты.

- Динамический диапазон. Эта характеристика очень важна для высококачественной усилительной аппаратуры, она дает представление о том, насколько прямолинеен график усиления. Говоря другими словами, при достаточно широком динамическом диапазоне неискаженными будут все низкие частоты, независимо от их уровня. И очень тихий, и очень громкий звук будут воспроизводиться достоверно. Это качество характерно для ламповых усилителей.

Усилители низкой частоты

- Частотная характеристика. О ней уже говорилось в статье, добавить можно только такую ее особенность, как равномерность. В идеале она представляет собой прямую линию, параллельную абсциссе со шкалой частот на всем протяжении рабочего диапазона.

Этими параметрами определяется качество, с которым воспроизводятся низкие частоты классической усилительной аппаратурой. В некоторых современных образцах бытовой музыкальной техники частотные характеристики умышленно искажаются для создания модных эффектов, таких, как усиление басовых составляющих или сверхвысоких частот, что пагубно сказывается на слухе и работе головного мозга.

fb.ru

Звуковой диапазон частот

"Область акустических колебаний, способных создавать ощущение звука при воздействии на орган слуха, ограничена по частоте. Для большинства людей от 18 до 25 лет, обладающих нормальным слухом, полоса частот колебаний, воспринимаемых в виде звука, лежит, с некоторыми отклонениями, в пределах между колебаниями с частотой 20 Гц (низшая граничная частота) и 20000 Гц (высшая граничная частота). Эту полосу частот принято называть звуковым диапазоном, а частоты, лежащие в его пределах - звуковыми частотами.

Колебания с частотами менее 20 Гц, называются инфразвуковыми, а колебания с частотами более 20000 Гц - ультразвуковыми: Эти частоты наш слух не воспринимает, однако, известно, что "инфразвук" оказывает определенное влияние на эмоциональное состояние слушателя. К сожалению, инфразвуковые частоты, которые, как показали современные исследования, в составе колебаний музыки и речи присутствуют, воспроизвести с магнитофонных записей, по техническим причинам, невозможно.

Это не единственное и, пожалуй, не самое главное, но все же препятствие, не позволяющее достичь при прослушивании музыки, переданной через электроакустическую систему, того же эмоционального воздействия, какое испытывает слушатель в концертном зале.

Частота звуковых колебаний определяет высоту (тон) звука: самые медленные колебания воспринимаются как низкие, басовые ноты; самые быстрые - как высокие звуки, напоминающие, например, комариный писк. Следует заметить, что люди не одинаково хорошо слышат все частоты звукового диапазона. Так, с возрастом, верхняя граница слышимых частот значительно понижается. Звуковой диапазон частот определяет предельные возможности слуха человека, выявленные с помощью многочисленных исследований и усреднения результатов многих опытов, проведенных со слушателями различных возрастов и с разной тренировкой."- пишет Б.Я.Меерзон -"Акустические основы звукорежиссуры". Уч. изд. ГИТР

"Эквалайзер — устройство коррекции тембра сигнала, изменяющее амплитуды его частотных составляющих. Изначально эквалайзеры применялись чисто технически, для коррекции амплитудно-частотной характеристики неидеального звукового тракта. Однако вскоре они стали использоваться и творчески — для создания нужных тембров или аккуратного совмещения инструментов в фонограмме.

Основным параметром эквалайзера является амплитудно-частотная характеристика (АЧХ, частотная характеристика, frequency response). Она показывает, насколько эквалайзер усиливает или ослабляет те или иные частоты входного сигнала.

Наиболее распространенными типами частотных характеристик эквалайзеров являются «колокол» (bell), «полка» (shelf), обрезные НЧ- и ВЧ-фильтры (low-pass, high-pass), показанные на рис рисунке. (В отечественной литературе фильтром низких частот называется фильтр, пропускающий низкие частоты и подавляющий высокие частоты (low-pass). Аналогично с фильтром высоких частот (high-pass).)

По типу управления частотной характеристикой эквалайзеры делятся на параметрические и графические.

В параметрических эквалайзерах пользователь может выбирать одну из имеющихся форм АЧХ и задавать ее параметры: центральную частоту, коэффициент усиления и добротность.

Центральная частота — это частота центра «колокола» или частота, на которой происходит изгиб АЧХ (для «полок» и обрезных фильтров — это обычно точка уровня −3 дБ).

Коэффициент усиления для «колокола» задает усиление на центральной частоте, а для «полки» — в полосе усиления/подавления.

Добротность для эквалайзера типа «колокол» задает ширину усиливаемой или подавляемой полосы частот и определяется как отношение центральной частоты к ширине этой полосы, лежащей в пределах 3 дБ от коэффициента усиления на центральной частоте. Обозначается добротность обычно буквой Q. Аналогичная величина для «полок» и обрезных фильтров называется «крутизной спада» АЧХ и измеряется в децибелах на октаву. Увеличивая добротность, можно превратить фильтр-колокол в т.н. notch-фильтр, или режекторный фильтр, подавляющий конкретную частоту или очень узкую полосу частот. Комбинируя несколько эквалайзеров, можно получить более сложные формы АЧХ.

В графических эквалайзерах пользователь «рисует» требуемую АЧХ непосредственно на дисплее или с помощью набора регуляторов усиления на различных частотах.

Параграфические эквалайзеры — это гибрид параметрических и графических эквалайзеров. Они, как правило, позволяют управлять коэффициентами усиления с помощью ползунков (или в графическом виде на дисплее), но при этом имеют настройки добротности и центральной частоты для каждой полосы.

Большинство аналоговых эквалайзеров вносят в сигналы частотно-зависимый сдвиг по времени. Другими словами, различные частотные компоненты сигнала задерживаются на различное время. Как правило, это нежелательный эффект, т.к. если на вход поступает импульсный сигнал (резкий удар или щелчок), то и на выходе желательно получить импульс, не размазанный во времени.

Фазово-частотная характеристика (ФЧХ, фазовая характеристика, phase response) показывает, насколько меняется фаза сигнала при прохождении через эквалайзер. 

Для большинства аналоговых эквалайзеров можно построить ФЧХ по известной АЧХ. При этом наибольшие изменения в ФЧХ происходят в местах быстрого изменения АЧХ. Это означает, что чем сильнее вмешательство в частотный диапазон, тем сильнее будут проявляться фазовые искажения — в обиходе часто говорят, что эквалайзер «крутит» фазу. 

Частотными компенсаторами пользуются не только для речевой фонограммы. Их применяют также для корректи­ровки шумов, а в некоторых случаях — музыки.

Наличие в пультах перезаписи фильтров, резко отсе­кающих низкие и высокие частоты, позволяет корректиро­вать такие дефекты, как низкочастотные помехи, иногда ~ высокочастотный шум и др.

Включение в речевой канал фильтра, круто обрезающего низкие частоты (фильтр ВЧ), в ряде случаев облегчает сглаживание «разнобоя» речевой фонограммы в области низких частот.

Комбинация фильтра ВЧ с фильтром, подавляющим узкую полосу около 200 Гц, позволяет избавиться от не­приятной для слуха глухой бочковатости, свойственной небольшим ателье речевых озвучений.

Включение фильтра присутствия, приподнимающего частоты в области 2000—4000 Гц, сообщает голосам свое­образную рельефность, выделяя их на фоне других зву­ков. Сказывается, по-видимому, эффективность формант: усиление этих обертонов придает голосу серебристый от­тенок, силу и звонкость. Наибольшей чувствительностью слух обладает к частотам в области 2000—4000 Гц и если в голосе исполнителя формант, лежащих в этой полосе, побольше, то при одной и той же акустической энергии он будет выигрывать в звонкости и громкости.-

Иной раз чрезмерное обилие свистящих в первичной записи речи удается скорректировать фильтром, подавляю­щим узкую полосу частотной характеристики в области 3000 Гц. В то же время известны случаи, когда кажущееся обилие свистящих звуков, как это ни парадоксально, устра­нялось именно подъемом частотной характеристики ее стороны высоких.

Так или иначе, какие бы комбинации фильтров ни применялись, надо, чтобы речь звучала «остро», зубные или шипящие звуки были четкими и даже слегка подчеркнутыми; без этого речь в фильме может быть неразборчивой.

Режекторными фильтрами можно вырезать (подавить) очень узкий участок в различных местах частотной полосы и, не ухудшая практически общего качества звукопередачи, вы­править тем самым некоторые технические дефекты фонограмм.

Пример использования. По одной только громкости нельзя судить о расстоянии до источника звука. Так, голос на открытом воздухе и в негулких помещениях доходит до слушателей с потерей низких частот. Поэтому, ослабляя фильтрами низкие час­тоты, иногда можно добиться эффекта отдаленного звука, если в первичной фонограмме речь звучит близко. Также простое регулирование громкости не дает и полноценного впечатления  приближения или удаления оркестра. В естественных условиях меняется не только  интенсивность звучания, но также окраска и соотношение прямых и отраженных звуков. Вспомним эффект приближения ду­хового оркестра на улице, когда вначале слышны одни только басовые звуки (туба, большой барабан), и только вблизи становятся различимы инструменты высоких ре­гистров.

Многообразие цифровых эквалайзеров, как аппаратных, так и программных, показало, что параметрические и графические эквалайзеры не имеют существенного преимущества друг перед другом в качестве звучания — и в том, и в другом лагере попадаются удачные и неудачные модели. Определяющей составляющей качества эквалайзера является его управляемость, особенности алгоритмов и способность контроля параметров прибора: АЧХ, ФЧХ, импульсной характеристики."- написал А.Лукин. "Цифровые эквалайзеры ". "Звукорежиссёр"

Читать далее

xn--b1agadcjl6asejas6j.xn--p1ai

Настройка параметров звука (низкие частоты/высокие частоты/баланс)

Начальная страница > Настройка различных параметров > Настройки звука > Настройка параметров звука (низкие частоты/высокие частоты/баланс)

Шаги

  1. Нажмите кнопку HOME, а затем выберите [Установки].

  2. Выберите [Звук] → [Звук] → необходимый параметр.

Доступные параметры

[Выбр. входы] Применение пользовательских настроек звука для текущего входа или общей памяти, используемой остальными входами. [Режим звука] [Стандартный]: оптимизация качества звука для общего содержимого. [Кино]: оптимизация объемного звучания для просмотра фильмов. [Спорт]: воспроизведение реалистичного звучания, как на стадионе. [Музыка]: воспроизведение живого и чистого звука, как на концерте. [Игра]: этот режим отлично подходит для игр благодаря превосходному качеству звука. [Compressed Audio]: улучшение качества низкоскоростного сжатого аудиосигнала. [Объемный эффект] Позволяет настроить эффект объемного звучания.Если [Режим звука] установлен на [Кино], [Спорт], [Музыка] или [Игра], технология Sony будет воспроизводить объемный звук. [Авто окруж. звук] Автоматически выводит объемное звучание 5.1 при получении телевизором звукового сигнала объемного звучания 5.1 из источника ввода. [Звуковой бустер] [Вкл.]: используется для усиления высоких/низких частот и воспроизведения динамичного звука. [Выкл.]: воспроизведение естественного звука. [Эквалайзер] Настройка звука в соответствии с определенными частотами. [Голосовой фильтр] Усиление голоса или окружающих звуков. [Режим "Футбол в прямом эфире"] Вы можете выделить шум толпы, создав эффект присутствия на стадионе. [Вкл.]: выделение шума толпы. [Выкл.]: отключение функции. Если данная функция включена, другие звуковые настройки для [Звуковой бустер] и [Эквалайзер] будут отключены. Данная функция отключается при изменении канала, входного сигнала или выключении телевизора. [Авторегулировка громкости] Автоматическая регулировка уровня громкости в зависимости от программы или входного сигнала. [Выкл.]: отключение функции. [Стандартный]: обычный режим. [Ночной]: значительное ограничение динамического диапазона во время ночного просмотра. [Коррекция громкости] Регулировка текущего уровня громкости по отношению к другим входам, когда для параметра [Выбр. входы] установлен текущий вход. [Баланс] Увеличение громкости левого или правого динамика. [Сброс] Сброс выбранных настроек входного сигнала и восстановление настроек по умолчанию.

pdf.crse.com

Высокие частоты / лучшие обзоры Hi-Fi-техники

Одно из важнейших качеств по-настоящему хорошей системы — ее способность безукоризненно воспроизводить высокие частоты. Многие аудиокомпоненты, совершенные по многим параметрам, проигрывают в музыкальности из-за плохого качества их воспроизведения.

 

Негативные характеристики звучания высоких мы описываем в следующих терминах: яркий (bright), сипящий (tizzy), выступающий (forward), агрессивный (aggressive), жесткий (hard), хрупкий, ломкий (brittle), резкий (edgy), сухой (dry), бледный (white), бесцветный (bleached), напряженный (wiry), металлический (metallic), стерилы ный (sterile), аналитический (analytical), визгливый (screechy) и зернистый (grainy). Недостатки в передаче высоких частот многочисленны: посмотрите, сколько прилагательных мы используем для их описания...

 

Если в звучании аудиокомпонента преобладают высокие частоты, это преувеличивает звуки с интенсивным спектром в верхней части звукового диапазона. Примеры этому — резкое звучание тарелок, чрезмерно акцентированные шипящие и свистящие звуки вокальных партий, визгливость скрипок. Звучание компонентов аудиосистемы с такими особенностями характеризуется как яркое. Яркость — это выпуклость высоких, в основном, в диапазоне между 3 кГц и 6 кГц. Выпуклость может быть обусловлена подъемом амплитудно-частотной характеристики акустических систем или плохой схемой электронных компонентов. Многие проигрыватели компакт-дисков и транзисторные усилители имеют горизонтальную амплитудно-частотную характеристику, но тем не менее, придают выпуклость звучанию высоких частот.

Термином сипящий (tizzy) описывают избыток верхних высоких частот (диапазон от 6 кГц до 10 кГц). Для этого недостатка характерно их обедненное звучание. Акцентирование верхних гармоник делает звучание тарелок сипящим — в нем больше звука „ссс", чем „шшш".

Термин выступающий или выпуклый (forward), в применении к области высоких частот, близок к определению яркий, — оба описывают избыток высоких. Однако выступающие высокие частоты ближе по смыслу к термину сухой, связаны с потерей чувства пространства и воздуха.

Многие из терминов, приведенных выше, имеют фактически одно и то же значение. Жесткий, хрупкий и металлический описывают неприятный металлический призвук. Гармонический состав звука удара одного металлического предмета о другой очень схож со спектром искажений усилителя мощности, работающего в режиме перегрузки по напряжению.

Я нахожу звук альтсаксофона лучшим критерием в определении жесткого, хрупкого или металлического звучания, особенно в области нижних высоких частот. При неточном воспроизведении тон саксофона становится тонким, пронзительным и очень неприятным. Прямая противоположность такому звуку описывается терминами богатый (rich), теплый (warm) и полный (full). Металлическая окраска верхних гармоник просто разрушает звук альт-саксофона. Интересен тот факт, что у саксофона гармоническая структура звука сложнее, чем у любого другого инструмента. Поэтому не удивительно, что его звук так полезен при оценке качества воспроизведения высоких частот.

Термины бледный и бесцветный очень схожи по смыслу с определением яркий, но я ассоциирую их в большей степени с термином скудный или слабый (thinness), что часто связано со спадом в диапазоне верхних средних частот. С обеднением гармонической структуры сигнала высокие частоты становятся слабыми и потертыми, как фотоснимок, сделанный с недодержкой. Тарелки должны звучать подобно гонгу в области низких частот, поверх которых высшие гармоники „наводят глянец". Если тарелки звучат подобно взрывам белого шума (как шум радиоприемника при отсутствии сигнала радиостанции), такой звук можно описать как бледный или бесцветный.

Зернистость в звучании высоких особенно утомляет слушателя. Она огрубляет фактуру высокочастотного поддиапазона. Я отмечал это, главным образом, на скрипичных соло, флейте и партиях женского вокала. Зернистость высоких ложится поверх динамических всплесков флейты, придавая звуку грубый и неопределенный характер. Огрубленность музыкальной фактуры заставляет звучать скрипки, как если бы музыканты держали в руках пилы вместо смычков — сравнение преувеличенное, но наглядное.

Зернистость высоких частот может быть самого разного качества — от очень мелкой до грубой и вульгарной, как крупа разного помола. Чем крупнее зерно, тем оно заметней. Все сказанное здесь о зернистости не в меньшей, а даже в большей степени относится к области средних частот, но об этом мы поговорим в следующем разделе.

Высокочастотные искажения могут создать впечатление, что в воспроизведении музыки область высоких частот существует отдельно, поверх музыкального полотна, не вплетаясь в него органично. Мы начинаем воспринимать высокие как обособленную реальность, а не просто как одну из составляющих музыки. Будьте бдительны, если при прослушивании высокие привлекают ваше внимание.

Расположим наиболее общие источники этих проблем по степени убывания значимости: высокочастотные головки акустических систем, отражающие поверхности помещений, цифровые источники (обычно проигрыватели компакт-дисков или цифровые процессоры), предварительные усилители, усилители мощности, соединительные кабели и сетевые помехи.

Пока что я обсуждал только проблемы чрезмерного акцентирования высоких частот. Некоторые аудиокомпоненты воспроизводят высокие мягче, менее выпукло по сравнению с живой музыкой. Эти характеристики часто закладываются на стадии разработки с тем, чтобы компенсировать недостатки других компонентов системы или сделать звучание более комфортным. Намеренное смягчение высоких — это компромисс разработчика; если он не может передать высокие частоты точно, он смягчает их, делая менее агрессивными.

Определим другие термины в описании качества воспроизведения высоких частот в порядке их значимости. Точное воспроизведение высоких характеризуется как ровное (smooth), приятное (sweet), мягкое (soft), шелковистое (silky), нежное (gentle), плавное (liquid) и сочное (lush).

Определениями скругленное (rolled off) и приторное (syrupy) описывают слишком мягкое, а потому окрашенное звучание; противоположность им — ровное, приятное и шелковистое звучание. Округленность и приторность высоких может вызвать облегчение после яркого, жесткого и зернистого звука, но как одно, так и другое качество не удовлетворяет критериям музыкальности. Такое звучание описывают как сдержанное (bland), не увлекающее (uninvolving), неторопливое (slow), тягучее (thick), закрытое (closed-in), с потерей деталей (lacking detail). Все эти термины характеризуют злоупотребление мягкостью в передаче высоких частот. Звучание теряет жизнь, воздушность, открытость, чувство пространства. Оно зажато и мелко.

Воздушность вершей октавы — термин, описывающий чувство почти неограниченной протяженности высоких частот, воздушного пространства как среды обитания музыкальных образов. Легкий спад в области высоких (уменьшение их уровня) в акустических системах может ограничить воздушное пространство верхней октавы, что также ассоциируется с непрозрачной звуковой сценой.

Воспроизведение высоких, наиболее точно повторяющее особенности живой музыки, считается лучшим. Необходим большой заряд энергии, — в реальной жизни звучание тарелки может быть достаточно агрессивным, но не иметь зернистого, сухого и искусственного характера. Если мы не слышим этих характеристик в живой музыке, мы не должны слышать их и при ее воспроизведении. Но важнее всего, чтобы высокие частоты звучали как естественная, неотделимая часть музыки, а не как шум на ее верхушке. Если компонент обладает окраской высоких частот скорее мягкой, чем яркой, то музыкально он гораздо менее объективен.

 

 

 

 

 

ЧИТАТЬ ДРУГИЕ ГЛАВЫ

 

 

По материалам книги «Энциклопедия High-End Audio» Автор Роберт Харли  

www.all-hi-fi.ru

Частотный баланс - FAQ - Personal Audio

Частотный баланс - FAQ Частотный баланс означает соотношение уровней частотных диапазонов. Частотный баланс представляет собой суммарную, упрощенную оценку амплитудно-частотной характеристики наушников.

Сбалансированный частотный баланс

9.png

Сбалансированный частотный баланс подразумевает, что количество низких, средних и высоких частот находится примерно на одном уровне.

Примеры наушников со сбалансированным частотным балансом

В качестве примера среди полноразмерных наушников будут такие модели, как HD555, HD600 и HD 650.

Частотный баланс с доминирующими низкими частотами

8.png

У наушников с таким балансом частот ярко выражены низкие частоты, их называют басовитыми.

Примеры Частотного баланса с доминирующими низкими частотами

Обзор Sony XB-800

Частотный баланс с доминирующими низкими частотами и задавленными высокими частотами

7.png

Такие наушники можно отнести к глухим, шипящие звуки плохо различимы, а домиирующий бас больше бухает и не отличается разборчивостью. Такие наушники пользуются наименьшей популярностью.

Наихудшим случаем является подъем не во всем диапазоне низких частот, а только в области верхних низких частот, придающих звучанию бубнящий оттенок.

Частотный баланс с доминирующими средними частотами

5.png

Такие наушники как правило подчеркивают вокал и струнные инструменты. Довольно часто востребованы в профессиональных целях и певцов и музыкантов.

Примеры частотного баланса с доминирующими средними частотами

Частотный баланс с доминирующими высокими частотами

4.png

Звучание таких наушников отличается громким воспроизведением шипящих инструментов, тарелочек, звона и яркой атаки. Такие наушники кажутся более детальными и четкими (что закономерно, т.к. в области низких и средних частот тональные звуки, а в высокочастотном диапазоне импульсные, на основе которых мы к примеру различаем согласные буквы). Однако количество и качество все же разные вещи и поэтому большой уровень высоких частот может дать ощущение высокой детальности лишь на первый взгляд. В аудиофильской среде такие наушники принято называть псевдо-детальными.

Примеры частотного баланса с доминирующими высокими частотами

Частотный диапазон с умеренной отдачей в области низких частот

 3.png

Более просто – это мало баса. Если речь идет о портативных наушниках, то это может быть справедливо для тех наушников, у которых просто нейтральный частотный баланс. Если же говорить о домашних или профессиональных моделях, то это уже те наушники, у которых на низких частотах отдача ниже, чем в области средних и высоких частот. Такие наушники востребованы для длительного прослушивания музыки, в которых уши не устают. Такие наушники еще называют «спокойными» и рекомендуют для классики и релаксационной музыки. Еще одна особенность такого частотного баланса в том, что спад в области низких частот дает схожий баланс с полочной акустикой и тем самым более узнаваемым и естественным.

Примеры частотного баланса с умеренной отдачей в области низких частот

Частотный баланс с приглушенными средними частотами или с доминирующими низкими и высокими частотами

2.png

Это один из самых популярных частотных балансов, особенно средни наушников среднего и низкого качества, т.к. позволяет передать и ритм с помощью баса, и дать детальность (пусть и псевдо). Чем дороже наушники, тем стараются делать меньший подъем в области высоких частот, т.к. хорошая разборчивость в области высоких частот уже не требует большого уровня. Тем не менее, и высококачественные наушники могут иметь такой частотный баланс, особенно если это профессиональные наушники.

Примеры частотного баланса с приглушенными средними частотами или с доминирующими низкими и высокими частотами

Частотный баланс с акцентированными сибилятивными частотами

1.png

Такие наушники подчеркивают шипящие в речи в виде протяжных «с-с-с». Эти наушники часто встречаются среди профессиональных, где подчеркнутые высокие позволяют или лучше разобрать речь или при обработке звука сделать шипящие умеренными. Высокие частоты, отвечающие за сибилятивность находятся в районе 7 кГц.

Примеры частотного баланса с акцентированными сибилятивными частотами

Автор: (PAExpert) Эксперт Personalaudio.ru 19.12.2012

Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter. Это не требует регистрации. Спасибо.

Поделитесь в социальных сетях
Социальные закладки

personalaudio.ru


Смотрите также