Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

Незабываемые экскурсии (график экскурсий и планы проведения). План экскурсии


Как написать экскурсию 🚩 Методика проведения экскурсий 🚩 Планирование и организация

Для начала выбираем место, которое станет достойным привлечения внимания туристов, детально прорабатываем и изучаем историю, стараемся найти для текста экскурсии интересные факты, которые повысят популярность планируемого нами тура. Ищем, где поблизости с презентуемым туристическим местом есть магазин сувениров, которые туристы смогут приобрести и если такой магазин есть в наличии, то планируем время для таких покупок. Проводить экскурсию лучше всего в тех местах, о которых вы можете найти достаточно уникальной и точной информации, чтобы ее хватило на полноценное информирование всех участников и чтобы вы смогли ответить на вопросы, которые могут возникнуть в ходе вашей презентации.

Проводить экскурсию необходимо из учета возрастных особенностей группы экскурсантов. Людям «элегантного» возраста будет интересна информация, которая будет возвращать их во время молодости, а школьникам эту же информацию можно подать, сделав упор на то, что знания, полученные при экскурсии, потом можно будет использовать на уроках истории.

Залог идеальной экскурсии - экскурсовод, которому самому интересно то, о чем он рассказывает. Помимо этого стоит обладать такими качествами как толерантность, внимание к просьбам экскурсантов и умение их удивить известными только вам подробностями. Можно также рассказывать общеизвестные факты, но подавать их с уникальными вопросами, активно обращаясь к группе, стараясь вовлечь их в изучение предложенной местности.

В последнее время стали популярны экскурсии, основной группой для проведения которых является молодежь - это ночная Москва, ночное посещение музеев. Можно позаимствовать идею и организовать такой маршрут в своем городе, тем более что он будет пользоваться повышенной популярностью, если на данный момент на рынке туристических услуг такого предложения нет.

Главное - начать, если вы заинтересованы темой продвижения бренда родного края, если вам нравиться открывать неизвестные страницы истории и вы хотите, чтобы о них узнало как можно больше людей, вам стоит заняться организацией экскурсионных маршрутов.

 

www.kakprosto.ru

Экскурсия в природу в разное время года

ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ

Природа не только многому учит, но и воспитывает. Живое общение с природой стимулирует процесс обучающихся к ее изучению и способствует эстетическому воспитанию школьников. Одновременно воспитывается чувство любви к родному краю, а это служит хорошей основой для воспитания советского патриотизма.

Развитие эстетического чувства и поддержание интереса к изучению природы во время экскурсии требуют от учителя высокого педагогического мастерства.

О благотворном влиянии экскурсий на воспитание обучающихся говорили многие выдающиеся педагоги и методисты. (И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, В.В. Половцев и др.). так, например, широко известный методист профессор Б.Е. Райков написал: «Знакомясь с природой не из книг, а путем непосредственного сближения с нею на экскурсиях, на практических работ в лаборатории, в живом уголке и т.д., обучающиеся открывают в ней многое такое, чего они раньше не замечали.

Они всматриваются в красивые формы, гармоничные сочетания, узнают о причиненных связях между далекими, казалось бы, явлениями и т. д. работы в этом направлении приучает замечать скрытую в природе красоту – даже в некрасивых , с первого взгляда, вещах и наслаждаться той слаженностью и стройностью, которая характеризует жизнь природы. Таким путем развивается эстетическое чувство, возбуждается интерес и любовь к природе, что составляет одну из важных сторон воспитания.

Как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии, вызывает у обучающихся радость. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее проведения.

Местом экскурсии может быть лес, парк, лесозащитная полоса, колхозное поле или школьный учебно-опытный участок, которые расположены вблизи от школы. Нужно отметить, что в различные временна года посещение одного и того же места не снижает интереса обучающихся к экскурсии. Например, осенью они любуются золотым и багряным убором деревьев и кустарников, зимой наблюдают жизнь растений под снегом, весной их радует нежная зелень листьев, первые весенние цветы и первая песня жаворонка, летом приятная прохлада зеленых насаждений богатство красок, стоголосая песня пернатых и многое другое, на что так щедра родная природа.

Учитель должен направить эту инстинктивную тягу к природе на то, чтобы обучающиеся разумно наблюдали, изучали природу, научилась любовью охранять ее.

Опыт показывает, что никакой доклад, никакая беседа родной природе не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия.

Природа – большая книга, которую учитель должен научить читать своих учеников.

Экскурсии по изучению растений может придать элемент игры. Игровые моменты заинтересовывают обучающихся и направляют их на самостоятельное выполнение задания.

Экскурсия на тему «Осенние явления в жизни растений».

Цель: познакомить обучающихся с осенними явлениями в жизни растений.

Задачи:

Образовательная: дать представление о сути биологических явлений (Осенняя раскраска листьев, листопад, приспособления к распространению плодов и семян)

Развивающая: развитие навыков самостоятельных наблюдений в природе, сбор материала.

Воспитательная: воспитание любви к природе, бережного отношения к ней, обратить внимания на красоту осеннего леса.

Оборудование: секаторы (садовые ножницы) – 2-3шт., гербарные папки из картона 2-4шт., газетная бумага, пакеты для сбора семян, блокноты, карандаши.

Подготовка к экскурсии

Выбрать место проведения экскурсии, учитывая эстетическую сторону и разнообразие растений.

План проведения экскурсии

  1. Выбор маршрута экскурсии

  2. Организация обучающихся перед экскурсией

  3. Выход на место проведения экскурсии

  4. Беседа учителя о цели экскурсии и осенних явлениях в жизни растений

  5. Работа обучающихся по сбору материала

  6. Заключительное слово учителя

  7. Подведение итогов работы

Вступительная беседа 5-7 мин.

Заинтересовать обучающихся предстоящими наблюдениями, обратить внимание на красоту осеннего леса. Вспомнить стихи об осени, картина «Золотая осень».

В конце августа, начале сентября появляются признаки осени. Какие? (изменяется окраска листьев на деревьях, кустарниках, созревают плоды, однолетние травянистые растения отмирают, но созревают их и семена зимуют, начинается листопад, на ветках остаются почки и они защищены от ветра, мороза, многолетние травы надземная часть погибает, зимуют подземные – корни, корневища, луковица).

У большинства деревьев, кустарников листья опадают, наиболее яркая окраска в период с 15 по 25 сентября. Желтеют березы, краснеют листья осины, красными становятся листья рябины, созревают их плоды. Около середины сентября начинается пожелтение лиственницы. Они сбрасывают хвою на зиму (приметы: сбросила лиственница хвою – установился снежный покров) среди местных кустарников листья сирени остаются зелеными до самых морозов.

Осень пора созревания плодов и семян с наступлением осени некоторые растения цветут вторично, и мы этому удивляемся!

- одуванчики, жарки, ветреница, земляника.

Задания для самостоятельной работы

  1. Рассмотреть у каких деревьев изменилась окраска листьев по сравнению с летней, и начался ли листопад?

  2. Собрать окрашенные листья для гербария (взять с веток и опавшие)

  3. Что остается на ветках после опадения? Записать наблюдения.

  4. Собрать семена, плоды деревьев, кустарников, трав. Предположить, как они распространяются.

  5. Какие растения продолжают цветение? Записать название.

Итог экскурсии

Цветковые растения разнообразны и произрастают в разных условиях и несмотря на внешнее различие, все имеют органы: корни, стебли, листья, цветки.

Из собранного материала приготовить гербарий осенних листьев, коллекции семян, возможно, сделать аппликацию «Осенний букет», «Осень в лесу».

Проверьте народные приметы

  1. Если на рябине много ягод, осень будет дождливая, если мало – сухая.

  2. Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Экскурсия в природу на тему «Жизнь растений весной»

Цель: Изучить жизнь растений весной

Задачи:

Образовательная: познакомить обучающихся с характерными явлениями в жизни растений весной, их приспособленностью к совместной жизни, к условиям окружающей среды.

Развивающая: развитие практических умений и навыков по определению деревьев, кустарников, раннецветущих растений, развитие умений наблюдать

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, обогащение мира чувств ребенка, формирование эстетического восприятия природы.

Оборудование: блокноты, карандаши для записей.

Экскурсию необходимо проводить в то же природное окружение, которое обучающиеся наблюдали зимой. Это дает возможность показать периодичность в жизни растений связанную с изменяющимися условиями в природе.

План проведения экскурсии

  1. Подготовка обучающихся к экскурсии в классе к выходу на экскурсию

а) сообщение темы, цели и места экскурсии

б) проверка наличия блокнотов, карандашей

2. Организационный выход на место экскурсии

3. Вводная беседа на месте экскурсии

4. Задания группам для самостоятельной работы. Выполнение заданий.

5. Подведение итогов самостоятельной работы.

Оптимальная численность 8-10 человек. Желательно участие воспитателя. Вступительная беседа 5-7 мин.

Кончились холода, ярче светит солнце, стали изумрудными кроны сосен, набухают почки на деревьях, кустарниках. Появляются цветущие растения в лесу, на лугах.

Вопросы беседы

Какие деревья растут в данном лесу? Как можно назвать этот лес? Какие кустарники и травы произрастают в лесу? Какие явления можно наблюдать весной? (сок движения, набухание и распускание почек, цветение и раннее цветение и рост побегов. Под влиянием каких причин наступают эти явления? (тепло, свет, поглощение корнями воды, минеральных солей, передвижение в растении, запасных веществ к растущим частям растений).

Обратить внимание на приспособленность к совместной жизни (цветение некоторых деревьев и кустарников до распускания листьев, лесная подстилка создает условия для перезимовки и быстрого развития раннецветущих травянистых растений, теневыносливые приспособлены к поглощению рассеянного света под пологом леса).

Задания для самостоятельной работы для каждой группы общие, что позволяет познакомиться со всеми растениями сообщества.

Каждой группе показать место, направление, где обучающиеся могут выполнить задание, распределив работу между собой.

  1. Найдите деревья, которые вы видели на экскурсии осенью, зимой. Какие изменения наступают в жизни и во внешнем строении этих растений?

В чем причина этих изменений. Укажите, у каких деревьев набухли

почки или же распустились.

Запишите наблюдения.

  1. В каких условиях растут кустарники: среди каких деревьев, как освещены солнцем?

У каких набухли почки или распустились. Посещают ли их насекомые?

  1. Найдите и рассмотрите травянистые растения. Определите, в каких условиях они произрастают. Прилетают ли к ним насекомые. Запишите наблюдения среди раннецветущих встретить такие – прострел раскрытый (сон-трава), медуница неясная, гусиный луг желтый, пролеска сибирская, ветреница лютиковая, ветреница дубравная и т.д.

Совместно с учителем узнают названия растений, какие из них редкие в данной местности и обсуждается вопрос, почему возможно раннее цветение и какие приспособления у них имеются?

Итог экскурсии

Обратить внимание на красоту весеннего леса, пробуждение природы

Домашнее задание

Подготовить рассказ об экскурсии.

Экскурсия в природу на тему

«Зимние явления в жизни растений»

Цель: Ознакомить обучающихся с растениями в зимнее время

Задачи:

Образовательная: знакомства обучающихся с приспособленностью к перезимовки. Научить распознавать деревья и кустарники в безлистном состоянии

Развивающая: развитие практических умений и навыков по определению деревьев, кустарников с использованием цвета коры, почек, силуэтов деревьев, и навыков проведения самостоятельных наблюдений в природе.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, показ красоты зимнего леса.

Оборудование: блокноты, простые карандаши, ручные лупы.

Вводная беседа. В зимнее время года, когда снег покрывает землю и начинаются морозы, кажется, что растения могут погибнуть, но это не так. Зима самый продолжительный сезон в нашей области. Зима по календарю начинается с 1 декабря, а у нас гораздо раньше, в ноябре и даже в октябре снег покрывает землю. Зима удивительно прекрасное время года.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

В зимнем лесу на первый взгляд, кажется, что жизнь прекратилась. Замерли под снежными шубами, сосны, ели.

Стынут голые ветви, листопадных деревьев и не верится, что они снова зашумят зеленой листвой. Надежно спрятаны живые части стебля под корой, а новые побеги под чешуйками почек. Деревья и кустарники радуют нас не только весной, летом и осенью, но и зимой, каждое неповторимо по силуэту, рисунку ветвей, окраски коры.

Цель нашей экскурсии научиться узнавать эти деревья и кустарники по этим признакам.

Переходя от одного дерева к другому и подводя к ним обучающихся, учитель показывает кору деревьев, кустарников, срезая ветку обращает внимание на почки растений покрытые чешуйками, указывает на особенности внешнего строения, объясняет, что такое силуэт и показывает деревья стоящие в отдалении, характеризует их силуэты.

Жизнь растений не прекращается. Это состояние называют зимним покоем.

Какие приспособления имеют деревья к неблагоприятным условиям?

(опадают листья). Но все ли деревья сбрасывают листья? Какие не сбрасывают на зиму листья (сосна, ель, кедр, брусника, багульник, клюква и т.д). Это вечно зеленые растения. А как они могут перезимовать? (они защищены снежным покровом, у хвойных сокращены листовая пластинка, что уменьшает испарение).

Задание группам

1 группа

Найти в зимнем лесу березу бородавчатую.

Описать особенности внешнего строения коры. Зарисовать силуэт дерева (расположение ветвей, форма кроны).

  1. Проведите ладонью по стволу, каков он на ощупь: теплый, гладкий, бугристый, шершавый.

  2. Каков цвет коры?

  3. Имеет ли запах?

  4. Зарисуйте небольшой участок коры

  5. Данные занесите таблицу

Вид

Дерево или кустарник

Цвет коры

Какова на ощупь

Запах

2 группа

Найти кустарник, чем он отличается от дерева. Зарисовать силуэт. Описать особенности внешнего строения коры.

  1. Проведите ладонью по стволу, каков он на ощупь: теплый, гладкий, бугристый, шершавый.

  2. Каков цвет коры?

  3. Имеет ли запах?

  4. Зарисуйте небольшой участок коры

  5. Данные занесите таблицу

Вид

Дерево или кустарник

Цвет коры

Какова на ощупь

Запах

Срезать 2-3 ветки, принести в школу, поставить в воду и наблюдать за развитием побегов из почек.

Обратить внимание на красоту зимнего леса.

Сделать вывод о приспособлении к неблагоприятным условиям.

Правила проведения зимних экскурсий

  1. Лучшим временем для экскурсии является время до обеда.

  2. Число участников не должно превышать 8-10 человек.

  3. Одежда и обувь должны быть теплыми.

  4. Движение группы должно быть медленным, необходимо соблюдать тишину.

  5. Продолжительность экскурсии 1 или 1,5.

Остановка № 1

Хвойный лес.

Данная остановка знакомит обучающихся с биоценозом хвойного леса и его видовым составом. Используются гербарии. На остановке обучающиеся определяют возраст деревьев по спилам (пень) и по мутовкам. Проводится игра «Под крышей дома твоего»: всем участникам раздаются карточки с названием вида. Например: ель, дятел, гриб, жук-короед и т.д. Раздаются нити. Если между видами есть связь, то участники соединяют нити. Эта игра показывает взаимосвязь участников в биоценозе.

Порядок выполнения работ:

  1. Беседа экскурсовода: а) о культуре поведения на экологической тропе; б) особенности изучаемого биоценоза.

  2. Самостоятельная работа обучающихся по определению возраста леса.

  3. Демонстрация гербария травянистой растительности (в осенний, весенний, зимний периоды года).

  4. Игра «Под крышей дома твоего»

  5. Игра «Почувствуй».

Остановка № 2

Муравейник.

Данная остановка является зоологическим объектом, а так же экологическим так как охватывает взаимосвязи с другими компонентами леса. Из сообщения обучающихся экскурсоводов, участники тропы узнают о жизни муравьев, о их роли и значении в лесу и для человека.

Делается вывод о состоянии леса по количеству муравейников.

Порядок выполнения работ:

  1. Сообщение обучающихся экскурсоводов с элементами беседы по теме: «Жизнь муравьев. Их значение в природе и для человека.

  2. Игра «Почувствуй».

Остановка № 3

Кузница дятла.

На остановке участники знакомятся с деятельностью большого пестрого дятла. С его ролью в лесу. Производиться осмотр кузницы дятла, для коллекции собираются шишки. Проходит игра.

Порядок выполнения работ:

1. Сообщение обучающихся экскурсоводов с элементами беседы по теме: «Дятел и его жизнь в лесу».

  1. Осмотр кузницы дятла.

  2. Сбор шишек для коллекции.

  3. Игра «Почувствуй».

Остановка № 4

Свалки.

Этот участок маршрута экологической тропы знакомит участников с негативной деятельностью человека и влиянием его на окружающую среду.

Порядок выполнения работ:

  1. Сообщение обучающихся экскурсоводов с элементами беседы по теме: «Свалки и их отрицательное влияние на окружающую среду».

  2. Выяснения причин, проблемы и предложение возможных решений.

  3. Игра «Почувствуй».

На каждой остановке проводится игра «Почувствуй».

В ходе этой игры участники, закрыв глаза должны сказать, какие цвета они вокруг себя представляют. В тех местах где не видна деятельность человека участники, как правило называют яркие цвета (синий, зеленый, красный, желтый и т.д.). А там где деятельность человека налицо, например, на свалках преобладают темные цвета(серый ,черный и д.т.). Эта игра показывает на эмоциональном уровне показывает негативное влияние человека на окружающую среду.

Перед проведением экскурсии в природу обучающиеся знакомятся с правилами поведения в природе и инструкции по технике безопасности.

www.metod-kopilka.ru

План экскурсии по экологической тропе

План экскурсии по экологической тропе

Цели:

  • Уточнить знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки, появляются проталины у основания деревьев, так как начинается сокодвижение; дать понятие об экологической системе.

  • Развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи: состояние неживой природы – растительный мир – животный мир; развивать речь детей, умение подбирать определения к слову.

  • Воспитывать у детей потребность в общении с природой и бережном отношении к своему здоровью; прививать любовь к природе, развивать понимание красоты окружающего мира; практическими делами охранять и беречь природу.

Материалы: Фотоаппарат, масляная краска, кисть, альбом, целлофановые пакеты, рабочие перчатки, карта движения по тропе.

Предварительная работа: Беседа о правилах поведения на природе, заучивание стихов о весне.

Ход экскурсии

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

Учитель. – Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. Какой он.

Дети. – Солнечный, радостный, светлый, весенний, счастливый.

Учитель. – Для того чтобы знать, чем мы будем заниматься, надо разгадать кроссворд.

Дети. – Сегодня мы будем говорить о весне.

Учитель. – Не только говорить, но и наблюдать весеннюю природу. Сегодня мы идем в наш школьный парк

Тропинка здоровья вглубь парка идет

К весеннему царству она приведетБудем мы в царстве растений гулять,Воздухом свежим и чистым дышать.

Вы хотите прогуляться по этой тропинке, узнать много интересного? На каждой лесной тропинке нам будут встречаться чудеса.

Когда ты идешь по тропинке веснойВопросы тебя обгоняют гурьбой:Одно “почему” меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей, Другое – пчелою забралось в цветок,А третье – лягушкою скок в ручеек.“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох.Сидит “отчего” на зеленом листке,“Куда” полетело верхом на жуке, “Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень,Вопрос за вопросом, и так целый день!Пойдем-ка, дружок, по тропинке с тобойОтветы искать в нашем парке весной.

III. Проведение экскурсии.

1. Правила поведения в природе.

Учитель. – Итак, мы оказались в нашем небольшом парке. Давайте поздороваемся с обитателями его каждый по-своему.

Какое сейчас время года?

Дети. – Весна.

Учитель. – Правильно, весна. Оглянитесь вокруг, полюбуйтесь красотой весеннего парка, когда оживает и просыпается природа. Что почувствовали, услышали?

Дети. – Свежесть, пение птиц.

Учитель. – Жители парка видят нас, они притаились и ждут, как же мы будем вести себя на природе. Уважаемые обитатели парка, мы пришли к вам как друзья. А как ведут себя настоящие друзья?

Дети. – Не кричат, не пугают животных, насекомых, ходят только по тропинке, чтобы не обидеть растения…

Учитель. – Но прежде чем отправиться в путь по тропинке, я напомню вам правила поведения в парке.

Если в парк пришел гулять,Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывайГромко здесь нельзя шуметь,Даже очень громко петь, Испугаются зверушкиС этой убегут опушки.Ветки дуба не ломай,Никогда не забывайМусор с травки убирать.Зря цветы не надо рвать!Из рогатки не стрелять:Ты пришел не убивать!Бабочки пускай летают, Ну, кому они мешают?Здесь не нужно их ловить, Топать, хлопать, палкой бить.В парке ты всего лишь гость,И плохое ты отбрось.Покой парка береги,Жители его нам не враги.

Запомнили эти правила? Старайтесь их выполнять, не то природа затаится, испугается – и вы не узнаете ни одной ее тайны, а тайн у природы много.

2. Мы отправляемся в путешествие по тропинке.

Остановка 1. Парк. Березка. (Объект зарисовать, отметить на карте.)

Учитель. – Ребята, отгадайте загадку:

По всем странам славитсяСтройная красавица;Белые одежки, Золоты сережки, С расплетенною косой, Умывается росой.Ветер пряди шевелит, Заплетать их не велит.Как называется это дерево?

Дети. – Береза.

Учитель. – Береза действительно дерево или, может быть, кустарник?

Дети. – Дерево.

Учитель. – почему вы так думаете? Как расположены ветки по отношению к стволу? Какого цвета кора у березы? Зачем дереву нужна кора?

(Дети рассматривают березу и отвечают на вопросы.)

Дотроньтесь до коры березы. Какой у нее ствол?

Дети. – Холодный.

Учитель. – Береза – единственное дерево с белой корой, которое не нагревается на солнце и спасает дерево от ожогов.

Ребята, посмотрите внимательно на веточки березы; что вы на них видите?

Дети. – Набухшие почки.

Учитель. – Так просыпается березка от долгого сна. В почках долгую зиму спали листочки, а с наступлением весны – они постепенно просыпаются. На березке появятся не только листочки, но и сережки.

Ребята, как вы думаете, почему у лиственных деревьев только весной набухают почки?

Дети. – Потому, что становится теплее, снег тает…

Учитель. – Начинается сокодвижение, и деревья просыпаются. Давайте попрощаемся с русской красавицей и пойдем дальше.

Остановка 2. Тополь. (Раненое дерево.)

Учитель. – Ребята, посмотрите – это тополь. А что случилось с корой этого дерева? Кора дерева повреждена. Нам нужно срочно помочь этому дереву потому, что через рану дерево потеряет много сока и может погибнуть. Ведь дерево совсем молодое. (Учитель вместе с детьми обрабатывает поврежденный участок коры масляной краской.)

Дети. – Расти деревцо, не болей…

Остановка 3. Ива.

Учитель. – А это ива. Ива очень неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол, воткнут в землю – сама примется, пустит корни, начнет расти и ветвиться неприхотливая ива. В ивовых кустах весною обычно живут и поют соловьи. Обратите внимание на свисающие ветви ивы и зарисуйте их.

Остановка 4. Мать и мачеха.

Учитель. – Местами еще лежит снег, а там, где пригревает солнце, на окраинах полей, на склонах оврагов появляются золотые головки мать и мачехи. Мать и мачеха – лекарственное растение, лечит от простудных заболеваний.

Дети, кто из вас знает, почему это растение получило такое название?

Дети. – Верхняя сторона листа – холодная (мачеха), а нижняя – теплая (мать).

Остановка 5. Чистый парк.

Учитель. – Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в парке?

Дети. – Пакетов, бутылок, бумаги…

Учитель. – Посмотрите, а вокруг нас много такого мусора.

Что же нам делать?

Дети. – Давайте уберем, чтобы было чисто. (Дети убирают парк от мусора, предварительно надев перчатки.)

Учитель. – Как стало красиво! Вы настоящие друзья природы!

Остановка 6. Цветочная клумба. Посмотрите на нашу прекрасную клумбу. Какие цветы начинают нас радовать?

Дети тюльпаны

Учитель: верно, давайте насладимся их красотой. А теперь двигаемся дальше.

Остановка 7Тренинг “Сила от природы”.

Учитель. – Встаньте под любое дерево, обнимите его, полюбуйтесь его красотой, ощутите, как “бегут” под корой первые весенние соки, насыщая энергией дерево.

Представьте себя деревом. Что вы почувствовали?

Дети. – Я стала такой же большой, как это дерево. У меня появилось больше сил…

Учитель. – Нежно погладьте дерево по стволу, поблагодарите его за то, что оно поделилось с вами своей силой и здоровьем.

IV. Подведение итогов экскурсии.

  1. Беседа о признаках весны. (Тает снег, появились ручьи, набухли почки…)

  2. Рассказы детей об увиденном.

  3. Стихи, загадки, пословицы о весне.

  4. Рисование на тему: “Весна пришла”

План экскурсии по экологической тропе

1-ая остановка «Парк. Березка»

Начало тропы. Проведение вводной беседы о правилах поведения в природе. Рассказ об объектах природы, расположенных на экологической тропе. Рассказ учителя о березе Береза имеет декоративное, строительное, поделочное значение. Символ России. Береза – единственное дерево с белой корой, которое не нагревается на солнце и спасает дерево от ожогов.

2-я остановка «Тополь. (Раненое дерево.)»

Знакомство с деревом. Помощь раненому дереву потому, что через рану оно потеряет много сока и может погибнуть. Ведь дерево совсем молодое. (Учитель вместе с детьми обрабатывает поврежденный участок коры масляной краской.)Дети проговаривают. – Расти деревцо, не болей…

3-я остановка. «Ива».

Знакомство с ивой. Ива очень неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол, воткнут в землю – сама примется, пустит корни, начнет расти и ветвиться неприхотливая ива. В ивовых кустах весною обычно живут и поют соловьи. Обращается внимание на свисающие ветви ивы и зарисовываются.

4-я становка. «Мать и мачеха».

Беседа о том, что еще лежит снег, а там, где пригревает солнце, на окраинах полей, на склонах оврагов появляются золотые головки мать и мачехи. Мать и мачеха – лекарственное растение, лечит от простудных заболеваний.Дети узнают почему это растение получило такое название.

5-ястановка . «Чистый парк».

Беседа о важности чистоты в парке. Наведение в парке порядка и чистоты.

6-я остановка. «Цветочная клумба»

Обзор клумбы и ее растений.

7-я становка «Тренинг “Сила от природы”».

Дети встают под любое дерево, обнимают его, любуются его красотой, ощущают, как “бегут” под корой первые весенние соки, насыщая энергией дерево.Представляют себя деревом.

infourok.ru

Незабываемые экскурсии (график экскурсий и планы проведения)

Опубликовано 04.05.2012 - 20:15 - Шакирова Залифа Вадутовна

Согласовано:________                                                                                                               Утверждаю: _____    

руководитель по экологии                                                                                                        директор школы   /ШариповР.Б./

/Мурзабулатова З.Я/

График   экскурсий 4 класса  МОБУ СОШ д.Аскарово

Бурзянского района Республики Башкортостан            

     классный руководитель Шакирова Залифа Вадутовна.

Цели экскурсий: Развивать наблюдательность;  проявить эстетические, нравственные качества к изучению природы; желание и умение помочь и защищать природные богатства; полюбоваться окружающей красотой, вызвать стремление как можно больше узнать нового; знакомство с профессиями; воспитывать любовь к природе и культуру поведения в лесу.

Время

Тема

Участие в акциях

Цель экскурсии

Оборудование

Наблюдение

1

Башкирский Государствен-

ный заповедник

Познакомить  с заповедником, памятниками природы своей местности; показать и узнать какие птицы охраняются и живут в  наших местностях ;  какие растения растут, какие из них под охраной ; воспитывать чувство гордости и любовь природу.

Рюкзак с необходимыми вещами  на дорогу.

экспонаты

2

Осень

Осенние изменения в природе

«Чистая вода»

 Наблюдение за состоянием природы осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению; учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью; воспитывать бережное отношение к растениям и животных.

гербарные папки, лопатки, уличный термометр, карандаш, блокноты

Начало листопада и конец. Созревание плодов и семян. Изменения в жизни растений поля (луга, леса, водоема)

3

Зимняя экскурсия

Природа зимой

«Кормушка»

Наблюдение за состоянием деревьев и кустарников, за жизнью птиц, снеговым покровом, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

4

Весенняя экскурсия

Весна в природе

«Скворечник»

«Подснежник»

Дать представление об изменениях в жизни растений  с изменениями в неживой природе, воспитание бережное отношение цветам, дать объяснение особо охраняемыми растениями.

Блокнот, ручка, карандаш.

Прилет птиц, появление насекомых. Пробуждение растений весной. Распускание почек на деревьях, появление ранние цветущих растений.

5

Летняя экскурсия

Лето в природе

«Муравей»

Дать представление об изменениях жизни растений и животных  летом. Углубить представления детей о лете, его типичных признаках; развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения;  связь между  условиями среды и состоянием живых объектов; бережное отношение природе.

Материалы для ограждения муравейники , блокнот, карандаш

Растения летом . Цветение растений.

6

Экскурсия в город

Знакомство с Белорецким районом, познакомить замечательными местами города; ознакомление с экспонатами, коллекциями музея, расположение экспонатов; развивать интерес музеям; воспитывать чувства гордости за нашу Республику  и бережное отношение народным достояниям.

экспонаты

                                                                                                                                                                                 Утверждаю:_________ /Шарипов Р.Б./

   директор школы

Тема: Экскурсия  Башкирский Государственный заповедник.

Цель экскурсии: Познакомить  с заповедником, памятниками природы своей местности; показать и узнать какие птицы охраняются и живут в  наших местностях ;  какие растения растут, какие из них под охраной ; воспитывать чувство гордости и любовь природу.

Оборудование: Рюкзак с необходимыми вещами  на дорогу.

Маршрут: (на автобусе  учащиеся 4  класса)  Аскарово- Аралбай- Байназарово-Саргая.

Ответственные: классный руководитель Шакирова Залифа Вадутовна.

                           Медсестра: Галиуллина Гульфия Рамзиевна.

                           Водитель: Мурзабулатов Зуфар Сафарович

                           Родители: Асылгужина Роза Абдулловна,  Габидуллина Разифа Гайнулловна.

Время

Этапы экскурсий

Ход экскурсии

15 мин

60 мин

10 – 15 мин.

10-15 мин

60 мин.

20 мин

40 мин

Вводная беседа. Инструктаж безопасности на дорогах.

Встреча.

Работа с учителем

Беседы.

Итоги

Прежде чем отправится, мы с вами проведем инструктаж на дорогах. Каждый должен соблюдать правила.  Какое время года наступило? Какая сегодня погода? Состояние неба, тепло или холодно. Все,  которые вам интересно отмечайте на блокнотах и фотографируйте. На территории нашего Бурзянского района Республики Башкортостан  расположена два заповедника: Башкирский Государственный заповедник и пещера «Шульган- таш». Мы сегодня будем один из них Башкирский Государственный заповедник. Заповедник- это участок земли котором в силу особых причин сохранились первозданные природные условия, там обитают редкие растения и животные. Заповедник- строго охраняются законным или острова спасения для растений и животных. Здесь работают ученые- биологи, лесники. Лаборанты и многие специалисты, который сегодня нам они сами будут  знакомить.

Дорога до заповедника.

Прибытие на место. Встреча с директором заповедника Янбаевой В.Р.

Остановка на место отдыха.

Внимательно посмотреть музей и внимательно слушать экскурсовода. Что вам интересно отмечайте на блокнотах.

Посещение в музей.

Чаепитие.

Подвижные игры и беседы с работниками заповедника. Знакомство их профессиями.

Возвращение домой.

Вывод:

                                                                                                                                                                              Утверждаю:_________ /Шарипов Р.Б./

   директор школы

Тема: Осенние изменения в природе. Природа осенью.

Цель экскурсии: наблюдение за состоянием природы осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению; учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью; воспитывать бережное отношение к растениям и животных.

Оборудование: гербарные папки, лопатки, уличный термометр, карандаш, блокноты

Время

Этапы экскурсий

Ход экскурсии

5 мин

8-10 мин.

10-15 мин

5 мин

7-8 мин.

7 мин

5 мин.

Вводная беседа

Самостоятельная работа

Работа с учителем

Продолжение самостоятельной работы

Работа с учителем

Самостоятельная работа

Итоги

Путь до места экскурсии

Какое время года наступило? Какая сегодня погода? Состояние неба, тепло или холодно. Температура (посмотреть показ термометра) Посмотрите на лес и скажите, как изменился общий вид леса по сравнению с летом? Как изменилась окраска листьев на различных деревьях и кустарниках? Какие растения называют деревьями, кустарниками, травами? Какие растения называют хвойными, лиственными?  Увидим ли мы птиц? Какие вы встречали на дороге? Все которые вам интересно отмечайте на блокнотах. Может вы увидите еще необычные изменения?

Задания

  1. Установить, какая окраска листьев у березы, дуба, клена, липы, рябины?
  2. Установить, вид  каких деревьев и кустарников не изменился по сравнению с летом?
  3. Установить с каких деревьев и кустарников начали опадать листья?
  4. Установить, на какие деревьях и кустарниках созрели плоды и семена, на каких растениях их уже нет?
  5. Собрать плоды и семена растений.
  6. Найти и определить цветущих растений.

Работа с учителем

Какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь- бархатный месяц, румянец осени. А как еще называют в народе?(златоцветом, рябинником, птичьей стаей) Октябрь- хмурый, мокрый, еще называют листопадом. «В октябре семь погод на дворе» Почему народы так говорят про октябрь? (Октябрь - очень капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливо моросит,  то первые снежинки запорхают)

Проверка выполнения самостоятельной работы по вопросам: Как изменилась окраска деревьев и кустарников? Какого цвета осенние листья? С каких деревьев и кустарников опадают листья? Какие деревья и кустарники по вашему виду не изменились? Назвать их и показать листья. Как изменились травянистые растения? Много ли среди них цветущих? Что образуется на месте цветка? Грибы- растения? Почему, по вашему мнению- нельзя нарушать грибницу? Покажите, какие плоды и семена вы собрали, расскажите. У каких растений.

Вывод: о значении листопада в жизни растений.

Сбор цветущих растений- клевер ползучий, клевер луговой, лютик едкий, тысячелетник (по одному экземпляру)

  1. Проверка собранных образцов.
  2. Беседа о птицах. Обратите, пожалуйста, что мало стало птиц и насекомые. Подумайте, в связи с чем произошли эти изменения в жизни животных?

Заложить собранные листья в гербарные папки. Собрать плоды рябины, бузины, репейника.

Итоги экскурсии: с приходом осени наступило похолодание, листья на деревьях и кустарниках изменении окраску, стали опадать. Но еще имеются цветущие растения. Осень- пора созревания плодов и семян. Появляются осенние грибы. Меньше стало птиц, многие улетели на юг. Исчезли насекомые.

О значении охраны природы: о бережном отношении к растениям, что растения предупреждают образование оврагов, необходимо охранять птиц во время перелетов и готовить корм для зимующих птиц.

Утверждаю:_________ /Шарипов Р.Б./

   директор школы

Экскурсия в природу зимой

Тема: Природа зимой

Цель экскурсии:  наблюдение за состоянием деревьев и кустарников, за жизнью птиц, снеговым покровом, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

Оборудование:  деревянная рейка с делениями для измерения глубины снега; лопатка для раскапывания снега; уличный термометр; коробка  для сбора природного материала, корм и кормушки для птиц.

Время

Этапы экскурсий

Ход экскурсии

5-7 мин

15 мин

10 мин

3 мин

5-7 мин

10 мин

5-7 мин

Вводная беседа

Самостоятельная работа

Работа с учителем

Самостоятельная работа

Работа под руководством учителя- общий этап.

Практическая работа

Итоги экскурсии

Какое время года наступило? Какая сегодня погода: состояние неба, осадки, температура? Как греет солнце? Посмотрите лес и сравните его вид зимой с тем, как он выглядел осенью Изменились ли хвойные растения? Чем покрыты деревья, кустарники?

Задание:

  1. Осмотреть ветки лиственных растений, найти на них почки.
  2. Раскопать снег, рассмотреть зимующие травянистые растения и кустарники. Посмотреть, как выглядят их листья?
  3. Измерить и сравнить глубину снегового покрова на открытом месте и среди деревьев и кустарников.
  4. Собрать опавшие веточки лиственных и хвойных деревьев.
  5. Понаблюдать и ответить на вопрос: меняют ли листья хвойные деревья?

Проверка выполненного задания.

Вывод : Что у растений древесных, кустарниковых и травянистых имеются почки, из которых весной разовьются листья и побеги.

Вопрос: Почему зимой растения не вымерзают?  Ответы могут быть, что защитной роли снегового покрова и различной его глубине. Обратить внимание детей на семена березы и липы на снегу. Объяснить, какие изменения они претерпевают весной.

Собрать шишки

Ребята, послушайте лес. Делаем вывод: что в лесу зимой тихо. Не слышно щебета птиц. Обратите на след птиц и найдите столовую дятла. Ребята, дятел любит расклевывать шишки в определенных местах.

Учащиеся развешивают кормушки и высыпают корм для птиц.

С приходом зимы стало холодно, земля покрылась снегом, лиственные деревья и кустарники стоят без листьев, но они продолжают жить, на них имеются почки, из которых весной появляются листья. Что зима тяжелое время года для зверей и птиц, уменьшается количество корма, поэтому их надо покормить. Спасибо ребята, вы хорошо отзывали на мои помощи. Мы участвовали с вами на акции «Кормушка»

Утверждаю:_________ /Шарипов Р.Б./

   директор школы

Экскурсия весной.

Тема: Природа весной.

Цель: Дать представление об изменениях в жизни растений  с изменениями в неживой природе, воспитание бережное отношение цветам, дать объяснение особо охраняемыми растениями.

Оборудование: гербарные папки, лопатки, уличный термометр, карандаш, блокноты

Время

Этапы экскурсий

Ход экскурсии

5-7 мин

15 мин

10 мин

5  мин

5-7 мин

5-7 мин

Вводная беседа

Самостоятельная работа

Работа с учителем

Самостоятельная работа

Работа под руководством учителя- общий этап.

Итоги экскурсии

Путь до места экскурсии

Какое время года наступило? Какая сегодня погода? Светит ли солнце? Какая температура? Есть ли ветер? Чем погода сегодняшнего дня отличается от того дня, когда проводилась зимняя экскурсия? Посмотрите вокруг и скажите, какие изменения произошли со снегом (лежит ли он на некоторых участках) Что же это? Почему именно здесь снег остался? Какие же наблюдения за неживой природой вы сделали? Скажите какие весенние месяцы вы знаете? Март- первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Почему?  (Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег)  Еще называют «солнечником».

Апрель - средний месяц весны. В народе его называют «месяцем живой воды». Почему? (повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи)

Почему май называют «цветень»? (расцветают деревья и кустарники. Цветы) Еще называют май- песенником. (прилетают птицы и поют. Строят гнезда)

Задание:

  1. Найти мать и мачеху.
  2. определить где она растет.
  3. Сухая или влажная здесь земля? Есть ли в это время листья? Запиши. Как освещаются солнцем.
  4. Определи. Изменились ли почки на деревьях и кустарниках. На каких растениях заметнее? Найди цветущие деревья, кустарники и травы.

Проверка выполненного задания.

Рассказать о своих наблюдениях. Учащиеся найдут цветущие древесные растения (иву) наблюдают как при ветре из сережек или барашков сыплется желтая пыльца.

Учащиеся делают вывод: что растения цветут до распускания листьев. У мать мачехи цветы появляются до распускания листьев- более заметные для насекомых- опылителей.

Подумать и ответить, почему птицы весной возвещаются в родные края?

Учащиеся отмечают, какие появились насекомые, чем они заняты. Какие птицы в лесу? Что они делают? Как вы можете помочь птицам?

С приходом весны стало теплее, на деревьях и кустарниках набухли и стали распускаться почки. Некоторые растения зацвели. Появились насекомые, стали возвещаться птицы.

  Внимание: Что не следует собирать большие букеты цветущих растений, выдергивать их с корнем, как часто поступают с раннецветущими растениями. Это приводит к постепенному их исчезновению, что отрицательно сказывается на жизни других растений и животных. Подснежники, фиалки, ландыши занесены в «Красную книгу».

Утверждаю:_________ /Шарипов Р.Б./

   директор школы

Тема: Экскурсия в город Белорецк .Посещение   краеведческий музей, музей восковых фигур, картинную галерею.

Цель: Знакомство с Белорецким районом, познакомить замечательными местами города; ознакомление с экспонатами, коллекциями музея, расположение экспонатов; развивать интерес музеям; воспитывать чувства гордости за нашу Республику  и бережное отношение народным достояниям.

Оборудование: Рюкзак с необходимыми вещами  на дорогу.

Маршрут: (на автобусе  учащиеся 4  класса)  Аскарово- Белорецк (путь 4 часа)

Ответственные: классный руководитель Шакирова Залифа Вадутовна.

                           Медсестра: Галиуллина Гульфия Рамзиевна.

                           Водитель: Мурзабулатов Зуфар Сафарович

                Родители: Асылгужина Роза Абдулловна,  Габидуллина Айгуль Сибагатовна, Маликова Айгуль Равилевна.

Время

Этапы экскурсий

Ход экскурсии

4 часа

15 мин

10 мин

60 мин

4 часа

Вводная беседа

Самостоятельная работа

  1. Организационный момент. (Провести инструктаж, объяснение правила поведения на дороге и в музее).
  1. Путь до места экскурсии.
  1. Вводная беседа.

С нашем районом граничит несколько районов. Вот сегодня мы приехали в Белорецкий район город Белорецк. В этом году Белорецку исполнится 250 лет. Славится Белорецк своим Металлургическим комбинатом, лыжным комплексом  Абзаково. Вы обо всём сышите сегодня в музее.  Каждый город может гордиться своими музеями. Музей- хранилище памятников истории, материальной и духовой культуры. Каждый вас должен научиться гордиться тем, что  город, хранят такие прекрасные экспонаты, коллекции. В каждом городе можно найти уголки, напоминающие о прошлом. В музеях хранятся народные костюмы, украшения, предметы быта и.т.д.

  1. Посещение краеведческий музей

 Задания:

  1. Посмотреть внимательно экспонаты.
  2. Что понравилось и что не понравилось? Почему?
  3. Знакомство с музеем.
  1. Посещение музей восковых фигур (привезенный из города Санкт -Петербурга)
  2. Посещение картинную галерею.
  3. Знакомство с городом.
  1. Итог экскурсии.  (Впечатления учащихся от экскурсий по музею. )
  2. Возвращение домой.

Утверждаю:_________ /Шарипов Р.Б./

   директор школы

Летняя экскурсия.

Тема: Летняя экскурсия.

Цель: Углубить представления детей о лете, его типичных признаках; развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения;  связь между  условиями среды и состоянием живых объектов; бережное отношение природе.

    Оборудование: гербарные папки, лопатки, уличный термометр, карандаш, блокноты

Время

Этапы экскурсий

Ход экскурсии

5-7 мин

15 мин

20 мин

5  мин

Вводная беседа

Самостоятельная работа

Работа под руководством учителя- общий этап.

Итоги экскурсии

Путь до места экскурсии

Какое время года наступило? Какая сегодня погода? Светит ли солнце? Какая температура? Есть ли ветер? Чем погода сегодняшнего дня отличается от того дня, когда проводилась весенняя экскурсия? Какие летние месяцы вы знаете? (июнь, июль, август)

Что за месяц – июнь? За длинный день и короткую ночь. Июнь называют «светозаром». Еще июнь называют «земляничником». Июль – середина лета: «макушка лета», «краса», «сердце лета». Часто бывают грозы и ливни. «Лето грозовые, значит, и грибное» примечают люди. В лесу пахнут деревья, цветет липа и разливает сладкий медовый аромат, привлекает пчел. Июль –сладкоежка. В лесу и в саду поспевает ягоды. Август- хлебосол, припасиха. Почему так говорят?  (В садах поспевает фрукты, в огородах - овощи. Животные начинают готовиться к зиме, готовятся к отлету птицы.

Задания:

  1. Какие лекарственные растения вы знаете?
  2. Найдите, и расскажите,  для чего они используют?
  3. Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы?

Вывод: цветки собирают, когда растение цветет. Корневища- поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду. Сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.

Вопрос:

  1. Какие насекомые вы знаете?
  2.  Почему в природе нужна насекомые?
  3. Знаете ли вы, почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипке? Давайте, послушаем лес. ( Зазубринки на ножках цепляются за пластинки на брюшке- получается скрип, стрекот).
  4. Почему божьих коровок так называют? 9Кровками, потому что умеют выделять «молочко», правда не белое, а оранжевое. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Из- за нее не едят коровок ни птицы, ни ящерицы.
  5. Какую пользу приносят божьи коровки? (поедают тлю)
  6. Про муравьях,  что знаете? (Мы с вами должны ограждать муравейники, они наши доктора природы.)
  7. А сейчас слушаем, и попробуем узнать птичьи голоса. Кто какие птичьи пение узнал?

Вывод: надо научится любить природу, любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа. Этими занимаются люди- экологи. И мы с вами тоже юные экологи: мы сами должны беречь природу и нужно научить других. Я уверена вы будете любить природу.

Запомни:

  1. Здоровых зверьков и птенцов никогда не бери из леса!
  2. Насекомых не уничтожай!
  3. Не разоряй   птичьи гнезда!
  4. Не собери много лекарственных трав!
  5. Не бросай мусор в лес!
  6. Помни: природа в твоих руках, ты должен охранят ее!

nsportal.ru

План проведение географической экскурсии

Географические экскурсии

Экскурсии- одно из важнейших форм организации обучения географии. Это форма организации занятий в природе, а так же на предприятиях как производственной, так и непроизводственной сфере. Значение экскурсии в географии очень велико.

Знания по физической, экономической и социальной географии своей местности, получая во время экскурсии и наблюдений в природе, привлекаются для объяснений многих процессов и явлений в географической оболочки. Во время экскурсий происходит закрепление и конкретизация учебного материала уже изученного и накопление данных о явлениях для опоры при изучении теоретического материала, а так же целенаправленное изучение действительности своей местности. Работая в природе, учащиеся овладевают практическими умениями вести наблюдения, анализировать умения, наблюдаемые ими географические объекты и хозяйственную деятельность людей. В педагогике выделяют школьные экскурсии учебные и совершаемые в порядке внеклассной работы.

Географические экскурсии развивают наблюдательность, любознательность, пробуждает интерес к окружающей среде, к хозяйственной жизни страны, а следовательно к географии.

Во время экскурсии учащиеся самостоятельно выполняют практические работы.

Учебные экскурсии различаются по целям: изучение нового материала, обобщение и систематизация, повторение.

Готовясь к экскурсии, учитель, прежде всего, знакомится с экскурсионным объектом и специальной литературой, составляет план проведения экскурсии. В нем определяет:

- полученные на уроках ЗУН закрепляются;

-какие вырабатываются вновь;

-какие ставятся воспитательные задачи.

Обязательно проводится инструктаж по технике безопасности.

Организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:

  1. Подготовку к ней учителя.

  2. Проведение экскурсии.

  3. Оформление полученного материала.

Целесообразней проводить экскурсии, осуществляя межпредметные связи.

При подготовке к проведению экскурсии учитель должен:

  1. Выбрать район для будущей экскурсии на природу или на промышленное предприятие.

  2. Разработать содержание и маршрут экскурсии.

  3. Подготовить к экскурсии учащихся.

Подготовка учащихся к экскурсии проводится на уроке.

Порядок работы на каждой экскурсии обычно такой:

-вводная беседа учителя;

-выполнение учащимися заданий по маршруту;

-заключительная беседа.

Оформление состоит в написании отчета каждого учащегося о проделанной работе. Каждая группа учащихся выполняет задание, например: оформить стенд, на который поместить карту-схему района экскурсии и выполнить рисунки в зависимости от темы экскурсии. Экскурсию нужно строить так, чтобы каждая группа и каждый из членов группы провели самостоятельную работы по изучению отдельных составных частей экскурсионного объекта. Применяют 2 варианта организации работы учащихся в проведении экскурсии:

  1. Все группы сначала расходятся на выделенные для них участки, где при соответствующем инструктаже учителя проводят конкретную работу.

  2. Все группы сначала идут по маршруту. На каждой остановке учитель проводит беседу; все группы пользуясь консультацией учителя, выполняют свою работу.

Изучение промышленного предприятия ведется по следующему плану:

  1. Название предприятия и отрасль промышленности, к которой оно относится.

  2. История предприятия (время и причины возникновения на данном месте).

  3. Оценка физико- и экономико-географического положения предприятия на территории района и города.

  4. Транспортные связи; положение относительно сырьевой и топливо-энергетической баз.

  5. Специализация предприятия (основные виды выпускаемой продукции и их значение в хозяйстве края и крупного экономического района).

  6. Сырьевая и топливно-энергетическая база предприятия.

  7. Рабочие кадры предприятия; основные и инженерно-технические профессии.

  8. Технологический процесс и особенности производства.

  9. Структура предприятия и основные производственные специальности.

  10. Производственно-территориальные связи по сырью, топливу и готовой продукции.

  11. Проблемы и перспективы развития предприятия.

  12. Решение экологических проблем на предприятии.

Экскурсия на самом предприятии начинается беседой, которую проводит экскурсовод. Учитель дополняет экскурсовода. В школе после экскурсии учитель проводит заключительную беседу и дальнейший порядок работы над собранным материалом.

В экономической географии России в течении года проводится две экскурсии: производственная и сельскохозяйственная.

Экскурсии по внеклассной работе планируются на кружке или же факультативе. На такой экскурсии выставление оценки не предусматривается. Она направлена на повышение интереса к географическим наукам.

infourok.ru

Образец методической разработки экскурсии

 

Маршрут

Оста- новка

Объекты показа

Время

Наименование подтем и перечень основных вопросов

Организа- ционные указания

Методические указания

Новая Басманная ул. – М. Разгуляй – Бауманская ул.

Проездом

Новая Басманная ул.; собор св. Павла; д. № 16 на Новой Басманной ул., д. № 2 на Спартаковской ул.

 

Подтема I: Пушкинская Москва 1. Бывшая Немецкая слобода – один из аристократических районов МосквыXVIII-XIXвв. 2. Новая Басманная ул. – уголок Пушкинской Москвы

Рассказ ведется при замедленном движении автобуса

1. Использовать прием репортажа, давая характеристику бывшей Немецкой слободы. Соблюдать синхронность рассказа и показа объектов, расположенных на разных улицах 2. Характеризуя облик Немецкой слободы конца XVIIIв., когда здесь поселились Пушкины, использовать для показа планировку и застройку Новой Басманной ул. Использовать в рассказе названия переулков, по которым проходит маршрут, для характеристики прошлого. Упомянуть о сохранив-

Продолжение табл. 2.1

 

Маршрут

Оста- новка

Объекты показа

Время

Наименование подтем и перечень основных вопросов

Организа- ционные указания

Методические указания

 

 

 

 

 

 

шихся на берегу р. Яузы домах вельмож (Лефортовский дворец, Слободской дворец и т. д.)

Бауманская ул., д. 8/10

Остановка во дворе школы им. А. С. Пушкина № 353

Здание школы им. А. С. Пушкина, мемориальная доска с барельефом Пушкина-ре­бенка на фасаде здания

 

3. Место рождения поэта 4. «Моя родословная» 5. Детство поэта

Группу вывести из автобуса, подвести к зданию школы, остановиться у мемориальной доски. Затем подвести к па­мятнику А. С. Пуш­кина, расположив группу так,

3. Словесная реконст- рукция этого уголка Немецкой слободы конца XVIIIв. Показать: рельеф двора школы (высохшее русло ручья Кукуй), сохранившиеся флигели (д. 8), напоминающие владение Скворцова, в котором родился А. С. Пушкин. Раскрывая вопросы 4, 5, процитировать отрывки из произведений «Моя родословная» и «Гости съезжались на дачу». Использовать «портфель

Продолжение табл. 2.1

 

Маршрут

Оста- новка

Объекты показа

Время

Наименование подтем и перечень основных вопросов

Организа- ционные указания

Методические указания

 

 

 

 

 

чтобы был виден двор школы, памятник, здания слева и справа от него

экскурсовода» (виды старой Москвы, Лефортово, портреты родных А. С. Пушкина). Вариант логического перехода темы: «В. Л. Пушкин – оказал влияние на формирование литературных вкусов будущего поэта»

 

Эффективность методической разработки зависит от правильного заполнения всех семи граф. Размер разработки – 6-12 страниц машинописного текста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

В графе «Маршрут экскурсии»называется точка начала экскурсии и окончаниеIподтемы.

В графе «Остановки»называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии. Не следует делать таких неточных записей, как например: «Набережная реки Волги» или «Центральная площадь». Правильнее записать: «Набережная реки Волги около памятника Н. А. Некрасову».

В графе «Объекты показа»перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.

В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту – издали видимые части (высокое здание, башня, колокольня и др.). В городской экскурсии объектами показа могут быть улица или площадь.

Графа «Продолжительность экскурсии».Время, которое называется в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.

Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов»содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Например, в городской обзорной экскурсии в Полтаве одна из подтем носит название «Полтава в Северной войне между Россией и Швецией». Основные вопросы, которые освещаются в этой подтеме, – «Шведы на Украине» и «Полтавская битва». В подтеме «Новь старого города» раскрываются основные вопросы: «Жилищное строительство в городе», «Развитие культуры и искусства», «Строительство спортивного комплекса». Количество основных вопросов, входящих в подтему, не должно превышать пяти.

В графе «Организационные указания»помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиеничес­ких требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы и правила противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». Приведем пример записи: «Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание». «На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования». В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей с целью обеспечения их безопасности.

При проведении производственных экскурсий, посещении работающих цехов приводятся рекомендации по технике безопасности, выдержки из инструкций администрации предприятия, обязательные правила поведения экскурсантов на предприятии, называются места, где делаются паузы в рассказе и показе.

Графа «Методические указания»определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, даются указания по использованию методических приемов. Например, в экскурсии «Мемориальный комплекс «Хатынь» по объекту «Линия обороны 100-й стрелковой дивизии» даются два методических указания: «При раскрытии подтемы используется прием словесного сравнения, дается справка о военном потенциале фашистской Германии к моменту ее нападения на СССР» и «Рассказ о боях ведется с использованием методического приема зрительной реконструкции места, где проходили боевые действия».

Следует указать, где и как применяются методические приемы. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов «портфеля экскурсовода», включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема (например, «После наблюдения объекта и рассказа экскурсовода туристы могут самостоятельно продолжить знакомство с объектом», «Экскурсоводу следует объяснять термины...», «При показе поля боя необходимо ориентировать экскурсантов...» и т. д.).

 

studfiles.net

План-конспект урока - экскурсии на тему: «Полюбуйся: весна наступает…»

Цель:

  • Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.

  • На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений Яльчикского района.

  • Формировать бережное отношение к природе.

  • Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.

  • Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с различными периодами весны.

  2. Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

  3. Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

  4. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.

Место проведения экскурсии: биоценоз леса.

Время проведения: конец апреля – май.

Подготовка учителя к экскурсии:

  1. Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы разных биоценозов).

  2. Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.

  3. Провести беседу об охране природы.

  4. Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).

  5. Организовать пересадку дичков деревьев и кустарников с пришкольного участка в близлежащие рощи и леса и овраги.

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

«календарная весна» -1 марта; «астрономическая» -21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).

3. Поручить учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май), и выступить на научно-практической конференции в роли метеорологов, ботаников, зоологов, озеленителей, лесоводов, художников.

4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ход урока.

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

  • Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

  • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

  • Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

  • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

  • В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

    

   Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь

Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

А. Фет

- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).

- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши).

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

  

   Основная часть    

  1. Весенние изменения в неживой природе.Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)   

- Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае  тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).

- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).

studfiles.net


Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..