§3. Всестороннее гармоническое развитие личности как цель воспитания. Разностороннее развитие подразумевает. Разностороннее развитие подразумевает в педагогике


Формирование разносторонне развитой личности обучающегося в системе дополнительного образования. Разностороннее развитие подразумевает в педагогике

Статья - О разностороннем развитии личности

В том, что нужно развиваться нет сомнений ни у кого, если речь идёт о физическом теле. Каждый здоровый младенец с годами становится подростком, юношей, затем взрослым человеком… Приостановить или прекратить рост и изменение тела может только серьёзное нарушение здоровья. А что происходит с личностью? Как она изменяется? Естественное состояние души человека — стремление к лучшему. Развитие личности – это достижение всё более совершенных результатов в труде (физическом или умственном), общении, жизни. При этом постепенно формируются новые умения, навыки, способности. Развиваясь, человек встаёт на новые ступени своего жизненного пути. Например, став профессионалом в одной области, начинает осваивать другую, ранее ему неизвестную.

Тот, кто стремится поступать по совести, т.е. выполнять свои обязанности, избегать вреда и не проходить мимо нуждающихся в помощи, развивает свои способности естественным путём, чаще всего и не думая о том, что это развитие — как ребёнок, который не замечает, что растёт. Используя любую возможность помочь другим людям, самому научиться чему-либо для того, чтобы оказывать помощь наиболее эффективно, можно достичь спокойствия, радости, хороших взаимоотношений, любви к людям, уверенности, ответственности, постоянной готовности к помощи, качественных результатов труда. Это и есть зрелость личности.

Если же человек начинает получать знания только ради самих знаний и специально “заниматься развитием” себя самого – он может потерять то, к чему стремился. Происходит остановка в развитии, а это начало падения. Почему так получается? Для раскрытия способностей нужна открытость – к новым знаниям, новым делам, общению. Такая открытость характерна для человека, выполняющего своё предназначение – жить и трудиться не только для себя, но и для других людей. Когда человек замыкается на себе и своём развитии, перестаёт видеть вокруг себя людей, которым необходима его помощь и которые могут помочь ему, развитие прекращается. Следствием этой остановки, как правило, становятся проблемы.

Проблема – это вовремя не решённая задача, к которой приходится неоднократно возвращаться. Например: ученик, не решивший задачу, заданную на дом, получает более сложное задание, в основу которого положена та, нерешённая задача. В итоге ему приходится трудиться вдвое больше. Так и в жизни: от несделанных дел, разрушенных отношений, от которых мы пытаемся уйти или отвернуться, всё равно никуда не деться, они снова встают перед нами, но справиться с ними уже труднее. Не разобрался в причинах ссоры дома – назавтра столь же неприятный разговор с начальством. Не объяснил вовремя что-то ребёнку, а просто заставил послушаться — в дальнейшем он повторил запретный поступок, но уже тайно. Не навёл порядок в вещах – не смог найти нужную вещь, сорвалось важное дело. Таким образом, проблема – результат задержки развития, нежелания вовремя делать то, что необходимо.

Несмотря на то, что все люди разные, у каждого при любых условиях есть возможность научиться всему необходимому. Единственным условием для этого является желание и вера в возможность достижения желаемого через устранение собственных внутренних преград. Вера в свои возможности необходима для роста личности, как пища растущему организму.

А как быть, если не веришь? Вера – та же способность, которой можно научиться. Чтобы поверить, например, в решение проблемы, необходимо во-первых, понять, каким образом её решать, а во-вторых, попробовать исполнить то, что понял. Если не получается – попробовать ещё раз, попросить помощи у других. Чем больше таких проверок, тем больше подтверждений, тем крепче вера в то, что всё разумное возможно. Если хочешь поверить в свои силы, не нужно бояться пробовать, анализируя каждый полученный результат, находя и исправляя ошибки, если они есть.

Каждый человек живёт среди других людей и не может существовать без них. Если человек пытается использовать других, или мечтает уйти от всяких контактов, тогда возникает вопрос: а в чём его предназначение? Всё, что существует, в том числе и человек, предназначено не само для себя, а существует с определённой целью. Цель эта – взаимодействие и помощь.

Иногда человек пытается искусственно ограничить свои контакты и деятельность, например, реализовать себя только в кругу семьи. Замкнувшись в этом маленьком мирке, не желая видеть ничего за его пределами, он невольно ждёт того же от домочадцев. Тем самым, он игнорирует часть жизни членов своей семьи – ту часть, которая его не касается, и постепенно теряет их, хотя они находятся рядом. Его помощь постепенно сводится к обслуживанию и материальному обеспечению. Но, если близкому человеку плохо – ни пища, ни деньги, ни домашний уют его не радует, ему нужно понимание, участие, любовь. А этого нет, поскольку из-за замкнутости в искусственном мире семьи общение с близкими стало формальным, превратилось в ритуал, а отношение к ним стало, как к исполнителям заранее придуманных ролей. Со стороны посмотришь – кажется, в семье всё в порядке, как положено, но чего-то главного не хватает. Результат – разобщённость, ссоры по мелочам, супружеские измены, дети, “ушедшие на улицу”.

Другая крайность – оставлять семью ради работы или “общественных дел”, считая эти дела абсолютным приоритетом. Навряд ли можно искренне помогать одним людям и при этом постоянно отказывать в помощи и забывать о других, о тех, кого каждый день встречаешь дома. Как и в предыдущем примере, такой человек делает “дело ради дела”, т.е. больше “играет” в жизнь, помощь, деятельность, чем реально живёт, действует и помогает кому-нибудь.

Таким образом, если человек подменяет своё предназначение в целом лишь одной из текущих задач – он подменяет содержание формой и сам не выполняет дело по-настоящему, а лишь исполняет роль. Если отказывается от решения задач вообще, якобы чтобы не вредить (например, разводится из-за неудач в семейной жизни) – тем более идёт по ложному пути. Он разрывает связи с другими людьми и рискует стать не нужным никому, даже себе. С потерей смысла жизни и дел прекращается естественное развитие человека, начинается деградация – утрата положительных качеств, всего х

madamvong.ru

Разностороннее развитие подразумевает. 16. Базовые теории воспитания и развития личности: гуманистические концепции.

6. Разностороннее и гармоничное развитие личности

Разностороннее развитие личности предполагает формирование разнообразных способностей и интересов, соответствующих различным сферам человеческой жизнедеятельности, что, разумеется, не исключает выделение личностью чего-либо одного, наиболее значимого для себя.

Разностороннее развитие способностей означает, что личность успешно участвует не только в одной узко специализированной деятельности, но ей доступны разные сферы деятельности. Для такой личности должно быть характерно высокое развитие каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных, поэтических и т.д.) на фоне достаточно высокого общего уровня развития.

Когда речь идет об идеале разносторонне развитой личности, то подразумевается, что это развитие будет гармоническим. Гармонические отношениях между личностью и миром означают гармонию между тем, что личность требует от других, и тем, что она может им дать. Гармоническая личность находится в единстве с миром, людьми и самой собой. Такой человек является непосредственно нравственной личностью. Нарушение нравственных норм сопряжено для него с нарушением целостности собственной личности.

Становление гармонично развитого человека связано с формированием иерархической структуры мотивов и ценностей: доминированием высших уровней над низшими. Уровень мотивов и ценностей определяется мерой их общности, начиная с личных мотивов (самых низких) через интересы близких людей, коллектива, общества – до общечеловеческих универсальных целей. Наличие таких иерархий в личности не нарушает ее гармонии, так как сложность, множественность интересов, полинаправленность при наличии доминанты обеспечивают многообразие связей с миром, общую устойчивость.

Напротив, простота личности (наличие единственной цели, погруженность в одну деятельность, суждение круга общения и решаемых проблем) зачастую приводит к ее дисгармоничности. Системным параметром, характеризующим гармоническую личность, является высокий уровень сбалансированности отношений различных личностных образований (потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, самооценки, образа Я-реального и Я-идеального и т.п.).

Гармоничность личности зависит от того, насколько доминирование высшего уровня находится в согласии с уровнями нижележащими: например, каково соотношение сознательного и неосознаваемого, непосредственного и преднамеренного, природного и духовного уровней.

Полноценное формирование человеческой личности зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности приобретут у него форму самодвижения, и дело воспитания заключается в том, чтобы сформировать у учащегося навыки саморегуляции личностных процессов.

Структура личности приобретает гармоничность в результате максимального развития тех способностей человека, которые создают доминирующую направленность его личности, придающую смысл всей его жизнедеятельности. Гармоничность личности достигается только в том случае, когда сознательные стремления человека находятся в полном соответствии с его непосредственными, часто даже неосознаваемыми им самим желаниями.

Мотивирующая сила таких бессознательные образований настолько велика, что в условиях противоречия с сознательными стремлениями человека они приводят к острейшим аффективным конфликтам, искажающим и даже разрушающим личность. Аффективные переживания, возникающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при определенных условиях становятся источником формирования дисгармоничной личности.

Для дисгармоничной личности характерны различные нарушения эмоциональной, познавательной, нравственной и поведенческой сфер: беспричинные страхи, замкнутость (аутизм), немотивированная агрессивность и т.п. Подобные нарушения могут приводить к гиперкомпенсациям, неадекватностям самооценки и уровня притязаний.

Психокоррекционный и терапевтический эффект в этом случае могут иметь: включение такой личности в деятельность с внешне регулируемым уровнем трудности задач и предметно оформленными результатами; применение высоко эмпатийных отношений; использование интенсивного социального одобрения («поглаживания») и т.п.

С возрастом у одних детей возникает потребность оправдать свои особенности, тогда они начинают превращать «пороки в добродетели», т.е. относиться к ним, как к ценным. В этих случаях «рассогласованность» между сознанием и поведением остается: у таких детей постоянно возникают конфликты с окружающими людьми, сомнения и чувство неудовлетворенности, связанное с кажущейся недооценкой значимости их личности.

Другие дети продолжают усваивать нравственные ценности, которые, находясь в конфликте с особенностями их личности, вызывают у этих ребят постоянный внутренний разлад с самим собой. В результате из детей с непреодолимым аффектом формируются люди, всегда находящиеся не в ладу с окружающими и с собой, обладающие многими отрицательными чертами характера. Нередко из таких детей выходят люди социально неадаптированные, склонные к преступлениям.

Люди с дисгармонической организацией личности – это не просто индивиды с направленностью «на себя». Это люди с двойной (или множественной) направленностью, находящиеся в конфликте с собой, люди с расщепленной личностью, у которых сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов находятся в постоянном противоречии.

Доминирование той или иной мотивации может быть различным на соз

madamvong.ru

Педагогика

Основы педагогики

Специальность: экономика

Разработчик тестов – Голуб Е.В.

1.12. 2012 г.

100 вопросов

60 минут

1. Специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося _____________

Ответ: педагогический процесс

2. Процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений __________

Ответ: образование

3. Он обосновал не­обходимость обучения и воспитания сообразно природе ребен­ка, на основе объективных закономерностей раз­работал систему принципов обучения, создал классно-урочную систему обучения, заложил основы классического или традиционного образования.

Ответ: Коменский

4. В 1623 г. англичанин Фрэнсис … вычленил педагогику из системы философских наук как самостоятельную науку.

Ответ: Бэкон

Способность, основанная на ценностях, личностной направленности, знаниях, опыте, приобретенных личностью в процессе обучения - это …

Ответ: компетенция

5. Как переводится с греческого языка слово «педагогика»?

Ответ: детовождение

6. Объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека __________

Ответ: развитие

7. Найдите соответствие в значениях термина «педагогика»:

Б1. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога, то есть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, оказывает влияние на коллег по работе, занимается самовоспитанием.

Д2. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни и труду.

В3. Педагогика исследует и совершенствует способы косвенного управления развитием человека в единстве природного, общественного и индивидуального.

А4. Педагогика включает в себя теоретические и практические аспекты обучения и воспитания человека, которая изучается будущими педагогическими работниками.

Г8. Проявляется в качестве педагогической культуры взрослого человека, психолого-педагогической компетентности специалиста.

А. педагогика представляет собой учебную дисциплину

Б. выделяется бытовое значение педагогики.

В. понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения.

Г. входит в общекультурный контекст современной жизни.

Д. подчеркивается практическое значение педагогики

9. Учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности это Ответ: методология педагогики

10. Найдите соответствие в значениях терминов «функция»

1. Эта функция заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

2. Реализация этой функции способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей.

3. Реализация этой функции обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, процессов

4. Эта функция обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику.

5. Эта функция направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований.

А. гносеологическая

Б. праксеологическая

В. аксиологическая

Г. эвристическая

Д. рефлексивная

11. … подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития.

Ответ: деятельностный

12. … подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом.

Ответ: аксиологический

13. … подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности.

Ответ: личностный

14. Предназначены для определения основных направлений достижения цели

а) формы

+б) принципы

в) содержание

г) методы

д) цель

е) средства

15. Это часть опыта поколений, который передается учащимся для достижения поставленной цели

а) формы

б) принципы

+в) содержание

г) методы

д) цель

е) средства

16. Начальный компонент педагогического процесса

а) формы

б) принципы

в) содержание

г) методы

+д) цель

е) средства

17. Материализованные предметы, способы «работы» с содержанием

а) формы

б) принципы

в) содержание

+г) методы

д) цель

е) средства

18. Последовательность развития педагогического процесса __________

Ответ: Этапы

19. На этом этапе функционирования педагогического процесса выявляются противоречия между требования общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения

а) главный

б) основной

+в) подготовительный

г) заключительный

20. Этап осуществления педагогического процесса

а) главный

+б) основной

в) подготовительный

г) заключительный

21. Анализ результатов педагогического процесса

а) главный

б) основной

в) подготовительный

+г) заключительный

22. Функция развития психических процессов

а) образовательная

+б) воспитательная

в) развивающая

г) субъективная

д) объективная

23. Формирование отдельных качеств, свойств и отношений личности

а) образовательная

+б) воспитательная

в) развивающая

г) субъективная

д) объективная

24. Этот принцип предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать научные знания в решении поставленных задач

Ответ: связь с практикой

25. Принцип, который предполагает преподавание и усвоение знаний в определенной порядке, системе

Ответ: систематичности и последовательности

26. Один из старейших принципов дидактической системы, согласно которой, обучение зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала

Ответ: наглядности

27.Этот принцип требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей, чтобы они не испытывали перегрузок

Ответ: доступности

28. Этот принцип требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали частью их сознания

Ответ: прочности

29. Вид карьеры, когда человек с самого начала трудовой деятельности выбрал понравившуюся ему сферу и упорно на протяжении всей трудовой деятельности поднимается по служебной лестнице.

+а) Линейная карьера

б) Стабильный тип карьеры

в) Спиральная конфигурация карьеры

г) Кратковременная карьера,

д) Платообразная карьера

е) Снижающаяся карьера

30. После достижения определенного уровня обнаруживается предел их возможностей, компетентности.

а) Линейная карьера

б) Стабильный тип карьеры

в) Спиральная конфигурация карьеры

г) Кратковременная карьера,

+д) Платообразная карьера

е) Снижающаяся карьера

31. Противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.

а) внешние

б) внутренние

в) общие (универсальные)

+г) индивидуальные противоречия

32. Назовите факторы, влияющие на формирование личности, относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании также в деятельности и общении.

а) внешние

+б) внутренние

в) социальные

г) биологический

33. Передаются по наследству

а) способности

+б) задатки

в) навыки

г) умения

34. Укажите признак, который не является отличительным для развитой личности:

а) способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия;

б) умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим;

в) достижение значительных успехов в профессиональной деятельности;

+г) дезадаптированность в повседневной жизнедеятельности;

35. Принадлежность к человеческому роду ___________

Ответ: идивид

36. Найдите соответствие в значениях потенциалов личности

Б1. гносеологический

Г2. аксиологический

А3. творческий

В4. коммуникативный

Д5. эстетический

а) что человек умеет

б) что человек знает

в) с кем и как человек общается

г) чем человек дорожит

д) чем человек восхищается потенциалы личности.

37. Критерии, образцы, социальные стандарты это

а) предметные ценности

+б) субъективные ценности

в) педагогические ценности

г) общечеловеческие ценности

38. Образование - это

а) предметная ценность

б) субъективная ценность

+в) педагогическая ценность

г) общечеловеческая ценность

39. Общественные отношения и включенные природные явления это

а) предметные ценности

б) субъективные ценности

в) педагогические ценности

+г) общечеловеческие ценности

40. Совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием

Ответ: система образования

41. Современная система образования в Российской Федерации строится на основании

Ответ: закон РФ «Об образовании»

42. Я. А. Коменскийсторонник теории

+а) материального содержания образования

б) формального содержания образования

в) дидактического прагматизма

г) функциональный материализм.

43. Дж. Дьюисторонник теории

а) материального содержания образования

б) формального содержания образования

+в) дидактического прагматизма

г) функциональный материализм.

44. Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, И. Гербартсторонники теории

а) материального содержания образования

+б) формального содержания образования

в) дидактического прагматизма

г) функциональный материализм.

45. Он первым обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями

Ответ: Макаренко

46. Структура изложения учебного материала, предполагающая возвращение к изучаемым знаниям с постепенным расширением содержания

а) линейная

+б) концентрическая

в) спиральная

г) смешанная

47. Согласно теории Дж. Локка

а) все идеи и принципы имеют врожденную основу

б) происходит припоминания «высших идей»

+в) все человеческое знание проистекает из опыта

г) все ответы верны

48. Дж. Локк предлагал воспитывать юных

+а) джентльменов

б) рыцарей

в) ремесленников

г) крестьян

49. Обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников

+а) Государственный Образовательный Стандарт

б) образовательная программа

в) устав образовательного учреждения

г) содержание образования

50. В государственном стандарте общего среднего образования выделяются

а) пять компонентов

б) два компонента

в) четыре компонента

+г) три компонента

51. Федеральный компонент определяет

+а) нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического

пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

б) нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др.

в) отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

52. Основной государственный нормативный документ, являющийся составнойчастью ГОСта в области образования

а) рабочий учебный план

+б) базисный учебный план

в) собственно учебный план

г) региональный учебный план

53. Структура учебного плана, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся

+а) вариативная часть

б) инвариантная часть

в) фундаментальная часть

г) технологическая часть

54. Вид учебной программы, общие рекомендации методического характера

+а) авторская

б) рабочая

в) типовая

г) базисная

55. Вид учебной программы, отражающий национально-региональной компонент

а) авторская

+б) рабочая

в) типовая

г) базисная

56. нормативный документ построения содержания образования, включающий учебные пособия

а) учебный предмет

б) учебная программа

+в) учебный план

г) учебная литература

57. Содержит объяснительную записку, перечень разделов, тем, учебного оборудования, наглядных средств обучения

а) учебный предмет

+б) учебная программа

в) учебный план

г) учебная литература

58. Метод воспитания

а) средство воспитания

б) способ воспитания

+в) путь достижения заданной цели воспитания

г) часть приема

59. Наглядность является

а) методом обучения

+б) дидактическим принципом

в) методом формирования познания

г) приемом воспитания

60. Дидактика – это

а) закономерности воспитания

+б) отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования

в) наука о влиянии социальной среды на воспитание мировоззрения

г) наука о закономерностях развития личности

61. Структура изложения материала учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний

а) линейная

б) концентрическая

+в) спиральная

г) смешанная

62. Категория педагогики, представляющая объективный процесс – преподавания и учения

а) образование

б) развитие

+в) обучения

г) воспитание

63. Инвариантная структура выделенных типов урока состоит обычно из … частей:

а) 2-х

б) 5

в) 4-х

+г) 3-х

64. Импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру - это

Ответ: нестандартный урок

65. Форма обучения, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (завод, учреждение культуры, природа, историко-художественные памятники).

Ответ: экскурсия

66. Самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения это

Ответ: Домашняя учебная работа

67. Основной задачей этой образовательной системы было избирательное обучение учащихся, которые распределялись по классам в зависимости от способностей, уровня развития и степени подготовленности.

а) Батавская система

+б) Маннгеймская система

в) Белл-ланкастерская система

г) Классно-урочная система

68. Система и последовательность педагогически целесообразных действий педагога, направленных на достижение поставленных целей путем решения педагогических задач есть профессиональная педагогическая

Ответ: деятельность

69. Владение педагогом определенными способами и приемами педагогической деятельности, основанное на сознательном применении психолого-педагогических знаний есть педагогическое

Ответ: умение

70. Эти умения связаны с ежедневным планированием, с композицией каждого конкретного урока, занятия, лекции

а) Организаторские

б) Проектировочные

в) Познавательные

+г) Конструктивные

71. Образовательный процесс развития индивидуальности личности, в котором личность становится субъектом собственного становления и развития, созидательной деятельности по отношению к культуре, природе, человеку и социуму в целом есть

Ответ: личностно- ориентированное образование

72. Назовите принцип, где личность ребенка в системе личностно-ориентированного образования является не объектом воздействия со стороны учителя, а субъектом разнообразных видов деятельности

+а) принцип субъектности

б) опора на опыт личности

в) психотерапевтический характер взаимодействия

г) принцип вариативности

73. Принцип, предполагающий разнообразие содержания и форм учебного процесса, предоставление образовательного выбора, как педагогам, так и самим обучающимся

а) принцип субъектности

б) опора на опыт личности

в) психотерапевтический характер взаимодействия

+г) принцип вариативности

74. Принцип, основанный на партнерстве и сотрудничестве в совместной деятельности и общении учеников и учителя, является необходимым условием реализации личностно-ориентированного образования

а) принцип субъектности

б) опора на опыт личности

+в) психотерапевтический характер взаимодействия

г) принцип вариативности

75. Структурной единицей личностно-ориентированной педагогической технологии является

Ответ: Личностно-ориентированная ситуация

76. Специально организованное образовательное пространство для освоения разных видов и форм человеческой деятельности есть образовательная

Ответ: образовательная система

77. Сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями есть процесс

Ответ: воспитание

78. Философское педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности есть

а) неотомизм

б) неопозитивизм

в) экзистенциализм

+г) прагматизм

79. Религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского

+а) неотомизм

б) неопозитивизм

в) экзистенциализм

г) прагматизм

80. Философское направление, признающее личность высшей ценностью мира

а) неотомизм

б) неопозитивизм

?+в) экзистенциализм

г) прагматизм

81. Философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией

а) неотомизм

б) неопозитивизм

+в) экзистенциализм

г) прагматизм

82. Значимые для человека природные, материальные и нравственно-духовные объекты или явления, выступающие социокультурными образцами жизни, на которые сориентированы воспитательные теории, методики и технологии педагогической деятельности.

+а) ценности воспитания

б) воспитательная среда

в) воспитательный процесс

г) педагогические закономерности

83. Целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников.

а) ценности воспитания

б) воспитательная среда

+в) воспитательный процесс

г) педагогические закономерности

84. Объективные, существенные, устойчивые связи воспитательного процесса, которые отражают взаимосвязи его структурных компонентов и характеризуют сущность функционирования и развития самого процесса воспитания.

а) ценности воспитания

б) воспитательная среда

в) воспитательный процесс

+г) педагогические закономерности

85. Найдите соответствие в значениях следующих закономерностях воспитания:

А1. Цель, задачи и содержание воспитания определяются

Б2. Содержание деятельности детей (школьников, студентов) в процессе их воспитания определяется

В3. Развитие ребенка (школьника, студента) и формирование его личности происходят

Г4. Воспитание ребенка совершается только путем

а) объективными потребностями общества

б) актуальными потребностями личности воспитанника

в) неравномерно

г) активности самого ребенка

86. Принцип, предполагающий в воспитательном процессе не только учет природных задатков индивида, но и психофизиологических возможностей воспитанника и их обусловленность информационными и социальными явлениями

а) научности

+б) природосообразности

в) культуросообразности

г) ненасилия и толерантности

87. Принцип, предполагающий в воспитательном процессе не только учет природных задатков индивида, но и психофизиологических возможностей воспитанника и их обусловленность информационными и социальными явлениями

а) научности

+б) природосообразности

в) культуросообразности

г) ненасилия и толерантности

88. Принцип, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры

а) научности

б) природосообразности

+в) культуросообразности

г) ненасилия и толерантности

89. Принцип, предполагает гуманное отношение и терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности

+а) научности

б) природосообразности

в) культуросообразности

г) ненасилия и толерантности

90. Эта функция предполагает изменение направленности личности воспитанника, структуры ее потребностей, мотивов поведения, способностей.

+а) формирования

б) развития

в) социализации

г) индивидуализации

д) гуманитарная

91. Эта функция воспитания заключается в обеспечении прав ребенка, удовлетворении его потребностей в безопасности, эмоциональном комфорте и независимости, сохранении здоровья, определении смысла жизни, предоставлении личной свободы.

а) формирования

б) развития

в) социализации

г) индивидуализации

+д) гуманитарная

92. Эта функция предстает как процесс становления «Я-образа», духовного мира личности, реализации ее социальных ролей и отношений на основе ее психического и социального опыта и опыта других людей и предшествующих поколений.

а) формирования

б) развития

в) социализации

+г) индивидуализации

д) гуманитарная

93.Эта функция заключается в обеспечении усвоения социального опыта и выработки совместно со взрослыми собственных ценностных ориентации в процессе совместной деятельности и общения.

а) формирования

б) развития

+в) социализации

г) индивидуализации

д) гуманитарная

94. Пси­хо­ло­ги­че­ская сущ­ность про­цес­са вос­пи­та­ния со­сто­ит в пе­ре­во­де ре­бен­ка из од­но­го со­стоя­ния в дру­гое, и с по­зи­ций пси­хо­ло­гии вос­пи­та­ние есть про­цесс

а) развития

+б) ин­те­рио­ри­за­ции

в) формирования

г) социализации

95. Расставьте последовательность уровней формирования коллектива

2-а) ассоциация

4-б) автономия

1-в) конгломерат

5-г) коллективом.

3-д) кооперация

Ответ:

96. Чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества это

Ответ: Коллективизм

97. Высшим органом школьного самоуправления является … общешкольного коллектива

Ответ:

98. Расставьте последовательность стадий развития коллектива Л.Н. Новиковой

а) превращение коллектива в инструмент воспитания

б) корректировка

в) сплочение

г) развитие творческой индивидуальности

99. Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром А.С. Макаренко считал

а) собрание воспитанников

б) временные коллективные органы

+в) актив

г) староста

100. Установите соответствие между педагогическими категориями и их характеристиками

а) преднамеренный контакт педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

б) активная целенаправленная деятельность ученика под руководством учителя.

в) целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика

г) совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.

1. обучение

2. педагогическое взаимодействие

3. учение

4. педагогическая технология

Ответ:

studfiles.net

Идеальная цель воспитания - разностороннее и гармоническое развитие личности ребенка.   

В современной педагогической науке есть точка зрения, согласно которой целью воспитания считается подготовка всесторонне гармонически развитой личности. Эта идея появилась в эпоху Возрождения и особенно ярко прозвучала в трудах педагогов-гуманистов. Так, английский социалист-утопист Томас Мор выдвинул идею раннего воспитания для всех детей. Он впервые раскрыл значение трудового воспитания во всестороннем развитии личности и высказал мысль о том, что труд должен быть обязанностью всех.

Вслед за Томасом Мором идею всестороннего развития личности развили Р. Оуэн, Ш. Фурье, Сен-Симон, Т. Кампанелла. Они обосновали идею формирования всесторонне развитой личности на основе соединения обучения с трудом.

С подобными идеями о всестороннем воспитании личности выступили отечественные революционные демократы – Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Они провозгласили идеал нового человека – высокоидейный, истинный патриот Родины и всесторонне гармонически развитый человек.

Однако, несмотря на большой интерес к вопросам всестороннего развития личности на разных этапах становления общества, эта идея осталась лишь гуманным призывом, мечтой о подготовке совершенной личности.

Во многих международных документах, законодательных актах целого ряда государств провозглашалась цель воспитания – формирование всесторонне гармонически развитой личности. Это цель благородная, прекрасная. Она является тем идеалом, к которому должно стремиться любое государство.

Но для реализации такой цели воспитания необходимы определенные объективные условия – правовые, социальные, экономические.

Именно поэтому в реальной действительности очень сложно реализовать идеальную цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Но она нужна. Она является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. В ней заложено сильное гуманное начало - вера в возможности человека.

Все, кто связан с системой образования, с организацией жизни и деятельности детей, должны стремиться к этой цели, создавая условия для проявления и развития всех природных задатков ребенка, для его полноценного, содержательного обучения и воспитания.

На современном этапе развития нашего государства, на фоне политических и экономических изменений, которые коснулись и системы образования, целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка, что полностью соответствует Конвенции о правах ребенка: в статье 29 Конвенции записано, что воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их полном объеме.

students-library.com

Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы семейного воспитания.

§1. Понятие воспитания в педагогике.

Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология изучает становление личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, обладанием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук педагогика выступает как единственная дисциплина, выделяющая своим предметом исследования воспитание человека.

В большом толком словаре С. А. Кузнецова ,воспитание определяется как процесс систематического, целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера и его отдельных черт [б тол сл].

По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции [].

В широком социальном смысле под воспитанием подразумевают воздействие на личность обществом в целом, а – в узком смысле целенаправленную деятельность, помогающую сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений [].

По мнению К.Д. Ушинского, воспитанный человек – это прежде всего человек нравственный. «Мы смело, высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

По И.Ф. Гербарту в основу процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. «Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание».

Проанализировав понятия о воспитании, сформулированных известными педагогами, мы можем отметить, что такие ученые как И.Ф. Гербарт, К.Д.Ушинский и Я.А. Коменский акцентируют своё внимание на воспитании нравственности у ребенка. Нравственное воспитание подразумевает развитие таких способностей как скромность, послушание, мужество, умеренность, справедливость, аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие. Одно из самых важные мест в нравственном воспитании отводится семье, роли матери и отца. Для других ученых таких как И.П. Павлов и С.А. Кузнецов воспитание является систематическим процессом направленным на разностороннее развитие личности, способной сосуществовать с обществом.

Таким образом выделенные нами общие положения, позволяют говорить о следующих закономерностях воспитательного процесса:

  1. деятельность учащихся.

Чем содержательнее и целесообразнее построена и организована разнообразная деятельность учащихся, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет формироваться личность в воспитательном процессе;

studfiles.net

Педагогика Лекции 1-7 / Лекции 1

Слайд 1

Модуль I. Общие основы педагогики

Слайд 2

ТЕМА 1 Педагогика – отрасль человековедения. Связь педагогики с

другими науками об обществе и человеке.

Слайд 3

Педагогика как наука и сфера практической деятельности. Этапы

развития педагогики как науки.

Задачи, функции, объект, предмет педагогики.

Система основных педагогических категорий.

Система педагогических наук.

Методы научно-педагогических исследований.

Слайд 4

Педагогика как наука и сфера практической деятельности. Этапы

развития педагогики как науки.

Свое название педагогика получила от греческого слова «пай-дагогос» (пайд – дитя, гогос – веду), которое означает «детоводство» или «дитяведение».

В Древней Греции педагогами первоначально называли рабов, сопровождавших детей сво­его господина в школу. Позже педагоги – это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. На Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди, которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле и обозначать искусство быть рядом, сопровождать, указывать дорогу и признавать самостоятельность ребенка, вводить в культуру и ожидать творческих открытий.

Со временем накопления знаний в области воспитания и обучения детей «педагогика» становится самостоятельной наукой. Понимание педагогики как науке о воспитании подрастающего поколения сохраняется до середины ХХ столетия. И только в последние десятилетия в обществе и научной среде появляется осознанность того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждается не только дети, но и взрослые.

Поэтому на сегодняшний день самое краткое определение современной педагогики – это наука о воспитании человека, где под воспитанием понимается «обучение», «образование», «развитие».

Самое широкое определение педагогики – отрасль человековедения.Педагогика обращена к человеку, к его личности, направлена на поиск лучших путей помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств.

Под педагогикой чаще всего понимают систему деятельности, цель которой – передача социального опыта от поколения к поколению. Передача социального опыта, формирование личности, развитие человека осуществляется в образовательной деятельности, в которой одним из участников является педагог, чье мастерство, творческая активность позволяют решать неожиданные, нестандартные задачи. Образовательная деятельность становится успешной лишь тогда, когда педагог точно знает ответы на вопросы – «Для чего учить?», «Чему учить?», «Как учить?».

Ответы на данные вопросы будущий специалист может получить в процессе освоения в вузе педагогической науки. В данном контексте, педагогику можно определять как науку о закономерностях, принципах, формах, и методах образования людей.

Слайд 5

В.Г. Крысько в структуру педагогики включает педагогическую практику, педагогическую теорию и уровни анализа педагогических явлений и процессов, собственные методы педагогики.

Педагогическая практика связывается с решением конкретных педагогических за­дач в создавшейся ситуации. Главная особенность педагогической практики состоит в специфике ее объекта. В том, что объектом и субъектом деятельности всегда является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человек – человек». Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход че­ловека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «по­ниманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.

Педагогика как система теоретического знания имеет образование как свою практику. Существуют различные точки зрения на образование.

Образование можно понимать как процесс социализации, имеющий целью встраивание нового поколения в уже существующие общество, с целью как сохранения и воспроизводство существующей культуры, так и развития культуры и общества. В этом подходе предметом образования является поколение (новое поколение людей).

В последнее время развивается подход личностно ориентированного образования, в котором образование понимается как развитие индивида (т.е. приобретение молодым человеком определенных знаний, умений, способностей, опыта, компетенций). В этом случае предметом образования является растущий, развивающийся человек.

Отечественный философ М С. Каган считает, что сущность человека не может быть признана ни чисто биологической, ни чисто социальной, ни даже двусторонней биосоциальной». Он настаивает, что только ее трехмерная, био-социо-культурная теоретическая модель дает адекватное о ней представление, может служить продуктивной концептуальной основой для дальнейших исследований во всем комплексе наук о человеке.

Слайд 6

«…Модель может служить теоретическим основанием для радикальной реорганизации всей педагогической деятельности на основе отчетливого понимания необходимости отношения к каждому входящему в мир «кандидату в человека» как к целостному существу, жизненная судьба которого зависит от взаимодействия этих трех формирующих его сущностных сил – врожденных ему как дар природы; даруемых ему накопленным на протяжении всей ее истории ценностями культуры; органичным его включением в наличную систему общественных отношений, которую на основе впитанных им ценностей культуры и своих физических возможностей он будет укреплять, или совершенствовать, или разрушать». М.С.Каган о трехмерной био-социо-культурной теоретической модели.

Слайд 7

этапы исторического развития научно-педагогического знания, от зарождения педагогических идей, через формирование педагогических взглядов и теорий, до перехода от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте. Достаточно подробное описание истории развития педагогики можно найти в другом учебнике (Подласый И.П. Педагогика: учеб. в 2 кн. Кн. 1.. М.: Владос, 1999.).

Слайд 8

Родоначальником педагогической науки называют Я.А. Коменского, который впервые обосновал принципы обучения и воспитания, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочный способ обучения в школе (который и сейчас применяется во многих странах мира).

Ф. Дистервег сформулировал и раскрыл два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразности и культуросообразности. Он ввел следующие дидактические правила – ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащихся, заинтересованность учителя и ученика.

С начала XX века заметно выросло число педагогических центров (кафедр в университетах, лабораторий, научно-исследовательских учреждений), оживился обмен опытом между учеными в национальном и международном масштабе. Стимулировало становление педагогической науки и практики то, что психология отделилась от философии в качестве самостоятельной науки, происходило активное развитие математики и естественных наук, таких как биология, химия, физика. Ряд ученых выстраивали педагогику по образцу естественных наук.

Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX века) основан на общенаучной тенденции развития научных теорий, сочетающей саморазвитие науки (процессы интеграции и дифференциации) с

широким взаимодействием с другими науками. Педагогика устанавливает содержательные связи с философией, психологией, социологией, физиологией, политологией, экономикой, логикой.

В процессе дифференциации выделяются различные области педагогики – общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, этнопедагогика, коррекционная, военная, музейная, инженерная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).

Структура общей педагогики: общие основы педагогики, дидактика, теория воспитания, социальная педагогика, управление образовательными системами, педагогическая инноватика.

Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.

Слайд 9

Представление педагогики как науки можно найти во многих источниках: (см., например Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов ⎯ СПб: Издательство “ Питер”,2000. ⎯ 304 с. –– Серия «Учебник нового века»; В этом учебнике представлены

Слайд 10

Задачи, функции, объект, предмет педагогики

В образовании следует различать научные и практические задачи. В.И. Журавлев предлагает увидеть будущим педагогам свою роль в осуществлении образования и в творческом поиске теоретических закономерностей и разработок моделей образовательно-воспитательных решений, а также в накоплении интеллектуальных педагогических ценностей в области решения теоретических и прикладных задач воспитания и самовоспитания.

Он рассматривает классы постоянных и временных задач, которые решает педагогическая наука.

К постоянным задачам педагогической науки относятся:

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе. Принимая во внимание это определение, следует отнести к задачам педагогики и задачу проектирования в образовании.

Под проектом в области образования понимается описание будущей деятельности, направленной на осуществление значимых изменений в образовательной практике за ограниченное время с использованием ограниченного ресурса (А.В. Бутенко).

Методология педагогической науки становится практикоориентированной. Научный поиск увязывается с практикой управления развитием педагогических систем.

Слайд 11

Функции педагогики:

– научно-теоретическая как познание сущности педагогических явлений, процессов и вскрытие закономерностей их протекания;

– конструктивно-техническая – планирование, методика организации и реализации педагогических действий, совершенствование педагогического процесса,

– прогностическая – изучение тенденций развития педагогических проблем и явлений, перспективы развития образовательных учреждений.

Слайд 12

Объект науки – образование как область действительности, которой принадлежит разнообразие сложных явлений и процессов, имеющих системный характер.

Слайд 13

Предметом науки выступает целостный педагогический процесс целенаправленного развития личности.

Слайд 14

Система основных педагогических категорий

Развитие любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определённый класс близких по сущности явлений, а с другой стороны создают предмет данной науки.

Содержание этих понятий нестабильно.

Слайд 15

Как уже говорилось выше, одно из центральных понятий современной педагогики, понятие «образование». Под образованием понимается процесс (или результат) освоения определённых обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития.

Образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека. Образование осуществляется в процессах обучения и воспитания.

Слайд 16

Обучение – целенаправленное пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путём приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике. Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей (тренеров) и учеников (спортсменов), направленный на усвоение знаний, умений, навыков. В процессе обучение познаются явления окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности, в результате взаимодействия ученика с учителем или другими обучающимися. Процесс обучения включает деятельность учителя–преподавание, и деятельность ученика – учение. Обучение определено со времён Я.А. Коменского жёсткими временными рамками, наличием государственного стандарта, требует специальных средств обучения.

Слайд 17

Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей. Воспитание – целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности. Педагогика исходит из того, что социальность включает в себя культуру, воспитанность, образованность человека. Каждый из нас – участник сложного и непрерывного процесса социального воспроизводства поколений. Воспитание как общественное явление передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению. В отличие от обучения процесс воспитания не задан технологически. И эти два процесса настолько взаимосвязаны, что не случайно существовали в истории образования такие понятия как «воспитывающее обучение», «развивающее обучение».

И обучение, и воспитание направлены на развитие человека. Обучение помогает накопить опыт в научной и предметной сферах, а воспитание – в социальной. А в целом предназначение всего педагогического процесса заключается в содействии и ускорении процесса развития человека. Не определены границы применения в педагогике такого понятия как развитие.

Слайд 18

Развитие – изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата. (Вульфов). Развитие человека – освоение им внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного богатства) потенциала возможностей. (Смирнов С.А.)

Главная функция обучения и воспитания – направленность на ученика, которая позволяет говорить об объектном статусе и педагогической функции формирования желаемых результатов широкого диапазона: от знаний, умений, навыков до личности в целом, её убеждений, позиции, мировоззрения, поведения. Неслучайно в педагогике гуманистической ориентации отсутствует понятие формирование.

Слайд 19

Формирование – это процесс становления человека как социального существа под действием определенных факторов (в т. ч. фактор «воспитание».) Процесс формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости (результат формирования – личность, с определенными заданными свойствами).

Современная педагогика избегает употребления термина воздействие на ученика, заменяя его термином взаимодействие. Целью педагогических систем является превращение человека из объекта управления (обучения, воспитания, образования) в субъект управления, выращивание у него самостоятельности и способности к самоуправлению-самообразованию, самовоспитанию, самообучению.

Слайд 20

Проблема образования личности выступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс предполагает субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и растущего человека. Философия образования в настоящее время обращена не к познанию вообще, а к познанию себя в мире, к познанию своего потенциала развития. Педагогика направлена на развитие свободной личности.

Саморазвитие – желание и реализуемое умение человека развивать себя, активность в самовоспитании, поиск оптимальных сфер самореализации и самоутверждения. Сферы эти определяются идеалами и мотивами человека, его духовными потребностями. Если личность лишена «самостоянья» (А.С.Пушкин), не проявляет его в разносторонней активности, неизбежны потери в развитии социальности. Воспитание не может быть эффективным без самовоспитания.

Содержание самовоспитания определяется сознательным движением человека от того, каким он себя осознаёт, к тому, каким хотел бы стать.

Содержание работы над собой определяется идеалами и ценностями человека. Методы педагогического руководства самовоспитанием восходят прежде всего к организации рефлексии – во имя самооценки и программы работы над собой.

Центральным системообразующим понятием, характеризующим процесс полноценного проживания, т.е. самореализация человеком своих сил и способностей, является понятие культуры самоопределения. Центральным компонентом в самоопределении является выработка позиции. Именно в формировании деятельности позиции творца-преобразователя себя состоит специфика образовательного процесса на современном этапе.

Слайд 21

Система педагогических наук

Педагогика – обширнейшая наука. Ее предмет настольно сложен, что отдельная наука не в состоянии охватить сущность и все связи воспитания. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив большой опыт, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний, которую правильнее называть системой наук о воспитании.

Фундаментом педагогики является философия, в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания.

Поэтому философию с ее идеями целостности и системности, методами структурного анализа принято считать методологической (от латинского «методос» – путь) основой педагогики.

Развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических учений исследует история педагогики. Понимая прошлое – заглядываем в будущее. Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим не только помогает лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегает от повторения ошибок прошлого.

Система педагогики включает:

• общую педагогику,

• возрастную педагогику,

• социальную педагогику,

• специальные педагогики.

Слайд 22

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

1) общие основы,

2) дидактика (теория обучения),

3) теория воспитания,

4) школоведение (педагогический менеджмент). Этот раздел сегодня все чаще выделяется в самостоятельное научное направление.

Повторяет эту же структуру и педагогика начальной школы, в которой также выделяются названные разделы.

Слайд 23

Возрастная педагогика связывает воспитание с особенностями возраста. Каждому человеку известно, что в детском, юношеском и зрелом возрасте воспитание осуществляется по-разному и приводит к различным результатам. Возрастная педагогика, как она сложилась к настоящему времени, охватывает полный период жизни человека. Люди учатся и развиваются всю жизнь, требуют квалифицированной педагогической помощи и поддержки. Среди составных частей обширной системы возрастной педагогики выделяются: педагогика дошкольного воспитания, педагогики начальной, средней, высшей школы, образования взрослых и др. Завершают оформление самостоятельных педагогических направлений, отражающих специфические особенности воспитания в отдельных возрастных группах, связанных с типами учебно-воспитательных учреждений, педагогика профессионально-технического образования, производственная педагогика, педагогика дистанционного обучения и др.

Дошкольная педагогика исследует особенности воспитания детей дошкольного возраста. Педагогика начальной школы изучает закономерности воспитания подрастающего человека в возрасте от 6–7 до 10–11 лет.

Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами взрослых, прогрессирует педагогика высшей школы. Ее предмет – закономерности учебно-воспитательного процесса, протекающего в высших учебных заведениях всех уровней аккредитации, специфические проблемы получения высшего образования в современных условиях, в том числе и по компьютерным сетям. Педагогика последипломного образования в тесном содружестве с педагогикой труда занимается проблемами повышения квалификации, а также острыми сейчас вопросами переквалификации работников различных отраслей народного хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. Особенности воспитательных процессов в специфических условиях исследует военная педагогика.

Слайд 24

В социальной педагогике выделяются такие отрасли, как семейная педагогика, превентивная педагогика (защитного, предохранительного или даже принудительного воспитания, перевоспитания правонарушителей), профилактико-охраняющая педагогика и др. В последнее время быстро прогрессируют направления, связанные с оказанием педагогической помощи «группам риска», людям, попавшим в беду, – алкоголикам, наркоманам, осужденным и т. д.

Слайд 25

Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика.

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Методикой преподавания своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог. Есть и методика преподавания педагогики, согласно требованиям которой составлено данное учебное пособие.

В последние десятилетия все отрасли педагогики пошли по пути создания частных технологий, отличающихся от традиционных методик максимальной кокретизацией путей и способов достижения заданных результатов в имеющихся условиях.

Слайд 26

Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Философские науки – прежде всего этика, гносеология (науковедение) и др. – помогают педагогике определиться со смыслом и целями воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления. Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у педагогики с анатомией и физиологией. Они составляют базу для понимания биологической сущности человека – развития его высшей нервной деятельности и типологических ее особенностей, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Особое значение для педагогики имеет психология, изучающая закономерности развития психики. С учетом новых психологических знаний педагогика проектирует более эффективные воспитательные системы, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии: в обучении, например, опираются на теорию познавательных процессов и умственного развития; теория воспитания базируется на психологии личности и т. д. Интеграция их привела к возникновению педагогической психологии и психопедагогики.

Расширяются связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. Даже наука о внеземных цивилизациях помогает пониманию педагогических проблем. Человек, сфера его обитания, влияние космических ритмов на формирование людей сегодня интенсивно исследуются во всем мире.

Новые отрасли возникли на стыке педагогики с точными и техническими науками – кибернетическая, математическая, компьютерная педагогики, суггестология и др. Сегодняшняя педагогика как одна из главных наук о человеке развивается очень интенсивно.

Итак, современная педагогика является разветвленной научной системой, в которой педагогика начальной школы занимает важное место, поскольку процессы воспитания наиболее интенсивно идут в детском возрасте и ими необходимо квалифицированно руководить. Разрабатывая свои проблемы, педагогика опирается на данные целого ряда наук.

Слайд 27

Методы научно-педагогических исследований

Методы педагогических исследований – это пути, способы, с помощью которых педагоги добывают знания о процессах и результатах воспитания, обучения, образования, развития, формирования личности. Существует много методов накопления знаний. Среди них выделим традиционные (эмпирические) и новые (экспериментальные, теоретические).

Традиционными называются методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались в свое время Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци, применяются они в науке и поныне. К традиционным методам относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы.

studfiles.net