Что такое синквейн и как его составить? Синквейн на


Как составить синквейн? | Активная мама

В последнее время на школьных занятиях стало популярным использовать методический прием под названием «синквейн». Считается, что это стимулирует умственную активность учеников, способствует развитию творческого мышления, навыков письма и чтения, способности анализировать и делать выводы, коротко их формулируя. Кроме того, составлять синквейны очень интересно и дети с удовольствием этим занимаются.

chto-takoe-sinkvejn

Содержание статьи:1. Что такое синквейн?2. Педагогическая ценность синквейна3. Как составить синквейн: практические рекомендации4. Примеры синквейнов на разные темы

Что такое синквейн?

Эта форма стихосложения появилась с подачи американки Аделаиды Крэпси в начале прошлого столетия, благодаря восточным принципам поэзии – хайку и танка. В результате получился синквейн – лаконичная пятистрочная стихотворная форма, несущая синтезированную информацию. Синквейн делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные правила составления.

Крэпси придумала традиционную форму составления пятистишья, где произведение включало 22 слога и имело структуру такого вида: 2 – 4 – 6 – 8 – 2, где цифра означает количество слогов в каждой строчке.

Для обучения американских школьников стали использовать дидактическую форму синквейна. От других пятистиший она отличается тем, что важно не соблюдение слоговой структуры, а смысловая информация строк.

Классический традиционный синквейн составляется так:

Конечно, это общие основы написания синквейна, которых нужно стараться придерживаться. Но небольшие коррективы вносить можно, если от этого выигрывает смысл стихотворения. Чтобы пятистрочье не получилось беспорядочным набором слов, допускается увеличить слова в строке или заменять части речи и так далее. Главное, чтобы в результате автор создал интересное творение с важной информацией.

Педагогическая ценность синквейна

В российских школах применять эту стихотворную форму стали не так давно, в последнем десятилетии прошлого века. А вот в западных школьных программах она успешно используется уже почти 100 лет.

С педагогической точки зрения синквейн – это прекрасный способ творческой реализации школьника. Такая стихотворная форма помогает в информационном поле находить и выделять самые важные моменты, компоновать их и кратко доводить до сведения окружающих.

Синквейн помогает преодолеть речевое однообразие у ребенка, помогает обогатить словарный запас, ускорить умственное развитие. Составление пятистиший помогает формировать навыки аналитического мышления. Его удобно использовать как итоговое задание по проверке пройденного материала. Простота построения стихотворения делает этот метод развития очень эффективным для детей разных возрастов.

Чтобы сосавить синквейн, нужно иметь знания и понимание пройденного материала. Данную форму можно применять не только в литературе или русском языке, но и в таких предметах как физика, химия, биология можно проверять уровень знаний ученика с помощью составления синквейна. Причем, хоть по времени это проходит быстрее, чем написание стандартной контрольной, но интенсивности работы мысли потребует не меньше. А результат окажется намного оригинальней, интересней и показательней.

Как составить синквейн: практические рекомендации

Попробуем пошагово разобраться в написании нерифмованного стихотворения, используя слово «книга».

1 строка

1 строка является темой, а значит, слово «книга» — это готовая начальная строчка нашего стихотворения. Но книги бывают разными, какую характеристику ей дать? Для этого нужно тему (в данном случае книгу) конкретизировать. Переходим ко второй строчке.

2 строка

2 строка дает описание предмета (темы). Что представляется при слове «книга»? у каждого возникают свои ассоциации, например:

Список может быть очень длинным и однозначно правильного определения нет,едь у каждого свое первое восприятие при произнесении слова. Кто-то представляет любимую детскую книжку, кто-то увесистый фолиант в кабинете отца, у кого-то абстрактный образ в виде магазинных полок со множеством творений. Нужно написать то, что представляется в связи с «вашей» книгой. Например:

Со второй строки уже четко представляется характер нашей книги.

3 строка

3 строка должна описывать действие. Какие действия вообще происходят с книжкой? Она сочиняется, пишется, издается, продается, стоит на полочке и так далее. Но правильнее будет описывать действия по отношению к автору: захватывает, вгоняет в сон, наводит скуку, учит, рассказывает, заставляет переживать. Выбор характеризующих глаголов зависит от того, какое описание было дано. Допустим, скучная, нравоучительная во второй строке не может увлекать, будить воображение в третьей.

При написании третьей строчки главное правило – придерживаться образа, который уже создан. Также нужно следить за использованием однокоренных слов, если книга была описана как интересная, то не стоит характеризовать действие, что она интересует. Получится переливание «воды». Лучше применить похожее по значению слово: интересная книга увлекает.

4 строка

4 строка пятистишья подразумевает выражение личного отношения к теме (книге). Как правило, именно эта строчка наиболее трудна для формулировки. Школьников постоянно учат, что мысли нужно выражать прямо и однозначно: я люблю читать, я считаю книги полезными и нравоучительными. На практике же синквейн не требует давать оценку и подразумевает вольную интерпретацию. Нужно определить, что наиболее важное по отношению к вам и вашей жизни, связанное с книгами.

Например:

Если воображение рисует вырубку леса для производства бумаги для книг, то могут быть и такие формулировки:

То есть выражение личного отношения к книгам в ясной и понятной форме. Если сложно сразу составить короткую емкую фразу, то можно написать свою мысль в свободной форме, не считая количество слов, а потом решить, как сократить его до нужных размеров. Например: « Я обожаю читать исторические романы и могу просидеть над книгой всю ночь до утра». В итоге сокращенный вариант будет выглядеть:

5 строка

5 строка заключительная, ее задача одним словом подвести итог всего произведения. Для начала нужно написать получившиеся четыре строки и прочитать их. Это уже практически готовое нерифмованное стихотворение. Допустим, вспомнились детские произведения:

Чтобы сформулировать главную мысль синквейна, нужно сделать вывод из получившегося произведения: «Я помню, как в детстве мне нравилось, когда мама читала на ночь сказки». Скорее всего, итоговое слово уже будет содержаться в заключительной фразе. В данном случае будет уместно слово «детство».

Примеры синквейнов

Написание синквейнов – процесс творческий и увлекательный. Дети очень любят такие занятия и часто сами предлагают темы для стихотворений. Вот несколько примеров создания простых нерифмованных пятистиший для младших школьников.

Лето

Теплое, солнечное.

Купаться, отдыхать, гулять.

Лучшее время года.

Каникулы.

Война

Жестокая, страшная.

Убивает, мучает, стреляет.

Я видел фильмы про войну.

Ужас.

Школа

Большая, шумная.

Учит, помогает, направляет.

Мне нравится ходить на уроки.

Знания.

Бабушка

Заботливая, ласковая.

Жалеет, нянчит, присматривает.

У бабушки самые вкусные пирожки.

Семья.

Вишня

Ароматная, сладкая.

Цветет, пахнет, зреет.

Обожаю вишневое варенье.

Лето.

Салют

Блистательный, разноцветный.

Стреляет, сверкает, грохочет.

Это символ радости и победы.

Мир.

Ребенок

Маленький, беззащитный.

Смеется, радуется, растет.

Дети – цветы жизни.

Будущее.

Полиция

Смелая, храбрая.

Ловит, оберегает, стережет.

Мой город самый безопасный.

Защита.

1 сентября

Праздничное, нарядное.

Идем, учиться, знакомиться.

Первый раз – в первый класс!

Знания.

Гражданин

Активный. Сознательный.

Строит, выступает, следит.

Вместе мы – сила.

Выборы.

Если вам нужно составить синквейн на какую-либо тему, но вы испытываете трудности с этим, мы можем вам помочь Пишите в комментариях к статье тему синквейна, и мы постараемся составить его для вас.

active-mama.com

Что такое синквейн? Как делать синквейн по литературе

Вашему ребенку в школе задали на дом составить синквейн, а вы не знаете, что это такое? Предлагаем вместе разобраться в том, что такое синквейн, для чего он используется и как составляется? В чем его польза для школьников и учителей? После чего мы вместе сможет самостоятельно написать небольшой стих на любую, понравившуюся нам тему.

Что такое синквейн

Небольшое стихотворение, состоящее всего лишь из 5 строк, без четкой рифмы означает слово синквейн. Впервые этот термин использовала американская поэтесса Аделаида Крэпси 100 лет назад. Изучая японскую литературу, она так вдохновилась их хайку, что решила создать новую стихотворную форму, которая состоит из 5 строк, каждая из которых содержит определенное количество слогов. Согласно ее теории, традиционный синквейн должен состоять всего лишь из 22 слогов: 2 из которых в первой строке, 4 во второй, 6 – в третьей, 8 — в четвертой и 2 — в пятой.

Впервые данный вид литературы начали применять на практике в американских школах. Это, так называемый, дидактический синкейн. От других видов синквейнов, он отличается тем, что не требует точного подсчета используемых в каждой строчке слогов. В его основе лежит смысловая нагрузка каждой отдельно взятой строки.

Дидактический, или как его еще называют, классический синквейн, строится по следующему принципу:

Такое нерифмованное краткое стихотворение может затрагивать любую тему. Еще одна особенность дидактического синквейна состоит в том, что автору разрешено отступать от основных правил. К примеру, для написания главной мысли или резюме допускается использование словосочетания или целой фразы из нескольких (3-5) слов. Для описания действия можно использовать составное сказуемое.

Как писать синквейн

Многим школьникам пришлось по душе такое занятие. Ведь для написания подобного стиха им не нужно иметь талант или особые навыки. Достаточно просто освоить форму синквейна и, что называется «прочувствовать его изнутри».

Инструкция по написанию

Для начала, автору лучше выбрать какую-нибудь легкую и понятную ему тему. К примеру, потренируйтесь самостоятельно сделать синквейн на тему «Мыло».

  1. Первая строка будет «Мыло».
  2. Какое бывает мыло в двух словах? Подберите любые два прилагательных, которые первыми пришли вам в голову. Это может быть общее понятие (душистое, пенное и т.д.) или же автору придет в голову образ мыла, которым пользуется лично он (фруктовое, жидкое и т.д.). Допустим, у вас получилось «желтое, душистое».
  3. Здесь необходимо подобрать 3 действия. Ребенку нужно объяснить, что имеется в виду не конкретное действие, на которое способен предмет, но и то, каким образом на него могут воздействовать другие. К примеру, мыло может не только пениться в руках или пахнуть, оно способно вызвать слезы при попадании в глаза, выскользнуть и упасть на пол. Кроме того, им можно мыться. К примеру, вы выбрали такие 3 глагола «чистит, пахнет, пузыриться».
  4. Теперь автору предстоит высказать свое мнение о предмете. Здесь подразумеваются не только чувства и эмоции, которые вы можете испытывать при мысли об этом предмете. Возможно, это ассоциации, что-то из личной жизни, связанное с предметом и т.д. К примеру, вы вспомнили, как в детстве вас мама заставляла мыть руки перед обедом или поскользнувшись на нем упали. А возможно, вы варите его дома самостоятельно. Теперь осталось втиснуть все эти воспоминания в 3-5 слов. К примеру: «моет руки перед едой» и т.д.
  5. Резюме должно состоять из 1, максимум 2 слов. Для этого, еще раз внимательно прочитайте то, что вам удалось написать, и опишите, появившийся перед вами образ одним словом. Если сделать это не получилось, ответьте на вопрос – для чего был изобретен данный предмет? Какова его роль в нашей жизни? Какое свойство предмета можно считать главным? Так же, обратите внимание на то, что резюме должно быть связано с предыдущей строчкой. Следовательно, если вы писали о мытье рук, то целесообразно, в заключении будет сказать о чистоте или гигиене.

Получившийся результат

Теперь прочитайте свой результат:

Мыло.

Желтое, душистое.

 Чистит, пахнет, пузыриться.

Моет руки перед едой.

Чистота.

Таким образом, потренировавшись на чем-то простом, можно переходить к более серьезным вещам. Примеры могут быть любыми, достаточно выбрать тему из того, что нас окружает.

Теперь стало понятно, как делать синквейн по литературе, истории или любому другому школьному предмету. Для детей, это может стать некой «творческой паузой». А учитель сможет на основе составленного учеником стиха, определить степень его понимания той или иной темы.

Видео инструкция

topkin.ru

Синквейн. Виды синквейнов с примерами.

В начале 20-ого века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала новую форму стихотворения, состоящего из пяти строк – синквейн. С тех пор прошло много времени, и сегодня появилось множество видов синквейнов, о которых и пойдет речь ниже.

Традиционный

Форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет.

В качестве примера можно привести произведения Ирины Янаковой:

Бог далВороне сыр,Польстилась та на лестьНе надо разевать свой ротЗазря.

ВчераЗал опустел,Когда свои стихиНа сцене с выраженьем тыЧитал.

Обратный

Пятистрочная форма только с обратной последовательностью стихов. То есть, в первой строке – слово или фраза из двух слогов, во второй – из восьми, третьей – из шести и т.д. Структура такова: 2-8-6-4-2.

Пример такого синквейна от Ариэля Дороро:

ПрямоПредстаёт гроза пред намиПревращая в рекуАвтострадыВектор

Зеркальный

Стихотворная форма из двух пятистрочных строф, где первая строфа – это традиционный синквейн, а вторая – обратный.

Пример от того же Ариэля Дороро:

ГрозенГрома грохотБудто в тучах порохВзорван искрой метеораПростоСкороНебо станет чёрным моремДаже жабры эхаПахнут рыбьимСмехом

Синквейн-бабочка

Форма стихотворения, состоящая из девяти строк со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2.

И вновь пример от талантливейшего Ариэля Дороро:

В дикомСтранном танцеКак протуберанцыСкачут молнии-скелетыЭтоВидно из пучины ЛетыАтлантиды бесыВышли шпаритьМессу

Корона синквейнов

Завершенное стихотворение, состоящее из пяти традиционных синквейнов.

Пример от Алены Тимаковой:

Весь деньУпрямый дождьСтучит в мое окно.Какой однообразный блюз.Курю…

АсфальтПромок насквозьИ выключают светЗаплаканные, серыеДома.

ВчераТы позвонил.Ты был немного пьянИ виновато мне сказал:“Люблю“…

Шаги.Открою дверь.И сердце, словно мяч,Готово в руки выпрыгнутьТвои.

Молчи…Закрой глаза…Мы будем слушать дождьИ к музыке придумыватьСлова…

Гирлянда синквейнов

Наикрасивейшая вариация, как нам кажется. Состоит из короны синквейнов с добавлением к ней шестого синквейна, у которого первая строчка взята из первого, вторая из второго, третья из третьего синквейна и т.д.

Пример от Юлии Зайцевой:

Полночь.Сон не идёт.Открытое окно.Вглядываясь в звёздную пыль,Верю,

Что там,В лунном свете,Живёт Маленький ПринцИ тоже разглядываетНебо.

Видит:Там, у окна,-Одинокая тень.Крикнет: “Цветок, ты ли это?!“В ответ

КивнуИ рассмеюсьЛегко и беспечно…“Как, всё-таки, хорошо, чтоЭтой

НочьюМы встретились!Я счастлив оттого,Что ты и впрямь существуешь,Ты есть…“

Полночь.В лунном светеОдинокая тень…Как всё-таки хорошо, чтоТы есть.

Дидактический

В отличие от предыдущих видов, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.

Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна.

Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы.

Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету.

Пятая строка — одно слово-резюме, описывающее суть предмета.

Строгое соблюдение правил написания дидактического синквейна не обязательно. Например, в четвёртой строчке можно использовать три, пять или шесть слов, а в пятой – два слова.

Пример синквейна на тему «Дом»:

Дом.Красивый, дорогой.Строится, сдается, продается.Кто-то в нем живет.Здание.

cinquain.ru

Составление синквейнов

Трушина Светлана Юрьевна Муниципальное Бюджетное  Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Кадетская Казачья  школа  Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка                                                     Составление синквейнов Цель Ознакомление с синквейном, как одним из способов увлечённости предметом  и  проверки усвоенного  материала на уроке. Задачи Научить приёмам и правилам составления синквейнов. Показать многообразие вариантов составления синквейнов

СИНКВЕЙН- это стихотворная форма изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях. СИНКВЕЙН, представляет собой краткую, точную, сжатую характеристику предмета или явления, позволяющую ученику обобщить, синтезировать учебный материал, развить творческие способности, обогатить понятийный «багаж».  Чтобы составить синквейн, ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме.  Это значит, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определенным правилам.  Шаг 1.  Познакомимся с понятием синквейн в Википедии.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD Шаг 2. Для уроков нам нужент дидактический синквейн. Пример дидактичекого синквейна.

Шаг 3. Цели синквейна на уроке: Снятие эмоционального напряжения. Развитие активности и самостоятельности. Формирование познавательного интереса. Развитие эмоциональной увлеченности предметом. Обогащение словарного аппарата.Создание ситуации успеха. Шаг 4.  А теперь попробуем составить синквейн на любую музыкальную тему.   Для основной темы возьмём слово- музыка. Шаг 5. Варианты прилагательных- страстная, увлекательная, нежная, мужественная. выберем- нежная, увлекательная. Шаг6.  Глаголы, обозначаюшие дествие. Например, рождается ,слышится, зовёт ,манит, развивается. Выберем-  рождается, манит, зовёт Шаг.7  Коротрок предложение.  Варианты- музыка западает в душу , музыка и поэзия неразделимы , музыка - главное достижение человечества. Выберем- 3 предложение. Шаг 8.  Синоним ключевого слова.- искусство, вечность, вдохновение. композиция. Выберем- вечность Шаг 9. Вот, что у нас получилось.Музыка нежная, увлекательная рождается ,манит, зовёт музыка-главное достижение человечествавечность. Шаг 10. Рассмотрим некоторые варианты синквейнов по некоторым  учебным предметам в картинках. 

Шаг 11. Примеры с других уроков.  .Математика. .познавательная, великая.  считать ,думать, мыслить математика-царица наукарифметика.

Галогены  Простые, сильные Образуют, проявляют, реагируют Рождающие соли  Элементы.

Физика. Нужная, интересная. Исследует, развивает, помогает думать. Физика—наука о природе. Законы.

Биология естественная, описательная классифицирует, описывает, рассматривает изучает все аспекты жизни наука 

физическая культура лечебная, адаптивная формирует, развивает, укрепляет направленна на сохранение и укрепление здоровья спорт

Рельеф Горный, равнинный Формируется, преобразуется, влияет Совокупность неровностей  поверхность

Литература древняя, познавательная даёт знания, помогает, учит многие любят этот предмет Знание

По английском языкуhttp://www.openclass.ru/node/359228

Синквейны по искусствуhttp://www.openclass.ru/node/24652

Шаг  12. Синквейны могут быть на разные школьные темы.

Шаг 13.  Темы могут быть самые разнообразные.  1.Жизнь. 2.Активная, бурная. 3.Воспитывает, развивает, учит. 4.Дает возможность реализовать себя. 5.Искусство.

 1.  Будущее. 2.  Счастливое, богатое. 3.  Задуматься, работать, создать. 4.  Будущее надо строить самому. 5.  Счастье.    

1.Будущее. 2.Информационное, межпланетное. 3. Предвидеть ,предугадать, тревожиться. 4. О будущем надо задуматься 5.Неизвестность

1.семья 2.большая дружная 3.любят заботятся живут 4.все вместе под одной крышей 5.ячейка общества

1.Любовь. 2.Сказочная, фантастическая. 3.Приходит, окрыляет, убегает. 4.Удержать ее умеют единицы. 5 Мечта.       1. ДРУЖБА  2.крепкая ,верная 3.объединяет поддерживает лечит  4.Дружба -великая сила  5.согласие

1.Рояль. 2.Чёрный, звонкий. 3.Тосковал, смеялся, гремел.  4.Мог петь о человеке и о любви. 5.Живой

1 Песня  2.народная, эстрадная  3.включают, сопровождают, исполняют  4.поэтический текст с несложной мелодией  5.вокальная музыка

1 Сказка. 2 Мудрая, загадочная. 3.Колдует, интересует, учит. 4 В ней добро побеждает зло. 5 Волшебница.

 Шаг 14.   Синквейны  по теме: "Системно-деятельностный подход" 1.деятельностный подход 2. интригующий, трудоемкий 3. озадачить, взаимодействовать, сотрудничать 4. Изменяет мое отношение к ученикам. 5. сотрудничество   1. подход 2. системный и деятельностный 3. самообучаемся, саморазвиваемся, самовоспитываемся 4. Образование становится эффективным. 5. Школа будущего   1.деятельностный подход 2. познавательный, вариативный 3. развивает, научает, обогащает 4. Выше потенциал каждого ребенка 5. открытие  Шаг 15. Синквейны на тему "Учитель"    1. Учитель 2. Справедливый, требовательный 3. Учит, воспитывает, любит 4. Человек, любящий свое дело 5. Друг

Учитель. Добрый, строгий. Любит, учит, учится. ЧЕЛОВЕК. читель мобильный,креативный ориетировать,корректировать, развивать ЛОКОМОТИВ Учитель. Мудрый, добрый. Любит, понимает, заинтересовывает. Научит жить и выжить на нищенскую зарплату. Творец. Учитель.  Добрый, справедливый, творческий.  Любит, учит, заинтересовывает.  Талант!  

  

                                              Источники: 1.lewe.ru/sostavlenie-sinkvejna-s-primerami/ 2.trepsy.net/sinkveyn/ 3.www.openclass.ru/node/359228

 

                          

www.uchportfolio.ru

Синквейны на уроках русского языка и литературы

Уроки, на которых преподаватель использует приемы, влияющие на формирование и развитие положительной мотивации, позволяют утверждать, что повышается активность учащихся, взаимоотношения преподаватель - учащийся, учащийся - преподаватель становятся открытыми, позитивно эмоциональными, продуктивными, растет работоспособность учащихся, увеличивается количество самостоятельных действий, основанных не только на рациональности, но и эмоциональности учащихся, укрепляются познавательные интересы, а следовательно, положительно сказывается на качестве знаний. Для нас важно сделать встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Разумно и уместно использовать наряду с традиционными формами инновационные технологии мотивации, чтобы учитель мог увлечь детей, и тем самым создать почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит учащимися адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески. Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут вовлечены в процесс обучения под чутким руководством учителя, ежедневно, создающего условия для формирования положительной учебной мотивации. Одним из моих любимых приемов или технологий, является синквейн.

Синквейн».     Этот    прием    помогает понять, как ученики усвоили материал урока, мотивировать , заинтриговать их новой темой или актуализировать ранее приобретенные знания. Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк и построенное по особым правилам:

первая     строка – имя существительное  или местоимение,     обозначающее      предмет,    о котором пойдет речь;

вторая строка   –    два   прилагательных    или причастий, описывающих признаки предмета;

третья строка  –  три    глагола,   описывающие действия предмета;

четвертая   строка –  фраза  из   четырех   слов, выражающая отношение к предмету;

пятая строка - слово-синоним к первому.

____

____     ____

____    ____    ____

____    ____    ____    ____

____

Синквейны на уроках

Русского языка

Синквейн на тему Вводные слова

Вводные словаименные, глагольныене выступают, выражают, даютуказывают на способ выражения мыслислова

Синквейн на тему Время (глагола)

Время глагола

Меняющееся, непостоянное

Наступает, проходит, меняется

Изменяющее события по времени

Категория

Синквейн на тему Глагол

Глагол переходный, возвратныйобъединяет, выступает, употребляетсяобозначает действие или состояниечто делать?

Синквейн на тему Диалог

Диалог

Конструктивный, разговорный

Выражает, воспринимает, общается

Разговор двух лиц

Двойственность

Синквейн на тему Дополнение

Дополнение прямое, косвенноеотвечает, употребляется, обозначаетобъект, на который направлено действие

член предложения

Синквейн на тему Деепричастие

деепричастиенеизменяемое, самостоятельноепринадлежит, обозначает, примыкаетсоединяет в себе признаки глагола и наречияформа глагола

Синквейн на тему Заимствованные слова

Заимствованные слова

Иностранные, современные

Обогащают, помогают, расширяют

Взятые из других языков

Не славянские

Синквейн на тему Исконно русские слова

Исконно русские слова

Древние, аборигенные

Обозначают, хранят, выделяются

Древнеславянская лексика

Собственно русские

Синквейн на тему Книга

Книга

Интересная, фантастическая.

I Рассказывает, развлекает, воспитывает.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Учебник

книгабумажная, рукописнаяII наносят, брошюруют, печатаютподборка листов бумаги, содержащих текстпроизведение

Синквейн на тему Лексика

Лексика

Нормативная, богатая

Говорит, развивается, меняется

Лексика – раздел филологии

Слова

Синквейн на тему Наречие

Наречие

Приглагольное, изменяемое

Связывается, уточняет, обозначает

Изменяемая часть речи

Наглаголие (устар*.)

Синквейн на тему Неологизмы

Неологизмы

Новые, современные

Продуцируют, появляются, усовершенствуют

Слова, появляющиеся сейчас.

Прогрессивные

Синквейн на тему Обстоятельство

обстоятельствовторостепенный, зависящийобозначает, отвечает, зависитот сказуемого и обозначает признак действия или признак другого признакачлен предложения

Синквейн на тему Предложение

Предложение

Простое, сложное

Излагает, побуждает, спрашивает

Предложение – основная единица синтаксиса.

Высказывание.

Синквейн на тему Префикс

Префикс

Впередистоящий, короткий

Образовывает, меняет, увеличивает

Часть слова перед корнем.

Приставка.

Синквейн на тему Корень

Корень

Главный, смысловой

Определяется, не меняется, чередуется

Основная смысловая часть слова

Главная часть

Синквейн на тему Суффикс

Суффикс

Короткий, двойной,

Изменяет, дополняет, образовывает

Часть слова после корня

Домик

Синквейн на тему Общение

Общение

Вербальное, невербальное

Связывает, изъявляет, помогает

Межчеловеческая связь

Язык

Синквейн на тему Окончание

Окончание

Конечное, нулевое

Завершает, отсутствует, меняется

Часть слова, меняющая его род и число

Конец

Синквейн на тему Основа слова

Основа

Ограниченная, конкретная.

Подчеркивает, не меняется, определяет

Часть слова без окончания

Линия

Синквейн та тему Простое предложение

Простое предложение

Односоставное, двусоставное

Высказывает, сокращает, упрощает

Одна грамматическая основа

Синтаксическая конструкция.

Синквейн та тему Сложное предложение

Сложное предложение

Бессоюзное, союзное.

Составляет, усложняет, распространяет

Имеет 2 или более грамматических основ

Законченная мысль

Синквейн та тему Сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение

Соединительное, противительное

Противопоставляет, разделяет, сопоставляет

Имеет несколько вариантов связи

Сюзное

Синквейн та тему Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение

Союзное, подчинительное

Подчиняет, добавляет зависимое, распространяет

Имеет главную и придаточную часть

Непростое.

Синквейн на тему Причастие

причастиенастоящего, прошедшегообозначает, образует, переходитобладает свойствами и глагола, и двойник имени прилагательногочасть речи

Синквейн на тему Прилагательное

прилагательноекачественное, притяжательноеотносится, согласуются, склоняетсяпризнак предмета обозначаетсячасть речи

Синквейн на тему Подчинительные союзы. Подчинительные союзы.Короткие, емкие.Подчиняют, соединяют, связывают.Части предложения между собой.Речь.

Синквейн на тему Русский язык.

Русский язык

I Живой, удивительный,

Учит, объясняет, творит.

Береги наш родной язык!

Познание.

Синквейн на тему Русский язык.

Русский язык.II Распространённый, сложный.Обучает, тренирует, развивает.Не каждый может его выучить.Россия.

Синквейн на тему Существительное

Существительное

Самостоятельное, предметное

Называет, уточняет, указывает

Главная часть речи, называющая предмет

Предмет.

Синквейн на тему Текст

текстнудный научныйнаписан напечатан прочитанписьменное сообщение из ряда высказыванийсвязь

Синквейн на тему Устаревшие слова

Устаревшие слова

Давние, неиспользуемые

Не употребляются, забываются, не применяются

Слова, вышедшие из ежедневной лексики.

Архаизмы.

Синквейн на тему Фразеологизм

фразеологизмустойчивый, неделимыйвыражает, соотносится, употребляетсявыполняет функцию отдельной лексемыцелостное словосочетание

Синквейны на уроках

Литературы

Синквейн на тему Античность

античностьклассическая, поздняязародилась, разрушили, угаслацивилизация древней Греции и древнего Римадревность

Синквейн на тему Андрий (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Андрий

Красивый и слабый,

Храбрится, влюбляется, предаёт.

Нельзя уважать таких людей.

Предатель.

Синквейн на тему Баллада

Балладаисторическая, мифическаяпредставлено, заимствуется, сочиняетсярассказ, изложенный в поэтической формелироэпическое произведение

Синквейн на тему Басня

Басня

Мудрая, стихотворная

Поучает, наставляет, затрагивает

Поучительное стихотворное произведение

Мораль

Синквейн на тему Библия

Библия

Первозданная, всемирная

Объясняет, поучает, знакомит

Обращение Бога к людям

Книга книг

Синквейн на тему  Богатство

Богатствоматериальное, нематериальноеполучать, выиграть, заработатьбогатство – вода, пришла и ушлаизобилие

Синквейн на тему Богатырь

Богатырь

Смелый, отважный.

Сражается, охраняет, защищает.

Не перевелись на Руси богатыри!

Воин.

Синквейн на тему Былина

Былина

Древнерусская, историческая

Повествует, описывает, учит

Рассказ по реальным событиям

Быль

Синквейн на тему Война

война отечественная, мироваявзрывают, расстреливают, сдаютсявойна – величайшее горе человечества

разрушения

Синквейн на тему Восточные славяне

восточные славянерусские, украинцыохотились, выращивали, рыбачилинаселение средневекового государства киевская Русьдревнерусская народность

Синквейн на тему Время

времякалендарное, относительноеизмеряется, изменяется, движется из прошлого, через настоящее в будущеенеобратимое течение

Синквейн на тему Дворянство

дворянствожалованное, родовоезащищало, получало, владелопривилегированное сословие, возникшее в феодальном обществеаристократия

Синквейн на тему  Добро.

Добро Чистое, искреннее.Возвышает, наделяет, побеждает.Добро всегда побеждает зло.Любовь.

Синквейн на тему Дружба (I)

дружбавзаимная открытаядоверять терпеть помогатьбескорыстные личные взаимоотношения между людьмивзаимопонимание

Синквейн на тему Дружба (II)

дружбаискренняя мужскаяуважать, доверять, помогатьбескорыстная, позитивная связь между людьмимежличностные отношения

Синквейн на тему Дружба (III)

дружбаверная крепкаядоверять общаться симпатизироватьчеловеку, которому искренне веришьвзаимоотношения

Синквейн на тему Духовность

духовностьрелигиозный, внутреннийвоспитывается, определяется, открываетсято, что противоречит материальности, телесностипреобладание духовного

Синквейн на тему Душа

душачистая ранимаяболит радуется плачетто, что находится в сердцесущность

Синквейн на тему  Жизнь.

ЖизньПубличная, частная.Любить, верить, надеяться.Кто-то ее не ценит.Эпоха.

Синквейн на тему Зима

зимаснежная холоднаязаморозила запорошила охладиласпячка наступилавремя года

Синквейн на тему Зло

злострашное подлоеодолевает разрушает убиваетпонятие противоположное понятию добраотсутствие любви

Синквейн на тему Золото

золотомягкий, тяжёлыйдобывают, промывают, извлекаютблагородный металл жёлтого цветаAu

Синквейн на тему Илья Муромец

Илья Муромецизвестный загадочныйвоплощал служил освободилгерой древнерусского былинного эпосабогатырь

Синквейн на тему Казак

казаквоенный конныйзащищал гулял искалсвободный, ни от кого не зависящий человекгайдамак

Синквейн на тему Каникулы

каникулылетние, зимние отдыхать, гулять, бездельничать период, свободный от учёбы или основной деятельностиперерыв

Синквейн на тему Комедия

комедиявеселая, озорнаяподражать, высмеивать, обличатьхарактеризуется юмористическим или сатирическим подходомхудожественное произведение

Синквейн на тему Конфликт

конфликтнесовместимый, межличностныйбороться, сталкиваться, наноситьпротивоборство двух или нескольких людейстолкновение

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Валек

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Валек ответственный грустныйворовал оберегал заботилсябыл настоящим братом для Марусинищий

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Вася

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Васясмелый добрыйподружился сопереживал сочувствовалнищим друзьям из сырого подземельяглавный герой

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Дети подземелья

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Дети подземельягрустная невеселаяраскрыто написано рассказано повесть о нелегкой жизни нищихВ дурном обществе

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Маруся

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Марусябледная нежнаяголодала заболела умерлане имела крова, еды, материчетырехлетняя девочка

Синквейн на тему Литература

Литература

Русская, зарубежная,

Воспитывает, увлекает, объясняет,

Ведёт в мир прекрасного.

Мудрость.

Синквейн на тему Лермонтов Михаил Юрьевич

Лермонтов Михаил Юрьевичгениальный насмешливыйсочинял творил изображалв нем каждый видел то, что ему позволялось видетьрусский поэт

Синквейн на тему Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»

Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»зеленые, роскошныеждали, роптали, убилитела их потом, изрублены былипусто кругом

Синквейн на тему Лирический герой

лирический геройхудожественный жизненныйвыступает наделяется изображаетобраз поэта в лирикеавтобиографический герой

Синквейн на тему  Литература.

ЛитератураХудожественная, научная.Описывает, хранит, обучает.Совокупность любых письменных текстов.Знания.

Синквейн на тему  Личность.

ЛичностьВажная, особая.Проявляется, отражает, приобретается.Личность ни духовна, ни телесная, но духовно-телесная.Человек.

Синквейн на тему Любовь

любовьглубокая, восторженнаядарят, прощают, обожаютвечное стремление любящего к любимомучувство

Синквейн на тему Мама

мамадобрая, милаялюбит, заботится, воспитываетсамый драгоценный человекродитель

Синквейн на тему Милосердие

милосердиенезаметно, безымяннотворить, любить, простить, 

начинается с собственной семьи человека, но не заканчивается на нейдобродетель

Синквейн на тему  Миф

Миф интересный, поучительныйучит, развивает, удивляет,раскрывает историю.легенда. 

Синквейн на тему 9 мая

9 маярадостный, счастливыйпобеждать, праздновать, вспоминатьПобеду в Великой Отечественной войнепраздник

Синквейн на тему Мужественность

мужественностьцелеустремленный уверенныйпроявляет защищает воспитываетсовокупность черт характера, ожидаемых от мужчиныантипод женственности

Синквейн на тему Мцыри

Мцыри романтический, трагическийсконцентрировал, не променял, пронесмогучую страсть к свободе, к борьбеодинокий человек

Синквейн на тему Нравственность

Нравственность этичный моральныйразличать поступать действоватьсогласно своей совести и свободной волевнутренняя установка

Синквейн на тему Образование

Образование среднее высшееформировать познавать изучатьцеленаправленная познавательная деятельность людейпроцесс

Синквейн на тему Общение

Общение коммуникативное перцептивноепобуждает, планирует, устанавливаеткоммуникационное взаимодействие людейобмен

Синквейн на тему Одиночество

одиночестводобровольное болезненноеуединиться, изолироваться, переживатьсостояние человека, связанное с отсутствием близкихсоциально-психологическое явление

Синквейн на тему Осень

Осень златолистая, колосистаяопадает созревает поливаетприносящая дарывремя года

Синквейн на тему  Остап (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Остап

Мужественный, цельный,

Сражается, мучается, погибает,

Достойный сын своего отца.

Патриот.

Синквейн на тему Память

Память.Светлая, радостная.Помогает, присутствует, живет.Хорошего человека не забыть.Радость.

Синквейн на тему Печаль

печальугнетающая, пугающаядавит, ранит, зудитотрицательные эмоции вызывает онагрусть

Синквейн на тему Писатель

писательсовременный, любимыйпишет, сочиняет, придумываетчеловек, занимающийся созданием словесных текстовых произведенийписец

Синкейн на тему Поэзия

поэзиялиричная, мелодичнаяродить, создать, забытьза душу берущая, некому не нужнаясотворение

Синквейн на тему Правда

правдасубъективна, относительная получить, отразить, обличить полная и достоверная информациядействительность

Синквейн на тему Прометей

Прометеймыслящий, предвидящийвылепил, изменил, похителзащитник людей от произвола боговогонь

Синквейн на тему Пушкин Александр Сергеевич

Пушкин Александр Сергеевичвеличайший русскийтворил, писал, восхищалеще при жизни стали именовать гениемпоэт

Синквейн на тему Рассказ

рассказнебольшой, повествовательныйсочиняют, пишут, читаютмалая форма эпической прозыпроизведение

Синквейн на тему Родители

родителизаботливые, ласковыевоспитывают, учат, помогаютродили меня на светкровинушка

Синквейн на тему Романтизм в литературе

романтизм в литературесвободный, фантастическийпротивопоставлял, отрицал, следовалнаправлению противоположному классицизмунаправление в 19 в.

Синквейн на тему Свобода

свободанеосознанная, непредсказуемаяналагает, вменяет, ограничиваетпроявление случайности, направляемой намерением воливыбор

Синквейн на тему  Семья. (I)

СемьяКрепкая, дружная.Сплачивает, объединяет, оберегает.Семья – лучшая школа дисциплины.Ребенок.

Синквейн на тему Семья (II)

семьядрагоценная роднаяживет здравствует процветаеттам где тебя понимаютячейка общества

Синквейн на тему Сказка

Сказка

Литературная, народная

Рассказывает, учит, объясняет

Жанр устного народного творчества

Волшебство

Синквейн на тему Смысл человеческой жизни

смысл человеческой жизни духовный философскийпредставлять размышлять определятьконечную цель существования человекау каждого свой

Синквейн на тему Совесть

совестьнравственная, человеческаяосуществляет, требует, контролируетзакон, живущий в насморальное сознание

Синквейн на тему Спасибо

спасибосердечное, душевноежелаем, выражаем, говоримвежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарностьСпаси Бог!

Синквейн на тему Cтрах

страхреальный, воображаемыймобилизует, избегает, убегаетотрицательно окрашенный эмоциональный процессужас

Синквейн на тему Судьба

судьбароковая предначертанная направляет предопределяет управляетцепь событий влияющих на бытиефатум

Синквейн на тему Счастье

счастьеразное, женскоевидеть, чувствовать, приниматьосознание позитивности контекста собственного существования.эмоция

Синквейн на тему Cтрах

страхреальный, воображаемыймобилизует, избегает, убегаетотрицательно окрашенный эмоциональный процессужас

Синквейн на тему Тарас Бульба (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Тарас Бульба

Великий, могучий,

Борется, преодолевает, страдает.

Им гордится всё Запорожье.

Герой

Синквейн на тему Толерантность

толерантностьпонимающий, доверяющийтерпеть, принимать, уважатьготовность быть терпимымпринятие

Синквейн на тему Толстый

толстыйжирный упитанныйкушает, объедается, поправляется

человек, склонный к ожирениюсубъект

Синквейн на тему  Том Сойер.

Том СойерЭнергичный, остроумный.Воспитывался, наказывался, влюблялся.Персонаж романов Марка Твена.Приключения.

Синквейн на тему  Трус.

ТрусСлабый, нервный.Убегать, бояться, прятаться.Не может противостоять силе.Страх.

Синквейн на тему  Улыбка.

УлыбкаБеззаботная, счастливая.Дарить, узнавать, радоваться.Мысли о хорошем событии.Радость.

Синквейн на тему Улыбка

улыбкаприветливая, обольстительнаязадействует, растягивает, сокращает выражает удовольствие, доброжелательность либо иронию, насмешкудвижения мышц лица

Синквейн на тему Фамилия

фамилияраспространенная, двойнаянаследуется, принимается, меняетсяпринадлежность человека к одному родусемья

Синквейн на тему Человек (I)

человекразумный, чувствующийвладеет, развивается, побеждаетединственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечностьвысшее существо

Синквейн на тему Человек (III)

Человек.Красивый, стройный.Разговаривает, мыслит, рассуждает.Владеет силой менять мир.Венец природы.

Синквейн на тему Чехов Антон Павлович

Чехов Антон Павловичвеликий русскийсочинял, создавал, лечилоказал огромное влияние на литературу и театр 20 в.прозаик, драматург, писатель, врач

Синквейн на тему Чтение

чтениехудожественное, изучающеепользуемся, исполняем, произносимпроцесс, основанный на понимании смысла письменной речиречевая деятельность

Синквейн на тему  Школа.

ШколаВысшая, частная.Проводят, оценивают, учат.Школа — это поле битвы за собственную душу.Учитель.

Синквейн на тему Эмоции

эмоцииположительные, отрицательныевызывают, побуждают, расслабляютотражают субъективное отношение к ситуациямволнение

                                       

Источники:

  1. http://aplik.ru/studentu/2-kurs/motivatciia-k-obucheniiu-na-urokakh-russkogo-iazyka/

  2. http://festival.1september.ru/articles/103873/

  3. http://www.myshared.ru/slide/610163/

  4. http://yandex.ua/yandsearch?rdrnd=894130&text=мотивация%20на%20уроках%20русского%20языка&clid=9582&lr=141&redircnt=1423511173.1

  5. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2006.

  6. Макарова Т.И. Формирование   познавательного   интереса   на   уроках   русского   языка.http://schfive.narod.ru/opyt/pub_russian.doc

  7. Селевко С.К. Современные педагогические технологии. – М.: Просвещение, 1995.

  8. Успенская Т.В. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с опорой на дидактические игры как средство обучения. http://festival.1september.ru/articles/602193/

  9. .      Как сделать урок русского языка интересным? http://www.neuch.ru/referat/5071.html

Сборник синквейнов на уроках русского языка и литературы.hello_html_m18cbc1be.jpg

Автор и составитель:

Ушмодина Валентина Николаевна

учитель русского языка и литературы Володарской гимназии «София» с ООШI I ст. № 2 2014-2015 уч. год.

Сборник синквейнов на уроках русского языка и литературы.

(для 5-7 классов)

hello_html_m193b503d.png

Володарская гимназия «София»

2015 год

infourok.ru