Соционика: наука или сектантство? Соционика это


Что такое соционика?

Соционика – это наука об информационном взаимодействии психики человека с окружающим миром и другими людьми. Её основы были заложены в трудах швейцарского психолога Карла Густава Юнга, а в классическом варианте она была разработана в 70-х годах XX века литовской исследовательницей Аушрой Аугустинавичюте.

Соционика – это наука, позволяющая прогнозировать поведение и отношения людей на основе структуры психики и законов информационного обмена. Вся наша жизнь, по сути, это сплошная работа с информацией, и каждый человек имеет для этой работы свой инструмент. В каждого из нас от рождения встроена информационная матрица или способ восприятия, обработки и выдачи информации (можно сказать, призма, через которую мы смотрим на мир). В зависимости от этого, одна информация усваивается в полном объёме и без напряжения, а другая искажается и воспринимается с трудом. В связи с этим, у каждого из нас есть свои сильные и слабые стороны, что позволяет нам с лёгкостью добиваться успеха в одной сфере и делает это практически невозможным в другой.

Соционика основана на стыке социологии, психологии и информатики. Согласно ей выделяют 16 типов личности, тип является врождённым, и на протяжении всей жизни не меняется. Все 16 типов образуют социон. Социон – это единица человечества, или модель общества в миниатюре. Если собираются все 16 типов, то они видят мир целиком, во всем его многообразии.

Каждому социотипу в соционике присвоен псевдоним известного человека или героя художественного произведения: Дон Кихот, Дюма, Гамлет, Есенин, Наполеон, Бальзак, Штирлиц и т.д. Это было сделано с целью популяризации соционики и её распространения.

Самым важным открытием соционики стала таблица интертипных отношений. Там, где психология личности и социальная психология видели хаос, соционика обнаружила четкие закономерности.

Соционика нам говорит: нет плохих людей – есть сложные отношения. Здесь можно провести аналогию с химией. Есть химические элементы, которые всегда вступают в реакцию, есть химические элементы, которые вступают в реакцию при определённых условиях или при дополнительном воздействии, а есть химические элементы, которые не вступают в реакцию никогда. Также и с людьми, с кем-то нам легко и комфортно, а с кем-то тяжело и непонятно, что делать.

Так вот, в соционике разработана таблица интертипных отношений, которая позволяет предполагать, как сложатся отношения с людьми различных типов. Как выяснилось, эта величина постоянная, и обусловлена характером информационного обмена. С кем-то — хорошо вместе работать, с кем-то — хорошо отдыхать, а с кем-то — создавать семью.

Изучение соционики, как и любой другой науки, требует, прежде всего, желания и настойчивости. Но самое интересное, что как только вы начинаете изучать соционику, вы сразу видите результаты! Вы понимаете, что она «работает», работает всегда и везде.

Кому и зачем нужна соционика?

sociodiagnostika.info

Что такое Соционика? Основы соционики

«СОЦИОНИКА — наука о шестнадцатитипной природе людей и о закономерностях отношений между ними» (Аушра Аугустинавичюте, основательница соционики.)

Соционика изучает законы, по которым человеческая психика воспринимает и перерабатывает информацию об окружающем мире, классифицирует людей по типам психики и описывает закономерности отношений между ними, см. видео «Введение в соционику»

Области применения соционики: прогнозирование поведения, определение качеств и способностей людей, выбор профессии, прогнозирование и построение отношений, самопознание и саморазвитие.

Как появилась соционика?

Соционика была создана литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустинавичюте (1928—2005) в конце 1970-х — начале 1980-х гг., первоначальной основой для ее исследований послужила типология К.Г. Юнга, изложенная им в работе «Психологические типы» и теория информационного метаболизма А. Кемпинского.

А. Аугустинавичюте исследовала процессы восприятия и переработки человеком информации об окружающем мире, построила структурную модель психики и создала теорию интертипных отношений.

Теоретическая и практическая база Школы Физигномической Соционики разработана Духовским Тимофеем в период 1995—2005 гг. и полностью основывается на изначальных идеях и открытиях К. Г. Юнга, А. Аугустинавичюте и других социоников, по сути являясь их дальнейшим развитием и продолжением.

Что изучает соционика?

Соционика открыла наличие у человека 16 типов психики — психотипов. Каждый человек от рождения обладает одним определенным типом психики, который остаётся неизменным на протяжении всей жизни. В основе классификации психотипов лежит тот факт, что информация, получаемая человеком об окружающем материальном мире дифференцирована и разные ее аспекты воспринимаются нашей психикой с разной степенью осознанности. Каждый тип психики об одних аспектах окружающей действительности получает информацию в наиболее полном и хорошо осознаваемом виде, а о других в гораздо менее осознанном и сжатом.

Определения аспектов в соционике основываются на четырех фундаментальных физических понятиях: Энергии, Материи, Пространстве и Времени. Модель человеческой психики, применяемая в соционике, отражает качество восприятия аспектов и характер взаимодействия с ними каждого из 16 психотипов.

Условно, структуру информационного потока, воспринимаемого психикой человека с точки зрения соционики, можно изобразить так:

Структура восприятия

Главным отличием соционики от других типологий является то, что она не просто наблюдает со стороны и описывает поведение людей, а изучает структурные различия в восприятии ими информации об окружающем мире и характер самой этой информации.  Такой подход позволяет соционике гораздо глубже взглянуть на причины лежащие в основе поступков и качеств человека, увидеть его потенциальные возможности и склонности, пусть даже не проявленные в данный момент времени.

Можно сказать, что соционика — это наука о том, какой человек есть и кем он является по своей внутренней природе, в то время как другие типологии рассматривают и описывают лишь его поступки и поведение.

Что дает применение соционики?

Знание и понимание своего типа позволит вам совершенно по иному взглянуть на природу многих своих качеств и стремлений, лучше узнать себя и свои способности, свои сильные и слабые стороны, выбрать занятие или профессию, которые будут наилучшим образом сочетаться с вашими способностями и характером. Соционика открывает человеку возможность научиться быть самими собой в самой полной мере, часто люди испытывают огромное облегчение лишь от одного осознания и принятия того, какими они являются на самом деле.

Научившись определять психотипы окружающих, можно понять чем продиктованы те или иные поступки человека, чем обусловлены различия в поведении людей, их способностях, интересах, привычках. Знание соционики позволит вам легко определять свою совместимость с другими людьми, понять каким образом будут складываться ваши дальнейшие отношения, какие качества партнера следует использовать, а какие необходимо поберечь.

Применяйте соционику как эффективный инструмент прогнозирования поведения людей и построения отношений!

По материалам Духовского Т.А.

 

Популярность: 0 [?]

Related posts:

psychotype.ru

Что такое соционика? - Соционический «Клуб-16»

Отрывок из книги соционика Виктора Гуленко на тему «Что такое соционика?». Большая статья целью которой помочь читателю разобраться в теме как можно лучше.

Социо́ника — концепция типов личности и взаимоотношений между ними. © Википедия

Социальная и личная жизни современного человека, по сравнению с прошлыми поколениями, настолько усложнились, что сама сложившаяся ситуация ставит перед исследователями задачу разобраться в том, что происходит вокруг нас. Мы уже привыкли, что к концу столетия вызревает целый переворот в мировосприятии и мирообъяснении, отрицающий девальвировавшиеся ценности и выдвигающий вместо них новые ценности общечеловеческого характера. В настоящее время как никогда остро исследователи человека ощущают социальный заказ на конструктивную теорию личности. Общество хочет осознать себя, взглянув со стороны. А для этого надо выйти за пределы текущей жизни, стать по крайней мере мыслительно независимым от него — иначе не обеспечить объективности подхода.

Если вам приходилось ездить в переполненном автобусе, где каждое движение вновь вошедшего пассажира передается как по цепи на всех занявших свои места и последний из них может только гадать, откуда эта новая порция дискомфорта, то вы не станете спорить, что его суждения вряд ли будут беспристрастными. А между тем с тротуара за всем происходящим спокойно наблюдает несколько отрешенный человек, на лице которого нет ни тени эмоций. Именно так выглядели первые соционики. Подойдем же к нему и зададим несколько вопросов.

На вопрос, что такое соционика, наш новый знакомый ответил бы приблизительно так: это наука о законах коммуникации в социуме. Большего он не стал бы говорить, учитывая то, что пассажирам некогда выслушивать длительные толкования: они спешат домой или по делам.

Из такого определения мы, впрочем, можем почерпнуть немало. По крайней мере, сам собой напрашивается вывод: в коммуникативных процессах — обмене информацией и энергией между участниками увлекательной игры под названием жизнь — кроме случайного и сиюминутного есть и что-то закономерное. Это тенденции, которые замаскированы случайным смещением. Но они есть подобно тому, как внутри любого сложно устроенного предмета есть своя твердая сердцевина или каркас, пусть они и не видны снаружи. Это закономерное в случайном и изучает соционика.

Следующий вопрос, который требует ответа: а между кем или чем происходит коммуникация? Между людьми? — Да, но не только. Между группами людей? — И это тоже, но не только. Соционику интересует коммуникация между соционическими типами. Поэтому ее еще называют социально-психологической типологией.

Социотип — это константа, т.е. неизменная часть любой коммуникативной системы, ее невидимая инфраструктура. Следовательно, социотип имеет идеальный характер. Но его проявления в жизни вполне реальны и их легко обнаружить.

Всего различаются четыре уровня проявления социотипа. Если взять в качестве его носителя человеческую личность, то эти проявления будут напрямую зависеть от коммуникативной дистанции.

Если эта дистанция минимальна, мы будем иметь физический уровень проявления типа. Имеется в виду его телесная жизнь, удовлетворение конкретных витальных потребностей. Это, так сказать, уровень осязательного контакта.

Увеличивая дистанцию, выходим на эмоциональный контакт. Этот уровень является психологическим. Общение на этом уровне носит неформальный характер. Это общение с родными и близкими друзьями. На первое место выходит соотношение между умом и сердцем.

Если увеличивать дистанцию еще больше, то коммуникация принимает отчетливо выраженный формальный характер. Эмоциональные связи между людьми уходят на задний плана. Прежде всего ценится умение соблюдать нормы поведения в социуме. Эти нормы частично зафиксированы в действующем законодательстве, частично существуют как неписаные правила, т.е. традиции и обычаи. Этот уровень проявления типа так и называется — социальный. На нем хорошо проявляются мотивы, движущие человеком.

При возрастании коммуникативной дистанции до максимума происходит скачкообразный переход на самый высокий уровень — информационный. На этой дистанции человек уже не общается с отдельно взятыми людьми — он вступает в информационный обмен со всем обществом в целом.

Чисто информационные проявления типа могут носить только творческий характер — его продукты уникальны, ранее неизвестны. Это авторский уровень добычи принципиально новой информации. Обмен тривиальной, пусть и жизненно необходимой информацией на этом уровне не происходит: для этого существует физический уровень, где тривиальная информация обрабатывается максимально быстро и эффективно — почти автоматически.

Чем соционика отличается от психологии?

Неискушенный читатель, плохо знакомый с состоянием гуманитарных знаний, видимо уже засомневался, правомерно ли отделять соционику от психологии. Когда-то этот вопрос занимал и нас, но жизнь решила его однозначно, направив эти науки разными путями.Главное отличие соционики от психологии — в предмете изучения и методах обработки материала. Неправильно было бы считать, что психология и соционика в равной мере изучают психологическую жизнь человека. Предмет соционики — социотип, а не психотип.

Психология — это наука с преобладанием индуктивного метода исследования. Индуктивный метод — это когда накапливается некоторая сумма фактов, а затем предпринимается попытка их обобщения.

С одной стороны, это хорошо, так как обеспечивает богатство фактического материала, множество подробностей. Но с другой стороны, из-за этого в психологии совершено не развита фундаментальная сторона, царит бессистемность и произвол в истолковании.

Современная наука невозможна без строгой классификации основных категорий, которыми она оперирует, объясняя явления. Категориальный аппарат в психологии напоминает свод банальностей. Даются отдельные определения описательного характера на уровне здравого смысла. Воля — это… Эмоции — это… К тому же они системно не увязаны между собой.

В подобном состоянии находилась химия в середине ХIХ-го века. К тому времени накопилось большое количество эмпирического материала о веществах и их свойствах, части которого были обобщены, но эти обобщения противоречили друг другу. Потребовался интуитивный гений Менделеева, чтобы привести все это в систему. Таким образом был открыт периодический закон.

Такую же работу в психологических знаниях проделал швейцарский психолог К.Г. Юнг, который построил стройную типологию личности, использовав дедуктивный метод, т.е. объяснение имеющихся фактов через логически непротиворечивую систему психических функций и законов их соединения. Однако работа Юнга, этого Менделеева в психологии, осталась незамеченной. Почему?

Может быть потому, что за рамками системы остались отношения между типами? Это белое пятно было заполнено лишь 50 лет спустя, когда литовский исследователь А. Аугустинавичюте сформулировала систему интертипных отношений. Это знаменательное событие произошло в конце 70-х годов. С тех пор и существует соционика — новый подход к исследованию законов коммуникации информационных систем.

Соционика использует, как уже говорилось, дедуктивный метод, т.е. движение от общих законов, признаваемых всеми социониками к их частным проявлениям в самых разных областях, в частности социально-психологических явлениях. Она обладает развитой теорией, из которой выводится много практически ценных следствий. Со многими из них вы и познакомитесь в этой книге.

Итак, соционика родилась не из постепенных осмыслений и долговременных наблюдений, т.е. не эволюционным путем, а внезапным толчком, перевернувшим в один миг всю массу устаревших догм и плохо увязанных между собой частных индуктивных предположений.

В силу своей дедуктивности соционика хорошо формализуема и очень дружественна к компьютерной технике и математическому моделированию. Но это дело будущего. Сейчас же соционика только становится на ноги и пробует свои силы.

Принципиальное отличие соционики от психологии ярко проявляется также в методах диагностики. Опросники психологов определяют значение того или иного из замеряемых параметров как отклонение от стандартной величины, вычисляемой ими как среднее по данной выборке. То есть результат психологического тестирования — это сведения о том, насколько вы отличаетесь от стереотипного поведения данной группы людей.

Если построить по этому принципу соционический тест, он не будет работать, так как определяться будет не ваш социотип, а ваше отклонение от усредненного социотипа группы. Дело в том, что точка отсчета в социодиагностике берется как константа самого индивида.

Еще одна проблема, мало заботящая психологов, заключается в том, как зафиксировать эту константу. Для этого соционики берут не текущие значения признака, а направление его приращения.

Допустим, вы тестируете человека по полярной паре признаков «этика-логика». Какой-либо психологический тест интеллекта показал высокое значение признака «логика». Значит ли это, что данный человек относится к логическому социотипу? — Нет, не значит. Ведь мы не знаем, в какую сторону шло приращение.

Если бы мы постепенно усложняли задачу, а результаты тестирования, по крайней мере, не ухудшались бы, только тогда это свидетельствовало бы о том, что пред нами логик. А вот у натренированного на данный класс задач этика при предъявлении усложняющихся заданий искусственно усвоенные им приемы решения иссякли бы, и приращение стало бы отрицательным.

Таким образом, соционика работает не с текущими значениями психологических величин, а с теми фундаментальными механизмами, которые за ними стоят. Как сказали бы математики, соционика подвергает информацию операции дифференцирования, строя свои определения на производных высших порядков. С этой точки зрения соционику можно было бы назвать метапсихологией — наукой, изучающей те явления, которые идут за психологией.

Как соционика поможет нам?

Соционика является фундаментальной наукой, поэтому прямое ее употребление затруднительно. Для этого она должна обрести более прикладной характер, воплотившись в целую серию методик и социальных технологий, ориентированных на решение назревших задач социума.Такие технологии разрабатываются авторами в рамках социоанализа — практически ориентированной отрасли соционики, занимающейся проблемами прогнозирования и конструирования эффективных коллективов.

Само собой разумеется, что спрос на услуги прикладной соционики может появиться только в условиях цивилизованного общества, достигшего степени высокой социальной зрелости, бережно обращающегося с человеческими ресурсами.

При тоталитарных и агрессивных режимах применение соционики невозможно по той причине, что подход к человеку как обезличенному винтику несовместим с соционическим положением о предоставлении каждому человеку условий для актуализации его природного потенциала.

Прежде всего следует упомянуть огромный познавательный эффект этой науки. Знакомясь с открытыми ею законами, не перестаешь удивляться, как в этом мире все взаимосвязано и гармонично устроено. С одной стороны, действуют объективные тенденции развития, которые часто игнорируются людьми, что неизбежно приводит к провалам самых грандиозных проектов (чего стоит только утопия построения коммунизма в бывшем СССР). С другой стороны, есть место проявлению свободной воли человека, а люди остаются бездеятельными, полагая, что ничто не в их власти.

Или взять этническую историю, связанную с формированием народностей и наций. Много лет ведутся разговоры о том, что каждая нация имеет свой менталитет, но откуда он берется и на какой основе сравнивать национальные характеры между собой, по-прежнему неясно. Многочисленные факты этнографии и национальной истории разбросаны и не систематизированы.

Соционика позволяет это сделать достаточно убедительно. Сравним, к примеру, американский и японский национальные характеры. Что в них общего и в чем разница?

Объединяет обе нации то, что они логичны и рациональны. Их менталитету чужды логически немотивированные события, такие, которые, например, часто встречаются в истории России. Вспомните меткие строчки «умом Россию не понять, аршином общим не измерить». И американская, и японские нации живут как раз умом. Все русские, которые эмигрируют в эти страны, жалуются на отсутствие душевности, расчетливость в отношениях между людьми.

Однако между американцами и японцами легко найти и существенные отличия. Соционика относит Америку к типично экстравертным, т.е. открытым нациям. Такие нации общительны, не боятся ассимиляции, легко несут свою информационную культуру за свои пределы. Для них показательна расширительная тенденция развития.

Япония же, наоборот, является нацией закрытой, или интровертного типа. Подобные нации отличаются изолированностью этнического уклада, значительным противодействием проникновению инородных традиций, боязнью потерять свое национально-историческое своеобразие. Для такой нации характерна противоположная тенденция развития — углубляющаяся, когда господствует стремление не столько распространять свои образцы жизни, сколько совершенствовать их.

И, наконец, нельзя обойти вниманием еще одно коренное отличие японского менталитета от американского. Оно отчетливо проявляется, если сравнить системы образования обеих стран. Японское образование, как известно, славится своей глубиной и практической направленностью. Оно выпускает «гарантированного середняка», поскольку ставка делается на систематическое усвоение большого количества апробированных знаний. По этой причине Япония лидирует в начальном и среднем образовании.

В Америке в обучении сложились совершенно иные приоритеты. Американское образование намного демократичнее японского в смысле возможности выбора дисциплин и сроков обучения, но и менее систематично и строго. Человеком усваиваются скорее не те знания, которые нужны здесь и сейчас, а те которые ему интересны. За счет этого США уверенно лидирует в высшем образовании, т.е. там, где требуется не массовость, а высшие достижения науки. За это пришлось заплатить поверхностностью и непрочностью знаний среднего обучающегося.

За этими контрастами стоит неустранимые различия двух менталитетов, — так считает соционика. Устойчивые, хорошо заметные снаружи тенденции определяются не волей отдельных лиц, пусть они даже и занимают высокое место в управленческой иерархии, а социально-психологическими закономерностями функционирования самой коммуникативной системы. В данном случае сказывается принадлежность к разным полюсам соционической шкалы «сенсорность-интуитивность».

Японская нация постоянно проявляет себя как сенсорная, т.е. конкретно мыслящая и действующая, не доверяющая фантазиям и отвлеченным знаниям, прочно привязанная к традициям и опробованным на практике методам работы. Американский менталитет всегда проявлялся как «интуитивный», т.е. отвлеченно мыслящий, склонный к крупным инновациям, противопоставлявший фиксированным традициям смелое экспериментаторство.

Таким образом, выводятся соционические типы американского и японского стилей существования, первый из которых носит название логико-интуитивный экстраверт («Предприниматель»), а второй — логико-сенсорный интроверт («Инспектор»).

Кроме обще-познавательного эффекта соционика найдет себе широкое применение в подготовке людей совершенно иного интеллектуального уровня — способных успешно справляться с задачами грядущего информационного общества, где дороже всего будут стоить не материальные товары, а интеллектуально-информационные услуги. Неоценимую пользу она принесет в школе и вузе. Здесь она предлагает следующие новшества:

— комплектование классов и учебных групп, в которых за счет гармоничного сочетания темпераментных особенностей типов гарантируется дружественная рабочая атмосфера и автоматически решается проблема дисциплины;

— предметно-дифференцированное обучение в старших классах и семинарских вузовских группах, где на первое место выйдет «клубный», проблемно-дискуссионный способ обучения;

— индивидуальный подход к ученику и студенту, учитывающий как его природный тип, так и форму проявления типа, что дает ему реальный шанс для самоактуализации.

С другой стороны, прикладная соционика дает немалую отдачу в области управленческого консультирования фирм, организаций и учреждений любой отрасли. Она позволяет сформировать как устойчивую команду работников широкого профиля, так и целевые группы под конкретную задачу. За счет соционически грамотного подбора и расстановки кадров экономится большое количество реальных денежных средств, а также время и нервы людей.

Найдет ли применение соционика в семье? Некоторые безоглядные оптимисты утверждают, что соционика скоро войдет в каждый дом и семью, так как она хорошо прогнозирует уживчивость людей. Мы же думает, что для этих целей соционика применима лишь отчасти. Вряд ли оправдано вторжение логических законов в такую тонкую материю, какой является отношение двоих. Право выбора спутника жизни или просто друга навсегда останется за самим человеком, однако знание сценария развития отношений предостерегло бы людей от многих и многих непоправимых ошибок. В личном и семейном консультировании с помощью соционики гораздо легче разобраться в скрытых механизмах раздоров и недоразумений.

Области и способы применения соционики в нашей жизни настолько многообразны, читатель, что легче сказать, где вы с ней не встретитесь, чем, где она вас ждет в самом ближайшем будущем. Hо всегда мы будем помнить о том, что наука соционика это не просто свод норм и правил, а реальное средство улучшить свою жизнь через создание благоприятной коммуникативной среды.

Занятие соционикой доставляет радость!

Мы заметили, что два давних стереотипа господствуют среди людей, омрачая их жизнь. Первый — это неизвестно откуда пришедшее деструктивное убеждение, что каждый человек и я в том числе, должен быть точно таким же, как другие. Отсюда рождается боязнь прослыть «белой вороной».

Кто сосчитал, сколько людей, попавших по воле случая или по собственному безволию в чуждую их соционическому типу коммуникативную среду, проклинали тот день и час, когда родились на свет. Они всеми силами пытались подстроиться под процветающий в данном месте тип мышления и поведения, но терпели неудачу за неудачей. Но парадокс: им и в голову не приходило, что природа создала их совершенно для других вещей!

Такая гонка за ложным лидером не просто нивелирует людей, она множит серость и плодит неудачников. Правда такое следование престижному шаблону весьма на руку тем счастливчикам, кто верно оценил свои способности и взял правильный курс в соответствии со своим социотипом. На фоне людей не нашедших себя они смотрятся очень и очень неплохо. Представьте себе человека с чутким гуманитарным типом личности среди мощных управленцев, обладающих железной хваткой. Контраст, конечно, очень разителен, но тем не менее — это факт нашей жизни.

Второй неоправданный стереотип — это убеждение, коренящееся в подсознании очень многих людей, о том, что абсолютно все можно изменить, стоит только постараться. Эта крайняя форма «оптимистического» субъективизма ничуть не лучше первой тенденции к нивелировке личности.

Казалось бы, давно уже доказано, что человек — это не чистый лист (tabula rasa), на котором можно написать любой текст, начиная от технической инструкции и заканчивая возвышенной поэмой. И тем не менее нередко находятся охотники, берущиеся за улучшение человеческой природы. Пора нам всем понять, что есть природный каркас личности, зашифрованный в генах, изменить который человеку не дано.

Из-за подобных намерений пострадало тоже немало людей. Прежде всего обращаемся к родителям, которые искренне считают, что могут путем правильного воспитания вылепить из ребенка все, что им заблагорассудится. Умерьте хотя бы на время свой пыл и прочтите эту книгу. Вам станет понятно, что такая сложно организованная система, как человек, не может работать подобно универсальному механизму, достаточно только повернуть ручку переключателя.

Это только каменным рубилом можно и яму копать, и шкуры животных обрабатывать, и от врагов защищаться. Все сложные системы специализированы. Микроскопом не забивают гвозди, а с помощью компьютера не пилят дров. Почему же вы считаете, что ваш практичный ребенок, сноровистый и с ловкими руками, умело и по собственному желанию торгующий жевательной резинкой во дворе, — это будущий великий ученый, который только чуть-чуть переделает себя с вашей помощью и обязательно сделает открытие нобелевского уровня? В этой книге, читатель, мы надеемся развеять подобные иллюзии.

К сожалению, и сами психологи немало противодействуют утверждению взвешенного и объективного соционического подхода. Идя на поводу у этого стереотипа, психологи предлагают вам без разбору различные тренинги самопогружения, обретения несокрушимой силы, раскрытия потаенных возможностей и т.п. Вот у ж кто, казалось бы, должен особенно настаивать на индивидуальном подходе к применению психотехник! Hо ничего подобного. Все могут все. Пройдите лишь наш тренинг, и вы сами убедитесь.

Мы изучили последствия таких тренингов и можем с уверенностью утверждать следующее. Во-первых, они действуют эффективно лишь на определенные социотипы. Те же социотипы, которые по природе своей мало склонны к тренируемым качествам, испытывают впоследствии немалое разочарование, так как ощутимый эффект таких занятий будет весьма непродолжительным.

Скажем, вы относитесь к интровертным логическим социотипам, для которых немалую проблему составляет общительность. Пройдя тренинг коммуникативных способностей вы на некоторое время войдете в несвойственное вашей природе экспрессивное состояние, от чего получите, без сомнения, немалое удовольствие. Но когда через несколько дней обнаружите, что привычное вам закрытое состояние вернулось, есть от чего придти тогда в отчаяние!

Что вы будете делать? Либо побежите и еще раз запишетесь на подобный тренинг (с подобным же результатом), либо будете еще больше проклинать себя за свою неустранимую интроверсию, в которой, между прочим есть немало не замечаемых вами положительных качеств. Где же выход? Он в том, чтобы перевернуть свое мировоззрение и убедится в том, что интроверсия ровно в такой же степени нужна социуму, как и экстраверсия, и вопрос заключается вовсе не в том, что бы всех делать открытыми, а в том, чтобы дополнять людей одного типа другими.

Если наши слова показались вам убедительными, мы предлагаем вам окунуться в мир соционики. В результате чтения этой книги вы сможете:

1. Принять себя таким, какой вы есть на самом деле — неповторимое творение природы, для которого обязательно есть посильный и увлекательный путь в этой жизни. Это произойдет потому, что мы продемонстрируем вам простую мысль о том, что ваши жизненные удачи и неудачи связаны с умением разумно организовать коммуникативную среду вокруг вас. Более того, мы расскажем, как это сделать.

2. Составить себе верный жизненный план. Туман неопределенности рассеется и вам станет понятно, где ваша оптимальная сфера приложения усилий. Вы будете двигаться к своей цели уверенно и легко. Вас перестанут мучить сомнения, туда ли я иду или той ли дорогой я иду.

3. Вы станете смотреть на мир совершенно иными глазами. Этот эффект можно сравнить разве что с тем удовольствием, которое испытывает человек, когда после многих лет черно-белого изображения он вдруг увидел мир в цвете.

4. Многие надуманные проблемы отойдут сами собой. После овладения соционической типологией вы будете удивляться: как я не знал этого раньше! Вы станете спокойнее и дальновиднее, перестанете тратить столько нервов на псевдопроблемы, которые сами себе создавали раньше в силу неведенья. Люди вокруг вас изменятся к лучшему, а вместе с ними и вы сами.

Человек соционически образованный — это уже часть нового времени — эпохи разума и милосердия, которая тем быстрее наступит, чем раньше мы поймем справедливый замысел природы, сотворившей нас.

Виктор Гуленко

socionik.com.ua

Соционика | Блог 4brain

соционика

Сейчас существует немало методик, помогающих человеку лучше разобраться в себе и окружающих, позволяющих эффективнее ориентироваться в жизни, с большей продуктивностью решать как личные, так и профессиональные задачи. Интересно также, что, пусть и нечасто, но появляются новые концепции. К сравнительно молодым и набирающим сегодня все большую популярность относится соционика, предлагающая интересную типологию личности, а также возможность практического применения в жизни знаний о себе и других людях.

Соционика: краткая история и обзор основ

Соционикой называют особую концепцию типов личности и взаимоотношений между ними. Появилась она в 70-х годах 20 века, а ее создательницей стала литовский социолог Аушра Аугустинавичюте. Основные идеи этой концепции были изложены ей в работе «О дуальной природе человека» 1980 года.

Базой для создания соционики послужила типология психотипов швейцарского психиатра Карла Густава Юнга, а также теория информационного метаболизма польского психиатра Антона Кемпинского. Из последней Аугустинавичюте взяла идею о том, что психика человека «питается» информационными сигналами, приводя тем самым в действие информационный метаболизм.

Но наибольшее значение для соционики все же имеет типология Юнга, описывающая восемь психологических типов:

Юнг выделял и еще одну характеристику – психологическую установку – интровертную (направлена «внутрь себя») или экстравертную (направлена на восприятие внешнего мира). Именно с ее учетом каждый из четырех основных психотипов разделяется на два (интровертный и экстравертный).

Кроме того, мышление, чувство, ощущение и интуиция – это еще и основные психические функции, к каждой из которых могут быть добавлены по две дополнительных – ощущение и интуиция. С помощью них можно более точно описать человеческую психику (более подробно об идеях швейцарского психиатра вы можете почитать в нашей статье «Идеи Карла Густава Юнга»).

Изначально юнговская типология не предназначалась для классификации людей, но через некоторое время на основе его идей родились тесты, позволяющие классифицировать людей по типам (например, опросник Майерс-Бриггс, тест Грея-Уилрайта и другие), и, естественно, соционика.

Психическим функциям теории Юнга (в его теории это были количественные характеристики психических процессов) Аугустинавичюте придала форму «вариантов информационного метаболизма». Также она предположила, что в процессе восприятия окружающей действительности человеческая психика задействует восемь дискретных (прерывающихся) соционических функций:

Каждая соционическая функция воспринимает какой-то один конкретный «аспект» информации, который поступает из внешнего мира. Исходя из этого, то, насколько развита определенная соционическая функция, влияет на способность человека понимать соответствующие аспекты окружающей действительности. И тут нужно вернуться к информационному метаболизму.

С позиции соционики, поток информации, который воспринимает и обрабатывает психика, в процессе информационного метаболизма делится на восемь аспектов, соответствующих каждой из функций и ею обрабатываемых. Соционика опирается на то, что каждый тип личности по-своему воспринимает и обрабатывает информационные аспекты, исходя из разницы в развитии той или иной функции. Соционические функции являются психическими элементами, помогающими человеку взаимодействовать с информационными аспектами.

Таким образом, соционика изучает законы, по которым психика каждого из нас воспринимает и обрабатывает информацию, касающуюся всего многообразия окружающего мира. С помощью этой модели мы можем давать прогнозы действиям других людей, устанавливать их качества и потенциал, понимать, чего можно от них ожидать.

Основа соционики состоит в моделировании и системных подходах. Однако из-за недостаточной эмпирической обоснованности (по мнению некоторых специалистов) наукой ее до сих пор не признали. Не относясь ни к области изучения социологии, ни к сфере исследований психологии, соционика была и остается пока что самостоятельным направлением.

Кроме того, все критерии определения соционического типа (социотипа) человека были установлены по большей части умозрительно. Поэтому определение и проверка результатов психологического типирования представляют некоторые трудности с позиции науки. Именно по этим причинам соционику рассматривают как направление или учение, а не как науку (о критике мы еще поговорим позже).

Несмотря на это, многие известные психологи вполне разделяют идеи соционики. Среди них можно выделить А. В. Букалова, В. М. Шлаина, Г. А. Шульмана, В. В. Мегедя, О. Б. Карпенко, В. В. Гуленко, В. Д. Ермака, С. А. Тартухина, Ю. В. Лемешева, Я. А. Дуброва и других. Основан Международный институт соционики, сотрудниками и руководителями которого являются доктора философии, медицинских и биологических, технических, физико-математических и других наук. (Зарубежных специалистов в этом списке нет по той причине, что на Западе само понятие «соционика» используется для обозначения междисциплинарной области исследований в сфере распределенных систем AI (искусственного интеллекта) и их приложениям к социологии.)

Технологии соционики уже несколько десятков лет применяются в кадровом менеджменте множества крупных компаний, подготовке и формировании авиационных и космических экипажей, проведении бизнес-тренингов и семинаров, издательской деятельности, разработке новых методов маркетинга и рекламы и т.д.

Что же касается обычных людей и их жизни, то соционика (типы личности, сама модель и т.д.) способствует пониманию и улучшению человеческих взаимоотношений и совместной деятельности. И главная ее ценность состоит, конечно, именно в знании о социотипах людей. Но прежде чем продолжить разговор, советуем посмотреть это небольшое авторское видео о том, что может дать человеку соционика, от основателя и руководителя Школы прикладной соционики – Елены Андреевны Удаловой.

Соционика: типы личности и их влияние на характер

Как мы и сказали, за основу соционической типологии была взята типология Юнга. Но если в его теории это были психотипы, и их было восемь, то в соционике они называются социотипами, и их шестнадцать (также их называют ТИМами от «тип информационного метаболизма»). Очень любопытно, что названия этих типов отличаются образно-художественным характером (мы приведем также и научные названия), а их основой служат имена известных личностей (реальных или вымышленных), в той или иной степени соответствующих каждому из типов.

В краткой форме рассмотрим эти типы:

  1. «Максим Горький» (логико-сенсорный интроверт). Педантичен, чрезмерно чистоплотен, быстро вызывает к себе доверие. Отличается трезвым взглядом на вещи, адекватно оценивает свои силы, мыслит рационально.
  2. «Штирлиц» (логико-сенсорный экстраверт). Очень трудолюбив, социален, рационален. Вокруг него всегда кипит жизнь. Прекрасный мотиватор, открыто проявляет свои чувства, любит шумные компании. Отличается радушием и добротой.
  3. «Робеспьер» (логико-интуитивный интроверт). Оригинален как личность, независим, организован. Способен глубоко и спокойно размышлять, держится в стороне от шумных компаний. Склонен к душевным беседам, мыслит четко и логично, обладает развитой интуицией.
  4. «Джек Лондон» (логико-интуитивный экстраверт). Быстро адаптируется к новым обстоятельствам, прекрасно определяет свой и чужой потенциал. Любит рисковать, предпочитает активное времяпрепровождение и экстремальные ощущения.
  5. «Драйзер» (этико-сенсорный интроверт). Анализирует свои и чужие действия, склонен разбираться в себе. Способен настойчиво, но в мягкой форме отстоять свои взгляды. Придерживается мнения о равенстве всех людей.
  6. «Гюго» (этико-сенсорный экстраверт). Легко манипулирует людьми, всегда активен. Отличается коммуникабельностью и работоспособностью. Альтруистическая натура, способная поступиться своими интересами.
  7. «Достоевский» (этико-интуитивный интроверт). Предпочитает доверять людям и легко их чувствует. Обладает способностью и желанием к обучению. Отличается прекрасными педагогическими качествами.
  8. «Гамлет» (этико-интуитивный экстраверт). Излишне эмоционален, очень выразителен. Отличается активной жестикуляцией. Легко чувствует, когда ему лгут. Обладает прекрасной интуицией.
  9. «Габен» (сенсорно-логический интроверт). Познает мир через свои ощущения. Любит работать руками. Отличается техническим и рациональным складом ума, мышлением инженера.
  10. «Жуков» (сенсорно-логический экстраверт). Добивается своего любой ценой. Любит руководить, анализировать. Предпочитает всегда побеждать и находить во всем выгоду для себя. Прекрасно планирует.
  11. «Дюма» (сенсорно-этический интроверт). Понятен и прост в общении, неконфликтен. Обладает хорошим чувством юмора и любит активно проводить время. Отличается потребностью быть нужным, любит оказывать поддержку и помогать.
  12. «Цезарь» (сенсорно-этический экстраверт). Стремится к лидерству и предпочитает окружать себя более слабыми людьми. Любит казаться необычным и интересным, а также меланхоличным. Сохраняет дистанцию в общении, никогда не раскрывает всех своих мыслей.
  13. «Бальзак» (интуитивно-логический интроверт). Склонен к философским размышлениям и рассуждениям, любит читать. Предпочитает все подвергать анализу и на несколько раз перепроверять. Аккуратен, осторожен, ценит окружающих, стремится жить в комфорте.
  14. «Дон Кихот» (интуитивно-логический экстраверт). Отличается широтой интересов и взглядов. Быстро приспосабливается к новому. Не любит рутину, умеет простым языком доносить сложное, постоянно генерирует идеи.
  15. «Есенин» (интуитивно-этический интроверт). Мечтатель, любит сочинять стихи. Прекрасно разбирается в людях. Любит тратить деньги. Пользуется большим успехом у противоположного пола. Использует свои преимущества для достижения целей.
  16. «Гексли» (интуитивно-этический экстраверт). Обладает многими талантами и богатой фантазией. Человек с тонкой душой, любящий творчество. Не любит скуку и обыденность. Быстро находит общий язык с окружающими.

О том, как определить свой социотип, мы поговорим чуть позже, а пока заметим, что в полной мере он характер, конечно же, не определяет. Каждый человек уникален по своей природе, и даже с помощью шестнадцати типов личности невозможно дать исчерпывающее описание характера и других параметров личности.

Да и в чистом виде в человеке какой-либо соционический тип никогда не присутствует – есть лишь один преобладающий, а все другие существуют в личности в меньшей степени. Причем в одном человеке могут сочетаться, казалось бы, несочетаемые вещи. Например, интуитивно-логический интроверт, который бережет семью, доверяет людям и любит размышлять, может стремиться добиваться своего любыми путями и из всего извлекать выгоду, что характерно для сенсорно-логического экстраверта.

Модель соционики позволяет установить способ восприятия информации, отражающий реакции человека (и их устойчивость) на те или иные обстоятельства, события и т.д. Это в свою очередь позволяет лучше узнать себя самого (и других), понять, что нужно в жизни, как правильнее общаться людьми, какими способами достигать целей и т.п. Определить же соционический тип можно с помощью специальных методов.

Соционика: методы определения социотипа

Традиционно для определения социотипа (типирования) человека используются:

соционика тесты

Считается, что опытные люди и профессиональные специалисты могут определять социотип человека по его реакциям, внешности, манере общения и даже стилю одежды, не прибегая к длительным исследованиям. Кроме того, некоторые способны адекватно определять свой собственный социотип. Но чтобы достичь такого уровня в соционике, необходимо, во-первых, подробно разобраться в самой системе этого направления и ее социотипах, во-вторых, изучить психотипы, предлагаемые теорией Юнга, и, в-третьих (если дело касается самотипирования), научиться объективно воспринимать и оценивать себя, свои черты характера, реакции и другие особенности своей личности. Не следует забывать и об основной проблеме соционики – о том, что с научной позиции в ней отсутствуют объективные критерии определения соционического типа. Другими словами, любой анализ человека при помощи соционики не будет иметь достоверных научных обоснований.

Тем не менее, если вы научитесь определять социотипы, вы сможете с определенной долей вероятности устанавливать, в чем состоят поведенческие различия между людьми, и искать к ним правильный подход, определять привычки, интересы и способности окружающих, понимать, чем продиктованы их действия и поступки. Обладая соционическими знаниями, человек способен также определять свою совместимость с людьми, прогнозировать развитие отношений, выделять, какие качества в других людях следует воспринимать в качестве основных, а на какие есть смысл не обращать особого внимания. Короче говоря, соционика, несмотря на отсутствие научного статуса, может быть очень даже полезной, как для одного человека, так и для общества в целом.

Соционика: польза для человека и общества

Модель соционики сегодня проникает во все большее количество областей. К тем, что приняли ее более остальных, можно отнести:

Самой же востребованной сферой применения соционики является выстраивание комфортных взаимоотношений в любой социальной группе. С помощью соционики мы можем понять, что осложнения в общении с другим человеком (знакомым, коллегой, родственником и т.д.) могут вовсе не быть следствием его злого умысла или внутренней «непригодности» для нас. Просто разные люди воспринимают мир и жизнь индивидуально, имеют свои мнения, обладают разными ценностями. И одно лишь понимание того, как работает наша и чужая психика, может привести к избавлению от множества проблем в отношениях и снятию напряжения. А это важно совершенно в любой области жизнедеятельности.

В дополнение к этому, изучение соционики позволяет личностно расти, расширять границы, выходить из зоны комфорта, учиться быть самим собой и понимать себя, не втискивая свою личность в рамки того, как «должно» быть. Невзирая на ненадежность методов, необъективность результатов, отсутствие статуса науки, это направление имеет неоспоримое преимущество. Состоит оно в том, что соционика помогает каждому формировать правильную самооценку, эффективнее общаться с людьми, быстрее и легче достигать поставленных целей и находить свое место в этом огромном мире.

В то же время с самого своего появления и по сей день соционика подвергается серьезной критике. Рассмотрим ее, чтобы получить более объективные выводы.

Критика соционики

Многие исследователи говорят не только о том, что соционика не является наукой, а потому не заслуживает особого доверия, но и о том, что типирование личности вообще может навредить человеку.

В первую очередь еще раз нужно вспомнить, что соционика основана на типологии Юнга и теории информационного метаболизма Кемпинского. Если идеи Юнга вполне можно отнести к научному знанию, то к теории Кемпинского ученые относятся неоднозначно. Да и вообще информации о ней очень мало, а доказательства ее верности и обоснованности требуют поиска и многочисленных проверок. Имеет смысл сказать также, что основательница соционики Аушра Аугустинавичюте была экономистом, а не психологом по профессии, что также вызывает некоторую настороженность.

Кто сегодня разрабатывает соционические тесты часто неизвестно, и, опять же, не все авторитетные психологи их признают. Собственно, и точность этих тестов далека от идеала. Можно пройти несколько таковых и получить разные результаты (разные соционические школы могут типировать одного и того же человека по-разному, т.к. ни одна не имеет четкой оценочной системы, а характеристики социотипов часто расходятся), что и указывает на их низкую надежность и валидность. Но и это еще не все – есть и другие показатели, говорящие о том, что соционика вряд ли когда-нибудь станет наукой.

В той же психологии есть конкретные критерии объективности в исследованиях (объективность, повторяемость, однородность результатов и т.д.), и любые эксперименты, им не отвечающие и не подтвержденные на разных выборках, автоматически считаются сомнительными. И как раз соционика не может представить такие эксперименты, т.к. их вообще не проводили и вряд ли проведут, ведь соционические критерии субъективны и размыты. А согласно еще одному принципу научного знания, чем меньше субъективности в утверждении, тем больше его можно считать научно достоверным.

По принципу верификации, который вывел Карл Поппер (австрийский и британский социолог и философ), научное знание можно проверить лишь через наблюдение и эксперимент. В соционике хоть и используются эти методы исследования, но все они субъективны и зависят от специалиста, руководствующегося собственными мыслями и опытом.

Другой принцип – принцип фальсификации (почитайте статью «Фальсифицируемость Поппера как научный критерий») указывает на то, что «научным» можно назвать только то знание, которое можно опровергнуть. А когда какое-то направление или учение выстраивается так, чтобы объяснить любые факты, научным оно уже быть не может. В соционике есть масса самых разных пространных формулировок типа «иногда», «обычно», «склонность» и т.п., обобщающих сведения так, что любой человек при желании найдет в таких описаниях с чем согласиться. Она использует по большей части бытовой язык в описании психических явлений, а он неточен и неопределен. По этой причине появляются наукообразные утверждения, невозможные для доказательства или опровержения.

С момента своего появления соционика почти не изменилась и не производит никаких новых знаний, а наука, которой можно доверять, развивается и продуцирует новые знания. Соционика не нуждается в серьезных глубинных исследованиях и многолетнем образовании, она легко и просто определяет психотип и все, что с ним связано, вплоть до «благоприятного» партнера для семейной жизни. Достоверное же психологическое знание требует самого серьезного изучения, сложно для освоения и никогда не оценивает человека однозначно. Соционика же позволяет каждому самому для себя стать психологом, найти легкие ответы на самые сложные вопросы.

Что же касается пагубного влияния на личность, то соционика может «оправдывать» отрицательные черты характера, такие как тревожность, истеричность или хамство, в результате чего человек перестает работать над собой («я такой, какой есть»). Другими словами, то же, что можно использовать себе во благо, может иметь и негативные последствия. Все зависит от интерпретаций, стремлений, дисциплины – одним словом, самого человека. Подобная самостоятельная диагностика тоже имеет мало общего с научностью.

Соционика была получена ненаучным методом, а значит, априори не способна стать наукой и претендовать на достоверность и объективность, тем более, беря за основу неподтвержденные концепции и недоказуемые утверждения.

Это лишь некоторые «против», касающиеся соционики, и, поискав, вы можете найти целые научные работы с ее критикой. Как относиться к этому учению – как к полезному инструменту познания себя и окружающих или как к забавной идее и пище для размышлений на досуге – дело ваше. Безусловно, из нее можно взять нечто полезное для себя, однако всегда нужно помнить о том, что слепо верить ей не стоит – для этого нет никаких научных оснований.

И для сохранения баланса (ведь у нас уже было видеоролик о применении и пользе соционики) предлагаем вам посмотреть видео на тему критики этого направления от кандидата психологических наук Александра Невеева.

4brain.ru

Соционика

Можно http://i-diplom.com/ купить диплом фельдшера ссылке. На сайте http://www.abg-jaguar.ru/ у официального дилера Автобиография

Соционика

Соционика изучает информационное взаимодействие человека с окружающей средой и другими людьми, выявляет закономерности, характерные для тех или иных типов людей.

Много веков тому назад перед человечеством стояло много задач: они касались охоты и собирательства, защиты семей и поселений, продолжения рода, изготовления простейших орудий труда. Выбор у каждого был невелик и ролей в обществе не так и много. Новые знания и информация так же не переполняли умы наших далеких предков.

Однако сейчас ситуация разительно другая: новая информация поступает каждую минуту мегатоннами, вариантов реализовать себя и жить свою жизнь — уйма; гораздо больше возможностей, открытости миру, взаимодействия самыми разными людьми. Изменилось и наше сознание. Информационный век содержит слишком много информации, чтобы мы могли качественно перерабатывать её всю. Возможностей уйма — но каждый отдельный человек приспособлен лишь к части сей информации. Для него будут — любимая деятельность (или даже несколько видов, но не все!), которая оптимально подходит ему, подходящие компании, люди рядом, самые важные для него цели и желания. И пусть ему доступно гораздо больше, однако гораздо важнее найти самое истинное для своей личности. А также научиться понимать этот многогранный мир и взаимодействовать с людьми в нем во всем их многообразии ценностей и характеров.

Человеческая психика не может охватить всё и ей это не надо; соционика показывает нам наш собственный фильтр, который позволяет отсеивать для человека информацию. В результате этого фильтра что-то воспринимается полно и ясно, что-то с искажениями, а что-то и вовсе вытесняется и проходит мимо него. Хорошо ли это? Это необходимо и это наша такая вот адаптация под современный мир. Но важно это осознавать, чтобы лучше понимать этот мир и себя в нем.

Истоками соционики служат работы Карла Густава Юнга. Именно он впервые выделил в психике человека 4 функции: «мышление», «чувство», «ощущение» и «интуиция». Под «мышлением» он имел в виду мыслительный процесс, под «чувством» — отношения к людям и между людьми и эмоции, под «ощущением» — восприятие органами чувств, под интуицией — восприятие нематериального (к примеру, времени, прогнозов, идей). «...Я определил ощущение как осознанное восприятие с помощью органов чувств, а интуицию как восприятие через бессознательное…»,- пишет Юнг.

Также Юнг использовал понятия «экстраверсии» и «интроверсии», описав экстравертов, как людей, ориентированных больше на внешний мир, чем на внутренний, а интровертов — наоборот. Мышление и чувство Юнг назвал рациональными функциями. Через них человек оценивает все новое сквозь «свою картинку мира»: правильно или нет, нравится или вызывает неодобрение, описывает происходящее логически или эмоционально. Ощущение и интуицию Юнг относит к «иррациональным» функциям, человек с их помощью воспринимает физические ощущения, предвидит ход событий. Это сложно объяснить словами и обосновать (словно внутренний импульс). В зависимости от того, рациональная ли функция приоритетна для человека или иррациональная, люди делятся на рационалов и иррационалов.

В итоге получается четыре пары взаимоисключающих функций (четыре дихотомии):

Мышление (логика) — Чувство (этика) Ощущение (сенсорика) — Интуиция Экстраверсия — Интроверсия Рациональность — Иррациональность

Перебирая комбинации каждой из них, получаем 16 соционических типов.

В начале 1970-х годов Аушрой Аугустинавичюте на базе трудов Юнга была создана теоретическая модель (названная Моделью А), описывающая, как человек воспринимает и обрабатывает информацию четко, по функциям. С помощью модели А также описаны интертипные отношения между людьми.

Важно понимать: 1. Не стоит воспринимать соционику, как некое категоричное определение человека в один из типов. 2. Не стоит считать описания социотипов и рекомендации к ним — как стопроцентную истину. Соционический тип — «скелет», а человек — больше, чем тип. 3. Поведение, жизненный сюжет, характер, таланты человека — обусловлены не только «скелетом», но и его ценностями и приоритетами, желаниями, надстройкой из воспитания, жизненного опыта, влияния окружения и конечно же личных, индивидуальных качеств.

Соционика — учение практическое.

Понять ее легче, наблюдая за людьми, за их реакциями. На это нужно время. Для того, чтобы осознать в себе те или иные черты, также требуется время. При длительном наблюдении за людьми и грамотном освоении знания Вы сможете замечать некие общие тенденции в представителях одного типа.

Автор: Юлия Колесниченко

sociocentre.ru

Соционика — что это такое? Определение, значение, перевод

Что такое Соционика

Соционика это псевдонаучная или околонаучная концепция психологических типов личности, в соответствии с которой каждый человек, ответив на простые вопросы, может причислить себя к тому или иному «психотипу» и затем подгонять своё поведение под этот психотип. В соответствии с этой сомнительной наукой, психотипы людей взаимодействуют между собой по определённым шаблонам: от полнейших обнимашек до взаимной ненависти. Всего в соционике 16 психотипов, названных по фамилиям известных персонажей, как реальных, так и вымышленных (Штирлиц или Дон Кихот, например).

Соционика является чуть более приближенным к реальности аналогом астрологии, её ещё именуют в шутку «астрологией для хипстеров». Для каждого психотипа вы можете найти ВКонтактике целую кучу уютных сообществ, названия которых начинаются со слова «типичный». Например: «Типичный Бальзак» или «Типичный Наполеон».

Соционика это псевдонаучная или околонаучная концепция психологических типов личности, в соответствии с которой каждый человек, ответив на простые вопросы, может причислить себя к тому или иному «психотипу» и затем подгонять своё поведение под этот психотип. В соответствии с этой сомнительной наукой, психотипы людей взаимодействуют между собой по определённым шаблонам: от полнейших обнимашек до взаимной ненависти. Всего в соционике 16 психотипов, названных по фамилиям известных персонажей, как реальных, так и вымышленных (Штирлиц или Дон Кихот, например).

Соционика является чуть более приближенным к реальности аналогом астрологии, её ещё именуют в шутку «астрологией для хипстеров». Для каждого психотипа вы можете найти ВКонтактике целую кучу уютных сообществ, названия которых начинаются со слова «типичный». Например: «Типичный Бальзак» или «Типичный Наполеон».

Соционика находится в списке: Общество

Вы узнали, откуда произошло слово Соционика простыми словами, его перевод и смысл.Пожалуйста, поделитесь ссылкой «Что такое Соционика?» с друзьями:

И не забудьте подписаться на самый интересный паблик ВКонтакте:

 

chto-eto-takoe.ru

Соционика: наука или сектантство?

Чем нас так привлекает соционика? Чем нас так привлекает соционика?

Соционикой, соционическими типами и отношениями между ними увлеклась моя подруга, и постепенно ею стали очаровываться наши общие знакомые. Но не я. Мне никогда не нравился жанр «100 советов, как…» или «50 шагов, чтобы…» и уж совсем не понятны гороскопы. Соционику я относила в тот же ряд: что-то про межличностные отношения, те же схемы «кому с кем плохо», а «кому с кем хорошо». Возможно, я никогда бы и не узнала про нее ничего нового, если бы через некоторое время мои друзья на каждой встрече не стали большую часть времени говорить на непонятном мне языке, перебрасываться странными терминами, соглашаясь или яростно споря: «Это белый интуит!» – «Нет, белый сенсорик» – «Нет, интуит!» – «Нет, сенсорик!!!» – «Это этик» «Ну какой же это этик, когда это логик!» – «Она программный черный этик!» – «Какой еще этик, да еще и черный?! Она вообще интроверт!». Честно говоря, разговоры друзей меня раздражали. Я просила их прекратить, грозилась уйти, обижалась. Они же только улыбались в ответ и использовали мое поведение и реакции исключительно в качестве «симптома» для своих соционических экзерсисов. Меня типировали – то есть определяли мою принадлежность к тому или иному соционическому типу.

Случайное знакомство с соционикой

Соционика - лишь одна из многочисленных классификаций типов личностиСоционика - лишь одна из многочисленных классификаций типов личности

Однажды мы все вместе уехали в Санкт-Петербург. У одной из подруг была с собой книжка – про соционику, конечно! – и, когда все легли спать, а мне не спалось, я стала листать эту книжку и неожиданно она меня увлекла. Кое-какие термины и слова были мне знакомы из разговоров, но я не знала, что за ними стоит и что они обозначают, а в книжке все было объяснено, подробно, аккуратно, терпеливо, с примерами… Я схватила суть, поняла принцип, оказалось, что в теории все не так сложно: надо по определенным критериям и симптомам уметь различить и определить в человеке четыре дихотомии (логика–этика, сенсорика–интуиция, экстраверсия–интроверсия и рациональность–иррациональность). А их различные сочетания и составляют так называемый соционический тип, ТИМ (Тип Информационного Метаболизма), «социотип» или просто «тип». Таким образом, все многообразие человеческих характеров соционика делит на 16 соционических типов: «Дон Кихот», «Дюма», «Гюго», «Робеспьер»; «Гамлет», «Максим Горький», «Жуков», «Есенин»; «Наполеон», «Бальзак», «Джек Лондон», «Драйзер»; «Штирлиц», «Достоевский», «Гексли», «Габен». Так уж получилось, что социотипы (еще их называют соционическими псевдонимами) названы в честь знаменитых людей и литературных персонажей. Это всего лишь одна из принятых и наиболее известных в нашей стране классификаций, которая, впрочем, используется наряду с другой, но менее распространенной, где соционические типы имеют короткие, емкие названия-характеристики: «Предприниматель», «Мыслитель», «Артист», «Гуманист»… Еще используются аббревиатуры ИЛИ (интуитивно-логический интроверт), СЛИ (сенсорно-логический интроверт) и так далее…

Соционика – одна из многочисленных психологических классификаций типов личности и взаимоотношений между ними. Она основана на типологии Карла Густава Юнга. Психические различия между людьми заключаются в разных способах восприятия, переработки и выдачи информации. По мнению сторонников соционики, ее прикладное значение заключается в правильной оценке человеком собственного потенциала и нахождении адекватных путей самореализации, профессионального выбора, а также в объективном восприятии возможностей и способностей окружающих, чтобы строить более гармоничные взаимоотношения с ними.

Почему метаболизма? Потому что соционика – это наука об обмене информацией между человеком и окружающим миром, другими людьми. Информация – это все, что нас окружает: дом, цвет, звук человеческого голоса, таблица в Excel, шпроты, полки с книгами, деньги и отношение к деньгам, а также такие абстрактные понятия, как, например, власть, сила, ум, слабость, душевный разговор, холодный рассудок, вкусное, уютное, противное… Эта информация поступает в нас по совершенно определенному пути, по так называемым «информационным каналам» (в соционике они еще называются «функции»). И каждым из нас воспринимается по-разному. Один смотрит на дом и видит, что дом желтый и старый, а другой – что на доме висит мемориальная доска с исторической справкой. На одного громкий окрик действует ободряюще и побуждает действовать, а другого обезоруживает, раздражает или вгоняет в ступор. Одному в сложной ситуации надо, чтобы с ним вместе поплакали, а другому в точно такой же ситуации надо, чтобы его пригласили на дискотеку.

Что о нас знает соционика?Что о нас знает соционика?

Погружение в предмет

Наскоро поняв общую структуру, я стала потихоньку и постепенно углубляться в тему, пытаться типировать интересующих (и не интересующих) меня людей, читать описания, статьи, мнения, форумы… Благо и в интернете, и в книжных магазинах нет недостатка в информации по соционике, соционическим типам и отношениям между ними. Качество этой информации не всегда бывает высоким и корректным, но поначалу это было, во-первых, не так важно, а, во-вторых, я еще не могла отличить хорошее от плохого… Медленно, но уверенно я входила в мир соционики. Как там оказалось многолюдно! Какая активная жизнь кипела в недрах соционического сообщества! Меня поразило, что так много людей этим интересуется, и интересуется так серьезно. Я стала посещать соционические семинары, ходить на встречи, развиртуализироваться с виртуальными знакомыми по соционической переписке, сама стала активно вести соционическую ветку на одном из интернет-форумов... Период активного увлечения занял у меня около пяти-шести лет, в течение которых я практически ежедневно читала или узнавала что-то новое, с кем-то встречалась, куда-то шла, записывалась на встречи и семинары… Я набралась теоретических знаний, стала ориентироваться в терминологии, что-то уже знала наизусть, ходила на мастер-классы к знаменитым и признанным соционикам – авторам книг, которые ведут курсы, читают лекции, имеют свои школы. Очень много общалась с другими людьми, такими же, как я, заболевшими соционикой… С некоторыми людьми это общение переросло в настоящую дружбу, которая продолжается до сих пор.

читайте такжеТоби Натан: «Я борюсь с духами»

И тогда, и сейчас меня искренне поражает, насколько соционика сближает и объединяет людей. Стоит где-то в компании или на работе произнести слово «соционика», как вот вы уже улыбаетесь друг другу, как братья, давнишние друзья, вот уже сидите рядом и представляетесь: «Я – Дюма, а вы – кто?» Или, по-другому: вы пытаетесь определить, кто есть кто, к какому соционическому типу принадлежит собеседник на первый взгляд, по первому впечатлению: «Подождите, не говорите… Вы – Робеспьер? Или Достоевский?»

Для чего важно определение соционического типа? Согласно соционической «картине мира», люди одного и того же соционического типа в той или иной ситуации действуют и реагируют примерно (примерно!) одинаково, то есть в рамках некого определенного сценария, имеют примерно одинаковый рисунок поведения, одинаковые реакции на разные раздражители, одинаковые сильные и слабые стороны. Но самая главная, интересная, травматичная и полезная тема соционики (а также причина, по которой она привлекает так много людей), – это так называемые «интертипные отношения», то есть отношения, которые возникают между тем или иным соционическим типом. Их, как и социотипов, 16. 16 возможных сценариев взаимодействия: от полного совпадения до полного, увы, конфликта. Сценарий взаимоотношений допускает некоторые отступления, но в общих чертах он предсказуем. Определив соционический тип человека, который нам интересен или важен (например, по работе или семейным делам), мы можем предугадать его реакцию или поведение. Чтобы избежать ошибок, соционикой редко занимаются в одиночку. Это коллективное действие, постоянные обсуждения и фиксация наблюдений за поведением самого себя или других людей, обсуждение и последующее вынесение вердикта на основании этих наблюдений.

читайте такжеАутогенный тренинг: найти источник сил в себе

Часто социоников упрекают в том, что они всех людей загоняют в 16 рамок: «Люди же разные!» «Разве могут все Наполеоны быть одинаковыми?!» Мне нравится проводить параллель с животным миром, который тоже разнообразен, тем не менее мы всегда отличим домашнюю кошку Мурку от тигра, льва или рыси. Какого бы размера и какой бы окраски ни было животное, а также где бы оно ни проживало (в нашей квартире или в Уссурийской тайге), мы всегда безошибочно отнесем его именно к семейству кошачьих. Потому что и Мурка, и тигр, и рысь имеют на удивление идентичные повадки, поведение, рефлексы и пластику… Так и с соционическими типами – конечно, все люди разные. Тем не менее есть некоторые признаки (их и определяют во время типирования), которые позволяют нам отнести человека к тому или иному ТИМу. Приходит новый человек, мы проходим по некоей воображаемой портретной галерее Робеспьеров и смотрим, вписывается ли он в нее. Похож ли на других Робеспьеров? Нет, не похож. Значит, идем дальше, в остальные 15 комнат.

Помогает ли соционика в жизни?Помогает ли соционика в жизни?

Помогает ли соционика в жизни? Да, особенно когда начинаешь понимать, как это работает. Мой интерес к соционике совпал с переходом на новую работу. Новые обязанности, новое место, новое окружение – это всегда стресс, но тут было что-то еще. Я как-то сразу почувствовала себя «не на своем месте», хотя очень хотела работать и у меня было все, чтобы делать это хорошо. Но практически с первой минуты мы не поладили с начальницей. Признаться, она произвела на меня довольно сильное впечатление, особенно ее манера разговаривать: громко, ярко, экспрессивно, эмоционально, со смехом или слезами… Она не стеснялась окружающих, говорила в полный голос, для нее не существовало запретных тем. Прошло всего несколько дней, а я уже была в курсе всех ее дел: как зовут ее молодого человека, на какой стадии взаимоотношений они находятся, на какой фильм они сегодня собираются, что они ели вчера и что планируют съесть сегодня и что по этому поводу думают ее родственники и подруги.

читайте такжеКак распознать плохого психотерапевта

Потом начались сложности рабочего характера: ей стало казаться, что я работаю слишком медленно, слишком долго во все вникаю, неэффективна. Возможно, поначалу так оно и было, ведь я была новенькая и не сразу начала ориентироваться в структуре компании и в источниках информации, нужной для работы. Был момент, когда она даже попросила меня составить поминутный(!) план моей работы: сколько времени у меня уходит на выполнение того или иного задания. Это было очень странно, обидно, уязвляло самолюбие, но в глубине души я понимала, что она – хорошая. Отзывчивая, внимательная, многое делает для сотрудников, и делает это искренне и от души... И потом – мне не хотелось увольняться! Зная, что в соционике (в части интертипных отношений) нет патовых ситуаций и практически всегда можно найти способы взаимодействия, я стала искать выход. Прочла массу информацию по соционическому типу начальницы, изучила подробный сценарий развития отношений конфликта, проанализировала сильные и слабые стороны не только конфликта, но и дуальных (то есть идеально комфортных) отношений, старалась (по возможности) извлечь из него что-то полезное для себя и для нашей рабочей обстановки. Конечно, я понимала, что не смогу измениться и стать другой, но почему бы не попробовать научиться чему-то, что мне не вполне свойственно? Перестать опаздывать (начальница к этому относится не просто негативно, а болезненно), стать аккуратнее и даже строже – признаться, я склонна к некоторому либерализму и попустительству, а она высоко ценит дисциплину и порядок во всем… Мне не жаль потраченных усилий – сейчас у нас очень прочный рабочий тандем, хотя я иногда нет-нет, да и вспыхну возмущением: «Ну как так можно! В конце-то концов!».. Но быстро успокаиваюсь, потому что только вчера слышала от нее в свой адрес ту же самую фразу: «Ну как так можно! В конце-то концов!» Да вот так. Можно!

Охлаждение: как и было сказано

Но не все так гладко и радужно. У соционики есть одна очень серьезная проблема: это так называемая «проблема сходимости», то есть проблема совпадения во мнениях. В силу объективных причин, по крайней мере, на сегодняшний день, нет совершенной и окончательной диагностической методики определения соционического типа: приходится опираться на некие, во многом субъективные, восприятия и ощущения, которые иной раз сложно вербализировать (высказать), ведь нельзя же замерить уровень и качество «общительности», или как можно объективно оценить, насколько человек «комфортный»? Одним комфортный, а другим нет, как говорится, и у ваших врагов есть друзья.

Собственно, сложность окончательной диагностики и низводит соционику в разряд «любительщины» и «гороскопщины». Ведь цель соционики на обывательском уровне утилитарна и сводится к очень простым вещам: определить свой соционический тип и социотип других людей и понять, кому с кем хорошо и полезно, а кому с кем плохо и вредно. Конечно, есть у соционики и более глубокий, потаенный смысл: nosce te ipsum – познать самого себя. Понять, кто мы есть на самом деле, на что способны (потенциально), кому можем, если что, помочь, а когда эта помощь нужна уже нам самим.

Не могу сказать, что я охладела к соционике, просто притупилась острота восприятия новой информации и период активного усвоения перешел в спокойную стадию. Я не забросила соционику, но появился момент «избирательности»: если раньше я, как собака, бросалась на любого человека, стоило ему только произнести слово из соционического лексикона, то сейчас я имею возможность фильтровать и информацию, и людей. Какая-то информация меня уже не интересует, каким-то источникам я не доверяю... Не пристаю с разговорами на соционические темы к окружающим. Меня и саму это раздражало в начале. Разговоры друзей казались каким-то «сектантским» бредом. Поэтому, если речь не заходит, я сама не начну разговор о каких-то там соционических типах. Я прошла через этот период, он был короткий, это выглядело глупо, навязчиво и фанатично. Как, впрочем, и любая тема: некоторые очень много и навязчиво рассказывают про своих детей, про свои любовные отношения, про путешествия или показывают фотографии… Я по-прежнему с удовольствием поддержу разговор на соционическую тему, но, как говорится, без фанатизма. Влюбленность переросла в глубокую любовь, а ее не проявляют бурно.

www.psychologies.ru