Теоретический семинар для педагогов школы на тему "Компетентности, необходимые для реализации образовательных стандартов нового поколения". Темы семинаров для учителей


Нижнеингашская СОШ №1 имени П. И. Шатова

Методическая неделя.

Тема методической недели. « Инновационные педагогические технологии как средство повышения качества обучения»

Цель недели: обобщение и внедрение в учебно-воспитательный процесс передового педагогического опыта.

Задачи методической недели:

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива.
  2. Совершенствование  профессионального мастерства  через участие в организации и проведении  урочных и внеурочных мероприятий.

Эпиграфом к методической неделе хочу взять слова известного педагога прошлых лет Адольфа Дистервега: “Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается”.

Окружающий нас мир претерпевает изменения во всех сферах жизни, тем более в образовании. С переходом на новые образовательные стандарты второго поколения крайне актуальным является освоение преподавателями современных образовательных технологий.

Общее положение о методической неделе (документ, презентация)

Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя. Рыженкова Е. Ю.

Классно-обобщающий контроль в 10-х классах.

В рамках  классно-обобщающего контроля в 10 классе «А», где на профильном уровне изучается ряд предметов,  был проведен социологический мониторинг.

Его цель - определение социальной эффективности профильного обучения, соответствия реальных достигаемых результатов социальным и личностным ожиданиям.

Задачи мониторинга следующие:

·         Определение уровня информированности участников об эксперименте по профильному обучению.

·         Выявление сформированности у выпускников готовности выбора дальнейшего места продолжения образования после школы и выбора профессии.

·         Определение социальной эффективности управления качеством профильного обучения.

 

Методический семинар.

14 декабря был проведен методический  семинар по теме «Формирование УУД – показатель гармоничного развития личности».

УУниверсальные учебные действия- это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия  надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Опытом работы по формированию универсальных учебных действий  поделились Шайкина Т.А., Деркач З.В., Потапчик Е.Н, Ковалева В.А, Щепанцова Е.И.  Были даны рекомендации педагогам по формированию УУД.

 

Материалы методического семинара "Методика проведения нестандартного урока"

Материалы методического семинара "Домашнее задание как одна из форм развития учебно-познавательного интереса учащихся" 

Материалы методического семинара "Системно-деятельностный подход в обучении"

Материалы представлены замдиректора по УВР Абих Т.И.

Mетодический семинар « Опыт организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся». 

 

23 января 2013 года в школе прошёл методический семинар по теме « Опыт организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».  Старостина С.Н. рассказала о целях, задачах, основных направлениях  и планах работы ШНОУУ. Своим опытом работы с коллегами обменивались учителя, работающие в  ШНОУУ (школьном научном обществе учителей и учеников):

-Ковалёва В.А.  «Содержание и организация исследовательской практики младших школьников».

- Потапчик Е.Н. «Внеурочная проектная и исследовательская деятельность младших школьников».

- Деркач З.Н. «Из опыта работы учителя начальной школы»

- Титова Н.В «Исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках физики».

- Иванова О.А. «Из опыта работы учителя русского языка и литературы».

- Кузьмина И.В. «Метод проектов на уроках технологии».

-Рыженкова Е.Ю. «Социальный проект как форма организации проектно деятельности».

- Старостина С.Н. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания».

   Присутствующие учителя  получили теоретические  знания и практический материал по организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся школы. Многие заинтересовались деятельностью своих коллег, выступавших на методическом семинаре. По окончании работы семинара было принято решение  систематизировать исследовательскую и проектную деятельность учащихся (начиная с начальной школы), привлекать больше  учеников разных классов в  ШНОУУ.

Методический семинар "Пути преодоления учебных перегрузок учащихся"

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,

но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти. 

Плутарх

 

План методического семинара.

—Предотвращение неуспеваемости и перегрузки учащихся. Комплекс упражнений для школьников. (Лузан О.А).

 

Единый методический день МБОУ НСОШ №1

Тема "Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС"

С 9 по 14 декабря в школе была проведена методическая неделя «Современный урок  в рамках системно-деятельностного подхода». Методическая неделя направлена на развитие творческой  деятельности учителя по обновлению содержания образования,   внедрение  новых технологий в   образовательный процесс, рост профессионального мастерства педагогических работников,  знакомство с опытом работы, педагогическими находками коллег. Актуальность темы очевидна. Переход на  ФГОС второго поколения  осуществится на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает: 

•       воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского  гражданского общества на основе принципов толерантности;

•      ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

•       признание решающей роли содержания образования, способов организации обра-зовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

 

•       учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения.

Организация урока в рамках СДП 

Структура урока в СДП

Целеполагание в СДП

Учебная ситуация в СДП

 

       

 

ingsosh1.3dn.ru

Теоретический семинар для педагогов школы на тему "Компетентности, необходимые для реализации образовательных стандартов нового поколения"

Разделы: Администрирование школы

Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.М.Ноулз

Цель семинара: рассмотреть вопросы компетентности в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации образовательных стандартов нового поколения.

Участники: педагоги школы.

Регламент: 1 час 30 минут.

Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.

Обеспечение: информационный материал по теме семинара, интерактивная доска. Презентация

Ход семинара

I. Информационный блок.

Ведущий. Модернизация современного общества охватила все его стороны. Реализация долгосрочных планов экономического, социального развития общества, обеспечения благосостояния граждан требует наличия высокопрофессиональных, грамотных людей. Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем.

Изменения охватили и систему российского образования. Идет речь о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями общества. Ключевой характеристикой такого образования становиться не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Приоритетный национальный проект “ Образование” 2004 г. является одним из ключевых механизмов развития общего образования. В 2009 г. разработан проект национальной образовательной инициативы“ Наша новая школа”, ключевые параметры которой должны получить распространение в 2011-2015 гг. Позвольте напомнить основные направления работы:

1. Обновление образовательных стандартов. Они должны включать три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения. Требования к результатам освоения образовательных программ должны включать не только знания, но и умения их применять, т.е. выпускник должен быть всесторонне компетентным в процессе его социализации. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения в системе оценки качества образования. Она должна включать оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения к другой, добровольные механизмы оценки качества для разных групп образовательных учреждений, сопоставление качества образования в различных муниципалитетах, субъектах РФ.

2. Система поддержки талантливых детей. Необходимо создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей. Расширить систему олимпиад, соревнований, конкурсов… Разработать и осуществлять модели дистанционного, заочного, очно-заочного обучения….

3. Развитие учительского потенциала. Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, пополнение школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием. Будет введена новая модель аттестации педагогических и руководящих кадров системы общего образования. Центральное место в обновленных квалификационных требованиях будут занимать профессиональные педагогические компетентности.

4. Современная школьная инфраструктура. Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен измениться. Расширение самостоятельности образовательных учреждений в решение хозяйственных вопросов. Расширение взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: культуры, здравоохранения, спорта, досуга….

5. Здоровье школьника. Большое внимание уделять качественному горячему питанию, медицинскому обслуживанию, спортивным занятиям школьников. Применение новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения.

Модернизация системы образования предполагает переход в компетентностное образование и здесь большую роль играет учитель. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать в учащихся умения, навыки, которые он сможет применить в различных жизненных ситуациях. Сегодня на семинаре мы будем разговор о тех компетентностях, которыми должен обладать сам учитель и которые должны развиваться у учащихся в общей школе.

II. Практический блок.

Участники семинара разбиты на шесть групп, по предметным школьным методическим объединениям.

“Мозговой штурм”

Ведущий. Какие ассоциации у вас возникают при упоминании понятия “ компетентность”? Обсудите вопрос в группах. Время для обсуждения 5 минут.

Представление групп. Варианты ответов группы оформляют на листах, каждой группе выдано 5 листов (по одной ассоциации на лист). Листы вывешиваются на доску.

Ведущий. Давайте, совместно определим наиболее совпадаемые характеристики, представленные группами. Итак, мы видим, что понятие “компетентность” многогранно.

Существует много трактовок понятия “компетентность”, вот некоторые их них:

  1. Компетентность – это знания, умения, навыки, а так же способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л.М.)
  2. Компетентность – это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.)
  3. Компетентность – это совокупность профессиональных компетенций. (Соловова Е.Н.)

Есть еще одно понятие, которое так же часто используется в свете модернизации российского образования – это компетенция.

Компетенция ( лат.) competentia - означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом.

Понятия “компетенция” и “компетентность” часто используют как синонимы – это не грамотно.

“Компетенция” - то, на что претендуют или то, что необходимо достичь. Термин “компетентность” определяет, что из желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер. Компетентность – это мера освоения компетенции.

Выше рассмотренные нами понятия являются ключевыми в компетентностном подходе в современном образовании.

Компетентностный подход – подход, который акцентирует внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях. Цель компетентностного подхода – обеспечение качества образования.

Компетентностный подход задается в настоящее время государственными образовательными стандартами. В 2004 г. было начато внедрение образовательных стандартов первого поколения. Нужно заметить, что с 1 сентября 2009 г. в 14 “пилотных” регионах России началось введение образовательных стандартов второго поколения на ступени начального образования. В 2010 г. будут введены стандарты второго поколения повсеместно.

В школьной образовательной практике выделяются следующие компетенции.

  1. Ключевые (надпредметные), т.е. те, которые мы можем развивать на любом предмете.
  2. Специальные, которые формируются в рамках отдельного предмета.

Сегодня на семинаре мы будем вести речь о некоторых ключевых компетенциях. Общие требования к образованности выпускника можно отнести к ключевым компетенциям.

Было дано опережающее задание группам (за три недели до теоретического семинара).

  1. Раскрыть теоретические основы компетенции.
  2. Как можно развивать данную компетенцию в урочной и внеурочной деятельности по вашему предмету (из опыта работы).

Группа 1. Информационная компетенция (готовность к работе с информацией).

Группа 2. Коммуникативная компетенция (готовность к общению).

Группа 3. Проблемная компетенция (умение самостоятельно выявлять проблему и находить пути решения).

Группа 4. Корпоративная компетенция (умение работать в команде, готовность к сотрудничеству).

Группа 5. Исследовательская компетенция.

Группа 6. Речевая компетенция (умение грамотно излагать свои мысли, приводить аргументы…)

Представление своей работы группами (приложение № 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8.) После рассмотрения коммуникативной компетенции школьными психологами проводится тест для педагогов “ Уровень общительности учителей” (приложение № 4).

Ведущий. Подведение итогов семинара.

“Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений”. (Л.Н. Толстой)

“Не для школы, для жизни учимся” (латинское изречение).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Темы семинаров методического объединения учителей начальных классов на 2014-2015 учебный год - Мои файлы - Методическая копилка

Месяц

Тема заседания

План изучения

Формы работы

Ответствен

ные

Сентябрь

Нормативно-правовое обеспечение преподавания учителей начальной школы на 2014-2015  учебный год.

1.Анализ работы МО учителей начальных классов  за 2013-2014  учебный год.

2. Нормативно-правовое обеспечение преподавания учителей начальной школы на 2014-2015 учебный год.

3.Составление и утверждение плана работы  МО учителей начальных классов  на 2014-2015 учебный год.

4. Планирование открытых уроков и внеклассных мероприятий на 2014-2015 учебный год.

5.Организация работы по обобщению передового педагогического опыта, профессионального мастерства и педагогической культуры.

6.  Корректировка и утверждение тем самообразования учителей.

 

Доклад

 

 

 

Обсуждение

 

 

 

Планирование

Горбунова И.М.

Наследова С.Б.

Корсакова Г.Н.

Сулейманова И.В.

Октябрь

1. «Организация учебного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС»

 

 2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования.

 

3. Создание базы контрольных материалов, способствующих изучению эффективности педагогической деятельности при внедрении стандартов II поколения в начальной школе.

 

4. Групповая работа в начальной школе, особенности её организации: методы, приёмы, технологии.

 

 

 

5. Организация, проведение и участие в школьном «Фестиваль Наук»

 

1.Адаптация детей 1-го класса.

Мониторинг 1 класс ФГОС:

- «Стартовая диагностика»

- «Успешная адаптация первоклассников в школе».

 

2. Выступление учителей 2-4-х классов по освоению нового ФГОС: Определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения  ее  в соответствие с требованиями ФГОС.

 

3.Технология оценивания образовательных достижений учащихся 1 класса. Безотметоточное обучение.

 

 

 

4.Взаимопосещение уроков «Новые формы проведения уроков. Групповая работа в начальной школе»

Мастер – классы (2-4 классы)

 

Доклад

 

Сообщения

 

Презентация

 

Круглый стол

 

 

Сообщения

 

Обсуждение

 

Анализ урок и

рекомендации

 

 

 

 

Школа педагогического мастерства (мастер-класс)

 

Сулейманова И.В.

Наследова С.Б.

Психолог школы

 

Учителя 2 классов:

Карнаухова С.В.

Суетова С.А.

Рябова Т.Н.

Бизяева И.И.

 

Учителя 3 классов:

Наследова С.Б.

Кузьмина М.А.

Тананыкина О.И.

Жернакова Н.Ю.

 

 

Учителя 4 классов:

Корсакова Г.Н.

Лебедева Ю.А.

Васильева И.С.

Галашова О.В.

 

Ноябрь

1.Инновационные технологии: поиски, проблемы, находки. Нетрадиционные формы организации учебно-воспитательного процесса.

 

2. Активные методы обучения и их

применение.

 

3. Итоги 1 четверти.

 

4.  Планирование и организация открытых уроков и внеклассных мероприятий (график проведения и посещения).

 

1.Инновационные методы развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

 

2.Повышение качества обученности учеников и улучшение работы с одаренными детьми и слабыми детьми.

 

3.Мониторинг качества обученности по классам. Рекомендации.

 

4.Работа по обобщению опыта «Новые педагогические технологии»

 

Пед.совет

 

Творческие группы

 

Обсуждение.

 

Круглый стол

 

Школа педагогического мастерства (мастер-класс)

Наследова С.Б.

Корсакова Г.Н.

Сулейманова И.В.

 

Рабочая группа

Корсакова Г.Н.

Наследова С.Б.

Карнаухова С.В.

Суетова С.А.

Бизяева И.И.

 

(мастер-класс)

Гречуха И.А.

Лебедева Ю.А.

 

 

Декабрь

 

 

 

1.Проверка и оценка уровня усвоения образования - составная часть процесса обучения.

Методы и формы организации контроля учебной деятельности.

 

2. Проектно-исследовательская  деятельность в начальной школе.

 

3. Система работы по подготовке учащихся к олимпиадам.

 

4. «Школа молодого специалиста»

Открытые уроки и внеклассные мероприятия (график проведения и посещения).

 

5. Участие учителей в профессиональных конкурсах.

 

6. Участие в школьном Занковском марафоне.

 

1.Система оценки качества российского образования.  Совершенствование механизмов повышения качества образования.

Мониторинг качества обучения и воспитания учащихся начальной школы за 1 полугодие.

Решение проблем школьной неуспеваемости в теории и практике.

 

2. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов. (из опыта работы)

 

3. Работа по обобщению опыта «Система работы по подготовке учащихся к олимпиадам»

 

4.Творческая мастерская «Каков он современный урок XXI века»

 

5.  Участие учителей в профессиональных конкурсах.

 

 

 

Доклад

 

 

 

 

Рекомендации

Обсуждение

 

 

 

Сообщение

 

 

 

Презентация

 

 

 

Обмен опытом

 

Рекомендации

 

 

 

Наследова С.Б.

Корсакова Г.Н.

Психолог школы

Соц. педагог

 

Рябова Т.Н.

 

 

 

 

Тананыкина О.И.

Корсакова Г.Н.

Наследова С.Б.

 

Суетова С.А.

Гречуха И.А.

 

 

Рабочие группы

 

 

Январь -

Февраль

 

 

 

1. Информационно-коммуникационные образовательные  технологии как основа повышения качества образования.

 

2.Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС.

 

3.Классно – обобщающий контроль в 4-ых классах. Комплексная работа.

 

4.Целевая взаимопроверка тетрадей «Система работы над ошибками».

Обобщение опыта учителей, работающих по данной теме.

 

5. Участие в региональном Занковском марафоне

 

6.  Планирование и организация открытых уроков и внеклассных мероприятий (график проведения и посещения).

 

 

1.Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Интерактивные формы методического обучения.      

Становление информационно – компьютерной компетентности учителя:

- разработка учебных компьютерных проектов;

- работа в локальной сети и сети Интернет;

- интеграция компьютерных технологий в преподавании предметов.  

 -компьютерная презентация по теме «Работа с родителями в рамках внедрения ФГОС»

 

2.Индивидуальная оценка развития личности, возможностей и способностей школьников.

 

3.Контроль работы учителей 1-4-х классов по теме «Формирование УУД»

 

4. Обмен опытом «Система работы над ошибками».

Положение о  едином  орфографическом режиме ведения тетрадей учащимися начальных классов

 

5. Участие в региональном Занковском марафоне

 

6. Взаимопосещение и анализ уроков «Новые формы проведения уроков» и внеклассных мероприятий.

 

 

 

Сообщение

 

Презентация

 

Обсуждение

 

Рекомендации

 

 

Тренинг

 

 

Обмен опытом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наследова С.Б.

Корсакова Г.Н.

Залилов М.Р.

Психолог школы

 

Рабочая группа:

Смульская Н.А.

Карнаухова С.В.

Васильева И.С.

Лебедева Ю.А.

Галашова О.В.

Бизяева И.И.

 

 

 

 

Март - апрель

 

1.Организация самостоятельной работы на уроках.

2.Пути формирования правильного, беглого, выразительного чтения и связной речи.

3.«Работа на уроке с детьми одарёнными группы риска».

 

4.Отчёт учителей по самообразовательнойдеятельности.

 

5. Участие в олимпиадах и конкурсах.

 

6. Анализ  открытых уроков и внеклассных мероприятий в течение учебного года.

 

 

1.Как организовать самостоятельную работу на уроках.

2.Мониторинг техники чтения по классам

 

3.Обмен опытом. «Система работы с детьми одарёнными группы риска».

Составление индивидуального образовательного маршрута и плана коррекционной работы с детьми группы риска.

 

4.Отчёт учителей по самообразовательнойдеятельности.

 

5. Участие в олимпиадах и конкурсах.

 

6. Творческая мастерская «Современный урок XXI века»

 

 

 

Творческие группы

 

Обсуждение.

 

Круглый стол

 

 

 

 

 

 

 

 

Школа педагогического мастерства (мастер-класс)

 

 

 

Наследова С.Б.

Корсакова Г.Н.

Сулейманова И.В.

 

Рабочая группа:

Суетова С.А.

Кузьмина М.А.

Гречуха И.А.

Лебедева Ю.А.

Мотина Е.В.

Телешенко Л.А.

 

Май

1.Анализ работы школы и методического объединения учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год.

 

2.Методическая копилка-обзор методических находок учителей.

 

3. Анализ итоговых проверочных работ, техники чтения учащихся.

 

4.Подведение итогов работы учителей 1-4-х классов по - новому ФГОС.

 

5.Фестиваль творческих работ учащихся  «Портфолио».

 

6. Составление плана работы ШМО на 2015 – 2016  учебный год.

 

1. Творческие отчёты учителей  начальных классов.

 

2. Результаты открытых уроков и мероприятий.

 

3. Уровень аттестации 2014-2015 учебного года.

 

4.Подведение итогов работы учителей 1-4 -х классов по новому ФГОС.

 

5.Мониторинг первоклассников по результатам обучения по ФГОС второго поколения

 

 

Презентация

 

Мастер-классы

 

Обсуждение

 

Сообщение

 

Педагогические мастерские

 

Все учителя МО начальных классов

nachschool2novo.ucoz.ru

Роль методических семинаров в повышении профессиональных компетентностей учителя

Разделы: Общепедагогические технологии

Профессиональный рост учителя сопровождается поиском новых методик, что зачастую сопровождается ошибками, заблуждениями, преодолением себя и чувством удовлетворения. Современный учитель как никогда ранее нуждается в профессиональном сопровождении со стороны методической службы, задача которой состоит в создании условий для формирования и развития ключевых профессионально-педагогических компетентностей учителей. В системе организации методической работы большую роль играют методические обучающие семинары, которые знакомят педагогов с новейшими достижениями науки и продуктивного педагогического опыта, а также позволяют познакомиться с опытом коллег коллектива. Семинары способствуют развитию предметно-методологической компетентности педагогов, совершенствуют умение транслировать передовой положительный опыт учителей в педагогическое сообщество.

Семинар по проблеме: "Школьный урок в анфас и профиль" направлен на изучение позитивного опыта работы учителей, повышение качества урока как элемента целостной образовательной среды, совершенствование педагогических методов, направленных на мотивацию к предмету и развитие познавательной сферы.

План-проект методического семинара "Школьный урок в анфас и профиль".

Урок - основной участок учебно- воспитательного процесса, на котором учитель ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие учащихся. В.А.Сухомлинский

О, урок! Ты - солнце! Ш.Амонашвили

Цель: повышение качества урока на основе изучения современных подходов к организации классно-урочной системы, положительного опыта учителей гимназии.

Участники: педагогический коллектив.

Регламент: 1 час 30 минут.

Форма проведения: семинар-практикум.

Обеспечение: телевизор для просмотра видеофрагментов, компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации к информационному блоку выступающих.

Ход семинара

Информационный блок.

Ведущий. Потребность школы в новом учителе, который не только "учит", но в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания для своих учеников, учителя, который не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах, так как владеет навыками профессиональной управленческой деятельности, учителе-методологе и учителе-управленце четко обозначена в приоритетных направлениях национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:

Доступность, качество, эффективность образования, начинаются, несомненно, с учителя "нового качества". Актуальный компетентностный подход переводит профессиональную деятельность педагогов с уровня интуитивного на уровень рефлексивный, позволяющий системно анализировать качество образовательного процесса, выявлять проблемы и своевременно проводить корректировку. Это означает, что эффективность управления образовательным процессом зависит от уровня подготовки каждого специалиста как управленца на своем рабочем месте, его включенности в научно организованный менеджмент.

Главным инструментом учителя был и остается урок. Урок в личностно-ориентированном процессе обеспечивает целостность образовательной среды и должен соответствовать четырем основным требованиям:

Современный учитель, несомненно, знаком с творческим наследием российских ученых, посвященным дидактике урока - Ю.А. Конаржевского, М. Скаткина, Л.В.Занкова и др. Однако, сегодня востребовано не только и не столько глубокое знание основ дидактики, но система умений: проанализировать потоки новой информации, оценить ее дидактический потенциал в реальных условиях, спрогнозировать результат ее использования, организовать ее материальное воплощение, а затем снова проанализировать, но уже результат воплощения новой информации в практику.

Именно на уроке и его результатах наглядно видно:

Недаром, в каждом образовательном учреждении важнейшим звеном внутришкольного контроля является контроль качества уроков. Набор критериев для оценки качества урока - открытая система. Она может использоваться достаточно гибко, например, при оценивании нестандартных уроков (урок-путешествие, урок-диспут, урок-конференция) следует учитывать специфику, т.к. они могут не содержать, например, этапа диагностики знаний. Но такие уроки, как правило, единичны, все остальные же - должны выдерживать формат занятия, на котором предложенное содержание технологии характеризует качество урока. В настоящее время распространенной является технология оценивания качества урока, составленная Галеевой Натальей Львовной, кандидата биологических наук, Почетного работника общего образования РФ, доцента кафедры управления развитием школы МПГУ, автора более 50-ти статей, методических и практико-ориентированных пособий по дидактике и управлению личностно-ориентированным образовательным процессом.

Критерии оценки качества урока

Требования к уроку Что оценивается
1. Содержание урока Оценивается соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, использование учащимися дополнительных источников информации на уроке.
2. Мотивация учащихся Оценивается работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность; грамотность выбора приемов мотивации.
3. Структура урока Оценивается оптимальность структуры данного урока, качество этапа актуализации знаний и постановки целей, наличие и логическая связь этапов урока, четкость завершения каждого этапа урока.
4. Применение приемов развивающего обучения Оценивается оптимальный объем и целевое разнообразие приемов развивающего обучения, дифференциация при использовании этих приемов в учебной деятельности.
5. Самостоятельная деятельность учащихся Оценивается оптимальность времени, отведенного на самостоятельную работу, обеспеченность дидактическим оснащением, уровень дифференциации и индивидуализации самостоятельной работы.
6. Организация этапа диагностики ЗУН Оценивается организация комфортных условий этапов проверки домашнего задания и проверки усвоения нового материала на уроке.
7. Использование средств ТСО Оценивается оптимальность, целесообразность и формы организации работы с ТСО на уроке.
8. Стиль общения Оценивается использование учителем понимающего и директивно-понимающего стиля общения, деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником.
9. Результативность урока - по ученику Оценивается уровень усвоения учебного материала. Состояние учеников после урока: их удовлетворение собственной деятельностью, настроение, отсутствие ощущения усталости.
10. Результативность урока - по учителю Оценивается уровень достижения поставленных целей, выполнения всех задач, удовлетворенность учителя уроком, умение учителя "отрефлексировать" удачи и промахи "по горячим следам".

Структура урока в личностно-ориентированном процессе (памятка для учителя):

Интеллектуальная разминка в начале урока. Три обязательных требования к разминке:

  1. Содержание разминки должно актуализировать (проверять) именно те понятия, которые должны быть проверены как итог домашнего задания, или как опора освоения нового материала;
  2. Форма должна востребовать концентрацию и устойчивость внимания учащихся, что позволяет им "вработаться";
  3. Технология разминки должна допускать быструю проверку правильности выполнения задания.

2. Этап объяснения нового материала учитель организует так, чтобы ученики получили информацию через максимальное количество каналов приема информации (посмотрели, послушали, проговорили:)

3. При первичном закреплении материала давать каждому ученику задания с учетом уровня сформированности у него общеучебных навыков.

4. На этапе отработки предметных навыков, предметного содержания можно давать задания с целенаправленными затруднениями (на логику, синтез, схематизацию и т.д.).

5. Формы и виды домашних заданий можно дифференцировать в зависимости от уровня мотивации учащихся (повышать или снижать дозированность с выполнением обязательного уровня).

6. Зачетные работы учитель должен подбирать или конструировать как разноуровневые. Один вариант зачетной работы должен быть продемонстрирован учителем с самого начала изучения темы. Ученику предоставляется право выбора уровня зачетной работы. На "3" - вопросы и задания репродуктивного уровня, продуктивные и творческие задания - в дополнительной части, на "4" и "5".

Таким образом, урок должен рассматриваться как инструмент для раскрытия ресурсов учебного успеха ученика. Приоткроем завесу, рассмотрим, какими средствами учителя формируют в ребенке главные ресурсы учебного успеха - "знаю", "умею", "могу", "хочу".

Практико-презентационный блок.

Видеофрагмент №1.

Представлен урок математики во 2-м классе.

Выступление по теме: Мотивация на уроке и способы ее удержания. Комментирование видеофрагмента, определение роли мотивации на результат и на деятельность.
Видеофрагмент №2.

Представлен урок математики в 6-м классе.

Выступление по теме: Познавательные возможности урока математики. Комментирование видеофрагмента, определение роли сравнительного анализа на уроках математики.
Видеофрагмент №3.

Представлен урок информатики в 10 классе.

Выступление по теме: Возможности интегрированного урока. Комментирование видеофрагмента, определение роли интегрированного урока в формировании учебных компетенций обучающихся.
Видеофрагмент №4.

Представлен урок по предмету "Окружающий мир" в 1-м классе.

Выступление по теме:

Урок как средство развития социального интеллекта.

Комментирование видеофрагмента, определение роли урока в развитии социального интеллекта ученика (умение слушать и понимать, прогнозировать поступки и слова других людей).

Рефлексивный блок.

Ведущий. Надеемся, что семинар помог Вам увидеть новые ориентиры в подготовке, проведении и анализе урока. Предлагаем заполнить анкету:

Моя педагогическая философия

Чему я учу? Распределите цели по важности для вас:

  1. Основам научных знаний
  2. Нормам поведения, необходимым для жизни в обществе
  3. Пониманию себя, пониманию других людей
  4. Применению знаний на практике
  5. Способности отвечать за себя и результаты учебного труда
  6. Ставить цели, планировать свою учебную работу
  7. Творчеству, самовыражению
  8. Общению, умению взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми
  9. Формированию предметных и надпредметных учебных навыков
  10. Умению видеть, формулировать проблему, предлагать пути ее решения
  11. Общечеловеческим ценностям
  12. Различным способам мышления

Кого я учу? На кого ориентируюсь при подготовке занятия?

  1. На всех
  2. На одного
  3. На индивидуальность
  4. На того, кто хочет учиться
  5. На группы (какие?)

Как я учу? Распределите по частоте применения:

  1. Сообщая информацию, передаю сумму знаний
  2. Демонстрирую примеры, образцы выполнения заданий
  3. Передаю алгоритмы
  4. Задаю неразрешимые вопросы
  5. Предлагаю сыграть роль
  6. Другое

Моя роль в классе:

  1. Я актуализирую предметные знания и опираюсь на них
  2. Я суммирую изученный материал и методы, которыми пользовались
  3. Я - инструктор
  4. Я - организатор (чего?) __________________________________
  5. Я - вдохновитель (чего?) _________________________________
  6. Я - менеджер (управляю чем?) ____________________________
  7. Я - оранжировщик (чего?) ________________________________

5.

Мне трудно Компетентности учителя Мне легко
  Планировать занятия  
  Проводить занятия, если нужно - отступать от плана  
  Мотивировать, заинтересовывать  
  Удерживать внимание учащихся  
  Проводить урок в нужном темпе  
  Анализировать урок  
  Обсуждать урок  
  Обращаться за помощью к коллегам при подготовке занятия  
  Подготовить и провести открытый урок  
  Сохранять терпение при невыполнении заданий  

6. Что хорошего в работе учителя?

Данная анкета позволит Вам увидеть, на что направлена Ваша педагогическая доминанта. Надеемся, что материалы семинара помогут сформулировать Ваше педагогическое кредо.

Использованная литература:

  1. Битянова М.Р., Т.В. Беглова разработка и внедрение в школе гуманистической модели образовательной системы. М., первое сентября, 2007.
  2. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъект управления качеством образовательного процесса. М., Первое сентября, 2007.
  3. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Педагогический поиск, 2003.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Ростов-на-Дону: Учитель, 2003.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

УСПЕШНЫЙ УЧИТЕЛЬ - блог заместителей директора по УР школы №61 г.Челябинска : Методические темы МО и тематика научно-методических практико-ориентированных семинаров на 2015-2016 учебный год

Методические объединения Методическая тема Тема научно-методического практико-ориентированного семинара

1.     

Учителей начальной школы Самоконтроль в процессе обучения – один из важнейших факторов развития навыков самостоятельной деятельности учащегося Самоконтроль в процессе обучения – один из важнейших факторов развития навыков самостоятельной деятельности учащегося

2.     

Повышение качества знаний учащихся по предметам гуманитарного цикла в условиях перехода на ФГОС Особенности урока предметов гуманитарного цикла в рамках перехода на ФГОС

3.     

Учителей математики (информатика, физика) Введение элементов технологий, определяющих личностный рост ученика, создание реальных условий для проявления самостоятельного развития ребенка при формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики, физики, информатики при подготовке и введении ФГОС ООО Педагогические методы и приемы создания реальных условий для проявления самостоятельного развития ребенка при формировании ключевых компетенций у учащихся на уроках математики, физики, информатики при реализации ФГОС ООО

4.     

Цикловое объединение учителей географии, истории, биологии, ОБЖ Развитие познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла и общественных дисциплин через внеурочные формы работы Формы, приемы, методы формирования самостоятельности через включение учащихся в проектно-исследовательскую работу по предметам естественно-научного цикла Декабрь 2015

5.     

Цикловое объединение учителей технологии, физической культуры, музыки Проектная деятельность как средство развития у учащихся познавательного интереса к предмету на уроках и во внеурочное время Проектная деятельность как средство развития у учащихся  познавательного интереса к предмету на уроках и во внеурочное время

6.       

Классных руководителей

 Педагогическая поддержка как средство формирования самооценки, активности, самостоятельности и ответственности школьника на уроках и во внеурочной деятельности

zam61.blogspot.com

Семинар-практикум для учителей "Рецепт хорошего урока"

Рецепт хорошего урока

Семинар-практикум для учителей

В многочисленных училищах, институтах и университетах получают образование будущие педагоги. Затем выпускники приходят в школы и училища и начинают свою трудовую деятельность. Время от времени их начальство отправляет своих работников на курсы переподготовки, повышения квалификации и на всякие другие умные курсы и занятия. Учителя-практики посещают многочисленные семинары и лекции в институтах усовершенствования для работников образования, где учат многому. Жаль только, что их не учат быть успешными. Их учат быть добрыми и ответственными людьми, но не обучают быть людьми оптимистичными и счастливыми. Нигде не учат более разумному режиму учительского труда, не учат строить отношения со своими коллегами, не преподают здоровьесберегающие технологии и основы здорового образа жизни, так необходимые в современной школе.

Психологи решили взять на себя ответственность и попробовать восполнить этот пробел в российской системе педагогического образования. В этом деле нет ничего сложного. Главное — наше желание. Мы можем предложить учителям нехитрые способы, как можно стать счастливым и успешным человеком.

От кого или чего устали наши учителя больше всего?

• Да от самих себя, любимых и неповторимых.

• От того, что они сами не могут организовать свою собственную жизнь или изменить ее.

• Устают от того, что у них нет привычки отвлекаться от работы и иметь хобби.

• От того, что ленятся заниматься своим здоровьем.

• От того, что не умеют отказываться от навязываемых нашим обществом и культурой сомнительных идеалов, боятся быть самими собой, не оправдать тем самым ожидания общества.

• Сами взваливают на себя слишком много нагрузки, не умеют отдыхать и почти разучились радоваться жизни.

• Устали от психологической неграмотности — не учатся общению, не способны взглянуть на себя со стороны.

• Увязли в отрицательных эмоциях, межличностных конфликтах, тонут в негативе, постепенно опускаются в хронический пессимизм и депрессию.

Вот это и подтверждает, что больше всего они устали от самих себя. Давайте призовем их к борьбе с собственной усталостью.

Знакомство

Участникам семинара предлагается написать имя на бейджике, затем, называя свое имя, ответить на вопрос: “Почему я решил стать учителем?”

Беседа психолога

Как оказывается, учителя должны всё и всем. А известно ли вам, каким должен быть учитель? (Участники семинара дают свои ответы.)

Идеал учителя складывается из самых разных составляющих: нравственной, духовной, профессиональной, интеллектуальной, этической и др. Вот какой список качеств и требований к учителю получается:

• высокий профессионализм;

• глубокие знания и компетентность, высокий интеллект и общий уровень развития;

• интеллигентность;

• любовь и уважение к детям вообще и к своим ученикам в частности;

• высокая требовательность к себе, чувство долга, высочайший уровень ответственности за свое дело, принципиальность и самокритичность;

• порядочность, честность, трудолюбие, отсутствие вредных привычек;

• гуманное отношение к детям, доброта, индивидуальный подход к каждому ребенку, демократизм в отношениях с людьми, чуткость, внимательность, душевная щедрость;

• высокая работоспособность и трудолюбие;

• постоянное стремление к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию; творческий подход к делу, владение методикой, глубокие знания педагогики; педагогическая наблюдательность;

• высокий уровень психологической грамотности; выдержка, самообладание, терпение, такт, терпимость к людям; корректность в отношениях со всеми, уравновешенность, умение владеть своим настроением, спокойствие и оптимистическое восприятие жизни; доброжелательность, человеколюбие;

• полная объективность в оценках;

• личная скромность;

• воспитанность, высокая культура и нравственность;

• эстетический вкус, художественное чутье, чувство прекрасного;

• артистичность;

• естественность, отсутствие фальши и наигранности;

• организаторские, режиссерские, художественные, ораторские способности;

• четкая дикция, приятный голос и внешность, умение одеваться и способность выглядеть в соответствии с модой;

• чувство юмора, умение шутить;

• аккуратность и точность.

Перечитывая требования, предъявляемые к учителю обществом, родителями, администрацией, можно ли представить реального человека, который соответствовал бы всем этим требованиям? Наверное, не у каждого это получится.

Воображение в данном случае может рисовать красивую картинку нежно голубого неба с роскошными облачками и ангела с ослепительно белыми крыльями.

И здесь хочется зачитать цитату из книги Ю.Л. Львовой “Творческая лаборатория учителя”: “Учитель — маг, виртуоз, фокусник, умеющий сделать урок безразмерным, вмещающим крупные исторические периоды, сложные литературные и научные судьбы, эпохальные открытия; он властелин дум, врачеватель, духовник, и он же тягач и трудяга”.

Предлагаю вам выполнить несколько упражнений.

Упражнение 1. Определение способности к распределению внимания

Задания для участников:

1. Напишите на доске свою фамилию, при этом одновременно называйте ее буквы в обратном порядке.

2. Напишите на доске цифры от 1 до 20, одновременно считая вслух в обратном порядке (от 20 до 1).

3. Напишите на доске свою фамилию, очерчивая при этом одновременно правой ногой на полу и левой рукой на доске окружность.

4. Считая вслух от 1 до 30, после каждой второй цифры называйте женское имя, после каждой четвертой — мужское.

Упражнение 2. “Рисование по инструкции”

Выбирается пара участников. Один участник в паре получает карточку с изображением, его задача — инструктировать партнера таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог воспроизвести ее изображение.

Упражнение проводится в двух вариантах:

• с обратной связью — рисующий участник может задавать уточняющие вопросы;

• без обратной связи — никакие вопросы задавать нельзя.

Психолог. А теперь я расскажу вам об играх, в которые играют российские учителя.

Игра 1. “Навешивание ярлыков”

Психолог. Навешивание ярлыков на учащихся настолько прочно вошло в нашу школьную жизнь, что мы, учителя, даже не задумываемся над этим и просто этого не замечаем. Сначала ребенок обижается, сопротивляется, пытается бороться. Потом постепенно смиряется и ведет себя соответственно прикрепленному ярлыку, чего мы, взрослые, от него и ожидаем. Вот несколько ситуаций из школьной жизни:

1. Учитель проверяет письменные работы. У Юли и Миши — одинаковое количество ошибок, но Юля получает “4”, ведь она — стабильная хорошистка, а Миша — “3”, так как он всегда был троечником.

2. Фронтальный опрос на уроке. Учитель задает разные вопросы, ребята тянут руки и отвечают на них по очереди. В конце урока учитель объявляет оценки и оказывается, что у всех отличников “5”, даже у тех, кто открыл рот всего 1–2 раза; у всех хорошистов — “4”; а у троечников, естественно, — “3”.

3. Из месяца в месяц, из года в год все ответственные, самые интересные поручения дают одним и тем же ребятам, главные роли в школьных спектаклях достаются негласно признанным “артистам”.

Психолог. А сейчас предлагаю вам попробовать некоторые методы снятия ярлыков с обучающихся.

(Участники семинара-практикума выполняют задания по желанию.)

Задание 1

Выступить в роли защитника ребенка

Обвинитель. Вася — хулиган. Он не может долго сидеть на одном месте. На уроках он постоянно крутится и поворачивается. На переменах он бегает, что-то роняет, кого-то задевает.

Адвокат. Вася — вовсе не хулиган. Психологи говорят, что дети бывают “шустриками” и “мямликами”. Так вот, Вася — “шустрик”. Он не может долго сидеть на одном месте, он очень подвижный ребенок. На уроках он постоянно крутится, снимая тем самым накопившееся утомление. Молодому растущему организму нужны физические упражнениями, это естественно. На переменах он бегает, что-то роняет, кого-то задевает. Так эта неловкость движений свойственна подросткам. Руки и ноги вытянулись, а он еще не научился управлять своим телом.

Задание 2. Докопайтесь до истины

Один участник будет задавать большое количество вопросов, а другой попытается с помощью ответов докопаться до истины.

Саша — грубиян (это — ваш ярлык, повешенный на вымышленного ребенка).

1. А почему он вам грубит? — Потому что он грубиян.

2. А почему он грубит именно вам? — Потому что не хочет учить мой предмет.

3. Почему он не хочет его учить? — Потому что он ему трудно дается.

4. Почему трудно? — Потому что сложная программа.

5. А почему она для него сложная? — Упущен ранний период развития ребенка.

6. А ребенок в этом виноват? — Нет.

7. Почему же я нервничаю? — Потому что я в этом виноват тоже, а требования к результатам моего труда — очень высокие.

8. Так, хватит искать виноватых! Что я смогу сделать в данной ситуации...

Психолог. Как можно избавить себя от навешивания ярлыков на учащихся? Например, такого: Петя — застенчивый тихоня, ему ничего нельзя поручить, он не справится.

Просто надо отказаться от обобщений и тотальных выводов. Самое сложное — проанализировать, обдумать и дать объективную оценку ситуации, а не преувеличивать последствия одного отрицательного события.

Надо помнить, что мы видим лишь одну сторону ребенка, какую-то часть его личности. Это — как айсберг, многое скрыто от наших глаз, а судим мы обо всей личности в целом, обобщаем, мыслим тотально, делаем глобальные выводы.

Игра 2. Наш “ролевой веер” в классе

Психолог. Учителя постоянно и много общаются с учениками. В этом режиме общения мы играем разные роли, кстати сказать — не всегда отдавая себе в этом отчет.

Счастливые и успешные учителя играют свои лучшие роли, а несчастные и неуспешные — наоборот. Какие же роли мы играем?

В процессе обсуждения с участниками заполняется таблица. Ниже приведен ее возможный вариант.

Наши лучшие роли

Наши не лучшие роли

друг

враг

наставник

мучитель

покровитель

царь-деспот

соратник

соперник

вдохновитель

всезнайка

адвокат

обвинитель (судья, прокурор)

советник

диктатор

помощник

недоброжелатель

предмет уважения

объект неприязни

партнер

жертва (мученик)

главный режиссер

кукла-марионетка

Психолог. Конечно, школьная жизнь настолько многообразна, что говорить о какой-то одной роли учителя в межличностных отношениях с учениками было бы примитивно. Психологи считают, что каждому человеку присущ “ролевой веер”, то есть набор, целая комбинация различных психологических ролей.

Только надо помнить, что от выбранной нами комбинации, от составленного “ролевого веера” во многом будет зависеть счастье и психическое здоровье ваших учеников.

Совместно с участниками заполняется следующая таблица:

Мы представляем себя такими

Наши ученики воспринимаютнас такими

великий мыслитель, несущий истину детям

царь-деспот

талантливый лидер, ведущий детей за собой

пастух с кнутом

человек, посвятивший себя педагогике

жертва, которой все должны

мудрый воспитатель

диктатор

гениальный актер

клоун

бдительный фиксатор ошибок, оплошностей и промахов детей

палач

оригинальная неординарная личность

обыкновенная посредственность

знаток детской психологии

нудный вдалбливатель знаний

Психолог. Свой разговор на данную тему хочется завершить словами:

Школа — это большой театр.И в ней нет ничего сложней,Чем выбрать себе спектакльИ роль среди сотен ролей.

Игра 3. Фантазии на тему “Погода в классе”

Психолог. Учителям надо помнить, что в классе далеко не “всякая погода — благодать”. А из погоды в классе складывается климат в школе Тип погоды очень важен для подрастающего поколения, и он зависит от людей, находящихся там.

Задание

Психолог. Предлагаю каждому из вас нарисовать заданный вам тип погоды в классе, описать его и ответить на вопрос: “Что, по вашему мнению, для него характерно?”

• Мороз и холод;

• пасмурно, прохладно, влажно;

• буря, гром и молния;

• туман;

• град;

• высокое давление;

• снегопад;

• ясное, спокойное утро;

• дождь;

• солнечно.

Участники в течение 5–7 минут рисуют при помощи красок или цветных карандашей тип погоды и отвечают на вопрос, затем идет обсуждение.

Психолог. Погоду в классе делаем мы, мы сами. Так давайте делать ее разумно и качественно. И давайте делать только хорошую, солнечную погоду.

Советы психолога

Относительно работы

• Не работайте тяжелее, а работайте умнее.

У большинства учителей наблюдается синдром “отличника”. Они все стремятся сделать именно на “отлично”.

Мы можем на это предложить аксиому нормального учителя: “Человек имеет право на ошибку, а я — человек! Мои ошибки и промахи, недовольства родителей и учеников, замечания администрации — это все естественно и не является поводом для серьезных переживаний. Это — жизнь. Это моя естественная среда обитания”.

• Учитесь управлять собственным временем.

• Умейте отказаться вежливо, но убедительно.

• Создайте на своем рабочем месте как можно более комфортные условия труда.

Относительно самого себя и своей жизни

• Будьте эгоистом хотя бы иногда. Почему-то учителя всегда всем что-то должны.

• Организуйте себе свой День эгоиста.

• Ищите свой набор способов для снятия стресса и усталости.

• Составьте расписание неотложных дел после работы.

Например:

Понедельник — аэробика под видеокассету с последующей горячей ванной с морской солью.

Вторник — прослушивание музыки Чайковского лежа с травяными компрессами на глазах.

Среда — разгрузочный фруктовый день; зеленый чай с медом с последующим танцем под музыку любимой поп-группы.

Четверг — немного вязания, а также занятие на велотренажере под любимую передачу.

Пятница — посещение косметического кабинета; визит к лучшей подруге и чаепитие с любимыми пирожными, вечер дома без телевизора и телефона.

Суббота — днем — вылазка на природу, вечером — семейный ужин с чем-нибудь вкусненьким, за красиво сервированным столом, накрытым скатертью.

Воскресенье (впишите самостоятельно).

Относительно мира вокруг

• Долой негатив из нашей головы! Можно просто пожелать нашим учителям постоянной и победоносной борьбы со всеми черными мыслями и с любым негативом.

• Перестаньте контролировать всех и вся вокруг! Мы, психологи, знаем, что контролировать можно только одного человека — самого себя.

Относительно проведения хорошего урока

Предлагаю рецепт приготовления хорошего урока. Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок по одной порции:

•  мудрости;

• терпения;

• храбрости;

• работоспособности;

• оптимизма;

• преданности своему делу;

• вольнодумия и свободомыслия;

• доброты;

• отдыха и заботы о здоровье;

• доброго юмора;

• такта;

• веры в каждого ученика.

Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.

Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!

Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!

infourok.ru

1.3. Темы семинаров-практикумов.

Примерный перечень тем семинаров-практикумов для учителей.

Навыки активного слушания.

Техника «Я-высказываний» как средство профилактики конфликтов.

Арт-терапевтические методы профилактики синдрома «эмоционального выгорания».

Психолого-педагогическая поддержка детей с эмоциональными проблемами.

Как подружиться с родителями.

Творческое самовыражение - путь к психическому здоровью.

Психосоматические заболевания – противники или союзники?

Методы увеличения мотивации учащихся.

Влияние уроков-драматизаций на психологический климат в классе.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний.

Примерный перечень тем семинаров-практикумов для родителей.

Техника «Я-высказываний» как средство профилактики конфликтов.

Как помочь ребенку учиться.

Как справиться со стрессом.

Алкогольная со-зависимость – пути преодоления.

Как построить доверительные отношения с другими.

Умеем ли мы слушать.

Использование сновидений для самопознания и саморегуляции.

Недостатки и достоинства – две стороны одной медали.

Когда болезнь помогает найти решение (о связи телесных недомоганий и эмоциональных проблем).

Все мы родом из детства (влияние прародительской семьи на воспитательные установки родителей).

2. Организация мероприятий.

2.1. Организация дискуссий.

Описание основных этапов дискуссии.

Первый этап – знакомство. Необходимо для создания благоприятной и раскованной психологической атмосферы во время проведения дискуссии.

Второй этап - «разогрев» слушателей.

«Разогрев» - это групповое действо, направленное на повышение энергии и заинтересованности участников и их активное включение в происходящее. Для разогрева можно использовать просмотр короткого фильма (художественного или документального) или отрывка из него, сообщение результатов анонимного анкетирования учащихся (учителей, родителей) с их согласия, знакомство с отрывками из детских сочинений (тоже с их согласия), какое-либо подвижное упражнение, в котором участвуют все присутствующие.

Одним из вариантов разогрева для дискуссии на тему межличностных отношений или конфликтов в отношениях может быть обсуждение результатов диагностики отношения учителей к разным группам учеников – «хорошистам», «середнячкам» и «двоечникам». Методика для диагностики этих отношений приведена в приложении 8. Данная методика может быть несколько видоизменена и адаптирована для диагностики отношения родителей к своим детям (и наоборот), отношения учителей друг к другу или межличностных отношений в классе. Другим вариантом разогрева может быть обсуждение результатов проведения еще одной методики – для диагностики воспитательных реакций и установок педагогов в отношениях с учениками (методика ВУП). Особенно уместен такой вариант разогрева при проведении дискуссии на тему: «Что такое личностно-ориентированный подход к обучению?» Методика ВУП приведена в приложении 9.

Третий этап - введение правил.

Правила вводятся для того, чтобы во время дискуссии кто-либо из участников не узурпировал время на высказывание своей точки зрения в ущерб всем остальным, чтобы избежать длительных и непродуктивных пауз, чтобы придать дискуссии более динамичный и последовательный характер. В целях экономии времени правила обычно предлагает ведущий. Наиболее распространенными являются следующие правила:

Четвертый этап – распределение ролей (см. таблицу «Описание ролей...»). Данный этап в некоторых случаях (обучение) является необязательным. В обучающих целях можно предложить наблюдателям, не участвующим в дискуссии, определить, кто из участников чаще находился в той или иной роли и как это влияло на ход дискуссии. Если дискуссия направлена на поиск решения конкретной проблемы, то для ее эффективного проведения, распределение ролей является необходимой процедурой. Когда роли распределяются спонтанно, это может приводить к тому, что одних ролей будет больше, а других меньше. Это создает дисбаланс активности участников во время обсуждения. Например, может быть несколько «генераторов идей» и ни одного «критика» или наоборот. В таком случае идей много, но они не проверяютсяс точки зрения слабых мест или пригодности для решения обсуждаемой проблемы.

Пятый этап - фокусировка на проблеме.

Для того, чтобы найти какое-либо решение обсуждаемого вопроса, необходимо определиться с предметом дискуссии. Для этого участникам предлагается ответить на вопросы: «Что именно мы обсуждаем?», «Как определить этот феномен?» (например, «самостоятельность»), «Какой результат мы хотим получить в конце дискуссии?», «Как достичь этого результата?»

Отвечая на данные вопросы, участники дискуссии четче формулируют свои цели, определяются со своими запросами и очерчивают рамки обсуждаемого вопроса. Все это позволяет им «не растекаться мыслью по древу», говорить конкретно и по существу, не уходя в далеко в сторону от заявленной проблемы, что экономит время и силы дискутирующих. На этом этапе полезно использовать листы ватмана или доску для того, чтобы зафиксировать намеченные направления дискуссии и обозначить таким образом ее рамки. Конечно, ведущему дискуссии нужно запастись необходимыми принадлежностями заранее. Яркие надписи и картинки, сделанные самими участниками дискуссии, фокусируют их внимание и увеличивают их активность.

Шестой этап - поиск решения.

На данном этапе участники обмениваются мнениями о том, как можно разрешить проблему. Ведущему-студенту очень важно на этом этапе соблюдать баланс между собственной активностью и активностью участников дискуссии. Метафорой поведения ведущего может служить выражение: «Важно оставить двери открытыми и пригласить в них войти и тогда те, кто захотят войти, сделают это сами». Ведущий поддерживает активность участников. Формой поддержки, в зависимости от аудитории, могут быть как слова благодарности за проявленную активность, так и аплодисменты группы каждому автору очередного решения. Для того, чтобы не пропустить подходящее решение, тщательно фиксируются все предлагаемые решения, а затем оцениваются с точки зрения их реалистичности, практичности, гуманности и т.д. Затем выбирается три наиболее конструктивных решения, исходя из их рейтинга, составленного участниками дискуссии.

Седьмой этап – обобщение, или подведение итогов.

Итоги дискуссии подводит ведущий, в роли которого выступает студент-практикант. Он отмечает наиболее важные моменты дискуссии и вклад ее участников в нахождение решения, сравнивает полученный результат с ожидавшимся и фиксирует его в качестве итога дискуссии. Особое внимание необходимо уделить изменениям настроения участников в ходе дискуссии, увязав их с ключевыми моментами в обсуждении. Задача данного этапа –повысить чувство собственной компетентности у участников дискуссии и закончить ее на позитивной эмоциональной ноте.

2.2. Организация семинара.

Основные этапы семинара-практикума.

  1. Знакомство.

Необходимо для создания благоприятной и раскованной психологической атмосферы во время проведения семинара, а также для сокращения дистанции между его участниками. Формы знакомства могут быть самые разные. Найти подходящие упражнения можно в книгах Петрусинского В.В. и Макшанова С.И. и Хрящевой Н.Ю.

  1. Уточнение цели семинара.

На данном этапе участники уточняют свои потребности, связанные с участием в данном семинаре, и приводят их в соответствие с темой семинара-практикума. Иногда участники семинара не очень отдают себе отчет в том, чего они хотят от своего участия в нем и для чего они пришли. Профессиональное мастерство ведущего заключается в умении помочь участникам узнать и понять свои желания, связанные с семинаром, и способности создать у них установку на активную работу во время мероприятия.

  1. Выяснение ожиданий и опасений участников.

Выяснение ожиданий необходимо для отфильтровывания нереалистических ожиданий и подтверждения готовности участников к работе в рамках заявленной темы. Высказываемые опасения позволяют откорректировать программу семинара и стиль его ведения таким образом, чтобы не активизировались механизмы психологической защиты у его участников.

  1. Разогрев.

Аналогичен разогреву при проведении дискуссии. Отличие в том, что он больше ориентирован на активизацию взаимодействия между участниками семинара. Для этого особенно хорошо подходят различные двигательные упражнения в парах.

  1. Описание методики (техники).

Представляет собой короткое описание техники и обозначение тех областей, или сфер, где она может эффективно использоваться.

  1. Отработка техники в реальном взаимодействии.

Включает в себя подробный инструктаж по ее отработке с указанием того, чем должен заниматься каждый при выполнении тренировочного упражнения. Как правило, работа организуется в тройках, где каждый по очереди находится в роли Тренирующегося; Того, на ком тренируются, и Наблюдателя.

  1. Рефлексия полученного опыта.

Проводится сначала в рабочих тройках. Основное внимание – успехам и затруднениям при выполнении тренировочного упражнения по отработке новой техники., а также своим эмоциональным и личностным реакциям в процессе тренировки.

  1. Подведение итогов.

Проводится в общем круге и представляет собой, по сути, сбор устной обратной связи от участников семинара. Ведущий опрашивает всех присутствующих, интересуясь их впечатлениями. Основной акцент делается на том, чему научились участники во время семинара, и на том, что было для них самым важным, включая и эмоциональные реакции.

studfiles.net