Как умножать степени, умножение степеней с разными показателями. Умножение с одинаковыми основаниями и разными степенями


Правила умножения степеней с разным основанием — Коллегия адвокатов

Как умножать степени

Как умножать степени? Какие степени можно перемножить, а какие — нет? Как число умножить на степень?

В алгебре найти произведение степеней можно в двух случаях:

1) если степени имеют одинаковые основания;

2) если степени имеют одинаковые показатели.

При умножении степеней с одинаковыми основаниями надо основание оставить прежним, а показатели — сложить:

При умножении степеней с одинаковыми показателями общий показатель можно вынести за скобки:

Рассмотрим, как умножать степени, на конкретных примерах.

Единицу в показателе степени не пишут, но при умножении степеней — учитывают:

При умножении количество степеней может быть любое. Следует помнить, что перед буквой знак умножения можно не писать:

В выражениях возведение в степень выполняется в первую очередь.

Если нужно число умножить на степень, сначала следует выполнить возведение в степень, а уже потом — умножение:

www.algebraclass.ru

Сложение, вычитание, умножение, и деление степеней

Сложение и вычитание степеней

Очевидно, что числа со степенями могут слагаться, как другие величины , путем их сложения одно за другим со своими знаками.

Так, сумма a 3 и b 2 есть a 3 + b 2 . Сумма a 3 — b n и h 5 -d 4 есть a 3 — b n + h 5 — d 4 .

Коэффициенты одинаковых степеней одинаковых переменных могут слагаться или вычитаться.

Так, сумма 2a 2 и 3a 2 равна 5a 2 .

Это так же очевидно, что если взять два квадрата а, или три квадрата а, или пять квадратов а.

Но степени различных переменных и различные степени одинаковых переменных, должны слагаться их сложением с их знаками.

Так, сумма a 2 и a 3 есть сумма a 2 + a 3 .

Это очевидно, что квадрат числа a, и куб числа a, не равно ни удвоенному квадрату a, но удвоенному кубу a.

Сумма a 3 b n и 3a 5 b 6 есть a 3 b n + 3a 5 b 6 .

Вычитание степеней проводится таким же образом, что и сложение, за исключением того, что знаки вычитаемых должны соответственно быть изменены.

Или: 2a 4 — (-6a 4 ) = 8a 4 3h 2 b 6 — 4h 2 b 6 = -h 2 b 6 5(a — h) 6 — 2(a — h) 6 = 3(a — h) 6

Умножение степеней

Числа со степенями могут быть умножены, как и другие величины, путем написания их одно за другим, со знаком умножения или без него между ними.

Так, результат умножения a 3 на b 2 равен a 3 b 2 или aaabb.

Или: x -3 ⋅ a m = a m x -3 3a 6 y 2 ⋅ (-2x) = -6a 6 xy 2 a 2 b 3 y 2 ⋅ a 3 b 2 y = a 2 b 3 y 2 a 3 b 2 y

Результат в последнем примере может быть упорядочен путём сложения одинаковых переменных. Выражение примет вид: a 5 b 5 y 3 .

Сравнивая несколько чисел(переменных) со степенями, мы можем увидеть, что если любые два из них умножаются, то результат — это число (переменная) со степенью, равной сумме степеней слагаемых.

Так, a 2 .a 3 = aa.aaa = aaaaa = a 5 .

Здесь 5 — это степень результата умножения, равная 2 + 3, сумме степеней слагаемых.

Так, a n .a m = a m+n .

Для a n , a берётся как множитель столько раз, сколько равна степень n;

И a m , берётся как множитель столько раз, сколько равна степень m;

Поэтому, степени с одинаковыми основами могут быть умножены путём сложения показателей степеней.

Так, a 2 .a 6 = a 2+6 = a 8 . И x 3 .x 2 .x = x 3+2+1 = x 6 .

Или: 4a n ⋅ 2a n = 8a 2n b 2 y 3 ⋅ b 4 y = b 6 y 4 (b + h — y) n ⋅ (b + h — y) = (b + h — y) n+1

Умножьте (x 3 + x 2 y + xy 2 + y 3 ) ⋅ (x — y). Ответ: x 4 — y 4 . Умножьте (x 3 + x — 5) ⋅ (2x 3 + x + 1).

Это правило справедливо и для чисел, показатели степени которых — отрицательные.

1. Так, a -2 .a -3 = a -5 . Это можно записать в виде (1/aa).(1/aaa) = 1/aaaaa.

2. y -n .y -m = y -n-m .

3. a -n .a m = a m-n .

Если a + b умножаются на a — b, результат будет равен a 2 — b 2 : то есть

Результат умножения суммы или разницы двух чисел равен сумме или разнице их квадратов.

Если умножается сумма и разница двух чисел, возведённых в квадрат, результат будет равен сумме или разнице этих чисел в четвёртой степени.

Так, (a — y).(a + y) = a 2 — y 2 . (a 2 — y 2 )⋅(a 2 + y 2 ) = a 4 — y 4 . (a 4 — y 4 )⋅(a 4 + y 4 ) = a 8 — y 8 .

Деление степеней

Числа со степенями могут быть поделены, как и другие числа, путем отнимая от делимого делителя, или размещением их в форме дроби.

Таким образом a 3 b 2 делённое на b 2 , равно a 3 .

Запись a 5 , делённого на a 3 , выглядит как $\frac$. Но это равно a 2 . В ряде чисел a +4 , a +3 , a +2 , a +1 , a 0 , a -1 , a -2 , a -3 , a -4 . любое число может быть поделено на другое, а показатель степени будет равен разнице показателей делимых чисел.

При делении степеней с одинаковым основанием их показатели вычитаются..

Так, y 3 :y 2 = y 3-2 = y 1 . То есть, $\frac= y$.

И a n+1 :a = a n+1-1 = a n . То есть $\frac = a^n$.

Или: y 2m : y m = y m 8a n+m : 4a m = 2a n 12(b + y) n : 3(b + y) 3 = 4(b +y) n-3

Правило также справедливо и для чисел с отрицательными значениями степеней. Результат деления a -5 на a -3 , равен a -2 . Также, $\frac : \frac = \frac.\frac= \frac= \frac$.

h 2 :h -1 = h 2+1 = h 3 или $h^2:\frac = h^2.\frac= h^3$

Необходимо очень хорошо усвоить умножение и деление степеней, так как такие операции очень широко применяются в алгебре.

Примеры решения примеров с дробями, содержащими числа со степенями

1. Уменьшите показатели степеней в $\frac$ Ответ: $\frac$.

2. Уменьшите показатели степеней в $\frac$. Ответ: $\frac$ или 2x.

3. Уменьшите показатели степеней a 2 /a 3 и a -3 /a -4 и приведите к общему знаменателю. a 2 .a -4 есть a -2 первый числитель. a 3 .a -3 есть a 0 = 1, второй числитель. a 3 .a -4 есть a -1 , общий числитель. После упрощения: a -2 /a -1 и 1/a -1 .

4. Уменьшите показатели степеней 2a 4 /5a 3 и 2 /a 4 и приведите к общему знаменателю. Ответ: 2a 3 /5a 7 и 5a 5 /5a 7 или 2a 3 /5a 2 и 5/5a 2 .

5. Умножьте (a 3 + b)/b 4 на (a — b)/3.

6. Умножьте (a 5 + 1)/x 2 на (b 2 — 1)/(x + a).

7. Умножьте b 4 /a -2 на h -3 /x и a n /y -3 .

8. Разделите a 4 /y 3 на a 3 /y 2 . Ответ: a/y.

www.math20.com

Свойства степени

Напоминаем, что в данном уроке разбираются свойства степеней с натуральными показателями и нулём. Степени с рациональными показателями и их свойства будут рассмотрены в уроках для 8 классов.

Степень с натуральным показателем обладает несколькими важными свойствами, которые позволяют упрощать вычисления в примерах со степенями.

Свойство № 1 Произведение степеней

При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остаётся без изменений, а показатели степеней складываются.

a m · a n = a m + n , где « a » — любое число, а « m », « n » — любые натуральные числа.

Данное свойство степеней также действует на произведение трёх и более степеней.

  • Упростить выражение. b · b 2 · b 3 · b 4 · b 5 = b 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = b 15
  • Представить в виде степени. 6 15 · 36 = 6 15 · 6 2 = 6 15 · 6 2 = 6 17
  • Представить в виде степени. (0,8) 3 · (0,8) 12 = (0,8) 3 + 12 = (0,8) 15
  • Обратите внимание, что в указанном свойстве речь шла только об умножении степеней с одинаковыми основаниями . Оно не относится к их сложению.

    Нельзя заменять сумму (3 3 + 3 2 ) на 3 5 . Это понятно, если посчитать (3 3 + 3 2 ) = (27 + 9) = 36 , а 3 5 = 243

    Свойство № 2 Частное степеней

    При делении степеней с одинаковыми основаниями основание остаётся без изменений, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя.

  • Записать частное в виде степени (2b) 5 : (2b) 3 = (2b) 5 − 3 = (2b) 2
  • Вычислить.

    = 11 3 − 2 · 4 2 − 1 = 11 · 4 = 44Пример. Решить уравнение. Используем свойство частного степеней. 3 8 : t = 3 4

    Ответ: t = 3 4 = 81

    Пользуясь свойствами № 1 и № 2, можно легко упрощать выражения и производить вычисления.

      Пример. Упростить выражение. 4 5m + 6 · 4 m + 2 : 4 4m + 3 = 4 5m + 6 + m + 2 : 4 4m + 3 = 4 6m + 8 − 4m − 3 = 4 2m + 5

    Пример. Найти значение выражения, используя свойства степени.

    = 2 11 − 5 = 2 6 = 64

    Обратите внимание, что в свойстве 2 речь шла только о делении степеней с одинаковыми основаниями.

    Нельзя заменять разность (4 3 −4 2 ) на 4 1 . Это понятно, если посчитать (4 3 −4 2 ) = (64 − 16) = 48 , а 4 1 = 4

    Свойство № 3 Возведение степени в степень

    При возведении степени в степень основание степени остаётся без изменения, а показатели степеней перемножаются.

    (a n ) m = a n · m , где « a » — любое число, а « m », « n » — любые натуральные числа.

    • Пример. (a 4 ) 6 = a 4 · 6 = a 24
    • Пример. Представить 3 20 в виде степени с основанием 3 2 .
    • По свойству возведения степени в степень известно, что при возведении в степень показатели перемножаются, значит:

      Свойства 4 Степень произведения

      При возведении степени в степень произведения в эту степень возводится каждый множитель и результаты перемножаются.

      (a · b) n = a n · b n , где « a », « b » — любые рациональные числа; « n » — любое натуральное число.

    • Пример 1. (6 · a 2 · b 3 · c ) 2 = 6 2 · a 2 · 2 · b 3 · 2 · с 1 · 2 = 36 a 4 · b 6 · с 2
    • Пример 2. (−x 2 · y) 6 = ( (−1) 6 · x 2 · 6 · y 1 · 6 ) = x 12 · y 6

    Обратите внимание, что свойство № 4, как и другие свойства степеней, применяют и в обратном порядке.

    (a n · b n )= (a · b) n

    То есть, чтобы перемножить степени с одинаковыми показателями можно перемножить основания, а показатель степени оставить неизменным.

  • Пример. Вычислить. 2 4 · 5 4 = (2 · 5) 4 = 10 4 = 10 000
  • Пример. Вычислить. 0,5 16 · 2 16 = (0,5 · 2) 16 = 1
  • В более сложных примерах могут встретиться случаи, когда умножение и деление надо выполнить над степенями с разными основаниями и разными показателями. В этом случае советуем поступать следующим образом.

    Например, 4 5 · 3 2 = 4 3 · 4 2 · 3 2 = 4 3 · (4 · 3) 2 = 64 · 12 2 = 64 · 144 = 9216

    Пример возведения в степень десятичной дроби.

    4 21 · (−0,25) 20 = 4 · 4 20 · (−0,25) 20 = 4 · (4 · (−0,25)) 20 = 4 · (−1) 20 = 4 · 1 = 4

    Свойства 5 Степень частного (дроби)

    Чтобы возвести в степень частное, можно возвести в эту степень отдельно делимое и делитель, и первый результат разделить на второй.

    (a : b) n = a n : b n , где « a », « b » — любые рациональные числа, b ≠ 0, n — любое натуральное число.

  • Пример. Представить выражение в виде частного степеней. (5 : 3) 12 = 5 12 : 3 12
  • Напоминаем, что частное можно представить в виде дроби. Поэтому на теме возведение дроби в степень мы остановимся более подробно на следующей странице.

    math-prosto.ru

    Степени и корни

    Операции со степенями и корнями. Степень с отрицательным ,

    нулевым и дробным показателем. О выражениях, не имеющих смысла.

    Операции со степенями.

    1. При умножении степеней с одинаковым основанием их показатели складываются :

    a m · a n = a m + n .

    2. При делении степеней с одинаковым основанием их показатели вычитаются .

    3. Степень произведения двух или нескольких сомножителей равна произведению степеней этих сомножителей.

    4. Степень отношения (дроби) равна отношению степеней делимого (числителя) и делителя (знаменателя):

    ( a / b ) n = a n / b n .

    5. При возведении степени в степень их показатели перемножаются:

    Все вышеприведенные формулы читаются и выполняются в обоих направлениях слева направо и наоборот.

    П р и м е р . ( 2 · 3 · 5 / 15 ) ² = 2 ² · 3 ² · 5 ² / 15 ² = 900 / 225 = 4 .

    Операции с корнями. Во всех нижеприведенных формулах символ означает арифметический корень (подкоренное выражение положительно).

    1. Корень из произведения нескольких сомножителей равен произведению корней из этих сомножителей:

    2. Корень из отношения равен отношению корней делимого и делителя:

    3. При возведении корня в степень достаточно возвести в эту степень подкоренное число:

    4. Если увеличить степень корня в m раз и одновременно возвести в m -ую степень подкоренное число, то значение корня не изменится:

    5. Если уменьшить степень корня в m раз и одновременно извлечь корень m -ой степени из подкоренного числа, то значение корня не изменится:

    Расширение понятия степени. До сих пор мы рассматривали степени только с натуральным показателем; но действия со степенями и корнями могут приводить также к отрицательным, нулевым и дробным показателям. Все эти показатели степеней требуют дополнительного определения.

    Степень с отрицательным показателем. Степень некоторого числа с отрицательным (целым) показателем определяется как единица, делённая на степень того же числа с показателем, равным абсолютной велечине отрицательного показателя:

    Т еперь формула a m : a n = a m — n может быть использована не только при m , большем, чем n , но и при m , меньшем, чем n .

    П р и м е р . a 4 : a 7 = a 4 — 7 = a — 3 .

    Если мы хотим, чтобы формула a m : a n = a m — n была справедлива при m = n , нам необходимо определение нулевой степени.

    Степень с нулевым показателем. Степень любого ненулевого числа с нулевым показателем равна 1.

    П р и м е р ы . 2 0 = 1, ( – 5 ) 0 = 1, ( – 3 / 5 ) 0 = 1.

    Степень с дробным показателем. Для того, чтобы возвести действительное число а в степень m / n , нужно извлечь корень n –ой степени из m -ой степени этого числа а :

    О выражениях, не имеющих смысла. Есть несколько таких выражений.

    где a ≠ 0 , не существует .

    В самом деле, если предположить, что x – некоторое число, то в соответствии с определением операции деления имеем: a = 0· x, т.e. a = 0, что противоречит условию: a ≠ 0

    — любое число.

    В самом деле, если предположить, что это выражение равно некоторому числу x, то согласно определению операции деления имеем: 0 = 0 · x . Но это равенство имеет место при любом числе x, что и требовалось доказать.

    Если считать, что правила действий со степенями распространяются и на степени с нулевым основанием, то

    0 0 — любое число.

    Р е ш е н и е . Рассмотрим три основных случая:

    1) x = 0 – это значение не удовлетворяет данному уравнению

    2) при x > 0 получаем: x / x = 1, т.e. 1 = 1, откуда следует,

    что x – любое число; но принимая во внимание, что в

    нашем случае x > 0 , ответом является x > 0 ;

    www.bymath.net

    Правила умножения степеней с разным основанием

    СТЕПЕНЬ С РАЦИОНАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ,

    СТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ IV

    § 69. Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями

    Теорема 1. Чтобы перемножить степени с одинаковыми основаниями, достаточно показатели степеней сложить, а основание оставить прежним, то есть

    Доказательство. По определению степени

    2 2 • 2 3 = 2 5 = 32; (—3) • (—3) 3 = (—3 ) 4 = 81.

    Мы рассмотрели произведение двух степеней. На самом же деле доказанное свойство верно для любого числа степеней с одинаковыми основаниями.

    Теорема 2. Чтобы разделить степени с одинаковыми основаниями, когда показатель делимого больше показателя делителя, достаточно из показателя делимого вычесть показатель делителя, а основание оставить прежним, то есть при т > п

    (a =/= 0)

    Доказательство. Напомним, что частным от деления одного числа на другое называется число, которое при умножении на делитель дает делимое. Поэтому доказать формулу , где a =/= 0, это все равно, что доказать формулу

    Если т > п, то число т — п будет натуральным; следовательно, по теореме 1

    Теорема 2 доказана.

    Следует обратить внимание на то, что формула

    доказана нами лишь в предположении, что т > п. Поэтому из доказанного пока нельзя делать, например, таких выводов:

    К тому же степени с отрицательными показателями нами еще не рассматривались и мы пока что не знаем, какой смысл можно придать выражению 3 — 2 .

    Теорема 3. Чтобы возвести степень в степень, достаточно перемножить показатели, оставив основание степени прежним, то есть

    Доказательство. Используя определение степени и теорему 1 этого параграфа, получаем:

    что и требовалось доказать.

    Например, (2 3 ) 2 = 2 6 = 64;

    518 (Устно.) Определить х из уравнений:

    1) 2 • 2 2 • 2 3 • 2 4 • 2 5 • 2 6 = 2 x ; 3) 4 2 • 4 4 • 4 6 • 4 8 • 4 10 = 2 x ;

    2) 3 • 3 3 • 3 5 • 3 7 • 3 9 = 3 x ; 4) 1 /5 • 1 /25 • 1 /125 • 1 /625 = 1 / 5 x .

    519. (У с т н о.) Упростить:

    520. (У с т н о.) Упростить:

    521. Данные выражения представить в виде степеней с одинаковыми основаниями:

    1) 32 и 64; 3) 8 5 и 16 3 ; 5) 4 100 и 32 50 ;

    2) —1000 и 100; 4) —27 и —243; 6) 81 75 • 8 200 и 3 600 • 4 150 .

    oldskola1.narod.ru

    112ak.ru

    7 класс. Алгебра. Степень с натуральным показателем и ее свойства. - Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями.

    Комментарии преподавателя

    На этом уроке мы изучим умножение степеней с одинаковыми основаниями. Вначале вспомним определение степени и сформулируем теорему о справедливости равенства . Затем приведем примеры ее применения на конкретных числах и докажем ее. Также мы применим теорему для решения различных задач.

     

     

    Тема: Сте­пень с на­ту­раль­ным по­ка­за­те­лем и ее свой­ства

    Урок: Умно­же­ние сте­пе­ней с оди­на­ко­вы­ми ос­но­ва­ни­я­ми (фор­му­ла )

    Ос­нов­ные опре­де­ле­ния:

    Здесь a - ос­но­ва­ние сте­пе­ни,

     n - по­ка­за­тель сте­пе­ни,

    - n-ая сте­пень числа.

    Тео­ре­ма 1. Для лю­бо­го числа а и любых на­ту­раль­ных n и k спра­вед­ли­во ра­вен­ство:

    По-ино­му: если а – любое число; n и k на­ту­раль­ные числа, то:

    От­сю­да пра­ви­ло 1:

    При умно­же­нии сте­пе­ней с оди­на­ко­вы­ми ос­но­ва­ни­я­ми по­ка­за­те­ли скла­ды­ва­ют­ся, ос­но­ва­ние оста­ет­ся неиз­мен­ным.

    Разъ­яс­ня­ю­щие при­ме­ры:

    1) 

    2) 

    Вывод: част­ные слу­чаи под­твер­ди­ли пра­виль­ность тео­ре­мы №1. До­ка­жем ее в общем слу­чае, то есть для лю­бо­го а и любых на­ту­раль­ных n и k.

    Дано число а – любое; числа n и k – на­ту­раль­ные. До­ка­зать: 

    До­ка­за­тель­ство ос­но­ва­но на опре­де­ле­нии сте­пе­ни.

    То есть 

    При­мер 1: Пред­ставь­те в виде сте­пе­ни.

    Для ре­ше­ния сле­ду­ю­щих при­ме­ров вос­поль­зу­ем­ся тео­ре­мой 1.

    а)  

    б)  

    в)

    г) 

    д) 

    е) 

    ж)

    Здесь ис­поль­зо­ва­но обоб­ще­ние:

    з)

    и) 

    к) 

    л) 

    м) 

    При­мер 2: Вы­чис­ли­те (можно ис­поль­зо­вать таб­ли­цу ос­нов­ных сте­пе­ней).

    а)  (по таб­ли­це)

    б) 

    При­мер 3: За­пи­ши­те в виде сте­пе­ни с ос­но­ва­ни­ем 2.

    а)  

    б) 

    в)

    г)

    При­мер 4: Опре­де­ли­те знак числа:

    , а – от­ри­ца­тель­ное, так как по­ка­за­тель сте­пе­ни при -13 нечет­ный.

    По-ино­му:

    При­мер 5: За­ме­ни­те (·) сте­пе­нью числа с ос­но­ва­ни­ем r:

    Имеем  , то есть .

     

    На этом уроке мы изучим деление степеней с одинаковыми основаниями. Вначале вспомним определение степени и теорему об умножении степеней с одинаковыми основаниями. Далее мы сформулируем теорему о делении степеней с одинаковыми основаниями, решим разъясняющие задачи и докажем теорему в общем случае. Затем мы применим теорему для решения различных задач, а также решим типичные задачи с использованием обеих теорем.

     

     

    Тема: Сте­пень с на­ту­раль­ным по­ка­за­те­лем и ее свой­ства

    Урок: Де­ле­ние сте­пе­ней с оди­на­ко­вы­ми ос­но­ва­ни­я­ми (фор­му­ла )

    Ос­нов­ные опре­де­ле­ния:

    Здесь a - ос­но­ва­ние сте­пе­ни,

    n - по­ка­за­тель сте­пе­ни,

    - n-ая сте­пень числа.

    Тео­ре­ма 1. Для лю­бо­го числа а и любых на­ту­раль­ных n и k спра­вед­ли­во ра­вен­ство:

    При умно­же­нии сте­пе­ней с оди­на­ко­вы­ми ос­но­ва­ни­я­ми по­ка­за­те­ли скла­ды­ва­ют­ся, ос­но­ва­ние оста­ет­ся неиз­мен­ным.

    Тео­ре­ма 2. Для лю­бо­го числа а и любых на­ту­раль­ных n и k, таких, что  n > k спра­вед­ли­во ра­вен­ство:

    При де­ле­нии сте­пе­ней с оди­на­ко­вы­ми ос­но­ва­ни­я­ми по­ка­за­те­ли от­ни­ма­ют­ся, а ос­но­ва­ние оста­ет­ся неиз­мен­ным.

    Разъ­яс­ня­ю­щие за­да­чи

    1) 

    2) 

    Вывод: част­ные слу­чаи под­твер­ди­ли пра­виль­ность тео­ре­мы №2. До­ка­жем ее в общем слу­чае, то есть для лю­бо­го а и любых на­ту­раль­ных n и k таких, что  n > k.

    До­ка­за­тель­ство тео­ре­мы 2.

    Пер­вый спо­соб.

    Вос­поль­зу­ем­ся тео­ре­мой 1. При­ме­ним ее для сте­пе­ней  и .

     

      . Раз­де­лим обе части на .

    Вто­рой спо­соб.        

    До­ка­за­тель­ство ос­но­ва­но на опре­де­ле­нии сте­пе­ни

    Со­кра­тим k со­мно­жи­те­лей.

    То есть   для лю­бо­го а и любых на­ту­раль­ных n и k таких, что  n > k.

    При­мер 1: Вы­чис­лить.

    Для ре­ше­ния сле­ду­ю­щих при­ме­ров вос­поль­зу­ем­ся тео­ре­мой 2.

    а) 

    б)

    При­мер 2: Упро­стить.

    а)  

    б) 

    в) 

    При­мер 3: Ре­шить урав­не­ние.

    а)  

    б)  

    При­мер 4: Вы­чис­лить:

    Для ре­ше­ния сле­ду­ю­щих при­ме­ров будем поль­зо­вать­ся обе­и­ми тео­ре­ма­ми.

    а) =6 или быст­рее =6

    б) ==81 или быст­рее =81

    в) == или быст­рее 

    При­мер 5: Упро­стить:

    а) 

    www.kursoteka.ru

    Как умножать степени, умножение степеней с разными показателями

    #1

    Каждая арифметическая операция порою становится слишком громоздкой для записи и её стараются упростить. Когда-то так было и с операцией сложения. Людям было необходимо проводить многократное однотипное сложение, например, посчитать стоимость ста персидских ковров, стоимость которого составляет 3 золотые монеты за каждый. Приходилось записывать 3+3+3+…+3 = 300. Из-за громоздкости было придумано сократить запись до 3 * 100 = 300. Фактически, запись «три умножить на сто» означает, что нужно взять сто троек и сложить между собой. Умножение прижилось, обрело общую популярность. Но мир не стоит на месте, и в средних веках возникла необходимость проводить многократное однотипное умножение. Вспоминается старая индийская загадка о мудреце, попросившем в награду за выполненную работу пшеничные зёрна в следующем количестве: за первую клетку шахматной доски он просил одно зерно, за вторую – два, третью – четыре, пятую – восемь и так далее. Так появилось первое умножение степеней, ведь количество зёрен было равно двойке в степени номера клетки. К примеру, на последней клетке было бы 2*2*2*…*2 = 2^63 зёрен, что равно числу длиной в 18 знаков, в чём, собственно, и кроется смысл загадки.

    #2

    Операция возведения в степень прижилась довольно быстро, также быстро возникла необходимость проводить сложение, вычитание, деление и умножение степеней. Последнее и стоит рассмотреть более подробно. Формулы для сложения степеней просты и легко запоминаются. К тому же, очень легко понять, откуда они берутся, если операцию степени заменить умножением. Но сначала следует разобраться в элементарной терминологии. Выражение a^b (читается «а в степени b») означает, что число a следует умножить само на себя b раз, причём «a» называется основанием степени, а «b» - степенным показателем. Если основания степеней одинаковые, то формулы выводятся совсем просто. Конкретный пример: найти значение выражения 2^3 * 2^4. Чтобы знать, что должно получиться, следует перед началом решения узнать ответ на компьютере. Забив данное выражение в любой онлайн-калькулятор, поисковик, набрав "умножение степеней с разными основаниямии одинаковыми" или математический пакет, на выходе получится 128. Теперь распишем данное выражение: 2^3 = 2*2*2, а 2^4 = 2*2*2*2. Получается, что 2^3 * 2^4 = 2*2*2*2*2*2*2 = 2^7 = 2^(3+4) . Выходит, что произведение степеней с одинаковым основанием равно основанию, возведённому в степень, равную сумме двух предыдущих степеней.

    #3

    Можно подумать, что это случайность, но нет: любой другой пример сможет лишь подтвердить данное правило. Таким образом, в общем виде формула выглядит следующим образом: a^n * a^m = a^(n+m) . Также существует правило, что любое число в нулевой степени равно единице. Здесь следует вспомнить правило отрицательных степеней: a^(-n) = 1 / a^n. То есть, если 2^3 = 8, то 2^(-3) = 1/8. Используя это правило можно доказать справедливость равенства a^0 = 1: a^0 = a^(n-n) = a^n * a^(-n) = a^(n) * 1/a^(n) , a^(n) можно сократить и остаётся единица. Отсюда выводится и то правило, что частное степеней с одинаковыми основаниями равно этому основанию в степени, равной частному показателя делимого и делителя: a^n : a^m = a^(n-m) . Пример: упростить выражение 2^3 * 2^5 * 2^(-7) *2^0 : 2^(-2) . Умножение является коммутативной операцией, следовательно сначала следует произвести сложение показателей умножения: 2^3 * 2^5 * 2^(-7) *2^0 = 2^(3+5-7+0) = 2^1 =2. Далее следует разобраться с делением на отрицательную степень. Необходимо вычесть показатель делителя из показателя делимого: 2^1 : 2^(-2) = 2^(1-(-2) ) = 2^(1+2) = 2^3 = 8. Оказывается, операция деления на отрицательную степень тождественна операции умножения на аналогичный положительный показатель. Таким образом, окончательный ответ равен 8.

    #4

    Существуют примеры, где имеет место не каноническое умножение степеней. Перемножить степени с разными основаниями очень часто бывает гораздо сложнее, а порой и вообще невозможно. Следует привести несколько примеров различных возможных приёмов. Пример: упростить выражение 3^7 * 9^(-2) * 81^3 * 243^(-2) * 729. Очевидно, имеет место умножение степеней с разными основаниями. Но, следует отметить, что все основания являются различными степенями тройки. 9 = 3^2,1 = 3^4,3 = 3^5,9 = 3^6. Используя правило (a^n) ^m = a^(n*m) , следует переписать выражение в более удобном виде: 3^7 * (3^2) ^(-2) * (3^4) ^3 * (3^5) ^(-2) * 3^6 = 3^7 * 3^(-4) * 3^(12) * 3^(-10) * 3^6 = 3^(7-4+12-10+6) = 3^(11) . Ответ: 3^11. В случаях, когда различные основания, на равные показатели работает правило a^n * b^n = (a*b) ^n. Например, 3^3 * 7^3 = 21^3. В остальном, когда различные основания и показатели, произвести полное умножение нельзя. Иногда можно частично упростить или прибегнуть к помощи вычислительной техники.

    uznay-kak.ru

    Умножение чисел со степенями с разными основаниями

    Действия со степенями и корнями

    Свойства степени с натуральным показателем

    1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются, а основание остаётся прежним:

    .

    Например, .

    2. При делении степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней вычитаются, а основание остаётся прежним:

    .

    Например, .

    3. При возведении степени в степень показатели степеней перемножаются, а основание остаётся прежним:

    .

    Например, .

    4. Степень произведения равна произведению степеней множителей:

    .

    Например, .

    5. Степень частного равна частному степеней делимого и делителя:

    .

    Например, .

    Пример 1. Найти значение выражения

    .

    Решение. В данном случае в явной форме ни одно из свойств степени с натуральным показателем применить нельзя, так как все степени имеют разные основания. Запишем некоторые степени в другом виде:

    (степень произведения равна произведению степеней множителей),

    (при умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются, а основание остаётся прежним, при возведении степени в степень показатели степеней перемножаются, а основание остаётся прежним).

    Теперь получим:

    В данном примере были использованы первые четыре свойства степени с натуральным показателем.

    Свойства степеней и корней интенсивно используются при упрощении выражений в задачах математического анализа, например, для нахождения производной параметрически заданной функции и производной функции, заданной неявно.

    Нет времени вникать в решение? Можно заказать работу!

    Степень с целым и дробным показателем

    Имеют место следующие тождества:

    1) ;

    2) ;

    3) .

    Выполнить действия со степенями самостоятельно, а затем посмотреть решения

    Пример 2. Найти значение выражения

    .

    Пример 3. Найти значение выражения

    .

    Преобразования арифметических корней

    1. Корень k-й степени из произведения неотрицательных чисел равен произведению корней той же степени из сомножителей: , где (правило извлечения корня из произведения).

    2. Если , то (правило извлечения корня из дроби).

    3. Если , то (правило извлечения корня из корня).

    4. Если , то (правило возведения корня в степень).

    5. Если , то , где , т. е. показатель корня и показатель подкоренного выражения можно умножить на одно и то же число.

    6. Если , то , т. е. большему положительному подкоренному выражению соответствует и большее значение корня.

    7. Все указанные выше формулы часто применяются в обратном порядке (т. е. справа налево). Например:

    (правило умножения корней),

    (правило деления корней),

    .

    8. Правило вынесения множителя из-под знака корня. При .

    9. Обратная задача — внесение множителя под знак корня.

    Правило умножение степеней с разными основаниями

    Например,

    10. Уничтожение иррациональности в знаменателе дроби. Рассмотрим некоторые типичные случаи.

    а) , так как .

    Например, .

    б)

    Например,

    в)

    и т. д.

    11. Применение тождеств сокращённого умножения к действиям с арифметическими корнями:

    1) ;

    2) ;

    3)

    К началу страницы

    Другие темы в блоке "Школьная математика"

    Действия с дробями

    Решение квадратных уравнений

    Решение дробных уравнений с преобразованием в квадратное уравнение

    Действия со степенями и корнями

    Свойства степени с натуральным показателем

    1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются, а основание остаётся прежним:

    .

    Например, .

    2. При делении степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней вычитаются, а основание остаётся прежним:

    .

    Например, .

    3. При возведении степени в степень показатели степеней перемножаются, а основание остаётся прежним:

    .

    Например, .

    4. Степень произведения равна произведению степеней множителей:

    .

    Например, .

    5. Степень частного равна частному степеней делимого и делителя:

    .

    Например, .

    Пример 1. Найти значение выражения

    .

    Решение. В данном случае в явной форме ни одно из свойств степени с натуральным показателем применить нельзя, так как все степени имеют разные основания. Запишем некоторые степени в другом виде:

    (степень произведения равна произведению степеней множителей),

    (при умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются, а основание остаётся прежним, при возведении степени в степень показатели степеней перемножаются, а основание остаётся прежним).

    Теперь получим:

    В данном примере были использованы первые четыре свойства степени с натуральным показателем.

    Свойства степеней и корней интенсивно используются при упрощении выражений в задачах математического анализа, например, для нахождения производной параметрически заданной функции и производной функции, заданной неявно.

    Нет времени вникать в решение? Можно заказать работу!

    Степень с целым и дробным показателем

    Имеют место следующие тождества:

    1) ;

    2) ;

    3) .

    Выполнить действия со степенями самостоятельно, а затем посмотреть решения

    Пример 2. Найти значение выражения

    .

    Пример 3. Найти значение выражения

    .

    Преобразования арифметических корней

    1. Корень k-й степени из произведения неотрицательных чисел равен произведению корней той же степени из сомножителей: , где (правило извлечения корня из произведения).

    Что делать со степенями при сложении и вычитании числа?

    Если , то (правило извлечения корня из дроби).

    3. Если , то (правило извлечения корня из корня).

    4. Если , то (правило возведения корня в степень).

    5. Если , то , где , т. е. показатель корня и показатель подкоренного выражения можно умножить на одно и то же число.

    6. Если , то , т. е. большему положительному подкоренному выражению соответствует и большее значение корня.

    7. Все указанные выше формулы часто применяются в обратном порядке (т. е. справа налево). Например:

    (правило умножения корней),

    (правило деления корней),

    .

    8. Правило вынесения множителя из-под знака корня. При .

    9. Обратная задача — внесение множителя под знак корня. Например,

    10. Уничтожение иррациональности в знаменателе дроби. Рассмотрим некоторые типичные случаи.

    а) , так как .

    Например, .

    б)

    Например,

    в)

    и т. д.

    11. Применение тождеств сокращённого умножения к действиям с арифметическими корнями:

    1) ;

    2) ;

    3)

    К началу страницы

    Другие темы в блоке "Школьная математика"

    Действия с дробями

    Решение квадратных уравнений

    Решение дробных уравнений с преобразованием в квадратное уравнение

    Действия со степенями и корнями

    Свойства степени с натуральным показателем

    1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются, а основание остаётся прежним:

    .

    Например, .

    2. При делении степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней вычитаются, а основание остаётся прежним:

    .

    Например, .

    3. При возведении степени в степень показатели степеней перемножаются, а основание остаётся прежним:

    .

    Например, .

    4. Степень произведения равна произведению степеней множителей:

    .

    Например, .

    5. Степень частного равна частному степеней делимого и делителя:

    .

    Например, .

    Пример 1. Найти значение выражения

    .

    Решение. В данном случае в явной форме ни одно из свойств степени с натуральным показателем применить нельзя, так как все степени имеют разные основания. Запишем некоторые степени в другом виде:

    (степень произведения равна произведению степеней множителей),

    (при умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются, а основание остаётся прежним, при возведении степени в степень показатели степеней перемножаются, а основание остаётся прежним).

    Теперь получим:

    В данном примере были использованы первые четыре свойства степени с натуральным показателем.

    Свойства степеней и корней интенсивно используются при упрощении выражений в задачах математического анализа, например, для нахождения производной параметрически заданной функции и производной функции, заданной неявно.

    Нет времени вникать в решение? Можно заказать работу!

    Степень с целым и дробным показателем

    Имеют место следующие тождества:

    1) ;

    2) ;

    3) .

    Выполнить действия со степенями самостоятельно, а затем посмотреть решения

    Пример 2. Найти значение выражения

    .

    Пример 3. Найти значение выражения

    .

    Преобразования арифметических корней

    1. Корень k-й степени из произведения неотрицательных чисел равен произведению корней той же степени из сомножителей: , где (правило извлечения корня из произведения).

    2. Если , то (правило извлечения корня из дроби).

    3. Если , то (правило извлечения корня из корня).

    Алгебра – 7 класс. Умножение и деление степеней

    Если , то (правило возведения корня в степень).

    5. Если , то , где , т. е. показатель корня и показатель подкоренного выражения можно умножить на одно и то же число.

    6. Если , то , т. е. большему положительному подкоренному выражению соответствует и большее значение корня.

    7. Все указанные выше формулы часто применяются в обратном порядке (т. е. справа налево). Например:

    (правило умножения корней),

    (правило деления корней),

    .

    8. Правило вынесения множителя из-под знака корня. При .

    9. Обратная задача — внесение множителя под знак корня. Например,

    10. Уничтожение иррациональности в знаменателе дроби. Рассмотрим некоторые типичные случаи.

    а) , так как .

    Например, .

    б)

    Например,

    в)

    и т. д.

    11. Применение тождеств сокращённого умножения к действиям с арифметическими корнями:

    1) ;

    2) ;

    3)

    К началу страницы

    Другие темы в блоке "Школьная математика"

    Действия с дробями

    Решение квадратных уравнений

    Решение дробных уравнений с преобразованием в квадратное уравнение

    Действия со степенями и корнями

    Свойства степени с натуральным показателем

    1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются, а основание остаётся прежним:

    .

    Например, .

    2. При делении степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней вычитаются, а основание остаётся прежним:

    .

    Например, .

    3. При возведении степени в степень показатели степеней перемножаются, а основание остаётся прежним:

    .

    Например, .

    4. Степень произведения равна произведению степеней множителей:

    .

    Например, .

    5. Степень частного равна частному степеней делимого и делителя:

    .

    Например, .

    Пример 1. Найти значение выражения

    .

    Решение. В данном случае в явной форме ни одно из свойств степени с натуральным показателем применить нельзя, так как все степени имеют разные основания. Запишем некоторые степени в другом виде:

    (степень произведения равна произведению степеней множителей),

    (при умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются, а основание остаётся прежним, при возведении степени в степень показатели степеней перемножаются, а основание остаётся прежним).

    Теперь получим:

    В данном примере были использованы первые четыре свойства степени с натуральным показателем.

    Свойства степеней и корней интенсивно используются при упрощении выражений в задачах математического анализа, например, для нахождения производной параметрически заданной функции и производной функции, заданной неявно.

    Нет времени вникать в решение? Можно заказать работу!

    Степень с целым и дробным показателем

    Имеют место следующие тождества:

    1) ;

    2) ;

    3) .

    Выполнить действия со степенями самостоятельно, а затем посмотреть решения

    Пример 2. Найти значение выражения

    .

    Пример 3. Найти значение выражения

    .

    Преобразования арифметических корней

    1. Корень k-й степени из произведения неотрицательных чисел равен произведению корней той же степени из сомножителей: , где (правило извлечения корня из произведения).

    2. Если , то (правило извлечения корня из дроби).

    3. Если , то (правило извлечения корня из корня).

    Как умножить степени с разными основаниями и показателями?

    Если , то (правило возведения корня в степень).

    5. Если , то , где , т. е. показатель корня и показатель подкоренного выражения можно умножить на одно и то же число.

    6. Если , то , т. е. большему положительному подкоренному выражению соответствует и большее значение корня.

    7. Все указанные выше формулы часто применяются в обратном порядке (т. е. справа налево). Например:

    (правило умножения корней),

    (правило деления корней),

    .

    8. Правило вынесения множителя из-под знака корня. При .

    9. Обратная задача — внесение множителя под знак корня. Например,

    10. Уничтожение иррациональности в знаменателе дроби. Рассмотрим некоторые типичные случаи.

    а) , так как .

    Например, .

    б)

    Например,

    в)

    и т. д.

    11. Применение тождеств сокращённого умножения к действиям с арифметическими корнями:

    1) ;

    2) ;

    3)

    К началу страницы

    Другие темы в блоке "Школьная математика"

    Действия с дробями

    Решение квадратных уравнений

    Решение дробных уравнений с преобразованием в квадратное уравнение

    Действия со степенями и корнями

    Свойства степени с натуральным показателем

    1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются, а основание остаётся прежним:

    .

    Например, .

    2. При делении степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней вычитаются, а основание остаётся прежним:

    .

    Например, .

    3. При возведении степени в степень показатели степеней перемножаются, а основание остаётся прежним:

    .

    Например, .

    4. Степень произведения равна произведению степеней множителей:

    .

    Например, .

    5. Степень частного равна частному степеней делимого и делителя:

    .

    Например, .

    Пример 1. Найти значение выражения

    .

    Решение. В данном случае в явной форме ни одно из свойств степени с натуральным показателем применить нельзя, так как все степени имеют разные основания. Запишем некоторые степени в другом виде:

    (степень произведения равна произведению степеней множителей),

    (при умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются, а основание остаётся прежним, при возведении степени в степень показатели степеней перемножаются, а основание остаётся прежним).

    Теперь получим:

    В данном примере были использованы первые четыре свойства степени с натуральным показателем.

    Свойства степеней и корней интенсивно используются при упрощении выражений в задачах математического анализа, например, для нахождения производной параметрически заданной функции и производной функции, заданной неявно.

    Нет времени вникать в решение? Можно заказать работу!

    Степень с целым и дробным показателем

    Имеют место следующие тождества:

    1) ;

    2) ;

    3) .

    Выполнить действия со степенями самостоятельно, а затем посмотреть решения

    Пример 2. Найти значение выражения

    .

    Пример 3. Найти значение выражения

    .

    Преобразования арифметических корней

    1. Корень k-й степени из произведения неотрицательных чисел равен произведению корней той же степени из сомножителей: , где (правило извлечения корня из произведения).

    2. Если , то (правило извлечения корня из дроби).

    3. Если , то (правило извлечения корня из корня).

    4. Если , то (правило возведения корня в степень).

    5. Если , то , где , т. е. показатель корня и показатель подкоренного выражения можно умножить на одно и то же число.

    6. Если , то , т. е. большему положительному подкоренному выражению соответствует и большее значение корня.

    7. Все указанные выше формулы часто применяются в обратном порядке (т. е. справа налево). Например:

    (правило умножения корней),

    (правило деления корней),

    .

    8. Правило вынесения множителя из-под знака корня. При .

    Свойства степени

    Обратная задача — внесение множителя под знак корня. Например,

    10. Уничтожение иррациональности в знаменателе дроби. Рассмотрим некоторые типичные случаи.

    а) , так как .

    Например, .

    б)

    Например,

    в)

    и т. д.

    11. Применение тождеств сокращённого умножения к действиям с арифметическими корнями:

    1) ;

    2) ;

    3)

    К началу страницы

    Другие темы в блоке "Школьная математика"

    Действия с дробями

    Решение квадратных уравнений

    Решение дробных уравнений с преобразованием в квадратное уравнение

    Степень с натуральным показателем и её свойства

    Степень с натуральным показателем и ее свойства.

    Степенью числа a с натуральным показателем n, большим 1, называется произведение n множителей, каждый из которых равен a:

    an = 

    В выражении an :

    —  число а (повторяющийся множитель) называют основанием степени

    —  число n (показывающее сколько раз повторяется множитель) – показателем степени

    Например:25 = 2·2·2·2·2 = 32,здесь:2   – основание степени,5   – показатель степени,32 – значение степени

    Отметим, что основание степени может быть любым числом.

    Вычисление значения степени называют действием возведения в степень. Это действие третьей ступени. То есть при вычислении значения выражения, не содержащего скобки, сначала выполняют действие третьей ступени, затем второй (умножение и деление) и, наконец, первой (сложение и вычитание).

    Для записи больших чисел часто применяются степени числа 10. Так, расстояние от земли до солнца примерно равное 150 млн. км, записывают в виде 1,5 · 108

    Каждое число большее 10 можно записать в виде: а · 10n , где 1 < a < 10 и n – натуральное число. Такая запись называется стандартным видом числа.

    Например:  4578 = 4,578 · 103 ;

    103000 = 1,03 · 105.

    Свойства степени с натуральным показателем:

    1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели степеней складываются

    am · an = am + n

    например:  71.7 · 7 — 0.9 = 71.7+( — 0.9) = 71.7 — 0.9 =  70.8

    Как умножать и делить степени? Что делают при умножении и делении степеней?

    При делении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели степеней вычитаются

    am / an = am — n ,

    где,  m > n,

    a ? 0

    например: 133.8 / 13 -0.2 = 13(3.8 -0.2) = 133.6

    3. При возведении степени в степень основание остается прежним, а показатели степеней перемножаются.

    (am )n = a m ·  n

    например: (23)2 = 2 3·2 = 26

    4. При возведении в степень произведения в эту степень возводится каждый множитель

    (a · b)n = an · b m ,

    например:(2·3)3 = 2n · 3 m ,

    5. При возведении в степень дроби в эту степень возводятся числитель и знаменатель

    (a / b)n = an / bn

    например: (2 / 5)3 = (2 / 5) · (2 / 5) · (2 / 5) = 23 / 53

    pasmr21.ru