ЗАУТРЕНЯ. Заутренняя служба


"Слово о словах": заутреня и обедня

Что такое церковная заутреня? Кажется, что ответ прост: служба, которую, наверное, служат утром. Но не так все просто! Заутреня – это простонародное название утрени, ежедневного богослужения, которое по уставу и по смыслу действительно является утренним. В греческих храмах его так и служат – с утра, перед Литургией.

Но в практике Русской Православной Церкви утреня достаточно давно и прочно присоединилась к вечерне, так что теперь заутреня служится по вечерам (а на Рождество и Пасху – ночью). Таким образом, вечером во время утрени в церквях поют и читают молитвы и песнопения, которые по смыслу относятся уже к празднику следующего дня. Именно на утрене накануне воскресных дней и церковных праздников служится полиелей, в конце которого лбы молящихся помазывают освященным елеем – маслом. Накануне больших праздников утреня в сочетании с вечерней служится особенно долго и торжественно, и называется такая служба всенощным бдением.

В русской литературе можно также встретить слово «заутреня», которым обозначается не любая утреня, а только пасхальная.

Раз уж заутреня служится не утром, то читателя не удивишь тем, что и обедню служат совсем не в обед, а до него – с утра. Обедня – это народное название Божественной литургии, главной церковной службы, в конце которой христиане причащаются Святых Тела и Крови Христовых. В разных храмах Литургия может начинаться в разное время, а примерный временной ориентир – 8 часов утра. По воскресеньям и праздникам в рязанских храмах обычно служат две Литургии (обедни): раннюю начинают примерно в 6-7 часов утра, а позднюю – около 8-9 часов утра.

На Пасху и Рождество совершается ночная Литургия – она присоединяется к праздничной заутрене.

А еще словом «обедня» принято называть поминовение живых и усопших, которое за каждой обедней, то есть Литургией, всегда совершается. Поэтому в церковных лавках часто можно услышать устойчивое словосочетание «заказать обедню» – то есть подать для поминания за Литургией список имен.

Елена Фетисова, газета "Логосъ"

portal-logos.ru

ЗАУТРЕНЯ - это... Что такое ЗАУТРЕНЯ?

  • ЗАУТРЕНЯ — последняя ночная (на рассвете) христианская церковная служба в дни церковных праздников …   Большой Энциклопедический словарь

  • Заутреня — Заутреня, или утреня (первое название общенародное, второе употребительное в церковно богослужебных книгах) одно из богослужений суточного круга в православной церкви, совершаемое утром. Она бывает вседневная и праздничная. Последняя отличается… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЗАУТРЕНЯ — ЗАУТРЕНЯ, заутрени, жен. (церк.). Одна из церковных служб у православных христиан. «Звонят к заутрене.» Пушкин. Пойти к заутрене. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • заутреня — сущ., кол во синонимов: 2 • служба (54) • утреня (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • заутреня — заутреня, род. мн. заутрень …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • заутреня — и; ж. Церковная служба христиан, совершаемая рано утром, до обедни. Пасхальная з. Встать, пойти к заутрене. После заутрени отошла обедня. * * * заутреня последняя ночная (на рассвете) христианская церковная служба в дни церковных праздников. * *… …   Энциклопедический словарь

  • Заутреня — Утреня (греч. ὄρθρος; также устар. разг. и применительно к утрени первого дня Пасхи заутреня) в православии  одно из богослужений суточного круга в православной Церкви, имеющее совершаться, согласно Уставу, утром. Виды Утреня бывает вседневная и… …   Википедия

  • заутреня — і, ж. Церковна відправа, що провадиться рано вранці; утреня. Великодня заутреня …   Український тлумачний словник

  • Заутреня — ж. Церковная служба, совершаемая обычно рано утром. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • заутреня — заутреня, заутрени, заутрени, заутрень, заутрене, заутреням, заутреню, заутрени, заутреней, заутренею, заутренями, заутрене, заутренях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • dic.academic.ru

    ЗАУТРЕНЯ - это... Что такое ЗАУТРЕНЯ?

  • ЗАУТРЕНЯ — последняя ночная (на рассвете) христианская церковная служба в дни церковных праздников …   Большой Энциклопедический словарь

  • Заутреня — Заутреня, или утреня (первое название общенародное, второе употребительное в церковно богослужебных книгах) одно из богослужений суточного круга в православной церкви, совершаемое утром. Она бывает вседневная и праздничная. Последняя отличается… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЗАУТРЕНЯ — ЗАУТРЕНЯ, и, жен. Ранняя (на рассвете, до обедни) церковная служба у православных. Пойти к заутрене. Прийти с заутрени. Пасхальная з. (до рассвета). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • заутреня — сущ., кол во синонимов: 2 • служба (54) • утреня (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • заутреня — заутреня, род. мн. заутрень …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • заутреня — и; ж. Церковная служба христиан, совершаемая рано утром, до обедни. Пасхальная з. Встать, пойти к заутрене. После заутрени отошла обедня. * * * заутреня последняя ночная (на рассвете) христианская церковная служба в дни церковных праздников. * *… …   Энциклопедический словарь

  • Заутреня — Утреня (греч. ὄρθρος; также устар. разг. и применительно к утрени первого дня Пасхи заутреня) в православии  одно из богослужений суточного круга в православной Церкви, имеющее совершаться, согласно Уставу, утром. Виды Утреня бывает вседневная и… …   Википедия

  • заутреня — і, ж. Церковна відправа, що провадиться рано вранці; утреня. Великодня заутреня …   Український тлумачний словник

  • Заутреня — ж. Церковная служба, совершаемая обычно рано утром. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • заутреня — заутреня, заутрени, заутрени, заутрень, заутрене, заутреням, заутреню, заутрени, заутреней, заутренею, заутренями, заутрене, заутренях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • dic.academic.ru

    Заутреня - это... Что такое Заутреня?

    У́треня (греч. ὄρθρος; также устар. разг. и применительно к утрени первого дня Пасхи — зау́треня) в православии — одно из богослужений суточного круга в православной Церкви, имеющее совершаться, согласно Уставу, утром.

    Виды

    Утреня бывает вседневная и праздничная. Последняя отличается от первой присоединением полиелея и пением (а не чтением) великого славословия. Состав её молитв и песнопений излагается в главах 2-й, 3-й, 4-й и 5-й Типикона, а иногда и в Служебнике, Октоихе, Псалтыри Следованной и Часослове.

    Особый вид утрени — пасхальная утреня (или заутреня), совершаемая во все дни Светлой седмицы.

    Подробнее о Пасхальной утрени см. статью Пасхальное богослужение

    Состав

    Последование вседневной утрени излажено в Служебнике, в 9-й главе Типикона и в Часослове.

    Главные составные части утрени: чтение псалмов 19-го и 20-го и шестопсалмия, великая ектения, пение тропарей, чтение кафизм, пение «седальных» и антифонов, чтение Евангелия (по воскресеньям и праздникам), чтение и пение канона, пение псалмов хвалитиых, ектении сугубая и просительная.

    По современной практике Русской Церкви утреня почти всегда совершается сразу по совершении вечерни, то есть вечером; в канун праздничных дней входит в состав всенощного бдения. В будние дни Великого поста утреня служится вечером, но отдельно от вечерни, так как вечерня была отслужена между Часами и литургией преждеосвященных Даров (или просто после Часов).

    В греческих Церквах она всегда непосредственно предваряет литургию и обычно совершается раздельно от вечерни. Общий символизм утрени, в противоположность вечерни, — изображение событий новозаветных.

    Полиелей — самая торжественная часть праздничной утрени.

    На воскресной утрене по пении «Хвали́те имя Господне» (стихов из 134-го и 135-го псалмов) поются тропари «Ангельский собор»; предстоятель тем временем совершает каждение всего храма. Одиннадцать воскресных утренних евангельских чтений повествуют о явлениях Господа Иисуса Христа Своим ученикам по воскресении. По Евангелии — песнь «Воскресение Христово видевше, поклони́мся святому Господу Иисусу…»; посем 50-й псалом, обычно опускаемый в приходской практике. На осьмой песни канона вместо «Слава» чтется «Благослови́м Отца и Сына и Святаго Духа Господа:»; поётся «Хва́лим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки», после чего — катавасия. Пред 9-й песнью канона диакон с кадилом возглащает пред иконою Богородицы: «Богородицу и Матерь Света песньми (или в песнех) возвеличим», после чего поётся «песнь Богородицы» («Честнейшую»), написанная святителем Космой Маиумским (VIII). Воскресный светилен (ексапостиларий) предваряется троекратным возглашением диакона «Свят Господь Бого наш» — в подражание хвале Серафимов (Ис 6.2,3).

    Литература

    1. Шведов О. В. Чинопоследование утрени — структура и симметрия. // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 12, стр. 84-96.

    Wikimedia Foundation. 2010.

    veter.academic.ru

    Заутреня - это... Что такое Заутреня?

  • ЗАУТРЕНЯ — последняя ночная (на рассвете) христианская церковная служба в дни церковных праздников …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЗАУТРЕНЯ — ЗАУТРЕНЯ, заутрени, жен. (церк.). Одна из церковных служб у православных христиан. «Звонят к заутрене.» Пушкин. Пойти к заутрене. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЗАУТРЕНЯ — ЗАУТРЕНЯ, и, жен. Ранняя (на рассвете, до обедни) церковная служба у православных. Пойти к заутрене. Прийти с заутрени. Пасхальная з. (до рассвета). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • заутреня — сущ., кол во синонимов: 2 • служба (54) • утреня (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • заутреня — заутреня, род. мн. заутрень …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • заутреня — и; ж. Церковная служба христиан, совершаемая рано утром, до обедни. Пасхальная з. Встать, пойти к заутрене. После заутрени отошла обедня. * * * заутреня последняя ночная (на рассвете) христианская церковная служба в дни церковных праздников. * *… …   Энциклопедический словарь

  • Заутреня — Утреня (греч. ὄρθρος; также устар. разг. и применительно к утрени первого дня Пасхи заутреня) в православии  одно из богослужений суточного круга в православной Церкви, имеющее совершаться, согласно Уставу, утром. Виды Утреня бывает вседневная и… …   Википедия

  • заутреня — і, ж. Церковна відправа, що провадиться рано вранці; утреня. Великодня заутреня …   Український тлумачний словник

  • Заутреня — ж. Церковная служба, совершаемая обычно рано утром. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • заутреня — заутреня, заутрени, заутрени, заутрень, заутрене, заутреням, заутреню, заутрени, заутреней, заутренею, заутренями, заутрене, заутренях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • dic.academic.ru

    ЗАУТРЕНЯ - это... Что такое ЗАУТРЕНЯ?

  • Заутреня — Заутреня, или утреня (первое название общенародное, второе употребительное в церковно богослужебных книгах) одно из богослужений суточного круга в православной церкви, совершаемое утром. Она бывает вседневная и праздничная. Последняя отличается… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЗАУТРЕНЯ — ЗАУТРЕНЯ, заутрени, жен. (церк.). Одна из церковных служб у православных христиан. «Звонят к заутрене.» Пушкин. Пойти к заутрене. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЗАУТРЕНЯ — ЗАУТРЕНЯ, и, жен. Ранняя (на рассвете, до обедни) церковная служба у православных. Пойти к заутрене. Прийти с заутрени. Пасхальная з. (до рассвета). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • заутреня — сущ., кол во синонимов: 2 • служба (54) • утреня (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • заутреня — заутреня, род. мн. заутрень …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • заутреня — и; ж. Церковная служба христиан, совершаемая рано утром, до обедни. Пасхальная з. Встать, пойти к заутрене. После заутрени отошла обедня. * * * заутреня последняя ночная (на рассвете) христианская церковная служба в дни церковных праздников. * *… …   Энциклопедический словарь

  • Заутреня — Утреня (греч. ὄρθρος; также устар. разг. и применительно к утрени первого дня Пасхи заутреня) в православии  одно из богослужений суточного круга в православной Церкви, имеющее совершаться, согласно Уставу, утром. Виды Утреня бывает вседневная и… …   Википедия

  • заутреня — і, ж. Церковна відправа, що провадиться рано вранці; утреня. Великодня заутреня …   Український тлумачний словник

  • Заутреня — ж. Церковная служба, совершаемая обычно рано утром. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • заутреня — заутреня, заутрени, заутрени, заутрень, заутрене, заутреням, заутреню, заутрени, заутреней, заутренею, заутренями, заутрене, заутренях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • dic.academic.ru

    Утреня вечером, или кое-что об особенностях церковного устава

    Знакомясь с чинопоследованием церковной службы, можно столкнуться с рядом непонятных, а иногда противоречивых моментов. Один из таких моментов – то, что служба, совершаемая вечером, состоит из двух частей: вечерни и утрени.

    В первой части логика понятна – раз вечерня, значит, и совершается вечером, но как быть с утреней? Разве не очевидно, что она должна совершаться утром? Для того, чтобы в этом разобраться, нужно обратиться к богослужебному уставу Русской Православной Церкви – Типикону (от греческого «типос» - «образец»). Что он из себя представляет, и как к нему относиться? Может ли он быть изменён или в каких-либо своих моментах отменён? Связано ли это с нарушением самого устава, и что из этого следует?

    Сам Типикон на первых же страницах даёт себе такое определение: «изображение церковного последования святой лавры в честь преподобного и богоносного отца нашего Саввы, находящейся в Иерусалиме». То есть по своей сути – это устав древнего монастыря, находящегося в Иудейской пустыне.

    Помимо самого преподобного Саввы Освященного, святого VI века, в этом монастыре просияли подвигами такие подвижники благочестия, как преподобные Иоанн Дамаскин, Иоанн Молчальник, преподобный Ксенофонт и другие. Из-за места своего формирования этот устав называют ещё Иерусалимским. На Руси он утвердился уже в XV веке, вытеснив предыдущий, менее торжественный Студийский устав.

    Согласно Иерусалимскому уставу, существует суточный круг богослужений, состоящий из: 1) вечерни, 2) повечерия, 3) полунощницы, 4) утрени вместе с первым часом, 5) третьего часа, 6) шестого часа, 7) девятого часа. Мы видим, что в названии каждой службы содержится указание на время, когда она должна совершаться: вечером, поздним вечером, в полночь, утром и так далее.

    Примечательно, что Божественная литургия находится как бы вне этого круга, выводя нас из временного порядка земной жизни в вечность, на встречу с Самим Богом в Таинстве Причащения.

    Все вышеописанные богослужения призваны подготовить человека к Службе Служб, Литургии, на которой совершается главное Таинство человеческого спасения – соединение со Христом через Его Тело и Кровь.

    Но в каждом ли храме мы наблюдаем совершение всех вышеперечисленных служб? Нет, далеко не в каждом (если речь будет идти не о монастырях, а об обычных приходах). Значит ли это, что устав православного богослужения практически повсеместно нарушается?

    Нет, и вот почему. По словам одного авторитетного дореволюционного исследователя богослужебного устава Православной Церкви, Михаила Скабаллановича, Типикон представляет собой начертание высокого идеала богослужения, который призван своей возвышенностью вызвать стремление к этому идеалу. Он проводит параллель с заповедями Нового Завета, которые по своей нравственной чистоте не могут быть все исполнены в совершенстве, но самим своим существованием вызывают в христианах стремление к святости.

    Церковь видит в уставе великолепный инструмент для воспитания христиан «в духе и истине» (Ин. 4:23-24), а поэтому, не человек для устава, но устав для человека.

    В монастырях есть возможность жить полным кругом церковной жизни, выполнять более строгие молитвенные правила, соблюдать пост по всей его строгости. Однако для людей, живущих в миру, такие требования стали бы бременем неудобоносимым, могущим не только не принести духовной пользы верующим, но даже и навредить своей непосильной для выполнения строгостью.

    Поэтому Церковь всегда приспосабливалась к реалиям жизни: некоторые из богослужений (например, полунощница, повечерие) на сегодняшний день не совершаются как обязательные в приходских храмах, а некоторые, ввиду их особой насыщенности и содержания (вечерня и утреня, а также часы, призванные освящать те или иные времена суток, в которые совершались особенные события из жизни Господа нашего Иисуса Христа), продолжают совершаться.

    И именно поэтому богослужение вечерни, как правило, плавно переходит в утреню, поскольку совершение утрени на следующий день с утра вместе с Божественной литургией потребовало бы от прихожан очень много сил, которые помимо церковной жизни понадобятся им ещё и в мирских делах на предстоящий день.

    Таким образом, богослужебный устав представляет собой не саму цель церковной жизни, а лишь её инструмент, призванный помочь людям в деле спасения.

    Даниил Маслов, студент Рязанской православной духовной семинарии,

    газета "Логосъ"

    portal-logos.ru