Сообщение на тему буддизм как религия кратко. Буддизм кратко о религии Востока. 3 правила

Возникновение буддизма. Сообщение на тему буддизм как религия кратко


Сообщение о буддизме | Kratkoe.com

Сообщение о буддизме кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам много полезной информации об одной из самых влиятельных религий мира.

Доклад о буддизме

Главный объект поклонения и основатель буддизма — принц Гаутама Сиддхартха. Он жил в 563 — 483 годах до н. э. Поэтому данная религия одна из самых древних в мире.

Согласно легенде, когда Гаутаме исполнилось 35 лет, он достиг просветления и изменил свою жизнь, а также жизнь тех людей, которые за ним последовали. Они называли его Буддой, что от санскритского обозначает пробужденный, просветленный. Свои проповеди он распространял 40 лет и умер Сиддхартха в 80-летнем возрасте. Примечательно, что после себя Сиддхартха не оставил никакого письменного сочинения.

Как трактуется Бог в буддизме?

Секты, которые отделились от буддизма, чтят Будду как Бога. А вот основная часть последователей видят в Сиддхартхе наставника, основателя и просветителя. Они уверены, что просветления можно достичь только при помощи бесконечной Вселенской энергии. Поэтому можно сделать следующий вывод:  мир буддизма не признает существование бога-творца, всемогущего и всезнающего. Согласно их верованиям каждый человек является частью божества. У буддистов постоянного Бога нет, ведь каждый просветленный способный достигнуть великого звания «Будда». Это понимание Бога и отличает Буддизм от других западных религий.

В чем суть буддизма?

Главное стремление буддистов – очищение замутненного состояния ума, которое искажает реальность. К такому состоянию относят чувства страха, злости, эгоизма, невежества, лени, жадности, зависти, раздражения и так далее.

Религия развивает благотворные и чистые качества сознания: сострадание, щедрость, мудрость, доброту, благодарность, трудолюбие. Они помогают постепенно очищать и познавать свой разум.  Когда он становится и ярким и сильным, то уменьшаются раздражение и беспокойство, ведущие к депрессиям, невзгодам.

В целом буддизм – это религия больше философского плана. В ее доктрине заложены 4 основные истины:

Все они в итоге ведут к уничтожению боли и страдания. Достигнувшее состояние человеческой души позволяет погрузиться в трансцендентную медитацию, достигнув просветления и мудрости.

Этика и мораль буддизма

Буддийские этика и мораль основаны на принципах не совершения умеренности и вред. В человеке религия воспитывает и развивает чувство сосредоточенности, нравственности и мудрости. Медитация позволяет постичь работу ума и причинно-следственных связей между духовными, телесными и психологическими процессами. Каждый уровень учения буддизма направлен на всестороннее развитие личности человека – разума, речи и тела.

Надеемся, что доклад про буддизм помог узнать много полезной информации об этой мировой религии. А свое сообщение о религии буддизм Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

kratkoe.com

доклад буддизм

Содержание

География Буддизма……………………………………………….1

Рождение Буддизма………………………………………………...1

Биография Будды…………………………………………………...2

Мифологическое жизнеописание Будды………………………….3

Основные принципы и черты Буддизма как религии…………….4

Список используемой литературы…………………………………8

БУДДИЗМ

География Буддизма

Буддизм — древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V—IV вв. до н. э. Другие мировые религии — христианство и ислам — появились позже (соответственно пять и двенадцать веков спустя).

Если попытаться представить эту религию как бы “с высоты птичьего полёта”, перед нами раскинется пёстрое лоскутное одеяло из направлений, школ, сект, подсект, религиозных партий и организаций.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буддизм — это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм — синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т. п.

Рождение Буддизма

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы — тхеравады, Будда жил с 624 по 544 г. до н. э. По научной версии время жизни основоположника буддизма — с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488—368 гг. до н. э. Родина буддизма — Индия (точнее, долина Ганги). Общество Древней Индии делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.

Биография Будды

В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.

Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. В местности Гая (она и сегодня называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. В городе Бенаресе он прочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты, “повернул колесо Дхармы” (так иногда называют учение Будды). Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой. В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось. Таковы факты реальной биографии Будды — человека, ставшего основателем новой религии.

Мифологическое жизнеописание Будды

Мифологическое жизнеописание гораздо сложнее. Согласно легендам, будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 — царём, 24 — монахом, 18 — обезьяной, 13 — торговцем, 12 — курицей, 8 — гусем, 6 — слоном; кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. п.). Так было, пока боги не решили, что пришло ему время, родившись в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением. Именно поэтому его назвали Сиддхартха (Тот, кто достиг цели). Мальчик родился с тридцатью двумя признаками “великого мужа” (золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, светлый круг волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. п.). Странствующий аскет-астролог предсказал, что его ждёт великое будущее в одной из двух сфер: или он станет могущественным правителем, способным установить праведный порядок на земле, или же будет великим отшельником. Мать Майя не принимала участия в воспитании Сиддхартхи — она скончалась (а по некоторым легендам, удалилась на небеса, чтобы не умереть от восхищения сыном) вскоре после его рождения. Мальчика вырастила тётя. Принц рос в обстановке роскоши и благополучия. Отец сделал всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: окружил своего сына чудесными вещами, красивыми и беспечными людьми, создал атмосферу вечного праздника, чтобы он никогда не узнал о горестях этого мира. Сиддхартха вырос, в 16 лет женился, у него родился сын Рахула. Но усилия отца оказались напрасными. С помощью своего слуги принцу удалось три раза тайно выбраться из дворца. В первый раз он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги. Во второй раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни.

Сиддхартха решил искать выход из ловушки болезни — старость — смерть. По некоторым версиям, он встретил ещё и отшельника, что навело его на мысль о возможности преодолеть страдания этого мира, ведя уединённый и созерцательный образ жизни. Когда принц решился на великое отречение, ему исполнилось 29 лет. После шести лет аскетической практики и очередной неудачной попытки достигнуть высшего прозрения с помощью голодания он убедился, что путь самоистязания не приведёт к истине. Тогда, восстановив силы, он нашёл уединённое место на берегу реки, сел под дерево (которое с этого времени называется деревом Бодхи, т. е. “деревом Просветления”) и погрузился в созерцание. Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех живых существ, а потом открылась высшая истина — Дхарма. С этого момента он и стал Буддой — Просветлённым, или Пробуждённым, — и принял решение учить Дхарме всех людей, взыскующих истины, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, темперамента и умственных способностей.

45 лет Будда провёл, распространяя своё учение в Индии. По буддийским источникам, он завоевал приверженцев среди самых разных слоев общества. Незадолго до смерти Будда сообщил своему любимому ученику Ананде, что мог бы продлить свою жизнь на целый век, и потом Ананда горько сожалел, что не догадался попросить его об этом. Причиной смерти Будды послужила трапеза у бедного кузнеца Чунды, во время которой Будда, зная, что бедняк собирается потчевать своих гостей несвежим мясом, попросил отдать всё мясо ему. Умер Будда в местечке Кушинагара, и его тело было по обычаю кремировано, а прах разделён между восемью последователями, шесть из которых представляли разные общины. Его прах захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия — ступы. Согласно легенде, один из учеников вытащил из погребального костра зуб Будды, который стал главной реликвией буддистов. Ныне он находится в храме в городе Канди на острове Шри-Ланка.

Основные принципы и черты Буддизма как религии

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма и других индийских религий — это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин “сансара”.

Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость. Таков закон кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях.

Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, называется мокшей, а в буддизме — нирваной.

Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана — это смерть. Неверно. Нирвана — это покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей — всего того, что составляет жизнь обычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

Хочу отметить, что буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.), но считает, что они тоже подчинены действию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного — избавиться от перевоплощений. Только человек способен “встать на путь” и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родиться в человеческом облике. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: будды — люди, достигшие Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы — те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям.

В отличие от других мировых религий количество миров в буддизме практически бесконечно. Буддийские тексты говорят, что их больше, чем капель в океане или песчинок в Ганге. В каждом из миров есть свои суша, океан, воздух, множество небес, где обитают боги, и ступеней ада, населённых демонами, духами злых предков — претами и др. В центре мира стоит огромная гора Меру, окружённая семью горными хребтами. На вершине горы расположено “небо 33 богов”, возглавляемых богом Шакрой.

Важнейшим для буддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. “Дхарма” буквально означает “опора”, “то, что поддерживает”. Слово “дхарма” означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего — это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать. Кроме того, дхармы — это конечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов, разбивается поток существования.

Проповедь своего учения Будда начал с “четырёх благородных истин”. Согласно первой истине, всё существование человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с “разъединением с приятным”. Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину — желание или жажду удовольствий, — которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина.

Пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же и устранена — чтобы положить конец страданиям и разочарованиям, надо прекратить испытывать желания.

О том, как достичь этого, говорит четвёртая истина, указывающая восьмеричный благородный путь: “Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение”. Четыре благородные истины во многом напоминают принципы лечения: история болезни, диагноз, признание возможности выздоровления, рецепт лечения. Не случайно буддийские тексты сравнивают Будду с врачевателем, который занят не общими рассуждениями, а практическим излечением людей от духовных страданий. И своих последователей Будда призывает постоянно работать над собой во имя спасения, а не тратить время на разглагольствования о предметах, которых они не знают по собственному опыту. Он сравнивает любителя отвлечённых разговоров с глупцом, который вместо того, чтобы позволить вытащить попавшую в него стрелу, начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала сделана и т. п.

В буддизме в отличие от христианства и ислама, нет церкви, но есть община верующих — сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину (виная) и руководство опытных наставников.

Используемая литература:

В данном докладе были использованы материалы сайта:

http://www.bestreferat.ru

studfiles.net

Возникновение буддизма | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Раздел:

Древняя Индия

В 564 г. до н. э. в городе Капилавасту на севере Индии родился принц племе­ни шакья по имени Сиддхартха Гаутама. До 29 лет он жил беззаботно, в роскоши и удовольствиях, так как родители хотели оградить его от горестей жизни. Видя смерть, болезни и страдания людей, он покинул дворец и пустился в странствия, ища ответ на вопрос: что есть причиной страданий.

Однажды, когда он сидел под деревом в саду, на него сошло озарение. Он нашёл ответ на свои вопросы и с тех пор стал Буддой (просветлённым), так как понял, что пришёл в этот мир, чтобы указать путь к спасению. Так сложилось учение Будды, новая религия — буддизм, ос­новой которого являются четыре «святые истины»:

Буддизм — религия, которая возникла в Индии в VI в. до н. э.; названа по имени легендарного основателя — Будды (на санскрите — «просветлённый»).

Выполнение этих предписаний должно было привес­ти верующего к главной цели бытия — нирване — состо­янию неземного блаженства. Буддизм привлекал огром­ное количество людей: крестьян, ремесленников, рабов, богачей, ведь каждый человек страдает, болеет, бывает несчастлив. Буддизм проповедовал добро и милосердие. Его основные моральные заповеди провозглашают:

Нирвана — успокоение и угасание; состояние полного преодоления человеческих чувств, желаний, достижение вечного блаженства и абсолютного покоя.

Буддизм — это религия, а также философское уче­ние, повлиявшее на понимание людьми окружающего мира и сформировавшее отношение к нему.

Философия (от греч. «любовь к мудрости») — наука об общих законах развития природы, общества и мышления.

На этой странице материал по темам: Вопросы по этому материалу:

worldofschool.ru

Буддизм – кратко о религии

Буддизм — кратко о религии

Совершенный свободен от любой концепции, ибо он постиг, что есть его тело, откуда оно берется и куда исчезает. Он постиг смысл чувств, как возникают они и как исчезают. Он постиг самкхару (ментальные структуры), как они возникают и как уходят. Он постиг природу сознания, как оно возникает и как исчезает.

 

 

Буквально в этих словах и заключается весь смысл буддийского учения, по крайней мере в его первоначальном виде. Основатель и главный объект поклонения в буддизме — принц Гаутама Сиддхартха, который жил в 563-483 годах до нашей эры, что говорит о том, что религия эта — одна из древнейших в мире.

По легенде, в 35 лет Гаутама достиг просветления, после чего изменил свою жизнь и жизни многих людей, следовавших за ним. Можно с легкостью утверждать, что это происходит по сей день. Своими последователями он был назван «Буддой» (от санскритского «буддха» — просветлённый, пробуждённый). Проповедь его длилась 40 лет, умер Сиддхартха в 80-летнем возрасте, не оставив о себе ни одного письменного сочинения. До и после него были другие просветленные личности — Будды, которые внесли свой вклад в духовное развитие цивилизации. Последователи некоторых направлений буддизма считают учителями-Буддами также и проповедников других религий — Христа, Магомета и других.

   

Понятие Бога в буддизме

Некоторые отдельные секты почитают Будду как Бога, но остальные буддисты видят в нём своего основателя, наставника и просветителя. Буддисты верят, что достичь просветления можно только благодаря бесконечной энергии Вселенной. Таким образом, буддийский мир не признает бога-творца, всезнающего и всемогущего. Каждый человек — это и есть часть божества. У буддистов нет одного постоянного Бога, каждый просветлённый может достигнуть звания «Будда». Такое понимание Бога делает Буддизм отличным от большинства западных религий.

 

Суть практики буддизма

Буддисты стремятся к очищению замутнённых состояний ума, которые искажают реальность. Это злость, страх, невежество, эгоизм, лень, ревность, зависть, жадность, раздражение и другие. Буддизм взращивает и развивает такие чистые и благотворные качества сознания как доброту, щедрость, благодарность, сострадание, трудолюбие, мудрость и прочие. Всё это позволяет постепенно познавать и очищать свой разум, что ведёт к прочному ощущению благополучия. Делая свой разум сильным и ярким, буддисты уменьшают беспокойство и раздражение, которые приводят к невзгодам и депрессиям. В конечном своём итоге Буддизм является необходимым условием для глубочайших прозрений, которые приводят к окончательному освобождению разума.

Буддизм – религия не столько мистического, сколько философского плана. В буддийской доктр

lazarev.ru

Буддизм кратко о религии в обзоре. 3 правила философской системы

Буддизм кратко о религии Востока. 3 правила

Оценить статью

Буддизм кратко о религии в статье взятой из научной энциклопедии, древнейшая мировая религия, истоки которой восходят к деятельности индийского мудреца Будды Шакьямуни, проповедовавшего в городах долины Ганга примерно в 5 в. до н. э.

Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов

 

Будда медицины из трактата о лечении болезней

 

Единственным общим для всех буддистов правилом является право хранить три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхармуи сангху, — что и передавалось из поколения в поколение практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в 20 в. — Северной Америки, Европы, России. Согласно этому правилу

 

 

Буддизм кратко о религии. Есть Будда

 

1) Будда — просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений (сансара). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что недоступно ни богам, ни святым других религий.

 

 

2) Есть Дхарма — Закон, открытый Просветленным, смысловое ядро Вселенной, определяющее все процессы, происходящие в мире, взаимосцепленность и взаимозависимость всего.

Этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста сутр (проповедей, бесед). Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В 80 до н. э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке индоевропейской группы (близком санскриту).

Эти писания составили канон школы тхеравадинов (старейшин) и назывались Три корзины (Трипитака, на языке пали — Типитака):

 

Корзина устава, правил поведения (Виная-питака),

Корзина бесед, проповедей (Сутра-питака, на пали — Сутта-питака)

и Корзина учений Закона (Абхидхарма-питака, на пали — Абхидхамма-питака)

 

Именно в корзинах, плетеных коробах хранились пальмовые листы записей текстов, распределенных по отделам.

 

 

3) Сангха — община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикху, на пали: бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды.

Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родо-племенных отношений и становления раннегражданского общества.

Людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных структурах, Будда предложил свой Закон (Дхарма) и путь спасения от страданий в общинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними, окормляющем граждан духовно и кормящемся от них материально.

Таким образом, жизнь на обочине общества, в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.

 

 

 

Самые интересные статьи:

Похожее

ezoterik-page.com

Ответы@Mail.Ru: сообщение о буддизме

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам - на целых двенадцать столетий. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии) , Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма) , Таиланде, Лаосе.

В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, С-Петербурге и во всех крупных городах России. С конца XIX - начала XX в. последователи буддизма появились в странах Европы и в США: на сегодняшний день там представлены практически все сколько-нибудь значительные направления и школы, существующие на Востоке.

Общую численность буддистов в мире определить трудно: такого рода переписи не проводились нигде, да они и противоречат этическим и правовым нормам многих стран. Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн монахов и монахинь.

Две с половиной тысячи лет назад у Будды были уникальные возможности учить: он жил во времена расцвета цивилизации северной Индии и был окружен очень одаренными учениками. Это дало ему возможность на протяжении 45 лет показывать существам пути к полному раскрытию ума, что проявилось в многообразии данных им средств. Кангъюр - собрание собственных слов Будды, записанных после его смерти, - это 108 томов, содержащих 84 тысячи полезных наставлений. Появившиеся позднее комментарии учеников составляют еще 254 тома, каждый толщиной не менее двух сантиметров, они называются Тенгьюр. Именно из богатства методов и следует понимать последние слова Будды, которые он сказал в возрасте 80 лет, перед тем как покинуть тело: "Я могу умереть счастливо: я не оставил ни одного поучения в закрытой ладони. Все, что вам полезно, я уже дал".

Как следует из этого высказывания, он дал то, что можно непосредственно применять в жизни. На вопросы, почему и чему он учит, Будда неизменно отвечал: "Я учу потому, что вы и все существа стремитесь быть счастливыми и хотите избегать боли. Я учу тому, каким все является, - вещам, как они есть". И хотя впоследствии эти поучения стали основой целого ряда школ, эти школы объединяет то, что все они, каждая на своем уровне понимания жизни и учения Будды, нацелены на всестороннее развитие человека - осмысленное использование тела, речи и ума.

Поскольку буддийское учение многогранно и основывается на опыте, а не на вере, недостаточно ограничиться описанием его содержания. Его особенности становятся видны только в сравнении с другими мировоззрениями. В то же время приближаться к учению Будды стоит освободившись от слишком жестких представлений, так как полноту его мудрости невозможно описать как "то, а не это".

otvet.mail.ru

Кратко о буддизме.

Как известно, в современном обществе существуют три мировые религии: христианство, буддизм и ислам. Из этих трех конфессий самая малочисленная – буддизм, но история его появления и развития его традиций, принципов не менее интересна, чем информация о христианстве и исламе.Буддизм считается одним из самых древних религиозно-философских учений. Однако, сам термин «буддизм» был создан в Европе уже в 19 веке. Возник буддизм в Индии, а основателем этого учения называют Сиддхартха Гаутама, в дальнейшем получившего имя Будда Шакьямуни. Последователи этого учения именовали его «Дхарма» или «Буддхадхарма».Наблюдая несколько лет за своим разумом, Будда Шакьямуни высказал свою мысль о том, что причина всех страданий людей – они сами. Будда считал, что люди очень привязаны к материальным ценностям, что имеют привычку создавать иллюзии. Он полагал, что путь избавления от этих страданий состоит из медитации и практики самоограничения (то есть следование определенным заповедям). В буддизме главное – стремление к очищению разума от страха, эгоизма, ревности, лени, жадности, злости и других состояний, которые мы привыкли называть пороками. Развивает буддизм такие качества, ведущие к благополучию, как трудолюбие, доброта, сострадание и прочие.Основателем и главным объектом поклонения в буддизме считается принц Гаутама Сиддхартха. Согласно преданию, в 35 лет он достиг просветления и смог изменить не только свою жизнь, но и жизни тех, кто следовал за ним. Последователи Гаутамы и дали ему имя Будда.За время своего распространения буддизм впитал в себя большое количество различных верований и обрядов. Одни приверженцы буддизма считают главным самопознание, происходящее через медитацию, другие придерживаются идеи о том, что происходит это через благие поступки, третьи – почитание Будды.В ранних учениях особое место занимала буддийская медитация. Она представляет собой методы физического и духовного самосовершенствования.Все последователи буддизма опираются на доктрины. В первой доктрине заложены Четыре Благородные Истины, содержащие информацию о страдании (дуккха): о самом страдании; о причинах страдания; о возможности освобождения от страданий; о путях избавления от страданий. Вторая доктрина содержит в себе учение о карме. Также существуют доктрина анатмавады, доктрина кшаникавады и буддийская космология. Есть несколько трактовок доктрин, они могут отличаться (это зависит от школы). Существует несколько школ, но в каждой из них путь к просветлению основывается на трех главных составляющих: во-первых, это теория о том, как устроен мир; во-вторых, неотъемлемой частью является медитация; в-третьих, определенный образ жизни, когда уже достигнут определенный уровень развития сознания.Все школы буддизма различаются по их принадлежности к одной из «Трех Колесниц». Первая – это Хинаяна («Малая Колесница»). Как раз-таки она и основывается на Четырех Благородных истинах. Люди, принадлежащие к этой школе, чаще всего монахи. Вторая школа имеет название Махаяна («Великая Колесница»). Основой этой школы являются поучения о сочувствии и пустоте явлений. Практикующие Махаяну соблюдают обет Бодхисаттвы, по которому они, совершая любые действия, должны думать о благе других существ. Еще одна школа - Тантраяна или "Колесница тантр". Здесь выступает основой поучение Будды о природе. Наивысшим достижением в этой школе считается окончательное просветление. Практикующие эту школу в основном йоги или миряне.Стать последователем буддизма от рождения невозможно, так как нужно осознать и понять три драгоценности: Будду (самая важная драгоценность; Будда Шакьямуни или любой просветленный), Дхарму (учение Будды, объект учения - нирвана) и Сангху (небольшая группа буддистов или же буддисты в целом). После осознания этих драгоценностей необходимо было следовать пяти буддистским заповедям: воздержание от убийства, кражи, распутства, обмана и опьянения. Однако, несоблюдение этих заповедей никак не наказывалось – Будда опирался на здравый смысл своих последователей, а не на страх. Мораль и этика буддистов построены на не совершении вреда, воспитании в человеке чувства сосредоточенности. Медитации помогают познавать связь между духовными, телесными и психологическими процессами.Учение Будды связано с так называемым срединным путем, согласно которому считается неприемлемым ни аскетизм, ни гедонизм. Сам Будда объяснял, что его учение – не божественное откровение, оно получено им благодаря медитативному созерцанию собственного духа. Итоги зависят лишь от самого человека. Будда считал, что следовать его учению необходимо посредством проверки на собственном опыте. Целью учения Будды является достижение полного раскрытия возможностей ума человека.Понятие Бога в буддизме весьма необычно, что и отличает его от большинства западных религий. У буддистов нет единого и постоянного Бога, Буддой может стать любой из просветленных. Однако, именно в Будде видят наставника.Важнейшим письменным источником буддизма считается полное собрание поучений Будды, состоящее из 108 томов. Это собрание имеет название «Канджур». «Тенджур» - комментарии к поучениям, они состоят из 254 томов.Жизнь, согласно буддизму, – проявление «потоков» дхарм, являющихся невидимыми и неощутимыми. Дхармы составляют опыт живых существ. Под живыми существами понимается не только человек, но и все, что существует в этом мире. Когда поток дхарм распадается, наступает смерть, после которой дхармы формируются заново, следовательно, запускается процесс реинкарнации (переселение душ). На ход этого процесса большое влияние оказывает обретенная в предыдущей жизни карма. Нескончаемый процесс реинкарнации, в ходе которого человек испытывает страдания, прекращается с достижением нирваны (состояние покоя и блаженства, слияние с Буддой).Понятие «дхарма» весьма распространено в буддистской литературе, особенно в различных философских сочинениях. Также под понятием «дхарма» понимается еще и учение Будды.Буддийское учение очень многогранно и интересно, в первую очередь, тем, что не основывается на вере. Немаловажным в буддизме является опыт, поэтому ограничиться только описанием содержания буддизма недостаточно. Буддизм кратко – очень сложная философия жизни. Все отличительные особенности буддизма можно увидеть, если сравнить его с другими религиями и мировоззрениями. Важно помнить одно: приближаться к этому учению стоит только тогда, когда разум будет освобожден от различных нравственных стандартов.

www.istmira.com