Гибрид типа lsl что это


Томат Лайф F1

Среднеранний урожайный гибрид LSL типа. Устойчив к комплексу болезней томатов. Не теряет качества в течение 60 дней со дня уборки.

Артикул: О2/Семко

Категории: Детерминантные  

1Semena.ru

Партенокарпический гибрид - что это?

Если вы хоть раз бывали на ярмарках, где продают семена и растения, наверняка заметили активный рост всяческих гибридов. И нередко надписи на упаковках сложно понять до конца, многие даже путают их друг с другом. К примеру, «партенокарпический тип опыления» могут написать на любой упаковке, что будет неверным в корне, но звучать солидно и добавлять стоимости.

Что значит партенокарпический гибрид?

Почти наверняка вы встретите на упаковке сразу обе надписи «самоопыляемый» и «партенокарпический», что также будет неверным. Если у растения имеются сразу и пестик, и тычинка, то оно будет опылять себя само без помощи насекомых. Понятно, что в разрезе вы увидите семена. Если же вы разрежете плод партенокарпического гибрида, будьте уверены: первое, что отличит его от обычных - это полное отсутствие семян. Дело в том, что партенокарпический гибрид женского типа цветения образует плоды совершенно без опыления, и в результате внутри плода не будет семян.

Как правило, приходится говорить о гибриде огуречных семян, что значит плоды полностью из мякоти без пустот и семян. Они предназначены для выращивания в парниках и теплицах, реже встречаются универсальные сорта пригодные для открытого грунта.

Иногда вы можете наблюдать картину, когда у гибрида огурца крючковидная форма, что значит небольшое скопление семян в верхней части. Такое иногда встречается у сортов, не требующих опыления. Именно поэтому для открытого грунта предпочтительно брать сорта, требующие естественного опыления.

Партенокарпический гибрид женского типа цветения

Есть еще пара моментов, которые также важно прояснить. Это связано с самим цветением. Встречается надпись «женский тип цветения». Для обычного дачника это информация о том, что на растении будут преимущественно женские цветки с тычинками, и лишь малая часть мужских цветков. Их еще называют пустоцветами.

Почти все сорта партенокарпического гибрида - это растения с женскими типом цветения, что говорит о преимуществе цветков с тычинками. Встречаются также надписи «пучковый» или «букетный». Это говорит о том, что у растения в пазухе листа сформируется несколько завязей. В большинстве случаев это сорта с высочайшей урожайностью и требовательные в уходе. Сами плоды редко бывают стандартной формы и длины, вероятнее они будут короткими. Это известные нам пикули и корнишоны. Их употребляют как в свежем виде, так и в виде закатки.

Статьи по теме:
Самоопыляемые сорта огурцов для теплицы

Выращивание огурцов в теплицах – отличная возможность получить ранний или «несезонный» урожай. Однако у тепличного выращивания есть недостаток – отсутствие насекомых-опылителей. Проблему можно обойти. Выбрав самоопыляющиеся сорта, предназначенные именно для теплиц.

Огурцы для теплицы из поликарбоната – лучшие сорта

Выращиванием огурцов занимается, пожалуй, каждый дачник. Но не все знают, что для хорошего урожая выбирать сорт надо не только с учетом сроков созревания. Не менее важно и размещение грядки – в открытом грунте или теплицах. О лучших сортах огурцов для тепличного выращивания – в статье.

Томаты для теплицы из поликарбоната – лучшие сорта

Выращивание томатов в поликарбонатных теплицах – современный и эффективный метод получения богатых урожаев помидор даже вне огородного сезона. Главное при этом – правильно выбрать сорт. Какие именно сорта помидор лучше всего подходят для тепличного выращивания – в статье.

Помидор – один из самых популярных овощей в нашей стране. Неудивительно, что на рынке вы легко найдете больше сотни сортов томата. Разобраться в огромном ассортименте представленных сортов и гибридов без предварительной подготовки бывает очень сложно.

WomanAdvice.ru

Гибрид - это... Что такое Гибрид?

Гибрид зебры и домашнего осла

Гибри́д (от лат. hibrida, hybrida — помесь) — организм (клетка), полученный вследствие скрещивания генетически различающихся форм. Понятие гибрид особенно распространено в ботанике, но применяется и в зоологии.

В промышленном и любительском цветоводстве также используется термин грекс (англ. grex). Введен Карлом Линнеем для использования биноминальной номенклатуры в классификации искусственных гибридов.

Гибриды могут быть внутривидовыми (при скрещивании различных сортов, форм, разновидностей), внутриродовыми (при скрещивании видов принадлежащих одному роду) или межродовыми (при скрещивании видов относящихся к разным родам).

В цветоводстве, гибриды первого поколения называются первичными гибридами.

Возможность искусственного получения гибридов впервые предположил немецкий учёный Р. Камерариус в 1694 году, впервые искусственную гибридизацию осуществил английский садовод Т. Фэрчайлд, скрестив в 1717 году разные виды гвоздик.

В XVIII в. гибриды в русском народном языке назывались «ублюдками». В 1800 году Смеловский Т. А. ввёл термин «помеси», который просуществовал весь XIX век, и только в 1896 году Бекетов А. Н. предложил термин «гибриды»[1].

Реципрокные гибриды

Реципрокные гибриды появляются в результате реципрокных скрещиваний — гибридизация, включающая перемену пола родителей, связанных с каждым генотипом.

Реципрокные эффекты

Различия между реципрокными гибридами — реципрокные эффекты — свидетельствуют о неодинаковом вкладе мужского и женского пола в генотип потомства. Если бы потомки от отца и матери получали одинаковую генетическую информацию, то не должно было быть никаких реципрокных эффектов.

Измерение реципрокных эффектов

Для измерения реципрокных эффектов (r) можно использовать выражение:

где A и B — значения признака для исходных скрещиваемых форм; a — то же самое для гибрида ♂A x ♀B; b — для реципрокного гибрида ♂B x ♀A. Положительное значение r (r > 0) будет означать «отцовский» эффект, отрицательное (r < 0) — «материнский», а абсолютная величина r (│r│) даст относительную оценку этих эффектов в единицах, равных разности значения признака для исходных форм (B — A).

Реципрокные эффекты у птиц

У кур «отцовский» эффект наблюдался по наследованию инстинкта насиживания (r = 0.45[2], 0.38[3] и 0.50[4]), половой скороспелости (r = 0.59[5]), яйценоскости (r = 0.32, −2.8, 1.07, 0.11, 0.46[5], 1.14[6] и 2.71[7]), и живому весу (r = 0.30)[7].

По весу яиц наблюдался «материнский эффект» (r = −1.0)[7].

Реципрокные эффекты у млекопитающих

У свиней «отцовский» эффект наблюдается по числу позвонков (отбор на длинное туловище) (r = 0.72[8] и 0.74[9]), длине тонкого кишечника (отбор на лучшую оплату корма), и динамике роста (отбор на скороспелость) (r = 1.8).

«Материнский эффект» наблюдался по среднему весу эмбрионов, пищеварительной системы и её частей, длине толстого кишечника и весу новорожденных поросят[9].

У крупного рогатого скота «отцовский» эффект наблюдался по удою молока (r = 0.07, 0.39, 0.23) и продукции молочного жира (количество жира) (r = 1.08, 1.79, 0.34).

«Материнский эффект» наблюдался по проценту жира в молоке у коров (r = −0.13, −0.19, −0.05)[6].

Теории реципрокных эффектов

«Материнский эффект»

Материнский эффект может быть обусловлен цитоплазматической наследственностью, гомогаметной конституцией и утробным развитием у млекопитающих. Различают собственно материнский эффект, когда генотип матери проявляется в фенотипе потомства. Молекулы в яйцеклетке, такие как мРНК, могут влиять на ранние стадии процесса развития. Различают также материнское наследование, при котором часть генотипа потомство получает исключительно от матери, например митохондрии и пластиды, содержащие свой собственный геном. При материнском наследовании фенотип потомства отражает его собственный генотип.

«Отцовский эффект»

Большее влияние отца на яйценоскость дочерей у кур объясняли тем, что у птиц гетерогаметным полом является самка, а гомогаметным — самец. Поэтому свою единственную X-хромосому курица получает от отца, и если яйценоскость определяется ею, то тогда все понятно[3]. Эта трактовка может объяснить хромосомный механизм явления у птиц, но для млекопитающих уже неприменима. Удивительно также то, что признаки, проявляющиеся только у женского пола (инстинкт насиживания, скороспелость и яйценоскость у курицы или удой молока и количество молочного жира у коровы), которые, казалось бы, должны передаваться матерью, тем не менее передаются больше отцом.

Межвидовая и межродовая гибридизация

Межвидовая гибридизация часто наблюдается как в природе, так и при культивировании человеком (содержании в неволе) у множества видов растений и животных. В природе в районах соприкосновения близких видов могут формироваться так называемые «гибридные зоны», где гибриды численно преобладают над родительскими формами.

Межвидовая интрогрессивная гибридизация широко распространена у дафний. В некоторых летних популяциях дафний гибриды преобладают, что затрудняет определение границ видов [1]/

Хонорик — выведенный путем селекции гибрид между тремя родительскими видами рода Mustela. Самцы хонориков стерильны, а самки фертильны.

Известный экспериментальный гибрид рафанобрассика (лат. Raphano-brassica) был получен Г. Д. Карпеченко при скрещивании редьки с капустой. Оба вида принадлежат к разным родам и имеют по 18 хромосом. Гибрид, полученный в результате удвоения числа хромосом (36), был способен к размножению, так как в процессе мейоза хромосомы редьки и капусты коньюгировали с себе подобными. Он обладал некоторыми признаками каждого из родителей и сохранял их в чистоте при размножении[10].

Межродовые гибриды (как естественные, так и полученные селекционерами) известны также в семействах злаков, розоцветных, цитрусовых [2], орхидных и др. Так, гексаплоидный геном мягких пшениц образовался путем объединения диплоидных геномов двух предковых видов пшениц и одного вида близкого рода Aegilops.

Гибриды в научной номенклатуре

В ботанике

Гибридные таксоны растений называются нототаксонами.

По данным AOS начиная с января-марта 2008 года между знаком × и названием гибридного рода должен быть пробел[12]. Пример: × Rhynchosophrocattleya.

В растениеводстве

При создании новых сортов культурных растений получение гибридов осуществляется ручным путём (ручное опыление, удаление метёлок), химическими (гаметоцид) или генетическими (самонесовместимость, мужская стерильность) средствами. Полученные компоненты можно использовать в различных системах контролируемого скрещивания. Цель селекционера заключается в использовании гетерозиса, или жизненной силы гибрида, которая проявляется с наибольшим эффектом в поколении F1, — чтобы получить желаемое преимущество в урожайности или по некоторой другой характеристике в результирующем поколении, или гибриде. Этот гетерозис особенно хорошо выражен в случае скрещиваний между инбредными линиями, но может также показать преимущество в рамках других систем.

Гибрид, полученный путём однократного скрещивания между двумя инбредными линиями, обычно оказывается высоко однородным. Факт наличия гетерозиготности не имеет последствий, так как обычно дальнейшего размножения сверх поколения F1 не проводится, и сорт поддерживается многократным возвратом к контролируемому скрещиванию родительских линий[13].

В зоологии

Стерильность гибридов

Явления стерильности гибридов неоднородны. Наблюдается изменчивость в отношении того, на какой именно стадии проявляется стерильность и каковы её генетические причины.

Нарушение сперматогенеза на стадиях, предшествующих мейозу, — непосредственная причина стерильности у самцов мула; нарушения мейоза — причина стерильности у гибридных самцов при некоторых скрещиваниях между разными видами Drosophila (например, D. pseudoobscura × D. persimilis).

К ограниченной полом стерильности и нежизнеспособности гибридов у раздельнополых животных приложимо обобщение, известное под названием правила Холдейна. Гибриды от межвидовых скрещиваний у раздельнополых животных должны состоять, во всяком случае потенциально, из гетерогаметного пола (несущего хромосомы XY) и гомогаметного (XX) пола. Правило Холдейна гласит, что в тех случаях, когда в проявлении стерильности или нежизнеспособности гибридов существуют половые различия, они наблюдаются чаще у гетерогаметного, чем у гомогаметного пола. У большинства животных, в том числе у млекопитающих и у двукрылых, гетерогаметны самцы. Из правила Холдейна имеются, однако, многочисленные исключения.

Третья стадия развития, на которой может проявляться гибридная стерильность, — это гаметофитное поколение у растений. У цветковых растений из продуктов мейоза непосредственно развиваются гаметофиты — пыльцевые зерна и зародышевые мешки, — которые содержат от двух до нескольких ядер и в которых формируются гаметы. Нежизнеспособность гаметофитов — обычная причина стерильности гибридов у цветковых растений. Мейоз завершается, но нормального развития пыльцы и зародышевых мешков не происходит.

Гибридная стерильность на генетическом уровне может быть обусловлена генными, хромосомными и цитоплазматическими причинами[14].Наиболее широко распространена и обычна генная стерильность. Неблагоприятные сочетания генов родительских типов, принадлежащих к разным видам, могут приводить и действительно приводят к цитологическим отклонениям и нарушениям развития у гибридов, что препятствует образованию гамет. Генетический анализ генной стерильности у гибридов Drosophila (D. pseudoobscura × D. persimilis, D. tnelanogaster × D. simulans и т. п.) показывает, что гены, обусловливающие стерильность, локализованы во всех или почти во всех хромосомах родительского вида[15][16].

Неблагоприятные взаимодействия между цитоплазматическими и ядерными генами также ведут к стерильности межвидовых гибридов в разных группах растений и животных[17].

Виды растений и животных часто различаются по транслокациям, инверсиям и другим перестройкам, которые в гетерозиготном состоянии вызывают полустерильность или стерильность. Степень стерильности пропорциональна числу независимых перестроек: так гетерозиготность по одной транслокации даёт 50%-ную стерильность, по двум независимым транслокациям — 75%-ную стерильность и т. д. Стерильность растений определяется гаметофитом. У гетерозигот по хромосомным перестройкам в результате мейоза образуются дочерние ядра, несущие нехватки и дупликации по определённым участкам; из таких ядер не получается функциональных пыльцевых зёрен и семязачатков. Хромосомная стерильность подобного типа очень часто встречается у межвидовых гибридов цветковых растений.

Течение мейоза у гибрида может быть нарушено либо генными факторами, либо различиями в строении хромосом. Как генная, так и хромосомная стерильность может выражаться в аберрантном течении мейоза. Но типы мейотических аберраций различны. Генная стерильность обычна у гибридов животных, а хромосомная стерильность — у гибридов растений. Генетический анализ некоторых межвидовых гибридов растений показывает, что нередко у одного гибрида наблюдается одновременно и хромосомная, и генная стерильность[14].

Разрушение гибридов

В случаях, когда некий межвидовой гибрид достаточно жизнеспособен и способен к размножению, поколения его потомков будут содержать значительную долю нежизнеспособных, субвитальных, стерильных и полустерильных особей. Эти типы представляют собой неудачные продукты рекомбинации, возникшие при межвидовой гибридизации. Такое подавление мощности и плодовитости в гибридном потомстве называют разрушением гибридов (hybrid breakdown). Разрушение гибридов — последнее звено в последовательности преград, препятствующих межвидовому обмену генами.

Разрушение гибридов неизменно обнаруживается в потомстве межвидовых гибридов у растений, где его легче наблюдать, чем при большинстве скрещиваний у животных[14].

Гибриды, имеющие собственные названия

Гибриды в семействе Орхидные

Многие виды одного рода и даже представители различных родов легко скрещиваются между собой, образуя многочисленные гибриды, способные к дальнейшему размножению. Большинство гибридов, появившихся за последние 100 лет, создано искусственно с помощью целенаправленной селекционной работы[20].

Селекция фаленопсисов и других красивоцветущих орхидей развивается в двух направлениях: для срезки и для горшечной культуры.

Некоторые искусственные роды орхидей:

См. также

Примечания

  1. ↑ Щербакова А.А. История ботаники в России до 60-х годов XIX века (додравиновский период). — Новосибирск: "Наука", 1979. — 368 с.
  2. ↑ Roberts E., Card L. (1933). V World Poultry Congr., 2, 353.
  3. ↑ 1 2 Morley F., Smith J. (1954). «Agric. Gaz. N. S. Wales» 65, N. 1, 17.
  4. ↑ Saeki J., Kondo K., et al. (1956). «Jpn. J. Breed.» 6, N. 1, 65.
  5. ↑ 1 2 Warren D. (1934). «Genetics» 19 600.
  6. ↑ 1 2 Дубинин Н. П., Глембоцкий Я. Л. (1967) Генетика популяций и селекция. — М.: Наука с. 487, 496.
  7. ↑ 1 2 3 Добрынина А. Я. (1958) Реципрокные скрещивания московских кур и леггорнов. Тр. Ин-та генетики АН СССР, М, № 24, с. 307.
  8. ↑ Асланян М. М. (1962) Особенности наследования и эмбрионального развития поросят при скрещивании свиней крупной белой породы и шведский ландрас. Научн. докл. высш. школы, № 4, с. 179.
  9. ↑ 1 2 Александров Б. В. (1966) Рентгенографическое исследование варьирования и характера наследования числа позвонков при скрещивании свиней крупной белой породы и ландрас. Генетика. 2 № 7, с. 52.
  10. ↑ К. Вилли (1964) Биология. — М., Мир., 678 с.
  11. ↑ Венский международный кодекс ботанической номенклатуры (2006)
  12. ↑ Dateline London, England — May 20, 2008. RHS Advisory Panel on Orchid Hybrid Registration (APOHR) Meeting.
  13. ↑ Руководство для новых типов и видов. Международный союз по охране новых сортов растений (UPOV). 2002 г.
  14. ↑ 1 2 3 Грант В. Эволюция организмов. М.: Мир, 1980. 480 с
  15. ↑ Dobzhansky Th. 1951. Genetics and the Origin of Species, 1st, 2d, and 3d eds. Columbia University Press, New York
  16. ↑ Dobzhansky Th. 1970. Genetics of the Evolutionary Process. Columbia University Press, New York
  17. ↑ Grun P. 1976. Cytoplasmic Genetics and Evolution. Columbia University Press, New York
  18. ↑ Бабаев А. А., Винберг Г. Г., Заварзин Г. А. и др. Биологический энциклопедический словарь / Гиляров М. С.. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986.
  19. ↑ Медведи гризли заселяют Манитобу — Наука и техника — Биология — Компьюлента
  20. ↑ Ежек Зденек, Орхидеи. Иллюстрированная энциклопедия. Издательство: Лабиринт, 2005 г

dic.academic.ru

Что такое гибридный автомобиль? Самый выгодный гибридный автомобиль

Автомобили с гибридным двигателем медленно, но уверенно продолжают отвоевывать позиции на мировом рынке автопрома. Росту популярности и объемов производства таких моделей способствуют вполне объективные факторы – стабильно повышающиеся цены на дизельное топливо и бензин, введение все более жестких требований к показателям экономичности и новых экологических стандартов двигателей.

Гибридный автомобиль: что это?

«Гибрид» в переводе с латыни – объект, полученный в результате соединения элементов разнородного происхождения. В мире автомобильных технологий в это понятие входит сочетание двух типов силовых агрегатов. Речь идет о двигателе внутреннего сгорания (ДВС) и электродвигателе (альтернативный вариант – мотор, работающий на сжатом воздухе). При этом современные автопроизводители уделяют первоочередное внимание интеллектуальной системе управления энергией.

Различают два вида силовых установок автомобильных гибридов – полноценную (full hybrids) и облегченную (mild hybrids). Первый вариант подразумевает оснащение автомобиля мощным электродвигателем, эффективно спаренным с ДВС и способным самостоятельно обеспечивать движение машины на небольшой скорости. В облегченной версии электродвигателю отводится только вспомогательная роль.

Короткий экскурс в историю

Первые серийные гибридные автомобили "Тойота" (Toyota Prius liftback) сошли с конвейера почти два десятилетия назад, в 1997 году. Спустя два года "Хонда" вывела на рынок модель Insight, а через некоторое время к японским производителям присоединились европейские и американские автогиганты – "Форд", "Ауди", "Вольво", "БМВ". К 2014 году общая численность автопарка проданных гибридов перешагнула 7-миллионный рубеж.

Однако не стоит думать, что ДВС и электродвигатель заработали в паре только в конце XX века. Первенцем среди автогибридов в нашем нынешнем понимании стал Lohner-Porshe Semper Vivus – автомобиль, созданный легендарным австрийским конструктором Фердинандом Порше в далеком 1900 году.

Схемы гибридных силовых установок

Параллельная

Для автомобилей, в которых реализована параллельная схема, ведущим является двигатель внутреннего загорания. Мощный электромотор играет вспомогательную роль, включаясь при разгоне либо торможении и запасая рекуперативную энергию. Согласованность работы ДВС и электродвигателя обеспечивается системой компьютерного управления.

Последовательная

Самая простая схема гибридного автомобиля. Её принцип действия основан на передаче крутящего момента от ДВС генератору, вырабатывающему электроэнергию и заряжающему аккумулятор. Движение машины происходит за счет электротяги.

Смешанная

Вариант одновременной реализации последовательной и параллельной схемы. Трогаясь с места и двигаясь на малых скоростях, автомобиль использует электрическую тягу, а ДВС обеспечивает работу генератора. Движение на большой скорости происходит благодаря передаче крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания на ведущие колеса. При наличии повышенных нагрузок снабжение электромотора дополнительным питанием берет на себя аккумулятор. Взаимодействие электродвигателя и ДВС достигается за счет планетарной передачи.

Преимущества

Гибридный автомобиль объединил в себе достоинства двигателей электромобиля и машины с ДВС. Преимущества электромотора – выдающиеся моментные характеристики, а двигателя внутреннего сгорания – жидкое топливо и удобный энергоноситель. Первый эффективен в режиме частых остановок и стартов, характерном для езды по городу, второй – на постоянных оборотах. Бесспорные плюсы такого тандема:

Недостатки

Что говорят автовладельцы?

Автолюбители всего мира активно обмениваются опытом покорения дорог и впечатлениями о машинах, анализируя плюсы и минусы хорошо знакомых им моделей. Не остались без внимания и гибридные автомобили. Отзывы их владельцев красноречиво свидетельствуют о надежности таких машин и возможности существенно сэкономить часть семейного бюджета, идущую на приобретение топлива. Последнее достоинство очень важно для любителей дальних поездок. В числе минусов отмечается высокая стоимость технического обслуживания гибридов и худшая, в сравнении с классическими автомобилями, устойчивость на поворотах.

Топ лучших моделей

Toyota Prius ("Тойота Приус")

Первопроходец семейства гибридов, оснащенный двумя электродвигателями (мощность 42 кВт и 60 кВт) в сочетании с ДВС объемом 1,8 литра (мощность 98 л. с.). Максимальная скорость – 180 км/ч. Благодаря доступной цене и исключительным показателям экономии топлива, Toyota Prius на протяжении многих лет занимает лидирующие позиции по объемам продаж среди конкурентов в своем сегменте.

Toyota Camry Hybrid ("Тойота Камри")

Гибридный автомобиль, отличающийся значительной экономичностью, привлекательным дизайном, комфортностью и высокой технологичностью. Еще одно достоинство, выделяющее Toyota Camry среди собратьев-гибридов, – быстрое ускорение (за 7,4 секунды данная модель может разогнаться до 100 км/ч).

Chevrolet Volt ("Шевроле Вольт")

Практичный четырехместный хэтчбек с отличными ходовыми характеристиками. Подзаряжаемый гибрид (plug-in hybrid vehicle). Оснащен бензиновым двигателем (объем 1,4 литра, мощность 84 л. с.), блоком литий-ионных аккумуляторных батарей, имеющих значительный срок службы, и электродвигателем, приводящим в движение автомобиль. Пробег на электротяге в городском цикле – порядка 54-60 км.

Volvo V60 Plug-in ("Вольво V60 Plug-in")

Первая среди автогибридов модель с турбодизельным двигателем (объем 2,4 литра, мощность 215 л. с., средний расход дизельного топлива на 100 км составляет 1,9 литра). Возможности электродвигателя этого дизель-универсала позволяют пройти на электротяге 50 км пути.

Honda Civic Hybrid ("Хонда-Цивик")

Разработчики автомобиля сделали ставку на такие важные для потребителя характеристики, как комфорт, экономия топлива и практичность. Главные составляющие популярности Honda Civic Hybrid – компактность, поразительно сочетающаяся с вместимостью гибрида благодаря особым конструктивным решениям, экономичность и привлекательный дизайн.

Перспективы, или Короткое обращение к скептику

Гибридные технологии имеют своих сторонников и противников. Одни убеждены в их актуальности и эффективности, другие не устают указывать на недостатки. Если вы уже являетесь владельцем классического авто с дизельным или бензиновым двигателем, вас устраивает его дизайн, низкий расход топлива, технические и ходовые характеристики, то, возможно, не стоит торопиться с приобретением гибрида. Подождите, пока производители выведут на рынок более совершенные версии.

Только не стоит слишком растягивать процесс ожидания, чтобы не пришлось сожалеть об упущенном времени и удивляться, почему вы так долго откладывали покупку. По мнению экспертов, гибридный автомобиль уже в ближайшие годы станет вполне обычным явлением на улицах мегаполисов и маленьких городков. При этом прогнозируется значительное расширение существующей линейки моделей. Гибриды займут достойное место в каждом сегменте автомобильного ряда - от кроссоверов и суперкаров до тружеников-минивэнов.

fb.ru

Гибриды — какие, для чего и для кого

Как-то так повелось, что в наших постсоветских странах популярность завоевал горный байк. Насколько я помню, уже с начала 90-х мечтой любого пацана был велик с толстыми зубастыми шинами.

Так пошло и дальше. Почему-то стало считаться, что наши дороги выдержат только мтб, что в наших палестинах любой другой тип велосипедов просто развалится через месяц. По крайней мере, сужу даже по этому сайту: многие до сих пор придерживаются такого мнения.

Потом, когда шоссейники стали быстро завоевывать симпатии велосипедистов, оказалось, что наши дороги вполне подходят и для них — тоненьких и легких. Но все равно, даже в наши дни почти каждый начинающий любитель, подходящий к выбору типа своего будущего железного коня, отдает предпочтение горнику.

Сегодня я более подробно коснусь темы гибридов. Делаю это не с той целью, чтобы убедить моих читателей отвернуться от мтб, отнюдь — горный байк на самом деле весьма универсальная машина, на которой можно и по лесу погонять, и в поход съездить. Просто захотелось немного обратить внимание, что не на одном мтб сошелся свет.

В статье про найнеры я несколько резко прошелся по гибридам, и теперь меня мучает совесть. 🙂 Ведь я сам уже семь лет являюсь обладателем подобного байка, и раз уж он до сих пор со мной, значит что-то в них есть…Вдобавок, не исключено, что вашему стилю катания они подойдут больше, чем мтб.

Типы гибридных велосипедов

Гибридами у нас называют несколько весьма различающихся видов велосипедов. Дело в том, что этот класс формировался под воздействием маркетинга, и на пике интереса к нему, производители пытались скрестить ежа с ужом, чтобы назвать получившегося мутанта модным словом «гибрид».

MTB-гибрид

На мой взгляд, появление данного вида и сделало класс гибридов в свое время столь популярным (иногда их называют cross bike, вызывая путаницу с циклокроссерами). По сути, идея была беспроигрышной. Берем обычную мтб раму, чуть-чуть занижаем кареточный узел, немного растягиваем задние перья. Ставим прочные 28″ колеса и одеваем не слишком зубастую 30-40мм резину.

Обвес оставляем от горного байка, передние звезды с немного большим передаточным числом. Геометрию смещаем к более вертикальной, ЕТТ делаем укороченной. В вилкой проблемка, потому что производители амортизации почему-то не кинулись выпускать качественные варианты для гибридов. Поэтому ставим эластомерный хлам третьесортных производителей, в надежде, что владельцы со временем придумают что-то сами.

Что получилось? Получился в самом прямом смысле этого слова — гибрид. Не мтб, но и не дорожник, не ситибайк, не туринг. Концепцию этой машины сразу стали обсуждать на форумах, у нее появилось много ярых фанатов и злобных хейтеров.

По сути — вышел универсальный аппарат. Благодаря своей мтб половине он крепок, выдерживает большие нагрузки, передаточных чисел хватает, чтобы забраться в любой разумный подъем. Дорожная половина позволяет велосипеду быть быстрым, у больших колес отличный накат, дальние расстояния гораздо легче проезжаются.

Посадка — нечто среднее между мтб и дорожной, вполне комфортна для большинства велолюбителей. Легко устанавливаются багажники, значит велопоходы без проблем, причем не только асфальтовые, но и грунтовые.

Неудивительно, что году в 2005-2006 практически всем начинающим на форумах советовали именно гибриды, и я попал под эту волну. Приобрел оранжевого зверя —  Focus Cariboo Peak, на трансмиссии Deore/XT, и несколько первых месяцев радовался универсальности.

Со временем понял, что из-за этой универсальности сильно страдают обе стороны байка: и горная, и дорожная. По причине тонких шин и никакущей вилки я не мог полноценно катать по лесным тропинкам Шотландии, изобилующей каменистыми спусками. На шоссе из-за высокого профиля ездока и относительно зубастой резины я не получал удовольствия от стремительности.

Я уже определился, что меня больше тянет на дальние расстояния и асфальт, поэтому я поставил на гибрид тонкие шоссейные шины (как их называют на форумах — клинчеры), шоссейную кассету и лежак (приспособление на руле, чтобы лечь на него локтями и снизить аэродинамическое сопротивление). В результате вышел совсем уж мутант — недошоссейник на горной раме.

Прошло еще немного времени, и я уже обзавелся отдельным горным велосипедом, потом к нему добавился шоссер, а крокодил на базе гибрида был разжалован в туринги. Но и в этой ипостаси он оказался не слишком удачен, из-за своей полу-мтб геометрии, убогой эластомерной вилки и прямого руля.

Что я могу сказать, исходя из немалого опыта эксплуатации мтб гибрида (как никак, на нем за семь лет я наездил почти 25 000км). Данный тип велосипеда скорее всего подойдет человеку, который точно не может содержать несколько велов одновременно. Далее — он не должен слишком увлекаться кросс-кантри, ему могут быть интересны велопоходы и езда по городу.

Наверно, мтб-гибрид можно сравнить с паркетным джипом. Из-за своих особенностей он дает немного больше комфорта на плохих городских дорогах, и в то же время, если не слишком увлекаться, то можно выехать и на бездорожье.

Если вы стоите перед выбором, то подумайте, в каких пропорциях вы собираетесь кататься. Очень многие начинающие редко выбираются за пределы хорошо укатанных грунтовок и асфальта, а в таких условиях гибрид однозначно будет идти легче и быстрее горника.

Шоссейный гибрид

Еще одна инкарнация гибридных велосипедов родилась, чтобы закрыть нишу с другой стороны. Уж коли скрестили дорожник и горный байк, то почему не взять шоссер, и не поставить на него прямой руль. Гибрид же!

Я не стану утверждать, что получившийся велик мне не нравится, внешне машина вышла очень красивой, судите сами.

Но я решительно не понимаю, для чего он нужен. Вот его отличия от шоссера: тормоза вибрейки вместо клещевых (и то не всегда), резина 28мм вместо 23, чуть более длинные перья рамы и прямой руль. Я в упор не вижу причины. почему я бы мог предпочесть этот вариант обычному каноническому шоссейнику.

Ведь шоссер, благодаря своему рулю-барану очень удобен, богатство хватов просто спасает на длинных дистанциях. Наверно, сделать выбор в пользу этого гибрида сможет лишь человек, по каким-то причинам люто ненавидящий гнутый руль.

Может быть, я что-то не понимаю, расскажите мне тогда. Пока что для себя я пометил данный тип велосипедов как абсолютно маркетинговый вариант, эксплуатирующий «гибридный» тренд.

Треккинг байки

Эта категория появилась задолго до внедрения на рынок мтб и шоссейных гибридов, но почему-то их также зачисляют в этот класс. Треккинг байк — это весьма широкое понятие, меняющееся от производителя к производителю.

В целом, оно означает — велосипед, уже подготовленный и приспособленный к велопоходам, но еще и не туринг. Классический туринг — это длинная стальная рама и обязательно гнутый руль. Треккинги же обходятся прямыми рулями или бабочками.

Степень подготовленности к путешествиям может варьироваться от просто установленного багажника, до полного оснащения, вплоть до динамо-втулок.

Есть ли смысл покупать такой вариант, если вы готовитесь к велопоходу? И да, и нет. Да, потому что зачастую на треккинги устанавливают весьма ресурсоемкое оборудование, Нет, потому что из-за этого оборудования велосипед окажется прилично тяжелее горного байка или гибрида. По крайней мере, лично мне больше по душе обычные мтб группы шимано.

Если бы речь зашла о серьезном мероприятии, ради которого мне понадобился отдельный вел, то я бы собрал себе стальной туринг, на оборудовании уровня Shimano XT, возможно, карбоновой вилке и обязательно кожаном седле Brooks.

Прочие гибриды

Кроме этих трех видов, которые я бы назвал основными типами гибридных велосипедов, под это же название могут подпасть и многие другие. Чего там только нет: и ситибайки с какими-то элементами горников: и странные порождения дамских байков голландского типа… Даже замечаю, что в некоторых магазинах повадились электробайки обзывать hybrid bike, наверно, упирая на ассоциации с автомобилями.

Вряд ли всё это нужно обычному катальцу, который желает катать дальше и быстрее. Выбирайте себе велосипед по вашему стилю катания, не зацикливайтесь только на мтб. Не существует идеального байка: и универсальность, и заточенность под конкретные задачи не всегда востребованы и актуальны.

Главное, запомните — это не последний велик, поэтому не нужно выбирать его, как жену. 🙂 Быстрее выберете, быстрее начнете кататься.

Что думают по поводу гибридов мои дорогие читатели? Согласны ли вы с моим мнением, что последнее время интерес к этому классу сильно остыл, и в ассортименте производителей их будет становиться все меньше?

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов!  Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Читать также:

kotovski.net

Велосипед-гибрид: его плюсы и минусы

В свое время огромное распространение получили горные велосипеды, и не случайно: они позволяют лучше передвигаться по пересеченной местности, более выносливы и мощны, в отличии от классический сити-байков. Встретить велосипедиста на горном байке вполне реально и в пределах городской черты, что неудивительно, если учесть состояние дорожного покрытия.

Полная противоположность МБТ – шоссейные велосипеды – начали пользоваться активным спросом несколько позже: здесь доминируют скорость и динамика. Эти резвые и легкие «коньки-горбунки» быстро доставят куда надо, но при наличии ровной асфальтовой поверхности. К выбору дороги следует отнестись повнимательней. Такой тип велосипедов совершенно непригоден для езды по неровностям, грязи и т.д. Даже для стандартных парковых покатушек он будет не очень.

А существует ли универсальный вариант, который подходит и в городе, и за его чертой, и для отдыха в парке, и на тротуарах? Оказывается, да, и его имя – велогибрид. Рассмотрим поведение этого байка на реальных дорогах, его положительные и отрицательные черты. Также коснемся некоторых моделей и объективно сравним их по характеристикам.

Особенности велосипедного гибрида

Конструкция байка, на первый взгляд, идентична МТБ-шной. На самом деле, гибрид – это смесь горного и шоссейного велосипедов, как по сборке, так и по ходовым характеристикам. Конструктивные элементы велосипеда гибрида:

  1. Прочная рама. От горного она перенимает геометрию и материал, от шоссейника – легкость и мягкость. Последнее достигается большим расстоянием центра заднего колеса от кареточного узла.
  2. Большие колеса, диаметром 28 дюймов.
  3. Шины: средней величины с выраженным рисунком. Они тоньше, чем у МТБ, глубина рисунка протектора меньше.
  4. Руль от горного велосипеда.
  5. Наличие вилкового амортизатора.

Как сидеть на таком велосипеде? Если положение спины на маунти-байке более или менее прямое, а на шоссейнике – согнутое, то здесь посадка будет занимать что-то среднее между этими двумя положениями. Такое расположение седла относительно руля может показаться очень неудобным, особенно тем, кто привык ездить на горниках. Но, как показывает практика, в дальнейшем такая посадка лучше сказывается на состоянии спины.

Как отдельный вид, велогибрид сочетает в себе ходовые качества обоих своих «родителей»:

  1. Отличная динамика и накатистость на асфальте, по сравнению с МТБ.
  2. Неплохие показатели езды по пересеченной местности: устойчивость, маневренность, мягкость.
  3. Возможность использования багажника, держателей и крыльев без существенной потери в динамике.
  4. Меньшая усталость на длительных дистанциях, чем при езде на горном велосипеде.

Последняя особенность позволяет использовать гибридные велосипеды для туризма. Переходы на асфальт с бездорожья и обратно – довольно частое явление в путешествиях, и для этих целей универсальный байк подходит как нельзя лучше!

Рациональное использование МТБ-кросса

В этом разделе поговорим о недостатках горно-шоссейных велосипедов и о том, как нивелировать их. Так сложилось, что компромисс не только дает универсальность, но и снижает первоначальные характеристики как горного, так и кросс-велосипеда. К существенным недостаткам, которыми обладают велосипеды гибриды, относятся:

  1. Невысокая скорость и разгон, по сравнению с шоссерами.
  2. Нет возможности менять положение рук, как на рулях-баранах у шоссейников.
  3. Недостаточная проходимость по грязи и пескам, по сравнению с МТБ.
  4. Недопустима экстремальная езда: большой размер колес, недостаточная амортизация, жесткость рамы.

Учитывая эти недостатки, для велосипедов-гибридов можно подобрать соответствующую нишу применения: каждодневная езда по ровным и не очень дорогам, периодические заезды в дикие места, движение по подъемам и спускам. В среде велотуризма эти велики также найдут свое признание, благодаря сочетанию положительных характеристик от МТБ и кросса. Недостатки при этом сведены к минимуму.

Гибриды, в основном, любят путешествия

Повысить динамичность передвижения на трассе помогут более гладкие и тонкие покрышки. Наоборот, усилить эффект прохождения по густой песчаной тропе помогут более толстые и «зубастые» шины. Однако следует помнить, что таким образом велогибрид приближается к шоссейному или горному, теряется его «фишка» – способность ездить как горник и как шоссейник.

Можно ли приспособить гибрид к прогулкам по городу? Вполне. Эти неприхотливые велосипеды не будут слишком тяжелы, подойдут и мужчинам, и женщинам, могут хорошо использоваться для аэробных тренировок. Скоростные показатели для города у гибридов весьма неплохие, что позволит держать в тонусе мышцы ног.

Обзор и сравнение популярных моделей гибридов

Какой горный велосипед выбрать?

Несмотря на общее сходство, разные модели гибридов отличаются между собой, что особенно важно при выборе нового байка. Можно ориентироваться на несколько параметров: мнение других покупателей, советы бывалых, востребованность. Отличным способом будет и возможность рассмотреть гибридный велосипед в разных вариантах, благодаря чему уже можно предположительно определить, какой из них наиболее подходит.

Итак, вот некоторые модели:

Schwinn Discover – гибрид дорожной направленности, собранный из алюминиевой рамы и больших колес со средними шинами. Оснащен прямым кантрийным рулем и 21-скоростной системой переключения передач. Седло снабжено маленьким, но эффективным амортизирующим гофром, благодаря которому езда по ухабам не будет приносить дискомфорта. Посадка на велосипеде достаточно удобная, что важно при длительных велопрогулках.

К недостаткам велосипеда относятся дешевые и малокачественные комплектующие, ощутимый вес и низкая динамика на трассе. Все эти минусы, правда, перечеркивает невысокая стоимость велика и долговечность основной конструкции.

Тот, кому близка только езда по городу, выбирает этот велик

Specialized Sirrus – гибридный велик, стремящийся к получению статуса шоссейного. На первый взгляд, он, действительно, является копией шоссейника: утонченность, отсутствие амортизаторов, расположение сиденья относительно руля. Скоростная система велика хоть и не совсем быстро срабатывает, помогает преодолеть значительные подъемы.

Тем не менее, гоночные велосипеды не принимают его в свои ряды из-за прямого руля и формы рамы, как у горного велосипеда. Шины этого байка также великоваты для спортивного гоночника. Тем не менее, этот велосипед больше ориентирован на дороги. Езда по пересеченной местности возможна, только не стоит закатывать его в непроходимые дебри. Если планируется часто ездить по бездорожью, то при выборе гибрида или горного байка стоит остановиться на втором варианте.

Этот велосипед любит скорость и ровные дороги

Jamis Coda Elite. Поровну взял от обоих представителей байков. Может спокойно кататься как по песчаным тропкам и грязи, так и в потоке автомобилей. Цена этого велосипеда будет повыше, чем на байки предыдущих разновидностей, однако она вполне оправдывает себя:

Не стоит увлекаться, однако, чрезмерным загоном велосипеда: слишком большие расстояния он не любит. Ездить подолгу по тропкам в горах и лесу тоже нежелательно, совсем нельзя – по камням.

Можно почти везде, но не слишком долго

Takara Sugiyama – красивый и специфический велосипед-гибрид. Отзывы от пользователей весьма противоречивые: одни влюбляются в него с первого взгляда, для других он навсегда остается неудобным и малопригодным для дальних поездок. Последнее, однако, стоит оспорить: жесткая и прочная конструкция в сочетании с толстыми шинами Kenda просто подталкивают его к туризму. Байк спокойно выдержит плохие дороги, а также воду, песок и грязь на них.

Быстрый и неприхотливый туристический «Фиксик»

Трансмиссия упрощена по максимуму: фиксированная передача (FIX). Это помогает велику держать хорошую скорость, затухания движения даже при слабом педалировании практически нет. В качестве тормозов стоят V-brake, что уступает, конечно, дисковой системе на Sirrus. В целом, велосипед неплохой, опробовать стоит хотя бы ради интереса.

Осталось подвести итог: кому больше всего подойдет велосипед-гибрид? Это идеальный вариант для тех, кто хочет «все и сразу», не углубляясь при этом в какую-то одну область катания. Правильная и сбалансированная езда, с учетом всех плюсов и минусов, принесет разнообразное катание, а также подарит массу хороших впечатлений.

VeloFans.ru


Смотрите также