Если не «Атеист» и не «Верующий» тогда кто. Атеист верующий и


в чем разница между ними?

На страницах научно-популярных изданий, посвященных отношению людей к религии, приходится сталкиваться с целым рядом специфических терминов. В частности, авторы публикаций нередко делят людей на две различные категории – атеистов и агностиков. В чем разница между ними? Если с первыми вопрос более-менее ясен, поскольку в советский период к ним себя причисляло большинство наших соотечественников, то в отношении вторых не все так просто. Попытаемся разобраться.

Краткий экскурс в лингвистику

Начиная разговор о том, чем отличается атеист от агностика, уточним значение каждого из этих терминов. Обратимся к их этимологии, то есть происхождению самих слов. Оба существительных - «атеист» и «агностик» - имеют в своем начале приставку «а», выражающую отрицание. Разница в том, что в первом случае она относится к существительному «теос» – бог, а во втором к «гнозис» – познание. Таким образом, нетрудно догадаться, что разница между атеистами и агностиками заключается в том, что первые отрицают бога, а вторые - некое познание, о котором пойдет речь ниже.

Не признаю, потому что не верю!

Прежде всего, следует опровергнуть расхожее и крайне ошибочное мнение, что атеист – это неверующий человек. Отнюдь. Он как раз верующий, но верит не в существование бога, а в его отсутствие. Им движет именно слепая вера, поскольку никакими чувственными ощущениями или логическими построениями доказать свою точку зрения он не может. История знает целый ряд мыслителей, которые пытались построить доказательную базу на основе логических заключений, но едва ли результаты их трудов можно назвать убедительными.

Встав на путь голословного отрицания не только бога, но и вообще всего сверхъестественного, атеисты тем самым проповедуют самодостаточность материального мира, а вместе с тем и чисто человеческое происхождение всех без исключения религий. Этим они противопоставляют себя теистам – сторонникам божественного происхождения всего сущего. Как правило, представители этой категории людей придерживаются светских философских направлений, таких как гуманизм, материализм, натурализм и т. д.

Возможно, но недоказуемо

В свою очередь агностики не торопятся делать столь безапелляционные заявления, хотя также не являются поклонниками сверхъестественного. В чем разница? Атеисты и агностики по-разному мотивируют свою позицию. Если первые со всей категоричностью утверждают, что бога нет, то вторые на этот ключевой вопрос вообще отказываются давать ответ. Их глубокое убеждение состоит в том, что окружающий нас мир в принципе непознаваем, а следовательно, получить единственно верный ответ относительно бытия божьего невозможно. Именно в этом принципиальное отличие агностиков и атеистов.

Знаменитые агностики прошлого

Известно, что термин «агностицизм», выражающий столь скептическое отношение к познанию внешнего мира, впервые был введен в употребление английским ученым Томасом Гексли в 1869 году, но само учение появилось гораздо раньше, еще во времена античной древности. В XVIII веке его яркими выразителями стали шотландец Дэвид Юм (1711–1776 гг., портрет приведен выше) и немец Иммануил Кант (1724–1804 гг., портрет приведен ниже).

Последний, в частности, утверждал, что поскольку об окружающем нас мире мы можем судить лишь на основании тех ощущений, которые он в нас порождает, то ни о какой объективности восприятия не может быть и речи. Логика его рассуждений сводилась к тому, что в нашем сознании картина мира – это не что иное, как продукт работы мозга, созданный на основе той информации, которую он получил от органов чувств.

Однако никто не гарантирует, что она верна, поскольку зрение, слух обоняние и пр. нередко подводят нас. Кроме того, человеческий мозг, к сожалению, является далеко не совершенным инструментом, и также может внести искажение в картину окружающей нас действительности. Проще говоря, Кант, а вместе с ним все разделявшие его точку зрения философы, отвергали реальную возможность иметь объективное суждение в вопросах, касающихся мироустройства. В этом заложено главное отличие взглядов агностиков от позиции атеистов, которые являлись их оппонентами и, яростно отрицая бытие божье, не допускали даже тени сомнения в своей правоте.

Противоречия, принявшие форму конфликтов

Как те, так и другие всегда вступали и продолжают вступать в конфликт с верующими, число которых, по данным социологических опросов, неизменно увеличивается. Для людей, признающих бога творцом мира, в равной степени являются идеологическими противниками и агностики, и атеисты. В чем разница реакций представителей этих двух весьма многочисленных категорий лиц на критику занимаемых ими позиций, переходящую порой в яростные нападки? Об этом поговорим особо.

Что же касается атеистов, то они в спорах с верующими никогда не утруждались доказательством своей правоты, поскольку никаких убедительных аргументов представить не могли и всегда замыкались в своем упрямстве. Дискуссия о существовании бога между атеистами и верующими, как правило, сводилась к тому, что одна из сторон упорно, но совершенно бездоказательно твердила: «Есть!», в то время как другая повторяла свое, также ни на чем не основанное: «Нет!» В результате они всегда становились непримиримыми врагами.

Форма, которую принимало их противостояние, зависела от целого ряда внешних обстоятельств. Так, в отдельные исторические периоды служители церкви с легким сердцем отправляли на костры всех, кто высказывал сомнение в истинности религиозных догм. На других же этапах развития общества воинствующие атеисты расстреливали и отправляли за решетку как самих божьих пастырей, так и их прихожан.

Удобная мировоззренческая позиция

В связи с этим можно привести еще одно отличие атеистов от агностиков. Оно состоит в том, что последние никогда не вступали в открытый конфликт со служителями церкви. Причем объяснялось это не отсутствием принципиальности, а исключительно удобством занимаемой ими позиции. Приверженцы агностицизма в споре с церковниками всегда имели возможность «сгладить острые углы», заявив: «Мы вполне допускаем, что вы правы, хотя и не видим тому доказательств».

То же самое они отвечали и атеистам. В результате удавалось сохранить вполне мирные отношения как с теми, так и с другими. Позиция, безусловно, удобная. Она всегда давала возможность, формально не поступившись принципами, избежать конфронтации и не нажить врагов. Именно поэтому столь мирно на протяжении веков уживаются атеисты и агностики. Различие между ними чисто условное. Одни говорят: «Мы отрицаем бога», другие твердят: «Мы не можем поверить в его бытие», что, по сути, одно и то же.

Интеллектуальный выбор агностиков

В связи с этим возникает вопрос: что в таком случае мешает атеистам избежать лишних нападок, ведь для этого достаточно не позиционировать себя в качестве врагов церкви, а лишь уклониться от приятия ее учения, сославшись на его недоказуемость? Очевидно, причин может быть две. Первая, носящая название «интеллектуального выбора», заключается в том, что многие из атеистов считают теорию агностиков ложной, поскольку, как они утверждают, в самой ее основе лежит ошибка.

Атеисты указывают на то, что, с позиции онтологии, то есть учения о бытие как таковом, сама постановка вопроса является некорректной. Доказывая отсутствие чего-либо, можно приводить аргументы, относящиеся лишь к какому-то частному случаю, но при этом не опровергающие существование этого объекта как такового. Простой пример: для того чтобы убедиться в том, что в шляпе у фокусника не прячется кролик, достаточно в нее заглянуть. Но даже если его там и не окажется, это отнюдь не будет означать, что кроликов вообще не существуют на свете. Таким образом, попытки доказательства отсутствия бытия божия для атеистов неприемлемы, поскольку, по их мнению, являются абсурдными.

Нравственные предпосылки выбора

Но кроме того, непримиримая позиция атеистов часто определяется и их нравственным выбором. Как показывает жизнь, наиболее рьяными из них являются люди, некогда тесно соприкасавшиеся с религией, но по тем или иным причинам не только порвавшие с ней, но и ставшие ее противниками. Таких причин может быть много, и их рассмотрение выходит за рамки данной статьи.

Важно лишь, что эти люди, в отличие от последователей Канта и Юма, намеренно отказываются дать своим оппонентам возможность даже порассуждать о доказательстве бытия бога. Именно в этом, по сути, и заключено главное противоречие между агностиками и атеистами. В чем разница их мировоззрений, становится понятным из того, что представители одного из этих учений придерживаются материалистических взглядов, тогда как их оппоненты являются убежденными сторонниками божественного сотворения мира.

fb.ru

Агностик и атеист-в чем разница?

Сегодня значение этого слова несколько изменилось. Выражаясь современным языком, агностик – это человек, в отношении религии сомневающийся. Разъяснения сущности Бога современными религиозными учениями, с его точки зрения, неубедительны. Он не отрицает существование некого божественного начала, но и не готов признать его как безусловную конкретную реальность, так как имеющихся доказательств для этого недостаточно. Для агностиков вопрос, что же именно представляет собой божественное начало, остается открытым, они полагают, что когда-нибудь мы все узнаем.

Стоит подчеркнуть принципиальное отличие между агностиком и атеистом. Атеист – это верующий человек. Не удивляйтесь, атеист верит в то, что Бога нет, в материальность окружающего нас мира. Согласно социологическим опросам во многих странах, доля атеистов составляет около 7-10%, а вот количество агностиков во всем мире увеличивается.

В Германии только 14% молодых людей считают себя верующими. В Великобритании влияние церкви в обществе неуклонно снижается. Агностицизм – то, что исповедуют агностики, – в качестве идеологии распространяется по всему миру. Самым громким примером распространения данной позиции может послужить реплика Вероники Мишель Бачелет – первой в истории Чили (стране, где позиции католической церкви очень сильны) женщины-президента. Она призналась, что не только социалистка, но и агностик.

По различным опросам, в пятерку крупнейших религий мира входят: христианство, ислам, индуизм, конфуцианство и буддизм. Сегодня в мире насчитывается около 2,1 млрд. христиан (в том числе 1,15 млрд. католиков) . Далее следует ислам (1,3 млрд.) , индуизм (900 млн.) , конфуцианство и даосизм (394 млн.) , буддизм (376 млн.) . При этом на 5,5 миллиардов жителей Земли, исповедующих какую-либо религию, приходится 1,1 миллиарда нерелигиозных людей. Причем атеистов среди них втрое меньше, чем агностиков – тех, кто верит, что вопрос о форме существования бога открыт. И число агностиков с каждым годом растет.

otvet.mail.ru

Верующий и атеист: как найти общий язык

Верующие осуждают атеистов за нигилизм и неуважение к религии, а атеисты осуждают верующих за то, что они пытаются влезть к ним в голову со своими нравоучениями, навязать свое мнение. Все мы знаем, что дураков хватает и там и там, но на почве постоянных конфликтов иногда людям тяжело общаться, если у них полярные суждения на тему Бога и того, что ждет нас после смерти.

На что нужно обратить внимание верующим и атеистам

Вера и религия — это две разные вещи. Религиозность без веры — это фанатизм чистой воды. Конечно, трудно ходить в церковь, мечеть или синагогу, если ты не веришь в Бога, но задумайтесь над этим. Возможно, что ваша приверженность религии идет впереди вас. Религия не доказывает существование Бога. Верующие люди только верят. Проблема заключается в том, что вы не можете доказать существование Бога. Да, бывают чудеса, которые никак больше не объяснить. Возможно, это сподвигнет кого-то поверить, но не спешите осуждать скептиков. У людей есть право на мысли, на мнение. Не навязывайтесь ни в коем случае. Вы верите — продолжайте верить, ведь никто у вас эту веру не заберет.

Религиозность семьи играет большую роль. Если говорить грубо, то вам в детстве промыли мозги, да еще так, чтобы вы негативно относились к тем, кто в Бога не верит. Так делать нельзя. Это и вызывает все конфликты и войны. Религия для многих людей является политическим рычагом, методом управления массами. В первую очередь, вы являетесь верующими. Не забывайте это никогда. ВЫ — не человек религии, а дети Божьи. Это справедливо для любой религии.

Ни в одной религии нет заповеди о том, что воровать или убивать — это хорошо. Любая мировая религия типа христианства, ислама или иудаизма являет собой некий сдерживающий фактор для людей. Она сдерживает агрессию, когда человек вспоминает, что обижать других — это плохо. Это нужно помнить тем, кто плохо относится к верующим людям. Для них есть правила, которые они уважают. Не стоит эти правила топтать. Уважайте то, во что верят миллиарды людей. Ни в коем случае не отвечайте на агрессию ультрарелигиозных фанатиков. Пусть они ведут свою работу по промыву мозгов. Вас это не касается.

Если всё это вы будете помнить всегда, то сможете понять человека с иными взглядами. Верующий должен понимать, что он не имеет доказательств существования Бога, а атеист не должен говорить, что Бога нет, потому что он его не видит. Его никто не видит, никто не знает, что стоит над нами. Никто не открыл пока секрет мироздания. Никто не знает, что будет после смерти. Атеизм — это тоже «-изм», то есть вера во что-то. Это здравый смысл, это вера в то, что вы не ходите под Богом. Наука пока не может дать никаких ответов по поводу истоков Вселенной. Нам остается только слушать сердце. Не судите других людей за то, что они объясняют все по-своему. Если подумать хорошенько, задуматься хоть на минуту, то можно понять, что нет никаких проблем для общения атеистов и верующих или даже религиозных людей. Не делайте культ из религии, потому что религия — это то, что придумали люди, а не Иисус или другие пророки. Научитесь ставить себя на место других людей.

Как найти общий язык

Совет первый: не навязывайте свое мнение. Как только разговор перейдет в стадию защиты и нападения, можно завершать дискуссию, потому что это может привести к плохим последствиям.

Совет второй: не говорите о религии. Чтобы решить проблему. Не доводите до ее появления. Все просто. Умные люди не трогают запретные темы. Не говорите про политику и религию — это две темы, которые способны превратить любую встречу в кровавую бойню.

Если разговор все же зашел в запретную зону, то постарайтесь не затягивать его ни в коем случае. Особенно актуальным это можно считать для тех, кто общается сравнительно недавно.

Вы не можете знать, что человек чувствует и что думает, поэтому не стоит судить его за его выбор. Не нужно только гневно отзываться о тех, кто не разделяет вашего мнения. Это как минимум глупо и некрасиво. Так делают футбольные фанаты, которые строго отрицательно настроены против тех, кто более за другой клуб. Это абсолютно то же самое. Выбор делает каждый человек свой, поэтому не нужно никого осуждать или навязывать свою точку зрения. Не говорите никому своего мнения о чужих мыслях и поступках, чтобы никто не выражал свое мнение о вас.

Верующий и атеист всегда могут найти общий язык. Проблема заключается в том, что большинство людей хочет навязать свое мнение или, что еще хуже, высмеять чужое, тем самым возвысив себя. Это верх неуважения, верх человеческой глупости. До тех пор, пока мы так делаем, этот мир будет полыхать в агонии войны, негатива. Таких людей большинство, поэтому легко подхватить эту лихорадку негатива, антидипломатичности и безнравственности. Уважайте выбор других людей и будьте умнее, что ничто не становилось причиной разногласий: ни вера, ни любовь, ни политика. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!

12 февраля 02:46

gurutest.ru

Верующий и атеист — Что значит фраза «ВЕРУЮЩИЙ АТЕИСТ» — 22 ответа



В разделе Религия, Вера на вопрос Что значит фраза "ВЕРУЮЩИЙ АТЕИСТ" заданный автором Андрей Писарчик лучший ответ это Оксюморон. Что-то вроде "живого трупа", "белого желтка" и т. п.

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что значит фраза "ВЕРУЮЩИЙ АТЕИСТ"

Ответ от ALEX Klavdii[гуру]Идиотизм да и только, какои убогии эту фразу выдумал, это всёравно, что христиане будут поклонятся богу солнца Ра. Атеист не скептик, это два разных понятия, атеист верит вто, что может быть доказано, во всё сверх истественное и в бога, он не верит. Не может атеист верить в сверх истественное, отрицать бога и ходить к гадалкам, что бы предсказали иму судьбу и будущее, это попахивает идиотизмом.

Ответ от способ[гуру]Есть понятие "православный атеист". А вот "верующий атеист"- это нонсенс.

Ответ от торос[гуру]Очевидно, то же самое, что и сухая вода или горячий снег.

Ответ от Невролог[гуру]это убежденый адепты атеистической веры, вот пример : " Запретное искуства".

Ответ от Ётанислав[гуру]Верить можно и не в бога.Допустим атеист, верующий в деньги, приметы, красоту итд

Ответ от Ѐада[гуру]верующий в бога АТЕИЗ. Вид у него такой- в правой руке томик химии в левой -УКРФ. И такой печальный....

Ответ от Кофеэксперт кортенуар[эксперт]каждый воплощенный на Земле без его конечно ведома и воли на это-насилием- является подсознательно верующим потому что при воплощении сюда его вписывают вместе с его сознанием в так называемую решетку христова сознания- в коллективное сознание всех живущих на этой планете гуманоидов-колхоз в общем -коллективный разумну а такие как я даже попав сюда умеют выйти из решетки и из тюрьмы коллективного сознания

Ответ от Ёвелога Васильевич[гуру]Это когда в молочном детстве крестят по традиции- вырастает православный или католический атеист . На выбор- соответственно традициям места прописки.

Ответ от ИЛЬЯ КОРОБЕЙНИКОВ[активный]Это я периодически. Верю в Николая Чудотворца, Матрону, Иешуа из Назарета. Не верю что Бог создал землю и все такое, бред полный. Наука далеко шагнула, а церковь все о своем, ну а как же? ведь если она признает, что ДА! то многие церкви скажут НЕТ, Вот это и есть, верующий атеист.

Ответ от Игорь[гуру]конкретизируйте, верующий во что?

Ответ от Константин Злобин[гуру]Плюс и минус.

Ответ от Fenix[активный]Человек, который не относит себя ни к одной из официальных религий, но верит в Бога, считая его некой мыслящей созидающей вселенской энергией.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Атеисты и верующие - Дом Солнца

Другие придерживаются этой же позиции и без всякого умысла, а просто потому, что так действительно на первый взгляд может показаться.

Ниже я попытаюсь привести несколько доводов о том, почему указанное мнение является неверным, а атеисты не должны рассматриваться как своего рода верующие.

Соблазн агностицизма

Преподавание основ философии в университете и их обсуждение со студентами даёт возможность получить представление о тех позициях, которые современные молодые люди занимают по упомянутым проблемам стихийно, то есть до того, как приступают к анализу доводов за и против. В случае с вопросом о существовании Бога лично мне ни разу не встречались люди, готовые начинать рассуждение с откровенно религиозной или, наоборот, атеистической позиции. Агностики же всегда готовы высказаться первыми. Формулируемый ими аргумент выглядит примерно так: утверждение о том, что бога нет, так же бездоказательно, как и утверждение о том, что он есть. И то и другое может быть лишь предметом веры. Мы же, как рационально мыслящие люди, не можем поддержать ни атеистов, ни верующих в этой их безосновательной убеждённости. Поэтому относительно вопроса о существовании бога выбираем агностицистскую позицию: мы не знаем, есть ли такое существо, как бог, или нет, и отказываемся говорить о его существовании или несуществовании точно так же, как и о каких-либо других его свойствах.

Если современных российских студентов можно рассматривать как хоть сколько-то показательную выборку нашего общества, то, пожалуй, можно сказать две вещи: во-первых, то, что агностицизм рационально мыслящему человеку часто представляется интуитивно более привлекательной позицией, а во-вторых, что эта «естественность» агностицизма оказывается одной из главных причин, почему рассмотрение религиозности и атеизма как равнозначных в интеллектуальном плане позиций также является интуитивно привлекательным.

Подобное рассуждение агностика представляется последовательным и верным, если существование рассматривать как одно из свойств бога. Атеист тогда действительно оказывается человеком, рассуждающим о том, что присуще или не присуще богу. И это делает его позицию внутренне противоречивой: в глазах агностика атеист превращается в человека, который, отрицая наличие у бога определённого свойства, тем самым допускает самого бога как инстанцию, не обладающую этим свойством. Иными словами, получается, что, отказывая богу в существовании, атеист начинает говорить о нем и тем самым как бы одновременно наделяет его этим самым существованием.

Однако на самом деле атеисту вовсе не обязательно считать существование свойством. Когда я отрицаю существование бога, может сказать атеист, я не говорю, что есть некая сущность, которая не обладает таким-то свойством. Наоборот, я считаю ложным само предложение «Есть сущность, такая, что она является богом». И здесь нет никакого допущения или обсуждения этой сущности.

Проиллюстрировать сказанное атеист сможет на следующем примере. Чтобы описать свою комнату, я могу перечислить находящиеся в ней предметы: стол, диван, ковёр, шкаф и т.д. К этому описанию можно добавить ещё одно утверждения: «А также здесь находится невидимая фея». Доказать, что её там нет, совершенно невозможно. Но дело вот в чём. Если описание комнаты без упоминания феи оказывается столь же удовлетворительным, как и её описание с упоминанием феи, то, согласно правилу «бритвы Оккама», из двух равноправных объяснений более рационально выбрать то, которое является более простым и содержит меньше сущностей. В нашем случае это описание комнаты без упоминания невидимой феи. Таким образом, может сказать атеист, моё отрицание существования бога подобно отрицанию существования в комнате невидимой феи, ибо является следствием предпочтения более простого и удовлетворительного описания мира.

Отказ от рассмотрения существования как свойства не только оказывается более рациональным, ибо позволяет нам непротиворечиво отрицать существование чего-либо, но также, в случае с вопросом о существовании бога, похоже, опровергает и исходную установку агностика, который в таком случае не может противопоставить себя в равной мере верующему и атеисту. Скорее наоборот, по отношению к атеисту агностик и верующий оказываются в одном лагере (оба принимают существование бога, но агностик при этом отказывается говорить о присущих ему свойствах).

В итоге получается, что если приведённое выше рассуждение верно, то атеизм является позицией, контрадикторно противопоставленной религиозной вере в целом и, следовательно, любому вероисповеданию в частности. Рассматривать же атеизм как религию означает совершать ошибку, которая в логике называется категориальной ошибкой. Как сказала однажды моя подруга-атеистка, утверждение, что атеизм – это такая религия, равнозначно утверждению, что здоровье – это такой вид болезни.

Аргумент социологизма

Существует ещё один, уже более абстрактный аргумент, при помощи которого сегодня также пытаются поставить в один ряд атеизм и религиозную веру. Я условно назову его аргументом социологизма. Формулируется этот аргумент примерно следующим образом: атеизм и религиозные вероисповедания вместе являются видами мировоззрения. И атеистическое, и религиозное мировоззрение присущи людям и создаются ими. Поэтому, как социальные конструкты, атеизм и религиозные вероисповедания имеют общую природу и являются вполне сопоставимыми. Мы, например, можем сравнивать их как два однотипных института на предмет их общественной полезности и т.д.

Сразу отмечу, что данный аргумент по своей сути не является ни религиозным, ни даже атеистическим. Его, скорее, можно назвать нигилистским, ведь ни один последовательный атеист и тем более верующий человек его не займёт. И в этом отношении порой довольно удивительно наблюдать, как защитники церкви и религиозной веры используют его для укрепления своих позиций против атеизма. Дело в том, что опора на этот аргумент приводит их к двойным стандартам или же противоречию. Ведь если все мировоззрения равны (как социальные конструкты), то чем тогда хуже насчитывающий многотысячных сторонников джедаизм или Церковь Летающего Макаронного Монстра вместе с другими пародийными религиями?

Однако аргумент социологизма на поверку оказывается несостоятельным, поскольку представляет собой разновидность релятивистского аргумента. Утверждение о том, что всякое мировоззрение – это социальный конструкт, задаёт определённую картину мира и общества (конкретно – картину людей, живущих в мире и создающих себе социальные конструкты). Но если исходная посылка этого аргумента верна, то и задаваемая им самим картина мира (ведь сам он формулируется универсалистски) также должна рассматриваться как социальный конструкт наравне с другими конструктами. В результате мы приходим к бесконечному регрессу.

Порочность релятивистских аргументов была известна ещё во времена Античности, однако, несмотря на это, многие пропагандисты продолжают активно ими пользоваться.

Заключение

Всё сказанное не означает, что у людей, являющихся верующими, и у людей, являющихся атеистами, не может быть общих свойств. Так, и те и другие, например, могут быть гражданами, обладать равными гражданскими правами и т.п. Но в этих случаях их мировоззрение оказывается нерелевантным. В тех же случаях, когда мировоззрение значимо, достаточных оснований рассматривать их дискуссии как межрелигиозные или межконфессиональные (со всеми вытекающими из этого следствиями), похоже, нет.

www.sunhome.ru

АТЕИСТ ВЕРУЮЩИЙ И... Основы мировоззрения атеистов

Наиболее простым и наименее правильным ответом на поставленный в заголовке вопрос будет: «Атеист уверен, а агностик сомневается». Верным в этом утверждении является то, что атеизм критично отвергает существование Бога, с гораздо большей охотой принимая теорию большого взрыва. Однако агностицизм вовсе не обязательно является цельным мировоззрением. Согласно такому разграничению атеизма, большинство агностиков являются «слабыми» атеистами. Но даже среди агностиков есть еще деления, по которым они различаются в зависимости от уверенности в своей точке зрения.

А любой уважающий себя атеист, прошел через этап анализирования религии.По моему, атеистов которые читали библию/коран больше, сравнительно с верующими. И именно поэтому верующие остаются верующими.

А мне кажется, что агностики не ищут истины, они просто спрятались и бояться вставать на какую либо сторону, так как для этого нужны в первую очередь ЗНАНИЯ. Они их получать не хотят и жувут прикрываясь “поисками истины”.А атеизм не может отрицать существование Бога по той простой причине, что это не факт. Атеизм – это взгляд на мир с позиции фактов. Но проблема в том, что многие не понимают всей сути атеизма. Но нужно понимать, что, как и в любом философском течении, здесь также есть место для разногласий.

Проще говоря, Кант, а вместе с ним все разделявшие его точку зрения философы, отвергали реальную возможность иметь объективное суждение в вопросах, касающихся мироустройства. В этом заложено главное отличие взглядов агностиков от позиции атеистов, которые являлись их оппонентами и, яростно отрицая бытие божье, не допускали даже тени сомнения в своей правоте. Также в ответ были созданы атеистические организации среди военного персонала. С другой стороны, само вышеупомянутое утверждение свидетельствует о том, что одной из причин религиозной веры является страх смерти.

Если послушаться богословов то академик Иван Петрович Павлов был верующим, поскольку его отец был священником, а жена ходила в церковь. Нередко таких “великих ученых” церковный борзописец выдумывает или говорит о религиозности ученого невесть что. Впрочем, никто и никогда не отрицал наличия некоторых верующих среди учёных. Но примечательно, что проповедники никогда и ни в коем случае не считают верующего авторитетом для себя в вопросах религии. Не бегут они и в англиканство вслед за верующим англиканином Исааком Ньютоном.

Вообще – религия, вера – это гнилая тема (я уже когда-то писал), поскольку тут сплошной субъективизм и никогда нельзя прийти к окончательному компромиссу. А главное – мы отклонились от основной темы, которая очень познавательна. Богом или каким-то высшим разумом я это не связываю – не доросли мы еще. Отвергаю Бога в общем понимании, как творца всего – атеист, но признаю, что неизведанное существует – агностик.

И они начнут биться в поисках истины и найдут ее.В те времена, в частности до Дарвина, атеистом быть, было очень сложно, так для этого не было основы. Слово «атеизм» в Европе стало использоваться для описания собственных убеждений в XVIII веке и означало отказ от веры в монотеистического иудео-христианского бога. Согласно этому разделению, любой человек является либо теистом, либо «сильным», либо «слабым» атеистом. Его, скорее, можно назвать нигилистским, ведь ни один последовательный атеист и тем более верующий человек его не займёт. Верующий каждый день постоянно молился, а атеист имел в виду. Hо у атеиста было всё – красивая жена, машина, дети здоровые, а у верующего – наоборот сплошные проблемы.

Вы слышали когда-нибудь, чтобы атеизм или какой-нибудь атеист за всю историю существования человечества призывал к чему-либо подобному своих последователей, — атеистов? Сам факт того, что ребёнок не верит в Бога, уже делает его атеистом». Познание” Бога – это вообще понятие философское, сложное, абстрактное.

Если человек может искренне предположить, что существует сверхъестественное (то есть нечто, чьё существование нереально, неестественно), то он уже потенциальный верующий, ибо логика ему отказывает. В ответ на высказывания в таком духе уместно будет заметить, что если человека создал Бог, то он выдал ему замечательный инструмент для познания Вселенной — разум и логику. Именно с их помощью мы строим самолеты, лечим зубы и добываем электричество, а вот, размышляя о Боге, почему-то должны отбросить в сторону и то и другое.

Занимаясь конкретной научной деятельностью, верующий, по сути дела, забывает о Боге, поступает так же, как атеист. И никак иначе. “Ты верующий? А в церковь почему не ходишь?” Потому что он, наш человек, самый обычный мусульманин и нечего ему в церкви делать.

Верующий атеист (Виталий Чумаков)

Александра Ч, к моему огорчению все вышеуказанные Вами источники редактировались служителями данного культа. Поэтому читать их имеет смысл для попытки узнать что хотят от человека в данной религии. Разница с ангостиками в том, что те считают, что познание этого вопроса невозможно в принципе.

В случае с вопросом о существовании Бога лично мне ни разу не встречались люди, готовые начинать рассуждение с откровенно религиозной или, наоборот, атеистической позиции. Агностики же всегда готовы высказаться первыми. Именно в этом принципиальное отличие агностиков и атеистов. В чем разница между ними? Если с первыми вопрос более-менее ясен, поскольку в советский период к ним себя причисляло большинство наших соотечественников, то в отношении вторых не все так просто.

Атеист – это человек, смотрящий на мир через призму науки. Поэтому неудивительно, что многие их аргументы базируются на объяснениях, полученных благодаря исследованиям ученых. И с каждым годом подобный подход становится все более эффективным. В частности, достаточно часто людям оказывается неясно, в чем разница между «атеистом» и «агностиком», если ни тот и ни другой не относят себя к какой-то религии.

Ниже я попытаюсь привести несколько доводов о том, почему указанное мнение является неверным, а атеисты не должны рассматриваться как своего рода верующие. Для агностиков вопрос, что же именно представляет собой божественное начало, остается открытым, они полагают, что когда-нибудь мы все узнаем. А здесь речь идёт о людях, отрицающих только познание Бога. Поэтому, я придумал иной, более корректный термин – агностотеисты. Формулируется этот аргумент примерно следующим образом: атеизм и религиозные вероисповедания вместе являются видами мировоззрения.

Научно-технический и социально-культурный прогресс всегда сопровождался упадком религиозных верований, уменьшением количества верующих и массовым забвением религии. В целом же, в цивилизованных странах христианизованных народов сейчас везде верующие люди составляют незначительное меньшинство. Особенно катастрофически количество верующий стало уменьшаться за последние 3–6 лет. Рассмотрим некоторые показатели социологических исследований религиозности в разных странах.

Ну Вы издеваетесь, что ли?Я же четко объяснил: АТЕИЗМ – есть вера в то, что мироздание не является единой целостной СИСТЕМОЙ, что всё здесь – лишь случайность (даже закономерности случайны). Поэтому согласно заветам партии в “великом и могучем” не должно было быть не только секса, но и религиозного мракобесия, а следовательно, и верующих. Кстати, немало священнослужителей прекрасно понимают суть этой проблематики, они видят, что конфликты между религиями уменьшают паствы всех участников конкурентной борьбы.

Существует ещё один, уже более абстрактный аргумент, при помощи которого сегодня также пытаются поставить в один ряд атеизм и религиозную веру. Я условно назову его аргументом социологизма. Мы, например, можем сравнивать их как два однотипных института на предмет их общественной полезности и т.д. То же касается и объяснений и обоснований явлений.

Атеист и верующий – Новости РуАН

Тут уже неоднократно назвали слово “агностик”. Агностик считает невозможным познать истину в вопросах существования Бога или вечной жизни, с которыми связано христианство и прочие религии. Он искреннен. Потому что признаёт свою немощность.

Еще интересное:

callbollonez.ru

Мозг у атеистов и верующих.

Группа учёных из Торонтского университета строго научными методами доказали, что религиозная вера может оказывать благотворное влияние на человека: он становится более спокойным и не боится ошибиться.

Группа учёных, возглавляемая Майклом Инцлихтом (Michael Inzlicht), провела масштабный эксперимент, участники которого были разделены на две группы: верующие и атеисты. Измерения мозговой активности, проводившиеся во время выполнения волонтёрами тестового задания, выявили чёткие различия между представителями этих групп.

В качестве задания был использован тест Струпа – процедура, разработанная в 1935 году американским психологом Джоном Ридли Струпом. Суть её состоит в том, что испытуемым демонстрируют ряд слов, обозначающих различные цвета, причём цвет шрифта, которым напечатаны слова, не соответствует их значению (к примеру, слово «красный» может быть напечатано синим цветом). Когда участников просят назвать цвет шрифта, они зачастую совершают ошибки из-за подсознательного стремления прочитать слова; по количеству ошибок можно сделать вывод о способности человека переключать внимание и реагировать на изменение заданных условий.

Анализ результатов эксперимента показал, что при выполнении задания активность передней части поясной извилины (отдела мозга, сигнализирующего человеку о необходимости сосредоточиться, после того как он совершает ошибку) у верующих сохраняется на более низком уровне, чем у атеистов. Сравнение групп по основному критерию – количеству правильных ответов – также продемонстрировало превосходство верующих. По словам адъюнкт-профессора Инцлихта, корреляция сохранилась даже после учёта результатов специализированных тестов познавательных способностей, проведённых чуть позже.

Оправдание Бога. Ученые выяснили, чем верующие отличаются от атеистов.

Те, кто учился в советских школах, прекрасно помнят, что отцы диалектического материализма объясняли существование религии вообще и религиозных ощущений в частности банальным невежеством. Поэтому согласно заветам партии в “великом и могучем” не должно было быть не только секса, но и религиозного мракобесия, а следовательно, и верующих.

Однако времена, когда кремлевские старцы могли одним росчерком пера заставить многомиллионную страну игнорировать законы природы, давно прошли. Сегодня ни в странах бывшего СССР, ни в большинстве других государств мира никто не подвергает сомнению право людей испытывать религиозные чувства. Не подвергает сомнению право на веру и современная наука.

Скорее, наоборот, в последние несколько лет ученые все чаще выступают с заявлениями, которые еще недавно могли быть восприняты в научном обществе только с усмешкой. В преддверии многочисленных декабрьских религиозных праздников эта тема, вновь стала предметом дискуссий во многих околонаучных изданиях, констатирует Адам Хадхази, обозреватель портала LiveScience.

25 декабря католики отмечают Рождество, празднование еврейской Ханукки в этом году начинается 20 декабря. 22 декабря, день зимнего солнцестояния, многое значит для современных язычников.

И на самом деле неважно, какую религию исповедует верующий, важно, что его мозг работает совсем не так, как мозг атеиста, равнодушно проходящего мимо церкви. Молитвы и медитация стимулируют работу участков мозга, ответственных за способность сопереживать.

Иными словами, современная наука признала, что верующие это не просто малообразованная категория населения, придумавшая Бога для того, чтобы объяснить действие загадочных сил природы, как утверждали некоторые ученые прежде. С другой стороны, этот приятный для верующих вывод уравновешивается другим результатом последних исследований, который многие могут счесть оскорбительным. Его суть сводится к тому, что верующие уступают атеистам в интеллектуальном плане.

Бог — это нормально.

Религия, без малейшего преувеличения, являет собой весьма распространенный феномен. В некоторых государствах, например в США, Испании, странах Южной Америки, количество людей, называющих себя верующими, достигает 80% населения.

Далеко не все они действительно придают своей религиозности большое значение, отмечает Хадхази. Лишь малая часть населения даже самых религиозных стран всерьез подчиняет свою жизнь догмам. Однако, отмечает Хадхази, если внимательно посмотреть на статистику социальных исследований, то можно увидеть, что доля абсолютных атеистов — открыто говорящих о том, что ни Бога, ни религии в их жизни нет ни в каком виде, — еще меньше.

И все же такие люди есть, и их количество с годами не меняется. Логично предположить, что существует некий комплекс факторов, который определяет склонность человека к религиозности. Что это — генетика, наследственность, воспитание, социокультурные факторы, окружение, влияние родителей? Почему одни люди воспринимают религиозные стандарты как абсолютную истину, в то время как другие считают, что все это не более, чем дурацкие суеверия?

Над ответами на этот вопрос бьются ученые из самых разных областей — психологи, социологи, нейрологи. Даже если их изыскания не помогут понять природу веры, они все же позволяют многое узнать о работе человеческого мозга и сознания, говорит Эндрю Ньюберг, исследователь из Университета Томаса Джефферсона и автор бестселлера Как Бог меняет ваш мозг.

Мы видим религию в том или ином виде в каждом известном нам обществе за последние 100 тыс. лет и, по словам, Дэнни Кейза, американского психолога, этот факт наводит многих ученых на мысль о том, что тенденция к формированию веры в сверхъестественное попросту запрограммирована в человеке. Возможно, это побочный эффект развития способностей к сложным формам мышления, комментирует Кейз, таких как абстрактное мышление, воображение.

Это соображение подтверждается очень простым доводом, считает Кейз, — достаточно посмотреть на количество верующих в современном мире. Их не стало меньше в XX веке, полном удивительных технических открытий.

С ним согласен Барри Космин, социолог из Тринити-колледжа при Кембриджском университете. “Сегодня в мире число верующих или называющих себя таковыми значительно превосходит количество атеистов, — констатирует Космин. — Религия — это норма”.

Законность атеизма.

И все-таки миллионы людей по всему миру, хоть и будучи в меньшинстве, упорно отказываются от веры. Например, по данным экспертов из Кембриджа, которые проанализировали множество результатов соцопросов, около 15-16% всех жителей США и Канады утверждают, что не посещают церковь и не следуют религиозным обычаям.

Кейз говорит, что согласно его данным эта цифра даже несколько занижена и на самом деле не менее 20% американцев заявляют об отсутствии связей с какими-либо религиозными организациями. В Европе эта цифра еще выше, констатирует Кейз.

Однако всех этих людей нельзя назвать атеистами, оговаривается ученый. Дело в том, что количество тех, кто говорит не только о непричастности к религии, но и об отрицании существования высших сил в любом обличье, составляет не более 10% населения планеты.

“Все атеисты не ходят в церковь, — говорит Кейз. — Но не все из тех, кто не ходит в церковь, являются настоящими атеистами”.

Как правило, люди, фанатично преданные религиозным идеям, не стремятся открыто признавать это, отмечает Космин. Однако путем анализа данных различных социологических исследований ученый пришел к выводу, что к экстремально верующей части населения относится не менее 20% человечества.

По словам Кейза, это не значит, что речь идет о людях, готовых убивать за свои убеждения. Фанатики — это люди, для которых религия является основополагающим мерилом всей жизни. Как правило, они посещают места поклонений (чаще всего это церкви) не реже одного раза в неделю. Среди тех, кто исповедует разные формы христианства, около 53% верят в достоверность большей части написанного в Библии.

“Эти люди считают, что Библия являет собой набор аутентичных древних текстов, часть из которых несет слова настоящего Бога”, — говорит Кейз.

Религия напрямую влияет на жизненные взгляды этих людей, отмечает Космин, указывая на то, что 43% фанатично верующих считают аборт недопустимым, даже если произошло изнасилование. 79% таких людей отказываются признать право человека на нетрадиционную сексуальную ориентацию.

Вопрос интеллекта.

Исторически атеизм был привилегией образованной части общества. Люди, принадлежавшие к этой прослойке, обычно имели достаточно времени, чтобы задаваться вопросами о смысле жизни, в то время как представители беднейших слоев никогда не имели такой возможности, говорит Кейз. Для нищих всегда было достаточно того, что они могли услышать во время воскресной проповеди, тогда как у представителей высшего общества была свобода нарушать общепринятые нормы.

Означает ли это, что атеизм характерен для более образованных или попросту более умных людей? На первый взгляд, это дискриминационное утверждение не может иметь логического подтверждения, говорит Кейз. Однако суровая действительность не знает пощады: недавнее крупное исследование британских ученых, проанализировавших данные тестов IQ у нескольких десятков тысяч подростков, показало, что в среднем люди с высоким уровнем интеллекта чаще заявляют о своем атеизме.

Подтверждает это и работа эволюционного психолога Тодда Шэкелфорда из Атлантического университета Флориды. Ученый проанализировал результаты 40 крупных исследований о связи между интеллектом и религиозностью, которые были проведены за последние 100 лет учеными из разных стран. Почти все они свидетельствуют о том, что более образованные люди меньше склонны к вере, заключает Шэкелфорд.

Решающий фактор.

В определенной степени склонность человека к принятию атеистических или религиозных убеждений определяется окружением, говорит Кейз. Когда ребенок растет в семье ортодоксальных верующих, за редким исключением ему не удастся избавиться от ощущения, что Бог существует, констатирует он. Если же родители никогда не ходят в церковь и дают ребенку атеистическое воспитание, то вряд ли ему суждено когда-нибудь пополнить ряды фанатиков, бросающих зажигательные шашки в клиники, где делают аборты.

Однако окружение и экономическая ситуация не являются единственными значимыми факторами, говорит Кейз. Особенности работы мозга могут существенно влиять на шансы индивидуума отколоться от большинства в своем окружении и стать атеистом или, наоборот, фанатичным верующим.

Ньюберг является автором нашумевшего пару лет назад исследования, согласно результатам которого, в мозге тех, кто уделяет много времени медитации и молитвам, происходят изменения, и их можно увидеть при сканировании.

В частности, у часто молящихся увеличивается активность и толщина фронтальной коры головного мозга. Также, по утверждению Ньюберга, у людей, которые молятся по десять минут каждый день на протяжении двух месяцев, происходят изменения в области таламуса — участка мозга, который отвечает за сенсорику и восприятие образов.

Теорию Ньюберга поддерживает Джордан Графман, ученый из Института нейрологии в Бетесде, штат Массачусетс. Графман изучил результаты компьютерной томографии множества пациентов и пришел к выводу, что хотя никакой особой “Божьей” секции в мозгу верующих нет, все же их мозг работает не так, как у атеистов.

“Люди, которые говорят об личных контактах с Богом в той или иной форме, отличаются от атеистов повышенной активностью участков мозга, ответственных за эмпатию, способность к сопереживанию”, — поясняет Графман. И эта активность возрастает по мере того, как вы общаетесь с Богом все чаще и дольше, говорят ученые.

“Чем больше вы начинаете верить во что-то, тем скорее это станет для вас реальностью”, — констатирует Ньюберг. Иными словами, получая изначальный импульс к вере с детства, человек дальше сам модифицирует свой мозг, его восприятие мира меняется, и он становится еще более религиозным.

Принятие тех или иных убеждений меняет работу мозга и верующих и атеистов и, следовательно, их мировоззрение. Мозг приспосабливается к меняющимся обстоятельствам и склонен поддерживать выбранную систему взглядов, отвергая информацию, идущую вразрез с ней.

Проще говоря, поясняет Кейз, приучив себя молиться, вы невольно со временем станете ощущать присутствие Всевышнего в вашей жизни, причем не только в моменты, когда молитесь. Мозг будет сам усматривать десницу Божью в разные моменты жизни, дополняя картину мира.

Игнорируя все религиозные установки и обряды, вы заставляете свой мозг воспринимать реальность более критично, не развиваете части мозга, отвечающие за сенсорику и “сверхъестественные” ощущения, тем самым снижая шансы когда-либо узреть Всевышнего, заключает Кейз.

Наследственность также может играть определенную роль, хотя здесь среди ученых нет единого мнения. Несколько лет назад много говорили о “Божьем гене”, который якобы нашла группа американских ученых, рассказывает Кейз. На самом деле речь шла о гене, который повышал шансы его обладателя к испытанию сверхъестественных ощущений.

В свою очередь был найден и “ген атеизма”, при включении которого мозг человека лучше способен отделять воображаемое от действительного.

“Определенно можно сказать, что генетические факторы могут способствовать склонности к религиозности, духовным поискам, — говорит Ньюберг. — Проще говоря, у некоторых склонность к верованиям просто написана на роду”.

С Богом по жизни.

Распределение верующего населения по странам мира

Доля населения, для которого религия является важной частью жизни, %Бангладеш 100Нигер 100Оман 99Йемен 99Индонезия 99Малави 99Шри-Ланка 99Сомали 98Джибути 98Мавритания 98Бурунди 98Таиланд 97Коморы 97Египет 97Марокко 97Афганистан 97Сенегал 97Камбоджа 96Камерун 96Малайзия 96Нигерия 96Филиппины 96Мали 96Лаос 96Мьянма 96Руанда 95Чад 95Алжир 95Катар 95Замбия 95Гана 95Демократическая Республика Конго 94Кения 94Бахрейн 94ЦАР 94Либерия 94Палестина 93Непал 93Тунис 93Саудовская Аравия 93Судан 93Уганда 93Пакистан 92Парагвай 92Кувейт 91ОАЭ 91Индия 90Косово 90Танзания 89Сирия 89Боливия 89Зимбабве 88Гватемала 88Панама 88Кот-д’Ивуар 88Доминиканская Республика 87Ливан 87Бразилия 87Мальта 86ЮАР 85Таджикистан 85Гондурас 84Румыния 84Никарагуа 84Ирак 84Перу 84Сальвадор 83Колумбия 83Эквадор 82Турция 82Грузия 81Туркменистан 80Коста-Рика 79Венесуэла 79Босния и Герцеговина 77Македония 76Кипр 75Польша 75Армения 73Мексика 73Кыргызстан 72Молдова 72Италия 72Греция 71Черногория 71Сингапур 70Хорватия 70Аргентина 66США 65Австрия 55Ирландия 54Сербия 54Израиль 51Узбекистан 51Азербайджан 51Испания 49Словакия 47Словения 47Украина 46Казахстан 43Южная Корея 43Литва 42Канада 42Швейцария 41Уругвай 41Германия 40Латвия 39Албания 39Венгрия 39Люксембург 39Беларусь 34Россия 34Болгария 33Нидерланды 33Австралия 32Франция 30Вьетнам 30Финляндия 28Великобритания 27Гонконг 24Япония 24Чехия 21Дания 19Швеция 17Эстония 16

Данные Gallup

География веры

Распространение основных религий в странах мира

Наиболее распространенное вероисповедание в стране:

Ислам:

Суннизм – Афганистан, Албания, Алжир, Бангладеш, Босния и Герцеговина, Буркина-Фасо, Коморы, Кот-д’Иувар, Джибути, Египет, Эритрея, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Биссау, Индонезия, Иордания, Казахстан, Кувейт, Кыргызстан, Ливан, Ливия, Мальдивы, Мали, Мавритания, Марокко, Нигер, Нигерия, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Йемен, Сомали, Судан, Сирия, Таджикистан, Тунис, Турция, Туркменистан, ОАЭ, Узбекистан, Западная Сахара, Чад, Малайзия

Шиизм – Азербайджан, Бахрейн, Иран, Ирак, Ливан

Ибадизм – Оман

Суфизм — Сенегал

Христианство

Католицизм – Австралия, Андорра, Аргентина, Аруба, Австралия, Австрия, Бельгия, Белиз, Бенин, Боливия, Бразилия, Бурунди, Канада, Кабо-Верде, Чили, Колумбия, Демократическая Республика Конго, Конго, Коста-Рика, Хорватия, Куба, Куракао, Чехия, Доминика, Доминиканская Республика, Эквадор, Сальвадор, Экваториальная Гвинея, Франция, Германия, Гибралтар, Гренада, Гуам, Гватемала, Гаити, Гондурас, Венгрия, Ирландия, Италия, Кирибати, Лесото, Литва, Малави, Мальта, Мексика, Мозамбик, Нидерланды, Никарагуа, Палау, Панама, Перу, Филиппины, Польша, Португалия, Пуэрто-Рико, Руанде, Сейшелы, Словакия, Словения, Испания, Танзания, Тринидад и Тобаго, Уганда, Уругвай, Венесуэла, Замбия, Зимбабве

Протестантизм – Австралия, Багамы, Барбадос, Бермуды, Ботсвана, Кайманы, Острова Кука, Дания, Эстония, Фиджи, Финляндия, Французская Полинезия, Германия, Гана, Гайана, Исландия, Ямайка, Джерси, Кения, Латвия, Лесото, Либерия, Мозамбик, Намибия, Науру, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Папуа Новая Гвинея, Румыния, Самоа, Соломоновы Острова, ЮАР, Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, Уганда, Великобритания, США, Вануату,

Православие – Беларусь, Болгария, Кипр, Эфиопия, Грузия, Греция, Латвия, Македония, Молдова, Черногория, Россия, Сербия, Украина,

Христианство – Армения (Армянская апостольская церковь)

Местные верования – Ангола, Камерун, ЦАР, Мадагаскар, Южный Судан, Свазиленд, Того, Япония

Буддизм:

Ламаизм – Бутан

Тхеравада – Мьянма, Камбоджа, Лаос, Шри-Ланка, Таиланд, Китай

Махаяна – Вьетнам, Япония, Южная Корея

Тибетская традиция — Монголия

Индуизм: Индия, Непал, Суринам,

Иудаизм: Израиль

Данные ЦРУ, информационно-справочной службы Корреспондента

***

Этот материал опубликован в №49 журнала Корреспондент от 16 декабря 2011 года.

Источник

apologetik.ru