Хочу научиться меньше думать - как? Как научиться меньше думать


Хочу научиться меньше думать - как?

Естественным для человека состоянием является умиротворение и гармония, единство со всем живым во Вселенной. Рано или поздно, каждый захочет к этому прийти и придёт. На пути к этому, на определённом этапе своего развития, человек задаётся вопросом о том, как ему научиться думать меньше. На самом деле, если возникает подобного рода вопрос, это означает, что индивиду нужно учиться не думать меньше, а думать правильно. Ведь чаще всего то, что мы называем "думанием", выглядит как поток разного рода ассоциаций. И происходит это так: из внешнего мира в мозг поступает определённый сигнал, момент появления которого в большинстве случаев остаётся не замеченным человеком, это происходит неосознанно. И этот сигнал побуждает на появление целого ряда следующих друг за другом ассоциаций, которые постепенно становятся неконтролируемой цепочкой, развивающейся в непредсказуемом направлении - словно молния в небе во время грозы. Одна ассоциация порождает другую, та порождает третью, а третья может уже завести в дебри совершенно иного рода и тематики, нежели была первая ассоциация. Итог таков - не человек управляет своими мыслями, а автоматическая и неосознанная работа мозга влияет на мысли, чувства, эмоции, настроение своего хозяина. Получается, человек - себе не хозяин?.. Хозяин. Вот только им нужно стать, вспомнить о своей высокоинтеллектуальной и сложной природе и вдохновиться на то, чтобы наконец обрести власть над самим собой - ведь не в этом ли счастье!

Для начала обратимся к теории интересующего нас предмета рассмотрения. В сознании есть два основных процесса, протекающих обычно отдельно друг от друга - это мышление и восприятие. Чем больше энергии и сил затрачивается на процесс мышления, тем менее активна одновременно с этим способность воспринимать. Это явление можно сравнить с яблоками в двух корзинах - чем больше мы перекладываем яблок из одной корзины в другую, тем, естественно, меньше их становится в первой корзине, и это неизбежно. Наверняка, с каждым человеком в жизни бывают ситуации, когда он погружён целиком в себя, его глаза неподвижны и пусты, тело безвольно - это означает, что человек о чём-то глубоко задумался, буквально поглощён своими мыслями. И тут даже поверхностному восприятию чего-либо уже совсем не остаётся места в его сознании. Чаще всего, восприятие совершенно случайно и неожиданно кратковременно одерживает верх в захвате внимания - это происходит в моменты, когда вдруг вы увидели живописный пейзаж на природе, встретили на улице симпатичного домашнего животного, услышали звуки доносящейся красивой мелодии, почувствовали, как приятно в тепле отогреваются руки после прогулки на морозе... Но эти моменты столь мимолётны и коротки по сравнению с тем, сколько времени тратится на невольное метание в голове ассоциаций, что они не могут научить нас сосредотачивать своё сознание и останавливать поток неумолимых, бесконечных и вечно снующих в мозгу мыслей.

Для этого есть полезное и эффективное упражнение, которое условно можно назвать "Созерцанием". Оно не сложно теоретически, но стоит приготовиться к тому, что на практике вы столкнётесь с некоторыми препятствиями при его выполнении - и это будет вполне нормально и естественно, нужно заранее настроиться не огорчаться и не ругать себя за неудачи. Ведь с самого детства, из-за вашего воспитания и менталитета (особенно, это характерно для западного мира) мы привыкли постоянно рационализировать, рассчитывать, оценивать всё окружающее. Родители редко поощряют в своих детях безучастное наблюдение, простое наслаждение миром и природой вокруг, их разглядывание, восприятие таковыми, какие они есть, без попыток дать какую-то оценку, одним словом - естественное для каждого ребёнка, данное ему природой созерцание. А на деле это оказывается очень нужным и полезным умением в жизни каждого человека (это вы можете взять на заметку при воспитании ваших детей).

Теперь перейдём к самому упражнению.Выберите удобную для себя позу, в которой вы могли бы просидеть до двух и более часов, не меняя положения, чтобы у вас ничего не затекло и не зачесалось. Традиционно это может быть йоговская поза лотоса (падмасана) либо сидячая поза на пятках (ваджрасана). Но вы сами, прислушавшись к себе, можете выбрать что-то иное, подходящее именно вам.Теперь начните наблюдать своё дыхание. Здесь важно - не наблюдать ЗА своим дыханием, пытаясь контролировать или менять его, давать ему оценку, следить за ним и выяснять, правильное оно или нет, а созерцать его со стороны, как если бы вы сидели в парке и наблюдали за двумя играющими друг с другом детьми. Ведь, смотря на них, вы не станете разглядывать их одежду, игрушки и оценивать, насколько они хороши и насколько подходят их владельцам, - вы просто будете наблюдать за резвящимися ребятишками, невольно радоваться их непосредственности, даже, возможно, неосознанно вернётесь в своё детство и почувствуете себя таким же маленьким и беззаботным созданием. Это очень похоже на медитацию - когда безоценочное осознанное восприятие и полное принятие окружающего мира таким, каков он есть, расслабляет, погружает в состояние благостного созерцания.

Если во время выполнения упражнения вы поймали себя на том, что ушли от чистого созерцания дыхания, не переживайте и не расстраивайтесь, не ругайте и не вините себя - это нормально и естественно, просто хладнокровно вернитесь снова к восприятию дыхания.Дольше оставаться в нужном состоянии вам помогут три параметра для наблюдения:1) движения грудной клетки и живота, которые с каждым вдохом наполняются кислородом, с выдохом пустеют;2) прохождение воздуха по воздухоносным путям - прежде всего, нос и гортань, где прохлада воздушных потоков ощущается больше всего;3) звуки дыхания.

Начните с 10-20 минут непрерывных тренировок, постепенно доводя временной интервал до двух и более часов. Здесь главное - регулярное исполнение практик и их постоянство. Будет более эффективно, если выполнение упражнения вы будете назначать себе в одно и то же время, в одном месте и, может быть, даже в одной и той же одежде - таким образом, вы превратите "Созерцание" в некий ритуал своей жизни. А ритуальность, как известно, издавна осознанно использовалась людьми для более быстрого духовного роста.Постарайтесь во время упражнения не пользоваться часами для отметки временного интервала занятия, учитесь основываться на своих собственных внутренних часах.

Первые две-три недели особых успехов в выполнении практики вы можете не ощущать: вам будет казаться, что вы постоянно ловите себя на том, что ушли от созерцания дыхания в раздумья и ассоциации. Но это нисколько не должно вас огорчать - это первые шаги к усмирению своего мышления, без них не добиться успеха. Верным звоночком того, что ваша практика идёт успешно, станет расслабленное, умиротворённое, гармоничное внутреннее состояние после выполнения упражнения.

После того, как вы научитесь созерцать дыхание, вы без труда сможете созерцать всё своё тело и весь свой внутренний мир - и это обязательно приведёт к познанию самого себя, в чём и состоит главная задача каждого человека на Земле.

tyatya.ru

Как перестать слишком много думать: 9 простых привычек

Что сдерживает людей от той жизни, которую они на самом деле хотят?

Наверное, одна из самых распространенных и самых разрушительных причин — это то, что они слишком много думают. Они так много думают над каждой маленькой проблемой, что она становится больше и страшнее, чем на самом деле. Эти люди долго обдумывают положительные вещи, пока они не становятся менее привлекательными.

Или слишком много анализируют и детализируют, отчего счастье и радость от повседневных мелочей просто исчезает.

Ну конечно, способность продумать некоторые свои поступки — положительная вещь. Но, если вы будете впадать в крайности, то станете человеком, который не развивается, а стоит на месте. Вы будете сами саботировать хорошие вещи, которые случаются с вами в жизни.

Все мы порой слишком много думаем, и это сдерживает нас, делает жизнь неинтересной.

Но есть способ сделать это вопрос настолько незначительным, что он будет возникать чрезвычайно редко. А если и появляться, то это можно легко преодолеть.

В этой статье мы расскажем вам о 9 привычках, которые могут помочь вам научиться проще и конструктивнее мыслить, стать счастливым и не бояться жить.

1. Рассматривайте все в более широкой перспективе.

Очень легко попасть в ловушку, думая слишком много о незначительных вещах в жизни. Итак, когда вы думаете о чем-то, спросите себя: будет ли это важно через 5 лет? Или, даже, через 5 недель?

Расширение перспективы с помощью этого простого вопроса может быстро прекратить эти ненужные размышления и помочь вам забыть об этой ситуации, сосредоточив все время и энергию на том, что действительно важно.

2. Установите сроки для принятия решения.

Если у вас нет определенного срока для принятия решения и осуществления соответствующих шагов, то вы можете просто по кругу обдумывать все аргументы за и против, рассматривать их со всех сторон на протяжении очень долгого времени.

Учитесь эффективнее принимать решения и быстрее начинать действовать, установив соответствующие временные рамки в вашей повседневной жизни. Неважно, какое это решение: незначительное или большое.

Что касается малых решений, вроде помыть посуду, ответить на электронное письмо или заняться физкультурой, вам хватит всего 30 секунд на размышления.

Для немного более важных решений, обдумывание которых заняло бы у вас, обычно, несколько дней или недель, выделите время от 30 минут до конца рабочего дня, не более.

3. Станьте человеком действия.

Если вы знаете, как каждый день начинать работу с соответствующих постепенных шагов, то будете меньше времени тратить на собственные решения.

Установление временных границ — одна из тех привычек, которая поможет вам стать именно человеком действия.

Делать небольшие шаги вперед и фокусироваться только на выполнении одного маленького задания — еще одна хорошая привычка.

Это действительно действенно, потому что вы не чувствуете себя уставшим и не хотите медлить. И, даже, если вы боитесь, всего один маленький шаг — это незначительная вещь, за которую вас не парализует страх.

4. Поймите, что вы не можете контролировать все.

Желание обдумать все уже 50-ый раз может быть на самом деле попыткой полностью контролировать ситуацию. Вы хотите охватить все возможные случаи, чтобы избежать риска, не сделать ошибку и не выглядеть дураком.

Но это часть реальной жизни, а вы всего лишь пытаетесь растянуть свою зону комфорта. Все, кем вы играете и кто прожил жизнь, которая вдохновляет вас, ошибались и имели собственные неудачи.

Но, в большинстве случаев, они воспринимали эти ситуации, как ценную обратную связь, которая может их чему-то научить. Те вещи, которые могут выглядеть негативными, на самом деле научили их многому и сделали бесценный вклад в их личностное развитие.

Поэтому перестаньте пытаться контролировать все. Никто не может предусмотреть все возможные сценарии заранее.

Это, конечно, легче сказать, чем сделать. Поэтому идите к цели постепенными шагами.

5. Остановите себя, когда осознаете, что не можете думать ясно.

Иногда, когда вы голодны или лежите в постели и пытаетесь заснуть, негативные мысли начинают витать в вашей голове.

Они могут принести вред. Вы должны научиться быстро улавливать их и говорить себе: «Нет, нет, мы не будем думать об этом сейчас».

Если вы голодные или сонные, то ваш ум, как правило, не способен мыслить ясно и поддается негативным мыслям.

Поэтому повторяйте фразу «нет, нет…» и пообещайте себе, что рассмотрите эту ситуацию или проблему тогда, когда ваш ум будет работать намного лучше.

Например, после того как что-то съели или утром, после того как хорошо выспались.

Вам понадобится немного практики, чтобы все получалось, но со временем вы научитесь откладывать такие мысли до лучших времен. Поверьте, когда вы повторно взглянете на ситуацию с уравновешенным мышлением, то поймете, что в 80% случаев вопросы или очень незначительные, или несуществующие вообще.

А если есть действительно реальная проблема, то ваш ум готов справиться с этим гораздо лучшим и более конструктивным методом.

6. Не запутайтесь в непонятных страхах.

Другая ловушка, в которую вы, наверняка, попадали много раз и которая подталкивает вас к чрезмерным размышлениям, заключается в том, что вы начинаете блуждать в непонятных опасениях по поводу различных жизненных ситуаций. Ваш ум может немного разойтись и создать ужасные картинки катастроф, которые могут произойти, если вы что-то сделаете.

Научитесь спрашивать у себя: «Если честно, что худшее может случиться со мной?»

И когда вы поймете, что же самое страшное может с вами произойти, выделите еще несколько минут и подумайте, что вы можете сделать в этой маловероятной ситуации.

Вы увидите: самое худшее, что может реально произойти, как правило, не такое страшное, как то, что может создать ваш креативный разум.

Поиск правды в этом случае, как правило, занимает всего несколько минут и немного энергии, но помогает вам сэкономить много времени и нервов.

7. Занимайтесь спортом.

Это может звучать немного странно, но физические упражнения (особенно тяжелая атлетика) может помочь избавиться от внутреннего напряжения и тревоги.

Спорт заставит вас стать более решительным, и если вы способны перейти границу с размышлениями, то это поможет вам настроить мышление на более конструктивный лад.

8. Живите сейчас.

Если вы меньше времени будете думать о прошлом или возможном будущем, то все больше и больше времени будете тратить не на лишние мысли, а на мгновенные радости.

Три способа, которые можно использовать, чтобы оставаться мыслями «здесь и сейчас»:

‘Не так быстро». Что бы вы не делали сейчас, делайте это медленнее. Двигайтесь медленнее, говорите медленнее или езжайте на велосипеде медленнее. Таким образом, вы будете знать больше о том, как вы используете ваше тело, и то, что происходит вокруг вас сейчас.

Скажите себе: «Теперь я…». Выглядит это примерно так: «Теперь я X. И X может чистить зубы, гулять в лесу, мыть посуду». Это простое напоминание поможет вашей голове остановить ненужные размышления и сосредоточить внимание на том, что происходит в этот момент.

«Выключите и включите». Если вы чувствуете, что заблудились в собственных рассуждениях, тогда разрушьте эту мысль, крикнув себе (мысленно, конечно): «СТОП!» Потом снова почувствуйте связь с настоящим моментом, сосредотачиваясь в течение всего 1-2 минут на том, что вас окружает. Используйте все свои чувства: прикоснитесь, послушайте, почувствуйте запах.

9. Проводите больше времени с людьми, которые не имеют привычки чрезмерно все обдумывать.

Ваше социальное окружение играет большую роль. И не только люди, близкие вам в реальной жизни. Но и то, что вы читаете, слушаете и смотрите. Блоги, книги, форумы, фильмы, подкасты и музыка в вашей жизни тоже на это влияют.

Поэтому подумайте, есть ли в вашей жизни источники, которые поощряют и способствуют чрезмерным размышлениям. Подумайте также о людях или вещах, которые имеют противоположное влияние на вас.

Найдите способы уделять больше собственного времени и внимания людям и вещам, которые имеют положительное влияние на ваше мышление, и меньше контактировать с теми, которые могут вынуждать вас к долгим ненужным размышлениям.

razlich.ru

КАК НАУЧИТЬСЯ МЕНЬШЕ ДУМАТЬ - Методы лечения - Каталог статей - Клуб для ПАшников

КАК НАУЧИТЬСЯ МЕНЬШЕ ДУМАТЬ

 

Одним из наиболее распространенных советов является совет «не думай». «Не думай об этом», «выкини из головы» и прочие подобные рекомендации, несомненно, помогли бы нам чувствовать себя иначе, если бы наш мозг быстро и беспрекословно подчинялся столь простым инструкциям. Но, к сожалению, подобные высказывания не содержат в себе рецепта, указывающего как конкретно надо поступать, что конкретно сделать, что бы сократить неотступный поток навязчивых мыслей. Сегодня мы можем заняться восполнением этого пробела. Помимо возможности более полноценной регуляции деятельности своего сознания, дополнительным эффектом этого упражнения является возможность научиться засыпать в любое время и в любом месте по собственному желанию.

Но прежде чем перейти к технической процедуре выполнения этого упражнения необходимо сделать некоторые разъяснения теоретического характера, для более точного понимания механизма осуществляющего эффекты данной методики.

Если условно выделить два ведущих процесса, которые доминируют в сознании – то этими процессами будут мышление и восприятие. Причем они антагонистичны. Чем больше ресурсов, энергии (в научном, а не эзотерическом понимании этого слова) забирает, «оттягивает» на себя мышление, тем меньший объем сознания занимает восприятие. Это можно сравнить с бюджетом страны: если кому-то дали больше средств, неизбежно (при ограниченном количестве этих средств) кому-то достанется меньше. Так же и в организме: если мы о чем-то глубоко задумались, то восприятие существенно сокращает свое представительство в сознании. Вспомните ситуации, когда вы о чем-то глубоко задумывались. Сосредоточившись на своих мыслях, постепенно перестаешь замечать некоторые посторонние звуки, детали окружения и большую часть ощущений собственного тела. Иногда, остановив свой взгляд на одной «точке» мы перестаем замечать многое происходящее вокруг нас, а порой не видим и самой «точки», несмотря на то, что наши глаза могут быть по-прежнему открыты. Наш взор обращен «вовнутрь», в таких ситуациях в нашем сознании царствует мышление.

Иногда, чаще всего спонтанно, восприятие «добивается» краткого превосходства. Например, когда вы услышали очаровавшую вас мелодию, или вашим глазам открылся потрясающий вид природы, ваше внимание привлек к себе красивейший закат солнца, или вы медленно погрузились в теплую ванну, почувствовав плавное расслабление своего тела. В этот момент мысли отступили, их вытеснила сенсорная информация, то есть воспринятое вашими органами чувств, проще говоря – восприятие.

Отсюда следует один очень важный вывод, который лежит в основе нашего упражнения. Он таков: заполняя сознание восприятием, мы можем уменьшить объем мышления пропорционально тому, насколько нам удастся сосредоточиться на процессе восприятия.

Приведу пример того, как этот психофизиологический закон срабатывает в повседневной жизни. Заодно это будет пример того, как незнание функционирования собственной психики оборачивается значительными неприятностями. Примером нам послужит игра в «наперстки». Её технические исполнители, чаще всего бойкие молодые люди, которых мы и по сей день можем встречать на улицах наших городов, наверное, и не подозревают о тех тонких психофизиологических механизмах, которыми они пользуются. Скорее всего, они знают лишь процедуру, технический набор действий. Итак, научно проанализируем, что происходит в процессе подобной игры, что бы понять, почему же порой неглупые и рачительные люди добровольно расстаются с крупными суммами денег и другими ценностями, несмотря на интеллект, совершают явно необдуманные поступки.

С реальным миром материальных объектов и физических явлений мы контактируем только одним способом – с помощью восприятия – т.е. с помощью органов чувств. Наглядным примером органа чувств может выступать орган зрения. На сетчатку глаза, проходя через отверстие зрачка и преломляясь хрусталиком, падает поток света. Отдельно взятая частица этого потока, фотон, попадая на определенную светочувствительную клетку (если помните со школы «палочки» и «колбочки», массы которых выстилают глазное дно) приводит к химической реакции внутри этой клетки, которая в свою очередь формирует нервный импульс. Поток импульсации от всех клеток сетчатки устремляется по нервным проводниковым путям в затылочную область коры головного мозга, где и подвергается «анализу». Отсюда можно выделить «рецепторы» - то, что воспринимает информацию, «проводниковые пути» – то, посредством чего эта информация транспортируется, и «анализаторы» - то, где полученная информация подвергается обработке и анализу.

«Загрузка» восприятия осуществляется с помощью процедуры «игры в наперстки». После того, как человек принял участие в игре, подчиняясь разжигаемой аферистами эмоции азарта и ощущения возможного легкого выигрыша, начинает работать психофизиологический механизм загрузки сознания восприятием. В первую очередь, активно начинает эксплуатироваться визуальный канал восприятия, наиболее значимый у большинства людей. Порядка 70-80% сознательного внимания человека, принявшего участие в «игре», сознательно направляется на отслеживание перемещения наперстков (стаканов, карт и других используемых предметов). Одновременно с этим идет активное задействование аудиального канала восприятия. Те, кто наблюдал за подобными «играми», могут вспомнить, что «ведущий», обычно активный молодой человек, все время что-то говорит. Причем, на первый взгляд, эти слова – какой-то «детски лепет», фразы типа: «Закручу-заверчу, всех запутать хочу» и тому подобные «прибаутки». На самом деле это очень важный компонент загрузки сознания, «догружающей» его еще на 15-20%. И, чтобы окончательно «загрузить» и даже «перегрузить» сознание сенсорной информацией задействуется условно выделяемый кинестетический канал восприятия (осязание, проприоцептивная рецепция, температурная чувствительность и т.д.). Человек итак по-прежнему ощущает положение своего тела в пространстве, температуру окружающего воздуха открытыми участками кожи, контакт кожи с одеждой и прочие подобные ощущения. Чтобы усилить поток информации идущий от тела, существует «группа поддержки» - несколько человек, которые активно крутиться, толкаются и трутся в прямом смысле этих слов вокруг «жертвы» этих манипуляций. В итоге количество сенсорной информации переходит в качество - хоть вешай табличку «все ушли на фронт» - в момент, когда необходимо совершить сознательный, обдуманный выбор расставаться ли с деньгами или уйти, думать, по сути, некому, точнее нечему. Перегруженная сенсорной информацией голова, действует необдуманно во всех смыслах слова, подчиняясь по инерции эмоции азарта. Интеллект на этом этапе уже не имеет существенного значения, поскольку задействовать осознанное мышление весьма проблематично.

Это был пример того, как механизм загрузки сознания восприятием может быть использован против наших интересов, при манипулятивном воздействии извне. При осознанном самостоятельном использовании подобный механизм может работать нам на благо, ибо именно с его помощью мы сможем добиться реализации совета «меньше думать».

Обсуждаемый нами психофизиологический механизм представляет собой научные основы медитации. В основе большинства медитативных практик лежит процесс созерцания. Созерцание же, используя научную терминологию, является безоценочным (дескриптивным) восприятием. Индус, сидящий в позе лотоса и смотрящий на одноименный цветок, занят именно восприятием данного цветка, а не оценкой его красоты или необычности формы. Именно привычка европейцев, и других представителей западной цивилизации, обдумывать и оценивать воспринятое, почти автоматически, чаще всего мешает им овладеть медитацией. Конечно, культурно-историческое наследие с самого детства формирует у жителя востока особое отношение к восприятию. Так, например, «наш человек», если он не имеет специальных знаний и подготовки, находясь в Японии в дзен-будистском «саду камней», будет в первую очередь думать, что это за камни и зачем они здесь так расставлены. Рациональная позиция представителя западной цивилизации, толкает его, в силу сложившегося стереотипа, к обдумыванию всего и всюду. «Мысленная жвачка» - привычка постоянно о чем-нибудь думать вырабатывается с самого детства и постоянно стимулируется в последующем. И уже не важно, полезно ли нам думать в этот момент или даже во вред, мысли продолжают крутиться в сознании неотступным потоком.

Традиционно принято считать, что текущая вода и языки пламени успокаивают смотрящего на них. Попробуйте на собственном опыте проверить эти утверждения. Выйдите на берег реки или моря и посмотрите на волны. Волны успокоят вас только в одном случае – если у вас нет не одной претензии ни к одной из волн, если вы готовы принять их все такими, какие они есть, не оценивая их, а лишь безучастно наблюдая за ними.

Оценка выводит сознание из безучастного состояния, из состояния равновесия и стабильности, и провоцирует эмоциональный отклик. Положительными будут спровоцированные оценкой эмоции или отрицательными, они в любом случае выведут сознания из состояния баланса и стабильности.

Вы можете заснуть у включенного телевизора, и не спать, едва слыша его отзвуки за стенкой. Стук колес поезда многих убаюкивает, но такой же ритмичный стук соседей в стенку вряд ли вас усыпит. Дело в том, что подспудно доминирует определенная оценка: колесам стучать можно, это даже хорошо – значит, мы не стоим, а, следовательно, не опаздываем, а вот стучать ночью соседям «абсолютно недопустимо».

К дыханию надо отнестись как к объекту восприятия. Три параметра позволят нам как якорями «зацепиться» за восприятие. Эти параметры: движение грудной клетки, прохождение воздуха через воздухоносные пути и звук дыхания.

В течение 5-10 минут сосредоточьте все свое сознательное внимание на этих трех параметрах. Отслеживайте их, но не оценивайте свое дыхание!

Первоначально посторонние звуки, не относящиеся напрямую к дыханию телесные ощущения (например, собственное сердцебиение), а главное мысли – будут отвлекать вас ежесекундно, и, соответственно, сбивать с необходимого варианта сосредоточения внимания на восприятии. Однако не сдавайтесь! Если вы будете терпеливы и последовательны, то через определенное время ваши усилия из количества перейдут в качество. Между отвлечениями появятся промежутки спокойного состояния, некоего равновесия и гармоничного баланса. Сначала на одну секунду, затем через какое-то время на две, три, пять секунд вы сможете оставаться в этом состоянии. Через полтора – два месяца регулярных занятий вы сможете достигать этого состояния произвольно и без больших усилий (лишь сосредоточившись на процедуре выполнения упражнения). Но регулярность применения этого упражнения необходимая «плата» для формирования прочного и качественного навыка по его использованию. Это упражнение необходимо делать минимум 4 – 5 раз в день по 5 – 10 минут в течение первых двух месяцев.

Правильность выполнения одного подхода вы вполне сможете определить самостоятельно, оценивая его по конечному результату. Если вам удалось успокоиться и расслабиться, или же погрузиться в дремоту, значит, этот подход вы засчитываете, если нет, то продолжаете снова, с учетом сделанных ошибок. Поэтому первые подходы могут занять не 5 – 10 минут, а даже час и более. Но не огорчайтесь, с последующими выполненными подходами время на достижение успокоения будет сокращаться.

Источник: http://centrnevrozov.narod.ru

panic-attacks.ru

Как научиться меньше думать?

АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика

Одним из наиболее распространенных психологических сове­тов является совет «не думай». «Не думай об этом», «выкинь из головы» и прочие подобные рекомендации, несомненно, помогли бы нам чувствовать себя иначе, если бы наш мозг мог быстро и беспрекословно подчиняться столь простым инструкциям. Но, к сожалению, подобные высказывания не содержат в себе рецепта, указывающего, как конкретно надо поступать и что конкретно де­лать, чтобы сократить непрерывный поток навязчивых мыслей. Сегодня мы можем заняться восполнением этого пробела. Помимо возможности более полноценной регуляции деятельности своего сознания, дополнительным эффектом этого упражнения является возможность научиться засыпать в любое время и в любом месте по собственному желанию. Но прежде чем перейти к технической процедуре выполнения этого упражнения, необходимо сделать некоторые разъяснения теоретического характера, чтобы более точно понимать действие механизма, осуществляющего эффективность данной методики.

Если условно выделить два ведущих процесса, которые до­минируют в сознании — то этими процессами будут мышление и восприятие. Причем они антагонистичны. Чем больше ресурсов, энергии (в научном, а не эзотерическом понимании этого слова) забирает, «оттягивает» на себя мышление, тем меньший объем сознания занимается восприятием. Это можно сравнить с бюд­жетом страны: если кому-то дали больше средств, неизбежно(при ограниченном количестве этих средств) кому-то достанется меньше. Так же и в организме: если мы о чем-то глубоко задума­лись, то восприятие внешнего мира существенно сокращает свое «представительство» в сознании. Вспомните ситуации, когда вы о чем-то глубоко задумывались. Сосредоточившись на своих мыслях, постепенно перестаешь замечать некоторые посторонние звуки, детали окружения и большую часть ощущений собствен­ного тела. Иногда, остановив свой взгляд в одной точке, мы пере­стаем замечать многое происходящее вокруг нас, а порой не ви­дим и самой «точки», несмотря на то, что наши глаза по-прежнему открыты. Наш взор обращен «вовнутрь», и в таких ситуациях в нашем сознании царствует мышление.

Иногда, чаще всего спонтанно, восприятие «добивается» крат­кого превосходства. Например, когда вы услышали очаровавшую вас мелодию; или вашим глазам открылся потрясающий вид при­роды, например, красивейший закат солнца; или вы погрузились в теплую ванну, почувствовав медленное расслабление своего тела. В этот момент мысли отступили, их вытеснила сенсорная инфор­мация от ваших органов чувств, проще говоря — восприятие. Отсюда следует один очень важный вывод, который лежит в ос­нове нашего упражнения. Он таков: заполняя сознание восприятием, мы можем уменьшить объем мышления пропорционально тому, на­сколько нам удастся сосредоточиться на процессе восприятия. Приведу пример того, как этот психофизиологический закон срабатывает в повседневной жизни. Заодно это будет образцом того, как незнание функционирования собственной психики мо­жет обернуться значительными неприятностями. Примером нам послужит игра в «наперстки». «Наперсточники», эти бойкие мо­лодые люди, которых мы и по сей день можем встретить на улицах наших городов, наверное, и не подозревают о тех тонких психо­физиологических механизмах, которыми они пользуются. Скорее всего, они знают лишь процедуру, технический набор действий. Итак, научно проанализируем, что же происходит в процессе подобной игры, чтобы понять, почему неглупые и рачительные люди порой добровольно расстаются с крупными суммами денег и другими ценностями. Почему, несмотря на интеллект, совер­шают явно необдуманные поступки. С реальным миром материальных объектов и физических явлений мы контактируем только одним способом — с помощью восприятия — т.е. с помощью органов чувств. Наглядным приме­ром органа чувств может выступать орган зрения. На сетчатку глаза, проходя через отверстие зрачка и преломляясь хрустали­ком, падает поток света. Отдельно взятая частица этого потока, фотон, попадая на определенную светочувствительную клетку (если помните со школы «палочки» и «колбочки», массы которых выстилают глазное дно) приводит к химической реакции внутри этой клетки, которая в свою очередь формирует нервный импульс. Поток импульсов от всех клеток сетчатки устремляется по не­рвным проводниковым путям в затылочную область коры голо­вного мозга, где и подвергается «анализу». Таким образом можно выделить «рецепторы» — которые воспринимает информацию, «проводниковые пути» — посредством которых эта информация транспортируется, и «анализаторы» — в которых полученная ин­формация подвергается обработке и анализу. «Загрузка» восприятия осуществляется с помощью проце­дуры «игры в наперстки». После того как человек принял участие в игре, подчиняясь разжигаемой аферистами эмоции азарта и пред­чувствию возможного легкого выигрыша, начинает работать пси­хофизиологический механизм загрузки сознания восприятием. В первую очередь начинает активно эксплуатироваться визуаль­ный канал восприятия, наиболее значимый у большинства людей. Порядка 70-80% сознательного внимания человека, принявшего участие в «игре», сознательно направляется на отслеживание пе­ремещения наперстков (стаканов, карт и других используемых предметов). Одновременно с этим идет активное задействование аудиального канала восприятия. Те, кто наблюдал за подобными «играми», припомнят, что «ведущий», обычно активный молодой человек, все время что-то говорит. Причем, на первый взгляд, эти слова — какой-то «детский лепет», фразы типа: «Закручу-заверчу, всех запутать хочу» и тому подобные «прибаутки». На самом деле это очень важный компонент загрузки сознания, «догружающей» его еще на 15-20%. И, чтобы окончательно «загрузить» и даже «перегрузить» сознание сенсорной информацией, задействуется условно выделяемый кинестетический канал восприятия (осяза­ние, проприоцептивная рецепция (сенсорная система, обеспечи­вающая кодирование информации об относительном положении частей тела), температурная чувствительность и т.д.). Человек и так по-прежнему ощущает положение своего тела в пространстве, температуру окружающего воздуха открытыми участками кожи, контакт кожи с одеждой и другие подобные ощущения. Чтобы усилить поток информации идущий от тела, начинает работать «группа поддержки» — несколько человек, которые активно кру­тятся, толкаются и трутся вокруг «жертвы» этих манипуляций. В итоге количество сенсорной информации переходит в качес­тво — хоть вешай табличку «все ушли на фронт»: в момент, когда необходимо совершить сознательный, обдуманный выбор - рас­ставаться с деньгами или уйти, думать, по сути, некому, точнее нечему. Перегруженный сенсорной информацией мозг не может действовать эффективно и человек поступает необдуманно, по инерции подчиняясь эмоции азарта. Интеллект на этом этапе уже не имеет существенного значения, поскольку задействовать осоз­нанное мышление весьма проблематично. Это пример того, как механизм загрузки сознания восприятием может быть использован против наших интересов при манипу-лятивном воздействии извне. При осознанном самостоятельном использовании подобный механизм может работать нам на благо, ибо именно с его помощью мы сможем добиться реализации со­вета «меньше думать».

Обсуждаемый нами психофизиологический механизм пред­ставляет собой научные основы медитации. Из всех распростра­ненных способов релаксации самое большое недоверие и насторо­женность вызывает, пожалуй, именно медитация. При упоминании о ней часто приходят на ум худые загорелые индусы, сидящие в странных позах. И нам кажется, что это совсем не то, чем можно заняться дома или на работе. Медитативная практика обросла массой мифов, религиозно-мистических спекуляций и суеверий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что .многие относятся к медитации с опаской. И все же этот метод релаксации совсем не опасен. Более того, вы сами наверняка когда-то медитировали, даже не подозревая об этом. Когда вашем разуме царили спокойс­твие и порядок, вы не думали о заботах и проблемах, а в душе был полный штиль и умиротворение, когда вы пребывали в гармонии с собой и миром, — тогда ваше состояние можно было назвать состоянием «безмыслия», то есть медитативного транса. В основе большинства медитативных практик лежит процесс созерцания. Созерцание же, используя научную терминологию, является безоценочным (дескриптивным) восприятием. Индус, сидящий в позе лотоса и смотрящий на одноименный цветок, занят именно восприятием данного цветка, а не оценкой его кра­соты или необычности формы. Именно поэтому, почти автомати­ческая привычка европейцев и других представителей западной цивилизации, обдумыватьи оцениватьвосприятие, чаще всего мешает им овладеть медитацией. Конечно, традиции, обычаи и особенности культуры с самого детства формируют у жителей Востока особое отношение к восприятию. Так, например, «наш че­ловек», если он не имеет специальных знаний и подготовки, нахо­дясь в Японии в дзен-буддистском «саду камней», будет в первую очередь думать, что это за камни и зачем они здесь так расстав­лены. Рациональная позиция представителя западной цивилиза­ции постоянно толкает его, в силу сложившегося стереотипа, к обдумыванию всего. «Мысленная жвачка» — привычка постоянно о чем-нибудь думать - вырабатывается с самого детства и посто­янно поощряется в период взросления. И уже не важно, полезно ли нам думать в этот момент или вредно, мысли продолжают кру­титься в сознании непрерывным потоком. Традиционно принято считать, что текущая вода и языки пла­мени успокаивают смотрящего на них. Попробуйте на собствен­ном опыте проверить эти утверждения. Выйдите на берег реки или моря и посмотрите на волны. Волны успокоят вас только в одном случае — если у вас нет не одной претензии ни к одной из волн, если вы готовы принять их все такими, какие они есть, не оценивая, а лишь безучастно наблюдая. Оценка выводит сознание из безучастного состояния, из состояния равновесия и стабильности, и провоцирует эмоци­ональный отклик. Положительными будут спровоцированные оценкой эмоции или отрицательными, они в любом случае вы­ведут сознания из состояния баланса и стабильности. Вы можете заснуть у включенного телевизора, и не спать, едва слыша его отзвуки за стенкой. Стук колес поезда многих убаюки­вает, но такой же ритмичный стук соседей в стенку вряд ли вас усыпит. Дело в том, что подспудно доминирует определенная оценка: колесам стучать можно, это даже хорошо — значит, мы не стоим, и, следовательно, не опаздываем, а вот стучать ночью сосе­дям «абсолютно недопустимо». К дыханию надо отнестись как к объекту восприятия. Три па­раметра позволят нам как якорем «зацепиться» за восприятие. Эти параметры: движение грудной клетки, прохождение воздуха через воздухоносные пути и звук дыхания. В течение 5-10 минут сосредоточьте все свое сознательное внимание на этих 3 параметрах. Отслеживайте их, но не оцени­вайте свое дыхание! Первоначально посторонние звуки, не относящиеся напрямую к дыханию телесные ощущения (например, собственное сердцеби­ение), а главное мысли — будут отвлекать вас ежесекундно, и, со­ответственно, сбивать с необходимого сосредоточения внимания на восприятии. Однако не сдавайтесь! Если вы будете терпеливы и последовательны, то через определенное время ваши усилия из количества перейдут в качество. Между отвлечениями появятся промежутки спокойного состояния, некоего равновесия и гармо­ничного баланса. Сначала на секунду, затем через какое-то время на 2, 3, 5 секунд вы сможете оставаться в этом состоянии. Через 1,5-2 месяца регулярных занятий вы сможете достигать этого со­стояния произвольно и без больших усилий (лишь сосредоточив­шись на процедуре выполнения упражнения). Но регулярность применения этого упражнения — необходимая «плата» за форми­рование прочного и качественного навыка по его использованию. Это упражнение необходимо делать минимум 4-5 раз в день по 5-10 минут в течение первых 2 месяцев. Правильность выполнения одного подхода вы вполне сможете определить самостоятельно, оценивая его по конечному резуль­тату. Если вам удалось успокоиться и расслабиться, или же погру­зиться в дремоту, значит, этот подход вы засчитываете, если нет, то продолжаете снова, с учетом сделанных ошибок. Поэтому первые подходы могут занять не 5-10 минут, а даже час и более. Но не огорчайтесь, с последующими выполненными подходами время на достижение успокоения будет сокращаться.

studopedya.ru

Как научиться меньше думать - Мои статьи - Каталог статей

Очень часто мысли вызывают излишнюю тревогу.

Одним из наиболее распространенных советов является совет «не думай». «Не думай об этом», «выкини из головы» и прочие подобные рекомендации, несомненно, помогли бы нам чувствовать себя иначе, если бы наш мозг быстро и беспрекословно подчинялся столь простым инструкциям. Но, к сожалению, подобные высказывания не содержат в себе рецепта, указывающего как конкретно надо поступать, что конкретно сделать, что бы сократить неотступный поток навязчивых мыслей. Сегодня мы можем заняться восполнением этого пробела. Помимо возможности более полноценной регуляции деятельности своего сознания, дополнительным эффектом этого упражнения является возможность научиться засыпать в любое время и в любом месте по собственному желанию. Но прежде чем перейти к технической процедуре выполнения этого упражнения необходимо сделать некоторые разъяснения теоретического характера, для более точного понимания механизма осуществляющего эффекты данной методики. Если условно выделить два ведущих процесса, которые доминируют в сознании – то этими процессами будут мышление и восприятие. Причем они антагонистичны. Чем больше ресурсов, энергии (в научном, а не эзотерическом понимании этого слова) забирает, «оттягивает» на себя мышление, тем меньший объем сознания занимает восприятие. Это можно сравнить с бюджетом страны: если кому-то дали больше средств, неизбежно (при ограниченном количестве этих средств) кому-то достанется меньше. Так же и в организме: если мы о чем-то глубоко задумались, то восприятие существенно сокращает свое представительство в сознании. Вспомните ситуации, когда вы о чем-то глубоко задумывались. Сосредоточившись на своих мыслях, постепенно перестаешь замечать некоторые посторонние звуки, детали окружения и большую часть ощущений собственного тела. Иногда, остановив свой взгляд на одной «точке» мы перестаем замечать многое происходящее вокруг нас, а порой не видим и самой «точки», несмотря на то, что наши глаза могут быть по-прежнему открыты. Наш взор обращен «вовнутрь», в таких ситуациях в нашем сознании царствует мышление. Иногда, чаще всего спонтанно, восприятие «добивается» краткого превосходства. Например, когда вы услышали очаровавшую вас мелодию, или вашим глазам открылся потрясающий вид природы, ваше внимание привлек к себе красивейший закат солнца, или вы медленно погрузились в теплую ванну, почувствовав плавное расслабление своего тела. В этот момент мысли отступили, их вытеснила сенсорная информация, то есть воспринятое вашими органами чувств, проще говоря – восприятие. Отсюда следует один очень важный вывод, который лежит в основе нашего упражнения. Он таков: заполняя сознание восприятием, мы можем уменьшить объем мышления пропорционально тому, насколько нам удастся сосредоточиться на процессе восприятия. Приведу пример того, как этот психофизиологический закон срабатывает в повседневной жизни. Заодно это будет пример того, как незнание функционирования собственной психики оборачивается значительными неприятностями. Примером нам послужит игра в «наперстки». Её технические исполнители, чаще всего бойкие молодые люди, которых мы и по сей день можем встречать на улицах наших городов, наверное, и не подозревают о тех тонких психофизиологических механизмах, которыми они пользуются. Скорее всего, они знают лишь процедуру, технический набор действий. Итак, научно проанализируем, что происходит в процессе подобной игры, что бы понять, почему же порой неглупые и рачительные люди добровольно расстаются с крупными суммами денег и другими ценностями, несмотря на интеллект, совершают явно необдуманные поступки. С реальным миром материальных объектов и физических явлений мы контактируем только одним способом – с помощью восприятия – т.е. с помощью органов чувств. Наглядным примером органа чувств может выступать орган зрения. На сетчатку глаза, проходя через отверстие зрачка и преломляясь хрусталиком, падает поток света. Отдельно взятая частица этого потока, фотон, попадая на определенную светочувствительную клетку (если помните со школы «палочки» и «колбочки», массы которых выстилают глазное дно) приводит к химической реакции внутри этой клетки, которая в свою очередь формирует нервный импульс. Поток импульсации от всех клеток сетчатки устремляется по нервным проводниковым путям в затылочную область коры головного мозга, где и подвергается «анализу». Отсюда можно выделить «рецепторы» - то, что воспринимает информацию, «проводниковые пути» – то, посредством чего эта информация транспортируется, и «анализаторы» - то, где полученная информация подвергается обработке и анализу. «Загрузка» восприятия осуществляется с помощью процедуры «игры в наперстки». После того, как человек принял участие в игре, подчиняясь разжигаемой аферистами эмоции азарта и ощущения возможного легкого выигрыша, начинает работать психофизиологический механизм загрузки сознания восприятием. В первую очередь, активно начинает эксплуатироваться визуальный канал восприятия, наиболее значимый у большинства людей. Порядка 70-80% сознательного внимания человека, принявшего участие в «игре», сознательно направляется на отслеживание перемещения наперстков (стаканов, карт и других используемых предметов). Одновременно с этим идет активное задействование аудиального канала восприятия. Те, кто наблюдал за подобными «играми», могут вспомнить, что «ведущий», обычно активный молодой человек, все время что-то говорит. Причем, на первый взгляд, эти слова – какой-то «детски лепет», фразы типа: «Закручу-заверчу, всех запутать хочу» и тому подобные «прибаутки». На самом деле это очень важный компонент загрузки сознания, «догружающей» его еще на 15-20%. И, чтобы окончательно «загрузить» и даже «перегрузить» сознание сенсорной информацией задействуется условно выделяемый кинестетический канал восприятия (осязание, проприоцептивная рецепция, температурная чувствительность и т.д.). Человек итак по-прежнему ощущает положение своего тела в пространстве, температуру окружающего воздуха открытыми участками кожи, контакт кожи с одеждой и прочие подобные ощущения. Чтобы усилить поток информации идущий от тела, существует «группа поддержки» - несколько человек, которые активно крутиться, толкаются и трутся в прямом смысле этих слов вокруг «жертвы» этих манипуляций. В итоге количество сенсорной информации переходит в качество - хоть вешай табличку «все ушли на фронт» - в момент, когда необходимо совершить сознательный, обдуманный выбор расставаться ли с деньгами или уйти, думать, по сути, некому, точнее нечему. Перегруженная сенсорной информацией голова, действует необдуманно во всех смыслах слова, подчиняясь по инерции эмоции азарта. Интеллект на этом этапе уже не имеет существенного значения, поскольку задействовать осознанное мышление весьма проблематично. Это был пример того, как механизм загрузки сознания восприятием может быть использован против наших интересов, при манипулятивном воздействии извне. При осознанном самостоятельном использовании подобный механизм может работать нам на благо, ибо именно с его помощью мы сможем добиться реализации совета «меньше думать». Обсуждаемый нами психофизиологический механизм представляет собой научные основы медитации. В основе большинства медитативных практик лежит процесс созерцания. Созерцание же, используя научную терминологию, является безоценочным (дескриптивным) восприятием. Индус, сидящий в позе лотоса и смотрящий на одноименный цветок, занят именно восприятием данного цветка, а не оценкой его красоты или необычности формы. Именно привычка европейцев, и других представителей западной цивилизации, обдумывать и оценивать воспринятое, почти автоматически, чаще всего мешает им овладеть медитацией. Конечно, культурно-историческое наследие с самого детства формирует у жителя востока особое отношение к восприятию. Так, например, «наш человек», если он не имеет специальных знаний и подготовки, находясь в Японии в дзен-будистском «саду камней», будет в первую очередь думать, что это за камни и зачем они здесь так расставлены. Рациональная позиция представителя западной цивилизации, толкает его, в силу сложившегося стереотипа, к обдумыванию всего и всюду. «Мысленная жвачка» - привычка постоянно о чем-нибудь думать вырабатывается с самого детства и постоянно стимулируется в последующем. И уже не важно, полезно ли нам думать в этот момент или даже во вред, мысли продолжают крутиться в сознании неотступным потоком. Традиционно принято считать, что текущая вода и языки пламени успокаивают смотрящего на них. Попробуйте на собственном опыте проверить эти утверждения. Выйдите на берег реки или моря и посмотрите на волны. Волны успокоят вас только в одном случае – если у вас нет не одной претензии ни к одной из волн, если вы готовы принять их все такими, какие они есть, не оценивая их, а лишь безучастно наблюдая за ними. Оценка выводит сознание из безучастного состояния, из состояния равновесия и стабильности, и провоцирует эмоциональный отклик. Положительными будут спровоцированные оценкой эмоции или отрицательными, они в любом случае выведут сознания из состояния баланса и стабильности. Вы можете заснуть у включенного телевизора, и не спать, едва слыша его отзвуки за стенкой. Стук колес поезда многих убаюкивает, но такой же ритмичный стук соседей в стенку вряд ли вас усыпит. Дело в том, что подспудно доминирует определенная оценка: колесам стучать можно, это даже хорошо – значит, мы не стоим, а, следовательно, не опаздываем, а вот стучать ночью соседям «абсолютно недопустимо».

К дыханию надо отнестись как к объекту восприятия. Три параметра позволят нам как якорями «зацепиться» за восприятие. Эти параметры: движение грудной клетки, прохождение воздуха через воздухоносные пути и звук дыхания. В течение 5-10 минут сосредоточьте все свое сознательное внимание на этих трех параметрах. Отслеживайте их, но не оценивайте свое дыхание! Первоначально посторонние звуки, не относящиеся напрямую к дыханию телесные ощущения (например, собственное сердцебиение), а главное мысли – будут отвлекать вас ежесекундно, и, соответственно, сбивать с необходимого варианта сосредоточения внимания на восприятии. Однако не сдавайтесь! Если вы будете терпеливы и последовательны, то через определенное время ваши усилия из количества перейдут в качество. Между отвлечениями появятся промежутки спокойного состояния, некоего равновесия и гармоничного баланса. Сначала на одну секунду, затем через какое-то время на две, три, пять секунд вы сможете оставаться в этом состоянии. Через полтора – два месяца регулярных занятий вы сможете достигать этого состояния произвольно и без больших усилий (лишь сосредоточившись на процедуре выполнения упражнения). Но регулярность применения этого упражнения необходимая «плата» для формирования прочного и качественного навыка по его использованию. Это упражнение необходимо делать минимум 4 – 5 раз в день по 5 – 10 минут в течение первых двух месяцев. Правильность выполнения одного подхода вы вполне сможете определить самостоятельно, оценивая его по конечному результату. Если вам удалось успокоиться и расслабиться, или же погрузиться в дремоту, значит, этот подход вы засчитываете, если нет, то продолжаете снова, с учетом сделанных ошибок. Поэтому первые подходы могут занять не 5 – 10 минут, а даже час и более. Но не огорчайтесь, с последующими выполненными подходами время на достижение успокоения будет сокращаться.

klinikadychi.my1.ru

Как поменьше думать?

Современный человек на протяжении всего дня находится в постоянной мыслительной активности. Даже ночью мы порой просто не в состоянии отключиться от собственных раздумий. Дело в том, что далеко не все знают, как просто-напросто начать меньше думать.

Мудрецы и философы накапливали знания об этом веками. В этом вам могут помочь интегральные практики Шри Ауробиндо.

Тезисы Шри Ауробиндо

Возможности интегральной йоги неограниченны. Если вы всерьез погрузитесь в самосовершенствование, то сможете достигнуть изменения собственной внешности, нирваны, развить в себе магические способности, ясновидение, телепатию и др. Ниже указаны советы по достижению практически любой цели.

Советы по достижению цели

  1. Нужно отдавать отчет тому, что йога - это не поле для интеллектуальных аргументов или рассуждений. Описанную практику нельзя считать логическим упражнением, которое приводит к правильному пониманию йоги или следованию ей. Йога не является областью умственной деятельности.
  2. Чтобы очистить свой

elhow.ru

Паника.Транслайн.Ру - сайт про панические атаки

материал с сайта http://centrnevrozov.narod.ru

 

Одним из наиболее распространенных советов является совет «не думай». «Не думай об этом», «выкини из головы» и прочие подобные рекомендации, несомненно, помогли бы нам чувствовать себя иначе, если бы наш мозг быстро и беспрекословно подчинялся столь простым инструкциям. Но, к сожалению, подобные высказывания не содержат в себе рецепта, указывающего как конкретно надо поступать, что конкретно сделать, что бы сократить неотступный поток навязчивых мыслей. Сегодня мы можем заняться восполнением этого пробела. Помимо возможности более полноценной регуляции деятельности своего сознания, дополнительным эффектом этого упражнения является возможность научиться засыпать в любое время и в любом месте по собственному желанию.

Но прежде чем перейти к технической процедуре выполнения этого упражнения необходимо сделать некоторые разъяснения теоретического характера, для более точного понимания механизма осуществляющего эффекты данной методики.

Если условно выделить два ведущих процесса, которые доминируют в сознании – то этими процессами будут мышление и восприятие. Причем они антагонистичны. Чем больше ресурсов, энергии (в научном, а не эзотерическом понимании этого слова) забирает, «оттягивает» на себя мышление, тем меньший объем сознания занимает восприятие. Это можно сравнить с бюджетом страны: если кому-то дали больше средств, неизбежно (при ограниченном количестве этих средств) кому-то достанется меньше. Так же и в организме: если мы о чем-то глубоко задумались, то восприятие существенно сокращает свое представительство в сознании. Вспомните ситуации, когда вы о чем-то глубоко задумывались. Сосредоточившись на своих мыслях, постепенно перестаешь замечать некоторые посторонние звуки, детали окружения и большую часть ощущений собственного тела. Иногда, остановив свой взгляд на одной «точке» мы перестаем замечать многое происходящее вокруг нас, а порой не видим и самой «точки», несмотря на то, что наши глаза могут быть по-прежнему открыты. Наш взор обращен «вовнутрь», в таких ситуациях в нашем сознании царствует мышление.

Иногда, чаще всего спонтанно, восприятие «добивается» краткого превосходства. Например, когда вы услышали очаровавшую вас мелодию, или вашим глазам открылся потрясающий вид природы, ваше внимание привлек к себе красивейший закат солнца, или вы медленно погрузились в теплую ванну, почувствовав плавное расслабление своего тела. В этот момент мысли отступили, их вытеснила сенсорная информация, то есть воспринятое вашими органами чувств, проще говоря – восприятие.

Отсюда следует один очень важный вывод, который лежит в основе нашего упражнения. Он таков: заполняя сознание восприятием, мы можем уменьшить объем мышления пропорционально тому, насколько нам удастся сосредоточиться на процессе восприятия.

Приведу пример того, как этот психофизиологический закон срабатывает в повседневной жизни. Заодно это будет пример того, как незнание функционирования собственной психики оборачивается значительными неприятностями. Примером нам послужит игра в «наперстки». Её технические исполнители, чаще всего бойкие молодые люди, которых мы и по сей день можем встречать на улицах наших городов, наверное, и не подозревают о тех тонких психофизиологических механизмах, которыми они пользуются. Скорее всего, они знают лишь процедуру, технический набор действий. Итак, научно проанализируем, что происходит в процессе подобной игры, что бы понять, почему же порой неглупые и рачительные люди добровольно расстаются с крупными суммами денег и другими ценностями, несмотря на интеллект, совершают явно необдуманные поступки.

С реальным миром материальных объектов и физических явлений мы контактируем только одним способом – с помощью восприятия – т.е. с помощью органов чувств. Наглядным примером органа чувств может выступать орган зрения. На сетчатку глаза, проходя через отверстие зрачка и преломляясь хрусталиком, падает поток света. Отдельно взятая частица этого потока, фотон, попадая на определенную светочувствительную клетку (если помните со школы «палочки» и «колбочки», массы которых выстилают глазное дно) приводит к химической реакции внутри этой клетки, которая в свою очередь формирует нервный импульс. Поток импульсации от всех клеток сетчатки устремляется по нервным проводниковым путям в затылочную область коры головного мозга, где и подвергается «анализу». Отсюда можно выделить «рецепторы» - то, что воспринимает информацию, «проводниковые пути» – то, посредством чего эта информация транспортируется, и «анализаторы» - то, где полученная информация подвергается обработке и анализу.

«Загрузка» восприятия осуществляется с помощью процедуры «игры в наперстки». После того, как человек принял участие в игре, подчиняясь разжигаемой аферистами эмоции азарта и ощущения возможного легкого выигрыша, начинает работать психофизиологический механизм загрузки сознания восприятием. В первую очередь, активно начинает эксплуатироваться визуальный канал восприятия, наиболее значимый у большинства людей. Порядка 70-80% сознательного внимания человека, принявшего участие в «игре», сознательно направляется на отслеживание перемещения наперстков (стаканов, карт и других используемых предметов). Одновременно с этим идет активное задействование аудиального канала восприятия. Те, кто наблюдал за подобными «играми», могут вспомнить, что «ведущий», обычно активный молодой человек, все время что-то говорит. Причем, на первый взгляд, эти слова – какой-то «детски лепет», фразы типа: «Закручу-заверчу, всех запутать хочу» и тому подобные «прибаутки». На самом деле это очень важный компонент загрузки сознания, «догружающей» его еще на 15-20%. И, чтобы окончательно «загрузить» и даже «перегрузить» сознание сенсорной информацией задействуется условно выделяемый кинестетический канал восприятия (осязание, проприоцептивная рецепция, температурная чувствительность и т.д.). Человек итак по-прежнему ощущает положение своего тела в пространстве, температуру окружающего воздуха открытыми участками кожи, контакт кожи с одеждой и прочие подобные ощущения. Чтобы усилить поток информации идущий от тела, существует «группа поддержки» - несколько человек, которые активно крутиться, толкаются и трутся в прямом смысле этих слов вокруг «жертвы» этих манипуляций. В итоге количество сенсорной информации переходит в качество - хоть вешай табличку «все ушли на фронт» - в момент, когда необходимо совершить сознательный, обдуманный выбор расставаться ли с деньгами или уйти, думать, по сути, некому, точнее нечему. Перегруженная сенсорной информацией голова, действует необдуманно во всех смыслах слова, подчиняясь по инерции эмоции азарта. Интеллект на этом этапе уже не имеет существенного значения, поскольку задействовать осознанное мышление весьма проблематично.

Это был пример того, как механизм загрузки сознания восприятием может быть использован против наших интересов, при манипулятивном воздействии извне. При осознанном самостоятельном использовании подобный механизм может работать нам на благо, ибо именно с его помощью мы сможем добиться реализации совета «меньше думать».

Обсуждаемый нами психофизиологический механизм представляет собой научные основы медитации. В основе большинства медитативных практик лежит процесс созерцания. Созерцание же, используя научную терминологию, является безоценочным (дескриптивным) восприятием. Индус, сидящий в позе лотоса и смотрящий на одноименный цветок, занят именно восприятием данного цветка, а не оценкой его красоты или необычности формы. Именно привычка европейцев, и других представителей западной цивилизации, обдумывать и оценивать воспринятое, почти автоматически, чаще всего мешает им овладеть медитацией. Конечно, культурно-историческое наследие с самого детства формирует у жителя востока особое отношение к восприятию. Так, например, «наш человек», если он не имеет специальных знаний и подготовки, находясь в Японии в дзен-будистском «саду камней», будет в первую очередь думать, что это за камни и зачем они здесь так расставлены. Рациональная позиция представителя западной цивилизации, толкает его, в силу сложившегося стереотипа, к обдумыванию всего и всюду. «Мысленная жвачка» - привычка постоянно о чем-нибудь думать вырабатывается с самого детства и постоянно стимулируется в последующем. И уже не важно, полезно ли нам думать в этот момент или даже во вред, мысли продолжают крутиться в сознании неотступным потоком.

Традиционно принято считать, что текущая вода и языки пламени успокаивают смотрящего на них. Попробуйте на собственном опыте проверить эти утверждения. Выйдите на берег реки или моря и посмотрите на волны. Волны успокоят вас только в одном случае – если у вас нет не одной претензии ни к одной из волн, если вы готовы принять их все такими, какие они есть, не оценивая их, а лишь безучастно наблюдая за ними.

Оценка выводит сознание из безучастного состояния, из состояния равновесия и стабильности, и провоцирует эмоциональный отклик. Положительными будут спровоцированные оценкой эмоции или отрицательными, они в любом случае выведут сознания из состояния баланса и стабильности.

Вы можете заснуть у включенного телевизора, и не спать, едва слыша его отзвуки за стенкой. Стук колес поезда многих убаюкивает, но такой же ритмичный стук соседей в стенку вряд ли вас усыпит. Дело в том, что подспудно доминирует определенная оценка: колесам стучать можно, это даже хорошо – значит, мы не стоим, а, следовательно, не опаздываем, а вот стучать ночью соседям «абсолютно недопустимо».

К дыханию надо отнестись как к объекту восприятия. Три параметра позволят нам как якорями «зацепиться» за восприятие. Эти параметры: движение грудной клетки, прохождение воздуха через воздухоносные пути и звук дыхания.

В течение 5-10 минут сосредоточьте все свое сознательное внимание на этих трех параметрах. Отслеживайте их, но не оценивайте свое дыхание!

Первоначально посторонние звуки, не относящиеся напрямую к дыханию телесные ощущения (например, собственное сердцебиение), а главное мысли – будут отвлекать вас ежесекундно, и, соответственно, сбивать с необходимого варианта сосредоточения внимания на восприятии. Однако не сдавайтесь! Если вы будете терпеливы и последовательны, то через определенное время ваши усилия из количества перейдут в качество. Между отвлечениями появятся промежутки спокойного состояния, некоего равновесия и гармоничного баланса. Сначала на одну секунду, затем через какое-то время на две, три, пять секунд вы сможете оставаться в этом состоянии. Через полтора – два месяца регулярных занятий вы сможете достигать этого состояния произвольно и без больших усилий (лишь сосредоточившись на процедуре выполнения упражнения). Но регулярность применения этого упражнения необходимая «плата» для формирования прочного и качественного навыка по его использованию. Это упражнение необходимо делать минимум 4 – 5 раз в день по 5 – 10 минут в течение первых двух месяцев.

Правильность выполнения одного подхода вы вполне сможете определить самостоятельно, оценивая его по конечному результату. Если вам удалось успокоиться и расслабиться, или же погрузиться в дремоту, значит, этот подход вы засчитываете, если нет, то продолжаете снова, с учетом сделанных ошибок. Поэтому первые подходы могут занять не 5 – 10 минут, а даже час и более. Но не огорчайтесь, с последующими выполненными подходами время на достижение успокоения будет сокращаться.

Дмитрий Ковпак

обсудить

pan-club.narod.ru