Домотканые половики — вчера и сегодня. Ткать ковер


Домотканые половики — вчера и сегодня – Ярмарка Мастеров

Моя подруга  огляделась в нашей московской комнате.

- Ты писала мне о ткацком станке, который купила недавно. А где он?- Вот он, — я указала на деревянное сооружение в углу.

ткачество

- На этом ты ткала эти половики? Я думала...

Да, она представила себе бабушкин большой ткацкий станок, который мог бы занять чуть ли не половину комнаты городской квартиры, как на этом фото.

домотканые половики

- Вспоминаю своё послевоенное детство. Всю осень и часть зимы мать и бабушка пряли лён. Ближе к весне в избе устанавливали ткацкий станок. В свободное от работы в колхозе время мать ткала холсты. Заниматься этим заставляла суровая необходимость. Фабричной мануфактуры не было, да и денег на её приобретение тоже. Полотенца, скатерти, нижнее и постельное бельё шилось из домотканого полотна. А уж качество его зависело от умения крестьянки тонко напрясть да плотно соткать. Весной холсты отбеливали на снежном насте. Жизнь в деревне постепенно улучшалась, необходимость ткать холсты отпала. А вот половички — яркие, пёстрые, нарядные — требовались по-прежнему. Более того, горожане, пресыщенные коврами да паласами, стали разыскивать старых мастериц и скупать у них половики Да вот беда, всё меньше остается в наших деревнях и провинциальных городках таких мастериц. Дело-то это трудоемкое и хлопотное.

И. В. Белковский. "Зимнее солнышко" 1994. На картине тканый половик и круглые коврики, связанные крючком.

-  У бабушки в Соколовском их было два в хорошем состоянии. Раньше на них полотно льняное ткали и более грубое и довольно тонкое на рубахи, кофты, юбки, полотенца, скатерти. Нам стан собирать семь потов сойдет, полдня будешь возиться. У бабушки станы хранились в амбаре, а ткала она дома, так в собранном виде он большую часть избы занимал.

- А я вспомнил, как бабка нас заставляла помогать "сновать" — это когда новину делали — основание для начала ткания половиков. Сновали мы на стене, метров 8, потом снимали это в косу, а затем на вал наматывали. Перед этим продевали (подавали иглой) в ниченки, а уж когда через ниченки все это выровняется и наматывали на вал. Ну потом продевали в бердо и айда ткать. Ткать мне не доверяли, а вот сновать и подавать в ниченки и бердо умею, бабка-то уже плохо видела.

М. В. Васильевич. Бёрдо (или бердо), которым пробивают уток к полотну для уплотнения.

- Знаешь, почему ткали эти половики? В те времена полы не намоешься — они ведь были некрашеные. У нас с бабушкой на мытьё полов полдня уходило. Сначала битым кирпичом тёрли, затем несколько раз смывали. Сосновый пол становился белым, будто бы после стружки. Вот и закрывали его половиками, чтобы не запачкался.

- Когда-то давно так и было. Но моя бабушка жила в квартире с крашеным полом. А половики лежали, потому что так положено :) Голый пол не комильфо, типа :)

- Это я снимала в Суздале. Ткачиха рассказывала, что теперь почти никто не умеет заправлять такой станок. Им помогала бабушка 96 лет. Заправляли 2 дня.  Сейчас такое только в музеях или по деревням на чердаках или в сараях (уходящая натура).

Нижняя Синячиха (Алапаевский район Свердловской области) . Музей деревянного зодчества и прикладного искусства Урала.Обратите внимание на половики.

Журнал «Вокруг Света». Август 1979.

"... А зимой, когда много свободного времени, ткут женщины в Паломе половики. Ткать умеют все, еще девчонками выучились у матерей. Прежде из тонкой льняной пряжи ткали на сарафаны, рубашки, полотенца, скатерти и простыни, рядно для мешков. Ткали и дорожки. «Всю зиму работали, «пластались», — вспоминают женщины. Да и летом много труда отдавали льну, надо было его посеять, вытеребить, вымочить, размять, расчесать и только тогда уже прясть. Все это, конечно, делалось вручную. Сейчас, разумеется, свой лен никто не сеет и полотно больше не ткут; отпала необходимость в этой тяжелой работе, но осталось умение ткать, привычка к этому занятию. Зимние дни без него кажутся пустыми. Вот и ткут половики. Так прежнее ремесло, входившее в женские обязанности, приобрело характер творческого занятия «для души», стало радостью свободного часа.

Ткут уже не из льняной пряжи, а из тряпок, окрашенных в разные цвета, нарезанных на тонкие полосы и скрученных. В качестве основы берут простые катушечные нитки. Изменился не только материал, из которого ткут половики, изменились их размеры и рисунок. Половики теперь ткут широкие, шириной до 80 сантиметров, специально ради этого старые кросна переделывают. Скорей всего так делают потому, что половики перестали быть только дорожками, которыми застилают пол, их назначение стало более разнообразным — ими покрывают диваны, вешают как ковры над кроватями. Но для этого не совсем годится традиционный узор в виде разноцветных поперечных полос. Некоторые мастерицы делают новый рисунок — шашечный, из квадратиков (не без влияния, конечно, фабричных пледов и покрывал).

За день опытная мастерица, работая не отрываясь, может наткать до трех метров."

На одном форуме посетительница хотела купить старые и "страшные" половики, чем удивила людей добрых.

- Дык я их в межи собралась постелить. У меня грядочки узенькие, а межи широкие, а на них трава-мурава растёт —надоела! Я с ней уже по-всякому борюсь. А под половичками она расти не станет. Ей так не интересно. Так что пусть они хоть какие старенькие будут. Технология "узких гряд" по Митлайдеру.

Вольдемар Т. в видео рассказал, как учился половики ткать. Снято в середине 90-годов.

"Сюжетец снят в середине 90-х, когда в деревнях ещё ткали половики. Сейчас уже и этого не сыщешь..."

Многие думают, что только в советские времена ткали половики из текстильной полосы от старой одежды. Однако картины русского художника В.Максимова (1844-1911) доказывают, что и в царские времена были половики у крестьян.

"Торговка" 1881 г. На полу половик.

"Сборы на гулянье". 1869.

Я в фоторедакторе осветила картину, чтобы показать половик на полу.

Наверно, их начали делать после 1861 года, когда распалось крепостное право и появились фабрики по производству тканей. Но все равно почти на всех картинах, где изображен быт крестьян после 1861 года, нет половиков.

Почему многие любят половики "из тряпок", которые некогда ткала бабушка (прабабушка или какая еще родственница)? Наверно, половики связаны с беззаботными летними каникулами в деревне, с бабушкой и ее пирожными, с парным молоком и купанием в реке?... И наша любовь к радуге с детства -- порой половики напоминают ее:

Так бегите же за мноюНа зелёные луга,Где над синею рекоюВстала радуга-дуга.

Обычно, половики (коврики) ткали и ткут из текстильной полосы (реже из трикотажной, так как такая эластичная полоса чаще подходит для плетения или вязания крючком). Но моя родственница с папиной стороны ткала из химволокна ярких цветов.

Размеры 380х48 см.Основа — катушечные нити под номером 10, уток — химволокно. В 70-е годы папа и бабушка собирали выброшенные бракованные мотки разноцветного химволокна на свалке неподалеку от рязанского химзавода. Из стирали в ванне, размотали и разделили мотки на нити определенной толщины.

В 2000-е годы (или раньше) энтузиасты искали и собирали старинные ткацкие станки, восстановили, учились на них ткать. Многие секреты построения ткацких станков и ткачества на них потерялись, приходилось искать в Рунете и Интернете информацию, спрашивать у старых бабушек, которые помнили о них.

Художник Павел Попов (родился в 1966 году). "Рукодельницы". 2012 год. Можно сказать, картина говорит о возрождении ручного ткачества в России XXI века, когда образовались кружки по ткачеству для желающих.

Теперь производятся разнообразные ткацкие настольные станки и рамки для ткачества. .

Расскажу о своем станке, с которого начался пост. Это настольный станок с бёрдышком Эмилия с шириной 30 см. Тогда был смог летом, поэтому на фото остался эффект тумана. Недавно продала станок, так как 30-и см для меня мало, и я купила станок с 50-ю см, потом  с 80-ю см.

Плед, сотканный на этом станке. Зеленые полосы — это текстильная полоса от старого зелено-черного пледа, под которым росла все детство (он чуть виден на первом фото). С тех пор сделала вывод, что можно дать вторую жизнь очень любимому пледу, который рвется легко — разрезать его на полосы и ткать с прочной пряжей. Темно-синие полосы — тонкая шерстяная пряжа. Еще немного синего акрила. Небольшие детали — учебные образцы. Служит до сих пор как плед и как одеяло для пододеяльника.

Раньше я думала, что на настольном станке с бёрдышком не соткать половики из текстильной полосы, но в одном англоязычном блоге нашла фотки (2010 год).

Меня вдохновили эти фотографии. Начала ткать узкие полотна (станок шириной 30 см, а после снятия с него полотно садится).

Подруга была удивлена, что я ткала половики на этом "деревянном оборудовании". Теперь многие ткут половики на настольных станках. Один минус — бёрдышком трудно пробивать уточную полосу к полотну (вдруг сломается?). Я пробиваю несколько раз вилкой — люблю плотные половики. Но есть настольные станки с ремизками и металлическим бёрдом — им легче хорошо пробивать уточную полосу к полотну.

Это в гостях у друга и я показала его матери, как заправить станок основой и как на нем ткать.

В других странах тоже популярны половики из текстильной полосы, особенно в США и Скандинавских странах.

На Ярмарке Мастеров немало половиков разных размеров и ткацких станков — напольных (как у бабушки) и настольных (с ремизками или с бёрдышком).

 Продолжение здесь >>

www.livemaster.ru

Как сделать ковер своими руками: пошаговая инструкция

Как сделать ковер своими руками

Искусство создавать ковры имеет многовековую историю. Для эксклюзивных напольных покрытий можно использовать остатки пряжи, нитки, кусочки ткани или меха, старые махровые полотенца, футболки, морские камешки, бельевую веревку, пластиковые пакеты, крышки, пробки, денежные купюры. Как сделать ковер своими руками? Достаточно проявить фантазию, терпение, усидчивость, чтобы сшить, связать или сплести уникальное украшение для декорирования жилища. Коврик превратится в массажный, если вставить в него съемную прокладку с абразивным  наполнителем.

Шерстяные нитки, пряжа

Ковер своими руками по фото можно связать, смастерить из предварительно сделанных помпонов или нитяного ворса, сплести, соткать.

Вязаный

Понадобится картон, черный маркер, нитки различной толщины, ножницы, крючок от №7 и выше (или спицы). Для определения ширины будущего изделия прямоугольной формы набирается нужное количество воздушных петель. Для вязания круглого коврика 5 воздушных петель соединяются в кольцо и далее по кругу прибавляются петли.

Удобнее связать несколько частей, затем их соединить крючком или сшить обычной иглой (такая техника носит название «пэчворк»).

Вязаный-ковер-своими-руками

Из помпонов

Необходимы остатки пряжи, крючок, ножницы, тонкая строительная сетка с ячейками для основы коврика. Нитяные шарики изготавливаются наматыванием пряжи на пальцы или картон. Затем ее нужно завязать длинной нитью посередине и аккуратно разрезать по краям. Чем плотнее друг к другу располагать помпоны, тем красивее и эффектнее получится коврик. Края основы следует обработать полосками ткани, лентой или обвязать.

Из нитяного ворса

Для такого коврика потребуются нитки, лоскуты для основания, картон. На две сложенные вместе картонные полоски шириной 3 см плотно наматывают нитки. Затем нужно закрепить стежками одну из сторон полоски, а другую – разрезать. Делается несколько таких заготовок бахромы, которые настрачиваются по контуру основы коврика к центру. Можно использовать два и более цвета ниток, создавая, например, сердечко в середине или орнамент по всей площади.

Тканый ковер Из нитяного ворса

Плетеный

Красивый ковер своими руками плетут, применяя плотный картон для основы, разноцветные нитки толстые и тонкие, бечевку. Вырезать из картона круг, сделать надрезы для закрепления бечевки на концах каждого из 32-х секторов, помеченных карандашом. Затем следует намотать бечевку от одного сектора к соседнему через центральную точку круга. Переплетать нити с бечевкой нужно от центра и следить за плотностью и ровностью получаемых рядов.

По окончании работы основу необходимо вынуть. Соединив друг с другом несколько ковриков разных диаметров, можно получить уникальное изделие для украшения дома.

Тканый

В процессе ковроткачества понадобятся: рамка, палочка, нитки для основы и выполнения ворсинок, картонная полоска 3х20 см, ножницы, толстая игла.

Сотканные ковры ручной работы состоят из продольных и поперечных слоев нитей, переплетенных между собой в шахматном порядке. Рисунок с обеих сторон получается одинаковым, поэтому изделие используется как двустороннее.

ковер из нитяного ворса

Ткань, мех

Ковер своими руками из тканевых шариков-подушечек изготавливают, используя большой кусок яркой материи. На середину каждой заготовки-круга положить синтепон и сшить края ткани по диаметру. Полученные шарики прочно сшивают друг с другом.

Из куска меха и ткани для изнанки можно сделать забавный коврик. По выкройке на меху вырезается контур мишки, неваляшки, монстрика, чебурашки, другого смешного зверька. Мех сшить с тканью. Для глаз расходуются белые нитки в моточках, на которые пришиваются черные пуговки.

Старые вещи

Из отслужившей свой срок трикотажной одежды (футболок, маек, спортивных и домашних брюк, пижам) изготавливают замечательные напольные покрытия. Для этого нужны: сетка строительная с крупными ячейками и толстый крючок для вязания, нарезанные полоски из вещей в качестве «пряжи».

В центр под сетку кладется полоска, ее концы нужно вывести наружу крючком и «упруго» завязать. Рядом протянуть следующую полоску и также затянуть на узел. Вязать следует по спирали до заполнения всей сетки.

Из полосок, как вариант, еще можно сплести косички, уложить их в спираль или рядами. Для вырезания полосок вместо трикотажных вещей можно использовать тканевые старые кофточки, платки, ненужные платья, скатерти. Пригодятся даже махровые полотенца.

ковер Из лоскутов

Лоскуты

Чтобы смастерить ковер своими руками из кусочков ткани, необходимо иметь полотно для основы, лоскуты, черную нитку, иглу, ножницы, клей для ткани, ленту клейкую. Лоскуты сшивают между собой для придания большей длины, режут на полоски, плетут косички и укладывают плотными рядами, укрепляя нитками.

Ковролин

Кусочки ковролина одинакового ворса, оттенка и размера разложить в предполагаемом порядке и соединить липкой лентой для ковров.

Два контрастных ковра

Из двух напольных изделий (лучше белого и серого цветов) можно выполнить прекрасный ковер своими руками «под зебру». На темном ковре надо наметить будущие полосы, на обратной стороне белого изделия рисуют разводы, аккуратно вырезают. На сером так же вырезают по контуру места для расположения белых полос. Все части склеивают специальной липкой лентой.

ковер из гальки

Галька

Для будущего шедевра с оздоровительным массажным эффектом следует подготовить морскую гальку, резиновый коврик, качественный универсальный клей.

Плоские камешки разного цвета и размера удачно подойдут для составления оригинального рисунка или узора. Перед приклеиванием к резиновой основе гальку необходимо тщательно промыть и высушить.

Другие подсобные средства

Ковер своими руками будет красиво смотреться, если его связать крючком из бельевой веревки, а также со светящимся элементом – вплетенной светодиодной лентой, выполняющей роль уютного ночника.

Призвав на помощь фантазию, терпение, аккуратность, можно сделать из оригинального материала удивительные вещи:

Коврик из винных пробок

В ковер ручной работы всегда вкладывается творческая энергия, идущая от души. Поэтому изделие выигрышно вписывается в домашний интерьер, «провоцируя» хозяев и гостей на позитивное настроение.

Присоединяйтесь к обсуждению!

Нам было бы интересно узнать вашу точку зрения, оставьте свое мнение в комментариях 😼

koffkindom.ru

Все о тканых коврах

Тканые ковры: паласы, килимы, сумахи. Альтернативное название тканых полотен - безворсовые ковры.

ПАЛАСЫ

Палас наиболее технологически простой в изготовлении тип тканых ковров.

Для того чтобы соткать палас, на раму туго и плотно, одна к другой, натягивают нити основы. Они являются своего рода «скелетом» паласа. Нити основы образуют бахрому ковра ручной работы, в идеале они не видны на полотне ковра и их окрас не влияет на общую палитру.

Основные требования к ним - это нужная толщина и прочность. Основой для паласа могут быть нити из шерсти, хлопка, шёлка, а, иногда, и синтетики.

Поперечно нитям основы вплетается нить, называемая уточной, для паласа она является образующей. Цветовые сочетания этих нитей и составляют колористику и рисунок паласа.

Паласы являются безворсовыми двусторонними коврами, то есть не имеют технической стороны.

Палас наиболее распространённый тип тканого ковра. Традиции его изготовления свойственны народам Европы, Азии, Северной Африки и Латинской Америки.

Палас ручной работы всегда выгодно отличается от машинного не только высоким качеством, но и той положительной энергетикой, которой обладают вещи, являющиеся плодом кропотливого ручного труда.

КИЛИМЫ

Основные принципы ручного производства килимов идентичны технологии изготовления паласа (см. графу «Палас»). Но килим сложнее по своей структуре: уточная (поперечная основе) нить вплетается не от начала до конца ряда, а прерывается в определённых местах нитями других цветов. Делается это для получения своеобразного сложного (в сравнении с паласом) орнамента.

ткачество

 

При этом, нить определённого цвета не прерывается на каждом ряду, а используется до окончания орнаментального элемента. Килим в классическом виде может иметь ритмичный геометрический орнамент (например ,традиционный дагестанский килим), либо крупный стилизованный растительный узор, который в силу технологических особенностей приобретает некоторую допустимую угловатость (болгарские килимы).

ковер

На стыке нитей разных цветов, при натяжении полотна килима, естественно наличие щелей, которые не проявляются при напольном использовании. Килимы, как и паласы, являются безворсовыми коврами двухстороннего пользования.

Существуют племенные килимы, производимые методом вышивания. Для этого типа изделий сначала вручную изготавливается однородное тканое полотно (типа паласа), на котором вышивается нужный орнамент. Вышитый рисунок не имеет технологических издержек, свойственных килимам, и использование тонких нитей вышивания дает возможность получить достаточно сложный рисунок. Но в данном случае поверхность килима приобретает некоторую шероховатость, так как нити рисунка незначительно, но все же выступают относительно нитей полотна (например, персидские килимы). И такого рода килимы имеют техническую и лицевую стороны.

Следует отметить, что существуют иранские килимы, при изготовлении которых сочетаются разные техники ручного ковроделия, свойственные как тканным, так и плетенным (ворсовым) коврам. То есть, по мере изготовления тканого основания орнамент производится плетенным (ворсовым). Таким образом, мастера ткут килимы с рельефным ворсовым узором. Данная методика часто используется и при изготовлении некоторых афганских килимов.

СУМАХИ

Сумахи производятся преимущественно из шерстяных нитей. Нити из хлопка используются иногда как нити основы, а в Иране существуют традиции изготовления сумахов из шелка.

Иранский шелковый сумах

иранский шелковый сумах

Технология изготовления сумахов имеет несколько отличий от принципов производства килимов и паласов. Первое и основное заключается в наличии у сумаха, после каждого тканого разноцветного ряда, уточной непрерывной тонкой фиксирующей нити. То есть это нить чередуется с рядом нитей разных цветов поперечно на нитях основы. Таким образом, полотно сумаха не имеет на поперечных стыках цветов орнамента щелей, свойственных килиму. В каждом ряду нить определенного цвета, при необходимости, обрывается на обратной стороне сумаха с небольшим напуском, придавая его изнанке некоторую ворсистость.

Сумахи, в отличии от килимов и паласов, ковры одностороннего использования, то есть имеется и лицевая и техническая сторона. Вследствие наличия на технической стороне сумаха ворсистости по нему мягче ходить, что повышает его эксплуатационные характеристики.

Дагестанский сумах

 

Дагестанский сумах

Особенности изготовления сумахов позволяют получать как геометрические, так и растительные орнаменты различной степени сложности. Традиции изготовления сумахов широко распространены на Кавказе и в Иране. Например, всемирно известны прекрасные дагестанские сумахи.

Посмотреть нашу коллекцию безворсовых ковров ручной работы вы можете: здесь.

ansygallery.ru

подробный рассказ в фото и видео

Здравствуйте, дорогие друзья. В этой статье мы поговорим о коврах. Они есть у каждого дома, лежат на полу, или висят на стене. Спасают нас от холодного пола, или служат просто украшением, но нет наверное ни одного человека на земле у которого нет или не было ковра.

А что мы знаем об этом красавце? Большинство наверное знает только то, что сегодня существует два вида ковров:

В давние времени ковер использовали для утепления жилища, тогда как в наши бни он несет чисто декоративную функцию.

И если раньше это был предмет роскоши, который берегли, передавали из поколения в поколение, то теперь,  на фабриках ткут тысячи ковров в день, превратив его в продукт доступный, массового потребления.

Конечно в обоих случаях есть свои плюсы и минусы, но никакой фабричный ковер не сравниться в ковром ручной работы.

На Livejournal я нашла рассказ Николая Рыкова о поездке на Кавказ за ковром. Это живой и очень живописный рассказ » из первых рук», который интересно послушать.

***

Известно, что чай делают в Индии, в Германи – автомобили, а великолепные шерстяные ковры – в Табасаране. Я имею в виду настоящие, ручной работы ворсовые ковры, пёстрые узоры которых были придуманы много веков назад.

Мы поехали в Дагестан, чтобы как можно больше узнать об этом крае — стране гор — и конечно же не могли не заехать в то место, которое на весь мир славится своим ковровым производством — Табасаранский район. Между прочим, табасаранцы являются единственным народом России, которые продолжают заниматься традиционным видом национального искусства — ковроткачеством.

Известный скепсис о «фотографии на фоне ковра» породил несправедливое отношение к нему как к ненужной, давно устаревшей вещи. К тому же наши квартиры, в которых каждый стремится выразить свою индивидуальность, всё менее становятся похожими на жилища наших предков — и часто наполняются бессмысленными вещами.

Но жизнь летит очень быстро, и с годами начинаешь постигать ценность тех вещей, которые были придуманы много поколений назад. Мы с Янкой давно уже поняли, что ковёр в доме — вещь полезная, поэтому стали задумываться над тем, где бы его раздобыть. Поездка в Дагестан оказалась как нельзя кстати, став для нас своеобразным паломничеством за ковром.

Табасаран встретил нас великолепными пейзажами гор. Сочные краски зелёных долин, освещённых косыми лучами солнца, выглядели особенно торжественно на фоне надвигающихся свинцовых туч. Мы ехали в гости в один из многочисленных домов, где делают ковры, а в этом как раз заканчивали работу, начатую ещё полгода назад. Хозяева согласились нас подождать, чтобы мы смогли своими глазами увидеть завершение многомесячного труда нескольких мастериц. Мы конечно же спешили. По дороге Магомет — наш дербентский друг, который и организовал эту поездку — рассказывал историю Табасарана и в частности историю ковроделия.

Когда-то ковры были не такими нарядными, как сейчас, и служили вовсе не для украшения комнаты. Кочевые народы, населявшие страны Востока, стали делать их для своих жилищ в первую очередь как функциональную вещь, которая помогала бы хранить в доме тепло, без труда перевозилась из одного места стоянки в другое и при этом служила бы много лет. Со временем ковры стали покрывать узорами, которые делались всё более сложными и изящными, и по их убранству можно было судить о благосостоянии хозяина. Ковры стали предметом роскоши, не теряя при этом своих первоначальных качеств, и из бедных хижин перекочевали в дворцы восточных правителей и влиятельных богачей.

Сегодня ковры обязательно есть в каждом дагестанском доме: в семьях победнее лежат сумахи — безворсовые коврики, а в зажиточных домах полы устланы просто великолепными экземплярами — толстыми, с высоким ворсом и очень приятными на ощупь. Мы, заходя к кому-нибудь в гости, обычно не обращали на них особого внимания, пока не приехали в Табасаран и не узнали о том, сколько времени и труда стоит один такой шедевр.

 

Нас встретила Умганат Сулейманова — местная жительница, поэтесса и просто хороший человек. Ковры здесь делают почти в каждом доме — если не для продажи, то просто для себя. Умганат не исключение: говорит, когда плетёт ковёр — отдыхает душой.

Мы отправились в следующий дом, где пятеро мастериц заканчивали ткать большой ковёр. Работа над ним велась более шести месяцев!

Сняв по обычаю обувь перед крыльцом, мы по очереди протиснулись в маленькую комнатку, половину которой занимал станок. На нём был натянут очень красивый, почти готовый ковёр, а перед ним на низкой скамейке сидели женщины. Понять что-то в сложном переплетении разнообразных ниток и вспомогательных палочек просто невозможно. Назначение некоторых инструментов и вовсе не ясно. Женщины улыбаются, видя наше замешательство — они-то не глядя могут вязать свои сложные узелки, попутно рассказывая нам о своей работе и на примере показывая тонкости ремесла.

Чтобы сделать ковёр, для начала готовят основу: плотные хлопчатобумажные нити туго и тесно натягивают на раму параллельно друг другу. Затем к станку садятся несколько женщин — и начинается основная работа. Оперируя специальным крючком, они завязывают вокруг каждой нити особый узелок из цветной пряжи. Скорость, с которой движутся руки мастериц, фантастическая — так что невозможно уловить, как именно они завязывают узел.

Когда закончен ряд, его прессуют специальным тяжёлым гребешком, а неровные концы обрезают большими ножницами. Таким образом образуется определённой глубины ворс. Чтобы не ошибиться с рисунком, женщины сверяются со схемой по шпаргалке, а самые опытные ковровщицы знают узор на память.

Особое внимание в ковровом деле уделяется пряже. Самым ценным считается ковёр, сделанный из крашеной натуральными красителями шерсти. Как получить тот или иной цвет известно с давних времён — ведь раньше не было искусственных красок. Самые разнообразные цвета можно получить из растений и минералов, а также из некоторых насекомых.

Например, традиционный для дагестанских ковров красный цвет добывают из корня растения марена. Также многим знаком такой естественный краситель как хна, из которого получается красивый оранжевый цвет. В наши дни чаще используются синтетические красители. Это делает ковёр немного дешевле, так как не тратится огромный труд на сбор и обработку компонентов натуральных красителей, однако качество ковра от этого не уменьшается.

За рассказом женщины закончили свою работу. Одна из них разрезала нити-основы — и красивейший ковёр торжественно перенесли во двор для его первой фотографии. Теперь он должен отправиться к своему владельцу, которому прослужит не менее 300 лет — нетрудно представить, сколько будущих поколений увидит этот ковёр.

Когда мы приехали в гости к Мигдету Гаджиевичу, мы уже поняли, что уехать из Табасарана без ковра у нас не получится — это было как раз то единственное место, где нужно совершать подобные приобретения. Мигде, в прошлом директор местной школы, а сегодня — человек, который вместе со своей семьёй пытается сохранить в районе ковровое производство, также рассказал нам немало интересного.

С древних времён табасаранцы занимаются ковроделием, и ковры здесь ткали в каждом доме – и для себя, и для продажи. Мастерство передавалось от старших младшим: девочки с раннего детства смотрели, как работают мамы, и молодыми женщинами уже становились опытными мастерицами. В табасаранских семьях женщины были основными кормильцами семьи, так как зарабатывали много больше мужчин.

В советские годы в Табасаране было налажено организованное производство ковров. Их стали ткать не по домам, а в одном большом ковровом цехе, куда приходили работать практически все женщины селений. В наши дни этот цех ещё работает, но уже далеко не в полную силу, а большая часть ковровщиц снова вернулась к работе дома.

Ковровый цех.

Пока мы слушали Мигдета Гаджиевича, к нам вышла его мама Аминат — девяностолетняя женщина, которая считалась лучшей ковровщицей в селе.— Дети до сих пор заставляют меня работать,— шутливо жалуется Аминат, показывая на своё вязание. Дети смеются, переводя нам со сложного табасаранского языка слова матери.

Наконец, на двор вынесли ковры, которые были сделаны женщинами этой семьи. Мы щуримся от ярких красок, усиленных солнцем, и, переглядываясь с Янкой, понимаем, что наш ковёр наконец-то нас нашёл и сейчас как раз лежит перед нашми. Через несколько минут в багажнике нашей машины уже лежал аккуратный свёрток, который мы собирались развернуть уже в Москве, в своей квартире.

Весь оставшийся вечер мы провели в гостях у Гаджимурата, главы Табасаранского района, где подняли не один тост за гостей и хозяев, за детей и родителей, за Дагестан и Россию в целом и ещё много-много за что, о чём сейчас уже трудно вспомнить. Сейчас, когда я дома пишу этот пост, я с удовольствием ещё раз говорю спасибо всем табасаранцам, которые проявили к нам столько искреннего гостеприимства, а также тем, кто помог нам приехать в Табасаран.

***

Источник: nikolapic.livejournal.com

Уверена вам понравился этот рассказ. :) Делитесь статьей в социальных сетях, чтобы и ваши друзья и знакомые узнали как ткут ковры, ведь согласитесь это очень интересно. И напишите в комментариях как Вы считаете какие ковры лучше: натуральные или синтетические.

А я прощаюсь с Вами до встречи в новых интересных и познавательных статьях. :)

pickof.ru

Плетеный ковер своими руками | Журнал Домашний очаг

Автор идеи — ландшафтный дизайнер Ольга Думкина

Ковер своими руками из старых вещей

Перед началом работы нам нужно приготовить «пряжу». Для вязания ковриков лучше всего подходит трикотаж (футболки, майки, кофточки). Будет прекрасно, если вещи окажутся яркими и натуральными, тогда коврики своими руками будут сочными и приятными на ощупь. Расстилаем приготовленную вещь на ровной поверхности.

Отрезаем нижний отделочный шов.

Затем режем полоску шириной 2−3 см от одного шва изделия к противоположному. Не дорезая 3 см до второго шва, останавливаемся.

И такими полосками разрезаем всю ткань до линии проймы.

Далее заготовку располагаем на руке и начинаем по диагонали прорезать недорезанные части. В итоге у нас получается одна целая лента.

В итоге у нас получается одна целая лента. Таким способом можно разрезать любую вещь, даже детские колготы. Учтите, что ширина ленты зависит от толщины ткани, которую вы режете. Чем толще ткань, тем более узкие ленты должны быть.

Оставшуюся часть вещи можно разрезать по спирали. Округлите прямые уголки на спиральной ленте. Получившиеся ленты разной длины свяжите или сшейте. Способом «по спирали» можно разрезать самые маленькие лоскутки и остатки тканей.

Сматываем получившиеся ленты в клубочки и берем следующую вещь. Ленты разного цвета лучше сматывать в разные клубки, так при вязке будет удобнее подбирать цвет. Чем больше у вас получится разноцветных клубочков, тем интереснее работать и веселее получатся коврики. Новая жизнь старых вещей: 10 остроумных идей.

Вязаные ковры своими руками

С вязанием коврика справится даже начинающая вязальщица. Нам понадобится крючок (от №7 и больше) и ваши клубочки. Прежде чем сделать вязаные ковры своими руками, решите, куда вы постелите этот коврик. Тогда будет легко рассчитать необходимый размер и подобрать цветовую гамму.

Набираем необходимое количество воздушных петель — это ширина будущего коврика. И вяжем коврик самым простым способом — столбиком без накида. Свяжите первый коврик прямоугольной формы — такой вязать проще простого. Следующий пусть будет круглым. Для этого 5 воздушных петель соедините в кольцо и далее вяжите по кругу, не забывая прибавлять петли.

Ковер своими руками из пряжи

Симпатичные коврики получаются, если делать 2−3 ряда одного цвета, потом менять на другой цвет и опять возвращаться к первому. Все зависит только от вашей фантазии и наличия разноцветного материала. Мне очень нравится завершающая яркая обвязка всего изделия. Преимущество этого способа в том, что можно связать коврик, идеально подходящий по размеру!

Плетение

Чтобы сплести коврик, понадобится рама (подойдет рамка для фотографий). Можно сделать самостоятельно по размерам 30 на 45 см с набитыми по длинным сторонам рядами гвоздиков с маленькими гладкими шляпками. Расстояние между гвоздиками 2,5 см.

Натягиваем нити-основы на гвоздики попарно. Основа может быть нейтрального цвета. Если плотно стягивать ряды, то её совсем не будет видно. Если плести свободно, то, учитывайте, она будет видна.

Теперь возьмите рабочую нить и начинайте пропускать её то под нитью-основой, то над ней.

Когда первый ряд закончится, проведите нить через последнюю нить-основу и направляйте в обратную сторону. По своему усмотрению делайте желаемое количество рядков.

Когда вы решите сменить цвет рабочей нити, просто отрежьте и свяжите конец с нитью другого цвета. Если вам хочется сделать коврик с бахромой, соединяйте концы рабочих нитей разного цвета, оставляя «хвостики».

Периодически подтягивайте сплетенные ряды к самому первому ряду. Уберите все узелки и швы на изнаночную сторону и аккуратно снимите изделие с рамы.

Коврик готов! Добавьте веселых хвостиков и — на примерку!

Это лишь несколько вариантов того, как сделать ковер своими руками. Мне они кажутся самыми простыми и занимательными. Такими, которыми можно заниматься даже с детьми.

www.goodhouse.ru

Плетение ковров в домашних условиях. | Проза жизни

Сейчас существует много готовых наборов по вязанию ковров, но в данной статье я постараюсь подробно описать как можно сплести ковер самостоятельно, не покупая никаких наборов.

Необходимые инструменты:

1. Крючок.2. Нитки необходимых цветов.3. Спичечный коробок.4. Ножницы.

Для того, что бы Вы сами сплели ковер необходимо два условия:

1. Вы должны уметь вязать крючком, так как основа для работы вяжется именно им.2. У Вас есть терпение (которое играет не маловажную роль, потому что это процесс длительный).И так подробно опишем шаги.Шаг 1. Для начала Вам необходимо связать крючком сетку с размером ячеек 1 см х1см. Это делается с помощью обычной косички и двойных столбиков с накидом (вяжите сначала косичку нужной Вам длинны, а потом начинаете вязать столбики с двумя накидами. Связали один столбик, затем 4 воздушные петли (на самой косичке пропускаете 4 петли и вяжите в 5 столбик с двумя накидами и т. д. Вяжите так, что получилась сетка). Так как ни цвет основы, ни сами нитки в результате не будут видны, то можно использовать для основы обычные нитки которые есть дома (например от распушенного свитера, штанов). Только обратите внимание что бы они были прочные.

Шаг 2. И так у Вас готова сетка нужного Вам размера. Теперь необходимо подобрать рисунок. Выбирайте для начала рисунок, где не очень много цветов (что бы сами не запутались). Можете выбрать для начала улыбающиеся солнышко на фоне голубого неба. В данном случае Вам понадобиться желтый, черный, голубой и синий цвет ниток. Как только Вы «набьете» руку, можно брать и более сложные рисунки.

Шаг 3. Вам необходимо закупиться всеми цветами ниток, которые Вам понадобятся для плетения ковра.

Шаг 4. Теперь берем спичечный коробок, наматываем на него нитки с которых Вы начнете плетение (например если начинаете плести небо, то нужно взять сини или голубые нитки), а потом разрезаете с двух сторон. Таким образом у Вас получаться нитки размером длинной примерно 5 см. Таким образом надо нарезать все нитки (лучше нарезать постепенно, Вы ведь точно не знаете сколько Вам понадобиться).Шаг 5. Берете по одной ниточки и привязываете к каждой стороне квадратика (на связанной сетки) примерно по 5−7 ниточек (количество ниточек зависит от их толщины).

Постоянно сверяясь с выбранным рисунком меняйте цвета ниток.

Таким же образом можно связать отличную махровую подушку.

Данная работа требует большого терпения и усердия. Но как говориться «цель оправдывает средства». В результате у Вас получиться мягкий, красивый, неповторимый и эксклюзивный ковер, который не купишь не в одном магазине города.

shkolazhizni.ru

Как научиться ткать ковер / Всё о рукоделии!

Многовековые традиции ковроткачества передаются из поколения в поколение многими народами. Безворсовые, гладкие ковры распространены у народов России, в Украине, в Молдове. Их ткань состоит из нитей основы в длину и нитей утка, располагающихся поперек. Узор получается от переплетения разноцветных нитей. Соткать такое изделие можно дома.

Инструкция

  1. Ворсовые ковры делаются на бесцветной основе. К ней узелками привязываются разноцветные нити, которые потом обрезаются на одинаковой высоте. Качество ковра зависит от его плотности, т.е. от количества узелков на 1 см2.
  2. Чтобы научиться ткать простой гладкий ковер вам понадобится ткацкий станок. Это простейшее сооружение состоит из основания, на котором укреплена деревянная рама. Нижняя перекладина закреплена неподвижно, верхняя - свободно ходит в пазах и закрепляется клиньями так, чтобы перекладины были строго параллельны. Размер станка зависит от величины ковра, который вы хотите сделать. У безворсовых ковров обе стороны имеют одинаковый рисунок, который образуется простым переплетением — перекрещиванием нитей основы и утка в шахматном порядке. Для основы нужны крепкие крученые нити, их располагают по длине ковра и считают по парам. Нити утка поперечно переплетаются с нитями основы и считаются по количеству прокидок. Узор ковра считывается с технического рисунка, который разбит на условные клетки, образованные одной парой основы и определенным количеством прокладок утка. Поэтому техника такого ковроткачества называется счетной.
  3. Выбейте клинья верхней рейки из пазов, чтобы она опустилась на 2-3 см. Заправьте станок основой. Чтобы равномерно распределить нить основы, делайте пометки на рейке карандашом. Последние нити основы по бокам не должны быть ближе 10 см к боковинам рамы. Нить должна обвивать рейки строго вертикально. Конец нити привязывается к нижней перекладине, затем нить перекидывается через верхнюю перекладину и возвращается из-под нижней. Нити основы необходимо распределить равномерно. По бокам основы натяните по две-три нити дополнительно – это закрайки ковра, чтобы он не скручивался валиком. Заканчивают основу также на нижней рейке, привязав конец нити.
  4. Вбейте клинья в пазы верхней рейки, натянув основу. Разделите нити основы передней рабочей поверхности на четные и нечетные, проложите между ними круглую рейку диаметром 25 мм и длиной, превосходящей ширину основы на 8-10 см. Закрайку считайте по паре нитей. Промежуток между четными и нечетными нитями называется зевом. По ширине в зев должна проходить ладонь. Закрайку считайте по паре нитей.
  5. Разделите основу ковра на пары. Сделайте уравнительную плетенку. Такую же нить, как и для основы, привяжите одним концом к правой боковине станка, затем выводите ее сзади наперед, обхватывайте пару нитей основы и заводите снова назад до следующей пары. Получаются петли, охватывающие каждую пару нитей. Конец плетенки закрепите на левой боковине рамы. Такую же плетенку сделайте и под верхней планкой. Следите, чтобы плетенка была строго горизонтальной.
  6. Чтобы получалось переплетение нитей утка с нитями основы, положение нитей основы должно постоянно меняться. Т.е. четные пары должны перемещаться назад, а нечетные вперед. Для этого необходимо менять положение зева. Это удобно делать при помощи ремизок. Нарежьте нити на одинаковые отрезки 30-35 см, обвейте каждую нечетную нить ремизкой, выведите их наружу, каждые 6-8 ремизок свяжите в узелок. Теперь, потянув за узелок, вы легко поменяете положение нитей.
  7. Приготовьте пряжу для утка. Смотайте ее в клубки, отмотайте на небольшие куфточки – небольшие моточки в форме восьмерки, которыми удобно прокладывать нити утка внутри зева. Ковер ткут снизу вверх. Проложите первый ряд утка слева направо, закрепив конец нити в середине. Аккуратно и плотно прибейте его к нижней плетенке колотушкой - специальным приспособлением, имеющим деревянную рукоятку и чуть закругленные 8—10 зубьев из металлических пластин. При следующем ряде утка - справа налево - опустите ремизки, меняя положение четных и нечетных нитей основания.
  8. Принцип плетения соблюдается во время всего изготовления ковра. Через несколько рядов начните делать рисунок ковра в соответствии со схемой. Следите, чтобы нити утка не стягивали основу, закрывали ее полностью.Вязание ворсового ковра происходит на таком же станке, но вместо ниток утка на пары основы узелками привязываются разноцветные шерстяные нити.

handfun.ru