Октановое число бензина 100: это стоит знать! — журнал За рулем

Что за бензин Лукойл 100 и для каких он машин?

  • Бензин АИ 100 Лукойл
    • Лукойл 100 – что это за топливо?
    • Для каких автомобилей использовать
    • Плюсы и минусы для работы автомобиля
    • Так что же выбрать

После заправки авто бензином ЭКТО 100, машина летает, идет мягко и тихо. Так отзываются о топливе работники АЗС и водители. Но соответствуют ли отзывы о реальной пользе?

По заверениям специалистов компании «Лукойл», топливо подходит для авто любого года выпуска. Рекомендуется переходить на бензин ЭКТО 100 вместо АИ-95, АИ-98, либо добавлять его в АИ-92 для повышения октанового числа и стабилизации работы двигателя. Но не навредят ли такие манипуляции?

Давайте разберемся, для каких двигателей он подходит, преимущества по сравнению с другими марками топлива и реальная выгода от его использования.

«Лукойл» 100 – что это за топливо?

Многие считают, что АИ-100 класса ЭКТО представляет собой АИ-98, которое с помощью присадок разогнано до более высокого октанового числа. Но по данным компании, ЭКТО 100 — это продукт, который изготавливается по особой технологии и рецептуре. Весь процесс на заводе автоматизирован, что исключает нарушение технологии и позволяет более качественно смешивать топливо и высокотехнологичные присадки. Что подтверждается соответствием требованиям ГОСТа и техрегламента.

Источник фото

Но как возможно получение настолько высокого октанового числа? Ведь углеводороды не могут выдать такой результат. Ответ очень прост — добавление алкилата. Этот компонент не содержит серы, отличается низким содержанием насыщенных паров и высоким октановым числом. Что позволяет получить в ЭКТО 100 высокое октановое число, которое снижает риск детонации. А добавление присадок улучшает смазывающие качества и повышает экологичность топлива.

Пример с паспортными данными топлива.

Топливо

Октановое число

По моторному методу

По исследовательскому методу

95

85

95,6

100

92–96

99,2–101,1

На автозаправочных станциях других сетей также представлено топливо, аналогичное ЭКТО 100, но со своим фирменным названием. Так, у «Газпром нефти» продается горючее G-Drive, у «Роснефти» — «Пульсар», а у Shell — V-Power, где разница обусловлена только составом присадок, которые использует производитель.

Для каких автомобилей использовать

Любой двигатель автомобиля конструируется под определенные технические параметры, которые рассчитывают от октанового числа топлива. То есть, если двигатель рассчитан на применение 95 бензина, то использование горючего с меньшим октановым числом провоцирует негативное (разрушительное) воздействие. На узлах мотора возникают отложения, ухудшаются рабочие показатели. А что будет, если залить топливо с более высоким октановым числом?

По данным сотрудников «Лукойла», значительное повышение октанового числа не сможет улучшить работу двигателя. То есть, если вместо АИ-92 залить ЭКТО 100, то разница будет заметна только в цене. Фактически топливо будет сгорать впустую. Единственный положительный эффект — очистится двигатель от отложений в камере сгорания, впускных клапанах и т. д.

Так каким двигателям полезна заправка ЭКТО 100? Топливо поможет раскрыть весь потенциал турбированных и современных атмосферных двигателей. Способствует увеличению срока службы, повышению надежности и увеличению мощности. Также горючее рекомендовано для техники с 4-тактными двигателями (например, снегоходов) и гоночных мотоциклов.

Но правильнее будет ознакомиться с технической документацией на автомобиль. Если в паспорте указано, что рекомендовано использовать горючее с октановым числом не ниже 98, то можно смело заливать топливо ЭКТО 100.

На таких форсированных двигателях водители почувствуют разницу, так как раскроются все мощностные характеристики двигателя.

А значительный эффект будет достигнут для транспортных средств, для которых произвели индивидуальную прошивку (особенно под ЭКТО 100). Что позволит спортсменам и любителям тюнинга ощутить потенциал своего авто без поиска дефицитного спортивного топлива.

Плюсы и минусы для работы автомобиля 

Такое горючее отличается высокими показателями экологичности, мощности, надежности и экономичности. При сравнении с АИ-95 отмечаются улучшенные технические характеристики. В частности, по данным тестирования научного центра НАМИ, при использовании ЭКТО 100: 

  • Возрастает мощность. По данным независимых тестов, отмечается прирост примерно на 5–10%.
  • Увеличивается динамика разгона. Автомобиль быстрее набирает скорость на 4–9%.
  • При пересчете на литр истраченного топлива ЭКТО 100 примерно равняется стоимости АИ-95.
  • Двигатель начинает работать мягче, так как снижается риск возникновения детонации, исключаются удары. Что отмечается в отсутствии шумов, вибраций.
  • Сокращается расход топлива. За счет лучшего сгорания топливовоздушной смеси уменьшается потребление 100 бензина до 6%. 
  • Снижается количество отложений. Низкое содержание бензола и серы, а также наличие моющих присадок позволяет снизить риск коррозии и выпадения осадка, нагара. Даже через 10–15 тыс. км свечи остаются чистыми.
  • Уменьшается количество вредных примесей в выхлопных газах. Так как в состав входит небольшое количество серы. Что повышает экологичность топлива.
  • Авто легко заводится при любой температуре. Даже в сильные морозы отмечается легкий старт.

При этом топливо ЭКТО 100 позволяет полностью раскрыть потенциал спортивных автомобилей, так как отвечает требованиям федераций FIM и FIA.

Но и у такого продукта существует ряд недостатков:

  • Более высокая стоимость, которая компенсируется высокой производительностью. Стоит ли переплачивать, зависит от двигателя и манеры езды автовладельца.
  • Ограниченный круг использования. Если на современные двигатели транспортных средств горючее влияет положительно, то для машин отечественного автопрома и авто, которые рассчитаны на использование АИ-92, заправка ЭКТО 100 скажется негативно. За счет наличия моющих присадок с внутренних узлов двигателя начнет отслаиваться многолетняя грязь. Что спровоцирует быстрое засорение фильтра, ухудшится качество выхлопных газов или произойдет сбой в работе двигателя.
  • Поломка двигателя. За счет повышения притока воздуха увеличивается рабочая температура. Что может оказаться критичным для двигателей, которые не предназначены для таких нагрузок.
  • Увеличение расхода топлива. В обычных авто может наблюдаться обратный эффект.

Но отрицательные моменты часто отмечаются на авто среднего и экономсегмента, из-за того, что их двигатели не рассчитаны на высокие эксплуатационные характеристики 100 бензина, для которых разрабатывалось топливо.

Так что же выбрать

Чтобы получить максимальный эффект, нужно грамотно использовать горючее марки ЭКТО 100. Важно учитывать не только эксплуатационные показатели топлива, но и параметры авто. Ведь что хорошо для одних моделей, то для других может оказаться критичным.

Главное правило, которое нужно учитывать при выборе бензина ЭКТО 100, — это руководство производителя авто. Ведь разработка двигателя производится с учетом технических данных топлива — содержания серы, оксигенатов и бензола, количества кислорода, октанового число и многого другого. Они влияют на мощность, расход топлива, скорость разгона и другие показатели.

При этом производители придерживаются такого правила: если степень сжатия больше 12 — смело заливайте бензин АИ-100 «Лукойл», в пределах 10–12 — использование возможно (но лучше АИ-95), а если меньше 10 — заправка высокооктановым бензином бессмысленна.

кому и зачем показан высокооктановый бензин

Просьба «мне “соточку” налейте» нередко звучит на АЗС — автомобилисты все чаще выбирают топливо новейшего поколения с октановым числом 100. «Энергия+» разобралась в его преимуществах и когда оно действительно необходимо.

Бензины АИ-100 стали доступны российским автомобилистам более десяти лет назад, однако до сих пор порождают множество вопросов. Что будет, если заливать высокооктановый бензин в старенький автомобиль? За счет чего достигнуто «круглое» октановое число? Не навредит ли такое топливо мотору? Имеет ли оно реальные преимущества? Чтобы найти ответы, сначала надо немного «отыграть назад» — в историю вопроса.

Число — наше все

Прежде всего, следует понять, что означает маркировка бензина для автомобилей (АИ-95, АИ-98 и т.д.). Главную роль тут играют числа — показатель октанового числа топлива, который показывает детонационную стойкость. Термин обозначает способность бензина воспламеняться и сгорать в цилиндрах двигателя без нежелательных взрывных процессов: тех, что ведут к перегреву силового агрегата и снижению его КПД, ускоренному износу цилиндров и поршневых колец, дымности выхлопа и, наконец, местным разрушениям камеры сгорания и поверхностей поршней. Чем больше число в индексе бензина, тем выше его стойкость к детонации. То есть повышенное октановое число подразумевает прирост мощности мотора и лучшую защиту от разрушительного взрывного горения топливовоздушной смеси в цилиндрах даже при повышенных нагрузках, экстремальной езде или в жару.

Фото «Газпром нефть»

Бензиновый алфавит

Почему раньше был бензин А-72, а затем появились сорта АИ-92, АИ-95? Ответ — в методике установки октанового показателя. Если имеется лишь буква «А», то применен моторный метод — исследование горючего в условиях езды по загородному шоссе (при максимальной мощности работы двигателя и увеличенной температуре впрыскиваемой топливовоздушной смеси). Но ныне более распространен исследовательский метод, имитирующий движение в городских условиях, когда мотор работает с частичной нагрузкой — на меньших оборотах, с остановками. О нем говорит буква «И».

Значит ли это, что всякому автовладельцу рекомендуется заливать АИ-100? Тут надо понимать, что высокооктановый бензин подходит не для всех моторов. Ключевой момент: конструкция того или иного двигателя. Дело в том, что каждая модель силового агрегата настраивается под бензин с конкретным октановым числом — в зависимости от проектной степени сжатия мотора.

Зри в… лючок

Высокооктановый бензин создается для машин с высокофорсированными двигателями и турбомоторами — сгорая в них медленнее, равномернее, такое топливо предотвращает детонацию. Начальник управления контроля качества и количества нефтепродуктов сети АЗС «Газпромнефть» Виктор Чуяков поясняет: «Наряду с АИ-98 бензин с октановым числом 100 может использоваться на отечественных и импортных автомобилях с турбированными двигателями класса “Евро-5” или “Евро-6”, производителями которых рекомендовано топливо не ниже 95-го или 98-го».

Высокооктановым бензином заправляют автомобили, оснащенные мощными двигателями с высоким давлением в камере сгорания.
Фото «Газпром нефть»

Нужная марка топлива указана в инструкции по эксплуатации автомобиля или на лючке бензобака — обычно есть четкое указание, что именно следует покупать на АЗС. К примеру, когда сказано, что можно использовать «не ниже 95-го», то подразумевается, что если залить в бак 98-й или 100-й, блок управления двигателем сам адаптируется под изменение октанового числа. И уж само собой «соточкой» необходимо заправляться, если мотор в принципе рассчитан на высокооктановое горючее. При этом переход с АИ-98 на АИ-100 не повлечет каких-либо последствий для мотора, кроме повышения его эффективности.

100 — это предел?

Многие считают, что октановое число не может быть более 100. Это заблуждение. Так называемые ароматические углероды — бензол, толуол, ксилолы — имеют октановые числа выше. Топливо для автомобилей состоит из десятка ингредиентов, среди которых — высокооктановые компоненты бензина, на нефтеперерабатывающем заводе их смешивают в разной пропорции.

Чтобы не запутаться: какой бензин высокооктановый

В США принята своя спецификация бензина, отличная от европейской и российской. Там цифры в названиях сортов соответствуют антидетонационному индексу (AKI), который рассчитывается как средний показатель между исследовательским и моторным методом определения октанового числа. Поэтому в Америке и цифры меньше. Так, бензин AKI 91 (Premium) соответствует нашему АИ-95, а сорт AKI 93 (Super, Supreme) аналогичен АИ-98.

Высокооктановое топливо особенно распространено в автомобильных гонках, где бензины с октановым числом 102 и 104 используются давно. После «обкатки» в автоспорте подобные продукты попадают и в гражданский оборот — на сетевых заправках крупных брендов продают сорта бензина с октановым числом 100.

Участники автомобильных гонок на выносливость заправляют болиды бензином с высоким октановым числом. Фото G-Drive Racing

К примеру, высокооктановый бензин G-Drive 100 компании «Газпром нефть» на тестовых заездах используется гоночной командой G-Drive Racing, успешно выступавшей на международных стартах — она неоднократно побеждала в Европейской серии Ле-Ман, становясь лидером чемпионата мира в гонках на выносливость в зачете LMP2. Пилоты, ездившие на таком бензине, подтверждают рост КПД двигателей, их более стабильную работу. Компания предлагает G-Drive 100 и на своих АЗС.

Козыри — на стол

В рознице «сотые» бензины чуть дороже, нежели другие, но спрос на них растет. Почему?

Эффективность топлива с октановым числом 100 доказана в ходе различных испытаний — стендовых, квалификационных, лабораторных. Эксперты подтверждают, что при использовании «сотого» бензина примерно на 6% уменьшается его расход и на 7% улучшается динамика разгона. При этом топливо защищает двигатель от детонации, в моторе образуется меньше нагара, а догорания бензина в выпускном коллекторе не происходит.

Занимательная химия

Для производства бензина АИ-100 необходимо добавлять в топливную смесь высокооктановые компоненты. Как правило, это трет-Амилметиловый эфир (ТАМЭ) с октановым числом 104,5 и метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) с октановым числом 115–135. Для повышения детонационной устойчивости эти компоненты на заводе добавляют в бензиновую смесь в разной пропорции. Их общая доля в высокооктановом бензине — от 5 до 15%.

Кроме того, все больше автомобилистов лично убеждаются в преимуществах такого горючего. Жители разных регионов России делятся, насколько эффективен АИ-100 в условиях повышенной нагрузки на мотор — в высокогорной местности, при обгонах, на затяжных подъемах, в жаркую погоду, при перевозке грузов. В таких режимах высокооктановое топливо снижает нагрузку на двигатель и его «аппетит».

Октановое число — Институт нефтяного оборудования

Перейти к содержимому

Предыдущий Следующий

Октановое число

Октановое число – это мера устойчивости бензина и других видов топлива к детонации (детонации двигателя) в двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием. Высокопроизводительные двигатели обычно имеют более высокую степень сжатия и, следовательно, более склонны к детонации, поэтому им требуется топливо с более высоким октановым числом. Двигатель с более низкой производительностью, как правило, не будет работать лучше с высокооктановым топливом, поскольку степень сжатия фиксирована конструкцией двигателя.

Октановое число топлива измеряется в испытательном двигателе и определяется путем сравнения со смесью изооктана и нормального гептана, которая имеет такую ​​же антидетонационную способность, как испытуемое топливо: процентное содержание по объему , изооктана в этой смеси является октановым числом топлива. Например, бензин с такими же детонационными характеристиками, как у смеси 90 % изооктана и 10 % гептана, будет иметь октановое число 90. Поскольку некоторые виды топлива более устойчивы к детонации, чем изооктан, определение было расширено, чтобы разрешить для октановых чисел выше 100,

Октановое число топлива для двигателя с искровым зажиганием представляет собой детонационную стойкость (детонационную стойкость) по сравнению со смесью изооктана (2,2,4-триметилпентан, изомер октана) и н-гептана. По определению, изооктану присваивается октановое число 100, а гептану — нулевое октановое число. Бензин с октановым числом 87, например, обладает той же антидетонационной стойкостью, что и смесь 87% (по объему) изооктана и 13% (по объему) н-гептана. Однако это не означает, что бензин действительно содержит эти углеводороды в этих пропорциях. Это просто означает, что она имеет такую ​​же детонационную стойкость, как и описываемая смесь.

Октановое число не зависит от содержания энергии в топливе. Это всего лишь мера склонности топлива к горению, а не к взрыву.

Методы измерения


Наиболее распространенным типом октанового числа во всем мире является исследовательское октановое число. RON определяется путем запуска топлива в испытательном двигателе с переменной степенью сжатия в контролируемых условиях и сравнения результатов с результатами для смесей изооктана и н-гептана.

Существует еще один тип октанового числа, называемое моторным октановым числом или октановым числом для обедненной смеси в авиации, которое является лучшим показателем того, как топливо ведет себя под нагрузкой. В тесте MON используется тот же тестовый двигатель, что и в тесте RON, но с предварительно подогретой топливной смесью, более высокой частотой вращения двигателя и регулируемым углом опережения зажигания, чтобы еще больше повысить детонационную стойкость топлива. В зависимости от состава топлива RON современного бензина будет примерно на 8-10 пунктов ниже RON. Обычно спецификации топлива требуют как минимального RON, так и минимального MON.

В большинстве стран (включая всю Европу и Австралию) октановое число, указанное на насосе, соответствует октановому числу, но в США, Канаде и некоторых других странах октановое число является средним значением октанового числа и MON, иногда называемый антидетонационным индексом (AKI), дорожным октановым числом (RdON), октановым числом насоса (PON) или (R+M)/2. Из-за отмеченной выше разницы в 8-10 пунктов октановое число, показанное в Соединенных Штатах, на 4-5 пунктов ниже, чем у того же топлива в других странах: бензин с октановым числом 87, «обычный» бензин в США и Канаде, имеет октановое число 9.1-92 в Европе. Однако большинство европейских помп выдает 95 (RON) в качестве «обычного», что эквивалентно 90-91 US (R+M)/2, а некоторые даже выдают 98 (RON) или 100 (RON).

Топливо может иметь октановое число более 100, поскольку изооктан не является самым детонационным доступным веществом. Гоночное топливо, AvGas, LPG и спиртовые топлива, такие как метанол или этанол, могут иметь октановое число 110 или значительно выше — RON этанола составляет 129 (MON 102, AKI 116). Типичные присадки к бензину, повышающие октановое число, включают тетраэтилсвинец, МТБЭ и толуол. Тетраэтилсвинец (добавка, используемая в этилированном бензине) легко разлагается на составляющие его радикалы, которые реагируют с радикалами топлива и кислорода, запускающими горение, тем самым задерживая воспламенение и приводя к повышению октанового числа. Однако тетраэтилсвинец и его побочные продукты являются ядовитыми, а использование тетраэтилсвинца создает опасность для окружающей среды. Начало в 1970-х годов его использование в Соединенных Штатах и ​​​​большинстве промышленно развитых стран было ограничено. Его использование в настоящее время ограничивается добавкой к авиационному бензину.

Об авторе: rhys

Ссылка для загрузки страницы

Перейти к началу

Высокооктановый бензин против низкооктанового

Учитывая, что цены на топливо в последнее время остаются довольно низкими, стоит ли тратить дополнительные деньги на бензин премиум-класса? И что вообще означают эти цифры?

Напомнить позже

Чтобы понять октановое число, нам нужно выполнить небольшой процесс:

  1. Что означает октановое число топлива?
  2. Почему это важно?
  3. Будут ли дорожные автомобили лучше работать на высокооктановом топливе?
  4. Следует ли использовать топливо с более высоким октановым числом?

1. Октановое число – объяснение

Октановое число топлива — это мера, используемая для определения его устойчивости к детонации в двигателе. Топливо с более высоким октановым числом будет более устойчивым к детонации. Другой способ подумать об этом — насколько сильно может сжиматься это топливо. Топливо с более высоким октановым числом может быть сжато (вместе с воздухом) больше без детонации в результате тепла от сжатия.

Существуют различные способы измерения октанового числа топлива, и в разных регионах используются разные методы. Часто думают, что европейское топливо имеет более высокое октановое число, чем американское, хотя на самом деле мы используем разные системы измерения. В следующем видео объясняется разница:

Топливо, безусловно, может иметь октановое число выше 100, и гоночное топливо часто таковым является. Это делается путем изменения состава топлива (с использованием этанола, метанола, нитрометана, этилированного топлива и т. д.), чтобы повысить октановое число и использовать более высокое давление.

2. Почему это важно?

Используя топливо с высоким октановым числом, разработчики двигателей могут применять различные методы повышения надежности, эффективности и выходной мощности. Во-первых, это помогает предотвратить детонацию. Детонация двигателя или стук возникает, когда отдельный карман воздушно-топливной смеси воспламеняется после того, как искра воспламенила воздушно-топливную смесь в камере сгорания. Это, очевидно, нежелательно, так как может привести к серьезному повреждению двигателя, и этого можно избежать, используя топливо с соответствующим октановым числом.

Во-вторых, более высокое октановое число позволяет использовать более высокие степени сжатия. Степень сжатия напрямую связана с тепловым КПД, поэтому чем выше степень сжатия, тем эффективнее будет двигатель (конечно, действует закон убывающей отдачи).

В этом видеоролике показано, насколько КПД (и производительность) можно повысить за счет увеличения степени сжатия:

В-третьих, высокооктановое топливо позволяет увеличить угол опережения зажигания. Это означает, что искра зажигается задолго до того, как поршень достигает верхней мертвой точки на такте сжатия. Причина, по которой это делается, заключается в том, что фронту пламени требуется время, чтобы расшириться и сжечь воздушно-топливную смесь. Если вы начнете этот процесс до того, как поршень достигнет верхней мертвой точки, вы можете увеличить максимальное давление, которое будет иметь цилиндр после полного сжатия воздушно-топливной смеси (и движения вниз), и это приведет к увеличению мощности. Очевидно, вы не хотите детонировать слишком рано, так как вы будете оказывать давление в неправильном направлении, но если вы зажжете слишком поздно, вы потеряете ценный крутящий момент.

В этом видео показано, как увеличить мощность за счет увеличения опережения зажигания. На нем также показан автомобиль Volkswagen с высокооктановым бензином, подаваемым в два цилиндра, в то время как в два других поступает низкооктановое топливо, чтобы увидеть перепад давления, создаваемый изменением фаз газораспределения:

3. Будут ли дорожные автомобили лучше работать с высокооктановым топливом ?

Простой ответ: да, если они предназначены для этого. Если автомобиль рекомендует использовать топливо с обычным (или низким) октановым числом, маловероятно (читай: это не поможет), что будет какой-либо выигрыш в производительности от использования топлива с более высоким октановым числом. Если автомобиль рекомендует топливо с более высоким октановым числом, это, вероятно, не просто так, но имейте в виду дилемму инженера: если вы создаете автомобиль, который должен работать на 93 AKI, и продавать его на рынках, где доступно топливо 87 AKI, кто-то (многие кто-то) зальет 87 в бак. Вы не хотите этого, поэтому вам нужно спроектировать двигатель так, чтобы он мог работать и на 87-м топливе. Вы не можете изменить степень сжатия, и у вас, вероятно, есть желаемый поток воздуха для достижения целевых уровней мощности, поэтому вам остается изменить угол опережения зажигания.

Умный двигатель, которому для оптимальной работы требуется топливо с высоким октановым числом, сдвинет угол опережения зажигания, чтобы предотвратить детонацию при использовании топлива с более низким октановым числом, и сдвинет угол опережения зажигания, как только снова увидит более подходящее топливо. Неинтеллектуальный двигатель, которому требуется высокооктановое топливо, вероятно, не сможет соответствующим образом отрегулировать синхронизацию и, таким образом, сможет работать как на низкооктановом, так и на высокооктановом топливе в равной степени.

Так машины, которые рекомендуют высокооктановое топливо, работают лучше? В этом видео представлены результаты испытаний пяти разных автомобилей:

4. Следует ли использовать топливо с более высоким октановым числом?

Мой совет: используйте то, что рекомендовано производителем.

Back to top