И спидометр и тахометр


Что делать если перестал работать спидометр и тахометр

 По словам водителей, очень часто, такие приборы, как тахометр со спидометром выходят из строя. Хотя из-за таких поломок основные функции по передвижению автомашины не прекращаются, но они могут привести к серьезным дорожным происшествиям с плачевными результатами или даже к авариям. А сейчас попробуем разобраться, что такое спидометр и тахометр, и для чего они нужны.

Что такое автомобильный спидометр?

Спидометр на автомобиле является измерительным прибором, применяется для измерения скорости движения любого транспортного средства. Показания приборов выводятся на шкалы, которые бывают в виде километров в час. Данный прибор бывает аналоговым (механическим) и цифровым. 

На автомобилях с задним приводом спидометры рассчитывают скорость по вращению вторичного вала у коробки передач, показания при этом будут связаны с размером шин и числом передачи редуктора заднего моста.

Спидометры на автомашинах с передним приводом измеряют скорость движения при помощи привода от левого колеса. 

Водителям необходимо постоянно контролировать скорость у автомашины, так как есть ограничения скорости во время движения по дорогам общего пользования. В зависимости от участка дороги приходится придерживаться установленной скорости движения, поэтому надо сверять данные с показаниями на спидометре. Связано это еще с одним нюансом. В комплекте со спидометром бывает еще счетный узел, который показывает расстояние, пройденное автомашиной за все время. Называется этот узел одометром, благодаря этому прибору, водители точно определяют время, когда нужно менять фильтры с маслом. При покупке подержанного автомобиля нужна информация о проделанном пробеге, поэтому с помощью одометра можно узнать данные о промежуточных пройденных километрах. На авто, у которых нет бортового компьютера, с такой функцией можно рассчитать расход топлива.

Устройство спидометра и принцип его действия

Спидометры бывают электронные и механические. У первых типов снабжение механическим индикатором со стрелкой, у вторых вместо этого наличие электронного индикатора – цифры выводятся на дисплей. По внешнему виду электронные спидометры мало отличаются от механических: такая же стрелка, тоже барабанчики с цифрами. Но здесь стрелка является деталью электронного измерителя количества импульсов от датчика скорости. Угол ее поворота бывает пропорциональным числу импульсов за единицу времени. Электроника командует всеми стрелками через исполнительные электродвигатели. Дисплеи одометра и температуры воздуха являются жидкокристаллическими.

Самые первые действия при неполадке спидометра

Если в автомашине прекращена работа спидометра, следует немедленно предпринимать действия, чтобы устранить неполадки, так как это грозит аварией или другими нежелательными последствиями. Во время передвижения увидели, что стрелка на шкале спидометра стала бездействовать при любой скорости движения, тогда самым первым делом надо проверить крепежные гайки наконечников у прибора, их протяжку и привод. Если после проверки все в порядке, то, может быть, произошел обрыв гибкого вала или поврежден привод указателя скорости. В таком случае придется менять деталь. При этом место уплотнителя следует смазать качественной смазкой, например, литолом-24. Для распределения смазывающего состава необходимо подергать вал в уплотнителе.

Если появляется стук во время эксплуатации автомобиля, то это свидетельствует о неисправности гибкого вала, которая может получиться из-за больших загибов троса под приборной панелью. Следует убедиться, чтобы радиусы округлений были не больше 10 градусов.

Иногда во время передвижения на авто можно услышать появление в передней части панели прибора рычащих звуков. Виноват в этом трос спидометра, который издает такой звук, когда нет нормальной смазки.

Тахометр – важный прибор на автомобилях

Тахометр на автомобиле является прибором, устанавливаемым для того, чтобы измерить количество оборотов коленчатого вала в минуту, по которому можно определить работу двигателя, чтобы она не превышала допустимую норму, и мотор работал в нормальном режиме.

Тахометр облегчает выбор правильной и нужной передачи скорости, что помогает продлить срок работы двигателя. Когда стрелка тахометра приближается к красной зоне, категорически необходимо переключиться на повышенную передачу. Используют его для регулировки и на холостом ходу, и для контроля частоты вращения вала двигателя во время движения автомобиля. Во время работы тахометр регистрирует число импульсов, поступающих от датчиков. Подсчет импульсов осуществляется разными способами: прямым и обратным способом, и в обоих направлениях. Показатели измерений проходят трансформацию в определенные величины: в минуты и секунды, метры и часы. Тахометры устроены так, что предусмотрена возможность обнуления собранных показателей. Точность показаний является условной, равняется примерно 500 оборотам в минуту, а показания электронных тахометров бывают более точной – 100 оборотов в минуту. 

Тахометры в автомобилях бывают аналоговыми и цифровыми. Цифровой тип тахометра оснащается следующими элементами: 

- центральным процессором;- АЦП 8 разрядов;- датчиком для определения жидкости;- ЖКИ панелью;- оптроном для диагностирования клапана холостого хода;- микросхемой сброса процессора.

Тахометры такого типа имеют электронное табло, которое показывает информацию об оборотах вала двигателя. Цифровой тахометр очень удобен для проведения регулировки операций с электронными блоками зажигания двигателей автомобилей, когда устанавливается порог экономайзера, помогает обогатить горючую смесь при полной нагрузке двигателя или при плавных разгонах.

Автолюбители считают аналоговый тахометр более удобным, с помощью которого информация о количестве оборотов двигателя выносится на табло, которое показывает стрелка, перемещающаяся по циферблату.

Аналоговый тахометр оснащен: 

- магнитной катушкой;- микросхемой;- проводами для считывания информации с коленчатого вала;- градуированной шкалой;- стрелкой.

Работа тахометра строится по электронному принципу. Сигналы от вала по проводам передаются на микросхему, по сигналам задается движение стрелки по шкале. 

В машине лучше всего иметь цифровой тахометр, который регулируется при холостом ходе, он точно показывает информацию. Во время движения автомобиля, более удобно пользоваться штатным тахометром, глаза и мозг быстрее воспринимают аналоговые показатели в виде поворотов стрелки, чем цифровое значение. Тахометры бывают еще по своей установке в транспортном средстве штатными и выносными.

Штатный тахометр находится в приборной панели автомобиля, является более привычным в использовании. Выносные тахометры устанавливают на торпедной панели.

Как было уже сказано, тахометр - один из важных приборов в машине, задачей которого является показ числа оборотов коленчатого вала двигателя в какой–то момент движения. Хотя неисправность тахометра не настолько критична, но она тоже может вызвать поломку мотора и привести к новым затратам. Ремонт тахометра часто потребуется в тех случаях, когда стрелка прибора начинает показывать неправильные результаты или "прыгать" в разные стороны по шкале. Тогда надо тщательно осмотреть микросхему и при необходимости совершить перепайку. Лучше всего доверить ремонт специалистам автосервиса, но может случиться так, что водителю самому придется взяться за устранение неисправности.

Как можно исправить поломку в тахометре? 

Слишком серьезных поломок у тахометров не бывает. У электронных приборов очень часто неисправность бывает связана со светодоидным экраном. В таком случае экран ремонту не подлежит, лучше всего обходиться заменой дисплея.

ru.megasos.com

Прибор тахометр - что это такое? Какие функции выполняет тахометр?

Рассмотрим в небольшой статье основные практические данные об интересном приборе, измеряющем количество оборотов, его применении и эксплуатации.

Тахометр: что это такое?

Многие технические системы содержат вращающиеся части. Зачастую необходимо знать, с какой скоростью они крутятся, соответствует ли она норме и т. д. Для этого придуман специальный прибор, называемый тахометром. По сути, он позволяет измерять скорость вращения, чтобы затем можно было обрабатывать этот параметр с целью контроля и коррекции при необходимости.

Работа тахометра обычно представляется в виде наглядных данных либо на цифровом дисплее, либо на аналоговом стрелочном указателе. Большинство не очень знакомых с данным словом людей, скорее всего, наблюдали его в собственном транспортном средстве. Поскольку очень часто приборная панель авто снабжается как раз тахометром.

Кстати, с греческого это слово переводится буквально как «измерение скорости». И хотя сейчас в автомобилях основным прибором для выявления скорости является спидометр, однако тахометр благополучно продолжает соседствовать с первым на панели практически любого современного транспортного средства, выполняя при этом другую важную функцию.

Простейшее устройство

Самая простая схема тахометра представляет собой банальный счетчик количества оборотов вращающейся детали в какой-либо технической системе. Это может быть станок, турбина, вал бурильной установки и многое другое. В любом случае простейшая схема будет показывать лишь количество оборотов этой самой детали. А уже при наличии хорошего секундомера можно подсчитать среднее значение скорости вращения за рассматриваемый промежуток времени.

Простейшая схема тахометра представлена на рисунке. Здесь используется фотодатчик, принимающий сигнал от стробоскопа, установленного на валу двигателя. Полученные таким образом данные со светочувствительного транзистора подаются на микросхему, которая затем выдает их в цифровом формате на специальном дисплее.

Классификация

Разделение легче всего провести по принципу действия самого прибора. Их довольно много, рассмотрим наиболее распространенные. Во-первых, магнитоиндукционные. Здесь основной принцип — наведение в металлическом теле вихревого тока, величина которого зависит от скорости вращения. Во-вторых, электрические тахометры. В них используется зависимость параметров выходного напряжения от частоты вращения. В-третьих, фотоэлектрические, где модулируется световой поток. Наконец, емкостные тахометры используют зависимость этой величины от скорости вращения. Есть и другие. Стараясь просто ответить на вопрос: «Тахометр: что это такое?», не будем уходить в сложные дебри всех физических принципов, которые могут быть использованы для измерения угловой скорости вращающихся тел.

Авто

В автомобилестроении активно используется измерение количества оборотов вращающихся деталей. Например, угловую скорость коленчатого вала важно знать, поскольку водитель не должен загонять двигатель в режим перегрузки, если он, конечно, не Шумахер на трассе «Формулы-1». Кроме того, представление о том, когда необходимо переключиться на повышенную или пониженную передачу, очень полезно, опять же с точки зрения увеличения ресурса работы мотора.

Кстати, если говорить о гонках, обороты тахометра здесь еще важнее. Поскольку, хотя двигатель и работает постоянно в экстремальном режиме, его ресурс также должен беречься, правда, в совсем других временных пределах. И опять же за счет знания, когда переключиться на повышенную передачу еще не слишком поздно. Иначе можно просто не добраться до финиша, оказавшись на обочине с горящим либо заклинившим мотором.

Применение

Наиболее широкое применение данный прибор нашел все-таки в машиностроении. Тахометр для мотора используется при измерении частоты вращения коленчатого вала. Двигатели внутреннего сгорания подавляющего числа транспортной техники, находящейся в услужении человеку, снабжаются этим полезным прибором. К таковой можно отнести, конечно же, автомобили, а также самолеты, тепловозы, трактора, суда и некоторые другие.

Еще одна важная область применения тахометров — это контроль частоты вращения частей различных технологических машин, вроде станков, бурильного оборудования и т. п. Наконец, последнее и уже несколько опосредованное использование подобных приборов — подсчет количества импульсов в конвейерных техпроцессах. Например, по линии движется какое-то сырье или материалы, и необходимо знать, какое количество прошло и сколько еще необходимо. Также может использоваться для контроля времени наработки какого-либо оборудования в режиме обкатки либо при технических испытаниях.

Аналог или цифра?

Отвечая на вопрос: «Тахометр: что это такое?», мы не рассмотрели еще один важный момент. Представление данных, передаваемых датчиком прибора в кабину управления транспортным средством или на табло станка либо другого технологического оборудования, в котором он может использоваться. Еще со времен появления тахометра на панелях автомобилей применялся аналоговый принцип представления данных. Хотя бы по той простой причине, что цифрового способа в те далекие времена не было и в помине. Видимо, поэтому водителю современного автомобиля гораздо проще видеть стрелку, показывающую, сколько оборотов выдает его двигатель и как далеко еще до красной зоны. Это привычно и наглядно.

Эра цифровых технологий принесла тахометры, показывающие число оборотов на табло в виде постоянно изменяющейся величины. Такое представление несколько затрудняет восприятие действительного значения количества оборотов. Это усугубляется еще и тем, что на цифровом блоке данные постоянно меняются, в отличие от стрелочного указателя, который дает усредненное значение, меняющееся более плавно. Поэтому аналоговым является обычно тахометр автомобильный. Что это такое, надеемся, удалось понять из соответствующего раздела.

Подытожим вопрос, поставленный заголовком. В битве «аналог» против «цифры» первый явно побеждает для среднестатистического автомобилиста, которому не нужно знать значение количества оборотов с точностью до 100 об./мин в каждую секунду его времени за рулем. А вот при различных регулировках, например электронных блоков, зажигания «цифра» вне конкуренции, поскольку дает инженеру необходимую точность.

Заключение

Задавшись в статье вопросом: «Тахометр: что это такое?», выяснили его основное назначение, применение, некоторые принципы, лежащие в основе работы. В целом устройство не только полезное, но и просто необходимое для правильной эксплуатации различных технических систем, использующих вращающиеся части.

fb.ru

что это такое, принцип работы

Любой водитель знает, где расположен и для чего нужен спидометр на панели приборов. Расположен он прямо перед его глазами для того, чтобы контролировать скорость движения автомобиля. Наверняка многие обращали внимание на еще один контрольный прибор, находящийся, как правило, по соседству со спидометром и внешне очень на него похожий – это и есть тахометр. Гораздо меньшее число автолюбителей смогут правильно назвать его. И уж совсем опытные досконально знакомы с таким прибором, как тахометр. Что это такое и каков его принцип работы – об этом далее в статье.

Любопытно, но само слово «тахометр» образовано от двух греческих слов: «тахос» – «скорость» и «метрон» – «мера». Таким образом, тахометр, как и спидометр, служит для измерения скорости. Чем может быть вызвано такое совпадение?

Тахометр – это контрольный прибор, при помощи которого измеряется скорость (вернее, частота) вращения различных элементов. Обычно в подобной роли выступают роторы, валы или диски. Значение величины, характеризующей частоту вращения, обычно выражается в количестве оборотов, совершаемых элементом за единицу времени.

Тахометр в автомобиле

Тахометр автомобильный показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя, которая выражается в количестве оборотов в минуту (об/мин или мин-1). Используя эти данные, можно судить о нагрузке на двигатель. Шкала прибора, как правило, содержит так называемую красную зону, которая показывает интервалы значений числа оборотов коленчатого вала двигателя, являющиеся предельными.

Длительная работа в таком режиме может привести к значительному износу или разрушению деталей двигателя, поэтому допускать его эксплуатацию на таких скоростях вращения нельзя.

Соответственно, это и есть еще одна важная функция тахометра – он оповещает водителя о том, что необходимо переключиться на более высокую передачу для снижения нагрузки на двигатель. При торможении двигателем, напротив, по показаниям его стрелки можно выбирать момент перехода на пониженную ступень. Зная характеристики мощности конкретного двигателя (пик значения мощности приходится на определенную частоту вращения коленчатого вала), можно эффективно развивать максимальное тяговое усилие. Наконец, при регулировании холостого хода двигателя без показаний тахометра также не обойтись.

Принцип действия и виды

Тахометр принимает сигнал от импульсных датчика частоты вращения коленчатого вала и преобразует их в соответствующее числовое значение. При использовании различных методов подсчета контрольной величины (прямого, обратного, смешанного) погрешность показаний достигает 100–500 об/мин.

Если коснуться принципиальной схемы устройств, то помимо механического тахометра, который уже может считаться раритетом, так как встречается только на ретроавтомобилях, существуют еще два вида таких приборов:

Можно также классифицировать устройства в зависимости от способа установки:

Цифровой тахометр

Он представляет собой электронный индикатор (экран, табло), показывающий число оборотов двигателя в данный момент времени. Считается, что такое представление наиболее удобно при работе с электронными блоками управления или при настройке (доводке) мотора. В состав устройства входят также процессор, преобразователь аналоговых сигналов в цифровые, датчик клапана холостого хода и еще один преобразователь, который нужен для трансформации электрических сигналов в световые (оптрон).

Аналоговый тахометр

Внешний вид такого прибора уже описывался выше. Визуально он похож на большинство контрольно-измерительных приборов: имеется циферблат, по которому перемещается стрелка, указывающая число оборотов. Величина частоты вращения коленчатого вала двигателя соответствует углу поворота стрелки относительно нулевого значения. Одним из основных элементов такой системы является магнитная катушка, накапливающая энергию, необходимую для поворота стрелки. Электрический сигнал от датчиков через микросхемы подводится к катушке, приводящей в действие стрелку, которая своим отклонением указывает на значение контрольного параметра. Иногда используется совмещенная конструкция, когда в дополнение к аналоговому устройству устанавливают еще и цифровое. Однако, считается, что при постоянной эксплуатации сигнал от аналогового тахометра мозгом человека воспринимается лучше, чем от цифрового.

autolirika.ru

Спидометры и тахометры

Строительные машины и оборудование, справочник
Спидометры и тахометры

Категория:

   Автомобили и трактора

Спидометры и тахометры

Во время движения автомобилей и тракторов необходимо определять скорость движения и пройденный путь. Для этого служит специальный прибор, называемый спидометром.

Спидометр состоит из скоростного узла, показывающего скорость движения в данный момент, и счетного узла, отсчитывающего пройденный путь”. Оба узла имеют общее основание и работают от одного приводного валика. Помимо указанных основных узлов, некоторые типы спидометров имеют дополнительные устройства: суточный счетчик пробега, световую сигнализацию диапазонов скоростей и др.

По приводу спидометры разделяют на приборы с приводом от гибкого вала и с электроприводом.

Тахометры предназначены для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя и монтируются на приборной панели перед водителем наряду с другими контрольно-измерительными приборами. Тахометры пр конструкции мало чем отличаются от спидометров, состоят из тех же узлов и в некоторых случаях имеют счетный узел, отсчитывающий суммарную частоту вращения коленчатого вала, выраженную условно в моточасах.

Привод тахометра осуществляется от коленчатого или распределительного вала двигателя с помощью гибкого вала или электроприводов.

Почти все современные автомобильные спидометры имеют магнитные скоростные узлы.

Валик привода постоянного магнита приводится во вращение при помощи троса. В спидометрах вращение валика осуществляется от вторичного вала коробки передач, а в тахометрах — от распределительного вала двигателя. При вращении магнита его магнитный поток пронизывает алюминиевую картушку и индуктирует в ней вихревые токи, создающие свое магнитное поле. В результате взаимодействия этих полей картушка поворачивается в сторону вращения магнита и вызывает перемещение стрелки по шкале прибора. Круговому вращению картушки препятствует спиральная пружина, закрепленная на рычаге. Для повышения точности показаний магнит и картушка защищены от влияния посторонних магнитных полей стальным экраном. Для предупреждения искажений в показаниях прибора при изменении температуры устанавливают магнитный шунт (термокомпенсатор). От червячной шестерни валика в спидометрах осуществляется привод валов и счетного узла. Смазка валика производится маслом через фитиль; отверстие под фитиль закрыто заглушкой.

Автомобильные и тракторные спидометры обычно приводятся в действие при помощи гибких валов. Один конец вала присоединяют к прибору, а другой — к коробке передач. Гибкие валы обеспечивают надежную работу спидометров в течение длительного времени. Это, однако, справедливо только при условии, если длина гибкого вала не превышает 3—3,5 м. Поэтому на тяжелых грузовых автомобилях и автобусах, где длина гибкого вала получается чрезмерно большой, применяется электропривод спидометров.

Электропривод спидометра состоит из двух синхронно работающих узлов-датчиков и приемника, соединенсмных экранированным проводом и включенных в цепь электрооборудования автомобиля.

Рис. 1. Схема спидометра

Датчик электропривода устанавливают непосредственно на коробке передач. Он представляет собой контактный прерыватель, преобразующий постоянный ток в трехфазный переменный, частота которого изменяется пропорционально частоте вращения коллектора датчика.

Основными элементами датчика являются: вращающийся коллектор с двумя токоведущими сегментами а, изолированными один от другого сегментами б из изоляционного материала; три неподвижные токосъемные щетки, и, сдвинутые относительно друг друга на 120° и соединенные с фазами приемного двигателя. Постоянный ток подводится к сегментам через токоподводящие щетки, лежащие на контактных кольцах. Сегменты а занимают по окружности коллектора углы, равные 120°, а изолированные сегменты б — углы 60°. Токосъемные щетки занимают углы по 30°.

Рис. 2. Принципиальная электрическая схема электропривода спидометра

Приемник представляет собой трехфазный синхронный двигатель с вращающимся двухполюсным постоянным магнитом. Обмотка статора — трехфазная катушечная с тремя явно выраженными полюсами, а ротор электродвигателя — это постоянный двухполюсный магнит. Вращение ротора передается счетному механизму спидометра.

Для уменьшения ценообразования и борьбы с помехами радиоприему в электрическую цепь между датчиком и приемником по схеме треугольника включаются три омических сопротивления

При движении автомобиля якорек датчика вращается и ток от сети электрооборудования автомобиля поступает по двум питающим щеткам и, расположенным по концам коллектора, к токосъемным щеткам, и, находящимся в средней части коллектора в одной плоскости под углом 120° друг от друга. Каждая токосъемная щетка через 180° поворота якорька включается в питающую цепь, подавая в соответствующую катушку приемника ток. Направление тока меняется через каждые 180° поворота якорька. Момент изменения направления тока в токосъемниках смещен на 120° угла поворота якорька. Изменение пульсирующего трехфазного тока в цепи приемника синхронно вращению якорька датчика.

Спидометром называют прибор, который сообщает водителю информацию о скорости движения автомобиля и пройденном пути. На автомобилях применяют спидометры с магнитоиндук-ционным скоростным узлом. В качестве привода спидометров используется электропривод или гибкий вал (механический привод). Тип привода спидометра зависит от удаленности прибора и места его присоединения к трансмиссии автомобиля. Гибкие валы для привода рекомендуется устанавливать, если длина трассы не превышает 3,55 м. При большей длине трассы рекомендуется электропривод. Привод спидометра осуществляется от ведомого вала коробки передач или раздаточной коробки. Для этой цели в узле, от которого осуществляется привод, устанавливается редуктор, передаточное число которого выбирают в зависимости от передаточного числа главной передачи и радиуса качения колеса автомобиля. Редуктор соединяют спидометром либо механическим путем (гибким валом), либо электрическим (с помощью специального датчика). Сигнал с редуктора поступает в спидометр, где преобразуется в соответствующую информацию.

Тахометры применяются на автомобилях, когда возникает необходимость в контроле частоты вращения коленчатого вала двигателя. На дизелях привод тахометра осуществляется от распределительного вала двигателя с помощью гибкого вала или электропривода. На карбюраторных двигателях устанавливаются электронные тахометры, принцип действия которых основан на измерении частоты импульсов, возникающих в первичной цепи системы зажигания при размыкании первичной цепи.

Спидометр с приводом от гибкого вала приводится в действие от входного валика, в гнездо квадратного сечения которого вставляется квадратный наконечник гибкого вала. На другом конце входного валика закреплены постоянный магнит и термокомпенсационная шайба (магнитный шунт). Магнит намагничен так, что его полюсы направлены к краям диска. На оси, свободно вращающейся в двух подшипниках, с одной стороны закреплена стрелка, а с другой — картушка. Картушка чаще всего выполняется в виде чаши, которая с некоторым зазором охватывает магнит. Картушка изготовляется из немагнитного материала, например из алюминия. Снаружи картушка закрыта экраном из магнитомягко-го материала, который концентрирует магнитое поле магнита в зоне картушки. Со стороны стрелки к оси 8 одним концом при-клеплена спиральная пружина. Другой конец пружины прикреплен к рычажку, поворотом которого можно регулировать натяжение пружины.

Рис. 3. Спидометр с приводом от гибкого вала

При движении автомобиля от гибкого вала приводится во вращение входной валик и вместе с ним магнит. При этом его магнитный поток, пронизывая картушку, наводит в ней вихревые токи. Вихревые токи вызывают образование магнитного поля картушки. Два магнитных поля (магнита и картушки) взаимодействуют между собой таким образом, что на картушку действует крутящий момент, направление которого противоположно моменту, создаваемому пружиной. В результате картушка вместе с осью и стрелкой повернется на угол, при котором возрастающий момент упругих сил пружины станет равен крутящему моменту магнитных сил, действующему на картушку. Так как крутящий момент картушки пропорционален скорости вращения магнита, а следовательно, и скорости движения автомобиля, угол поворота картушки и стрелки с увеличением скорости движения автомобиля возрастает. Зависимость эта прямо пропорциональна, поэтому шкала спидометра равномерная.

Термокомпенсационная шайба, установленная вместе с магнитом, нейтрализует влияние изменения температуры окружающей среды на сопротивление картушки. Увеличение сопротивления картушки приводит к уменьшению наводимых в ней токов возникающего в результате магнитного потока. Шайба при том обеспечивает увеличение магнитного потока, пронизывающего картушку за счет изменения своей магнитной проницаемости.

Валик большинства спидометров снабжен масленкой, установленной в хвостовой части спидометра. Она состоит из заглушки с отверстием, и расположенным под ней фетровым фитилем. Фетровый фитиль пропитан маслом и смазывает валик.

Привод счетного узла осуществляется от входного валика через валики посредством трех понижающих червячных передач. Они обеспечивают передаточное отношение 624 или 1000. По конструкции счетные узлы бывают с внешним и внутренним зацеплением счетных барабанчиков. Обычно счетный узел содержит шесть барабанчиков, которые свободно насажены на одной оси. При внешнем зацеплении каждый барабанчик с одной стороны имеет зубцов, находящихся в постоянном зацеплении с зубцами трибок , также свободно вращающихся на своей оси. Со стороны, противоположной зубчатой, барабанчики, кроме крайнего левого, имеют два зубца с впадиной между ними. Каждая трибка имеет шесть зубцов. Три зубца трибки со стороны двух зубцов барабанчиков укорочены по ширине через один. Крайний правый барабанчик постоянно приводится во вращение червячной передачей. Когда при вращении два зубца подходят к укороченному зубцу трибки, они его захватывают и поворачивают на 1/3 оборота. При этом следующий барабанчик поворачивается на 1/10 оборота. Повернувшаяся трибка после поворота устанавливается так, что при следующем проходе зубцов они опять захватят укороченный зубец. Остановиться в другом положении трибка не может, так как этому мешают длинные зубцы, скользящие по цилиндрической части барабанчика.

Рис. 4. Счетный узел с внешним зацеплением: 1, 3—длинные зубья трибки; 2—укороченный по ширине зубец трибки; 4—зубцы барабанчика: 5—трибка; 6—барабанчик; 7—два зубца барабанчика; 8—выемка, укорачивающая зубец трибки

Таким образом обеспечивается поворот каждого барабанчика на 1/10 часть при полном повороте предыдущего. При такой конструкции через каждые 100 тыс. оборотов начального (правого) барабанчика, полный оборот которого соответствует 1 км пробега автомобиля, все барабанчики возвращаются в исходное положение, и отсчет показаний начинается с нуля.

Все спидометры с приводом от гибкого вала имеют описанный принцип действия и отличаются лишь особенностями исполнения скоростного и счетного узлов и внешним оформлением.

Спидометры с электроприводом имеют такие же магнитоин-дукционный и счетный узлы, как и спидометры с механическим приводом. Электропривод спидометра состоит из датчика, который устанавливается на коробке передач, электродвигателя, который вращает приводной валик магнитоиндукционного узла указателя, и электронной схемы управления электродвигателем. Электродвигатель и схема управления смонтированы в одном корпусе с магнитоиндукционным узлом.

Датчик электропривода представляет собой трехфазный генератор переменного тока, ротором которого служит постоянный четырехполюсный магнит. Как и гибкий вал, ротор датчика приводится в движение от ведомого вала коробки передач. При вращении ротора в каждой фазе статора, соединенного «звездой», вырабатывается переменная синусоидальная э. д. е., частота которой пропорциональна скорости движения автомобиля. Сигнал каждой фазы статора управляет транзисторами VT1, VT2 и VT3, работающими в режиме электрического ключа. Цепи коллектор-эмиттер транзисторов включены в цепи фазных обмоток трехфазного синхронного двигателя. Ротором электродвигателя служит четырехполюсный постоянный магнит. Когда с фазной обмснки датчика на базу соответствующего транзистора поступает положительная полуволна э. д. е., он открывается и по соответствующей фазной обмотке электродвигателя будет протекать ток. Так как фазные обмотки датчика сдвинуты на 120°, то открытие транзисторов будет также сдвинуто во времени. Поэтому магнитное поле статора электродвигателя, создаваемое его обмотками, сдвинутыми в пространстве также на 120° , будет вращаться с частотой вращения ротора датчика. Вращающееся магнитное поле статора, воздействуя на постоянный магнит ротора, приводит его во вращение с той же частотой. Резисторы R1—R6 в схеме электронного ключа улучшают условия переключения транзисторов.

Рис. 5. Схема спидометра с бесконтактным приводом

Рис. 6. Схема электронного тахометра

Тахометры магнитоиндукционного типа, устанавливаемые для контроля частоты вращения коленчатого вала дизелей, имеют электропривод. Их конструкция аналогична конструкции спидометров с электроприводом. Отличаются они отсутствием счетного узла.

Для контроля частоты вращения коленчатого вала карбюраторных двигателей применяются электронные тахометры. Схема электронного тахометра обеспечивает измерение частоты прерываний тока в первичной цепи системы зажигания. Состоит схема из трех основных узлов: узла формирования запускающих импульсов, узла формирования измерительных импульсов и стрелочного магнитоэлектрического прибора. На вход тахометра поступает входной сигнал из первичной цепи системы зажигания. Узел формирования запускающих импульсов, состоящий из резисторов R1, R2, конденсаторов С1, С2, СЗ, С4 и стабилитрона VD1, выделяет из имеющего форму затухающей синусоиды сигнала сигнал, имеющего форму одиночного импульса. Импульс поступает на базу транзистора VT1 узла формирования измерительных импульсов. В исходном состоянии транзистор VT2 открыт, так как через резисторы R1, R10 и R5 по нему протекает ток базы, а конденсатор С5 заряжен. Транзистор VT1 в это время закрыт, так как потенциал его эмиттера, вызванный значительным падением напряжения на резисторе R5, больше потенциала базы. Когда положительный запускающий импульс поступает на базу транзистора VT1, он открывается. Конденсатор С5 разряжается через открытый транзистор VT1, создавая на базе транзистора VT2 отрицательное смещение, и он закрывается. Транзистор VT1 поддерживается открытым током базы, протекающим через резисторы Rll, R9, R8 и R5. Открытый транзистор VT1 обеспечивает протекание тока по измерительному прибору через резисторы Rll, R7, R3 и R5. Длительность импульса тока, протекающего по измерительному прибору, определяется временем разряда конденсатора С5. После разряда конденсатора С5 транзистор VT2 откроется, так как исчезает отрицательное смещение на его базе, а транзистор VT1 закроется.

Переменным резистором R7 регулируют при настройке амплитуду импульсов тока. Терморезистор R3 компенсирует температурную погрешность прибора. Диод VD2 служит для защиты транзистора VT1. Стабилитрон VD3 обеспечивает стабилизацию напряжения питания прибора.

Читать далее: Общие сведения и классификация муфт сцепления тракторов

Категория: - Автомобили и трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Что такое одометр и чем они отличаются друг от друга?

Заголовок

Одометр в автомобиле, его типы, назначение и принцип работы

Если хотите озадачить автолюбителя, спросите его, что собой представляет одометр или где он располагается в автомобиле. Несмотря на то что к его помощи прибегают регулярно, не все знают, как он выглядит. Это значимый прибор, который есть в каждом транспортном средстве, работающем на двигателе внутреннего сгорания.

Судя по названию, уже можно определить, что это измерительный прибор, как тахометр или цифровой спидометр. Одометр же измеряет количество пройденных километров.

Одометр

Назначение

Задачей прибора одометр является передача показаний о пробеге автомобиля. Благодаря такой информации водитель без проблем может установить фактическое расстояние от пункта отправления к пункту назначения. Такие показания помогут не только определить расход топлива при различных условиях, но и вовремя проводить замену необходимых деталей и компонентов.

Помимо прочего, одометр может принести пользу своими показаниями и во время приобретения автомобиля бывшего в употреблении. При осмотре такого автомобиля, возникает уместное желание узнать, как он эксплуатировался. Одометр поможет узнать, сколько километров было пройдено на этом автомобиле.

Поскольку от пробега машины напрямую зависит разница в цене, то у многих продавцов появляется искушение скрыть правду в этом вопросе. Не желая предъявлять реальные показания счетчика, такие люди скручивают пробег, подтасовывая факты измененными показаний. Ввиду этого возникает вопрос: как же определить, была ли произведена корректировка показаний пробега или нет? На что следует обращать особое внимание при выяснении этого вопроса?

Принцип работы

Одометр бывает трех типов: механический, электронный и, переходной вариант, – это полуэлектронный.

Одометр производит подсчет при помощи специального датчика, который располагается, непосредственно, в коробке переменных передач. Поступающие импульсы подаются на счетчик, который и предоставляет показания. Рассмотрим принцип работы каждого из видов.

Механический

Такой тип измерительного прибора устроен исключительно из механических частей. В коробке передач располагается его замеряющая часть – шестерня. Вращаясь, она приводит в движение подсоединенный к ней гибкий трос. Тросик, в свою очередь, передает вращение на счетчик, который предоставляет показания о проделанном путина одометр.

Полуэлектронный

Как явствует из названия, аппарат состоит наполовину из механических узлов и из электронных. Из механики тут присутствует измеряющая часть узла – шестерня и тросик. В самом счетчике происходит преобразование поступающей информации: обороты тросика превращаются в электрические импульсы и данные выводятся на панель показаний.

Электронные

Цифровые технологии – неотъемлемая часть современного автомобиля. Поэтому и одометр в такой машине должен быть тоже цифровым. Такой тип измерителей не использует механику вообще.

Все его устройство базируется исключительно на датчиках, которые передают электрические импульсы на обработку, после чего можно увидеть результат.

Подмена показаний

В механическом одометре произвести изменение показаний не составляет большого труда, так что даже неопытный механик сможет выполнить такую процедуру. Выполняется это следующим образом: тросик, передающий показания на счетчик, отсоединяется от шестерни в районе кпп. Затем производится его вращение в обратную сторону. Для этих целей его обычно закрепляют в патроне электродрели. После выполнения операции, тросик присоединяют обратно к шестерне и одометр собирается.

Заметить выполнялось ли что-то такое на автомобиле довольно несложно. Для этого потребуется отогнать машину на смотровую яму. Там внимательно просматриваем место соединения тросика с шестерней у кпп. Разница будет очевидна. Если все элементы одометра находятся в грязи или пыли, а место соединения тросика с шестерней относительно чистое, то тут ясно, что не обошлось без махинаций.

С полуэлектронным прибором дело обстоит намного проще. С этой целью снимают панель расположения приборов и осуществляют вскрытие корпуса самого измерителя. Далее, производят разъединение шестеренок механизма считывания и выставляют необходимую величину за короткий промежуток времени.

Выявить такое вмешательство также не составит большого труда. При осмотре стоит обратить пристальное внимание на места соединения корпуса. Во время вскрытия не избежать повреждения этих элементов. Да и на местах винтовых соединений такое вмешательство будет явно заметно.

Что же касается электронных измерителей, то и здесь не обошлось без уязвимых для мошенничества мест. Показания на них также можно изменить. Но процедура эта непростая и требует не только определенных знаний, но и специальной техники с программным обеспечением. В определенных случаях еще придется повозиться с отсоединением плат в приборах, или произвести дополнительную пайку.

Выявить перепрошивку электронного одометра практически невозможно. Исключение составляют только случаи, когда проводилась разборка щитка приборов. Но не стоит расстраиваться, ведь показания одометра – не единственный критерий, по которому можно определить степень изношенности автомобиля. Пристально рассматривая в автомобиле состояние элементов узлов или корпуса, можно обнаружить интересные детали состояния транспорта.

autodont.ru

Спидометр + одометр и тахометр. - PICBasicPro

@ device PIC16F876, HS_OSC, WDT_OFF, PWRT_ON,PROTECT_OFF

Data @0, Word 030 '

Data @2, Word 000 ' Заносим в EEPROM при программировании

Data @4, 00 ' нужные нам показания

Data @5, Word 960 ' одометров

Data @7, 60 '

Data @8, 0

ADCON1 = %00000110

TrisA = %00101000

PortA = %00100000

TrisB = %00000001

PortB = %00000000

TrisC = %00000001

PortC = %00000010

Cifra var Byte ' Для вывода нужной цифры на индикациюацию

Time var Word ' Для отсчета времени для спидометра

ImpSpedo var Byte ' Для хранения кол-ва импульсов спидометра

ImpOdo var Byte ' Для хранения кол-ва импульсов одометра

Sped var Byte ' Для хранения скорости движения

Odo123Km var Word ' Для хранения километров одометра (тысячи)

Odo456Km var Word ' Для хранения километров одометра (сотни)

OdoMetr var Byte ' Для хранения десятков метров без сброса

OdoTripKm var Word ' Для хранения количества километров суточного пробега

OdoTripM var Byte ' Для хранения десятков метров суточного пробега

OdoPR var Byte ' Для переключения и сброса одометра

SelOdo var Bit ' Для выбора одометра

Tme Con 294 ' Время для

Time = Tme ' отсчета скорости

ImpSpedo = 0

ImpOdo = 60 ' Считаем по 10 метров пути (60 импульсов на 10 метров)

OdoTripKm = 0

OdoTripM = 0

OdoPR = 200 ' Пауза для кнопки

'SelOdo = 0

Read 0, Odo123Km.byte0

Read 1, Odo123Km.byte1

Read 2, Odo456Km.byte0

Read 3, Odo456Km.byte1

Read 4, OdoMetr

Read 5, OdoTripKm.Byte0

Read 6, OdoTripKm.Byte1

Read 7, OdoTripM

Read 8, SelOdo

Option_REG = %11000011

Intcon = %10110000

TMR0 = 5

Pause 1000 ' Для стабилизации МК

On Interrupt Goto myint ' Если произошло прерывание, переходим к обработке этого прерывания

Main:

if PortA.5 = 0 then Save ' Если зажигание выключено то - переходим к сохранению данных

if PortA.3 = 0 then ' Если кнопка одометра нажата

OdoPR = OdoPR - 1 ' Уменьшаем время паузы кнопки

endif

if OdoPR < 180 then ' Если кнопку держали

if PortA.3 = 1 then ' короткое время

OdoPr = 200 ' Сбрасываем время паузы кнопки

SelOdo = SelOdo + 1 ' Заносим 1цу в переменную выбора одометра

endif

endif

if OdoPR < 100 then ' Если кнопку

if PortA.3 = 0 then ' держим долгое время

OdoPR = 200 ' Сбрасываем время паузы кнопки

OdoTripM = 0 ' Сбрасываем

OdoTripKm = 0 ' суточный одометр

endif

endif

' ----------------------------- [ Spedometr ] -----------------------------

Cifra = Sped Dig 0 ' Spedometr Cifra 1

GoSub Look

PortA = %00000001

Pause 4

PortA = $10

if Sped < 10 then Odo

Cifra = Sped Dig 1 ' Spedometr Cifra 2

GoSub Look

PortA = %00000010

Pause 4

PortA = $10

if Sped < 100 then Odo

Cifra = Sped Dig 2 ' Spedometr Cifra 3

GoSub Look

PortA = %00000100

Pause 4

PortA = $10

' --------------------------- [ End Spedometr ] ---------------------------

' -------------------------- [ Vibiraem odometr ] -------------------------

Odo:

if SelOdo = 1 then

GoTo SytOdo

endif

' ------------------------ [ End Vibiraem odometr ] -----------------------

' ------------------------------ [ Одометр Общий ] ------------------------

Cifra = Odo123Km Dig 2 ' Odometr Cifra 1

GoSub Look

PortC = %10000010

Pause 4

PortC = $02

Cifra = Odo123Km Dig 1 ' Odometr Cifra 2

GoSub Look

PortC = %01000010

Pause 4

PortC = $02

Cifra = Odo123Km Dig 0 ' Odometr Cifra 3

GoSub Look

PortC = %00100010

Pause 4

PortC = $02

Cifra = Odo456Km Dig 2 ' Odometr Cifra 4

GoSub Look

PortC = %00010010

Pause 4

PortC = $02

Cifra = Odo456Km Dig 1 ' Odometr Cifra 5

GoSub Look

PortC = %00000110

Pause 4

PortC = $02

Cifra = Odo456Km Dig 0 ' Odometr Cifra 6

GoSub Look

PortC = %00001010

Pause 4

PortC = $02

Goto Main

' ---------------------------- [ End Одометр Общий ] ----------------------------

' ------------------------------ [ Одометр Суточный ] ---------------------------

SytOdo:

Cifra = OdoTripKm Dig 2 ' Odometr Cifra 2

GoSub Look

PortC = %01000010

Pause 4

PortC = $02

Cifra = OdoTripKm Dig 1 ' Odometr Cifra 3

GoSub Look

PortC = %00100010

Pause 4

PortC = $02

Cifra = OdoTripKm Dig 0 ' Odometr Cifra 4

GoSub Look

PortC = %00010010

PortA.4 = 0

Pause 4

Pauseus 350

PortC = $02

PortA.4 = 1

Cifra = OdoTripM Dig 1 ' Odometr Cifra 5

GoSub Look

PortC = %00000110

Pause 4

PortC = $02

Cifra = OdoTripM Dig 0 ' Odometr Cifra 6

GoSub Look

PortC = %00001010

Pause 4

PortC = $02

GoTo Main

' ---------------------------- [ End Одометр Суточный ] -------------------

' ------------------------- [ Obrobotka Impulsov ] ------------------------

Disable

myint:

if intcon.1=1 then ' Если прерывание произошло по входу INT считаем счетчики

ImpSpedo = ImpSpedo + 1 ' Счетчик скорости

ImpOdo = ImpOdo - 1 ' Счетчик одометра (основной)

INTCON.1 = 0

endif

if ImpOdo = 0 then ' Если проехали 10 метров пути

ImpOdo = 60 ' Начали сначала осчет 10 метров пути

OdoMetr = OdoMetr + 1 ' Заносим в переменную количество пройденных метров (общий одометр)

OdoTripM = OdoTripM + 1 ' Заносим в переменную количество пройденных метров (суточный одометр)

endif

if OdoMetr = 100 then ' Если проехали 1000 метров

OdoMetr = 0 ' Обнуляем счетчик метров

Odo456Km = Odo456Km + 1 ' Заносим 1цу в счетчик сотен километров

endif

if Odo456Km = 1000 then ' Если счетчик сотен километров одометра заполнился

Odo456Km = 0 ' Обнуляем счетчик сотен километров

Odo123Km = Odo123Km + 1 ' Заносим 1цу в счетчик тысячь километров одометра

endif

if Odo123Km = 1000 then ' Если счетчик тысячь километров одометра заполнился

Odo123Km = 0 ' Обнуляем счетчик тысячь километров одометра

Odo456Km = 0 ' Обнуляем счетчик сотен километров одометра

endif

if OdoTripM = 100 then ' Если проехали 1000 метров (суточный)

OdoTripM = 0 ' Обнуляем счетчик метров (суточный)

OdoTripKm = OdoTripKm + 1 ' Заносим 1цу в счетчик сотен километров (суточный)

endif

if OdoTripKm = 1000 then ' Если счетчик сотен километров одометра заполнился (суточный)

OdoTripKm = 0 ' Обнуляем счетчик сотен километров одометра (суточный)

endif

if intcon.2=1 then ' Если прерывание по переполнению TMR0

Time = Time - 1 ' Уменьшаем счетчик времени

if Time = 0 then ' Если счетчик времени отсчитал нужный промежуток времени

Time = Tme ' Начинаем отсчет времени заново

Sped = ImpSpedo ' Заносим в переменную полученную скорость

ImpSpedo = 0 ' Обнуляем счетчик импульсов скорости

endif

TMR0 = 5

intcon.2=0

endif

Resume

Enable

' ----------------------- [ End Obrobotka Impulsov ] ----------------------

' ----------------------- [ End Zajigaem cifry ] ----------------------

Look:

LookUp Cifra, [$02, $BA, $24, $A0, $98, $C0, $40, $B2, $00, $80], PortB

Return

' ----------------------- [ End Zajigaem cifry ] ----------------------

' ----------------------------- [ Save Data ] -----------------------------

Disable

Save:

PortA = $00

PortC = $02

Pause 200

Write 0, Odo123Km.byte0

Write 1, Odo123Km.byte1

Write 2, Odo456Km.byte0

Write 3, Odo456Km.byte1

Write 4, OdoMetr

Write 5, OdoTripKm.Byte0

Write 6, OdoTripKm.Byte1

Write 7, OdoTripM

Write 8, SelOdo

Pause 50

PortC = $00

End

Enable

' ---------------------------- [ End Save Data ] ---------------------------

End

www.picbasic.ru

Устройство спидометра (электронного, механического привода)

Леонардо да Винчи в 1500 г. создал прототип механизма для измерения скорости конного экипажа. И только в 1901 году усовершенствованный аналог изобретения был установлен компанией Oldsmobile на автомобили. С тех пор устройство спидометра разительно изменилось. Рассмотрим принцип работы, почему врут механические и электрические спидометры, а также основные поломки.

Механические

По своему устройству аналоговые спидометры делятся на следующие виды:

Аналоговый спидометр

Механический спидометр стрелочного типа – единственный из аналоговых видов измерителей скорости, которые до сих пор устанавливаются на многие автомобили. Рассмотрим устройство аналогового спидометра, принцип работы которого основывается на явлении магнитной индукции. Составные компоненты:

Сопутствующим элементом спидометра можно считать счетчик пройденного расстояния, который через червячную передачу соединен с тросиком. Устройство и способы смотки одометра мы рассматривали ранее, поэтому заострять внимание на этом не будем.

В полноприводных автомобилях скоростная часть спидометра может находиться в раздаточной коробке.

Принцип работы

Вращение вторичного вала МКПП через главную передачу связано с червяком и шестерней (червячная передача), которая крепится к тросу. Соответственно, вращение вторичного вала провоцирует движение троса, который оборачивается вокруг своей оси внутри кожуха. Трос, тянущийся от КПП к приборной панели, соединен с магнитом, который находится вблизи металлической пластины и соединен со стрелкой. С курса физики все мы знаем о влиянии магнитных полей на ферромагнетики. Вращаясь вокруг своей оси, магнит провоцирует отклонение металлической пластины, как бы утягивая ее за собой. Соответственно, чем выше скорость вращения магнита, тем быстрее будет крутиться металлическая часть, и тем больше будет подыматься стрелка автомобильного спидометра. Именно так работает механический спидометр.

Электронный спидометр

В электронном счетчике отсутствует механическая связь между показаниями на приборной панели и вторичным валом КПП. Способ реализации во многом зависит от устройства датчика скорости, который бывает двух типов:

Еще большее распространение получил электронный спидометр, работающий на эффекте Холла. Если к проводнику или полупроводнику прямоугольной формы приложено постоянное напряжение и его пронизывает под прямым углом линии магнитного поля, на противоположных плоскостях проводника возникает напряжение, которое и было названо в честь первооткрывателя Эдвина Холла.

Частота изменения выходного напряжения будет пропорциональна скорости вращения задающего диска. Именно частота импульсов напряжения позволяет ЭБУ высчитывать фактическую скорость автомобиля. Стоит заметить, что ранее главная функция датчика скорости – показывать скорость движения авто, стала теперь по большей мере сервисной. Датчик скорости используется системой питания двигателя в определенных режимах работы. Поэтому при поломке или некорректной работе электронного датчика мотор может глохнуть при смене передач, неустойчиво работать, терять тягу.

Почему спидометр врет

Любой автомобильный спидометр искажает показания. По большей мере связано это с калибровкой устройств, точно выполнить которую достаточно сложно. Также стоит учесть, что скорость измеряется по вращению лишь одной из оси главной передачи (редуктор, установленный в МКПП). А ведь при повороте колесо, находящееся на внутреннем радиусе, проходит меньшее расстояние, нежели внешнее колесо.

Но главную поправку в показания автомобильного спидометра вносит размерность колес. Чем больше диаметр колеса, тем большее расстояние автомобиль пройдет за один оборот приводного вала.

В среднем измерители врут на 5-10 км/час. Поскольку неточные показания могут стать причиной ДТП, производители автомобилей, калибруя электронные спидометры, перестраховываются. Измеритель скорости на новом автомобиле никогда не будет врать в большую сторону.

Поломки

К основным неисправностям относятся:

Предлагаем посмотреть видео процесса базовой диагностики в случае, если не работает спидометр.

autolirika.ru


Смотрите также