Кто отвечает за перегруз по осям перевозчик или грузоотправитель


Ответственность перевозчика и грузоотправителя: как

По существу вопроса

Дмитрий БАХАНОВ, Москва …А мы ведь не предлагаем, как представляют наши коллеги-логисты, чтоб за компанию с перевозчиком и водителем ещё и грузоотправителя наказывали, дабы «не обидно было»…

Предлагается установить чёткую дифференциацию. За перегруз отвечает грузоотправитель и точка! Сообщил требуемые ему параметры машины: тягач, три оси, общая масса сцепки 15 тонн. 20 тонн груза — без проблем. Но если я вместо заявленной машины приехал на двух осях или с массой порожнего автопоезда в 18 тонн — от ворот поворот и штраф за срыв погрузки. А вот ежели меня загрузили и выдали ТТН, в которой не указано, что груз тяжеловесный тогда ответственность за весовые параметры на грузоотправителе и только на грузоотправителе!

Исключение когда он сообщил перевозчику, что груз тяжеловесный, либо при погрузке произошло превышение осевых нагрузок, а никак по-другому не загрузишь. И вот тут-то и должен решаться вопрос с получением разрешения. И если я всё же поеду, уведомленный о тяжеловесе, но не получив разрешения вот тут-то и моя ответственность наступает. Или. Если я получил разрешение, а мой водитель, дабы сэкономить на солярке, отклонился от согласованного маршрута ответственность водителя!

Что касается заявлений о попытке переложить ответственность на «чужой горб». Ничего подобного! Возложение ответственности на грузоотправителя всего лишь будет стимулировать его к приобретению весового оборудования и контролю не только полной массы, но и распределения осевых нагрузок. В сегодняшней ситуации грузоотправитель никоим образом не заинтересован в контроле весовых характеристик загруженного им транспортного средства. Грузи больше, вези дальше! Соответственно, отсюда моё несогласие с тезисом, что сами перевозчики виноваты, мол, берут сознательно перегруз.

Потому что сейчас у грузоотправителя ни за какие параметры голова не болит, запросил тент или там реф, и пофиг, затаривает по «мама не горюй» и выпихивает за ворота базы. Дальше ему плевать на всё! Потому что «не его проблемы», не его машину поставят в чистом поле с блокиратором на колёсах, не его дети останутся голодными, потому что у папки права забрали…

В стране по пальцам можно пересчитать дороги, которые реально выдерживают даже разрешённую нагрузку 10 тонн на ось. Власть, вижу, уже понимает, что и разворовывают, и то, и сё, но хоть всех дорожников вот сейчас враз возьми и посади, а дороги всё равно одномоментно хорошими не станут — это процесс не на один год. Власть ищет пути сохранить дороги. Вот мы и пытаемся доказать власти, что нормальные перевозчики обеими руками за то, чтобы их машины грузили поменьше. Поэтому если власть в этом (сохранности дорог) заинтересована, то убедить надо грузовладельца. А так как «убедить» в нашей стране можно только палкой, то и необходимо, помимо ответственности автоперевозчика, вводить ответственность для грузоотправителя.

Айрат САМСОНОВ, Ижевск …Надо всего лишь внести изменения в форму товарно-транспортной накладной. Внести в нее графу: «Заявленные грузоотправителем габаритно-весовые параметры соответствуют фактическим» и далее подпись перевозчика: «Согласен с заявленными габаритно-весовыми параметрами». И что получаем в итоге? В итоге, если на СПВК всплывает перегруз, т.е. грузоотправитель занизил эти параметры, то налицо мошенничество тут уже и ОБЭП можно подтянуть на пост, и по заявлению перевозчика принимать меры вплоть до возбуждения уголовного дела. Ну, а если перевозчик согласился с перегрузом, заявленным в доках то о какой ответственности грузовладельца может идти речь? ПЕРЕВОЗЧИК и только ОН должен по полной нести ответственность. В финале: дисциплинируется перевозчик, увеличивается количество рейсов за счет избавления от перегруза, да и контролирующим органам будет легче разбираться, кого вести на эшафот.

Юрий ШОЛЯКОВ,

Архангельская обл.

Мысль хорошая. Это надо обязательно вводить, но… Сейчас речь идёт об изменениях в КоАП. Я бы убрал «лишенческую» санкцию статьи. Штрафы оставить можно при нормально оформленных договорах и заявках есть возможность предъявить регресс грузоотправителю.

В праве есть такое понятие «прямой умысел»

Так вот. Исходя из этого, справедливо ли лишать человека права на работу (а лишение прав это не что иное, как невозможность для дальнобойщика выполнять свою работу), если умысла в его административном поступке не просматривается?

90 % случаев выявления перегруза носят неумышленный характер.

Ещё древние римляне говорили: «Лучше оправдать 10 виновных, чем осудить одного невиновного».

Дмитрий БАХАНОВ, Москва

…всё что сейчас творится на весовых — только из-за коррупции, потому что можно привлечь водилу, застращать, обдурить и т.п. Главное — вот они, денежки живые, рядом топчутся, с ноги на ногу переминаются, мучительно раздумывают, сколько дать, чтоб и себя без прав не оставить, и гая не обидеть. Как только водитель выпадет из этой цепочки, проблема с 12.21.1 существенно уменьшится… Ведь вся проблема коррупции в ГАИ — это непосредственный и без свидетелей контакт стороны обвинения и обвиняемого. Если этот фактор убрать — 90 % проблемы отпадёт. Потому что некого будет на посту-то разводить. Можете себе такое представить? В ТТН стоит отметка «груз тяжеловесным не является», и всё, водитель не виноват. Какая беда для гайцев с весовщиками настанет, «висит груша — нельзя скушать»… И вместо вымогательства взятки надо писать протокол на предприятие, которое находится за сотни километров, да при этом ещё думать, как всё правильно оформить, ведь предприятие — это тебе не водила замызганный… А вдруг там юристы супер? Ежели чего не так, и самому инспектору под раздачу попасть — как два пальца об асфальт…

Дмитрий КАЧКАЧЕВ,

Санкт-Петербург

Я бы вот на что давил бы в первую очередь: в стране не хватает рабочих рук, уже собираются отменять квоты на гастарбайтеров, а с водителями вообще беда (острая нехватка). И в это самое время за непредумышленные или несущественные превышения нагрузок работоспособного человека лишают, в сущности, работы. На внутренних перевозках, да, я могу продолжать ездить по «времянке», пока суд да дело. А международники? С «времянкой» через границу не поедешь…

Лишение прав по 12.21.1 это ПРЯМОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ СТРАНЕ. Можно сказать, вредительство.

По большому счёту, главное, что надо срочно делать — отменять лишение прав по этой статье. А дальше — разумная шкала штрафов.

А с весовыми и весенними ограничениями это уже другой разговор. После разборок с 12.21.1. Иначе всё бесполезно.

Что касается имеющихся статей в Уставе автомобильного транспорта и высказываний типа «перевозчики от безысходности кусают всех подряд», оставлю их на совести логистов и экспедиторов. Ставки очень неравные. С грузоотправителем можно судиться годами и, возможно, добиться правды. Но какая радость от этого водителю, которого УЖЕ лишила прав и работы???

Алексей МАЛКОВ, Рыбинск.

Формулирую вопрос так.

Представителей некоторых профессий по суду лишают права заниматься профессиональной деятельностью. К таким профессиям относятся: врачи, строители, архитекторы, госслужащие, служащие силовых ведомств, водители и ряд других профессий. Но есть одно но: все эти люди лишаются права на труд только по приговору народного суда за совершённые преступления. А вот водителей почему-то поставили особняком. Их права на труд лишают за административное правонарушение, которое, кстати, в суде-то ещё и не доказано! А водителей-международников лишают вообще на ровном месте…

.В обсуждениях прозвучала мысль: должны быть объективные данные замеров весовых параметров. Кто и как будет их проводить?

С моей точки зрения — грузовладелец…. И объективность замеров должна колыхать только грузовладельца (т.к. при занижении ему нести строгий ответ). При таком подходе грузовладельцу будет невыгодно занижать вес, т.к имеет счастье крепко наскочить… Можно, конечно говорить про логистические терминалы с весами, но давайте будем исходить из того, что терминалов в каждом райцентре нет и не будет, а вот весы грузовладелец может поставить… И если есть интерес у государства взыскать с грузовладельца за перегруз, то механизм этого можно упростить до безобразия: выявили перегруз, доки в конверт, опечатали и в местную транспортную инспекцию или автодор. Вместе с грузом. А уж потом, после уплаты грузовладельцем всех сборов и поборов выдать ему груз.

Дмитрий БАХАНОВ, Москва Самое рациональное, что мне видится в этой идее — борьба с мошенниками-весовщиками будет вестись не только нашими разрозненными и мелкими силами, но ещё и силами крупных предприятий. Ну, представьте, какое-нибудь градообразующее ярославское предприятие, НПЗ к примеру, раз за разом будет получать стотысячные штрафы с Переславской весовой, хотя на НПЗ все машины перед выпуском с территории взвешивают и проверяют, что все весовые параметры в норме. Думаю, директор Ярославского НПЗ найдёт возможность через губернатора навести порядок в ГУПАКТ? Или. Кому проще решать вопрос, к примеру, с татарскими весовщиками, нам или какому-нибудь крупному татарскому товаропроизводителю? Сейчас в Татарии все весы заряжены потому, что страдают от них в основном транзитные перевозчики. А когда необоснованные штрафы пойдут крупным предприятиям Татарстана? Уверен, тот же

КАМАЗ быстро решит этот вопрос с Шаймиевым…

Если после установки весового оборудования грузоотправителю будут приходить штрафы за перегруз, то он не для меня, а для себя, защищая свой кошелёк, будет вынужден подключится к наведению порядка на СПВК.

Юридический аспект

Дмитрий БАХАНОВ, Москва Поясню, чтобы разговор был более конструктивным, азы юридической науки. Статьи в Кодексах бывают разные, бывает, что всё сформулировано в диспозиции статьи, а бывают статьи отсылочные.

12.21.1 «Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов» является отсылочной статьёй, в ней прямо не сформулированы случаи, когда перевозка производится с нарушением. КоАП отсылает к специальным Правилам, в нашем случае к «Инструкции по перевозке КТГ». То есть наказание по данной статье назначается в случае нарушения требований Инструкции. Вот какие в Инструкции требования будут прописаны, за то и будет наказывать данная статья. Потому что она не прямого действия, а отсылочная!

Дмитрий КАЧКАЧЕВ, Санкт-Петербург

Ряд требований к грузоотправителю, которые можно использовать в наших целях, уже существует.

Из Правил перевозки грузов. 248.

И ничего, никто не возмущается… И загружают, и контролируют, и следят…

Дмитрий БАХАНОВ, Москва

Вся беда нынешней Инструкции состоит в том, что там ничего не указано, кто, где и на каком этапе должен выявлять наличие тяжеловеса. Поэтому и возлагается сейчас вина на водителя, что в ситуации, когда чётко не определено, кто должен контролировать, а ответственность для водителя установлена по 12.21.1, то почему бы не наказать водителя, это ничему не противоречит (ну кроме здравого смысла), зато так проще…. Я предлагаю выйти с предложением всего лишь навсего заполнить данный пробел в новой Инструкции.

А в КоАП я считаю нужно внести лишь одно исправление — установить обязательность административного расследования по данному виду правонарушений.

Вот тогда и у водителя сразу права отниматься не будут, и инспектор 10 раз подумает, прежде чем возбуждать необоснованное производство, потому как расследование проводить ему, и мы все ещё до составления административного протокола, с момента возбуждения административного расследования уже сможем пользоваться услугами защитника….

Так вот, что будет написано в Инструкции, то и будет основанием для привлечения к ответственности по данной статье. Сейчас там ничего не написано толком. Точнее, воды много налито, а конкретики никакой. Кто должен определять, что груз является тяжеловесным? Никто. А раз никто, раз непонятно, кто это, то почему бы и не водитель? А раз почему бы и не водитель, то почему бы его и не наказывать?

А вот если будет чётко прописано в Инструкции, что обязанность определять весогабаритные параметры, и является ли груз тяжеловесным или нет, возлагается на грузоотправителя, то всё становится понятным.

Ответственность грузоотправителя, все его действия по взвешиванию ТС перед выездом с его территории я считаю необходимым прописать в новой редакции Инструкции по перевозке КТГ, которая сейчас разрабатывается Минтрансом. Там чётко и однозначно надо прописать, за что отвечает грузоотправитель, за что перевозчик, за что водитель.

Ну а 12.21.1 в таком случае и переписывать не надо, там уже есть ответственность «юридического лица», и не сказано, что это будет именно перевозчик.

Если однозначно прописать в Инструкции, что фиксирует, есть тяжеловес или нет, тот, кто выдаёт ТТН — ответственность с водителя снимается! Ну, могут, конечно, всё равно составить протокол, ну это уже из другой, как говорится, оперы….

А то, что на посту какой-нибудь инспектор начнёт финты выписывать, так и сейчас они чего только не вытворяют! Но при этом возложение ответственности на водителя будет однозначно незаконно, и любой суд это подтвердит, когда предоставишь ему ТТН, в которых указано, что транспортное средство с грузом тяжеловесным не является!

Стоимость мобильных весовых комплексов типа ВА 15С1, «Эльта» или их аналогов (используемых, кстати, в ГИБДД) колеблется от 80 до 120 тысяч рублей: две платформы для поосного взвешивания, компьютер, программное обеспечение, принтер для распечатки результатов взвешивания. Этого вполне достаточно, чтобы определять и контролировать осевые нагрузки транспортного средства с грузом непосредственно у грузоотправителя…

В новую редакцию инструкции по перевозке КГТ необходимо ввести норму, определяющую, что контроль за соблюдением полной массы транспортного средства и осевых нагрузок осуществляет грузоотправитель, с соответствующей отметков в ТТН, за исключением случаев, когда погрузка осуществляется силами перевозчика.

Далее. При существующих допусках и погрешностях в контексте ст. 12.21.1 часть 1 в КоАП необходимо ввести тезисы, определяющие, что при соблюдении нормативов по полной массе транспортного средства превышении осевых нагрузок транспортного средства на величину не более 10% не считается правонарушением. При превышении от 10% до 15%, на водителя накладывается только штраф, и лишь при превышении осевых нагрузок свыше 15% может идти речь о лишении прав. При обязательном проведении административного расследования по данному виду правонарушения. Процедура административного расследования в большинстве случаев позволит поставить заслон явным злоупотреблениям со стороны сотрудников постов весового контроля.

Детали и механизм реализации этих предложений и будут согласовываться в ходе дальнейшей работы с законодательной и исполнительной властью.

www.auto-superkatalog.ru

Кто должен оплачивать штраф за перегруз собственник или отправитель груза

Елена, добрый день.

Согласно ст. 12.21.1 КоАП РФ

1. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей.

Субъектами ответственными за совершенное правонарушение являются водитель, должностные лица, ответственные за перевозку таких грузов, а также юридические лица.

Но в Вашем случае, требуют уплату не штрафа — а причиненного ущерба.

В соответствии со ст. 31 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

12. Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.13. Размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется:1) Правительством Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения;2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;3) органами местного самоуправления в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам местного значения;4) собственником автомобильной дороги в случае движения указанного транспортного средства по частной автомобильной дороге.

В соответствии с пунктами 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 (далее — Правила), вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств; размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», значений: допустимой массы транспортного средства; допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 N 22-П по делу о проверке конституционности постановлений Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» и от 14.10.1996 N 1211 «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы», перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться не за счет налога с пользователей автомобильных дорог, поступающего в Федеральный дорожный фонд, а за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.

В этой связи выставленное требование о взыскании ущерба правомерно, что в дальнейшем не препятствует уже владельцу требовать его возмещения в свою с пользу с лица фактически допустившего перегруз.

pravoved.ru

Споры по делам о перегрузе и перевозке груза без специального разрешения

Нередко водители и собственники коммерческого автотранспорта сталкиваются с таким явлением как перегруз грузового автомобиля. Для тех, кто уже имеет в своей практике столь неприятную с финансовой точки зрения ситуацию, а также тем, кто впервые столкнулся с возникшей проблемой перегруза поможет настоящий раздел.

Ответственность за перегруз

На практике ответственность за перегруз грузового автомобиля возникает в двух основных случаях:

1. Перегруз по осям грузового автомобиля

Самый распространённый тип нарушений. Как правило перегруз автомобиля допускается по причине невнимательности водителя при загрузке груза в автомобиль – попросту водитель не проверяет товаро-транспортную накладную и не рассчитывает вес груза, либо в случаях когда перевозчик сознательно допускает перегруз автомобиля для получения большей прибыли.

2. Движение на автомобиле без перегруза, но по автодорогам с установленным ограничением по массе.

Поиск сниппетов...

Данное нарушения носит периодический характер и в большинстве случае происходит в весенний период времени. На определенных участках дороги вводятся ограничения по движению грузового автотранспорта, и водители по привычке либо по невнимательности допускают движение автомобиля с перегрузом.

Ответственность за перегруз по осям грузового автомобиля бывает следующих типов: Закон возлагает ответственность за допущенный перегруз на водителей грузового автомобиля, на собственников (владельцев) автомобиля, а также и на грузоотправителей.    

Штраф за перегруз

Перегруз - или транспортировка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без оформленного разрешения и наличия специального пропуска в ситуациях, когда получение этих документов обязательно, а также в случаях превышения максимально разрешенной нагрузки на ось транспортного средства, довольно часто приводит водителей и владельцев груза к большим административным штрафам по ст. 12.21.1 КоАП РФ, размер которых достигает 500 000 рублей.

Безусловно, даже одного штрафа за перегруз в 150 000 - 300 000 рублей будет достаточно, чтобы поставить водителя грузового автомобиля в сложную жизненную ситуацию. Одновременно с водителями, административную ответственность за перегруз несут лица ответственные за перевозку, а также те кто осуществлял погрузку груза в транспортное средство.

Следует учитывать, что большинство водителей, перевозчиков и грузоотправителей хоть и являются индивидуальными предпринимателями, но штраф за перегруз они уплачивают как юридические лица.    

В 2017 году штраф за перегруз грузового автомобиля остался на прежнем уровне и несмотря на протесты и недовольства перевозчиков, и предпосылок для его снижения не имеется.

Нередко причиной штрафа за перегруз является юридическая неграмотность самого водителя. В результате подавляющее большинство попыток собственными силами решить судебный спор не достигают положительного эффекта.

Ущерб дороге

Если на грузовом автомобиле сотрудниками ГИБДД, Ространснадзора или иным уполномоченным административным органом был выявлен перегруз по осям, вам как владельцу грузового транспортного средства будет предъявлен к оплате нанесенный ущерб дороге.

Правительством РФ было принято Постановление от 16.11.2009 № 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» и утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.

Пунктом 2 Правилам возмещения вреда предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Ущерб причиненный автодороге, также рассчитывается по методике утвержденной Постановлением №934 от 16.11.2009г. и его размер зависит от перегруза допущенного на грузовом автомобиле, типа автодороги и количестве пройденных километров.

После выявления факта о перегрузе, вам будет направлена претензия о добровольной оплате ущерба. В случае не поступления денежных средств в течение 30 календарных дней, в арбитражный суд будет направлено исковое заявление.     

Как только Вам стало известно о допущенном и обнаруженном перегрузе, необходимо принимать меры, которые минимизируют либо полностью вас освободят от ответственности за перегруз и обязанности возместить ущерб автодороге. Надеяться на гуманность суда при установленном тарифе за перегруз и утвержденной методике, к сожалению не приходится.

О спорных моментах, связанных со штрафами за перегруз:

Ответственность грузоотправителя за перегруз

Большинство грузовладельцев заинтересованы в загрузке автомобиля на максимально возможный объем и всю ответственность за возможный перегруз перекладывают на водителя. Однако данный подход является не только не верным, но также может повлиять на возникновение непредвиденных расходов.    

Пунктами 8 и 9 статьи 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность грузоотправителя за предоставление недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза.

Штраф за данное нарушение  составляет: на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Помимо уплаты штрафа, грузоотправитель будет вынужден возместить перевозчику причиненный ущерб вследствие допущенных нарушений.  К причиненному ущербу, который возник у перевозчика можно отнести следующие понесенные им расходы: Поскольку возмещение ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности, её применение возможно лишь при наличии определенных условий. Обязательными условиями для возложения материальной ответственности за перегруз автомобиля являются:

    Помощь по делам о перегрузе – важная часть нашей работы

Административные дела о перегрузе характеризуются большим количеством юридических тонкостей и правовых нюансов, и увидеть нарушения допущенные при составлении протокола, неподготовленный человек вряд ли способен.

Государство форсирует борьбу за наведение порядка на дорогах, а также ищет все возможные способы для наполнения государственной казны. Однако, инспекторы Росстранснадзора и ГИБДД при составлении протокола за перегруз довольно часто допускают ошибки которые впоследствии можно обратить в свою пользу.

Наша задача - увидеть допущенные нарушения и указать на них в суде, чтобы впоследствии отменить наложенный штраф за перегруз грузового автомобиля. 

В ситуациях, когда вас привлекают к ответственности по статье  12.21.1 КоАП РФ за перегруз, либо взыскивают ущерб причиненный дороге, обращайтесь за помощью в компанию "АВТОПРАВО31" и мы сделаем всё возможное для отмены наложенного штрафа и сокращению ваших материальных издержек.

www.bel-avtourist.ru

Перегрузки по вине заказчика

Нашли ошибку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl + Enter!

Перегрузки часто становятся притчей во языцех у всех перевозчиков, поскольку очень трудно контролировать вес груза, который заказчик стремиться погрузить в машину. При этом в большинстве случаев все последствия расхлебывает водитель и владелец машины, которые оплачивают штрафы, пережигают топливо и портят машину, при этом не имея даже возможности узнать реальный вес груза в машине. Но этому можно и нужно противостоять!

Первое и самое главное – за перегруз отвечает грузоотправитель, но только в том случае, если вес его (грузоотправителя) груза превышает указанный в товарно-транспортной накладной и это можно доказать. Проще говоря, если Вам на машину погрузили 4 стальных чушки, по 5 тонн каждая, а на весах оказалось, что каждая весит не 5, а 6 тонн, то виноват грузоотправитель. Можно спокойно звонить ему и просить прибыть на пост весового контроля для разбора полетов.

Если груз может менять свой вес в зависимости от влажности (например, древесина), то тут все будет гораздо сложнее, так как в договоре могут быть хитрые пункты о том, что грузоотправитель не несет ответственности за перегруз, возникший из-за намокания груза, при этом сложно будет доказать, какую древесину они грузили, т.е. не факт, что перегруза не было в момент загрузки.

В таком случае Вас спасут датчики нагрузки на ось, которые выпускаются как для машин с пневматической подвеской (подушки), так и для машин с рессорной подвеской. Конечно эти датчики стоят денег, но их стоимость ничтожно мала по сравнению со штрафами, которые могут выписать сотрудники постов весового контроля в случае обнаружения перегруза. К тому же ими может пользоваться не только водитель, но и владелец машины, который в режиме реального времени сможет узнавать текущую загрузку машины, чтобы не оказываться в ситуациях, когда водитель звонит и со слезами рассказывает «про беспредел на пункте весового контроля», тогда как в кузове у него лишних 5 тонн, которые он загрузил за наличные от диспетчера. К сожалению, так тоже бывает.

Если Вы не сможете доказать вину конкретного грузоотправителя (например, в дороге действительно был взят «попутный груз» и так далее), то оплачивать штрафы придется владельцу или водителю, смотря как они договорятся между собой.

Иногда складывается такая ситуация, когда Вас еще не поймали за руку с перегрузом, либо поймали, но сумма штрафа не значительная или есть возможность «решить на месте», но при этом в документах указан нормальный вес груза, т.е. часть груза, которая и подставила Вас, нигде не записана. Тогда у Вас появляется шикарная возможность наказать хитрого грузоотправителя законным путем. Если, например, в накладной написано, что Вам погрузили 20.000 килограмм чего-то, то сдать на склад Вы должны именно 20.000 килограмм этого «чего-то», если, конечно, вес груза посчитан только в килограммах и он является разделимым. Таким образом, если в документах записано, что вес груза 20.000 кг, то все «излишки», которых иногда бывает несколько тонн, Вы можете оставить себе! Главное не делать лишних телодвижений, а просто оставить «излишки» груза в надежном месте. Это нельзя назвать 100%-законным, но и незаконным это тоже не назвать, ведь Вам погрузили «20 тонн», выгрузили тоже 20 тонн, так какие еще 5 тонн Вы не привезли? Естественно, что после этого начнутся угрозы от грузоотправителя, но помните, что если человек один человек подписался под тем, что загрузил в машину ровно 20 тонн, а другой подписался под тем, что выгрузил их, то никаких мифических 5 тонн просто не могло взяться в машине. Обычно машину загружает не глава компании, а наемный рабочий, поэтому почти всегда у него нет никаких рычагов давления на Вас. А как поступить с грузом – решайте сами. Хотите – идите с ним на рынок, хотите – продайте грузоотправителю/грузополучателю, но никогда не признавайте то, что это был «перегруз», так как это может плохо закончится. Если Вы не уверены в себе, то лучше всего отнесите на рынок, где вопросов будет меньше, а цена выше.

avtoperevozki.pro

Решение по делу 12-139/2016 - 12.21 ч.1 - судья Васев Николай Ильич - 27/07/2016

Решение

27 июля 2016г.

Судья <адрес> районного суда Васев Н.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «АгроЭкоКорма» на постановление зам. начальника ОГИБДД Управления МВД России по <адрес>

У с т а н о в и л :

Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, составленное заместителем начальника ОГИБДД Управления МВД России по <адрес>, ООО «АгроЭкоКорма» привлечен к административной ответственности по ч.10 ст. 12.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>

С данным постановлением ООО»АгроЭкоКорма» не согласился и в жалобе просил его отменить.

В судебном заседании представители заявителя по доверенности Виноградова Е.Г. и Пестова К.Ю. просили удовлетворить жалобу, указав, ДД.ММ.ГГГГ. на пункте весового контроля СПВК Р.Акташ составлен Акт № от ДД.ММ.ГГГГ. определения весовых параметров транспортного средства, характер нарушения: перегруз по осевым нагрузкам транспортного средства <данные изъяты> (гос. per. знак №), прицеп, полуприцеп № (гос. рег.знак №), вид груза: дробина сухая гранулированная. По факту данного правонарушения составлен Протокол № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом - Грузоотправителем (ООО «АгроЭкоКорма»). Заявителем подавались возражения на протокол с приведением аргументации о его незаконности и необоснованности, но, к сожалению, аргументы Заявителя были не приняты, и было вынесено Постановление о привлечении Заявителя к административной ответственности, с которым Заявитель полностью не согласен.

Во - первых, основным видом хозяйственной деятельности ООО «АгроЭкоКорма» является оптовая торговля кормами для сельскохозяйственных животных.

Вышеупомянутый товар является отходами пивоваренного производства ООО «пивоваренной компании Балтика». В целях обеспечения бесперебойности процесса пивоварения данные отходы должны быть своевременно и в полном объеме выгружены из бункеров сбора этих отходов.

Заявитель, согласно условиям договора обязался лишь принимать отходы путем его отгрузки из бункеров в автотранспортные средства покупателей

Таким образом, после загрузки товара в автотранспортное средство Покупателя, Покупатель и только Покупатель вправе распоряжаться Товаром - осуществлять доставку, погрузку и выгрузку, нести все риски и вступать в любые отношения по распоряжению с Товаром. Также Покупатель самостоятельно осуществляет и взвешивание автотранспортного средства при въезде и выезде его с территории пивоваренной компании.

Исходя из вышесказанного, считаем, что Заявитель не является грузоотправителем в данных условиях, т.к. организация транспортировки Товаров и ее условия непосредственно определяются Покупателями товара. Следовательно, привлечение к административной ответственности Заявителя (Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тесту -Постановление) ООО «АгроЭкоКорма» привлечено к административной ответственности по ч.Ю ст. 12.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>) незаконно и необоснованно. В связи с тем, что Заявитель не осуществляет транспортировку Товаров, а погрузка осуществляется силами покупателей и в автотранспортное средство покупателей, то Заявитель никоим образом не может быть нарушителем правил и безопасности дорожного движения.

Во-вторых, даже если ошибочно принять Заявителя в качестве грузоотправителя товара, то, как указано в акте № определения весовых параметров транспортного средства (далее по тексту - Акт), явившемся основанием для составления Протокола, а в дальнейшем и Постановления, Характеристика груза, перевозимого транспортным средством <данные изъяты> (гос. рег.знак № прицеп, полуприцеп <данные изъяты> (гос. рег.знак №) - «делимый» (п.6 Акта), т.е. груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах.

Согласно п.75. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 272 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом")

«Размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом. чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимые массы транспортных средств, установленные в приложении N 1 к настоящим Правилам», т.е., в нашем случае общая масса автомобиля с грузом не должна превышать 40 тонн (приложение N 1 к Постановлению).

Данный груз именно так и был загружен на территории филиал ООО «Пивоваренная компания «Балтика»- «Балтика-Самара» путем автоматической загрузки машины, направленной Покупателем товара (000 «АгроПоволжье») сыпучим грузом из бункера, в котором данный продукт находился. Автотранспортное средство взвешивалось до погрузки и после погрузки. Вес автомобиля после погрузки составил -36,19 тонн (согласно представленной выписки из журнала учета въезжающего и выезжающего транспорта с территории производителя), что не превышало допустимого норматива более, чем на 4 тонны (10% от нормативного значения). Груз в автомобиле при погрузке был распределен равномерно, перегрузка на какую-либо из осей отсутствовала. Данный факт подтверждается фактом взвешивания автомобиля, предоставленных пивоваренной компанией. Документы, подтверждающие этот факт, были представлены при рассмотрении дела в ОГИБДД (дополнения к возражениям).

К сожалению, должностным лицом, рассматривающим дело был сделан вывод, что представленные документы не подтверждают наличия весов для определения нагрузки на ось автомобиля, несмотря на аргумент Заявителя о том, что весы автомобильные тип Альфа-АВ 20000 (свидетельство о поверке на которые было представлено к дополнениям к возраженим) с заводским номером 1010 могут осуществлять данную функцию. К настоящему заявлению Заявитель дополнительно представляет паспорт на весы стационарные электронные для взвешивания в движении автотранспортных средств с заводским номером 1010 (стр.7 паспорта).

В момент погрузки право собственности на товар, а также все риски по его доставке (согласно условиям договора) ложатся на Покупателя товара. В погрузке участвовало уполномоченное лицо Покупателя и были соблюдены все нормы и правила загрузки груза в автотранспортное средство, что подтверждается показаниями взвешивания автомобиля при его выезде.

В процессе движения автомобиля инертный (делимый, сыпучий) груз распределяется по кузову автомобиля в зависимости от режима езды (набора скорости, торможения и т.д.), а также рельефа дороги (спуск, подъем). Соответственно, даже водитель транспортного средства не может осуществлять контроль нагрузки по осям транспортного средства (решение Приморского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №). Тем более непонятно, как такое размещение должен контролировать грузоотправитель?

Следовательно, формальный подход по возложению ответственности за перегруз по осевым нагрузкам на грузоотправителя фактически означает объективное вменение — ответственность без вины. При этом в силу и_А ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, в данном случае в пользу Грузоотправителя, который никоим образом не мог проконтролировать в пути размещение не принадлежащего ему товара в не принадлежащем ему транспортном средстве и не имевшим никаких взаимоотношений с водителем транспортного средства.

В - третьих, фактическая масса автомобиля с грузом, согласно Акту определения весовых параметров транспортного средства, составила 36.240 т. а с учетом погрешности весов в 1% (0,362 т) измерения 35.878 т. Данная фактическая масса получилась, видимо, путем сложения фактической нагрузки (массы) приходящейся на каждую ось (сложение показателей стр.3 раздела 9 Акта). Такой способ определения массы автотранспортного средства правомерен при одновременном взвешивании грузовика платформенными весами.

Полная масса грузовика при одновременном измерении осевых нагрузок тремя парами грузоприемных платформ равна сумме измеренных осевых нагрузок

Мо= (N01+N02+N03+N04+N05)/g. где NOi-сила давления i-той оси на дорогу

В этом случае Мо с точностью до погрешности весов будет равна полной массе грузовика, определенной на полноразмерных автомобильных весах статического взвешивания, когда все оси его одновременно помещаются на грузоприемной платформе.

Согласно пояснениям водителя, в его случае взвешивание производилось последовательно, т.е. автомобиль вначале наезжал передней осью на пару весовых платформ и производилось статическое измерение нагрузки на дорожное покрытие, создаваемой первой осью - Nnl, Затем грузовик заезжал на пару весов второй осью и определялась нагрузка Nn2, далее - Nn3 и т.д.

В этом случае Mn=(Nnl+Nn2+Nn3+Nn4+Nn5)/g и не равно Мо

Не будут равны и сами величины осевых нагрузок в том и другом случае, и в этом будут виноваты элементы подвески автомобиля. Дело в том, что рессоры являются не только амортизирующими, но и направляющими элементами, определяющими курсовое положение заднего моста тягача или осей полуприцепа. С целью их разгрузки от действия горизонтальных сил, возникающих в процессе движения (разгона, торможения или маневрирования) автомобиля к ним шарнирно крепятся реактивные тяги или рычаги. Вертикальные составляющие реакций в них, а так же силы трения покоя в шарнирах и балансире как раз и определяют случайное перераспределение нагрузок между осями, обнаруживаемое при неоднократном взвешивании автомобиля на одних и тех же весах. Поэтому для определения показателей осевых нагрузок не достаточно одного результата взвешивания. Как минимум должно было быть произведено взвешивание на контрольных весах, которыми должен быть оборудован стационарный пункт весового контроля. В Акте нет ссылки на тот факт, что такое взвешивание было произведено в нарушение Распоряжения Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ИС-1004-р «О создании службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации». Именно показания контрольного взвешивания и являются окончательными при определении весовых параметров (п.3.2 раздела 3 Распоряжения).

Так же непонятно почему в Акте отражена разная погрешность измерения приборов взвешивания: так процент погрешности измерения фактической массы автомобиля и фактической нагрузки по осям <данные изъяты> Следует ли сделать вывод о том, что использовались разные весы с разными погрешностями измерения?

В - четвертых, правонарушение, даже если оно имело место быть с учетом некорректности проведенного взвешивания, носило устранимый характер, так как перевозимый груз «делимый», общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимые массы транспортных средств, перераспределить его на другие оси не составляло затруднений. Особенно с учетом того факта, что нагрузка на 1-ую ось оказалась более, чем в 2 раза ниже нормативной. Однако сотрудниками ГИБДД МВД по РТ в перемещении груза было отказано, в связи с тем, что уже начали оформлять Протокол. Водитель Павельев Д.А. с легкостью мог перераспределить груз, о чем он и сказал сотрудникам ГИБДД МВД по РТ. В протоколе же присутствует фраза о том, что водитель от перемещения груза отказался, но при этом отсутствует подпись 798 водителя об отказе от перемещения груза, поскольку это не соответствует действительности.

В- пятых, после составления вышеуказанных Акта и Протокола транспортное средство было отправлено на штрафстоянку, водитель Павельев Д.А. оплатил возмещение вреда нанесенного дорожному покрытию и получил специальное разрешение на перевозку грузов.

Заинтересованное лицо :ОГИБДД Управления МВД России по <адрес> в судебное заседание своего представителя не направили, о дне слушания были надлежаще извещены, что дает основание рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения представителей заявителя, исследовав материалы дела, суд полагает постановление зам.начальника ОГИБДД Управления МВД России по <адрес> отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения по следующим основаниям.

Как видно из протокола от ДД.ММ.ГГГГ.. в отношении ООО»АгроЭкоКорма было возбуждено административное производства по ст. 12.21-1 п. 10 КоАП РФ., поскольку, по мнению инспектора указанное юридическое лицо допустило превышение массы при погрузке груза «дробина сухая гранулированная в автомашину <данные изъяты> в количестве 21040кг, под управлением водителя Павельева.

На основании данного протокола было составлено постановление в отношении юридического лица ООО «АгроЭкоКорма» и оно было привлечено к административной ответственности по ст. 12.21-1 п.10 КоАП РФ к административному штрафу в размере <данные изъяты>.

Согласно п.10 ст. 12.21-1 КоАП РФ, превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, -

влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Исходя из положений статей 1.5, 2.1 и 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.

Привлекая к административной ответственности указанное юридическое лицо должностное лицо не учло сведения, указанные в акте определения весовых параметров транспортного средства, составленного ДД.ММ.ГГГГг., из которого следует, что фактическая масса автомашины КАМАЗ составила <данные изъяты> тонн при допустимом нормативе 40 тонн, то есть отсутствует превышение фактической массы над допустимой, что и указано в данном акте.

Действительно, как видно из указанного акта, имеется незначительное превышение на 4 и 5 ось транспортного средства на <данные изъяты>

Доводы заявителей, что груз в автомобиле при погрузке был распределен равномерно и перегрузка на какую-либо из осей отсутствовала, подтверждается имеющимся в материалах дела первичным актом взвешивания от ДД.ММ.ГГГГг. ( скриншот), из которого следует, что какого-либо перегруза, в том числе и на оси автомобиля отсутствует.

Согласно Письма ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ №, отстаивать позицию допускается с помощью скриншота, если он содержит дату и время создания, адрес интернет-страницы, сведения о лице, которое сделало и распечатало снимок экрана, а также информацию о компьютере.

Данные требования в скриншоте отражены и суд принимает его в качестве доказательства.

Суд соглашается с доводами представителей заявителя и в части того, что они не несут ответственность при перевозке груза.

Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Пивоваренная компания Балтика» ООО»АгроЭкоКорма» обязалось в полном объеме принимать и оплачивать 100% образовавшихся в процессе производства отходов путем его отгрузки из бункеров, принадлежащих пивоваренной компании в автотранспортные средства покупателей. То есть, заявитель фактически не имеет механизмов погрузки ни в собственности, ни в аренде, а осуществляет автоматическую отгрузку отходов непосредственно с бункеров пивоваренной компании в автотранспортные средства Покупателей. Согласно условиям договоров Заявителя с Покупателями товара:

1. Поставка Товара производится автомобильным транспортом и силами Покупателя (п. 4.2 Договора№ / Р от ДД.ММ.ГГГГ г

2. Продавец отвечает за качество Товара до конца погрузки. После этого ответственность за Товар переходит на Покупателя (п.4.8 договора).

3. Покупатель принимает на себя обязательства по обращению с товаром, а также по осуществлению иных мероприятий для соблюдения законодательства об охране окружающей среды. Товар переходит в собственность Покупателя в момент погрузки Товара в транспортное средство Покупателя (п.4.9 договора).

4. Партия Товара считается сданной Продавцом и принятой Покупателем по количеству и качеству в момент подписания отгрузочных документов Покупателем или его полномочным представителем (п.5.2 договора).

5. Поставка Товара считается завершенной при условии выполнения п. 5.2 настоящего договора и выдаче Продавцом Покупателю либо его полномочному представителю оригиналов сопроводительных документов (п.5.3 договора).

Как видно из свидетельства о регистрации транспортного средства, автомашина <данные изъяты> принадлежит на праве собственности Павельеву Д. А., который в организации ООО»АгроЭкоКорма» не работает, следовательно вся ответственность за транспортировку сыпучего( делимого) груза-дробины сухой гранулированной ложится на владельце транспортного средства.

Учитывая характеристику данного груза, который в процессе движения может перемещаться по кузову автомашины, должностное лицо ГИБДД не доказало, что в данном случае, виновным является ООО»АгроЭкоКорма»

При таких обстоятельствах, постановление зам.начальника ГИБДД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО»АгроЭкоКорма» к ответственности по ст. 12.21-1 п.10 КоАП РФ не может считаться законным и обоснованным.

Следует также удовлетворить ходатайство о восстановлении процессуального срока, так как установлено, что первоначально заявитель ошибочно, но в установленный срок подал жалобу в арбитражный суд. Судья арбитражного суда ошибочно приняла данное заявление к своему производству и назначила предварительное судебное заседание ДД.ММ.ГГГГг., однако ДД.ММ.ГГГГг. обоснованно производство по делу было прекращено с предложением обратиться в суд общей юрисдикции.

ДД.ММ.ГГГГг. районный суд принял дело к своему производству, то есть в установленный законом срок.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Решил :

Восстановить ООО»АгроЭкоКорма» процессуальный срок для обжалования постановления от ДД.ММ.ГГГГ

Постановление зам.начальника ГИБДД Управления МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. о привлечении к административной ответственности ООО»АгроЭкоКорма» по ст. 12.21-1 п.10 КоАП РФ отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО»АгроЭкоКорма» состава административного правонарушения.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам <адрес> областного суда в течение 10 суток со дня получения копии данного решения.

Судья - подпись

rospravosudie.com

Участникам перевозок повысили ответственность до уровня шока

Пара-тройка новых штрафов за перегруз, и перевозчик банкрот

Прогноз «психологов» из Общественной палаты оказался верным: собственники грузовых автомобилей в шоке от размеров штрафов за малейший непреднамеренный перегруз. Об этом «Логирусу» рассказал президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев.

Федеральный закон №248-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» вступил в силу 24 июля 2015 года. Документ принят с целью повысить ответственность участников перевозок за перегруз автотранспорта и перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов без спецразрешений.

– В законе говорится об ответственности за перегруз собственников автотранспорта, – комментирует ситуацию президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев. – До этого ответственность перевозчиков за перегруз транспортного средства распределялась таким образом: штрафные санкции для юрлиц –ООО и АО составляли от 300 тыс. до 500 тыс. рублей. ИП платили штраф 25 тыс. рублей. Теперь условия для всех стали равными. Все собственники транспорта при перегрузе от 2 до 10% в случае фиксации административного правонарушения автовесами обязаны заплатить 150 тыс. рублей.

Собеседник «Логируса» рассказал, что ранее транспортные компании обращались к представителям исполнительной и законодательной власти с предложением возложить ответственность за перегруз транспортного средства на грузоотправителя или ввести консолидированную ответственность, чтобы отвечали все.

– Дело перевозчика – довезти груз в целости и сохранности, – продолжил собеседник «Логируса». – Что такое перегруз от 2 до 10 процентов? Например, дополнительные 3% на ось составляют 300 кг. Эти 300 кг на сорокатонной фуре можно просто не заметить! А потом проскочил автоматизированные весы и все – получил штраф на 150 тысяч!

Трунаев отметил, что собственники, у которых 1–2 машины, не зарабатывают столько денег. «Для них это такая бомба: пару-тройку таких штрафов перевозчику и все, он банкрот», – подсчитал собеседник «Логируса».

Руководитель СААП напомнил, что пожелания транспортных компаний, с которыми они обращались во все инстанции, преследовали цель переложить ответственность за такой перегруз на грузоотправителей, которые, зачастую, «пользуются вот этой ситуацией и ставят под удар перевозчика». Сейчас даже владельцы парков в 10–15 машин работают «за зарплату водителя» – такая низкая рентабельность. «Расходная часть очень большая, дебиторка громадная – платят очень плохо, а вот эти штрафы просто убивают отрасль на корню. Я не преувеличиваю», – подчеркнул Трунаев.

– Участники ассоциации обсудили сложившуюся после выхода закона ситуацию. Мы намерены обратиться в объединения перевозчиков других регионов и профсоюзы с целью формировать общественное мнение и обращаться к президенту с просьбой об изменении данного закона, – уточнил руководитель ассоциации.

Трунаев называет такие штрафные санкции кошмаром: «Что это такое 150 тыс. за 300 кг? Причем, закон вышел 13 июля, а вступил в силу 24-го, то есть его как-то так быстренько протащили. Многие об этом не знают, но уже наверняка начали получать эти «письма счастья».

– Принятие такого закона идет вразрез с пожеланием президента «не кошмарить малый бизнес». Нет, чтобы заняться дорогами, придорожным сервисом, подумать, как налогами помочь нашему российскому перевозчику в условиях кризиса. Вместо этого принимается вот такой федеральный закон. Как удар под дых! – подытожил Вячеслав Трунаев.

Напомним, федеральный закон № 248-ФЗ принят Госдумой 30 июня, одобрен Советом Федерации 8 июля, 13 июля его подписал президент, 16 июля закон опубликован, 24 июля 2015 года вступил в силу. Согласно закону, движение тяжеловесного автотранспорта с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на его ось от 2 до 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось, указанных в спецразрешении, на такую же величину, наказывается административным штрафом от 1 000 до 1 500 руб. для водителя. Должностные лица, ответственные за перевозку, должны заплатить штраф в размере от 10 000 до 15 000 руб.; юридические лица – от 100 000 до 150 000 руб.

– В случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, – на собственника (владельца) транспортного средства [налагается штраф] в размере 150 000 рублей, – уточняется в законе.

Грузоотправители несут ответственность за предоставление недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки. За данные нарушения налагается административный штраф на граждан – от 1 500 до 2 000 руб.; на должностных лиц – от 15 000 до 20 000 руб.; на юрлиц – от 200 000 до 300 000 руб.

Превышение допустимой массы и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в спецразрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа на ИП в размере от 80 000 до 100 000 руб.; на юрлиц – от 250 000 до 400 000 руб.

В конце января Общественная палата поддержала законопроект, согласно которому штрафы индивидуальных предпринимателей за перевозку тяжеловесных и опасных грузов должны были увеличиться в десятки раз. Тогда представитель Общественной палаты отметил, что в законодательстве (КоАП РФ) имеется небольшой пробел, согласно которому ответственность возлагается на граждан (физлица) или на компании (юрлица). Тогда как индивидуальные предприниматели по умолчанию несут ответственность как должностные лица, что несоразмерно меньше. По его словам, «обсуждался вопрос целесообразности и соразмерности штрафов, которые психологически весьма велики для индивидуальных предпринимателей и исчисляются сотнями тысяч рублей». LR

logirus.ru

Штраф за лишний вес: перевозчиков ждут новые санкции

В Министерстве Транспорта РФ придумали очередные меры, которые защитят дороги от преждевременного разрушения. Санкции за перегруз существенно ужесточаются. В предложении есть плюсы для перевозчиков, однако минусов — не меньше

Вкратце суть инициативы. Во-первых, за перегруз транспортного средства теперь придется отвечать грузовладельцу, который ранее оставался безнаказанным. А во-вторых, крупные штрафы (до 500 тыс. руб.!) будут грозить не только юридическим, но и физическим лицам, которые раньше в основном отделывались легким испугом (небольшим штрафом). А теперь разберемся подробнее, к чему внедрение этой идеи приведет.

ПЕРЕГРУЗ ВЫГОДЕН

Начнем с того, что это не первая мера на тему сбора средств с участников рынка за порчу дорог. С нового года c владельцев грузовиков массой выше 12 т взимается плата за проезд по федеральным трассам — 3,7 руб. за 1 км. Собранные средства, порядка 50 млрд руб. ежегодно, как обещано, пойдут в дорожный  фонд. При этом «Росавтодор» рассматривает возможность подобного же сбора с тяжелых грузовиков и автомобилей массой свыше 3,5 т с ноября нынешнего года. Как задумка на перспективу обсуждается предложение обложить подобным образом и проезд по региональным трассам.

И чиновники, и многие перевозчики не отрицают, что проблема превышения нагрузки на ось действительно актуальна. По оценке «Росавтодора», ежегодный ущерб, наносимый российским дорогам грузовиками, составляет более 2,5 трлн руб. Начальник управления эксплуатации автомобильных дорог ведомства Павел Ручьев приводил данные о том, что 28% федеральных автодорог работают в условиях перегрузки. По его данным, с превышением нагрузки сейчас следует более 30% всех грузовых автомобилей. В среднем они перегружены на 45%.

«Грузовладельцы в погоне за сокращением стоимости доставки хотят максимально загрузить машину, а перевозчики, боясь потерять контракт, идут на это, что в итоге приводит к ускоренному износу транспортных средств и дорог, по которым движется этот транспорт», — комментирует директор по транспорту FM Fresh Александр Дьяконов.

По оценке главы Уральского филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Александра Салаутина, перевес на большегрузных (негабаритных и тяжеловесных) автопоездах, созданный грузовладельцем, может достигать 2,4 и даже 5 т при общем грузе массой 70 т. Так что проблема действительно актуальна.

«Чаще всего такие случаи встречаются в перевозке стройматериалов, песка, щебня, товаров, расфасованных в мешки, а также пива, арбузов и картофеля», — свидетельствует Александр Дьяконов. В транспортной компании РАТЭК упоминают наряду с сыпучими грузами автозапчасти и металлопрокат. На нарушения, по словам участников рынка, часто идут грузоотправители при перевозке небольших, но тяжелых грузов — не хочется отпускать полупустую машину.

По словам независимого эксперта в сфере логистики Александра Трахтенберга, среди самих транспортников чаще всего идут на риск, соглашаясь на серьезный перегруз, индивидуальные предприниматели и небольшие компании.

КТО ВИНОВАТ, ТОТ И ПЛАТИТ

Для транспортных компаний наказание за превышение нагрузки на ось существует уже сейчас. Компанию-перевозчика при нарушении ожидает штраф в сумме до 500 тыс. руб.

А вот грузовладелец не нес никакого наказания и зачастую специально дезинформировал о весе груза. И только когда автомобиль попадал на весовой контроль, грузоперевозчик узнавал о перегрузе и, соответственно, получал наказание.

За все отдуваются транспортники, причем санкционная система довольно громоздкая. Штраф начисляется с учетом пройденного с перегрузом километража, причем оплатить его надо на месте под угрозой штрафстоянки, рассказывает начальник автоколонны в логистической компании «Веста» Светлана Быкова.

В случае поддержки предложения Минтранса и владельцу груза придется отвечать за «излишки». Придется законопослушно взвесить свой груз, опломбировать грузовик и выдать водителю машины сертификат о проведенном взвешивании. Для транспортных предприятий нововведение скорее в плюс: пока что перевозчик не имеет рычагов влияния при погрузке.

«Уравнивание ответственностей грузоотправителя и перевозчика даст возможность дисциплинировать обе стороны», — считает исполнительный директор «Хино Моторс Сэйлс» Юрий Зорин. А Александр Дьяконов из FM Fresh указывает, что транспортным компаниям такое новшество даже будет выгодно, если, конечно, грузовладелец будет исправно платить за рейсы и при этом не превышать нормативы нагрузки.

Однако, как говорится, возможны варианты. Если грузовладельцы продолжат превышать нормативы, перевозчикам придется заложить штрафы в тарифы, рассуждает эксперт. Что не может не отразиться на ценах товаров, которые, как известно, и так растут.

«Не все виды грузов, например строительные, могут вписаться в рамки разрешенной массы, и уже в этом случае придется говорить о стоимости дополнительных рисков», — добавляет Юрий Зорин. Придется закладывать в тарифы и процесс получения спецразрешений.

ПРОТИВ «УКЛОНИСТОВ»

Вторая новелла, предлагаемая Минтрансом, вызывает больше нареканий. Напомним, предлагается уравнять штрафы для юридических и физических лиц. Сейчас последние в случае  нарушения платят скромную сумму всего в пару тысяч рублей. Так что распространилась практика: юрлица сдают свои автомобили в лизинг физлицам и в случае штрафа отделываются очень скромными суммами. Теперь же это не пройдет — санкции вырастут вплоть до 500 тыс. руб. Сдача автопарка в аренду с целью уклонения от больших штрафов прекратится, прогнозируют перевозчики.

В небольших компаниях, правда, опасаются, что штрафы окажутся неподъемными, что приведет к массовому закрытию (точнее, станет дополнительным стимулом для него). Как бы то ни было, речь опять же о росте тарифов и за ними цен на товары, говорят участники рынка.

Дополнительным фактором для вышеозначенных негативных процессов стало то, что формула расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами при превышении допустимых осевых нагрузок, была скорректирована, причем не в пользу перевозчиков (см. дополнение и таблицу). Благодаря изменениям в Правилах перевозки грузов допустимые нагрузки были уменьшены.

Эти и другие изменения законодательства делают использование тяжелых фур менее выгодным — интерес к самосвальной технике с меньшим собственным весом вырос уже сейчас, свидетельствуют в ООО МЗ «Тонар».

ВЕСЫ ДЛЯ ГРУЗОВИКОВ

Прежде чем усложнять систему санкций за перегруз, надо наладить систему автоматизированного весового контроля, считают участники рынка. Впрочем, пилотные проекты на эту тему уже работают. Например, в Татарстане. Здесь, как докладывал замминистра транспорта республики Анатолий Геллер, проводится эксперимент по оснащению осей транспортных средств датчиками нагрузки с  привязкой к навигационному оборудованию. «Ведь фактически не более 10% транспортных средств имеют нарушения, связанные с превышением нагрузки на ось. А остальные 90% вынуждены простаивать на весах и ждать своей очереди», — объясняет эффективность такого нововведения чиновник.

В «Ространснадзоре» намерены в перспективе наладить всероссийскую систему «отлова» перегруженных автомобилей, о чем прессе сообщил замглавы службы Асланбек Ахохов. Согласно пояснениям чиновника, машины сначала будут проезжать через вмонтированные в дорогу весы. В случае обнаружения перегруза авто отправят на стационарный пункт взвешивания для проверки корректности данных. И только после этого будут выписывать штрафы. Все данные с постов весового контроля будут поступать в «Ространснадзор» и «Росавтодор».

Надо ли добавлять, что такая общероссийская система обещает влететь налогоплательщикам в копеечку.

ЮРИЙ ЗОРИН / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР «ХИНО МОТОРС СЭЙЛС»

Введение штрафов для грузоотправителя и увеличение их для физлиц (до 500 тыс. руб.) приведет к тому, что перевозчики заложат соизмеримые риски в цену своих услуг, а грузоотправители — в цену товаров. Однако и соблюдение правил загрузки (правильное распределение грузов), скорее всего, увеличит конечный ценник. С другой стороны, не все виды грузов, например, строительные, могут вписаться в рамки разрешенной массы, и уже в этом случае придется говорить о стоимости дополнительных рисков. Кроме того, здесь встает вопрос о сроках получения спецразрешения и требуемых сроках доставки.

АЛЕКСАНДР ДЬЯКОНОВ / ДИРЕКТОР ПО ТРАНСПОРТУ FM FRESH

Сейчас, если при взвешивании автомобиля установлено, что вес превышает разрешенный законодательством норматив хотя бы на 500 кг, водитель должен заплатить штраф. У водителя не всегда с собой есть необходимые деньги. Поэтому он связывается со своим руководителем, но оперативно отправить деньги, как правило, не удается. И автомобиль помещается на штрафную стоянку.

Возможно, стоило бы организовать процесс следующим образом: создать пункты автоматизированного весового контроля,  оборудованные камерами видеофиксации по типу контроля скоростного режима. Если весы фиксируют нарушение, то видеокамера считывает государственный номер автомобиля и отправляет в единый центр для оформления штрафа с последующей отправкой почтой владельцу автомобиля. Это позволит сделать процедуру максимально прозрачной.

СЕРГЕЙ КАРЧЕВСКИЙ / ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ СБЫТА ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ ПРОДАЖАМ ООО МЗ «ТОНАР»

Практика показывает, что в последнее время вырос интерес к самосвальной технике с меньшей собственной массой. Этому способствовали, в том числе, последние изменения в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом (в редакции Постановления №12), согласно которым допустимые осевые нагрузки колесных транспортных средств (ТС) были уменьшены.

Считаю, что постановление №12 более прогрессивно в плане сохранения дорожного покрытия. Ведь на сохранность дорожного полотна в первую очередь влияет осевая нагрузка, а не полная масса ТС. Не случайно в Европе большим спросом пользуются многоосные ТС.

Можно прогнозировать, что спрос на прицепную технику с облегченным весом и большим количеством осей должен возрасти. А так называемые «монстры» постепенно уйдут в прошлое.

ИВАН ХВОРОВ / МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖАМ ЗАО «АЛКОА СМЗ»

Уменьшение суммы допустимых осевых масс, узаконенное Постановлением Правительства РФ №12 от 09.01.2014, существенно сокращает полезную нагрузку грузовика. Учитывая, что прибыльность бизнеса перевозок всегда была низкой, уменьшение полезной  нагрузки, разумеется, должно обратить внимание транспортников на вопрос снижения собственного веса сцепки. Этого можно достичь разными способами. Например, выбором меньшей кабины при заказе тягача или легкого дополнительного оборудования (компрессоры, ящики и пр.), а можно и заменой стальных элементов алюминиевыми. Отмечу, что некоторые компании (в том числе и Alcoa) предлагают онлайн-калькуляторы возврата инвестиций в облегчение массы сцепки. Когда перевозчик видит, за сколько окупятся деньги, вложенные в замену стальных дисков алюминиевыми, например, ему проще принять решение и планировать инвестиции. Только при замене стальных дисков алюминиевыми на 5-осной сцепке экономия массы составит 260–275 кг в зависимости от типоразмеров дисков.

СВЕТЛАНА БЫКОВА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «ВЕСТА», НАЧАЛЬНИК АВТОКОЛОННЫ

Думаю, если такой закон примут, он будет дисциплинировать грузоотправителя. Сейчас за все отвечает водитель — он должен следить и за погрузкой, и за распределением массы по осям. «Проспал» — значит виноват. Причем штраф начисляется с учетом пройденного с перегрузом километража от границы области до пункта контроля. И оплачивать его водитель должен сразу на месте, а у него не всегда есть с собой необходимые денежные средства. Если оплаты нет, то автомобиль помещается на штрафстоянку.

Добавлю, что у нас в парке многие автомобили оборудованы системой определения нагрузки на ось, позволяющей с достаточно высокой степенью достоверности определить массу перевозимого груза и правильность его размещения.

5koleso.ru


Смотрите также