Синий дым из глушителя


Синий дым из выхлопной трубы, основные причины

НУ что не будем затягивать, давайте поговорим о последнем типе дыма из выхлопной трубы – синем. Кому интересно, про «белый» — говорили здесь, про «черный» — вот тут. Так что же нам несет такой выхлоп и серьезно ли это? Забегая вперед скажу – да это серьезно …

ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

  • Поломка
  • Так почему же проявляется синий дым из глушителя?
  • Причины выхода из строя маслосъемных колец
  • Ремонт
  • Проявляется такой дым, как на холодном двигателе, так и на горячем (может быть сильнее на горячем). Также он не зависит от температуры окружающей среды, может появляться как зимой, так и летом. Проявление этого выхлопа говорит о серьезной поломке самого двигателя, иногда вызванной перегревом. Однако все по порядку.

    Поломка

    Синий, или серо-синий (как говорил мой отец — «сизый») цвет проявляется только по одной причине. В камеру сгорания двигателя поступает моторное масло! Это поломка связана с «просадкой», износом или повреждением маслосъемных колец которые располагаются на поршне.

    Также проявляются такие косвенные причины как: — нестабильная работа мотора (троит), повышенный расход масла (иногда до 1 литра на 100 километров), а также быстрый выход из строя свечей зажигания. Происходит потеря компрессии в цилиндрах. Зачастую вы не можете запустить машину с утра в холодную погоду. Присутствует запах гари в салоне и рядом с автомобилем на улице.

    Если провести тест, который я показывал с белым дымом (видео про выхлопную трубу и чистый лист бумаги). ТО весь лист будет в масленых пятнах, черного цвета. Не редко из глушителя вместо водяного пара капает моторное масло. Ребята это очень серьезная поломка, нужно срочно ехать на СТО, как сказал мне один из мастеров, с таким выхлопом катализатор будет жить «ОЧЕНЬ» не долго.

    Так почему же проявляется синий дым из глушителя?

    Давайте заглянем в технику процесса. Если взять строение поршня двигателя, то можно увидеть на нем несколько рядов канавок для маслосъемных и компрессионных колец, обычно они наносятся сверху. В них монтируются сами кольца. Обычно от трех, до пять рядов. Основная их задача – не дать попасть маслу в камеру сгорания двигателя, а также способствовать созданию компрессии.

    Маслосъемные кольца – это тонкие кольца с большим диаметром, делаются из высокоизносостойкого материала, сейчас применяются сплавы металлов, однако были эксперименты и с керамическими вариантами. Именно они виноваты — в синим дыме из выхлопной трубы.

    Суть такова — они трутся по стенкам цилиндра в блоке двигателя, по всему радиусу. Они снимают излишки масла со стенок цилиндра, возвращая их обратно в поддон с маслом. НО если эти кольца повреждаются (или изнашиваются), то они не снимают масло со стенок и оно проходит выше, то есть в камеру сгорания. Топливная смесь поджигается свечой и сгорает, однако если есть масло на стенках, оно также сгорает (однако не полностью), добавляя выхлопу синий цвет.

    Справедливости ради стоит отметить — что на старых моторах (у нас это было на восьмиклапанной версии двигателя ВАЗ), есть еще так называемые «маслосъемные» колпачки клапанов (своеобразные сальники).

    Они снимают излишки масла с клапанов двигателя в головке блока. Если они изнашиваются, то также масло может попадать в камеру сгорания, только уже сверху.

    Однако такие моторы практически канули в лету, сейчас у современных 8 и 16 клапанных моторов совершенно другая конструкция, которая не позволяет попасть смазке в камеру сгорания. Про это также стояло отметить.

    Причины выхода из строя маслосъемных колец

    Причин несколько, перечислю по пунктам:

    1) Некачественное масло. Все дело в том, что если используете некачественные материалы для смазки двигателя или не те которые предписывает вам производитель. То это может вызвать повышенный износ деталей, особенно колец. Они быстро сотрутся и начнут «пропускать» масло.

    2) Несвоевременная замена масла. Похоже с первым пунктом, однако тут масло теряет свои свойства от большого пробега, что также может послужить причиной большого износа.

    3) Перегрев двигателя. Если вы перегрели двигатель, температура поднялась выше критической отметки, то детали двигателя могут деформироваться от высоких температур. Маслосъемные кольца в этом не исключение.

    4) Неправильная сборка при ремонте. Неправильно установленные кольца, при капитальном ремонте двигателя, также могут быть причиной.

    5) Если автомобиль долго не эксплуатировался, то попросту он может заржаветь и на кольцах могут появиться «очаги» коррозии, через которые также будет проходить масло.

    Ремонт

    Ремонт здесь вытекает в большую «денежку». Как правило, такие поломки «вылезают» на очень изношенных двигателях – а там стоит «копнуть» и понеслось. НО если по существу – то нужно менять кольца, а также притирать поверхность цилиндра (как говорят мотористы – «набить зеркало»), не всегда это получается, а поэтому иногда растачивают сам блок двигателя под поршни и кольца большего диаметра. Посмотрите небольшой но полезный ролик про замену колец.

    Раньше, лет так 20 – 30 назад, расточка была вполне нормальным процессом, масла тогда были ужасные, да и охлаждающая жидкость была одна – вода. Поэтому двигатели ходили очень не долго, и их ремонтировали. Сейчас в эру синтетических масел и жидкостей охлаждения, такие виды работ забываются, расточка блока сейчас – очень редкое занятие.

    Как видите ремонт достаточно сложный и дорогостоящий, поэтому лучше правильно ухаживать за своим автомобилем. Лить хорошее масло, вовремя его менять, а также следить за охлаждающей жидкостью, чтобы избежать перегрева. Тогда о синем дыме можно будет позабыть!

    НА этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ.

    avto-blogger.ru

    О чем говорит сизый дым из выхлопной трубы и анализ ситуации

    Пока машина новая, мало кто обращает внимание на состояние выхлопных газов и задумывается о том, что по их цвету можно определить неполадки. Однако со временем, тем более, если не уделять обслуживанию транспортного средства должного внимания, более опытный сосед по гаражу подскажет о появлении нестандартного выхлопа.Знание причин подобного явления непременно поможет избежать неприятных моментов в будущем особенно при покупке подержанного авто.Какая полезная информация по теме содержится в статье:

    1. Природа появления выхлопов необычного окраса
    2. Связь появления дымления и износа силового агрегата
    3. Обзор причины появления выхлопов синего (сизого) цвета
    4. Нестандартные варианты неисправностей
    5. Выводы

    Природа появления сизого дыма из выхлопной трубы автомобиля

    Необычный окрас выхлопных газов всегда означает, что неисправна какая-либо из систем или узлов автомобиля. Опираясь на простую наблюдательность, есть возможность определить поломку определенного механизма.

    Если, к примеру, выхлоп белого цвета свидетельствует о присутствии в цилиндрах охлаждающей жидкости, а черного – о перенасыщенной смеси, то главная причина, когда идет синий дым из глушителя – это сгорание масла в ДВС. Отсюда идет и его название – «масляный», что говорит о серьезных проблемах с двигателем.

    В то же самое время нужно принимать во внимание, что выхлопные газы могут иметь разные оттенки, а это зависит от многих факторов, среди которых:

    Очевидно предположить, что «масляный» выхлоп непременно сопровождается повышенным расходом моторного масла. Это на самом деле так, например, если при штатном расходе 10 г на 100 км пробега сизый дым из выхлопной трубы появляется только в переходных режимах, то превышение эксплуатационных норм потребления масла (износ ДВС) будет выражаться таким же способом, только теперь уже и в режиме постоянного движения.

    Характер дымления и степень износа силового агрегата

    Опытные специалисты, опираясь на собственные наблюдения или описания клиентом особенностей дымления, могут с высокой долей вероятности предположить характер неполадки. Рассмотрим несколько распространенных случаев:

    Само собой, что синий или сине-белый дым из глушителя сопровождается повышенным расходом масла. Поэтому контроль его уровня при помощи щупа – необходимая операция, которая дает возможность определить поломку еще на ранних стадиях ее появления. Превышение нормы расхода смазочных материалов должно сразу насторожить владельца. Кроме того, на современных машинах, в силу их комплектации нейтрализатором, который может очистить газы, не всегда удается определить окрас выхлопа даже при наличии увеличенного расхода масла.

    Нельзя забывать о таком явлении как компрессия, степень которой иногда может вводить в заблуждение. Так, на первый взгляд, износ элементов ЦПГ довольно часто характеризуется потерей компрессии и завышенным давлением картерных газов. Однако в то же время существенное количество масла уплотняет зазоры и если они не очень далеки от стандартных, то показания компрессометра могут быть в норме, а иногда и ближе к верхнему пределу.

    Основные причины появления дыма синего цвета из глушителя автомобиля

    Мало-мальски знающий устройство автомобиля владелец, знает, что в камеру сгорания масло может попасть только двумя путями:

    Отсюда уже можно выделить несколько групп причин, по которым из выхлопной трубы появляется сизый дым и увеличивается расход масла:

    Рассмотрим поподробнее некоторые причины из приведенного списка.

    Дефекты поршневых колец

    Одна из самых распространенных причин, приводящих к перерасходу смазочного материала. Компрессионные кольца изнашиваются не только по наружным плоскостям, но и по торцевым из-за высокого давления газов в цилиндре. Более того, изношенные канавки конструкции способны создавать эффект «насоса», т.е. закачивать масло в непосредственно в цилиндр, даже если маслосъемные кольца вполне работоспособны.

    Нарушение размеров цилиндра

    В цилиндрах часто изнашивается место, где останавливается верхнее кольцо при достижении поршнем ВМТ. Также в средней области цилиндра наблюдаются изменения его геометрии в сторону эллипса. При проведении диагностики важно точно определить все отклонения цилиндра от окружности, только так получится избавиться от того, что из глушителя идет синий дым и замечен перерасход масла. Для этого производится серия независимых замеров:

    Дефекты цилиндров

    Такие неприятные вещи, как задиры и царапины на зеркале цилиндра, также способствуют проникновению масла. Причинами таких дефектов могут стать:

    Нестандартные варианты неисправностей

    Если речь заходит о турбированных моторах, то симптомы изменения окраса выхлопа могут быть связаны с износом уплотнений и подшипников ротора компрессора. При этом, дефект уплотнения переднего подшипника турбокомпрессора дает характерную картину, которая похожа по внешним факторам на износ маслосъемных колпачков, включая нагар на свечах зажигания. Несколько сложнее определить поломку уплотнения турбины по причине непосредственного попадания масла в выхлопную систему, где оно догорает.

    Довольно редко, но все же встречается, неисправность мембраны регулятора АКПП (при наличии вакуумного датчика нагрузки). Это также приводит к такому явлению, как сизый дым из выхлопной трубы, определить дефект можно по состоянию свечей, которые забрасываются маслом, а также разбрызгиванию смазки из свечных установочных отверстий. Масло для коробки имеет красноватый цвет и специфический запах – именно это и поможет диагностировать поломку.

    В итоге

    Эксплуатация машины с выхлопом синего цвета не только некомфортна для окружающих и пассажиров, но и крайне губительна для узлов авто. Поэтому при первых же признаках нетипичного выхлопа следует проанализировать ситуацию самостоятельно или обратиться к мастерам.

    Причину следует искать в узлах, которые активно контактируют с маслом, а это, прежде всего, цилиндро-поршневая группа, АКПП с вакуумным датчиком нагрузки, а также турбокомпрессор.

    Оцените статью:

    autoclub.su

    По каким причинам дизель дымит сизым или синим дымом

    Дизельный мотор может выпускать белый, синий и черный дым из выхлопной трубы, а также многочисленные оттенки этих цветов, которые отчетливо просматриваются в выхлопе. Если дизель дымит синим или сизым дымом «на холодную» и/или «на горячую», тогда вполне очевидна неисправность силового агрегата. Появление синего выхлопа дизеля зачастую говорит о двух проблемах:

    Рекомендуем также прочитать статью о том, почему дизельный двигатель дымит белым выхлопом в режиме прогрева и после выхода на рабочую температуру. Из этой статьи вы узнаете о возможных неисправностях, на которые указывает белый дым дизеля.

    Диагностика и локализация проблемы

    В первом случае выхлоп синего цвета, едкий, имеет резкий запах. Причина заключается в том, что в цилиндре сгорает только хорошо распыленное дизтопливо. Капли несгоревшей солярки вылетают из выхлопной трубы в парообразном состоянии. Другая часть капель горит внутри цилиндра, но уже на самом поршне. Это вызывает сильный перегрев поршня, что может привести к его оплавлению или прогару.

    Виновником неисправности оказывается топливная аппаратура дизельного двигателя. Зачастую проблема кроется в ТНВД и дизельных форсунках. Дымность сизым выхлопом в момент прогрева дизеля указывает на неисправность свечей накаливания или падение компрессии в цилиндрах.

    Во втором случае выхлоп приобретает цвет от беловато-голубого до темного синего. Цвет выхлопа напрямую зависит от количества проникающего в камеру сгорания масла, режима работы ДВС и степени прогрева мотора. Запах выхлопа с большим количеством масла горелый, такой дым в воздухе рассеивается долго.

    Отличить бело-голубой дым с примесями горелого масла от водяного пара в выхлопе поможет следующий способ. Достаточно приложить к выхлопной трубе прогретого дизеля лист белой бумаги. В результате на бумаге появятся пятна. Если пятна от воды, тогда они испаряются, не оставляя на листе явных следов. Жирные пятна будут свидетельствовать о наличии масла в выхлопных газах двигателя.

    Появление масляного дыма сопровождается повышением расхода моторного масла. Во время работы ДВС на переходных режимах дым с примесями сгоревшего масла более густой. Катализатор (каталитический нейтрализатор) бензиновых моторов очищает выхлоп от масла даже при его большом расходе. На дизельных ДВС масляный выхлоп более заметен.

    Синий дым: износ цилиндропоршневой группы

    Наиболее частой причиной  того, что дизель дымит синим дымом, является износ цилиндропоршневой группы и деталей ГРМ. Попадание масла в камеру сгорания может происходить по причине увеличения зазоров поршневых колец, зазоров между стержнями клапанов и направляющих втулок.  Повреждения могут быть на гильзе цилиндров, возможно разрушение колец, поршневых канавок и т.д.

    Наличие сильных зазоров в области поршневых канавок заставляют масло «всасываться» в камеру сгорания. Это происходит даже с учетом нормального состояния маслосъемных колец. Дополнительно может измениться форма цилиндра, что заметно снижает уплотнение посредством колец. Цилиндры могут приобрести форму эллипса, в результате чего появляются просветы. Износ ЦПГ вызывает потерю компрессии, также повышается давление картерных газов. При замере компрессии необходимо учитывать, что масло в цилиндрах способно уплотнить зазоры. Получается, компрессия в неисправном цилиндре будет завышена. Для получения точных результатов оценки компрессии и состояния ЦПГ необходимо соблюдать ряд определенных требований.

    Если ЦПГ изношена не сильно, тогда синий дым отчетливо виден в процессе прогрева мотора. После выхода на рабочую температуру интенсивность дымления снижается или синий дым дизеля полностью исчезает. Это объясняется расширением деталей в результате нагрева, что и вызывает уплотнение зазоров. Примером является то, что дизель плохо заводится «на холодную», но повторный горячий пуск происходит без проблем.

    Сильный износ ЦПГ вызывает более активное дымообразование «на горячую». Разогретое масло становится менее вязким и легко попадает в цилиндры ДВС, а тепловое расширение деталей цилиндро-поршневой группы уже не способно компенсировать слишком большие зазоры.

    Расход масла увеличивается в результате поломки перемычек между поршневыми канавками. К увеличению расхода моторного масла приводит разлом колец в результате износа или перегрева дизеля. Использование масла низкого качества  и несвоевременная его замена приводит к залеганию поршневых колец. Кольца «залипают» в канавках поршня, при этом полностью теряется их подвижность.

    Выявить попадание масла в цилиндры по причине износа ЦПГ помогают прямые (перерасход масла) и косвенные признаки. Ко второй группе относятся: появление шума от работы мотора, проявляются различные стуки со сменой оборотов и нагрузки на двигатель, интенсивность дымления синим или сизым дымом по мере прогрева двигателя меняется, заметна нестабильная работа дизеля при запуске «на холодную».

    Неисправности ГРМ и другие причины сизого выхлопа

    Масляный дым и увеличение расхода масла также могут быть связаны с ГРМ:

    Ответить на вопрос, почему дизель дымит синим дымом после прогрева, можно с опорой на разжижение масла после роста температуры ДВС. В процессе работы мотора на холостых оборотах и в момент торможения двигателем  масло стекает по стержням клапанов, образуется пленка на деталях, наблюдается его скопление в системе выхлопа. Когда водитель нажимает на газ, из выхлопной трубы резко появляется густое облако синего масляного выхлопа.

    Неисправности в процессе топливоподачи (ранний угол опережения впрыска) или отсутствие должной герметичности клапанов также может стать причиной появления синего выхлопа дизельного двигателя. Прогар клапана заставляет выхлоп приобретать цвет бело-голубого. Указанный дефект с клапанами выявляется благодаря сильному снижению компрессии в неисправном цилиндре. Свечи накала дизеля также могут покрываться черным нагаром и отложениями, что дополнительно укажет на эту проблему.

    Дизельный двигатель с турбонаддувом (турбодизель) также может иметь повышенный расход масла и синий дым в результате проблем с турбокомпрессором. Такое происходит в результате износа подшипников, нарушения уплотнений ротора и т.п.

    Неисправности турбины могут напоминать по симптомам проблему с маслосъемными колпачками. Для достоверности необходимо осмотреть патрубки турбокомпрессора на предмет наличия масла. Проблемы с уплотнением турбокомпрессора выявить сложнее, так как масло попадает в систему выхлопа, где происходит его догорание.

    Другими причинами синего выхлопа может быть нарушенная вентиляция картера, пропуски воспламенения в цилиндре. Синий выхлоп зачастую сопровождается потерей тяги дизельного двигателя, атмосферный или турбодизель может иметь обильную течь сальников и т.д.

    Похожие статьи

    krutimotor.ru

    Синий дым из выхлопной трубы бензинового двигателя

    О чем говорит синий дым, струящийся из выхлопной трубы вашего автомобиля? Не напоминает он Синюю Бороду из сказки Шарля Перро? Этот злодей убивал своих жен якобы из-за их чрезмерного любопытства, которое он считал нравственным изъяном. Ну, что можно сказать, маньяк он и во Франции маньяк. Тем более что некоторые считают: любопытство — не порок, но источник знаний.

    Любознательные читатели узнают из предлагаемой статьи — что приводит к такой красивой окраске автомобильного выхлопа.

    Почему бензиновый мотор дымит?

    Когда на дороге встречается дымящий автомобиль, с уверенностью можно сказать о наличии проблем с его двигателем. Если тот находится в исправном состоянии, выхлоп будет прозрачным, поскольку в нем не содержится никаких окрашивающих веществ. Из чего состоят выхлопные газы бензинового двигателя?

    95% их объема составляют азот, кислород, а также газообразные продукты горения бензина: оксиды азота, углерода и углеводородные радикалы. Все эти вещества не имеют цвета, поэтому глаз человека их не обнаруживает. Наконец, от 3 до 5% выхлопа занимают водяные пары, которые являются продуктом пиролиза (термического разложения) молекул бензина.

    Остается предположить, что дым из трубы глушителя появляется при сгорании в цилиндрах мотора, кроме бензина, каких-то посторонних веществ. И это действительно так. Бензиновый мотор во время работы использует некоторые вспомогательные материалы. Для смазки деталей применяется жидкое моторное масло, а для охлаждения цилиндров — охлаждающая жидкость (тосол или антифриз).

    По ряду причин эти жидкости могут попадать в цилиндры, где смешиваются с горючим. Продукты их сгорания и придают окраску выхлопным газам — движок начинает дымить. Причем выходящий дым может иметь различные цвета и оттенки. Их можно разбить на три группы: белый, синий и черный дым. Опытный механик по характеру дымления способен определить причину неисправности.

    О чем говорит синий дым

    Чтобы понять — почему двигатель дымит синим дымом, достаточно использовать простой индикатор. К трубе глушителя подносят лист писчей бумаги. Через некоторое время бумажная поверхность покрывается масляными каплями.

    Это свидетельствует о том, что голубой или синий цвет выхлопу придают частицы масла. Но, если оно присутствует в отработанных газах, значит, каким-то образом попадает в камеру сгорания. Если читатель мысленно представит ее устройство, нетрудно определить вероятные источники. Ими могут быть:

    1. Каналы впускного коллектора. При такте всасывания открываются впускные клапаны, через которые теоретически вместе с воздухом (или топливно-воздушной смесью в карбюраторных двигателях) может попадать и масло.
    2. Картер двигателя. Происходит подсос масла из картерного пространства при каких-либо неисправностях поршневых колец.
    3. Клапанная коробка. Масло проникает через изношенные уплотнения впускного или выпускного клапана (маслосъемные колпачки).

    Масло из воздуха

    При такте всасывания воздух (или топливно-воздушная смесь в карбюраторных двигателях) предварительно проходит через воздушный фильтр. Нередко водитель не обращает внимания на состояние системы вентиляции картера, из-за чего каналы забиваются маслянистыми отложениями, и повысившееся давление картерных газов забрасывает моторное масло в корпус воздушного фильтра.

    У нерадивого водителя фильтрующий элемент часто не способен задержать жидкую смазку, и она с воздухом попадает в цилиндры.

    У двигателей с турбонаддувом ротор смазывается жидким маслом при помощи специального маслонасоса. Вследствие износа увеличиваются зазоры в подшипниках, через которые масло начинает гнать в холодную (воздушную) полость турбины. Здесь оно распыляется крыльчаткой и смешивается с нагнетаемым воздухом, после чего поступает в камеру сгорания.

    Еще редкий случай, имеющий место только на авто с коробкой-автоматом, оснащенной вакуумным датчиком нагрузки. Последний с помощью шланга подключается к впускному коллектору. Иногда бывает, что диафрагма датчика рвется, и разрежение в коллекторе сосет масло из коробки. Мало того, что коробка лишается одной из управляющих систем, теряет масло, так она еще является виновником дымления двигателя.

    Братство колец

    Теперь о том, как масло попадает из картера в рабочую камеру напрямую. Поршни двигателей внутреннего сгорания (ДВС) работают в условиях высоких температур и значительных сил трения. Для смазки и охлаждения трущихся поверхностей используется масло, заливаемое в картер двигателя. На стенки цилиндров оно подается разбрызгиванием или под давлением с помощью специальных поршневых форсунок.

    При ходе поршня вверх на поверхность гильзы наносится масляная пленка, при ходе вниз — маслосъемное кольцо удаляет нагретую смазку, забирая тепло от стенок цилиндра. Для изоляции камеры сгорания от моторного масла, а также для создания в ней определенного давления (компрессии) используются компрессионные кольца.

    Обычно поршни бензинового мотора имеют по 3 кольца (как у племени эльфов): одно нижнее — маслосъемное и два верхних — компрессионных.

    В результате износа компрессионных колец горячие рабочие газы начинают прорываться в картерное пространство, что приводит к повышению в нем давления среды. А за счет разрежения, образующегося над головкой поршня, масло из картера подсасывается в полость цилиндра. Таким образом, масло поступает в цилиндры по причине износа деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ). Что может способствовать развитию этого процесса:

    Когда дубеет сальник клапана

    Наконец, последний маршрут попадания масла в выпускной тракт бензинового ДВС — через клапанные уплотнения: маслосъемные колпачки или сальники клапана. В качестве уплотнения направляющих втулок применяются резиновые кольца.

    Резина вообще чувствительна к температурным перепадам. А рассматриваемые детали бросает, словно Ивана-дурачка, «из котла с водой студеной да в другой котел — с вареной». Зимой пред запуском двигателя они могут быть насквозь промороженными, а через некоторое время нагреваются свыше ста градусов. Например, втулки выпускных клапанов нагреваются до 120 — 220С, а их стержни — до 220 — 400С.

    Неудивительно, что со временем сальники теряют свою эластичность, «дубеют», как говорят водители. В результате качество уплотнения ухудшается, и масло начинает засасывать или гнать через направляющие втулки: в камеру всасывания, либо напрямую в выпускной коллектор, где и сгорает.

    Симптомы масляного угара

    Признаки поступления масла в горючую топливно-воздушную смесь:

    Поиск неисправности следует начинать с проверки компрессии. Если же, как было сказано выше, результаты не являются достоверными, проверяют состояние маслосъемных колпачков, поскольку эта работа менее трудоемка по сравнению с разборкой ЦПГ. И только в последнюю очередь приступают к основательной разборке двигателя.

    Даже если вы не в состоянии своими силами устранить причины синего дымления бензинового двигателя, хотя бы получить представление о возможных неисправностях вполне реально. А это позволит избежать лишних расходов при составлении план-графика восстановительных работ, который должны составить работники ремонтного сервиса.

    avtodvigateli.com

    Синий или сизый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя: причины

    У автомобиля бывают симптомы, которые указывают на ту или иную поломку, высокую степень износа детали или целого узла, а так же некоторые другие нарушения в работе системы. Синий дым из выхлопной трубы автомобиля, это так же симптом и симптом очень нехороший, неприятный и можно даже сказать угрожающий.

    Причины появления синего или сизого дыма из выхлопной трубы

    Причина здесь практически всегда одна и та же, попадание масла в камеру сгорания двигателя. Масло сгорает вместе с топливной смесью, но сгорает не полностью, что и окрашивает выхлопные газы в синие или сизые цвета. Одновременно с появлением синего дыма из выхлопной трубы, могут возникать и другие негативные явления:

    Кроме этого автомобиль начинает троить, плохо заводиться в холодную погоду, и так далее.

    К попаданию масла в камеру сгорания двигателя могут приводить разные поломки. На автомобилях более старшего возраста возможен износ маслосъемных колпачков, расположенных на клапанах двигателя. Также возможен износ маслосъемных колец, смонтированных на поршнях двигателя.

    В моторах оснащенных турбокомпрессорами, причиной окрашивания выхлопа в синий цвет, может являться разгерметизация ротора в турбокомпрессоре. Собственно туда также попадает масло, которое и становится  причиной появления синего дыма из выхлопной трубы. Обнаружить данную проблему можно очень просто. Достаточно отсоединить выпускной патрубок турбокомпрессора и посмотреть есть ли там масло.

    Но, проблемы с турбокомпрессорам все-таки являются более редким случаем появления синего дыма из выхлопной трубы. Износ маслосъемных колпачков также явление достаточно редкое, так как на современных двигателях такие колпачки попросту отсутствуют. Вот и остается основной причиной попадания масла в камеру сгорания – износ маслосъемных колец на поршневой группе.

    Что делать в такой ситуации?

    Если с колпачками на клапанах вопрос решается их заменой, то с поршнями, все очень непросто. Обычно в таких ситуациях приходится менять маслосъемные кольца и осуществлять притирку поверхности цилиндра. Ну а в ряде случаев, приходится растачивать цилиндры под поршни большего размера. По сути, это и есть знаменитый, капитальный ремонт мотора.

    Вот только на современных силовых агрегатах, изготавливаемых с прецизионной точностью, качественно выполнить весь комплекс необходимых работ, сможет далеко не каждый моторист. И бывают случаи, когда проще установить на автомобиль  другой двигатель, например контрактный или вообще полностью новый. Хотя, для старых, еще советских автомобилей, капитальный ремонт не являлся чем-то экстраординарным, и большинство таких машин проходили его хотя бы однажды.

    Причины износа и профилактика данной проблемы

    Какие причины могут вызывать износ поршневой группы и в частности маслосъемных колец? В первую очередь среди таких причин, следует отметить масло низкого качества.  А иногда и просто неподходящий тип смазки. Чтобы двигатель ходил долго и не доставлял вам хлопот, лейте масло, которое советует производитель, ну или проверенные на автомобилях данной модели виды смазочных материалов. Масло низкого качества, или попросту неподходящий вариант смазочной продукции, могут вызывать преждевременный износ деталей мотора, в том числе, поршней и маслосъемных колец.

    Близкой по происхождению к первой, причиной раннего износа поршневой группы, может стать несвоевременная замена масла. Меняйте масло своевременно, а лучше чуть раньше положенного срока. Экономия незначительная, а вот затраты на ремонт двигателя, вас неприятно удивят.

    Так же причиной попадания масла в камеру сгорания и появления синего дыма из выхлопной, может стать существенный перегрев двигателя. Ну а если ваш мотор закипел, вероятность проблем с маслосъемными кольцами, возрастает на порядок. По сему, следите за уровнем охлаждающей жидкости и состоянием системы охлаждения в целом. Ибо, даже зимой моторы закипают очень быстро.

    Еще одной причиной возникновения проблем с маслосъемными кольцами, может стать длительное простаивание машины. Если автомобиль хранится с нарушениями требований по консервации, его детали могут банально ржаветь. И это не обходит поршневую группу. Вот почему, умные люди говорят, что лучше продать машину, чем хранить ее годами.

    Ну и конечно же причиной нарушения работы поршневой системы могут стать различные происшествия на дороге, гидроудары и другие экстремальные происшествия.

     

    Поделиться ссылкой

    Похожие статьи

    avtonov.com

    О чем может рассказать синий дым из выхлопной трубы

    Синий дым из выхлопной трубыОсновная причина появления синего дыма — попадание масла в цилиндры двигателя. “Масляный” дым может иметь различные оттенки — от прозрачного голубого до густого бело-синего, что зависит от режима работы двигателя, степени его прогрева, количества масла, поступающего в цилиндры, а также освещенности и других факторов. Характерно, что “масляный” дым, в отличие от пара, не рассеивается в воздухе быстро, а в результате упомянутого в прошлой статье теста с бумагой появляются жирные капли, вылетающие из трубы вместе с выхлопными газами.

    Очевидно также, что “масляный” дым сопровождается повышенным потреблением масла. Так, при расходе около 0,5 л/100 км сизый дым появляется в основном на переходных режимах, а по достижении 1 л/100 км — и на режимах равномерного движения. Кстати, в последнем случае на переходных режимах “масляный” дым становится густым сине-белым. Правда, владельцам самых современных машин надо помнить о возможном наличии нейтрализатора, который способен очистить выхлопные газы от масла даже при достаточно большом расходе.

    Масло в цилиндры (точнее, в камеры сгорания) попадает двумя путями — либо снизу, через поршневые кольца, либо сверху, через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками.

    Износ деталей цилиндропоршневой группы — одна из самых распространенных причин появления “масляного” дыма. У верхних компрессионных колец наблюдается износ не только по наружной поверхности, контактирующей с цилиндром, но и по торцевым плоскостям, испытывающим давление газов в цилиндре. Могут быть изношены и канавки этих колец в поршнях. Большие зазоры в канавках создают насосный эффект. Даже если маслосъемные кольца еще в норме, масло все равно поступает в цилиндры, поскольку верхние кольца непрерывно “подкачивают” его снизу вверх.

    Цилиндры же более всего изнашиваются в зоне остановки верхнего кольца при достижении поршнем верхней мертвой точки, а в средней части нередко приобретают овальную форму. Отклонение формы цилиндра от окружности ухудшает уплотнительные свойства колец. В зоне замков обычно образуются просветы, но не исключено их появление и в других местах. Поэтому замеры диаметра цилиндра при дефектовке проводятся как минимум в двух вертикальных плоскостях и в трех-четырех уровнях по горизонтали, чтобы точнее определить овальность и эллипсность.

    Нередки случаи, когда при сравнительно нормальном состоянии колец и поршней повреждается поверхность цилиндра. Это бывает, например, при плохой фильтрации масла, если между юбкой поршня и цилиндром попадают абразивные частицы. Тогда на цилиндре возникают царапины.

    Аналогичная ситуация возможна и после долгой стоянки автомобиля, когда на поверхности цилиндров и колец могут появиться очаги коррозии. Потребуется значительное время на сглаживание этих дефектов и взаимную приработку деталей (если они вообще смогут приработаться).

    Тот же эффект часто возникает при нарушении технологии ремонта двигателя, если поверхность отремонтированного цилиндра слишком грубая, либо цилиндр имеет неправильную форму, либо же использованы некачественные поршни и поршневые кольца. В подобных случаях, как правило, вообще нельзя рассчитывать на нормальную приработку.

    Износ деталей цилиндропоршневой группы нередко сопровождается потерей компрессии и повышением давления картерных газов, что определяют соответствующими приборами (компрессометром, тестером утечек и др.). Однако следует помнить, что большое количество масла, поступающее в цилиндры, хорошо уплотняет зазоры в сопряженных деталях. Если они не слишком велики, то результат измерения компрессии может быть вполне нормальным, иногда даже ближе к верхнему пределу. Именно это обстоятельство запутывает поиск конкретной причины синего “масляного” дыма.

    Кстати, когда больших износов деталей нет, то синий или сине-белый дым явно виден только при прогреве двигателя, постепенно уменьшаясь и даже исчезая. Причина проста: нагреваясь, детали приобретают форму и занимают место, при которых они лучше прилегают друг к другу. При чрезмерно больших износах картина обратная: дым на прогретом двигателе усилится, так как горячему маслу, имеющему малую вязкость, легче попасть в цилиндр через изношенные детали.

    Всегда легче определить неисправность, связанную с более серьезными дефектами или даже поломкой деталей. Так, детонация обычно приводит к поломке перемычек между кольцами на поршнях, реже — к поломке самих колец. Сильный перегрев двигателя вызывает деформацию юбок поршней, образуется большой зазор между поршнем и цилиндром. Деформированный поршень перекашивается, нарушая работу колец. Тот же результат может быть при деформации шатуна, например, из-за гидроудара при попадании воды в цилиндр или после обрыва ремня и удара поршня по незакрывшемуся клапану.

    Применение низкокачественного масла может вызвать пригорание и залегание колец в канавках поршня. А вследствие длительного калильного зажигания кольца могут быть просто завальцованы в канавках с полной потерей подвижности.

    Рассмотренные выше дефекты обычно возникают не во всех цилиндрах сразу. Найти неисправный цилиндр нетрудно, сравнив состояние свечей зажигания и значение компрессии в разных цилиндрах. Более того, подобным дефектам часто сопутствуют разного рода посторонние шумы и стуки, изменяющиеся с оборотами, нагрузкой и степенью прогрева двигателя, а также неустойчивая работа двигателя из-за отключения цилиндров (особенно при холодном пуске).

    Распространенная группа неисправностей, вызывающих “масляный” дым и перерасход масла, связана с износом стержней клапанов и направляющих втулок, а также износом, механическими дефектами и старением (потерей эластичности) маслосъемных колпачков. Эти дефекты, как правило, дают заметное увеличение дымления двигателя по мере прогрева, поскольку разжиженное горячее масло гораздо легче проходит через зазоры между изношенными деталями. Кроме того, попадание масла в цилиндры усиливается на холостом ходу и при торможении двигателем. На этих режимах во впускном коллекторе возникает большое разрежение, и масло течет по стержням клапанов под действием перепада давления, накапливаясь на стенках деталей и в выхлопной системе. Последующее открытие дроссельной заслонки в первый момент резко усиливает густоту синего “масляного” дыма.

    У двигателей с турбонаддувом расход масла, сопровождаемый синим дымом, возможен из-за неисправности турбокомпрессора, в частности износа подшипников и уплотнений ротора. Износ уплотнения переднего подшипника компрессора дает картину, похожую на выход из строя маслосъемных колпачков (включая масляный нагар на свечах), но при этом во входном патрубке компрессора собирается лужица масла. Неисправность уплотнения турбины выявить сложно, поскольку масло поступает непосредственно в выхлопную систему и там догорает.

    В эксплуатации синий дым и перерасход масла нередко возникают при отключении одного из цилиндров из-за неисправности зажигания или при негерметичности клапанов. В последнем случае дым становится бело-голубым, особенно если клапан имеет явный прогар. Такой дефект определяется без труда — компрессия в этом цилиндре незначительна или вообще отсутствует, а на свече появляется обильный черный нагар, часто в виде наростов.

    Встречаются и довольно экзотические дефекты, вызывающие синий “масляный” дым. Так, у автоматических коробок передач с вакуумным датчиком нагрузки возможен разрыв мембраны регулятора. Поскольку ее полость соединена шлангом со впускным коллектором, то двигатель начинает попросту высасывать масло из коробки передач. Как правило, масло поступает только в те цилиндры, около которых в коллекторе сделан отбор вакуума. При этом возможен заброс свечей и разбрызгивание масла из свечных отверстий. Определить, какое именно масло, в этом случае можно по характерному цвету и запаху (для автоматических трансмиссий применяются масла ATF, в основном красного цвета).

    Очевидно, что эксплуатация двигателя с теми неисправностями, о которых мы упоминали выше, не только затруднительна, но и крайне нежелательна, поскольку быстро приводит к новым, куда более серьезным неприятностям, вплоть до выхода двигателя из строя.

    avtotrec.ru

    Белый и черный дым из выхлопной трубы

    Большинство автовладельцев совершенно не обращают внимания, какого цвета дым идет из выхлопной трубы, и какова его концентрация. И совершенно напрасно. Для опытного водителя дым из выхлопной трубы может многое сказать о состоянии автомобильного двигателя и многих его систем.

    Содержание:

    Почему дымит из выхлопной трубы? Причины.

    Специалист СТО может диагностировать возможные неисправности в системе питания, системе распределения впрыска, системе зажигания, системе охлаждения двигателя или износ его цилиндропоршневой группы по цвету дыма из глушителя .

    Дым может появляться из-за неполного сгорания горючей смеси, из-за попадания в рабочую область цилиндров моторного масла или охлаждающей жидкости. Очень часто бывает, что источником появления дыма является неисправность одной системы, а причина кроется в неисправности совершенно другой. К примеру, неисправность системы охлаждения вызывает перегрев двигателя. Как результат, пригорают или залегают поршневые кольца, в цилиндры попадает моторное масло и выхлоп приобретает характерный сине-сизый цвет.

    Какой дым из глушителя считается нормальным?

    Не всякий дым говорит о неисправности. Появление белого дыма из глушителя является нормальным явлением во время прогрева двигателя, особенно в прохладную погоду. Если говорить точнее, то это не дым, а пар. За ночь двигатель и система выпуска полностью охлаждаются, водяной пар – спутник процесса горения – превращается в водяной конденсат. После запуска двигателя выпускная система начинает прогреваться, конденсат испаряется, и теплое испарение в холодном воздухе становится видимым, приобретая белый цвет. По мере прогревания двигателя и выпускной системы испарение должно исчезнуть.

    Следует отметить, что при низких температурах (начиная от +10°C и ниже) белый дым образуется и на прогретом двигателе. А в сильный мороз (ниже -20°C) выхлоп из трубы становится густым, имеет белый цвет с сизым оттенком. На консистенцию и цвет пара оказывает влияние и влажность воздуха. Чем влажность выше, тем пар гуще.

    Белый дым из выхлопной трубы и неисправности

    Если густой белый дым образуется на полностью прогретом двигателе в теплую погоду, то, вероятнее всего, его появление вызвано попаданием охлаждающей жидкости в цилиндры (через трещину в блоке или поврежденную прокладку). Вода, входящая в состав охлаждающей жидкости, попав в камеру сгорания, не успевает испариться полностью во время рабочего цикла и образует густой белый дым (тот же пар). Оттенок дыма зависит от состава жидкости, погодных условий и уровня освещения на улице. Иногда дым кажется сизым, напоминая масляный. Разница в том, что водяной пар достаточно быстро рассеивается, а масляный надолго оставляет синеватый туман с типичным для сгоревшего масла запахом.

    Распознать, что проблема заключается в системе охлаждения достаточно просто. Нужно при работающем хорошо прогретом двигателе ненадолго закрыть выходное отверстие выхлопной трубы бумажным листом. Водяные капли постепенно испарятся с листа, не оставляя жирных пятен, и на ощупь такие капли не будут жирными.

    Трещины, образовавшиеся в блоке цилиндров или головке, также могут быть причиной попадания охлаждающей жидкости в цилиндры. Подобные дефекты способны вызвать попадание в систему охлаждения выхлопных газов во время работы двигателя и создание в ней газовой пробки.

    Определить, что причиной дымления является попадание газов в систему охлаждения можно достаточно простым способом. Для этого нужно открыть пробку расширительного бачка или радиатора.  При этом будет чувствоваться запах выхлопных газов, на поверхности охлаждающей жидкости будет видна масляная пленка, после пуска холодного двигателя уровень в бачке значительно повышается и видны выходящие пузырьки газа. При этом повышается давление в системе охлаждения, что можно определить на ощупь, сжав верхний шланг радиатора рукой.

    Картина изменится после остановки двигателя. Жидкость будет уходить в цилиндр, постепенно просачиваться через поршневые кольца и попадет в поддон картера. При последующем запуске двигателя она перемешается с маслом и образует непрозрачную эмульсию белесого цвета. Циркулируя по масляным каналам, такая эмульсия оставляет после себя пену на клапанной крышке и пробке маслозаливной горловины. Цвет пены от светло-голубого до светло-коричневого. Проверить наличие пены можно, открыв пробку горловины и вынув масляный щуп. Однако при небольшом дефекте блока или головки пенный след будет виден на пробке, но масло при этом останется чистым.

    С другой стороны, если в цилиндре сильная негерметичность, то жидкость, накопившись под поршнем, будет препятствовать провороту стартером коленчатого вала в начальный момент запуска. Иногда это даже приводит к гидроудару в цилиндрах и поломке поршневых колец, повреждению шатунов, поршней и клапанов.

    В ряде случаев место дефекта можно определить достаточно точно: охлаждающая жидкость, попавшая в цилиндр, до блеска отчищает все, с чем соприкасается. По этой причине свеча в заливаемом цилиндре будет выглядеть как новая, без следов нагара. Если подать в цилиндр через отверстие для свечи воздух под давлением, то в расширительном бачке начнет повышаться уровень жидкости. При проведении проверки нужно поставить автомобиль на стояночный тормоз, включить передачу и провернуть коленчатый вал в такое положение, при котором будут закрыты оба клапана.

    Для точной диагностики рекомендуем обращаться к специалистам СТО АвтоПрайд. Потребуется снять головку и оценить состояние плоскостей головки и блока, прокладки, внешний вид рабочей поверхности поршня, тарелок клапанов и камеры сгорания.

    Прогорание прокладки нередко сопровождается деформацией нижней плоскости головки, особенно если появление дефекта было вызвано перегревом двигателя. Ситуация будет гораздо сложнее, если не будет обнаружено явных дефектов. В этом случае необходимо отпрессовать головку, чтобы проверить ее на герметичность. Скорее всего, будет выявлена трещина на стенке камеры сгорания (обычно около седла выпускного клапана).

    Также стоит внимательно осмотреть стенки цилиндра на наличие трещины, опустив в нижнюю мертвую точку поршень. Появление такой трещины – дефект довольно редкий, но если она есть, то обнаружить ее достаточно просто.

    Известны случаи, когда охлаждающая жидкость попадала в цилиндры через впускную систему (из-за повреждения прокладки впускного коллектора, одновременно уплотняющей каналы подогрева коллектора). Давление в системе охлаждения в таких случаях не повышается, в ней отсутствует запах выхлопных газов, но уровень жидкости в бачке быстро падает, а масло превращается в эмульсию. Обычно этих признаков достаточно, чтобы выявить дефект и не спутать его с неисправностью, описанной выше.

    Все неполадки, связанные с появлением из выхлопной трубы белого дыма требуют срочной проверки и устранения неисправностей системы охлаждения, так как дефекты связаны, в основном, с перегревом двигателя.

    Нельзя эксплуатировать автомобиль, если замечен белый дым и сопутствующие ему неисправности, по двум причинам:

    1.    Дефекты будут быстро прогрессировать;2.    Работа силового агрегата на водомасляной эмульсии многократно усиливает износ деталей и уже через несколько сотен километров пробега двигателю потребуется капитальный ремонт.

    Черный дым из выхлопной трубы — что означает?

    Черный дым из глушителя говорит о том, что горючая смесь слишком богата, а значит, существуют неисправности в одной из систем: питания, зажигания или распределения впрыска. Черный дым хорошо виден на светлом фоне, представляет собой мельчайшие частички сажи и копоти – продукты неполного сгорания топлива.

    Появление черного дыма сопровождается плохим запуском и неустойчивой работой двигателя, высоким расходом топлива и потерей мощности из-за несбалансированности топливовоздушной смеси, повышенной токсичностью выхлопных газов.

    На бензиновых двигателях, оснащенных системой впрыска топлива, богатая топливная смесь образуется из-за неисправности или отказа в работе различных датчиков, неисправности блока управления, либо из-за плохой герметичности форсунок. Последний вариант опасен при запуске гидроударом в цилиндре со всеми последствиями, упоминавшимися выше.

    У дизельных двигателей причиной появления черного дыма являются не только нарушения в работе и неисправности насоса высокого давления, но и большой угол опережения впрыска.

    Работа двигателя на переобогащенной топливной смеси влечет за собой повышенный износ и даже задиры на деталях цилиндропоршневой группы, так как излишки топлива ухудшают смазку стенок цилиндров, смывая с них смазку. Более того, избыточное топливо попадает в масло, делает его жиже и тем самым ухудшает смазку других деталей двигателя. Нередко в масло попадает так много топлива, что уровень масла, а вернее топливно-масляной смеси, намного повышается и оно приобретает характерный запах.

    Провести правильную диагностику и выявить причины появления черного дыма могут только мастера-профессионалы с помощью специального оборудования.

    О чем говорит сизый или синий дым из глушителя?

    Синий дым из выхлопной трубы появляется при попадании и сгорании в цилиндрах масла.

    Его появление может быть вызвано:

    1.    Изношенными маслосъемными колпачками;2.    Износом поршневых колец;3.    Неисправностями турбины на турбированных двигателях.

    Со временем маслосъемные колпачки на клапанах становятся жесткими, теряя эластичность. Такие колпачки пропускают масло, оно стекает по клапанам и попадает в цилиндр. При изношенных маслосъемных колпачках синий дым появляется при торможении двигателем.

    Маслосъемные кольца из-за износа плохо снимают масло со стенок цилиндров, которое потом сгорает и делает выхлоп токсичнее. Эффективность работы поршневых колец может ухудшиться из-за их залегания в результате перегрева двигателя или использования низкокачественного моторного масла. В этом случае характерный синий дым появляется при резком разгоне автомобиля.

    При наличии синего дыма из выхлопной трубы и повышенном расходе масла поиск причин неисправности следует начинать с замены маслосъемных колпачков и измерения компрессии. Если результат окажется неудовлетворительным, то необходимо обратиться к профессионалам для более детальной диагностики цилиндропоршневой группы, выявления неисправностей и их последующего устранения.

    www.autopride.ru


    Смотрите также