Ежегодный Сабантуй: особенности татарской культуры. Праздник татары сабантуй


Сабантуй что это за праздник, сабан той

Иногда при виде шумной веселой толпы люди говорят: «настоящий сабантуй»! Почему же они так говорят? И что такое сабантуй? Вот и Василий Теркин, главный герой поэмы Александра Твардовского, пытался это выяснить у своих друзей-солдат:   — А кому из вас известно, что такое сабантуй?   — Сабантуй — какой-то праздник? Или что там сабантуй?   — Сабантуй бывает разный, А не знаешь — не толкуй.

Сабантуй — это действительно праздник, народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке — плуг и туй — праздник).

Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание одних работ и начало других.

Сабантуй: 7 занятных фактов о древнем празднике

В этом празднике сплетается многое: и радость от удачного труда, и надежда на хороший урожай, и общение с расцветающей природой, удальство джигитов и мудрость старых аксакалов.

Подготовка сабантуя начинается задолго до самого праздника. В былые времена девушки собирались вечерами на посиделки и рукодельничали: вязали, вышивали, шили.

Перед сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили красивые расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и, окруженная шумной веселой толпой, процессия с шутками и смехом обходила аул, создавая у всех праздничное настроение.

Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Для празднества выбирается широкий майдан, чаще всего это большое поле, где подготавливают площадки для соревнований. С утра со всей округи на майдан стекаются празднично одетые люди. Они несут и везут с собой вкусную еду, кумыс, медовку и рассаживаются группами в облюбованных местах: в тени деревьев или на солнечных полянках.

Торжество длится целый день, но главное в сабантуе — состязания. Здесь молодые джигиты показывают свою удаль, силу и ловкость. Сабантуя не бывает без борьбы и скачек. Каждая национальная борьба имеет свои особенности. В башкирской, например, противники обвивают друг друга кушаками и пытаются, притянув противника к себе, перебросить его через голову. Зрители, конечно, «болеют» каждый за своего участника, подают советы, подзадоривают, делают замечания. За победу борцам вручают подарки.

Особенно интересны потешные игры. Сядут, скажем, двое на перекладину и начинают лупить друг друга мешками, набитыми травой. Кто не увернется от удара -падает. А так как ноги у них связаны под перекладиной, то неудачливый игрок повисает вниз головой.

Или наполняют таз кислым молоком, а на дно бросят монету, ее надо достать губами. А можно испытать удачу, взобравшись по намазанному салом шесту, на верху которого привязан самый настоящий живой петух. Кто долезет до верха, тому он и достанется.

Вот такой он веселый, этот праздник сабантуй!

Понравилась статья? Поделись с друзьями! 😉

Пять монологов работников Казанского зооботсада — о 90-х и любви к жив

Что такое Сабантуй

Мало кто знает о том, что Сабантуй – государственный праздник в Татарстане, который с удовольствием отмечают не только жители этой республики, но и во многих других регионах России.

То, как празднуют Сабантуй – веселое и увлекательное действо, и проводится оно сначала в деревнях, и лишь на завершающем этапе – в крупных городах. Как правило, в Казани и Уфе по поводу этого праздника ежегодно организовывают масштабные концерты, в которых принимают участие все желающие.

Во время Сабантуя проводится множество не только развлекательных, но и спортивных мероприятий. Участие в состязаниях принимают как профессионалы, так и все желающие, кто любит спорт и выступает за активный здоровый образ жизни.

В течение праздника постоянно устраивают увлекательные соревнования, и многие зрители с удовольствием играют в современные «веселые старты». Это отличает Сабантуй от других праздников, и все зрители, а также те, кто принимает участие в состязаниях, получают огромный заряд положительных эмоций, море позитива и отличного настроения.

Если вы не знаете, что такое Сабантуй и как его празднуют, то лучше всего однажды попасть на этот праздник и познакомиться с традициями татарского народа. Для этого стоит отправиться на родину этого праздника.

Когда будет праздноваться Сабантуй в 2019 году?

Однако, и в любом крупном городе, где есть многочисленная диаспора татар, также широко отмечают этот праздник. Точно установленной даты для Сабантуя нет, она определяется каждый год и обычно выпадает на конц мая или начало июня.

Обычно дата праздника устанавливается Указом Президента Республики Татарстан. Так, в 2019 году были установлены следующие сроки проведения народного татарского праздника Сабантуй:

Как проходит праздник Сабантуй

О том, когда и как появился праздник Сабантуй, однозначного мнения нет. Известно лишь, что он очень древний – ранние упоминания о нём старше трех тысяч лет. По мнению некоторых историков, этот праздник является прототипом греческих Олимпийских игр.

Также этот праздник приурочен к окончанию весенних полевых работ. Поэтому все люди искренне веселятся и радуются благополучному завершению этого сложного этапа земледелия и теперь наедятся на то, что затраченные усилия будут вознаграждены хорошим урожаем.

Если говорить о том, кого надо поздравлять с праздником Сабантуй, то помимо его участников и тружеников села, принято поздравлять с этим событием всех татар и башкир, которые живут за пределами своей исторической родины.

Если вас пригласили на мероприятия, посвященные этому празднику, не раздумывая соглашайтесь поучаствовать в них и наслаждайтесь вместе со всеми его неповторимой атмосферой.

2018-08-19

triceratops

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ на тему: «Татарский национальный праздник Сабантуй»

Выполнила:

ученица 4 класса Корнеева Дарья Преподаватель:

Мухлисуллина М.Ф.

ТОМСК 2013

СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение…………………………………………………………….3

2. Основная часть………………………………………………………5

2.1. История возникновения праздника Сабантуй……………..5

2.2. Сабантуй в настоящее время………………………………6

2.3. Изменение традиций……………………………………….7

2.4. Сабантуй как государственный праздник………………..8

2.5. Порядок проведения Сабантуя………………………. 9-12

3. Заключение………………………………………………………….13

4. Список использованной литературы………………………………14

ВведениеУ каждого народа есть свои национальные праздники, с удивительными традициями и обычаями. Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают и продолжают жить…. Знаешь почему? Потому что такие праздники — это праздники сердца, души народа.

Татарские народные праздники всегда восхищают своей красотой и чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу.

У татар же есть два слова, означающие праздник. Религиозные мусульманские праздники называются словом гает (Ураза гаете — праздник поста и Корбан гаете — праздник жертвы). А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются бәйрәм. Учёные считают, что это слово означает "весенняя красота", "весеннее торжество". Пожертвование и весеннее торжество — вот какой смысл у татарского праздника! Религиозные праздники татар-мусульман включают в себя коллективную утреннюю молитву, в которой раньше участвовали все мужчины и мальчики. Потом полагается пойти на кладбище и помолиться возле могил своих близких. А женщины и помогающие им девочки в это время готовят дома угощения. В праздники (а каждый религиозный праздник раньше длился по несколько дней) с поздравлением обходили дома родственников и соседей. Особенно важным было посещение родительского дома. По возможности старались порадовать друг друга подарками, угощением, устраивали званые обеды. В дни Корбан гаете — праздника жертвы старались угостить мясом как можно больше людей, столы оставались накрытыми два-три дня подряд и каждый входящий в дом, кто бы он ни был, имел право угощаться сколько ему угодно…

Весна — время пробуждения природы, время обновления и ожиданий. Хорошая весна — быть хорошему урожаю, а значит и благополучной жизни.

По старой-престарой традиции татарские аулы и города располагались на берегах рек. Поэтому первыйбәйрәм — "весеннее торжество" для татар связано с ледоходом. Называется этот праздник боз карау, боз багу — "смотреть лёд", боз озатма — проводы льда, зин киту — ледоход.

Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители — от стариков до детей. Молодёжь шла наряженной, с гармонистами. На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В синих весенних сумерках далеко были видны эти плывущие факелы, а вслед им неслись песни. У сибирских татар во время ледохода в воду бросали специально изготовленные куклы, монеты, старую одежду и даже окунались в ледяную ещё воду: считалось, что весенняя река уносит болезни…. В наше время праздник ледохода утратил былую популярность.

История возникновения праздника СабантуйЗато вновь становится повсеместным и любимым весенний праздник татар Сабантуй. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры. Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан – плуг и туй – праздник).

Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ, в апреле, сейчас сабантуй устраивают в июне – по окончании сева.

Исследования последних лет показывают, что Сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной — с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Сабантуй в настоящее времяВеселый, мудрый Сабантуй – непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем.

За последние несколько десятилетий Сабантуй еще больше укрепил свою позицию все татарского праздника, отмечаемого наряду с Татарстаном и во многих странах дальнего и ближнего зарубежья, где проживают татары.

Он приобретает характер, можно сказать, всероссийский, привлекая с каждым годом все больше представителей разных наций и народов России.

Изменение традицийСабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Поэтому он празднуется с давних времён по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжёлых периодов жизни. Однако по возвращении мирной жизни празднование сабантуя возобновлялось.

Со временем традиции сабантуя изменились. Постепенно исчезли местные различия, стали едиными сроки его проведения: сабантуй теперь празднуется летом по окончании весенних полевых работ и перед началом косовицы во время перерыва в сельскохозяйственных работах.

В целом для Татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный (или в субботу — по деревням, а в воскресенье — в райцентре) сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице Татарстана — Казани.

Ранее сабантуй не был привязан к определенному дню неделии праздновался селянами в удобный для себя день, а ныне для празднования сабантуя назначается общепринятый выходной день — воскресенье.

Со временем оформилась общая форма праздника, чего не было в традиционном быту, исчезли ряд этапов и устаревшие обряды. Постепенно стал преобладать третий вариант сабантуя, который заключался в сборе подарков, майдане и вечерних молодежных играх. Сабантуй как государственный праздникВ настоящее время Сабантуй приобрел в Татарстане статус государственного праздника: он проводится практически в каждом населённом пункте, издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования.

Главный Сабантуй устраивается в столице Татарстана Казани посёлка. Сабантуи проводятся также за пределами Татарстана в местах со значительным татарским населением. Также ежегодно попеременно в одном из регионов России с крупной татарской диаспорой официально проводится Федеральный Сабантуй.

Порядок проведения СабантуяСтарые традиции сабантуя постепенно дополняются современными, тем не менее, основной порядок проведения праздника сохраняется. Как правило, в городах сабантуй празднуется один день на майдане, а в селе он состоит из двух частей — ритуального сбора подарков и майдана. Сабантуй на селе является временем приема гостей: родственников и друзей, поэтому к нему заранее готовятся: в доме убирают и белят, готовят угощения для гостей.

Сабантуй начинают готовить накануне праздника в субботу или даже в пятницу. Один из этапов — сбор подарков — әйбер җыю, яулык җыю. В некоторых сёлах, например, Лениногорского, Мензелинского районов для сбора подарков седлают до 50 и больше самых лучших коней. Юноши с песнями разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д., которые прикрепляют к уздечкам коней . Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если лошади нет, то юноши обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки. В некоторых деревнях под Казанью подарки собирают старики-аксакалы, которые обходят дома и подвешивают подарки к шесту на плече. Чаще всего хозяин или хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот. Юноши благодарят одаривающих песнями, а в конце сбора проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей. В былые времена к с

lezgidin.ru

Сабантуй национальный татарский праздник,традиции

Веселый татарский праздник Сабантуй.

Сабантуй национальный праздник переводится с тюркских языков как «сабан» — плуг и «туй» — свадьба,праздник.

У татар и башкир Сабантуй – это ежегодный народный веселый праздник окончания весенних полевых работ.

Это мероприятие является самым любимым у татар и башкир, в праздновании принимают участие взрослые и дети.

Праздник проходит организованно и с широким размахом.

Организуется большая ярмарка, выставка-продажа национальных изделий, выпечки и сувениров,

выступление музыкальных коллективов , различные спортивные мероприятия,национальная борьба Көрәш.

Отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве(музей-заповедник Коломенское), Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.

В Сабантуе принимают также живущие по соседству с татарами русские, удмурты, мари, чуваши, башкиры.

Сабантуй-праздник,объединяющий культуру, музыкальную,танцевальную, и народные игры, и спортивные состязания.

Традиционные состязания:бой с мешками на бревне,бег с коромыслом,Лазанье на столб,битье горшков,бег в мешках,перетягивание каната,конные скачки.

Кульминация программы татарская национальная борьба на поясах Көрәш

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру.

Сабантуй-государственный праздник в Татарстане и Башкортостане, федеральный праздник в России,официальный городскойпраздник во многих городах мира.По инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул, Лейпциге, Риге и многих других.

Сабантуй-Праздник плуга,праздник труда и веселья

shubino-video.ru

История возникновения праздника Сабантуй / История / KAEF.RU — Татарский портал

Любимым праздником татарского народа издавна являлся Сабантуй. По мнению ряда исследователей, он имеет тысячелетнюю историю. Во всяком случае, еще в 921 году этот праздник описал багдадский посол Ибн Фадлан, прибывший в древний Булгар. Сейчас Сабантуй приходится на июнь, когда заканчиваются посевные работы, а в прежние годы праздновался перед их началом, в конце апреля.

Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ (сабан — “весенний”). Его происхождение связано с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили сакральный характер. В этом контексте туй следует толковать именно как “свадьбу” (“бракосочетание”). Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с кочевым и полукочевым бытом предков татар и ранее имевшими сакральное значение, являются бег, национальная борьба курэш, конные скачки (“ат чабышлары”) и прыжки. Это объясняется во многом схожей идеологией языческих обрядов и праздников, связанных с началом весенне-летнего цикла сельскохозяйственных работ, у татарского, башкирского, чувашского, марийского, удмуртского, мордовского и русского этносов. Происходило взаимообогащение содержания Сабантуя и аналогичных ему праздников у других народов Поволжья.

В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Мотив одаривания, заменивший жертвоприношения, является основой сбора подарков на Сабантуе. Причем сам сбор подарков юношами, которых называли “бирне жыючы”, “солге жыючы”, становился своеобразной прелюдией праздника. Сабантуйные дары — вышитые белые полотенца, платки, яйца и, наконец, баран, предназначенный батыру Сабантуя. Обязательно награждали повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками. Несмотря на воздействие на праздник Сабантуй в разные эпохи тех или иных элементов (мусульманских, христианских, советских) передача традиции обрядов, игр и состязаний Сабантуя оставалась непрерывной, о чем говорят многие виды исторических источников (письменные, археологические, этнографические и др.). В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника.

С этого времени он кочует из века в век, обогащаясь новым содержанием и формами, превращаясь в подлинно интернациональный, творческий, спортивно-игровой, гуманитарный форум. После принятия ислама Волжской Булгарией, который в принципе не запрещал древние обычаи, не противоречащие шариату, у правящей элиты изменились ценностные ориентиры по отношению к генеалогическим и культурным героям-язычникам, прежним ханам, что не могло не отразиться и на ритуальной, т.е. основной части календарных праздников. Именно с принятием волжскими булгарами ислама изменился и народный календарь. Новый год стал отмечаться как праздник Науруз, или Хамаль. Сабантуй же отодвинулся к началу мая, став праздником начала весны и сева. После введения в Советской России с 14 февраля 1918 года григорианского календаря Науруз у татар стал проводиться как праздник встречи весны.

С 20-х годов XX века Сабантуй, приближаясь по времени проведения ко дню летнего солнцестояния, вобрал в себя лучшие компоненты второго татарского народного праздника – Джиена, имеющего также древние тюркские корни. Он сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского народа – песни и пляски, игры, состязания и самобытные физические упражнения.

С 1990 года Сабантуй был включен в список законодательно утвержденных республиканских праздников, что позволяет рассматривать его как историческое явление не только в системе календарных обычаев и обрядов народа, но и как составную часть общереспубликанских праздников.

В усилении общественного интереса к Сабантую большую роль сыграли посещение Татарстана и непосредственное участие в Сабантуе президентов Российской Федерации Б.Н. Ельцина в 1995 году и В.В. Путина в 2001 году.

Несмотря на то, что Сабантуй — исконный татарский национальный народный праздник, приветствуется участие в нем и представителей других национальностей. Сабантуй проводится в селах и городах Республики Татарстан, а также за ее пределами — местах компактного проживания татарского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США). Сабантуй является концентрированным выражением татарской традиционной культуры, ее этики и ценностных установок. В то же время на протяжении всей истории он впитывал в себя элементы иных этнокультур.

Модель Сабантуя как форма технологии культурного общения может послужить базой для инициации нового вида международных праздников, наподобие ежегодного Карнавала в Рио-де-Жанейро или Дня славянской письменности и культуры в Болгарии.

Автор оригинальных текстов Д.Р.Шарафутдинов

Из истории Сабантуя
Любимым праздником татарского народа издавна являлся Сабантуй. По мнению ряда исследователей, он имеет тысячелетнюю историю. Во всяком случае, еще в 921 году этот праздник описал багдадский посол Ибн Фадлан, прибывший в древний Булгар. Сейчас Сабантуй приходится на июнь, когда заканчиваются посевные работы, а в прежние годы праздновался перед их началом, в конце апреля. Отмечали этот праздник в большинстве деревень казанских татар и татар-кряшен. Его название происходит от татарских слов «сабан» («яровые» или «плуг») и «туй» («торжество», «свадьба»). Татарский Сабантуй во многом напоминает чувашский Акатуй, башкирский Хабантуй и удмуртский Гербер.

Наши предки, чье благополучие зависело от того, каким будет урожай, старались задобрить духов плодородия. Поклоняясь освободившейся от снега земле, в которую скоро упадут хлебные зерна, люди старались заслужить благосклонность природных сил. Постепенно древние обряды забывались, но следующие поколения продолжали с удовольствием отмечать праздник весеннего плуга перед началом нелегких полевых работ. К XIX веку он превратился в веселое народное гулянье, хотя некоторые отголоски древних верований сохранялись. Как только сходил снег на полях, старики-аксакалы договаривались о сроках проведения Сабантуя. Праздничный цикл обычно начинался с символического прокладывания первой борозды деревянным плугом. Сабантуй состоял из целой последовательности обрядов. В заранее определенный день дети отправлялись по домам односельчан собирать продукты, из которых потом готовилась особая каша. В восточных и юго-восточных районах Татарстана она называлась карга боткасы – «грачиная каша» или «воронья каша», что свидетельствует о связи Сабантуя с архаичным культом птиц. На следующее утро дети снова ходили по домам и собирали крашеные яйца. Все хозяйки приветливо встречали ребятишек и угощали специально приготовленными лакомствами. В этот же день деревню объезжали юноши верхом на лошадях, останавливаясь у каждого дома и требуя у хозяев угощения. Когда время уже близилось к севу, юноши верхом на лошадях собирали подарки для победителей состязаний.

Самым ценным подарком считалось узорное полотенце. Такие полотенца непременно должны были приготовить молодухи (яшь килен), вышедшие замуж в течение последнего года. Сбор подарков сопровождался песнями и шутками. Наконец, наступала кульминация праздника. Майдан, место состязания, устраивался на лугу или лесной поляне. Все собирались здесь после полудня, когда старики выходили из мечети по окончании молитвы.

Праздник обычно открывался состязанием в беге (югереу), причем участники группировались по возрастам. Впереди скакал всадник и показывал бегущим путь. Призы победители часто тут же преподносили почетным гостям или старшим родственникам, а те в ответ одаривали их деньгами. В центре майдана шла борьба (курэш). Борцы перекидывали друг другу через спину кушак (бильбау), концы которого держали в руках, обмотав вокруг кисти, и пытались положить соперника на лопатки. Те, кому удалось одолеть противников, затем состязались между собой. В результате оставался один победитель – батыр, который становился главным героем праздника. Порой знаменитые батыры приезжали издалека, чтобы помериться силой и ловкостью. Лучшие призы предназначались батыру, а также победителю скачек (бэйге). Лошадей, участвующих в скачках, отводили за несколько километров от деревни. На финише молодой парень или девушка держали на шесте вышитый разноцветным шелком белый платок, который доставался победителю.

Среди других состязаний можно назвать добывание ртом монет из наполненных кумысом котлов и перетягивание веревки. После состязаний присутствующих ожидало традиционное угощение – бишбармак и конские колбасы. На этом праздник не завершался. До глубокой ночи молодежь пела песни и танцевала, народные музыканты и певцы демонстрировали свои таланты.

В отдельных селениях даты праздника не совпадали. Это делалось намеренно, чтобы сельчане успели побывать на весенних торжествах по всей округе, навестить друзей и родственников. Поэтому на майдане всегда было многолюдно. Из сундуков доставали лучшие наряды, украшенные яркой вышивкой, которая всегда отличала и женский, и мужской татарский костюм. У молодежи во время праздника была возможность приглядеть жениха или невесту. Именно на Сабантуе завязывались знакомства, намечались будущие семейные пары. При таком скоплении народа конфликты возникали крайне редко, поскольку за порядком тщательно следили, и вокруг неизменно царила атмосфера радушия и доброжелательности.

Можно заметить, что в разных районах праздник имел свои особенности. Например, во многих селах Балтасинского и Арского районов за неделю до майдана устраивались скачки юношей на конях, а сбором подарков для победителей занимались двое-трое взрослых мужчин. Чтобы все могли видеть собранные подарки, их привешивали к шесту, который несли на плече. В некоторых деревнях Зеленодольского и Высокогорского районов накануне праздника было принято посещать кладбища. Женщины-соседки поздравляли друг друга с приходом весны и угощали сметаной, крашеные яйца раздавались детям родственников.

В XXI веке история древнего праздника продолжается. В наши дни Сабантуй отмечается не только в городах и селах Татарстана, но и далеко за его пределами, привлекая людей различных национальностей. По-прежнему звучат песни и смех, скачут на резвых конях джигиты и шумит майдан…

kaef.ru

Сабантуй, главный татарский праздник - происхождение, история, мифология и социальное значение

Чтобы Всевышний дал погоду и урожай, мы сами должны что-то отдать, а так как речь идет о традиционной культуре, на первый план выходят коллективные практики. Поэтому еще одна важная часть Сабантуя — ритуал сбора подарков. В зависимости от местности это событие называют по-разному: бирән җыю, сөлге җыю, сөрән. Но суть одна: молодые люди репродуктивного возраста ходят по деревне и собирают в каждом доме полотенца и платки, вышитые молодыми девушками, и иногда яйца. Все это становилось призами для победителей состязаний на Сабантуе. В этой подготовительной, но важной части праздника мы также видим мифологический и социальный аспекты. Во время сбора чужие для деревни люди — невестки и зятья из другой местности — обрядовым способом принимались в сообщество. Девушки становились своими посредством передачи подарков, а новых мужчин в деревне во время шествия окружали, поднимали и подбрасывали вверх, исполняя определенные песни.

Мифический смысл восходит к тому же культу плодородия. Во время бирән җыю во главе шествия молодой человек несет в руках шест, к которому привязывают платки и полотенца. Очевидно, что если в руках половозрелого неженатого парня мы видим шест, речь о фаллическом символе. Во время танцев было принято стучать этим шестом по земле, а земля в традиционной культуре — символ женского начала. Жест был буквальным аналогом процесса оплодотворения. Более того, этим же шестом молодые люди стучали по дверям каждого дома, к которому они подходили. В деревне Кошкино Кукморского района до сих пор сохранилась уникальная досабантуйная практика проведения обряда сөрән. В этой местности живут вятские татары, традиционно жившие рядом с марийцами, поэтому привычный ритуал сбора подарков здесь имеет региональную специфику. Парни в Кошкино ходят по деревне в валенках. Валенки — это шерсть, а шерсть и пух у поволжских народов — элементы очистительной магии, то есть, ко всему прочему, они еще и очищают землю. Тот же смысл мы видим в свадебном ритуале, когда невестка, войдя в дом мужа, встает на пуховую подушку или вывернутую наизнанку овчину (невестка — чужой человек для семьи мужа, поэтому перед тем, как впустить, ее нужно «очистить»). Молодые люди из Кошкино начинают ходить ровно в полночь и за 15 часов с плясками и песнями обходят все дома. Это чистая инициация, потому что это выматывающее действие — тем более что в каждом доме их угощают алкоголем. Кульминация обряда — заранее подготовленный мужской танец перед всей деревней, но до него нужно дожить и постараться не опозориться.

inde.io

Ежегодный Сабантуй: особенности татарской культуры

Под этим, таким забавным и непривычным для русского человека названием, на самом деле скрывается потрясающе красивый и веселый национальный татарский праздник, отмечаемый ежегодно в честь окончания посевных работ, то есть примерно в середине июня, уже смело претендующий на звание Всемирного татарского «торжества плуга» (а именно так и переводится его название), ведь его регулярно и на законных основаниях отмечают по всему миру (Нью Йорк, Сан Франциско, Торонто, Стамбул, Берлин, Монреаль, Прага, Киев, даже у нас в Донецке…)

null null null

Уж что-что, а веселиться татары умеют, причем веселиться культурно, дружно, массово и красиво, благодаря богатому национальному колориту и многогранности древнейших традиций. Увидеть и поучаствовать в этом событии хочется снова и снова, хотя бы просто для того, чтобы действительно ощутить себя сопричастным (татарской сплоченности и уважению к культурным традициям можно только позавидовать).

null null null

Аналогичные праздники есть и у народов Чувашии (Атакуй), Удмуртии (Гербер) и Башкирии (Хабантуй). В Татарстане Сабантуй уже имеет статус государственного праздника. Его история уходит в глубоко в прошлое, бережно передаваясь из поколения в поколение.

Стоит отметить, что раньше Сабантуем отмечали начало посевной, сегодня  - ее окончание. В принципе, верно: кто хорошо работает, тот и хорошо отдыхает!

Сегодня Сабантуй дополняется новыми традициями и современными моментами, поэтому никогда не надоедает татарскому народу, а также привлекает представителей других национальностей, несмотря на постоянную основу праздника (ритуальный сбор подарков и майдан с песнями, танцами, интересными и веселыми состязаниями для детей и взрослых).

Сабантуй – это и резвые скачки юношей-наездников, поражающих своим умением и ловкостью, и состязание батыров – настоящих татарских богатырей, и бой на мешками, и веселые семейные конкурсы и эстафеты, и, конечно же, яркие и красивые национальные костюмы и зажигательные  песни и танцы, теплые встречи с родственниками и друзьями, и море вкуснейших национальных блюд.

null null null

Не проникнуться атмосферой Сабантуя просто невозможно, и яркие эмоции и воспоминания на весь следующий год обеспечены.

www.happy-giraffe.ru

Сабантуй – любимый праздник татарского народа

Сабантуй – любимый праздник татарского народа

У каждого народа существуют свои национальные праздники, с удивительными традициями и обычаями. Причем, многие из этих праздников получили свое рождение свыше тысячи лет назад! Удивительно то, что в тот момент, когда меняется все вокруг – мода, популярность профессий, и даже природа, - народные праздники продолжают свое размеренное существование.

В последнее время тенденция поддержания национальных традиций набирает все большие обороты, - это можно заметить по тому, что даже на работе учредители компаний организуют таким образом корпоративные праздники, чтобы ведущий на корпоратив в своем сценарии учитывал и национальные традиции. Это можно легко объяснить тем, что национальные праздники можно назвать праздниками сердца и души, причем, не только собственной, но и целого народа.

Татарские национальные праздники всегда восхищали своей красотой и благодарностью народа к тому, что он имеет – к природе, к окружающим людям, к обычаям свои предков. Одним из самых главных татарских праздников можно назвать Сабантуй. Этот праздник удивителен тем, что на нем собираются не только зрители, но и участники, которые с удовольствием принимают участие в танцах, проявляют свою ловкость в играх и музыкальный талант в песнях. А когда наступает вечер, то на поле состоятся молодежные игры с плясками и хороводами, с играми в догонялки и, конечно же, с катанием на подводах. Сабантуй считается праздником всех татар, и в день его проведения все люди собираются в специальном месте, которое заранее украшается. Название этого места – майдан.

Не только взрослые люди любят Сабантуй – дети также ждут это праздник с нетерпением. Обычно, во время проведения праздника, мальчики девяти-двенадцати лет выступают в качестве наездников на скачках, после чего им торжественно вручают награды. Интересно и то, что лошадей тоже «награждают» - им повязывают яркие полотенца, даже тем, кто финишировал последними.

Весело было не только раньше, - на современных сабантуях веселья ничуть не меньше! Сегодня легко и задорно проходят и состязания бегунов, и главное соревнование Сабантуя – борьба на кушаках (корэш). Это состязание проходит примерно так: каждый борец свои полотенцем обхватывает соперника, прикладывая все усилия, чтобы положить его на лопатки. Открывают эту борьбу мальчики пяти-шести лет, затем поочередно подтягивается старшее поколение, иногда доходит до людей очень преклонного возраста. Главному победителю вручается достойная награда – живой баран!

ruslanaitmatov.ru

Татарстан. Праздник Сабантуй - Государственная символика

Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.

В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю - в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.

Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева о выдвижении татарского национального праздника "Сабантуй", являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.

Название праздника происходит от тюркских слов: сабан- плуг и туй - праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ (сабан - "весенний"). Его происхождение связано с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили сакральный характер. В этом контексте туй следует толковать именно как "свадьбу" ("бракосочетание").

Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с кочевым и полукочевым бытом предков татар и ранее имевшими сакральное значение, являются бег, национальная борьба курэш, конные скачки ("ат чабышлары") и прыжки. Это объясняется во многом схожей идеологией языческих обрядов и праздников, связанных с началом весенне-летнего цикла сельскохозяйственных работ, у татарского, башкирского, чувашского, марийского, удмуртского, мордовского и русского этносов. Происходило взаимообогащение содержания Сабантуя и аналогичных ему праздников у других народов Поволжья.

В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Мотив одаривания, заменивший жертвоприношения, является основой сбора подарков на Сабантуе. Причем сам сбор подарков юношами, которых называли "бирне жыючы", "солге жыючы", становился своеобразной прелюдией праздника. Сабантуйные дары - вышитые белые полотенца, платки, яйца и, наконец, баран, предназначенный батыру Сабантуя. Обязательно награждали повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками. Несмотря на воздействие на праздник Сабантуй в разные эпохи тех или иных элементов (мусульманских, христианских, советских) передача традиции обрядов, игр и состязаний Сабантуя оставалась непрерывной, о чем говорят многие виды исторических источников (письменные, археологические, этнографические и др.). В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника.

С этого времени он кочует из века в век, обогащаясь новым содержанием и формами, превращаясь в подлинно интернациональный, творческий, спортивно-игровой, гуманитарный форум. После принятия ислама Волжской Булгарией, который в принципе не запрещал древние обычаи, не противоречащие шариату, у правящей элиты изменились ценностные ориентиры по отношению к генеалогическим и культурным героям-язычникам, прежним ханам, что не могло не отразиться и на ритуальной, т.е. основной части календарных праздников. Именно с принятием волжскими булгарами ислама изменился и народный календарь. Новый год стал отмечаться как праздник Науруз, или Хамаль. Сабантуй же отодвинулся к началу мая, став праздником начала весны и сева. После введения в Советской России с 14 февраля 1918 года григорианского календаря Науруз у татар стал проводиться как праздник встречи весны.

С 20-х годов XX века Сабантуй, приближаясь по времени проведения ко дню летнего солнцестояния, вобрал в себя лучшие компоненты второго татарского народного праздника – Джиена, имеющего также древние тюркские корни. Он сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского народа – песни и пляски, игры, состязания и самобытные физические упражнения.

С 1990 года Сабантуй был включен в список законодательно утвержденных республиканских праздников, что позволяет рассматривать его как историческое явление не только в системе календарных обычаев и обрядов народа, но и как составную часть общереспубликанских праздников.

Несмотря на то, что Сабантуй - исконный татарский национальный народный праздник, приветствуется участие в нем и представителей других национальностей. Сабантуй проводится в селах и городах Республики Татарстан, а также за ее пределами - местах компактного проживания татарского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США). Сабантуй является концентрированным выражением татарской традиционной культуры, ее этики и ценностных установок. В то же время на протяжении всей истории он впитывал в себя элементы иных этнокультур.

Благодаря активному участию в Сабантуе представителей других народов игровой репертуар его постоянно обогащается.

В этом отношении особую ценность представляют спортивные игры, в течение многих веков используемые народной педагогикой как средство воспитания подрастающего поколения. Причем характерной их особенностью являются законченность (пролог - игра - эпилог) и строгая регламентированность, с установкой на состязательность и достижение победы. Все это предполагает наличие в майданных играх своих устных народных правил, передаваемых из поколения в поколение. Уже в средневековый период существовали и письменные правила, и методические пособия, регламентирующие развитие традиционных игр. Многие майданные игры, как правило, общетюркского происхождения, имеют многовековую историю и богатые традиции, они сохранились в фольклоре, их названия зафиксированы в словарях. Источники X-XI вв. говорят о том, что уже тогда сложились основные игровые компоненты, входящие в современный Сабантуй. Помимо основных состязаний - курэша и конных скачек Сабантуй изобилует традиционными спортивными и развлекательными играми. Традиционно сабантуйные виды спорта - бег на скорость и выносливость на самые различные дистанции, наперегонки в гору, через препятствия и другие. Участники Сабантуев с большой охотой соревнуются в кроссовых забегах. Нередко дистанцию определяют на глаз - “от села до села”. Причем повсеместно бегунов сопровождают всадники или мотоциклисты, оказывающие при необходимости помощь. Именно с пешего бега начинались Сабантуи в начале XX века. Было несколько забегов по разным возрастным категориям: начинали, как и все состязания Сабантуя, дети. Расстояние определяли на глаз: примерно от половины до одной версты и от одной до двух верст. Соревнования тауга чабыш (бег в гору) зафиксированы в словаре М. Кашгари (XI в). Бег в гору как один из видов состязаний батыров фигурирует и в татарских народных сказках (“Алпамша”, “Камыр батыр” и др.).

Происхождение этого вида бега уходит корнями в далекое прошлое и связано с поклонением “духу горы”. Бег в гору включен в программы многих Сабантуев (там, где имеются холмы).

Издавна на Сабантуях состязались в поднятии тяжестей - камней. Состязания по поднятию камней и поныне сохранились на праздниках в ряде районов. Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно 25-30 килограммов одной рукой. Правила соревнований просты и общедоступны: каждый участник предварительно поднимает камень обеими руками и удобно укладывает его на поднятую к плечу правую ладонь. И после этого, медленно выпрямляя руку, поднимает тяжесть. На большинстве Сабантуев на соревнованиях по поднятию тяжестей используются гири или штанги. Во многих районах соревнующиеся предпочитают поднимать двадцатичетырехкилограммовые и двухпудовые гири.

На районных Сабантуях возрождается еще одна давняя народная традиция: молодежь и ветераны активно участвуют в соревнованиях по переносу тяжестей (гири). К турниру допускали лишь мужчин от 25 лет.

Сикереш (прыжки), как и другие национальные виды спорта древних тюрков упоминались в словаре М. Кашгари. Проводятся состязания по прыжкам в высоту и длину.

Все увереннее заявляет о себе на Сабантуях и борьба на руках. Если на международной арене спорта этот вид известен как армрестлинг, в татарском народе он издавна известен как “кул көрәштеру”. Правила ее просты: чтобы одержать победу над соперником, необходимо прижать его руку к столу, на который кладется специальная подушка.

Аркан (канат, бау) тартыш (перетягивание каната). В древнетюркском словаре он обозначен терминами uruq (веревка, канат) и uqruq (аркан). Ук атыш (стрельба из лука). М. Кашгари так писал об этом истинно народном виде спорта: “curam — стрельба из лука по дальней цели; curam oqi - легкая длинная стрела для стрельбы из лука по дальней цели”.

Йодрык сугышы (кулачный бой). Говоря об истинно национальных видах спорта, нельзя не упомянуть и кулачный бой, который у татар, как и у других тюркских народов, культивировался с давних времен.

Бег с коромыслом - шуточное соревнование, но в нем имеется некий подтекст: так как ведра не пусты, а полны до краев водой и соревнуются, в основном, молодые девушки на выданье и невестки, тут заодно проверяется их аккуратность. Бой горошков – одно и самых любимых соревнований. Задача – разбить горшок с завязанными глазами.

Для самых ловких существует такое состязание, как влезание на столб, на вершине которого прикрепляется красный флажок или ценный подарок. Причем высота столба порой достигает 15 метров.

Веселое состязание поиск монеты в плошке с катыком. Судьи плотно завязывают игроку глаза и предлагают отвести руки за спину. По сигналу судьи игрок нагибается над тарелкой и, "нырнув" лицом в катык, губами начинает искать монету. Он имеет на это только строго ограниченное время. Особенно любима детьми такая забава, как бег с яйцом в ложке, при этом ложку нужно держать во рту.

Шуточное состязание бой мешками с соломой, сидя на бревне, тоже требует определенной ловкости. На майдане устанавливается бревно круглой формы. Два участника состязания садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу судьи игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника с бревна на землю. Кто сумеет, сам, удержавшись на бревне, свалить соперника на землю - тот объявляется победителем.

Существуют также множество различных состязаний, связанных с наличием тех или иных технических средств и условий, позволяющих их проведение. Такие, например, как соревнования на парных упряжках, джигитовка, езда рысью под седлом, кыз куу ( джигит-всадник должен догнать девушку-всадницу и на скаку поцеловать или сорвать вышитый платок, повязанный на рукаве), бег по колодезному журавлю и другие.

statesymbol.ru