Тюнинг трансмиссии: Тюнинг трансмиссии

Содержание

Тюнинг трансмиссии

Трансмиссия любого, особенно спортивного автомобиля – важнейший механизм реализации динамических характеристик двигателя. Увеличившаяся мощность мотора тяжким бременем ложится на трансмиссию, которая дополнительной нагрузки может и не выдержать.

А как выяснить, на что способна трансмиссия вашего автомобиля? Для этого следует знать ее основной параметр – проходной момент. До тех пор, пока он по величине больше или равен крутящему моменту двигателя, — все в порядке. Незначительное превышение лишь сокращает ресурс коробки. Но если оно достигает полутора раз, шестерни будут работать практически без запаса прочности и о ресурсе можно вообще забыть. Если же крутящий момент двигателя превышает проходной момент трансмиссии более чем в полтора раза — коробку надо менять или переделывать. В противном случае есть риск просто «порвать» трансмиссию.

Содержание статьи

  • 1 Тюнинг коробки передач
  • 2 Выбор сцепления
  • 3 Тюнинг дифференциала

Тюнинг коробки передач

Коробка передач играет в трансмиссии основную роль – даже с относительно слабым мотором машина может быть быстрой благодаря правильно подобранным передаточным числам КПП. Спортивные автомобили отличаются от серийных, в первую очередь, именно коробками передач, а уж потом моторами, кузовами и подвеской.

Для наилучшей разгонной динамики трансмиссия должна позволять мотору как можно дольше работать в „правой“ зоне шкалы тахометра (в промежутке от оборотов максимального момента до оборотов максимальной мощности). Добиться этого несложно: нужно лишь, чтобы передаточные числа каждой из передач были близки друг к другу. Тогда при переключении „вверх“ обороты упадут не намного, мотор вновь окажется „в моменте“ и сможет резво ускорять автомобиль. „Близкие“ ступени коробки помогут и при переключении „вниз“: даже на относительно высокой скорости в случае необходимости можно смело включить пониженную передачу и сделать разгон более интенсивным, не рискуя при этом выскочить в красную зону на тахометре.

Конечно, конструкторы серийных автомобилей знают об этом не хуже нас с вами. Но ряды передаточных чисел стандартных коробок нередко имеют огромные „дыры“ между соседними ступенями. Понятно, что инженеры подбирают такой ряд не со зла и не от хорошей жизни. Ведь „гражданский“ автомобиль должен иметь не только приемлемую динамику, но и удовлетворять многим другим требованиям.

Во-первых, он обязан уверенно развивать максимальную скорость, доступную для мотора данной мощности. Для этого передача, на которой он ее достигает, должна быть достаточно „длинной“, с малым передаточным отношением. Во-вторых, автомобиль должен уверенно трогаться с места на крутом подъеме с полной нагрузкой, а для этого требуются „короткие“ низшие передачи.

Что же делать? Выход один: сохранив корпус коробки (его переделка – слишком дорогое удовольствие), заново изготовить оригинальные валы и шестерни. Работа эта чрезвычайно трудоемкая, а потому недешевая. Где-нибудь в Америке на человека, желающего изменить передаточные числа стандартной трансмиссии своего “Мерседеса”, посмотрели бы как на помешанного. А для владельцев отечественных машин есть одно весьма приятное обстоятельство: в нашей стране опыт подобного рода переделок накоплен, и немалый. Здесь, как обычно, в авангарде выступили автоспортсмены: для ралли, для кросса и „кольца“ было разработано огромное количество самых разных рядов и главных пар – в первую очередь, для переднеприводных тольяттинских машин.

Несмотря на различия, все тюнинговые ряды строятся, в общем, по одному принципу. Низшие передачи здесь существенно „длиннее“, то есть более скоростные чем у серийных коробок. А высшие – наоборот, „короче“ и ближе друг к другу. Такой подбор передаточных чисел немного усложняет процесс трогания с места, зато потом поведение автомобиля меняется просто сказочным образом: уже на первой-второй, „выкрутив“ мотор до отсечки, можно разогнаться до скорости, где будут вполне уместны четвертая, пятая и даже шестая передачи! Ничуть не менее интересной становится и быстрая езда. Например, даже если пятая передача уже „в тонусе“,и обороты достаточно высоки, можно без проблем перейти даже не на четвертую, а сразу на третью ступень и сделать разгон еще более интенсивным.

Устанавливая в коробку новую „начинку“, следует лишь помнить, что не каждый ряд сможет нормально „уживаться“ с серийной главной передачей. Впрочем, здесь вариантов разработано тоже немало: в стандартный картер можно установить тюнинговые „пары“ с передаточным числом 4,33; 4,5; 4,7; 5,0, и даже 5,125. А еще можно установить так называемую короткую „кулису“, которая изменяет передаточное отношение привода переключения. Стоит это недорого, зато оперировать коробкой будет куда проще.

А есть ли варианты еще более экстремальные, нежели простая замена ряда? За отдельную и весьма немалую плату желающим соберут самую настоящую гоночную кулачковую „шестиступку“. Такая коробка позволяет гонщикам переключаться без выжима сцепления и существенно сокращает время разгона. Но чтобы ездить на „кулачке“, одних только денег мало, нужно еще и уметь ей пользоваться. Да и шумит такая трансмиссия сильно- примерно как серийная без масла. Впрочем, бывают кулачковые коробки, которые не требуют специальных „гоночных“ навыков (правда, на отечественные машины их, к сожалению, не ставят). В принципе, кулачковая коробка устроена так же, как обычная, только вместо косозубых шестерен – прямозубые, вместо зубчатых муфт – кулачковые, и никаких синхронизаторов – гоночное зацепление. Кулачки обеспечивают высочайшую скорость переключений, но из-за ударных нагрузок быстро скругляются и требуют замены.

Выбор сцепления

Еще более внимательно придется отнестись к выбору сцепления. Ведь ему приходится не только передавать мощность от мотора к трансмиссии, но и играть роль демпфера, смягчающего рывки при переключении передач и резком разгоне или, наоборот, торможении двигателем. Тут, что называется, шаг влево, шаг вправо… Поставишь слабую корзину – неминуема пробуксовка сцепления, а более мощная не будет сглаживать рывки, что приведет к повышенным ударным нагрузкам в трансмиссии и, соответственно, приблизит ее кончину. Но даже если сцепление подобрано правильно, при агрессивной езде пробуксовка муфты неизбежна, а если вы еще и любитель не сбрасывать газ при манипулировании коробкой… В таких случаях незаменимыми оказываются металлокерамические диски сцепления.

Тюнинг дифференциала

Следующий вопрос – выбор дифференциала. Большинство обычных автомобилей прекрасно ездят с обыкновенными коническими „диферами“. Но прелесть тюнинга как процесса в том и заключается, что его плоды – автомобили совсем не обычные. И когда появились автомобили с более чем 120-сильными двигателями, стало очевидно, что реализовать такую мощь через два ведущих колеса – далеко не простое дело. Конечно, самый оптимальный выход из этой ситуации – полный привод. Но его использование повлекло бы полную переделку всего автомобиля. Выход нашли в применении пусть и не столь радикального, зато давно апробированного решения – самоблокирующегося межколесного дифференциала. В отличие от традиционного конического, он продолжает вращать оба колеса даже в случае, когда одно из них находится на скользком покрытии и буксует. Естественно, что и это решение пришло из спорта – там и моторы помощнее „гражданских“, и условия сцепления шин с покрытием часто похуже, чем на асфальтовых дорогах общего пользования.

Вариантов исполнения блокировки немало, но наибольшее распространение получил червячный механизм типа Quife. Принцип его работы напоминает таковой у обычного дифференциала, но сателлиты здесь не конической, а цилиндрической формы, причем имеют спиральные зубья. Когда колеса вращаются с сильно различающейся частотой, возникающие на зубьях сателлитов силы прижимают их торцы к корпусу дифференциала и мешают им проворачиваться – это уменьшает пробуксовку колес. Что это дает? Прежде всего, резкое повышение тяговых свойств автомобиля. Ведь с блокировкой в трансмиссии на скользкой дороге (а с мощным мотором даже сухой асфальт иногда кажется очень скользким) „гребет“ не одно колесо, как в случае со свободным дифференциалом, а сразу оба.

Но этот эффект лежит, так сказать, на поверхности. А у блокировки есть и еще одно свойство, не столь очевидное. Оказывается, она сильно влияет на управляемость автомобиля. Представьте, что будет, если в быстром повороте на мощном переднеприводном автомобиле резко открыть дроссельную заслонку. Правильно, забуксуют ведущие колеса. Нюанс в том, что обычный конический дифференциал, сорвав внутреннее, разгруженное колесо, защищает от срыва внешнее, которое и „заправляет“ машину в поворот. С блокировкой ситуация другая – срыв наступает пусть и позже, чем со свободным дифференциалом, но происходит гораздо резче и сразу на обоих колесах. Естественно, автомобиль при этом норовит поехать прямо – управляющие силы на сорванных колесах стремятся к нулю. Такой режим движения называется сносом передней оси. А если начнется занос задней? Вот здесь помощь блокировки будет очень кстати: когда водитель грамотно „ловит“ машину, поворачивая руль в сторону заноса и увеличивая подачу топлива, автомобиль с таким дифференциалом „отгребается“ куда охотнее.

ИЖ-ТЕХНО официальный сайт — тюнинг трансмиссии внедорожников

С 19 декабря при покупке продукции ИЖ-ТЕХНО, фирменный календарь на 2023 год в ПОДАРОК!

*при заказе от 10 000 ₽

К покупкам!

Изготовим полуоси по вашим чертежам и характеристикам

Заказать

от 12 000 ₽. по России*


*кроме отдаленных регионов

Каталог

 

Хиты продаж

Хит продаж

Блокировка дифференциала Блокка™ для автомобилей УАЗ

от
14 000 ₽

Подробнее

Хит продаж

Принудительная блокировка Нива

от
35 000 ₽

Подробнее

Хит продаж

Блокировка Блокка™ Нива в сборе с корпусом дифференциала

от
17 500 ₽

Подробнее

Хит продаж

Комплект шестерен 1:2. 8 и 1:3.3 в пониженный ряд раздаточной коробки УАЗ

от
13 000 ₽

Подробнее

Хит продаж

Принудительная блокировка УАЗ Спайсер

40 000 ₽

Подробнее

Хит продаж

Блокировка Блокка™ Нива в комплекте с осью сателлитов

от
12 000 ₽

Подробнее

Хит продаж

Разгруженные полуоси НИВА без АБС

от
38 000 ₽

Подробнее

Хит продаж

Усиленный бортовой вал УАЗ

от
10 000 ₽

Подробнее

Смотреть все

Новинки

Новинка

Усиленные передние привода Lada 4×4 и Chevrolet Niva «Спорт»

от
52 000 ₽

Подробнее

Новинка

Разгруженные полуоси Сузуки Джимни (Suzuki Jimny)

от
40 000 ₽

Подробнее

Новинка

Усиленные передние привода УАЗ серии Туризм (ШРУС) портальные мосты

от
20 000 ₽

Подробнее

Новинка

4-х сателлитный дифференциал раздаточной коробки ГАЗель/Соболь 4х4

15 000 ₽

Подробнее

Смотреть все

Блог

28 декабря 2022

#ижтехно В этой серии!!! Все, что вы любите, УАЗы штурмуют осенний лес, водители воюют с УАЗами, и всё это очень интересно и красиво.

21 декабря 2022

С 21 декабря при заказе от 10 000 ₽ off-road календарь в подарок!

07 декабря 2022

Изготовим на заказ усиленные полуоси заднего моста из высокопрочной хромоникелемолибденовой стали, и более чем на 55% прочнее стандартных полуосей.

ПОДРОБНЕЕ

Смотреть все

Выбор марки

Мы занимаемся производством, проектированием и изготовлением деталей и агрегатов для тюнинга внедорожников отечественного и зарубежного производства.

У нас есть собственный завод по производству запчастей, расположенный в Ижевске. Помимо производства деталей для тюнинга, с 2008 года занимается исследованиями в области трансмиссий отечественных и зарубежных полноприводных автомобилей.

На нашем сайте вы можете заказать детали для тюнинга внедорожников напрямую от производителя ИЖ-ТЕХНО.
У нас продаются детали для раздаточных коробок, принудительной блокировки, ШРУСа, подвески, лебёдки, моста, есть Блокка™, а также множество других запчастей.

Детали у нас можно купить как в розницу, так и стать нашим постоянным партнёром и закупать запчасти на выгодных условиях.

Мы доставляем наши запчасти по всей России. Есть бесплатная доставка.

Основы настройки автоматической коробки передач

В настоящее время многочисленные специализированные тюнинговые агентства и службы трансмиссии предлагают автолюбителям возможность модернизировать автоматические коробки передач. Такие тюнинговые операции могут варьироваться от перепрограммирования алгоритмов управления трансмиссией до полной замены деталей трансмиссии. Но важно отметить, что настройка трансмиссии – это кропотливая процедура, требующая детального анализа желаемых изменений и возможных последствий внедрения таких специальностей трансмиссии.

Настройка АКПП включает в себя следующее
методы:

  • Перепрограммирование (чип-тюнинг/переназначение TCU). Этот тип
    тюнинга включает в себя изменение настроек программного обеспечения и перепрограммирование переключения
    алгоритмы
  • Качественный тюнинг (замена АКПП/АКПП
    компонентов трансмиссии) напрямую связано с применением трансмиссии
    комплектующие из высококачественных материалов. Однако этот вид тюнинга не имеет
    влияние на функции и рабочие характеристики автомата
    коробка передач
  • Комплексный (глубокий) тюнинг, предполагающий конструктивные изменения
    компонентов АКПП, что также приводит к изменению качеств
    эти составляющие, а именно: обороты двигателя на старте, параметр крутящего момента,
    динамика и резкость переключений, время активации передачи крутящего момента
    блокировка преобразователя и т. д.


Полезные видео по доработке трансмиссии

Теперь рассмотрим все методы настройки более подробно.

Перепрограммирование
(чип-тюнинг/ переназначение TCU)

Совершенствование управления АКПП
алгоритмы — перспективное направление в области тюнинга автомобилей. Чип-тюнинг
приспосабливает трансмиссию к особенностям вождения водителя. Кроме того,
чип-тюнинг позволяет устранить задержки в работе трансмиссии и
подбор необходимого передаточного числа в соответствии с дорожными условиями. Модернизация
система управления автоматической коробкой передач облегчает получение более быстрой передачи
изменяет и уменьшает время разгона автомобиля. Внешний вид
чип-тюнинг обусловлен возможностью улучшения работы
АКПП без вмешательства в механическую часть.
блок управления коробкой передач содержит заводской алгоритм
блок управления трансмиссией. С помощью специального программного обеспечения можно
изменить необходимые параметры.

Переназначение TCU начинается с установки спец.
программное обеспечение, которое помогает вносить изменения в параметры контроллера.
В зависимости от желаемого результата специалисты трансмиссии меняют программу
встроенный в электронный блок управления. В результате автоматическая коробка передач
работает в соответствии с требованиями автовладельца: скорость переключения передач
повышается, кик-дауны становятся менее заметными, обгоны становятся безопаснее. В некоторых
случае (паркетники и кроссоверы) перепрограммирование управляющего ПО обеспечивает
улучшение внедорожных качеств автомобиля.

Еще плюсы чип-тюнинга:

• Изменение параметра скорости сваливания при разблокированных тормозах, с места до 3000 об/мин вместо 2000. Такие регулировки повышают динамику и скорость в начале движения.

• Дополнительная мощность и крутящий момент за счет ослабления ограничителей крутящего момента коробки передач.

• Более быстрое и плавное переключение передач

• Быстрая реакция на команды типтроника или подрулевые лепестки (при наличии)

• Улучшенная реакция на низких скоростях и при отключении от сети за счет более ранней блокировки гидротрансформатора.

• Более высокая топливная экономичность в некоторых коробках передач благодаря меньшим потерям мощности через трансмиссию

• Устранение кик-даунов и чрезмерных толчков

Но с другой стороны, главная опасность чип-тюнинга заключается в неправильной настройке программных параметров. В результате такие ошибки могут иметь следующие последствия:

• Сильные рывки при изменении передаточного числа

• Проскальзывание

• Недостаточная скорость ускорения

• Постоянный перегрев масла

• Деформация деталей АКПП

• Увеличение расхода топлива

• Ускоренный износ фрикционных дисков

• Чрезмерное увеличение нагрузки на все элементы силового агрегата и трансмиссии

К чип-тюнингу АКПП нужно подходить комплексно. Изменения в работе АКПП влекут за собой необходимость изменения других систем автомобиля. Большинство стандартных деталей не выдерживают повышенных динамических нагрузок, поэтому одновременно с чип-тюнингом требуется усиление других систем автомобиля. Правильно провести чип-тюнинг невозможно без специального измерительного стенда. Этот стенд помогает измерять динамические параметры до, во время и после чип-тюнинга.

При проведении чип-тюнинга следует также учитывать вопрос воздействия на окружающую среду. Все автомобили перед официальным выпуском подвергаются разным видам испытаний на соответствие определенным стандартам и контролю уровня выбросов. Внесение изменений в программное обеспечение может привести к изменению режима работы двигателя и привести к увеличению выбросов.

Чип-тюнинг, выполненный профессионалами, обеспечивает улучшение управляемости автомобиля и полностью удовлетворяет требования автовладельцев. Но следует учитывать, что неправильные настройки могут повредить трансмиссию и привести к дорогостоящему капитальному ремонту АКПП, поэтому необходимо взвесить все за и против этого шага и обращаться только к опытным специалистам.

Качественный тюнинг (замена узлов АКПП)

Второй вид тюнинга предполагает замену внутренних элементов трансмиссии. Данная мера направлена ​​на улучшение технических параметров и надежности трансмиссии за счет производства компонентов с использованием более совершенных материалов. Новые компоненты обычно изготавливаются из более прочных материалов, таких как кевлар, композитные материалы или металлокерамика. В перечень заменяемых элементов обычно входят:

• поршни тормозной ленты

• обгонные муфты и масляные аккумуляторы

• игольчатые подшипники вместо биметаллических втулок

• полимерные прокладки, заменяющие бумажные прокладки

• дополнительные радиаторы охлаждения

• сковороды с повышенным расходом масла

При правильном подходе этот тип тюнинга обеспечивает более высокую устойчивость трансмиссии и потенциальное повышение эффективности силового агрегата без ущерба для комфорта езды. Однако кастомизированные автозапчасти достаточно дороги, а использование некачественных компонентов трансмиссии может полностью нивелировать положительный эффект. Модернизация АКПП заменой отдельных деталей позволит автовладельцам продлить срок службы своих автомобилей и даст возможность эксплуатировать автомобиль в тяжелых условиях. Многие производители автомобилей и компании, специализирующиеся на автозапчастях, предлагают готовые решения по модернизации АКПП. Эти решения можно приобрести и установить в специализированных сервисных центрах трансмиссии.

Сложный (глубокий) тюнинг

Данный вид тюнинга выполняется во всех направлениях и затрагивает следующие детали АКПП:

— Гидротрансформатор. В рамках гидротрансформатора АКПП специалисты по тюнингу выполняют следующие процедуры:

• Модернизация лопаток насоса и/или турбинного колеса

• Установка кевларовой накладки на замок

• Замена шайб и подшипников

• Установка усиленной турбины

• В случае более продвинутого тюнинга владельцы автомобилей покупают спортивный гидротрансформатор.

Узнайте, как настраиваются гидротрансформаторы для дрэг-рейсинга:

— Система охлаждения. Специалисты обычно устанавливают еще один радиатор, который подключается к штатной системе через масляный термостат. В процесс тюнинга системы охлаждения также входит установка термодатчика с электроклапаном (без него АКПП в зимнее время замерзнет и будет подвергаться повышенному износу)

— Насос трансмиссионного масла. Масляный насос заменен на его аналог повышенной производительности. Этот шаг помогает увеличить давление в каналах и предотвращает колебания. Не так просто найти заводские аналоги или кустарное изделие надлежащего качества.

— Настройка гидроблока включает следующую процедуру:

1. Регулировка времени переключения передач

2. Повышение давления в системе смазки

3. Повышение давления в гидротрансформаторе (более высокая эффективность)

4. Модернизация системы охлаждения для более быстрой циркуляции ATF

5. Установка нового клапана во избежание перепадов давления при сжатии фрикционов

Во многих случаях специалисты используют комплекты Transgo для модернизации гидроблоков автоматических трансмиссий.

— Уменьшение зазоров в сцеплении с использованием самого тонкого сорта стали и подбор спортивных фрикционов

— Грамотный подбор планетарного ряда с повышенными передаточными числами для начальных скоростей

Собственно, после такого тюнинга корпус трансмиссии может быть единственной деталью, которая останется от базовой комплектации трансмиссии.

В некоторых случаях автовладелец заменяет коробку передач в своем автомобиле на аналогичную спортивную или модернизированную внедорожную автоматическую коробку передач. Этот вид тюнинга представляет собой сложную процедуру, требующую детального анализа и расчетов для оптимизации устанавливаемой трансмиссии с двигателем. Такие операции могут быть правильно выполнены только опытными специалистами.

В общем, тюнинг АКПП оказывается достаточно сложным и достаточно затратным мероприятием.

Back to top