Медосмотр водителей на предприятии


Медицинские осмотры водителей | Статья

Статьи по теме

Существуют разные виды медицинских обследований водителей, основным признаком которых является назначение данного обследования. Исходя их хронометрической последовательности, определим, для чего служит тот или иной вид медицинского осмотра, кто его должен оплатить, какие существуют особенности

Водительскую справку оплачивает сам водитель

Водительская справка, как в быту называют медицинское заключение 003-В/у, утвержденное приказом Минздрава России от 15.06.2015г. № 344н, указывающее на наличие или отсутствие  у кандидатов в водители транспортных средств и водителей, заменяющих водительские удостоверения, медицинских противопоказаний и показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Водительская справка – это медицинское заключение 003-В/у, утвержденное приказом Минздрава России от 15.06.2015г. № 344н, указывающее на наличие или отсутствие  у кандидатов в водители транспортных средств и водителей, заменяющих водительские удостоверения, медицинских противопоказаний и показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. 

Без этого заключения гражданин не сможет получить или заменить на новое свое водительское удостоверение. Эту справку, как в быту называют заключение 003-в/у гражданин получает самостоятельно и за свой счет, поскольку получение или замена водительских прав относится к отношениям Гражданин – Государство. Замена или получение прав – это государственная услуга, регулируемая Гражданским Кодексом Российской Федерации и Кодексом об административных правонарушениях.

Вы не должны запрашивать у водителя его водительскую справку 003-в/у, по которой он получал водительское удостоверение. Это - не документ, указанный в перечне статьи 213 ТК РФ. Получение водительской справки формы 003-в/у – плоскость гражданского законодательства, одна из государственных услуг для физического лица. Водитель сам оплачивает водительскую справку, и она не является основанием судить о профессиональной пригодности в условиях именно Вашего производства.

Смотрите вебинар на тему "Медицинский осмотр работников: правовые аспекты":

Предварительное медицинское освидетельствование водителя оплачивает работодатель

Наличие медицинского заключения по форме 003-в/у – это вовсе не допуск по медицинским показаниям к работе на конкретное предприятие.

Пример: в одном крупном производственном предприятии начальник транспортного отдела требовал у кандидатов в водители водительскую справку. Он копировал ее, и подшивал вместе с копиями водительского удостоверения. Руководитель был уверен, что это и есть допуск работника по медицинским показаниям. Поэтому, при проверке управления государственного административного надзора за безопасностью движения, совместной с плановой проверкой государственной инспекции труда, возмущению не было предела – вот они, справки, о том, что водитель допускается к управлению транспортным средством. Впрочем, эти возмущения не спасли предприятие от крупного штрафа. Восемь с половиной миллионов рублей поступили в доход государства из-за незнания норм права. На восемь с половиной миллионов рублей можно было бы купить новые полуприцепы, или заменить резину на весь парк.

Предварительное медицинское освидетельствование предназначено для оценки пригодности соискателя на должность на работу в конкретных производственных условиях. Не все работники подлежат предварительному и периодическому освидетельствованию, а только те, кто управляет транспортными средствами и (или) собирается трудиться или трудится на рабочих местах, характеризуемых наличием вредных или опасных производственных факторов.

Основания для проведения предварительного медицинского освидетельствования разное для каждых профессий и видов работ. Медосмотр водителей, перевозящих пищевые продукты, отличается от медосмотра водителя, перевозящего стройматериалы.

Работник подлежит обязательному предварительному медицинскому обследованию до приема на работу, по Вашему направлению за счет работодателя. Даже если соискатель не пройдет это обследование, работодатели должны оплатить расходы. Это обследование проводится только до заключения трудового договора. Речь идет о качественном отборе персонала. Образец заключения указан в Приложении № 3 к Порядку проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г.№ 302н).

Пример: все граждане России, независимо от их пола, уровня квалификации, имеют право получить водительское удостоверение. Однако труд женщин во вредных условиях труда в некоторых законах запрещен. На многих производствах предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья. Например, для выполнения прецезионных работ препятствием для приема может служить крошечная миопия, при которой права выдают налево и направо. Искривление перегородки носа в школьной драке может послужить запретом в профессию водителя-спасателя МЧС. Возьмем банальное плоскостопие – но вы уже не сможете работать инспектором-водителем ДПС ГИБДД. А водительское удостоверение выдают людям с ограниченными возможностями, без одной из конечностей, или пожилым людям.

Периодический медицинский осмотр – проверяем, все ли в порядке со здоровьем

Периодический медицинский осмотр водителей – подтверждение, что работник так же здоров, каким был при приеме на работу, и у него не началось профессиональное заболевание. При его проведении необходимо руководствоваться Порядком проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н).

Обязательное психиатрическое освидетельствование водителей

Обязательное психиатрическое освидетельствование на выходе  – это заключение о том, что в течение 5 лет  с последнего освидетельствования у человека не образовалось психиатрическое заболевание (эпилепсия, шизофрения и т.д.), которое может послужить опасностью как для самого водителя, так и для других участников дорожного движения.

Обязательное психиатрическое обследование проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 695. В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.93 № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", работы, связанные с движением транспорта, в том числе автомобилей категории В, относятся к видам профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности. При отсутствии заключения о прохождении 1 раз  в 5 лет этого вида обследования у вновь принимаемого работника, Вам необходимо направить его по выданному направлению за Ваш счет. Прочтите рекомендацию Как провести обязательное психиатрическое освидетельствование

Речь идет о медицинских осмотрах перед рейсом или сменой. Порядок проведения этих медосмотров указан в приказе Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н. Для его проведения внутри организации необходимо получение медицинской лицензии, или заключение договора с мед.учреждением. Существовавший ранее порядок проведения медосмотра медсестрой с сертификатом отменён. Только лицензированные специалисты и медицинские организации с такой лицензией могут ставить штамп в путевой лист и вносить записи в Журнал предрейсового медосмотра. Если работник занят перевозкой опасных грузов или пассажиров, то ему положено проходить еще и послерейсовый медосмотр.

Итак, водитель получает у диспетчера путевой лист. С этим путевым листом он идет в медицинский кабинет. Если водителя направляют в рейс, а рейс – это расстояние, пройденное на транспортном средстве по выданному путевому листу из одного пункта в  другой,  и обратно, к месту нахождения своего диспетчерского пункта, гаража или стоянки, и этот рейс занимает, например не один день, а три, то ежедневно его проходить нет необходимости. Статьей 20 Закона "О безопасности дорожного движения"  от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ установлено, юридические лица обязаны организовывать предрейсовые медицинские осмотры водителей.

Соответственно, работодатель должен провести только предрейсовый (перед командировкой) и послерейсовый (по возвращении из командировки при необходимости – если вёз опасный груз или пассажиров) медицинские осмотры водителя, вне зависимости от того, сколько дней будет длится его рейс. Такие выводы подтверждаются судебной практикой (см., например, Постановление Верховного Суда РФ от 05.10.2012 N 46-АД12-18).

www.trudohrana.ru

разберем, кто обязан его проходить

Послерейсовый медосмотр – разберем, кто обязан его проходить

Управление любым транспортом требует усиленного внимания, готовности к повышенным физическим и психологическим нагрузкам, и, как следствие, крепкого здоровья. Именно по этим причинам законодательство РФ предъявляет усиленные требования к контролю состояния организма водителя, который обязан проходить различные виды осмотров, включая предварительные, периодические, после- и предрейсовые.

Основные нормативно-правовые документы, регулирующие выполнение медосмотров для водителей:

  1. Закон по безопасности ДД (дорожного движения) № 196-ФЗ от 10.12.95 г.
  2. Статьи 212-213 ТК РФ.
  3. Приказ Минздрава РФ № 835н от 15.12.14 г., утверждающий Порядок осуществления медосмотров различного назначения – предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных.

Организацией медосмотров на соответствие персонала норме занимается предприятие-работодатель, а если освидетельствуемое лицо уклоняется от участия в таких мероприятиях, допуск на работу закрывается. Порядок действий при проведении осмотров регламентируется Законом № 196-ФЗ от 10.12.95 г. с актуальными изменениями. Согласно п. 2 стат. 23 обязательный послерейсовый медосмотр осуществляется в течение всей продолжительности занятости водителя, вне зависимости от его стажа работы, если деятельность по перевозке связана с транспортировкой пассажиров или грузов, признанных опасными.

Список работников на медосмотр по приказу 302н

В данном случае под перевозкой людей-пассажиров подразумевается перевозка других граждан помимо водителя, включая сотрудников организации-перевозчика. Таким образом, на прочих водителей, не занимающихся транспортировкой людей или опасных грузов, подобное требование о выполнении регулярных послерейсовых осмотров не распространяется. Оказанием услуг по осмотрам занимаются специальные аккредитованные медучтреждения, получившие лицензию на этот вид деятельности. Предварительно необходимо заключить договор с ЛПУ на услуги по медосмотру.

Обратите внимание! Помимо обязанности спланировать, организовать выполнение и последующий контроль работодатель должен оплатить сотрудникам дни, потраченные на прохождение осмотров в размере среднего заработка и по принятой в компании системе оплаты труда.

Согласно разъяснениям Минздрава в Письме № 2510/9468-03-32 от 21.08.03 г. организовать прохождение медосмотров можно различными способами по выбору работодателя. Это прием по трудовому договору в штат предприятия медицинского работника. Или заключение договора на услуги с медучреждением (обязательно приложите копию лицензии для экономического обоснования расходов компании). Либо по п. 8 Приказа № 835н перевозчик может самостоятельно оформить соответствующий код ОКВЭД на выполнение осмотров, получить разрешительную лицензию и проводить освидетельствование водителей собственными силами (также требуется наличие медицинской единицы в штате предприятия).

Какие действия выполняет медработник во время осмотра водителей:

  1. Проводит сбор анамнеза – собирает данные о текущем самочувствии, жалобах и недомоганиях, проверяет состояние здоровья на момент осмотра. Для этого измеряется давление, температура тела, выполняется визуальный осмотр внешнего вида, кожных покровов и т.д.
  2. Особое внимание уделяется измерению артериального давления. Если показатели оказываются вне пределов нормы, исследование повторяется: только полученный дважды результат (с промежуточным интервалом в 20 мин.) может служить основанием для отказа в выходе на работу.
  3. Выявляются признаки алкогольного, наркотического и токсикологического опьянения. При необходимости используется лабораторная и/или инструментальная диагностика с замером количества выдыхаемого человеком алкоголя. Если же выявляются признаки опьянения, а результат оказывается отрицательным, возможно дополнительное исследование мочи на содержание соответствующих веществ.

По полученным результатам медсотрудник выносит заключение о наличии/отсутствии противопоказаний и дальнейшем допуске/отстранении от выполнения рабочих обязанностей.

Важно! Норма о необходимости выполнения послерейсовых осмотров касается и предпринимателей при управлении ими транспортом (п. 3 Приказа № 835н).

Послерейсовый медицинский осмотр водителей – изменения 2017

С введением в действие Приказа № 835н послерейсовый медосмотр водителей обязателен, как и ранее, в случае управления транспортным средством отдельными категориями работников, утвержденных законодательством РФ. При этом участие в такой процедуре обязательно для всех лиц, самостоятельно эксплуатирующих автомобили, включая ИП (п. 4 стат. 23 Закона 196-ФЗ). Регулярные медосмотры перед сменой, рейсом обязательны для всех водителей, а систематическое участие в осмотрах после смены/рейса требуется только для граждан, перевозящих людей (опасные грузы).

Окончательно определена и конечная цель медицинских мероприятий – установление факта опьянения или заболевания, который служит основанием для отстранения сотрудника от работы. Алгоритм действий медработника во время осмотра не поменялся. Но отстранить водителя от работы при выявлении противопоказаний вправе только медработник с высшим образованием. Если же уровень образования соответствует средне-профессиональному, такой специалист должен направить пациента в медучреждение, где решается вопрос об оказании помощи и оформляется заключение с оценкой состояния водителя (п. 13 Приказа 835н).

Журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – образец

Полученные результаты заносятся в журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – скачать бланк можно здесь. Этот документ является обязательным (п. 14 Приказа 835н) и составляется в бумажном или электронном формате. Если регистр ведется по старинке «на бумаге» требуется прошивка и нумерация всех страниц с последующим заверением печатью компании и подписью руководителя. Если документ формируется в электронном виде, следует заверить его с помощью ЭЦП.

Что за данные отражаются в журнале? Это информация о месте и времени выполнения осмотра; ФИО, пол, дата рождения пациента; результаты проведенных обследований и исследований; итоговое заключение; подписи ответственного медсотрудника и работника-пациента. При успешном прохождении послерейсового осмотра в путевом листе делается соответствующая отметка, означающая допуск на работу. Если в допуске отказано, водитель получает справку для обращения в медучреждение.

Скачать журнал медосмотра водителей бланк

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

raszp.ru

Новшества в медосмотрах водителей (Васильев Ю.А.)

Все статьи Новшества в медосмотрах водителей (Васильев Ю.А.)

Для транспортных предприятий медицинское обеспечение безопасности дорожного движения является обязательным условием осуществления основного вида деятельности. Федеральным законом от 28.12.2013 N 437-ФЗ были внесены поправки, по сути упорядочившие нормативную базу по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств (ТС). Что же изменилось с 31 марта 2014 г.? Также поговорим об учете и налогообложении расходов на проведение медосмотра.

Зачем понадобились поправки?

Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения предусмотрено много лет ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения <1>. Оно заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП.--------------------------------<1> Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ.

Периодичность названных мероприятий, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при наличии которых запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим устанавливаются федеральным законом. Однако федеральный закон, определяющий порядок и периодичность проведения обязательных медицинских освидетельствований водителей индивидуальных транспортных средств, до настоящего времени не принят.В связи с этим правоприменителям приходится руководствоваться подзаконными нормативными актами, причем приняты они не во исполнение Закона о безопасности дорожного движения, а в целях реализации норм других нормативных актов такого же уровня, в частности Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ <2>, хотя к нему нет отсылочных норм.--------------------------------<2> Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ.

Законодатель решил исправить правовые нестыковки и заполнить пробелы, не принимая отдельный закон, а дополнив ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения конкретными указаниями по проведению медосмотров водителей ТС и введя отсылочную норму на Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ. Плюс к этому введены отдельные нормы, посвященные медицинским противопоказаниям, медицинским показаниям и медицинским ограничениям к управлению ТС (ст. 23.1 Закона о безопасности дорожного движения). Предлагаем во всем этом разобраться вместе.

Виды медицинских осмотров

Понятие "медицинский осмотр" в отношении работников без принадлежности их к той или иной профессии определено в ст. 46 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ. В отношении водителей ТС конкретизирует понятие "медосмотр" Федеральный закон от 28.12.2013 N 437-ФЗ. При этом названный акт вводит понятие "водитель транспортного средства". В Законе оно определяется так: лицо, управляющее ТС (в том числе обучающее управлению ТС). Водитель может управлять ТС в личных целях (как гражданин) либо в качестве работника (в организации) или индивидуального предпринимателя.

К сведению. Все обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя. Это правило уточнено Федеральным законом от 28.12.2013 N 437-ФЗ.

Обязательные медицинские осмотры водителей бывают четырех видов. Предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей ТС. Периодические (не реже одного раза в два года) - в течение всего времени работы лица в качестве водителя ТС. Предрейсовые - в течение времени работы лица в качестве водителя ТС, за исключением выезжающих по вызову экстренных оперативных служб. Послерейсовые - в течение всего времени работы лица в качестве водителя ТС, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

На заметку. Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на предпринимателей в случае самостоятельного управления ими ТС, осуществляющими перевозки (Письмо Росздравнадзора от 12.03.2014 N 01И-271/14).

Кем и где проводятся медосмотры? Предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводятся либо привлекаемыми сторонними, либо штатными медицинскими работниками. Работодатель вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников должен будет устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что будет сделано в ближайшем будущем.

К сведению. Проведение обязательных ежедневных предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей предусмотрено Отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы <3>.--------------------------------<3> Утверждено Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Российским автотранспортным союзом 24.10.2013.

При этом все неурегулированные вопросы проведения медосмотров разрешаются в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан в РФ. Во исполнение его приняты различные подзаконные акты, среди которых выделим Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) (Приложение 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н). Что касается предрейсовых медосмотров водителей транспортных средств, то для них предусмотрены отдельная Инструкция (Приложение 9 к Приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555) и Методические рекомендации, которые доведены Письмом Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32. Несмотря на рекомендательный характер последнего документа, он используется чаще, чем Инструкция 1989 г., что подтверждается судебной практикой, связанной с вопросами по проведению предрейсовых медосмотров. Причем разработано Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (Приложение 2 к Письму Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32). Что касается послерейсовых осмотров водителей, то в распоряжении автора не оказалось регулирующего этот вопрос документа. Если и читатель его не найдет, то порядок проведения послерейсового осмотра водителя придется установить организации самостоятельно.И еще, у обывателей бытует мнение, что медосмотры обязательны для водителей транспортных организаций и предпринимателей, занимающихся перевозкой пассажиров и (или) грузов. Однако это заблуждение, так как обозначенные выше требования ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения распространяются на всех юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией ТС.

Медицинское освидетельствование

Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей ТС (кандидатов в водители ТС) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению ТС (п. 6 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения). В отличие от медосмотров, данные мероприятия проводятся за счет средств водителей ТС (кандидатов в водители ТС) (п. 2 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения).Рассматриваемая процедура осуществляется лишь в нескольких случаях: перед тем, как стать водителем ТС (для кандидатов в водители), и после того, как водитель получил водительское удостоверение, - когда срок его действия истек, в связи с чем нужна замена, или же удостоверение нужно вернуть после истечения срока лишения права на управление ТС. Еще одна причина проведения медицинского освидетельствования - внеочередное обследование в связи с выявленными при периодическом медосмотре признаками заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями к управлению ТС (п. 1 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения).Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность. При этом обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя ТС (кандидата в водители).Это основное, что следует знать организации о медицинском освидетельствовании водителей ТС (кандидатов в водители). О проведении процедуры в отношении иных работников сказано в ст. 65 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ. Она имеет общий характер по отношению к вышеозвученным специальным нормам, введенным в Закон о безопасности дорожного движения.По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей ТС (кандидатов в водители) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению ТС. Медицинскими противопоказаниями являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного вождения ТС и при которых гражданину запрещено управлять автомобилем. Медицинскими ограничениями являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного управления ТС определенных категории, назначения и конструктивных характеристик. Конкретные перечни противопоказаний и ограничений по управлению ТС устанавливаются Правительством РФ.Выявление противопоказаний или ограничений является одним из оснований прекращения действия права управления ТС. Также авто с водителем будет не допущено к участию в дорожном движении по истечении срока действия водительского удостоверения или же в случае лишения права на управление ТС <4>. Это следует из новой редакции п. 1 ст. 28 Закона о безопасности дорожного движения.--------------------------------<4> Виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами либо ограничение такого права, перечислены в гл. 12 КоАП РФ.

Медицинский осмотр или освидетельствование?

Данный вопрос логичен, так как из обновленной ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения не ясно, данные процедуры являются дополняющими или исключающими. По мнению автора, обязательное медицинское освидетельствование должны проходить водители ТС - граждане, которые в таком качестве не связаны трудовыми отношениями с работодателями. Медицинское освидетельствование касается действий, связанных с получением, заменой, возвратом водительского удостоверения, без которого никто не может быть допущен к управлению ТС. Медосмотр же - это дополнительное мероприятие медицинского обеспечения безопасности дорожного движения со стороны работодателя. Таким образом, можно сказать, что медосмотр и медицинское освидетельствование - это два дополняющих друг друга мероприятия, осуществляемых в отношении водителей транспортных организаций. Больший интерес для бухгалтера представляют медосмотры водителей ТС, так как именно их проведение работодатель оплачивает из собственного кармана.

Методология учета медосмотров

Затраты по обеспечению нормальных условий труда, безопасности дорожного движения, в том числе расходы на проведение обязательных медосмотров, относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). У транспортной компании они включаются в себестоимость оказываемых услуг. Сюда же относятся предусмотренные трудовым законодательством выплаты за неотработанное время (отпускные, оплата времени прохождения медосмотров, выполнения гособязанностей). Об этом сказано в Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок <5>.--------------------------------<5> Утверждена Минтрансом России 29.08.1995.

Другой документ - Инструкция по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте <6> рекомендует включать затраты на проведение медосмотров в состав расходов по обеспечению нормальных условий труда. При этом расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, относятся к расходам на оплату труда. "В чем разница?" - спросит читатель. В том, что первый вид затрат (по обеспечению нормальных условий труда) может быть отнесен к косвенным расходам, а второй (оплата труда) - к прямым. Но, по мнению автора, методологически более верно все затраты, связанные с прохождением медосмотров, распределить между видами перевозок, в которых участвуют осматриваемые водители. То есть все затраты признать прямыми. Такой порядок позволит объективно распределить расходы и посчитать себестоимость перевозок, включающую затраты, связанные с проведением медосмотров. При этом нужно помнить, что эти затраты относятся к текущим расходам по обычным видам деятельности транспортной компании и отражаются в периоде их осуществления.--------------------------------<6> Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Налог на прибыль

Затраты на оплату услуг персонала, проводящего предрейсовые медосмотры, а также на приобретение необходимых медикаментов и инструментов уменьшают налогооблагаемую прибыль как расходы на обеспечение нормальных условий труда (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Вознаграждение же медицинскому работнику, проводящему предрейсовые медицинские осмотры водителей, выполняющему работу по договору гражданско-правового характера и не являющемуся индивидуальным предпринимателем, включается в налоговую базу по налогу на прибыль организаций (в составе расходов на оплату труда) (п. 1 ст. 255 НК РФ). Хотя налоговики считают, что затраты на оплату услуг персонала организации, проводящего предрейсовые медосмотры, уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 22.03.2012 N 16-15/024879@). При этом условиями признания расходов в целях налогообложения прибыли являются их экономическая обоснованность, факт наличия соответствующих оправдательных документов, служащих основанием для признания таких расходов, а также связь с деятельностью, направленной на получение доходов. У транспортных организаций медосмотры водителей в силу требований законодательства являются обязательными, что позволяет учесть расходы на их проведение по одному из указанных выше оснований. Исключение составляют случаи, когда затраты на проведение обязательных медицинских осмотров (обследований) работников финансируются за счет взносов на страхование от травматизма. Такая возможность предусмотрена пп. "е" п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний <7>. Возмещение затрат из данного источника финансирования не позволяет считать их расходами организации, скорее, это страховое обеспечение.--------------------------------<7> Утверждены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.

Единый налог при применении УСНО

У организаций, применяющих спецрежим - "упрощенку" с объектом налогообложения "доходы минус расходы", расходы на оплату медосмотра персонала не включены в перечень расходов, предусмотренных ст. 346.16 НК РФ. В то же время материальные затраты "упрощенца" (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) принимаются согласно порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций (ст. 254 НК РФ). В силу пп. 6 п. 1 данной статьи затраты на оплату работ, услуг производственного характера (в частности, на обеспечение безопасных условий труда) могут быть отнесены к материальным расходам. Поэтому расходы на проведение медосмотра работников, связанные с участием персонала в основной деятельности организации, уменьшают полученные доходы при расчете единого налога <8>. Главное, чтобы проведение медицинских осмотров было обязательным в силу законодательства <9>, в чем транспортным компаниям и их водителям сомневаться не приходится.--------------------------------<8> См.: Постановления ФАС ЦО от 14.11.2007 N А36-1308/2007, ФАС ВВО от 26.06.2007 N А29-6765/2006а.<9> См.: Письмо Минфина России от 04.06.2007 N 03-11-04/2/157.

Налог на доходы физических лиц

В общем случае оплата за работника товаров (работ, услуг) считается его доходом, полученным в натуральной форме либо в виде материальной выгоды. Статьей 41 НК РФ определяется доход как экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ. У работника, за которого работодатель оплачивает прохождение медицинского осмотра, рассматриваемой выгоды не возникает. Это компенсационная выплата, связанная, в частности, с исполнением сотрудником организации трудовых обязанностей. Она не облагается НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ (Постановления ФАС СЗО от 08.02.2011 N А56-12834/2010, ФАС МО от 21.03.2011 N КА-А40/1449-11).

Об ответственности

Итак, проведение медицинских осмотров - безусловно, важное и нужное мероприятие. Поэтому относиться к нему нужно ответственно всем, кто принимает в нем участие. Сказанное подтверждает ст. 11.32 КоАП РФ, введенная Федеральным законом от 28.12.2013 N 437-ФЗ. Ей установлены административные штрафы за нарушение порядка проведения обязательных медосмотров. Санкции для организаций (предпринимателей) составляют 30 000 - 50 000 руб., для руководителей - 2000 - 3000 руб., а для граждан - 1000 - 1500 руб. При этом предприниматель, который управляет ТС и для которого также проведение медосмотров обязательно, наказывается как и юридическое лицо.Также напомним, что организация проведения за счет собственных средств обязательных медицинских осмотров включена в круг обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК РФ). За невыполнение требований охраны труда в 2014 г. ответственность предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ, а в 2015 г. - ст. 5.27.1 КоАП РФ (Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ). Нарушение же правил охраны труда, которое повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, является уголовно наказуемым (ст. 143 УК РФ).Для перевозчиков пассажиров проведение медицинских осмотров является одним из лицензионных условий. То есть обязательно наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей ТС, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей ТС", или наличие договора с медицинской организацией или предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию (пп. "в" п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом <10>). За нарушение лицензионных условий возможно не только наложение штрафа, но и лишение лицензии со всеми вытекающими отсюда последствиями.--------------------------------<10> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280.

* * *

Как видим, по существу для транспортных организаций мало что изменилось, в большей степени законодателем доработана нормативная база, к тому же следует ждать скоро появления подзаконных нормативных актов, снимающих вопросы медицинского обеспечения безопасности дорожного движения на практике. Поживем - увидим.

xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Инструкция о контроле за состоянием здоровья водителей

ИНСТРУКЦИЯ

О КОНТРОЛЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ВОДИТЕЛЕЙ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

1. Общие положения

 

1. Контроль за состоянием здоровья водителей и механизаторов проводится с целью предупреждения их допуска к управлению транспортными средствами в болезненном состоянии или в состоянии алкогольного опьянения, своевременного выявления ранних форм заболеваний.

2. Водители и механизаторы обязаны проходить медицинский контроль. Уклонение от прохождения медицинских осмотров без уважительных причин является нарушением трудовой дисциплины.

3. Администрация предприятия, хозяйства обязана:

приказом ввести ежедневные медицинские осмотры;

выделить помещение для проведения медицинских осмотров, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам, приобрести соответствующее медицинское оборудование, инструменты, мебель, а также обеспечить топливом, освещением, водой, транспортом и другими производственными услугами;

в установленные сроки направлять водителей и механизаторов на медицинское освидетельствование и переосвидетельствование для определения их годности к управлению транспортными средствами;

контролировать соблюдение сроков прохождения всех видов медицинских осмотров;

обеспечить полную явку водителей и механизаторов на периодические медосмотры;

при выявлении случаев заболевания направлять водителей и механизаторов в лечебно-профилактические учреждения;

оснащать транспортные средства аптечкой первой помощи.

4. Установлены следующие виды медицинских осмотров водителей и механизаторов:

освидетельствование и переосвидетельствование;

предварительные и периодические медицинские осмотры.

 

Освидетельствование и переосвидетельствование

 

1. Медицинское освидетельствование и переосвидетельствование проводится в следующих случаях:

при получении профессии водителя согласно Инструкции Минздрава Республики Беларусь от 6 апреля 1993 г. N 58 “О порядке медицинского освидетельствования и переосвидетельствования лиц для определения их годности к управлению автотранспортом и городским электротранспортом”;

2. Администрация предприятия, хозяйства имеет право направить водителя или механизатора на внеочередное медицинское переосвидетельствование при заявлении самого водителя или возникновении у администрации сомнения в состоянии его здоровья, а также после тяжелой болезни, операции или травмы.

3. При поступлении на работу водитель, механизатор, имеющий право на управление транспортным средством, также проходит предварительное медицинское освидетельствование. На освидетельствование или переосвидетельствование водителей и механизаторов направляют отделы кадров предприятий, хозяйств.

4. Администрация предприятия, хозяйства контролирует соблюдение сроков прохождения периодических медицинских осмотров. Отдел кадров составляет график проведения периодических медицинских осмотров и в соответствии с этим графиком направляет водителей, механизаторов в лечебно-профилактическое учреждение (приложение 1 и 2). Порядок их проведения и календарные сроки следует согласовать с органами здравоохранения.

5. Медицинское освидетельствование или переосвидетельствование проводится только лечебно-профилактическими учреждениями, включенными в специальный перечень. Лечебно-профилактические учреждения, не включенные в этот перечень, не имеют права проводить медицинское освидетельствование или переосвидетельствование водителей, а справки, выданные им, считаются недействительными.

6. Освидетельствование водителей в лечебно-профилактических учреждениях проводится специальными медицинскими комиссиями в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний. Решение этой комиссии о годности освидетельствуемых к управлению автотранспортными средствами является окончательным на установленный срок.

7. При прохождении медицинского осмотра предъявляется паспорт, две фотокарточки, справку из психоневрологического диспансера (отделения) по месту жительства, квитанцию с отметкой сберкассы об уплате сбора за медицинский осмотр, удостоверение на право управления транспортным средством (предъявляется при переосвидетельствовании).

8. Все данные о здоровье и годности к управлению транспортным средством записываются в индивидуальную Карту амбулаторного больного установленной формы. Заключение о пригодности к управлению транспортным средством дается медицинской комиссией и подписывается председателем.

9. Лицам, признанным годным к управлению транспортными средствами, выдаются справки установленной формы.

10. Лицам, признанным негодными к управлению транспортными средствами, справки с заключением комиссии на руки не выдаются, а пересылаются в Госавтоинспекцию.

11. Установлены следующие сроки переосвидетельствования:

водители автотранспорта (кроме водителей автобусов) – через каждые пять лет;

водители автобусов – через каждые три года;

водители достигшие 60-летнего возраста (женщины 55-летние) – через каждый год;

механизаторы – 1 раз в пять лет.

 

Медицинские осмотры

 

1. С целью обеспечения действенного контроля за состоянием здоровья водителей и механизаторов на предприятиях, хозяйствах вводится периодические и ежедневные медицинские осмотры.

2. Периодические медицинские осмотры проводятся 1 раз в 12 месяцев. Водители и механизаторы должны проходить осмотры в медико-санитарных частях, а при отсутствии в территориальных лечебно-профилактических учреждениях, в районе деятельности которых находятся соответствующие предприятия, хозяйства. Осмотры могут проводится также в период нахождения водителей, механизаторов в стационаре или при обращении за медицинской помощью в поликлинику.

3. Ежедневные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры установлены для предприятий и хозяйств с числом водителей и механизаторов 50 человек и более; менее 50 человек – 2 – 3 раза в неделю.

4. При ежедневных медицинских осмотрах:

измеряется температура тела;

артериальное давление;

определяется пульс;

выслушиваются жалобы на состояние здоровья;

проводится реакция на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе одним из принятых методов (проба Рапопорта, трубка контроля трезвости).

Результаты отклонений осмотра необходимо заносить в журнал (приложение 3).

5. При отсутствии медицинских противопоказаний в путевых листах водителей необходимо ставить штамп “Допущен к рейсу” или другую отметку и подпись медицинского работника.

6. При выявлении признаков заболевания медработник обязан выдать водителю, механизатору направление на прием к врачу в поликлинику. В направлении делается отметка о времени его прихода и ухода.

7. В случае обнаружения положительной пробы на алкоголь водителя, механизатора необходимо направить к ответственному должностному лицу, а затем принять меры административного воздействия в соответствии с законодательством о труде.

8. Медработник должен подводить итоги ежедневных медицинских осмотров по истечении квартала и года (приложение 4). Случаи отстранения водителя от работы по причине алкогольного опьянения должны учитываться при подведении итогов соревнования трудовых коллективов и при распределении премиального фонда.

9. Ежедневные медицинские осмотры организуются и контролируются должностными лицами эксплуатационной службы и профсоюзным комитетом.

 

 

 

 

 

Приложение 1

Справочное

 

____________________________________________________________________

(наименование предприятия,  хозяйства, направившего на

____________________________________________________________________

медицинский осмотр)

 

Председатель медицинской комиссии __________________________________

 

НАПРАВЛЕНИЕ

 

Фамилия ____________________________________________________________

Имя __________________________ Отчество ____________________________

Место жительства ___________________________________________________

Стаж работы по данной профессии ____________________________________

Направляется на  медицинский  осмотр  для  определения  годности   к

управлению _________________________________________________________

____________________________________________________________________

(указать вид транспорта)

В связи с чем направляется _________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Время прихода и ухода ______________________________________________

 

Печать направившего                        Подпись и должность лица,

предприятия                                выдавшего направление

 

 

 

 

 

Приложение 2

Справочное

 

ГРАФИК

проведения медосмотров водителей и механизаторов

 

Фамилия,имя,отчество ипрофессияДатапоступленияна работу истаж работыпо профессииДатапрохожденияпоследнегомедосмотраВидмедосмотра ипериодичностьГоды
1919
      

 

 

 

 

 

Приложение 3

Справочное

 

ЖУРНАЛ УЧЕТА

отклонений в состоянии здоровья водителей и

механизаторов по результатам предрейсовых осмотров

 

ДатаФами-лия,имя,отчес-твоЖалобыПульссердца,уд./минТемпе-ратуратела,град.Кровя-ное да-вление,мм рт.ст.Проба насодержа-ние алко-голя ввыдыхае-момвоздухеДопускк ра-ботеПодписьмедра-ботника
         

 

 

 

 

 

Приложение 4

Справочное

 

ДАННЫЕ

о предрейсовых медицинских осмотрах

 

по ____________________________________________________________

(наименование хозяйства)

за _________________________ месяцев 19 ___ г.

 

────────────────────────────────────────────────────────────────────

Наименование данных                                 Количество

────────────────────────────────────────────────────────────────────

 

Число осмотров

Отстранено от работы водителей

В том числе по причине:

острого заболевания

хронического заболевания

алкогольной интоксикации

 

Руководитель (хозяйства, предприятия и т.п.) _______________________

(фамилия и подпись)

 

 

Поделиться "Инструкция о контроле за состоянием здоровья водителей"

oxpana-tryda.ru

Медосмотры водителей

Автомобили является источником повышенной опасности, поэтому к работникам занятым управлением транспортным средством предъявляются повышение требования.  Т.к. проблемы со здоровьем таких работником могут привести к авариям и гибели людей.

Согласно требованиям законодательства, юр. лица и ИП, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать проведение медосмотров и мероприятий по обучению водителей оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП. Данное требование распространяется и на транспортные средства, находящиеся в аренда. Однако если автомобиль предоставляется вместе с водителем по договору аутсорсинга, обязанность по проведению медицинских осмотров может быть переложена на транспортную компанию.

 

Проведение медосмотров

 

Медосмотры организуются работодателем и финансируются за его счет. Они могут проводится как сертифицированным медицинским работником, находящимся в штате организации, так и медицинской организации, осуществляющей предоставление услуг на основание соответствующей лицензии.

Если осмотры будут производится штатным медработником – то работодателю так же понадобится организовать соответствующие рабочее место и приобрести необходимое оборудование.

Минимальные необходимый набор оборудования:

В случае заключение договора на проведение медицинских осмотров со сторонней организацией необходимо удостоверится о наличие действующей лицензии. Проверить подлинность лицензии возможно на официальном сайте Росздравнадзора.

 

Особенности проведения медосмотров

 

Медицинские осмотры проводятся как перед началом рабочего дня (предрейсовые), так и по его окончанию (послерейсовые). Основная задача осмотров – выявление признаков заболевания и состояний, препятствующих выполнению рабочих обязанностей.

При проведении осмотра исследуется внешний вид работника, походка, состояние зрачков, состояние слизистых оболочек и кожных покровов и.д. Затем производится изменение пульса и артериальное давление. При наличии отклонений от нормальных показателей производится повторный замер не ранее чем через 20 минут. Заключительным этапом обследования является выявление признаков наркотического или алкогольного опьянения (включая лабораторные исследования).

По проведённым обследований мед работник делает заключение о наличие или отсутствии противопоказании к выполнению работ, связанных с управлением транспортным средством.  Результаты осмотра заносятся в журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно.

Работник должен быть направлен в медицинское учреждение при выявлении у него заболеваний или состояний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. В этом случае мед работник проводивший осмотр должен выдать водителю справку.

Кроме того, работодатель обязан отстранить работника от выполнения трудовых обязанностей до устранения обстоятельств, послужившим основанием для отстранения (ст.76 ТК РФ).

 

Ответственность работодателя

 

За не проведение медицинских осмотров работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафа:

Так же работодатель может быть привлечён к административной ответственности за допуск водителя, находящегося в состояние опьянения по ст.12.32, с наложением административного штрафа в размере 100 тыс. руб.

prom-nadzor.ru

Справку водителя для ГИБДД, если работаешь водителем в транспортном предприятии?

Должен оплачивать работодатель и ст. 213 ТК РФ должна толковаться расширительно, т.к. именно работодатель должен обеспечивать условия труда работников и значит оплачивать расходы по прохождение необходимых для исполнения трудовых обязанностей мед. осмотров и получение справок. Работник справку получает не для себя лично, а для того, что мог исполнять трудовую функцию.

Вы вправе получить официальное разъяснение по данному вопросу направив письмо в Гос. инспекцию труда и Министерство труда и соц. развития. В письме желательно указать о какой справке идет речь - ее форма.

Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 213 ТК РФ

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Категории работ, при выполнении которых работники проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, определены следующими нормативными актами.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

(часть третья введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 353-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

(часть шестая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

Юрист

www.9111.ru

Медосмотры водителей – все виды и требования к их проведению

По действующим нормам закона медосмотры водителей являются строгим требованием к любой организации с собственным или арендованным автотранспортом. При этом работающие на предприятии шоферы должны проходить несколько видов осмотров, у каждого их которых – свои задачи и особенности. В настоящее время видов обследований, которые нужно проходить водители, пять. Не все они являются жестким условием работы.

Итак, какие медицинские осмотры проходят шоферы?

При приеме на должность

Предварительный осмотр при принятии на вакансию проводится в обязательном порядке для водителей, – всех без исключения. На этапе приема сотрудника крайне важно оценить состояние его здоровья, чтобы подтвердить пригодность к управлению транспортным средством и отсутствие противопоказаний, а также выявить возможные заболевания – в том числе, для дальнейшей профилактики и предотвращения осложнений.

ВАЖНО! Требование о предварительном профосмотре распространяется в том числе на индивидуальных предпринимателей, которые самостоятельно управляют транспортом.

Предварительные медосмотры водителей включают комплекс мероприятий, которые проводит комиссия сертифицированных врачей или специалистов из лицензированного государственного, муниципального или частного медучреждения.

Так, соискателям предстоит пройти общее медобследование у терапевта, хирурга, невропатолога, лора и офтальмолога, а затем полное и тщательное лабораторно-функциональное обследование. Оно подразумевает анализы биоматериалов, проверку зрения и работы вестибулярного аппарата, а также ЭКГ головного мозга.

Также в состав работы комиссии входит анализ результатов планового наркологического обследования и сведения о возможном пребывании пациента на учете у психиатра.

Перед каждой сменой

Медицинский осмотр водителей транспортных средств перед каждым рейсом нужен для снижения количества аварий на дорогах. Его обязаны проходить абсолютно все шоферы. Ведь важно не допустить на смену сотрудника с неважным самочувствием или ослабленным здоровьем. Это может привести к снижению уровня внимания и, как следствие, аварии.

ВАЖНО! Предрейсовый осмотр не проводится для работников экстренных оперативных служб, которые выезжают на смену по срочному вызову.

Этот вид медицинского осмотра водителей проводится медиками-профпатологами либо средним медицинским персоналом, получившим сертификат на оказание такой услуги.

ВАЖНО! Сертифицированный медработник может работать в штате компании. Но гораздо целесообразней заключить с лицензированной клиникой договор на оказание услуг. Это на порядок удобней в организационном плане и более выгодно с экономической точки зрения.

В процессе прохождения медицинского осмотра водитель подвергается общему анамнезу. Медик опрашивает пациента на наличие жалоб и качество сна, и следит за особенностями поведения пациента. Врач учитывает походку шофера, внешние проявления заболеваний, состояние кожи – от ее цвета до наличия царапин и признаков уколов. Медработник измеряет температуру и давление, проверяет на наличие признаков или обострений заболевания.

ВАЖНО! Для допуска к оказанию данного вида услуг медик должен пройти обучение и знать нормы законодательных рекомендаций, связанные с услугой законы, а также нормативные акты относительно признаков употребления спиртного и наркотиков и диагностики этого факта.

По результатам осмотра медик выносит заключение о пригодности пациента к выходу на рейс. В случае одобрения он проставляет печать и подпись в путевом листе шофера.

Если осмотр выявил противопоказания к управлению транспортным средством, – врач отказывает в выходе пациента в смену, составляя соответствующий акт и справку, а затем направляет водителей на клиническое обследование. Основаниями для отказа могут стать наличие болей, общее неважное самочувствие, обострение заболеваний.

Еще один повод – подозрение на алкогольное или наркотическое опьянение, в случае чего выписывается направление на медицинское освидетельствование водителей в клинике.

Сразу после рейса

Периодические медицинские осмотры водителей после рейса проходят только те шоферы, чья работа связана с пассажирскими перевозками и транспортировкой опасных грузов. Их цель – определить влияние трудовых факторов на общее состояние здоровья сотрудника, выявить и предотвратить стрессы, переутомление и хронические заболевания, вызванные условиями труда, и своевременно предвидеть возможные риски.

ВАЖНО! В законодательстве нет документа, регулирующего требования к тому, как должны проходить периодические медицинские осмотры после рейса. Нормативный документ должен носить корпоративный характер, то есть быть разработанным и утвержденным внутри организации.

Кроме того, факт прохождения медицинского осмотра после рейса выступает в качестве эффективной дисциплинарной меры и «сдерживающего фактора». Зная, что после работы его ждет визит к медику, водитель не станет злоупотреблять спиртным и запрещенными веществами на рабочем месте. Это также повышает безопасность дорожного движения.

Содержательно состав послесменного обследования аналогичен процедуре перед рейсом.

Периодические

Плановый периодический медицинский осмотр водителей – важное мероприятие, организуемое в среднем один раз в год. Оно включает полное медобследование сотрудников у терапевта, хирурга, офтальмолога, лора, невролога, дерматолога, психиатра и профпатолога для подробного анализа состояния здоровья и рисков.

ВАЖНО! Законодательством закреплена периодичность прохождения плановых осмотров, соблюдать которую строго обязательно.

По закону периодичность прохождения обследования не зависит от стажа и категории водительского удостоверения, – определяющим фактором является возраст сотрудника. Так, лица младше 55 лет обязаны проходить его не реже раза в десять лет. Шоферы от 56 до 75 лет как представители «группы риска» – не реже одного раза в три года. Работники старше 76 лет проходят обязательный периодический медицинский осмотр ежегодно.

Также ежегодные периодические медицинские осмотры водителей носят обязательный характер для сотрудников, чья работа связана с пассажирскими и грузовыми перевозками.

Внеочередные

Внеочередной профосмотр водителей – это обследование, организуемое при наличии сведений об ухудшении состояния здоровья сотрудника. Такой профосмотр проводится по инициативе работодателя, по рекомендации ответственного за профосмотры медика или по требованию инспектора ГИБДД. Однако в последнем случае у сотрудников надзорных органов должны быть основания для вынесения такого решения.

И дополнительно…

Также в законодательстве существует такое понятие, как медосвидетельствование. Оно отличается от профосмотра тем, что освидетельствование водители проходят тогда, когда не связаны трудовым договором с предприятием.

Например, процедура может быть вызвана необходимостью получить, заменить или вернуть водительские права. Соответственно, и периодичность медицинского освидетельствования водителей зависит от срока действия водительского удостоверения.

Также необходимость в медицинском освидетельствовании может возникнуть вследствие выявления при плановом медосмотре симптомов заболеваний и обострений, относящихся к противопоказаниями к управлению транспортом и ведущие к запрету.

ВАЖНО! Так как медицинские осмотры представляют собой меру по обеспечению безопасности дорожного движения, за которое ответственно предприятие, то и расходы на него лежат на работодателе. В случае с освидетельствованием процедура оплачивается самими водителями.

Процедуру проводят государственные, муниципальные и частные медучреждения с лицензией на такого рода деятельность. Обследование включает также проверку у психиатра и нарколога, которая проводится в поликлинике по месту регистрации.

Документация

Прохождение медицинского обследования предварительного, периодического или внеочередного типа завершается оформлением медицинской справки, подтверждающей пригодность сотрудника к профессиональному управлению транспортом. Внеплановое или периодическое медицинское обследование – освидетельствование – сопровождается заключением о наличии или отсутствии ограничений к управлению транспортом в целом.

Ответственность

Итак, нужно ли жестко следовать всем требованиям относительно медицинских процедур для сотрудников водительских профессий? Ответ однозначный: да, непременно. Во-первых, все обязательные медосмотры реализованы для реального улучшения ситуации на российских дорогах. Во-вторых, неисполнение требований относительно медицинских процедур влечет за собой внушительные административных штрафы.

При невыполнении требований закона размер санкций для компании или ИП составляет от 30 до 50 тысяч рублей, для руководителей предприятий – от 2 до 3 тысяч рублей, а для сотрудников – от 1 до 1,5 тысяч рублей. Кроме этого, работодатель несет ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

ВАЖНО! С возникновением форс-мажора и ДТП, повлекшего вред здоровью человека или чью-либо смерть, и при наличии выявленных нарушений по части осмотров предусмотрена уголовная ответственность.

К перевозчикам пассажиров требования по профсмотрам еще более ужесточены, так как проведение обследований – это непременное лицензионное условие. Нарушения для них означают не только штрафные санкции, но и лишение лицензии на оказание услуг.

Все виды осмотров

Городская клиника «Медицина для вас» проводит все виды профессиональных осмотров на базе предприятия заказчика либо по адресу медучреждения. Специалисты клиники проводят экспертизу профпригодности в полном соответствии требованиям закона.

Штат медработников различных специальностей и квалификации обеспечивают полный и тщательный осмотр. Мы работаем четко и ответственно, экономя ваше рабочее время.

Мы предлагаем вам заключить договор на регулярное оказание услуг, чтобы сотрудники могли проходить периодические медицинские осмотры без сбоев и нарушений. В нашей клинике медосмотр рассматривается не просто как формальная процедура, а как мера обеспечения безопасности дорожного движения и способ защитить бизнес от проблем.

Сотрудничайте с клиникой, которой неравнодушно благополучие вашего бизнеса!

mdvas.ru


Смотрите также