Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. Поправки к конституции рф принимаются в форме


Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации

13:5024.06.2013

(обновлено: 13:52 24.06.2013)

119347215

Конституцию РФ в год ее 20-летнего юбилея поправят второй раз, чтобы объединить Верховный и Высший арбитражный суды России — соответствующее предложение внес президент Владимир Путин на пленарном заседании ПМЭФ 20 июня 2013 года.

Порядок внесения изменений и пересмотр положений Конституции РФ предусмотрен главой 9 Конституции РФ 1993 года и федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" от 4 марта 1998 года.В соответствии со статьей 134 Конституции РФ, предложения о поправках и пересмотре положений в ней могут вносить президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" устанавливает порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции РФ.Порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции РФ устанавливается Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании и Федеральным конституционным законом о референдуме РФ.Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции РФ устанавливается статьей 137 Конституции РФ и законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ". Федеральный конституционный закон о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно‑правового статуса субъекта РФ должен содержать указание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65 Конституции РФ.Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции, который получает наименование, отражающее суть данной поправки.Предложение о поправке вносится в Госдуму субъектом права инициативы такого предложения, установленным "статьей 134" Конституции РФ, в виде проекта закона.Рассмотрение Госдумой проекта закона о поправке к Конституции РФ осуществляется в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.Одобренный проект в течение пяти дней направляется в Совет Федерации и считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения закона Совет Федерации вправе внести в Госдуму предложение о создании согласительной комиссии. В течение пяти дней со дня принятия закон направляется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ, которые должны рассмотреть его в срок не позднее одного года со дня его принятия.Законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции РФ направляет данное постановление в Совет Федерации.Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ закона о поправке к Конституции, устанавливает результаты этого рассмотрения.

Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона РФ о поправке к Конституции РФ вправе обжаловать указанное постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско‑процессуальным законодательством.

Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения направляется председателем Совета Федерации президенту РФ для подписания и официального опубликования.Президент РФ в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование.Закон РФ о поправке к Конституции РФ вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.

Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.

В 2008 году президент РФ в соответствии со статьей 134 Конституции и статьей 3 Федерального закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" внес в Государственную Думу проекты законов о поправках к Конституции России "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" и "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации".30 декабря 2009 года в Основной закон были внесены поправки, предусмотренные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года. Был увеличен срок полномочий президента РФ и депутатов нижней палаты российского парламента. Согласно Основному закону глава государства стал избираться на шесть лет (ранее — на четыре года), а депутаты Госдумы — на пять лет (ранее — на четыре года).Кроме того, правительство стало обязано отчитываться перед Госдумой о своей работе.

За предыдущие годы в Конституцию были внесены изменения лишь в связи с укрупнением субъектов федерации, число которых сократилось с 89 до 83.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

поправки к конституции рф принимаются в форме



В разделе Конституционное право на вопрос Почему с точки зрения Конституционного Суда Российской Федерации для внесения поправок в главы с 3 по 8 Конституции РФ заданный автором саша сёмкина лучший ответ это Потому, что согласно толкованию Конституции конституционные поправки принимаются не в форме федеральных конституционных законов, а в особой форме - в форме законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. См. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П: Из установленной Конституцией Российской Федерации процедуры принятия поправок к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации вытекает, что поправки в смысле статьи 136 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Положение статьи 136 Конституции Российской Федерации о том, что поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований статьи 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации об одобрении данного акта большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации; кроме того, должно быть соблюдено положение статьи 134 Конституции Российской Федерации, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции Российской Федерации.

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Почему с точки зрения Конституционного Суда Российской Федерации для внесения поправок в главы с 3 по 8 Конституции РФ

Ответ от Дмитрий[гуру]Потому что ФКЗ принимается по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией.

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Поправки к Конституции России - это... Что такое Поправки к Конституции России?

Главой 9 Конституции России 1993 года предусмотрен специальный порядок внесения в её текст изменений и пересмотр её положений.

Более детально процедурные моменты описаны в Федеральном законе от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Как было разъяснено постановлением Конституционного суда РФ от 31 октября 1995 года № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ», такое изменение осуществляется путём принятия особого правового акта — Закона РФ о поправке к Конституции РФ, который принимается парламентом аналогично федеральному конституционному закону, но для вступления в силу требует также ратификации законодательными органами субъектов Федерации.

Предыстория

После разгона Верховного Совета Российской Федерации при Б. Н. Ельцине всенародным голосованием была принята действующая Конституция Российской Федерации 1993 года. В течение его президентства серьёзных поправок в конституцию не вносилось (изменялась только статья 65 в связи с изменениями наименований нескольких субъектов Российской Федерации).

С избранием В. В. Путина президентом России губернаторы, депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации неоднократно поднимали вопрос об увеличении срока президентства или возможности переизбрания президента на третий срок подряд. Путин отвергал данные предложения, говоря о нежелании вносить какие-либо серьёзные поправки в конституцию, унаследованную от Ельцина.

За это время, в связи с изменениями именований субъектов федерации и процессами объединения российских регионов, 9 раз изменялась статья 65 Конституции (о составе субъектов Российской Федерации).

В конце 2008 года президент Д. А. Медведев предложил внести изменения в конституцию, касающиеся увеличения сроков полномочий Президента Российской Федерации и Государственной думы, а также усиления контрольных полномочий Государственной думы в отношении Правительства Российской Федерации. В течение ноября-декабря 2008 года данные изменения были приняты. Это первые существенные поправки к действующей российской конституции за её пятнадцатилетнюю с небольшим историю.

Порядок принятия и внесения поправок и пересмотра положений конституции

Инициаторы поправок

Согласно ст. 134 Конституции России предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы.

Поправки по основным вопросам

В соответствии со ст. 136 поправки к главам 3-8 Конституции (это главы о федеративном устройстве государства (ст. 65-79), президенте (ст. 80-93), парламенте (ст. 94-109), правительстве (ст. 110—117), судебной власти (ст. 118—129) и местном самоуправлении (ст. 130—133)) принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Таким образом они должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. (п.2 ст. 108). После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

Поправки по составу Российской Федерации

Согласно ст. 137 Конституции изменения в ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

То есть по случаю появления нового субъекта федерации (в результате принятия в Россию какой-либо территории, упразднения, объединения или разъединения существующих субъектов Российской Федерации) либо изменения его статуса (например, с области на республику) должен быть принят федеральный конституционный закон, предусматривающий соответствующее изменение в ст. 65 Конституции. Например, в случае вступления в силу такого закона о слиянии регионов в ст. 65 надлежало включить наименования новообразованного субъекта и исключить наименования упразднённых субъектов.

Часть вторая ст. 137 предусматривает, что в случае простого изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции Российской Федерации. Данное действие (включение нового наименования и исключение прежнего) осуществляется указом Президента России без участия Федерального собрания.

Пересмотр фундаментальных положений. Процедура принятия новой Конституции

Статья 135 Конституции гласит, что положения глав 1, 2 и 9 Конституции (это главы об основах конституционного строя (ст. 1-16), правах и свободах человека и гражданина (ст. 17-64), а также о самих конституционных поправках и пересмотру Конституции (ст. 134—137)) не могут быть пересмотрены Федеральным собранием.

Однако, если предложение о пересмотре положений этих глав Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Согласно части третьей ст. 135 Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции России.

Проект новой конституции России может быть принят либо двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания, либо всенародным голосованием.

При проведении всенародного голосования новая Конституция России считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.

Таким образом изменение фундаментальных положений (о конституционном строе России, а также о правах и свободах человека и гражданина) не может произойти до принятия новой конституции.

Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации

Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 года № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации», такое включение осуществляется после издания указа Президента Российской Федерации.

На данный момент в Конституцию Российской Федерации, в статью 65, были внесены следующие изменения в связи с переименованиям субъекта:

Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением состава Российской Федерации

В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:

Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

Поправки 2008 года

Предложение поправок

Д. А. Медведев во время послания к Федеральному собранию

5 ноября 2008 года, выступая в Кремле с ежегодным посланием к Федеральному собранию, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев предложил внести изменения в Конституцию России 1993 года по увеличению сроков полномочий Президента Российской Федерации с 4 до 6 лет (ср. Продление президентских полномочий в странах СНГ), а Госдумы с 4 до 5 лет, а также предложил конституционно обязать Правительство Российской Федерации выступать с ежегодным отчётом перед Государственной думой о результатах своей деятельности, а также по другим вопросам, поставленным Государственной думой.

Текст поправок

Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:

1) часть 1 статьи 81 изложить в следующей редакции:

«1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.»;

2) часть 1 статьи 96 изложить в следующей редакции:

«1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.».

— Закон о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ

Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:

1) в части 1 статьи 103:

а) дополнить новым пунктом «в» следующего содержания:

«в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой »

б) пункты «в» — «ж» считать соответственно пунктами «г» — «з»;

2) пункт «а» части 1 статьи 114 изложить в следующей редакции:

«а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;».

— Закон о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ

Хронология принятия поправок

Критика

Против поправок резко выступили партии «Яблоко» и КПРФ. В качестве аргументов против поправок выдвигаются следующие[16]:

Также указывается на то, что поправки были приняты без широкого всенародного обсуждения и в ускоренном порядке.

Партия «Яблоко» организовала сбор подписей против изменения Конституции на сайте http://popravkam.net/.

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Порядок внесения поправок в Конституцию РФ

ТОП 10:

Под поправкойпонимается любое изменение текста Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо ее положения.

Из установленной в РФ процедуры принятия попра­вок к гл. 3-8 Конституции вытекает, что поправки в смысле ст. 136 Конституции принимаются в форме особого правового акта - зако­на РФ о поправке к Конституции РФ. Положение ст. 136 Конституции РФ о том, что поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в поряд­ке, предусмотренном для принятия федерального кон­ституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований ст. 108 Конституции РФ об одобрении данного акта большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ; кроме того, должно быть соблюдено положение ст. 134 Конституции РФ, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предло­жений о поправках к Конституции РФ.

Законодатель вправе урегулировать порядок на­правления принятых поправок для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов РФ, по­рядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения поправок, а также вопрос о том, каким спо­собом одобренная поправка учитывается в конститу­ционном тексте.

Вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов РФ закон РФ о поправке к Конституции РФ подлежит подписанию Прези­дентом РФ и обнародованию.

Изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционно­го закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. Статус субъекта РФ согласно ч. 5 ст. 66 Конституции, может быть изменен по взаим­ному согласию РФ и ее субъекта в соответствии с фе­деральным конституционным законом (до настоящего времени не принят). Изменение состава РФ принима­ется отдельным федеральным конституционным зако­ном. Правовыми основаниями внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ являются следующие: 1) Конституция предусматривает возможность изменения состава субъектов; 2) фе­деративное устройство и территория РФ отнесены к исключительному ведению РФ; 3) свободное волеизъ­явление новых принимаемых и образуемых субъектов должно получить свое закрепление в международных договорах либо в референдумах всех объединяющих­ся в новый субъект субъектов РФ.

 

 

4. Референдум как высшая форма непосредственной демократии.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум - осуществление путем тайного голосования утверждения или неутверждения гражданами к-л. Документа, решения; согласия или несогласия с действиями Парламента, Президента, Правительства. Согласно ФКЗ «о референдуме РФ» это всенародное голосование российских граждан по законопроектам, по действующим законам и по наиболее важным вопросам государственного значения. Их классифицируют

1.по содержанию: конституционные и обыкновенные

2. по способу проведения: обязательные (выносят прямо указанные в КРФ вопросы) и факультативные (вынесение ?? на всенародное голосование необязательно, но ОГВ или граждане решают это сделать)

3.по времени проведения - дозаконодательные и послезаконодательные

4.по территориальному признаку: федеративные - общегосударственные, субъектов РФ, местные.

Согласно ФКЗ «о референдуме» в обязательном порядке выносятся вопросы о принятии новой Конституции. На референдум запрещеновносить:

- ?? об изменении статуса субъектов РФ

-о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента, СФ, ГД, проведении досрочных выборов, их отсрочке

-о принятии и изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств государства

-о введении, изменении или отмене федеральных налогов и сборов, об освобождении от их уплаты

-о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения

-об амнистии и помиловании

Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Назначает проведение всероссийского референдума президент по инициативе не менее 2 млн. граждан РФ, имеющих право участвовать в референдуме при условии, что на территории 1 субъекта или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 % от 2 млн. человек; либо назначается по инициативе конституционного собрания, предлагающему принять новую конституцию РФ.

Стадии проведения референдума:

I.Реализация права инициативы IV. Проведение агитации.

II.Назначение референдума. V. Голосование и определение результатов

III.Образование участков референдума. VI. Вступление в силу принятого решения.

Формирование избирательных комиссий, составление списков участников референдума.

Процесс реализации инициативы: инициативная группа численностью не менее 100 человек обращается в избирком субъекта, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации и указанием формулировки вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум. Избирком принимает решение о регистрации группы и выдаче ей свидетельства, или отказывает в регистрации в случае нарушения группой положений К РФ и иного законодательства.

В течение 3-х мес. Инициативная группа собирает подписи в поддержку проведения референдума и представляет подписные листы. Их проверяют избиркомы субъектов, выносят постановление и в течение 15 дней направляют в ЦИК.

ЦИК т.ж. проверяет эти листы на соответствие требованиям законодательства в течение 15 дней, затем выносит постановление об отказе в проведении референдума (если число действительных подписей менее 2 млн), возвращает документы инициативной группе для исправления в случае ненадлежащего оформления или направляет Президенту с заключением ЦИК. Президент в течение 10 дней после поступления ему из ЦИК документов направляет их с соответствующим запросом в Конституционный суд РФ. Последний проверяет соблюдение требований КРФ, и в течение 1 месяца направляет президенту соответствующее решение. Если оно положительное, президент назначает референдум в течение 15 дней после поступления к нему решения суда. В случае отрицательного решения суда процесс референдума прекращается.

Президент издает указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения. Голосование м.б. назначено на любой выходной день. Проводится с 8 до 22 часов в помещении участковой избирательной комиссии по проведению референдума. Он признан состоявшимся, если приняли участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Это же правило применяется в отношении решения, принятого на референдумах субъектов РФ и местных.

Решения, принятые на всероссийском референдуме, обладают наивысшей юридической силой, в каком- либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории РФ, либо на территории, на которой планируется проводить референдум, либо на части этой территории, а т.ж. в течение 3-х месяцев после отмены ВП или ЧП.

 

5. Избирательная система в РФ

Избирательная система в РФ - порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Фе­дерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмот­ренные Конституцией РФ и избираемые непосредст­венно гражданами РФ в соответствии с федеральны­ми законами, порядок проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ, а также выбо­ров в органы местного самоуправления проводимых в соответствии с федеральными законами и другими нормативными актами

Порядок проведения выборов регламентируется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право.

Различают активное избирательное право - право граждан избирать, т.е. право граждан РФ участвовать в выборах в органы государственной власти и выбор­ные органы местного самоуправления, и пассивное избирательное право - право избираться, т.е. право граждан РФ быть избранными в органы государствен­ной власти и в выборные органы местного самоуправ­ления.

Правовое обеспечение избирательного процесса на федеральном уровне составляют: Конституция РФ, Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ», Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (с изм. и доп. от 23 июня 2003 г.), Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референду­ме граждан РФ» (с изм. и доп. от 27 сентября, 24 де­кабря 2002 г., 23 июня, 4 июля 2003 г.), Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть из­бранными в органы местного самоуправления» (с изм. и доп. от 22 июня 1998 г.).

Избирательная система является важнейшим и обязательным элементомлюбого демократического режима. Это объясняется тем, что демократия в обществе не может функционировать без полномочного представительства, формируемого для участия в управлении делами общества, а такое представительство не может быть демократичным, если само общество участвует в его формировании. Избирательная система строится на основе ряда принципов, главным изкоторых можно назвать: всеобщность, свободное участие в выборах,обязательный вотум, равенство граждан при выборах, состязательностьизбирательного процесса, равные возможности претендентов, гласность при подготовке и поведении выборов и другие. Особо важным является принцип всеобщности. Согласно этому принципу всеобщими признаются такие выборы, от участия в которых отстраняются лишь лица, не имеющие возможности сознательно осуществлять свои действия или руководство ими, то есть дети и люди, страдающие расстройствами волевой сферы психики. При этом избирательная правосубъектность неразрывно связывается с гражданской правоспособностью лица. Наряду с этим всеобщее избирательное право ограничено рядом цензов.Имеются общие требования, которые регламентируют активное избирательное право - право голосовать, и дополнительные требования, которые предъявляются к кандидатам на выборные должности. К ним относится, например, возрастной ценз (установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется по достижении определенного возраста), ценз оседлости (избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают на данной территории в течение определенного времени. Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает,участвовать ли ему в избирательном процессе, и если да то в какой мере.Следовательно, выборы считаются состоявшимися, если хотя бы один человек проголосовал. Неучастие в выборах называется абсентеизмом. На его уровень влияют различные причины - политические, экономические и т.п. Высокий уровень абсентеизма приводит либо к избранию органа власти небольшой частью избирательного корпуса, что дает основание сомневаться в легитимности органа, либо ведет к бесполезности выборов - в случае, если закон устанавливает обязательный минимум участия в выборах. Равенство граждан при выборах предполагает равную для каждогоизбирателя возможность воздействовать на результат выборов. Равенствоизбирательного права обеспечивается прежде всего наличием у каждогоизбирателя такого же числа голосов, что и у другого избирателя. Длясоблюдения этого принципа также необходимо, чтобы голоса избирателей имели равный вес, а значит оказывали равное влияние на результаты выборов. Термин "избирательная система" в узком смысле - это способраспределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Таких способов существует несколько и, что важно, применение каждого из них к одним и тем же итогам голосования может дать различный результат. Наиболее распространенным способом определения результатов выборов является мажоритарная система. Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное большинство голосов, а все остальные партии, кандидаты которых оказались в меньшинстве, непредставленными. Мажоритарная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для избрания депутатов - относительного, абсолютного или квалифицированного. Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т.е. больше голосов, чем любой из его соперников. При этой системе обычно не устанавливается минимум участия избирателей в голосовании. Мажоритарная система относительного большинства всегда результативна, так как кто-нибудь всегда набирает относительное большинство голосов. Однако такая система лишает представительства политические партии малой численности, а следовательно, нередко искажает действительное соотношение сил. Мажоритарная система абсолютного большинства. При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут, то выборы считаются несостоявшимися. Эта система обладает двумя недостатками: во-первых, голоса, поданныеза кандидатов, потерпевших поражение, пропадают; во-вторых, эта система выгодна лишь крупным партиям; в-третьих, она зачастую не результативна (если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов, то вопрос о том, какой депутат получит мандат остается нерешенным). Для того, чтобы сделать систему более результативной, используется метод перебаллотировки. Это означает, что из всех ранее баллотировавшихся кандидатов во второй тур голосования проходят двое из тех, которые набрали большинство голосов. Избранным будет считаться тот кандидат, который при перебаллотировке набрал абсолютное большинство голосов. Мажоритарная система квалифицированного большинства. Согласно этой системе кандидат, получивший квалифицированное (т.е. установленное законом) большинство голосов. Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного большинства. Эта система встречается реже, так как менее результативная, чем система абсолютного большинства. Наиболее демократичным способом определения результатов выборов является пропорциональная система, при которой мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий. Однако этот факт может негативно отразиться на формировании правительства в парламентских республиках при условии, что ни одна партия на имела абсолютного большинства в парламенте. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем больше округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. Для пропорционального распределения мандатов часто используется метод избирательной квоты и метод делителей. Квота - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Квота может определяться как для округа деятельности, так и для всей страны в целом. Определение квоты в ряде случаев состоит в сложных математических расчетах. Наиболее простой способ определения квоты состоит в делении общего числа поданных по данному округу голосов на количество подлежащих распределению мандатов. В целом можно отметить, что пропорциональная система дает относительно верное отражение в парламенте действительного соотношения политических сил.

Смешанная избирательная система — в ряде стран — избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Её суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

На основе смешанной избирательной системы в России до 2007 года проходило формирование Государственной Думы: 225 депутатов избирались по мажоритарной системе относительного большинства, 225 — по пропорциональной избирательной системе. Сейчас используется Пропорциональная избирательная система.

 



infopedia.su

Законы о поправках к Конституции РФ в системе источников конституционного права (Лебедева Н.В.)

Все статьи Законы о поправках к Конституции РФ в системе источников конституционного права (Лебедева Н.В.)

Современная система источников российского конституционного права представлена различными правовыми актами, включая общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, нормативные акты различных видов и уровней, решения органов конституционной юстиции.В юридической литературе отмечается, что "в конституционном (государственном) праве термин "источник права в юридическом смысле" является общепризнанным. Под ним принято понимать нормативный акт, в котором содержатся конституционно-правовые нормы" <1>.--------------------------------<1> Кутафин О.Е. Источники конституционного права РФ. М., 2002. С. 15.

Самой многочисленной группой среди источников конституционного права являются законы, принимаемые на федеральном уровне в порядке текущего законодательства. Их значимость обусловлена не столько их количественным преобладанием, сколько их особой ролью в механизме правового регулирования. В качестве основных признаков закона следует назвать его нормативность, особую процедуру принятия, особый объект регулирования и наибольшую после Конституции юридическую силу.К особенностям закона, которыми он отличается от иных форм нормативных актов, следует отнести его устойчивость, стабильность и относительную неизменность, поскольку именно законом закрепляются основополагающие, устойчивые отношения, свойственные общественному развитию в относительно длящийся во времени период его существования.В России, наряду с федеральными конституционными и федеральными законами, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ, возможно и принятие закона РФ о поправках к Конституции РФ (ст. 136), являющегося разновидностью общефедеральных российских законов и характеризующегося как нетипичный для российской правовой системы источник конституционного права, прямо не установленный Конституцией РФ. По мнению С.А. Авакьяна, данный вид источников конституционного права необходимо "поставить на вторую позицию после актов Конституционного Собрания, поскольку посредством этих актов можно реформировать довольно широкий круг глав и норм Конституции - при сохранении в целом ее действия" <2>.--------------------------------<2> Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. М., 2014. Т. 1. С. 68.

Как отмечается в литературе, первые попытки применить положения ст. 136 Конституции и принять к ней поправки привели к возникновению ряда спорных ситуаций. Своеобразным камнем преткновения стали наименование и правовая форма акта, содержащего поправку к Конституции <3>, поскольку в анализируемой статье отсутствует прямое указание как на правовую форму, так и на наименование нормативного акта, на основе которого должны приниматься конституционные поправки. Пробел в этом вопросе был восполнен Конституционным Судом РФ, который в своем Постановлении от 31 октября 1995 г. "По делу о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации" определил его в качестве самостоятельного вида, указав, что реализация положений данной статьи возможна лишь в форме специального нормативно-правового акта, имеющего особый статус, который отличается как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона" <4>. Инициатором такого запроса в Конституционный Суд РФ выступила Государственная Дума, воспользовавшись своим конституционным правом на основе ч. 5 ст. 125 Конституции РФ.--------------------------------<3> Конституция РФ: проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 562.<4> Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 45. Ст. 4408.

Статья 136 действующей Конституции указывает не на форму, в которой принимаются конституционные поправки к главам 3 - 8, а на порядок, в каком они принимаются, а именно: в предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, в соответствии с ч. 2 ст. 108. Это значит, что такая же процедура распространяется и на процедуру принятия конституционных поправок в соответствии с требованиями указанной статьи.На основе проведенного анализа ст. 136 Суд РФ пришел к следующему нормативно-доктринальному выводу: конституционные поправки к главам 3 - 8, исходя из смысла анализируемой статьи, необходимо принимать в форме особого правового акта - закона РФ о поправках к Конституции РФ, который принимается квалификационным большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, конституционное положение анализируемой статьи предусматривает особое условие для вступления поправок в силу: для этого необходимо их одобрение не менее чем двумя третями законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.Помимо этого, необходимо также соблюдение конституционного положения ст. 134, определяющей исчерпывающий перечень субъектов, наделенных правом вносить предложения о поправках к Основному Закону государства: Президент РФ, палаты российского парламента, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ, группа в количестве не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Именно поэтому такой закон не может быть принят в форме федерального конституционного закона, поскольку на законодательном уровне зафиксирована особая процедура его внесения и принятия, а также установлено, что принятие данного вида допускается лишь по тем вопросам, которые непосредственно предусмотрены Конституцией РФ. Федеральный конституционный закон в отличие от конституционных поправок не может изменять конституционных положений, поскольку принимается во исполнение Основного Закона государства. Конституционные поправки не могут быть приняты и в форме федерального закона, так как внесение таких поправок возможно в более сложной процедуре. Таким образом, закон о поправках к Конституции РФ имеет самостоятельное юридическое значение.Необходимо разграничивать понятия "конституционные поправки" и "пересмотр Конституции" - как они соотносятся между собой, какова юридическая сила внесения коррективов в главы 1, 2 и 9 и в главы с 3 по 8. По трактовке, следующей из действующей Конституции РФ, поправка - это любое изменение текста, исключение, дополнение глав 3 - 8 Конституции РФ.Можно ли изменения, требующиеся для глав 1, 2 и 9, тоже называть поправками? Строго говоря, нет научных оснований для того, чтобы не использовать понятие "поправка" для изменения текста указанных глав. Однако есть формальные основания. При внесении даже незначительных изменений в главы 1, 2 и 9 речь идет о пересмотре Конституции. И он состоит в принятии новой Конституции - даже при желании отразить мелкие, в том числе и редакционные, корректировки текста глав 1, 2, 9 Конституции РФ.Итак, очевиден вывод о том, что пересмотр непосредственно связан с принятием новой Конституции РФ, а при конституционных поправках согласно ст. 136 Конституция в целом продолжает действовать с их учетом как Конституция 1993 года.Исходя из того что поправки адресуются главам 3 - 8, а они закрепляют федеративное устройство России, процедуру формирования, компетенцию и взаимоотношения федеральных органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства, судебных органов, а также правовое положение местного самоуправления, - очевиден предмет конституционных поправок на основании ст. 136 Конституции РФ. Соответствующие нормы указанных глав могут быть изменены путем принятия законов о конституционных поправках, правда, за исключением ст. 65 Конституции РФ - в соответствии с ч. 1 ст. 137 Конституции изменения в указанную статью вносятся на основании федерального конституционного закона.В последнее время приобрел определенную актуальность следующий вопрос: могут ли быть предметом закона о поправках к Конституции РФ не изменения в названные главы 3 - 8, а новая глава Конституции? Особенно важен этот вопрос в связи с предложениями ученых о необходимости отражения в Конституции РФ основных тенденций в развитии демократии и гражданского общества. Данный вопрос поднимался особенно интенсивно в 2013 году, в связи с 20-летием Конституции РФ, когда ожидались возможные конституционные реформы по данному поводу, правда, они так и не состоялись. На встрече Президента РФ с руководителями кафедр конституционно-правовых дисциплин 7 октября 2013 г., как следует из интернет-данных, в том числе с сайта Президента Российской Федерации, необходимости соответствующих поправок касался профессор С.А. Авакьян; он же говорил о том, что можно обратиться в Конституционный Суд РФ, который в порядке толкования ст. 136 Конституции РФ вправе сделать вывод о том, что поправка к Конституции может иметь форму самостоятельной главы Конституции, тем самым снимается проблема пересмотра Конституции в целом и разработки текста новой Конституции. Однако пока эта проблема не имеет решений. По нашему мнению, она заслуживает дальнейшего обсуждения.Основные положения Постановления Конституционного Суда РФ о толковании ст. 136 были реализованы в Федеральном законе от 4 марта 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" <5>, в котором регламентируется в том числе и процедура его принятия и вступления в законную силу. Анализ названного акта позволяет выделить следующие его характерные особенности.--------------------------------<5> Федеральный закон от 4 марта 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" // СЗ РФ. 1998. N 10. Ст. 1146.

1. Один закон РФ о поправках к Конституции может охватывать взаимосвязанные изменения текста Конституции, при этом закон должен называться так, чтобы его наименование отражало суть данной поправки. То есть конституционные поправки необходимо рассматривать системно, стремясь с их помощью преодолеть пробелы и противоречия между конституционными нормами, а также способствовать обеспечению связей между изменяемыми и сохраняемыми статьями и главами Конституции.При подготовке и рассмотрении поправок к Конституции следует всесторонне проанализировать факторы, побуждающие к их внесению, среди которых: кардинальные изменения, происходящие в социальной, экономической и политической сферах, возникновение новых общественных отношений, недостатки конституционного текста.2. Процедура принятия поправок кардинально отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона. Прежде всего, круг субъектов законодательной инициативы ст. 104 не совпадает с кругом лиц, которые наделены правом внесения предложений о конституционных поправках и пересмотре Конституции (ст. 134). Кроме того, конституционное положение анализируемой статьи предусматривает особое условие для вступления поправок в силу: для этого необходимо их одобрение не менее чем двумя третями законодательных (представительных) органов субъектов РФ.3. Федеральный закон также не может быть формой принятия конституционных поправок, поскольку для внесения и принятия поправок необходима более сложная процедура, чем для федеральных законов, в отношении которых Президент вправе воспользоваться отлагательным вето, чего не предусматривают порядок принятия федерального конституционного закона и, соответственно, процедура принятия конституционных поправок.4. По сравнению с другими законодательными актами данный закон имеет временный характер его собственного регулирующего воздействия. Принятые положения закона поглощаются внесением поправок в Конституцию.5. Не совсем ясен вопрос о том, выступают ли данные законы в качестве объекта конституционного контроля. Если принимать во внимание то, что федеральные законы являются родовым понятием относительно всех видов законов, тогда они могут являться предметом такой проверки. В случае противоречия данного закона Конституции РФ закон может быть признан неконституционным. Однако у Конституционного Суда РФ свой взгляд - он полагает, что не имеет права рассматривать закон о поправках, поскольку неизбежно вынужден будет при этом оценивать текст Конституции.При исследовании сущности и предназначения законов о поправках к Конституции РФ следует обратить внимание на основные элементы соответствующей процедуры принятия конституционных поправок, которая является юридической гарантией стабильности Конституции, т.е. устойчивости содержания этого документа, рассчитанного на долговременное действие:1) поступившее в нижнюю палату предложение о поправке подлежит рассмотрению в профильном комитете, который затем вносит предложение о принятии к рассмотрению проекта закона либо его отклонении;2) проект закона Государственная Дума рассматривает в трех чтениях; законопроект о поправке проходит процедуру одобрения в Думе и Совете Федерации, при этом в каждой палате он должен получить большинство голосов, предусмотренное для принятия федерального конституционного закона ст. 108 Конституции РФ;3) Председатель Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия закона обязан его опубликовать и направить для рассмотрения и одобрения в органы законодательной власти субъектов РФ, для чего отводится 1 год;4) конституционные поправки должны быть одобрены не менее чем двумя третями законодательных (представительных) органов субъектов РФ;5) по истечении годичного срока Совет Федерации устанавливает результаты рассмотрения и при наличии необходимых данных направляет закон о поправке Президенту РФ для подписания и официального опубликования, для чего Президенту отводится 14-дневный срок со дня его получения; при этом Президент РФ не может отклонить одобренный закон;6) принятая поправка вносится в текст Конституции Президентом РФ, который обязан в месячный срок со дня вступления в силу закона осуществить официальное опубликование текста Конституции с внесенными в него поправками;7) в случае если закон о поправке не получит одобрения не менее чем двух третей законодательных органов субъектов РФ, повторное внесение данной поправки возможно не ранее чем через один год.Как известно, до 2008 года в юридической литературе законы о поправках к Конституции исследовались лишь на теоретическом уровне, поскольку отсутствовала практика их принятия и реализации. В настоящее время принято четыре Закона РФ о поправках к Конституции РФ, частности:1) "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" от 30 декабря 2008 года, устанавливающий шестилетний срок полномочий Президента РФ и пятилетний срок полномочий депутатов Государственной Думы <6>;2) "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации" от 30 декабря 2008 года, дополняющий контрольные полномочия Государственной Думы в отношении Правительства РФ <7>;3) "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" от 5 февраля 2014 года, расширяющий полномочия Президента РФ в представлении, назначении и освобождении от должности прокуроров, за исключением прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, а также полномочия верхней палаты в назначении и освобождении Генпрокурора РФ и его заместителей <8>;4) "О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 21 июля 2014 г., закрепляющий право Президента РФ на назначение и освобождение представителей РФ в верхней палате, "число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <9>.--------------------------------<6> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 2.<7> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 1.<8> СЗ РФ. 2014. N 6. Ст. 548.<9> СЗ РФ. 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4202.

Таким образом, закон о поправках к Конституции РФ представляет собой самостоятельный акт, отличающийся от федеральных конституционных и федеральных законов как по формальным признакам (более сложной процедурой принятия), так и по содержательным характеристикам (основное его предназначение - изменение конституционного текста).Вопрос, связанный с определением степени юридической силы закона о поправках к Конституции РФ, а также его места и роли в российской правовой системе, до сих пор окончательно не решен. Учитывая, что посредством данного закона вносятся изменения в конституционные нормы, можно сделать вывод о том, что закон РФ о поправках к Конституции РФ стоит выше федерального конституционного закона, с которым он имеет одинаковый порядок принятия. Представляется, что названный закон характеризуется временным характером, поскольку после включения его в конституционный текст и вступления внесенной поправки в действие указанный акт утрачивает свое самостоятельное значение.

Литература

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. М., 2014. Т. 1. 864 с.2. Конституция РФ: проблемный комментарий / Автономов А.С., Бондарь Н.С., Ковалев А.М., Любимов А.П., и др.; отв. ред.: В.А. Четвернин. М., 1997. 702 с.3. Кутафин О.Е. Источники конституционного права РФ. М.: Юристъ, 2002. 348 с.

xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

2.2 Поправки к главам 3-8 конституции рф

Конституции Российской Федерации определяется статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Субъекты инициативы предложения о принятии поправки к Конституции РФ установлены статьей 134 Конституции РФ. Конституционные поправки принимаются Федеральным Собранием в том же порядке, который предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Конституционные поправки принимаются в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3 – 8 Конституции Российской Федерации. Одним законом о поправке охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста. Закон Российской Федерации о поправке получает наименование, отражающее суть данной поправки14.

Предложения о поправках к Конституции РФ вносятся в Государственную Думу субъектами этого права в виде проекта закона. Поступившее предложение рассматривается соответствующим комитетом Государственной Думы. Проект закона рассматривается Государственной Думой в соответствии с Регламентом Государственной Думы в трёх чтениях. Проект закона считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов. Одобренный проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Федерации.

Одобренный Государственной Думой проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии с Регламентом Совета Федерации. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трёх четвертей от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации в течение пяти дней опубликовывает уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами Федерального Собрания, и направляет закон в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для его рассмотрения.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ обязаны рассмотреть закон в течение года со дня его принятия. Соответствующие постановления направляются в течение четырнадцати дней в Совет Федерации. Предложение о поправке к Конституции РФ, не получившей одобрение двух третей законодательных (представительных) органов субъектов РФ, может быть повторно внесено не ранее, чем через год после установления результатов рассмотрения.

Совет Федерации ведёт учёт данных о рассмотрении закона и на очередном заседании после истечения срока рассмотрения устанавливает результаты этого рассмотрения. Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней вправе обжаловать постановление Совета Федерации в Верховный Суд РФ, немедленно известив Президента РФ и Совет Федерации. Верховный Суд рассматривает такие дела в порядке гражданского судопроизводства.

Одобренный законодательными (представительными) органами субъектов РФ закон в течение семи дней после установления итогов рассмотрения, а в случае подачи жалобы – после вступления в силу решения Верховного Суда РФ или после повторного рассмотрения направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает закон и осуществляет его официальное опубликование с указанием дат одобрения палатами Федерального Собрания, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, даты подписания и регистрационного номера. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если иная дата не установлена самим законом. Президент РФ в течение месяца со дня вступления в силу закона вносит принятую поправку в текст Конституции РФ и осуществляет её официальное опубликования с внесёнными поправками и указанием даты их вступления в силу15.

Итак, можно сделать вывод, что поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Поправки к Конституции РФ:

1)9 января 1996 года: Указом Президента РФ, Ингушская Республика и Республика Северная Осетия стали называться республика Ингушетия и Республика Осетия-Алания. Это решение было принято на основании государственных органов ряда субъектов РФ.

2)10 февраля 1996 года: вместо названия Республика Калмыкия – Хальмг Тангч было присвоено наименование Республика Калмыкия.

3)9 июня 2001 года: Чувашская Республика – Чаваш стала называться Чувашской Республикой – Чувашия.

4)25 июля 2003 года: Ханты-Мансийский автономный округ получил наименование Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.

5)25 марта 2004 года: Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в один субъект федерации и стали Пермским краем.

6)14 октября 2005 года: Таймырский Долгано-Ненецкий автономный округ и Эвенкийский автономный округ были исключены из конституции РФ. Эти два округа были включены в состав Красноярского края.

7)12 июля 2006 года: вместо наименований Камчатская область и Корякский автономный округ в Конституцию РФ включено наименование Камчатский край.

8)30 декабря 2006 года: Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в состав Иркутской области.

9)21 июля 2007 года: вместо наименований Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ в Конституцию РФ включено наименование Забайкальский край.

10)30 декабря 2008 года: введена обязанность Правительства Российской Федерации представлять Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

11)31 декабря 2008 года: срок президентский полномочий с 4 до 6 лет, а Госдумы с 4 до 5 лет.

12)6 февраля 2014 года: объединение Высшего арбитражного суда и Верховного суда, а также расширение полномочий Президента РФ по назначению прокуроров.

13)21 июля 2014 года: была принята поправка к Конституции РФ, которая позволяет Президенту РФ вводить в состав Совета Федерации до 10% назначенных представителей.

Поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

studfiles.net

Порядок внесения поправок и изменения Конституции РФ.

Поправки к Конституции (изменение глав 3-8) принимаются в форме специальных Законов о поправках к Конституции. Принятие таких законов в целом осуществляется в порядке, предусмотренном для ФКЗ и с соблюдением спец. процедуры согласования проекта органами зак. власти субъектов РФ.

ПКС от 31.10.1995 N 12-П: «КРФ определяет в ст. 136, что поправки к гл. 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ, и вступают в силу после их одобрения органами зак. власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Порядок принятия ФКЗ установлен ст. 108 (ч. 2), которая закрепляет необходимость одобрения такого закона большинством не менее 3/4 голосов от об. числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от об. числа депутатов ГД; принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию През-том и обнародованию.

Процедура принятия поправок существенно отличается от процедуры принятия ФКЗ.

(1) круг субъектов, наделенных правом внесения предложений о поправках, установленный ст. 134, не совпадает с кругом субъектов права зак. инициативы, установленным ст. 104.

(2) согласно ст. 136 для вступления поправок в силу требуется их одобрение органами зак. власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Согласно ст. 76 (ч. 1) по предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ. ФЗ не м.б. формой принятия конст. поправки, так как в силу прямого указания ст. 136 и 108 для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с установленной для принятия ФЗ. Кроме того, в отношении ФЗ През-т наделен правом его отклонения, чего не предусматривает порядок принятия ФКЗ, распространенный на процедуру принятия поправок. В то же время поправки не м. приниматься и в форме ФКЗ, так как ст. 108 (ч. 1) прямо указывает, что ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным КРФ. В отличие от поправок ФКЗ по своей юр. природе принимается во исполнение КРФ, не м. изменять ее положений, а также не м. стать ее составной частью.

Положения ст. 136 м.б. реализованы тк в форме спец. пр. акта о конст. поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от ФЗ, так и от ФКЗ. Из установленной КРФ процедуры принятия поправок вытекает, что поправки в смысле ст. 136 принимаются в форме особого пр. акта - закона РФ о поправке к КРФ. Поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ (одобрение большинством не менее 3/4 голосов от об. числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от об. числа депутатов ГД). Вводится особое условие для вступления поправок в силу – необходимость их одобрения органами зак. власти не менее чем 2/3 субъектов РФ; д.б. соблюдено положение ст. 134 (круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках)».

На основе этого постановления – ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к КРФ» 1998 г.: «ФЗ устанавливает в соответствии со ст. 108, 134, 136 КРФ порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к гл. 3-8 КРФ. Порядок внесения изменений в ст. 65 КРФ устанавливается ст. 137 КРФ и настоящим ФЗ.

Поправки принимаются в форме закона РФ о поправке к КРФ. Под поправкой понимается любое изменение текста гл. 3-8: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений.

Предложение о поправке в ГД субъектом права инициативы такого предложения в виде проекта закона РФ о поправке к КРФ. Поступившее предложение о поправке направляется в комитет ГД, к ведению которого отнесены вопросы конст. законодательства, для проверки соблюдения требований КРФ и настоящего ФЗ об условиях и о порядке внесения предложения о поправке. По результатам проверки указанный комитет вносит предложение о принятии к рассмотрению проекта закона либо предложение о возвращении его инициатору в случае несоблюдения требований об условиях и о порядке внесения предложения о поправке.

Рассмотрение ГД проекта закона осуществляется в 3 чтениях. Проект считается одобренным, если за его одобрение проголосовало не менее 2/3 от об. числа депутатов ГД. 3. Одобренный проект в течение 5 дней со дня одобрения направляется в СФ.

Одобренный ГД проект подлежит обязательному рассмотрению СФ. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее 3/4 от об. числа членов СФ. В случае отклонения закона СФ вправе внести в ГД предложение о создании согласительной комиссии.

Председатель СФ не позднее 5 дней со дня принятия закона опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения ГД и СФ. Закон не позднее 5 дней со дня его принятия направляется Председателем СФ в зак. (предст.) органы субъектов РФ для рассмотрения.

Зак. орган субъекта в порядке, устанавливаемом данным органом самостоятельно, обязан рассмотреть закон в срок не позднее 1 года со дня его принятия. Зак. орган субъекта в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе направляет данное постановление в СФ.

СФ ведет учет данных о рассмотрении закона зак. органами субъектов со дня его направления в зак. органы субъектов. СФ на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения органами субъектов закона, устанавливает результаты этого рассмотрения. През-т, зак. орган субъекта в течение 7 дней со дня принятия постановления СФ об установлении результатов рассмотрения закона вправе обжаловать указанное постановление в ВС, который рассматривает такие споры в соответствии с гр.-проц. законодательством.

Одобренный зак. органами не менее чем 2/3 субъектов закон в течение 7 дней со дня установления результатов его рассмотрения Председателем Совета СФ През-ту для подписания и офиц. опубликования. През-т в срок не позднее 14 дней со дня получения закона подписывает его и осуществляет офиц. опубликование.

Закон вступает в силу со дня его офиц. опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу. Принятая поправка подлежит внесению През-том в текст КРФ. През-т в месячный срок со дня вступления в силу закона осуществляет офиц. опубликование КРФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.

Если закон не получит одобрения зак. органов не менее чем 2/3 субъектов, повторное внесение в предложения о данной поправке допускается не ранее чем через 1 год со дня установления результатов рассмотрения».

Ст. 137 КРФ – возможность конст. преобразования субъектов и изменения ст. 65. изменения в ст. 65 вносятся тк ФКЗ в случаях:

1) принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта;

2) изменения конст.-пр. статуса субъекта.

Порядок принятия такого ФКЗ – ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» 2001 г. (см. №64).

 

Ч. 2 ст. 137 – в случае изменения наименования субъекта, оно подлежит включению в ст. 65. порядок внесения такого изменения разъяснил КС.

ПКС от 28.11.1995 N 15-П: «КРФ не определяет, кто и каким образом осуществляет включение нового наименования субъекта в ст. 65. Ст. 71 и 72 не относят вопрос об изменении наименования субъекта ни к ведению РФ, ни к совместному ведению РФ и ее субъектов. Следовательно, решение вопроса об изменении своего наименования относится к исключительному ведению субъектов. Такое решение, принятое в порядке, установленном законодательством субъекта, является пр. основанием для внесения нового наименования в ст. 65.

Из сопоставления ч. 1 и 2 ст. 137 и ч. 5 ст. 66 следует, что тк такие изменения ст.65, которые связаны с принятием в РФ и образованием в ее составе нового субъекта, с изменением конст.-пр. статуса субъекта, вносятся на основании ФКЗ. Для включения лишь нового наименования субъекта принятие ФКЗ не требуется.

Анализ норм гл. 9 показывает, что предусмотренный упрощенный порядок нового наименования допустим только в тех случаях, если переименование не связано с возможными отступлениями от смысла иных конст. норм и потому не требует применения процедур, перечисленных в ст. 135, 136 и 137 (ч. 1).

Новое наименование, подлежащее включению в упрощенном порядке, не может затрагивать основы конст. строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов, РФ в целом и интересы др. государств, а тж предполагать изменение состава РФ или конст.-пр. статуса ее субъекта.

През-т на основании ст. 80 является главой государства и гарантом КРФ. Из этого вытекает и его обязанность обеспечивать включение в конст. текст поправок и изменений посредством офиц. опубликования актов, принятых в порядке ст. 136 и 137. През-т не обладает правом отклонения принятых поправок и изменений - он обязан обнародовать их. При возникновении споров между ОГВ РФ и ее субъектами либо между субъектами по поводу внесения нового наименования През-т может использовать согласительные процедуры и др. полномочия.

Новое наименование субъекта включается в ст. 65 указом През-та о приведении наименования субъекта в тексте КРФ в соответствие с решением субъекта. Это не противоречит содержанию и смыслу КРФ».

 

 



infopedia.su