Основные идеи консерватизма и неоконсерватизма. Представители неоконсерватизма
Неоконсерватизм
Неоконсерватизм - это идеология, сочетающая идеи классического консерватизма и либерализма, это синтез идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его представители в теории Ф.Хайек, Хосе Ортега - и - Гассет и др., а в политике - Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак.
Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом, однако это вмешательство должно носить ограниченный характер. Взяв на вооружение многие идеи классического либерализма, неоконсерваторы предложили обществу обширную программу антикризисных мер и во многом сумели ее реализовать. В частности, в экономике был сделан акцент на высвобождение предпринимательской инициативы, снижение налогов, отказ от чрезмерного регулирования рыночных отношений.
Основные идеи неоконсерватизма:
свобода и равенство не совместимы;
классическая демократия неосуществима или вредна, необходимо сочетание демократии и власти элит;
главное право личности - право иметь собственность и свободно распоряжаться ею.
IV. Социал-демократия
Социал-демократия - это социально-политическое учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижения путем постепенных реформ.
Термин "социализм" (от лат. socialis - общественный, товарищеский) ввел в оборот французский ученый Пьер Перу в 1834 году с целью противопоставления понятию "индивидуализм".
В нашем обыденном сознании идея социализма связывается прежде всего с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, но сама идея социализма (утопический социализм) возникла задолго до них. Её вариантов в истории общественной мысли было и есть много, и далеко не все они имеют прогрессивный характер. Еще при жизни К. Маркс и Ф. Энгельс подвергали критике такие разновидности социализма как феодальный, мелкобуржуазный и немецкий ("истинный"), утопический, казарменный, прусский и т.д. В России были сильны идеи "общинного" или крестьянского социализма. Немецкие социалисты Э. Бернштейн и К. Каутский пересмотрели наиболее радикальные требования марксизма (типа обязательной диктатуры пролетариата). Мы проанализируем только те, которые сегодня широко распространены в мире: демократический социализм и революционный марксизм (коммунизм).
Характерные черты социал-демократизма:
материалистическая трактовка общественной жизни;
подход к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся масс, всего народа;
гуманистический характер текущих и конечных целей;
социальный коллективизм;
• исторический оптимизм.Основные политические идеи:
отрицание всякой диктатуры пролетариата как формы политической власти;
приверженность принципу демократического парламентаризма;
ориентация на политический плюрализм и консенсус при решении важнейших проблем;
приоритет мирных, демократических средств достижения поставленных целей;
государственное регулирование экономики и развитие рыночных механизмов;
приверженность концепции социальной защищенности трудящихся масс;
ориентация на мирное осуществление различных государств и их достаточную безопасность.
По идейному содержанию социал-демократизм резко отличается от революционного марксизма (большевизма). После 2-ой мировой войны в некоторых европейских странах (в частности, скандинавских) социал-демократы стали приходить к власти через парламентские механизмы и осуществлять программы реформ, тем самым доказывая правильность своей теории.
Современная социал-демократия представлена партиями, имеющих разные названия - социал-демократические, социалистические, лейбористские, рабочие и др. Сегодня в мире их насчитывается около 80 партий, в них около 20 млн. человек, за них голосуют более 200 млн. избирателей.
Для большинства социал-демократических партий характерны следующие признаки: идейная общность, прочные, устойчивые связи с профсоюзным движением, приверженность принципу политического консенсуса при решении различных проблем, идея признания приоритета социальной цели перед экономической.
studfiles.net
Основные идеи консерватизма и неоконсерватизма — КиберПедия
Консерватизм – (от лат. «conservare» – сохранять) – это политическая идеология, выступающая за сохранение традиций и устоев государственного и общественного устройства. Впервые этот термин употребил французский писатель Франсуа Рене де Шатобриан для описания реакции аристократии на Великую Французскую революцию (1789г.). Однако сама идеология консерватизма присутствовала в сознании человека значительно раньше. Предшественниками современного консерватизма считают Платона, Аристотеля, Макиавелли. Но подлинным его родоначальником как идейно-политической доктрины является французский философ У111 в. Эдмунд Берк (1729-1797). Его работу «Размышление о революции во Франции» иногда называют «библией консерватизма». Представителями консерватизма были Жозеф де Местр, Луи де Бональд (Франция) и др.
Основные идеи консерватизма.
1. Нравственный абсолютизм, признание существования – объективность и неизменность нравственных идеалов и ценностей.
2. Традиционализм: опора на традиции и нормы, проверенные временем, цементирующие общество, такие как брак, семья, частная собственность, религия, сильное государство,
монархия и пр.
3. Консерваторы признаютпротивоестественным любое сознательное переустройство общества. Человеческая природа несовершенна, неизменна и порочна. Совершенен только Бог, и человек с его инновационными технологиями не может изменить изначально заложенный естественный порядок вещей. Консерваторы считают существующее в обществе неравенство людей естественным и закономерным, что обусловлено самой природой человека, так как люди изначально обладают неравными способностями.
В экономической сфере консерваторы, как и либералы, выступают за ограничение вмешательства государства в экономику.
В политической сфереони выступают за сильное государство, которое во главе с правящей элитой не только управляет, но и воплощает мудрость нации. Для них интересы государства, нации, общности неизмеримо выше, чем интересы индивида. Консерваторы негативно относятся к тенденции политизации людей. Политика - это сфера деятельности политических элит. Участие масс в политической жизни должно быть ограничено и находиться под контролем.
В социальной сфере провозглашается углубление разрыва между богатыми и бедными, возведение в абсолют социально-экономического неравенства. Консерваторы выдвигают лозунг резкого сокращения государственных субсидий на обеспечение доступного и дешевого медицинского обслуживания, бесплатного образования, дешевого жилья и т.д., аргументируя это тем, что подобная политика развращает людей, порождает иждивенческую психологию.
Новый расцвет идеологии консерватизма начался с 1970-х г. как ответ на «вызов» кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Возник неоконсерватизм. Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций, оказались недостаточными. В этих новых условиях консерваторы вынуждены были пересмотреть свои взгляды. Неоконсерватизм – это политическое течение, в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособленные к новым реалиям политического развития. Видными идеологами его являются. Р. Арон, А. де Бена(Франция),Э. Юнгер(Германия), Скрутон (Великобритания) и др.
Практика неоконсерватизма воплотилась в деятельности таких европейских политиков как М.Тэтчер, Г.,Коль, Дж. Буш и др.
Черты неоконсерватизма:
1. В экономической области - либертаризм или либеральный неоконсерватизм – политика ограниченного вмешательства государства в рыночную экономику, содействия частной инициативе со стороны государства путем предоставления налоговых льгот.
2. В политической области неоконсерваторы признают ограниченное участие граждан в политической жизни, но демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политикой могут интересоваться все и участвовать в политической жизни страны, но быть политиком, работать в политике должны только профессионалы. (Неоконсерваторы - сторонники меритократии (фр. "merite" - заслуги) - власти по заслугам).
3. Социальная доктрина основана на 3-х основных принципах:
а) принцип единства труда и капитала;
б) принцип справедливости, т.е. справедливое распределение доходов и собственности, «справедливая заработная плата», «справедливая налоговая политика» и пр.;
в) принцип субсидиарности – помощь для содействия частной инициативе.
Эти принципы призваны содействовать приобретению трудящимися частной собственности, финансовой самостоятельности независимо от государственного попечительства. Социальное рыночное хозяйство – главная формула неоконсерватизма. В соответствии с этими принципами личность и небольшие сообщества должны сами решать свои социально-экономические проблемы. А предоставлять социальные блага бесплатно следует лишь тем, кто в них нуждается, и сам не в
состоянии себя обеспечить. Рассмотренные идейные установки консерватизма лежат в основе программных положений политических партий консервативного направления, которые действуют во многих странах. Наиболее известными являются Консервативная партия Великобритании и Республиканская партия США. В Республике Беларусь тоже существуют поли -
тические партии, придерживающиеся идеологии консерватизма.
cyberpedia.su
Основные идеи неоконсерватизма
1. Идея гармоничного соединения ценностей доиндустриальной эпохи (семья, религия, мораль, нация, государство) с ценностями постиндустриального общества – творческий труд, уникальность личности, культура и образование, участие людей в производственной и общественной жизни. В гармоничном соединении традиционных и новых ценностей общественной и индивидуальной жизни заключено главное достоинство неоконсерватизма, получившего широкое признание в современном западном обществе.
2. Либеральная идея о минимальном вмешательстве государства в экономическую и социальную сферы. Реализация этой идеи призвана была снять непосильную социальную нагрузку с государства, заставив людей работать, зарабатывать, а не клянчить себе на жизнь у государства. Консерватор М. Тэтчер, например, с этой целью железной рукой провела ряд либеральных реформ: ликвидировала многие государственные социальные программы поддержки малообеспеченных слоёв населения; резко сократила пособия по безработице и поставила на колени профсоюзы, ограничив их возможности давления на работодателей и государство; передала в частные руки убыточные государственные предприятия; освободила от налогообложения крупные корпорации и наиболее состоятельные слои общества; ужесточила политику в отношении социалистических и развивающихся стран, провела успешную войну против Аргентины за Фолклендские острова, укрепив тем самым национальный патриотический дух соотечественников.
Эти жёсткие меры остановили экономический кризис, повысили конкурентоспособность британской экономики. Но при этом усилилось социальное неравенство, поставлены под вопрос завоевания демократии, возродись авторитарные тенденции в политике.
3. Либеральная идея о необходимости защиты индивидуальных прав и свобод человека, а также социал-демократическая идея о развитии производственной демократии и местного самоуправления также вошли в арсенал идеологии неоконсерватизма.
После Второй мировой войны консервативная идеология приобретает новые формы. Предпринимаются попытки обосновать третий путь, отличный от либерализма и социализма. Рассматривается проблема расширения участия трудящихся в управлении предприятиями как средства преодоления отчуждения труда. Формируются различные разновидности консерватизма: технократические, традиционалистские, христианско-католические, реформистские, радикалистские, рейганизм в США, тэтчеризм в Великобритании и т.д. Эти направления отличаются по риторике, расходясь по каким-либо отдельным аспектам. В целом же для современного неоконсерватизма характерны: склонность к либеральным ценностям, терпимое отношение к государственному регулированию и участию населения в управлении, но и безусловное требование укрепления законности и порядка.
Наиболее влиятельные консервативные партии современности – это: Республиканская партия США, Консервативная партия Великобритании, Либерально-консервативная партия Японии, Христианско-демократический союз ФРГ. С 1983 года существует Международный демократический союз – объединение консервативных и христианско-демократических партий, ведущие позиции в котором занимают американские республиканцы.
В начале 20 века в России было несколько явно консервативных партий реакционного толка, отстаивавших монархический режим. Это: «Русская монархическая партия», «Союз русского народа», «Союз 17 Октября». После 1917года все они прекратили своё существование. В современной России о своей приверженности консервативной (в смысле – неоконсервативной) идеологии заявила в 2009 году правящая политическая партия Единая Россия. Свою идеологию единороссы называют «российский консерватизм», главным лозунгом которого является «Сохранить и приумножить».
studfiles.net
11.3. Сущность и основные черты консерватизма и неоконсерватизма
Консерватизм (от лат. conservare – сохранять, беречь) как особая политическая идеология возник в конце XVIII в. в качестве реакции на идеи Просвещения и изменения в общественной жизни, вызванные Великой французской революцией. Родоначальниками консерватизма считаются английский философ Эдмунд Берк (1729–1797) и французские общественные деятели Жозеф де Местр (1753–1821) и Луи Бональд (1754–1840).
Первое систематическое изложение идей консерватизма содержится в книге Э. Берка «Размышления о революции во Франции» (1790). Термин консерватизм был впервые употреблен в 1818 г. французским писателем Франсуа де Шатобрианом (1768–1848).
В широком смысле политическим консерватизмом считается система идей, используемая для оправдания и сохранения любой общественной структуры независимо от ее роли и значения, то есть отрицание необходимости всяких изменений какого-то сложившегося порядка. Консерватизм – это идейно-политическое течение, сторонники которого отстаивают устоявшиеся ценности и отрицают необходимость перемен.
Консерватизм Э. Берка и его последователей предполагает защиту не любых форм общественной жизни, но именно тех, которые базируются на традиционных устоях и ценностях, моральных и религиозных нормах, прошедших проверку на опыте в течение не одного столетия.
Рис. 15. Признаки консерватизма
Содержание классического консерватизма содержится в его ключевых постулатах, приведенных ниже.
Ограниченность человеческого разума в понимании смысла и целей общественного развития, места и роли личности в нем. Как утверждал Э. Берк, «ум отдельного человека слаб, и индивидууму лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретенную мудрость нации». Либерализм в этом отношении отстаивал противоположную позицию – о всесилии человеческого разума.
Несовершенство природы человека, в котором, несмотря на достижения цивилизации, всегда скрываются дурные качества.
Нравственный абсолютизм, признание существования вечных, непреходящих нравственных идеалов и ценностей. Они не зависят от воли отдельного человека, а в каждом новом поколении формируются общественными и политическими институтами. Политика также должна подчиняться этим незыблемым нравственным нормам.
Признание ведущей роли в общественных делах за некоей высшей силой (провидением, Богом), которые формируют общественный порядок во благо людей. Человек должен стараться максимально возможно постичь этот порядок и следовать ему, а не пытаться изменить, исходя из сиюминутных порывов.
Традиционализм, основывающийся на единстве прошлого, настоящего и будущего. Прошлое – фундамент настоящего, а будущее – его продолжение. Следовательно, все действия политиков должны опираться на созданные прежними поколениями традиции и ценности.
Политический реализм. Политическая практика должна опираться не на умозрительные, пусть и логически безупречные схемы, а на повседневную реальность, обыкновенных людей, устоявшиеся привычки и образ жизни которых нельзя резко изменить по чьему-то желанию. Опыт и привычки помогают найти более правильное решение, нежели логика и разум.
Признание равенства людей перед Богом в области морали и отрицание возможности социального равенства. В обществе должны существовать отношения господства и подчинения, но власть следует давать наиболее достойным. Э. Берк предложил назвать такую форму властных отношений меритократией (от лат. meritus – заслуга), то есть власть наиболее достойных.
Отрицание необходимости вовлечения в политику широких народных масс. Частные интересы важнее политических, а политика – сфера деятельности элит.
Приоритет местных, региональных, национальных, а не общегосударственных ценностей и интересов.
Со второй половины XIX и до 70-х гг. XX вв. консерватизм и либерализм развивались во взаимодействии. В частности, либерализм взял в консерватизме идею порядка в противовес хаосу, консерватизм заимствовал положение о политическом равенстве и необходимости реформ для сохранения устойчивости общества.
Неоконсерватизм возникает как реакция на кризисные явления в экономике развитых стран последней трети XX в. В это время показали свою низкую эффективность методы государственного регулирования экономики, предлагавшиеся представителями либерального реформизма.
Формирование неоконсервативных идей в основном совпало с приходом к власти в США республиканцев во главе с Р. Рейганом (1980 г.), в Великобритании – консерваторов во главе с М. Тэтчер (1979 г.), в ФРГ – блока ХДС–ХСС во главе с Г. Колем (1983 г.). Виднейшими идеологами неоконсерватизма являются Дж. Белл (США) и Р. Арон (Франция).
Неоконсерватизм является продуктом взаимовлияния либеральных и консервативных идей. Фактически это новое течение знаменует собой возврат к постулатам классического либерализма, подкрепляемых аргументами консерватизма. Либерализм рассматривается именно как оптимальная модель общественного устройства, базирующегося на многолетних традициях, а попытки отойти от него (неолиберализм), как утверждают неоконсерваторы, не привели к решению проблем.
Рис. 16. Признаки неоконсерватизма
Выделяют следующие ключевые положения неоконсерватизма:
Равенство признается лишь в возможностях, но не в условиях и результатах. Существующее социальное неравенство возникло объективно и является следствием естественного неравенства способностей и личных качеств людей.
Вмешательство государства в экономическую жизнь должно быть ограничено, предпочтение следует отдавать частному сектору. Государство должно создавать условия для реализации личностных факторов: личной инициативы, личной заинтересованности, личных возможностей и личной ответственности.
Социальная политика неоконсерватизма – ограниченная государственная поддержка слабозащищенных и малоимущих. Получать социальные блага бесплатно могут только те, кто нуждается в них по объективным причинам (старики, инвалиды, сироты), все остальные должны зарабатывать на себя.
Политической деятельностью имеет возможность заниматься каждый, но обладать политической властью должны только политики-профессионалы, имеющие соответствующие способности, призвание, специальное образование. Для избежания дилетантизма и неверных решений необходимо сделать отбор в состав политической элиты очень строгим.
В области морали неоконсерваторы выступают за сохранение ее общечеловеческих норм и распространение их на внешнюю политику и другие страны, якобы их нарушающие (Югославия, Ирак), укрепление семьи и правопорядка, сохранение религиозных традиций.
Виднейшим идеологом неоконсерватизма в области экономики является американский экономист М. Фридмен (р. 1912), получивший за свои разработки Нобелевскую премию по экономике в 1976 г., главный представитель монетаризма. На основе обширных эмпирических исследований он и его последователи доказали основной тезис монетаристской доктрины – уровень деловой активности и эффективности экономики определяется динамикой объема имеющейся в обращении денежной массы. Исходя из этого выводится неоконсервативная экономическая политика.
Основным ее практическим тезисом является то, что кредитно-денежная и бюджетная политика государства, разработанная в учении Кейнса, не способна существенно улучшить положение дел в экономике. Следствием такой политики всегда является устойчивая инфляция как результат роста государственных расходов и бюджетного дефицита. Кроме того, значительно увеличиваются налоги на самые доходные корпорации, что отбивает у них желание повышать предпринимательскую активность.
Фридмен и его сторонники отмечают, что в силу традиционной неповоротливости государственного аппарата возникают временные разрывы между возникновением кризисной ситуации, реакцией на нее правительства и реализацией мероприятий по преодолению кризиса. Вследствие этого соответствующие меры могут оказаться бесполезными, а иногда даже и вредными для экономики, поскольку уже не будут отвечать реальной ситуации в постоянно развивающейся экономике.
Указывая на эти обстоятельства, монетаристы призывают существенно ограничить степень государственного регулирования экономики. Правительство должно решать одну ключевую задачу – следить за обеспечением необходимого объема денежной массы путем регулирования эмиссии национальной валюты.
Для снижения роли государства в экономике монетаристы предложили провести приватизацию значительной части государственных предприятий, снизить налоги на доходы, прибыль и собственность, сократить социальные программы, пособия по безработице, отменить устанавливаемый законом размер минимальной заработной платы. Эти меры нашли практическое воплощение в 1980-е гг. в Великобритании «тэтчеризм», США («рейганомика»), в постсоциалистических странах (Польша, Венгрия, республики бывшей Югославии и др.). В монетаристском русле осуществлялись экономические реформы в первой половине 1990-х гг. в России, Украине, Грузии, Армении, Азербайджане, Киргизии.
Неоконсерватизм определяет социально-политические отношения в развитых странах как некую сложившуюся, устойчивую, подчиняющуюся проверенным временем традициям систему.
studfiles.net
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ это что такое НЕОКОНСЕРВАТИЗМ: определение — Политика.НЭС
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ
возникшее в 1970-е гг. идеологическое течение на Западе.
Приставку «нео» («новый») консерватизм получил в результате некоего обновления после довольно долгого перерыва, когда он потерял популярность.
После Второй мировой войны, победы СССР, успехов восстановлении страны, запуска первого спутника и человека в космос, проведения фестивалей молодежи, успеха национально-освободительных движений, во всем мире победу одерживала левая идеология.
Обновленный консерватизм интегрировал в себе все, что противостояло левому, т. е. оказался смесью традиционного консерватизма (без крайностей антисемитизма, фашизма, традиционализма, клерикализма) и либерализма. По меткому выражению И. Кристола, неоконсерватор — это «либерал, схваченный за горло реальностью». Зачастую еще вчера они были либералами и даже социал-демократами, но глобальные проблемы современности, углубление культурного и экономического кризиса, проблемы управляемости демократического государства заставили их мыслить по-новому.
Как ни парадоксально, но мыслить по-новому для многих означало мыслить консервативно. В сущности неоконсерватизм стал попыткой спасти либерально-демократические ценности консервативными средствами. Как пишет Кальтенбруннер, современные консерваторы «консервативны, потому что они либеральны».
Чтобы сохранить ценности свободы и демократии в современном мире, надо иметь серьезный противовес в лице сильного государства, способного противостоять партикуляризму отдельных социальных групп. Такое государство призвано обеспечивать сохранение традиционных ценностей, поддержку семьи, религии, образования, культуры. В широком смысле неоконсерватизм представляет собой целый спектр очень разных идейно-политических течений. Как говорил видный лидер германской социал-демократии В. Брандт, «сегодня консервативным характеризуется совершенно разное, подчас взаимоисключающее поведение».
Неоконсерватизм отличается тем, что интегрирует в качестве существенных многие либеральные ценности: например, уменьшение государственного регулирования; свободу частного предпринимательства. Если раньше консерваторы и либералы противопоставляли религию и свободу, то у неоконсерваторов сама свобода стала «религией», т. е. обязывающей нормой, со своим культом и жрецами, своими заклинаниями и формулами, внешними символами, которым поклоняются, ставят памятники, пропагандируют, насаждают.
В программе неоконсерваторов возрождение авторитета традиционных социальных институтов: семьи, школы, церкви, а также национального самосознания, индивидуальной свободы и единства нации, противостояние социальным программам, миграции, в интересах «коренных» наций, геополитический прагматизм во внешней политике.
Согласно одной типологизации неоконсерватизма, в нем выделяется 3 основных направления.
Во-первых, это либертаризм, как экономоцентрическое течение, представленное именами Ф. Хайека, М. Фридмана и всех, кто исповедует т. н. философию либертаризма. В ее основе лежит идея свободы индивида от всякого принуждения. Проблема справедливости и равенства рассматривается здесь через призму свободной конкуренции, в которую вступают свободные индивиды в условиях рыночной экономики: «Свободный рынок способен сам обеспечить каждому члену общества возможности для проявления своих способностей»; «Нет — социальной защите!».
Другое направление неоконсерватизма по сути является этноцентрическим. Наиболее яркое выражение оно находит в идеологии «новых правых» во Франции (прежде всего в лице их лидера А. де Бенуа) и ставит во главу угла проблемы культуры и этноса. С точки зрения «новых правых», европейская культура должна «вспомнить» о своих кельтско-германских корнях и освободиться от чуждого ей по духу влияния иудейско-христианской и арабской (исламской) традиции. В этом варианте неоконсерватизма ярко видно отличие от консерватизма старого, в котором к религии, особенно христианской, было позитивное отношение. Причем, чаще всего претензии предъявляются не религии как таковой, а христианству, которое, по мнению многих неоконсерваторов, породило в Европе XIX–XX вв. социализм и коммунизм.
В основе третьего и, очевидно, наиболее близкого к консерватизму ортодоксальному, течения остается верность традициям, вечным ценностям и институтам.
Неотрадиционалистам близки идеи, высказанные когда-то Э. Берком, Ж. де Местром и де Токвилем, однако они признают, что «каждое новое поколение нуждается в новом понимании консервативного», т. е. «того, как следует консервативно думать и действовать в данное время».
Для анализа общественных проблем они используют новейшие достижения политической и философской антропологии (А. Гелен), этологии (К. Лоренц), системных исследований (Н. Луман). Значительную роль в т. н. «консервативном наступлении» 1970–80-х гг. сыграл австрийский политолог Г.К. Кальтенбруннер, занимавший антиклерикальную позицию.
В работе «Трудный консерватизм» (1975) он сформулировал 6 основных принципов неоконсерватизма:
1. Преемственность (верность традициям, создание материальных и духовных условий сохранения духовного наследия и идентичности общества).
2. Стабильность (важнейшее условие сохранения ценностей в обществе все более нарастающих революционных изменений).
3. Порядок (гарант стабильности и преемственности, обеспечивающийся такими общественными институтами как семья, профессия, право, государство).
4. Государственный авторитет (сила, способная противостоять разрушительному влиянию групповых интересов и проводящая единую политическую линию).
5. Свобода (возможность индивидуальной и общественной инициативы — в рамках «авторитета и порядка».
6. Пессимизм (недоверие к планам строительства рая на земле, неверие в абсолютную справедливость и гармонию: «определенная доля пессимизма предохранит от иллюзии о счастье для всех, о достижении такого счастья путем реформ»).
Большие место в неоконсервативной мысли занимает творчество немецкого философа Г. Рормозера, призывавшего к консервативному контрнаступлению на левую идеологию, разрушающую, по его мнению, идентичность немцев, и либерализм, приведший к абсолютизации индивидуализма и атомизации общества. В книге «Кризис либерализма» (1994) Г. Рормозер обращается к учению Г. Гегеля о нравственном государстве, функция которого состоит не только в упорядочивании отношений внутри общества согласно определенным формальным правилам, но и в наделении общества неким духовным смыслом.
Предоставленное само себе, лишенное духовного смысла, противопоставляющее себя истории, государству и религии общество разлагается; а жизнь человека лишается иного смысла, кроме удовлетворения потребностей (см. Общество потребления). Для реактуализации гражданских добродетелей, по мнению Рормозера, необходим возврат к христианству. Немецкий ученый обращается к опыту России, считая дехристианизацию советского общества выпадением из истории, а мощное христианское возрождение в 1990-е гг. — признаком того, что Россия гораздо раньше многих стран вернулась на рельсы консерватизма.
На примере России Рормозер демонстрирует также неспособность либерализма справиться я тяжелыми кризисными ситуациями в экономике и социальной сфере: «либерализм функционирует лишь в условиях нормального положения, когда существует относительно высокий уровень благосостояния и сильное среднее сословие выступает в роли стабилизирующей силы».
Критикуя либерализм за его утилитарность, антиисторичность, идеологичность, притязания на всеобщность, Рормозер, тем не менее, подчеркивает, что новый консерватизм не должен повторять ошибок консерваторов 1920-х гг., а именно вырождаться в слепой антилиберализм, поскольку без таких элементов либерализма, как возможность личной инициативы, открытость общественных процессов, современное общество нежизнеспособно. Консерватизм должен стать для либерализма тем противовесом, который бы «постоянно поворачивал его лицом к действительности».
Неоконсерваторами были Р. Рейган, М. Тэтчер, Дж. Буш-ст., Дж. Буш-мл. и др.
Теоретики неоконсерватизма — Лео Страус, Г.-К. Кальтенбруннер, Г. Рормозер, С. Хантингтон, П. Бьюкенен.
Оцените определение:
Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия
politike.ru
Неоконсерватизм и тетчеризм
Кризис старого консерватизма
Противоречия структурной перестройки, исключительная сложность приспособления к новым условиям воспроизводства и мирового рынка, острота классовых и социальных конфликтов, делают необходимым широкое вмешательство буржуазного государства в экономику, изыскание его новых форм и методов.
Резкое углубление общего кризиса капитализма связано с действием ряда факторов. Это ухудшение воспроизводства капитала, стагфляция, краткосрочность либо полное отсутствие фазы подъема, безработица, нарастание межимпериалистического соперничества.
Взаимодействие и переплетение долгосрочных и циклических факторов в углублении общего кризиса капитализма стали решающей причиной кризиса системы государственно-монополистического регулирования государства. Основывающиеся на кейнсианской доктрине методы государственно-монополистического регулирования были направлены на стимулирования совокупного инвестиционного и потребительского спроса. Они преследовали главным образом краткосрочные антициклические цели. Эта политика опиралась на использование финансовых и налоговых инструментов и рассматривала бюджетный дефицит в качестве одного из важнейших «встроенных стабилизаторов». Несмотря на всю ограниченность и противоречивость, ее методы (хотя именно они привели к нарушению пропорций сферы денежного обращения) временно обеспечивали достижение краткосрочного эффекта: фаза кризиса и застоя сменялись фазой оживления и подъема.
Кейнсианские рецепты оказались не пригодными для решения новых стратегических задач государственно-монополистического регулирования экономики. В этом же направлении действовали и такие объективные процессы в развитии мирового капиталистического хозяйства, как интенсификация внешнеэкономических связей и растущая интернационализация производства. Эти процессы усиливают взаимозависимость и взаимовлияние капиталистических экономик и затрудняют выполнение функций по стабилизации конъюнктуры отдельными буржуазными правительствами. И, наконец, обнаружилась полнейшая не пригодность кейнсианских методов для борьбы с хронической инфляцией.[5]
Кризис государственной монополистической концепции способствовал углублению кризиса буржуазной политической экономики. Правящий класс и его идеологи, разочаровавшиеся в Кейнсе, обратились к поискам новых средств для излечения хронических недугов капитализма. Результатом предпринятых усилий по разработке концепций, стал поворот вправо в буржуазной экономической теории. Широкое распространение и растущее влияние на политику буржуазных правительств, приобретают разнообразные консервативные доктрины. Этот процесс был назван "неоконсервативным поворотом"[6].
Сущность неоконсерватизма
В центре ожесточенных дискуссий между представителями различных направлений буржуазной политической экономии в очередной раз оказался вопрос: больше или меньше государства. Неоконсерваторы обвинили своих противников в том, что основанная на их рекомендациях система государственного регулирования не только оказалось не способной противодействовать неблагоприятным факторам хозяйственного развития, но и ограничила возможности рыночного хозяйства к самоизлечению и действенному саморегулированию. Вызванные объективными противоречиями снижение темпов роста производительности труда, обострение ресурсной и экономической проблем, уменьшение нормы производительного накопления, разрушительных темпов инфляции, увеличение армии безработных были отнесены неоконсерваторами на счет неэффективной государственной экономической политики.
Неоконсерваторы не отказываются от использования государственного механизма для стабилизации капитализма, но призывают резко ограничить сферу и изменить формы государственного вмешательства в экономику. В качестве главных целей экономической политики государства и средств их достижения они называют содействие хозяйственной динамике путем стимулирования частнокапиталистической инициативы и борьбы с инфляцией методами регулирования денежной массы. Основополагающий тезис неоконсервативной концепции гласит: рыночная конкуренция независимых производителей в состоянии выправить все структурные диспропорции и обеспечить длительный экономический рост, полную занятость и денежную стабильность, если создать для нее благоприятные условия и не нарушать ее механизма.
В понятии «неоконсерватизм» вкладывается более широкое содержание, чем в термин «неоконсервативная экономическая политика». В трактовке профессора Джорджтаунского центра по изучению права Н. Бернбаума «неоконсерватизм – это сплав очень разных тем, группировок и движений с разными установками. Это скорее тенденция, умонастроение, поветрие или даже мода». Н. Бернбаум дает следующий перечень тем, развиваемых теоретиками неоконсерваторами в США:
тема примата рынка, т. е. вера в эффективность свободного рынка и относительно не регулируемой формы корпоративного капитализма, а также в необходимость сохранение исключительно сильного частного сектора в качестве гаранта политической свободы;
критика «большого правительства», или центрального правительства, или правительственной инициативы. Основывающиеся на нескольких популярных лозунгах – бюрократизация, автономия бюрократов, их недоступность контролю со стороны общественности или законодательных органов, возрастающая централизация;
закономерность распределения общества по принципу социальной неоднородности и распределение благ;
защита традиционных ценностей – семейных, культурных, религиозных, технологических и др.;
усиление мощи (военной, экономической, политической) США в мире;[7]
Теоретическую основу неоконсервативных рекомендаций в области экономической политики образуют так называемая экономика предложения монетаризм. Между этими двумя составными частями неоконсерватизма имеет место своеобразное разграничение функциональных ролей:
первая призвана обосновать мероприятия по стимулированию экономического роста
вторая, меры борьбы с инфляцией[8].
Обе теории опираются на наиболее вульгарные и реакционные доктрины неоклассической школы.
Развитие теоретических постулатов экономики предложения связано с именами американских экономистов Дж. Гилдера и А. Лэффера. По мнению Дж. Гилдера, «успехи капитализма лежат на стороне предложения». Поэтому задача государственной экономической политики состоит во всемерном стимулировании предложения, с тем «чтобы наградить производителя и поощрить инвестора». Главным инструментом «поощрения» должна стать налоговая политика. Стимулирования предложения путем предоставление финансовых льгот для частных инвесторов автоматически создает, необходимы спрос и приведет, в конце концов, к постепенному оздоровлению капиталистического хозяйства.
Стимулирующее воздействие политики налогообложения на расширение инвестиционной деятельности монополистических предприятий вовсе не однозначно. Полученные в результате уменьшения налогов прибыли далеко не всегда используются производительно, становясь источником расширения предложения товаров и услуг. Реалии сегодняшнего капитализма состоят как раз в том, что имущие слои предпочитают использовать свои свободные капиталы для спекуляций на денежном рынке, поглощения фирм-конкурентов, приобретения долевого участия в существующих компаниях, а не вкладывать их в новые промышленные, строительные и другие объекты. Богатые становятся богаче. Однако капиталистическое хозяйство не получает от этого никаких импульсов к росту производства и производительности труда[9].
Представители идей монетаризма в современной буржуазной политической экономии опираются на работы профессора Чикагского университета М. Фридмена. Фридмен разрабатывает свою концепцию инфляционного процесса и методов его сдерживания. Главную причину инфляции он видит в «чрезмерном» увеличении количества денег в обращении. Виновником же «чрезмерности» денежной массы является государство, точнее, его возрастающие расходы, главным образом на социальные нужды. Предлагаемые монетаристами рецепты противодействия инфляции и «общего оздоровления» капиталистической экономики весьма привлекательна для крупного бизнеса. Это сокращение «благотворительных расходов государства, снижение налогов на имущие слои, жесткая денежная политика, направленная на сдерживание и стабилизацию темпов прироста денежной массы[10].
Тэтчеризм
Правительство Тэтчер взяло энергичный старт и с первых месяцев начало активно осуществлять политику монетаризма, неоконсеватизма или, как позднее стала называться, тэтчеризма. Сама Тэтчер редко употребляла слово «монетаризм», предпочитая ему такое выражение, как «демократия собственников»[11].
Прежде всего, теория монетаризма была первоначально сформулирована даже не в Англии, а в США чикагской школой профессора Милтона Фридмана. Он был приглашен в Англию на семинар и выступал там вместе с Тэтчер, которой очень нравились идеи монетаризма.
Кроме того, большая часть идей монетаризма и тэтчеризма в Англии была сформулирована почти за десять лет до прихода Тэтчер к власти и получила название "сэлсдонской политики " по названию отеля, в котором происходили заседания теневого кабинета консерваторов и где были сформулированы принципы политики, которую впоследствии станет проводить Тэтчер.
Наверное, удивительным для читателя будет и то, что предшественник Тэтчер Хит уже начал проводить в жизнь некоторые из принципов этой политики, но делал это неуверенно и непоследовательно.
Но, пожалуй, наиболее поразительным "открытием " будет тот факт, что некоторые разделы монетаристской программы - введение режима экономики, сдерживание государственных расходов, ограничение роста денежного предложения - начало проводить (правда, вынужденно, под давлением Международного валютного фонда) уже лейбористское правительство Каллагэна.
Таким образом, тэтчеризм является не новым направлением в экономике, а скорее собранием отдельных экономических постулатов[12].
Но в чем же заключается теория тэтчеризма? Прежде всего, тэтчеризм предполагает строгий контроль над денежной массой с целью обуздания инфляции. Это главная задача. При этом ради ее выполнения можно игнорировать то, что в результате увеличивается безработица.
Для снижения инфляции необходимо введение строгого контроля над расходами с целью их уменьшения. С учетом роста безработицы сокращение расходов по всем министерствам (кроме обороны) должно быть резким и неуклонным. Оно включает и серьезное уменьшение численности государственного аппарата. (За 3 первых года его сократили почти на 80 тыс. человек, то есть на 10 %, прежде всего за счет верхнего эшелона.) Это дает возможность получить больше средств и делает привлекательность административной службы для молодежи значительно меньшей (меньше высоких постов!). Предусматривалось и резкое сокращение местных расходов, государственных расходов на жилищное строительство. Монетаризм предполагал распределение налогового бремени, сокращение подоходных налогов и возрастание косвенных.
Особое место в тэтчеризме занимают культ индивидуализма, приоритет самостоятельности, свободы предпринимательства, отрицание коллективизма. Правительство не должно вмешиваться в дела бизнеса, делать это возможно только в крайнем случае. И если раньше оно оказывало помощь прогорающим либо перспективным фирмам, чтобы открыть им дорогу, то правительство Тэтчер отказалось от такого подхода[13].
Национализированные (лейбористами) отрасли промышленности должны быть переданы в частные руки. Каждый свободен завести свое дело и вступить в конкуренцию. «Как и в спорте, в конкуренции главное не то, как быстро бежите вы, а как быстро бежит ваш соперник». Так как легче открыть мелкую торговлю, учредить небольшую фирму, то правительство Тэтчер готово было оказывать этим фирмам (путем прежде всего налоговой политики) определенное содействие. Но главное - это свобода предпринимательства. Людям надо разрешить делать все, что им по душе, «при условии, что трудовая деятельность не будет ставить под угрозу здоровье и жизнь людей, что выпускаемые товары безопасны для здоровья людей и отвечают их разумным потребностям, при условии поощрения конкуренции и ликвидации монополий в любой области». Место профсоюзов при этом должно быть ограничено, так как они мешают свободе предпринимательства.
Идеал тэтчеризма – это общество мелких акционеров и предпринимателей, мелкого и среднего бизнеса. Наиболее характерным в тэтчеризме было безусловное, неуклонное следование принципам монетаризма. Каковы бы ни были издержки, какими бы ни были трудности и препятствия, цель является священной и отступление от нее даже в самой малейшей степени недопустимо[14].
Тэтчер никогда не говорила, что «цель оправдывает средства», но по существу это было ее кредо. Она проводила свои экономические принципы с фанатическим упорством. Для нее в этом вопросе существовали только два цвета – черный и белый. Тэтчер олицетворяла собой бескомпромиссный мессианский политический подход. И ее сторонники утверждают, что такой «черно – белый подход» мог избавить правительство от безвластия, которое, по их мнению, было характерно для Вестминстера на протяжении 70-х годов. Политика тэтчеризма проводилась, прежде всего, через бюджет страны. От него и его исполнения зависели судьбы экономических преобразований или, как довольно быстро стали называть эти реформы, «экономической революции».
biofile.ru
Консерватизм и неоконсерватизм
Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д. Предпосылкой возникновения этих базовых представлений стали «успехи» либерализма после Великой Французской революции 1789 г. Потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления — Ж. де Местор, Л. де Бональд и особенно Э. Берк — пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Их система воззрений базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности. По их мнению, сохранение прошлого способно снять все напряжение настоящего и потому должно рассматриваться как моральный долг по отношению к будущим поколениям. Понятно, что такие принципы отрицали оптимизм либеральной идеологии относительно общественного прогресса, тот дух индивидуальной свободы, который, с точки зрения консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.
На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политические ориентиры, в частности отношение к конституции как к проявлению высших принципов (которые не могут произвольно изменяться человеком), воплощающих неписаное божественное право, убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда, понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д. И это заставляло консерваторов сомневаться в ценностях эгалитаризма, препятствовало отождествлению демократии со свободой и эффективным управлением обществом.
Правда, защищая ценности и институты индустриального общества, консерватизм, как и либерализм, стал противиться государственному вмешательству в экономику, способному затормозить развитие свободного рынка, конкуренции, а следовательно, и нарушить привилегии представителей крупного капитала.
Эти основополагающие идеи и принципы, однако, заметно модифицировались в процессе общественного прогресса. Так, кризисное развитие индустриальных держав в начале XX в. спровоцировало появление различного рода реакционных консервативных течений: антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма и др., которые выказали полное неприятие демократии и стали проповедовать социальную и национальную дискриминацию. Здесь проявился в целом нехарактерный для консерватизма — уверенного в способности политики смягчать социальную напряженность — радикализм, стремление к силовым способам разрешения конфликтов.
В послевоенный период, когда консерватизм вынужден был обратиться к более тонкой и сложной апологетике капиталистического образа жизни, возникли новые формы этой идеологии. Так, попытки обосновать «третий» (в отличие от предлагаемых либерализмом и социализмом) путь общественного развития, наряду с традиционными течениями, вызвали к жизни разнообразные национальные формы консерватизма, а также технократический (А. Гелен, X. Шельски, Г. Фрейер), христианско-католический, «реформаторский» консерватизм и другие типы этой идеологии. Значительно мягче относясь и к государственному регулированию производства, и к участию населения в управлении, эти идейные течения решительно ставили вопрос об укреплении законности, государственной дисциплины и порядка, не признавали инициированных реформ. Консерваторы, в стремлении с собственных позиций пересмотреть идею демократии, предлагали даже дополнить выборность народных представителей выдвижением в органы управления наиболее «достойных» (с точки зрения властей) граждан.
Последние десятилетия обозначили явное стремление консерватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакционного толка (например «новые правые» во Франции), а с другой — к большей склонности к либеральным ценностям. Второе направление эволюции консервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме — идеологическом течении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973—1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.
В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества. Многообразие стилей жизни и усиление всесторонней зависимости человека от технической среды, ускоренный темп жизни и нарушение духовного и экологического равновесия — все это породило серьезный ориентационный кризис в общественном мнении западных стран, поставило под сомнение многие первичные ценности европейской цивилизации. В этих условиях неоконсерватизм и предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком государственном порядке и стабильности. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных страт и слоев, эти ориентиры были четко направлены на сохранение в обществе и гражданином чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не заполнит образовавшегося в людских душах духовного вакуума.
Основная ответственность за сохранение в этих условиях человеческого начала возлагалась на самого индивида, который должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан. Такая позиция должна была поддерживать в нем жизнестойкость и инициативу и одновременно препятствовать превращению государства в «дойную корову», развращающую человека своей помощью. Эта модель отличалась от либеральной, сориентированной на предоставленного самому себе индивида, которому надлежит самостоятельно отыскивать смысл бытия, «договариваться» с государством и т.д. Государство неоконсерваторов должно было основываться на моральных принципах и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образовывать политические ассоциации, развивая институты гражданского общества, сохраняя сбалансированность отношений общества с природой и т.д. И хотя предпочтительным политическим устройством для такой модели взаимоотношений гражданина и государства становилась демократия, все же основные усилия теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, 3. Бжезинский, Н. Кристолл и др.) тратили на разработку программ, преодолевающих дефицит управляемости обществом (из-за чрезмерного вовлечения в политику населения), защищающих государство от социальных «перегрузок», модернизирующих механизмы защиты элитизма, совершенствующих средства урегулирования конфликтов и проч. При этом в американских версиях неоконсерватизма акценты, как правило, делались на определении путей эволюции государственности и организации власти, в то время как в западноевропейских течениях предпочтение отдавалось сохранению социокультурной среды, усовершенствованию нравственных традиций общества и стимулированию социальной активности индивида.
Конечно, предлагаемые неоконсерватизмом программы экономического роста и сохранения политической стабильности (предполагавшие разрешение проблем, вызванных ростом благосостояния, новое понимание роли планирования, регулирования уровня занятости и т.д.) не могли решить многие вопросы общественного развития государств, втягивавшихся в постиндустриальный период эволюции (например инфляции, обнищания населения). Однако по сравнению с его способностью дать человеку относительно целостную картину мира, отвечающую его основным нуждам и запросам, все эти частности отходили на второй план. Главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к действительности с моральными принципами, дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством.
Неоконсерватизм обнажил те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса. Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений. И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев этой идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.
studfiles.net