Ремонт авто рихтовка


это... Вакуумная рихтовка. Инструмент для рихтовки кузова автомобиля

Ничто так не расстраивает автолюбителя, как вмятины на новеньком блестящем кузове автомобиля. А заполучить эту неприятность проще простого. Например, во время неудачной парковки или же попросту попав в ДТП. А можно и вообще, проснувшись утром и выйдя на улицу к своему автомобилю, лицезреть вмятины на его корпусе. Правда, некоторые водители не обращают внимания на подобные повреждения. Как говорится: «Рихтовка – это время, деньги, а машина ездит, на скорость не влияет, ну и ладно». «Ладно», это когда еще вмятина небольшая и не повреждено лакокрасочное покрытие. В другом случае такая халатность приведет к появлению ржавчины, коррозии, и в дальнейшем весь кузов авто может прийти в полную негодность. Поэтому лучше, не откладывая в долгий ящик, сделать ремонт вмятин во избежание дальнейших проблем.

Базовые понятия о рихтовочных работах

Сразу стоит отметить, что самостоятельно рихтовать повреждения на кузове совсем непросто. Во-первых, нужно располагать определенным набором знаний, как это делается. Во-вторых, нужен практический опыт данных работ, и, в-третьих, качественная рихтовка - это крайне аккуратно проведенные работы по ремонту кузова. В другом случае, вместо исправления маленькой вмятины на крыле, можно получить деформацию большей части его поверхности, и тогда уже будет проще его заменить, а не чинить, что обойдется уже совсем в другие деньги. Исходя из размера и сложности повреждений, различается способ их исправления. Например, если повреждение небольшое, его исправлять начинают с середины, а потом уже доводят края. Если же требуется ремонт вмятин более масштабных, тогда выравнивать начинают, наоборот, с краев и постепенно сводят к середине. При большой деформации и незначительном повреждении лакокрасочного покрытия некоторые специалисты перед рихтовкой нагревают металл. Но без опыта так делать не рекомендуется, поскольку металл можно перегреть, из-за чего он потеряет свои свойства или даже оплавится.

Необходимый набор инструментов для рихтовки

Для проведения кузовных работ любой сложности понадобится специальный инструмент для рихтовки кузова автомобиля.

Набор молотков:

Кроме молотков, для точечной сварки кузова понадобится спотер, еще нужны специальные рихтовочные напильники, крючки для рихтовки и элементы поддержки в виде маленьких наковален.

Понятное дело, что этот перечень далеко не полный. В различных случаях могут потребоваться дополнительные наборы инструментов и устройств, например гидравлика для рихтовки и пр. Можно считать приведенный выше перечень инструментов тем базовым набором, который должен быть у каждого автомобилиста, кто предпочитает по возможности ремонтировать свой автомобиль самостоятельно.

Еще десяток-полтора лет назад такое понятие, как вакуумная рихтовка, могло выглядеть разделом из научной фантастики. В те времена все рихтовочные работы производились вручную, а после них кузов шлифовался, грунтовался и красился. Сейчас же, благодаря появлению специальных устройств, оборудованных вакуумной присоской, этот простой и удобный способ стал действительностью. Рихтовать автомобиль этим способом чрезвычайно просто. В центре вмятины закрепляется присоска и легким движением руки вытягивается. Преимуществом этого способа является то, что не повреждается лакокрасочное покрытие автомобиля. Такая рихтовка – это преимущество, по сравнению с другими способами ремонта вмятин, из-за отсутствия необходимости разборки кузова, чтобы получить доступ к внутренней части поврежденной детали. Этот метод с легкостью можно применять на всей поверхности автомобиля. К сожалению, полностью избавиться от вмятины этим способом нельзя, но визуально получается стопроцентный эффект ее отсутствия. Очень хорошо исправляются большие неглубокие вмятины с плавной геометрией. Не желательно применять этот метод в том случае, если вмятины со сколами и трещинами, даже если они небольшие. Просто в этом случае поверхность деформируется еще больше, и понадобятся дополнительные затраты на их исправление.

Данный способ является более трудоемким, по сравнению с предыдущим. Применяется он уже при более значительных повреждениях поверхности кузова. Подобная рихтовка может производиться двумя способами. Первый способ, его еще можно назвать «варварским» - это когда в кузов автомобиля вкручивается саморез, и с помощью инерционного молотка вмятина вытягивается. После удаления вмятины отверстие от самореза шпаклюется, а поверхность шлифуется, грунтуется и красится. Второй вариант, когда вместо самореза к проблемным местам точечным методом привариваются кусочки тонкой проволоки и также с ее помощью вытягивают вмятину. После завершения поверхность так же грунтуют, шлифуют и красят.

Рихтовка выстукиванием

Самая качественная рихтовка – это как раз метод ремонта кузова выстукиванием. Этот способ еще более сложный, чем рихтовка вытягиванием. Производится разборка автомобильного кузова. Поврежденная деталь снимается, с обратной стороны отмечается площадь вмятины, и ее область аккуратно выравнивается легким простукиванием молоточка. С наружной стороны необходимо подложить упор, а лучше - специальную наковальню. В некоторых случаях металл в зоне вмятины целесообразно прогреть, сделав его более мягким и податливым. Огромное преимущество этого вида рихтовки заключается в том, что можно исправить практически любую вмятину, трещину и прочее повреждение. И исправление будет не только визуальным, а до полного устранения вмятины. Но есть и большой минус. Для того чтобы подобные работы были проведены действительно качественно, требуется очень большой практический опыт, а новичку, как бы он ни старался, такие работы не под силу.

Защита поверхности

После того как дефект кузова отрихтован и приведен в свой первоначальный вид, чтобы избежать ржавчины и коррозии, в результате которых кузов может прийти в негодность, отремонтированную поверхность необходимо защитить от воздействия внешней среды. Для этого поверхность шлифуется тонкой наждачной бумагой, а лучше - шлифовочным кругом. Потом зачищенная поверхность шпаклюется, после высыхания шпаклевки поверхность грунтуется и, наконец, красится.

fb.ru

Рихтовка и покраска автомобиля

Содержание:

  1. Основные принципы рихтовки
  2. Инструмент для рихтовки
  3. Метод работы
  4. Обработка поверхности

В немецком языке слово «richten» соотносимо с глаголами «судить» и «чинить» – уже по этим словам можно догадаться, что для рихтовки и покраски автомобиля потребуется молоток. Правда исправлением вмятин на кузове занимается молоток не железный, а резиновый или из инструментальной стали. На пару с контропорами разных масс и форм этот инструмент способен устранить большую часть кузовных деформаций.

Механическое изменение формы металла сопровождается возникновением внутренних напряжений, выражающихся в форме пузырей и вмятин на кузове. Рихтовка должна не просто устранить эти деформации, но ликвидировать зоны сжатия и растяжения без образования новых. Поэтому для каждого вида деформации предназначены свои инструменты и способы работы, а по завершении процесса исправления вмятин может потребоваться восстановление отвалившегося или потрескавшегося слоя ЛКП.

Основные принципы рихтовки

Рихтованием можно исправить вмятины на отдельных деталях, вроде багажника, капота, дверей и пр. Деформации крыши, общие искривления кузова устраняются с помощью стенда. Отчасти связано это с тем, что во время исправления общих искривлений автомобиля требуется значительное, но точное приложение силы.

Работа молотком не должна приводить к образованию новых растяжений металла. К примеру, если наносить удары в середину крупной вмятины, на периферии деформированного участка металл может покоробиться. Неправильное расположение упора, использование излишне тяжелого молотка приведет к потере контроля над процессом рихтовки. Поэтому работа начинается с осмотра места повреждения и выбора инструмента.

Инструмент для рихтовки

Наборы молотков вытесняются регулируемыми пневматическими молотками, маленький вес которых не может привести образованию новых растяжений. Домкрат незаменим, когда требуется выровнять жесткие углы и стыки, а сварочным аппаратом завариваются мелкие трещины. Однако главными действующими лицами остаются молотки и наковальни:

Метод работы

Мешающие рихтовке детали демонтируются. Перед началом работы нужно обеспечить хороший доступ к месту повреждения и самого инструмента, и поддержки. Приветствуется хорошее освещение и использование по назначению спец. одежды. Перед работой проверяется состояние ЛКП: вполне возможно, что покраска потребуется независимо от выбранной способа обработки. В таком случае логичным будет подготовить поверхность к окрашиванию заранее: старая краска может помешать и процессу рихтования.

Удары должны быть легкими, пружинящими. Первые удары никогда не носятся в центр выпуклости – обработка начинается от краев и движется по спирали к центру. Контропора должна захватывать зону удара, но не попадать на одну ось с молотком. Кроме того, центр опоры должен быть смещен относительно центра выпуклости. Удары приближаются к центру постепенно: приложив усилие к центру можно получить жесткие края, ведь им придется остаться на прежнем уровне и дополнительно деформироваться.

Независимо от точности приложенных усилий в месте установки контропоры останутся зоны напряжения. Если такая точка совпадает с точкой приложения силы, то образуется крайне неприятное искривление нестабильной формы. Появиться этот «гуляющий» пузырь может и по другим причинам. Напряжение в таком месте снимается методом точечного нагрева и охлаждения. Нагрев производится споттером или газовой горелкой – зависит от характера деформации и арсенала подручных инструментов.

Обработка поверхности

Слой краски способен нивелировать неровности не больше 15 мкм – именно такую поверхность нужно иметь перед началом покраски. Для подобного выравнивания применяется шлифование и шпатлевание. Шлифование удобнее всего осуществлять машинкой, но главное это номер абразива – P60, P80.

Шлифование после рихтовки должно быть максимально равномерным. Ввиду этого рекомендуется совершать равномерные движения абразивом или шлифовальной машинкой и вдоль, и поперек. Отдельное внимание стоит уделить нагреву: нагревание и остывание металла автомобиля должны быть максимально равномерными.

pokraskamashin.ru

используем самодельные инструменты и приспособления

В результате мелких дорожно-транспортных происшествий или других неприятных случаев на дороге или на остановке, кузов автомобиля подвергается механическим повреждениям. Они не только уменьшают внешнюю привлекательность транспортного средства, но и ухудшают эксплуатационные характеристики автомобиля, уменьшая тем самым уровень безопасности во время езды.

Все основные инструменты для рихтовки

По этой причине необходимо своевременно устранять дефекты автомобильного кузова и при необходимости исправлять его геометрию. Рихтовка и покраска автомобиля может выполняться самостоятельно в собственном гараже – для этого потребуется подготовка и определенный набор инструментов. Что нужно использовать для рихтовки? Сейчас узнаете!

Стапель – важное оборудование для рихтовки

Стапель – инструмент для правки кузова автомобиля, позволяющий исправить геометрию кузова даже в самых тяжелых случаях. Принцип действия оборудования прост – автомобиль прочно закрепляется в конструкции стапеля, после чего прикладываются мощные усилия вытяжных устройств, растягивающих деформированный кузов в нужных направлениях. В результате деталь выпрямляется. Профессиональные модели стапелей имеют несколько вытяжных устройств сразу.

Стапели классифицируются на три разновидности, которые отличаются друг от друга конструкцией и особенностями работы:

  1. Платформенный. Представляет собой платформу, на которой расположены струбцины – специальные крепления для автомобильного кузова. Благодаря особенностям конструкции, платформенный стапель способен вытягивать любые детали в любом направлении, используя для этого различные по величине тяговые усилия. Такой стапель может работать как подъемник для машины и обеспечивать доступ к днищу авто.
  2. Рамный. Рихтовочный инструмент, который можно изготовить самостоятельно. С помощью рамного стапеля осуществляется небольшой кузовной ремонт по вытягиванию отдельных деталей или кузова, а средняя грузоподъемность рамы составляет 4-6 тонн.
  3. Напольный. Универсальный инструмент для рихтовки, который обеспечивает максимальную грузоподъёмность, ограниченную только возможностями пола. Конструкция напольного стапеля представляет рельсы, вмонтированные в бетонный пол. На рельсах размещены тяговые устройства, присоединяемые к деталям кузова. Именно этот вид стапеля позволяет проводить наиболее серьезные и объемные кузовные работы.

Стапель – оборудование для рихтовки кузова автомобиля, которое есть в каждом профессиональном автосервисе, предлагающем услугу восстановления геометрии кузова. По этой причине он должен быть в гараже, в котором планируется самостоятельная рихтовка кузова любой сложности. Его можно купить или сделать самому.

Споттер – рихтовочный инструмент

Тиски для рихтовки

Споттер представляет собой сварочный аппарат для проведения точечной сварки. Этот инструмент для рихтовки авто без покраски дает возможность ремонта деталей, к которым нельзя подобраться снаружи. Споттерная рихтовка отличается следующими преимуществами:

Споттер – инструмент для рихтовки авто, справляющийся с устранением дефектов дверей, крыльев, капота, порогов и других деталей кузова. Он экономит время и деньги на ремонт авто.

Ручной инструмент для восстановления кузова

Автоматический рихтовочный инструмент для автомобиля – не единственно возможный вариант для качественного восстановления кузова. Широко распространена и ручная рихтовка автомобиля, для которой используются такие инструменты, как рихтовочный молоток, инерционный и фланцевый молотки, рихтовочный напильник и другие многочисленные наименования инструментов.

Основное отличие молотков для восстановления кузова от своих строительных собратьев – строение бойка. Его поверхность закруглена и тщательно отполирована, а противоположная ударной сторона снабжена клювообразным наконечником для подцепления деталей изнутри. Еще одна особенность – малый вес, необходимый для более аккуратного восстановления.

Предпочтителен ударный инструмент для рихтовки автомобиля с бойками, изготовленными из твердого пластика. Такие молотки мало весят и не наносят механические повреждения рихтуемой поверхности. Для сохранения лакокрасочного покрытия машины (рихтовка без покраски) надо использовать молотки с резиновыми бойками – с ними придется дольше провозиться, но они не царапают краску.

Молоток для выправки

Присоска для выправки кузова

Представляет основной инструмент для выколачивания и последующей рихтовки поверхности автомобиля. Отличается небольшой по толщине ручкой и разносторонним бойком – одна сторона имеет квадратную поверхность, вторая – закругленную. По этой причине молоток для выправки является универсальным и может использоваться для восстановления любых повреждений.

Молоток для чеканки

Такой инструмент для рихтовки кузова своими руками используется для доводки результатов, полученных при помощи молотка для выправки. Один конец бойка плоский, другой имеет вид конуса с усеченной вершиной, что добавляет инструменту универсальности.

Инерционный молоток

Уникальный инструмент для вытяжки кузова автомобиля, который за счет использования кинетического принципа работы позволяет выравнивать поверхность кузова изнутри. Благодаря этому инструменту можно рихтовать труднодоступные места автомобиля. Вместе с инерционным молотком рекомендуется приобретать комплект насадок для различных случаев.

Фланцевый молоток

Когда требуется фланцевая рихтовка кузова автомобиля, используется инструмент с рабочими головками, расположенными под углом 90 градусов относительно обычного положения – фланцевый молоток. С помощью этого приспособления можно без труда расстыковывать и соединять любые фланцевые соединения.

Киянка

Киянка представляет молоток, изготовленный из твердых пород дерева. Современные модели могут изготавливаться из резины и других синтетических материалов, кожи. Некоторые киянки оснащены съемным бойком – в процессе рихтовки можно присоединять наиболее подходящий. С помощью киянки осуществляется аккуратная рихтовка металла без последующей покраски.

Наковальни и поддержки для рихтовки

Молоток и напильник – не единственные ручные инструменты, без которых не обходится рихтовка машины. Часто требуются вспомогательные приспособления, облегчающие работу:

Молоток молоток для рихтовки и выравнирания

Набор для рихтовки и вытягивания автомобиля должен содержать несколько молотков разных видов, комплект поддержек и наковальню. При наличии указанных инструментов восстановление кузова пройдет успешно даже в домашних условиях.

Ложки и ударные полотна для восстановления кузова

Иногда деталь кузова настолько повреждена или находится в особенном месте, по причине чего ее нельзя рихтовать с поверхности. Для решения проблемы используются ложки с различными формами, при помощи которых осуществляется выколотка, выгибание и вытягивание покрытий. Желательно иметь под рукой набор таких ложек, каждая из которых предназначена для вытягивания определенных кузовных деталей.

Ударные полотна необходимы для этих же целей – благодаря их применению можно вытянуть лонжерон или разровнять другую поверхность, устранить выемки и вмятины, выравнивания волнистых кузовных покрытий. Рекомендуется использовать ударные полотна только для мелкого кузовного ремонта, так как они плохо заменяют ложки и подкладные штампы.

Крюки и рычаги для рихтовки

Крюки – незаменимые инструменты, нужные для удаления лишних элементов, которые скрываются под кузовной обшивкой. Крюком можно удалить ребра и полоски жесткости, подштамповку и другие детали, препятствующие самостоятельному восстановлению кузова. Крюк размещается между обшивкой и деталью, после чего медленно и аккуратно тянется наружу. Если добраться до места размещения мешающих элементов при помощи крюка не получается, используются рычаги. В условиях гаража это, как правило, самодельные приспособления для ремонта автомобилей, но их можно и приобрести в автомобильном магазине.

Шлифовка – заключительный этап восстановления

После того, как самодельные инструменты и приспособления для восстановления кузова выполнили задачу, следует переходить к шлифованию отремонтированной поверхности. Для этих целей может использоваться следующее оборудование:

Шлифовальная машинка является предпочтительным вариантом, и только если ее нет под рукой, следует использовать дрель или механические средства для шлифовки.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕОИНСТРУКЦИЮ

Своевременное устранение дефектов кузова позволит быстро восстановить эксплуатационные характеристики автомобиля, улучшить внешний вид и предотвратить дальнейшее разрушение кузова под действием коррозии, которая образуется прежде всего в поврежденных местах. Следите за состоянием своего автомобиля и не откладывайте его ремонт на потом, ведь это может привести к необходимости проведения более сложного и дорогого кузовного ремонта.

krasimavtomobil.ru

Удаление вмятин (рихтовка авто) | VSTO

Один из видов кузовного ремонта – рихтовка. Она представляет собой выправление частей, чтобы придать машине первоначальный вид. Для проведения такой процедуры требуются определённые навыки, технологии и оборудование.

Удаление вмятин требуется в случае:

Таким способом пользуются при наличии дефектов, которые можно исправить без дорогостоящего ремонта или замены элемента. Разорванные или растянутые детали не подлежат никаким исправлениям, так как не получится полностью восстановить их функциональность.

Процесс удаления вмятин рихтовкой применяется с помощью чётких, сильных ударов по деформированной части. Основным инструментом является ручной молоток, который подбирается по размеру и конструкции для каждого типа машины. Также используются наковальни, ударные штампы, подкладки, шлифовальные машинки и напильники. Перед началом проводится осмотр всех элементов и проводится демонтаж мешающих ремонту частей, после чего вмятины убираются посредством современного оборудования.

Технологии устранения вмятин

Существует четыре основных технологии проведения рихтовки, каждая из которых проводится по рекомендации мастеров.

  1. Вакуумный метод без покраски. Используется в случае образования вмятин любого размера, при котором не был задет слой краски. С помощью присосок металл вытягивается в нужную форму без дополнительного оборудования. Технология запрещена при наличии трещин.
  2. Ручная рихтовка. Основной способ устранения углублений в кузове машины при помощи небольших ручных приборов. Такой метод проводится при отсутствии риска растягивания металла, так как это может навредить конструкции.
  3. Усадочный способ. Наиболее эффективный и в то же время сложный способ придать автомобилю прежнюю форму. Технология заключается в нагревании части металла для последующего выправления.
  4. Отдельный метод применяется для выпрямления деталей из алюминиевых сплавов. В таких случаях углубление выбивается молоточками по направлению от середины к краям. Возможен предварительный нагрев металла до температуры 200С.

Благодаря таким методам рихтовки кузова в нашей мастерской специалисты легко выправим крыло, капот, багажник или крышу в короткие сроки. Мы гарантируем успешное проведение всех видов работ.

Выколотка и рихтовка

Рихтовкой называется финишная операция в отделке и обработке листовых деталей. С её помощью устраняют различные дефекты металлических поверхностей.

Выколотка, в свою очередь, это комплексная процедура, которая направлена на восстановление формы кузова автомобиля. Выколотка производится при помощи нанесении ударов специальными приспособлениями или выдавливании-вытяжки.

Как подготавливаются к данным мероприятиям?

В первую очередь, специалист оценивает повреждения кузова и определяет объем работ, которые необходимо применить. Незначительные повреждения представляется возможным устранить и самостоятельно, но в тяжелых случаях поможет исключительно обращение к узкоспециализированным специалистам. Комбинация приемов рихтовки и выколотки позволят справиться с широким спектром проблем, связанных с внешним видом кузова транспортного средства.

Однако только при помощи рихтовки представляется возможным удалить незначительные выпуклости, изгибы, заострения, вмятины и прочие дефектные области и повреждения. Времени жалеть на подобные мероприятия не стоит, поскольку от качества их выполнения зависит внешний вид кузова и безопасность передвижения в целом.

Если имеется необходимость заменить объемный кусок или деталь в кузове, то следует последовательно выполнить такие шаги:

Если имеют место быть коррозийные влияния на металл, то материал выравнивается наполнителями и другими синтетическими компонентами.

Какой инструмент применяется?

Для восстановления кузова автомобиля используется целый ряд инструментов - все они делятся на основные и вспомогательные.

Основной инструмент

1. Молотки. В зависимости от формы и назначения, молотки бывают следующих типов:

2. Поддержки. Выполняют функцию подкладок (наковальни), устанавливаются с обратной стороны листового металла.

3. Растяжки. Специальные приспособления, которые служат в целях вытягивания или выдавливания деформированных поверхностей. Бывают механические и гидравлические (домкраты). Прекрасная альтернатива поддержек, если восстановительные мероприятия проводятся в труднодоступных зонах.

4. Крючки. Имеют форму ручки с петлей. Исполняются в различной длине – от 8 до 12 миллиметров. Получили применение для борьбы с незначительными вмятинами и дефектами, расположенными в труднодоступных местах.

5. Напильники. Рихтовочные инструмент со специальной насечкой. Насечка может быть перекрестной, диагональной или даже дугообразной.

6. Шлифовальный механизм. Это электродрель, которая располагает уникальным приспособлением - шлифовальным кругом. Также имеется приложенная «наждачка», прикрепленная гайкой.

Рис. 1. Набор инструментов для рихтовочных работ

Где:

а – молотки: 1-е плоской, круглой и квадратной головками; 2 – легкий с двумя оперениями; 3 – легкий с круглой головкой и заостренным оперением; 4 – с круглой выпуклой головкой и изогнутым оперением; 5 – инерционный с комплектом насадок;

б – поддержки: 1 – с круглыми головками – одной выпуклой, другой плоской; 2 – в форме наковальни; 3 – в форме буквы С; 4 – в форме запятой;

в – растяжки: 1 – легкая, загнутая на 40°; 2 – легкая, в форме ложки; 3 – тяжелая, в форме ложки; 4 – загнутая и прямая; 5 – винтовая;

г – дрель со шлифовальным кругом: 1 – электродрель; 2 – гайка; 3 – верхняя шайба; 4 – диск; 5 – нижняя шайба; 6 – шкурка; 7 – хвостовик.

Вспомогательный инструмент

К дополнительному инструментарию относится посуда из металла. Она необходима для разогрева припоя. Подставки – еще одни незаменимые предметы. Обычно они производятся из дерева и устанавливаются под транспортное средство, приподнятое домкратом. Выполняют функцию страховки.

Кисть, паяльник, лопатка, листовой асбест, разнообразные зажимы, стальные щетки, струбцина – все это и многое другое тоже относится к дополнительному оборудованию.

Материалы, которые используются

При выполнении рихтовки будут полезны следующие материалы:

Как выполняется выколотка и рихтовка?

Если разобраться в азах рихтовки кузова автомобиля, то реально исправить даже самые сложные дефекты металла. Самыми простыми вспомогающими средствами являются поддержка и молоток. Однако при помощи вышеуказанных ручных инструментов можно убрать вмятину только в том случае, если она находится не в труднодоступном месте. Поддержку прикладывают с внутренней стороны вмятины, а молотком бьют по внешней стороне.

Что касается приемов выколотки, то они зависят напрямую от характера повреждения и глубины вмятины.

1. Большая вмятина. Операцию начинают с периферии поврежденной зоны (показано на рисунке 2):

Рис. 2. Цифрами обозначена поэтапная очередность осуществления выколотки

2. Небольшая вмятина. Выколотка начинается с середины и направляется к краям вмятины. Чтобы металл не растягивался, поддержку прикладывают несколько в стороне относительно точки воздействия молотком.

Работая с листом металла, нужно чередовать удары поддержкой и молотком. Как это показано на Рисунке 3.

Рис. 3.

К рихтовочным работам приступают после определения границы дефекта. Только в таком случае металл получится восстановить правильно, то есть вернуть форме кузова изначальное положение или максимально близкое к нему.

Рихтовку начинают производить с краев дефектной области, постепенно двигаясь в сторону центра выемки. Но если поверхность повреждена существенно, её изначально следует обработать в черновую. Важно учитывать, что на краях деформации практически всегда образуются незначительные выступы. Их нужно обязательно убрать.

В общем, металл выстукивается с обратной стороны кузова, а поддержка прикладывается, следовательно, с лицевой.

Рис. 4. Техника выправления

Где: а – устранение выступов ударами молотка с внешней стороны; б – выступы, образуемые вдоль поврежденной панели.

Нельзя допустить растяжение металла. Для этого убираем бугорки с лицевой поверхности панели. Удары наносим немного выше недеформируемой области.

После того как вмятина убрана, на поверхности остаются мелкие бугорки. Их снимаем напильником с крупной насечкой. После рихтовки выполняем «чистовую» работу с использованием шпаклевки (специальных наполнителей). Нужно смотреть по ситуации, сколько потребуется шпаклевки.

Важно правильно работать напильником – удерживаем его крепко и всегда в одном направлении. В качестве альтернативы сгодится и электрическое шлифовальное приспособление.

Примеры повреждений кузова и методики восстановления

При повреждении задней части кузова автомобиля сначала снимается бампер. Затем монтируется опора между колесами. Это может быть обычная доска, но не тонкая. И сразу переходят к применению домкрата. Обязательно используется страховочная подставка (кирпич или брусок дерева), чтобы машина не сорвалась.

После выпрямление задней панели все равно останутся небольшие вмятины. Их рихтуют без ослабления усилий при помощи растяжки или гидравлического домкрата, а также ударов молотком. Если домкрат ослабить, то металл снова деформируется из-за потери упругости. Этого допустить нельзя.

Остатки вмятин на ребрах жесткости убираются следующим способом: в ткань обертываем брусок и подкладываем его под ребро; после чего наносим удары молотком по бруску. Вмятины должны легко убраться.

Вообще, нужно сказать, что ребра жесткости проходят через всю поверхность кузова – они имеются на брызговике, на крыльях, дверях и так далее. Поэтому, если удар пришелся на рельефную декоративную линию, то работу по исправлению вмятин нужно начинать именно с этого места. То есть, сначала приводим в надлежащий вид ребра жесткости, а уже потом переходим к выравниванию других участков кузова.

Небольшие вмятины исправляем путем постукивания молотком от краев к периферии. По металлу необходимо наносить удары всей поверхностью инструмента. Также нельзя по одному месту наносить много ударов. А если вмятины расположены рядом, то нужно сформировать одну большую. Между ними нужно растянуть металл.

Если вы столкнулись с глубокими вмятинами, но без заострений, то удары наносят с середины до края. С острыми концами вмятины правим, начиная от одного из загибов. А если дефект пологий – с края, постепенно перекладывая удары ближе к средней части. Когда поверхность будет выравнена, можно переходить к её обработке шлифовальным инструментом или дрелью. Однако нужно позаботиться, чтобы наждачная бумага была подобрана верно. Крупнозернистый материал только повредит металл, а это вызовет сложности перед последующей покраской кузова. Желательная глубина лицевой части наждачной бумаги – 15 микрон. Что касается дрели, то должно быть не менее 3 тыс. оборотов, а шлифовальный диск с 80-м зерном.

Если поверхность растянута слишком, то её лучше всего править с помощью нагрева. Металл нагревают до 600 градусов по Цельсию. Но нагревать нужно незначительные участки – до 2,5 см. Расстояние до поверхности листа металла – не менее 6 см. Лишний материал снимается обычной киянкой.

Несколько типов повреждения крыла

Представим ситуацию, когда передняя часть транспортного средства оказывается разбитой. Встречаются повреждения нескольких видов. Ниже поговорим подробнее о них.

Ситуация №1. Обычные вмятины, при которых структура металла остается целой.

Предположим, что мы имеем дело с вмятиной незначительной глубины, а самое важное - без острых углов по краям. Такую вмятину представляется возможным убрать даже при надавливании рукой. В таком случае лучше не использовать молоток, поскольку это только повредит краску. В крайнем случае, можно постучать киянкой. Крыло машины обычно не снимается, а металл напросто вытягивается. Особое внимание следует уделить декоративным линиям.

Ситуация №2. Нарушена внутренняя структура металла.

В данном случае необходимо вернуть листу металла первоначальное напряжение. Для этого задействуют нагревательные инструменты и правочные мероприятия. Достаточно будет поддержания температуры в 200-300 градусов по Цельсию.

Металл нагревается небольшими полосками (2,5 см), что вызывает размягчающий эффект. После такого воздействия металл легко правится. Однако важно не забыть в начале снять лакокрасочное покрытие. После выравнивания поверхности, она дорабатывается напильником.

Ситуация №3. Вмятины с разрывом.

Правка осуществляется одновременно сваркой и нагревом. В результате исправления может образоваться выпуклость. В её середину направляем пламя и ведем к периферии. В результате возникают напряжения на стягивание.

Ситуация №4. Крыло кузова имеет вид «гармошки».

Снимаем краску и бампер. Крыло также лучше отсоединить. Наносим удары по складкам с наружной стороны. Если наносить удары сильно, то изгиб трансформируется в морщину, а нам этого допустить нельзя. В таком случае придется крыло менять полностью. Избытки металла удаляются при помощи местного разогрева.

Повреждение задней двери

Если смялась поверхность металла, и были деформированы края, то дверь демонтируется. Важно выявить точку удара. Несколько советов при такой ситуации.

1. Серединную часть вмятины выправлять нельзя. Необходимо постараться вернуть лист металла в то место, где он изначально располагался, и откуда его оттянуло ударом. Дефекты лучше править с незначительным подогревом. А чтобы добраться в труднодоступные места, используйте растяжку.

Финишная правка проводится при помощи специальных поддержек – они монтируются с внутренней стороны двери. Параллельно наносите удары молотком, но с лицевой части кузова.

2. Стеклоподъемник снимаем вместе со стеклом. В монтажные проемы закладываем фанеру и обычный мяч (можно волейбольный). При надувании мяч выдавливает вмятину. В результате металл занимает первоначальную форму.

Если с мячом не получается, то используйте нажимной крючок. Он просовывается через высверленное отверстие.

Рис. 5. Выравнивание при помощи крючка

Повреждение задней панели

Как отмечалось выше, в ДТП задняя часть кузова с дверью багажника повреждается чаще всего. После ремонта первой, приступаем к багажнику. Крышку нужно снять.

Багажник имеет множество труднодоступных мест, поэтому без помощи вытяжного крючка и растяжки вряд ли получится обойтись. Придется молоток задействовать не так часто, как растяжки и колодки для выдавливания. На финишной стадии кладем брусок вдоль заводского изгиба и выравниваем молотком.

Округлая вмятина остается вполне различимой – она тянется от низа крышки до изгиба. Необходимо выдавливать её при помощи растяжки. Используем отверстие. Двигаемся постепенно от края проблемной зоны к центру. Если участки приподнялись - применяем молоток. А если вмятина удалена не полностью, то аналогичным способом продолжаем рихтовочные мероприятия.

На Рисунке 6 показаны способы использования молотка и загнутой растяжки.

Рис. 6. Методики задействования инструментов

Где: 1 – растяжка; 2 – внутренняя панель; 3 – вмятина; 4 – молоток; 5 – наружная панель.

Повреждение задних крыльев

Бывает так, что металл вытягивается. В таком случае без выколачивания и рихтовки не обойтись.

Дефекты устраняются поэтапно. В первую очередь, следует выявить область поврежденной поверхности. Её нагреваем до изменения цвета крыла. После чего металл резко охлаждаем.

Участки по типу верней области крыла обрабатываются с особой осторожностью. Резкое охлаждение металла после нагрева не приветствуется, поскольку материал может или подниматься, или опускаться. В данном случае, главное – постепенность, без резких скачков температуры. Чтобы не повредить элемент кузова, то перед нагревательным элементом обычно устанавливают тонкую медную пластину.

Рис. 7. Перераспределение напряжений при нагревании

Рихтовка крыла багажника заканчивается шлифованием и на финальном этапе - покраской.

Но не в каждом случае получится действовать типично. К примеру, если вы столкнулись с перескакивающим выступом, то лучше пойти следующим путем: металл нагреваем до тех пор, пока он не приобретет вишневый цвет – начинаем от центральной части выступа. После чего переходим к выправлению поверхности при помощи поддержки и молотка (удары наносятся по лицевой поверхности). А чтобы металл оттянуть, когда он немного подстынет – просто протираем и, тем самым, охлаждаем влажной тряпкой.

Рис. 8. «Перескакивающий» выступ

Где: а – нагревание; б – выравнивание  

Если нужно втянуть растянутый металл, специалисты изначально советуют распределить металл в несколько выступов (можно в один). Затем эти выступы разравниваем, двигаясь от центральной части к периферии. Процесс втягивание регулируем при помощи температурных скачков.  

Рис. 9. Избыток металла

Где: а – избыток металла, собранный в выступ; б – нагревание выступа; в – выравнивание поверхности.

Повреждение крыши

Крышу кузова восстанавливать сложнее всего. Но все равно возвышение устранить реально, впрочем, как и вмятины. В данном случае пригодится инерционный молоток. Но перед его применением поверхность необходимо хорошо зачистить. После чего, используя впаянную петлю и инерционный молоток, поднимаем лист металла с границ вмятины. Действие сопровождаем ударами молотка. Петлю в конце удаляем при помощи паяльной лампы – просто путем нагревания.

После восстановления крыши, приступаем к работе напильником. Продвигаемся от краев повреждения к самой центральной части. Параллельно подравниваем участки молотком, и еще раз проходимся напильником. Выравненное место шлифуем.

По результату выполнения рихтовочных мероприятий, с поверхности кузова авто должны полностью исчезнуть царапины, выступы и всевозможные вмятины. Более мелкие царапины закрываются покраской.

Техника рихтовки

Рихтовка – это важная операция, которая направлена на то, чтобы вернуть кузову автомобиля первоначальное положение. Её нужно выполнять максимально профессионально, поскольку деформацию можно только ухудшить. А самое главное, рихтовка в каждом конкретном случае выполняется по индивидуальной методике. Все зависит от характера повреждения. Но имеются некоторые общие правила, направленные на ликвидацию растяжения или, наоборот, сжатия металла. Выемку ликвидируют ударами молотка. Удары необходимо наносить в определенной последовательности – от краев деформации к её центру по спирали. Помимо рихтовочного молотка и контропоры иногда нужно применять специальную горелку. То есть, дефект устраняется путем теплового воздействия на металл. Но здесь нужно подходить осторожно, поскольку перегревание материала может привести к утрате его заводских технических свойств.

Как устранить серьезные вмятины?

Для этой операции нам понадобится молоток (рихтовочный) и контропора. Молотком нужно наносить осторожные удары по внутренней стороне вмятины, постепенно двигаясь от периферии к центру проблемного места. Получится избежать растяжения или сжатия листа металла. Контропора должна размещаться с некоторым смещением относительно места, куда ударяют молотком. Если все сделано правильно, то получится быстро восстановить первоначальную форму кузова.

Однако без помощи профессионала справиться выйдет далеко не всегда. Если неправильно работать молотком, то вмятина не исчезнет, наоборот, проблема может в разы усугубиться: возникнут растяжения и сжатия, а обрабатываемое место станет более жестким. В результате нужно будет прилагать большие усилия для рихтовки.

Если все сделано правильно, то можно смело переходить к финишной обработке поврежденной области кузова транспортного средства. Проводим разглаживание металла, то есть, устраняем мельчайшие дефекты при помощи контропоры и молотка, сделанного из алюминия. Контропора располагается с обратной стороны листа относительно молотка. А вся методика имеет название «прямая ковка».

Восстановление выпуклой область кузова авто (внутренний удар кузовного элемента)

После методики «прямой ковки» в листе металла все равно сохраняются напряжения. И если мельчайшие вмятины располагаются относительно друг друга на максимально близком расстоянии, то их влияние на целостность кузова авто в разы увеличивается. Подобная неустойчивая поверхность может вздуться (выгнуться). Поэтому специалисты прибегают к термическому воздействию. С его помощью представляется возможным в существенной степени уменьшить напряжение в центре проблемной зоны, а именно, вспученной поверхности.

Нагревание происходит следующим образом:

При помощи газовой горелки нагревают центр дефектной зоны. После чего в бой пускают молоток и контропору. Происходит рихтование поверхности. Чтобы металл обратно не вспучился, его резко охлаждают. В результате центральный участок бывшей вмятины уплотняется относительно краев, что позволяет удерживать металл в нужном положении.

Вся операция выполняется после детального изучения характера повреждения. Важно обнаружить центральную точку места вспучивания. На практике эта точка больше всего пружинит. Как было сказано выше, затем её разогревают горелкой до покраснения металла.

Кстати, нужно добавить, что восстановление выпученности металла может происходить и по другой методике. Представим, что у нас опять-таки имеется избыток металла, который приводит к искривлению. Мастер берет в руки молоток с опорой, и начинает механически воздействовать на проблемную зону. Удары наносят от периферии к центру по некоторой спирали. Затем восстанавливаемый участок нагревается и осаждается по вышеописанному способу «прямой ковки». Теперь металл можно охладить, что приведет к его уплотнению. Но операцию необходимо проводить с осторожностью, поскольку могут образовываться трещины и другие дефекты.

Однако можно обойтись и без открытого пламени и горелки. В качестве альтернативы применяется угольный электрод, которым точки металла разогревают до покраснения. Смещаемся от краев к центру повреждения, по той же спирали. Металл охлаждаем при помощи обычной тряпки или губки. Но при помощи угольного электрода большое количество металла осадить не получится. Все равно придется применять методологию «прямой ковки».

Устранение дефектов при помощи вытягивающего молотка

Если вмятина расположена на участке кузова с двойным листом металла, то устранить дефект при помощи обычного молотка не представляется реальным. За помощью прибегают к вытягивающему молотку, при помощи которого реально добраться к обратной стороне листа железа.

Конструктивно вытягивающий молоток напоминает 50-ти см палку. По этому стержню перемещается груз, выполненный в цилиндрической форме. Груз ударяется об упор, который размещен на рукоятке. Для точечной сварки к поврежденной зоне приваривают специальные шпильки или кольца. А саму поверхность кузова начисто протирают. Молоток соединяют за кольцо, после чего выбирают направление удара. Одной рукой держатся за рукоятку, а второй – берут груз и смещают его вверх. Происходит ударение по упору рукоятки.

Вмятина выравнивается по стандартной методике – от периферии к центру. Металл вытягивают с запасом, чтобы на финишном этапе подкорректировать результаты работы уже знакомым рихтовочным молотком.

В завершение нужно сказать, что вытягивающий молоток будет беспомощным в случаях, если необходимо откорректировать упругую поверхность большого масштаба.

Тонкая рихтовка

 Рихтовочные работы кузова авто состоят из двух следующих этапов:

Что подразумевают под первоначальным восстановлением геометрии кузова? Если молотком и контропорой не удается добиться большего результата, чем есть, то можно считать, что первый этап работы успешно закончен. Теперь можно брать в руки крупнозернистый напильник, что поможет выявить незначительные углубления и возвышения. К работе с напильником необходимо подходить с максимальной осторожностью, поскольку неаккуратная обработка приводит к другим дефектам.

Дополнительно обнаруженные неровности устраняются с помощью контропоры и алюминиевого молотка.

Электрическое вытягивание

Чтобы устранить незначительные вмятины, прибегают к использованию уникального автоматизированного вытягивающего приспособления компактного исполнения. Его масса составляет не более 2 кг. А что касается внешнего вида, то напоминает небольшую дрель, на конце которого расположен штифтовой электрод.

Данный дрель приваривают к дефектному участку таким образом, чтобы не сделать пережог кузова. После нажатия специальной кнопки электрод втягивается в лист металла. Тем самым, устраняя вмятину. В завершении электрод просто отсоединяется от листа металла кузова авто. Чтобы правильно вытянуть вмятину, при помощи специального регулятора задают соответствующие настройки.

Восстановление кузова тепловой обработкой после повреждения градом

Атмосферные явления могут принести неприятности. Например, такие как град. Бомбардировка кусочками льда может достаточно серьезно повредить автомобиль, особенно крышку багажника, капот и крышу. Если транспортное средство попало под серьезный град, то изначально необходимо определить масштабы повреждения. В некоторых случаях бывает, что намного проще произвести полную замену определенных элементов кузова. Но иногда выгоднее сделать восстановительные работы.

Несколько вариантов эффективного восстановление кузова:

  1. Шпатлевание. Специалисты иногда прибегают к такому решению. Шпатлевка – синтетический материал, поэтому с ним нужно работать осторожно. Он реагирует на изменения температуры окружающей среды. Если повреждения от града серьезные, то, соответственно, и шпатлевки нужно наносить много. При нагревании она может отслоится.
  2. Вытягивающий молоток. Данный способ приводит к лучшим результатам. Описание методики мы приводили выше в статье.
  3. Тепловой способ. Показывает эффективные результаты, если глубина и диаметр вмятин не превышают значений 2 и 10 мм соответственно. Вмятину нагревают от периферии к центральной части, таким образом, металл расширяется, а тепло концентрируется в центре. Затем металл резко охлаждается. Если эту операцию продевать с правильной последовательностью, то вмятина исчезнет без дополнительных операций. При тепловом способе удаления вмятин лучше всего использовать обычную горелку. Вмятина приподнимается. После чего прибегают к применению напильника, который, в свою очередь, заменяется другим холодным инструментом. Нужно чередовать напильник с грубой насечкой и с мелкой. Также важно удалить лакокрасочное покрытие.

Для получения идеально ровной поверхности участка кузова, можно прибегнуть к шпатлевке или любому другому специальному заполнителю.

Как обрабатывается отрихтованная поверхность?

На отрихтованную поверхность кузова авто сразу окрасочные материалы наносить нельзя. Её нужно соответствующим образом подготовить при помощи шлифовальной машины. Данный прибор конструктивно состоит из шлифовального круга, тарелки и привода (пневматический или электрический). Шлифовальная тарелка состоит из двух элементов - упругого и жесткого, а её диаметр может составлять - 17.5 или 12.5 сантиметров. Оптимальная зернистость – 60-80.

Каким образом осуществляется шлифование?

Шлифовальная машина перемещается по поверхности металла равномерно, поскольку данная работа связана с обильным выделением тепла. Сначала устройство перемещают в горизонтальном направлении, а затем в вертикальном. В таком случае обрабатываемая поверхность успевает остывать, а, значит, не деформируется.

Безупречные результаты показывают многоугольные диски, поскольку в таком случае на поверхности кузова не остается резких переходов (ступенек).

v-sto.ru

Рихтовка кузова автомобиля своими руками

Рихтовка кузова своими руками является процессом, при котором осуществляется работа по восстановлению геометрических параметров деталей автомобиля.

Она необходима при любых механических повреждениях кузова.

Так как повреждения происходят довольно часто, то обращаться каждый раз за помощью в автосервис —  невыгодно.

Фото

В таком случае, лучше всего будет научиться делать рихтовку кузова своими руками.

Для этого потребуется наличие желания и минимального набора инструментов.

Устранив вмятину собственными усилиями один раз, вы будете освобождены от постоянных поездок по сервисам.

Для исправления механических повреждений вашего автомобиля следует знать технологию осуществления рихтовки кузова и необходимые для такой деятельности инструменты и оборудование.

Технология процесса

Чтобы качественно произвести выравнивание поверхности, требуется знать методы рихтовки.

В зависимости от полученной вмятины и имеющегося инструмента существует несколько основных типов рихтовки кузова.

К самым популярным и эффективным методам рихтовки кузова автомобиля относятся работы с применением вакуумных присосок и устранение повреждений выстукиванием.

Эти работы требуют наличия специальных инструментов, но отличаются скоростью выполнения и качеством конечного результата.

Видео-урок:

Технология рихтовки кузова автомобиля с применением вакуумной присоски заключается в выравнивании поверхности без каких-либо механических воздействий.

Такой процесс применяют при наличии больших вмятин, которые имеют округлую пологую форму.

С помощью специальных присосок происходит вытягивание металлического материала на прежнее время. Такую процедуру можно выполнить в кротчайшие сроки.

Но следует знать, что вакуумная рихтовка кузова применяется лишь в определенных случаях.

Ее категорически запрещается использовать при повреждениях с наличием на поверхности трещин.

В таком случае произойдет разрушение структуры металла и деталь автомобиля придет в непригодное состояние.

Главным плюсом вакуумной разновидности считается простота работы и скорость устранения повреждения.

При наличии специальных присосок — восстановление можно провести за считанные секунды.

Также этот метод часто применим в том случае, когда отсутствует доступ к внутренней поверхности детали автомобиля.

Если вы решили проводить рихтовку кузова своими руками, но в распоряжении есть лишь самый минимальный набор инструментов, то следующий способ вам отлично подойдет.

Видео-урок:

Это метод устранения повреждений является наиболее простым и распространенным.

Он осуществляется путем выстукивания вмятины с обратной стороны кузова автомобиля.

Сложность этого процесса заключается в том, что приходится снимать поврежденные детали.

Если на поверхности не образовалось видимых трещин или потертостей, то есть возможность проведения рихтовки кузова без покраски.

Такой процесс позволит сэкономить много средств на проведении покраски автомобиля.

Но при этом все действия требуется совершать с высокой точностью, чтобы не нанести никаких повреждений самостоятельно.

Инструменты, приспособления и оборудование

Если на вашем автомобиле образовались видимые вмятины, то следует сразу задуматься о проведении работ по их устранению.

Для этого потребуется купить инструменты для рихтовки кузова. Конечно, можно обойтись и без них, обратившись в специальный сервис.

Но для этого потребуется вложить не меньшее количество денежных средств.

Восстановление геометрических форм кузова в сервисе вам сделают за короткое время на высоком уровне, но если пробрести набор для рихтовки кузова, то он станет незаменимым инструментом в гараже.

Видео:

Имея такие инструменты, можно не беспокоиться о постоянных поездках по сервисам и магазинам в поиске специалистов для рихтовки и покупки материалов.

С ними можно в любой момент провести рихтовку кузова своими руками.

Для этого потребуется лишь желание и большая ответственность. Выполнив устранение вмятины один раз, вы сможете осуществлять такую работу постоянно.

Это освободит вас от постоянных поездок в автосервис. Чтобы самостоятельно провести весь процесс, требуется знать назначение каждого приспособления, а также способ его применения.

Сейчас существует большое разнообразие наборов, которые включают все необходимые приспособления для рихтовки кузова автомобиля.

Выбор зависит от предстоящего процесса и качества материала изготовления отдельного инструмента.

К основным инструментам для рихтовки относится молоток, имеющий различное строение бойка, напильники, наковальни и крючки.

Видео:

Каждый инструмент для рихтовки кузова автомобиля должен быть изготовлен из высокопрочной стали.

Молотки могут иметь гладкий боек, с насечками, плоский и выпуклый. Каждый из них предназначен для выполнения определенного типа работы.

Плоские молотки используются при выравнивании обычной вмятины кузова, выпуклый — для выравнивания выпуклой части, боек с насечками применяется при рихтовке вытянутой поверхности, гладкий — для придания ровности.

Напильники с крупной насечкой необходимы при устранении мелких неровностей.

Рихтовочные крючки применяют в том случае, когда требуется выдавить вмятину с внутренней стороны. Все это оборудование для рихтовки кузова автомобиля используется в зависимости от ситуации.

Цены на услуги

Если на кузове вашего автомобиля появляются видимые вмятины, приходится прибегать к рихтовке.

Этот процесс занимает обычно не очень длительный срок, но требует вложения больших денежных средств.

Есть два варианта проведения данной процедуры: восстановление поверхности в специальном сервисе и устранение проблемы собственными усилиями.

В первом случае вы будете уверены, что специалисты устранят вмятины в короткие сроки на высшем уровне.

Но, так как цена рихтовки кузова автомобиля составляет приличную сумму, то не каждому такой расклад придется по душе.

Наиболее выгодным вариантом является устранение повреждений самостоятельно, а кроме того — знания по ремонту авто никогда лишними не будут.

Конечно, при этом потребуется вложить деньги в покупку специальных инструментов.

Но это оборудование можно использовать множество раз, что позволит отказаться от помощи специалистов.

www.avtonerd.ru

Рихтовка кузова автомобиля своими руками

Повреждения кузова

В процессе эксплуатации автомобиля часто случаются события, в результате которых происходит повреждение внешних элементов кузова. Это могут быть как столкновения с различного рода препятствиями, так и крупные ДТП, при которых кузов авто получает значительные повреждения. При небольших повреждениях и наличии технической возможности рихтовка кузова своими руками выполняется автовладельцем, в противном случае необходимо обращение в специализированную мастерскую по кузовному ремонту.

Содержание:

  1. Необходимость рихтовки кузова
  2. Инструменты для рихтовки
  3. Рихтовка кузова своими руками без покраски

Необходимость рихтовки кузова

 

Современные авто отличаются невероятно сложным построением, и любое неправомерное вмешательство структуру может вызвать непоправимые нарушения. Чтобы рихтовка автомобиля своими руками была действительно эффективна, настоятельно рекомендуется соблюдать допустимые технологии и использовать соответствующие инструменты. Иногда некоторые повреждения могут деформировать капот или другие поверхности машины и в данном случае очень актуальна процедура удаления вмятин без покраски. Использование рассматриваемой технологии позволяет восстанавливать внешний вид поврежденной детали без изменения ее лакокрасочного покрытия.

[goo1]

Инструменты для рихтовки

Рихтовка кузова своими руками с дальнейшей покраской может осуществляться в том случае, если металл был сильно поврежден, пробит или вовсе разорван.Рихтовку кузова принято считать достаточно ответственным и трудоемким процессом, проведение которого требует от мастера наличие специальных технологических приспособлений и опыта. Сложность работы напрямую зависит от вида повреждения.

Ранее рихтовку кузова своими руками было принято осуществлять с помощью молотка, но эти дни давно ушли в прошлое. Чтобы рассматриваемый тип ремонтных работ был эффективен, необходимо обязательно использовать определенные инструменты и в некотором плане процедура может потребовать материальных затрат. От вашего опыта и квалификации напрямую будет зависеть список используемых вами инструментов. Напимер, пневматический молоток используется для ликвидации изгибов, вмятин и глубоких царапин на внешней оболочке кузова. Пневматический молоток способен заменить наковальню и ручку обычного молотка. Аппарат отличается простым устройством.

Если же на протяжении не одного десятка лет автомобиль уже подвергался не одному кузовному ремонту, то в данном случае не стоит удалять вмятины. Если метал слишком сильно деформирован, то удаление вмятин лишь приведет к увеличению площади материала, который потом некуда будет девать.

Инструменты для рихтовки

 

Выбирая ударные инструменты помните, что они не должны вытягивать металл. Лучший вариант в данном случае – это молотки с пластмассовыми или резиновыми бойками, опорная поверхность которых достаточно велика, а также деревянные киянки. Использование таких молотков не вызовет появление следов на ремонтируемой детали.

Рабочая поверхность инструментов должна быть идеально гладкой, в противном случае они могут оставить непоправимые следы. Наковаленка (поддержка) должна обладать большой массой, поскольку тогда энергия удара будет лучше поглощаться и от ударного инструмента будет меньше следа.

[goo2]

Рихтовка кузова своими руками без покраски

 

Рассматриваемая процедура при наличии опыта и необходимых инструментов не так сложна, как кажется на первый взгляд. Настоятельно рекомендуется перед самостоятельным проведением рассматриваемых ремонтных работ вживую пронаблюдать за процессом выравнивания вмятин до покраски или хотя бы посмотреть видео рихтовки кузова. Для выполнения рихтовки необходимо также обладать определенными теоретическими знаниями, осторожностью и точностью. В данном случае обязательным условием является строгое следование руководству по выполнению рихтовочных работ.

  1. Рихтовка без покраски

    Снимите элемент авто, который нуждается в рихтовке, если это возможно.

  2. Установите границы дефекта.
  3. С обратной стороны вмятины осуществляйте выстукивание, а с лицевой стороны поврежденной поверхности должна находиться поддержка. Если габариты вмятины велики, начинать необходимо с краев, где будет фиксироваться все напряжение. Устранение небольших вмятин наоборот начинается с середины.
  4. Поврежденная поверхность может растягиваться, если точки удара молотка совпадают с поддержкой. Во избежание такой ситуации держите поддержку с определенным отклонением, а сами удары молотка и поддержки чередуйте.
  5. В некоторых случаях актуально прогреть поврежденное место, тогда выравнивание будет более легким.

Когда рихтовка кузова своими руками будет завершена, следует ощупать поверхность и проверить на наличие дефектов:

[goo3]

Для устранения таких дефектов, прежде всего, прочертите границы мелом и далее устраните удлинение металла. Рихтовка кузова своими руками вглубь с каждой стороны листа способна удалить впадины. Удары должны приходиться на центр и перемещаться постепенно к границам со снижением силы.

Что же касается пузырей, то их можно убрать путем стягивания металла. Процедура допустима при условии утолщения металла. Для этого в пузыре нагрейте несколько точек кислородно-ацетиленовой горелкой. После того, как нагретый металл охлаждается, поверхность сжимается и пузырь ликвидируется. Мокрая ветошь используется для охлаждения.

[ya_bo]

www.avtokrasim.ru

Тонкости кузовного ремонта: рихтовка

Основы качественной рихтовкиРихтовочные работы чаще всего необходимы, когда надо восстановить первоначальную геометрию деталей кузова, если они были повреждены вследствие различных обстоятельств. 

Такой ремонт может подразумевать выравнивание поврежденных мест специализированными инструментами, использование сварки, шлифовки. Для исправления локальных повреждений при рихтовке используются молотки с различной геометрией и покрытием. Иногда необходима рихтовка перед покраской деталей автомобиля. Без рихтовки невозможно восстановить деформированную поверхность кузовных деталей.Помимо восстановления геометрии рихтовка убирает напряжения внутри металла, которые появились в результате удара. Искусство рихтовки заключается в том, чтобы вследствие проведенных работ не образовались  участки  сжатия и растяжения элементов кузова, которых до этого не было. С учетом этих обстоятельств необходимо с учетом характера повреждений определиться с техникой рихтовки. Ведь попытки выровнять вмятину посередине приводят к немедленному короблению металла там, где он был растянут. С каждым ударом молотка будут образовываться новые зоны сжатия и растяжения. Увеличение их количества приводит к потере контроля выравнивания поверхности детали. Однако в таком случае появляется опасность утратить прочностные качества металла в результате изменений его структуры. Это особенно актуально для деталей из высокопрочных марок стали. Поэтому такой способ рихтовки допустим только для выравнивания наружных элементов облицовки кузова.

Создание плоской поверхности на месте больших вмятин 

Обычно крупные вмятины убираются рихтовочным молотком. Его легкие удары наносятся сначала по краям вмятины. Постепенно места их нанесения сужаются по кругу к середине деформированного места. При этом нельзя допускать, чтобы контропора, которая должна смещаться от центра повреждения, и молоток были на одной оси. Если эти требования соблюдены, первоначальная форма кузовной детали восстанавливается с прежней геометрией, а появившиеся вследствие деформации напряжения исчезают. Такая работа требует определенной квалификации и навыков рихтовщика. Ведь если первый раз ударить молотком по центру вмятины, то ее края останутся неизменными, а металл частично выровняется лишь в середине. При этом от середины до края вмятины  появятся напряжения, которые будут сжимать и растягивать металл. Это приведет к тому, что место такого удара станет жестким и дальнейшая обработка потребует значительных усилий. После восстановления геометрии кузова в результате спиралеобразной рихтовки необходимо провести разглаживание небольших углублений. Применявшийся перед этим способ не подходит. Следует применять метод, который принято называть «прямой ковкой». Здесь потребуется алюминиевый молоток и контропора. У обоих должны быть плоские рабочие поверхности. При работе они должны располагаться друг против друга.

Устранение вспученного участка кузова

В результате применения способа «прямой ковки» напряжения в материале не ликвидируются. Они концентрируются в точках, где при выравнивании мелких углублений взаимодействовали контропора и алюминиевый молоток. Обычно при устранении вмятины убираются только несколько небольших углублений. Напряжения уменьшаются с увеличением расстояния от мест удара молотком. Однако если центры устраненных углублений расположены близко, в определенных случаях взаимное влияние соответствующих напряжений будет мешать их снижению. Может возникнуть ситуация, при которой поверхность, даже при небольшом постороннем воздействии, может выгнуться. Методом термического воздействия можно снизить напряжение в центре выгнутой поверхности, устранив таким образом эту опасность. Суть такой операции состоит с начала в точечном разогреве центра поврежденной поверхности при помощи сварочной горелки.  Затем молотком и контропорой, поверхность рихтуется, и металл осаждается в середину. ВАЖНО: при очень высоких напряжениях соответственно необходимо осадить большее количество материала. Чтобы он оставался в центре, место разогрева резко охлаждают водой. Это позволяет сильнее уплотнить середину поверхности. Благодаря этому на ней удерживается больше осаждаемого металла.   Втягивание вспученной поверхности – достаточно сложная манипуляция, требующая подготовки. Сначала надо выявить центр выпуклости, для чего внимательно исследовать место обработки материала. Практика показывает, что сильнее всего пружинящая точка на нем и является центром вспучивания. Затем газовой горелкой эту точку разогревают до вишнево-красного цвета. Делается это спиралеобразно, от края повреждения к разогретой средней точке. Затем обрабатывают методом «прямой ковки». В завершение для закрепления втягивания разогретый центр охлаждается водой Существует и другой способ осадки вспученной поверхности. При этом имеется в виду избыток металла, дополнительно искривляющий поверхность кузова. Так же в результате обработки металла молотком и контропорой спиралеобразно от края выгнутой поверхности к ее центру, избыточный металл осаживается. Потом по центру искривленной поверхности ударяют молотком, у которого рабочая поверхность заострена. Избыточный металл осаждается в центральной части дефектного места. В завершение работы горелкой разогревают восстанавливаемый металл до вишнево-красного цвета и тут же его осаждают «прямой ковкой». Сразу после осаждения место деформации охлаждается холодной водой. Благодаря такой процедуре здесь происходит  уплотнение металла. Вместе с тем следует быть внимательным, ведь вследствие резкого охлаждения в металле могут возникнуть трещины. ВАЖНО: при осадке вспученной поверхности можно обойтись и без открытого пламени. Только здесь нужно применить угольный электрод, которым разогревают нужные места до вишнево-красного цвета. При этом электрод также должен перемещаться по спирали от края дефектного места к его центру.  Если поверхность вспучивания большая, после нагрева каждую ее точку можно охлаждать. Делать это удобно с помощью мокрой губки. Поверхность маленькой площади спиралеобразно за один проход разогревают, затем также по спирали за один проход охлаждают. Однако, и в этом случае дополнительно надо использовать «прямую ковку», что позволяет оптимально осадить металл.

Правка вытягивающим молотком

Если вмятина образовалась на боковой части кузова, пороге или другой детали, имеющей двойную стенку, рихтовочный молоток тут не поможет. Просто не получится добраться до обратной стороны деформированного металла. Выручает вытягивающий молоток в виде металлического сорокасантиметрового стержня с перемещаемым по нему тяжелым цилиндрическим грузом. Этот груз предназначен для ударов по упору на рукоятке стержня. Намеченную к вытягиванию поверхность предварительно зачищают до металла металлической щеткой. Затем к очищенной поверхности точечной сваркой присоединяют шпильки или вспомогательные кольца.

От края вмятины до ее середины также приваривают несколько таких шпилек или колец. К шпильке или кольцу крепится вытягивающий молоток. Затем рабочий одной рукой держит этот молоток за рукоятку и, выбрав направление удара, резко ударяет грузом вверх по упору рукоятки. С помощью нескольких таких манипуляций от краев к середине вмятины она постепенно выравнивается. При этом важно вытянуть ее несколько больше, чем необходимо. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем можно было бы окончательно выравнивать деформированную часть кузова при помощи рихтовочного молотка. Следует принять во внимание, что вытягивающий молоток не годится для рихтовки таких больших и упругих кузовных деталей, как наружная панель крыши.

Рихтовка кузова видео

Восстановление геометрии без повреждения лакокрасочного покрытия

  В последние годы все шире применяется рихтовка автомобиля с использованием инновационной вакуумной технологии. Обычно ремонт вмятин невозможен без покраски, если краска повреждена при деформации. В этом случае следует всю краску в месте повреждения убирать, рихтовать поверхность обычным способом. Затем ее надо зашпаклевать, загрунтовать и снова покрыть краской поврежденное место. Вакуумная рихтовка дает возможность восстановить первоначальную форму кузовной детали, оставив целым лакокрасочное покрытие. Вакуумные присоски из силикона предназначены для выравнивания крупных вмятин. Часто таким образом рихтуют крыши машин.  Такая рихтовка может не применяться для рихтовки мелких и сложных повреждений или быть только первоначальным этапом этой работы. Ее плюсами является быстрота (15-60 минут) и небольшая стоимость. При выполнении такой рихтовки важно точно определить места крепления присосок и усилие  воздействие на вмятину. Так можно избежать повреждения краски. Для этого после тщательного осмотра поврежденной детали  определяется последовательность действий. Затем наиболее удобные для крепления присосок места очищаются от пыли и грязи и обезжириваются. На них устанавливаются присоски. После включения вакуумного аппарата начинается процесс правки повреждения. Вакуумная рихтовка не исключает дополнительной обработки поврежденного места при помощи силиконовых молотков и деревянных брусков.

  Тонкая рихтовка 

Основными рихтовочными инструментами являются молоток и контропора. С их помощью происходит возобновление параметров кузова и ликвидация мелких изъянов выровненной поверхности. Затем отрихтованную поверхность следует обработать напильником для выявления оставшихся возвышений и углублений. Делать это следует наискосок, и быть особо внимательным.

Ведь перекос напильника с грубой рабочей поверхностью или небрежность в обработке могут создать новые дефекты, которые надо будет устранять. Неровности, оставшиеся после обработки напильником устраняются дополнительно. Для этого применяется разглаживающий алюминиевый молоток и соответствующая ему контропора, а также молоток, у которого рабочая поверхность заострена. Так достигается гораздо лучший результат, чем при покрытии неровностей припоем или шпаклевкой. Для тонкой рихтовки может использоваться и ее вариант, называемый «мягкой рихтовкой». В этом случае предполагается применение специальных комплектов инструментов, с помощью которых происходит выглаживание дефекта с обратной стороны места повреждения. Такая технология рассчитана на минимизацию вмешательства в конструкцию машины и не предполагает демонтажа ее деталей.

Как устраняются мелкие вмятины

Мелкие вмятины убираются способом электровытягивания. Здесь используется специальный автоматический инструмент, вытягивающий выемку. Внешне он поход на электродрель весом порядка 1,8 кг. При его включении из корпуса вместо сверла выходит штифтовый электрод. Его приставляют к центру вмятины и в течение 0,3 секунды приваривают к металлу. Скоротечность такого соединения с металлом не дает пережечь его обратную поверхность. Затем включается втягивающий механизм, и электрод возвращается в корпус инструмента, выравнивая деформированную поверхность. С помощью соответствующего регулятора предварительно задается необходимая высота втягивания. Это нужно для того, чтобы не допустить превращение вмятины в выпуклость. Немедленно после вытяжки  выправленную поверхность следует охладить, стабилизируя тем самым ее окончательное положение. Затем электрод отделяется от металла, и место его крепления выравнивается. Иногда для выравнивания мелких вмятин применяют мощный постоянный магнит.

Использование теплового способа устранения причиненных градом вмятин 

Зачастую на горизонтальных кузовных деталях машины остаются следы попадания крупных градин, камней и других предметов. Как правило, это небольшого размера многочисленные вмятины. Для того чтобы полностью оценить степень повреждений эти поверхности следует осмотреть, используя источник света таким образом, чтобы обозначились самые мелкие неровности.  Здесь главное определиться со степенью ремонта и необходимостью замены поврежденных элементов. Если относительно капота и крышки багажника  это может оказаться экономически целесообразным, то вряд ли стоит полностью менять панель крыши.   Поврежденный кузов можно привести в порядок, используя различные приемы. Это может быть элементарная шпаклевка. Однако следует принимать во внимание, что синтетическая шпаклевка может при изменениях температуры может сжиматься и расширяться больше, чем материал кузова. Если шпатлевка, нанесена за один прием  слишком толстым слоем, она может отслоиться при колебаниях температуры.   Поэтому с учетом характера повреждений стоит применить либо выравнивание  молотком или тепловой способ исправления дефекта. Специальный молоток хорош при работе с глубокими вмятинами. В то же время, если вмятины  имеют плавный контур, их диаметр порядка сантиметра, а глубина не превышает двух миллиметров, эффективен тепловой способ, Он предполагает использование эффекта расширения материала при его нагреве и  сжатие при охлаждении. Поэтому при  нагреве вмятины, смещая источник тепла от ее краев к середине, мы тепло концентрируем в центре.  Ремонтируемая поверхность будет более упругой относительно окружающего ее нагретого металла. Резкое охлаждение краев вмятины сместит вверх ее центр и металл натянется. Если правильно чередовать подвод тепла и охлаждение металла, вмятина исчезнет. Дополнительных мер по выравниванию поверхности не потребуется. Подводить тепло в такой операции лучше при помощи горелки для автогенной сварки. А отвод тепла делается путем контакта вмятины с тяжелым цилиндром из металла с рукояткой. Этот цилиндр предварительно  охлаждают противообледенительным аэрозолем. Однако такой способ применим не всегда.

На практике тепло отводится при обрабатывании поврежденной поверхности напильником. Это делается после того, как в результате спиралеобразного нагревания от краев к центру вмятина вместе окружающим ее металлом незначительно выступает  относительно плоскости кузова. Затем при помощи специального выгнутого напильника вмятина обрабатывается. При этом  должна соблюдаться симметрия обработки. Напильник прилегает к краям вмятины и таким образом снимает основное тепло. Он моментально нагревается, поэтому под руками следует иметь несколько таких инструментов для их быстрой замены.Сначала следует взять напильник с крупной насечкой для быстрого снятия лакокрасочного покрытия. При обнажении металла использовать напильник с мелкой насечкой. Если этого вовремя не сделать, толщина металла может недопустимо уменьшиться. Такой способ оказывается более эффективным по сравнению с вариантом водяного охлаждения. Ведь чаще всего из-за внутренних напряжений у возникшей вмятины края слегка приподнимаются, и, охлаждая водой, избавиться от этого весьма сложно. В то же время применение напильника позволяет выровнять материал и обеспечить его плавный переход к неповрежденному металлу. После этого остается только с помощью небольшого количества шпаклевки создать абсолютно ровную поверхность.

  Подготовка отрихтованной поверхности к покраске

  Несмотря на кажущуюся безупречность отрихтованной детали, на нее еще рано наносить материалы под покраску. Следует добиться, чтобы глубина микронеровностей на металле не превышала 15 микромикрон. Для этого необходимо шлифование отрихтованной поверхности. Используется шлифовальная машинка, у которой может меняться угол шлифования, Она состоит из электро или пневмопривода, тарелки для крепления шлифовальных материалов и шлифовального круга.

Обработка детали такой машинкой должна производиться при скорости вращения порядка 5000 оборотов в минуту. Качество шлифования обеспечивается правильной работой шлифовальной тарелки, на которую крепится шлифовальный круг.  Тарелка - комбинированная деталь диаметром 125 или 175 мм. Она состоит из жесткого и упругого элементов. Шлифовальный круг, применяемый для послерихтовочной обработки, должен иметь зернистость от «P60» до «P80». Шлифование требует соблюдения определенных правил и учитывать выделение тепла при работе. Поэтому перемещать шлифовальную машинку по поверхности следует равномерно, не допуская замедлений или ускорений. Сначала машинка перемещается горизонтально, затем вертикально. При этом начинать такие зигзагообразные проходы следует из одной и той же точки на поверхности кузова. Так обеспечивается правильное охлаждение обрабатываемой поверхности, что предупреждает ее деформацию от перегрева. Для  качественного проведения шлифования  и не допущения «ступенек» на ошлифованной поверхности применяют 6-7 угольные шлифовальные диски.

tin001.blogspot.ru


Смотрите также