Регулировка ремня натяжения ремня


Проверка, регулировка и замена приводных ремней

При использовании приводные ремни понемногу растягиваются под воздействием генератора, водяного насоса и вентилятора (если он есть). Кроме того, состояние ремней зависит от их возраста и степени скручивания.

Принцип работы приводных ремней

Ремень крепится к шкиву с V-образной канавкой и управляет генератором и водяным насосом с вентилятором, передавая вращательное движение от коленчатого вала.

Растянутые ремни часто проскальзывают и соскакивают со шкивов. Потрескавшиеся ремни в конечном итоге рвутся. Необходимо проверять натяжение и общее состояние ремней по меньшей мере один раз в месяц.

О порванном ремне обычно свидетельствует сигнальная лампа зажигания или прекращение работы генератора.

Перегрев двигателя или внезапно разрядившаяся батарея, могут указывать на то, что ремень провис или соскочил со шкива.

Как правило, ремень проскальзывает при большой загруженности генератора - например, когда одновременно включены фары и отопитель заднего стекла. В этом случае сигнальная лампа не загорается, но батарея не заряжается на полную мощность и в конце концов изнашивается.

Перегрев, вызванный проскальзыванием ремня, нарушает работу водяного насоса и вентилятора.

Помимо этого, под влиянием избыточной температуры сам ремень изнашивается гораздо быстрее. Как правило, в первую очередь трескается его внутренняя поверхность.

С другой стороны, избыточное натяжение ремня увеличивает нагрузку на генератор и шестеренки насоса, что вызывает преждевременные поломки.

Перед проверкой ремней извлеките ключ зажигания, чтобы предотвратить возможные травмы от внезапно включившегося двигателя.

При первичной проверке внимательно осмотрите ремень и ощупайте его внутреннюю поверхность, чтобы выявить повреждения. Для более тщательной проверки снимите ремень и последовательно согните каждый участок, чтобы обнажить возможные трещины.

При обнаружении трещин, потертостей, разрывов и выпуклостей ремень необходимо заменить. V-образные канавки на шкивах также нуждаются в осмотре. Убедитесь, что они не являются причиной повреждений. Канавки должны быть чистыми, гладкими и ровными. Проследите за тем, чтобы они полностью совпадали с ремнями и не перекручивали их.

Любое несоответствие обычно означает, что генератор был закреплен неправильно.

Механизм натяжения промежуточного колеса 

В некоторых автомобилях присутствует вспомогательный механизм, который позволяет быстро и четко отрегулировать степень натяжения ремня. Ослабьте гайку на регулировочном винте и вращайте его до тех пор, пока ремень не натянется до нужной степени. Закрепите гайку и проверьте натяжение.

Как правило, провисший или соскочивший ремень издает пронзительный визг. Этот звук меняется в зависимости от скорости вращения двигателя.

Не пытайтесь устранить его, смазав ремень маслом. Это может вызвать непредвиденные повреждения и поломки. Кроме того, липкий и мокрый ремень будет по-прежнему скрипеть даже после регулировки.

Порванный ремень, о котором свидетельствует сигнальная лампа зажигания, может сильно повредить другие детали.

К примеру, его болтающиеся концы часто задевают элементы электропроводки, перерезают шланги или даже проминают радиатор. Если вы предполагаете разрыв, отключите двигатель как можно быстрее.

Составной шкив

В месте крепления генератора к неподвижной опоре обычно присутствует составной шкив, позволяющий снять или отрегулировать ремень. В конструкцию входят два вогнутых диска, скрепленных между собой, и несколько прокладок (шайб).

На рисунке изображена внешняя половина шкива с гайкой, прокладкой и дополнительной шайбой.

Проверка натяжения ремня

Найдите середину ремня, измерив расстояние между шкивами с помощью линейки.

Найдите середину ремня, измерив расстояние между шкивами с помощью линейки. Возьмитесь за середину указательным и большим пальцами и подвигайте ремень из стороны в сторону.

Обратите внимание на то, насколько сильно он отклоняется от исходного положения.

Нормальное отклонение составляет примерно 13 мм. При большем отклонении ремень следует подтянуть, при меньшем - ослабить. При необходимости сверьтесь с руководством к автомобилю.

Регулировка приводного ремня

Для того, чтобы подтянуть ремень, отведите генератор от двигателя с помощью деревяшки или трубки.

Регулировка обычно производится с помощью болта, расположенного в месте крепления генератора к двигателю.

Крепление является подвижным, поэтому генератор можно отвести в сторону. Тем не менее, следует помнить, что траектория движения ограничивается металлической пластиной, прикрученной к свободному краю генератора.

Регулировка ремня производится путем откручивания крепежных болтов и пластины, обеспечивающей свободное движение генератора.

Ослабьте болты на генераторе и регулировочной пластине.

Подложите под генератор прочную деревяшку (например, ручку молотка), а затем натяните ремень.

После этого затяните болты на пластине, удерживая генератор в нужном положении. Проверьте ремень. Если он натянут правильно, затяните болты на генераторе.

Проверьте натяжение ремня, удерживая генератор в нужном положении. Если он натянут правильно, затяните болты.

Если вам необходимо ослабить ремень, немного открутите болты на генераторе так, чтобы его можно быть отодвинуть руками. Постепенно перемещайте генератор по направлению к двигателю до тех пор, пока не почувствуете, что ремень достаточно натянулся.

После этого затяните болты на генераторе и пластине.

В некоторых автомобилях присутствует механизм натяжения, который прижимает ремень к колесу. В этом случае необходимо снять регулировочный болт, повернуть колесо и проверить натяжение ремня. Как правило, этот способ вызывает меньше затруднений, чем перемещение генератора.

Регулировка ремня на составном шкиве

Снимите гайку или гайки, которые скрепляют части шкива.

Уберите переднюю деталь, снимите или установите шайбы так, чтобы сузить или расширить зазор между частями шкива.

При сужении зазора ремень отодвигается от центра к плечам шкива и натягивается. При расширении зазора ремень пододвигается к центру, и натяжение ослабевает.

Снимите переднюю деталь и убедите одну шайбу, чтобы натянуть ремень. Если вам необходимо ослабить натяжение, добавьте одну шайбу.

Постарайтесь не зажать ремень между деталями шкива при обратной сборке.

Установите переднюю деталь шкива и закрепите ее гайкой.

Немного затяните гайку, поверните двигатель на треть оборота, снова затяните ее и т.д. до тех пор, пока детали не сомкнутся достаточно плотно.

После этого проверьте натяжение ремня.

Замена приводного ремня

Искривление нового ремня на верхнем шкиве. Не пытайтесь поддеть его отверткой.

В магазинах и на станциях техобслуживания, где продаются вентиляторы и приводные ремни, всегда есть списки запчастей, подходящих для автомобилей самых популярных марок. Купите ремень нужного размера и качества.

Ремни для генераторов обычно прочнее и дороже, чем ремни для динамо-машин, однако если вы попытаетесь использовать неподходящий ремень, он быстро износится и внезапно порвется.

Если в продаже нет нужных ремней, обратитесь за консультацией к поставщику. Не забудьте взять с собой старый ремень для сравнения. Покупая ремень, отличный от старого, убедитесь в том, что его характеристики соответствуют требованиям вашего автомобиля.

Если шкивы расположены в передней части автомобиля, замена приводных ремней не вызывает особых затруднений. Если же двигатель находится сзади (как, например, в Mini), работа усложняется, т.к. доступ к ремню перекрывается кожухом вентилятора или другими деталями. В некоторых случаях приходится снимать кожух (хотя бы частично).

Для того, чтобы снять старый ремень, ослабьте крепление на опоре генератора и как можно сильнее подвиньте генератор к двигателю.

После этого вам, скорее всего, удастся снять ремень с верхнего шкива (у водяного насоса). Снимите ремень со шкивов у генератора и коленчатого вала и приподнимите его над вентилятором. Если на вентиляторе есть кожух, попытайтесь протащить ремень между ним и лопастями вентилятора.

Если на вентиляторе есть вязкостные муфты, поверните шкив коленчатого вала, чтобы освободить ремень.

Для установки нового ремня проделайте действия в обратном порядке. В некоторых случаях ремень необходимо натянуть на верхний шкив.

Накиньте ремень вентилятор, убедившись в том, что он плотно лег в канавки на нижних шкивах. Как можно плотнее натяните ремень на верхний шкив, а затем медленно поверните вентилятор, надавливая на кромку шкива большим пальцем. Постарайтесь не прищемить его ремнем.

Если в вашем автомобиле установлен электровентилятор с вязкостными муфтами (см. раздел Как работает система охлаждения двигателя), возможно, для натягивания нового ремня вам придется немного повернуть двигатель, т.к. при такой конструкции шкив вентилятора не вращает шкив коленчатого вала, и натянуть ремень иными способами невозможно.

Если на вентиляторе есть вязкостные муфты, поверните шкив коленчатого вала, чтобы освободить ремень.

Как правило, двигатель можно повернуть с помощью гаечного ключа, зажав им шкив коленчатого вала.

Не используйте отвертки и другие подобные инструменты, чтобы направить ремень на шкив. Если ремень невозможно натянуть обычным методом, значит, он слишком мал, и вам необходимо поискать другой.

Если вам необходимо снять ремень с составного шкива, используйте метод, описанный в разделе о регулировке. При установке нового ремня сначала поставьте все нужные шайбы, а затем проверьте натяжение и уберите ненужные.

При первом использовании все новые ремни растягиваются, поэтому повторную проверку рекомендуется осуществить через 300 км (или в соответствии с рекомендациями производителя).

17koles.ru

Регулировка натяжения ремня привода распределительного вала (ГРМ) ВАЗ-2110, ВАЗ-21102, 21104

Слишком сильное натяжение ремня приводит к повышенному износу подшипников водяного насоса и натяжного ролика. При слабом натяжении ремня возможно нарушение фаз газораспределения из-за перескакивания ремня по зубьям на шкиве распределительного вала. Кроме того, нарушение регулировки приводит к повышенному износу ремня.

Проворачивайте коленчатый вал только за болт крепления к нему шкива (запрещается проворачивать коленчатый вал за шкив распределительного вала).

Натяжной ролик поворачивают специальным ключом. При его отсутствии можно воспользоваться отверткой и двумя подходящими штифтами ∅ 4 мм (например, сверлами), плотно входящими в отверстия ролика.

Ход выполнения работы

  1. Снимите грязезащитный щиток с правой стороны и переднюю крышку ремня привода распределительного вала.
  2. Плавно (без рывков) поверните коленчатый вал за болт крепления шкива примерно на один оборот по часовой стрелке (чтобы легче провернуть вал, можно вывернуть свечи зажигания). 
  3. Поверните немного, примерно на два зуба шкива распределительного вала, коленчатый вал в обратную сторону (против часовой стрелки), чтобы натянуть ведущую ветвь ремня. 
  4. Проверьте натяжение ремня. Правильно натянутый ремень должен поворачиваться на 90° от усилия пальцев (1,5–2 кгс) посередине между шкивами коленчатого и распределительного валов. 
  5. Если натяжение не соответствует указанному, ослабьте гайку крепления натяжного ролика. Для натяжения ремня поверните натяжной ролик против часовой стрелки (примерно на 10–15°), для ослабления – по часовой стрелке. При отсутствии специального ключа вставьте два сверла в отверстия ролика… 
  6. …с помощью отвертки поверните ролик в соответствующую сторону и, удерживая ролик в этом положении, затяните гайку его крепления. 
  7. Проверните коленчатый вал на два оборота и проверьте совпадение меток ВМТ и натяжение ремня. При необходимости повторите регулировку. После регулировки установите переднюю крышку.

Vaz21102.ru

Как подтянуть ремень генератора - возвращаем зарядку в норму

Автомобилисту крайне важно постоянно следить за техническим состоянием своего транспортного средства. Ведь бережное отношение – это залог долгого срока эксплуатации вашего «железного коня». Конечно, автомобиль – очень сложный механизм, который состоит из крайне большого количества элементов, поэтому контролировать их все одновременно просто невозможно. Но всё-таки, чтобы уменьшить вероятность поломки, перед выездом рекомендуем проверять самые важные узлы: уровень и состояние масла и охлаждающей жидкости, заряд аккумуляторной батареи, ходовую часть, а также натяжение ремня от генератора.

Автомобильный генератор необходим для выработки достаточного количества электрического тока, чтобы обеспечить им всю электросеть автомобиля. Поэтому он всегда должен быть исправен. Но не всегда его работоспособность зависит от технического состояния. Дело в том, что работа генератора зависит от работы коленчатого вала и, чтобы генератор выполнял свои функции, должен быть исправен ременный привод. Главные требования к ременному приводу: он должен быть целым и натянутым до необходимой степени. Только в таких условиях генератор будет работать правильно и вырабатывать достаточное количество электроэнергии. К сожалению, очень часто ремень генератора разбалтывается и уже не выполняет возложенные на него функции. Рассмотрим, как же это исправить.

1. Насколько важна регулировка ремня генератора.

Ременная передача – это единственно возможный способ передачи вращательного момента от коленчатого вала на вал генератора. Ремень для передачи изготавливается из специального прочного материала – эластичной армированной резины. Он соединяет два шкива, которые вращаются с большущей скоростью, достигающей нескольких тысяч оборотов за минуту. Учитывая эту скорость, ремень должен прилегать очень плотно к канавкам шкива. Такое прилегание необходимо для того, чтобы не допустить проскальзывания.

Есть три типа натяжения генераторного ремня:

1. Слишком маленькая степень натяжения.

2. Слишком большая степень натяжения.

3. Нормальная степень натяжения.

Если ремень ослабленный, шкив коленвала будет выполнять слишком большое количество оборотов в холостую и, соответственно, генератор будет работать совершенно неэффективно. Поэтому системы не будут получать достаточное количество электроэнергии. Кроме того, проскальзывание провоцирует ещё и чрезмерный перегрев шкива, что также не очень то хорошо для автомобильных деталей. Если натяжение недостаточно, будет слышен характерный свист из отсека двигателя.

Если ремень натянут слишком сильно, подшипники генератора могут выйти из строя преждевременно из-за сильной нагрузки. А заменить подшипники – дело непростое и недешёвое. Кроме того, сам ремень будет испытывать повышенные нагрузки и может порваться. Так что единственный приемлемый вариант, как не сложно догадаться, это третий, то есть нормальная степень натяжения ремня, при которой ремень одновременно и не будет проскальзывать, и не будет перегружать подшипники генератора.

Чтобы проверить, на сколько правильно выполнено натяжение генераторного ремня, нужно надавить на него посредине между шкивом коленвала и шкивом генератора. Для каждого автомобиля установлен свой предел возможного отклонения ремня от правильного положения, о чём написано в руководстве по эксплуатации транспортного средства. Если вы заметили какие-то отклонения от нормы, то понадобиться регулировка ремня генератора. Сделать подобную процедуру несложно, и она вполне по силам любому водителю.

2. Как натянуть ремень генератора при помощи регулировочной планки.

Перед тем, как выполнять любые действия, необходимо точно определить причину неисправности генератора. И только после этого либо произвести ремонт собственными руками, либо обратиться к профессионалам своего дела в автомастерскую.

Как уже указывалось раньше, если из отсека двигателя слышен свист, значит возможной причиной этого может быть слишком слабое натяжение генераторного ремня. Но также дело может быть и в другом. К примеру, в поломке генераторных подшипников или в сильном загрязнении устройства горюче-смазочными материалами. В общем то все эти причины неисправностей водитель способен устранить самостоятельно. Но, наверное, самая простая процедура – это регулировка натяжения ремня. Такая процедура не займёт много времени и для неё потребуется всего несколько инструментов, а именно:

1. Ключи разного диаметра (обычно, будет достаточно двух ключей на 17 мм и на 19 мм)

2. Монтировка или другой длинный инструмент.

Причиной необходимости отрегулировать генераторный ремень является то, что в процессе эксплуатации этот ремень постепенно растягивается. Здесь важно понимать такие аспекты:

1. Если ремень ещё не растянулся до максимально допустимого значения, значит достаточно будет просто его подтянуть.

2. Если ремень растянулся слишком сильно, и его длина превышает максимально допустимую, значит простым подтягиванием не обойтись. В таком случае, единственный выход – заменить ремень новым. Конечно, можно ещё немного поездить, подтянув ремень. Но помните, в такой ситуации замена неизбежна. Рано она наступит или поздно.

Во многих автомобилях присутствует довольно простой механизм регулировки натяжения генераторного ремня. Особенно это характерно для автомобилей от производителя ВАЗ. Генератор крепится к двигательному картеру при помощи длинного болта, позволяющего перемещать его вверх и вниз. Сверху есть планка, имеющая дугообразную форму и гайку, которая фиксирует расположение генератора. «Как натянуть ремень генератора?», - спросите вы. Очень просто. Этот процесс состоит из таких этапов:

1. Гайку с планки немного открутить.

2. Монтировкой, монтажной лопаткой или другим длинным инструментом произвести отжимание генератора от двигателя на необходимое расстояние, постоянно контролируя степень натяжения.

3. Зафиксировать генератор в нужном положении.

4. Затянуть гайки, которые были ослаблены.

5. Проверить, что из этого получилось. Можно проехаться на небольшое расстояние, а потом проверить состояние натяжения ещё раз.

6. При необходимости, повторить процедуру. Порой, для достижения нужного эффекта, проделывать подтяжку генераторного ремня приходится несколько раз.

Иногда свист из двигательного отсека доноситься в зимнее время. Причиной этого может быть замерзание ремня на морозе. Замерзает, как правило, ремень из некачественных материалов. Если ремень прогреть, то свист просто исчезнет. Так что сразу не спешите прибегать к регулировке или замене генераторного ремня. Для начала обязательно определитесь со всеми возможными причинами и только после этого предпринимайте какие-то действия.

3. Как подтянуть ремень генератора регулировочным болтом.

«Как подтянуть ремень генератора при помощи регулировочного болта?», - подобным вопросом задаются многие автомобилисты, у которых ременный привод потерял былую степень натяжения. В некоторых автомобилях принято производить регулировку степени натяжения генераторного ремня не регулировочной планкой, а с помощью регулировочного болта. Способ болтового регулирования – это самый современный способ регулировки натяжения генераторного ремня. Данная процедура состоит из следующих этапов:

1. Ослабить степень затяжки нижнего и верхнего крепления генератора.

2. Отвести генератор от блока посредством поворота болта регулировки по направления движения часовой стрелки. При этом следует контролировать степень натяжения генераторного ремня.

3. Когда было достигнуто нужное натяжение, зафиксировать генератор в этом положении.

4. Затянуть гайки от крепления генератора, которые были ослаблены.

После проведения регулировки ремня генератора любым способом, нужно проделать два-три оборота коленвала и ещё раз проверить степень натяжения ремня. Если всё в порядке, можно ехать, а, если нет – проведите процедуру ещё раз. После первой поездки обязательно сделайте контрольную проверку степени натяжения и, при необходимости, повторите процедуру. У новичков не всегда получается сделать всё правильно на первой попытке. Не расстраивайтесь, просто пройдите все этапы ещё раз. При наличии желания, вы обязательно достигнете необходимого эффекта.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

auto.today

Натяжка ремня ГРМ: когда требуется процедура, как правильно сделать своими руками, порядок действий, профилактика, специальный инструмент

Ремень ГРМ – элемент в конструкции двигателя, который соединяет распредвал и коленвал, организуя своевременное открытие и аналогичное закрытие клапанов. Ременный привод должен быть всегда хорошо натянут, вследствие этого инженеры ввели в конструкцию газораспределительного механизма специальные натяжители. Мало кто знает, но от грамотной настройки натяжения зависит не только срок службы самого ремня, но и узла в целом. Более подробно о том, как натянуть ремень ГРМ, и когда такая операция может потребоваться, поговорим в приведённой сегодня статье.

Пара слов о важности правильной натяжки

Многие автомобилисты знают о том, что неправильное функционирование ГРМ способно вызывать очень серьёзные поломки двигателя. Это связано с принципами функционирования механизма, которые сводятся на своевременном и качественном открытии/закрытии клапанов мотора. Подобный подход не только позволяет наладить фазы газораспределения ДВС, но и разграничить в работе чувствительные клапана и постоянно стучащие поршни.

Если ГРМ начинает работать неправильно, порядок газораспределения нарушается, вследствие чего элементы двигателя начинают изнашиваться в ускоренном режиме. Подобные нарушения в функционировании мотора могут появиться и по причине неправильной натяжки ремня.

Примечание! Обрыв ременного привода в процессе движения не просто отрицательно сказывается на состоянии двигателя, а реально способен сильно погнуть клапана. Ремонт автомобиля с такой поломкой нередко обходится автомобилистам в пятизначные денежные суммы.

Помимо этого, несоответствующее нормам натяжение привода ускоряет износ основных элементов ГРМ, в перечень которых входят:

Ремонт каждой из отмеченных деталей ГРМ проводится заметно дольше обычной натяжки ремня. Ну а по стоимости и говорить нечего, если натянуть привод можно собственноручно и совершенно бесплатно, то вот за замену составляющих механизма придётся платить.

Когда требуется натяжка ремня

Рассмотрев предыдущей пункт статьи, наверное, было не сложно понять, что следить за правильностью функционирования ГРМ довольно-таки важно. В том числе стоит придерживать на должном уровне натяжение ременного привода. К слову, натяжка проводится лишь в двух основных случаях:

В ситуациях, не соответствующих отмеченным выше, трогать ременный привод механизма попросту не стоит. Особенно, если мотор работает стабильно, без ярко выраженных проблем.

Процедура натяжки

Допустим, на вашем автомобиле буквально сползает ремень ГРМ, или его натяжка слегка отступает от нормы. Что делать? Естественно, натягивать привод. К счастью многих автомобилистов, процедура натяжки не столь сложна и осуществляется в течение 5-10 минут. Для её проведения понадобится следующий инструментарий:

Непосредственно процедура натяжки проходит так:

  1. В первую очередь, ставим автомобиль в удобном для ремонта месте и отключаем АКБ (достаточно отсоединить минусовую клемму);
  2. Затем отрываем капот и снимаем защиту с ремня ГРМ, конечно, если она имеется;
  3. После этого ослабляем гайку крепления натяжного ролика;
  4. Далее при помощи специального ключа для регулировки натяжения ремня осуществляем натяжку. Для этого «рожки» ключа вставляем в специальные отверстия на регулировочной гайке, которая располагается в районе ранее ослабленного крепления натяжного ролика. Регулировка натяжения ремня проводится путём кручения специального ключа против часовой стрелки;
  5. Натянув привод нужным образом, фиксируем натяжной ролик в неподвижном положении и затягиваем его крепление;
  6. Повторно проверяем натяжение ремня. Если что-то не так – исправляем;
  7. В ином случае приводим автомобиль в первоначальный вид, после чего ремонт может быть завершён.

Примечание! В процессе проведения ремонтных работ действовать нужно аккуратно, не повреждая смежные элементы ГРМ. Нередко неосторожность неопытных авторемонтников усложняет им жизнь необходимостью проведения дополнительного ремонта.

Пожалуй, на этом по натяжке ремня ГРМ наиболее важная информация подошла к концу. Надеемся, представленный сегодня материал был для вас полезен и дал ответы на интересующие вопросы. Удачи в эксплуатации и обслуживании авто!

swapmotor.ru


Смотрите также